Искусство Средних Веков. Искусство Японии. Архитектура.
Архитектура Японии так же, как и культура в целом (религия, философия, литература), продолжительное время находилась под влиянием Китая.Культовые сооружения. Японские храмы подразделяются на синтоистские и буддийские. Синтоизм (син — бог, то — путь, учение) — древняя религия туземного населения, культ предков и сил природы.
Проникновение буддизма в б веке через Корею из Китая повлекло строительство храмов и монастырей по китайскому образцу. Буддийские постройки составляли ансамбли, включавшие главный (Золотой) храм, храм для проповеди, колокольню, ворота, библиотеку, сокровищницу и пагоды.
Ансамбль Хорюдзи в г. Нара. Храмовый ансамбль Хорюдзи в г. Нара — древнейшая деревянная постройка мира — создан в 607 году при участии корейских зодчих. Горизонтальные массы Золотого храма и других построек уравновешиваются вертикалью пагоды, высотою в 33,5 метра, пятью крышами, сильно вынесенными вперед. Шестая крыша, пристроенная около 1700 года, перекрывает галерею. Через все здание проходит прочная мачта из ствола дерева хиноки, имеющая целью предохранить пагоду от землетрясения.
Ансамбль Хорюдзи, послуживший образцом для всех последующих храмовых построек, на редкость гармонично расположен среди окружающего пейзажа, на фоне которого сверкают красные пятна колонн, лак и золото.
Ансамбль Хорюдзи в Нара. Аксонометрический чертеж
В период становления феодализма столицей Японии становится город Нара, распланированный с учетом градостроительных принципов китайской столицы Чанъань.
Эпоху феодализма в Японии принято считать с так называемого хэйанского (хэйан — мир и спокойствие) периода (794—1192), который был временем пышного расцвета придворной культуры, сопровождавшегося созданием аристократических литературных произведений (роман Мурасаки Сикибу «Гэндзи моноготари» — повесть о Гэндзи и др.), строительством буддийских монастырей и дворцовых комплексов.
Храм Феникса близ Киото. Характерным памятником хэйанской культуры является храм Феникса в ансамбле Бидоин, близ Киото (1053), первоначально построенный как увеселительный дворец могущественной семьи Фудзивара — фактических правителей Японии.
Павильон, напоминающий в плане распластанные крылья птицы, был помещен посредине пруда. Легкие изогнутые крыши и тонкие подпоры с доугунами, отражавшиеся в воде, выглядели необычайно изящно и гармонично. В убранстве храма широко применены роспись, сложная резьба по дереву, золотой и черный лак, инкрустация перламутром, ажурные бронзовые пластины. Все это отличает утонченное придворное искусство 9—12 веков от лаконизма эпохи Нара.
Храм Феникса. Ансамбль Бидоин в Удзи близ Киото. Чертеж фасада
Гражданские сооружения. Если храм Феникса дает представление о характере не дошедшего до нас светского зодчества 11 века, представление о светских постройках 14 века можно составить на примере Золотого павильона в Киото, бывшего до 1408 года частью увеселительного дворца крупнейшего феодала Асикага Иомитсу.
Золотой павильон в Киото. Золотой павильон (название произошло от покрытой листовым золотом крыши) является классическим образцом сооружения, где вертикальные и горизонтальные опоры несут крышу, а переборки состоят из скользящих по желобкам бумажных ширм. Важная особенность жилых построек Японии и Золотого храма, в частности, — гармоничное сочетание архитектуры с пейзажем.
Наружные стены в зимнее время забраны деревянными скользящими ширмами — амадо. Деревянные части как внутри, так и снаружи остаются некрашеными; сучки, трещины, обнаженное строение волокнистого камфарного дерева или бамбука создают оригинальный декоративный эффект.
Мебель в японских жилищах употребляется минимально, размеры ее невелики, таким образом комната воспринимается со зрительного горизонта на уровне 70 сантиметров от пола, что позволяет сократить высоту дома. Оформление интерьера чрезвычайно лаконично — красивый рисунок деревянных переплетов, резьба на горизонтальных балках и особая «ниша красоты» — токонама — в приемном зале, размером в одну циновку, где в углублении висит свиток с изображением пейзажа, а на полу стоит ваза с цветами.
Сады. Японские сады — своеобразный и сложный вид искусства. На протяжении средневековья жители «страны восходящего солнца» стремились в островных условиях, где отсутствует простор, воссоздать многообразие природы в миниатюрном виде. Так возникли «идеальные ландшафты» не только в парках микадо и крупных феодалов, но и на маленьких участках и даже на окнах горожан. С этой целью культивируются карликовые породы деревьев; в садах размером 30—50 квадратных метров насыпают холм, символизирующий высокую гору, покрытый красивыми деревцами, иногда с беседкой или пагодой на вершине; миниатюрный водопад низвергается в пруд, изображающий озеро, дорожки извиваются среди поросших мхом камней, мостики перекинуты через ручейки — и все это выдержано в едином масштабе и создает массу аспектов для созерцания в любое время суток.
<<< Искусство Средних Веков. Искусство Японии.
Искусство Средних Веков. Искусство Японии. Скульптура. >>>
Иллюстрации к разделу >>>
Искусство средневековой Японии — как оно развивалось?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Недавно мы с вами начали изучать японскую культуру. Продолжая эту увлекательную тему, предлагаем побеседовать про искусство средневековой Японии.
Сегодня вы узнаете, когда взяло начало и закончилось средневековье в Японии и как развивались разные аспекты культурной жизни в это время. Архитектура, скульптура, живопись, театр, парки, бонсай, оригами – что еще развивали японцы в Средние века? Ответ на этот вопрос и подробный рассказ представлены в статье ниже.
Содержание:
Исторические рамки
Архитектурное направление
Скульптура
Живопись
Другие виды
Заключение
Исторические рамки
Культура Японии стала зарождаться еще в 8-м тысячелетии до нашей эры и развивается до нынешних времен. Если говорить о средневековье, то в стране оно начинается с появлением феодального общества. Говоря кратко, на японских территориях этот момент наступил на рубеже VI-VII веков и продолжался довольно долго – почти до половины XIX столетия.
Японское искусство развивалось достаточно плавно, не зная резких скачков в виде невероятного подъема и стремительного упадка. Большое влияние оказало географическое и политическое положение государства – находясь на Дальнем Востоке, на островах, оно было оторвано от других стран, вело закрытую политику.
Однако связь с соседями в лице китайского и корейского государств была сильная, и многие ценности и открытия были заимствованы оттуда, в частности, из Поднебесной. Так, к примеру, из Китая в Японию пришла иероглифическая письменность, художественные, архитектурные, скульптурные образцы. Последние три в Средневековье по большей части строились в соответствии с канонами буддизма, который в VII столетии также перекочевал в Японию и стал там основной религией.
Однако вещи, заимствованные у китайцев, в Японии быстро обретали собственный, исконно японский стиль. Именно поэтому ей всегда удавалось сохранять самобытность и уникальность, проявляющуюся в произведениях искусства.
Можно выделить несколько исторических этапов средневековья, в ходе которых происходила смена тенденций в мире искусства:
- Асука (конец VI – начало VIII столетия) – культурные заимствования из Поднебесной;
- Нара (VIII столетие) – появление первых литературных произведений, проникновение даосизма, конфуцианства и буддизма;
- Хэйан (IX-XII века) – повсеместная постройка храмов, появление художественного направления ямато-э;
- Камакура (конец XII – первая половина XIV века) – возникновение самурайского сословия;
Костюм японского самурая
- Муромати (XIV-XVI столетия) – развитие театральных представлений, влияние европейской цивилизации;
- Эдо (XVII – вторая половина XIX веков) – власть династии Токугава, развитие театрального и изобразительного искусства.
Далее рассмотрим более подробно развитие каждого культурного направления в течение этих эпох.
Архитектурное направление
На смену типичным синтоистским сооружениям с двускатными крышами вроде Идзумо и Исэ пришли буддистские храмы. Поначалу их архитектура повторяла китайскую, но впоследствии обрела типично японские черты.
Здания создавались из крепкого деревянного каркаса для большей сейсмоустойчивости, ведь в Японии, как известно, часто свирепствуют землетрясения. Фундамент строился из камня, а стены между каркасными балками наполняли глиной, деревом, камнем.
Самое главное в японских храмах – массивная крыша со слегка вздернутыми вверх концами. Такая форма объяснялась как с религиозной, так и с практической точки зрения.
Во-первых, согласно поверью, из-за изогнутости линий до храма не могли добраться злые духи. Во-вторых, такая конструкция сохраняла тепло и сухость при дожде, не давая намокнуть стенам.
Буддистское святилище – это не одиночно стоящее сооружение, а целый храмовый комплекс. Традиционно он состоит из нескольких построек:
- главные ворота;
- основной храм, называемый чаще всего «золотым» или «кондо»;
- павильон для обрядов, службы, молитв – «кодо»;
- колокольня;
- сокровищница;
- архив или библиотека;
- пагода в несколько ярусов.
Кроме этих сооружений, могли встречаться и другие открытые и крытые галереи, павильоны. Классическими образцами архитектуры раннего периода являются Хорю-дзи в Наре (первое десятилетие VII века) – самая древняя из сохранившихся на планете постройка из дерева, Тодай-дзи (середина VIII века) – крупнейшее в современном мире деревянное здание. Оно возвышается почти на 50 метров – это сравнимо с высотой 16-этажного дома, а фундамент представляет собой прямоугольник размером 60 на 55 метров.
Храм Хорю-дзи в Наре
Японские храмы отличались тем, что были в спокойных, чаще всего темных тонах. Такое решение отлично вписывалось в окружающий ландшафт, ведь главная черта архитектуры японцев – гармония с природой. А из-за того, что в Стране восходящего солнца территории преимущественно гористые, храмовые комплексы возводились асимметрично относительно главного здания.
В период Хэйан начали массово строиться города, что требовало четко продуманной городской архитектуры. Так появились аккуратные планы городов: в центральной части располагался дворец императора, а основные улицы шли параллельно и перпендикулярно друг другу. Раздробленность привела к тому, что каждый владелец крупных земельных участков стремился построить собственный замок – так появилась замковая архитектура.
Вместе с тем в XIII веке в Страну восходящего солнца пришел дзен-буддизм, а с ним – стиль «кара-э», тоже заимствованный из Китая. В целом храмовая специфика осталась прежней, но за главными воротами следовали вторые, за ними по обе стороны находились закрытые павильоны и дома монахов, а сад вокруг полностью располагал к спокойному созерцанию.
Прекрасный дзенский образец архитектуры – Кинкаку-дзи в городе Киото, датированный концом XIV столетия. Храм был построен на столбах-сваях над водоемом и садовым комплексом, крыша покрыта позолотой, а само сооружение имеет три этажа. Постепенно, вплоть до XVI века подобная ярусная архитектура стала распространяться не только на храмовые, но и на светские постройки.
Кинкаку-дзи в Киото
Замковое строительство стало особенно процветать на рубеже XVI и XVII столетий. Центральным звеном комплекса всегда была башня посередине. Замки отличались величественностью вкупе с одновременной простотой, а самыми большими являлись Окаяма и Нагоя, которые, к сожалению, не дожили до наших дней.
Во время правления Эдо страна находилась под сильной властью сегунов из семейства Токугава, поэтому замки почти перестали строиться, а императорские дворцы – наоборот. Чудесный пример одного из них – дворец Кацура.
В целом средневековая архитектура Японии – хоть храмы, хоть дворцы, замки или жилища обычных людей – отличалась простотой, легкостью и изяществом. Здания, как правило, были окружены живописным садом, тем самым давая почувствовать людям единение с природой.
Скульптура
Скульптурное направление также во многом связано с буддизмом – большинство статуй изображали различных будд, божеств, бодхисаттв. В период Асука их количество было уже довольно внушительным.
К примеру, очень известна работа того времени, созданная мастером Атанагути, под названием «Тысяча будд». Любопытно, что постепенно внешний облик божеств менялся, например, появлялись существа с тысячей рук и голов.
Храм Сандзюсангэндо в Киото
Во времена Нара местные скульпторы еще больше совершенствовались в своем искусстве – пропорции становились все правильнее, а линии – плавнее. При этом все изображения были очень каноничными, изваяния были из самых разных видов материалов: деревянные, каменные, глиняные, лаковые, металлические.
Если к началу времени Хэйан работы создавались из цельного деревянного полотна, то позже появилась техника киесэ, по которой изготавливались отдельные блоки, которые затем тщательно присоединялись друг к другу.
С наступлением эпохи Камакура уже не требовалось такого колоссального количества храмовых статуй, поэтому скульптура ушла «в свет»: стали изготавливаться изваяния-портреты, изображающие светских людей. В известной мастерской Дзете работали удивительные мастера. К их числу можно отнести Ункэя с его отцом Кокэем и учеником Кайкэем.
Постепенно скульптура стала носить еще более светский характер. Во время Муромати стали делать скульптурные изображения животных, природы, театральные маски.
Выдающийся деятель Эдо – скульптор Энку. Он придерживался философии дзен, но при этом вдохнул в скульптуру новую жизнь: божества перестали выглядеть строго каноничными, а его статуэтки из дерева отличались динамичностью и простотой.
Скульптура Энку (1632 г. — 1695 г.)Будда. Токио
Живопись
В VII столетии из Поднебесной были привезены главные инструменты художника: бумага, тушь, кисти, краски, а значит – особые техники. В основе лежала монохромность и линейность рисунков: в композиции главными являлись плавные линии, а не законы перспективы и светотени.
Поначалу мотивы картин были традиционно буддийские: бодхисаттвы, фрагменты из жизни Будды, события из притч. Рисунки были простые, без лишних смыслов.
При этом одну картину могли создавать сразу несколько мастеров: один делал набросок, второй – окрашивал, третий – занимался обводкой. Часто рисовались мандалы. Одна из самых дорогих подобных работ – «Такао мандала» на шелковом полотне, покрытом золотыми и серебряными красками.
В VIII-IX столетиях развивались не только буддистские мотивы, названные стилем «кара-э», но и светские – «ямато-э». Картины в стиле ямато-э изображали пейзажи, портреты, цветы, придворные и бытовые сценки. Их также изготавливали на шелке, а в краске были добавления золота.
Картины были преимущественно в виде свитков. Выделяется два их вида: эмакимоно и какимоно. Первые ориентированы горизонтально и предназначены для того, чтобы рассматривать их на столе. Какимоно ориентированы вертикально и вешаются на стену.
Примерно тогда же появилась традиция рисовать на ширмах. Особенного расцвета она достигла уже в XVI столетии. Одна из известнейших картин на ширме называется «Женщина с птичьими перьями».
«Женщина с птичьими перьями», японская картина на ширме
Постепенно живопись перешла от религиозной тематики к светской. Произведения изобразительного искусства стали использовать в интерьерах замков и дворцов: на ширмах, веерах, настенных свитках, портретах, а также особых панно, выполненных на золотистой фольге яркими красками. Такие панно стали носить название дами-э.
На рубеже XVI-XVII веков появляются многочисленные живописные школы, например, Ункоку, Кайхо, Тоса, кано, с течением времени их заменяют новые. Города Нара, Киото, Нагасаки, Эдо становятся центром живописи того времени.
Особенной популярности добивается школа укие-э. Это особый вид деревянной яркой гравюры, который ушел в массы – ее могли купить почти все, даже небогатые слои населения. Укие-э изображали сценки из жизни обычных людей, продавцов, театралов, гейш.
Японская гравюра укие-э
Особенно в этом жанре стоит выделить мастеров Хисикава Моронобу (XVII столетие) и Кацусика Хокусая (XIX век). Хокусай также писал пейзажи и оказал огромное влияние на таких западных художников, как Ван Гог, Матисс, Гоген.
Другие виды
Японское искусство отнюдь не ограничивается перечисленными выше направлениями. Поговорим еще о некоторых видах искусства, так полно характеризующих Японию.
Еще в VIII веке появились первые японские произведения: «Кодзики» – сборник легенд и мифов, «Нихон секи» – книга, описывающая историю страны, «Манъесю», «Кайфусо» – сборники стихов. Типично японская поэзия, появившаяся позже, носит название «хайку», а ее подвид – «танка». В период Камакура всем народом в стихах, песнях и балладах воспевались самураи.
- Декоративно-прикладное
К этому виду относят целый спектр истинно японских искусств: изготовление традиционных кукол, керамических изделий для чайных церемоний, тканевая роспись, оригами – создание фигурок из бумаги, бонсай – выращивание деревьев в миниатюре, икебана – удивительные цветочные композиций, нэцкэ – скульптура в миниатюре, похожая на брелоки, тэмари – вышивание на шарах.
Из коллекции национальных кукол. Император
Сюда также относится множество различных направлений: дзюдо, джиу-джитсу, айкидо, сумо, иайдо, карате, кудо, нагината и многие другие.
- Садово-парковое
Любой храмовый, замковый, дворцовый комплекс и даже чайный дом немыслим без прилегающего к нему садового массива. В японских садах и парках важную роль играют растения, а также камни, водоемы, мостики.
Сад камней Реан-дзи в Киото
Один из самых знаменитых садово-парковых комплексов – Реан-дзи – был создан в XV столетии в Киото. Характерная черта заключается в том, что всего там, на специальной площадке, находится пятнадцать каменных глыб разного размера, но, с какой точки на них ни посмотри, всегда будет видно лишь четырнадцать.
Если в Поднебесной сады предназначались в первую очередь для пеших прогулок, променадов, то в Японии – для созерцания.
На стыке XIV и XV столетий возник театр но – один из самых первых видов, отличающийся использованием изящных масок и богатых костюмов. Два века спустя появился знаменитый кабуки, где играли одни мужчины. Также популярностью пользуется бунраку – марионеточный театр.
Японский марионеточный театр бунраку
Заключение
Несмотря на то, что Япония во многом заимствовала техники искусства у китайцев и корейцев, здесь они приобрели совершенно иной, особенный, по-японски лаконичный и изысканный оттенок. Средние века стали периодом расцвета японской культуры: в архитектуре, скульптуре, изобразительном, декоративно-прикладном, парковом искусстве. Сегодня мы рассмотрели эти аспекты более подробно, ведь, проникшись культурой японцев, можно лучше понять их неповторимую душу.
Благодарим вас, что были с нами, дорогие читатели! Хочется верить, вы получили удовольствие от чтения статьи. Подписывайтесь на наш блог, оставляйте комментарии – мы будем рады вашему участию.
До новых встреч в нашем блоге!
Средневековая Япония. Культура средневековой Японии
Особенности Японии и ее исторического развития отчетливо заметны и сегодня. Эта самобытная страна смогла сквозь века пронести практически в неизменном виде особую культуру, во многом отличную даже от зародившейся на территории ближайших соседей. Основные черты традиций, характерных для Японии, появились еще в раннем Средневековье. Уже тогда искусство развивающегося народа было ознаменовано стремлением приблизиться к природе, пониманием ее красоты и гармоничности.
Условия
Средневековая Япония, расположенная на островах, была защищена от вторжений самой природой. Влияние внешнего мира на страну в основном выражалось в процессе взаимодействия жителей с корейцами и китайцами. Причем с первыми японцы чаще воевали, тогда как у вторых многое переняли.
Внутреннее развитие страны было неразрывно связано с природными условиями. На относительно небольших островах практически некуда деться от грозных тайфунов и землетрясений. Поэтому, с одной стороны, японцы стремились не обременять себя лишними вещами, чтобы в любой момент можно было легко собрать все самое необходимое и спастись от разбушевавшейся стихии.
С другой стороны, именно благодаря таким условиям культура средневековой Японии приобрела свои особенности. Жители островов осознавали мощь стихии и свою неспособность что-либо ей противопоставить, они чувствовали силу и одновременно гармонию природы. И стремились не нарушать ее. Искусство средневековой Японии развивалось на фоне синтоизма, в основе которого находилось поклонение духам стихий, а затем буддизма, приветствующего созерцательное постижение внутреннего и внешнего мира.
Первое государство
На территории острова Хонсю в III-V вв. сформировалось племенная федерация Ямато. К IV веку на ее основе образовалось первое японское государство во главе с Тэнно (императором). Средневековая Япония того периода раскрывается перед учеными в процессе изучения содержимого курганных захоронений. В самом их устройстве чувствуется связь архитектуры страны с природой: курган напоминает остров, поросший деревьями, обнесенный рвом с водой.
В захоронение помещались различные предметы быта, а покой почившего правителя охраняли полые керамические фигурки ханива, размещавшиеся на поверхности кургана. Эти небольшие статуэтки показывают, насколько наблюдательными были японские мастера: они изображали людей и животных, подмечая малейшие особенности, и умели передавать настроение и черты характера.Первая религия Японии, синтоизм, обожествляла всю природу, населяя духами каждое дерево или водоем. Храмы строились в гористой и лесистой местности из дерева («живого» материала). Архитектура была очень простой и максимально вписывалась в окружающую природу. Храмы не имели украшений, постройки словно плавно перетекали в ландшафт. Культура средневековой Японии стремилась объединить природу и рукотворные строения. И храмы наглядно это демонстрируют.
Становление феодализма
Япония в Средние века многое заимствовала в Китае и Корее: особенности законодательства и земельного управления, письменности и государственности. Через соседей в страну проник и буддизм, сыгравший большую роль в ее развитии. Он помог преодолеть внутреннюю разобщенность страны, объединить племена, на которые делилась Япония. Периоды Асука (552-645 гг.) и Нара (645-794 гг.) характеризовались становлением феодализма, развитием самобытной культуры на основе заимствованных элементов.
Искусство того времени было неразрывно связано с возведением строений, имевших сакральное значение. Великолепный пример буддийского храма этого периода –Хорюдзи, монастырь, построенный около Нары, первой столицы Японии. В нем все поражает: великолепное внутреннее убранство, громада пятиярусной пагоды, массивная крыша главного сооружения, поддерживаемая затейливыми кронштейнами. В архитектуре комплекса заметно как влияние традиций китайского строительства, так и самобытные черты, которыми отличалась Япония в Средние века. Здесь нет размаха, характерного для святилищ, сооружавшихся на просторах Поднебесной. Японские храмы были более компактными, даже миниатюрными.
Самые внушительные буддийские храмы стали возводиться в VIII веке, когда образовалось централизованное средневековое государство. Японии нужна была столица, и ей стала Нара, построенная по китайскому образцу. Храмы здесь возводили под стать масштабности города.
Скульптура
Изобразительное искусство развивалось так же, как и архитектура, – от подражания китайским мастерам в сторону приобретения все большей самобытности. Первоначально отрешенные от земного статуи божеств стали наполняться экспрессией и эмоциональностью, свойственными, скорее, простым людям, нежели небожителям.
Своеобразный итог развития скульптуры этого времени – статуя Будды высотой в 16 метров, расположенная в монастыре Тодайдзи. Она представляет собой результат слияния многих техник, использовавшихся в период Нара: литье, тончайшая гравировка, чеканка, ковка. Огромная и яркая, она достойна звания чуда света.
В то же время появляются и скульптурные портреты людей, в основном служителей храмов. Строения украшались росписью, изображавшей райские миры.
Новый виток
Изменения в культуре Японии, начавшиеся в IX веке, связаны с политическими процессами этого времени. Столица страны была перенесена в Хэйан, известный сегодня под именем Киото. К середине столетия сложилась политика изоляции, средневековая Япония отгородилась от соседей, перестала принимать послов. Культура стала все сильнее отдаляться от китайской.
Период Хэйан (IX-XII века) – время расцвета знаменитой японской поэзии. Танка (пятистишья) сопровождали японцев постоянно. Неслучайно этот период называют золотым веком японской поэзии. В ней, пожалуй, наиболее полно выразилось отношение жителей Страны восходящего солнца к миру, его понимание глубокой связи человека с природой, умение подмечать красоту даже в незначительном. Психологизм и особая философия поэзии пронизывает все искусство периода Хэйан: архитектуру, живопись, прозу.
Храмы и светские постройки
Особенности Японии того времени во многом были связаны с появлением буддийских сект, объединявших в себе учение Будды и традиции синтоизма. Монастыри и храмы вновь стали размещаться за пределами городских стен – в лесах и на горах. Они не имели четкого плана, словно случайно возникали среди деревьев или холмов. Украшением служила сама природа, здания внешне были максимально простыми. Ландшафт казался продолжением архитектурных сооружений. Монастыри не противостояли природе, а гармонично вписывались в нее.
По тому же принципу создавались и светские строения. Синдэн, парадный павильон усадьбы, представлял собой единое пространство, при необходимости разделявшееся ширмами. Каждую постройку обязательно сопровождал сад, часто совсем небольшой, а иногда, как во дворце императора, оснащенный водоемами, мостиками и беседками. Такими садами не могла похвастать вся средневековая Азия. Япония, переработав заимствованные у Китая стили и элементы, создала собственную архитектуру, неразрывно связанную с природой.
Живопись
Изменилась и скульптура: появились новые образы, пластика стала более утонченной и многоцветной. Однако заметнее всего национальные особенности проявились в живописи. В XI-XII веках сложился новый стиль – ямато-э. Для него использовались водяные краски. В первую очередь ямато-э применялся для иллюстраций различных текстов. В это время активно развивалась художественная проза, появились свитки-повести, или эмакимоно, в которых воплотилось поэтическое мировоззрение и почитание природы, характерные для средневековых японцев. Как правило, такие тексты сопровождались иллюстрациями. Мастера ямато-э умели передавать величие природы и душевные переживания людей, используя различные цвета, добиваясь эффекта мерцания и полупрозрачности.
Поэтическое осмысление мира заметно и в лаковых изделиях того времени – буквально светящихся шкатулках и чашах, гладких музыкальных инструментах, позолоченных сундучках.
Династия Минамото
В конце XII века из-за феодальной войны столица Японии вновь была перенесена. Победивший клан Минамото сделал главным городом страны Камакуру. Новому правителю подчинялась вся средневековая Япония. Кратко период Камакура можно охарактеризовать как время сегуната – военного правления. Он продлился несколько веков. Управлять государством стали особые воины – самураи. В Японии с их приходом к власти стали складываться новые культурные особенности. На смену поэзии танка пришли гунки – героические эпопеи, воспевавшие мужество воинов. В религии весомую роль стал играть дзэн-буддизм, учивший достигать спасения на земле с помощью физических тренировок, волевых усилий и глубокого самопознания. Внешний лоск не имел значения, обрядовая сторона религии отходила на второй план.
Самураи в Японии заложили особую культуру духа, чести и преданности. Мужественность и сила, свойственные им, пронизывали все искусство от архитектуры до живописи. Монастыри стали строиться без пагод, из них исчезла утонченность периода хэйан. Храмы напоминали простые хижины, отчего лишь усилилось их единение с природой. Появилось большое число скульптурных портретов. Мастера научились новым приемам, позволявшим создавать изображения, казавшиеся живыми. При этом в позах, формах и композиции сквозили все те же мужественность и строгость.
Эмакимоно этого времени характеризуются не эмоциональностью персонажей, а динамичностью сюжетов, рассказывающих о кровопролитных войнах между кланами.
Сад — продолжение дома
В 1333 году столица была возвращена в Хэйан. Новые правители стали покровительствовать искусству. Для архитектуры этого периода свойственно еще более тесное единение с природой. Строгость и простота стала соседствовать с поэзией и красотой. На первый план выдвинулись учения секты дзэн, которые воспевали духовное возвышение через созерцание природы, гармонизацию с ней.
В этот период развивалось искусство икебаны, а дома стали строиться таким образом, чтобы в разных частях жилища можно было любоваться садом под несколько иным углом. Небольшой кусочек природы часто не отделялся от дома даже порогом, был его продолжением. Ярче всего это заметно в здании Гинкакудзи, где была сооружена веранда, плавно перетекающая в сад и нависающая над прудом. У человека, находившегося в доме, создавалась иллюзия, что границы между жилым помещением и водой и садом нет, что это две части единого целого.
Чай как философия
В XV-XVI веках в Японии стали появляться чайные дома. Неспешное наслаждение завезенным из Китая напитком стало целым ритуалом. Чайные дома напоминали хижины отшельников. Они обустраивались таким образом, чтобы участники церемонии могли чувствовать себя отделенными от внешнего мира. Небольшие размеры помещения и закрытые бумагой окна создавали особую атмосферу и настрой. Все – от мощеной грубым камнем тропинки, ведущей к двери, до простой глиняной посуды и звука закипающей воды – было наполнено поэзией и философией умиротворенности.
Монохромная роспись
Параллельно с искусством разведения садов и чайной церемонией развивалась и живопись. История средневековой Японии и ее культуры в XIV-XV вв. ознаменована появлением суйбоку-га – живописи тушью. Картины нового жанра представляли собой монохромные пейзажные зарисовки, размещавшиеся на свитках. Мастера суйбоку-га, переняв особенности росписи у китайцев, быстро привнесли в живопись японскую самобытность. Они научились передавать красоту природы, ее настроение, величавость и таинственность. В начале XVI века приемы суйбоку-га органично слились с техниками ямато-э, породив новый стиль в живописи.
Позднее Средневековье
Карта средневековой Японии к концу XVI века перестала представлять собой «лоскутное одеяло» из владений разных кланов. Началось объединение страны. Стали налаживаться контакты с западными государствами. Значительную роль теперь играла светская архитектура. Грозные замки сегунов в период мира стали дворцами с торжественно оформленными покоями. Залы разграничивались раздвижными перегородками, украшенными росписью и особым образом рассеивавшими свет, создавая праздничную атмосферу.
Росписью мастеров школы Кано, развивавшейся в это время, покрыты были не только ширмы, но и стены дворцов. Живописные картины отличались сочными цветами, передающими пышность и торжественность природы. Появились новые сюжеты –изображения быта простого народа. Присутствовала во дворцах и монохромная живопись, приобретшая особую выразительность.
Чаще всего монохромная роспись украшала чайные дома, где сохранилась атмосфера умиротворенности, чуждая торжественности замковых покоев. Соединение простоты и пышности пронизывает всю культуру периода Эдо (XVII-XIX вв.). В это время средневековая Япония вновь проводила политику изоляции. Появились новые виды искусства, выражавшие особое мироощущение японцев: театр кабуки, гравюра на дереве, новеллы.
Период Эдо характеризуется соседством пышного убранства замков и скромных чайных домов, традиций ямато-э и приемов росписи конца XVI века. Соединение разных художественных течений и ремесел хорошо заметно в гравюрах. Мастера разных направлений часто работали вместе, более того, иногда один и тот же художник выполнял роспись как вееров и ширм, так и гравюр и шкатулок.
Позднее Средневековье характеризуется повышенным вниманием к предметному наполнению быта: появляются новые ткани, используется фарфор, изменяется костюм. С последним связано возникновение нэцкэ, представляющих собой маленькие своеобразные пуговички или брелочки. Они стали определенным итогом развития скульптуры Страны восходящего солнца.
Культуру Японии трудно перепутать с результатами работы творческой мысли других народов. Ее самобытность развивалась в особых природных условиях. Постоянное соседство с неумолимой стихией породило особую философию стремления к гармонии, которая проявилась во всех направлениях искусства и ремесла.
Японская архитектура — это… Что такое Японская архитектура?
В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов.
Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте.[1]
Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка (яп. 民家?), максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.
Древняя японская архитектура
Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденым глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.
Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками.[1] Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.[2]
Примеры реконструированых зданий периода Яёй | Ханива-дом | ||
Реконструкция жилищ и наблюдательной вышки на стоянке Ёсиногари, недалеко от города Тоса, префектура Сага | Реконструкция жилищ, город Сэтоути, префектура Окаяма |
В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов.[3] Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину. [1]
В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашеное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).
Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居?) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.
В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.
Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.
Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺?) в городе Нара построенный принцем Сётоку в 607 году.[4]
Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них — главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии.
Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара построенный в 745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.[3]
Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин | Украшение на крыше храма Хоодо | Храм Дайго-дзи в Киото |
Японская средневековая архитектура
Павильон Сёкинтэй во дворце Кацура | Замок Хиросаки |
Архитектура периода Мэйдзи
Современная японская архитектура
Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.
См. также
Примечания
Ссылки
{{{заглавие}}}
{{{содержание}}}
{{{заглавие}}}
{{{содержание}}}
Азербайджан | Армения | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Грузия | Египет¹ | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан² | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | КНР | КНДР | Республика Корея | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Россия² | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Турция² | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Япония
Другие территории: Абхазия | Гонконг | Западный берег реки Иордан | Китайская Республика | Нагорно-Карабахская Республика | Сектор Газа | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия
- ¹ В основном в Африке ² Частично в Европе
Wikimedia Foundation. 2010.