Рококо в архитектуре примеры: Рококо в архитектуре как развитие Барокко

Рококо в архитектуре как развитие Барокко

13.08.2019

1204

Время чтения: 5 минут

Рококо в архитектуре

Введение

Рококо — стиль, проявившейся в начале XVIII века во Франции. Слово “рококо” в переводе с французского означает “декоративная ракушка”. Данный стиль является развитием стиля барокко.

Основные черты стиля рококо

Как и барокко, в стиле рококо приветствуются обилие деталей и различных форм. Все элементы и детали должны быть утонченной формы и изящными. Также приветствуется большое количество орнаментов.

Так как рококо является производной от стиля барокко, эти стили имеют много общих черт, однако есть и немаловажные отличия, из-за которых рококо часто выделяют как отдельный стиль. В отличие от парадного и напыщенного барокко, рококо имеет более простой вид, меньшее количество различных форм. Архитектурный стиль стал более легким и игривым. Симметрия барокко сменилась на произвольные и нелогичные линии.

Рококо в архитектуре

Основным элементом дизайна рококо стал элемент, под названием “рокайль”. “Рокайль”- специальный орнамент, который совмещает в себе элементы растений, камня и также раковин. Для такого вида орнамента очень характерны плавные, постепенные переходы. Это, при общем взгляде, создает целостность всего дизайна, а также дополняет некоторые конкретные элементы. Часто можно встретить беседки, ворота, фасады, выполненные с использованием таких элементов. Рококо стирает понятие ровных линий. Все линии в дизайне изменяются в большую или меньшую сторону. Например: линия крыши должна плавно искривляться от центра к краям. Это визуально увеличивает объект, а масштаб очень важен в подобном стиле. Многие формы становятся похожими на природные. Украшением может стать орнамент, визуально напоминающий стебель и листья растений или ветки дерева. Такой подход гарантирует уникальность дизайну, а также высокий уровень узнаваемости стиля.

  • При разговоре о рококо невозможно не сравнивать его в деталях с барокко. В отличии от своего предшественника рококо имеет более спокойный характер. Он менее бросается в глаза. Рококо дарит больше уюта и становиться более естественным. Это является немаловажным признаком, который часто становиться основополагающим при выборе между этим стиле и стилем барокко.
Стиль рококо

В период появления стиля рококо он часто комбинировался со стилем барокко. Примером этого может стать Версальский Дворец, который включает в себя элементы роскошного, напыщенного барокко, а также элементы плавных линий, растительные мотивы и другие признаки рококо. При такой “смеси” каждый стиль может визуально дополнять друг друга. Плавное строение линий может очень хорошо сочетаться с роскошными формами барокко и наоборот. Главное в таком комбинирование сочетать стили правильно, без явного доминирования одного стиля над другим.

В интерьере рококо дублирует принципы из архитектурного стиля. Для такого стиля лучше всего выбрать помещение неправильной формы. Это даст возможность проявить полет фантазии во внутренней отделке, и выделить помещение на фоне других. Главная цель интерьера — показать богатство. Это достигается посредством использования большого количества позолоты, дорогих тканей, лепнины и других элементов богатства. В сравнении с барокко сильно изменилась цветовая гамма в помещении. Сочетание голубых цветов сменилось на пастельные тона, с яркими акцентами в виде обивки мебели и так далее. Важнейшим элементом интерьера в стиле рококо стал камин. Как правило, он делается из натурального камня и является смысловым центром помещения.

Стиль рококо

Услуги дизайнеров

Рококо — очень сложный в исполнении стиль. Он требует очень большого внимания деталей, которые и формируют общий вид. Только хороший дизайнер, обладающий огромным опытом в разработке подобного дизайна, сможет разработать качественный план помещений. Дизайнер учтет все детали и поможет создать дизайн, подходящий именно вам.

Резюме.

Стиль рококо является большой экзотикой в наши дни. Он подойдет любителем поздней эпохи Барокко. Если вы желаете выделиться на фоне обычных фасадов и интерьеров (например, как со стилем ар-деко), не боитесь трудностей касательно разработки такого дизайна, а также обладаете достаточным количество ресурсов — этот стиль определенно для вас.


Архитектура и искусство рококо — кратко


Направление рококо

Само слово «рококо» имеет французские корни и означает «украшение из раковин и камней». Данный стиль появился в XVIII веке и сочетал в себе всю эстетику и элегантность. В рококо в основном преобладают белые, розовые, зелёные, жёлтые, золотые тона. Часто рококо ставят в сравнение с барокко, так, если барокко присуще помпезность и торжественность, то рококо отдаёт предпочтение грации и утонченности. Рококо более спокойный стиль, но несмотря на это наполнен множеством сложных элементов и узоров, а также рококо свойственны более постельные тона, в то время, как барокко воплощается в более тёмных и ярких тонах.

 

Архитектура рококо

Архитектура рококо характеризуется лёгкостью и чрезмерным набором деталей. В зданиях, выполненных в стиле рококо, очень сложно отыскать чёткие прямые линии, а также строгой симметрии. Колонны могут быть самыми короткими или длинными, а также закручиваться в своеобразные винты. Все проходы, окна, двери обрамлялись лепниной, которая походила больше на растения или цветы. Всё свободное пространство на стенах заполнялось обильной фигурной отделкой.

В качестве основного элемента выступали завитки, которые чаще всего выполнялись в форме раковины, и лепные украшения, выполненные в форме щита или полуразвёрнутого свитка. Также следует отметить, что хоть стиль рококо зародился и во Франции, но наибольшего своего расцвета он достиг в Баварии, по сей день этот район славится изысканными и великолепными архитектурными творениями. 

Среди наиболее известных зданий, выполненных в стиле рококо, является Зимний Дворец, расположенный в Санкт-Петербурге. Над ним работал сам Франческо Растрелли. Только взглянув на обрамление фасадов Дворца, можно заметить элементы рококо – это витиеватые узоры над окнами, многочисленные колонны разного размера, отсутствие большого пустого пространства. 

 

Искусство рококо

Вообще направление «рококо» олицетворяет светский стиль жизни того времени, поэтому на картинах, выполненных в данном стиле, чаще всего изображается убранство, богатство, роскошь, беззаботность и лёгкость, нет бедности, серости и старости. 

    К самым известным художникам, использующих стиль рококо в своих творениях, можно отнести: Антуан Ватто, Франсуа Буше, Иван Аргунов, Никола Ланкре, Жан-Марк Натье, Элизабет Виже-Лебрен, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Джованни Баттиста Тьеполо. 

Картины воплощали самые изящные задумки своих художников, вечно молодые персонажи беззаботно развлекались на фоне красивых ландшафтных пейзажей. Рококо также использовалось и в изображении эротики. В особенности это касалось мифологии, когда на картине, например, изображена Венера, с изящными изгибами тела, максимально приближенная к образу обычной женщины. 

В данном направлении выполнялись фрески, расписывались стены и потолки. Порой издалека даже может показаться, что выполненное представляет собой скульптуру. 

Можно выделить основные характеристики данного стиля:

— орнаментальная декоративность;

— грация, изящность, лёгкость и элегантность;

— пастельные и спокойные тона;

— загруженность деталями;

— особые мифологические мотивы;

— отделка лепниной и так далее. 

 

Заключение

Подводя итог вышесказанному, получается, что родоначальницей рококо стала Франции, расцвет данного направления пришёлся на начало XVIII века. В эти времена стали возводиться здания с вычурным и детализированным дизайном. Рококо характеризировало светскую жизнь данного времени, а именно её беззаботность, пышность, богатство, веселье и красота. Молодые люди, изображённые на картинах, выглядели счастливыми на фоне красивых пейзажей. Скульптуры, выполненные в этом стиле, показывали всю грацию и эстетику человеческого тела, каждые изгиб был изображён в полном соответствии с действительностью. 

 


Рококо — Википедия

Рококо́ (фр. rococo от rocaille «скальный») —термин, вошедший в употребление в середине XVIII века термин; его использовали с негативным оттенком. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства барокко». Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в.), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. В переходный период Регентства после безумств Большого стиля Людовика XIV,скончавшегося в 1715 г., искусство переместилось от дворцовых празднеств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати. Второй причиной камерности «стиля рокайля» является происхождение основного декоративного элемента от растительного завитка; этимологически термин «скальный» также связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли. В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Рококо — оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм — барокко — неоклассицизм. Ещё одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х гг. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего «стиля Людовика XV» и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Так Д. Дидро называл этот стиль «временем испорченного вкуса».

[1]

Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель («хрящ») и ормушль («ушная раковина»). Один из наиболее ранних случаев употребления терминов «рокайль и картель» — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см. ниже). Также находим их в письме (7 апреля 1770 г.) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг.: «…поскольку Е. И. В. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям…» (цит. по документу из РГИА).

Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. (это направление получило наименование «греческого вкуса»; предметы этого стиля часто неверно принимают за «позднее рококо»), так называемый рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры[2].

В 1960-70-е годы в отечественном искусствознании концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение, и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами […] „Амуры божества любви“ превращаются в — putti — рококо»[3].

Архитектура

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).

Интерьер

Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу — узорный паркет и ковры-гобелены. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо — очень нежная, используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Кроме того, обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера.

Живопись

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. На смену репрезентативности приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.

В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Видным художником является Пьетро Лонги. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо — уютные гостиные, праздники, карнавалы. Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.

Среди крупных представителей живописи рококо в других европейских странах: Фрэнсис Котс (в Великобритании), Жан Юбер (в Швейцарии), Густаф Лундберг (в Швеции).

Музыка

В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Жан Жозеф де Мондонвиль, Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра, Жозеф Боден де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Помимо Франции, музыка рококо развивалась и в странах Германии, так как этому стилю благоволили Мария Терезия и Фридрих Великий. Среди композиторов этого стиля нужно отметить Йоханна Адольфа Хассе, Эммануэля и Кристиана Бахов, а также Леопольда Моцарта, влияние стиля также заметно в музыке его сына Амадея и Йозефа Гайдна.

Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Да и сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо? Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.

Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.

Cliche Lauros-Giraudon (XVIII век). «Три музы в поте лица».

В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы, иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В сравнительно краткую эпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами и мастерами инструментальных жанров до своего высшего развития, а затем до истощения и упадка, после которого он попросту покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет.

Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля.

Декоративно-прикладное искусство

Интерьер в стиле «позднего» Людовика XV — переход к неоклассицизму(музей Ниссим-де-Камондо)

Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства.

В 1708 году алхимик Иоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора И нашел подходящую для этого глину. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Кроме фарфора — в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе — искусство сервировки стола.

Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт — изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели: консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза».

Мастера мебели: Давид Рентген, Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, Пьетро Пиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции.

Мода

Чешская аристократка, одетая по моде рококо.

Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.

Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».

Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в 1720—1760-х годах (после того, как фонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. В моде были белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.

Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах были широкие обшлага. На карманах — огромные клапаны. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.

Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко) тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо — это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, — фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.

Литература

Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость и беззаботность. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо[4]. Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.

Лирика рококо гораздо легче высокопарной поэзии классицизма, в связи с чем получает название «лёгкая поэзия» (фр. poésie légère) или «поэзия мимолётностей» (фр. poésie fugitive). Наиболее распространёнными для стиля формами были застольные песни, игривые послания, мадригалы, сонеты и эпиграммы (лирика Эвариста Парни, маркиза де Лафара и др.)

В Англии стиль рококо не получил в литературе широкого распространения. В Италии и Германии наоборот, было много приверженцев данного стиля, в частности Паоло Антонио Ролли и Пьетро Метастазио — в Италии, и Ф. Хагедорн, И. Глейм, И. Н. Гёц — в Германии[5].

В России

Примечания

  1. ↑ Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: Азбука-Классика, 2008. Т. VIII. С. 236-254
  2. ↑ Латинский язык и отражение греко-римской мифологии в русской культуре XVIII века
  3. ↑ Чернов И. Опыт типологической интерпретации барокко // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 38
  4. Б.И. Пуришев. Рококо // А.А. Сурков «Краткая Литературная Энциклопедия». — М: Издательство «Советская энциклопедия», 1971. — Т. 6. — С. 339.
  5. E. Ermatinger. «Barock und Rokoko in der deutschen Dichtung». — Lpz., 1928.

Литература

  • Всеобщая история искусств (в шести томах) под ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. Государственное издательство «Искусство» М., 1965.
  • Даниэль С. М. Рококо: от Ватто до Фрагонара. — 2-е изд. — СПб.: Азбука-классика, 2010 (Новая история искусства). — 333 с. — ISBN 978-5-352-02074-6 Первое изд.: СПб., 2007.
  • История мирового искусства, ред А.Сабашникова, М.:БММАО, 1998.
  • Сомов А. И. Рококо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Энциклопедический музыкальный словарь. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. «Советская Энциклопедия» М., 1966.
  • Энциклопедия живописи. Изд. на рус. яз. — под ред. Н. А. Борисовской и др.,М.1997.
  • Энциклопедический словарь живописи, под ред. Мишеля Лаклотта, директора Лувра, рус. издание, М.:Терра, 1997.
  • Anger A, «Literarisches Rokoko», Stuttg., 1962.
  • Andre Campra. L’Europe Galante. DHM Editio Classica. 1988.
  • Gurlitt, «Geschichte des Barockstils, des Rokokos und des Klassizismus» (Штутгарт, 1886—88)
  • Dohme, «Barock- und Rokoko-Architectur» (Б., 1892).
  • Schumann, «Barock und Rokoko» (Лейпциг, 1885).

Ссылки

Архистория окна в стилях. Русские барокко и рококоЕщё архитектура XVIII-XIX веков, в т.ч. РИМонументальная роскошь: архитектура барокко и рококо в Российской империи
История окна

От готических храмов и дворцов эпохи Ренессанса мы, следом за историей архитектуры, перейдем к двум заметным стилям: барокко и рококо. Эти направления последовательно развивались во всей Западной Европе, включая Россию.


Ещё архистория окна
___
Поскольку тема для изучения действительно обширная, в этом материале мы остановимся на том, какое отражение нашли барокко и рококо на территории Российской империи, прежде всего, в Санкт-Петербурге и Москве.
Начнем с вычурного и роскошного стиля барокко. Этот стиль возник в Италии в конце XVI века и развился из маньеризма. Характерные особенности барокко — торжественность и пышность декоративного убранства, использование криволинейных форм, увлечение авторов визуальными эффектами. Стиль барокко стал первым общемировым архитектурным стилем, распространившимся на всю Европу и даже Америку.

Русское барокко несколько отличается от европейского: в то время как мастера западного стиля смело нарушали каноны строительства прошлых веков, и на первое место ставились необычные формы, здания же в России характеризует большая упорядоченность и структурность и простота архитектурных планов. Вторая важная деталь — мажорные, яркие краски, смелые цветовые контрасты. Очень часто в оформлении зданий использовалось золочение.


___
Поскольку барокко в России было не таким экспериментальным, как в Европе, это коснулось и оформления оконных и дверных проемов: для российских зданий были характерны скорее прямоугольные окна, нежели овальные и полуциркульные. Однако богатый декор присутствовал и на них.

Развитие барочного искусства и, в частности, архитектуры в России приходится на начало XVIII века и связано с ростом и укреплением абсолютной монархии. Страна стала империей, а императорам нужны были пышные дворцы, ни в чем не уступающие французскому Версалю.


___
Исследователи выделяют три периода: московское барокко, в котором строились церкви и храмы, петровское, более строгое барокко, и, наконец, зрелое позднее барокко, также называемое «Елизаветинским» — пожалуй, самый известный пример русского барокко.

К первому периоду относятся постройки, возведенные в конце XVII-начале XVIII века в Москве. Часть исследователей относит их скорее к ренессансному стилю, поскольку прямого влияния европейского барокко здесь не прослеживалось. Самое характерное здание — комплекс Новодевичьего монастыря. Стиль московского барокко служит связующим звеном между патриархальными постройками старой Москвы и новыми домами Петровской эпохи.


___
В стиле петровского барокко построены самые первые здания в Санкт-Петербурге, будущей столице огромной Российской Империи. Архитектурный стиль, который он выбрал для Санкт-Петербурга, во многом опирается на работы голландских, немецких и шведских архитекторов. Петровское барокко стоит особняком от пышного, даже в чем-то византийского московского: зданиям свойственны простота и сдержанность.

В новую столицу по приглашению Петра прибыли архитекторы Доменико Трезини, Джованни Мария Фонтана, Георг Маттарнови и некоторые другие. У них учился талантливый мастер Михаил Земцов, который, вместе с наставником Маттарнови, построил знаменитую Кунсткамеру. Земцов также спроектировал план застройки Петергофа, бывшего до того населенным пунктом с хаотично расположенными зданиями. Второе яркое строение петровского барокко, Меншиковский дворец (сейчас один из филиалов Эрмитажа), принадлежит авторству Фонтана и Шеделя.


___
Отличительной особенностью елизаветинского барокко было величие и роскошь. Главным мастером этого стиля стал итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Ему были свойственны пышность убранства, двух-трехцветные схемы окрашивания, использование позолоты, а также исполинские масштабы построек. Растрелли спроектировал классические образцы русского барокко — Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе.

Сохранились чертежи оконных проемов для Зимнего дворца. Обратите внимание на необычные обрамления.


___
В Большой галерее, главном зале Большого дворца Петергофа, присутствуют не только множество настоящих окон, но и несколько фальшивых — это зеркала, искусственно расширяющие и без того монументальное пространство. Уровень величия парадных залов достигал буквально запредельных высот. Этот же прием Растрелли использовал и при оформлении Зимнего дворца.
___
Среди русских мастеров выделялись архитекторы Ухтомский, Мичурин и Аргунов. Так, авторству Дмитрия Ухтомского принадлежит церковь Никиты Мученника в Москве — сохранившийся до наших дней памятник архитектуры позднего русского барокко.
___
Роскошный стиль барокко видоизменился в еще более причудливый и вычурный рококо. Он возник во Франции в первой половине XVIII века во времена правления Филиппа Орлеанского и достиг апогея при Людовике XV. Архитектура рококо стремится быть еще более легкой, торжественной и праздничной, о симметрии можно забыть вовсе. Отличительная особенность стиля — изогнутые линии: здания очень часто напоминают морскую раковину. Кстати, французское слово rococo означает «причудливый», «капризный», «ракушка».

В отличие от монументального барокко, рокайльные залы делали камерными, уютными, интимными, в чем-то даже напоминающими будуары. Сами здания стали похожи скорее на небольшие особняки, нежели на масштабные дворцы. В оформлении окон используются затейливые орнаменты лепнины. Узоры напоминают листья растений, цветы и ракушки.


___
В России стиль рококо встречается чаще в оформлении интерьера, нежели экстерьера. Однако сохранился и памятник стиля рококо — дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором Антонио Ринальди. В XVIII веке здание носило название «Каменный дом».

Внутренее убранство и дворца в Ораниенбауме, и других зданий в стиле рококо выполнено в пастельных тонах, преобладающие цвета — нежно-голубой, розовый, сочетание белого и зеленого, кроме того, в убранстве много позолоченных деталей. Cтоит отметить еще одну характерную особенность стиля рококо — влияние азиатской культуры. Совокупность цветочных орнаментов, перегородок и ширм, а также драгоценного фарфора относят к собственному подстилю, названному шинуазри.

Так, например, Большой Гатчинский дворец, также спроектированный Ринальди, по экстерьеру близок к классицизму, а по внутреннему убранству мы можем отнести его к стилю рококо.


___
Однако мода на рококо довольно быстро сошла на нет, уступив место другой «крайности» — строгому и продуманному классицизму. И хотя первоначальные постройки этого стиля сохранили в себе черты барокко и рококо, последующие работы русского классицизма ни в чем не уступают, а порой даже превосходят европейские строения той эпохи. Подробнее о русском классицизме мы расскажем в нашей следующей статье. А пока рекомендуем вам запланировать на майские праздники поездку в Москву или Санкт-Петербург, чтобы насладиться красотами монументального барочного стиля 🙂
Что такое архитектура в стиле рококо? (с картинками)

Архитектура в стиле рококо возникла около 1700 года во Франции и, как считают историки искусства, является частью стиля позднего барокко. После смерти Людовика XIV стиль рококо прогрессировал, поскольку аристократическая власть отошла от Версальского дворца. Архитектурный стиль рококо иногда рассматривается как женский, и он доминирует в архитектуре интерьера. Стиль в конечном итоге распространился из Франции в другие части Европы.

Rococo architecture mostly focuses on the interior of a building, such as the ballroom of Portugal Архитектура в стиле рококо в основном сфокусирована на интерьере здания, такого как бальный зал Национального дворца Келуш в Португалии.

Искусствоведы часто считают архитектуру рококо результатом архитектуры в стиле барокко.Стиль барокко развивался около 1600 года и продолжался примерно до 1750 года. По сравнению с искусством эпохи Возрождения, стиль барокко рассматривается историками искусства как более живой, драматичный, эмоциональный и витиеватый. Самым известным примером архитектуры барокко является фасад базилики Святого Петра в Риме, построенный около 1612 года. Когда архитектура рококо развивалась во Франции, она охватывала многие элементы стиля барокко, но она была более сложной, надуманной и чрезмерной. вершина.

The Rococo style spread out from France following the death of Louis XIV. Стиль рококо распространился из Франции после смерти Людовика XIV.

Людовик XIV умер в 1715 году. После его смерти аристократы отошли от двора к таунхаусам и отелям Парижа. Архитектурный стиль рококо появился примерно в это время, когда аристократы переехали в новые дома, которые они построили и украсили, чтобы отразить нынешний вкус.

Некоторые историки искусства считают стиль рококо женским, что может быть точной оценкой. Такие женщины, как Екатерина в России и Мария Тереза ​​из Австрии, были сильными в то время.В небольших судах женщины также имели власть, и салон часто был центром общественной жизни Парижа в 18 веке.

Стиль рококо отразился в основном на внутренней архитектуре здания. Внешняя архитектура здания в стиле рококо может быть относительно простой, но в интерьере есть оборки и сложные изогнутые линии.На декоративной позолоченной лепке могли быть вырезаны цветы, птицы, гирлянды и ангелы, выделенные золотом. Salon de la Princesse в Hôtel de Soubise в Париже является прекрасным примером стиля рококо. Стены, окна и часть потолка этой комнаты полностью покрыты сложной лепкой.

Со временем архитектура в стиле рококо распространилась на Германию и Австрию.Amalienburg, здание в стиле рококо в Мюнхене, Германия, было завершено в 1739 году. Архитектура экстерьера и интерьера отражает стиль рококо. Фасад здания имеет тонкую резьбу над окнами и дверью, а также на крыше. Внутри Зеркальный зал, как следует из его названия, использует зеркала для отражения света и изысканных линий декоративного лепного украшения.

The tapestries and paintings of Jean François de Troy are examples of Rococo period art and design. Гобелены и картины Жана Франсуа де Троя являются примерами искусства и дизайна эпохи рококо.,

рококо против барокко в архитектуре и дизайне

рококо и стили барокко: как отличить

Во Франции барокко и рококо были смежными стилистическими периодами, которые охватывали две совершенно разные чувства; один (барокко) был властным и провокационным, а другой (рококо) выражал легкость и игривость с тщательно продуманным декором. Различия в темпераменте двух эпох оказали глубокое влияние на художественные / декоративные движения. Тем не менее, в то время как эпоха барокко простиралась на протяжении 17 9000 — годов, стиль рококо был мимолетным по сравнению с ним, охватывая более или менее с 1730-х по 1760-е годы (во времена правления Людовика XV).Различия между ними можно суммировать с точки зрения настроения (чувства возраста), функции и метода.

Барокко и рококо Функция, форма и полезность

В барокко был распространен двухэтажный салон (большое центральное пространство, отделенное от частных помещений для проживания и, в частности, развлечений); в период рококо в целом стандартом был одноэтажный салон, комнаты были спроектированы так, чтобы быть меньше, потому что люди хотели быть более интимными и не заботились о том, чтобы произвести впечатление на своих гостей.

Рококо наклонился к асимметричному не только в декоре, но также и обнимая изогнутые линии и углы, как показано в форме комнаты; Hôtel Amelot de Gournay в Париже, спроектированный Габриэлем-Жерменом Боффрандом как частный дом, был построен с внешним фасадным фасадом, полукруглым овальным внутренним двором, расположенным как таковой, чтобы наполнить уединение и удобство (французы назвали это «конвенцией» и это относилось к установлению легких, функциональных отношений между комнатами) в том, что теперь признано стилем рококо.Это здание начала 18 века продемонстрировало способ реализации рококо в сочетании с функцией, формой и полезностью.

Барокко и Рококо Орнаментальные и архитектурные особенности

Классицизм исчез в период рококо после того, как он был широко выполнен в стиле барокко. Римские ордена (правила и уровни стиля, принятые в римской архитектуре) были в основном заброшены в части внутренней архитектуры рококо. Проще говоря, жесткость и точность барокко были заменены.

В интерьерах в стиле барокко пилястры выровняли стены, обрамленные панелями, панелями и антаблементом, и окружали комнату над дадо и фризом. Орнамент на лепнине и в дереве включал завитки, «гротескные» рисунки, а также росписи и фрески. Гобелен был использован, и дымоходы были выдающимися и щедрыми.

В отличие от этого, Rococo использовался для создания ощущения потока с использованием абстрактных и асимметричных деталей.Дадо ниже и менее часто используется. Стены не будут иметь полной антаблементности, а угол между стеной и потолком устранен гипсовыми покрытиями в углах. Отделка поверхности рококо на потолке и стенах благоприятствовала мелкому рельефу и углубленным или полукруглым аркам. Оформление было асимметричным, но в то же время унифицированным, с извилистыми и задумчивыми s-свитками и волнообразными линиями. Декор в стиле рококо был о мечтах и ​​фантастике — лепнина и резьба по дереву включали в себя формы и изображения цветов, раковин, крыльев летучих мышей, фестонов, гирлянд, струй фонтанов, хабаров (стилизованных природных форм), а также китайские и певчие.Чувства барокко отличали простых людей от королевской семьи, но Рококо восхищался, если не идеализировал, гуманистическими, а иногда и плотскими наклонностями жизни. Даже мебель в стиле рококо была более деликатной и легкой, как видно, например, при использовании ножки кабриолета в мебели вместо толстых луковичных, как в барокко.

,

Учебник по архитектуре рококо | София Learning

Этот урок охватывает архитектуру рококо во Франции. К концу этого урока вы сможете определить и определить ключевые термины сегодняшнего дня и описать элементы рококо на Салоне Принцесс в отеле Soubise в Париже, Франция. Это будет достигнуто путем изучения:
  1. Период и Местоположение: Архитектура Рококо
  2. Стилистические характеристики архитектуры рококо
  3. Пример архитектуры рококо: Hôtel de Soubise
Характерные элементы стиля рококо включают использование пастельных цветов; акцент на внутреннем пространстве; комнаты с меньшим, более интимным масштабом; и широкое использование криволинейных линий.

1. Период и место: архитектура в стиле рококо

Рококо — или позднее барокко, как его иногда называют — было движение, которое началось в Париже, Франция, в начале 18-го века.


2. Стилистические характеристики архитектуры рококо

Термин «рококо» происходит от французского слова «rocaille», которое представляет собой мелкую гальку и относится к использованию декоративных мотивов из гальки и ракушек, которые составляют значительную часть деталей стиля Rococo .Ключевые стилистические характеристики включают в себя:

  • Использование пастельных красок
  • Использование криволинейной линии, вплоть до проектирования некоторых комнат в форме овала, как вы увидите сегодня
  • Изысканные детали и внимание к деталям
  • Органические формы

После смерти Людовика XIV дворянство его двора воспользовалось возможностью вернуться в Париж из Версаля и перестроило интерьеры ранее существовавших сооружений, поэтому вы также обнаруживаете акцент на внутренних пространствах, а также на комнатах с меньше, более интимное чувство.

рококо
Также называемый «поздним барокко», художественный стиль, характеризующийся игривыми темами и кремово-пастельными цветами, асимметрией, изгибами и позолоченными лепными украшениями в цветочных формах

3. Пример архитектуры рококо: Hôtel de Soubise

Этот период был действительно эпохой аристократии. Это было также время, когда женщины занимали руководящие должности, по крайней мере, среди знати.Французский двор вернулся в Париж из Версаля и воспользовался возможностью, чтобы по-настоящему погрузиться в городские удовольствия. Это было время, когда аристократия обращалась внутрь, в погоне за удовольствием, и подчеркивала игры, легкомыслие и выдумку.

Эта легкомысленная атмосфера, как полагают, свидетельствует о снижении власти аристократии и сыграла роль в обуздании враждебности общества к аристократии, что в итоге привело к первой французской революции 1789 года, которая привела к королю Людовику XVI, и его жена Мария Антуанетта, являющаяся одной из многих аристократов, публично обезглавленных в отместку французским народом.

Была идея утонченности и утонченности, которая была важна среди знати, которая была выражена в изобразительном искусстве, а также в сцене, литературе и даже разговоре. Идея салона — сбор людей для интеллектуальной беседы — была очень важна для знати. Это часто происходило в более интимных комнатах внутри помещений, также называемых салонами, в местах сбора, называемых отелями .

Французское значение этого слова в то время отличалось от его использования сегодня.Они были больше похожи на городские особняки знати, которые иногда были заняты.

Hôtel de Soubise — прекрасный пример одного из таких мест.

Hôtel de Soubise (также известный как Salon de la Princesse) от Жермена Боффранда
18-го века
Париж, Франция

Его внешность красиво французская классика в своем дизайне.

Внешний вид Hôtel de Soubise

Его интерьер, однако, имеет один из лучших образцов французской эстетики дизайна рококо.Salon de Princesse олицетворяет собой дизайн французского рококо. Это комната овальной формы, представляющая собой непрерывное сочетание архитектурных элементов и живописи. Обратите внимание на то, что нет драматических сдвигов от стены до потолка. Органические, извилистые элементы лепного дизайна, состоящие из виноградных лоз, листьев и других деталей, почти незаметно сливаются с потолком, создавая вид позолоченного заросля, покрывающего весь интерьер.

Salon de Princesse of Hôtel de Soubise Салон Принцессы Hôtel de Soubise

Деталь перенесена в мебель, зеркала и скульптуру комнаты, а также в одежду людей внутри нее, чтобы создать целостное и законченное произведение искусства.

Hôtel
Квартира для представителей французского дворянства

Сегодня вы узнали о архитектуре рококо во Франции . В дополнение к изучению того, как определять и определять сегодняшние ключевые термины, вы также узнали, как описать стилистические характеристики архитектуры рококо , которые включают использование пастельных цветов; акцент на внутреннем пространстве; комнаты с меньшим, более интимным масштабом; и широкое использование криволинейных линий.Наконец, вы узнали, как описать элементы рококо в салоне Принцессы внутри отеля Hôtel de Soubise в Париже, Франция.

,

Что такое искусство рококо? (с картинками)

Искусство рококо — это искусство, произведенное в стиле рококо, стиль художественного выражения, появившийся во Франции в начале 18 века; люди также называют это «искусством во французском стиле», ссылаясь на страну своего происхождения. Искусство и архитектура в этом стиле характеризуются очень витиеватыми, причудливыми темами и легким воздухом, которые отличают его от более ранних произведений эпохи барокко, которые были одновременно витиеватыми и тяжелыми.Стиль рококо уступил место неоклассической школе, и многие критики этой школы отвергли это раннее движение как легкомысленное и бездну, что объясняет, почему некоторые люди используют «рококо» как уничижительное слово для легкомысленного искусства и архитектуры сегодня.

The Rococo style emerged in France in the early 18th century. Стиль рококо появился во Франции в начале 18 века.

Термин — портманто rocaille , французское слово «shell», и barocco , итальянское слово «барокко». Для произведений искусства рококо характерны очень витиеватые изгибы и похожие на раковины формы в широком диапазоне шкал от бальных залов до приставных столиков. Это также обычно включает в себя сложные листва, фигурки животных, свитки и причудливые элементы дизайна.В ярком контрасте с темными, тяжелыми цветами искусства барокко в рококо было много пастели, позолоты и других элементов, которые сделали работы этого периода очень светлыми и кружевными.

Rococo architecture is very ornate and fanciful. Рококо архитектура очень богато и причудливо.

Как и в большинстве школ искусств, у рококо есть горячие поклонники, а также несгибаемые хулители. Недоброжелатели часто отклоняют этот стиль искусства как легкий и пушистый, без глубины или структуры, несмотря на тот факт, что это опровергается сложностью домов в стиле барокко, которые отличались чрезвычайно детализированным и витиеватым дизайном интерьера.Как и искусство более ранних периодов, рококо объединяет множество символических растений, животных и тем, чему научится тот, кто внимательно изучит его.

Хотя рококо возникло во Франции, оно распространилось на другие части Европы и было с большим энтузиазмом воспринято в Германии, где сегодня можно найти несколько прекрасных примеров искусства и архитектуры рококо.Многие религиозные структуры включили элементы этого стиля в свою архитектуру. Игривое искусство и дизайн, которые отличают его, часто использовались в меньших масштабах, в таких вещах, как отдельные предметы мебели и картины.

Расцвет периода рококо был недолгим, поскольку социальные критики указывали на него как на пример общего вырождения искусства и общества.Однако более уравновешенный неоклассический стиль, безусловно, объединял элементы рококо, и в некоторых частях Европы его мода сохранилась до конца 1800-х годов, особенно в Англии.

The tapestries and paintings of Jean François de Troy are examples of Rococo period art and design. Гобелены и картины Жана Франсуа де Троя являются примерами искусства и дизайна эпохи рококо.,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *