Стиль романтизм в архитектуре – особенности, представители и примеры в архитектуре и дизайне — Блог о путешествиях и культуре в Европе

Романтизм в архитектуре

Романтический стиль в архитектуре дворца Шенборнов отражен в объединении нео-готики и национального стилей. с. Чинадиево в Закарпатье.

Романтический стиль в архитектуре исследователи связывают с изменением мировоззрения европейского человека, произошедшим после Французской революции. Старые идеалы, четко разделяющие общество по социальному признаку, рухнули. Последствия революции не вдохновляли людей, показав ошибки теоретиков эпохи Просвещения. Идеалистические воззрения больше не соответствовали реальной жизни. В этой ситуации общество стало искать истину в древности, в устоях Средних веков, восточных философиях, этносах, легендах и сказаниях. Романтизм в архитектуре означал переосмысление средневековых и античных стилей и их выражение в новых формах. В результате появились направления в зодчестве, получившие приставку «нео». Особенно популярным среди направлений романтического стиля в архитектуре стал стиль нео-готика, который реализовывали с использованием существующих технологий (например, широко использовались металлоконструкции). Ярким представителем романтизма в архитектуре стало здание Парламента в Лондоне (архитекторы Чарла Бэрри и Огастес Пьюджин. 1836-1865 гг.) Готический стиль, несмотря на то, что он возник во Франции в середине 12 в., в Англии считался национальным. Кроме того, неоготический романтизм, воплощенный в здании английского парламента, был связан с тем, что архитектор был новообращенным католиком и видел в готике отражение истиной веры. Именно поэтому на месте сгоревшего в 1834 г. здания было возведено сооружение в неоготическом стиле. После этого сооружения романтизм в архитектуре соборов, замков, особняков, театров и мостов распространился по всей Англии и в других странах: во Франции, Баварии, странах северной Европы, Австралии, Южной Африке, Америке, а также в России. Кроме того, в Англии развивался и стиль плотницкой готики, в котором строили преимущественно за городом церкви и жилые дома. В дальнейшем этот стиль распространился в страны-колонии.

Лондонский парламент построен в неоготическом стиле, он положил начало этому направлению романтизма в архитектуре.

Современное стремление застройщика воссоздать романтизм в архитектуре собственных домов обычно не основывается на политических, религиозных или философских идеях. Чаще всего те, кто хочет жить в доме, напоминающем, например, английские родовые замки 19 вв., реализовывает свои мечты, основанные на прочитанных книгах и кинофильмах. Романтика, окружающая сооружения в стиле нео-готика, порождает в нашем воображении ощущения присутствия в ином историческом периоде — это своего рода уход от непростой реальности. Несмотря на то, что романтический стиль в архитектуре 19 в. уже использовал новые технологии относительно истиной готики, если возводить таким же способом современные дома, то на подобное строительство ушло бы очень много времени и средств. Такого рода здания требовали основательных мощных фундаментов, скрупулезных расчетов и большое количество декора, сделанного вручную. Современные технологии позволяют возводить дома в романтическом стиле в десятки раз быстрее. Из материалов отделки выбирают плитки из натурального или искусственного камня, отделочного кирпича или изделия из полиуретана, сделанные и окрашенные под руст. При выборе отделки стоит обратить внимание на то, что покрытия из искусственных материалов намного легче натурального. Для покрытия кровли подойдет черепица, сланцевые плитки. Нео-готика славилась обильным лепным декором, который украшал кровлю, фасады, оконные и дверные проемы. В современном варианте романтизма в архитектуре дома можно использовать изделия из полиуретана. Благодаря пластичности материала и новым технологиям получают лепные изделия с высокой деталировкой. При помощи окраски можно имитировать практически любой натуральный камень, гипс, алебастр. Высокая прочность, влагоустойчивость создают условия для долгой службы такой лепнины без ремонта и реставрации. Легкость такого декора практически не утяжелит фасад и не усилит давление на фундамент. Для украшения дома в романтическом архитектурном стиле можно использовать изделия из каталога или заказать лепнину по индивидуальным эскизам, созданным по подобию известных произведений нео-готики, либо оригинальным, по собственным эскизам. Романтизм в архитектуре современных домов может выражаться в создании окон стрельчатой формы или в виде арки одиночной или многоярусной. Двери утапливаются в порталы из стрельчатых или полукруглых арок из традиционных или искусственных материалов. Желательно, чтобы к центральным дверям вела парадная лестница с резными перилами. Само здание может состоять из нескольких частей разного уровня с центральной башней с высоким шпилем и окружающими ее башенками разного размера. Балконы, выступающие эркеры, галереи, ассиметричные фасады, многоскатная кровля — все эти элементы передадут мотивы романтического стиля в архитектуре. Усилить впечатление можно при помощи кованых решеток на окнах, обитыми металлическими листами дверями, специфическому освещению, витражному стеклу в розетках над входом. Такие строения обычно имеют 3-4 наземных этажа. Подвальный этаж может использоваться для гаража или домашних мастерских.

Пример романтизма в архитектуре.

Романтический стиль в архитектуре в современном воплощении создает атмосферу сказки. Такой стиль подойдет людям творческим, тем, кто любит проводить время дома, приглашать гостей. Новые материалы помогут воплотить в жизнь практически любые задумки и дизайнерские идеи.

Автор текста: Марина Калабухова

Романтизм в архитектуре, использование металлических конструкций

В конце семнадцатого столетия зародился романтизм в архитектуре. Это стиль, не потерявшись своей актуальности до настоящего момента. Причиной появления этого течения явились не естественные процессы перехода одного стиля к другому, а протест против происходящих социальных процессов.

Возник романтизм в архитектуре после завершения Великой французской революции. Идеи, витавшие в воздухе того времени, не нашли отражения в настоящем. Существовавший порядок был разрушен, а новый потрясал своей сумбурностью и дискомфортом. Выживал самый ловкий. Возникла ностальгия по упорядоченности. Такие настроения существовали в среде людей одной профессии. У людей, имеющих отношение к искусству, появился шанс самовыражения. Архитекторы могли позволить себе уходить от существовавших стандартов.

Архитектура романтизма в торжественном духе.

