Стили 20 века в архитектуре – Презентация по искусству «Стили и направления в архитектуре»

Содержание

Архитектура XX века в мире

Архитектура XX века в отличие от живописи того периода не претерпевала явления кризиса. Более того, одновременно с послевоенным восстановлением городов, интенсивным техническим развитием, возникновением потребности в строительстве происходил рост, обновление и возрождение архитектурного облика городской инфраструктуры.

Вместе с применением новых строительных технологий в то время используются и активно применяются в строительных конструкциях и новые строительные материалы:

  • бетон,
  • стекло,
  • полимерные материалы,
  • железобетон,
  • цемент и различные наполнители для него,
  • сталь,
  • пенобетон.

Применение в архитектурных конструкциях XX века неизбежно приводит к поиску и развитию новых стилей и направлений.

Исторические особенности развития архитектуры XX века

Замечание 1

Развитие архитектуры XX века можно условно разделить на несколько временных промежутков, каждый из которых имеет свои особенности и стилистику.

События прошлого периода оказали значительно влияние на развитие архитектуры, которое имеет продолжение и в настоящее время. К таким моментам относится развитие социалистического государства с новыми идеями и принципами, которые сформулировали новые архитектурные и градостроительные направления, целью которых стало повышение уровня жизни людей. Наряду с этим на архитектуре сказывалось развитие науки и техники.

Архитектура XX века существенным образом отличается от архитектурных идей прошлых столетий.

Архитектура второй четверти XX века относилась к одному из видов искусства, главенствующим направлением которого являлось решение эстетических вопросов, а расположение объекта архитектуры в пространстве максимально сочеталось с назначением здания. Активное появление железобетонных конструкций позволяло воплощать архитектурные новшества того времени. Архитектурные формы создавались с учетом рациональности, имела место планировка зданий, учитывался одновременно вопрос стандартизации. Типология зданий и сооружений кардинальным образом обновляется, появляются новые выразительные архитектурные формы, которые приобретают популярность на международном уровне.

Архитектура середины XX века также основана на основе функциональности, значительное внимание уделяется идее выразительности архитектурных форм, наряду с тем архитекторы часто вновь обращаются к историческому опыту, к наследию. В это время архитектура неразрывно связана с жизненной средой.

Рисунок 1. Югендстиль в Риге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Архитектурные стили XX века:

  • Модерн
  • Конструктивизм
  • Хай-тек
  • Деструктивизм
  • Функционализм
  • Постмодернизм
  • Югендстиль
  • Сецессион
  • Пуризм
  • Баухауз
  • Советский конструктивизм

Яркие из архитектурных стилей XX века

Конец XIX начало XX вв. ознаменованы стилем модерн. Модерн в архитектуре пытался объединить конструктивность и художественность. В архитектурных решениях используются новые современные материалы, в частности, железобетон, для планировка обусловлена свободой и максимальной функциональностью, декоративностью, гибкостью линий, часто используются растительные узоры, стилизованные под водные растения. Здания данного стиля очень носят индивидуальный характер, элементы, украшающие здания, выполнены в едином ритме с символическим замыслом.

На начало XX века приходится противоречивый «спор» развивающейся транспортной отрасли и устаревшей городской планировкой, улицы заполнены малоэтажными строениями, плотность населения растет. В это время возникает конструктивизм, как один из стилей архитектуры того времени. Разным странам мира было присуще различие в развитии конструктивизма. Одним из ярких примеров архитектурного конструктивизма во Франции является Эйфелева башня. Несмотря на тот факт, что данная конструкция лишена какой-либо практической ценности, на тот момент башня являла собой олицетворение вступления в век техники.

Замечание 2

Архитекторы того времени были озадачены идеей создания построек для людей с низким и средним уровнем достатка, что неизбежно привело к созданию небоскребов. Такие архитектурные творения лишены были каких-либо украшений.

70-е года XX столетия – вступление в век высоких технологий – хайтек. Основное отличие данного стиля состоят в использовании особых способов архитектурного оформления и материалов – стекла и металла в различных их комбинациях.

Декоративность и стиль зданий обеспечивались покраской вентиляционных шахт, трубопроводов в различные цвета. Данное оформление отдельных конструктивов зданий придавало последним эстетику и функциональность одновременно.

Рисунок 2. Пример деконструктивизма в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В конце XX века возникает такое направление архитектуры как деструктивизм. Для деструктивизма характерны неожиданные решения в виде изгибов линий, которые принадлежат основной конструкции, но не несут на себе никакой нагрузки, — лишь декоративную. Стальные и стеклянные здания – яркие тому примеры.

Пуризм возникает изначально как художественное движение, только позднее как архитектурное, распространившееся по всей Европе в начале 20-х годов. Суть пуризма заключалась в том, чтобы свести и подчинить в итоге элементарные геометрические формы: шар, призма, цилиндр, конус принципам классической композиции. Основная философская идея сводится к мысли Сезанна о том, что основу всей человеческой деятельности составляют геометрические формы. Идея пуризма заключалась в том, чтобы не подвергать архитектуру и искусство деформации, а следовать к совершенству путем отбора. В итоге пуритская эстетика свелась к серийности и массовости.

В заключение можно подчеркнуть, что характерным отличием архитектуры XX века является рационализм, который сменил представления о городе как о некой композиции. В то время набрала популярность идея свободной застройки, разделение на зоны с точки зрения функциональности, так называемое функциональное зонирование. В последующем в градостроительстве применяется районная планировка.

Русская архитектура первой половины 20 века: plastikaokon — LiveJournal

  

Двадцатый век был эпохой самых больших перемен в обществе. Менялось правительство, экономика, социальные и культурные установки. Люди были полны надежд на перемены к лучшему. Художники, музыканты, литераторы, скульпторы и архитекторы в своем творчестве отражали дух нового времени.

Сегодня мы с вами поговорим о трех архитектурных стилях, характерных для первой половины двадцатого века.

Промышленная революция шла полным ходом во всей Европе. В ответ на всеобщую унификацию возник стиль модерн: плавный, изящный, изысканный. Художники этого направления старались создавать уникальные вещи, предназначенные исключительно для красоты и радости. У модерна много названий: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style (современный стиль) в Англии. Временной период модерна — примерно с 1890 по 1910 годы.

Отличительная особенность стиля — отказ от классических прямых линий и углов в пользу более плавных, «природных» линий и декоративных элементов неорусского или необарочного стиля. Архитектура модерна уверенно использует новые технологии и материалы — металл, бетон, железобетон. В это время появилась возможность строить многоэтажные здания, увеличить размер оконных проемов, арок и дверей. Архитекторы нового стиля уделяли большое внимание комфорту: дома оснащались лифтами и центральным отоплением. Ярким примером модернистской конструкции может служить Эйфелева Башня в Париже, созданная в 1889 году.

В России стиль модерн был представлен, в первую очередь, работами архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Две его самые известные работы — особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве и здание Ярославского вокзала.

