Авангард в архитектуре: история, описание стиля, фото
Сжигание мостов и отказ от прошлого, новый взгляд на новое время, эпатажный дерзкий зверь с кричащим голосом — все это авангард в архитектуре.
После революции 1917 года художественная жизнь страны стремительно менялась: молодые художники-новаторы поставили своей целью создать новое искусство, отвечающее требованиям современности. Они конструировали новую жизнь, пытались изменить окружающую их среду. Прежде всего это выразилось в самом ярком явление — архитектуре.
Производственное искусство
Многие художники и архитекторы в конце 20-х годов ХХ века изучали опыт Малевича и Татлина как пример для подражания. Молодые творцы экспериментировали в создании абстрактных геометрических форм, особенно это заметно в архитектуре авангарда. Многие художники-новаторы полностью отказались от станкового производства всевозможных произведений: станковой картины, графики и, конечно же, строений. В двадцатом столетии создается так называемое производственное искусство, которое и называется авангардом в архитектуре. Направление существует и по сей день.
Новое течение
Производственное искусство — художественное движение в культуре СССР 20-х годов. Участники движения поставили задачу: повлиять с помощью авангарда в архитектуре на промышленное производство. Они считали, что создание мебели, одежды и зданий нового типа поможет сформировать нового человека и новое общество.
До сих пор искусство русского авангарда очень популярно и известно во всем мире, а Малевич и Кандинский — это своеобразные иконы искусств. Именно они придумали абсолютно новый художественный язык, которого не было до этого в мире. Именно благодаря им появилась возможность вдохнуть в культуру новую жизнь.
Авангард в архитектуре
За период победного шествия нового течения по всей России было построено около 500 объектов, из них около сотни в Петрограде (в то время еще в Ленинграде). Этот город был выбран неслучайно, так как именно он является образчиком классических традиций в архитектуре.
Состояние многих зданий на сегодняшний день угнетающее, практически все требуют ремонта, так как их постигла незавидная участь: знаменитый Дом культуры имени Кирова, который был построен по всем законам архитектуры ленинградского авангарда, — памятник, который в современном мире представляет собой обычный бизнес-дом, который сдается в аренду. Площади сдаются всем желающим, список предприятий-арендаторов весьма разнообразен: здесь можно найти и бильярдный клуб, и кафетерии, и магазины, и даже шиномонтажные мастерские.
Коммерческие заведения располагаются внутри Федерального памятника архитектуры — это даже звучит парадоксально.
Появление термина «авангард»
Это сегодня, оглядываясь на прошлое XX века, наши современники могут деловито заявить, что искусство так или иначе шло к данному направлению, что появление русского авангарда в архитектуре было неизбежно. Однако следует понимать, что приход такого направления в мир искусства для мировой общественности было похоже на падение рояля на голову — звонкого и очень тяжелого рояля…
В 1885 год французский критик Теодор Дюре впервые использует слово «авангард» в художественной критике. Термин изначально пришел из военного дела. «Авангард» в переводе с французского означает «передовой отряд». Это именно те военные силы, которые выдвигаются в сторону противника, чтобы разведать обстановку и предупредить нападение.
Первоначально слово не прижилось в искусстве: так сложилось, что авангардисты себя так никогда не называли и были даже против данного слова. Термин стали употреблять позже, в 50-х годах ХХ века, с легкой руки французского критика Мишеля русское искусство начала XX века стали называть авангардом. Название быстро прижилось, несмотря на то что творцы нового направления были против.
Стиль авангард в архитектуре
Сегодня это понятие объединило совершенно разные направления, не только связанные со строением зданий, но и с живописью, и с литературой, и с кинематографией. Они настолько разные, что одни противоречат другим. Авангардом иногда называют почти все, что было создано в начале XX века, направление часто путают с модерном, однако это в корне неверно.
Все, что объединяет архитектуру эпохи авангарда, в той или иной степени постулирует отказ от традиционности и догматизма. Дерзкий стиль бросает вызов классическим канонам, отвергает традиционные социальные культурные ценности так, словно до определенного художника ничего не было.
Позднее течение
Конструктивизм — это крайняя стадия авангарда конца 20-х годов ХХ века, когда возникло это реалистическое искусство. Начиная с 1932 года были упразднены и ликвидированы практически все художественные группировки, все, кроме социалистического реализма. Авангард в архитектуре 20 века, точнее, его позднее проявление, просуществовал меньше 12 лет.
На самом деле конструктивизм в архитектуре появился намного раньше: яркие образчики — Эйфелева башня в Париже и Хрустальный дворец в Лондонском Гайд-парке. Первый проект русского конструктивистского здания принадлежит Владимиру Татлину, одному из лидеров русского авангарда.
В 1920 году он собирался построить в Петрограде памятник Третьему интернационалу — здание в виде башни, которое на треть превзошло бы создание Эйфеля.
Особенность стиля
Главным принципом конструктивизма стала первостепенная роль функциональности здания, именно она определяла его внешний вид. Последователями конструктивизма была развернута активная деятельность в разных сферах художественного творчества: фотографии, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Главной чертой стиля стало противопоставление роскошному быту буржуазии простотой и практичностью. Особенно это заметно в архитектуре юга России эпохи авангарда. Если говорить про другие отрасли, то новейшие предметные формы и беспредметная композиция до сих пор сохранилась в собрании екатеринбургского музея.
Конструктивизм — одно из авангардных направлений в Отечественной и мировой архитектуре. Он оставил заметный след в облике европейских городов 20-30 годов прошлого века. Архитектура юга России эпохи авангарда создавало новое общество, формировало новые интересы и ценности, например, ДК — Дома культуры. Место, где советские граждане проводили целые дни за досугом.
Запрет авангарда
Дело в том, что в 1932 году вышло постановление правительства о создании творческих Союзов художников, писателей, композиторов и архитекторов на эстетической основе социалистического реализма, то есть с 1932 года фактически перестали существовать любые авангардные формы. В советском искусстве в момент запрета новаторства во многих музеях страны оказалось большое количество произведений, выполненных в оригинальном стиле. Произошло это по одной причине: в период с 1918 по 1922 год советская власть, поддерживая новое искусство, официально скупала работы художников-новаторов и распределяла их по музеям страны.
В 40-50-е годы ХХ века, после изменения культурной политики, из Москвы стали поступать приказы о списании произведений, созданных авангардистами. Дальнейшая судьба коллекций зависела от лояльности работников музеев, некоторые прятали работы, чтобы сохранить их для будущих поколений. Так, например, сделал Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Но кто-то строго следовал приказу и уничтожал работы. Сохранившиеся картины долгие годы были под запретом и не выставлялись, о них не знали даже художники и искусствоведы вплоть до перестройки, когда авангард вышел из подполья и занял достойное место в истории мирового искусства XX века.
Модернизм
Под авангардом следует понимать полный отказ художника от традиционной эстетики, разрушение привычных форм и создание новых. Авангард абстрактен, имеет мало общего с естественностью и натурой.
Беспечность — это новое искусство, где важна не форма, а содержание. Модернизм, с которым часто путают авангард, преобразует, совершенствует и дополняет, то есть модернизирует уже сложившееся понятие. Он не стремится рвать связь с канонами, а лишь дает новое переосмысление. Модернизм предшествовал авангарду, являл собой эстетический бунт внутри искусства, в то время как авангард был течением, которое шло против самой художественной традиции.
Модернизм переосмысливает, а авангард стремится создать шедевр с нуля.
Где зародился авангард — неизвестно, но корни этого прогрессивного течения раскинулись по всему миру. Кстати, многие искусствоведы выделяют именно русское искусство начала XX века как отправную точку возникновения данного течения.
Архитектура авангарда в России — стили, направления, наследие
Изменение облика мира и формирование новой парадигмы социально-культурного развития России 20-х годов 20 века привели к новым веяниям во всех областях человеческой жизни. Кардинальная реструктуризация идейных принципов, на которых зиждилось общество, потребовала перерождения художественной мысли. Откликом на вызов нового времени стало выделение на фоне других фигур Малевича и Татлина, сформировавших основные принципы авангардистского искусства. Супрематизм Малевича, обнажающий тяготение к простым геометрическим конструкциям и цветовой раскованности, и контррельефы Татлина, отразившие конструктивную возможность совмещения сразу нескольких материалов (стекло, металл, дерево) в одном продукте, стали катализаторами трансформации языка архитектуры, в недрах которой зарождался новый стиль – авангард.
Черты и принципы архитектурного авангарда
Плодотворной средой, в условиях которой стали вызревать стремления выйти за пределы традиционного мышления и привычного пространства, стала еще русская архитектура начала 20 века. Деятели-новаторы той поры — Кузнецов, Лолейт, Шухов – в своих творениях во многом предвосхитили последующие достижения. Башня радиостанции имени Коминтерна Владимира Шухова по праву считается одним из первых сооружений в стиле авангард и выразительным индикатором наступления эпохи экспериментов и художественного нигилизма, оповестившим, что во главу угла встала архитектура модерна.
На первое место вышли три основных принципа:
- целесообразность и практичность сооружений. Возводимые постройки должны были служить утилитарным целям, организовывать жизнь людей в соответствии с их потребностями, создавать комфортные условия для труда и быта.
- обнажение истинной формы архитектурной оболочки. Рисунок внутреннего пространства задавал функциональный и эстетический образ экстерьера.
- аскетичность конструкций и природная естественность материалов. Принцип «искусство ради искусства» был уже неактуален. Художественный и утилитарный смысл выражался в создании «чистой» композиции, лишенной атрибутивной завуалированности.
Основными чертами авангарда в архитектуре были:
- строгость и лаконичность форм,
- простота и логичность внешнего облика.
Идейные протагонисты активно экспериментировали с материалами: открывались новые горизонты в использовании кафельной плитки, металлической сетки, стекла и дерева. Формировалось понимание роли архитектора как организатора и созидателя, а не декоратора окружающей среды. Происходило переосмысление традиционного инструментария: пространство (а не вещество) стало восприниматься как поле для творчества. На первый план вышли не индивидуальные потребности, а общественные (в центре внимания – массы), что нашло отражение в характерных для той поры постройках: фабрики-кухни, рабочие клубы, дома – коммуны.
Направления и имена русского авангарда в архитектуре
Внушительный базис идейных накоплений и поиск новых способов самовыражения привели к выделению в середине 20-х годов двух самостоятельных направлений под эгидой авангардизма, получивших название конструктивизм и рационализм.
Принципиальным отличием между этими течениями стало отношение к вопросу восприятия архитектуры человеком:
- Конструктивизм пропагандировал функциональный метод как сумму множества факторов (социальных, технических), детерминирующих процесс создания сооружения, но не уделял внимания психофизическим законам.
- Рационалисты ратовали за необходимость анализа личностных особенностей восприятия архитектурных построек.
В дальнейшем представители данных направлений образовали два творческих объединения: ОСА и АСНОВА.
ОСА (Объединение современных архитекторов) – детище конструктивистов, появившееся в 1925 г. У истоков создания стояли братья Веснины и Моисей Гинзбург.
Конструктивизм в архитектуре
Концептуально конструктивизм в архитектуре исходил из стремления преобразовать внешнюю среду, подчинить имеющиеся средства и материалы решению прикладных задач. Выразительность конструкции заключалась не в декоративном оформлении, а в динамичном сочетании вертикальных и горизонтальных линий, цветовой и пространственной свободе плана возводимого сооружения. Конструктивисты мыслили категориями эргономичности и целесообразности. Создаваемые ими проекты представляли собой функционально слаженные механизмы, призванные организовать производственно-бытовые процессы. Идейные принципы конструктивизма особенно явно проявились во время презентации конкурсных проектов здания Дворца труда в Москве. Вариант, предложенный братьями Весниными, получил особое признание за прогрессивное архитектурное видение а области стиля, структуры и технических особенностей. К 30-му году 20 века конструктивизм вступил в зрелую фазу развития. Специалисты стали опираться на методы научного анализа и пропагандировать идеи, согласно которым форма архитектурного организма должна соответствовать реализуемой им функции. Дворец культуры ЗИЛа и общежитие-коммуна Текстильного института – яркие образчики функционального подхода конструктивистов. Этот период также характеризуется заимствованием принципов Ле Корбюзье, среди которых — отсутствие ограничений в разработке деталей внутреннего и внешнего пространства, использование железобетонных столбов-опор и возведение плоской крыши-террасы.
Рационализм в архитектуре
Во главе рационалистического направления стояли Владимир Кринский и Николай Ладовский. По их инициативе в 1923 году возникла Ассоциация новых архитекторов – АСНОВА.
Рационалисты выступали за аналитическое переосмысление наследия прошлого. Пространство и объем являлись основополагающими инструментами творческой работы. Исследовательская стратегия рационалистов выражалась в стремлении выявить особенности и закономерности психо-эмоционального восприятия архитектурной сооружения, в связи с чем многие сторонники данного веяния занимались преподаванием (Вхутемас, Гинхук) или были задействованы в градостроительной сфере. Ориентация на кабинетные исследования, а не на практику, привела к тому, что после рационалистов фактически не осталось реально воплощенных проектов. Исключение составил жилой комплекс, расположенный недалеко от Шуховской башни (Шаболовский район).
Авангард и другие виды искусств
Авангардисты искали возможности для творческого поиска в различных областях искусства. Особенно явно такая тенденция проявилась в 1918-1924 годы. Это время характеризовалось открытостью профессиональных границ: скульпторы, архитекторы, художники, театралы тесно взаимодействовали друг с другом:
- Александр Веснин создавал оформительские декорации для спектаклей,
- Эль Лисицкий проектировал горизонтальные небоскребы для Москвы,
- конструктивист Александр Родченко достиг значительных успехов в области фотомонтажа,
- а Николай Ладовский занимался вопросами скульптурно — архитектурного синтеза.
Целью такого сотрудничества было формирование универсальной художественной среды, пронизывающей и объединяющей все области искусства.
Успехи симбиоза различных жанров и сфер были продемонстрированы в 1923 году на Сельскохозяйственной выставке в Москве. Представленные проекты являлись отражением первых опытов гармоничного сочетания архитектуры, скульптуры и монументальной живописи.
Но уже во второй половине 1920-х гг. скульптура выпадает из сферы архитектурных интересов, а живописи отводится место служебного инструмента оформления стен в общественных заведениях. Возрастает роль промышленного дизайна и колористики. Точкой соприкосновения архитекторов и художников выступают вопросы проектирования предметов мебели и оформления интерьеров. Разработкой оригинальной мебели, в частности, занимался Александр Родченко.
Значение архитектурного авангарда в России
Творческое преломление достижений различных областей искусства, и, самое главное, уникальные методы работы с объемно-пространственными категориями и материалами создали неповторимый облик российского авангарда 20-х гг, повлиявший на формирование стиля работы таких признанных мастеров современности как Заха Хадид, Стивен Холл, Тадао Андо. Но золотая пора самого направления длилась недолго. Распределение призов за проект Дворца советов дало понять, что методы конструктивистов и рационалистов потеряли свою целесообразность в глазах политических лидеров. К середине 30-х гг. наметился возврат к канонам классицизма в архитектуре: возросла значимость декора и величественной трафаретности внешнего облика зданий.
Зародился постконструктивизм, продуктивно использующий авангардистские приемы работы с объемом, формой и цветом под внешней оболочкой неоклассики. Ситуация изменилась в середине 20 века.
Архитектура уже советского авангарда 60-70 гг. представляла собой уникальный симбиоз богатого наследия 20-30 гг. с новыми идеями и техническими разработками. Зодчие стремились соединить лаконизм форм с функционально-эстетическими элементами. Именно в это время искусствовед Селим Хан – Магомедов начал сбор документальной информации об архитектуре авангарда 20-х гг. Ценные интервью, схемы, чертежи и наброски находятся в сохранности в архивах, чего нельзя сказать о памятниках архитектуры модерна. Реформаторские настроения нынешнего времени, в своей безудержности и неумеренности, практически не оставляют шансов на сохранение архитектурного наследия предыдущих лет.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесьАрхитектура советского авангарда — МАЯК ПРО
Советский авангард — короткий период в русской архитектуре, который начался в 1918 году после революции и закончился в начале 30-х годов, когда ему на смену пришла сталинская архитектура.
Архитекторы этого периода считали, что архитектура нового советского государства должна быть принципиально новой, не похожей ни на что.
В этот период Советский Союз был архитектурным лидером всего мира. Архитекторы хотели создать нечто, полностью отличное от уже существующего. Они искали принципиально новые формы и в своей работе использовали последние инженерные и технологические достижения.
Для советского авангарда было характерно представление об архитектуре, как о некой силе, с помощью которой можно управлять социальными процессами, влиять на человека.
Перед архитекторами периода советского авангарда стояла задача с помощью помещений нового типа создать «нового советского человека».
Несмотря на небольшую продолжительность периода, в это время было создано множество выдающихся памятников, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах СССР.
Яркие архитекторы периода советского авангарда — Константин Мельников, Моисей Гинсбург, братья Веснины, Григорий Бархин и многие другие.
В период советского авангарда строились дома-коммуны (жилкомбинаты). Они представляли собой здания из двух блоков, в одном из которых находились комнаты для сна, а в другом общие пространства — столовые, прачечные, библиотеки, места для учебы и занятий спортом, помещения, куда можно было отдавать детей на время. В первоначальном виде они существовали недолго, так как люди чувствовали себя некомфортно в таких условиях.
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе. Архитектор Иван Николаев
Макет дома-коммуны на улице Орджоникидзе
В этот период также строились фабрики-кухни. Это огромные столовые с промышленными кухнями. Люди могли не готовить еду дома и питаться только в таких пунктах общепита.
Фабрика-кухня в Самаре в виде серпа и молота
Еще один символ советского авангарда — клубы и дома культуры. Первые клубы и дома культуры появилась в России еще до революции, но имели название «народный дом». В период советского авангарда они, как и дома-коммуны, были символом новой советской власти.
Клуб им.Русакова. Работа Константина Мельникова
Создавались и абсолютно оригинальные памятники советского авангарда, например, Дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке.
Дом-мастерская Константина Мельникова
Один из самых известных памятников советского авангарда в Москве — это Шуховская радиобашня на Шаболовской. Весьма простая конструкция, состоящая из прямых стальных стержней, при пересечении которых образовывается сетка, имеет сравнительно небольшой вес и невероятную прочность.
Шуховская радиобашня
Спортивные стадионы тоже строят не просто так. О том, как были спроектированы первые спортивные стадионы, читайте на нашем сайте «МаякПРО», а так же смотрите и слушайте на сайте радио «Маяк»!
Просмотров: 1 887
Авангард в архитектуре: история, описание стиля, фото
Искусство и развлечения 6 декабря 2018Сжигание мостов и отказ от прошлого, новый взгляд на новое время, эпатажный дерзкий зверь с кричащим голосом — все это авангард в архитектуре.
После революции 1917 года художественная жизнь страны стремительно менялась: молодые художники-новаторы поставили своей целью создать новое искусство, отвечающее требованиям современности. Они конструировали новую жизнь, пытались изменить окружающую их среду. Прежде всего это выразилось в самом ярком явление — архитектуре.
Производственное искусство
Многие художники и архитекторы в конце 20-х годов ХХ века изучали опыт Малевича и Татлина как пример для подражания. Молодые творцы экспериментировали в создании абстрактных геометрических форм, особенно это заметно в архитектуре авангарда. Многие художники-новаторы полностью отказались от станкового производства всевозможных произведений: станковой картины, графики и, конечно же, строений. В двадцатом столетии создается так называемое производственное искусство, которое и называется авангардом в архитектуре. Направление существует и по сей день.
Новое течение
Производственное искусство — художественное движение в культуре СССР 20-х годов. Участники движения поставили задачу: повлиять с помощью авангарда в архитектуре на промышленное производство. Они считали, что создание мебели, одежды и зданий нового типа поможет сформировать нового человека и новое общество.
До сих пор искусство русского авангарда очень популярно и известно во всем мире, а Малевич и Кандинский — это своеобразные иконы искусств. Именно они придумали абсолютно новый художественный язык, которого не было до этого в мире. Именно благодаря им появилась возможность вдохнуть в культуру новую жизнь.
Авангард в архитектуре
За период победного шествия нового течения по всей России было построено около 500 объектов, из них около сотни в Петрограде (в то время еще в Ленинграде). Этот город был выбран неслучайно, так как именно он является образчиком классических традиций в архитектуре.
Состояние многих зданий на сегодняшний день угнетающее, практически все требуют ремонта, так как их постигла незавидная участь: знаменитый Дом культуры имени Кирова, который был построен по всем законам архитектуры ленинградского авангарда, — памятник, который в современном мире представляет собой обычный бизнес-дом, который сдается в аренду. Площади сдаются всем желающим, список предприятий-арендаторов весьма разнообразен: здесь можно найти и бильярдный клуб, и кафетерии, и магазины, и даже шиномонтажные мастерские.
Коммерческие заведения располагаются внутри Федерального памятника архитектуры — это даже звучит парадоксально.
Появление термина «авангард»
Это сегодня, оглядываясь на прошлое XX века, наши современники могут деловито заявить, что искусство так или иначе шло к данному направлению, что появление русского авангарда в архитектуре было неизбежно. Однако следует понимать, что приход такого направления в мир искусства для мировой общественности было похоже на падение рояля на голову — звонкого и очень тяжелого рояля…
В 1885 год французский критик Теодор Дюре впервые использует слово «авангард» в художественной критике. Термин изначально пришел из военного дела. «Авангард» в переводе с французского означает «передовой отряд». Это именно те военные силы, которые выдвигаются в сторону противника, чтобы разведать обстановку и предупредить нападение.
Первоначально слово не прижилось в искусстве: так сложилось, что авангардисты себя так никогда не называли и были даже против данного слова. Термин стали употреблять позже, в 50-х годах ХХ века, с легкой руки французского критика Мишеля русское искусство начала XX века стали называть авангардом. Название быстро прижилось, несмотря на то что творцы нового направления были против.
Стиль авангард в архитектуре
Сегодня это понятие объединило совершенно разные направления, не только связанные со строением зданий, но и с живописью, и с литературой, и с кинематографией. Они настолько разные, что одни противоречат другим. Авангардом иногда называют почти все, что было создано в начале XX века, направление часто путают с модерном, однако это в корне неверно.
Все, что объединяет архитектуру эпохи авангарда, в той или иной степени постулирует отказ от традиционности и догматизма. Дерзкий стиль бросает вызов классическим канонам, отвергает традиционные социальные культурные ценности так, словно до определенного художника ничего не было.
Позднее течение
Конструктивизм — это крайняя стадия авангарда конца 20-х годов ХХ века, когда возникло это реалистическое искусство. Начиная с 1932 года были упразднены и ликвидированы практически все художественные группировки, все, кроме социалистического реализма. Авангард в архитектуре 20 века, точнее, его позднее проявление, просуществовал меньше 12 лет.
На самом деле конструктивизм в архитектуре появился намного раньше: яркие образчики — Эйфелева башня в Париже и Хрустальный дворец в Лондонском Гайд-парке. Первый проект русского конструктивистского здания принадлежит Владимиру Татлину, одному из лидеров русского авангарда.
В 1920 году он собирался построить в Петрограде памятник Третьему интернационалу — здание в виде башни, которое на треть превзошло бы создание Эйфеля.
Особенность стиля
Главным принципом конструктивизма стала первостепенная роль функциональности здания, именно она определяла его внешний вид. Последователями конструктивизма была развернута активная деятельность в разных сферах художественного творчества: фотографии, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Главной чертой стиля стало противопоставление роскошному быту буржуазии простотой и практичностью. Особенно это заметно в архитектуре юга России эпохи авангарда. Если говорить про другие отрасли, то новейшие предметные формы и беспредметная композиция до сих пор сохранилась в собрании екатеринбургского музея.
Конструктивизм — одно из авангардных направлений в Отечественной и мировой архитектуре. Он оставил заметный след в облике европейских городов 20-30 годов прошлого века. Архитектура юга России эпохи авангарда создавало новое общество, формировало новые интересы и ценности, например, ДК — Дома культуры. Место, где советские граждане проводили целые дни за досугом.
Запрет авангарда
Дело в том, что в 1932 году вышло постановление правительства о создании творческих Союзов художников, писателей, композиторов и архитекторов на эстетической основе социалистического реализма, то есть с 1932 года фактически перестали существовать любые авангардные формы. В советском искусстве в момент запрета новаторства во многих музеях страны оказалось большое количество произведений, выполненных в оригинальном стиле. Произошло это по одной причине: в период с 1918 по 1922 год советская власть, поддерживая новое искусство, официально скупала работы художников-новаторов и распределяла их по музеям страны.
В 40-50-е годы ХХ века, после изменения культурной политики, из Москвы стали поступать приказы о списании произведений, созданных авангардистами. Дальнейшая судьба коллекций зависела от лояльности работников музеев, некоторые прятали работы, чтобы сохранить их для будущих поколений. Так, например, сделал Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Но кто-то строго следовал приказу и уничтожал работы. Сохранившиеся картины долгие годы были под запретом и не выставлялись, о них не знали даже художники и искусствоведы вплоть до перестройки, когда авангард вышел из подполья и занял достойное место в истории мирового искусства XX века.
Модернизм
Под авангардом следует понимать полный отказ художника от традиционной эстетики, разрушение привычных форм и создание новых. Авангард абстрактен, имеет мало общего с естественностью и натурой.
Беспечность — это новое искусство, где важна не форма, а содержание. Модернизм, с которым часто путают авангард, преобразует, совершенствует и дополняет, то есть модернизирует уже сложившееся понятие. Он не стремится рвать связь с канонами, а лишь дает новое переосмысление. Модернизм предшествовал авангарду, являл собой эстетический бунт внутри искусства, в то время как авангард был течением, которое шло против самой художественной традиции.
Модернизм переосмысливает, а авангард стремится создать шедевр с нуля.
Где зародился авангард — неизвестно, но корни этого прогрессивного течения раскинулись по всему миру. Кстати, многие искусствоведы выделяют именно русское искусство начала XX века как отправную точку возникновения данного течения.
Источник: fb.ru
Стиль авангард
Бунтарский стиль авангард возник в начале ХХ века – в период неспокойный для тогдашней молодежи, в связи с глобальными революционными настроениями. Мятежный дух породил перевороты устоев искусства, и началась контрастная игра с формой и цветом, создание неестественных космических образов, отрицание всего естественного и природного. Так что забудьте обо всех нерушимых правилах дизайна, ведь в этой статье мы будем говорить об авангарде.
Стиль авангард в архитектуре
Приходилось ли вам наблюдать архитектурные творения, части которых буквально парят в воздухе? Нет? А вот жителям города Роттердам, что в Нидерландах, приходится наблюдать их буквально на каждом шагу, ведь Роттердам – самый авангардный город в Европе. Скопление большинства произведений авангардного искусства доступны к просмотру в Музее Бойманса-ван-Бёнингена, где каждый желающий может взглянуть на творения кистей Рубенса, Рембранта и ванн Гога, но и на простых Роттердамских улицах есть на что посмотреть, ведь это город искусства.
Казалось бы, авангарду не добраться до востока с его строгими устоями, но и тут архитекторы заделали переворот, что легко наблюдать на примере музея религиозного искусства Синьцзынь-Чжи.
Если вы думали что авангард не дойдет до «нашего брата», то вы ошибались. Архитектура будущего во всем её величестве воплощена в здании школы управления «Сколково», что в Москве. Хоть проект и дело рук английского архитектора, но глаз такая постройка чрезвычайно радует.
(Слева-направо: дом в Роттердаме, музей религиозного искусства в Китае, школа управления в Москве).
Стиль авангард в интерьере
То, что все новое и сверхсовременное – это прерогатива авангарда, мы уже разобрались, но вот как найти место этому интересному стилю в простой жилой квартире и как применить стиль авангард в своем интерьере?
Начнем с того, что отделка стен, пола и потолка должна включать наиболее современные материалы: зеркальная плитка, обои интересной фактуры и цвета, металлическое напыление, пластик и металл. Несколько стен, или даже каждую из них, красят в контрастные цвета любой понравившейся гаммы.
Авангардная мебель также должна быть изготовлена из наиболее современных материалов или из контрастных пород дерева в сочетании с металлом. Неплохо бы включить в свой интерьер последние достижения техники: жидкокристаллический телевизор, модную игровую консоль, хорошую звуковую систему.
Кстати данный стиль отлично подойдет для малогабаритных квартир, ибо приветствует многофункциональность предметов интерьера, отлично, если стол или кровать будут вмонтированы в стену, а полки в ниши межу ступенями лестниц.
Выбирая текстиль для дома, старайтесь не детализировать. Например шторы в стиле авангард должны контрастировать по цвету со стенами, а материал должен быть прост, но фактурен.
Мебель в стиле авангард
Мебель в стиле авангард полностью отражает поклонников этого течения в искусстве: она оригинальна, полна энергии и интересных деталей, но, в то же время, достаточно сдержана, чтобы выполнять необходимые функции.
Собственно мебель может быть любой формы: не удивительно встретить диван, одна половина которого будет квадратной, а другая – круглой, ведь игра с формой – это то, на чем основан весь авангард.
Если вы не приверженец асимметрии в мебели, то выберите простые прямоугольные, квадратные, либо закругленные формы, такое авангард тоже допускает. Эффектно будет смотреться мебель на коротких ножках, максимально приземленная к полу, бесформенные пуфы и лежаки, подвесные кресла и прочее.
Что же касается обивки мебели, то тут можно дать разгул фантазии: любые оригинальные, однотонные материалы вполне подойдут, главное – избегайте мелкой детализации. Стиль авангард в его мебельном воплощении можно пронаблюдать на фото ниже.
Архитектура ленинградского авангарда — Википедия
Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель | |
---|---|
Жанр | научная литература |
Автор | Б. М. Кириков, М. С. Штиглиц |
Язык оригинала | русский |
Дата первой публикации | 2008 |
Издательство | Издательский Дом «Коло» |
«Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель» — книга, написанная двумя авторитетными историками искусства Б. М. Кириковым и М. С. Штиглиц. Опубликована в 2008 году в Санкт-Петербургском издательском доме «Коло».
В книге рассмотрены наиболее значительные памятники ленинградской авангардной архитектуры 1920-х-1930-х годов. Данный труд является первым изданием, посвященным архитектуре рассматриваемой эпохи. «Путеводитель» дает описание не только самих памятников, но и рассказывает о методах, истории и философии конструктивизма. На примере особо заметных памятников, относящихся концу XIX — началу XX века авторы показывают рационалистические новации в архитектуре петербургского модерна, которые предвосхитили творческие искания следующих десятилетий.
В книгу включены 50 памятников периода авангарда, сгруппированные по районам Петербурга. Книга снабжена иллюстрациями, схемами, чертежами (в том числе и неосуществленных проектов), архивными фотографиями и картами, по которым читатель может определить местонахождение памятника.
В издании использованы фотографии В. Ф. Егоровского, В. Т. Верещагина, В. А. Давыдова, С. А. Булачевой, А. В. Вознесенского, Б. М. Кирикова, О. Б. Кириковой, О. В. Петровой, М. С. Штиглиц, а также историческая съемка из фондов ЦГАКФФД (СПб.).
Выпуск издания приурочен к 8 Российско-Германскому форуму «Петербургский диалог».
Предисловие[править | править код]
Рубеж XIX – XX века привнес существенные изменения в ход развития архитектуры, вместо эпохи историзма пришла эпоха модерна. Модерн прошел стремительную эволюцию от образной и декоративной усложненности к ясной рациональности, строгому лаконизму, геометризации, очищению форм.[1]
Мастерами воплотившими идею модерна в городской архитектуре стали Г.В. Барановский, В.И. Шене, Р.Ф. Мельцер, Ф.И. Лидваль, А.И. фон Гоген, В. П. Апышков, К.К. Шмидт, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь. Структурные принципы модерна наиболее полно реализовались в строительстве особняков и некоторых общественных зданиях.
В русле модерна зародилось протоконструктивисткое направление, которое объединило в себе четкую функциональную организацию и новое эстетическое осмысление. Модерн потеснил неоклассика, ставшая «петербургским возрождением»[2].
Приметами того времени стали крупногабаритные постройки нового типа: универмаги, жилые комплексы для рабочих, народные дома.
Основными архитекторами данного периода стали как признанные раньше мастера ретростиля – И.А. Фомин, В.А. Щуко, Л.А. Ильин, А. Е. Белогруд, так и новые восходящие звезды градостроительства – Л.В. Руднев, Н.А. Троцкий, Д.П. Бурышкин, И.Г. Лангбард. Несмотря на то, что неоклассицизм являлся антиподом модерну, два этих стиля часто взаимодействовали.
В 1925-1927 году Ленинградские архитекторы начинают обращаться к авангарду. Начинается активное строительство в периферийных районах города новых жилмассивов для рабочих, школ, стадионов, больниц, фабрик-кухонь. Принципы новой архитектуры были реализованы в работах А.С. Никольского, Г.А. Симонова, А.И. Гегелло, А.А. Оля и других.
«Важнейшей особенностью ленинградской школы, независимо от индивидуальных предпочтений ее мастеров, являлось повышенное внимание к выразительности художественной формы.»[3]
Коренное перелом в авангарде произошел в начале 1930-х годов, в связи с проектированием в Москве Дворца Советов, отныне заказчик требовал «торжественную монументальность, обличенную в традиционные классические формы»[4]. Конструктивизм переродился в постконструктивизм, который впоследствии сменил неоклассикой.
Петербургский Пролог. Архитектурные памятники периода модерна[править | править код]
В данном разделе авторы предлагают к изучению основные постулаты и принципы архитектуры конца XIX — начала XX веков. Исследованию подвергаются памятники эклектики и позднего модерна, предвосхитившие новации в градостроении 1920-х — 1930-х годов. Однако между рационалистической линией петербургского модерна и авангардной архитектурой нет прямой связи. Ведь в 1910-х годах модерн был вытеснен неоклассицизмом, ориентировавшимся на воссоздание стилевых черт Старого Петербурга. Вплоть до 1920-х годов, перешагнув через революцию, неоклассическое движение продолжило доминировать в архитектуре, сдерживая новаторские поиски.
Список памятников, рассмотренных в первой главе:
1. Доходный дом Г. В. Барановского. Улица Достоевского, 36
2. Тенишевское училище. Моховая улица, 33-35
3. Ортопедический институт. Александровский парк, 5
4. Гаванский рабочий городок. Малый проспект В. О., 69, 71; Гаванская улица, 47
5. Особняк М. Ф. Кшесинской. Улица Куйбышева, 2-4
6. Особняк С. Н. Чаева. Улица Рентгена, 9
7. Универмаг «Эсдерс и Схейфальс». Набережная реки Мойки, 73
8. Женская гимназия Э. П. Шаффе. 5-ялиния, 16
9. Мельница и элеватор Акционерного общества товарных складов. Проспект Обуховской Обороны, 7
10. Универмаг Гвардейского экономического общества. Большая Конюшенная улица, 21-23
11. Гаражи автомобильной фирмы К. Л. Крюммеля. Ковенский переулок, 5; Дивенская улица, 9
12. Доходный дом Н. П. Демидова. Большой проспект В. О., 50
13. Доходный дом Латышской церкви. Загородный проспект, 64.
14. Магазин фирмы Ф. Л. Мертенса. Невский проспект, 21
15. Новый Пассаж. Литейный проспект, 57
Архитектура Ленинградского Авангарда. Пятьдесят памятников[править | править код]
Это основная часть книги, отсылающая читателя к различным районам города, затрагивая Кировский, Невский, Московский, Петроградский, Центральный, Василеостровский районы и Выборгскую сторону. Так, авторами книги подробно разбирается устройство и архитектурные особенности таких объектов, как Кировский универмаг, трикотажная фабрика «Красное знамя» и водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик».
Список памятников, рассмотренных в данной главе:
Кировский район
1. Жилой комплекс на Тракторной улице
2. Серафимовский участок. Проспект Стачек, 29-35
3. Школа имени 10-летия Октября. Проспект Стачек, 5
4. Дворец культуры имени А. М. Горького. Площадь Стачек, 4
5. Дом технической учебы. Улица Ивана Черных, 4.
6. Универмаг и фабрика-кухня Кировского района. Площадь Стачек, 4
7. Ушаковские бани «Гигант». Улица Зои Космодемьянской, 7
8. Профилакторий Кировского района. Улица Косинова, 19
9. Кировский райсовет. Проспект Стачек, 18 .
10. Школа. Проспект Стачек, 30
11. Дворец культуры имени И. И. Газа. Проспект Стачек, 72
Невский район
12. ТЭЦ «Красный Октябрь». Октябрьская набережная, 108
13. Палевский жилмассив. Проспект Елизарова, 4-8; улица Ольги Берггольц, 3-7
14. Жилмассив рабочих-текстильщиков. Улица Ткачей; улица Бабушкина
15. Дом культуры текстильщиков. Проспект Обуховской Обороны, 105
16. Дом культуры имени В. И. Ленина. Проспект Обуховской Обороны, 223
17. Профилакторий «Текстильщица» Невского района. Проспект Елизарова, 32
18. Школа. Улица Ткачей, 9
19. Школа. Большой Смоленский проспект, 36
20. Мельничный комбинат имени С. М. Кирова. Проспект Обуховской Обороны, 45
Московский район
21. Заставная (Московская) пожарная часть. Московский проспект, 116
22. Дом культуры имени Ильича. Московский проспект, 152
23. Дом культуры Союза кожевников имени В. П. Капранова. Московский проспект, 97
24. Московский райсовет. Московский проспект, 129
25. Мясокомбинат имени С. М. Кирова. Московское шоссе, 13
Выборгская сторона
26. Главная понижающая подстанция Волховской ГЭС. Полюстровский проспект, 46
27. Бабуринский жилмассив. Улица Смолячкова, 14; Лесной проспект, 34-36
28. Кондратьевский жилмассив. Кондратьевский проспект, 40
29. Жилмассивы на Лесном проспекте. Лесной проспект, 37, 39, 59, 61, 65
30. Круглая баня. Площадь Мужества
31. Школа. Политехническая улица, 22
32. Школа. Кантемировская улица, 30
33. Фабрика-кухня Выборгского района. Большой Сампсониевский проспект, 45
Петроградский район
34. Трикотажная фабрика «Красное Знамя». Пионерская улица, 53
35. Левашовский хлебозавод. Барочная улица, 4
36. Административное здание завода «Полиграфмаш». Проспект Медиков, 5
37. Кооперативный дом совторгслужащих. Каменноостровский проспект, 55
38. Дом-коммуна Общества политкаторжан. Троицкая площадь, 1
39. Первый жилой дом Ленсовета. Набережная реки Карповки, 13
40. Дворец культуры имени Ленсовета. Каменноостровский проспект, 42
41. Академия железнодорожного транспорта имени т. Сталина. Кронверкский проспект, 9
42. Стадион «Динамо». Проспект Динамо, 44
43. Жилой дом Свирьстроя. Малый проспект П. С., 84-86
Василеостровский район
44. Фабрика-кухня Василеостровского района. Большой проспект В. О., 68
45. Водонапорная башня и канатный цех завода «Красный гвоздильщик». 25 линия, 6
46. Дворец культуры имени С. М. Кирова. Большой проспект В. О., 83
Центральные районы
47. Хлебозавод имени 10-летия Октября. Херсонская улица, 22
48. Больница имени С. П. Боткина. Миргородская улица, 3
49. Жилой комплекс фабрики «Красный треугольник». Старо-Петергофский проспект, 21
50. Здание НКВД (КГБ). Литейный проспект, 4.
Avant-Garde Architecture. A Guide[править | править код]
В данной части книги содержатся аннотации к каждому разделу на английском языке.
- ↑ Б. М. Кириков, М. С. Штиглиц. Архитектура ленинградского авангарда : Путеводитель. — Санкт-Петербург: Коло, 2008. — С. 11. — 384 с.
- ↑ Б. М. Кириков, М. С. Штиглиц. Архитектура ленинградского авангарда : Путеводитель. — Санкт-Петербург: Коло, 2008. — С. 13. — 384 с.
- ↑ Б. М. Кириков, М. С. Штиглиц. Архитектура ленинградского авангарда : Путеводитель. — Санкт-Петербург: Коло, 2008. — С. 17. — 384 с.
- ↑ Б. М. Кириков, М. С. Штиглиц. Архитектура ленинградского авангарда : Путеводитель. — Санкт-Петербург: Коло, 2008. — С. 20. — 384 с.
- Архитектура Ленинградского авангарда. Путеводитель/ под общ. ред. Б. М. Кирикова-СПб, Коло, 2008
9 важных памятников московского авангарда — The Village
Архитектура советского авангарда, наравне со сталинским ампиром и русским барокко, — один из главных культурных кодов Москвы. При этом здания этого стиля как будто находятся в тени других исторических столичных построек — даже несмотря на то, что на столичный архитектурный авангард приезжают посмотреть тысячи туристов со всего мира. Автор проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов составил для The Village маршрут по главным авангардным памятникам архитектуры Москвы, среди которых — как очевидный Дом Наркомфина, так и менее известный Хавско-Шаболовский жилой комплекс. Для прохождения маршрута будет удобно пользоваться наземным общественным транспортом, а именно трамваем «А » и автобусом «Б».
Маршрут
Шуховская башня — Дом РЖСКТ «Первое Москворецкое объединение» — Хавско-Шаболовский жилой комплекс — Дом Центросоюза — Вестибюль станции метро «Красные Ворота» — Дом Наркомзема — Московский планетарий — Дом Наркомфина — Дом Мельникова
Маршрут начинается на станции метро «Шаболовская», откуда можно пешком дойти до Шуховской башни.
Шуховская башня
ул. Шухова, дом 8
Радиобашня на Шаболовке строилась как инженерное сооружение, обеспечивающее доступ к радиосети. Эстетика — вероятно, последнее, о чем думал Шухов, однако башня стала не только первой крупной постройкой советской России, но и настоящим символом эпохи авангарда.
Решение о строительстве в Москве мощной радиостанции новое правительство страны приняло практически сразу после революции. Что неудивительно, ведь это было необходимо для проведения большевистской агитации. Строить башню для радиостанции пригласили инженера Владимира Шухова. Поначалу он спроектировал ее высотой в 350 метров, чтобы постройка стала самым высоким сооружением на Земле. Но, увы, заводы стояли, металла в стране не хватало, и высоту башни пришлось сократить до 150 метров.
Для подъема секций на большую высоту Шухов использовал изобретенный им метод телескопического монтажа. Каждая секция собиралась на земле внутри готовой постройки, а затем вытягивалась вверх, словно части гигантской подзорной трубы.
Нынешние владельцы башни хотели ее демонтировать, но, к счастью, этого не произошло. Шуховская башня, очевидно, требует реставрации, но пока на этот счет конкретных решений не принималось, и памятник авангарда находится в подвешенном состоянии.
Далее по маршруту необходимо зайти во дворы через дорогу от Шуховской башни, пройти мимо рядовой авангардной постройки и выйти на улицу Лестева, где располагается один из первых в Москве домов-коммун.
Дом РЖСКТ «Первое Москворецкое объединение»
ул. Лестева, дом 18
Одной из важнейших идей эпохи авангарда стало обобществление быта. Многие идеологи, да и просто советские энтузиасты, верили, что институт семьи скоро умрет, а жить мы станем большими группами, деля общее пространство отдыха, а также деньги и вещи. Наиболее радикальные коммунисты предлагали обобществить даже жен и детей. Мол, что это у нас за частная собственность на женщину! Реагируя на социальный заказ, архитекторы стали строить дома-коммуны.
Дом рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества «Первое Замоскворецкое объединение» коммунальный только отчасти. Его ближние к улице Лестева корпуса имеют квартиры в три-четыре комнаты, а три корпуса в глубине участка поделены на жилые ячейки в девять и 14 квадратных метров с общим туалетом и кухней на этаже. В торцевом корпусе также разместились столовая, детский сад, клуб, спортзал и солярий на крыше. В 60–70-е годы ХХ века коммунальные корпуса расселили и отдали под учреждения для чиновников.
Через дорогу от Дома РЖСКТ находится необычный район, где все дома смотрят на улицы углами. Здесь хорошо погулять по дворам.
Хавско-Шаболовский жилой комплекс
ул. Лестева, дом 13, корпус 3; дом 15, корпуса 1, 2; дом 19, корпуса 1, 2; дом 21, корпус 2
ул. Шаболовка, дом 63, корпус 2; дом 65, корпус 2; дом 67
ул. Серпуховский Вал, дом 22, корпуса 2, 3; дом 24, корпуса 1, 2; дом 28
Пожалуй, самый интересный жилой комплекс авангардной Москвы. Его спроектировала команда архитекторов-рационалистов, чьим кредо стала фраза «Пространство, а не камень — материал архитектора». Корпуса этих домов поставлены под углом в 45 градусов к осям соседних улиц, и из-за этого комплекс похож на лабиринт. В таких домах не соскучишься: пространство играет с наблюдателем в прямо-таки барочную игру, кружит и водит за нос. Прогулки по Хавско-Шаболовскому жилому комплексу похожи на рассматривание калейдоскопа.
Отдельно стоит отметить цветовое решение фасадов. Профессор немецкой школы «Баухаус» придумал залить их крупными красно-белыми плоскостями — как будто на фасады шагнули полотна Малевича. Каждое здание имело уникальную окраску, что облегчало навигацию в этой архитектурной головоломке. Увы, во время капитального ремонта в 70-х дома целиком закрасили в скучную охру.
Из дворов Хавско-Шаболовского жилого комплекса стоит выйти на Серпуховский Вал, где располагается трамвайная остановка. Необходимо сесть на трамвай «А» или № 39 и доехать до конечной остановки — станции метро «Чистые пруды». Далее нужно идти по улице Мясницкой в сторону Садового кольца.
Дом Центросоюза
ул. Мясницкая, дом 39
Мясницкая улица в 20-х годах прошлого века была московским деловым центром. Здесь расположился и Дом Центросоюза (ныне Росстат), построенный по проекту знаменитого архитектора Шарля Ле Корбюзье. В Доме Центросоюза воплощены все пять знаменитых принципов этого архитектора — столбы-опоры вместо первого этажа, свободный фасад, ленточные окна, свободная планировка и плоская эксплуатируемая крыша. Кстати, В 2015 году перед зданием открыли памятник все тому же Шарлю Ле Корбюзье.
Продолжайте идти по Мясницкой улице в сторону Садового кольца до станции метро «Красные Ворота».
Вестибюль станции метро «Красные Ворота»
Первая очередь московского метро (1931–1935 годов) была построена в переходный период от авангарда к сталинскому «большому стилю». Многие вестибюли и станции уже оглядываются на классику и ар-деко, и только архитектору Николаю Ладовскому хватило смелости реализовывать в подземке авангардные проекты. Три вложенные друг в друга арки впечатляют своей монументальной геометрией, а кроме того, зрительно вытягивают пространство, превращая вход в вестибюль в любимую авангардом метафору движения.
Далее нужно перейти через Садовое кольцо по пешеходному переходу у Орликова переулка и дойти до пересечения Садовой-Спасской улицы с проспектом академика Сахарова.
Дом Наркомзема
ул. Садовая-Спасская, дом 11
Здание Народного комиссариата земледелия СССР построил автор Казанского вокзала и Мавзолея Ленина архитектор Алексей Щусев, продемонстрировав тем самым свое умение делать высокопрофессиональные вещи в любой стилистике. Полукруглый эркер бокового корпуса, ленточные окна и свободная компоновка фасада отсылают к авангарду, но при этом здание дышит какой-то классической монументальностью и продуманностью деталей. Несмотря на все перемены в Москве за прошедшие 80 лет, оно продолжает быть самой значительной постройкой на перекрестке и приковывать взгляды при проезде вдоль Садового кольца.
Рядом с домом Наркомзема стоит дождаться автобуса «Б» и проехать на нем до остановки «Малая Никитская улица». Выйдя из автобуса, нужно пройти чуть назад — во двор планетария.
Московский планетарий
ул. Садовая-Кудринская, дом 5, стр. 1
В эпоху авангарда задачу ликвидации безграмотности и популяризации науки поставили на государственный контроль. Одним из орудий научпопа тех времен должен был стать планетарий — «оптический научный театр», по определению идеолога конструктивизма Алексея Гана.
Первый советский планетарий в 1927–1929 годах строили архитекторы Синявский и Барщ. Яйцеобразный купол пролетом в 28 метров за счет своей формы очень тонок — всего 12 сантиметров в основании и шесть сантиметров наверху. Эта одновременно функциональная и конструктивная форма создала неповторимый образ московского планетария. В 2000-х здание реконструировали — подняли на шесть метров, построив под ним дополнительные помещения.
Затем нужно спуститься по улице до станции метро «Баррикадная» и обойти сталинскую высотку, чтобы попасть к Дому Наркомфина.
Дом Наркомфина
Новинский б-р, дом 25, корпус 1
Одними из главных целей советского авангарда были типизация и массовое строительство жилья. Архитектор Моисей Гинзбург придумал экономичные жилые ячейки разных типов, которые представляли собой (по нынешним меркам) довольно эффектные двухуровневые квартиры-студии. Из таких ячеек и составлен Дом Наркомфина, построенный по заказу Наркомата финансов в 1929–31 годах.
Помимо жилого корпуса, у дома есть коммунальный блок с детским садом и кухней-столовой, соединенный с жилой частью теплым переходом. А наверху дома — плоская эксплуатируемая крыша с солярием. Попасть внутрь дома и жилой ячейки можно с экскурсией.
Вернитесь на Садовое кольцо к ближайшей автобусной остановке «Дом Шаляпина» и снова садитесь на автобус «Б», чтобы проехать до «Смоленской площади».
Дом Мельникова
Пожалуй, самый известный памятник советского авангарда и один из самых необычных домов в мире. Архитектор Константин Мельников заключил с властями небывалый договор: они предоставили ему землю в центре Москвы, а он провел на себе эксперимент с целью выяснить, может ли человек комфортно проживать в совершенно круглом доме.
Но денег на строительство все равно не хватало, так что пришлось экономить на кирпиче. Из-за этого у Мельникова возникла идея сетчатой кирпичной кладки, благодаря которой дом и обзавелся знаменитыми шестигранными окнами. Сейчас во дворе установлены инсталляции, рассказывающие о его устройстве. В сам дом можно попасть с экскурсией, на которую придется заранее записаться по телефону.
Погуляйте по двору дома, изучая инсталляции с другими проектами великого архитектора эпохи авангарда.