Появилась в ответ на увлечение старинной историей и эпосом. Что касается выражения в архитектурных формах, то архитектура романтизма отличается несимметричностью, произвольностью очертаний, внесение в зодчество элементов, давно ставших достоянием истории. Вновь стала популярной готика, прошедшая через восприятие творца. Очень популярны были восточные настроения, что давало большие возможности для декора зданий. Сооружение могло создаваться в мистическом, пасторальном или торжественном духе. Романтизм в архитектуре того времени является выражением внутреннего содержания человека, его субъективного видения искусства.

Архитектура романтизма

Но могла реализоваться не только бесконечная фантазия зодчих. Возможность такая появилась благодаря начинающемуся использованию металлических конструкций. Можно сказать, что этот стиль не явился чем-то кардинально новым. Это идея, настроение, воплощенная в красивом сооружении. Не стоит удивляться, что востребован этот стиль, стал в такое не слишком романтическое время. Романтизм архитектура использовалась для создания, как различного рода общественных зданий, так и частных домов.

Романтизм не признает простую архитектурную форму. Он нацелен на разнообразие, свободу и сложный силуэт. Стал очень востребован богатый культурный пласт стран, которые ранее были чужды Европе. Получили признание не только Древние Греция и Рим, но другие народные культуры. Романтизм стирает все различия между природным и искусственно созданным. В моду входят пастельные тона. Нет никаких правил и канонов. Главное – внимание к человеческой личности.

Романтизм

Статьи по теме:

Романтизм — Википедия

Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного

[1]классицизму и Просвещению.

Зародился в Германии. Предвестник романтизма — «Буря и натиск» и сентиментализм в литературе.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Жан-Жак Руссо послужил идейным вдохновителем для европейских романтиков

Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована Кантом в работе «Критика способности суждения». По Канту, есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла («Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»).

Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

В тенденции к атеизму романтизм противопоставляет переосмысление религии. «Истинная религия — это чувство и вкус бесконечности»[2] (Шлейермахер). Деистической концепции Бога как Высшего Разума противопоставляется пантеизм и религия как форма чувственности, идея Живого Бога.

По словам Бенедетто Кроче: «Философский романтизм поднял знамя того, что иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту»[3]. Профессор Жак Барзен отмечал, что нельзя считать романтизм бунтом против разума: это бунт против рационалистических абстракций[4]. Как пишет профессор Генрик Сколимовский: «Признание логики сердца (о которой столь выразительно говорит Паскаль), признание интуиции и более глубокого смысла жизни является равносильным воскрешению человека, способного летать. Именно в защиту этих ценностей, против вторжения обывательского материализма, узкого прагматизма и механистического эмпиризма, восстал романтизм»[5].

Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гёльдерлин, Шлейермахер.

Представители: Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Карл Брюллов, Уильям Тёрнер, Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Фредерик Эдвин Чёрч, Люси Мэдокс Браун, Жилло Сент-Эвр.

Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 1820-1830-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер.

Ряд предметов искусства эпохи романтизма представлены в Новой пинакотеке Мюнхена (Германия).

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов Йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Фридрих и Август Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная своё творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма. Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд, Александр Дюма), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красинский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).

Также к французским романтикам причислял себя Стендаль, однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию.

Поэты-романтики стали использовать ангелов, особенно падших, в своих произведениях[6].

Романтизм в русской литературе[править | править код]

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.

К поэтам-романтикам можно отнести также К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт, Людвиг ван Бетховен (прослеживались лишь первые нотки романтизма в произведениях), Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен, Ференц Лист, Шарль Валантен Алькан, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Луи Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства — никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает своё развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е годы) — творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Ш. Алькана, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении — в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества — едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант — излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком — «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчёркивал Вагнер.

Внимание к чувствам приводит к смене жанров — господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.

С темой «лирической исповеди» часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений — «большая» симфония C-dur Шуберта).

Шопен — Минутный вальс, оп.64

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII—XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец — «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счёт фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору — народным песням, балладам, эпосу (Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Иоганнес Брамс, Бедржих Сметана, Эдвард Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).

Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее всё больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщённых интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре — все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Алькана, Листа.

  • Антисери Д., Реале Дж. — Западная философия от истоков до наших дней. В четырёх томах. Санкт-Петербург, 1997. Том 4 «От романтизма до наших дней». — С. 3-22
  • Берковский Н. Я.. Романтизм в Германии / Вступит. статья А. Аникста. — Л.: «Художественная литература», 1973. — 568 с.
  • Борисова Е. А.. Русская архитектура в эпоху романтизма. — СПб.: Государственный институт искусствознания, 1997. — 320 с. — ISBN 5-86007-083-7.
  • Махов А. Е. Звукомузыкальная эротика романтиков // Апокриф. — [1992]. — № 1. C. 35-46.
  • Мейнеке Фр. Английский преромантизм, Фергюсон и Бёрк // Мейнеке Фридрих. Возникновение историзма / Пер. с нем. — М., 2004. C. 191—203.
  • Рапацкая Л. А. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека» // Мировая художественная культура. 11 класс. В 2 частях. М. : Владос, 2008.
  • Хрулев В. И. Романтизм как тип художественного мышления: Учебное пособие. — Уфа: Башкирский ун-т, 1985. — С. 15-38.
  • Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига: Зинатне, 1988.- С. 26-164.
  • Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века: Классицизм, романтизм. — СПб. : Азбука-классика, 2005, 2009 (Серия: Новая история искусства). — ISBN 5-352-01156-9. — ISBN 978-5-9985-0446-4
  • Яворская Н. В. Романтизм и реализм во Франции в XIX веке. — М.: ИЗОГИЗ, Полиграфтехникум, 1938. — 208 с., 1 вкл. л. ил.: ил.

Романтизм в архитектуре

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре и архитектуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв.

Романтизм — своеобразная реакция на Французскую революцию, которая завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев — в мистике; у англичан — в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов — в необычных историях. Что объединило все это в одно течение — романтизм?

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь — поток, жизнь — игра, в которой кому — то повезет, а кому — то нет

Мучительный разлад идеала и социальной действительности — основа романтизма в мировосприятии и искусстве. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному» жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом. Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм — это система, а романтизм — нет.

Романтизм своей задачей позиционирует изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков — героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия.

Интерес к национальному прошлому (нередко — его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

Характерные черты стиля романтизм

Творческая проблематика романтизма по сравнению с классицизмом была более сложной и не такой однозначной. Романтизм в самом начале представлял собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля. Поэтому можно только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть последовательно историю развития до конца XIX — начала XX в.

Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо — римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу.

Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре. Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

Главные представители романтизма в изобразительном искусстве — живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России — О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.

Строительные особенности стиля романтизм (Появление металлических конструкций).

Развитие классицизма и романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв. металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции. Вначале их применяли в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием научных теорий в этой области.

Вопрос создания моста из металла рассматривался впервые французскими инженерами в 1719 г., а затем снова в 1755 г. Однако широкое применение этих конструкции стало возможным с появлением дешевой технологии получения железа, сначала в виде чугуна, а позднее стали.

Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение.

Несмотря на то что романтизм вызвал широкий интерес к различным культурам, которые до этого были далеки европейцам, основной для него в архитектуре стала готика. При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам.

Художественные мотивы готики использовались уже в барокко, но только в XIX в. они получают большое распространение. Одновременно появляются ростки сознательного движения за охрану архитектурных памятников и их реконструкцию.

Типы сооружений стиля романтизм

Первый чугунный мост удалось сконструировать только в 1779 г. Это был мост через реку Северн в Англии. Он имел небольшую длину (30,62 м), однако уже в конце века начинают строить чугунные мосты длиной свыше 70 м, например Сандерленд Бридж в Англии (1793 — 1796).

С конца XVIII в. чугун начинают применять при строительстве зданий. Особый интерес для того времени представлял проект складского здания в Манчестере (1801), которое решалось в виде восьмиэтажного чугунного каркаса, а также доки в Ливерпуле и Лондоне. В Англии появились чугунные конструкции соборов уже в 80 — х годах XVIII в., например в Ливерпуле.

Чугун обычно использовался в соответствии с традиционными конструктивными представлениями и методами возведения сводов, что придавало постройкам массивный характер. Дальнейшее развитие конструкций из железа связано с Францией, где сначала железо использовалось как вспомогательный материал, а позднее, после разработки законов статики, — как основной создающий собственный образ архитектуры.

Оранжерея ботанического сада в Париже (1833, автор Руо), видимо, является первой постройкой, возведенной только из железа и стекла. Почти одновременно была построена оранжерея в парке Ледницкого замка (1845, автор Девьен).

Из построек подобного типа наибольшего внимания заслуживает Хрустальный дворец (Кристал палас) на первой Всемирной выставке в Лондоне (1851). Дворец по проекту Д. Пакстона решался в виде просторного выставочного зала символической длины 1851 фут, смонтированного из типовых застекленных панелей.

Хрустальный дворец (сгорел в 1937 г.) произвел на современников огромное впечатление и способствовал тому, что металлические конструкции середины XIX в. прочно вошли в практику. Чаще всего они использовались в сооружениях с большим внутренним пространством, таких как выставочные дворцы и другие зальные постройки.

Во второй половине XIX в. происходит дальнейшее развитие конструкций подвесных мостов, особенно после изобретения вантовых конструкций; их зрелым примером являются Бруклинский мост в Нью — Йорке и мост над Ниагарским водопадом (1869 — 1883), реализованные по проекту инженеров Д. и В. Рёблингов.

Современный романтизм

Слово «романтизм» и сейчас можно услышать из уст отечественных архитекторов, проектирующих загородные дома. В современной трактовке романтизм это обращение, скорее, к фольклорным и природным формам декора — дикий камень, ковка, готические формы проёмов. Однако архитекторы в своем большинстве понимают под этим вовсе не то, что является настоящим романтизмом.

Архитекторы зачем-то пытаются слишком упростить, примитизировать язык беседы с заказчиком и часто называют романтизмом буквально всё, что построено в духе старинного родового поместья, вплоть до мини-замка в готическом стиле.

Вероятно, они используют этот термин для того, чтобы вызвать у заказчика более острые романтические чувства. На самом же деле романтизм близок по духу ко всем хорошо известному ныне стилю «кантри», с его восхвалением народного быта, искусственными сундуками, плетеной мебелью и прочей милой стариной с экологическим оттенком.

Но, пожалуй, более всего романтизм – тот настоящий, исторически достоверный романтизм – проявил себя в создании особого рода садово-парковых ансамблей.

Характерным для него является исчезновение границы между природой и искусственным, насажденным, спроектированным парком. В парке устраиваются искусственные водоемы, водопады, гроты, которые создают впечатление естественных, существующих здесь с незапамятных времен.

В ландшафт вписываются беседки, арки, смотровые площадки, имитируются развалины старых башен и т.д. Причем в одном и том же парке могут создаваться уголки разных исторических эпох и народов. Романтизма всегда отличался разнообразием форм и творческой свободой. Естественно, ведь это был адекватный ответ на суровое однообразие ампира.

Романский стиль архитектуры< Предыдущая   Следующая >Функционализм в архитектуре

Смоленицкий замок — редкий пример позднего романтизма в архитектуре

7 сентября 2016 г.

Говоря об архитектуре романтизма, мы встаём на зыбкую почву, так как это направление может включать самые разные стили: в ХХ веке это, прежде всего, модерн; однако, вопреки ожиданиям, в ряде государств сохраняет свои позиции историзм, а с ним и поздняя эклектика (например, в варианте «стиля» Heimatschutz в Германии, где большое внимание уделялось народным традициям и национальной культуре). Таким образом, линия в искусстве романтизма, которая восходит к переоценке архитектуры средних веков и признанию технических и художественных достижений готики, продолжается и в ХХ веке. 

Романтизм, убегая от скучной обыденности посредством эффектных декораций, подарил миру современное сказочно-идиллическое представление о средних веках, рыцарях и замках. Весь XIX век был охвачен так называемым «замковым романтизмом». Это явление в архитектуре зародилось в Англии ещё в XVIII в., когда эти величественные сооружения вновь начинали возводиться спустя несколько веков забвения, уже как крепости «метафизические», где можно погрузиться в мечтания о благородном прошлом, когда люди жили в гармонии с природой. На континенте новое веяние теплее всего было принято в немецких землях, где обретя национальный подтекст, воспринималось с большим воодушевлением: после изгнания наполеоновских армий интерес к национальному культурному наследию возрос, а Германия постепенно стала одним из ведущих центров искусства. Так к концу XIX века, когда «новые замки», сочетающие в себе строгость средневекового декора с последними техническими новинками, уже не были чем-то слишком экзотическим, мода на «замковый романтизм» охватила и Восточную Европу. Одним из позднейших примеров этого явления стал Смоленицкий замок, находящийся на территории современной Словакии. 

Замок расположен на высоком холме, возвышающемся над деревней Смоленице на границе Трнавской равнины и гористой части у юго-восточных склонов Малых Карпат в 60 км северо-восточнее Братиславы, на высоте около 300 м над уровнем моря прямо под наивысшей горой Малых Карпат «Зарубы» (768 м). Само поселение известно с древнейших времен (как минимум, начиная с эпохи неолита). Первое письменное упоминание об укреплении в этом месте относится к 1263 г. Одним из наиболее ранних крупных оборонительных сооружений, построенных над деревней, был замок известный как «Добра Вода». Он являлся частью цепи укреплений Венгерского королевства и защищал проход через Малые Карпаты у горного перевала Яблоница-Трстин. Изначальный замок строился исключительно в военных целях и практически не преследовал целью покорить кого-то эстетикой, но в последующие века сооружение постепенно теряло своё оборонительное назначение и, подобно большинству замков, сделалось выражением роскоши и богатства своих владельцев. В XV веке на месте сторожевой готической крепости XIV века был построен большой замок, который в 1583 году был заново перестроен в ренессансной стилистике. В век Просвещения аристократия на время остыла к своему историческому наследию, и до конца ХVIII века замок пустовал. В 1762 году он сгорел, но позднее был частично отстроен заново и использовался как тюрьма. 

В 1777 году замок перешёл во владение богатого аристократического рода Палфи (Pálffy), при котором в Смоленице была возведена новая часовня в стиле барокко. Замок сильно пострадал во время наполеоновских войн, сгорел его донжон и башни. Последний пожар окончательно превратил замок в развалины. В конце XIX века граф Йозеф Палфи задумал реставрировать руины замка. 

Руины замка в Смоленице в конце XIX века

Руины замка в Смоленице в конце XIX века

Создание капеллы в южном бастионе

Первые работы по реконструкции сооружения начались уже в 1887 году. Бастионы от старого замка были сохранены, однако их  высота была увеличена за счёт надстройки стен и создания новой кровли. Граф привлёк к реконструкции архитектора Йозефа Хуберта, который уже работал для семейства Палфи при капитальной перестройке Бойницкого замка (в 1888–1909 годы). Представители рода Пальфи лично участвовали в процессе строительства на всех его этапах. Такой подход связан «аристократической линией» «замкостроительства», заложенной в XIX веке замком Хоэншвангау в Баварии. Как и Смоленицкий замок, до реставрации 1832 года Хоэншвангау представлял собой руины. Королю Максимилиану II понравилось живописное место и романтические легенды, окружавшие его, он выкупил землю и на месте развалин приказал возвести новый замок в стиле неоготики с декоративными оборонительными башнями и зубчатыми стенами. В подобной полусказочной стилистике, не слишком обращая внимание на изначальный исторический вид, были «восстановлены» многие европейские замки. 

Замок ок. 1917 г.

Таким образом, в Смоленице началось возведение, фактически,  совершенно нового здания в романтическом ретроспективном стиле. От оригинальной постройки сохранился лишь крепостной вал с бастионами и часовня. Хотя возрождение замка, как родового поместья, не столь оригинальная мысль – в ХХ веке это был случай уже не заурядный. 

Планам по возведению новой семейной резиденции на месте старого замка помешала Первая мировая война. К счастью, большая часть наружных работ была завершена. Как и в случае с Бойницким замком, внешний вид новой постройки напоминал замки центральной Франции, однако в Смоленице, в силу ряда причин, архитектура становится более сухой и лаконичной, что сближает архитектуру замка с модным в тот период стилем ар-деко. Фасад украшают высокие въездные ворота с арочным пролётом – дань средневековью, старые бастионы и почти полностью лишённая декора монументальная башня «донжона», которую можно видеть издалека. 

Отделка замка не была полностью завершена вплоть до начала Второй мировой войны, когда строительство было вновь приостановлено. Некоторые комнаты были переоборудованы для сохранения архива семьи Палфи. С 1945 года имущество аристократических родов было объявлено государственной собственностью. Таким образом, замок был закончен и меблирован лишь в середине ХХ века. 

В нём сохранились частично завершённые при Палфи интерьеры, напоминающие о временах средневековья и ренессанса, — несколько залов с нервюрными потолками и стрельчатыми сводами, центральная лестница и общая планировка. Романтичную атмосферу постройки поддерживают и расположенный вокруг замка парк с обширными лугами и лесами, протянувшийся до самых Малых Карпат. 

С 1953 года Смоленицкий замок является собственностью Словацкой академии наук (SAS), которая выбрала его в качестве своей летней резиденции. Теперь замок стал местом встречи учёных со всего мира: в нём действует центр конгрессов академии, и проходят многочисленные конференции и семинары. 

Читайте также: 

Монастырь-крепость Тврдош – урок для архитекторов

Крепость для короля от русского архитектора

Романтизм — ТехЛиб СПБ УВТ

 Возникновение стиля романтизм

Романтизм — это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс).

Из построек подобного типа наибольшего внимания заслуживает Хрустальный дворец (Кристал палас) на первой Всемирной выставке в Лондоне (1851) . Дворец по проекту Д. Пакстона решался в виде просторного выставочного зала символической длины 1851 фут, смонтированного из типовых застекленных панелей. Хрустальный дворец (сгорел в 1937 г.) произвел на современников огромное впечатление и способствовал тому, что металлические конструкции середины XIX в. прочно вошли в практику.

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства. Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.

В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы — романтизма.

Историческая характеристика стиля романтизм

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь — поток, жизнь — игра, в которой кому — то повезет, а кому — то нет. В эту эпоху возникают и приобретают огромную популярность азартные игры, в всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты.

В литературе возникают образы игроков — людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное — это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Романтический герой — это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь только в игре человек может почувствовать силу рока.

Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев — в мистике; у англичан — в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов — в необычных историях. Что объединило все это в одно течение — романтизм?

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом. Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм — это система, а романтизм — нет.

Строительные особенности стиля романтизм (Появление металлических конструкций).

Развитие классицизма и романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв. металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции. Вначале их применяли в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием научных теорий в этой области. Вопрос создания моста из металла рассматривался впервые французскими инженерами в 1719 г., а затем снова в 1755 г. Однако широкое применение этих конструкции стало возможным с появлением дешевой технологии получения железа, сначала в виде чугуна, а позднее стали.

Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. Несмотря на то что романтизм вызвал широкий интерес к различным культурам, которые до этого были далеки европейцам, основной для него в архитектуре стала готика. При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. Художественные мотивы готики использовались уже в барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в. они получают большое распространение. Одновременно появляются ростки сознательного движения за охрану архитектурных памятников и их реконструкцию.

Характерные черты стиля романтизм

Творческая проблематика романтизма по сравнению с классицизмом была более сложной и не такой однозначной. Романтизм в самом начале представлял собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля. Поэтому можно только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть последовательно историю развития до конца XIX — начала XX в. Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо — римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу. Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.

Типы сооружений стиля романтизм

Первый чугунный мост удалось сконструировать только в 1779 г. Это был мост через реку Северн в Англии. Он имел небольшую длину (30,62 м), однако уже в конце века начинают строить чугунные мосты длиной свыше 70 м, например Сандерленд Бридж в Англии (1793 — 1796).

С конца XVIII в. чугун начинают применять при строительстве зданий. Особый интерес для того времени представлял проект складского здания в Манчестере (1801), которое решалось в виде восьмиэтажного чугунного каркаса, а также доки в Ливерпуле и Лондоне. В Англии появились чугунные конструкции соборов уже в 80 — х годах XVIII в., например в Ливерпуле.

Чугун обычно использовался в соответствии с традиционными конструктивными представлениями и методами возведения сводов, что придавало постройкам массивный характер. Дальнейшее развитие конструкций из железа связано с Францией, где сначала железо использовалось как вспомогательный материал, а позднее, после разработки законов статики, — как основной создающий собственный образ архитектуры. Оранжерея ботанического сада в Париже (1833, автор Руо), видимо, является первой постройкой, возведенной только из железа и стекла. Почти одновременно была построена оранжерея в парке Ледницкого замка (1845, автор Девьен).

Чаще всего они использовались в сооружениях с большим внутренним пространством, таких как выставочные дворцы и другие зальные постройки.

Во второй половине XIX в. происходит дальнейшее развитие конструкций подвесных мостов, особенно после изобретения вантовых конструкций; их зрелым примером являются Бруклинский мост в Нью — Йорке и мост над Ниагарским водопадом (1869 — 1883), реализованные по проекту инженеров Д. и В. Рёблингов

 

Читать по теме:

 Архитектурные стили

Глава I. Памятники архитектуры в эпоху романтизма

Интерес к памятникам национальной народной культуры своей страны, к архитектурным монументам прошлых веков достаточно отчетливо проявляется уже в начале XVIII в. В 20 — 30- х годах во Франции Бернар де Монфокон выпускает пятитомное издание, посвященное архитектурным монументам средневековой Франции1. В 40- х годах знаменитый архитектор французского классицизма Жак — Жермен Суфло печатает свое «Исследование готической архитектуры», получившее широкий отклик в стране.

В Англии в тех же 40- х годах Лэнгли издает свою «Готическую архитектуру, улучшенную согласно правилам и пропорциональным построениям во многих хороших проектах»2, а спустя десять лет Хафпенни еще более энергично предлагает строить различные здания в стиле готики в своем труде «Сельская архитектура в готическом вкусе»3.

Таким образом, довольно быстро преодолев возникший в эпоху Возрождения всепоглощающий интерес к античному искусству Италии, но продолжая, вместе с тем, преклоняться перед ним, народы других европейских стран стали все более и более интересоваться национальным искусством прошлых веков своей страны, подражая ему в своих новых постройках. Выдающийся английский архитектор XVIII в. Уильям Кент уже в 30- х годах использует в своих постройках особенности средневековой архитектуры Англии : в Эшер Плейс, Сёрри (1730 г.), в Хэмптон — Корт, Сёрри (1732 г.), где он достроил восточную сторону двора, как и в отделках некоторых интерьеров, например в перегородке Уэстминстерского зала и т. д. Известный английский писатель того времени Гораций Уолполь строит в то же время в своем поместье Строоберри Хил «Готический замок» (1749 г.).

В знаменитых английских «пейзажных» парках, «изобретенных» Уильямом Кентом, уже помещают тогда готические «руины» и китайские пагоды. В сущности и сами пейзажные парки с их резким, подчеркнутым контрастом классически — строгой, сдержанной архитектуры основной группы построек и «нетронутой» природы самого парка являлись уже предвозвестниками романтизма в архитектуре, во всяком случае его начальной стадии—сентиментализма.

Одной из основных исторических заслуг романтизма была активная и достаточно широкая постановка вопросов народности в искусстве. Романтизм в период своего расцвета, в XIX в., выдвинул и в значительной мере разрешил одну из важных задач — изучения и публикации национального наследия народного искусства европейских стран. Из сказанного выше очевидно, что и самое возникновение романтизма, как определенного течения в искусстве Европы XVIII — XIX вв., было тесно связано с обращением к национальному народному искусству каждой из европейских стран, связано с исследованием и изучением этого народного искусства, в известной мере, с подражанием ему в новых постройках.

Первые единичные проявления романтизма не только в архитектуре, но и в других видах искусства обычно отмечают именно в XVIII в.: в поэмах Оссиана, в полотнах Гойи, Прюдона, в некоторых портретах Ж.- Л. Давида и т. д.

Вместе с тем и первые единичные восстановления архитектурных памятников в духе романтизма тоже относятся к XVIII в. В отличие от упомянутых во введении отдельных работ XV — XVII вв., при которых уже учитывалось художественное значение древних памятников архитектуры, но которые своей основной целью имели все же лишь ремонт, техническое укрепление или восстановление здания, эти первые «романтические» реставрации ставили своей основной целью восстановление своеобразно понятого первоначального художественного образа реставрируемого объекта. Одной из первых таких работ можно считать восстановление Игнатием Нейманом западной башни Майнцского собора (XI — XIII вв.), который сгорел в 1779 г. Оно было проведено с явным стремлением архитектора воспроизвести как бы самый дух древних архитектурных форм собора, с его романскими деталями, но в очень своеобразном собственном истолковании.

Реставрации подобного рода тогда были лишь очень редким явлением. Вторая половина XVIII в. и особенно конец его все еще оставались временем почти полного пренебрежения памятниками архитектуры и даже временем особенно частого, а иногда и массового их уничтожения. Оценивая общее значение эпохи романтизма в эволюции взглядов общества на роль и место памятников архитектуры в его жизни, мы должны прежде всего отметить положительное влияние романтизма на развитие их общественной защиты.

