Сады регулярные – Регулярные сады петровского времени. Эволюция регулярного стиля и позднее барокко середины XVIII века | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Содержание

Регулярный парк — Карта знаний

  • Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.

    Устройство парков в регулярном стиле достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко (XVII—XVIII века), примером чего являются сады Версаля, созданные для Людовика XIV ландшафтным архитектором Андре Ленотром. Моду на регулярные парки быстро переняли в других странах Европы; отсюда распространённое название регулярных садов как «французских» (фр. jardin à la française). Однако оно исторически неточно — регулярные сады зародились в Италии в Эпоху Возрождения, а наибольшей изощрённости достигли в Англии в XIX веке, где стала практиковаться стрижка посадок в сложных и экзотических формах (в виде животных, птиц, грибов, спиралей и т. п.; см. Топиар).Регулярные сады и парки очень распространены при дворцах и замках; как правило, они являются важной составной частью дворцово-парковых ансамблей.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Памятники садово-паркового искусства — историко-культурные памятники, которые органично включают в свой состав растения, особенности ландшафта (холмы, источники воды и водопады, долины ручьёв или рек, камни, скалы, дальние пейзажные перспективы, иногда заболоченные участки), архитектурные сооружения, скульптуры, цветники. Фонтан-шутиха — садово-парковый фонтан с комическим сюрпризом. Фонтаны-шутихи являлись одним из элементов парадных резиденций регулярного паркового стиля. Характерны для архитектурных стилей маньеризм, барокко и рококо. Фонтан (от лат. fontana в значении «источник», «родник», «ключ») — природное или искусственно созданное явление, заключающееся в истечении жидкости (обычно воды), под действием оказываемого на неё давления, вверх или в сторону. В последнем случае, особенно, когда истечение жидкости происходит относительно спокойно, такой фонтан относят к категории источников. В ряде случаев такой источник называют ключом. Корейский сад — сад, сочетающий в себе элементы природы и корейской культуры. По своему содержанию прост и более близок к природе. Корейский сад имеет двухтысячелетнюю историю. Наиболее древние записи, датируемые периодом трёх корейских государств (57 год до н. э. — 668 год н. э.), рассказывают об особенностях развития дворцовых и архитектурных садов того периода.

Упоминания в литературе

Центральной постройкой резиденции стало здание дворца, выполненное в виде охотничьего замка, словно вырастающего среди густой зелени окружающих его парков. Тут, безусловно, сказалось влияние другого европейского дворца-замка, в постройке которого Антонио Ринальди принимал участие (на начальном этапе) вместе с итальянским зодчим Луиджи Ванвителли. Речь идет о Королевском дворце в Казерте, городке на юге Италии, ныне являющемся пригородом Неаполя. Огромное здание (1200 комнат) резиденции неаполитанских королей впитало в себя не только итальянские, но и испанские традиции строительства укрепленных дворцов-крепостей, что сказалось на форме здания, обработке его фасадов и расположении на местности. Грандиозные работы, ради которых был даже перенесен на 10 километров город, закончены не были. Так и не появилась величественная 20-километровая аллея, которая вела к дворцу, хотя был разбит парк с длинным каскадом и фонтанами – один из крупнейших регулярных парков Европы. Верхний сад, имеющий площадь 15 га, был разбит при Петре I. Петр, известный своим практическим подходом ко всему, использовал сад как огород, в котором выращивались овощи. Современный облик регулярного парка Верхний сад приобрел ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны. Основой композиции стал регулярный парк французского типа. Центр усадьбы остался на месте старинных боярских палат и в новом качестве представлял собой площадь с дворцом на берегу пруда. Средняя часть здания совпадала с главной осью. Прямая, как стрела, перспектива в полной мере раскрывалась с юга, в запрудных рощах, разделенных надвое широкой аллеей с каналом посредине. Начинаясь от зеркальной глади Большого пруда, длинная аллея заканчивалась небольшим круглым водоемом, уподобленным точке в поэме под названием «Усадьба Кусково». В классицизме расположение усадебного ансамбля на центральной оси считалось обязательным. Воображаемая линия делила надвое господский дом, портик и парадный двор. На той же оси находился пруд, тоже симметрично разделенный, на берегу которого обычно строился дворец. Далее, уходя в глубину регулярного парка, тянулась широкая аллея с партерами по сторонам. Дорога и вместе с ней весь ансамбль заканчивались какими-либо помпезными павильонами, например оранжереями. Следуя правилам в целом, Тромбара все же не стал замыкать перспективу, как это делалось в других усадьбах. В Архангельском оранжереи хотя и стояли в конце аллей партера, но были отнесены немного в сторону, поэтому от дворца река и пейзажи на другом берегу воспринимались как часть парка. Считается, что план Первого Летнего сада набросал сам Петр I, познакомившийся в заграничных поездках с Великим посольством со знаменитыми садами Голландии и немецкого княжества. Согласно утвержденному царем плану, от берега Невы до середины огромного земельного участка тогда обустроили парадный регулярный парк с четким, геометрически правильным расположением аллей, боскетов, партеров. Украшением сада служили разнообразные фонтаны, водоемы, замысловатые садовые сооружения и декоративная скульптура.

Связанные понятия (продолжение)

Эрмита́ж (фр. hermitage, от многозначного греч. ἐρημία, ἥ) — место уединения (небольшая полянка в парке, уединённое местечко в роще), уединённый павильон в парках или садах. Подобные сооружения были широко распространены в XVIII—XIX веках. Первоначально они служили местом для религиозных и философских размышлений владельца усадьбы. С течением времени, особенно в России, эрмитажи превратились в павильоны с сугубо развлекательными функциями. При этом в России превалировал гастрономический элемент функционала… Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.

Подробнее: Палладианство

Кита́йский сад — стиль ландшафтного сада, который формировался на протяжении трёх тысяч лет. Это понятие включает в себя как огромные сады императорской семьи, разбитые произвести впечатление, так и более интимные сады учёных, поэтов, бывших правительственных чиновников, солдат и купцов, созданные для размышлений и уединения от внешнего мира. Они воспроизводят идеализированные миниатюрные ландшафты, которые выражают гармонию, которая должна существовать между человеком и природой. Японский сад (яп. 日本庭園, にほんていえん, нихон тэйэн или яп. 和風庭園, わふうていえん, вафу тэйэн) — разновидность сада (частного парка), принципы организации которого были разработаны в Японии в VIII—XVIII веках. Сад Эрам (перс. باغ ارم‎ — «Баг-е Эрам») — декоративный персидский сад в Ширазе (Иран). Современный вид приобрёл в XIX веке, но инфраструктура, по-видимому, заложена в XVIII веке, когда этот объект описывался европейскими путешественниками как «Сад шаха». Сад Эрам является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, известного под общим названием «Персидские сады». Вися́чий сад — архитектурное сооружение, небольшой сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, деревьев. Вместо сплошного почвенного слоя используются также особые переносные ёмкости для растительного грунта, небольшие бассейны для водных растений. Термин употребляется преимущественно в отношении исторических сооружений, созданных по мотивам Висячих садов Семирамиды. Древнерусский синоним… Оранжерея Версаля (фр. L′Orangerie du Château de Versailles), в её современном облике, была построена по проекту архитектора Жюля Ардуэн-Мансара. Строительство велось с 1684 по 1686 год. Её возвели на месте прежней Королевской оранжереи, построенной архитектором Луи Лево в 1663 году, которая вскоре перестала вмещать всю ботаническую коллекцию короля. Оранжерея является свидетельством того, что в грандиозных садах Европы сооружались масштабные вспомогательные объекты, предназначенные не только для… Фарфоровый Трианон (фр. Trianon de porcelaine) — первый комплекс зданий, построенный в 1670 году на месте деревушки Трианон, по заказу короля Франции Людовика XIV. Поселение очень выгодно располагалось в непосредственной близости от садов Версаля, поэтому было откуплено королём и присоединено к Версальским владениям. Кунгстрэдгорден (шведск. — Kungsträdgården, «Королевский сад») — парк в центре Стокгольма, Швеция. В разговорном языке известен как Кунгсан (Kungsan). Архитектура Парижа, созданная в стиле Прекрасной эпохи в промежутке 1871—1914 годов, отличалась многообразием стилей — от неовизантийского и неоготики до классицизма, модерна и арт-деко. Она была также известна своим богатым убранством и творческим использованием новых и традиционных материалов, включая железо, листовое стекло, цветную плитку и железобетон. Примечательные здания и сооружения этого периода включают Эйфелеву башну, Большой дворец, Театр Елисейских полей, Лионский вокзал, универмаг… Иррхайн (нем. Irrhain) — небольшой ландшафтно-экологический и культурно-исторический заповедник в пределах Нюрнбергской агломерации. Он расположен к северу от городского аэропорта на землях, носящих историческое название «Кноблаухланд» — «Чесночное поле», где расположены хозяйства, во многом обеспечивающие город свежими овощами. Сад камней (яп. 枯山水 карэсансуй, букв. «сухие горы и воды»), также «сэкитэй» (яп. 石庭, букв. «каменный сад») — культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати (1336—1573). Садово-парковая скульптура — разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер. Имеет давнюю и устойчивую традицию в искусстве Западной Европы. Ландша́фтный дизайн, ландшафтная архитектура — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект) и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий. Бесе́дка — лёгкое архитектурное сооружение, расположенное, как правило, в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для защиты от дождя и прямых солнечных лучей и служащее для отдыха и бесед, что и дало ему название. Архитекту́ра Санкт-Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей. Павильон (фр. pavillon) — в основном небольшая изолированная постройка. В отличие от флигеля — красиво оформленной постройки хозяйственного или жилого назначения, — павильон предназначен для отдыха, развлечения; в отличие от беседки он закрыт со всех сторон от атмосферных воздействий. Павильоны являлись неотъемлемой частью усадебных комплексов в Европе, а начиная со времён Петра I — и в России. Эта статья о традиционной культуре Кореи; о современной культуре см. статьи культура Северной Кореи и культура Южной Кореи.

Подробнее: Культура Кореи

Ви́лла (лат. villa — загородный дом) — в прошлом в большинстве случаев загородный дом в классическом римском и итальянском стиле, как правило, предназначенный для сезонного проживания. Для строительства стен использовали камень и кирпич, а для отделки и украшения виллы обычно использовали мрамор, ротонды, колонны и фрески. Ленд-арт (от англ. land art — ландшафт-искусство), направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение было неразрывно связано с природным ландшафтом. Работы лэнд-арта не были по отношению к ландшафту внешними или привнесёнными, последний использовался скорее как форма и средство создания произведения. Часто работы выполнялись на открытом и удалённом от населённых мест пространстве, в котором оказывались предоставленными самим себе и действию… Хакские дворы (нем. Hackesche Höfe) в Шпандауском предместье в берлинском районе Митте — самый крупный архитектурный комплекс закрытых дворов в Германии. С 1972 года находятся под защитой государства как памятник архитектуры. История архитектуры — наука и академическая дисциплина, исследующая функциональное, конструктивное и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве в соответствии с социальными потребностями и научно-техническими условиями. Выражение architecture parlante («говорящая архитектура») относится к зданиям, демонстрирующим свою функцию или сущность. Сады́ в Дре́внем Ри́ме (лат. hortii) создавались под влиянием древнеегипетской, персидской и древнегреческой садовой техники. Архитектура маори — одно из традиционных искусств новозеландского народа маори. Здания, возводимые маори, пропитаны символизмом и зачастую богато украшены резьбой; с ними связаны суеверия и запреты в традиционной религии. Персидский ковёр (пехл. bōb перс. فرش‎; иногда قالی qāli) — одна из наиболее известных в мире разновидностей ковров ручной работы, являющийся одним из символов персидской культуры и государства Иран. Индо-португальский стиль — стиль в архитектуре Гоа, сформировавшийся во время португальской экспансии (1510—1961) как слияние классических европейских моделей, традиционно индийских материалов и техник. Панорамная живопись — вид изобразительного искусства, раскрываюobq широкий, всеобъемлющий взгляд на определенный предмет, часто пейзаж , военную битву или историческое событие. Он стал особенно популярным в 19 веке в Европе и Соединенных Штатах, вызывая сопротивление со стороны некоторых авторов романтической поэзии. Некоторые из произведении дошли до наших дней и выставляются на всеобщее обозрение. Терра́ццо или Венециа́нский терра́ццо (итал. terrazzo alla veneziana) — разновидность бесшовного мозаичного пола. Создаётся исключительно из натуральных материалов, таких как известь и её производных (цемент) с добавлением камней, мрамора, стекла и других материалов мелких, средних и крупных фракций. Традиции создания венецианского терраццо передаются из поколения в поколение и хранятся в семьях, объединённых Консорциумом мастеров-терраццьеров. Климатрон (от климат и греч. thronos — местопребывание) — помещение для воспроизведения искусственным путём климатических условий, соответствующих климату определённых географических зон. Сад в китайской культуре занимает особое место. Он является отражением культурной традиции миропонимания, со своей спецификой философско-религиозного, эстетического и этического видения мира. Особенности китайских садов состоят в качественно ином, отличном от европейского, подходе к системе взаимоотношений человека с миром. Это своего рода «наглядное пособие», модель взаимоотношений людей и природы, реализованная китайской культурной традицией.

Подробнее: Садово-парковые ансамбли Китая в эпоху Западная Хань

Как и в других искусствах, в архитектуре используют математику по нескольким причинам. Даже если отбросить необходимость математики для проектирования здания, архитекторы используют геометрию для определения пространственной формы здания. Начиная со времён пифагореизма (VI в. до н. э.) для создания пространственных форм предполагалась гармония, а потому предполагалось проектирование зданий и их окружения согласно математическим, эстетическим и, иногда, религиозным принципам. Математику используют…

Подробнее: Математика и архитектура

Гётеанум (Goetheanum) — всемирный центр Антропософского движения, расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Гёте. Инуксу́к (англ. Inuksuk; мн.ч. инуксуит; также распространён вариант инукшук, англ. Inukshuk) — каменная фигура в культуре инуитов. В буквальном переводе с инуктитута слово «инуксук» означает «замещающий человека». Архитектурная графика — направление изобразительного искусства, охватывающее творческий процесс представления идей и образов в области проектирования и архитектурного дизайна. Это детальная разработка плана будущего здания в чертеже с масштабом (или сада для ландшафтного архитектора) с использованием условных обозначений будущих фундаментов, стен, пилонов или колонн, с пометкой будущих окон, дверей. Генеральный план позволяет показать расположение здания или ансамбль зданий на местности с указанием… «Олений парк» (фр. Parc-aux-cerfs) — особняк неподалеку от Версальского дворца, предназначавшийся для встреч короля Франции Людовика XV с многочисленными и часто меняющимися фаворитками. Озёрный дворец — бывшая летняя резиденция махарадж Джаг-Нивас, ныне отель из белого мрамора, расположенный на естественном скальном основании острова Джаг-Нивас на озере Пичола в городе Удайпур в Индии. При отеле работают лодки, который перевозят гостей от пристани на остров. Площадь отеля 16 000 м², количество номеров — 83. Фигура-обманка (в английском языке обычно во множественном числе — фигуры-обманки, англ. «dummy boards» — дословно «доски-манекены», англ. «chimney boards» — дословно «каминные экраны», фр. «devant de cheminée» — дословно «перед камином», а позже — англ. «painting cut out of a board», «картина, вырезанная из доски») — изображение-обманка (фр. «trompe-l’oeil») в форме человеческой фигуры или домашнего животного, нарисованное на тонкой деревянной панели, а затем вырезанное. Фигуры-обманки были популярны… Жили́ще — тра­ди­ци­он­ное, по­строй­ка или при­род­ное ук­ры­тие, при­спо­соб­лен­ное для оби­та­ния че­ло­ве­ка. По­ми­мо прак­тической функции, жилище вы­пол­ня­ет сим­во­лическую роль — во­пло­ща­ет идею струк­ту­ри­ро­ван­но­го че­ло­ве­че­ско­го куль­тур­но­го про­стран­ст­ва, защищённого от внеш­не­го хао­са, осу­ще­ст­в­ля­ет связь с пред­ше­ст­вую­щи­ми по­ко­ле­ния­ми се­мьи или ро­да. В этом смыс­ле под жилищем подразумевается не толь­ко собст­вен­но жи­лая по­строй­ка, но и дом в ши­ро­ком… Архитектурный каприз или фолли (от англ. folly — причуда, каприз) — разновидность павильона, небольшое здание или архитектурный объект, изначально служивший для развлечения гостей парка дворянской усадьбы. «Женщина и птица» (кат. Dona i Ocell) — двадцатидвухметровая статуя авторства Жоана Миро, изготовленная в 1983 году и расположенная в парке Жоана Миро в Барселоне. Жоан Гарди Артигас, соавтор Миро, покрыл статую мозаикой. Фонтан Стравинского (фр. Fontaine Stravinski), также Фонтан Тэнгли — фонтан на площади Игоря Стравинского у Центра Жоржа Помпиду в Париже. Он был создан супругами архитектором Жаном Тэнгли и художницей Ники де Сен-Фалль, в 1982—1983 годах.

Упоминания в литературе (продолжение)

Как правило, регулярные парки обладают площадками, аллеями и газонами с богатым скульптурным убранством, искусственно вырытыми водоемами строго геометрической формы, фонтанами и каскадами. Регулярные парки получили в России самое широкое распространение в начале XVIII столетия. Как правило, регулярные парки обладают площадками, аллеями и газонами с богатым скульптурным убранством, искусственно вырытыми водоемами строго геометрической формы, фонтанами и каскадами. Регулярные парки получили в России самое широкое распространение в начале XVIII столетия. В XVIII в. Петр I, желая экономически усилить Россию, начинает внедрять мануфактуры. В Ярославле он указом 1722 г. утверждает территорию за рекой Которосль под новое производство для компании купцов Затрапезновых. Компаньоном Затрапезновых был голландский купец Ян Тамес. В верхнем течении Ковардаковского (Зеленцовского) ручья была возведена полотняная фабрика, а ближе к реке Которосль – бумажная. По соседству с мануфактурой построили господский дом и разбили регулярный парк в голландском стиле. С 1741 г. фабрика стала называться Ярославской Большой Мануфактурой (ЯБМ), а на её территории был построен живописнейший не имеющий аналогов в Центральной России храм Петра и Павла. Именно ЯБМ определила дальнейшее развитие всей территории будущего Перекопа, причем развития не только экономического, но и культурного, так как большая часть денежных средств, получаемых от производства, шла на строительство храмов, парков, школ и т. д. Летний сад был разбит по образцу регулярных парков XVIII века – с симметрично расположенными аллеями, фигурной стрижкой деревьев и кустарников, партерными цветниками, декоративной скульптурой, фонтанами. В петровское время он являлся парадной царской резиденцией, где летом протекала общественная и придворная жизнь Петербурга. На берегу Невы и Фонтанки в 1710–1712 годы по проекту архитектора Доменика Трезини построен Летний дворец Петра I. Дворец сохранил без изменения первоначальную планировку и отделку резным деревом, голландскими плитками и цветными изразцами, а также плафонную живопись, зеркала и шпалеры. Чисто декоративным был регулярный парк, с цветниками. Липовые, дубовые, вязовые, кленовые аллеи расходились от дома. Река, пруд, роща и поляны порой «подправлялись» архитекторами и садовниками, в соответствии со вкусами эпохи и пожеланиями хозяев. Этот живописный пейзаж дополняли беседки и павильоны. Площадь природно-исторического парка «Битцевский лес» 2208,4 га. Его территория прорезана разветвленной эрозионной сетью – балками и оврагами. Это живописная часть Теплостанской возвышенности с притоком реки Москвы – Чертановкой, другими малыми реками и ручьями, прудами, многочисленными родниками, хорошо сохранившимся лесом и остатками регулярного парка (с вековыми дубами и липами). Сравнительно богат животный и растительный мир (по видовому разнообразию фауны парк уступает лишь «Лосиному Острову»). Здесь, в окружении спальных районов, можно увидеть зайца, ястреба-тетеревятника и сокола-пустельгу, ондатру. Из хищников постоянно обитают горностай и ласка. В парке немало историко-археологических памятников, среди них курганы вятичей XI–XII вв., дворцово-парковые ансамбли дворянских усадеб XVIII–XIX вв. («Узкое», «Ясенево», «Знаменское-Садки»), церковь во имя апостолов Петра и Павла.

Регулярный стиль ландшафтного дизайна. Регулярный сад

  1. Главная
  2. Услуги
  3. Ландшафтный дизайн
  4. Регулярный стиль

Ландшафтный дизайн в регулярном стиле отличается строгостью. В оформлении сада используют правильные формы, симметрию, ровные линии, ритмичные композиции. Компания «ПозитивПроект» работает с регулярным стилем. В состав ландшафтного проекта можно включить отдельные его элементы или использовать его как основу.

У Вас есть вопросы по ландшафтному дизайну участка?

Выполняем проекты любой сложности

или позвоните по номеру +7 (495) 796-58-82

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Особенности

Подходит для ровных участков правильной формы. Допускается наличие уклона, но он должен быть равномерным, важно, чтобы он не нарушал симметрии.

Гармония с архитектурой. Регулярный сад лучше всего сочетается с величественными зданиями с классическим оформлением. Его можно использовать для благоустройства территории рядом с особняком в традиционном или европейском стиле. Он не подойдет для срубовых домов, шале. Желательно, чтобы основное здание располагалось по центру участка, с соблюдением симметрии, с выделением парадной зоны, партера.

Планировка. Территорию рассматривают как единую композицию. Деление на функциональные зоны — пропорциональное, ритмичное. В передней части — парадная зона с самым строгим и пышным оформлением. По бокам от дома могут располагаться декоративные композиции, зоны отдыха и т.п. За главным зданием — основная часть территории, оформление которой перекликается с парадной зоной, выполнено с соблюдением симметрии, с использованием строгих линий и форм.

Элементы регулярного стиля в ландшафтном дизайне

Пешеходные дорожки. Используются как инструмент планировки, зонирования, визуально разделяют сад и поддерживают «ритм» его оформления. Мощение выполняют плиткой, брусчаткой (возможно создание узоров из них).

Центральная композиция. Это может быть фонтанная группа, водоем, цветник, скульптура и т.п. Планировку сада выстраивают от нее, сохраняя симметрию. От такой композиции могут отходить дорожки, рабатки, фигурные газоны и т.п.

Малые архитектурные формы. Можно использовать беседки, ротонды, размещенные на видовых точках. Вдоль дорожек ставят скамейки. Садовая мебель уместна в зонах отдыха, у водоемов и т.п. Эффектно выглядят скульптуры, вазоны, другие декоративные элементы, «ритмично» расставленные в саду.

Рабатки. Характерный элемент регулярного стиля. Это — прямоугольная клумба, на которой цветы сажают так, чтобы получить сложный узор. Чаще всего он симметричен, но это необязательно. В составе рабатки может использоваться несколько видов растений. Фон для них — однотонный (почвопокровники, газон или мелкий гравий).

Живые изгороди и кустарники. Живые изгороди размещают по периметру участка. Они удобны для деления территории на функциональные зоны, как обрамление газонов, площадок, дорожек. Дополнительно выполняют бордюрные посадки. Кустарники могут использоваться для создания зеленых лабиринтов, объемных узорчатых композиций, групп из топиариев.

Боскеты. Это — сад внутри сада, пространство, отделенное от остального участка живой изгородью или вертикальным озеленением, с разбитым внутри цветником, с садовой мебелью. Может использоваться как зона отдыха.

Водоемы. Чаще обустраивают каскады, фонтаны, искусственные водоемы правильной формы. Береговую линию оформляют с помощью мощения. Озеленение — строгое, ритмичное. Если на участке есть природное озеро или пруд, уже на этапе планировки композицию выстраивают так, чтобы максимально сохранить симметрию.

Компания «ПозитивПроект» выполнит ландшафтное проектирование в регулярном стиле, подберет растения для озеленения, материалы, оборудование, малые архитектурные формы для благоустройства участка.

Регулярный сад Википедия

Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.

Устройство парков в регулярном стиле достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко (XVII—XVIII века), примером чего являются сады Версаля, созданные для Людовика XIV ландшафтным архитектором Андре Ленотром. Моду на регулярные парки быстро переняли в других странах Европы[1]; отсюда распространённое название регулярных садов как «французских» (фр. jardin à la française). Однако оно исторически неточно — регулярные сады зародились в Италии в Эпоху Возрождения, а наибольшей изощрённости достигли в Англии в XIX веке, где стала практиковаться стрижка посадок в сложных и экзотических формах (в виде животных, птиц, грибов, спиралей и т. п.; см. Топиар).[2]

Регулярные сады и парки очень распространены при дворцах и замках; как правило, они являются важной составной частью дворцово-парковых ансамблей.

История появления регулярного парка[ |

Сады регулярного стиля

Сады регулярного стиля

Самая большая трудность при обустройстве сада регулярного стиля на участке треугольной или иной сложной формы заключается в создании симметрии на этих асимметричных участках. Данный дизайн решает эту проблему путем деления сада на несколько небольших частей простой формы, с которыми легче справиться по отдельности.

Наибольший участок представлен прямоугольным газоном, его основная ось расположена параллельно длинной границе

Сада, идущей от его начала и до конца. К дому примыкает терраса, вымощенная камнем, а посередине газона проходит мощеная дорожка, в центре переходящая в круг, где устаноапена статуя. Далее поперек сада идет высокая живая изгородь из тисса с аркой, через которую просматривается железная беседка.

Слева от газона, сразу же за террасой, расположен розарий, окружающий деревянную перголу, под ней проходит мощеная дорожка из камня, идущая к дальней стороне лужайки.

За живой изгородью из тисса осью симметрии становится беседка, определяющая систему узких гравийных дорожек, делящих небольшой огород на несколько участков. На стыке дорожек создана небольшая круглая площадка, центральной особенностью которой является купальня для птиц.

В пределах декоративного сада посадки проводятся в традиционном стиле: газон окружают травянистые бордюры, вокруг перголы разбивается розарий, а окружающие сад стены и стойки перголы увиваются розами, жимолостью и клематисами. В огороде ощущение регулярности создают плодовые деревья кордонной формы у стен и строгие ряды салатных культур, пряных трав и других овощей.

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Любой дизайн классического стиля на прямоугольных участках будет направлен на маскировку формы сада и прямых линий его границ. Однако в данном конкретном случае прямоугольная форма участка намеренно подчеркнута для создания большего ощущения регулярности и упорядоченности. Обратите внимание, что очевидная ось симметрии остается без внимания, а вместо нее выделяется диагональ, которая делает дизайн чрезвычайно интересным.

С одной стороны эта ось-диагональ подчеркивается квадратной террасой из камня, окаймленной рядом кирпичей. На стыке террасы с газоном сооружен простой приподнятый водоем с фонтанчиком — акцент переднего плана. На другой стороне оси внимание привлекает беседка из кованого железа, покрашенная белой краской, она установлена на полукруглой площадке, вымощенной красным кирпичом «под старину». Эти два акцента соединены прямой кирпичной дорожкой, идущей параллельно границам сада по краю практически прямоугольного газона, повторяющего форму участка.

Дорожки по обе стороны от беседки украшены дубовыми перголами, из необработанной древесины, подвергшейся естественному «старению». Их стойки увиты розами, жасмином, клематисами и глицинией. Со стороны газона вдоль пергол посажена живая изгородь из лаванды, которая объединяет стойки в единое целое и идет по прямой линии вдоль окантовки газона, облегчающей кошение и уход.

За исключением пергол, насаждения представлены бордюрами, идущими по периметру участка и заключенными между кирпичными дорожками и стенами из природного камня. Посадки — традиционное сочетание многолетников и роз. За перголой и беседкой на равных расстояниях посажены пять одинаковых деревьев — рябина ария, или мучнистая (Sorbus aria Lutescens). которые определяют структуру сада и придают ощущение высоты и упорядоченности.

Г-ОБРАЗНЫЙ УЧАСТОК

Одним из явных преимуществ Г-образных участков является возможность их деления на ряд прямоугольных или квадратных фрагментов, на которых легко создать симметрию и разместить геометрические формы — отличительную особенность классических садов.

В данном дизайне подстриженные живые изгороди из хвойных растений делят сад на три участка прямоугольной формы.

Терраса рядом с домом вымощена камнем и соединена с розарием, расположенным на другом конце сада, идущей по центру дорожкой из камня. Она проходит под деревянной перголой и окружена прямоугольными газонами. С террасы через проем в живой изгороди открывается вид на простое водное устройство у дальней

Стены сада, перед которым разбит розарий. Собственно розарий включает прямоугольный газон, по его периметру разбиты узкие бордюры и проложены дорожки из плит. К стене прикреплена маска льва, извергающая струю воды в каменную чашу.

Сбоку от этой части сада за другой живой изгородью расположен огород, разделенный узкими дорожками на четыре равных участка; в центре каждого посажен лавр благородный (Laurus nobilis). Стык дорожек украшает простая арка из кованого железа, увитая душистым горошком или огненно-красной фасолью.

Выбор растений прост и довольно скромен. В основном саду используются традиционные многолетники и живая

Довольно грубо улаженные тротуарные плиты и блоки песчаника определяют регулярную структуру этого участка, занятого пестролистной дюшенеей индийской Harlequin и самшитом. изгородь из лаванды, в розарии — розы, а в огороде — ряд плодовых, овощных и салатных культур. Части сада отделены друг от друга классической живой изгородью из туи (Thuja plicata Atrovirens), которая растет быстрее опрятного тисса (Taxus baccata) с темно-зеленой глянцевой листвой.

КОРОТКИЙ ШИРОКИЙ УЧАСТОК

Регулярный стиль данного дизайна создается за счет диагоналей и повернутых квадратов, напоминающих ромбы и удачно маскирующих недостаточную ширину участка. К тому же между левой и правой частями сада создается симметрия, которая отвлекает внимание от ближайшей границы участка. Прилегающая к дому терраса из камня имеет форму широкого треугольника, обращенного к двум дальним углам сада и к центру участка, где находится квадратная площадка, вымощенная кирпичом «под старину», с небольшим приподнятым круглым водоемом и фонтанчиком.

По сторонам этой площадки разбиты два одинаковых квадратных газона, которые удачно оставляют четыре треугольных участка по углам сада. Два ближайших к дому участка расположены по краям террасы и заняты растениями. Дальний левый скрыт от глаз живой изгородью из тисса по обеим сторонам арки, он отводится под компостную кучу и хранение садового инвентаря. Дальний правый участок служит уединенным местом для отдыха. Там поставлена каменная скамья под полукруглой беседкой из кованого железа, окруженной живой изгородью из тисса.

И к хозяйственной площадке, и к беседке можно пройти прямо по лужайкам или по дорожкам из камня, идущим от дальнего угла мощеного кирпичом участка.

Живая изгородь из карликовой лаванды смягчает прямые границы газона. Посадки включают наиболее традиционные травянистые многолетники и розы, а также вьющиеся розы и другие цветущие лианы, такие как клематисы, жимолость и жасмин, посаженные по периметру участка и около беседки и арки, ведущей к хозяйственной площадке. Группа из трех одинаковых деревьев посажена треугольником в травянистом бордюре у дальней границы сада, сразу же за участком кирпичного мощения. Эта композиция придает саду высоты, подчеркивает симметрию дизайна и прерывает длинные линии изгородей.

Длинный УЗКИЙ УЧАСТОК

Использование круглой и прямоугольной форм, расположенных симметрично продольной оси участка, делает этот дизайн достаточно регулярным и упорядоченным. Несмотря на то что для маскировки удлиненной формы сад разделен на три выраженные части, в нем имеются достаточно большие пространства, особенно газон и терраса, что делает его одновременно практичным и привлекательным.

Прямоугольная терраса из камня, примыкающая к дому, полностью обсажена живой изгородью из лаванды, а поперек ее дальнего края проходит пергола из дерева и кирпича. Под ней сооружен небольшой прямоугольный водоем с фонтанчиком посередине — сильный акцент на основной оси участка, отделяющей одну часть сада от другой.

За перголой разбит газон в форме идеального круга, который занимает весь участок по ширине между стенами из красного кирпича. Живая тиссовая изгородь за газоном не только служит фоном, но и скрывает лежащий за ней огород. Ведущая в него дорожка проходит через арку — прекрасную видовую точку для остальной части сада.

Прямоугольный огород, скрытый от глаз живой изгородью из тисса и окружающими стенами, разделен на треугольные участки узкими гравийными дорожками, идущими по основной оси и диагоналям. В центре огорода на пересечении дорожек установлена беседка из кованого железа, которая просматривается из других частей сада через арку в живой изгороди.

Благодаря симметрии, построенной вдоль центральной оси сада, с каждой стороны образуются одинаковые участки для насаждений. Посадка проводится таким образом, чтобы левая и правая стороны сада были зеркальным отражением друг i друга.

Основная часть насаждений представ — * лена многолетниками и розами, а четыре падуба, подстриженные в форме аккуратных конусов и расположенные симметрично вокруг газона, подчеркивают регу- ! лярный стиль дизайна и добавляют необходимую высоту.

Для завершения эффекта вокруг терра- | сы создана живая изгородь из старой английской лаванды узколистной (Lavandula angustifolia).

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне. История появления, описание и вид с фото, расцвет стиля и методы его реализации

В любой сфере имеются свои тенденции. Не является исключением и ландшафтный дизайн, который тоже подвержен изменчивым модным веяниям. Каждый год специалисты стараются предлагать все новые варианты для оформления участков. Они отражают не только настроения современности, но и взгляды мастеров, их удивительные способности и талант.

Общая информация

Ландшафтный дизайн можно считать понятием, известным достаточно давно. Раньше его использовали, когда речь шла об украшении достаточно масштабных земельных территорий или общественных зон, в том числе парковых. Но сегодня в этом плане ситуация изменилась весьма кардинально. Для современников ландшафтный дизайн стал актуальным в очень многих случаях. И в первую очередь специалисты в этой области востребованы среди частников, покупающих большие площади земли, чтобы построить на нем дом.

Парк во французском стиле

Ландшафтный дизайн в таких случаях следует продумывать очень грамотно, чтобы был задействован каждый уголок участка. Многие приусадебные сады сегодня содержат интересные предметы декора, они, с дизайнерской точки зрения, роскошны и богаты. Современные стили оформления ландшафта позволяют превращать участки в модные и оригинальные места. Но для того чтобы получить такой чудесный сад, требуется вложить много серьезного труда и затрат, в том числе не только финансовых, но и временных. Специалист должен в первую очередь определиться со стилем, провести систему полива, выбрать материалы для мощения дорожек, растения, ограждения и многое другое. Правильный подход к оформлению территории является залогом того, что приусадебный участок получится поистине неповторимым местом.

Стили ландшафтного дизайна

Выбор направления в первую очередь зависит от площади земельного участка. Если территория небольшая, то на ней будут неуместны шикарные массивные монументальные композиции. Более того, при дизайнерской работе нужно принимать во внимание и степень естественного освещения приусадебного участка. На сегодняшний день известно достаточное количество самых разнообразных стилей ландшафтного дизайна. Наиболее часто специалисты используют кантри, прованс, скандинавский, пейзажный. Не менее популярны деревенский и регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Каждый из них имеет свою историю, особенности, формы и цели.

Классика регулярного стиля

Приусадебную территорию многие воспринимают как личный уголок природы. Ведь проведение достаточного времени на воздухе дает возможность человеку снимать стресс, освежать мысли и повышать настроение. Поэтому красивое и при этом функциональное обустройство приусадебной территории уверенно можно назвать залогом как для душевного равновесия, так и для отличного времяпровождения. В данной статье мы расскажем о том, что представляет собой в ландшафтном дизайне регулярный стиль, фото которого представлены ниже. Он уже приобрел большую популярность не только в Европе, но и в нашей стране, поэтому многим будет интересно поближе познакомиться с этим направлением.

Особенности

Этот способ оформления приусадебного участка станет идеальным решением для тех людей, кто любит симметрию и предпочитает во всем видеть порядок. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне подразумевает наличие множества четких композиций, которые выполнены в форме идеальных фигур и геометрических линий. Он больше подходит для большого по площади пространства. Только наличие масштабной по размерам территории дает возможность продемонстрировать все особенности регулярного или французского сада.

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне: описание

В этом направлении не существует никаких мелочей. Регулярный стиль предполагает учет даже малейших нюансов, которые должны очень тонко гармонировать с общим образом участка. Здесь предусматривается четкая планировка. При этом нужно знать, что обустроить сад в регулярном стиле не так легко как кажется: такая работа требует много сил и времени, да и уход за ним достаточно трудоемок. Однако результат полностью окупает все. Сад в регулярном стиле, разбитый на загородном участке, будет напоминать настоящий парк французских аристократов. При этом в нем каждая деталь и образ должны быть продуманы до мелочей. Регулярный ландшафтный стиль в саду можно узнать по симметричным посадкам кустарников и деревьев, правильным геометрическим контурам, по прямым аллеям или дорожкам, четкости и размеренности композиций, сложному партеру, ярко выраженным осевой линии, а также по многоликим водным элементам и многочисленным скульптурам. Все это придает формальному парку упорядоченность и изыск с нотками величия и торжественности. Французский регулярный стиль является полной противоположностью той природности, которая предполагается в английском или пейзажном саду.

История возникновения

Изначально на процесс формирования садово-парковое искусства сильное влияние оказывали господствующие воззрения и государственное устройство страны, а также тип мышления правителя. Именно они задавали тон ландшафтному дизайну. Ведь сады и парки, в которых утилитарная функция не имела ведущей роли, в то время позволяли себе иметь только богатейшие персоны.

Французский стиль в ландшафтном дизайне

Регулярный ландшафтный стиль имеет весьма давнюю историю. Свое начало он ведет еще от древних римлян, которые, противопоставляя эстетику геометрических форм с природным окружением, в данном искусстве достигли высокого уровня. В Древнем Риме пластические и цветочные композиции сочетались с фонтанами и каскадами. Садово-парковое искусство этой могущественной империи использовало по тем временам практически весь известный сегодня арсенал декоративного садоводства. Исторически сад в регулярном стиле являлся местом шествий и прогулок, а также для сидячего отдыха.

Расцвет

Он широко применялся во Франции в семнадцатом веке. Регулярный стиль в то время применялся при создании парков и садов, разбиваемых при дворцах или замках. Его тесно связывают с именем короля Людовика XIV. Своего расцвета формальный или регулярный стиль достиг в XVII веке, в эпоху апогея абсолютизма. Поэтому его также называют французским.

Регулярные сады и парки вследствие композиционной сложности использовались преимущественно для оформления замков и дворцов и были призваны дополнительно подчеркивать монументальность и пышность ансамблей элиты. Огромный вклад в становление и развитие данного стиля сделал Андре Ленотр -придворный садовник Людовика XIV. Именно он является автором уникальных ландшафтных решений в таких знаменитых парках, как Версальский, Шантийи, Фонтенбло, Во-ле-Виконт и т. д. Одним из наиболее ярких примеров является загородная резиденция Людовика XIV — Версаль. Великолепный дворец — это центр композиции, от которого расходится прямые ухоженные аллеи и ровно подстриженные газоны. Каждый цветник в регулярном стиле занимает отведенное для него продуманное место.

Элементы французского сада

Все это превратило Версальский парк в восхитительный райский уголок с причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, великолепными клумбами, блестящей гладью искусственных прудов. Людовик IV таким образом стремился еще раз продемонстрировать свою власть, причем не только над подчиненными, но и над самой природой.

Методы реализации

Французский или регулярный пейзажный стиль зачастую считают образцом европейской классики. Однако многие именуют его солнечным и вычурным, авангардным и даже претенциозным. Ведь французский или регулярный стиль парка предполагает что угодно, но только не простоту ухода. Эстетика с выразительность являются главными задачами. Такая особенность этого течения в ландшафтном дизайне прослеживается и в современных воплощениях.

Главными элементами французского сада являются партер, в том числе и кружевной, клумба в регулярном стиле, партерный газон, топиары и цветники.

Доминирующим цветом любого регулярного сада считается зеленый. Аккуратные стриженые газоны и другие разновидности топиарного искусства являются словно рамками и фоном для «игры» с симметрией и геометрией. Зеленые туннели, соединяющие цветники и газоны, обрамляющие стриженые бордюры и стриженые изгороди по периметру, увитый фасад здания, многочисленные топиарии в виде сфер, пирамид и пр. — все это должно доминировать в оформлении ландшафта.

Основным элементом является партер — открытая часть сада, разбитая на участки, имеющие правильные формы, чаще всего разделенные песчаными дорожками. Он может содержать узорные орнаменты, собранные из низких или стриженных декоративных растений в сочетании с крупнозернистым песком разных оттенков, гравием и т. д. Слово «партер» образовано от французских par и terre, означающих «по земле». Он может быть цветочным, газонным и кружевным.

Масштабность

Регулярный стиль в основном использовался для оформления территорий замков дворцов и замков, которые трудно назвать скромными. Поэтому такие сады традиционно связываются с масштабностью. Они предназначаются в первую очередь для долгих прогулок, чтобы перед глазами постоянно представали новые виды и чередовались живописные картины. На небольшом участке такое организовать довольно сложно, к тому же и многочисленные декоративные элементы станут загромождать и потому отягощать пространство.

Формальный сад

Кроме того, обязательным требованием для претворения в жизнь регулярного стиля при оформлении сада является плоская, ровная территория, без наличия рельефных неровностей. А это требует проведения основательных земляных работ.

Геометричность

Регулярный стиль ландшафтного дизайна характеризуется прежде всего осевой композицией. Чаще всего в качестве оси симметрии выступает имеющееся в саду основное строение. Прямые линии, идущие от него, позволяют упорядочить пространство и подчеркнуть воздействие на природу. Какой-либо хаотичности данный стиль не допускает. Главным элементом регулярного сада выступает партер – открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основной фон для цветников и солитеров — партерный газон — требует особенно тщательного ухода, поскольку именно он считается лицом парка. Характерной чертой регулярного сада являются орнаментальные цветники с замысловатыми узорами и композициями, отличающиеся особой сложностью не только в оформлении, но и в последующем уходе. Без профессионала в данном случае не обойтись. Центром цветочной композиции нередко является фонтан или скульптура.

Живые изгороди, топиар и водоемы

При зонировании регулярного сада широко используются арки, живые изгороди, перголы и трельяжи. Одними из лучших украшений считаются топиарные фигуры, создаваемые в результате стрижки деревьев и кустарников и придания им разнообразных форм. Обязательным элементом регулярного или формального сада считается водоем, имеющий четкую береговую линию. Его форма может быть в виде квадрата, круга или прямоугольника. Водоем должен быть обрамлен растительностью, высаженной в строгом порядке.

Растения и используемые материалы

Декоративность регулярного сада по возможности должна сохраняться весь год. Поэтому специалисты отдают предпочтение вечнозеленым растениям. Для создания живописных сводов чаще всего используется лиана или плющ. Отлично вписываются в регулярный стиль и моносады, которые состоят только из одного вида растения, например, розарии, сиренарии или иридарии. Как правило, в таком саду принято использовать растения, имеющие декоративную листву. Другим критерием выбора является маскимально долгое цветение.

Сад в регулярном стиле

Деревья, которым в результате стрижки придаются интересные формы — это тис, бирючина, туя, самшит, барбарис и можжевельник. Однако специалисты рекомендуют не увлекаться: в композициях достаточно использовать два или три вида.

Цветник должен иметь классические строгие формы. Для такого французского сада характерны также арабески. Причем клумба в регулярном стиле должна состоять только из низкорослых растений, например, ярких шиловидных флокс, лобелий, колеусов или агератумов.

Партер

У сада в регулярном стиле есть обязательный элемент: партер — единая парадная композиция, состоящая из клумб, газонов и водоема. Он является лицом сада. Настоящий парадный партер должен занимать большое пространство, так, чтобы всю цельную композицию можно было увидеть только с верхнего этажа дома. Однако сегодня получили распространение простые варианты, которые зачастую выполняются рядом с частными домами или коттеджами. Речь идет об ухоженном газоне правильной формы, ограниченном по периметру бордюром или зелеными клумбами.

Клумба в регулярном стиле

Рекомендации

Сад в регулярном стиле, как известно, должен иметь большую территорию. Тем не менее некоторые элементы этого направления ландшафтного дизайна можно использовать и на небольших площадях. Например, регулярный стиль участка можно получить путем создания цветников, оформленных подстриженными кустарниками. Большого пространства для них не требуется, зато расположенные симметрично кусты окажут влияние на стиль сада.

Если на участке предусмотрено наличие беседки, то в ее конструкции рекомендуется использовать кованые металлические или даже деревянные декоративные резные элементы. Аналогичные фрагменты будут уместны и для ограждений. Неплохим вариантом в качестве элемента регулярного стиля на участке станет литой забор, исполненный в классической строгой манере.

Французский или регулярный парк

Регулярный парк

Определение 1

Регулярный (французский) парк – это парк, имеющий геометрически правильную структуру, как правило, с выраженной симметричностью и геоиетричностью композиции.

Регулярный парк имеет прямые аллеи, которые по совместительству выполняют роль осей симметрии. Здесь обычно располагаются партеры, бассейны, цветники, которым намеренно придается правильная форма.

Рисунок 1. Версальские сады. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Культура устройства регулярных парков достигла своего пика в эпоху господства архитектурного стиля барокко во Франции (XVII – XVIII вв). Хорошим примером данной тенденции могут служить сады Версаля, созданные для семьи Людовика XIV архитектором Андре Ленотром. Очень быстро моду на французские парки переняли другие европейские государства; отсюда садово-парковые ансамбли и получили свое название.

Однако, исторически термин «французский парк» не совсем точен, поскольку регулярные сады зародились в Италии, еще в эпоху Ренессанса, а наибольшей изощренности они достигли в Англии в XIX веке. Здесь стала практиковаться стрижка растений в виде сложных и экзотических форм:

  • животных;
  • кубов;
  • шаров
  • спиралей.

Следует заметить, что регулярные парки в большей мере были распространены при европейских дворцах и замках. Как правило, каждый из них играл особую роль в дворцово-парковых ансамблях.

История появления

Как уже отмечалось выше, французские регулярные парки произошли от итальянских садов эпохи Возрождения, принципы проектирования которых были привнесены во Францию в начале XVI века. Одними из типичных образцов итальянского садово-паркового ансамбля были Сады Боболи (Флоренция) и сады виллы Медичи (Фьезола). Оба этих сада характеризовались:

  • наличием партеров (участков для рассады культурных растений) правильной геометрической формы;
  • применением фонтанов и различных водоемов для оживления композиции;
  • наличием лестниц, перепадов и уклонов для объединения разных уровней ландшафта;
  • наличием гротов, лабиринтов и скульптур.

Замечание 1

Подобные садово-парковые ансамбли символизировали порядок и гармонию – главные идеалы периода Возрождения.

После своего путешествия в Италию в 1495 году король Карл VIII привез на родину итальянских мастеров и ремесленников (в т. ч. Пачелло де Меркольяно). По распоряжению короля специалисты приступили к устройству парка в королевской резиденции в Амбуазе. Наследник Карла, Генрих II, вел войны с итальянцами и встречался с Леонардо да Винчи, что сказалось на внешнем виде садово-паркового ансамбля в королевском замке Блуа.

Рисунок 2. Во-ле-Виконт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В 1536 году архитектор Филибер Делорм занимался проектированием и устройством садов замка Ане. Считается, что вдохновение он черпал у Римских регулярных парков. Тщательно продуманная структура сада Ане, которая отражалась в водоемах и насаждениях, стала одной из самых значительных образцов французского парка.

Несмотря на то, что сады периода французского Возрождения сильно отличались по внешнему виду от садов эпохи Средневековья, они по-прежнему считались обособленной от дворца архитектурной композицией и, как правило, вовсе отделялись от него стеной. Здесь отсутствовала связь между различными участками парков, нередко сады устраивались на совершенно неподходящих для этого территориях, которые в большей мере соответствовали оборонным целям, чем стремлению к созданию прекрасного. Все изменилось в XVII веке, когда получили широкое распространение настоящие французские регулярные сады.

Во-ле-Виконт и Сады Версаля

Одним из первых значительных французских парков можно назвать садово-парковый ансамбль дворца Во-ле-Виконт. Проектированием и устройством поместья Николя Фуке (суперинтенданта финансовой сферы короля Людовика XIV) было начато в 1656 году. Автором проекта главного здания был архитектор Луи Лево, созданием скульптур для парка занимался Шарль Лебрён, а проектирование самого регулярного парка было доверено Андре Ленотру.

Данный архитектурный ансамбль был интересен тем, что впервые при его строительстве была применена техника увязки архитектуры дворца и садово-паркового ансамбля. С главного крыльца дворца открывалась уникальная перспектива на полтора километра вперед, вплоть до статуи Геркулеса. На территории французского парка были устроены партеры, которые включали в себя вечнозеленые кустарники в орнаментных узорах. Аллеи парка украшались скульптурными шедеврами, фонтанами и водоемами. Симметрия, господствовавшая в структуре регулярного парка, была доведена до совершенства и цельности. Интересно, что данные качества редко можно было встретить в классических садах. Главный дворец располагался в самом центре этой взыскательной пространственной композиции, олицетворял успех и силу.

Уникальные сады Версальского дворца, также созданные Андре Ленотром в период с 1662 по 1700 гг., являются произведением французского искусства. Долгое время данные сады являлись крупнейшими садами в Европе (их площадь составляла 8300 гектаров). Они были разбиты вдоль главной осевой линии, проходящей с востока на запад (следуя движению солнца). Солнце на восходе проходило через Двор Славы, освещало Мраморный двор и садилось за Большим каналом.

Сады Версаля контрастировали с роскошным перспективным видом, который простирался до горизонта и включали в себя ряд сюрпризов – водоемов и боскетов, наполненных скульптурными шедеврами. Все это придавало садам маломасштабность и образовывало укромные уголки внутри регулярного парка.

Одним из главных символов сада было Солнце, оно олицетворялось статуей Аполлона, располагающейся в главном фонтане садов. Архитекторы стремились удлинить виды и перспективы парка как со стороны дворца, так и в обратную сторону.

особенности дизайна в фото примерах

В регулярном или формальном саду всему отведено свое место, все подчинено строгости и порядку, поэтому его по праву считают едва ли не самым консервативным стилем садово-паркового искусства.

Регулярный сад можно сразу узнать по симметричной посадке кустарников и деревьев, прямым аллеям и дорожкам, правильным геометричным контурам, размеренности и четкости композиций, сложным партерам, ярко выраженным осям, многоликим водным элементам и многочисленным классическим скульптурам. Все это придает формальному саду особую упорядоченность, изыск, возвышенность, величие и торжественность. Регулярный сад – полная противоположность природности английского или пейзажного сада.

Регулярный сад в истории

Регулярный или формальный стиль ландшафтного дизайна тесно связан с именем короля Людовика XIV и своего расцвета он достиг именно во Франции в XVII веке, в период апогея абсолютизма, поэтому не удивительно, что его также принято называть французским стилем. Продуманность, четкость, выверенность дизайна до мельчайших деталей стала своеобразным символом торжества красоты и упорядоченности над хаосом, гения человеческого разума над силами природы, покорения, превосходства и власти над окружающим миром. Регулярные сады и парки из-за своей композиционной сложности преимущественно использовались для оформления замков и дворцов, где должны были дополнительно подчеркнуть монументальность и пышность архитектурных ансамблей. Большой вклад в становление и развитие регулярного стиля сделал придворный садовник Людовика XIV Андре Ленотр, ставший автором уникальных ландшафтных творений в знаменитых парках Шантийи, Во-ле-Виконт, Фонтенбло, в парке Версальского дворца.

Современный регулярный сад

В наши дни встретить чистый регулярный стиль крайне сложно. Как правило, формальный стиль используют для оформления отдельного участка сада или заимствуют из него лишь самые яркие и интересные элементы, гармонично вписывая их в сады других стилей. Это связано не только с модой, но в первую очередь с трудоемким и затратным процессом создания регулярного сада. Формальный стиль – это торжество богатства, совершенства и величия, которое присуще классическому зодчеству, поэтому он станет лучшим украшением для особняков, выстроенных под старину, с балюстрадами, террасами, богатыми скульптурными элементами. В симметричной планировке регулярных садов четко прослеживаются правильные пропорции и формы величественных античных зданий.

Основные особенности регулярного стиля

Масштабность

Поскольку в основном регулярные сады использовались в оформлении территорий дворцов и замков, которые никак нельзя назвать скромными, их традиционно связывают с масштабностью. Формальный сад предназначен для длительных прогулок, где постоянно перед глазами предстают новые виды, разыгрываются новые «спектакли», чередуются живописные картины. Организовать эту «театральность» на небольшом участке довольно сложно, да и многочисленные декоративные элементы будут лишь отягощать и загромождать пространство. Кроме того, обязательное требование для создания регулярного сада – идеально плоская, ровная территория, без каких-либо рельефных неровностей, что требует проведения соответствующих земляных работ.

Геометричность

Регулярному стилю ландшафтного дизайна присуща осевая композиция, где осью симметрии выступает дом, и прямые линии, что позволяет упорядочить пространство, подчеркнуть рукотворность данного творения и воздействие человека на природу. Какая-либо хаотичность просто недопустима. Главным элементом регулярного сада выступает партер – открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основным фоном для цветников и солитеров выступает партерный газон, который требует особо тщательного ухода, поскольку это лицо сада. Характерная черта регулярного сада – партерные или орнаментальные цветники с замысловатыми композициями и узорами, отличающиеся особой сложностью в оформлении и уходе. Без профессионалов здесь не обойтись. Центр цветочной композиции нередко венчает вазон, фонтан или скульптура.

Живые изгороди и топиар

Для зонирования регулярного сада, а также для создания зеленых коридоров, комнат и лабиринтов широко используются живые изгороди, перголы, арки и трельяжи. Одно из лучших украшений формального сада – топиарные фигуры, которые создаются путем стрижки кустарников и деревьев для придания им самых разнообразных форм: пирамида, куб, шар, спираль, конус.

Водоемы

Обязательный элемент сада в формальном стиле – водоем с четкой береговой линией в форме квадрата, прямоугольника или круга, обрамленный высаженной в строгом порядке растительностью; всевозможные бассейны с фонтанами, пристенные фонтанчики, многочисленные каскады.

Растения и материалы

По возможности декоративность регулярного сада должна сохраняться круглый год, поэтому предпочтение отдают вечнозеленым породам. Для создания живописных зеленых сводов используются вечнозеленые растения и лианы. Очень хорошо вписываются в формальный стиль и моносады, состоящие из одного вида растений: сиренарии, розарии, иридарии.

Примеры дизайна сада в регулярном стиле

Регулярный сад – не тот стиль, где уместна экономия. Здесь все обязано быть изыскано, роскошно и богато: мрамор, бронза, керамика, художественная ковка, резьба по дереву. В декоре превалируют растительные мотивы и классические орнаменты. Разбавить строгость помогают зоны отдыха с уютными беседками и летними павильонами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *