Разновидность керамики – Виды керамических изделий |

Виды керамических изделий |

Керамика (от греческого слова «керамос», что означает глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. В результате термической обработки керамика приобретает свойства, определяющие широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства.По совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика среди известных материалов  не имеет себе равных . Она  используется  в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины),  применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

 Виды керамики

Гончарные изделия можно разделить на две группы: неглазированная и глазированная керамика.

 Неглазированная керамика: терракота и гончарная керамика — наиболее древние из всех видов керамики.

Терракота — по-итальянски “обожженная земля”-керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура,черепица,изразцы, игрушки , облицовочные плитки и архитектурные детали.orcioc Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для придания ей водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом (“лощат”), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска. “Морение” заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки — “запарка”, или “обварка”: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В настоящее время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные.
        кувшин керамический                                                                      Гончарная керамика

Глазированная (или поливная) керамика:майолика,фаянс, фарфор, шамот.

Керамику покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают. Благодаря глазури изделия  становятся водонепроницаемыми. Также глазурь  позволила изделия  декорировать: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами (окрашенными в разные цвета жидкими глинами). Ангобирование — старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако до настоящего времени находит широкое применение.

Майолика- ближайшая родственница гончарной керамики. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился этот вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями — эмалями.  В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.              early-gzely2
                          Кувшинчик, кувшин, тарелки, братина. Майолика, роспись по эмали.

                                                                             Гжель. Конец 18 века
Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) —  керамические  изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали,посуда, умывальники,унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Основа его — белая глина. Фаянсовый кувшин легко отличить  от майоликового, стоит только обратить внимание на донышко: у гончарной керамики выступы на нем — темные, а у фаянсовой — белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм. чайный сервиз

                                                              Чайный сервиз. Фаянс

Фарфор отличается от других подобных декоративных материалов высокими параметрами прочности, устойчивости к химическому и температурному воздействию.

В зависимости от долевого состава глины и сопутствующих веществ, фарфор может условно быть разделен на две категории

: мягкий и твердый. Главное  отличие этих категорий не в твердости состава, как можно было бы подумать, а в поведении под воздействием высоких температур. Кроме того, в мягком фарфоре больше разнообразных веществ, которые придают ему дополнительные качества – например, просвечиваемость. Мягкий фарфор чаще используют при изготовлении декоративных керамических предметов, а твердый – для посуды и в технике. Разновидность мягкого фарфора – костяной фарфор. Кроме всего прочего, в его состав входит костяная зола, богатая кальцием, придает изделиям из такого фарфора дополнительную прочность, белизну и просвечиваемость.

Если при изготовлении фарфора его не покрывают ничем, и он остается матовым, его называют «бисквитом», хотя гораздо чаще можно встретить фарфор, на который нанесен слой глазури. При росписи фарфора используют две технологии – подглазурная роспись и надглазурная роспись.Надглазурная роспись смотрится более ярко за счет широкой гаммы доступных красок. К краскам при росписи фарфора довольно часто  добавляют оксиды различных металлов, в том числе благородных (золото, платина).

Сегодня фарфоровые статуэтки, посуда, куклы, другие элементы декора интерьера ценятся не меньше, чем несколько столетий назад. Это по-прежнему красивый и утонченный материал, который может стать настоящим украшением дома и радовать его посетителей на протяжении многих лет.

загруженное                                                                       Сервиз.Фарфор
И фарфор, и фаянс отличаются  ценой, составом и технологией производства. Чтобы не спутать благородный фарфор с практичным фаянсом, нужно знать следующие отличия.
В составе фарфора меньше глины и больше разнообразных добавок: полевого шпата, кварцита, каолина. Эти добавки придают фарфору белизну, стекловидность, устойчивость к высоким температурам и меньшую пористость в сравнении с фаянсом.

Отличить фарфор от фаянса несложно. Посмотрите посуду на свет – тонкостенный фарфор должен просвечивать. Он тонкий и полупрозрачный, тогда как фаянс совсем не пропускает свет и обычно покрывается глазурью.
Если нужно определить из какого материала сделана статуэтка, переверните ее и рассмотрите донышко. У фарфора дно не покрыто глазурью. Это связано с технологией обжига – при производстве фарфора используются более высокие температуры, чем при производстве фаянса. Для того, чтобы фарфор не прилип к подставке, глазурь счищают перед вторым этапом обжига.
При выборе посуды обратите внимание на ободок на донышке. У фаянса он отличается от глазури самой посуды и бывает или светло-серым или бежевым. Если ободок белый, то скорее всего это фарфор.

Шамот (от фр. chamotte) представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства.

Amfora_s_satir

                                                      Амфора с сатирами (шамот) 

 

Шамот разновидность морозоустойчивой керамики, обожжённая при температуре 1250 градусов. Изделия из шамотной глины могут оставаться на зиму в Вашем саду, они не боятся морозов и перепадов температур. Но важно, чтобы  на изделие не попала влага,  для этого его необходимо укрыть полиэтиленовой плёнкой перед первыми заморозками.

Из шамотной керамики изготавливают светильники садовые и интерьерные, основания для фонтанов, вазоны и кратеры, горшки с поддонами, кашпо, фигуры животных, вазы и амфоры.

www.tvorchistvo.ru

Виды керамики | goods-info.su

Керамические изделия есть в каждом доме, и это не только посуда. Элементы электроустановочных изделий (патроны, предохранители), сантехника, кафель на стене/полу – всё это тоже керамика. А что вообще такое керамика? Это изделия из глины или других неорганических веществ, которые после формования подвергаются высокотемпературному обжигу и в результате приобретают нужную твёрдость и прочность.

В быту мы сталкиваемся с несколькими видами керамики. Самые распространённые – это, конечно, фарфор и фаянс. Но есть и другие виды, о которых понемногу и поговорим.

Основные компоненты, из которых делают фарфор, – белая глина (каолин), полевой шпат и кварц. В зависимости от соотношения этих веществ, получают разный по свойствам и назначению фарфор, но все его виды отличает высокая плотность и прочность черепка*, просвечиваемость в тонких местах, устойчивость к высоким температурам. Ещё одно отличие фарфора – мелодичный звон, издаваемый при постукивании изделия, что объясняется отсутствием пор в черепке.

*Черепок в керамике – обожжённая глиняная масса.

фарфорФарфор

Вообще, весь фарфор делится на две большие группы – твёрдый и мягкий.

Твёрдый фарфор в своём составе содержит много каолина и обжигается при очень высокой температуре за счёт тугоплавкости последнего. На сколе твёрдый фарфор белый и блестящий, однако просвечивается меньше, чем мягкий фарфор. Изделия из твёрдого фарфора – очень прочные и устойчивые не только к высоким температурам, но и к воздействию химических веществ. Из твёрдого фарфора делают посуду (в т.ч. химическую) и электротехнические изделия.

Состав мягкого фарфора более сложный, многокомпонентный. Пониженное содержание каолина и повышенное – плавней (веществ, способствующих образованию легкоплавкой массы) способствует снижению температуры обжига. Черепок светлый, но не белый, а скорее кремовый, хорошо просвечивающийся. Прочность мягкого фарфора ниже, чем у твёрдого, термостойкость тоже. Из этого фарфора делают посуду, сувениры, скульптуры, декоративные изделия. Всем им свойственна высокая художественность.

Плотность и непроницаемость черепка фарфора таковы, что возможно не покрывать его глазурью. Такой неглазурованный фарфор называется бисквитным.

Следующий вид керамики – фаянс. Производят его из тех же компонентов, что и фарфор, но приобретает фаянс иные свойства. Фаянсовый черепок получается пористым и непрозрачным, т.к. при обжиге не происходит образования стеклоподобной структуры, как у фарфора. Поэтому фаянс не такой прочный и никогда не просвечивается, даже обладая тонким черепком. Фаянс всегда покрывают глазурью, т.к. сквозь поры он поглощает воду и газы из окружающей среды. Со временем глазурь на фаянсе может потрескаться. А вот фарфору растрескивание глазури не грозит, если, конечно, это не специальный эффект старения. Фаянсовый черепок желтоватого цвета, и покрывают его как прозрачными, так и глухими (непрозрачными) глазурями.

Ассортимент выпускаемых фаянсовых изделий широк: посуда и предметы декора, сантехнические изделия, облицовочные плитки.

фаянсФаянс. На фото хорошо заметна характерная шершавость скола.

Есть ещё один вид керамики, который по свойствам стоит где-то посередине между фарфором и фаянсом, и это – полуфарфор. В его составе – светлые глины, каолин, кварц, полевой шпат и очень часто бой фаянсового производства. Полуфарфор выдерживает резкие нагревы и охлаждения, он не такой пористый, как фаянс, следовательно, прочнее него. Но вот фарфору по показателям водопоглощения и прочности на удар, сжатие и изгиб полуфарфор проигрывает. Из полуфарфора делают посуду и сантехнические изделия.

Если для производства вышеописанных видов керамики используют светлоокрашенные глины, то для майолики сырьём могут быть любые глины – и светлые, и красные. Цвет черепка всё равно часто скрывают тонким слоем белой глины, который затем покрывают бесцветной глазурью; либо же сразу используют непрозрачную цветную глазурь. В составе майоликовой массы – легкоплавкие глины, песок, мел, кварц.

Черепок майолики крупнопористый, водопроницаемый и не очень прочный, изделия зачастую массивные. Но отличает майолику высокая декоративность: помимо красочной росписи характерно наличие рельефов на изделии. Поэтому из майолики делают красивую облицовочную плитку, изразцы, предметы интерьера, скульптуры.

фаянсМайоликовый горшок для запекания

Отдельную группу керамических изделий составляют терракота и т.н. гончарная керамика. Их делают из естественноокрашенных глин, и цвет изделий может быть разным – серым, коричневым и даже чёрным. Особенность терракоты и гончарной керамики в отсутствие глазури при довольно пористом черепке. И, несмотря на это, такие изделия могут быть непроницаемыми для воды. Достигается это сглаживанием поверхности. Процесс схож с полировкой, только называется по-другому – лощением. После формовки и сушки поверхность изделия натирают специальными приспособлениями, уплотняя верхний слой. Поверхность приобретает маслянистый блеск, и после обжига становится водонепроницаемой.

Из терракоты делают предметы декора и такие стройматериалы, как плитку и черепицу, а гончарная керамика в основном представлена хозяйственной посудой.

терракотаТерракотовая крынка

Если в состав керамической массы в большом количестве вводят шамот – обожжённую и достаточно крупно перемолотую глину, то получают одноимённые изделия, отличающиеся светло-серым цветом и зернистой фактурой. Благодаря этому шамот нашёл применение в оформлении интерьеров и садов: скульптуры и предметы декора из него весьма схожи с каменными. Другое направление применение шамота основано на его огнеупорности, поэтому из него делают стройматериалы с аналогичным свойством – кирпич, бетон, штукатурку.

 

goods-info.su

Виды керамики. Изделия из керамики

Виды керамики

Гончарные изделия можно разделить на две группы: неглазурованная и глазурованная керамика. К первой группе относятся терракота и гончарная керамика – наиболее древние из всех видов керамики.

Терракота – по-итальянски «обожженная земля». Она представляет собой не политую глазурью обожженную глину. Раньше из нее делали скульптуры, бусы, рельефы. В наше время этот вид керамики применяется редко.

Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом (лощат), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска (см. вкладку, фото 6).

Морение заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки – запарка, или обварка: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В наше время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Мастера делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые или стеклянные.

Ко второй группе относится глазурованная (или поливная) керамика. Ее покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают.

Глазурь сделала изделия водонепроницаемыми и позволила гончарам декорировать их: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под ней хорошо смотрится роспись ангобами – окрашенными в разные цвета жидкими глинами (см. вкладку, фото 7).

Ангобирование – старинный вид обработки глиняных поверхностей, который и до настоящего времени находит широкое применение.

Ближайшей родственницей гончарной керамики является майолика. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился данный вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями – эмалями.

Фаянс. Основа его – белая глина. Фаянсовый кувшин от майоликового отличить легко, стоит только обратить внимание на донышко: у гончарной керамики выступы на нем темные, а у фаянсовой – белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия из фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки с мягкими, обтекаемыми формами. Особенно красиво смотрится, когда сквозь прозрачную зеленую, лиловую или коричневую глазурь просвечивает кремоватый черепок.

Фарфор – самая благородная керамика. Это материал, состоящий из каолина, глины, кварца и полевого шпата. Его характерные признаки: белый цвет, отсутствие пористости, высокая прочность, термическая и химическая стойкость. У хозяйственного фарфора ценится просвечиваемость. Различают две основные разновидности фарфора:

1. Твердый – с небольшими добавками плавня (полевого шпата) и поэтому обжигаемый при сравнительно высокой температуре (1380–1460 °C). Масса классического твердого фарфора состоит из 25 % кварца, 25 % полевого шпата и 50 % каолина и глины.

2. Мягкий – с повышенным содержанием плавней, обжигаемый при температуре 1200–1280 °C. Кроме полевого шпата, в качестве плавней используют мрамор, доломит, магнезит, жженую кость или фосфорит. С увеличением содержания плавней возрастает количество стекловидной фазы и таким образом улучшается просвечиваемость фарфора, но снижаются прочность и термостойкость. Глина придает фарфоровой массе пластичность (необходимую для формования изделий), но снижает ее белизну. В качестве эталона для оценки белизны фарфора используют свежеосажденный сульфат бария – BaSO4. Белизна характеризуется интенсивностью рассеивания света, которая регистрируется фотометром.

Благодаря прекрасным декоративным свойствам фарфор привлек внимание европейцев с начала XVI века, когда он впервые был завезен в Европу португальскими купцами из Китая – родины фарфора. В Китае же он был известен уже в 220 году до н. э. В сравнительно больших количествах китайский фарфор начали ввозить в Европу в середине XVI века. Естественно, что в разных странах Европы делались попытки открыть секрет этого удивительного материала. Рецептуру европейского фарфора разработал в 1703 году немецкий физик Эренфрид Чирнгауз, который через четыре года привлек к своей работе Беттгера. В 1708 году Чирнгауз внезапно умирает, а Беттгер присваивает изобретение состава и технологии производства фарфора. Он основывает, знаменитую и по сей день Майсенскую фарфоровую фабрику.

И все же: почему именно в Китае возникли благоприятные предпосылки для изобретения фарфора? Дело в том, что в провинции Цзянь-си близ города Дзинь-дэ-чжэнь имеются неисчерпаемые запасы уникального минерала – «фарфорового камня», благоприятный состав которого значительно упрощает создание композиции фарфоровой массы. Конечно, в любом ремесле есть свои секреты и нюансы. Например, для улучшения формовочных свойств сырья фарфоровая масса, предназначенная для выработки знаменитого китайского фарфора «яичной скорлупы», то есть изделий с очень тонкими стенками, выдерживалась в земле по 100 лет!

К концу XVIII века уже изготавливали фарфор на всем европейском континенте. В поисках секрета фарфора во многих странах были созданы свои разновидности фарфоровой керамики: в Германии – красная огнеупорная масса, в Англии – каменная, получившая название «веджвудский фарфор» (по имени изобретателя и хозяина завода Д. Веджвуда), во Франции – мягкий фриттовый фарфор.

Еще один вид керамики – шамот. Он представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию особую оригинальность. Шамот очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства.

В России в 1746 году Д. И. Виноградов разработал состав фарфора и наладил его производство на императорском заводе под Петербургом (ныне фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова).

Помимо рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал также составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы.

Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило, майсенского образца. Во время царствования Екатерины Великой (с 1762 года) в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды ощутимо влияние Севра[1].

С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М. С. Кузнецова. Завод выпускал разнообразную продукцию, в том числе и для двора. Изготавливалась столовая посуда с росписью, преимущественно серо-зеленым и светло-зеленым тонами в различном сочетании с красным или светло-желтым.

В Украине производство фарфора началось в конце XVIII века. Хорошо известны такие заводы, как Корецкий, Городецкий, Барановский, Волокитинский.

Корецкий завод[2] находился в Волынской губернии, где управителем был живописец Меро из Севра.

Завод помещика А. М. Миклашевского был основан в 1830 году в селе Волокитино Глуховского уезда Черниговской губернии, в районе залежей лучших в России фарфоровых глин. Там изготовляли только изделия из фарфора: посуду, вазы с лепными цветами, декоративные статуэтки, ориентируясь на западно-европейские образцы. На Всероссийской выставке 1839 года продукция завода была отмечена Большой серебряной медалью, а в 1849 году – золотой. Фарфоровые изделия завода Миклашевского помечались красным надглазурным клеймом в виде слившихся букв А и М.

Рабочими на заводе были крепостные крестьяне Миклашевского, поэтому, с отменой крепостного права в 1861 году, завод прекратил свое существование.

Барановский фарфоровый завод – одно из старейших фарфоровых предприятий Украины. Он расположен в живописном уголке страны – городке Барановка Житомирской области, который раскинулся на берегах реки Случь. Завод основан в марте 1802 года Михаилом Мезером (семья Мезер создала первое в Украине производство фарфора в Корце) и с тех пор непрерывно функционирует вот уже два века. В 1825 году заводу было дано разрешение метить изделия государственным гербом, что свидетельствовало об их высоком качестве.

Особенностью выпускаемой продукции фарфоровых заводов Украины было то, что в ассортименте этих заводов значительное место занимали скульптурные статуэтки. Как правило, они изображали традиционные сцены жизни того времени – пастухов и пастушек, сельских жителей, представителей знати. Кроме того, широко распространены были фарфоровые трубки в виде мужских и женских фигур. Изготавливались лепные люстры, рамы для зеркал, лепные фарфоровые иконостасы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Основные виды тонкой керамики

К тонкой керамике относят фарфор, фаянс, майолику, а также полуфарфор. Черепок ее имеет мелкозернистую однородную структуру и отличается низким водопоглощением.


Керамическая промышленность существует благодаря двум свойства глины: пластичности и огнеупорности. Но со временем было открыто множество различных видов глин (около 60). В смесь глины с водой стали добавлять другие вещества для придания изделию определенных свойств, ставили эксперименты с технологией и температурой обжига. Таким образом родились различные виды керамик.

Самая плотная из тонких керамик – фарфор

Фарфор – очень красивая белая керамика, которая состоит из смеси высококачественного каолина, кварца, глины, полевого шпата и других добавок. Сырье перемалывают и просеивают через сито в 10000 отверстий на квадратный сантиметр. Благодаря такому высокой температуре спекания и тонкому помолу получается черепок высокой плотности и прочности. Фарфор термически и химически стоек, он также отличается просвечиваемостью и тонким звучанием при постукивании.

Секрет производства фарфора открыли в Китае примерно в 220 г. до н.э. Известно, что для лучшего формования фарфоровую хранили закрытой в земле до ста лет!

В Европу китайский фарфор привезли только в XVI в. Рецепт европейского фарфоры был создан только в начале XVIII в, именно тогда была создана знаменитая Мейсенская фарфоровая фабрика. Полстолетия спустя был создан фарфор и в России. Его рецепт разработан Д. И. Виноградовым. Этот фарфор и ныне выпускается в Санкт-Петербурге фабрикой имени Ломоносова.

Существует две основные разновидности фарфора: твердый и мягкий.

Твердый состоит из 50% каолина и глины, 25% кварца и 25% полевого шпата и обжигается сначала при более низкой температуре, так называемый утильный обжиг, а потом повышаю температуру, когда закрепляют глазурь. Из этой разновидности фарфора производят хозяйственную посуду, декоративные изделия, изоляторы для нужд электротехники и посуду для лабораторий.

В зависимости от особенностей обжига и росписи выделяют европейский фарфор и восточный. В европейском фарфоре каолина больше и его обжигают на более высоких температурах. В этом случае все краски под глазурью не выдерживают температуры обжига, поэтому роспись производят поверх глазури. Восточный обжигают на менее высоких температурах, что позволяет применят подглазурную роспись.

Существует также и неглазурированный фарфор, который еще называют бисквитным. Он также проходит два этапа обжига, но без нанесения глазури. Из такого фарфора изготавливают, например, головки для фарфоровых кукол.

Мягкий фарфор или полуфарфор обжигается при температуре ниже 1350°С, так как производится из смеси с высоким содержанием плавней. В качестве последних может использоваться полевой шпат, мрамор, доломит, жженая кость. Эта разновидность фарфора отличается просвечиваемостью, но при этом снижается стойкость к переменам температуры. Обычно его используют для изготовления тонких художественных изделий. 

Мягкий фарфор бывает нескольких видов: французский, английский и европейский. Французский характеризуется хрусталевидной глазурью и очень подходит для живописи. Английский или костяной содержит золу костей крупного рогатого скота, что придает ему великолепную белизну. Но изделия из костяного фарфора достаточно хрупки. Европейский по составу ближе к стеклу. Обжигается при низких температурах, что позволяет наносить большее количество красок.

Предшественник фарфора – фаянс 

Название этого вида керамики произошло от города Фаэнца в Северной Италии, где был центр керамического производства. Фаянс производится из смеси, содержащей до 85% глины, и обжигается на более низких, чем фарфор, температурах. Среди его свойств можно отметить повышенные в сравнении с фарфором пористость и водопоглощение (до 20%). Именно поэтому его всегда покрывают цветной или прозрачной глазурью. 

Фаянс обычно используют для производства повседневной посуды. А для изготовления санитарно-технических изделий, таких, как раковины и ванны, в смесь добавляют алюмосиликатный материал – шамот, что придает изделиям стойкость к перепадам температур и механическую прочность. Со временем фаянс стареет и покрывается сеткой трещин, которую называют цеком. Причиной этого является способность фаянса к обратимому поглощению воды. 

Как отличить фарфор от фаянса 

  • Незаглазурованный край у фарфора будет белым, а у фаянса – кремовым или бежевым. 

  • У объемного фарфорового изделия не будет снизу глазури, так как ее счищают во избежание прилипания во время второго обжига. 

  • Фарфор полупросвечивает, а фаянс нет. 

  • При постукивании фарфор издает чистый благородный звук. 

  • Фаянс при взвешивании на руке обнаруживает большую тяжесть, чем кажется на первый взгляд. 

  • Фарфор белый, а фаянс может быть цветным. 

Майолика – наиболее грубая из тонких керамик 

Эту разновидность керамики отличает пористый непросвечивающийся черепок с водопоглощением 12-16%. Производят майолику как на основе беложгущихся глин, так и на основе цветных. Хотя она менее термостойка, чем фаянс, майолику любят за ее декоративность. 

Майолику обязательно покрывают глазурью, чтобы предохранить от загрязнений, повысить прочность и влагонепроницаемость. Также глазурь обеспечивает керамике декоративный эффект. 

Есть предположение, что название происходит от острова Мальорка, который находится в Средиземном море. Когда-то здесь находился центр производства испано-мавританской керамики. Свое начало майолика берет во II – I тысячелетии до н.э. в Ассиро-Вавилонии, потом распространяется в Средней Азии, а затем и в Италии и Испании. Применяли майолику и в Киевской Руси, в основном для облицовки стен, полов, оконных и дверных проемов в церквях и богатых домах. 

Сегодня майолику используют в декорировании интерьеров общественных зданий.

art-ceramo.ru

Виды керамических материалов

Керамика как поликристаллическое твердое тело состоит в общем случае из трех основных фаз:

  • кристаллическая, состоящая из зерен,
  • стекловидная (аморфная) – в виде прослоек, располагающихся между зернами,
  • газовая – в виде пор между зернами, окруженными прослойками аморфной фазы.

Фарфор
Фаянс
Тонкокаменные изделия
Майолика
Терракота
Гончарная   керамика 
Шамотная  керамика 

Основное различие керамических материалов  заключается  в различном составе и соотношении между собой трех фаз, определяющих свойства керамических изделий. Структура, т.е. строение керамического тела, зависит от состава сырья и технологии данного материала. По дисперсности (размерам) элементов структуры керамические материалы бывают тонкокерамическими и грубокерамическими. Если  керамика  состоит из мелкодисперсных зерен, ее излом однороден и частицы малоразличимы, то такой материал относится к тонкокерамическим (прежде всего фарфор, фаянс, майолика и др.). Если же в структуре керамики наблюдаются крупные зерна, сама структура неоднородна, то перед нами грубокерамическое изделие (шамотные изделия, гончарная керамика, терракота). Гончарные изделия и терракоту, изготовленные из качественных глин без примеси крупных частиц, можно причислить также к тонкокерамическим изделиям, что говорит об условности такого деления.

 Основные   виды  керамических материалов: фарфор, фаянс, тонкокаменные изделия, майолика, терракота, гончарная  керамика , шамотная керамика.

Фарфор – вид керамики белого цвета с плотным раковистым изломом, высшее достижение керамической технологии. Для изготовления фарфора используют огнеупорные беложгущиеся глины и каолины, кварц и полевые шпаты (соотношение пластичных и отощающих материалов 1:1). Различают мягкий и твердый фарфор.  Отличительными  признаками фарфора являются: белизна, просвечиваемость, механическая прочность, твердость, термическая и химическая стойкость. Область применения: от изготовления посуды и изделий технического назначения до создания уникальных произведений искусства.

Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца) – вид керамики белого цвета с мелкопористым изломом. Для изготовления фаянса используют огнеупорные беложгущиеся глины, кварц и различные добавки. В отличие от фарфора имеет непрозрачный пористый черепок, температура утильного обжига превышает температуру политого. Различают мягкий и твердый фаянс. Область применения: изготовление посуды, изделий технического назначения, декоративных изделий, строительной керамики.

Тонкокаменные изделия – вид керамики, характеризующийся белым или цветным спекшимся черепком, с однородным раковистым изломом. Для изготовления тонкокаменных изделий используют огнеупорные и тугоплавкие глины, химический состав которых колеблется в довольно широких пределах.Отличают тонкокаменные изделия низкотемпературного и высокотемпературного спекания. В зависимости от применяемого сырья, степени спекания и цвета черепка, особенностей технологии тонкокаменные изделия носят различные названия: полуфарфор, низкотемпературный фарфор, «каменный товар» и др. Тонкокаменные изделия отличаются низким водопоглощением (0,5…5,0%). Область их применения: изготовление посуды, декоративной и интерьерной керамики.

Майолика (от названия острова Мальорка) – вид керамики с пористым, естественно окрашенным черепком от светло-кремового до красного (кирпичного) цвета, покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с вводом отощающих и флюсующих добавок. Часто майоликовые изделия покрывают слоем белой глины, ангобом, скрывающим натуральный цвет черепка. Низкая температура глазурного обжига майолики (960–1050? С) позволяет использовать для декорирования широкую палитру цветных глазурей и эмалей. Область применения: изготовление посуды, облицовочной плитки, декоративной керамики.

Терракота (terra (итал.) – земля, cotta – обожженная) – вид керамики, неглазурованные керамические изделия с пористым черепком. Для изготовления терракоты используют качественные малоусадочные глины, имеющие равномерную окраску и относительно высокую температуру плавления. Иногда терракоту покрывают ангобом. Область применения: изготовление скульптуры, изразцов, плитки и т.п.

Гончарная керамика – керамические изделия с естественным цветом обожженной глины, относительно высокой пористостью, мелкозернистые, обычно неглазурованные. Для изготовления этого вида керамики используют местные легкоплавкие гончарные глины без применения каких-либо других компонентов за исключением небольших добавок кварцевого песка. Иногда изделия покрывают слоем ангоба или глазури. Область применения: изготовление посуды, украшений, сувениров.

Шамотная керамика – вид грубокерамических изделий, имеющий пористый, грубозернистый, чаще светлый черепок. Шамот представляет собой обожженную перемолотую глину. Для связывания зерен шамота в шамотных изделиях используют глины, замешивая их до образования пластичной массы. Из шамотированных масс изготавливают скульптуру малых форм, напольные вазы, кирпичи и некоторые другие разновидности архитектурной керамики.

Все вышеперечисленные керамические материалы, как бы ни различались они по составу сырья и, следовательно, по конечному химическому составу и свойствам изделий, объединяет технология, определяющая последовательность операций.

Принципиальная технологическая схема получения керамики

  1. Заготовка сырья (глина, шамот, песок и т.п.)
  2. Подготовка формовочной массы
  3. Формование
  4. Сушка
  5. Обжиг

artkeramica.ru

Что такое «художественная керамика»? | Журнал Ярмарки Мастеров

Изделия из обожженной глины представляют ши­роко распространенный и очень древний вид народ­ного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначе­ния посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горш­ки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.

Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от ос­новного исходного сырья и дополнительных компонен­тов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают гла­зурями. Она легко воспринимает влагу, поэтому при­меняется в основном для декоративных изделий.
Майолика имеет естественный цвет обожжен­ной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их по­верхность покрывают глазурями и цветными эмаля­ми, что позволяет сделать черепок водонепроницае­мым. Декорирование майолики обогащается нанесе­нием ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это недорогой вид художественной керамики.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тон­кий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется про­зрачными глазурями. Фарфор представляет собой наиболее совершен­ный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздейст­вию обеспечили широкие возможности при­менения в производстве изделий технического назна­чения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц — непремен­ные компоненты сырьевой массы — дают в резуль­тате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоро­вые изделия в один ряд с наиболее ценными произве­дениями декоративно-прикладного искусства.
Способы изготовления художественной керамики в ис­тории развития этих изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых райо­нах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добить­ся идеально собранной формы сосуда привело к ис­пользованию гончарного станка с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии предмет. Последующие измене­ния в гончарном станке касались переходов от враще­ния круга рукой к ножному приводу, а затем и к элек­тромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до настоящего времени.

На современном производстве гон­чарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шли­кер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; за­чистка швов от литья; декорирование процарапывани­ем; заглаживание поверхности — лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По за­вершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика прохо­дит обжиг.
В декорировании этих изделий чаще все­го используют роспись. Этот вид украшения имеет разнообразные приемы. Декорирование ангобами — тонкорастертой белой или с примесью красителей жидкой глины — связано как с покрытием поверхно­сти целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или гру­шей. Ангоб при этом впитывается в черепок не пол­ностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов вхо­дят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрач­ные глазури. Для народных гончарных изделий ха­рактерно своеобразное применение прозрачных глазу­рей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.

Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями — эма­лями — издавна использовались для создания живо­писных эффектов. Основной цвет черепка был при­крыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспе­чивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой темпе­ратуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.

Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись про­изводится клеевыми красками и связана с технологи­ей, не требующей обжига (подсушивание и обжиг по­луфабриката не исключены). Лишь в отдельных про­мыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во многих областях России. В центрах народного искус­ства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются изображения жен­ской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека яв­лений, скульптурные изображения имеют обобщен­ный полуфантастический характер.

Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма при­митивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игруш­ки появились изображения людей — представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горо­жан, солдат, барынь. В работах современных масте­ров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные компози­ции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреп­лялась технология изготовления изде­лий, ставшая частью художественной традиции, кото­рая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны.

Взято из интернета

www.livemaster.ru

Виды керамики — описание видов и технологий производства керамики в России.

Для производства керамических изделий используется природная глина и ее смеси с минеральными и органическими добавками. Производство состоит из трех этапов: формирование, сушка, обжиг.
Рассмотрим популярные виды керамики.

Майолика
Майолика – разновидность керамики, получаемая из обожженной глины пористой фактуры. Для получения майолики обычно применяются легкоплавкие разновидности глины (в чистом составе либо с добавлением специальных примесей). Обжиг изделий осуществляется в два этапа: сначала формируются изгибы формы, затем изделия обжигаются для нанесения глазури.
Технология майолики успешно применяется для изготовления посуды, сувениров, скульптур, декоративных панно и т.д. Обжиг майолики выполняется при низких температурах, что позволяет использовать для оформления изделий широкую цветовую гамму глазури и эмали. Особенно популярна посуда из данного вида керамики, обладающая высоким качеством и привлекательным внешним видом.

Фаянс
Фаянс – основой фаянса выступает белая глина, по многим характеристикам материал имеет сходство с фарфором, отличия есть лишь в пропорциях компонентов. Фаянс обладает низкой прочностью и высокой пористостью, поэтому для снижения свойств водопоглощения изделия обильно покрываются глазурью.
Основной продукт, получаемый из фаянса – это посуда с толстыми стенками, отличающаяся легкостью и разнообразием расцветок. Выжигается фаянс при менее высоких температурах, чем фарфор.

Фарфор
Фарфор – один из самых распространенных видов тонкой керамики, получаемый методом обжига (при очень высокой температуре) смеси полевого шпата, каолина и других минералов.
Характерные качества фарфора: высокая химическая устойчивость, прочность, незначительная пористость.
По известной версии технология получения фарфора была изобретена между VI и VIII веками в Китае. Фарфор имеет свойство просвечиваться, поэтому нашел широкое применение не только в производстве посуды и декоративных элементов, но и в сувенирной промышленности.

Шамот
Шамот — этот вид керамики получают из перемолотой обожженной глины. Из полученной массы изготавливают вазы, скульптуры, строительные материалы и другие изделия архитектурной керамики. Шамот обжигается во вращающейся печи (температура обжига достигает 1500 градусов), отличается продолжительным сроком службы, высокой термостойкостью, прочностью и устойчивостью к климатическим условиям.
Прочность шамота зависит от зернистости состава, чем крупнее фракция зерен, тем выше пористость и, соответственно, ниже прочность.

artmanufactura.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *