Средневековья романский стиль – романский и готический стили, литература, фольклор, иконопись. Средневековый собор как модель мира

Романский стиль архитектуры средневековья

Архитектура ранешнего Средневековья в Европе представлена 2-мя стилями: 1 — романским и 2 — готическим. 2 — й стиль стал практически продолжением 1 — го и высшей стадией развития романского стиля.

И так речь пойдет именно о Романском стиле архитектуры средневековья.

При распаде Римской империи на две страны — Византию и Рим — разделилась так же и их культурная жизнь. Мало кто знает то, что уже в Х веке храмы, как многие выражаются, Западной Европы были так самобытны и оригинальны, что позднее этот период окрестили отдельной — романской — эрой в истории западноевропейской архитектуры.

Романский стиль архитектуры средневековья видео

Романское и готическое стилистическое направления в архитектуре формировались в схожих критериях и имеют множество общих соответствующих черт. Но есть различия, дозволяющие считать готику и романский стили даже отдельными направле­ниями. Одно из основных различий, а может и самое основное различие направлений в том, что, романскому стилю присуща массивность, тяжеловесность зданий и сооружений, а готические конструкции имеют в себе облегченный нрав.

Романский стиль, либо романика, начало формироваться ещё со времен царствования Карла Великого. Несомненно, стоит упомянуть то, что эмблемой и как бы главным стилевым признаком эры как раз считается полукруглая и сводчатая арка.

Романский стиль архитектуры средневековья фото здесь

Со времен романского стиля в архитектуре сохранились в основном культовые постройки: мощные, с маленькими окнами и приземистыми колоннами. Верх построек венчают башни. Как стиль романика, наконец, сформировалась с итогом слияния местных и византийских форм. В то же время также возникают новейшие по типу сооружений: замки,  огромные городские церкви, городские укрепления и жилые дома.

Романский стиль архитектуры средневековья отторгает декора­тивность, пропорциональность и орнамен­тальность Античности, построения приметно преображаются и огрубевают.

Основной конструктивный материал из которого строили это камень. Возводилось неограниченное количество новейших сооружений вместо восстановления разрушенных в процессе вторжений захватчиков. Древесные покры­тия, которые имеют свойство быстро сгорать, подменяли на каменные своды, что требовало, в свою очередь, усиления как наружных так и внутренних несущих стен. Жилые дома были глиняными либо древесными.

Для романики были характерными в постройках башни, гладкие, толстые стены с маленькими и узенькими окнами, прямыми углами. Как бы это было не странно, но единственной изогнутой линией является та самая арка. Аскетичная декоративность, отсутствие на фасадах деталей и лаконичность делают особенность и неповторимость этого стиля.

На нынешний день как раз сохранилось незначительно примеров «чистого» романского стилистического искусства. Это аббатство Мария Лаах в Германии, соборы в Вормсе и Майнце,  Лимбургский собор, итальянский собор в Пизе и нам известной  «падающей» башней.

В каждой из государств романский стиль имел собственный уникальный, личный вид. Замки были окружены рвом и оснащались как бы подъемным мостом, зубцами, бойницами и башнями для наилучшей обороны.

Композиционно центром монастырского комплекса в городе был храм: грозный, обычный, массивный, с островерхими ба­шнями, громоздкими стенами и узенькими окнами. Потолок был заменен на каменный, из-за чего же стены и колонны стали тяжелее. Храмы стали еще наиболее высочайшими по сопоставлению с прошлыми эрами.

Романский стиль архитектуры средневековья имел более известные здания и сооружения. Этими известностями принято считать Либмургский собор, Кайзер­ские соборы, Пизанский собор в Италии, Аббатство Мария Лаах в Германии, церковь Богородицы в Дании, Приорат Серабонны во Франции  и остальные. В ХIХ веке романский стиль был возрождён Генри Гобсон Ричардсоном.

Популярные статьи

arch-proect.com

Особенности романской архитектуры средневековья

Особенности романской архитектуры средневековья
Романский стиль в культуре Средневековья появился примерно в X веке. Развивался этот стиль примерно 2-2.5 века, и в свое время он не имел определенного названия. Дано оно было намного позже, в XIX веке.
Романский стиль в архитектуре имеет множество особенностей, и в первую очередь это слияние опыта античной архитектуры и полезных для того времени строительных решений.

Характерные черты

Есть множество особенностей романского стиля, но обратить внимание стоит на те характерные черты, благодаря которым можно узнать этот стиль в архитектуре практически с первого взгляда:
1. Строения в романском стиле обязательно будут сделаны из камня. Именно опыт строительства из этого материала был перенят в Средневековье от античной культуры.
2. Для стиля характерно использование арок, в основном они полукруглые.
3. Массивные и толстые стены тоже были обязательной чертой романской архитектуры. В то время это было гарантией защищенности зданий. Такие стены очень сложно пробить даже при использовании таранов. Поскольку во время Средневековья было множество войн, в том числе и междоусобных, приходилось строить крепкие здания.
4. В архитектуре преобладают цилиндрические элементы, а также крестообразные строения и своды.
В романском стиле строили замковые, храмовые и крепостные здания. Для всех этих типов характерны общие черты, но каждый из них все же отличался.

Замковые постройки – это не только сами замки, но и жилые помещения, казармы высотой в несколько этажей, зачастую с округлыми стенами.

Крепости – это особый комплекс всех зданий. В первую очередь крепость отличало наличие массивных высоких стен. Они служили для защиты самого комплекса. Внутри стен было сразу несколько уровней, которые предназначались для различных видов войск. Например, в специальных маленьких окошках размещались наблюдатели, а также лучники. На крыше стен крепости находились войны, отражавшие налеты с высоты и сбрасывающие всех, кто пытались забраться внутрь комплекса по стенам.
Крепости также отличались наличием опускающегося моста. Он служил переправой через искусственный ров. Сами комплексы строились на возвышенности, что служило преимуществом в обозрении.
Храмовые постройки тоже имели толстые стены и нередко окружались дополнительно крепостной стеной. Строили их такими для того, чтобы при нападении врага можно было в них укрываться.

Украшение фасадов скульптурой

Эта черта присуща романскому стилю, и о ней стоит поговорить немного больше, чем обо всех остальных. Почему она так важна? Все дело в том, что именно этот стиль отличается от других использованием скульптурных элементов для украшений самих зданий. В различных архитектурных направлениях до появления романского стиля такой практики не было, а все скульптуры могли украшать лишь территорию.

Скульптура в романской архитектуре стала использоваться только к XII веку, в конце популярности этого стиля. Позже на его смену пришла готика.
Скульптурой украшались стены строений, в основном фасады. Такие элементы могли располагаться совершенно по-разному: над проходами, окнами, на колоннах, вокруг арок и по углам зданий. Чаще всего скульптура встречалась на фасадах храмов и соборов, а композиция вне зависимости от вида строения была посвящена библейским историям и событиям, либо значимым сражениям.
Занимательно то, что нередко на скульптурах изображалась сама Вселенная, ее устройство. При этом редко эти изображения совпадали с реальностью, в основном был представлен божественный мир.

Фрески

Значительной особенностью романской архитектуры Средневековья были и фрески. Они выполнялись на батальную или библейскую тематики, при этом изображались не отдельные герои или события, а целые сцены, своеобразная история. Часто фрески покрывали все стены, иногда они имели продолжение и на потолке здания.

Еще один вариант изображения фресок – витражи. Они появились уже в то время, когда романтический стиль уже заменялся другими, но все же их можно назвать особенностью романской архитектуры. Витражи могли быть на всех окнах в помещении, при этом они изображали апостолов, героев или царей из Библии.

Интересные факты
• Романский стиль долгое время относили просто к готическому, пока историки Европы не стали изучать архитектуру и искусство предков подробнее. Именно тогда этот стиль был выделен.
• Свое название романский стиль получил из-за того, что историки нашли связь его си стилем Римской Империи в период античности.
• Романская архитектура развивалась не только на европейском материке, в частности, в Германии, Франции, Италии и Испании, но и на территории всей современной Великобритании.
• Именно романская архитектура получила наибольшее распространение среди других Средневековых в художественных книгах и фильмах.

Опираясь на эти сведения, можно сказать, что романский стиль в архитектуре Средневековья – это весьма значительное направление, которое является не только продолжением античных архитектурных традиций, но и толчком к развитию многих других стилей, в частности, готического. Романский стиль можно смело назвать одним из основных стилей Средневековья, поскольку он по-своему оригинален. Некоторые основные элементы этого стиля применяют в архитектуре и до сих пор, в основном при строительстве коттеджей и частных построек.

www.istmira.com

Романский стиль (X - XII вв.)

? LiveJournal
  • Find more
    • YOUR 2019 IN LJ
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • YOUR 2019 IN LJ
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

stilarhitekturi.livejournal.com

Романский стиль в архитектуре / Блог архитектора Новикова

Как обычно это бывает, Романский стиль получил своё название лишь спустя долгое время, после своего завершения. Романским стилем французские археологи назвали европейскую архитектуру 10-12 веков, так как считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры.

Романский стиль стал закономерным отражением духа своей эпохи: для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и частые междоусобные войны. Поэтому дозорные башни, массивность всех конструкций (стен, колонн, сводов), световые проемы, походившие на бойницы эти черты присущи постройкам романского периода. Величественные храмы огромных размеров находились на расстоянии колокольного звона и часто выступали в роли крепости для жителей всего города. Дома феодалов - замки - являлись настоящей крепостью. Они были окружены стенами внушительной высоты с башнями. А добраться до ворот можно было через подъемные мосты, опускающиеся над поверхностью воды глубокого рва.

Романский стиль в архитектуре, как и вся культура Средневековья в целом, отражает в себе культурный и экономический упадок и последующий застой, связанный с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилика святого Аполлинария в Классе (Равенна) ярко демонстрирует раннюю культовую архитектуру романского стиля:

Приёмы строительства.

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Разрез и план типичной романской базилики:

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Особенности архитектуры романского собора:

● В основе плана раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства;
● Увеличение хора или восточной алтарной части храма;
● Увеличение высоты храма;
● Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами;Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры);
● Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн;
● Основной мотив интерьера полуциркульные арки.

Отличие конструкций Романского стиля от более позднего Готического:

Скульптура в романской архитектуре.

В начале 12-го столетия начинает расти роль скульптуры в архитектуре и в особенности рельефа. На смену языческим римским образам приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками.

Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов. Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах (где располагался главный вход), возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах удлиненные пропорции.


Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие романского стиля. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Так чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Церковь при бенедиктинском монастыре "Сен-Флибер", построенная в XII в:

В Италии провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь Сан-Микеле (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Развитие романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и распространилось на два типа зданий: замок и церковь. Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания.

Наиболее известным из сохранившихся романских построек является Вестминстерское аббатство. Это сооружение имеет башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны в готическом стиле, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Источники:

ru.wikipedia.org

trendsdesign.ru

www.syl.rul

novikov-architect.ru

Романское искусство | История искусства

Замок в романском стиле

Эпоха, наступившая после 476 года, времени падения Римской империи, называется эпохой средневековья. Она продолжалась более тысячи лет. Эта эпоха была начата с разрушения варварами античной культуры. И потребовались столетия, прежде чем европейская культура смогла преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира. В X веке в Западной Европе сложился большой стиль в искусстве, который был назван романским. В это суровое время , полное междуусобных войн, Западная Европа распалась на множество мелких феодальных государств. На землях бывшего Франкского государства стали складываться три новых нации — французы, немцы и итальянцы. Городов было мало, ремесло и торговля находились на низком уровне. Все необходимое изготовлялось на месте — в феодальном замке или деревенском доме. И все же в западной Европе была одна богатая и влиятельная сила — христианская церковь во главе с папой римским. Поэтому самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри. Почти все романское искусство связано с христианской церковью, потому что других заказчиков, богатых и образованных, в Европе просто не было. Однако, постепенно развивались ремесла, торговля, и в 11 — 12 веках все большую роль начинают играть города. Они обносились мощными крепостными стенами, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Именно потому, что его нужно было оборонять, дома высились в несколько этажей, причем верхние нависали над нижним. В эту эпоху складывается тип феодального замка.

Замок феодала


Как правило, замок ставили на возвышенном месте, удобном для обороны и наблюдения, он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Основное жилище феодала — главная башня -донжон — нижний этаж ее служил кладовыми, второй — жильем владельца, третий — помещением для слуг и охраны, подземелье — тюрьмой, крыша — для дозора. Церкви жеставили всегда в центре города.

Храм в романском стиле


Наиболее ярко романский стиль выражен именно в архитектуре храмов. Строители того времени создали совершенно самобытный архитектурный стиль. Главным признаком романского стиля является круглая арка, которая встречается повсеместно — над оконными и дверными проемами и во многих других частях постройки. Церкви строили в форме базилики. Базилика — это продолговатое здание, состоящее из трех или более вытянутых помещений — нефов. Причем средний неф выше остальных и имеетотдельную крышу.

Храм из трех нефов


Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с башнями. Башен было несколько, они служили как украшением, так и убежищем от многочисленных врагов. Форма башен была иногда круглой, иногда 4-х — 6-и — угольной с чуть заостренной верхушкой. Нефы были перекрыты тяжелыми сводами, и чтобы удержать такую массу камня, колонны, на которые они опирались, были очень крепкими, толстыми. Иногда из заменяли четырех-или восьмигранные мощные столбы — пилоны. Поэтому романские церкви — массивные, с толстыми каменными стенами, выглядели грозной, тяжеловесной, каменной глыбой. Наружные стены романских церквей украшали галереи из небольших арок и столбиков.

Романский витраж


В окна храмов вставляли разноцветные витражи, украшающие внутренне сумрачное помещение.

Соединение зданий с башнями

Романский замок - крепость, окруженный водой.

Арки и колонны в романском храме

Массивный романский замок

Бегство Святого семейства в Египет. Рельеф


Неотъемлимой частью церковного здания была скульптура. В основном, это были рельефы с изображениями библейских сюжетов из жизни святых. Более всего украшали скульптурами входы в церковь (порталы), а также передние стороны (фасады) и капители колонн. Хотя в основном изображались в скульптуре чудесные, поучительные или устрашающие события из священного писания, среди них попадаются и чисто бытовые сцены, иногда даже немного смешные. Скульптурные изображения были иногда несколько неуклюжи, но всегда очень выразительны. Романские скульпторы не стремились точно подражать природе, их главной задачей было передать переживания верующих.

Романская рельефная скульптура

Немецкая рельефная скульптура

cvetamira.ru

Романский и готический стиль в средневековой культуре

Начиная с Xвека в западно-европейской художественной культуре все более реализуются символические формы творчества, а вместе с ними утверждаются и новые эстетические нормы и взгляды. Первой формой собственно средневековой эстетики становится романский тип художественного мировосприятия, который отражал время феодальной раздробленности, замкнутости постоянно враждующих феодалов, принимающих участие в набегах, сражениях, войнах. Феодальная анархия, беззаконие, право сильного постоянно создавали для каждого человека угрозу стать объектом насилия.

Помимо угроз реальных человека Средневековья постоянно подстерегали враги незримые, которых олицетворял дьявол и многочисленная армия злых духов. Беспрепятственно перемещаясь в пространстве, злые духи имели возможность проникать в ход мыслей человека, настраивать его ум и сердце на совершение порочных поступков. Этот невидимый мир злых духов колдовал, строил козни, провоцировал, соблазнял.

В противовес земному хаосу, раздорам, невзгодам начинают целенаправленно создаваться островки стабильности, устойчивости, умиротворенности в виде романских неприступных соборов, замков, монастырей. Архитектурные сооружения нового типа должны были формировать чувство прочности, надежности, основательности. Толщина и непробиваемость стен были одним из важнейших критериев совершенства постройки.

В X веке художественная культура средневековья смогла создать единый общеевропейский стиль, который получил название романского.Термин «романский стиль» был введен в оборот в начале XIX века французскими археологами, которые, изучая останки зданий в европейских городах, пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский», то есть римский. Первоначально это понятие относили только к памятникам архитектуры VI‑XII вв., позднее им стали определять всю культуру этого времени.

Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры в основной вид искусства романского стиля. Каменные здания в период междоусобиц становились крепостями и обеспечивали защиту людей. Эти сооружения имели массивные стены и узкие окна. Главными типами сооружений в романскую эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.

Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Поэтому расположенный обычно на вершине скалистого холма замок служил защитой во время осады и своеобразным организационным центром при подготовке к набегам. Средневековая Европа поэтому была покрыта замками. Несмотря на свое сугубо утилитарное назначение, замок одновременно стал символом власти сеньора над окрестными землями, а также культурным символом эпохи. Обычно замок строили на естественной возвышенности, и он доминировал над окрестностью, или на островах широких рек и озер. Чаще всего замки состояли из широких круглых башен, соединенных могучими каменными стенами с зубцами и круговыми ходами наверху. Они были окружены широким рвом, имели подъемный мост и укрепленный портал. Замковый ансамбль также включал в себя высокую круглую или прямоугольную сторожевую башню – донжон, которая была меньше других объемов, но зато выше всех остальных. Под донжоном располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Возвышаясь над убогими хижинами, деревянными и глиняными домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы, несокрушимой надежности. Таким был один из самых величественных и мощных замков Франции – замок Пьерфон к северу от Парижа.

С XIIвека в Европе началось массовое возведение городов, центрами которых органично становились городские площади с кафедральными городскими соборами. Города стали соперничать великолепием городских храмов, стараясь превзойти друг друга их изяществом. Кафедральные соборы существенно отличались от монастырских церквей тем, что они предназначались не только для богослужения, а были тесно связаны с жизнью города: здесь собирались община для совета, заключались торговые сделки, хранились исторические реликвии и сокровища и т.д.

Храмовая архитектура средневековья также отражала особенности своего времени. Соборы строили с расчетом вместить в него все население города. При этом зодчие должны были решить три важнейшие проблемы: сохранить в плане базилику, наиболее точно отражающую требования религиозного католического культа, решить проблему каменного перекрытия и на ее основе установить соотношение пространства и объема здания. Однако узкое пространство базиликального храма было плохо приспособлено к постоянно возраставшему потоку верующих и паломников, поэтому романские храмы стали строиться большими по размерам. Первоначально их возводили с плоскими потолками, а затем стали перекрывать внутренние помещения каменными полукружными сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены.

Романский храм призван был приблизить человека к Богу, погрузить его в божественный мир. Поэтому в убранстве интерьера значительное место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многочисленные росписи покрывали пестрым ковром поверхности стен и сводов. Нередко художники использовали экспрессивный, динамичный рисунок, чтобы передать драматизм библейских стен.

Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Европе, но наиболее совершенными образцами этого стиля являются три храма на Рейне: соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце.

Романский стиль нашел свое выражение не только в архитектуре, но также в живописи и скульптуре. Сюжетами для живописных и скульптурных изображений, конечно же, были темы величия и могущества Бога. Стилевая особенность этих изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам другие фигуры. Вообще реальные пропорции были не важны романским художникам: в изображениях головы зачастую увеличены, тела схематичны, иногда вытянуты. В Германии в XIвеке все больше места в изобразительном искусстве начинает занимать тема распятия, смерти и воскресения Христа. В дальнейшем этот мотив станет в католицизме доминирующим и даже вытеснит образ Христа как Вседержителя.

Человек в романском искусстве лишен почти всех признаков индивидуальности, выступая, прежде всего как телесная оболочка, ничтожен и несамостоятелен. Он выступает перед нами в первую очередь как игрушка в руках мировых сил, и в первую очередь – в руках Бога, в образе которого они материализуются и персонифицируются в христианстве.

В начале XIIвека романский стиль, еще сохранявший в себе средневековую суровость и замкнутость архитектурных форм, экспрессивность и экстатическую деформацию человеческих фигур в скульптуре и живописи, сменяется новым стилем, получившим названиеготического.

Термины «готика» и «готический» возникли в Италии, в среде художников итальянского Возрождения XVI века и заключали в себе первоначально отрицательный смысл, так как готическое искусство рассматривалось ими как художественное наследие разрушителей античного Рима – варваров-готов. Изобретение термина «готика» приписывают Рафаэлю. Готика была синонимом варварства и считалась искусством примитивным, даже уродливым. Но подобная оценка готического стиля в последующие столетия была пересмотрена.

Формирование готического стиля было обусловлено быстрым развитием бюргерской культуры, которая начала играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Во всех областях жизни общества постепенно возрастает роль светского рационального начала. Этот процесс отразился и в художественной культуре, в которой возникают две важные черты – увеличение роли рационалистических элементов и усиление реалистических тенденций. Развитие этих черт существенно усилило мистическое, иррациональное, символическое значение красоты.

Наиболее ярко и очевидно новые тенденции проявились в архитектуре готического стиля, в художественной выразительности готических соборов и их декоративном украшении. Готические соборы были призваны отражать стройность божественного миропорядка и олицетворять божественную вселенную. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готика как бы объединяла религиозную абстрактную идею и реальную жизнь. Поэтому готические соборы несли в себе двойную тенденцию: религиозную и светскую. С одной стороны, устремленность всех линий к небу должна была воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в ином, неземном царстве. С другой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства.

Этот стиль сформировался во Франции в XIIвеке, затем перешел в Англию, вXIIIвеке был принят в Германии и распространился по всей Европе. Переход от романского стиля к готическому был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, появление которой связывалось с влиянием арабской архитектуры.

Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабатывает ее в деталях. Готический храм в отличие от романского имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая каркасная система. Готическая система была разработана французскими зодчими: в ее основе лежит арка и свод. Сущность готического зодчества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок. Свод по сути дела покоится на столбах. Стены не несут тяжести. Давление бокового свода главного нефа (корабля) полностью переносится на контрфорсы при помощи перекинутых через боковые нефы опорных арок (аркбутанов).

Грандиозность и легкость готических соборов создает иллюзию оторванности от земли, что в свою очередь достигается через особое строение готического свода. Он покоится на каркасе каменных, остроконечных, сходящих диагонально ребер (нервюр). Благодаря этому стало возможным сооружать огромные оконные проемы, которые заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами. Витраж открыл новые возможности для цветовых эффектов: свет во внутреннем пространстве храма благодаря цветным стеклам окрашивался в разные цвета. Внутреннее пространство храма делается боле свободным и просторным, почти преодолевая грань между внутренним пространством храма и пространством мира, который все более активно вторгается в это внутреннее пространство через оконные проемы в виде наполняющего их света.

Грандиозная высота и обилие света преобразили интерьер собора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Ощущение легкости подчеркивалось декором. Гладкая поверхность стен исчезла, а своды перерезала сеть нервюров, образующих свод арок; везде, где было возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами и арочками. Изменился по сравнению с романской эпохой и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой, где центром композиции становится скульптурное распятие.

Вся конструкция готического храма, устремленная вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь к небу, к Богу. Отличительной особенностью готических архитектурных конструкций было то, что они прямо преображались в декорацию. И наиболее наглядным примером этого являются статуи-колонны, выполняющие одновременно и конструктивную, и декоративную функции. Самыми выдающимися произведениями готического стиля стали соборы в Шартре, Реймсе, Париже, Амьене, Брюгге, Кельне.

Поскольку конструкция готических соборов предполагала большие оконные проемы, то место стенных росписей в них заняли витражи. Основной целью этих «картин в окнах» было показывать людям, не умеющим читать Священное Писание, во что они должны верить. По разнообразию сюжетной тематики витражи готического собора успешно соперничали со скульптурой. Помимо композиций на библейские темы и евангельские сюжеты, отдельных фигур Христа, Марии, апостолов, на них также помещались эпизоды из легенд о жизни святых, изображения исторических событий. Никогда ранее цвет и свет не играли такой символической роли. Считалось, что естественным цветом готики является фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего неба. Синий цвет считали также символом верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски. Наряду с ними особой любовью пользовались оранжевый, белый, желтый, зеленый цвета. Едва переступив порог храма, верующий попадал в стихию радужного мерцания окрашенного света, к которому добавлялись сияние свечей, блеск золота, создающие ощущение ирреальности пространства.

Готический стиль, как никакой другой, предоставил христианской церкви новые возможности художественных форм. Во всех произведениях готического искусства главное внимание уделяется созданию впечатления: для этого используются захватывающие дух театральные эффекты, усиливающие эмоциональное воздействие. Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый органной музыкой, эффектно сочетался с архитектурным обликом храма. Вкупе они достигали своей основной цели – привести верующего в состояние религиозного экстаза.

Таким образом, средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично сочетались религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и любовь к земной жизни. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно. Она имела темные и светлые стороны, несла в себе прогрессивные и реакционные явления, но, безусловно, стала важной ступенью развития мировой культуры.

studfile.net

История романского стиля и его современные интерпретации

Начиная с этой статьи, мы перезапускаем энциклопедическую рубрику. Будем регулярно, в меру подробно и не слишком энциклопедично рассказывать о всех художественных стилях, от исторических до современных. Как и полагается, в хронологическом порядке. Сегодня — первый из всеобщих, романский стиль, и его основные положения.

Основы и примеры романского стиля

Романский — один из самых узнаваемых европейских художественных стилей. Романскую эпоху принято ограничивать XI-XII веками, хотя самые ранние постройки датируются 800-900 гг., а поздние — «готическим» XIII веком. Ведущим видом искусства тогда была архитектура, и большинство сохранившихся до наших дней сооружений — храмы, монастырские сооружения, замки, мосты.

Рожденный в средневековье как стиль мощных и надежных, хорошо защищенных от врага крепостей и базилик, он стал первым художественным направлением, распространившимся по всей Европе: от Скандинавии до южной Италии.

Примеры памятников архитектуры романского стиля:

Базилика Сен-Сернин в Тулузе

Барселонская Сан Пабло дель Кампо

Пизанский кафедральный собор

Собор Святого Петра в Вормсе

Даремский собор

География, как видите, действительно всеевропейская.

Особенности романского стиля

Главным достижением строительно-инженерного искусства романской эпохи стало появление сводчатых конструкций. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Центральный неф, который всегда был шире и выше боковых нефов, перекрывали массивным сводом из клинчатых камней.  В ранних постройках использовался цилиндрический свод, который всей тяжестью давил на опоры, он требовал массивных толстых стен и мог сооружаться лишь в помещениях с небольшим пролетом.

Базилика Нотр-Дам Ла Гранд (Notre Dame la Grand) в Пуатье

Отсюда и характерные для раннего романского стиля небольшие объемы внутренних помещений, малое количество и скромный размер окон, из-за чего в ранних романских церквях довольно темно. Впоследствии средние нефы стали делать более высокими, своды начали приобретать стрельчатые очертания, и под ними появился дополнительный ряд окон. Стрельчатые арки присущи в большей степени готическому стилю, а в постройках романского периода они соседствуют с закругленными арками. Рекомендуем посмотреть на Нотр-Дам Ла Гранд в Пуатье, о нем мы уже рассказывали.

Церковь Святого Михаила (Michaeliskirche), Хильдесхайм, Германия

Для архитектурных сооружений романской эпохи характерны массивность, правильные геометрические формы (параллелепипед, конус, пирамида, цилиндр). Гладкие массивные стены сочетаются со ступенчатыми углубленными порталами, узкими проемами и окнами. Колонны строго цилиндрической формы, в декоре капителей часто используется классический античный орнамент-акант.

Церковь Санта Мария (Colegiata de Santa Maria do Campo), Ла-Корунья, Испания

Интерьеры в романском стиле

В интерьерах романских храмов прослеживается четкое зонирование пространства с помощью подиумов, арок, галерей, а стены центральных нефов чаще всего делаются трехъярусными. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство и декор — это грубоватая, но острая выразительность. Везде, кроме Италии, где часто применялась мозаичная отделка, предпочтение отдавалось фрескам. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью.

Интерьер собора (Kaiser- und Mariendom), Шпайер, Германия

Интерьер собора в Вормсе

Произведениям искусства той эпохи присущи довольно реалистичные типажи с немного непропорциональными фигурами и утрированными жестами, очевидна склонность художников к фантастическим, сумрачным сюжетам и образам. Для живописи характерна бросающаяся в глаза разномасштабность: основное внимание придавалось материальной весомости человеческого тела, а вот пространство, в которых оно находится, было лишено глубины. Орнаментальное искусство отличалось огромным богатством мотивов, источниками для которых служили Византия, Иран, Дальний Восток.

Романский стиль сейчас

Романский стиль в современном интерьере воспроизвести довольно сложно — он очень требователен к исходным параметрам помещения. Фактически в результате должна получится стилизация средневекового замка, а потому такое решение скорее подойдет для общественных помещений, нежели для жилых домов. Романский стиль потребует правильных архитектурных пропорций: высоких сводчатых потолков, узких окон, массивных каменных или кирпичных стен.

Для отделки подойдет искусственный или натуральный камень, однотонная штукатурка темных и светлых песчаных оттенков, уместно будут выглядеть вставки из темного дерева, фрески, рельефы, витражи, мозаики и скульптуры, однако весь декор должен быть скромным, сдержанным, лаконичным. Мебель деревянная, простая, тяжеловесная, грубоватой отделки — мягкой мебели в те времена еще не было. В романском интерьере уместно использование сундуков, тяжелых драпировок, светильников, стилизованных под свечи, люстр из кованого металла, ваз, декорированных орнаментами.

Автор: Елизавета Долгашева

www.abitant.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о