Декреты Национального конвента во время французской революции конца XVIII в. обратили, как указывалось, внимание широкой общественности на общенародное значение и ценность памятников архитектуры и узаконили определенные меры для их защиты государством. Однако уже в период консульства и Первой империи (1799 — 1814 гг.), когда буржуазный строй, призванный к жизни прошедшей революцией, сохранился и в известной мере усилился, многие из завоеваний этой революции были уничтожены. Все же и в наполеоновский период истории Франции архитектурным памятникам уделялось значительное внимание.

В этот период предпринимается реставрация знаменитой базилики монастыря Сен Дени, близ Парижа, и другие работы.

В период реставрации Бурбонов (1814 — 1830 гг.) у власти стала наряду с крупным поземельным дворянством и верхушка торговой и финансовой буржуазии. Это явилось периодом определенной реакции. О сохранении и поддержании памятников архитектуры никто не думал. Реставрации памятников были довольно редким явлением. Требовался какой — то новый толчок, чтобы снова пробудить в широких массах интерес к культурному наследию народа, а в правительственных кругах заботу о поддержании и сохранении наследия национальной культуры.

В европейских странах первой половины XIX в. исключительное значение в формировании нового отношения к национальной архитектуре прошлых веков приобрело именно развитие романтизма, причем даже не в архитектуре, а в литературных произведениях, не имеющих отношения к трудам по истории архитектуры и к вопросам защиты ее памятников. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» сделал, например, в то время больше для охраны памятников архитектуры, чем могли сделать какие — либо постановления французского правительства. «Собор Парижской богоматери» Гюго заставил французов полюбить это прекрасное произведение их национальной средневековой архитектуры, заставил их отказаться от предвзятого отношения к зданиям своего средневековья, как к воплощениям «отвратительного варварства». Этими словами в XVIII в. именовали древнюю архитектуру страны.

Виктор Гюго вернул Парижу полузабытое и казавшееся многим угрюмым остатком феодализма, полуразрушенное, лишенное в период революции своих украшений и статуй, здание. Это был творческий акт, как бы подобный самой реставрации собора, и не даром в одной из бесед, посвященных этому зданию, собеседник Виктора Гюго заметил : «Не важно, кто его строил — это Ваш собор!».

В 1825 — 1832 гг. Гюго выступил со статьями под общим заголовком : «Война разрушителям», которые явились значительной вехой последовательной борьбы передовых слоев французского общества за сохранение великого наследия искусства и архитектуры страны.

Такую же роль в пробуждении интереса широких народных масс к истории своей страны, а следовательно, и к ее архитектурным памятникам сыграли исторические романы другого знаменитого представителя романтизма первой половины XIX в. — Вальтера Скотта, а также и ряда других.

Сходную роль проповедников красоты древних памятников имели и различные, часто прекрасно иллюстрированные описания путешествий, появившиеся в то время в печати. Интересны в этом отношении издания некоторых английских путешественников : Уортона, Хоокинса и др. Широко известным стало многотомное издание французского писателя и художника, генерального инспектора изящных искусств Тэйлора «Живописные и романтические путешествия по древней Франции»4, снабженное живыми набросками с французских памятников архитектуры Оно явилось как бы путеводителем по огромному музею экспонатов истории народа, каким являлась Франция с ее древними зданиями.

В России большое значение для привлечения общественного внимания к истории народа, к его сокровищам монументальной архитектуры сыграли труды выдающегося представителя сентиментализма в русской литературе и крупного ученого И. М. Карамзина. Особенно интересна в этом отношении его известная «Записка о московских достопамятностях», написанная в 1829 г.5 Очень существенными для пропаганды художественной и исторической ценности памятников архитектуры России оказались издания профессора И. М. Снегирева и археолога А. А. Мартынова, посвященные архитектурным памятникам Москвы и других русских городов, монастырей и сел6, иллюстрированные прекрасными и очень точными рисунками описываемых зданий. Помимо этих, капитальных трудов, уже с конца XVIII в., после знаменитой речи В. И. Баженова 7, в которой он превозносил архитектурные памятники древней Москвы : Меншикову башню, Сухареву башню, церковь Успения на Покровке, церковь Николы Большой крест и многие другие, в печати начали появляться как отдельные книги и брошюры, так и другого рода издания, например Географический словарь Щекатовых (1809 г.), которые пропагандировали архитектурные памятники нашей страны, приводя исторические сведения о них, давая их описания, а иногда даже их изображения 8.

Существенное значение для привлечения внимания к древним постройкам имел тогда и общий резко повысившийся интерес широких масс к истории вообще, особенно, разумеется, к истории своего народа. В этих условиях произведения архитектуры начинают восприниматься не как причуды «извращенных» и чуждых народу «художественных затей» аристократов или клерикалов, «выполненных за счет трудящихся» и являющихся «символом проклятого феодализма», как они иногда трактовались в XVIII в., но как живые свидетели героической борьбы народа за свое освобождение, как выразители его бессмертия и неувядающей силы, как подлинные, дошедшие из глубины веков, доказательства его замечательного художественного дарования. В этих условиях, в частности, во Франции возрождается вновь установленная французской революцией конца XVIII в. государственная система охраны памятников архитектуры в виде Генеральной инспекции исторических памятников, организованная в октябре 1830 г.

Французская система охраны памятников архитектуры явилась во многих отношениях образцовой. Она послужила примером для сходных учреждений в некоторых других европейских странах. Большую роль в обеспечении успеха сыграл и ее первый главный инспектор Л. Витэ, и заменивший его потом на этом посту известный французский писатель П. Мериме.

Л. Витэ тоже был писателем9. Как мы видим, в эпоху романтизма писатели приняли на себя значительную долю общественной борьбы за спасение сокровищ народной культуры. Не обладая никакими специальными познаниями в области архитектуры, Л. Витэ, являющийся образцовым представителем прогрессивной интеллигенции того периода, боровшейся за сохранение устоев европейской культуры, был наделен, вместе с тем, тонко развитым чувством прекрасного. Уже в юности, живя в Руане, он вращался в среде будущих основателей «Общества любителей древностей Нормандии», где получил начатки археологических знаний 10. Его аналитический ум и способность критического суждения позволили ему, в результате проявленной им энергии, уже через несколько месяцев при отсутствии предварительных материалов представить министру обстоятельный доклад о состоянии памятников архитектуры северных департаментов Франции. Этот доклад был блестящим образцом подобного рода работ. В своем докладе Витэ сумел дать не только исчерпывающее изложение существа вопроса, но и раскрыть непосвященным красоту многих, ранее остававшихся незамеченными сооружений французского средневековья.

Этот доклад положил основу дальнейшему и быстрому развитию «французской системы защиты наследия национального искусства. И хотя первые государственные ассигнования на реставрацию были отпущены во Франции для консервации преимущественно римских памятников на территории страны — в Ниме, Оранже, Арле, забота о подлинно национальном наследии искусства скоро стала преобладать в деятельности французской Генеральной инспекции, как она доминировала и в деятельности аналогичных государственных и общественных организаций других европейских стран в середине и во второй половине XIX в.

Таким образом, в самых общих вопросах охраны и поддержания архитектурных памятников развитие романтизма сыграло большую и бесспорно положительную роль, привлекая к ним общественное внимание, возбуждая в народных массах любовь и уважение к сокровищам национальной культуры, содействуя возникновению и развитию государственной и общественной защиты этих сокровищ.

Архитекторы середины XIX в. в своей практической деятельности были охвачены идеями романтизма в такой же мере, как и творческие работники других видов искусства. Архитекторы с увлечением строили «готические» замки и соборы там, где требовался всего лишь усадебный дом или приходская церковь. Широкая публика отдавала им должное почти в такой же мере, как литераторам — романтикам при чтении увлекательных романов Вальтера Скотта и Виктора Гюго или художникам — романтикам при созерцании исполненных драматизма исторических картин Поля Делароша или других живописцев этой эпохи. Романтические тенденции в архитектуре охватили все европейские страны, получив свое достаточно ясное выражение и в русском зодчестве, где мы видим появление целых «готических» ансамблей, подобных усадьбе Марфино под Москвой (30- е годы XIX в.) и т. п.

Романтизм в литературе породил значительные художественные явления и обусловил развитие крупнейших художников слова, среди которых достаточно вспомнить имена Гюго, Байрона, Шелли, Мицкевича, Жуковского и многих других. Имена таких мастеров, как Делакруа, дают возможность оценить прогрессивное значение романтизма в живописи.

В архитектуре XIX в. это течение не принесло значительных достижений в силу ряда причин. Здесь имела значение и специфика самой архитектуры — искусства в известной мере абстрактного, в котором тематические сюжеты, развернутые исторические темы не могут быть выражены в законченной форме тематического повествования. Но еще большее значение имело то, что достоинства и качества произведений архитектуры зависят от участия значительных кадров квалифицированных строителей в воплощении характерных особенностей конкретного стиля, создать которые последователям средневековой архитектуры в XIX в. не удалось.

Вполне естественно, что новое художественное направление получило свое отражение и в реставрации древних зданий, памятников истории и искусства. Очень часто, можно было бы сказать даже слишком часто, некоторые архитекторы той эпохи стремились использовать предложение реставрировать какой — либо памятник архитектуры для упражнения своих способностей в проектировании «готических» или «романских» зданий, возводя целые башни или шпили без всяких к тому оснований не только там, где они были когда — то разрушены, но и там, где их вообще никогда не было. Такие стремления не имели, разумеется, ничего общего с задачами охраны и реставрации памятников истории и искусства. Отсутствовала и научно разработанная методика реставрационных работ.

Широко распространившееся влияние романтизма объясняет, почему архитекторы — реставраторы Франции, России и других стран так часто сбивались в XIX в. на путь произвольных домыслов в восстановлении древних зданий. В своих ошибках искусство реставраторов XIX в. следовало за общим развитием искусства того времени.

Как уже говорилось во введении, реставрация древних зданий до XIX в. имела своей целью восстановление, как правило, лишь мемориального их значения. Другие стороны общественного значения памятников архитектуры не принимались тогда в расчет. Даже художественная ценность древних зданий обычно игнорировалась вследствие недостаточной развитости художественного вкуса широких масс.

Этап романтизма был данью, которую возрожденная в XIX в. на новых основах реставрация древних зданий уплатила расширившемуся пониманию общественного значения памятников архитектуры, включавшему теперь помимо мемориальной также и художественную их ценность. Весь XIX век, при общем взгляде на него, прошел в области реставрации древних зданий под лозунгом восстановления преимущественно художественного значения архитектурных памятников, как это определилось еще в конце XVIII в., например в упомянутой выше реставрации Майнцского собора. Вследствие этого реставрации XIX в. можно назвать условно «художественными реставрациями» по характеру стремлений реставраторов того времени, но не по достигнутым результатам, которые, к сожалению, в большинстве своем были неудовлетворительными. Таким образом, для всего первого периода развития современной реставрации (с начала XIX в. до первых десятилетий XX в.) можно ввести условный термин — «период художественных реставраций», который в наше время воспринимается несколько иронически.

Первая фаза этого периода «художественных реставраций» целиком относится ко времени господства романтизма в европейском искусстве. Поэтому этот первый этап или первое течение в реставрационной практике XIX в. может быть названо этапом романтизма. Период романтизма был характерен все еще значительной ролью мемориального компонента в общественном значении архитектурных памятников. Восстановление художественных особенностей здания должно было тогда лишь усилить мемориальную его ценность. В то же время вторая фаза «художественных реставраций» — со второй половины XIX в. — сделала восстановление художественных особенностей зданий самоцелью, о чем речь будет впереди.

Мы здесь не будем говорить о работах первой половины XIX в. (также стимулированных развитием романтизма) по завершению длительного, иногда простиравшегося много столетий, процесса возведения величественных зданий — готических соборов. Достройки, например, Кёльнского (XIII, XIV, XV, XVI, первая половина XIX — вторая половина XIX в.) или Миланского соборов (начата в 1386 г., закончена в XIX в.) по характеру их основной цели и общей направленности относятся не к реставрациям, а к строительным работам вообще. Мы же касаемся здесь лишь чисто реставрационной практики.

Уже с конца XVIII в. широкую реставрационную деятельность развил в Англии типичный архитектор — романтик Джемс Уайет (ум. в 1813 г.). Его реставрационные работы в Солсберийском соборе вызвали беспокойство в широких кругах английской научной общественности. За этим последовали столь же смелые реставрационные работы в соборе Дерхэма и в других средневековых постройках Англии, за которые Уайет получил впоследствии прозвище «разрушителя». Интересно отметить, что при некоторых реставрационных работах «романтического» толка в Англии начала XIX в. древние здания просто разбирались, чтобы уступить место новым постройкам, готический стиль которых реставраторы в таких случаях, как правило, «значительно улучшали».

В середине XIX в. более крупный архитектор, знаменитый английский реставратор Джильберт Скотт в сущности продолжал «романтические» методы восстановления и реставрации древних зданий, произвольно дополняя и «улучшая» средневековые соборы Англии (собор в Эли идр.), что также вызвало упреки научной общественности страны. В связи со всем этим интересно проследить взаимный обмен памфлетами Д. Скотта и его противников11. С решительным протестом против подобного рода реставраций выступил уже в середине XIX в. известный английский искусствовед Джон Рёскин.

Интересным примером реставрации «романтического» толка в Англии явились работы на церкви аббатства Сент Олбэнс (Херфордшир), XII — XIV вв. В середине XIX в. ее западный фасад, отчасти недостроенный, а отчасти разрушенный, выглядел, бесспорно, очень скромно. При этом в нем сочетались особенности разных периодов строительства здания. Аббатство было связано с определенными, достаточно важными историческими событиями данной местности, т. е. имело конкретное мемориальное значение. Местные власти считали облик церкви аббатства не соответствующим, в ее поврежденном виде, общей общественно — исторической ценности здания и, чтобы усилить ее мемориальное значение, решили предпринять реставрацию. Вначале реставрация была поручена Джильберту Скотту, однако он скоро умер. Работы закончил, как это нередко бывало в реставрациях «романтического» толка, человек не имевший специального образования (Гримторп), который на месте древнего и подлинного фасада церкви, сколь ни был он плох, построил совершенно новый фасад в «значительно улучшенном» стиле. Этот новый фасад, однако, никого не может обмануть и во всех своих особенностях и деталях выдает себя как типичный продукт романтизма XIX в. Таких примеров можно было бы привести не мало12.

Во Франции романтический этап реставрации архитектурных памятников тоже проявился достаточно ярко. Здесь практиковались «реставрационные» приемы, при которых древнее архитектурное сооружение разбиралось до основания, а затем возводилось снова в «улучшенном» древнем стиле. Такая участь постигла, например, собор в Лизье. Подобным же образом был «отреставрирован» Палэ де Жюстис в Руане и другие здания. И в этом, втором случае, несмотря на проявленную все же значительную тщательность и аккуратность в работе и несомненную сдержанность в стремлении «улучшить» стиль древней постройки, на месте подлинного прекрасного памятника архитектуры получилась мертвая бездушная его копия — типичный продукт XIX в. Даже теперь, когда это здание отчасти снова покрылось так называемой «патиной времени», оно вызывает у зрителей лишь любопытство, но не восхищение и безусловно лишено интереса для археолога или архитектора — исследователя.

При таких реставрациях — разборках в большинстве случаев выдвигались соображения не только желательности «улучшить» стиль может быть слишком «скромно» выглядевшего сооружения или здания, имевшего, вместе с тем, большое мемориальное значение, но и соображения о необходимости укрепить его, для чего перекладка здания казалась многим наилучшим средством.

Как ни казались вескими реставраторам той эпохи доводы в пользу таких «решительных» действий, ни одно из последующих поколений реставраторов, ученых или лиц, просто интересующихся архитектурой, не нашло ни одного слова в их защиту. Несомненно, что «необходимость» таких перекладок зданий, приводивших вольно или невольно к серьезным искажениям их, была лишь кажущейся и возникала лишь в представлении архитекторов той эпохи.

В памятнике архитектуры дорог каждый фрагмент, каждая деталь, которые открывают нередко существенную для понимания общей композиции здания и оригинальную особенность его художественного замысла. Это ценно для архитектора, а еще более для архитектора — реставратора и археолога. Часто даже след утраченной детали на здании или фрагмент разрушившейся конструкции, наконец, даже характер обтески и укладки в дело камня или декоративного элемента, толщина швов раствора, характер заделки этого шва — приобретают исключительное значение. Будучи сохраненными, эти ничтожные следы и детали, если и не играют какой — либо роли в общем художественном облике архитектурного памятника, то во всяком случае рассказывают об особенностях строительных приемов и творческих методов соответствующей эпохи и дают в руки реставратора неоценимые документальные данные для восстановления зданий, а в руки археолога — подлинные вещественные документы истории материальной культуры народа. Но что можно сказать о полной перестройке архитектурного памятника, пусть даже «с сохранением его первоначального вида», не говоря уже о различных «улучшениях» его ?

___________

1 Bernard de Montfaucon Les monuments de la monarchie francaise qui cornrerment l’histoirc de France etc t 1 —5, Pans 1729—33

2 Langley Gothic architecture improved by Rules and Proportions in many good Designs 1742

3 Halfpenny Rural architecture in the Gothic Taste 1752

4 Taylor J. I. S. Voyages pittoresques et romantiques dans l’ancienne France. 24 t. 1820 —63.

5Карамзин И. М. Соч. изд. 4- е, т. IX, 1835, стр. 252.

6Мартынов А. А. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества (текст И. М. Снегирева), т. 1 — 19. М., 1846 — 1858.

7К сожалению, она была произнесена им при разборке такого выдающегося произведения архитектуры России, как Московский кремль, на месте которого предполагали построить дворец. Речь напечатана в соч. А. С. Сумарокова. ЦГАДА, Госархив, раздел XIV, № 51, ч. II, л. 387 — 390.

8Щекоговы А. М. и Л. М. Географический словарь Российского Государства, сочиненный в настоящем оного виде. Части 1 — 17. М., 1801 — 1809.

9Помимо его исторических повестей известны его труды искусствоведческого

плана : Histoire des anciennesvilles de France, 1832; Monographie de l’cglice Notre Dame de Noyon, 1845; Etudes sur l’histoire de l’art 1864 etc.

10 Parturier M. Louis Pitet —Merimee P. Lettres a Ludovic Vitet Introduction, p. VI. Paris, 1934.

11См. Scott G. G Thorough Anti-Restoration, 1877; Id. Faithfull Restoration, 1850; Freeman E. A. Preservation at Ancient Monuments, 1852; Loftie W. J. Thorough Restoration, 1877 and s. o.

12См. напр.: Stevenson J. Architectural! Restoration. London, 1897.

Первоисточник: 

РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ (развитие теоретических концепций). Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ, М., 1971

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *