Старинные часы своими руками – Старинные настенные часы. Тайны их ремонта и необходимый инструмент. Подробно и наглядно. Часть 1. | РетроТехника. Просто о сложном.

Новое время для старых часов

Мои родственники сделали ремонт на кухне. Для завершенного интерьера не хватает настенных часов. Старые часы исправны, но внешне совсем не вписываются в обновленную кухню. Утилизировать часики жалко, на них дарственная надпись – это подарок. Я попробую вдохнуть в них новую жизнь. Новое время для старых часов
Новое время для старых часов

Для работы с часами, разберем их. Циферблат, стекло (а не пластик, как в современных часах) и рамка.

Новое время для старых часов

Часовой механизм я даже не пыталась снять, т.к. при тщательном осмотре никаких крепежных элементов не обнаружила. Декор циферблата будет сопровождаться аккуратным вращением минутной стрелки, это немного усложнит работу.
Итак, начнем с рамки. Ее я решила обтянуть тканью, у меня как раз была в запасе, подходящая по цветовой гамме. Это довольно плотная хлопчатобумажная ткань с эластаном. При разрезании сечется совсем немного. Прикладываем рамку на ткань и мелком для раскроя обводим, делая отступы по краям для загибов.

Новое время для старых часов

Вырезаем нашу выкройку. На внешнюю сторону рамки наклеим двусторонний скотч, чтобы закрепить ткань перед началом обтягивания.

Новое время для старых часов

Сделав небольшие надрезы по углам и проклеив двусторонний скотч внутри рамы, обтягиваем, аккуратно заворачивая края ткани и приклеивая на скотч. Скотч я выбрала не случайно, ткань хорошо клеится на него. Клей в этом случае пропитывался бы сквозь ткань и усложнил бы процесс.

Новое время для старых часов

Закончив обтягивать рамку, я примерила ее на часы. Получилось отлично.

Новое время для старых часов

И можно было бы остановиться и на этом. Но фабричный декор циферблата говорит нам, что это не совсем рукотворный продукт, выглядит довольно скучно. К тому же, родственники очень хотели настенные часы с римскими цифрами. Поэтому приступим к циферблату. Циферблат литой из пластика, цифры и буквы на нем это часть цельной конструкции. Поэтому я решила зашпатлевать поверхность циферблата, сровняв все под ноль. Высота ножки, на которой вращаются стрелки, позволяет нам нанести 2-3 мм шпатлевки.

Новое время для старых часов

Аккуратно вращая стрелки, я прошлась по всей поверхности циферблата.

Новое время для старых часов

На банке со шпатлевкой написано, что она сохнет от 3 до 24 часов, я решила выждать по максимуму для надежности. Через сутки я обнаружила микротрещинки на поверхности и еще раз прошлась шпатлевкой, уже только лишь затирая эти самые трещинки, слоем меньше 1 мм. Второй слой сох часов 5-6.

Новое время для старых часов

После полного высыхания, небольшим шпателем я слегка затерла поверхность, сбив неровности, и протерла ее влажной губкой, удалив мелкие частички. Загрунтовала на два слоя белой акриловой краской без воды, с промежуточным просыханием каждого слоя. И в завершение – затонировала поверхность циферблата нужным мне цветом акриловой краски без воды, хаотичными мазками. Получилась вот такая интересная фактура.

Новое время для старых часов

Римские цифры я нашла в интернете и, в дополнение к ним, Эйфелеву башню, подходящую по стилю в кухню. Распечатала изображение, и, поместив листок в пластиковый файл, обвела рисунок черной витражной краской из детского набора «Витраж». Такая краска при высыхании превращается в липкую наклейку.

Новое время для старых часов
Новое время для старых часов

Через сутки, цифры сохли параллельно с циферблатом, я перенесла эти наклейки на циферблат. Собрала часы и …

Новое время для старых часов

…надеюсь, родственники будут довольны.

Старинный часы | Журнал Ярмарки Мастеров

Механические старинные часы являются отражением добрых старых традиций. Если с их помощью вы хотите украсить спальню, гостиную или кухню, значит вы романтическая, склонная к консерватизму натура. Модели с маятником – классика жанра – идеально подойдут для оформления помещений в строгом английском стиле и будут уместно смотреться в имперских интерьерах времен Наполеона. Но можно поэкспериментировать и вполне удачно вписать часы с маятником в современный минималистический стиль, придавая комнате атмосферу стабильности уюта.

Как ухаживать за настенными часами с маятником
Отличительными чертами маятниковых моделей является длительный срок службы и безупречная работа. Однако они нуждаются в надлежащем уходе и аккуратном обращении.
Установка и завод
Ровный подвес.
Если стена имеет малейший наклон, необходимо выровнять корпус.
Маятник должен быть аккуратно подвешен на колодку стержня.
Пружину заводим медленно во избежание поломок деталей.
Дверцу механизма нужно плотно закрыть, чтобы туда не попадала пыль.
Уход
Старинные настенные часы с маятником, корпус которых изготовлен из дерева, нужно чистить. Сегодня можно купить специальные средства для полировки старинных экземпляров. Как правило, эти средства не содержат силиконовое или льняное масла, приводящие к потемнению древесины.
Деревянные часы не рекомендуется держать в помещениях с резким перепадом температур и влажности. При высокой влажности дерево будет набухать, а при низкой – трескаться. Размещайте их подальше от источников тепла, таких как печи, камины и др.
В проверке нуждается и часовой механизм. Один-два раза в пять лет его нужно осмотреть и смазать, но эти процедуры лучше поручить мастеру. Он проверит часы на наличие сломанных элементов, изношенных деталей, растянутых пружин, почистит места, в которых скопилось масло или пыль. Для смазки рекомендуется использовать масла, прошедшие высокую степень очистки.

Старинный часы, фото № 1

Старинные часы своими руками | Поделки дома

 Имея в своем распоряжении механизм маятниковых часов, сделать «старинные» настенные не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Кстати, сегодня многие фирмы, специализирующиеся на продаже часов, с удовольствием помогут приобрести как недостающие детали, так и весь комплект необходимых узлов маятниковых часов «в сборе».

 

Конструкция корпуса старинных настенных часов относительно проста и содержит не так уж много деталей (см. рисунок и таблицу «Перечень деталей и необходимых материалов»). Для изготовления корпуса потребуется хороший настольный токарный станок по дереву с полной оснасткой, ручная фрезерная машинка и обычный набор столярных инструментов.

Однако есть в этой работе и одно «Но», причем именно с большой буквы. Часы и все, что связано с этим словом, всегда были эталоном точности. В том числе и корпус. Поэтому как изготовление каждой отдельной детали, так и их сборка требуют исключительной аккуратности. Щели, зазоры в стыках, сколы, отщепы или заваленные кромки здесь просто недопустимы.

Большая часть деталей корпуса сделана из древесины ореха. Подойдут для этого и любые другие благородные породы дерева с «мелким» рисунком, который не должен теряться даже на самых тонких элементах конструкции. Передняя дверка и задняя стенка вырезаны из обычной фанеры. Их внешние видимые поверхности оклеивают ореховым шпоном. Так как размеры этих деталей не очень велики, то для наклеивания шпона можно использовать более простой способ чем тот, который применяют краснодеревщики.

 

Сначала нужно подготовить заготовки шпона, соответствующие по размеру деталям с припуском 5-10 мм на сторону. Небольшие его листы подгоняют и склеивают друг с другом узкими полосками бумаги (фото 1). Клей наносят на бумагу, а когда она слегка размокнет, накладывают полоску на стык с лицевой стороны.

Затем тщательно промазывают клеем всю поверхность детали, дают ему чуть-чуть подсохнуть и накрывают деталь подготовленным полотном шпона. Сверху шпон закрывают газетной бумагой (она впитает в себя излишки клея) и прижимают подходящей по размеру ДСП или толстой фанерой.

 

Весь этот «бутерброд» равномерно зажимают струбцинами, подложив под их пятки дощечки или бруски (фото 2). После высыхания клея все его следы и бумагу с лицевой стороны шпона удаляют, а поверхность выравнивают с помощью наждачной бумаги.

Оклеивание шпоном криволинейных поверхностей, таких, например, как на

фото 6, имеет свои особенности. Равномерно прижать шпон по всей плоскости до полного высыхания клея здесь очень сложно. Поэтому для выпуклых и вогнутых деталей применяют другой способ. Клей в этом случае равномерно наносят на обе поверхности: и на шпон, и на деталь. Выдерживают до почти полного высыхания клея, но только до «почти», быстро прикладывают один край листа шпона и последовательно огибают им деталь, плотно приглаживая пальцами.

Главное при этом — не допустить образования «пузырей», исправить которые потом будет практически невозможно.

Изготовление фрезерованных и точеных деталей показано на фотографиях. Сделать эти детали, имея соответствующую оснастку и приспособления, будет несложно, если использовать рекомендуемые приемы. Так, две одинаковые полуколонны для дверки лучше точить не из цельного бруска, который затем придется пилить вдоль. Намного проще заготовку для вытачивания полуколонн сделать из двух гладко выстроганных половинок, сложенных вместе и скрепленных по краям шурупами (фото 4). В таком виде заготовку обрабатывают на токарном

станке, а затем, вывинтив шурупы, сразу получают две совершенно одинаковые полуколонны, не требующие никакой дополнительной обработки.

 

Точно такой же прием используют и при вытачивании валиков 20 декоративного обрамления крышки (фото 10) и полуколонн 27 фронтона. Полукруглую розетку фронтона и его навершие проще выточить из цельных заготовок диаметром 160 и 200 мм соответственно, а затем распилить на две равные части (фото 11).

Сборку корпуса осуществляют, руководствуясь рисунком и фотографиями. Детали соединяют друг с другом с помощью клея и небольших шкантов диаметром 4 и 6 мм. Собранный корпус тщательно прошлифовывают мелкой наждачной бумагой, очищают от пыли, если необходимо тонируют морилкой и окрашивают в несколько слоев мебельным лаком.

После высыхания лака корпус желательно дополнительно отполировать с помощью специальной полирующей восковой мастики для мебели. Кроме придания блеска восковая мастика надежно защитит лаковое покрытие от влаги и пыли. В последнюю очередь монтируют в корпусе часовой механизм и устанавливают на место стекла, которые закрепляют в фальцах мелкими латунными гвоздиками.

 

Журнал «Сам» №12-02г.

 

Ремонт старинных часов (фото и видео): shurik_m — LiveJournal

C детских лет я  что-то ремонтировал. Больше всего − электронную технику, позже − автомобили. А еще мебель, бытовую технику, компьютеры.  Хотя это никогда не было основной профессией, постоянно приходилось заниматься этим. Но за часы, тем более старинные − не брался ни разу.

Но вот, судьба отдала в мои руки часы, да еще какие − Le Roi a Paris, выпуск − предположительно вторая половина позапрошлого, XIX века!

Сначала меня попросили правильно установить и запустить эти часы после реставрации деревянного корпуса. Реставраторы хорошо понимали в дереве, но плохо в механике часов. Они сделали прекрасный корпус, но не смогли даже правильно выставить в нем механизм. Мне удалось исправить их ошибку, и часы пошли. Но через некоторое время, после попытки хозяев немного поменять тон боя подгибом ударника, случилась беда − часы перестали бить вовсе, и стали останавливаться. Опять обратились ко мне. Я, с некоторым трепетом взялся за дело..

Краткая справка
Часы «Le Roi a Paris» (Король Парижа). Конец ХIХ — начало ХХ века, Франция (механизм — Германия). 
В конце 19 века в России было представительство данной фирмы.



Осмотр механизма показал, что сломана лапка привода ударника, которую цепляет специальная звездочка, заставляя ударник подниматься и ударять. На переднем плане вида ось с обломком лапки. Слева на конце оси круглая деталь, от которой вниз отходит пруток − это штанга ударника. За осью стоит шестерня, а рядом с ней, справа, за ней − звездочка, которая, вращаясь цепляет лапку (которая сейчас обломана), заставляя ось поворачиваться, а ударник − бить. 

Лапка была впрессована в ось. При всем желании повторить это сейчас мы не сможем. Поэтому, пусть ругают меня бывалые часовщики, но я пришел к единственному решению − новую лапку надо к оси … припаять! Тем более, паяльником я владею хорошо, да и способ этот позволяет быстро и надежно выполнить ремонт. Детали часов латунные, а латунь паять можно.

Итак, подготовлено рабочее место. Естественно, паяльник, припой, флюс в бутылочке. Я купил специальный флюс для пайки латунных  радиаторов ведь детали часов − из латуни. Пинцеты, фигурные пассатижи. Ну и, еще кое-что. 

Когда-то мой глаз без труда различал мельчайшие детали электронных схем. Но это в прошлом, и сегодня в помощь − ювелирные очки. Они на фото справа. Я не интересовался этим предметом лет двадцать пять, с тех пор как такие были у моего отца. Оказалось, что за эти годы девайс сильно эволюционировал. Теперь в них есть дополнительные линзы и даже встроенный фонарик! Они есть везде и стоят недорого.

Ну а в качестве донора для нашей новой лапки выступит …латунная пряжка от ремня!


Отрезаем деталь нужных размеров.


Деталь получилась маленькая − очки очень кстати. Забегая вперед поведаю, что по факту, она стала еще раза в два меньше.
 


Осмотрим механизм. Чтобы снять ось, к которой будет припаиваться лапка, пришлось бы разбирать механизм полностью со снятием шестерен, пружин, и т.д. Это нежелательно − столь глубокая разборка таких старых часов опасна, можно сломать что-нибудь еще, нарушить геометрию деталей, а ведь они притерлись веками. Принимаем решение припаивать на месте соблюдая осторожность. Все детали часов покрыты вековым налетом окисла и грязи.

Снимаем стрелки, чтобы демонтировать циферблат. Последний имеет самое настоящее эмалевое покрытие, как на кастрюлях и тазах. Создавать яркую белую глянцевую поверхность, которая не осыпается и не желтеет с годами, в то время по-другому не умели. Собственно, и сейчас мало какое покрытие может поспорить с эмалью по этим качествам.

Сначала лудим нашу деталь. Хотя она тоже окислена, лужение легко удается даже без механической зачистки − флюс работает на «ура».

Зачищаем натфилем ось ударника. Следим, чтобы опилки не попадали в механизм. 

Заодно стачиваем обломок старой лапки. Для пайки нам нужна гладкая поверхность!

После зачистки берем пинцетом, как рейсфедером, капельку флюса и наносим на ось. 

И выполняем лужение. Конечно, нам нужно лудить только участок будущей пайки, а не всю ось.

Наконец, обе поверхности залужены, выполняем пайку. Это очень сложная задача, которая выполняется в ювелирных очках. Они хороши, но и здесь помогают мало − ведь нужно ориентировать деталь сразу в двух плоскостях. Никакие изгибы и иные силовые способы коррекции положения после пайки недопустимы − можно сломать ось.

После нескольких попыток удается правильно припаять лапку. Фото сделано прямо сквозь линзу ювелирных очков. Однако и без очков видно, что я переусердствовал при лужении лапки − на ней излишки припоя, причем как раз в том месте, где ее цепляет зубчатое колесо, что недопустимо. 

Приходится отпаивать лапку, чтобы зачистить. Заодно придать ей некоторую фаску, чтобы облегчить контакт с зубчатым колесом. Чем хороша пайка − можно многократно отделять и вновь присоединять деталь. 

Снова припаиваем зачищенную лапку. 

Ради интереса фото сделано через перевернутый объектив. В таком режиме он работает как супер-макро, одна беда − крайне низкая глубина резкости.

Пробуем механизм в работе, и тут выясняется, что лапка слишком длинная. Ударник размахивается с огромной амплитудой, и механизм вообще работает неправильно. Эта ошибка ожидаема − я ведь не видел исходной лапки, не знаю ее длину. Понять ошибку можно только на испытаниях. 

Приходится отпаивать и укорачивать лапку. На фото лапка поднесена к оси так, как должна стоять. Снижу под ней, рядом с шестерней торчат зубы зубчатого колеса, которое приводит ее в движение.

Припаиваем укороченную лапку. На фото видно, что она стоит точно на уровне зубчатого колеса.

Ставим стрелки, чтобы прокрутить механизм до момента боя. Проверяем размах ударника. Вроде бы все правильно.

Запускаем бой. Ударник работает как надо. Здесь надо сделать отступление. Почему я уделяю такое внимание этой лапке? Ведь зубчатое колесо, цепляя ее, всего лишь поворачивает ось с ударником, весом несколько грамм. Так ли уж критична ее форма, положение, плоскость? 
Да, нагрузки здесь невелики. Однако, давайте посчитаем. Часы бьют каждый час, отбивая время, и каждые полчаса. За 12 часов они делают всего 1+2+3… … +12 = 78 часовых ударов, плюс 12 ударов каждые полчаса, итого 90 ударов. За сутки − 180 ударов. За год − 65 700. Каждый удар это поднятие лапки зубчатым колесом. Только за год 66 тыс раз. А ведь нам надо чтобы, часы проработали больше чем год. И желательно, много больше.  


Однако, для полноты картины нам надо услышать настоящий бой часов. Для этого я иду туда, где остался корпус часов и снимаю держатель механизма с мелодичным элементом, не знаю как он правильно называется, по которому бьет ударник.

Корпус часов − тесный и неудобный. И висит не у меня дома. А нам надо испытать часы так, чтобы был доступ ко всем элементам механизма, и одновременно чтобы часы работали полностью в штатном режиме. Делать нечего − мы заставим часы работать  и для этого соберем испытательный стенд!

Я беру ненужную полку от шкафа и креплю к ней держатель механизма так же, как он закреплен в корпусе часов. 

И собираем на этом импровизированном стенде часы полностью с маятником.

Ставим часы на подоконник − подходящее место, где их никто не повредит. Оставляем работать на несколько дней. Каждые полчаса квартира оглашается мелодичным одиночным звоном, а каждый час звучит нужное число ударов. У меня никогда дома не было таких часов. Ощущения интересные. Особенно ночью. Впрочем, в корпусе звук еще более мелодичный.

Ну и наконец, относим механизм к к месту, где висит корпус. То есть, радостным хозяевам

Предлагаю послушать их мелодичный бой, который вновь зазвучал как и более ста лет назад.

Сердечно благодарю Владимира Афанасьева, моего сына, за помощь в подготовке фото- и видеоматериалов данной статьи. &nbsp

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *