Произведения архитектура – Предложения со словосочетанием ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Содержание

Архитектурные произведения искусства современности

Последнее обновление: 21.06.2019

 

Аскетизм, выход Британии из Евросоюза (англ. Brexit), политические конфликты, финансовые кризисы, надвигающиеся проблемы с безопасностью — ты мог бы подумать, что это не подходящее время для строительства, но это никого не останавливает. Предсказание о том, что вскоре архитектура исчерпает себя, не сбылось, а вот мегаструктура, о которой так мечтали дальновидные модернисты, кажется, жива и здорова.

Доллары, порожденные Нью-Йорком на раскаленном рынке недвижимости, финансируют все более мощные и непостижимые башни. Сверхвысокий небоскреб 432 Park Avenue Рафаэля Виньоли (англ. Rafael Viñoly) является лишь первым лучиком в новом поколении «skinnyscrapers» — лорд Норман Фостер (англ. Lord Norman Foster) и Жан Нувель (англ. Jean Nouvel) двигаются в том же направлении, а потрясающее творение датского архитектора Бьярке Ингельс (датс. Bjarke Ingels) Via 57 West  привнесло в горизонт Манхетена нечто кардинально новое. Существует также каста «Арт-блокбастеров». От Вашингтона до Гамбурга, от Лиссабона до Тайбэя архитекторы все еще продолжают экспериментировать с радикально новыми вариациями домов, они становятся больше, смелее, а иногда даже лучше.

Справедливо отметить, что наиболее удачные архитектурные произведения искусства это небольшие интервенции, тщательно вплетенные в существующую ткань или пейзаж. Но если ты собираешся совершить архитектурное паломничество, иногда тебе нужно чувство масштаба, ощущение переполнения чем-то особенным, чтобы оправдать путешествие. Чтобы помочь тебе в этом, мы исследовали весь земной шар, чтобы показать тебе самые интересные новые здания, которые стоит посмотреть.

 

Содержание

 

 

Via 57 West, Нью-Йорк

 

 

Архитектор: BIG

 

Разработан Бьярке Ингельсом (Bjarke Ingels), который на данный момент, пожалуй, самый популярный в мире архитектор, новая штаб-квартира Google в Лондоне также его творение, — этот яркий четырехгранный (трехмерный треугольник) дополнение к горизонту Манхэттена представил новую заостренную эстетику на Западной стороне набережной. Ингельс называет его «courtscraper» (небоскреб с внутренним двориком), коктейлем из Европейского жилого дома и Нью-Йоркского небоскреба.

Это говорит о том, что на арену современной архитектуры Нью-Йорка выйдет ещё немало интересных знаний (Ингельсу на данный момент 42 года), ведь большую часть своего времени архитектор проводит именно в Нью-Йорке. Уже сейчас его студия создала проект сложной шахматной башни на месте Всемирного торгового Центра, полицейский участок и спиралевидный небоскреб в Хадсон Ярдс.

Однако на данный момент, это театральное, парящее строение на Западной 57-й улице вызывает неоднозначное впечатление, некоторые отзываются об авторе, как о разрушителе архитектуры, кто-то восхищен его решениями. Однозначно можно сказать только одно — творение не оставит тебя равнодушным. А если взглянуть на здание с другой башни, ты можешь увидеть, насколько это радикально наклоненная фигура, которая притягивает взгляд своим неожиданным и резким склоном.

 

Национальный Музей Афроамериканской Истории и Культуры, Вашингтон

 

 

Архитектор: Дэвид Аджайе Ассошиэйтс

 

Темно-бронзовая отделка кружевной оболочки, которая окутывает это здание, создает суровый и преднамеренный контраст со сверкающими белым мрамором соседями в торговом центре Вашингтона. Здание было спроектировано ганно-британским архитектором Дэвидом Аджайе (англ. David Adjaye), вдохновение он почерпнул из зигзагообразных слоев короны народа Йоруба, и теперь это здание выглядит черным пятном в белом заливе. Большая часть наиболее известных архитектурных строений Вашингтона была построена с использованием рабского труда, это здание является триумфом другой невоспетой национальной истории.

