Художественные масляные краски: с чем их едят?
Ни для кого не будет секретом то, что масляные краски — это самый популярный вид красок среди художников. Многие из них считают именно масляные краски самыми совершенным и достойным средством отображения прекрасного окружающего мира.
Мы предлагаем вашему вниманию обзорную статью о составе красок, их преимуществе и методах разжижения.
Содержание
Состав художественных масляных красок
Чем разбавляют масляные краски?
Преимущества масляных красок
Состав художественных масляных красок
Как правило, масляные краски наносятся на холст в разбавленном виде. С этой целью применяют специальные разбавители, в частности льняное масло либо терпентин. Данное средство добавляется в краску посредством кисточки или мастихина.
Масляные краски состоят из окрашивающих пигментов и масла, являющегося связующим компонентом.
Пигмент обогащает краску цветом и служит в качестве загустителя. Данное вещество представляет собой обычный порошок, поэтому его невозможно наносить на холст без дополнительного элемента. Чтобы краска приобрела нужную консистенцию, к пигменту примешивают растительное масло (традиционно, льняное).
Чем разбавляют масляные краски?
На начальном этапе для разжижения краски рекомендуется применять разбавитель. Зачастую он состоит из одинаковых частей льняного масла и терпентина. В результате полученная смесь позволяет краске достаточно быстро сохнуть. Благодаря его использованию не слои краски не растрескиваются.
Разбавитель для масляных красок
Масло льна является одновременно составной частью масляных красок и разбавителем. Из-за воздействия воздуха оно окисляется, обеспечивая высыхание краски. Добавив льняного масла, можно достичь такого эффекта, при котором слои краски становятся более блестящими и прозрачными.
Благодаря тому, что масляная краска высыхает довольно медленно, художники добиваются нужного перехода цветов.
От количества масла, содержащегося в краске, зависит, как быстро она сможет высыхать. Во время высыхания льняное масло не испаряется, поэтому необходимо его добавлять в умеренном количестве.
Терпентин тоже способен разбавлять масляные краски, однако действует на них несколько иначе. В процессе высыхания он улетучивается, поэтому слой высохшей краски растрескивается. Это вещество применяется для более скорого высыхания красок. Помимо того, из-за разбавления терпентином масляная краска выглядит матовой.
Когда добавлять растворитель
До того, как нанести краску на поверхность холста, масляные краски нужно довести до определенной консистенции. Если сильнее разбавить краску, она будет более прозрачной, а рисунок и фактура холста станут явно проявляться.
Возможность нанесения легких прозрачных мазков составляет отличительную особенность масляной живописи.
Как правильно разбавить краски
Разбавить краски с помощью кисти очень легко: чистую кисточку опускают в растворитель, а затем переносят ее в краску на палитре. Круговым равномерным движением перемешивают краску и разбавитель до образования однородной консистенции. Это действие повторяют, пока не удастся достичь необходимой плотности краски.
Чтобы разбавить краски посредством мастихина, нужно проделать следующие действия: опустите кончик мастихина в разбавитель, а затем смешайте его с определенным цветом краски на палитре. В результате лезвие будет плоским шаром скользить по холсту. В случае, если краски растекаются, их нужно собирать ребром мастихина и перемешать до той консистенции, пока они не станут достаточно вязкими и однородными.
Применение масленок
Как правило, масленки сочетают вместе с разбавителем. Данные приспособления бывают как одинарными, так и двойными. Обычно в масленку первого типа наливается смесь терпентина и льняного масла. Второй тип используют для смеси и чистого терпентина. Оба вида разбавителей дают возможность достичь интересного эффекта в масляной живописи. Благодаря специальному зажиму масленки закрепляются к палитре.
Использование скипидара
С помощью скипидара также можно разбавить масляные краски, однако его все же не рекомендуют применять с этой целью. Это средство отлично подходит для очищения кистей, палитры и мастихина от красок. Необходимо помнить, что после высыхания масляная краска становится очень прочной, поэтому нельзя допускать, чтобы по окончании работ инструменты остались в краске. Для этого необходимо устранить все остатки краски с кисточек, палитры и мастихина.
Преимущества масляных красок:
- Густая и чистая цветовая гамма. Эти краски с легкостью смешиваются, благодаря чему можно получить практически любой необходимый оттенок и цвет, не зависимо от того, темный он или светлый, яркий или приглушенный.
- В отличие от акриловой, масляная краска достаточно долго остается на холсте влажной. Это позволяет смешивать нужные цвета прямо на картине.
- Эти краски можно наносить непосредственно друг на друга путем нескольких слоев. При этом краски не мутнеют, как это происходит с акварелью.
- Не менее важной особенностью масляных красок является то, что в работе с ними очень просто можно исправить допущенные ошибки. Этот вид красок легко удаляется с поверхности холста с помощью разных инструментов. В этих целях можно применять мастихин, шпатель или обычную тряпочку. Если же слой масляных красок уже просох, поверх него можно нанести новый слой.
Спасибо за ваше внимание! Желаем вдохновения и творческих взлетов!
Творчество. Свобода. Живопись.Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Художественные масляные краски: с чем их едят?
5 (100%) 2 голос(ов)allpainters.ru
ингредиенты входящие в состав материала, способ изготовления, особенности
Масляная краска — популярный ранее вид лакокрасочного материала
. Причина этому проста — в то время это был самый легкодоступный и распространённый материал. Выполняя ремонт помещения в старом жилье, зачастую сталкиваются с поверхностями, окрашенными этим покрытием. Оно использовалось как в качестве финишной обработки поверхностей, так и грунтовочного слоя. Снять покрытие, созданное с помощью такого материала, затруднительно и для ускорения процесса обычно используют заточенный топор, с помощью которого краску отбивают от стены.Ингредиенты, входящие в состав
Перед тем как использовать масляные красители желательно ознакомиться с их ингредиентами. В состав масляных красок входят два основных компонента:
- Пигмент — красящее вещество, создаваемое из тонко размолотой минеральной муки, которая придаёт краске определённый цвет и свойства. Пигмент нерастворим в воде, масле и бытовых растворителях. При долгом простое красящее вещество опускается на дно ёмкости. По этой причине перед началом работы жидкость в ёмкости требуется тщательно взболтать и перемешать.
- Олифа — плёнкообразующее вещество, создаваемое на основе растительных масел или алкидных смол, подвергнутых термообработке. Алкидные олифы изготавливаются из смол, модифицированных маслами. Натуральная олифа является более дорогостоящим материалом, что влияет и на стоимость конечного продукта.
Технология изготовления материала
Для получения масляных лакокрасочных материалов используется следующий способ производства этой краски. Масляные красящие вещества создаются путём перемешивания малой части олифы с красящим пигментом. Использовав необходимое количество минерального порошка, смесь разводится до необходимой консистенции и пропускается через краскотёр. Если требуется получить густотертое красящее вещество в состав добавляют натуральную 18—40% олифу.
Все произведённые масляные лакокрасочные материалы соответствуют государственному стандарту. На ёмкости с краской наносится следующая маркировка:
- 021 — МА — вещества, созданные на баре растительной олифы;
- 023 — МА — на базе искусственной (глифталевой) олифы;
- 024 — МА — на базе искусственной (пентафталевой) олифы;
- 025 — МА — на базе смешанной олифы.
Цифра 2 в обозначениях государственного стандарта указывает на то, что материал наносится на любую поверхность.
Пигменты и цветовая палитра
Цвет масляной краски зависит от используемого, в процессе производства, пигмента. Палитра цветов этого материала достаточно разнообразна:
- Жёлтый.
- Слоновая кость.
- Палевый.
- Серый.
- Бежевый.
- Голубой.
- Синий.
- Фисташковый.
- Салатовый.
- Красный.
- Тёмно-красный.
- Коричневый.
- Зелёный.
При использовании единственного красящего пигмента краска получает название этого красителя. Краска фасуется по ёмкостям 0.5—3 литра. По предоставленной информации на этикетке продукта уточняется применяемые разбавители, способы нанесения, расход на 1 квадратный метр площади, время высыхания и так далее.
Советы при работе
В работе с масляными красками, как и с любым материалом, существуют свои особенности. Для удобства рекомендуется пользоваться следующими советами:
- Для получения матовой поверхности в результате окрашивания, то перед нанесением в лакокрасочный материал добавляется 40% раствор мыла хозяйственного (на 3 литра краски 100 грамм мыла).
- При появлении плёнки на поверхности её не нужно процеживать. В ёмкость окунается капроновый чулок, через который и выполняется набор материала на кисть.
- Окрашенная поверхность моется при помощи раствора питьевой воды, пищевой соды и нашатырного спирта. После того как уборка закончена, поверхность вытирается насухо.
- Для избавления от неприятного запаха растворителей используется 2—3 ведра подсоленной воды.
- При большом остатке материала после работы, в ёмкость заливается подсолнечное масло, которое предотвратит его застывание.
- После работы кистью рекомендуется для очистки окунуть её в керосин, скипидар или нашатырный спирт.
- Рекомендуется обработать мыльным раствором участки поверхности, не подлежащие покраске, для упрощения уборки.
Придерживаясь этих простых советов, процесс нанесения масляных лакокрасочных материалов на поверхность значительно упрощается.
planken.guru
Масляные краски — это… Что такое Масляные краски?
Художественные масляные краски в тубахМа́сляные кра́ски — суспензии неорганических пигментов и наполнителей в олифах, изготовляемых из растительных масел с достаточно высокой способностью к высыханию или маслосодержащих алкидных смол.
Пигменты в масляных красках
Пигментами в масляных красках служат двуокись титана, охра, железный сурик, окись хрома, свинцовый крон и др.
Вспомогательные вещества и наполнители
Наполнителями, которые применяют, главным образом, для экономии пигментов, служат тальк, каолин, слюда и другие. В качестве вспомогательных компонентов в состав масляных красок вводят ускорители высыхания (сиккативы) — растворимые в олифах соли кобальта, марганца, свинца, а также поверхностно-активные вещества; последние облегчают диспергирование пигментов и наполнителей при получении масляных красок.
Виды масляных красок
В промышленности выпускают масляные краски двух видов: так называемые густотёртые (пастообразные) и готовые к употреблению (жидкие). При получении густотёртых масляных красок сначала готовят в смесителе однородную пигментную пасту, а затем растирают её на краскотёрках. Готовые к использованию масляные краски получают путём перемешивания всех компонентов в шаровых мельницах или разбавлением густотёртых красок олифой.
Использование масляных красок
Масляные краски наносят на поверхность кистью, валиком, распылением. Нельзя наносить масляные краски толстым слоем.
Образование плёнки при высыхании слоя масляных красок обусловлено окислительной полимеризацией растительных масел.
Скорость высыхания и свойства плёнки зависят от типа масла и пигмента, а также от условий сушки (температуры, освещённости). Плёнки масляных красок, высушенные при комнатной температуре, характеризуются невысокой твёрдостью и водостойкостью и разрушаются под действием щелочей. При повышении температуры сушки показатели плёнок улучшаются. Например, плёнки, высушенные при 250—300°С, стойки в слабых растворах щелочей.
Масляные краски просты в применении, дёшевы. Основная область их использования — окраска стен, крыш и т. д.
Художественные масляные краски
Помимо масляных красок общего назначения, важное значение имеют также художественные масляные краски, которые готовят растиранием пигментов в отбелённом рафинированном льняном масле (иногда с добавками орехового и подсолнечного). Эти масляные краски наносят на предварительно загрунтованные холст или древесину.
См. также
Литература
- Менделеев Д.И., Лидов А.П., Краски органические естественные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. (Проверено 18 апреля 2011)
- Менделеев Д.И., Гемилиан В. А., Краски органические искусственные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. (Проверено 18 апреля 2011)
- Менделеев Д.И., Лидов А.П., Краски минеральные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. (Проверено 18 апреля 2011)
- Корсунский Л. Устойчивость современных художественных масляных красок // Художник. 1962, № 10. С.56-58.
- Корсунский Л. Разбавители художественных масляных красок // Художник. 1963, № 12. С.22-24.
Ссылки
dic.academic.ru
Статьи на Строительном портале Украины
Совсем недавно масляные краски были просто незаменимы и чрезвычайно популярны, ими покрывали всевозможные поверхности: бытовые изделия, стены, полы. Но сейчас данный вид красок не столь популярен, так как на смену им пришли альтернативные виды материалов, рынки лакокрасочных материалов просто переполнены разнообразными видами красок. Поэтому строителю-любителю или начинающему мастеру довольно сложно разобраться во всех тонкостях применения той или иной краски. Конечно, в основном все полагаются на инструкцию от производителя, которая часто выручает, но иногда оказывается неэффективной: многие краски имеют довольно схожие характеристики. Но совершенно идентичных свойств у разных материалов не существует. Так как же разобраться какую краску лучше применить для покрытия одних и тех же предметов?
Итак, если Вам необходимо долговечное и прочное покрытие, то из большого разнообразия видов красок выделяется сравнительно небольшая часть — латексные, воднодисперсионные и масляные. Если в Ваш список желательных характеристик входят хороший блеск, защита от влаги, а также прочность и устойчивость к истиранию, то Вам как нельзя лучше подойдет масляная краска.
Состав масляных красок
Масляные краски имеют стандартный состав, в который входят пигменты и минеральная или искусственная олифа. Но к этим главным компонентам зачастую добавляют разнообразные наполнители (например, тальк или барит). Чтобы ускорить процесс высыхания, в состав масляных красок иногда добавляют соли марганца или кобальта. Пигменты масляной краски – это частички минерального порошка, которые ни в воде, ни в масле не растворяются. В целях повышения качества краски и ее однородности, в нее добавляют олифу и тщательно перетирают.
Производство масляных красок
Масляные краски изготавливают в двух видах – густотертом и жидкотертом. Жидкотертая краска готова к применению сразу же, её достаточно тщательно перемешать, чтобы на дне не осталось густого осадка. Густотертую масляную краску перед использованием необходимо разбавить олифой до получения нужной густоты. Пигменты краски можно смешивать либо с натуральной олифой, которую изготавливают из растительных масел, либо с комбинированной (в составе около 45% растворителя) или искусственной олифой.
Области применения масляных красок
Область применения той или иной масляной краски зависит от вида олифы, а также пигмента, который входит в ее состав. Масляными красками можно покрывать металлические, деревянные, бетонные поверхности, а также штукатурку. Структура масляных красок позволяет применять их в целях защиты от чрезмерного увлажнения (такая краска обеспечивает водную непроницаемость покрытия). Например, на тех поверхностях, которые часто подвергаются мытью. Но следует помнить, что в таких условиях краска может начать отслаиваться и отпадать от поверхности через несколько лет. Но, в общем, масляные краски можно спокойно применять как для внутренних, так и для внешних работ.
Что нужно помнить при работе с масляными красками!
Работая с масляными красками, Вы должны знать о таких приемах:
1. Если Вы хотите применить такие краски для стен, необходимо предварительно их подготовить: прежде всего, снимите слой старой краски с помощью шпателя, смочив перед этим стены. Затем тщательно прогрунтуйте всю поверхность, и только после этого наносите новый слой краски. После высыхания краски стены можно помыть теплой водой с нашатырным спиртом или содой, тщательно вытереть. Эти приемы помогут сделать окрашенную поверхность более ровной и блестящей, а также продлят срок эксплуатации масляной краски.
2. Чтобы после окрашивания получить матовую поверхность, добавьте в краску раствор хозяйственного мыла (на 3 литра краски – 1 кусок). Мыло нужно настрогать стружкой, залить водой, затем нагреть до полного растворения, добавить в краску и тщательно перемешать.
3. Чтобы краска не капала Вам на руки и на пол пока Вы красите, разрежьте резиновую грушу для спринцовки и наденьте ее на ручку кисточки.
4. Чтобы побыстрее избавиться от запаха масляной краски после ремонта, поставьте в комнате несколько сосудов, наполненных соленой водой.
5. Если на поверхности масляной краски после долгого хранения образовалась пленка, ее нужно обязательно снять, но ни в коем случае не перемешивать с остальной краской. Если эта пленка случайно порвалась, положите на краску марлю по диаметру банки, она покроет клочки пленки и опустит их на дно.
6. Чтобы предотвратить засыхание масляной краски, налейте тонкий слой растительного масла на ее поверхность.
7. Остатки из разных банок с масляной краской сливать нельзя, так как эта смесь может не высохнуть после покраски.
8. Чтобы легко удалить краску, которая попала на нежелательные поверхности, предварительно покройте их мыльным раствором из расчета: на 1 литр воды 30 грамм мыла.
9. Чтобы масляная краска не засыхала на кисти, поставьте кисть в воду.
Кроме того, помните, что масляные краски хорошо наносятся на любые поверхности (включая дерево, металл, пластик, штукатурку и многие другие). Очень важен тот факт, что масляные краски обладают превосходной адгезией со всеми этими материалами – это большой плюс. И хотя в наше время масляные краски не рекомендуют применять для окраски стен, окон и дверей в жилых помещениях, ее не используют для потолков, этот вид краски все равно остается нашим надежным помощником, так как в некоторых случаях он просто незаменим.
www.budportal.com.ua
Масляные краски. Состав масляных красок
Масляные краски начали применять в 15 веке. В настоящее время являются самыми распространенными в живописи. Применяются масляные составы и в оформительских работах, такие краски имеют несколько другой состав и свойства.
Применение масляных красок
Живопись. Масляная живопись наиболее распространена в силу своих особенностей, которые позволяют художникам создавать шедевры.
Роспись. Не скажу, что применение масляных красок в росписи изделий традиционно, однако многие эмалированные изделия и изделия из дерева и бересты могут быть украшены орнаментом или сюжетной росписью. Например, в росписи туесов в Великом Устюге применяют мастера масляные краски.
Художественно-оформительские работы. В недалеком прошлом даже вывески для магазинов, стенды и декоративные панели украшались вручную с использованием масляных красок. Когда же доступность цифровой печати каснулась любых масштабов и поверхностей, ручные оформительские работы отошли на задний план и теперь довольно редки.
Особенности масляных красок
Готовят масляные краски на основе минеральных и органических пигментов. Связующим служат специально обработанные масла (часто льняное). Преимущества: при высыхании не темнеют, не высветляются, сохраняют яркость и насыщенность цвета при корпусном письме и лессировке. Медленно высыхают, что позволяет вносить поправки в процессе работы и добиваться мягких цветовых и тональных переходов.
Скорость высыхания зависит от вида, применяемого пигмента (органический или минеральный), а так же то его маслоемкости (белила свинцовые ускоряют высыхание, сажа газовая и краплак – замедляют высыхание). Вид пигмента влияет на кроющую способность масляных красок. Одни пигменты (белила, кобальты, кадмий) даже в тонком слое способны перекрывать тонкие нижележащие слои, волконскоит, марсы желтые и оранжевые, а так же все краски на основе органических пигментов в тонком слое прозрачны.
Краски так же отличаются по интенсивности. Голубая и зеленая ФЦ, краплак даже в незначительном количестве изменяют цвет другой краски. Волконскоит даже в небольшом количестве лишь загрязняет полученный цвет. При смешивании необходимо учитывать их химический состав.
Краски из минеральных пигментов с органическими смешивать нельзя. Дефекты: изменение цвета, пожухание, трещины.
Виды масляных красок
- Художественные. Фасуются в металлические трубы, используются для живописи и росписи. Как правило, художественные краски имеют более высокое качество и цену, но и позволяют виртуозно использовать все присущие масляным краскам особенности в полной мере.
- Эскизные. Ввыпускаются в жестяных или пластмассовых банках, используются для декора и эскизов. За счет снижения качества и цены, позволяют работать с большими поверхностями в рассчете на отдаленное восприятие, где с расстоянием сглаживаются нюансы и появляется общее восприятие картинки.
- Промышленные строительные. Выпускаются в крупной таре. Назначение таких красок — покрытие поверхностей для защиты и эстетики.
spleteno.ru
Масляные краски (определение, виды и свойства)
Масляные краски — достаточно распостраненный, хотя и несколько устаревающий вид лакокрасочных материалов.
Определение масляных красок
Масляными красками называют суспензии неорганических пигментов и наполнителей в олифах, изготовляемых из растительных масел с достаточно высокой способностью к высыханию или маслосодержащих алкидных смол.
Пигменты, содержащиеся в масляных красках
Пигментами в масляных красках служат следующие составляющие ЛКМ: двуокись титана, охра, железный сурик, окись хрома, свинцовый крон и другие.
Наполнители и вспомогательные вещества
Наполнителями, которые применяют производители масляных красок, в основном, для экономии пигментов, могут служить тальк, каолин, слюда и другие.
В качестве вспомогательных (не основных) компонентов в состав масляных красок технологи лакокрасочных производств вводят ускорители сушки краски — сиккативы: растворимые в олифах соли кобальта, марганца, свинца, а также различные поверхностно-активные вещества; последние облегчают диспергирование пигментов и наполнителей при производстве масляных красок.
Существующие виды масляных красок
В лакокрасочной промышленности в основном выпускают масляные краски двух видов: так называемые густотертые (иначе их называют пастообразные) и готовые к употреблению (жидкие масляные краски).
При производстве густотертых масляных красок сначала готовят в смесителе однородную пигментную пасту, а потом растирают ее на краскотерках.
Готовые к непосредственному применению масляные краски получают путем перемешивания всех компонентов в шаровых мельницах или разбавлением густотертых красок олифой.
Применение масляных красок
Масляные краски наносят на поверхность кистью, валиком или распылением.
Не допускается наносить масляные краски на поверхность изделий толстым слоем, т. к. пленка до конца может не высохнуть и потеряет защитные и декоративные свойства.
Образование пленки при высыхании слоя масляных красок обусловлено окислительной полимеризацией растительных масел.
Скорость высыхания масляных красок и защитно-декоративные свойства пленки напрямую зависят от типа применяемого в рецептуре ЛКМ масла и пигмента, а также от условий сушки (температуры, освещенности и т. п.).
Пленки масляных красок, высушенные при комнатной температуре, характеризуются невысокой твердостью и водостойкостью и разрушаются под действием щелочей и кислот.
При повышении температуры сушки технические характеристики (показатели) пленок улучшаются. Например, пленки ЛКМ, высушенные при температуре 250-300 °С, стойки в слабых растворах щелочей.
Свойства масляных красок
Масляные краски просты в использовании, дешевы, что зачастую является определяющим фактором применения их при недорогом ремонте. Основная область их применения — окраска стен, крыш и т. д.
Художественные масляные краски
Помимо масляных красок общестроительного (ремонтного) назначения, важное значение имеют также художественные масляные краски, которые готовят растиранием пигментов в отбеленном рафинированном льняном масле (иногда с добавками орехового или подсолнечного). Эти масляные краски наносят на предварительно загрунтованные холст или древесину.
Торгово-промышленная компания «ИНФРАХИМ» производит качественные масляные краски общего назначения.
Потребителям предлагается высокое качество по низкой цене!
По вопросам приобретения масляных красок обращайтесь по телефонам:
(4852) 58-14-31, 58-14-32; мобильный: +7 902 330-14-00.
Перспективы развития промышленной колеровки на современном этапе
Насыщение российского рынка лакокрасочными материалами различных производителей ставит перед разработчиками всё новые задачи по…
11.02.2013
www.infrahim.ru
Как делаются краски, их история, компоненты, темперная, акварельная, масляная краски
Немногим известно, что для большинства видов красок, к примеру, акварельных, масляных, гуашевых, темперных – применяется одна и та же материальная основа, не меняющаяся долгие века.
Все мы, наверное, запомнили наши первые краски на акварельных основах в округлых формочках и длиной кистью. Многие пробовали акварельные краски на вкус и ничего не могли поделать с привычкой пробовать кисть на язык, как карандаш. Но, акварельную краску, увы, кушать нельзя, несмотря на то, что в её составе содержится некоторое количество мёда.
Основными компонентами всех красок являются пигментированные частицы и связующие вещества.
Смотря на то, на каком основном составляющем будет замешиваться краска, можно сказать какой она в результате окажется, гуашью или акварелью. Хотя пигментированные частицы у всех видов красок одинаковы, как капли воды. Краски изобрели в такой глубокой древности, что имя изобретателя попросту растворилось в потоке времени.
Наши древние предки перетирали сажу с пережженной глиной, смешивали с животным клеем и создавали с помощью полученного красочного состава свою бессмертную наскальную живопись. Глиняными и охряными красками они разрисовывали стены своих пещер, и эти рисунки сохранились до наших дней!
С течением времени составы красок усложнялись. Человек стал добавлять в них минеральные, каменные, глиняные порошки, изобрёл множество химических добавок. Несмотря на прогресс, есть художники, предпочитающие работать с красками, изготовленными по древним технологиям. Это современные иконописцы и реставраторы. Для воссоздания старых икон и картин им нужны краски по старым рецептам.
Они перетирают краски руками, в их мастерских стоит свинцовая ступка, в которой для прозрачного зелёного цвета растираются в пыль малахиты, для чёрного цвета перетирают виноградную косточку, красная краска добывается из ртутной минеральной киновари, а из лазурита – голубая.
Цветовое разнообразие красок росло и множилось с изобретением новых технологий.
В современном лакокрасочном производстве используются пигментированные частицы на минеральных и органических основах, дарованных нам матушкой-природой, либо искусственно выведенные материалы. К примеру, природный ультрамарин из очень дорогой минеральной ляписной лазури, заменил его «тёзка» синтетического производства.
Как делали первые краски
Люди занимаются живописью не первое тысячелетие. В этом можно убедиться, сходив на любую выставку античного искусства или изучив каталог древних наскальных рисунков.
Если есть рисунок, то должна быть и краска, которой он был нарисован. Но, как древние люди, решившие запечатлеть свою сложную, первобытную жизнь, добыли её? Впрочем, ответ лежит на поверхности. Наверняка древние люди замечали, что многие ягодные культуры имеют хорошую красящую способность, и они решили использовать это качество. Помимо растительной палитры, первобытный человек научился использовать глину, сажу и несколько доступных ему минеральных пигментов для своих творческих потребностей.
Экспериментировал первый в человеческой истории живописец с размахом. Его первая и главная цель состояла в том, чтобы его работы сохранялись подольше. Следовательно, краска должна обладать стойкостью и долговечностью. А для этого необходимо связующее вещество. Эту роль можно возложить на глину, клеи животных происхождений, либо на яйцо. Кстати, яичные желтки и поныне применяются в изготовлении красок как одно из связующих звеньев красочной системы.
Чтобы разнообразить цветовую гамму первых красок, люди использовали охру и умбру.
Компоненты красок
Любая краска состоит из четырёх основополагающих компонентов. Это:
- Красящие пигментированные частицы.
- Основное связующее вещество.
- Растворительные добавления.
- Наполнительные материалы.
Все перечисленные компоненты оказывают своё уникальное влияние на различные параметры краски. О пигментированных частицах уж было много сказано, так что сразу переходим к связующему веществу.
В роли связующего вещества часто применяются:
- натуральный либо животный клей,
- природная смола,
- углеводородные соединения растворимые в жидких средах,
- твёрдые масляные продукты,
- полимерные добавления.
Весь этот джентльменский набор служит в красках плёнкообразователем. Именно они, по мере высыхания красочного материала, из-за своих связующих характеристик, покрывают обрабатываемую поверхность прочным слоем, сохраняющим в красящем материале пигментированные частицы и наполнительные вещества.
Растворительные добавления необходимы для уменьшения вязкости краски, что упрощает работу с кистью и делает удобным нанесение краски на рабочую плоскость. Растворители выбирают в связке со связующими веществами, использованными в определённом виде краски. В основном это:
- водные,
- масляные,
- спиртовые,
- кетоновые,
- эфирные,
- другие углеводородные соединения.
Наполнительные материалы добавляются в красочные составы, чтобы модифицировать текстуру и усилить матовость. Невозможно представить без наполнительных материалов производство термоустойчивой краски, применяемой в гончарных мастерских и при различных росписях.
Темперная краска
В её основе использована водорастворимая эмульсия, которая заменила желтковую смесь, применявшуюся в старые времена в традиционных иконописных работах. При больших объёмах производства темперной краски используются казеиновые добавления в сочетании с искусственными поливинилацетатными смолами.
Краски на темперной основе отличаются тем, сохнут крайне быстрыми темпами, меняя при этом изначальные тоновые и цветовые параметры. Однако, её прочность и долговечность не подлежат никаким сомнениям. Картины, написанные темперной краской, это искусство, созданное не на один век.
Акварельная краска
Одна из самых распространённых красочных систем. Её производят уже на протяжении нескольких десятков веков, ведь акварельную краску придумали как делать китайцы одновременно с бумагой. Европейцы же узнали о ней лишь в начале второго тысячелетия нашей эры.
Основу акварельных красок составляют:
- Природный гуммиарабик.
- Растительные смолы.
- Пластифицирующие вещества.
- Мёд.
- Глицерин либо сахарный песок.
Такие основополагающие материалы придают акварельным краскам неповторимую лёгкость и прозрачность. Помимо этих основных компонентов в акварель в непременном порядке включают антисептические вещества, тот же фенол, и именно поэтому акварельная краска всё не должна входить в состав нашего меню.
Гуашевая краска
По своим составляющим компонентам гуашевая краска родственна акварели. В гуаши главную скрипку также играют пигментированные частицы и водорастворимое составляющее на клеевой основе. Но в отличии от акварели, гуашь обогащена натуральными белилами. Это делает её немного плотнее. К тому же по мере высыхания краска высветляется и придаёт поверхности нежную бархатистость. Картины, написанные гуашью или акварелью, отличаются особенной живостью и трепетностью.
Масляная краска
Такая краска замешивается на сохнущем масле, в основном на прошедшем уникальную технологическую переработку льняном масле. В состав масляной краски входят также алкидные смоляные добавления и сиккативные растворительные вещества, обеспечивающие краске максимально быстрое высыхание. Краска на масляной основе появилась на европейском континенте в самой середине средневековья, однако имя человека, которому удалось её изобрести, установить невозможно.
Остатки рисунков сделанных масляной краской основой которой были маковое и ореховые масла обнаружены на стенах пещер, в которых обитали первые буддийские монахи, а масляная варёная олифа применялась ещё жителями в Древнем Риме. Краски на масляных основах не меняют цветовые характеристики по мере высыхания, и обладают удивительной глубиной и яркостью цвета.
Если спрессовать пигменты льняного масла, можно получить масляный мел. Если тот же процесс прессования проделать с краской на восковой основе, получим прекрасный восковый мел.
Пастельная краска тоже изготавливается методом прессования, но масла в неё не добавляются. Новые технологические разработки позволили значительно расширить ассортимент производимой красочной продукции.
Также разнообразился цветовой выбор красок, сегодня насчитывается несколько тысяч оттенков всех цветов, чего при старых способах производства добиться было невозможно. Тем не менее, пигментированная система на минеральной и органической основах, выработанной много веков назад, осталась практически неизменной даже в условиях бурно развивающегося технологического прогресса.
lkmprom.ru