Регентства стиль: Стиль Регентства (Франция) — Википедия – Эпоха Регентства (Великобритания) — Википедия

Эпоха Регентства (Великобритания) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Принц-регент на утро после ночного разгула. Карикатура Джеймса Гилроя

Английское Регентство, или просто Регентство — наименование периода в истории Англии с 1811 по 1820 гг. В течение этого времени принц-регент, в будущем король Георг IV, правил государством по причине недееспособности своего отца Георга III.

Иногда этот термин расширяется, распространяясь на года до и после непосредственно правления принца-регента (1785—1830). В этом понимании Регентство охватывает первую треть XIX века, то есть эпоху Наполеоновских войн.

Личность принца-регента, который вёл разгульный и весёлый образ жизни, наложила на эту эпоху отпечаток не меньший, чем личность примерной жены и матери королевы Виктории на викторианскую эпоху. Жизнь принца Георга была экстравагантной, он имел множество любовниц и любил азартные игры.

Эпоха Регентства — это время появления денди, первым из которых стал Красавчик Браммел. Высоко ценятся элегантность и остроумие, а кипящая энергия приводит к большим достижениям в науке и искусствах. Англия превращается в лидера не только в политике, но и в образе жизни, что приводит к появлению англомании на континенте.

Эпохе Регентства присущ особенный стиль в искусстве, что также выделяет её в отдельный период. В искусстве он совпадает с царившими на континенте стилями ампир и рококо, но обладает английскими особенностями. Ярким представителем регентской архитектуры был Джон Нэш.

Первая кадриль в Олмаке
Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
Эта отметка установлена 27 апреля 2018 года.
  • Повседневной жизни эпохи Регентства посвящены романы Джейн Остин и «Ярмарка тщеславия» Теккерея.
  • Исторические романы, посвящённые светской жизни этой эпохи, пишет Д. Хейер.
  • Основоположницей жанра любовного романа, использующего в качестве фона эпоху Регентства, считается Джудит Макнот.
  • Действие романа Сюзанны Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» происходит в эпоху Регентства; в романе подробно раскрываются образ жизни и нравы эпохи через призму фантастического, появляются многие важные фигуры эпохи, в том числе Байрон и Веллингтон.

Интерьеры в стиле регентство

   

Stil_regentstvoStil_regentstvo
Стиль регентство хронологически относится к периоду правления Георга IV в Англии. На формирование регентства оказали влияние древнегреческий, романский, готический и китайский стили. Регентство стало своеобразным ответом на французский ампир. Англичане внесли изменения в детали ампира сообразно своим предпочтениям.
Каноны стиля

Элементы и детали расположены в соответствии с принципами симметрии. Интерьер в стиле регентство составляют поразительно элегантные и одновременно прочные конструкции. Для оформления интерьера используются плетеные решетки, росписи и фрески на античную тематику, фризы с акантовыми листьями.

interior_v_stile_regentstvointerior_v_stile_regentstvo

Цветовая гамма представлена вариациями белого, молочными и кремовыми оттенками, яркими акцентами.

Для отделки стен можно использовать бумажные обои с позолоченным узором.

Предметы мебели отличаются непревзойденным качеством столярной обработки, тонким художественным вкусом и сдержанными орнаментами. Мебель изготавливается из ценных пород дерева (дуб, красное дерево). Предметы мебели инкрустируются позолотой.

В текстиле преобладают тяжелые ткани. Например, для оформления окон и обивки мебели используем бархат глубокого цвета.

gostinnaya_v_stile_regentstvogostinnaya_v_stile_regentstvo
Элементы декора

В элементах декора присутствуют морская тема (якоря, дельфины), греческие элементы (акантовые листья, пальметты), адаптации французского ампира, изображения животных и мистических существ (драконы, змеи, фавны). Регентство испытало достаточно сильное влияние китайского стиля, поэтому в интерьерах можно встретить изделия мастеров Поднебесной. Так, интерьеры регентства украшают китайский фарфор, вазы с этнической орнаментикой, а также веера, пагоды и зонтики. Особого внимания заслуживают зеркала в достойных обрамлениях и массивные люстры с обилием позолоты.

Gostinnaya_s_royalem_v_stile_regentstvoGostinnaya_s_royalem_v_stile_regentstvoholl_v_stile_regentstvoholl_v_stile_regentstvo
Характер стиля

Для стиля регентство характерны массивные и солидные предметы, выверенные и строгие детали. Интерьеры в стиле регентство аристократичные и торжественные. Регентство отличается упорядоченностью деталей и спокойствием целостной картины интерьера. Регентство подойдет состоятельным и респектабельным владельцам частных и общественных интерьеров.

Stolovaya_v_stile_regentstvoStolovaya_v_stile_regentstvo
Воплощение идеи

Чтобы создать элитный интерьер квартиры в стиле регентства, обратитесь в компанию СК ремонт за услугой «все включено» — ремонт квартир под ключ в Санкт-Петербурге. «Английский ампир» подойдет для отделки загородного дома или офиса крупной компании. Регентство может подойти владельцам элитной недвижимости и квартир в историческом центре. Мы занимаемся созданием дорогих классических интерьеров с 2001 года по авторским дизайн-проектам.

       

♦  Рубрика: Стили интерьера.
 

Стиль Регентства

История возникновения Регентства

В 1715 году после кончины короля Людовика XIV на престол вступает его правнук – пятилетний Людовик XV. В силу своего маленького возраста и болезненного состояния этот король практически никогда не правил Францией самостоятельно. Даже когда в 1726 году он публично объявил, что берет бразды правления в свои руки, реальная власть продолжала оставаться у кардиналов. Известно, что первые 8 лет коронации Людовика страной правил Филипп Орлеанский. Именно эти 8 лет французской истории искусства и архитектуры и принято называть эпохой Регентства.

Рисунок 1. Королевский павильон в Брайтоне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Что же касается Великобритании, то в 1811 году страной стал править принц-регент, сын Георга III. После смерти отца в 1820 году он стал полноправным королем Георгом IV и правил до 1830 года. Стиль этого периода впоследствии также получил название стиль Регентства или английский ампир. Данное архитектурное направление возникло на основе неоклассицизма XVIII века, с учетом того, что многие элементы здесь заимствуются из египетского, китайского и мавританского искусства. В данном стиле удивительным образом находят сочетание сдержанные формы классицизма и чрезмерная фантазия.

Архитектура Джона Нэша

Наиболее выдающейся постройкой эпохи Регентства называют Королевский павильон в Брайтоне, проект которого был составлен с целью удовлетворения причуд принца-регента. Архитектором проекта был Джон Нэш (1752 – 1835). Фасад здания был решен в восточном стиле, огромные луковичные купола здания здесь доминируют над дворцовыми постройками и придают им оттенок мавританского стиля. Что касается внутреннего убранства дворца, то здесь зрителя может приветствовать бесконечное количество причудливо отделанных комнат. Новшеством того времени являлись люстры с газовым освещением. Павильон в Брайтоне превращается в образец декоративного стиля эпохи Регентства благодаря:

  • китайским обоям;
  • мебели из бамбука;
  • изысканным драпировкам;
  • коврам в зеленых и розовых тонах.

Более классическим вариантом стиля Регентства можно назвать дома ленточной застройки, заимствованные из образцов греческой архитектуры. Их формы были весьма простыми, дома имели гладкие белые стены и греческие элементы внешнего декорирования. Домами, типичными для монументального стиля Нэша можно назвать здания, образующие полумесяц в плане, например, Парк-Креснт (1812) у входа в Риджентс-парк, или массивные арки и ионические колонны Камберленд-Террас (1827) в Лондоне.

Для сооружений, возводимых в эпоху Регентства в Лондоне и других европейских городах, характерны металлические ограждения, навесы над крыльцом, эркеры, а также белые оштукатуренные стены. Подобные постройки, как правило, были предназначены для сдачи в аренду или продажи.

Замечание 1

Стоит отметить, что жильцы в этот период обычно отделывали свои комнаты преимущественно в георгианском стиле.

Архитектура Джона Соуна

Весьма интересным архитектором эпохи Регентства называют сэра Джона Соуна (1753-1837). Иногда этот архитектор работал в сложном, перегруженном деталями стиле, а иногда – в сдержанном, почти модернистском. На сегодняшний день созданные им формы лондонского Английского Банка (1788 – 1823) подверглись реконструкции или были вовсе уничтожены. Из источников, оставивших напоминания о внешнем виде данного сооружения уцелели лишь рисунки и фотографии. Примечательно, что внутренняя отделка данного сооружения была достаточно простой, а арки, купола с фонарями и барабаны с окнами создавали сложное внутреннее пространство.

Стоит упомянуть Старый Офис дивидендов – Старый Колониальный (его еще называли «Пятицентовый») офис, Консольный офис и большая центральная ротонда представляли собой большие залы для публики, просторные и художественные.

Дом №13, располагающийся на Линкольн-Инн-Филдс в Лондоне (1812-1832), некогда принадлежащий Соуну, являлся для него своеобразной лабораторией, на которой он ставил свои архитектурные эксперименты. Помимо прочего здесь располагалась огромная коллекция различных произведений искусства и архитектурных фрагментов. Сегодня в данном здании располагается музей. В комнате для завтраков был предусмотрен плоский купол, освещаемый с помощью потайных оконных проемов, располагающихся в верхней его части. У зрителя создается впечатление, что купол висит в воздухе.

Рисунок 2. Лондонский Английский Банк. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Круглые зеркала внутри помещений создают интересное впечатление прозрачности и освещенности. Галерея в помещении, имеющем высоту в три яруса, может похвастаться прекрасной коллекцией самых разнообразных предметов. Соун комбинировал античные идеи архитектуры с фантастическими тюремными интерьерами с гравюр Пиранези и с творчеством французских архитекторов Клода Никола Леду и Этьена Луи Булле. Это сделало его представителем одного из ведущих направлений, предшествовавших эклектике конца XIX века.

Королевский Павильон

Первое здание вышеупомянутого Павильона было построено в 1787 году архитектором Генри Холландом. Впоследствии данное здание неоднократно расширялось и перестраивалось. В период с 1815 по 1822 годы Джон Нэш занимается проектом полной реконструкции дворца и придает ему экзотический индо-сарацинский внешний вид. Внутреннее пространство здания было также выдержано в восточном стиле, здесь были скомбинированы многие восточные мотивы.

На фоне чопорных построек Брайтона, особенно на георгианских и викторианских сооружений, дворец выглядит чрезвычайно экзотично.

Известно, что после смерти Георга IV король Вильгельм IV также останавливался в Павильоне во время своих многочисленных визитов в Брайтон. Его преемница Виктория не любила Брайтон, и в этой связи выбрала в качестве своей летней резиденции остров Вайт. Позднее Королевский Павильон выкупил город, здесь стали проводиться различные торжественные мероприятия и собрания. Во время Второй мировой войны в Королевском Павильоне был размещен госпиталь.

Регентский стиль — это… Что такое Регентский стиль?


Регентский стиль

Принц-регент на утро после ночного разгула. Карикатура Джеймса Гилроя

Английское Регенство, или просто Регенство — наименование периода в истории Англии с 1811 по 1820 гг. В течение этого времени принц-регент, в будущем король Георг IV, правил государством по причине недееспособности своего отца Георга III. Иногда этот термин расширяется, распространяясь на года до и после непосредственно правления принца-регента (1785—1830). Собственно, это оказывается та меньшая часть XIX века, в которую не правила королева Виктория, не возник викторианский стиль. Термин «Регенство», употребляясь по контрасту с барочным XVIII веком, включает всю эпоху Наполеоновских войн.

Личность принца-регента, который вел разгульный и весёлый образ жизни, наложила на эту эпоху отпечаток не меньший, чем личность примерной жены и матери королевы Виктории на викторианскую эпоху. Жизнь принца Джорджа была экстравагантной, он имел множество любовниц и любил азартные игры.

Эпохе Регенства присущ особенный стиль, что и выделяет ее в отдельный период. В искусстве он совпадает с царившем на континенте стилем ампир, но обладает английскими особенностями. Эпоха Регенства — это время появления денди, первым из которых стал Красавчик Браммел. Высоко ценится элегантность и остроумие, а кипящая энергия приводит к большим достижениям в науке и искусствах. Англия превращается в лидера не только в политике, но и в образе жизни, что приводит к появлению англомании.

Первая кадриль в Олмаке

Известные личности

В литературе

  • Исторические романы, посвященные светской жизни этой эпохи, пишет Д.Хейер

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Регентс-Парк
  • Регентство

Смотреть что такое «Регентский стиль» в других словарях:

  • Классицизм (архитектура) — Большой театр в Варшаве. Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus  образцовый)  художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались… …   Википедия

  • Классицизм — Большой театр в Варшаве. Классицизм (фр. classicisme, от лат.  …   Википедия

  • Георгианская архитектура — Георгианское здание в Солсбери Георгианская архитектура (англ. Georgian architecture)  широко распространённое в англоязычных странах обозначение архитектуры, характерной для Георгианской эпохи, которая охватывает практически весь XVIII век …   Википедия

  • Нэш, Джон — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нэш (фамилия). Это статья о британском архитекторе. Об американском математике см. статью Нэш, Джон Форбс …   Википедия

  • Джон Нэш — Это статья о британском архитекторе. Об американском математике см. статью Нэш, Джон Форбс Банкетный зал Павильона в Брайтоне. Из альбома Джона Нэша Джон Нэш (John Nash; 1752, Лондон  13 мая 1835, Лондон)  британский архитектор, крупнейший… …   Википедия

  • Нэш Джон — Это статья о британском архитекторе. Об американском математике см. статью Нэш, Джон Форбс Банкетный зал Павильона в Брайтоне. Из альбома Джона Нэша Джон Нэш (John Nash; 1752, Лондон  13 мая 1835, Лондон)  британский архитектор, крупнейший… …   Википедия

  • Португалия — Португальская Республик а, гос во на Ю. З. Европы. Названо по городу Порту Кале (ныне Порту), который уже в IX в. стал ядром княжества Португал, совр. гос во Portugal, русск. традиц. Португалия. Географические названия мира: Топонимический… …   Географическая энциклопедия

  • Албания — Республика Албания, Шкиперия, гос во на Ю. Европы. Название гос ва Албания, принятое в России и в др. странах, образовано от названия небольшого племени албаны, жившего в древности на территории страны. Но в самой стране гос во называют Шкиперия… …   Географическая энциклопедия

  • Польша — (Polska)         Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.          I. Общие сведения          П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… …   Большая советская энциклопедия

  • Португалия — (Portugal) Содержание Содержание: Природа Рельеф местности Растительный и животный мир Население Этнический состав Города Язык Религия Государственный строй Государственное устройство Местное управление Судебная система Вооруженные силы Внешняя… …   Энциклопедия инвестора

Регентство — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Нэш

Самая выдающаяся постройка эпохи Регентства — Королевский павильон в Брайтоне, спроектированный с целью удовлетворить причуды принца-регента. Павильон построен по проекту Джона Нэша (1752-1835) в восточном стиле, его огромные луковичные купола доминируют над над дворцовыми постройками и придают им мавританский облик. Королевский павильон внутри — это бесконечная череда причудливо отделанных комнат. Новшество — люстры с газовым освещением. Китайские обои, мебель из бамбука, изысканные красные с золотом драпировки, украшенная позолотой, резьбой и латунными накладками мебель, ковры в розовых и зеленых тонах, а также однотонные стены превращают павильон в Брайтоне в образец декоративного стиля эпохи Регентства.

Более классический вариант стиля — дома ленточной застройки, простые по форме, с гладкими белыми стенами и деталями, заимствованными из греческих образцов. Дома, образующие полумесяц, например Парк-Креснт(1812) у входа в Риджентс-парк, или величественные арки и ионические колонны Камберленд-Террас(1827) в Лондоне типичны для монументального стиля Нэша. Металлические ограждения, эркеры, навесы над крыльцом и покрытые белой штукатуркой стены характерны для сооружений, возводившихся в эпоху Регентства в Лондоне и других городах. Подобные дома предназначались для сдачи внаем или продажи. Жильцы отделывали комнаты по своему вкусу, преимущественно в георгианском стиле.

Соун

Сэр Джон Соун (1753-1837) — самый интересный архитектор эпохи Регентства. Иногда он работал в сдержанном, почти модернистском, а иногда с сложном, перегруженном деталями стиле, который всегда индивидуален. Созданные им интерьеры лондонского Английского Банка (1788-1823) сильно переделаны или вовсе уничтожены. Единственным источником информации являются рисунки и фотографии. Арки, купола с фонарями и барабаны с окнами создавали сложное внутреннее пространство, при этом отделка была простой. Так называемый Старый Офис дивидендов — где кариатиды поддерживали купол, — Старый Колониальный (или «Пятицентовый») офис, Консольный офис и большая центральная ротонда представляли собой большие залы для публики, просторные и в высшей степени художественные. Принадлежавший Соуну дом №13 по Линкольнс-Инн-Филдс в Лондоне (1812-1832) был для него своего рода дабораторией для архитектурных экспериментов, здесь также размещалась большая коллекция произведений искусства и архитектурных фрагментов. В настоящее время дом превращен в музей. Плоский купол в комнате для завтраков вписан в большее пространство, освещаемое верхними потайными окнами, кажется, что что купол парит в воздухе. Круглые зеркала создают удивительный эффект прозрачности и освещенности. Галерея в три этажа высотой отдана под прекрасную коллекцию самых разнообразных предметов. Соун смешивает идеи, заимствованные из античных источников, фантастических тюремных интерьеров с гравюр Пиранези и из творчества французских архитекторов Клода Никола Леду и Этьена Луи Булле, что сделало его ведущим представителем направления, предшествовашего эклектике конца 19 века.

Регентство (Франция) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Регентство (фр. Régence) — период правления Филиппа Орлеанского, племянника Людовика XIV, председателя Регентского совета при малолетнем Людовике XV. Длился с 1715 по 1723 год.

После смерти Людовика XIV 1 сентября 1715 года новым королём Франции, под именем Людовика XV, стал второй сын его внука, герцога Бургундского[1]. Ребёнку исполнилось всего пять лет, поэтому встал вопрос о назначении регента. Обычно регентом при юном монархе становилась мать, однако мать Людовика XV умерла, когда тот был ещё младенцем. Легитимным кандидатом в регенты был первый принц крови, дядя Людовика XV герцог Орлеанский, но покойный Людовик XIV в своём завещании успел завещать регентские полномочия одному из своих незаконных сыновей. Тем не менее герцогу удалось привлечь на свою сторону судей Парижского парламента, и уже 2 сентября вопрос решился в его пользу[2][3].

Восьмилетнее правление регента стало периодом интенсивного разложения Старого режима, финансового кризиса и спекулятивной деятельности[4]. Филипп Орлеанский получил страну в плачевном состоянии: от предыдущего правления ему в наследство достались повсеместная разруха, финансовый дефицит, огромный государственный долг, конфликты с рядом европейских государств, недовольство населения высокими налогами и обострённые религиозные противоречия[2][1]. Регент стремился вникнуть во все эти проблемы, пы­тал­ся про­во­дить мир­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку и по­пра­вить фи­нан­со­вое по­ло­же­ние, рас­стро­ен­ное вой­на­ми, которые вёл Лю­до­ви­к XIV[1][5].

Он пересмотрел прежние методы управления государством и создал новую систему управления с помощью восьми советов, состоявших из представителей высшей знати, — так называемую полисинодию[6][3]. Эти советы обсуждали относящиеся к их ведомству вопросы и сообщали своё мнение регенту, за которым было право окончательного решения[6][3].

С финансовым кризисом регент боролся, следуя рекомендациям шотландского экономиста Джона Ло. По его совету он ввёл в обращение бумажные деньги, которые, однако же, быстро обесценились[5]. Тем не менее поставленные цели отчасти были достигнуты: благодаря эксперименту удалось уменьшить государственный долг; кроме того, он косвенным образом стимулировал развитие морской торговли и расцвет атлантических портов[3].

Жан-Батист Сантер. Портрет Филиппа Орлеанского. XVIII век

Филиппу Орлеанскому также удалось упрочить международные позиции Франции: в 1717 году он заключил союз с недавними противниками — Великобританией и Соединёнными провинциями. Выступив вместе с ними против Филиппа V, стремившегося вернуть под власть Испании Королевство обеих Сицилий, он дал отпор испанскому королю, который не только признал статус-кво в Европе, но и присоединился к тройственному альянсу[7].

Период регентства ознаменовался также усилением свободомыслия в обществе и смягчением строгих нравов, царивших при дворе Людовика XIV. Филипп Орлеанский перенёс свою резиденцию из Версаля в Париж; центром общественной и политической жизни стал дворец Пале-Рояль. В моду вошли «галантные празднества», балы, маскарады и салоны[8]. В этот период во Франции складывается так называемый «стиль Регентства», переходный от классицизма к рококо[9].

Однако после 1720 года в политике Филиппа Орлеанского, как внутренней, так и внешней, начался отказ от экспериментов и инноваций в пользу методов управления его предшественника, связанный в первую очередь с влиянием аббата Дюбуа[3]. В 1722 году Дюбуа стал первым министром; двор вернулся в Версаль; была упразднена полисинодия; регент сблизился с иезуитами и возобновил прекратившееся на время преследование янсенистов[3].

Регентство герцога Орлеанского неоднозначно оценивается историками. Одни видят в нём циничного гедониста, способствовавшего упадку государства; другие отмечают, что ему удалось сохранить единство страны, способствовать поддержанию мира внутри Европы и отчасти внести вклад в будущее экономическое процветание Франции в XVIII веке[3]. В целом он сумел сохранить преемственность в управлении государством, не допустив существенных отступлений от принципов абсолютной монархии, и эпоха регентства не стала для Франции периодом застоя[8].

  1. 1 2 3 Арзаканян, 2007, с. 159.
  2. 1 2 Дельнов, 2008, с. 486.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Larousse.
  4. ↑ Франция. Лингвострановедческий словарь, 1997, с. 816.
  5. 1 2 Филипп Орлеанский // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  6. 1 2 Арзаканян, 2007, с. 160.
  7. ↑ Арзаканян, 2007, с. 160—161.
  8. 1 2 Арзаканян, 2007, с. 161.
  9. ↑ Регентства стиль // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Стиль регентства — Компания уникальных интерьеров Мебель-Хольц

Стиль регентства, пришедший на смену пышной, величавой декоративности барокко, занимает некое промежуточное положение между французскими «королевскими стилями», являясь, по существу, переходным этапом к рококо. Хронологические рамки этого стиля приблизительно совпадают со временем, когда Филипп Орлеанский был регентом при малолетнем короле Людовике XV (отсюда название стиля).

В прикладном искусстве скачкообразные изменения очень редки, развитие, как правило, протекает плавно, с едва заметными переходами от одного стиля к другому. Такого рода переходным этапом был и стиль регентства. Близкие по характеру и хронологическим рамкам явления прослеживаются и в мебельном искусстве ряда других стран, особенно Англии (период правления короля Георга I). Как переходный, стиль регентства, в сущности, не имеет каких-то ярких, лишь ему одному присущих черт; большая часть изделий этого периода почти с таким же правом может быть отнесена как к зарождающемуся стилю, так и к нисходящему.

Дух утонченности, интимности проникает в интерьер, мебель, во всю обстановку жилья. Следствием изменений, наметившихся в быте, было появление рабочей комнаты и замена секретера письменным столом (бюро). Салоны обставляются в соответствии с менее принужденным характером светской жизни. Стулья и кресла группируются вокруг столиков; интерьеры парадны, хотя в великолепии они и уступают интерьерам предшествующей эпохи.На фоне очень развитого убранства стен и потолков мебель играет довольно подчиненную, второстепенную роль.

Изменения в стиле сказались прежде всего на характере декоративного убранства изделий. Формы мебели становятся грациозными, композиция — более непринужденной, динамичной. Излюбленные орнаментальные мотивы: гротеск, ленточное переплетение, прихотливые завитки. Увлечение китайским фарфором, лаками, мебелью оказало стимулирующее влияние на европейское прикладное искусство. Среди мотивов украшения появляются китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный лист пальмы. Известный и прежде мотив раковины теперь приобретает самые затейливые формы, предвещающие рококо.

В мебельном производстве начинают использоваться экзотические породы дерева. Очень эффектны изделия, обработанные черной полированной фанерой и бронзовыми накладками. Изощренные формы и декорирование консолей поистине являются порождениями необузданной фантазии.

Кровать — теперь «полубалдахинная» — по-прежнему остается важным предметом обстановки. Особенно своеобразны по решению ножки стульев, кресел и столов. Гнутые и точеные в виде балясин барочные ножки обильно украшаются мотивами масок, женских головок, стилизованных листьев; динамичные, сложные очертания получают и проножки. Изящный по линиям, нарядный, приподнятый на высокие ножки и имеющий, как правило, три ящика, комод становится в это время одной из излюбленных мебельных форм. В формах мебели для сидения прямые линии сменяются округлыми, структура диванов обогащается новыми элементами. Входит в моду и появившийся в недалеком прошлом шезлонг (что означает «длинный стул»;). Однако среди предметов мебели для сидения доминирующая роль по-прежнему остается за представительным креслом.

Каминные экраны, составлявшие важную часть обстановки жилища, тоже отличались разнообразием решений и богатством отделки. В парижской мебели эпохи регентства черное дерево постепенно вытесняется орехом и розовым деревом, появляются первые изделия из махагони — красного дерева.

Свойственный эпохе дух непринужденности, игривой кокетливости наиболее полно выражен в проектах де Котта. Вершиной стиля регентства можно считать декоративное убранство обшитых деревом стен и поверхностей шкафов. Барочные по существу элементы орнаментики — волюты, лист аканта, ленточное переплетение и пр. — приобретают большую легкость, воздушность. Поверхности членятся рамками с закругленными углами. Появляется прием украшения резным ромбовидным орнаментом. Декоративное искусство перестает быть прерогативой двора; каждый дворянин обставляет и украшает свой дом и загородную виллу в соответствии со вкусами дня.

Особенности переходного стилевого этапа присущи и мебельному искусству Германии десятых-двадцатых годов XVII века. Если в обстановке дворцов и особняков аристократии царит дух откровенного подражания французским образцами, то в формы бюргерской мебели проникает стиль регентства, хотя и в сильно переработанном виде. Ведущие центры мебельного производства в этот период сосредоточены на юге Германии (Майнц, Вюрцбург, Аугсбург). Осваиваются новые формы кабинета, комод, секретер. Поверхности изделий слегка изогнуты, для маркетри употребляются различные породы дерева, кость, медь, олово.

Английская художественная мебель рассматриваемого периода тоже чутко реагировала на стиль регентства. В развитие искусства мебели большой вклад внесли известные архитекторы Рен, Ванбург и Кент, но главная заслуга в выработке самобытных, удобных мебельных форм принадлежит отличным мастерам-мебельщикам. Особенности стиля этой эпохи — эпохи, предшествующей Чиппендейлу, — прослеживаются в формах и декоре кабинетов, горок, комодов, столов, стульев. Наиболее интересным, совершенным в эстетическом и функциональном отношении элементом английской мебели является ножка; плавно изогнутая, она завершается сверху широкой лобовой частью, внизу — копытцем, а позднее орлиными когтями, сжимающими шар («Ball and Claw feet»). Начиная с 20-х годов ведущим материалом в изготовлении мебели становится красное дерево. Увлечение «китайщиной», со всеми вытекающими из него последствиями для декоративно-прикладного искусства, широко распространилось в этот период и в Англии.

По материалам книги Д. Кес «Стили мебели»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *