Традиционные японские сады
Тот факт, что культура Страны восходящего солнца на протяжении многих веков была изолирована от внешнего влияния, не могло не сказаться на ее развитии. В итоге, уникальными получились даже местные сады. Хотите узнать обо всех их особенностях? Тогда самое время ознакомиться с нижеприведенной информацией.
Основы концепции японского стиля
В Японии считается, что сад – это отражение внутреннего мира своего владельца, из-за чего каждой его детали уделяют особое внимание. Растения, декоративные элементы, освещение – все имеет определенное символическое значение.
Японцы очень негативно отзываются о попытках западных дизайнеров делать сады в традиционном для Страны восходящего солнца стиле. Обычно все сводится к использованию стилизованной мебели и иероглифов, но сад от этого японским не становится.
Означает ли это, что японские сады могут делать только местные жители? Нет. Однако желающим воплотить в жизнь такой проект, следует ориентироваться на три ключевых принципа:
- Сад должен быть выглядеть гармонично и буквально источать духовность.
- Каждый элемент должен иметь определенное значение, которое при необходимости можно было бы легко объяснить.
- В процессе подготовки проекта, следует избегать неестественных для природы материалов и деталей.
При желании получить знания, которые требуются для создания японского сада, можно достаточно быстро. Надо лишь воспользоваться доступными на просторах Сети сведениями. Например, много полезного вы почерпнете на сайте японский-сад.рф, так что обязательно посетите его.
Типы японских садов
Все классические японские сады можно разделить на типы, а именно:
- Дворцовые. Они дополняли ансамбли владений японской знати, включая императорскую семью.
- Храмовые. Такие сады располагались на территории храмов, если обустроить их позволял размер территории.
- Для чайной церемонии. Японцы любят уединение, поэтому подобные сады часто размещали в горах и лесах.
- У жилого дома. До тех пор, пока не началось массовое переселение в многоэтажные дома, собственный сад был у сотен тысяч местных жителей.
- Абстрактные. Они органично вписываются в концепцию городских парков и радуют своей неординарностью.
На сегодняшний день в Японии проще всего встретить последние три разновидности садов. Во многом это связано с тем, что их проще интегрировать в современный мир. Кроме того, количество дворцов и храмов заметно сократилось.
4 принципа зонирования
Японскому стилю присущи:
- Строгая (прямоугольник или квадрат) форма участка.
- Плавные переходы из одной зоны в другую.
- Расположение в центре композиции искусственного водоема или сада камней.
- Асимметричность и уникальность – все элементы должны вызывать искреннее удивление у созерцающих их.
Это необходимо для того, чтобы уместить целый мир в одном (зачастую весьма скромном по размерам) саду.
Другие особенности
Дорожки. В японских садах вы не увидите асфальтированных или мощенных плиткой дорожек. Для прокладки тропинок используют плоские камни и дерево. А иногда дело и вовсе ограничивается гравием или песком.
Ограждения. Речь идет о месте для отдыха, так что вполне допустимо установить высокий деревянный или каменный забор. Чтобы ограждения не бросалось в глаза и не выбивалось из общей концепции сада, его зачастую покрывают мхом/лишайником.
Статья подготовлена при поддержки Японский-сад.рф
<Таби — национальная обувь из Японии с двумя пальцами
Красивейшие сады и парки Японии
Япония. Невероятно красивая страна с необъятным количеством живописных мест, достопримечательностей, парков, гор, рек, садов и многих других природных красот. Рассказать про все такие места практически невозможно, поэтому мы попытались выбрать самое-самое, и представляем вашему вниманию подборку самых прекрасных парков .
Японские сады и парки известны на весь мир своей красочностью и ухоженностью. Их даже, наверное, можно выделить как своеобразный вид искусства. В подобных местах человек получает настоящее удовольствие, созерцая красочные пейзажи природы или расслабляясь на свежем воздухе. Парков в Стране Восходящего Солнца невероятное количество, и все они выделяются неповторимым стилем. Потому и рассказать про них все — задача весьма сложная, так что в нашей подборке вы увидите только пять, самых прекрасных садов и парков Японии.
Ансамбль императорской виллы Сюгакуин в Киото
Киото-древняя,историческая столица Японии- славится тем, что в его пределах огромное количество достопримечательностей. Это замки древних императоров, и синтоисткие храмы, и конечно же, наши любимые парки.
В середине XVII века отошедший от дел император Гомицуно распорядился построить парковый ансамбль, получивший название Сюгакуин. И хотя прошло уже около четырехсот лет, но парк не перестает поражать посетителей своей масштабностью, оригинальностью и красочностью.
Сюгакуин находится в северо-западной части Киото — в районе Сакё — и занимает более 540 000 квадратных метров! Невообразимые размеры, правда? Но это не единственная особенность ансамбля. Парк раскинулся на трех террасах, расположенных на Верхнем, Среднем и Нижнем уровнях. Каждый уровень занимают сады, парки и здания в традиционном японском стиле, а горы Китаяма, расположенные неподалеку, на которые с террас открывается прекрасная панорама, кажутся продолжением самого парка.
На каждом уровне находятся традиционные чайные домики, что просто идеально вписывается в пейзаж, и создают дух давно минувшего периода Эдо, когда и был сооружен весь ансамбль.
Вилла находится в ведении Управления Императорского двора Японии, потому попасть сюда не так просто. Для того, что бы вы все же смогли посетить этот замечательный ансамбль и полюбоваться произведениями искусства японских архитекторов и ландшафтных дизайнеров, необходимо обязательно получить разрешения на посещение, которое выдается только лицам, достигшим возраста 18 лет. Разрешение можно заказать через интернет, но только на японском языке.
Ансамбль виллы Сюгакуин непременно можно назвать один из красивейших парков Японии. Посетитель будет поражен масштабом композиции, красотой архитектурных сооружений и гармоничностью садов.
Сад мхов Сайходзи
В Киото, древней столице Страны Восходящего Солнца, сады и парки Японии встречаются если не на каждом шагу, то уж точно в каждом районе. И неспроста: ведь город представляет своего рода культурную столицу, а природные ансамбли – неотъемлемая часть жизни японцев. Следующий герой нашего списка – сад мхов Сайходзи — весьма удачно занял северо-восточную часть Киото.
Сайходзи, а так же его братья: сад воды Тодзи-ин и сухие сады Мёсиндзи и Рёандзи принадлежат к парковому ансамблю храма Тэнрюдзи, который, понятное дело, находится в Киото.
Сайходзи – уникальный парк, история которого начинается еще в первой половине XIV века! По разным источникам, в 1337 или 1339 году парком, ранее представлявшим собой пейзажный сад, занялся некий монах-художник по имени Мусо Кокуси. Результат его трудов мы можем наблюдать и сейчас, хотя прошла уже не одна сотня лет, но парк остается все таким же, завораживающим, создающим небывалую атмосферу спокойствия и умиротворения.
С архитектурной токи зрения сад представляет собой двухуровневую композицию, на верхнем уровне которой расположены сад мхов и пруд, а на втором, том, что пониже — сухой пейзаж, во многом отличающийся от верхней части и не представляющий собой ничего выдающегося в силу времени и многократных переделок.
На фоне композиции из камней, расположение которых выбрано в соответствии с задумкой художника, пруда, скрытого от солнца деревьями, главенствующее место все-таки занимает не что иное, как мох. Именно эта растительность играет главную роль в композиции сада, что и отражено в его названии.
Десятки разновидностей мхов разрослись по парку, заняв место на земле, деревьях и камнях, создают ощущение искусственного ковра, по которому так и хочется пройтись. Однако не вздумайте этого делать, иначе, в лучшем случае, вас выгонят из сада.
Но даже попасть сюда – задача не из лёгких. Сад закрыт для свободного посещения в связи с тем, что частое пребывание здесь сотен туристов стало неблагоприятно влиять на состояние мхов, из-за чего правительство закрыло его для публики, сделав государственной достопримечательностью. А позднее сад получил статус всемирного наследия UNESCO.
Однако не стоит отчаиваться. Попасть сюда все-таки можно. Но для этого нужно отправить в монастырь открытку с датой предполагаемого визита и обратным адресом. И, если вас посчитают достойным, то по прибытии в Киото вам останется заплатить 3 000 йен – и можно будет отправиться наслаждаться ковром мхов!
Парк Асикага
И хотя в Киото, и правда, много красивых парков, но останавливаться на одном городе нельзя, так что идем дальше! И следующая наша остановка — это префектура Точиги на острове Хонсю, где в одноименном городе более чем на 8 гектаров раскинулся прекрасный парк Асикага.
Несомненно, Асикага по праву можно считать одним из самых красочных, живописных и благоухающих парков Японии. Основная гордость парка — это, конечно же, глицинии – род вьющихся растений из семейства бобовые, с крупными, как лианы, кистями душистых цветков.
Парк насчитывает несколько тысяч этих деревьев, различающихся оттенками цветков, объемом занимаемой территории и старостью деревьев.
Самым старым деревом, которое считается настоящей гордостью парка, является прекрасная глициния, покрытая фиолетовыми цветками, возраст которой насчитывает около сотни лет!
Цветы на ней так разрослись, что для их поддержки сооружены специальные подпорки, благодаря которым глициния раскинулась на многие метры со всех сторон, что создает невероятную масштабность композиции. Наблюдателю, находящемуся под этими лианами стоит лишь поднять голову — и он окунется в красочный мир, похожий на светлый благоухающий космос.
Также в парке можно найти оригинальную композицию, представляющую собой тоннель, стены которого собраны из тех же глициний разного цвета. Попадая в этот тоннель, наблюдатель словно переносится в другую реальность.
Глицинии, однако, не единственная достопримечательность парка. В разные времена года здесь можно увидеть цветение большого количества различных цветочных композиций. Это и цветение сливовых деревьев, и красочные, разноцветные ковры из гиацинтов, нарциссов, тюльпанов, ирисов и многих других благоухающих растений, радующих посетителей в разное время года, что гарантирует посещаемость парка круглый год.
Парк Кораку-эн
Без сомнения, один из самых красивых, зеленых и живописных парков и садов Японии – пейзажный сад Кораку-эн, что в переводе означает «Сад последнего наслаждения», располагающийся в городе Окаяма, одноименной префектуры на острове Хонсю, история которого насчитывает более трехсот лет. Парк включен в список самых живописных парков Японии, на ряду с замечательным парком Кэнроку – эн.
В конце XVII века владелец замка Окаяма — даймё Икеда Цунамаса — приказал разбить рядом с замком сад. Работы начались в 1687 году, и продолжались вплоть до 1700 года. Первоначально парк назывался просто Коэн, а свое современное название получил лишь в 1871 году. Сад с таким же названием находится в Токио, так что не путайте.
Площадь парка составляет более 13 гектаров, на которых размещается невероятное количество живописных ансамблей, прудов, тропинок, ручьев, холмов, разнообразных пейзажей, растений и многого другого.
В центре сада находится большое озеро с тремя островками, один из которых не соединен мостом с сушей или другими островами.
Из пруда берет свое начало несколько ручьев, которые своеобразной сеткой охватывают весь парк, из-за чего на его территории множество живописных мостиков различной формы.
Сам по себе сад насчитывает большое количество локаций, отличающихся по микроклимату и предназначению. Так, например, на территории парка находится чайная плантация, сбор которой в купе с соответствующим праздником проходит в каждое третье воскресение мая.
Но на этом красоты парка не заканчиваются. Здесь же находятся и рисовые поля, кленовый лес, рисовая роща, искусственный холм, с которого открывается прекрасный вид на весь парк.
Одной из важнейших отличительных особенностей парка является располагающийся около него замок Окаяма, возраст которого насчитывает более четырехсот лет. Черный цвет замка, из-за которого его называют Замком Ворона, очень необычен для японской архитектуры. Это необыкновенное сооружение на фоне зеленого парка смотрится очень эффектно.
В 1869 году замок стал собственностью Военного министерства Японии.
Сад New Otani
Последним по счету, но отнюдь не по живописности, в нашем списке значится замечательный Сад New Otani, являющийся собственностью одноименного отеля — одного из старейших и фешенебельных отелей столицы Японии. New Otani считают одним из прекраснейших, а кроме того, еще и исторически важных садов Токио.
В древности сад, как и многие другие, принадлежал даймё, или по-нашему – феодальному лорду Киёмаса Като. Парк был основан более четырехсот лет назад.
Площадь сада, прилегающего к отелю, занимает около четырех гектаров, каждый метр которого распланирован талантливыми ландшафтными дизайнерами и поражает своей эстетичностью и верностью традиционному японскому парковому стилю.
В самом центре сада находится традиционный чайный павильон, который, согласно обычаю, могут посетить далеко не все. Для лицезрения красивейшей чайной церемонии вам обязательно нужно предварительно записаться.
В саду можно встретить свойственных восточной культуре замечательных карпов золотистого цвета, обитающих во многих его прудах.
Помимо этого, здесь, конечно же, выращивают большое количество прекрасных цветов — на то он и сад, куда же без них. В зависимости от времени года, в его пределах встречаются цветы различных форм и оттенков: от хризантем до орхидей.
Отойдем же от «мокрой части» сада и углубимся в безмятежность теней высоких деревьев, где можно созерцать замечательный своего рода «парк в парке», имеющий даже свое собственное название – Karesansui. Он представляет собой очередную японскую традицию – парк камней. Сосны и камни в нем олицетворяют горы, а белая галька, обступающая их, символизирует воду.
Конечно, это далеко не все достопримечательности сада. Особого внимания заслуживают и прекрасный водопад, и двадцатидвухтонный красный камень, и гордость сада – старинная пагода, насчитывающая целых тринадцать ступеней, и многое другое.
Конечно, в наш список не смогли попасть все сады и парки Японии, так как в Стране Восходящего Солнца их невероятное количество, поэтому, если вы посещали или планируете отправиться в какой-либо сад или же парк, не вошедший в наш список, пишите в комментариях его название, и мы обязательно включим его в наш следующий рейтинг прекраснейших садов и парков Японии. Также перед поездкой в Японию не забудьте пойти мастер-класс «Путешествие в Японию от А до Я«.
Поделитесь также: в каких садах и парках Японии вы были? Какие запомнились вам наиболее всего?
Японский сад — это… Что такое Японский сад?
Сад замка ВакаямаЯпонский сад (яп. 日本庭園, にほんていえん, нихон тейен или яп. 和風庭園, わふうていえん, вафу тейен) — разновидность сада (частного парка), принципы организации которого были разработаны в Японии в VIII—XVIII веках.
Краткие сведения
Начатая первыми храмовыми садами, основанными буддийскими монахами и паломниками, постепенно складывалась вся прекрасная, но сложная система японского садового искусства.
В 794 году столица Японии была перенесена из Нары в Киото. Первые сады напоминали места для проведения праздников, игр и концертов под открытым небом. Садам этого периода присуща декоративность. В них высаживали множество цветущих деревьев (сливу, вишню), азалии, а также вьющееся растение — глицинию.
Однако в Японии есть и сады без зелени, созданные из камня и песка. По своему художественныму замыслу они напоминают абстрактную живопись.
Японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением Вселенной. Характерными элементами его композиции являются искусственные горы и холмы, острова, ручьи и водопады, дорожки и участки песка или гравия, украшенные камнями необычных очертаний. Пейзаж сада формируется с помощью деревьев, кустарников, бамбука, злаков, красиво цветущих травянистых растений, а также мха. На территории сада могут также размещаться каменные фонари, беседки, чайные домики.
Формирование основ японского садоводства происходило под влиянием эволюции японской архитектуры, а также религиозно-философских представлений японской знати. Изначально сад был составной частью резиденций аристократов, но впоследствии был заимствован буддистскими монастырями и знатными самураями. С XIX века он получил распространение среди японских простолюдинов, став неотъемлемой частью многих частных домов. В XX веке сооружение садов в японском стиле стало популярным и за пределами Японии.
Тремя наиболее известными садами Японии традиционно считаются Кэнроку-эн (Канадзава), Кораку-эн (Окаяма) и Кайраку-эн (Мито).
Галерея
«Три сада Японии» Монастырские садыСм. также
Литература
- Н. Є. Миропольска, Л. М. Масол, О. В. Гайдамака Художня культура 11 клас. — К.: Освіта, 2012.
- Николаева Н. С. Японские сады. — М.: Арт-родник, 2005.
- 『岩波 日本庭園辞典』小野健吉 岩波書店 ISBN 4000802070
- 『植治の庭 小川治兵衛の世界』尼崎博正編 田畑みなお撮影 淡交社 ISBN 4473011585
- 『枯山水』 重森三玲 河原書店 ISBN 4761101598
- 『古代庭園の思想―神仙世界への憧憬』金子裕之編 角川選書 角川書店 ISBN 4047033391
- 『庭園の中世史』足利義政と東山山荘 歴史文化ライブラリー 飛田範夫 吉川弘文館 ISBN 4-642-05609-2
Ссылки
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 20 июня 2011. |
Японские детские сады
Дошкольное образование в Стране восходящего солнца имеет ряд отличительных особенностей, главной из которых является то, что оно не обязательно. Родители сами решают, должен ли ребенок его получать и если да, то где именно. Впрочем, в последнее время от посещения детских садов отказываются все реже – пребывание там считается важной частью развития и социализации малышей.
А еще среднестатистический японский детский сад вовсе не обязательно возводится и управляется государством, как в России. Более 60% всех дошкольных учреждений – это частные объекты. Таким образом, у родителей появляется свобода выбора, а учреждения борются за клиентов, пытаясь предложить тем наилучшие условия.
Детские сады в Японии относятся либо к Министерству образования, либо к Министерству здравоохранения. Первые называются еутиэны (частные), а вторые хоикуэны (государственные). Самое время рассказать о них подробнее.
Еутиэны
Еутиэны – это японские детские сады, куда принимают детей в возрасте от 3 лет и старше. При этом учреждения такого типа функционируют с 9 до 14-15 часов. Иными словами, здесь нет привычного для детских садов послеобеденного сна. Практически сразу же после трапезы, детей забирают домой.
Почему же частные детские сады в Японии так популярны? Все просто – детям здесь предоставляют больше пространства для творчества и развития, например, во многих учреждениях имеются преподаватели английского языка, имеющие необходимые навыки для обучения детей. С малышами также могут заниматься рисованием (им не просто дают карандаши и бумагу, а прививают азы профессиональных художественных навыков), музыкой, спортом и так далее. Экскурсии и различного рода развлечения опять-таки организовываются значительно чаще, если сравнивать с государственными детскими садами.
А еще еутиэны часто отличаются более презентабельным внешним видом. Их владельцы вкладывают солидное количество денег в строительство и/или отделочные работы. Неудивительно, что японские детские сады такого типа зачастую имеют шикарный дизайн интерьера.
Хоикуэны
Хоикуэны – это государственные дошкольные учреждения, которые будут рады детям в возрасте от 1 года. Малыша, кстати, можно оставить на целый день, ведь детский сад начинает работу в 8 часов (иногда и раньше), а заканчивает в 18-19 часов. Это очень удобно для людей, которые много времени проводят на работе.
Были времена, когда японские детские сады такого типа посещали в большинстве своем дети бедных родителей. Считалось, что супруга работает только в том случае, если глава семейства не может обеспечить семью всем необходимым. Но теперь, когда появилось множество женщин-карьеристок, ситуация кардинально изменилась.
За счет графика работы (на 4-5 часов дольше), отдать ребенка хоикуэн может быть даже дороже, чем в еутиэн. Да и сами по себе государственные детские сады в Японии немногим уступают частным. Чего стоят хотя бы роскошные детские площадки во дворах. Если хотите купить столь же современные детские горки подробнее смотрите по ссылке, и оформляйте заказ уже сегодня.
В заключение
Подводя итоги, хочется отметить еще один интересный факт – во всех японских детских садах детям предоставляют максимум свободы. Например, гулять можно пойти не по расписанию, а когда захочется. Творческие занятия опять-таки не ограничивают полет фантазии.
Хорошо это или плохо? По данному вопросу существует множество мнений, которые зачастую противоречат другу друга. Но если вы знакомы с особенностями японского общества, то знаете, что уже в школе от былой свободы не останется и следа. Там детям придется подчиняться ряду четких правил.
<Как стать гидом-переводчиком в Японии?
Япония — краткая информация о стране>
История японского садового искусства. Китайский и японский сад
История японского садового искусства
Японские сады как особый вид искусства сформировались в период Средневековья. Но в еще более древние эпохи существовал культ гор, скал, ручьев, деревьев и других природных объектов, оформившийся позднее в систему синтоизма. В отличие от китайских садов, не менявшихся кардинально от династии к династии, история садового искусства в Японии развивалась так, что правомочно говорить о садах какой-либо эпохи.
Сад периода Кофун. Самая ранняя историческая информация о появлении в Японии садов относится к периоду Кофун. Уже с III века в Японии сады создавались по некоторой определенной схеме. Многие исторические источники указывают на то, что сады периода Кофун представляли собой пространство с прямоугольными границами впереди и полукруглыми с тыльной стороны, в центре которого имелся большой искусственный насыпной холм со специально устроенными подходами к его основанию.
Историко-культурные периоды Японии:
Сад периода Нара. О садах при городских усадьбах писали в древних японских летописях периодов Асука (593–710) и Нара (710–794). Япония находилась в то время под сильным влиянием материковой культуры. Развитые торговые связи японских купцов привели к тому, что в VIII веке из Индии, Китая или Кореи был завезен чай. Первая плантация появилась в районе Киото.
В эпоху Нара усилились культурные связи Японии с китайской династией Тан. Из Китая пришла и религия (буддизм), и культурные веяния. Японские архитекторы начали усиленно копировать архитектуру китайских дворцов. Эти подражательские тенденции отразились и на японских садах. Однако японцы быстро адаптировали заимственные традиции китайского садового искусства к собственной культуре. По всей вероятности, сады были «китайскими» очень непродолжительное время, затем их преобразовали в более компактные и лаконичные. Первые сады в Японии появились при дворцах и виллах знати. Древних садов в китайском стиле не сохранилось, но как указание на то, что они, вероятно, существовали какое-то время, может служить сад перед главным холлом императорского дворца в Киото: с огромным открытым пространством перед зданием и двумя симметричными группами растений перед входом.
В 607 году китайский император приказал построить огромный дворец с садом вокруг. Комплекс имел площадь 75 кв. миль, в строительстве участвовало почти миллион человек. В обширном саду было девять искусственных прудов, самый большой – 13 миль по периметру. Посетив эту стройку в том же году, японский посланник был настолько впечатлен, что через несколько лет у императорского дворца в Нара (тогда столице Японии) был построен сад с прудами, островами, мостиками, павильонами и беседками.
Существуют данные, что приблизительно в 606 году, во времена правления императрицы Суико, человек по имени Роджино Такуми прибыл с группой эмигрантов из корейского королевства Пакте. Он был известен как специалист по установке миниатюрных копий священной горы Сумеру (по буддийской легенде, центра Вселенной). В южной части императорской резиденции был насыпан большой холм, символизирующий священную гору, к которому вел мост из южного корпуса, позволяющий приблизиться и любоваться достаточно необычным видом.
В 620 году был создан сад во внутреннем дворе замка важного государственного сановника и одного из первых официальных покровителей буддизма в Японии Сого-Но Умано. Как описывают, в этом саду был искусственный водоем с островом посередине. Эта необычайная особенность пейзажа нового типа произвела такое сильное впечатление на современников сановника, что он даже получил прозвище «Большой министр острова». Конечно, в саду была и искусственная гора, причем очень большая, с каменной основой. Сам сад был тоже огромным и роскошным. Внук Умано не сумел сохранить ни могущества рода, ни его политического влияния. В середине VII века дворец перешел во владение императорского семейства, известный впоследствии как Дворец островов. Он был излюбленной резиденцией двух известных наследных принцев, Оама и Кусакабэ, о нем упоминается в народном эпосе «Манъёсю», особенно в поэмах Какиномото Хитомаро и Тонери, где описывается сад и водоем с грубо изломанной береговой линией, а также остров с перекинутым к нему мостом. Многие элементы того сада сохранились до настоящего времени. Сад расположен в районе Асука префектуры Нара.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Два известных храмовых сада XIV века в Киото – Тэнрюдзи и Сайходзи – приписываются Мусо Сосэки. В каждом саду есть своя достопримечательность. в Тэнрюдзи это группа камней, символизирующих водопад; в Сайходзи, который называют также кокэ-дэра (храм мхов) – тщательно подобранные по цвету и фактуре мхи и водоем, имеющий очертания китайского иероглифа «сердце». Еще один знаменитый островной сад XIV века находится на территории храма Рокуонзди, или Кинкакудзи. Это так называемый Золотой павильон.
Эпос VIII века «Кайфусо» содержит поэмы, которые указывают на определенное влияние китайских культурных традиций на сады, создаваемые в период Нара, но одновременно в них упоминается о таких любимых и всегда используемых самими японцами растениях, как вишня и сосна.
Сад периода Хэйан. В период Хэйан (конец VIII–XII век) столицу перенесли в одноименный город, известный сейчас как Киото. К началу строительства новой столицы Японии прогресс в садовом искусстве достиг значительных успехов. Доказательством этому служат необыкновенные и многочисленные сады храмов, дворцов и вилл Киото, сохранившиеся до нашего времени. Хэйан – эпоха богатства и процветания Японии. Это спокойное время, интенсивно развивается национальная культура, уменьшается китайское влияние. В конце IX века император официально запретил торговые связи с Китаем. На рубеже VIII и IX веков обозначилась тенденция к синтезу древнейших представлений и привнесенных извне идей, что повлияло на появление садов в резиденциях знати периода Хэйан. У аристократов появилось время и возможность для увлечения разбивкой садов. Они жили в роскошных поместьях, построенных в стиле Синден, их сады были великолепны. Среди аристократов было немало покровителей новой буддийской религии, способствовавших развитию буддизма и финансировавших строительство храмов. Тем самым японские аристократы содействовали и развитию садового искусства. Постепенно сады, созданные при храмах секты Дзёдо («Учение о рае»), увеличивались в размерах. Священники буддийских храмов приобретали все больший авторитет благодаря бурной популяризации философских идей буддизма и завоевывали ведущую роль в плане проектирования садов. К концу периода Хэйан складываются принципы использования асимметрии и духа местности («принимай во внимание окрестности») в садовом дизайне.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
В комплексе монастыря Дайтокудзи несколько садов считаются хрестоматийными шедеврами. Один из них – знаменитый сад храма Дайсэнин, наиболее характерный образец дзэнского «сухого пейзажа». Это одна из вершин в искусстве садов этого типа, предназначенного для дзэнского созерцания и связанного с дзэнской символикой. Авторство этого сада приписывается известному художнику Соами, исполнившего также и росписи на фусума в интерьера храма.
Подлинных памятников жилой архитектуры Хэйанской эпохи не сохранилось. Их можно представить на основании зданий в комплексе императорского дворца в Киото, реконструированных в XIX веке. В общепринятой композиции резиденций аристократов перед южным фасадом был сад с озером и островом в нем, искусственными холмами, ручьем и водопадом. В зависимости от вкусов хозяина высаживались различные породы деревьев и цветы. Хэйанские сады имели двойную функцию: на сад можно было смотреть из интерьера дома или любоваться им во время прогулки, катания на лодке. Озеро считалось основным композиционным элементом сада. Описание садов и инструкции по их устройству содержатся в книге XI века «Сакутэйки», авторство которой приписывается Татибана-но Тосицунэ.
С распространением учения о рае Будды Амиды оформился образ амидаистского сада как воплощение этой идеи. Единственный сохранившийся храм XI века, посвященный Будде Амиде, находится в монастыре Бёдоин в Удзи. Это Хоодо, или Павильон Феникса. Он стоит у водоема, оставшегося от древнего сада, и в воде отражается легкий и грациозный силуэт Павильона.
Сад периода Камакура. В период Камакура (1185–1333) появляется военное сословие самураев. Самураям с их суровым образом жизни пришлись по нраву аутотренинг и жесткая самодисциплина, проповедуемые дзэн-буддизмом. В XIV–XV веках дзэн-буддизм распространяется все шире, оказывая огромное влияние на развитие Японии. Одновременно перестает действовать запрет на сношения с Китаем. Садовое искусство начинает переходить в руки более влиятельных дзэнских монахов. Большинство водоемов и каменных композиций, созданных в садах при храмах всего периода Камакура, были плодами умения монахов представить красоту природы, используя камни и воду. Множество каменных композиций, разработанных в то время, принадлежало буддийской секте «Сингон». Особенно были известны и отличались в садовом искусстве священники из храма Ниннадзи в Киото. Сады при дзен-буддистских монастырях видоизменяются. Теперь они предназначены не для прогулок и веселого времяпровождения, а для созерцания в ходе медитаций на пути к просветлению. Облик сада подвергся упрощению, редукции, отбрасывается все несущественное. Значительную роль стал играть символизм: кусты, камни и песок (галька) в дзэн-буддистском саду изображали горы и воду. Пустое пространство было не менее важно, чем заполненное предметами.
Именно в дзэнских монастырях сложилось три основных типа садов: сад для созерцания из интеръера дома или храма, символический сад,называвшийся «сухой пейзаж», и сад, связанный с чайным культом.Сады имели две главные разновидности: пейзажный сад с холмами – цукиямаи плоский сад – хиранива.Каждый сад имел два главных компонента – камни или скалы и воду, натуральную или изображенную галькой.
Сад периода Муромати. В период Муромати (1392–1568) абстрактное садовое искусство дзэн-буддизма достигает расцвета. Дзэн-буддизм стал главной религиозной силой. Священник Муссо Сосеки произвел настоящую революцию в стилях и методах создания садов. Именно в этот период японский сад, как явление японской культуры, превратился в подлинное искусство. Планирование садов стало престижной специальностью, которая передавалась по наследству. Как правило, проектировщики садов находились под патронажем сегунов.
В 1499 году строится знаменитый своим садом камней храм Рёандзи в Киото. Начинает зарождаться чайная церемония. Мурато Дзюко – ее создатель – формулирует четыре принципа чайной церемонии: гармония, почтительность, чистота и тишина (покой).
С середины XV до середины XVI века продолжается период феодальной раздробленности, войны всех против всех – «эпоха воюющих провинций». Частные армии самураев, подчиненных враждующим феодалам, воюют друг с другом. В ходе войны Онин, которая на протяжении 10 лет шла на улицах Киото, город был практически полностью разрушен. Однако в это же время, как ни парадоксально, развиваются экономика, культура, искусства. Умение писать стихи для самурая было не менее важным, чем умение владеть мечом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Сад монастыря Рёандзи в Киото – один из самых загадочных не только тем, что из пятнадцати расставленных группами на засыпанной галькой площадке камней всегда видны только четырнадцать. Поражает воображение кажущаяся простота его композиции и одновременно необычайная сложность скрытого в ней смысла, множественность вызываемых ассоциаций, как всякий дзэнский сад, он требует длительного созерцания – пути к постижению истины.
Сад периода Момояма. После почти столетней гражданской войны, начавшейся в период Муромати и закончившейся образованием Тоётомского сёгуната к началу XVI века, принесшего Японии объединение и сильную централизованную власть, науки и искусства вновь получили толчок к развитию. Япония, оказавшаяся в разрухе из-за долгой междоусобной войны, начала вновь отстраиваться: возводятся и восстанавливаются пышные дворцы и великолепные храмы. Усиливается самурайское сословие. Могущественные военачальники соревнуются в обустройстве новых землевладений. Императорские, сёгунские сады и сады крупных феодалов в большинстве создавались для удовольствия и приятного времяпрепровождения, и лишь некоторые из них несли дополнительную философскую нагрузку. Почти все сады предназначались для прогулок, имели дорожки, тропы, павильоны для отдыха. Самурайские сады, близкие по духу к садам дзэн-буддистских монастырей, были более сдержанны в плане декора и материалов, они обладали меньшей художественной выразительностью, но большим философским смыслом. Это были сады для совершенствования, тренировки воли, поиска истины. Самурайские сады представляли собой синтез дзэнских эстетических принципов и реального обращения к другим проявлениям и достижениям культуры – поэзии, живописи, каллиграфии. Прекрасным примером такого сада является сад храма Сисендо в Киото, созданный самураем Джосаном Исикавой.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Важнейшей вехой в эволюции архитектуры и садового искусства периода Муромати был Серебряный павильон – Гинка-кудзи, построенный в XV веке. Он стоит на берегу озера, и только раздвигающиеся стены непосредственно отделяют интерьер от пространства сада. Это была принципиально новая связь с окружающей природной средой.
Вкус и возможности сегуна Тоётоми Хидэёси позволили ему построить ряд роскошных резиденций и замков. Кроме истинной страсти к архитектуре он был увлечен садами, в создании проектов которых часто участвовал лично. К сожалению, ни один из грандиозных садов, созданных им или при его участии, не сохранился, но в саду храма Сампо-ин храмового комплекса Дайгодзи около Киото еще можно увидеть пример его эстетического вкуса и богатства. Считается, что Хидэёси разработал план сада, а перед смертью в 1598 году направил свое описание в храм.
Несмотря на приверженность сегуна Тоётоми Хидэёси к богатству и роскоши, породившую целую культуру периода Момояма, визуальное проявление его эстетических вкусов имело прямо противоположную направленность. Все совершенное представлялось ему ограничением и изящной простотой, которая особенно проявилась в культуре чая и символических садах дзэн. В мирный период Момояма одним из активных распространителей культа чая стал мастер Дзео Такэно, который придумал чайный домик, а ученик Такэно Сен-но Рикю (1520–1591) разработал исходные положения создания сада вокруг чайного домика и основные принципы проведения ритуала «Путь чая», или «Садо». Этими принципами японцы руководствуются и по сей день. Великий мастер чая оказал огромное влияние на культуру целой эпохи, которая отмечена японской хронологией как новая эпоха архитектуры и садоводства. Эстетические концепции Сен-но Рикю и его учение о пути чая оказали влияние и на формирование облика жилого дома, и на устройство садов, и даже на философское и эстетическое мышление современных японцев.
В устройстве сада и архитектуре чайного домика, в предметах для совершения чайной церемонии – кружках, котелке для воды используются принципы сабии ваби(подробнее об этом – см. «Ландшафтные компоненты японского сада»). Впервые появляется такая характерная особенность японского сада, как стрижка кустарников (особенно азалий). Появляются сады для прогулок, по которым гуляют по предписанным образом проложенным маршрутам.
Сад периода Эдо. На рубеже XVI и XVII веков столицей Японии становится Эдо (совр. Токио). Начинается период Эдо. Иёасу Токугава, первый сёгун правительства эпохи Эдо, был известен как большой любитель цветов. При значительной поддержке правительства садоводство развивалось очень интенсивно. Его потомки продолжали собирать растения в своих садах. В то время в большой моде была цубаки (камелия), поэтому множество храмов и синтоистских святилищ эпохи Эдо выращивали на своих территориях огромные коллекции камелий.
Железная рука правителя Токугавы вновь закрывает Японию от внешних влияний. Роль самураев в жизни общества сводится на нет – они становятся рядовыми госслужащими, зато усиливается влияние городских торговых классов, купцов. В этой атмосфере садовое искусство перестает быть вотчиной монахов и воинственных художников и становится популярной профессией. Разведение растений стало одним из выражений культуры этого периода и широко распространилось среди различных классов. Строились как крошечные сады в городских резиденциях, размером буквально несколько татами, так и большие пригородные парки. Большой популярностью стало пользоваться разведение растений в закрытых помещениях и садах. Это побудило к бурному росту производства сопутствующих предметов – керамических контейнеров под бонсай, цветочных горшков, специальных полок и подставок под них, которые, в свою очередь, тоже рассматривались как произведения искусства.
Именно в этот период в истории японского садоводства появился человек, с именем которого связано возникновение прекрасных садов в разных городах Японии. Его полное имя было Энею Кобори Масоичи, он родился в 1579 году в префектуре Оми. Его отец был главным камергером Тоётоми Хидетада, младшего брата Хидэёси. Основам дзэнской философии Кобори Энею обучали священники из Дай-токудзи, где он впоследствии создал свой поминальный храм Кохо-ан. Его глубокие познания в дзэн и традициях чайной культуры дали ему возможность контролировать почти все крупные работы в дзэнских монастырях, включая работы по созданию садов. Этот удивительный человек еще при жизни стал мастером-легендой.
В 1606 году Кобори Энею получил свое первое назначение – руководитель работ по восстановлению дворца для императора Гейдзи. В последующие годы Кобори Энею стал столь популярен, что ни один значимый проект не обходился без его участия. Естественно, Кобори Энею работал не один и имел много учеников; вместе с ним работали его младший брат Масахари и племянник Куробеи, а также главный камердинер Кобори Гензамои и слуга Муроге Сасуке. Сады Кобори Энею значительно отличались от других – энергией, силой воздействия и глубоким философским смыслом, заключенным в символике сада.
Сад западного стиля. К концу периода Эдо, в XIX столетии, японский сад, подобно всем другим видам искусства, стал создаваться по определенному стереотипу и, как следствие этого, вырождаться. Начало новой эпохи ознаменовалось установлением новой формы правления: Токугавский сёгунат пал, государство возглавил император. Япония стала как никогда активно контактировать с внешним миром. После окончания самоизоляции в ходе революции Мэйдзи в Японии началось широкое заимствование западных технологий. Новое время привело к изменению и в социальной структуре общества, породив новые классы. Эти изменения отразились на всей японской культуре, и на садовом искусстве в частности. Прежде всего стали появляться сады западного стиля вместе с неизбежным внедрением западной архитектуры.
Новая аристократия и представители деловых кругов начали крупномасштабное перераспределение земель, которые в первую очередь затронуло сады. Ландшафты традиционного японского сада не содержали в себе широкой гаммы цветов, более характерной для садов Запада. В отличие от европейских садов, где цветочное оформление часто является самостоятельным композиционным элементом, в традиционных японских садах цветы – это всегда лишь дополнение к чему-то, штрих, усиливающий впечатление, и не более. В основе этого лежат философские принципы, призывающие «не улучшать» и «не украшать» природу, а лишь более контрастно выявить ту красоту и гармонию, которая уже заложена в ней. Часть древних садов подверглась перепланировке в связи с превращением их в общественные парки. Однако замысел творцов, а также художественная и историческая ценность этих садов остались неизменными.
Изменения в системе планирования и подходе к использованию земель в соответствии с западным влиянием привели к созданию эклектических садов. Благодаря этим новым тенденциям появился прекрасный сад ирисов в синтоистском святилище Мэйдзи в Токио. Он стал первым японским садом, где главный эстетический эффект зависел от красоты одного вида цветов в один короткий период года. Главным композиционным элементом сада является узкая речка, текущая через весь сад, берега которой окаймляет «ирисовый пояс».
В XIX веке в японских садах появляются газоны – сначала только в частных садах, например Мурин-ан в Киото, а затем они проникают повсеместно – даже в старые сады императорского дворца в Киото и виллу Кацура.
Возможности использования традиций средневековых садов в современном градостроительстве японские архитекторы осознали еще в 30-х годах XX века и активно работают в этом направлении, особенно при возведении общественных зданий, отелей, мест отдыха. С открытием страны для иностранцев японские идеи проникли на Запад. Тема слияния архитектурной формы и природного окружения, столь важная в контексте японской культуры, стала в настоящее время актуальной для всего мира.
В японских садах в самой Японии сегодня можно встретить самые различные растения. Конечно, большинство из них – это местные виды или виды, завезенные много веков назад из Китая и Кореи. Однако в современных садах и американские и европейские виды тоже не являются редкостью.
Каждая эпоха в искусство японского сада привнесла что-то свое…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Растения для японского сада в россии. Растения в японских садах
Растения для японского сада в россии. Растения в японских садах
Растения – несомненно, самый важный элемент любого сада. Но с размещением растений в японском саду надо быть очень осторожным. Любой перебор может негативно сказаться на общем восприятии сада, и даже полностью перечеркнуть все усилия по его созданию. Однако это не значит, что мы должны посадить одно дерево и окружить его камнями. Хотя и такой вариант на маленьком клочке земли будет смотреться по-японски. Если же вы планируете отдать под японский сад достаточно большую часть участка, необходимо продумать чередование «пустоты» и «зарослей».
В японских садах очень редко можно встретить пестролистные растения или яркие цветы. Гораздо большее значение имеют различные оттенки зеленого цвета, сочетание форм и текстур, игра света и тени. Кроме того, японские сады должны выглядеть привлекательно не только летом, но и в остальные сезоны, акценты должны сменять друг друга, создавая череду картин. Продумайте, как будет выглядеть тот или иной уголок, например, зимой, когда на деревьях нет листвы, и главную роль начинают играть хвойные деревья и кустарники, беседки и фонари, живописная графика веток, покрытых инеем или снегом? Где осенью будут вспыхивать яркими красками клены или бересклеты? Что в саду привлечет ваше внимание на рассвете или в ночные часы?
Выбор растений для уголков в японском стиле не так уж мал. Но не стоит увлекаться посадкой настоящих «японских» деревьев и кустарников, так как многие из них недостаточно зимостойки для средней полосы России. И даже если растение не погибнет, то постоянные обмерзания-подгорания будут портить вид сада из года в год, и, в результате, мы никогда не увидим той картинки, которую запланировали. Еще один аргумент в пользу зимостойких растений – необходимость укрытия неженок. Многие из нас живут при саде круглогодично, и вид «белых мумий» на участке не добавит ему красоты в осенне-зимний период. Плюс ко всему, если перестараться с укрытием, растение может выпревать зимой, на нем образуются различные грибковые инфекции.
Итак, первая группа растений, которую мы рассмотрим – древесные. Как правило, весна в японских садах у нас ассоциируется с сакурой. Это дерево является олицетворением чистоты, благополучия, стойкости, и даже символом самой Японии. Многие японские сады открываются именно в период ее цветения, непродолжительность которого еще более усиливает эффект. Но сакура — это не определенное дерево, а, скорее, собирательный образ, включающий в себя некоторые виды вишен, слив, черемух. Те, что растут в самой Японии, не подходят для России. Однако цветение многих наших видов ничуть не уступает по красоте японским. Так, достойной заменой сакуры в нашем климате может стать вишня сахалинская (довольно высокое дерево), вишня войлочная (небольшое деревце или куст), некоторые сорта декоративных яблонь (например, яблоня Недзвецкого), луизеания, миндаль Ледебура или даже миндаль степной. Неплохо в качестве замены будет смотреться и магнолия. Только сорта нужно выбирать наиболее устойчивые для средней полосы и с розовыми цветами.
Японский уголок в саду. Как создать небольшой Японский Сад на Даче — Идеи и Принципы
Японский сад на даче
Если вам близки восточные мотивы в оформлении сада, что наверняка вас не оставит равнодушным японский сад. Если вы осмелитесь организовать его на своем участке, то у вас появится приют спокойствия и умиротворения, где вы всегда сможете укрыться от городской суеты.
Японский садик на даче
Однако, ради справедливости признаю, что создание настоящего японского сада — довольно дорогое удовольствие. Потому не стоит замахиваться на большие территории, можно просто организовать небольшой уголок, не больше 4-6 квадратных метров, в своем саду.
Японский сад на даче — дорожки
Садоводы разделяют два вида японских садов — холмистый и равнинный. Вы можете сделать выбор между ними в пользу того направления, который наиболее подходит вам по ландшафту участка.
Японский сад на даче — ступени
Равнинный японский сад, находится на ровном участке, вся его композиция просматривается с любой точки сада. А вот холмистый сад может открываться по-разному с разных точек зрения, в нем холмы формируют основную часть ландшафта.
Обычно в японском саду устраивают пять холмов, один из которых выше окружающих. Он символизирует собой гору Фудзияму, которую японцы считают священной.
Фонарик в японском садике
Пять принципов дизайна японского сада
Используйте при организации сада пять основополагающих принципов, которые сделают его по-настоящему японским.
Первый принцип — асимметричность ландшафтного дизайна. Это базис окружающей нас природы, из которой японцы стараются брать все свои дизайнерские идеи.
Пруд в японском саду
Второй принцип — отсутствие случайных деталей, которые будут вносить сумятицу в организацию сада. Любой элемент участка должен быть размещен осмысленно и нести определенный символизм.
Сосна в японском саду
Третий принцип — растения и камни, выбираемые для сада, должны быть неброскими по своему цвету, но выразительны. Выбирать их следует согласно форме, обычно элементы японского сада имеют четкую правильную и слегка округлую структуру. Расположение растений и камней должно настраивать на созерцательный лад.
Четвертый принцип — обычно землю вокруг растений либо утрамбовывают, либо засыпают мелким гравием. В последние годы стали сажать газонную траву, причем японцы стараются избегать больших зеленых лужаек. У них всегда что-то воткнуто посреди зеленого ковра — куст, каменная композиция и т. п.
Пятый принцип — старайтесь не уплотнять посадки, оставляйте между всеми элементами немного свободного места. Останавливайте себя от желания сделать много клумб, цветников и посадить много деревьев.
Деревья в японском саду
Подбор растений для японского сада
Особенно важно для японского сада правильный подбор деревьев и кустарников. В Японии своеобразный климат и многие растения у нас просто не выращивают. Но есть адаптированный под Среднюю полосу России, которые можно посадить в японском саду.
К примеру, всем известную своим красивым цветением японскую вишню — сакуру можно заменить декоративным сортом сливы, степным миндалем или войлочной вишней.
Холодостойкие сортатакже способны украсить ваш японский сад. Японский клен к сожалению не совсем подходит для нашего климата, но вместо него можно посадить бузину черную с красивыми листьями и формой кроны.
Бонсай в японском садике
Немного о деревьях бонсай. Готовый бонсай стоит недешево, но его можно вырастить самому, например из сосны. Достаточно ежегодно прищипывать побеги сосны и через 5-7 лет у вас получится изящное деревце.
Самое главное — когда перед вами будет стоять выбор растений, помните, что лучше меньше — да лучше. Оставьте в саду побольше свободного пространства для того, чтобы подчеркнуть лаконичность пейзажа.
Пространство японского садика
Недавно мы побывали в настоящем японском саду. В Ботаническом саду Праги, в Чехии, есть уголок Японии. Там очень красиво и созерцательно. Предлагаю вам прогуляться с нами!
Японский Сад в сибири. Что посадить в японском саду
Климатические условия средней России не всегда позволяют выращивать именно те растения, которые используют в своих садах японцы. Однако из подходящих к нашим условиям деревьев и кустарников вполне можно выбрать напоминающие по внешнему облику представителей восточной флоры.
Из хвойных пород в японском саду желательны следующие виды и сорта.
Колоритна пихта — стройное дерево конической формы с темной, блестящей зеленью, до 30 лет сохраняющее свои нижние пушистые ветки. Хорошо развивается на влажных окультуренных почвах.
Больше других видов для японского сада пригодна пихта Вича — дерево с конусовидной кроной и светло-серым стволом. Ее мягкие хвоинки имеют снизу две ярко-белые полоски, отчего все дерево отливает серебром.
Более низкая (до 15 м высотой) пихта корейская имеет фиолетовые шишки и отличается очень медленным ростом — в 10-летнем возрасте имеет высоту не более 2 м, хороша для миниатюрных садов.
Ее сорта: Блю Стандарт с яркими фиолетовыми шишками, Бревифолия — с болотно-зеленой с серебристым отливом хвоей, Зильберцвег — низкорослая с округлой кроной, карликовая (не выше 1,5 м) Пикколо.
Из пятихвойных сосен для японского сада хорошо подходит уроженка дальневосточных стран сосна корейская, которая в природе живет до 400 лет и вырастает до высоты 40 м, имеет съедобные орехи.
Особенно хороша голубоватая форма Гпаука с конической, красивой кроной высотой до 10 м.
В одиночных посадках, группах и живых изгородях в японском саду может быть использован тисе остроконечный, который живет до 1500 лет, достигая высоты всего 3 м при диаметре кроны 6 м. Хорошо растет на суглинистых почвах, но не переносит застоя воды и кислых почв.
Особый колорит японскому саду придает его обязательный обитатель можжевельник китайский, предпочитающий известкованные каменистые почвы.
Может вырастать до 20 м. Более низкорослые сорта этого можжевельника пригодны для небольших садов.
Это воронковидный Блаув, светло-зеленый с серебристым блеском Блю Альпис, карликовые Голд Кост и Минт Джулеп. Сорт Примроза с желто-золотистой хвоей весной и бронзовой — зимой создаст прекрасное контрастное пятно с любыми описанными выше хвойными и декоративно-лиственными породами.
Среди лиственных пород наиболее часто в японских садах сажают клены.
Замечательна на общем фоне зелени пестролистная форма клена ясенелистного.
В маленьких садиках ее прекрасно заменяют пестролистный кустарник дерен белый или сибирский и дерен Шпета, имеющие серебристоокаймленные и золотисто-окаймленные листья.
Иногда удается вырастить из семян морозостойкое деревце клена сахарного с небольшими светло-зелеными, резными листьями.
Экзотично смотрится в одиночных и групповых посадках аралия манчжурская с высокими (до 5 м) колючими стволами, которые, как у пальм, венчаются длинными (до 2 м) резными листьями. Она легко размножается семенами, отпрысками, отводками и корневыми черенками. Однако аралию не следует сажать в местах, где бывают маленькие дети.
Из цветущих кустарников можно посоветовать курильский чай, цветущий желтыми цветками с июня и до осени и имеющий густую, невысокую шаровидную крону.
В полутени сверкает блестящими вечнозелеными листьями магония падуболистная, которая весной украсит свои кусты крупными желтыми соцветиями, а затем удивит кистями сизых съедобных плодов. Она неприхотлива, но листья могут подгореть рано весной после выхода из-под снега — в это время нуждается в притенении. Хорошо размножается семенами, высеянными осенью под зиму.
Безусловно, сад не может быть японским без рододендрона японского и хеномелеса (японской айвы), которые замечательны своим огненным цветением весной и в начале лета.
Из травянистых многолетников, особенно в притененных местах, можно высадить зеленолистные, голуболистные, золотистолистные виды и декоративные формы хосты, которые прекрасно разрастаются на фоне зеленых лужаек газона.
Для оттенения свежей зелени газона и контраста с темными хвойными породами замечательно будут выглядеть коврики серебристолистных многолетников, таких, как чистец шерстистый (особенно хорош его не цветущий почвопокровный сорт Сильвер Карпет, высотой всего 10 см) или ясколка, которая быстро разрастается серебристыми листьями.
Невозможно представить японский сад без японских ирисов на берегу ручья или пруда.
На одном месте эти великолепные растения прекрасно цветут в течение 5-6 сезонов. Из отечественных сортов наиболее зимостойки: Алтай, Дерсу Узала, Василий Алферов, Памяти Лучник, Поклон Еременко, Виват Родионенко, Призрак счастья, Добрыня, Поленица. Из зарубежных сортов: Nawzikaa, Oyodo, Doppeldeker.