Особняк Рябушинского сочетает в себе причудливые элементы мавританского стиля и английской готики. Разноуровневые окна двухэтажного здания создают эффект многоэтажности. Главным украшением интерьера здания считается парадная лестница из белого мрамора, выполненная в виде волны.

Среди петербуржских памятников модерна можно выделить Дом компании Зингер, он же Дом Книги, где сейчас находится офис Вконтакте, а также гостиница Астория и Витебский вокзал. В Москве, кроме уже упомянутых зданий авторства Шехтеля, можно выделить ЦУМ, гостиницу Метрополь и особняк Листа.

Наряду с модерном, в российской архитектуре присутствовали также стили неоклассицизм и новорусский стиль, последний считается одним из ответвлений модерна. Именно в этом стиле выполнен Ярославский вокзал.

После революции художники русского авангарда, в частности, архитекторы, провозглашают новое искусство для нового времени. В этот период создаются экспериментальные проекты, в частности, Шуховская башня на Шаболовке авторства Владимира Григорьевича Шухова.

Лидирующим стилем в архитектуре становится конструктивизм. Для него были характерны, в противовес модерну, четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика зданий. На первый план выходит конструктивная основа зданий — железобетонный каркас. У конструктивизма было свое ответвление, функционализм. В его основе лежит научный анализ особенности функционирования зданий. Именно в рамках этого стиля появляются характерные дома той эпохи — дворцы труда, рабочие клубы и дома-комунны.

Архитекторы конструктивизма боролись за то, чтобы принцип работы не превратился в стиль. Они увлекались идеями французского архитектора Ле Корбюзье, который был ярким представителем функционального стиля. Так, Дворец культуры Зил по проекту братьев Весниных был построен по пяти принципам Ле Корбюзье: опоры-столбы вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна и плоская крыша. Здание подчеркнуто геометрично.

Еще одно известное произведение тех времен — работа архитектора Алексея Викторовича Щусева, мавзолей Ленина на Красной площади. Здание было возведено из железобетона, облицовано гранитом и лабрадоритом. Это постройка объединила в себе черты конструктивизма и ар-деко, сменившего и модерн, и конструктивизм.

Начиная с 30-х годов прошлого века властный интерес к архитектуре конструктивизма угасает, и на арену выходит стиль, надолго закрепившийся в России — сталинский.

Этот стиль характеризуется монументальностью, порой граничащей с гигантоманией, жесткими стандартами и техниками постройки. В зданиях сталинской эпохи нашли свое отражение и неоклассицизм, и ар-деко, и стиль империи — ампир. Как и в классизме, здесь использовались архитектурные ордеры и скульптуры в оформлении зданий. Дома украшались барельефами с изображением трудящихся, а также символов советского времени — звезд, серпов, молотов и венков. В оформлении общественных интерьеров использовались мрамор, бронза, лепнина и ценные породы дерева.

Элементы стиля ар-деко мы можем видеть в оформлении станций Московского метро, например, Маяковской, Аэропорта, Сокола и Кропоткинской. Знаменитые сталинские высотки также относятся к стилю послевоенного советского ар-деко.

Элементы стиля ампир — портик и парадная фасадная композиция — использовались при создании главного входа в Парк Горького и главного павильона ВДНХ.

В архитектуре второй половины двадцатого века тоже были свои шедевры, оказавшие значительное влияние на облик российских городов. Об этом мы поговорим в следующих материалах.

Советская архитектура — Википедия

Гостиница «Космос» на ВДНХ

Советская архитектура охватывает период 1917—1991 годов. За это время в ней отразился ряд мировых архитектурных стилей — конструктивизм, рационализм, ар-деко, являющаяся смесью ар-деко, ампира и эклектики сталинская архитектура и брутализм.

Архитектура периода Революции и Гражданской войны[править | править код]

Башня Татлина и более поздняя скульптура «Рабочий и колхозница» Л. В. Руднев. Памятник на Марсовом поле

В военный период большинство архитекторов осталось без работы и занималось «бумажной архитектурой». Некоторые сотрудничали со скульпторами, создавая памятники (Л. В. Руднев, памятник «Жертвам революции» на Марсовом поле, 1917—1919).

Владимир Татлин в 1920 году создал свою знаменитую башню, которая стала символом нового направления в искусстве, выражением смелости и решительности исканий[1].

Архитектура 1921 — сер.1930-х годов[править | править код]

В этот период, по сравнению с предыдущим десятилетием, возникла стабильность, экономическое положение упрочилось, и перед архитектурой открылись широкие возможности. Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и поселки[2].

Разрабатывался и распространялся стиль советской архитектуры. Его питали разные традиции — ряд мастеров хранили старые традиции, другие занимались новаторством. Члены обоих этих групп могли придерживаться двух основных тенденций — рационализм и конструктивизм[2].

Главой рационалистов был Николай Ладовский. Это направление архитектуры сосредотачивалось на проблеме художественного образа. Искания основывались на широком применении новейших строительных материалов и конструкций. Архитекторы этого направления придавали большое значение учёту объективных закономерностей композиционного построения архитектурной формы[3]. Они считали, что нельзя забывать об объективных закономерностях формообразования, а также о психофизиологических особенностях восприятия человека[2].

Школа конструктивизма сформировалась чуть позже. Архитекторы-конструктивисты подчеркивали важность учёта функционально конструктивной основы строительства, кроме того — боролись против «реставраторских» тенденций в отношении прежних архитектурных традиций, а также против «левого формализма», как часто назывались поиски некоторых современников. Конструктивизм как самостоятельное явление впервые проявил себя в начале 1923 года, когда братья Веснины начали проект Дворца труда в Москве.

Здание Центрального телеграфа

В результате общих устремлений рационалистов и конструктивистов зародилось и получило дальнейшее развитие новое направление советской архитектуры в целом. Работы этого направления — конкурсные работы на проекты здания московского отделения «Ленинградская правда», акционерного общества «Аркос» (арх. Иван Фомин), советского павильона на Всемирной выставке в Париже (арх. Константин Мельников), московского телеграфа (арх. Иван Рерберг) и т. д.[2]

В последующие годы творческие поиски в советской архитектуре определялись «преодолением полемической прямолинейности теоретических позиций и практики конструктивистов и рационалистов»[4]. Происходил синтез обоих направлений. С его использованием возводились жилые комплексы, которые во второй половине двадцатых годов получили активное развитие. Массовое строительство жилья рабочих (3—5-этажные секционные дома), а также типовое проектирование жилищ «трудящихся в условиях социалистического общества» вызывало различные теоретические споры. Индивидуальный дом с сенями и русской печью считался отвечающим задачам построения общества, с другой стороны — возводились и громадные дома-коммуны. Много строится рабочих и сельских клубов, изб-читален, народных домов. Постепенно складывается новый тип общественного здания. Константин Мельников в этом смысле был важным мастером. По его проекту в Москве было построено пять клубов: имени Русакова, имени Горького, имени Фрунзе, «Каучук» и «Буревестник». Он рассматривал рабочие клубы как тип здания, который своим обликом должен отражать новые формы жизни и труда, то есть в нём должны сливаться функциональные и пространственные задачи[2].

Дворец культуры московского автозавода им. Лихачева (1930—1934) братьев Весниных — типичное проявление конструктивизма: большие, ничем не украшенные плоскости, обширные застекленные поверхности, свободная композиция разных объёмов, динамичность композиции. Они же возвели Днепровскую гидроэлектростанцию — лучший образец промышленного строительства 1920- начала 1930-х годов[2].

Мавзолей Ленина

Новаторские тенденции в архитектуре 1920-х были такими сильными, что влияли на мастеров, которые прежде ориентировались на старые традиции. Таков, например, Мавзолей Ленина работы Щусева, хотя Жолтовский остается стойким в своих классицистических исканиях и поиске нового языка[2].

В начале 1930-х годов в советской архитектуре начался процесс отхода от авангардных направлений, наметился явный поворот в сторону переосмысления классического наследия прошлого, впоследствии приведший к возникновению архитектуры «сталинского ампира».

Конкурс на возведение Дворца Советов (середина 30-х) был важным моментом в развитии творческих поисков. Восторжествовала несколько модернизированная идея традиционного монумента — в варианте Иофана с множеством колонн и гигантской статуей[2].

Архитектура 1930-х[править | править код]

В 1930-е продолжалось активное строительство городов и поселков, требовалось реконструировать много старых городов. Новые задачи времени — сооружения для сельскохозяйственной выставки в Москве с павильонами для каждой союзной республики, канал им. Москвы, московский Метрополитен. Задачи обычного жилищного строительства сочетались с необходимостью возведения крупных архитектурных комплексов выставочного характера или транспортных сооружений, рассчитанных на огромные пассажиропотоки.

Стилевые тенденции располагались между двумя крайними точками — конструктивизмом и традиционализмом. Влияние конструктивизма ещё мощно ощущалось, вдобавок, завершались стройки зданий, начатых в этом стиле в 1920-е годы: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (1928-40, архитекторы — Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх), театр в Ростове-на-Дону (1930-35, те же; взорван фашистами, позже восстановлен), здание комбината газеты «Правда» (1931—1935, Пантелеймон Голосов), ансамбль площади Дзержинского в Харькове со зданием Госпрома (Сергей Серафимов и Самуил Кравец). Эти искания продолжали некоторые архитекторы 1930-х годов: Аркадий Лангман построил Дом СТО (1933-36; совр. здание Государственной Думы в Охотном ряду). Лев Руднев и Владимир Мунц возвели здание академии им. Фрунзе — строгое в формах, расчлененное и величественное. Очень удачен созданный в 1936-38 гг. группой архитекторов Крымский мост.

  • Крымский мост

Жолтовский же в эти годы возглавляет традиционалистическое направление, опираясь на свой дореволюционный опыт архитектора-неоклассициста. В 1934 г. он строит жилой дом на Моховой, прилагая к современному по планировке и конструкциям зданию — большой ордер, который не имеет конструктивного смысла. Вообще, в 1930-е годы колоннада становится излюбленным декоративным приемом, подчас в ущерб внутренней конструкции и удобствам.

Ощущается тяготение к возрождению старых стилевых особенностей. Это заметно и в национальных школах, в частности — это проявилось при строительстве павильонов будущего ВДНХ. Архитекторы пытаются соединить старое и новое. Таково, например, здание дома правительства Грузинской ССР в Тбилиси (1933-38), архитекторы Илья Лежава и Виктор Кокорин: здесь аркада нижнего этажа, отсылающая к архитектуре старого Тифлиса, соединена с простой композицией здания. Александр Таманян создавал ансамбль центра Еревана, добавляя к традиционным чертам элементы стиля классицизм. Благодаря использованию розового туфа здания органично вписываются в окружающий пейзаж.

Московский метрополитен также создавался мастерами, находившимися под влиянием двух этих разных тенденций. Иван Фомин проектирует Красные Ворота (1935) и Театральную (1938, бывш. «Площадь Свердлова»), ориентируясь на классику, строгую и четкую. Алексей Душкин создает Кропоткинскую (1935, бывш. «Дворец Советов») и Маяковскую (1938), стремясь к преодолению материала, облегчению конструкций, легкости, рациональности. Он использует для этого современный архитектурный стиль и новые материалы.

Советская архитектура испытала и влияние основного мирового стиля тех лет — ар-деко.

К концу десятилетия классицизирующие тенденции побеждают конструктивные. Архитектура приобретает оттенок парадной пышности. Начинается эпоха сталинского ампира. Те же тенденции во-многом проявились и в других видах искусства, в особенности, в прикладном и декоративном творчестве[6].

Во время Великой Отечественной войны[править | править код]

В этот период строили мало, но проекты в области жилья и градостроительства продолжали создавать. В 1943 году для повышения качества архитектуры и строительства при восстановлении разрушенных войной городов и населенных пунктов СССР был организован Комитет по делам архитектуры. Перед ним стояла задача восстановления 70 тыс. населенных пунктов, от городов до деревень, разрушенных немцами. В 1943-44 гг. работы по восстановлению начались. Главными задачами были сначала Сталинград, Воронеж, Новгород, Киев, Смоленск, Калинин. Началось восстановление Днепрогэса. Создавались генеральные планы городов и республик СССР.

Происходит проектирование и создание памятников героям и жертвам войны. Весной 1942 года проходит один из первых конкурсов, затем — в 1943 году. В ГТГ проходит выставка архитектурных работ «Героический фронт и тыл»[7].

Архитектура 1945—1960 годов[править | править код]

В первый послевоенный период особой интенсивностью характеризуется работа архитектора. Они активно занимались восстановлением разрушенных зданий, параллельно создавая новые. Восстанавливая города, архитекторы старались исправлять их старые недостатки. Таким образом был перестроен Крещатик — центральная улица Киева, полностью разрушенная в годы войны. Восстановлением украинской столицы занимались не только местные, но и московские и ленинградские архитекторы. В 1949 году был предложен проект восстановления магистрали Крещатика, который изменил его планировку, хотя и отдавал «дань поверхностному декоратизму» (Александр Власов, Анатолий Добровольский, Виктор Елизаров, А. Захаров, Александр Малиновский, Борис Приймак).

Пропилеи на центральной набережной Волгограда.

Колоссальное внимание было уделено новому генеральному плану стертого с лица земли Сталинграда (Волгограда). Цельная архитектурно-эстетическая идея была предложена советскими архитекторами Алабяном и Симбирцевым. В план города был введен центральный ансамбль — площадь Павших борцов, аллея Героев, пропилеи с гигантской лестницей к Волге. В определенную систему объединили промышленные районы. «В новых чертах возрожденного города-героя выразился смысл народного подвига»[8].

Разрушенному почти дотла Минску также требовалось обновить центр города в районе площади Ленина и Ленинского проспекта (современные площадь и проспект Независимости). Главную улицу спланировали по принципу проспекта с равновысотными домами (архитекторы Михаил Парусников, Михаил Барщ, Михаил Осмоловский, Владимир Король, Геннадий Баданов). Старую и новую часть города объединили круглой площадью с обелиском в память героев Великой Отечественной войны. Новгород восстанавливала бригада архитекторов под руководством Щусева. Главная черта плана восстановления города — слияние новой застройки с древнерусскими шедеврами.

Жилой дом на Кудринской площади

Как писали советские критики 1970-х годов: «в сложном процессе выработки архитектуры восстановления городов, в целом безусловно положительном, назревала тем не менее опасность некоторой мании грандиозности, „принявшей эстафету“ от черт гигантомании, свойственной ряду произведений довоенной архитектуры. Получила развитие и тенденция к излишнему декоративизму, квалифицированному позднее как украшательство»[8]. Такими гигантами оказались московские высотки, самой удачной из которых признавали здание МГУ (1949—1953 гг., архитекторы Борис Иофан (смещён с должности главного архитектора), Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков, В. Н. Насонов. Скульптурное оформление фасадов — работы мастерской Мухиной).

Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная разрушениями войны. В эти годы начинается развертывание массового жилищного строительства. Однако сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы. Начинаются эксперименты с поквартальной застройкой Москвы (район Песчаных улиц, архитекторы Зиновий Розенфельд, В. Сергеев). Позже этот опыт был использован в других городах. Многоэтажное строительство началось в Челябинске, Перми, Куйбышеве. Начинают появляться кварталы, застраиваемые домами из крупных бетонных блоков, внедряются индустриальные методы строительства, которые удешевляют. Однако усугублялись и отрицательные тенденции: в их число входит отделка фасада с незавершенностью дворов и внутриквартальных пространств. Последующая эпоха активно осуждала «фасадный» принцип стиля — обильное применение колоннад, лепнины, украшательство. Конец этому роскошному стилю положило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (4 ноября 1955). На замену сталинскому ампиру после кончины вождя пришла функциональная типовая советская архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца существования советского государства.

Архитектура 1960—1980-х годов[править | править код]

В 1955 году принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец сталинскому ампиру[9].

Индустриализация прежде всего коснулась жилищного строительства: было необходимо решить вопрос о типе массовой квартиры и жилого дома. Началась застройка районов крупными массивами[9].

Кинотеатр «Пушкинский» (Москва)

По такому новому принципу построены районы Химки-Ховрино (арх. Каро Алабян) и кварталы юго-запада Москвы (арх. Яков Белопольский, Евгений Стамо и др.), район «Дачное» Ленинграда (арх. Валентин Каменский, Александр Жук, Александр Мачерет, Г. Н. Николаев), микрорайоны и кварталы в Минске, Киеве, Вильнюсе, Владивостоке, Ашхабаде и проч.[9]

При типовой индустриальной застройке возрастает роль крупных общественных сооружений с индивидуальным лицом, которые придают районам своеобразие. Выявить и сформировать принципы советской архитектуры помогли конкурсы на новый проект Дворца Советов (1958 и 1959 гг.). Хотя проекты не получили осуществления, в конкурсе приняли участие ведущие архитекторы[9].

Тогда была построена гостиница «Юность»[10] (Москва, 1961, арх. Юрий Арндт, Т. Ф. Баушева, В. К. Буровин, Т. В. Владимирова; инженеры Нина Дыховичная, Б. М. Зархи, И. Ю. Мищенко). Она сделана с использованием крупных панелей, тех же, которые применялись в жилищном строительстве. Облик здания простой, формы геометрически четкие. К тому же году относится кинотеатр «Россия» («Пушкинский») с его выдвинутым козырьком. Государственный Кремлёвский дворец (1959—1961) — пример лучших общественных сооружений этого времени (арх. Михаил Посохин). В нём решена проблема сочетания современного сооружения с историческими архитектурными ансамблями. Дворец пионеров в Москве (1959—1963) представляет собой комплекс из нескольких зданий разной высоты, объединённых между собой пространственной композицией. Элементы расположены свободно, с многообразными формами декоративных украшений[9].

В 1960—1970-х гг. развивался новый стиль архитектуры — простая, экономная, на основе новой индустрии и выражающая возможности современной техники. Важные объекты этого периода — Проспект Калинина (1964-9, арх. М. В. Посохин). Он же с А. А. Мндоянцем, В. А. Свирским и инженерами В. И. Кузьминым, Ю. Рацкевичем, С. Школьниковым и проч. построил трехконечное Здание СЭВ (1963—1970), которое считалось «одним из самых выразительных по архитектуре сооружений последнего времени». Останкинская телебашня (1967) доказывает рост технических возможностей в эту эпоху. По типовым проектам начали строиться станции метрополитена, которые дифферинцируются благодаря различным отделочным материалам[9].

К Олимпиаде-80 в Москве было построено большое количество минималистичных зданий, см. Олимпийские сооружения Москвы.

Национальная архитектура союзных республик развивается по тем же принципам, но акцентирует своеобразие, благодаря трактовке отдельных архитектурных деталей, декоративным свойствам материала, и проч. Дворец искусств в Ташкенте[11] (1965, арх. Ю. Халдеев, В. Березин, С. Сутягин, Д. Шуваев) соединяет простые архитектурные формы и красочную фресковую живопись. Форма здания оригинальна — оно напоминает горизонтальную каннелюированную колонную. В фасаде Управление Каракумстроя в Ашхабаде (1967, арх. А. Ахмедов, Ф. Алиев, скульпторы В. Лемпорт, Н. Силис) вплетен национальный орнамент и условные скульптурные изображения. Этот синтез включает архитектуру и национальные традиции[9].

Стиль советской архитектуры этого времени эволюционирует. Он отходит от рационализма, преодолевает сухость, присущую раннему этапу, и затем выдвигает новую проблему — соответствие органическим формам. Пример решения этих вопросов — Дворец художественных выставок в Вильнюсе (1967, арх. В. Чеканаускас), Павильон СССР на Международной выставке в Осаке (1967-68, арх. М. В. Посохин, В. А. Свирский). Появляется тяготение к кривым линиям, перетеканию форм, при сохранении достигнутой ранее строгости и целесообразности архитектурных сооружений[9].

Русская архитектура XX века

Русская архитектура первой половины XX века

Двадцатый век во всем мире характеризовался наибольшими переменами жизни общества. Менялись правительства, экономика, государственный строй и культурные установки. Люди надеялись, что происходящие перемены приведут к лучшему. Как и в любую другую историческую эпоху, скульпторы и архитекторы в своем творчестве старались отражать дух современности.

В первой половине XX века промышленная революция шла полным ходом во всей Европе. Такой стиль, как модерн возникает в это время, как ответ на всеобщую унификацию, он характеризуется плавностью, изысканностью и изящностью форм. Художники-модернисты старались отмечать лишь уникальные вещи, предназначенные для красоты и радости.

Замечание 1

Модерн в европейской архитектуре имел разные названия: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style в Англии.

Модерн характеризовался отказом от прямых линий углов в пользу более плавных переходов и более «природных» форм. В строительстве эпохи модерна активно применялись новые технологии и материалы, такие как стекло, железобетон и металл.

Рисунок 1. Шуховская телебашня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Развитие строительных технологий и методов расчета в этот временной период позволяло строить многоэтажные здания, увеличивать размер оконных проемов, арок и пролетов. Архитекторы нового стиля, как правило, стремились уделять больше внимания комфорту: здания стали оснащаться лифтами и центральным отоплением.

В российской архитектуре модерн представлял, в первую очередь, архитектор Федор Осипович Шехтель. Ярко иллюстрируют появление модерна в России два его здания – особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве и здание Ярославского вокзала.

Дом Рябушинского характеризуется причудливыми элементами, сочетающими в себе мавританский стиль и английскую готику. При помощи разноуровневых окон архитектор пытался создать эффект многоэтажности. Одним из главных украшений интерьера здания является парадная лестница из белого мрамора, изготовленная в форме волны.

Среди памятников модерна в Петербурге можно назвать такие здания, как:

  • дом компании Зингер;
  • гостиница Астория;
  • Витебский вокзал.

В российской архитектуре XX века наряду с модерном сосуществуют и такие стили, как неоклассицизм и новорусский стиль, считающийся ответвлением модерна.

Рисунок 2. Ярославский вокзал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

После революции художники и архитекторы русского авангарда находятся в поиске нового искусства, которое бы олицетворяло дух времени. На данном этапе поисков были созданы экспериментальные проекты, например, Шуховская телебашня на Шаболовке.

Конструктивизм и сталинский стиль в российской архитектуре

В это время лидирующим архитектурным стилем становится конструктивизм. Здесь характерными особенностями выступают четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика. В конструкциях данного стиля на первый план выходит железобетонный каркас, являющийся конструктивной основой здания. Одним из ответвлений конструктивизма является функционализм. В его основе лежит анализ функциональных особенностей проектируемого здания. В рамках этого направления появлялись характерные сооружения того времени – дворцы труда, клубы рабочих, дома-комунны. Архитекторы конструктивизма старались не превращать принцип своей работы в стиль. Здесь нужно упомянуть такого французского архитектора Ле Корбюзье, идеями которого увлекались российские конструктивисты. Например, Дворец культуры ЗИЛ, построенный по проекту братьев Весниных был построен по пяти принципам Ле Корбюзье:

  • колонны-опоры вместо массивов стен;
  • свободная планировка;
  • свободное оформление фасада;
  • плоская крыша;
  • удлиненные окна.

Начиная с 30-х годов XX века влечение к конструктивизму как к архитектурному стилю угасает, на смену ему приходит знаменитый сталинский стиль. Он характеризуется монументальностью, нередко граничащей с гигантоманией, основными чертами являются жесткие стандарты в строительстве и контроль технологии строительства. Во многих сталинских сооружениях нашли отражение такие европейские направления архитектуры, как неоклассицизм, ар-деко и стиль империи – ампир. Дома этой эпохи обычно украшены барельефами с изображением трудящихся граждан, а также элементами советской символики – звездами, серпами и молотами. В декоре сооружений применялись обычно мрамор, бронза, лепнина, а также некоторые ценные породы дерева.

Вторая половина XX века

В 1955 году выходит Постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое положило конец развитию сталинской архитектуры. Множество начатых объектов было заморожено или закрыто. В этот период на смену сталинской приходит функциональная типовая архитектура.

Ряд первых типовых проектов массовых многоэтажных зданий принадлежит инженеру Виталию Лагутенко, он создал несколько вариантов дешевых жилых многоквартирных домов. Такие сооружение получили в народе название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущева.

В 1960 году при поддержке Хрущева начинается строительство Государственного Кремлёвского дворца по проекту архитектора Посохина. В этот является Останкинская телебашня в Москве, проект которой составил инженер Никитин. К 1979 году завершается строительство Белого дома в Москве. Примечательно, что данный объект напоминает своими конструкциями сооружения начала 50-х годов.

В большей или меньшей степени типовая архитектура развивалась в России вплоть до распада СССР. Во времена её развития были широко распространены здания типовых детских садов, школ, магазинов, поликлиник и другие общественные здания. Что касается жилищного строительства, то на смену «хрущевкам» здесь приходят более комфортные «брежневки». Эти дома по-прежнему выполняются в стиле функционализма, но при этом имеют более разнообразные архитектурные формы.

Архитектура 20 века: архитектурный модернизм

Каждая эпоха в истории представлена грандиозными сооружениями, однако, именно архитектура 20 века характеризуется тем, что достигла совершенно новых высот — от парящих небоскребов к инновационным дизайнерским конструкциям. Начало ей было положено на рубеже 20 века одним из первых направлений, известным как модерн, сочетавшим функционализм с эстетическими идеалами, но отвергавшим классические заповеди. Он старался объединить принципы, лежащие в основе архитектурного дизайна, с тенденциями быстрого технологического прогресса и модернизации общества в целом.

Архитектура 20 векаВообще архитектура 20 века — это всеобъемлющее движение, принявшее форму многочисленных дизайнерских школ, направлений и разнообразных стилей. Среди важных имен людей, которые стали реформаторами в архитектурном искусстве и проложили путь к оригинальным дизайнам и ультрасовременным новшествам, следует назвать Ле Корбюзье, Людвига Мис ван дер Роэ, Вальтера Гропиус, Фрэнка Ллойда Райта, Луиса Салливана, Оскара Нимейера и Альвара Аальто.

Итак, в первую очередь архитектура 20 века представлена движением, известным как архитектурный модернизм и охватывающим период с 1900-х до 1970-1980-х годов (в европейских странах и России). Оно включает в себя несколько направлений (функционализм и конструктивизм, брутализм и рационализм, органическая архитектура, баухауз и ар-деко, интернациональный стиль), но всех их объединяют общие характеристики.

Архитектура 20 века в РоссииАрхитектурный модернизм стремился к созданию дизайна домов, следовавшего вне классических идей и вдохновлявшегося месторасположением, функциями будущих структур, их окружающей средой. «Форма следует за функцией» (слова Луиса Салливана, означающие, что дизайнерская идея должна основываться непосредственно на функциональном предназначении строительного объекта). Например, Фрэнк Ллойд Райт был известен тем, что при проектировании домов он, прежде всего, ориентировался на место, на котором собирались построить здание. Он говорил, что оно должно быть «вместе с землей», то есть составлять одно целое.

Архитектура начала 20 века включает также следующие объединяющие характеристики для названных выше направлений — это использование при строительстве новейших в технологическом отношении строительных материалов (например, железобетон), отсутствие декоративных деталей, иначе говоря, никаких исторических реминисценций во внешнем облике домов, которые должны иметь простые ясные формы.

Архитектура 20 века в России популяризирована в форме конструктивизма, особенно процветавшего в 1920-1930-х годах. Конструктивизм объединил передовые технологии и новую эстетику с коммунистической философией и социальными целями строившегося государства. Один из основоположников движения — Константин Мельников, спроектировавший знаменитый Дом Мельникова в Москве, который является символом конструктивизма и советского авангарда вообще. Хотя движение разделялось на несколько конкурирующих школ, в период его существования было построено много замечательных зданий, пока оно не попало в немилость у руководителей СССР примерно в 1932 году. Но конструктивистские эффекты можно найти и в более поздней советской архитектуре.

Архитектура начала 20 века

С начала 1980-х годов архитектура 20 века испытывает определенные сложности с точки зрения структурных систем (услуги, энергия, технологии), становится мультидисциплиной со специализациями для каждого отдельного проектного типа. Кроме того, проявилось разделение в архитекторской профессии на архитектора-дизайнера и проектировщика, гарантирующего, чтобы будущий строительный объект соответствовал всем необходимым технологическим стандартам. Но, конечно, главной и господствующей проблемой, глубоко отразившейся на современной архитектуре, является её экологическая устойчивость.

история, описание, стили и направления

Архитектура США своей четырехвековой историей демонстрирует широкий спектр стилей и форм. Черты сегодняшнего американского строительства формировались под воздействием многих внутренних и внешних факторов, представляя собой в итоге богатую инновационную и эклектичную традицию. Прежде чем современная архитектура США достигла своей инженерной, технологической и дизайнерской индивидуальности, ей предшествовал длительный период проектов, следовавших образцам европейского зодчества.

Прогресс технологий и материалов

Когда европейцы обосновались в Северной Америке, они принесли свои архитектурные традиции и строительные технологии. Примерами этого являются самые старые здания Америки. Строительство зависело от имеющихся ресурсов. Древесина и кирпич являлись наиболее распространенными материалами для возведения зданий Новой Англии, Средней Атлантики, южного побережья. Так было до конца девятнадцатого века, пока архитектура США не претерпела значительных внешних изменений, которые поначалу были восприняты общественностью как довольно странные и безобразные.

Архитектура 19 века в Америке

Динамика техногенного времени требовала новых архитектурных форм. Однако прежние материалы и методы не позволяли строить чрезвычайно высокие здания. После десяти или двенадцати этажей конструкция кирпичной кладки достигает максимально возможной высоты, поскольку она сталкивается с проблемами сжатия и действия боковой силы ветра. На помощь пришла технология строительства промышленных зданий, где несущей структурой являлся металл, а большую часть стен для лучшего освещения занимало стекло. Так появилась новейшая технология строительства 20 века, результатом которой стало возникновение в архитектуре США небоскреба. Этот метод позволил сооружать конструкции разнообразных форм и размеров фактически на основе сварного металла. Но прежде чем новая технология трансформировала внешний облик строений и навсегда изменила представление людей об архитектуре, строительство в Соединенных Штатах прошло непростой эволюционный путь.

Зодчество новой нации

В 18 веке на смену испанской, французской и английской колониальной архитектуре в США пришел георгианский стиль, который использовался для строительства домов зажиточных владельцев плантаций и богатых городских торговцев. В зданиях церквей основными чертами георгианского стиля была оштукатуренная кирпичная или каменная кладка и единственный шпиль, который находится у входа. Американские архитекторы этого периода упорно следовали канонам Старого Света.

Георгианский стиль находился на пике моды в Англии и Северной Америке, когда в 1776 году члены Континентального конгресса опубликовали Декларацию о независимости тринадцати колоний. После долгой и беспокойной войны Парижским договором 1783 года была утверждена новая республика — Соединенные Штаты Америки. Несмотря на то что это был политический разрыв с английским обществом и государством, влияние георгианского стиля на строительный дизайн продолжалось.

Типичная для Америки 18 века постройка в Георгианском стиле

Но молодая республика развивалась, общественные и коммерческие потребности росли параллельно территориальному расширению. С года провозглашения Декларации — 1776 — и по начало 19 века архитектура США стремилась подчеркнуть политическую, экономическую и культурную независимость государства новыми формами в строительстве правительственных, религиозных и образовательных зданий.

Федеральный стиль

В 1780 годах архитектурные формы в Соединенных Штатах начали отходить от стандартов георгианского стиля, и появился совершенно уникальный американский жанр американского строительного дизайна — федеральный стиль. В оформлении новых строений административных и деловых учреждений применялись классические колонны, купола, фронтоны по примеру древнего Рима и Греции. Подобные архитектурные элементы, строгие классические формы символизировали рождение новой демократической нации.

Massachusetts State House, федеральный стиль

Федеральный стиль особенно был популярен вдоль побережья Атлантики с 1780 по 1830 год. Некоторые известные примеры:

  • Massachusetts State House 1798 года архитектора Чарльза Балфинча, Штат Массачусетс.
  • Жилые дома на площади Луисбург в квартале Бикон Хилл в Бостоне архитектора Чарльза Балфинча.
  • Гамильтон-Холл — дом Джона Гардинера-Пингри 1805 года в Салеме штата Массачусетс, архитектор Самуэль Макинтир.
  • Старая ратуша в Салеме штата Массачусетс 1816 – 1817 годов.

Архитектура США 19 века, помимо федерального стиля, отмечена еще двумя популярными направлениями, которые являлись возрожденным зодчеством давних исторических эпох, а также большим количеством смешанных направлений.

Американская неоготика

С 1840 годов в Соединенных Штатах стал популярным неоготический стиль. Великие семьи восточного побережья имели огромные поместья и виллы, построенные в этом направлении. Американская неоготика также представлена в церковных зданиях, университетских комплексах (Йельский, Гарвардский). В Нью-Йорке находится прекрасный образец американской готики, элегантный синтез Кельнского собора и Нотр-Дам-де-Пари — кафедральный храм Св. Патрика 1888 года, который является историческим памятником архитектуры США. Проект и постройку этого крупнейшего в Америке готического собора возглавлял Джеймс Ренквик. Этому же архитектору принадлежит и возведение Смитсоновского института в Вашингтоне округа Колумбия. Другим заметным неоготическим зодчим в Соединенных Штатах считался Ричард Апджон, который специализировался на строительстве сельских церквей на северо-востоке страны, его главная работа — Троицкая церковь в Нью-Йорке.

поместье Lyndhurst в неоготическом стиле США

Стиль пользовался успехом и потому просуществовал в архитектуре США до начала 20-го века, его элементы можно наблюдать в дизайне некоторых небоскребов Чикаго и Нью-Йорка. Самые характерные образцы американской неоготики:

  • жилой дом Lyndhurst 1838-1865 года постройки архитектора Александра Джексона Дэвиса в Тарритауне, Нью-Йорк;
  • надгробье Джеймса Монро, установленное в 1858 году на Голливудском кладбище в Ричмонде, Вирджиния;
  • государственная тюрьма, построенная в 1867-1876 годы в штате Западная Вирджиния в Мундсвилле, архитектор Джеймс Ренвик;
  • собор Св. Патрика, возведенный в 1885-1888 годы, Нью-Йорк, архитектор Джеймс Ренвик;
  • пример коллегиальной готики — университет Оклахомы 1912 года, архитектора Эванса Холлса.

Древнегреческое возрождение

Строгий и очень симметричный дизайн греческого стиля привлекал внимание американских архитекторов еще в первой половине XIX века. Правительство молодого государства, свободного от британского контроля, было убеждено, что Америка станет новыми Афинами, то есть демократической страной. Архитектор Латроуб с учениками Уильямом Стриклендом и Робертом Миллсом получили правительственный заказ на строительство, подобное греческой архитектуре, нескольких банков и церквей в больших городах, таких как Филадельфия, Балтимор и Вашингтон в округе Колумбия. Также в разных городах страны были построены несколько Капитолиев не в римском, а греческом стиле, например, в Роли Северной Каролины или Индианаполисе Индианы. Эти конструкции с простыми фасадами, непрерывными карнизами и отсутствием куполов создают впечатление строгой организованности, аскетизма и особого величия зданий. Другие примеры греческого стиля в истории архитектуры США:

  • Здание Нью-Йоркской таможни (Первый федеральный таможенный дом), законченный в 1842 году в Нью-Йорке по проекту Джеймса Ренвика.
  • Капитолий штата Огайо в Колумбусе 1861 года архитектора Генри Уолтера.
  • The Rosicrucian Fellowship Temple (храм Братства Розенкрейцеров), построенный в 1920 году в Океансайде штата Калифорния, разработанный Лестером Крамером.
Церковь Братства Розенкрейцеров в древнегреческом стиле

Позолоченный век и конец 1800 годов

После американской гражданской войны и до рубежа 20-го века появилось множество всевозможных стилей в архитектуре США. Эти движения можно классифицировать как поздний викторианский период, стиль королевы Анны, Shingle style (черепичный стиль), Stick style — вариант неоготики, воплотившейся в деревянном зодчестве. Все эти тенденции назывались «викторианцами» из-за их схожести с европейскими архитектурными направлениями времен позднего британского периода королевы Виктории. Наиболее влиятельными американскими зодчими этого периода можно назвать Ричарда Морриса Ханта, Фрэнка Фернесса, Генри Хобсона Ричардсона.

В тот американский период безудержного богатства и роскоши промышленные и коммерческие магнаты заказывали особняки, воспроизводящие европейские дворцы в стиле Ренессанса. Таким примером служит Biltmore Estate (поместье Билтмор) рядом с Эшвиллем в Северной Каролине. Оно выстроено архитектором Ричардом Моррисом Хантом для Джорджа Вашингтона Вандербильта в стиле Шато периода французского Возрождения по подобию Шато-де-Блуа, французского королевского замка. Поместье площадью 16 622,8 кв. метра по сей день является самым большим частным особняком в Соединенных Штатах.

Предпосылки появления небоскребов

В конце девятнадцатого века в Соединенных Штатах все здания можно было разделить на два типа по их назначению. С одной стороны, это постройки для жилых и гражданских целей, которые, как правило, отражали архитектуру и стили прошлого с применением традиционного декора. С другой стороны, были утилитарные конструкции, такие как фабрики, мастерские, элеваторы, в которых очень непринужденно и неприглядно использовались современные материалы, стальные балки, листовое стекло. Однако такие здания не попадали в категорию эстетической архитектуры и чаще проектировались инженерами и строителями, а не архитекторами.

Развитие современной архитектуры в США в значительной степени можно рассматривать как адаптацию такого рода функционального здания и его повсеместное применение для других целей, кроме промышленных или хозяйственных. Современные архитекторы начали применять эти новые материалы не только из-за практических качеств, они сознательно использовали их эстетические возможности. Например, с помощью стекла в большей мере открывалось внешнее пространство стен. Потеряла свою актуальность и каменная и кирпичная кладка, поскольку на смену прежним несущим конструкциям из этих материалов пришли стальные балки.

Основополагающей предпосылкой современной архитектуры стало то, что внешний вид здания должен демонстрировать гармонию материалов и формы. Такой подход часто приводил к эффектам, которые выглядели странно с традиционной точки зрения, но именно по этой причине они стали признаками современной архитектуры США и Европы.

Первые небоскребы

Самым известным архитектурным новшеством в Соединенных Штатах стали skyscrapers — современные многоэтажные здания, получившие также название office towers (офисные башни). Подобное строительство сделали возможным несколько технических достижений. В 1853 году Элиша Отис изобрел первый безопасный лифт, который не позволял кабине сползать вниз по валу в случае поломки подвесного кабеля. Лифты давали возможность увеличить этажность зданий.

Страховой Дом Чикаго (1885) - первая технология небоскребов

Конкурс 1868 года определил дизайн шестиэтажного здания New York City Equitable Life Building, который стал первым коммерческим зданием, использующим лифт. Строительство началось в 1873 году. За ним последовали другие проекты корпоративной архитектуры США. На протяжении нескольких десятилетий американские высокоэтажки сочетали консервативные элементы декора с техническими новшествами.

Вскоре многоэтажное строительство столкнулось с новой инженерной проблемой. Несущие каменные стены выдерживали нагрузку, не превышающую 20-этажной высоты. Кульминацией такого строительства является здание Monadnock (1891) от компании Burnham & Root в Чикаго. Нашел решение этой проблемы в 1884 году инженер Уильям ЛеБарон Дженни (William LeBaron Jenney), знаменитый тем, что стал архитектором первого в мире небоскреба, и которого называют отцом американских skyscrapers. Он применил вместо каменной стены металлическую опорную раму в строительстве десятиэтажного Страхового дома Чикаго 1885 года. Эта технология привела к возникновению небоскреба в архитектуре США. Архитекторы, следуя разработкам Дженни, стали применять тонкий, но прочный металлический каркас вместо кирпичной несущей стены, уменьшив тем самым общий вес здания на две трети.

Еще одна особенность, которая благодаря новой инженерной разработке стала привычной в архитектуре США 20 века: поскольку внешние стены больше не несли вес здания, их пространство вместо кирпича заняли огромные окна. Так появился первый небоскреб, в котором листовое стекло занимало большую часть внешней поверхности стен. Этот новый дизайн впервые появился в Чикагском Reliance Building, разработанном Чарльзом Б. Этвудом и E. Шенклендом в 1890-1895 году. Некоторые из самых изящных ранних башен были спроектированы Луи Салливаном, первым великим современным архитектором Америки.

«Вулворт-Билдинг»

Архитектура 20 века в США отмечена многочисленным возведением skyscrapers. Одним из ранних культурно значимых небоскребов стал Woolworth Building 1913 года в Нью-Йорке, построенный выдающимся американским архитектором Кассом Гилбертом по заказу крупного предпринимателя Фрэнка Вулворта. Подняв предыдущие технологии на новый уровень, талантливый зодчий спроектировал конструкцию 57-этажного здания высотой 233 метра, в итоге завершенное здание достигло 241 м. Фрэнк Вулворт был поклонником готических соборов, и Касс Гилберт спроектировал для его торгового центра офисную башню с неоготическим дизайном. До 1930 года Вулворт-Билдинг оставался самым высоким в мире зданием. На сегодняшний день конструкция остается одной из 100 высочайших офисных башен Соединенных Штатов, а также входит в тридцатку самых больших небоскребов Нью-Йорка. С 1966 года Woolworth Building считается национальной исторической достопримечательностью и знаковым ориентиром города.

Крыша Вулворь-Билдинга

Небоскребы — объекты строительной конкуренции

За «Вулворт-Билдингом» последовало несколько выдающихся конструкций, конкурировавших за звание высочайшего небоскреба или выдающегося дизайна и ставших символом многоэтажной Америки.

40 Wall Street, известный с 1996 года как Trump Building, является 72-этажным неоготическим небоскребом Нью-Йорка, построенным в качестве штаб-квартиры фирмы «Манхэттен». Строительство длилось 11 месяцев и завершилось в 1930 году. Высота всех этажей Трамп-билдинга — 255 м, вместе со шпилем здание возвышается на 282,5 м. Небоскреб в течение непродолжительного времени после Woolworth Building являлся самым высоким строением мира, но этот титул у него забрала офисная башня Крайслер-Билдинг, ставшая культовой в эстетике архитектуры США.

Описание и фото не передают в полной мере оригинального дизайна Chrysler Building, нью-йоркского небоскреба в стиле ар-деко, расположеного на Манхэттене. «Крайслер-Билдинг» спроектирован архитектором Уильямом Ван Аленом в качестве корпоративной штаб-квартиры по заказу Уолтера Крайслера, главы крупнейшей компании Chrysler. Вместе с оригинальной крышей и антенным шпилем 77-этажное здание достигло 318,9 м и превысило все предшествующие постройки.

Однако через 11 месяцев этот рекорд побила башня Empire State Building. Когда небоскреб Chrysler Building был закончен, отзывы о дизайне конструкции, слишком продвинутой по тем временам, были более чем неоднозначными: некоторые считали, что здание неоригинальное, другие, что оно выглядит безумно, были и те, кто воспринимал его культовым и самым модернистским. Теперь «Крайслер-Билдинг» является классикой, образцом архитектурного стиля ар-деко, и в 2007 году башня заняла девятое место в списке любимой архитектуры США.

Крайслер-Билдинг небоскреб в стиле Art Deco

В описании Эмпайр-Стейт-Билдинга необходимо упомянуть, что небоскреб является символом штата и города Нью-Йорк. Его название происходит от «Empire State», одного из прозвищ штата, принятого еще в 19 веке. Башня признана культурной иконой Америки, была представлена в более чем 250 телевизионных шоу и фильмах, начиная с выхода фильма «Кинг-Конг» в 1933 году. Empire State Building с его интерьером первого этажа был определен Комиссией по сохранению памятников Нью-Йорка в качестве ориентира города. Американским обществом инженеров-строителей здание было названо одним из семи чудес современного мира. С 1986 года этот небоскреб причислен к Национальным историческим памятникам, а в 2007 году он занял первое место в списке избранных строений Американского института архитекторов. Empire State Building — это 102-этажный небоскреб в стиле ар-деко, построенный группой архитекторов в 1931 году. Общая высота здания, включая антенну — 443,2 м. По состоянию на 2017 год здание является пятым самым высоким завершенным небоскребом в Соединенных Штатах и 28-м среди высочайших в мире. Это также 6-я самая высокая автономная структура в Северной и Южной Америке.

Эмпайр-стейт-Билдинг символ Нью-Йорка

Современные инновации в интернациональном стиле

До начала Второй мировой войны в Соединенные Штаты эмигрировало немало европейских архитекторов, которые привезли идеи того, что в дальнейшем будет называться интернациональным стилем. Это направление распространилось по всему миру и до 1970-х годов было доминирующим в массовом строительстве. Большинство приемов и элементов дизайна International Style стало характерным для архитектуры США 21 века. Стилю свойственно использование легких промышленных материалов и повторяющихся модульных форм. Усиливается акцент на объеме и упрощенной форме при отказе от орнамента и цвета, используются плоские монотонные поверхности, обычно чередующиеся со стеклом.

В 1952 был закончен нью-йоркский небоскреб Lever House в центре Манхэттена. Построенный в Интернациональном стиле, он не отличался особой высотой, достигнув 94 м. Но здание, спроектированное Гордоном Буншаутом и Натали де Блуа, стало передовым, поскольку в нем реализовался новый подход к равномерному остеклению внешней поверхности здания. Эта техника утвердится в строительстве текущего столетия, архитектуре 21 века в США и по всему миру. Стремление к увеличенной площади окна достигло в Lever House логического завершения: весь фасад здания состоит из сплошных окон. Стекло и тонкие полоски металла на внешней оболочке конструкции — инновационная технология строительства середины прошлого века стала совершенно привычным дизайном сегодня.

Малое пригородное строительство

Если говорить о жилой архитектуре Соединенных Штатов, то с появлением электрических трамваев по внутреннему кольцу вокруг больших городов начало развиваться коттеджное строительство. Первый ажиотаж пригородной застройки начался в середине 1890-х и продлился до конца 1930 годов. Основная масса частных домов появлялась вблизи трамвайных и железнодорожных дорог, как единственного транспорта, сообщающегося с городом. Строительный бум этого периода привел к появлению новой формы дома, так называемого американского квадрата или американской четверки. Это простые по форме и дизайну здания в один или два этажа, часто включающие деревянные элементы ручной работы.

Первые коттеджные поселки образовали вокруг городов Соединенных Штатов внутренние пригороды, также называемые застройками первого кольца. Они являются наиболее старыми густонаселенными общинами пригородных областей со своей значительной и богатой историей. Большинство внутренних частных застроек имеют общую границу с главным мегаполисом и развиваются возле автомобильных, железных дорог, трамвайных линий, исходящих от города, или на паромных терминалах и вдоль водных границ.

Начало второй волны пригородной застройки в США пришлось на середину прошлого столетия. Билль о правах 1944 года и федеральное решение о правительственном кредите позволило сделать персональный дом достижимым жильем для заемщиков даже с низки доходами. Это существенно изменило архитектурный пригородный ландшафт. Кредиты, обеспеченные правительством, сделали мечту о доме и автомобиле очень доступной для многих граждан. В стране началось глобальное возведение коттеджных поселений с благоустроенной и комфортной, но стандартной однотипной архитектурой. Подобные монотонные жилые зоны стали привычной особенностью пейзажа Соединенных Штатов и отражают сейчас малобюджетную застройку.

В конце 20 века появилось направление для частного жилищного строительства, названное новой классической архитектурой. В отличие от малобюджетных коттеджей, в строительстве неоклассических особняков выдержан идеал пропорций, материалов и методов традиционной архитектуры прежних стилей и направлений. В 21 столетии подобное строительство получило небывалую популярность и в который раз изменило архитектурный пейзаж американского пригорода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *