Скандинавский дизайн — Википедия
Скандинавский дизайн — направление в промышленном, интерьерном и предметном дизайне северноевропейских стран: Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии — в 1930—1950-е годы. В некоторых случаях под понятие скандинавский дизайн подводят дизайн северных стран всего XX века — начала XXI века, считая единство его прикладных и концептуальных элементов точным выражением художественного принципа XX века.
Датский дизайн
Отправную точку этого направления дизайна принято связывать со средневековой традицией — основные институции сформировались в XVI веке, когда были созданы основные ремесленные гильдии. Тем не менее, основные черты дизайна в Дании сложились под влиянием новой художественной традиции XX века: стиля модерн, а затем — функционализма, интернационального стиля, модернизма и традиции Баухауза. Дaтcкий дизайн, чьей отпрaвной тoчкoй можно считать деятельность королевской фарфоровой мануфактуры Royal Copenhagen, основанной в 1775 году, испытал заметное влияние неоклассической и романтической трaдиции. Движение искусств и ремесел также было близко дaтской художественной идее, его идеологической и бытовой традиции
Одна из особенностей дизайна первой половины XX века в Дании — соединение традиции классицизма, Движения искусств и ремесел, модерна и модернизма. Oдин из примeрoв этoгo нaпрaвлeния — рaботы Георга Йенсена. Развитие новых форм и нового стиля в датском дизайне связано с деятельностью журнала Kritisk Revy, который способствовал распространению идей модернизма, конструктивизма и Баухауза[2].
Дизайн второй половины XX века связан с последовательной интеграцией в интернациональную систему. Датская традиция 1950—1970-х годов — это использование обтекаемых форм (Арне Якобсен), новых материалов (Вернер Пентон) и новых технологических систем (Bang & Olufsen). Как многие приверженцы интернационального стиля, представители датского дизайна воспринимали объект и вещь как квинтэссенцию концепции и идеи [3]. Одной из ключевых особенностей датского дизайна можно назвать внимательное отношение к материалам и стремление продемонстрировать их физические характеристики (например, кресло Муравей Арне Якобсена). Эта традиция чувства материала в середине XX века была перенесена на новые предметы и фактуры, в частности — пластик, стекло и металл.
- Кай Бойесен
- Ханс Вегнер
- Нильс Гаммельгард
- Нанна Дитцель
- Георг Йенсен
- Кааре Клинт
- Арнольд Крог
- Борге Могенсен
- Вернер Пантон
- Пауль Хеннингсен
- Фриц Хансен
- Альфред Хоманн
- Финн Юль
- Арне Якобсен
- Bang & Olufsen
- BoConcept
- Royal Copenhagen
Шведский дизайн
Идеи шведского дизайна связывают с концепцией протестантской этики, сформулированной Максом Вебером. Эта идеологическая доктрина предполагает строгость, сдержанность, рассматривает честный и достойно вознаграждаемый труд как часть религиозной идентификации. Отправной точкой шведского дизайна является период символизма и модерна, когда в Швеции сформировался собственный художественный язык под влиянием национальной школы классицизма, романтизма, сентиментализма, импрессионизма и шведской символической традиции
Шведский дизайн исходит из преимуществ обеспеченного, устойчивого, но не вызывающего уровня жизни. Дизайнерская традиция Швеции в XX веке — это соединение идей движения искусств и ремесел с его идеей домашнего комфорта и радикальной минималистической традиции модернизма. Для Швеции дизайн стал формой национальной идентичности, способом создания и выражения национального характера, который обладает своими уникальными чертами и в то же время включен в систему европейских ценностей[5].
Финский дизайн
Зарождение и подъем финского дизайна связывают с явлением национальной романтики, которое сложилось в XIX — начале XX веков[6]. Издание Калевалы Элиасом Леннротом в 1835, влияние шведской архитектуры второй половины XIX века и обретение независимости в 1917 году создали условия формирования национальной художественной школы в области дизайна. Особенность финской школы — соединение национальной традиции и принципов интернациональной архитектурной доктрины. В первой половине XX века финский дизайн сформировался под влиянием идей модернизма. В частности, работы Алвара Аалто принимали участие в этапной выставке «Современная архитектура: интернациональная выставка», которая в 1932 году проходила в Музее современного искусства в Нью-Йорке и, по сути, дала толчок к развитию интернационального стиля[7]. Финляндия стала одной из важнейших стран как в смысле распространения интернационального стиля, так и с точки зрения развития дизайна в целом. Классический финский дизайн соединил элементы традиционной культуры (Тимо Сарпанева), природные мотивы (Тапио Вирккала) и принципы интернационального функционального и минималистического дизайна (Алвар Аалто)
В послевоенный период развитие дизайна в Финляндии было частью масштабной государственной программы, связанной с поддержкой и продвижением национальной культуры. 1951 считается годом так называемого «Миланского Чуда»: финский дизайн был масштабно представлен на IX Миланской Триеннале и ведущих дизайнерских выставках. В 1954 на десятой Триеннале в Милане стенд Финляндии оформлял Тапио Вирккала, продемонстрировав широкий спектр работ из разнообразных материалов и сделав акцент на «скульптурном» характере финского дизайна. Финские дизайнеры-стеклодувы, в частности, много работали для стеклодувных мануфактур в Мурано[9]. Прикладной и бытовой финский дизайн претендовал на статус художественного объекта. Каждый предмет рассматривался не просто как удобный предмет утвари, а как воплощение художественной идеи [10]. Период 1960—1970-х годов считается «золотым веком» финского дизайна[11].
Норвежский дизайн
Специфика норвежского дизайна — необычное положение по отношению как к интернациональным художественным течениям, так и к местной художественной традиции. Норвежская система предполагала жизнь большими хуторами-поместьями — изолированными от внешнего мира и, в то же время обеспеченных всем необходимым. Особенность Норвегии — сочетание суровых условий жизни и бытового комфорта, которые объединили национальную традицию и принципы интернационального дизайна.
Особенность норвежской культуры — продолжительное внимание к движению искусств и ремесел, связанному с идеями национальной романтики, а также устойчивый интерес к стилю модерн, который в Норвегии приобрел черты сходства со средневековым «звериным стилем» (так называемый норвежский «Драконий стиль»)[12]
Важное значение для специфического развития норвежского дизайна имело основание в 1918 году Норвежского союза дизайнеров (Landsforbundet Norsk Brukskunst, LNB), который поддерживал и развивал скорее традицию национального ремесла, нежели принципы интернационального стиля. Деятельность союза наложила отпечаток на всю систему дизайнерской школы в Норвегии, которая была ориентирована на сохранение традиционных форм, а не на поддержание и развитие интернациональных концепции дизайна.
- Дэвид Андерсен
- Густав Гаудернак
- Вилли Йоханссон
- Герхард Мюнте
- Питер Опсвик
- Грета Притц
- Фрида Хансен
- Тиас Экхофф
- Hadeland
- Porsgrund
Исландский дизайн
Особенность исландского дизайна заключается в его позднем развитии. Исландия практически не принимала участия в формировании художественных идей начала XX века. В силу того что страна занимает одно из самых изолированных положений среди всех скандинавских стран, она практически не участвовала в последовательном художественном процессе континентальных государств. При этом до середины XX века Исландия оставалась частью Дании, получив независимость только в 1944 году. Принципиальное значение для развития дизайна в Исландии имело открытие Школы прикладных искусств в Рейкьявике в 1939 году. Особенность исландского дизайна — его специфическое отношение к модернизму. Элементы нового направления появились в Исландии в тот момент когда интернациональный стиль, по сути, был уже состоявшимся явлением. Знакомство с модернизмом совпало с обретением независимости. Отчасти поэтому, модернизм в Исландии воспринимался как символ национальной свободы и идентичности, а не признак космополитичной художественной доктрины.
Специфика исландского дизайна — нехватка и ограниченное использование новых материалов (таких как стекло, пластик, сталь) и повышенный интерес к естественному природному сырью: вулканическое стекло, застывшая лава, грубый камень. С целью поддержки и развития национальной прикладной школы в 1950—1960-е годы на острове существовал запрет на импорт мебели
- Людвиг Гудмундссон
- Эйнар Йоунссон
- Гуннар Магнуссон
- Йонас Солмундссон
- Хельги Хальгримссон
- Валдис Харрисдоттир
Примечания
- ↑ Gillian N. The Arts and Crafts Movement: a study of its sources, ideals and influence on design theory. London: Studio Vista, 1971. ISBN 028979580X.
- ↑ Fiell C. & P. Scandinavian Design. Taschen, 2002. — 704 p. — ISBN 382285882X
- ↑ Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- ↑ Тимофеева М. Дизайн в Швеции. История концепций и эволюция форм. М.: РГГУ, 2006. — 306 с. ISBN 5-7281-0713-3
- ↑ Creagh L., Kaberg H., Miller Lane B. Modern Swedish Design: Three Founding Texts. New York: The Museum of Modern Art, 2008. — 320 p.
- ↑ Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. — 535 с.
- ↑ Фремптон К. Международный стиль: тема и вариации, 1925-1965. // Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. — 535 с.
- ↑ Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54
- ↑ Koivisto K. Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Rizzoli International Publications, 2015. ISBN 9788857227610
- ↑ Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- ↑ Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна …
- ↑ Englund M., Schmidt C., Scandinavian Modern. London: Ryland Peters & Small, 2014. — 143 p.
- ↑ Gura J. Sourcebook of Scandinavian Furniture: Designs for the Twenty-first Century. New York, 2007. — 304 p. ISBN 9780393733877
Литература
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54
- Малич К. Этот модернизм — великий искуситель // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 11-32
- Тимофеева М. Дизайн в Швеции. История концепций и эволюция форм. М.: РГГУ, 2006. — 306 с. ISBN 5-7281-0713-3
- Bolander, Lars & MacIssac, Heather (2010), Lars Bolander’s Scandinavian Design, Harry N Abrams .
- Creagh L., Kaberg H., Miller Lane B. Modern Swedish Design: Three Founding Texts. New York: The Museum of Modern Art, 2008. — 320 p.
- Englund, Magnus; Schmidt, Chrystina & Wood, Andrew (2007), Scandinavian Modern, Ryland Peters & Small .
- Fallan, Kjetil (2012), Scandinavian Design: Alternative Histories, Berg .
- Fiell, Charlotte J. & Fiell, Peter (2002), Scandinavian Design, Taschen .
- Gura, Judith (2012), Sourcebook of Scandinavian Furniture, Designs for the 21st Century, Norton .
- Hard af Segerstad, Ulf (1961), Scandinavian Design (Nordisk Nyttokonst), Nordisk Rotogravyr .
- Halén, Widar & Wickman, Kerstin (2003), Scandinavian Design Beyond the Myth, Arvinius .
- Koivisto K. Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Rizzoli International Publications, 2015. ISBN 9788857227610
- Nelson, Katherine E & Cabra, Raul (2004), New Scandinavian Design, Chronicle Books .
- Oriol, Anja Llorella (2005), Asensio, Paco, ed., New Scandinavian Design, teNeues .
- Sommar, Ingrid (2005), Scandinavian Style, Carlton .
- Wickman, Kerstin (1996), Scandinavian Design: the dream is still alive, Swedish Information Service .
- Zahle, Erik (1961), A Treasury of Scandinavian Design, Golden Press .
Ссылки
Скандинавский дизайн Википедия
Скандинавский дизайн — направление в промышленном, интерьерном и предметном дизайне северно-европейских стран: Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии — в 1930—1950-е годы. В некоторых случаях под понятие скандинавский дизайн подводят дизайн северных стран всего XX века — начала XXI века, считая единство его прикладных и концептуальных элементов точным выражением художественного принципа XX века.
Датский дизайн[ | ]
Отправную точку этого направления дизайна принято связывать со средневековой традицией — основные институции сформировались в XVI веке, когда были созданы основные ремесленные гильдии. Тем не менее, основные черты дизайна в Дании сложились под влиянием новой художественной традиции XX века: стиля модерн, а затем — функционализма, интернационального стиля, модернизма и традиции Баухауза. Дaтcкий дизайн, чьей отпрaвной тoчкoй можно считать деятельность королевской фарфоровой мануфактуры Royal Copenhagen, основанной в 1775 году, испытал заметное влияние неоклассической и романтической трaдиции. Движение искусств и ремесел также было близко дaтской художественной идее, его идеологической и бытовой традиции [1].
Одна из особенностей дизайна первой половины XX века в Дании — соединение традиции классицизма, Движения искусств и ремесел, модерна и модернизма. Oдин из примeрoв этoгo нaпрaвлeния — рaботы Георга Йенсена. Развитие новых форм и нового стиля в датском дизайне связано с деятельностью журнала Kritisk Revy, который способствовал распространению идей модернизма, конструктивизма и Баухауза[2].
Дизайн второй половины XX века связан с последовательной интеграцией в интернациональную систему. Датская традиция 1950—1970-х годов — это использование обтекаемых форм (Арне Якобсен), новых материалов (Вернер Пентон) и новых технологических систем (Bang & Olufsen). Как многие приверженцы интернационального стиля, представители датского дизайна воспринимали объект и вещь как квинтэссенцию концепции и идеи[3]. Одной из ключевых особенностей датского дизайна можно назвать внимательное отношение к материалам и стремление продемонстрировать их физические характеристики (например, «Стул-муравей» Арне Якобсена). Эта традиция чувства материала в середине XX века была перенесена на новые предметы и фактуры, в частности — пластик, стекло и металл.
- Кай Бойесен
- Ханс Вегнер
- Нильс Гаммельгард
- Нанна Дитцель
- Георг Йенсен
- Кааре Клинт
- Арнольд Крог
- Борге Могенсен
- Вернер Пантон
- Пауль Хеннингсен
- Фриц Хансен
- Альфред Хоманн
- Финн Юль
- Арне Якобсен
- Bang & Olufsen
- BoConcept
- Royal Copenhagen
Шведский дизайн[ |
Скандинавский дизайн — Википедия. Что такое Скандинавский дизайн
Скандинавский дизайн — направление в промышленном, интерьерном и предметном дизайне северноевропейских стран: Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии — в 1930—1950-е годы. В некоторых случаях под понятие скандинавский дизайн подводят дизайн северных стран всего XX века — начала XXI века, считая единство его прикладных и концептуальных элементов точным выражением художественного принципа XX века.
Датский дизайн
Отправную точку этого направления дизайна принято связывать со средневековой традицией — основные институции сформировались в XVI веке, когда были созданы основные ремесленные гильдии. Тем не менее, основные черты дизайна в Дании сложились под влиянием новой художественной традиции XX века: стиля модерн, а затем — функционализма, интернационального стиля, модернизма и традиции Баухауза. Дaтcкий дизайн, чьей отпрaвной тoчкoй можно считать деятельность королевской фарфоровой мануфактуры Royal Copenhagen, основанной в 1775 году, испытал заметное влияние неоклассической и романтической трaдиции. Движение искусств и ремесел также было близко дaтской художественной идее, его идеологической и бытовой традиции [1].
Одна из особенностей дизайна первой половины XX века в Дании — соединение традиции классицизма, Движения искусств и ремесел, модерна и модернизма. Oдин из примeрoв этoгo нaпрaвлeния — рaботы Георга Йенсена. Развитие новых форм и нового стиля в датском дизайне связано с деятельностью журнала Kritisk Revy, который способствовал распространению идей модернизма, конструктивизма и Баухауза[2].
Дизайн второй половины XX века связан с последовательной интеграцией в интернациональную систему. Датская традиция 1950—1970-х годов — это использование обтекаемых форм (Арне Якобсен), новых материалов (Вернер Пентон) и новых технологических систем (Bang & Olufsen). Как многие приверженцы интернационального стиля, представители датского дизайна воспринимали объект и вещь как квинтэссенцию концепции и идеи[3]. Одной из ключевых особенностей датского дизайна можно назвать внимательное отношение к материалам и стремление продемонстрировать их физические характеристики (например, кресло Муравей Арне Якобсена). Эта традиция чувства материала в середине XX века была перенесена на новые предметы и фактуры, в частности — пластик, стекло и металл.
- Кай Бойесен
- Ханс Вегнер
- Нильс Гаммельгард
- Нанна Дитцель
- Георг Йенсен
- Кааре Клинт
- Арнольд Крог
- Борге Могенсен
- Вернер Пантон
- Пауль Хеннингсен
- Фриц Хансен
- Альфред Хоманн
- Финн Юль
- Арне Якобсен
- Bang & Olufsen
- BoConcept
- Royal Copenhagen
Шведский дизайн
Идеи шведского дизайна связывают с концепцией протестантской этики, сформулированной Максом Вебером. Эта идеологическая доктрина предполагает строгость, сдержанность, рассматривает честный и достойно вознаграждаемый труд как часть религиозной идентификации. Отправной точкой шведского дизайна является период символизма и модерна, когда в Швеции сформировался собственный художественный язык под влиянием национальной школы классицизма, романтизма, сентиментализма, импрессионизма и шведской символической традиции[4]. Наиболее заметным и влиятельным художником этого времени можно считать Карла Ларссона.
Шведский дизайн исходит из преимуществ обеспеченного, устойчивого, но не вызывающего уровня жизни. Дизайнерская традиция Швеции в XX веке — это соединение идей движения искусств и ремесел с его идеей домашнего комфорта и радикальной минималистической традиции модернизма. Для Швеции дизайн стал формой национальной идентичности, способом создания и выражения национального характера, который обладает своими уникальными чертами и в то же время включен в систему европейских ценностей[5].
Финский дизайн
Зарождение и подъем финского дизайна связывают с явлением национальной романтики, которое сложилось в XIX — начале XX веков[6]. Издание Калевалы Элиасом Леннротом в 1835, влияние шведской архитектуры второй половины XIX века и обретение независимости в 1917 году создали условия формирования национальной художественной школы в области дизайна. Особенность финской школы — соединение национальной традиции и принципов интернациональной архитектурной доктрины. В первой половине XX века финский дизайн сформировался под влиянием идей модернизма. В частности, работы Алвара Аалто принимали участие в этапной выставке «Современная архитектура: интернациональная выставка», которая в 1932 году проходила в Музее современного искусства в Нью-Йорке и, по сути, дала толчок к развитию интернационального стиля[7]. Финляндия стала одной из важнейших стран как в смысле распространения интернационального стиля, так и с точки зрения развития дизайна в целом. Классический финский дизайн соединил элементы традиционной культуры (Тимо Сарпанева), природные мотивы (Тапио Вирккала) и принципы интернационального функционального и минималистического дизайна (Алвар Аалто)[8].
В послевоенный период развитие дизайна в Финляндии было частью масштабной государственной программы, связанной с поддержкой и продвижением национальной культуры. 1951 считается годом так называемого «Миланского Чуда»: финский дизайн был масштабно представлен на IX Миланской Триеннале и ведущих дизайнерских выставках. В 1954 на десятой Триеннале в Милане стенд Финляндии оформлял Тапио Вирккала, продемонстрировав широкий спектр работ из разнообразных материалов и сделав акцент на «скульптурном» характере финского дизайна. Финские дизайнеры-стеклодувы, в частности, много работали для стеклодувных мануфактур в Мурано[9]. Прикладной и бытовой финский дизайн претендовал на статус художественного объекта. Каждый предмет рассматривался не просто как удобный предмет утвари, а как воплощение художественной идеи[10]. Период 1960—1970-х годов считается «золотым веком» финского дизайна[11].
Норвежский дизайн
Специфика норвежского дизайна — необычное положение по отношению как к интернациональным художественным течениям, так и к местной художественной традиции. Норвежская система предполагала жизнь большими хуторами-поместьями — изолированными от внешнего мира и, в то же время обеспеченных всем необходимым. Особенность Норвегии — сочетание суровых условий жизни и бытового комфорта, которые объединили национальную традицию и принципы интернационального дизайна.
Особенность норвежской культуры — продолжительное внимание к движению искусств и ремесел, связанному с идеями национальной романтики, а также устойчивый интерес к стилю модерн, который в Норвегии приобрел черты сходства со средневековым «звериным стилем» (так называемый норвежский «Драконий стиль»)[12].
Важное значение для специфического развития норвежского дизайна имело основание в 1918 году Норвежского союза дизайнеров (Landsforbundet Norsk Brukskunst, LNB), который поддерживал и развивал скорее традицию национального ремесла, нежели принципы интернационального стиля. Деятельность союза наложила отпечаток на всю систему дизайнерской школы в Норвегии, которая была ориентирована на сохранение традиционных форм, а не на поддержание и развитие интернациональных концепции дизайна.
- Дэвид Андерсен
- Густав Гаудернак
- Вилли Йоханссон
- Герхард Мюнте
- Питер Опсвик
- Грета Притц
- Фрида Хансен
- Тиас Экхофф
- Hadeland
- Porsgrund
Исландский дизайн
Особенность исландского дизайна заключается в его позднем развитии. Исландия практически не принимала участия в формировании художественных идей начала XX века. В силу того что страна занимает одно из самых изолированных положений среди всех скандинавских стран, она практически не участвовала в последовательном художественном процессе континентальных государств. При этом до середины XX века Исландия оставалась частью Дании, получив независимость только в 1944 году. Принципиальное значение для развития дизайна в Исландии имело открытие Школы прикладных искусств в Рейкьявике в 1939 году. Особенность исландского дизайна — его специфическое отношение к модернизму. Элементы нового направления появились в Исландии в тот момент когда интернациональный стиль, по сути, был уже состоявшимся явлением. Знакомство с модернизмом совпало с обретением независимости. Отчасти поэтому, модернизм в Исландии воспринимался как символ национальной свободы и идентичности, а не признак космополитичной художественной доктрины.
Специфика исландского дизайна — нехватка и ограниченное использование новых материалов (таких как стекло, пластик, сталь) и повышенный интерес к естественному природному сырью: вулканическое стекло, застывшая лава, грубый камень. С целью поддержки и развития национальной прикладной школы в 1950—1960-е годы на острове существовал запрет на импорт мебели[13]. Начиная с 1990-х годов основной акцент был сделан на развитие графического и компьютерного дизайна.
- Людвиг Гудмундссон
- Эйнар Йоунссон
- Гуннар Магнуссон
- Йонас Солмундссон
- Хельги Хальгримссон
- Валдис Харрисдоттир
Примечания
- ↑ Gillian N. The Arts and Crafts Movement: a study of its sources, ideals and influence on design theory. London: Studio Vista, 1971. ISBN 028979580X.
- ↑ Fiell C. & P. Scandinavian Design. Taschen, 2002. — 704 p. — ISBN 382285882X
- ↑ Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- ↑ Тимофеева М. Дизайн в Швеции. История концепций и эволюция форм. М.: РГГУ, 2006. — 306 с. ISBN 5-7281-0713-3
- ↑ Creagh L., Kaberg H., Miller Lane B. Modern Swedish Design: Three Founding Texts. New York: The Museum of Modern Art, 2008. — 320 p.
- ↑ Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. — 535 с.
- ↑ Фремптон К. Международный стиль: тема и вариации, 1925-1965. // Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. — 535 с.
- ↑ Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54
- ↑ Koivisto K. Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Rizzoli International Publications, 2015. ISBN 9788857227610
- ↑ Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- ↑ Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна …
- ↑ Englund M., Schmidt C., Scandinavian Modern. London: Ryland Peters & Small, 2014. — 143 p.
- ↑ Gura J. Sourcebook of Scandinavian Furniture: Designs for the Twenty-first Century. New York, 2007. — 304 p. ISBN 9780393733877
Литература
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54
- Малич К. Этот модернизм — великий искуситель // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 11-32
- Тимофеева М. Дизайн в Швеции. История концепций и эволюция форм. М.: РГГУ, 2006. — 306 с. ISBN 5-7281-0713-3
- Bolander, Lars & MacIssac, Heather (2010), Lars Bolander’s Scandinavian Design, Harry N Abrams .
- Creagh L., Kaberg H., Miller Lane B. Modern Swedish Design: Three Founding Texts. New York: The Museum of Modern Art, 2008. — 320 p.
- Englund, Magnus; Schmidt, Chrystina & Wood, Andrew (2007), Scandinavian Modern, Ryland Peters & Small .
- Fallan, Kjetil (2012), Scandinavian Design: Alternative Histories, Berg .
- Fiell, Charlotte J. & Fiell, Peter (2002), Scandinavian Design, Taschen .
- Gura, Judith (2012), Sourcebook of Scandinavian Furniture, Designs for the 21st Century, Norton .
- Hard af Segerstad, Ulf (1961), Scandinavian Design (Nordisk Nyttokonst), Nordisk Rotogravyr .
- Halén, Widar & Wickman, Kerstin (2003), Scandinavian Design Beyond the Myth, Arvinius .
- Koivisto K. Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Rizzoli International Publications, 2015. ISBN 9788857227610
- Nelson, Katherine E & Cabra, Raul (2004), New Scandinavian Design, Chronicle Books .
- Oriol, Anja Llorella (2005), Asensio, Paco, ed., New Scandinavian Design, teNeues .
- Sommar, Ingrid (2005), Scandinavian Style, Carlton .
- Wickman, Kerstin (1996), Scandinavian Design: the dream is still alive, Swedish Information Service .
- Zahle, Erik (1961), A Treasury of Scandinavian Design, Golden Press .
Ссылки
Скандинавия — Википедия
Скандина́вия (дат. и швед. Skandinavien, норв. Skandinavia) — историко-культурный регион на севере Европы, охватывающий Скандинавский полуостров, полуостров Ютландия и прилегающие острова (Готланд, Зеландию и др.). Традиционно Скандинавия включает в себя три страны — Данию, Норвегию и Швецию[1]. В некоторых источниках Исландию, исторически тесно связанную с Норвегией и Данией, также рассматривают в составе Скандинавии[1], однако сами исландцы (а также, шведы, норвежцы и датчане) не считают Исландию частью Скандинавии[2]. Иногда Скандинавию рассматривают в широком смысле, ошибочно включая в неё Исландию, Финляндию и острова Северной Атлантики[3], сближая тем самым понятия Скандинавия и Страны Северной Европы. Объединяя понятия Скандинавия и Финляндия правильно употреблять термин Фенноскандия.
В географическом смысле Скандинавия обычно рассматривается как понятие, соответствующее понятию Скандинавский полуостров[1].
Название Скандинавия восходит к Scandinavia из средневековой латыни. Впервые слово в форме Scadinauia упомянул Плиний Старший в своем труде «Естественная история». Некоторые исследователи считают, что у этого названия германское происхождение и возводят его к протогерманскому *skaþinawjō «остров (богини) Скади». По другой версии богиня Скади появилась как персонификация земли в мифологии позже и её имя происходит от названия Scadinauia. Через сто лет после составления «Естественной истории» в «Географии» Птолемея уже не находим Скандинавии, но на её месте упомянут остров Скандия. Готский историк Иордан в своей работе «О происхождении и деяниях гетов» (VI век) в качестве родины готов называет остров Скандза, лежащий в северной стороне огромного моря. Обращает на себя внимание тот факт, что историческая область на юге современной Швеции носит название Скания или Сконе (лат. Scania, швед. Skåne). Название Сконе в древнеисландском языке звучит как Skaney, с характерным компонентом -ey ‘остров’. Было выдвинуто предположение, что линия побережья Балтийского моря претерпела серьёзные изменения за последние несколько тысяч лет, и что южная оконечность Скандинавского полуострова могла быть островом, от названия которого и получила своё наименование впоследствии вся территория, именуемая сейчас Скандинавией. Скандинавский полуостров долго так и считали островом. Первым стал противоречить этому Адам Бременский (XI в.), допускавший возможность проехать из Скандинавии в Византию по суше.
Скандинавский регион в своей южной части (полуостров Ютландия, южная оконечность Скандинавского полуострова и прилегающие острова) был заселён предками германцев, носителями культуры боевых топоров и индоевропейской речи, по крайней мере с XIV в. до н. э.[4] Скандинавия считается родиной готов и других восточногерманских народов, миграция которых на южное побережье Балтики привела к великому переселению народов[источник не указан 1900 дней]. Дальнейшая колонизация региона связана с морскими походами викингов в конце 1-го тыс. н. э.; на этот период приходится заселение Исландии.
Скандинавские государства неоднократно объединялись в политические союзы, наибольшими из которых были Кальмарская уния (1397—1523) и Шведско-норвежская уния (1814—1905).
Современное использование термина Скандинавия связано с датско-прусскими войнами середины XIX века за Шлезвиг и возникновением национально-политического движения за объединение Дании и Норвегии в единое государство.
Языки скандинавских стран — шведский, датский и норвежский — произошли от общего древнескандинавского языка и относятся к северной ветви германской языковой группы индоевропейской языковой семьи.
Вследствие культурного и политического влияния Дании норвежский язык (особенно букмол) испытал сильное влияние датского языка, однако генетически является более близким ко шведскому языку.
Общей и характерной для алфавитов датского, норвежского и шведского языков является буква Å,å (читается как «о»).
На севере Скандинавии (в Швеции и Норвегии) проживают носители финского языка и саамских языков, относящихся к финноугорской группе уральской языковой семьи.
Скандинавия расположена в северо-западной части Европы. Небольшая часть Скандинавии лежит за полярным кругом. Омывается Норвежским морем на севере и западе, Северным морем на юго-западе, Балтийским морем на юге и востоке и Ботническим заливом на северо-востоке. На юге региона полуостров Ютландию от Скандинавского полуострова отделяет система Датских проливов, наиболее значимыми из которых являются Скагеррак, Каттегат и Эресунн. В 2000 г. был открыт Эресуннский мост через пролив Эресунн (дат. Øresund, швед. Öresund) между Данией и Швецией, связавший Скандинавский полуостров с Центральной Европой (через острова Зеландию и Фюн, по европейскому маршруту E20, проходящему через Мост Большой Бельт и Новый мост через Малый Бельт).
Крупнейшими островами в Балтийском море, относящимися к Скандинавии, являются Зеландия, Готланд, Фюн, Эланд, Лолланн, Борнхольм и Фальстер. Крупнейшими островами в Норвежском море близ западного побережья Скандинавского полуострова являются Хиннё, Сенья, Лангё, Сёрё и Сёр-Квалёй.
Самой северной точкой Скандинавии считается мыс Кнившелодден на острове Магерё (Норвегия) в Баренцевом море (более северный архипелаг Шпицберген обычно не включают в состав Скандинавии). Самой южной точкой Скандинавии принято считать мыс Гесер-Одде (дат. Gedser Odde) на острове Фальстер (Дания) в Балтийском море. Самой восточной точкой Скандинавии является островок Хорнё у побережья Норвегии в Баренцевом море. Самой западной точкой Скандинавии (без учета Исландии, острова Ян Майен и Фарерских островов, которые не принято включать в состав Скандинавии) является шхера Хольмебоен, относящаяся к группе шхер Стейнсёйна в Норвежском море у юго-западного побережья Норвегии.
Рельеф Скандинавии разнообразен: преимущественно плоский на востоке (вдоль побережья Балтийского моря) и юге (Ютландия), и горный на севере и западе (побережье Норвежского моря). Скандинавские горы тянутся вдоль Скандинавского полуострова с севера на юг на 1500 км. Самая высокая точка — гора Гальхёпигген (норв. Galdhøpiggen), 2469 м, расположена в южной части хребта на юге Норвегии. Самая высокая вершина Швеции — гора Кебнекайсе (швед. Kebnekaise), 2106 м, которая также является частью Скандинавских гор и расположена на севере страны. Самой высокой точкой Дании является вершина Идинг-Сковхой (дат. Yding Skovhøj, общая высота с учетом кургана 172,5 м), расположенная в восточной части полуострова Ютландия. Основную часть Скандинавии покрывают леса. На юге (полуостров Ютландия и Сконе) и в районе крупных шведских озер (Венерн, Меларен и т.п.) преобладают поля и другие сельскохозяйственные угодья.
Для восточной части Скандинавии характерно наличие многочисленных озёр и морен, являющихся наследием Ледникового периода. Крупнейшие озёра Скандинавии — Венерн, Меларен, Веттерн и Ельмарен — расположены в юго-восточной части Скандинавского полуострова, в Швеции. Морское побережье Скандинавии сильно изрезано, особенно на западе, с глубокими узкими заливами, в том числе фьордами, и многочисленными островами и шхерами. Крупнейшими фьордами Скандинавии являются Согне-фьорд (205 км), Хардангер-фьорд (179 км) и Вест-фьорд (155 км) на западном побережье Скандинавского полуострова, в Норвегии.
Скандинавия обладает густой речной сетью. Гидроэнергетика играет важную роль в обеспечении электроэнергией. Однако число судоходных рек ограничено. Самая протяженная река — Гломма — протекает на юге Норвегии и впадает в Северное море недалеко от Осло. К крупным рекам относятся Кларэльвен и Гёта-Эльв, Турнеэльв и Далэльвен.
Скандинавия расположена в двух климатических поясах: умеренном и субарктическом. Климат меняется с севера на юг и с запада на восток. Большое влияние на климат оказывает теплое Норвежское течение, являющееся продолжением Гольфстрима. На западе Скандинавии морской климат, типичный для западной Европы, преобладает в Дании, южной части Швеции и вдоль западного побережья Норвегии, характеризуется частыми осадками, достигая 5000 мм в некоторых областях Норвегии. В центральной части — от Осло до Стокгольма — преобладает влажный континентальный климат, который постепенно уступает место субарктическому климату далее на север и прохладному морскому климату западного побережья. Скандинавские горы закрывают собой мягкий и влажный воздух, поступающий с юго-запада, таким образом, северная часть Швеции и плато Финнмарксвидда в Норвегии получают небольшое количество осадков и холодные зимы.
На территории Скандинавии расположено несколько природно-климатических зон. Крайний север континентальной Норвегии находится в зоне тундры. Основная часть Скандинавии расположена в зоне тайги. Юго-восточная Швеция расположена в зоне смешанных лесов, юго-западная Швеция и Дания в зоне широколиственных лесов.
Самая высокая температура за всю историю наблюдений в Скандинавии составила +38,0 °C в населенном пункте Молилла (швед. Målilla) в лене Кальмар на юго-востоке Швеции [5]. Самая низкая: −52,5 °C в населенном пункте Вуоггачольме (швед. Vuoggatjålme) в лене Норрботтен на севере Швеции, недалеко от границы с Норвегией.
Общая численность населения Скандинавии (Дании, Норвегии и Швеции) составляет около 21 млн чел. (2017 г.). Скандинавия имеет довольно низкую плотность населения, основная часть которого сосредоточена на юге и вдоль побережья. Крупнейшие города — Стокгольм (939 238 чел., 2017), Осло (634 463 чел., 2016), Копенгаген (569 557 чел., 2014), Гетеборг (544 285 чел., 2015) и Мальме (322 574 чел., 2015).
Шведский национальный костюмКоренное население Скандинавии составляют шведы, норвежцы и датчане, а также финны и саамы (на севере). В 16 — 17 вв в Скандинавии селились финны, немецкие купцы (см. Ганзейский союз) и ремесленники, и мастера кузнечного дела из Валлонии.[6] В 18-19 вв. в Скандинавии начали обосновываться художники, философы, ученые, архитекторы из Франции (в том числе, Рене Декарт), Италии, и евреи. Иммиграция финского населения в Швецию проходила в несколько волн и отражает тесные исторические и культурные связи между Швецией и Финляндией.
Миграционные потоки коренного населения из Скандинавии восходят к эпохе викингов 8-9 веков. Уже в 9 веке скандинавские мореплаватели, купцы и военные дружины исследовали Северную Атлантику, совершали набеги на прибрежные города и осваивали торговые пути, ведущие в Византию. К этом периоду относится начало колонизации Фарерских островов, Исландии, Аландских островов, создание области датского права в северной Англии, и призвание варягов на Русь. В 10-м веке поселения викингов появились в Гренландии и на других островах у побережья Северной Америки.
В 13-м веке датчане захватили земли на севере нынешней Эстонии, которые впоследствии вошли в состав Ливонского ордена. С 17-го по первую половину 19-го века Дания имела ряд небольших колониальных владений в Индии и Африке.
Установление шведского правления на территории современной Финляндии относится к 13 веку. С этого момента шведы активно заселяли юго-западное и южное побережье Финляндии (исторические области Остроботния и Нюланд), где до сих пор проживает шведоязычное население. C 16-го по начало 18-го века Швеция имела владения в северной Прибалтике (Шведская Эстляндия и Шведская Ливония). В первой половине 17-го века Швеция основала колонию Новая Швеция на восточном побережье Северной Америки (на территории современных штатов Делавэр, Нью-Джерси и Пенсильвания), которая просуществовала до 1655 г.
Эмиграция коренного населения из Скандинавии приобрела массовый характер с середины 19 в. по 30-е годы 20 в. В основном она была направлена в США. Прибывавшие в Новый Свет скандинавы наиболее часто селились в штатах, расположенных рядом с Великими озёрами — Миннесота, Висконсин, Мичиган, Северная Дакота. В настоящее время в США проживает около 4,5 млн потомков переселенцев из Норвегии, около 4,3 млн потомков иммигрантов из Швеции, и 1,5 млн потомков переселенцев из Дании. Наибольшая численность населения скандинавского происхождения в процентном соотношении в штатах Северная Дакота (около 35%), Миннесота (около 30%) и Южная Дакота (около 20%).
Иммиграционная политика современных скандинавских стран во многом характеризуется их членством в Шенгенской зоне, а также членством Швеции и Дании в Евросоюзе. Например, большая часть переселенцев прибывает в Швецию в рамках трудовой миграции (около 21 %) и по программам воссоединения семей (около 20 %)[7]. С 80-х гг. 20-го в. скандинавские страны принимают иммигрантов из стран Ближнего Востока (Иран, Ливан, Ирак), а также беженцев из зон военных конфликтов. В 90-е годы существенную долю беженцев составляли выходцы из Югославии, в 2000-е гг. из Ирака и Сомали. С 2011 г. из Сирии. В Швеции крупнейшие этнические диаспоры составляют выходцы из Финляндии, Сирии, Ирака и Польши. В настоящее время самый высокий уровень иммиграции в Швеции — в 2011 г. страна приняла более 90 тыс. иммигрантов. На втором месте — Норвегия, в которую в 2011 г. прибыло около 70 тыс. иммигрантов.[8] Численность жителей Швеции, родившихся за ее пределами, составляет почти 1,5 млн, что в три раза выше, чем соответствующие показатели для Норвегии и Дании.
Все три страны Скандинавии — Дания, Норвегия и Швеции — являются парламентскими монархиями. Во главе государства стоит глава правящей династии (король или королева), но его (ее) полномочия юридически и фактически ограничены во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной. Например, король (королева) Швеции по конституции выполняет только представительские и дипломатические функции. Правящей королевской династией Дании и Норвегии является династия Глюксбургов, Швеции — династия Бернадотов. Законодательная власть полностью принадлежит однопалатному парламенту (в Дании — Фолькетинг, в Норвегии — Стортинг, в Швеции — Риксдаг), а исполнительная — правительству, которое возглавляется премьер-министром. В парламентах скандинавских стран традиционно сильны позиции левоцентристов, в частности социал-демократов.
Все три скандинавские страны используют общие названия для национальных валют: крона (датская, норвежская, шведская) и эре (100 эре = 1 крона).
Швеция и Дания, будучи членами Евросоюза, используют национальные валюты, однако Швеция, возможно, вступит в еврозону в ближайшем будущем.
Скандинавские страны входят в первую десятку стран с наиболее низким уровнем коррупции согласно рейтингу, составленному на основе индекса восприятия коррупции CPI. По данным на 2018 г., эти страны также входят в первую десятку наиболее развитых стран согласно рейтингу, разработанному на основе индекса человеческого развития.
Древние скандинавы — Википедия
Примерная распространенность древнескандинавского и других германских языков в начале х века нашей эры: западноскандинавский — отмечено красным, восточноскандинавский — оранжевым Исследование и маршруты расширения территории cкандинавовДревние скандинавы — группа германских племен, которые населяли Скандинавию между 800 и 1300 гг. н. э. и говорили на древнескандинавском языке. Язык принадлежит к ветви скандинавских языков индоевропейской языковой семьи и является предшественником современных германских языков Скандинавии. В конце VIII века скандинавы начали масштабную экспансию по всем направлениям. Это было начало Эпохи викингов.
В научных кругах англоязычных стран XIX века Эпоха викингов, мореплавание и морская торговля, поселенцы и войны — все относились к общему понятию викинги.[1] Древние скандинавы создали страны и поселения на территории современных Англии, Шотландии, Исландии, Уэльса, Фарерских островов, Ирландии, России, Беларуси, Гренландии, Франции, Бельгии, Украины, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Германии, Польши и Канады, а также в Южной Италии.
История терминов «скандинав» и «норманн»[править | править код]
Слово Norseman (скандинав) впервые появляется в английском языке в начале XIX века: самое раннее упоминание было сделано в третьем издании Оксфордского словаря английского языка в статье о поэме Вальтера Скотта 1817 года «Гарольд Бесстрашный». Слово произошло от прилагательного «Norwegian» (норвежский), заимствованного английским языком из голландского в XVI веке и имело значение «норвежский», которое во времена Вальтера Скотта приобрело значение «или связано со Скандинавией или её языком, особенно в древние или средневековые». Поэтому, как и современное использование слова викинг, слово скандинав не имело особого хождения в средние века.
При этом термин Norseman (скандинав) имеет созвучный термин Northman (норманн). Этот термин применялся ко всем людям, говорящим на древнескандинавском языке, которых можно было встретить в Средние века. Слово Nortmann (норманн) на древнефранкском языке было латинизировано как Normannus и широко использовалось в текстах на латыни. Затем латинское Normannus вошло в старофранцузский язык как Normands. И от этого слова уже произошло название Normans (норманны) и Normandy (Нормандия), в которой в десятом веке поселились скандинавы.[2][3]
Это же слово вошло в испанскую группу языков и локальные разновидности латыни в форме слов, начинающихся не только на букву n-, но и на l-, например lordomanni (явное отражение назальной диссимиляции местной группы романских языков). Эта форма по всей видимости была заимствована из арабского языка: видный ранний арабский источник Аль-Масуди указал 844 участника набега в Севилье не только как Rūs (русы), но и как al-lawdh’āna.
У современных ученых термин викинги[4] является общим термином для описания набегов скандинавов, особенно в связи с нападениями скандинавов и разграблением монастырей на Британских островах, но в то время это термин не использовался. На древнескандинавском и староанглийском языках это просто означало «пират».[5]
Германцы также называли скандинавов Ascomanni, ashmen (мусорщиками), кельты называли их Lochlanach (скандинавы), а англосаксы — Dene (данами).
Гэльские термины Finn-Gall (норвежский викинг или норвежский), Dubh-Gall (датский викинг или датский) и Gall Goidel (чужеземный гэльский) использованы для людей норвежского происхождения в Ирландии и Шотландии, которые ассимилировались в кельтской культуре. Дублинцы называли их Ostmen, или восточные люди, и имя Oxmanstown (район в центре Дублина) происходит от названия одного из их поселений; они также были известны как Lochlannaigh, или озерные люди.
В восьмом веке угроза набегов викингов нависла над всем государством пиктов. Эти викинги были язычниками и дикарями самого безудержного и безжалостного толка. Они состояли преимущественно из норвежских викингов или норвежцев, и из датских викингов или данов. Последние представляли собой смешанный род, некоторые из них происходили из гуннских племен.
— Арчибальд Блэк Скотт, «Пиктская нация, её люди и её церковь»
Однако британская концепция происхождения викингов не совсем верна. Те, кто совершал грабительские набеги на Великобританию, жили на территории сегодняшней Дании, в Сконе, на западном побережье Швеции и Норвегии (вплоть до 70-й параллели) и вдоль шведского побережья Балтийского моря до 60-й широты и озера Меларен . Они также пришли с острова Готланд, Швеция. Граница между скандинавами и более южными германскими племенами, Даневирке, сегодня пролегает примерно к югу от датско-германской границы. Самые южные викинги жили не севернее Ньюкасла-апон-Тайна, и шли на Великобританию чаще с востока, чем с севера.
Северная часть Скандинавского полуострова (за исключением норвежского побережья) была мало населена норвежцами, потому что эту местность населяли преимущественно саамы, коренные жители северной Швеции и обширных территорий Норвегии, Финляндии и Кольского полуострова на территории современной России.
Славяне, арабы и византийцы знали их как русов’ или Rhōs (Ῥῶς), вероятно происходящего от различных производных слова rōþs-, то есть «хождение на веслах», или от названия области Руслаген в восточно-центральной Швеции, где возникло большинство поселений викингов, побывавших на славянских землях. Сегодня ряд археологов и историков считает, что эти скандинавские поселения на славянских землях дали названия странам Россия и Беларусь.
Кроме того, славяне и византийцы называли их варяги (что на древнескандинавском: Væringjar, означает «целовальники»), а скандинавские телохранители византийских императоров были известны как Варяжская стража.
В древнескандинавском языке термин norrœnir menn (northern people), соответствует современному английскому термину скандинавы, и относится к шведам, датчанам, норвежцам, жителям Фарерских островов, исландцам и т. д.
Современные скандинавские языки имеют общее слово для обозначения скандинавов: это слово nordbo, (на шведском: nordborna, на датском: nordboerne, на норвежском: nordboerne или nordbuane для определения множественного числа), которое использовалось как применительно к древним людям, так и к современникам, живущим в скандинавских странах и говорящих на одном из скандинавских германских языков.
Слово викинги (Vikinger на датском и Bokmål на норвежском;Vikingar на шведском и Nynorsk на норвежском) не используется для обозначения скандинавов как коренного населения. «Викинг» — это название определённой деятельности / занятия («набег»), а не демографической группы. Викинги были просто людьми (любой этнической принадлежности или происхождения), участвовавшими в набегах (известных как «походы викингов»).[6]
Иногда Финляндия также упоминается как «скандинавская страна».[7] Финский язык не принадлежит к германской языковой группе и даже не является индо-европейским языком, но Финляндия в течение почти шести веков была частью Швеции (с конца XII века до 1809 года), и около 6 % финского населения по-прежнему используют шведский язык в качестве основного. На Аландских островах шведский на сегодняшний день является доминирующим языком, поскольку основное население — это этнические шведы, при этом административно территория входит в состав Финляндии с 1917 года. В других регионах Финляндии доля шведскоязычных граждан снижалась, начиная с 1917 года, после Революции в России, когда Финляндия получила независимость. Исландия, Гренландия и Фарерские острова также географически отделены от Скандинавского полуострова. Поэтому термин северные страны объединяет страны Скандинавии, Исландию, Гренландию, Фарерские острова и Финляндию.
- ↑ Norse.ru (неопр.).
- ↑ Michael Lerche Nielsen, Review of Rune Palm, Vikingarnas språk / Язык викингов, 750—1100, Historisk Tidskrift 126.3 (2006) 584-86 (pdf стр. 10-11)[1] (на шведском)
- ↑ Louis John Paetow, A Guide to the Study of Medieval History for Students, Teachers, and Libraries, Berkeley: University of California, 1917, OCLC 185267056, стр. 150, citing Léopold Delisle, Littérature latine et histoire du moyen âge, : Leroux, 1890, OCLC 490034651, стр. 17.
- ↑ ЭСБЕ/Викинги — Викитека (неопр.). ru.wikisource.org. Дата обращения 10 декабря 2018.
- ↑ «Viking, n.»[2]. Oxford English Dictionary. Oxford University Press. July 2018.
- ↑ Кем были викинги? (неопр.).
- ↑ ЭСБЕ/Финляндия — Викитека (неопр.). ru.wikisource.org. Дата обращения 11 декабря 2018.
Доисторическая Скандинавия — Википедия
Доисторический период в истории Скандинавии охватывает время с момента появления первых людей на этой территории и до появления первых письменных памятников (рун, а также упоминания германцев в римских источниках).[источник не указан 3312 дней]
Костные останки неандертальцев на территории Скандинавии не обнаружены; сделанные в начале XX века в пещерах находки якобы «мустьерских» каменных орудий подвергаются в настоящее время сомнению. После этого Скандинавия на длительное время скрылась под ледяным щитом.
Кроманьонцы появились в Скандинавии в конце последнего оледенения, примерно 13—14 тысяч лет назад. Это были носители Аренсбургской культуры, охотники-собиратели, обитавшие у самой кромки ледникового щита. В то время часть территории современной Швеции и Норвегии находилась под водой, а линия побережья существенно отличалась от современной. На территории Норвегии обитали носители культуры Бромме. Две указанных археологических культуры настолько похожи друг на друга, что ряд исследователей предлагал объединить их под названием «культура Люнгбю». Процесс таяния ледяного щита, начавшийся в конце верхнего палеолита, продолжается по настоящее время. Этот процесс оказал сильное влияние на ландшафт Скандинавии и особенности развития местных доисторических культур.
Около 10-8 тыс. до н. э. на месте бывшего Балтийского ледникового озера образовалось замкнутое Анциловое озеро.
Палеогенетикам удалось извлечь ДНК трёх человек, живших около 9880-9540 лет назад, из слюны, извлечённой из фрагментов дёгтя с мезолитической стоянки Хасеби-Клев (Huseby Klev) на западе Швеции. У всех трех индивидуумов мтДНК принадлежала к гаплогруппе U5a2d[1].
Мезолитическое жилище в Норвегии. РеконструкцияВ результате таяния ледников Анциловое озеро соединяется с Атлантическим океаном; на его месте образуется меньшее по размеру Литориновое море, берега Скандинавии постепенно приближаются к современным очертаниям.
В 7 тысячелетии до н. э., когда северные олени и охотники на них мигрировали на север Скандинавии, её уже покрыли леса. В это время на территории Дании и юга Швеции развивается культура Маглемозе (7500—6000 г. до н. э.), а к северу от неё, в Норвегии и на большей части юга Швеции, развивается культура Фосна-Хенсбака, привязанная в основном к побережью лесной зоны и характеризующаяся использованием огня, лодок и каменных орудий, с помощью которых обитатели этих мест выживали в суровых условиях северной Европы.
Из раскопок в Мутале на восточном берегу озера Веттерн известны останки семи мужчин, живших в эпоху мезолита ∼8000 лет назад. Они имели митохондриальные гаплогруппы U2 и U5[1][2].
Люди культуры Маглемозе жили в лесу и на заболоченных территориях. Они использовали орудия для рыболовства и охоты, изготовленные из дерева, костей и кремневых микролитов. Характерными для культуры являются кремневые микролиты с острой кромкой, использовавшиеся в качестве наконечников копий и стрел. Начиная с 6000 года до н. э. микролиты встречаются всё реже, и начинается период перехода к культуре Конгемозе (приблизительно 6000—5200 лет до н. э.). Находки, связанные с культурой Конгемозе, характеризуются длинными кремнёвыми отщепами, использовавшимися для изготовления характерных ромбовидных наконечников стрел, скребков, свёрл, шил и зазубренных ножей.
Северные охотники-собиратели следовали за стадами животных и за миграцией лосося, переселяясь на юг зимой и на север летом. Культурные традиции этих людей во многом были схожи с традициями современных народов крайнего Севера, от саамов до Чукотки и эскимосско-алеутских регионов Северной Америки.[источник не указан 3312 дней]
Каменный топор-отщеп, типичный для культуры ЭртебёллеВ 6 тысячелетии до н. э. юг Скандинавии был покрыт густыми широколиственными и смешанными лесами. В этих лесах водились такие животные, как тур, зубр, лось и благородный олень. На них охотились люди культуры Конгемозе. Как и их предшественники, они охотились также на морских котиков и ловили рыбу. К северу от культуры Конгемозе, на юге Норвегии и Швеции, обитали другие охотники и собиратели, известные как культура Нёствет-Лихулт, потомки культуры Фосна-Хенсбака. В конце 6 тысячелетия, когда культуру Конгемозе сменила новая культура Эртебёлле на юге, культура Фосна-Хенсбака всё ещё была охотничьей.
Культура Эртебёлле (приблизительно 5300—3950 лет до н. э.) относится к концу мезолита. Её представители также занимались охотой и собирательством.
Переход к неолиту, начавшийся примерно в 5000 году до н. э., привёл к началу технологических изменений, как, например, появлению керамики. Поселения становятся постоянными, крупными, располагаются обычно в устьях рек.
Сельское хозяйство, в отличие от большей части Европы, появляется позже, чем керамика.
В течение 5 тысячелетия до н. э. культура Эртебёлле заимствовала керамику от своего южного соседа — культуры линейно-ленточной керамики, которая к тому времени уже длительное время занималась земледелием и животноводством. Культуру Эртебёлле сменила культура воронковидных кубков (4000—2700 гг. до н. э.), появившаяся сначала в континентальной Европе и постепенно распространившаяся через территорию современного Уппланда. Эта культура сооружала мегалитические сооружения.
С другой стороны, племена, обитавшие вдоль побережья Свеаланда, Гёталанда, Аландских островов, на северо-востоке Дании и юге Норвегии, освоили новые технологии, в результате чего в этих местах возникла культура ямочной керамики (3200 — 2300 гг. до н. э.)[3][4]. Затем в середине 4 тысячелетия до н. э. вдоль восточного побережья Швеции возникла культура ямочно-гребенчатой керамики, в рамках которой произошло возвращение к охотничьей экономике (см. также Альвастра (свайный посёлок)).
Ближе к концу 3 тысячелетия до н. э. культура воронковидных кубков и частично культура ямочной керамики исчезли под натиском пришельцев культуры боевых топоров, которых многие исследователи рассматривают как носителей ранних индоевропейских языков. Пришельцам удалось продвинуться в Скандинавию до Уппланда и Ослофьорда. Новая культура была индивидуалистичной и патриархальной, пастушеской; боевые топоры служили символом социального статуса. Вскоре, однако, появление металлообработки внесло новые тенденции в социальную жизнь, и наступила культура бронзового века.
Крупнейшие и наиболее известные в Финляндии наскальные рисунки находятся на утёсе у озера Сайма в Астувансалми (петроглифы Астувансалми). Они были обнаружены в 1968 году и датируются приблизительно 2000 годом до н. э.Примерно в 2800 году до н. э. вместе с культурой шнуровой керамики в Скандинавии появляется металлообработка. На большей части Скандинавии доминирует её региональный вариант, шведско-норвежская культура боевых топоров, представленная не менее чем 3000 захоронениями. От периода 2500—500 гг. до н. э. также сохранилось множество относительно хорошо сохранившихся наскальных изображений (петроглифов) в западной Швеции (особенно известны изображения из Танума) и в Норвегии (наскальные рисунки в Альте). Большинство петроглифов было создано в период 2300—500 гг. до н. э. Они изображают эпизоды, связанные с аграрным образом жизни, боевые действия, корабли, скот и т. д.[5] В Бохуслене обнаружены петроглифы с изображениями на сексуальную тематику, они датируются приблизительно 800—500 гг. до н. э.
Протогерманская культура скандинавского бронзового века возникла приблизительно в 1800—500 гг. до н. э. на территории Дании, а также в южной части Швеции и Норвегии. Она создала бронзовое оружие, бронзовые и золотые ювелирные изделия, торговала янтарём с Центральной Европой и Средиземноморьем.
За ней последовали культуры доримского железного века (приблизительно с пятого по первый век до н. э.) и римского железного века (примерно с первого по четвёртый век нашей эры).
Доримский железный век[править | править код]
Римский железный век[править | править код]
Тацит писал примерно в 98 году н. э. о народе, который он называл Suiones, обитавшем на островах в море. Эти свионы имели корабли, отличавшиеся тем, что имели нос с обеих сторон (форма, характерная и для более поздних судов викингов). Название Suiones аналогично англосаксонскому Sweon, а страна этих людей называлась на англосаксонский манер Sweoland (страна свеев). В «Беовульфе» это племя также называется Sweoðeod, откуда и происходит современное название Швеции, а территория Швеции называлась в «Беовульфе» Sweorice («королевство свеев»).
Вендельский период (550—793)[править | править код]
В VI веке н. э. остготский историк Иордан упоминал племя под названием Suehans, идентичное упоминаемым Тацитом Suiones. Также Иордан упоминал то же племя под другим названием, Suetidi, что аналогично древнему названию Швеции Svíþjóð, или, на древнеанглийском, Sweoðeod.
Ряд источников — такие, как «Беовульф», «Перечень Инглингов», «Сага об Инглингах», Саксон Грамматик и Historia Norwegiæ, упоминают несколько свейских королей, живших в 6 веке — таких, как Эдгильс (англ.)русск., Охтере (англ.)русск. и Онела (англ.)русск., а также ряд гутнийских королей (англ.)русск.. В историчности некоторых из них нет сомнений, несмотря на то, что источники приводят весьма противоречивые сведения, как, например, о смерти короля Оттара (англ.)русск. (см. мифические короли Швеции и полулегендарные короли Швеции).
В те времена короли были скорее военными предводителями, чем монархами в современном смысле, и на месте будущих Швеции, Норвегии и Дании существовало несколько мелких королевств, границы которых постоянно изменялись по мере того, как короли убивали друг друга и местные собрания утверждали победителей в качестве новых королей. События тех времён ярко переданы в Беовульфе (например, полу-легендарные шведско-гутнийские войны (англ.)русск.) и в скандинавских сагах. Постепенно, однако, свейские короли подчинили себе почти всю территорию современной Швеции, в том числе территории гутнийцев.
- Клиндт-Йенсен, Оле. Дания до викингов. // Перевод с англ. яз. А. П. Саниной. Научный редактор А. А. Хлевов. — СПб.: Евразия, 2003.
- Douglas Price, Theron. The Mesolithic of Northern Europe // Annual Reviev of Anthropology. 1991. 20:211-233.
- Jensen, Jorgen. The Prehistory of Denmark. Routledge, 2003.
- Midgley, Magdalena S. The Megaliths of Northern Europe. Routledge, 2008.
- Stenberger, Mårten: Vorgeschichte Schwedens. In: Nordische Vorzeit Bd. 4. Wachholtz, Neumünster 1977, S. 86 ISBN 3-529-01805-8.
- Курт Вейбулл[en], 1922: Sveriges och Danmarks äldsta historia — en orientering, CWK Gleerups förlag, Lund.
Скандинавский нуар — Википедия
Скандинавский нуар (англ. Scandinavian noir) — литературный и кинематографический термин, применяемый к криминальным драмам, созданным скандинавскими авторами и объединённым такими характерными чертами, как предельная реалистичность, мрачная стилистика, линейность повествования. Несмотря на то, что за направлением закрепилось название «нуар», с произведениями классического американского нуара скандинавские криминальные драмы объединяет немногое, хотя в них так же размыта грань между героем и антигероем, присутствует атмосфера всеобщего разочарования.
История появления[править | править код]
Однозначного мнения относительно времени появления скандинавского нуара не существует. Так, шведский писатель и драматург Хеннинг Манкель считает, что родоначальниками течения следует считать супругов Май Шёвалль и Пера Валё, авторов детективных романов о Мартине Беке, выходивших с 1965 по 1975 гг[1]. Такой же точки зрения придерживается исследователь скандинавской литературы Керстин Бергман, отмечая в своей работе «Шведский детектив: Создание скандинавского нуара», что романы Шёвалль и Валё оказали столь существенное влияние на развитие детективной литературы, так как включали в себя сильный социальный подтекст и критику шведской модели государства всеобщего благосостояния[2]. Существует, однако, мнение, что романы, обладающие всеми характерными чертами скандинавского нуара, появились значительно раньше. К примеру, эксперт в области скандинавской криминальной литературы Нильс Нордберг утверждает, что основоположником жанра следует считать норвежского писателя Морица Хансена[3]. Сам Хансен первой своей «криминальной историей» назвал небольшую новеллу «Кидан или Руины аббатства» (нор. Keadan eller Klosterruinen), однако, по мнению Нордберга, несмотря на то, что в рассказе, действие которого происходит в уединенной горной норвежской общине, есть и убийство, и судебный процесс, и атмосфера отчуждения, причислить его к скандинавскому нуару не позволяет беспорядочность повествования и романтические акценты[4]. Норвежский исследователь полагает, что первой работой в данном жанре можно назвать рассказ «Новелла» (1827), в котором размышления главного героя о местной сумасшедшей помогают ему раскрыть убийство. Нордберг считает, что «Новелла» — не произведение как таковое, а «упражнение в литературной технике, демонстрация того, как реальную жизнь можно превратить в литературное произведение, где преступление — лишь фон для изображения психологического состояния человека и обличения окружающей его реальности»[4].
Мировая популярность[править | править код]
Принято считать, что мировым успехом скандинавский нуар обязан литературной трилогии Стига Ларссона «Миллениум» (2005—2007 гг.), повествующей о журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере Лисбет Саландер. По состоянию на март 2015 г. было продано более 80 миллионов экземпляров трилогии, романы были дважды экранизированы — в 2009 году за адаптацию взялся шведский режиссёр Нильс Арден Оплев, а в 2011 в Голливуде состоялась премьера версии Дэвида Финчера — а самого Ларссона неоднократно называли «мастером изображения социального лицемерия, преступного поведения и изъянов государственной системы»[5]. Не меньшую лепту в популяризацию скандинавского нуара внес и датский писатель Питер Хёг. В частности, его произведение «Смилла и её чувство снега» (дат. Frøken Smillas fornemmelse for sne) стало единственным современным датским романом, который был переведен более чем на 30 языков мира[6].
Тем не менее, наибольшую популярность жанру принесли кинопроизведения — экранизации литературных источников и независимые телесериалы. Помимо упомянутого «Миллениума», настоящим прорывом скандинавского нуара на экране стал датский телесериал «Убийство» (дат. — Forbrydelsen). Главная героиня сериала — детектив Сара Лунд — стала олицетворением жанра на малом экране, а её свитер фирмы Gudrun & Gudrun с характерным узором Фарерских островов — настоящим медиа-феноменом. В частности, появился даже сайт, посвященный этому свитеру. Популярностью пользуются и экскурсии по местам съёмок «Убийства» и во многом похожих на него сериалов «Правительство» и «Мост»[7].
Главный герой[править | править код]
Все чаще главными героями и литературных, и кинематографических произведений скандинавского нуара становятся сильные, эрудированные, зачастую циничные женщины-трудоголики, ведущие жизнь социопатичного холостяка: к примеру, главная героиня телесериала «Мост» Сага Норен водит «Porsche», ест полуфабрикаты и заводит кратковременные интрижки[8]. Героини скандинавских криминальных драм мало говорят, практически никогда не шутят, лишь изредка отпуская циничные замечания, и крайне редко улыбаются. Авторы скандинавских криминальных драм не стремятся сделать своих героев идеальными: полицейские и журналисты страдают алкоголизмом, психологическими расстройствами, а также совершают ошибки на работе. Далека от идеала и их семейная жизнь: главные герои, как правило, не просто одиноки, а находятся в разводе и испытывают проблемы с построением новых отношений и воспитанием детей-подростков, что ярко отражает скандинавскую действительность, где институт семьи становится все более хрупким, а около 50 % браков заканчивается разводом[9].
Критика социального устройства[править | править код]
Одной из наиболее существенных составляющих любого произведения скандинавского нуара является суровая критика модели государства всеобщего благосостояния. Коррумпированность политиков, фиктивность проводимого государством интеграционного курса, неконтролируемый бюрократический аппарат и европейский неонацизм — именно по этим показателям авторы жанра демонизируют скандинавское общество и создают почву для описываемых преступлений[10].
Локации и визуальные характеристики[править | править код]
Немаловажной составляющей любой скандинавской драмы является природа: действие произведений разворачивается на фоне холодных, пугающих пейзажей, пронизанных чувствами одиночества и безысходности. Мрачные фьорды, бескрайние леса и непрекращающиеся дожди — постоянные спутники скандинавских детективов, зачастую отражающие их чувства и переживания. Если речь идет о кинематографе, как и в классическом «нуаре», выражены монохромность, минимализм, отсутствие яркого освещения[11].
Адаптации[править | править код]
Рост популярности аутентичных скандинавских фильмов и телесериалов вызвал высокую заинтересованность в уникальных криминальных драмах со стороны американских и европейских кинопроизводителей. Первой адаптацией стала американская версия «Убийства» (англ. The Killing), выпущенная на экраны в 2011 году Fox Television Studios. Премьера была восторженно встречена критиками, однако, последующие серии вызвали многочисленные нарекания; в частности, отмечалось, что в сериале появилось множество ненужных, отвлекающих от центрального повествования сюжетных ответвлений, а второстепенные персонажи плохо раскрыты, из-за чего их роль остается непонятной[12]. Так или иначе, «Убийство» «продержалось» на экранах 4 сезона, по длительности превзойдя, таким образом, оригинальную версию. Ещё одной относительно успешной адаптацией стала британская версия «Валландера», первый эпизод которой вышел в 2008 году. Другие ремейки североевропейских криминальных драм за пределами Скандинавии не прижились: провальной, к примеру, была признана американская версия датского сериала «Тот, кто убивает» (дат. Den som dræber)[13].
Культурное влияние[править | править код]
Успех скандинавского нуара не мог не оказать влияния на детективный жанр в целом. Ярким примером заимствования отдельных черт мрачного скандинавского повествования может послужить невероятно успешный проект американского канала HBO «Настоящий детектив». Если в первом сезоне присутствовали только отдельные черты визуальной специфики скандинавского нуара, то второй сезон отвечает ещё и сюжетной составляющей североевропейской драмы. Шоураннер «Настоящего детектива» Ник Пиццолатто в одном из интервью отмечал, что высоко ценит «новую волну нуара», которую удалось создать скандинавским авторам[14].
Ещё более очевидно влияние жанра прослеживается в британском сериале «Табу», где визуальная сторона, созданная в духе скандинавской эстетики, буквально поглотила сюжетные перипетии, что не лучшим образом сказалось на кинематографической ценности произведения[15].
Выдающийся ирландский писатель Джон Бэнвилл в интервью британскому изданию The Telegraph заявил, что «из-за бесчисленного количества насилия в новостях, книгах и фильмах, мы чувствуем себя потерянными, выпавшими из реальности, если каждый день не сталкиваемся с кровью и кишками». Бэнвилл отметил, что скандинавы, и в частности шведы, добились на поприще изображения жестокости невиданного мастерства, однако, настало время остановиться[16].
Британская писательница Энн Кливз осудила «слишком реалистичные сцены насилия и болезненный тон» скандинавских криминальных драм и телесериалов[17]. Кливз заявила, что у неё складывается впечатление, будто североевропейские писатели неустанно стремятся превзойти друг друга в изображении насилия над женскими персонажами. «Я понимаю, что криминальный жанр не может существовать без определённой доли насилия, однако, смакование издевательств над женщинами и подростками не должно быть частью хорошей литературы» — заявила Кливз.
- ↑ Mankell, Henning (2006). Introduction to Roseanna. HarperCollins, 3-4
- ↑ Bergman, Kerstin (2014). Swedish Crime Fiction: The Making of Nordic Noir. Mimesis International.
- ↑ Niels Nordberg. Krimgåten løst (норвежский) // Universitas : статья. — 1999. — 24 februar.
- ↑ 1 2 Niels Nordberg. Analysis on Nordic Noir // Crime Time. — 2006.
- ↑ Марианна Каплун. Скандинавский нуар | Lumiere. Журнал о кино (рус.) (неопр.) ?. www.lumiere-mag.ru. Дата обращения 2 апреля 2017.
- ↑ Peter Høeg | Gyldendal — Den Store Danske (датск.). denstoredanske.dk. Дата обращения 2 апреля 2017.
- ↑ Danish TV drama and films (en-gb), VisitDenmark. Дата обращения 2 апреля 2017.
- ↑ Povlsen, K. K. (2011), ‘Gender and Geography in Contemporary Scandinavian Television Crime Fiction’ , in A. Nestingen and P. Arvas (eds.), Scandinavian Crime Fiction, Cardiff: University of Wales Press.89-99
- ↑ Skilsmisse statistik — skilsmisser i tal (неопр.). www.advodan.dk. Дата обращения 2 апреля 2017.
- ↑ Мокрое дело и сухой закон // Журнал «Коммерсантъ Weekend». — 2014-10-10. — Вып. 39. — С. 12.
- ↑ Emma Vestrheim. What is Nordic Noir? (англ.).
- ↑ Matt Zoller Seitz. How “The Killing” killed itself (неопр.). Salon. Дата обращения 2 апреля 2017.
- ↑ Those Who Kill (англ.). Дата обращения 2 апреля 2017.
- ↑ ‘True Detective’ writer Nic Pizzolatto discusses crime fiction, noir and existential questions (англ.), NOLA.com. Дата обращения 2 апреля 2017.
- ↑ «Табу»: запретные страницы истории Британии в неубедительном изложении (неопр.). Российская газета. Дата обращения 2 апреля 2017.
- ↑ ‘The Scandinavians see no limit to violence in crime series’ (англ.), Telegraph.co.uk. Дата обращения 2 апреля 2017.
- ↑ Gallagher, Paul. Nordic noir’s sexual violence attacked by British crime writer (англ.), The Guardian (28 сентября 2013). Дата обращения 2 апреля 2017.
- Bergman, Kerstin (2014). Swedish Crime Fiction: The Making of Nordic Noir. Mimesis International.
- Povlsen, K. K. (2011), ‘Gender and Geography in Contemporary Scandinavian Television Crime Fiction’ , in A. Nestingen and P. Arvas (eds.), Scandinavian Crime Fiction, Cardiff: University of Wales Press