Окончание строительства здания было приурочено к инаугурации первого черного президента США, который открыл его, как знак признания пришедших в мир перемен. Тем не менее, независимо от того, насколько поразительна архитектура, именно экспонаты, выставленные в музее имеют более важное значение. Необычные, трогательные и часто шокирующие артефакты культуры, которая до недавнего времени была столь разрозненной и такой жестокой. Некоторые из них, такие как сторожевая башня из известной тюрьмы в Анголе (англ. Angola Prison) или отдельный вагон поезда, разместили в архитектурном масштабе, и это большое, мощное и достойное здание позволяет им говорить самим за себя.

 

Эльбская Филармония, Гамбург

 

 

Архитектор: Херцог и де Мёрон

 

Это здание, которое уже более десяти лет возвышается физически и метафорически над Немецким городом, хотя открылось оно совсем недавно. На шесть лет позже, и превысив первоначальный бюджет в 10 раз, новый концертный зал Гамбурга (разработанный Херцогом и де Мероном (нем. Herzog & de Meuron Architekten), авторами проекта лондонской Tate Modern) пережил долгие и болезненные перерождения. Несколько лет не очень хороших новостей, споров и обсуждений, просачивающихся в СМИ и чисто физического присутствия незримо вписали его в сознание города. После всего этого оно должно было быть действительно стоящим. И это так.

Построенное поверх кирпичного склада 60-х годов,  здание с его характерным парусным стеклянным профилем. Вход в него происходит с помощью очень длинного эскалатора, который имеет едва ощутимый изгиб, так что ты чувствуешь себя, как при восхождении на холм, вершина которого скрыта от глаз. Очутившись на вершине тебе открывается эпический вид на доки и еще одно постепенное восхождение через сложный, нестандартный интерьер и, наконец, ты попадаешь в сам потрясающий концертный зал. Похоже на грот, высеченный из скалы. Фактически, эта подобная луне минеральная поверхность является акустическим механизмом, который отклоняет, преломляет и распределяет звуковые волны по всей аудитории. Это действительно потрясающе. Здание является также полностью открытым и публичным, как истинное новое вертикальное гражданское пространство для города.

 

Центр Искусства Перформанса, Тайбей

 

 

Архитектор: ОМА

 

Центр искусства перформанса Тайбэя до сих пор на стадии строительства. На данный момент он очень напоминает своим видом городской вариант Звезды Смерти, как шарообразный металлический глобус, выглядывающий из плотносплетенных друг с другом строительных лесов. Это попытка OMA переопределить театральное пространство в направлении непредсказуемого будущего. Три рабочих пространства (одно из которых находится внутри металлического дискотечного шара) подключаются к центральному ядру задней части сцены. Выглядит все крайне необычно и интригующе, часть этого закулисья открыта для публики и предназначена для того, чтобы открыть пространство для всегда живого и хаотичного характера улиц Азиатских городов. Это звучит, как увлекательный эксперимент и является действительно редким в мире театра, который, несмотря на радикальный характер того, что происходит на сцене, часто удивительно консервативен в том, что касается самих зданий.

Если ты не можешь прямо сейчас поехать в Тайбэй или оказаться в Англии, OMA (во главе с радикальным интеллектуалом архитектуры Ремом Колхасом (англ. Rem Koolhaas)) также строит огромное новое здание для выступлений в Манчестере. Названный Фабрикой (англ. The Factory), он будет строится на месте бывшей Студии Гранада (англ. Granada Studios), где снимали сериал «Улица Коронации» (англ. Coronation Street ). Это место станет гибким пространством, которое сможет вместить в себя, как музыкальный фестиваль, так и театральные постановки от оперы до экспериментального театра.

 

432 Парк-Авеню, Нью-Йорк

 

 

Архитектор: Рафаэль Виньоли

 

Когда эта башня начала подниматься выше своих соседей, это вызвало бурю протеста. Она стала первой в новом поколении skinnyscrapers, или карандашных башен, была архитектурная супермодель, высокая, стройная и очень, очень богатая. Диспут вращался вокруг теней, которые начнет отбрасывать эта башня и о неприкосновенности зелени Центрального парка и о том, должны ли супер-богатые жители монополизировать горизонт города. Но законодательство в Нью-Йорке не регулирует высоту построек — это измерение, которое можно было купить.

Башня Виньолы (англ. Rafael Viñoly) представляет собой нечто очень отличающееся от ступенчатого профиля его предков стиля Арт-деко, но также она очень отличается и от тусклых, невообразимых стеклянных строений, которые разрастаются в последние годы. Есть что-то призрачное в её тонком профиле и весьма абстрактной сетке перфорированных окон. Это похоже на идею или архетип для небоскреба, который построен без задействования грубого каркаса. Реализовать такое здание, имеющее всего несколько квартир на каждом этаже, стало возможным благодаря безумным ценам на недвижимость — всего несколько лет назад это не было бы экономически оправданным. Это идеальное проявление супер-элитной-недвижимости, производственного пространства в небе, но, несмотря на то, что она символизирует, это также одна из самых элегантных и харизматических башен последних лет.

 

Расширения Национального Музея Швейцарии, Цюрих

 

 

Архитектор: Christ & Gantenbein

 

Швейцарский национальный музей (англ. The Swiss National Museum) — это эксцентричный замок, здание, предназначенное для демонстрации швейцарских исторических архитектурных стилей. Небольшой китч, но довольно веселый, его сказочный профиль знаковый для этой части города. Перед Christ & Gantenbein стояла задача расширить этот Диснейлендовский пейзаж в современном стиле. Их ответ был грубым и блестящим. Под грубым, я подразумеваю брутальность, архитектуру бетона, характеризующуюся массой, фактурой, масштабами. Зигзагообразное расширение подтверждает профиль его исторического соседа с острыми углами, но новое здание становится архитектурной кардиограммой, зубчатой ​​линией, которая создает свой собственный горизонт, когда он достигает пика и ритмично опадает вниз.

Перфорированное небольшими круглыми окнами, которые показывают глубину и прочность бетона, в этом есть что-то из 70-х, и в тоже время крайне современное, но с немного ироничным возвратом к более монументальной эпохе. Это также, прекрасно реализованная работа, и в серии её интерьеров удается логично скомпоновать исторические каменные детали и новые бетонные поверхности. Выполненный со швейцарской точностью и почти бразильским чувством формы, это изящный, удивительный и непреодолимый проект, привносящий нотку контраста в привычный мягкий модернизм Цюриха.

 

Музей Искусства Маат, Лиссабон

 

 

Архитектор: AL_A

 

Новая галерея искусств, архитектуры и технологии в Лиссабоне творение Аманды Левет (англ. Amanda Levete), является новейшим музеем в столице Португалии, которая пришла для того, чтобы расширить знаменитый Центральный Тежу. Волнообразное архитектурное решение крыши здания находится в открытом доступе для гостей и местных жителей, дабы они могли присесть и понаблюдать за движением лодок по морю. Само помещение разделено на пространство под названием «Lisbon’s Turbine Hall» своей формой призванное бросить вызов художникам и кураторам, чтобы они захотели наполнить её по своему, есть и несколько более стандартных по форме квадратных помещений по настоящему грандиозного масштаба. Керамические плитки, облицовывающие волнистую наружную поверхность, продолжают традиционные фасады из азулежу-черепицы домов, которые поднимаются вверх по холму за галереей, кроме того они также тонко отражают разноцветную мерцающую поверхность воды, так что иногда здание сверкает, а в сумерках светится золотистым оттенком.

Рядом со зданием находится еще одна впечатляющая галерея, электростанция Тежу, арт-пространство в прекрасной кирпичной конструкции начала 20-го века. Прямо над дорогой находится абсурдно громоздкое здание Национальный музей карет, спроектированное 88-летним бразильским архитектором Пауло Мендес да Роча (англ. Paulo Mendes da Rocha). Это тяжелое, массивное здание с его огромной пустой площадью выглядит, как нечто из научной фантастики. Что и говорить, это соседство создает совершенно интригующий и восхитительно странный ансамбль зданий.

Другие подборки >> лучшие города Европы, лучшие лыжные курорты, лучшие рестораны здорового питания.

Источник: MrPorter

P.S. С развитием информационных технологий и повсеместной глобализацией, границы современных государств перестают быть препятствием для других форм объединения людей. Прошлое человечества омрачено очень ограниченными возможностями для рядового человека выбирать язык, страну проживания, вероисповедание, род деятельности, открыто изъявлять свои взгляды и получать доступ к необходимой информации. Такое прошлое должно быть разрушено новым настоящим. Зарегистрируйся в бизнес школе Владимира Тарасова, и получи доступ к бесплатным материалам по социальным технологиям и возможность стать участником виртуального государства, которое строится на базе, десятки раз опробованных, социально-технологических экспериментов Таллинской Школы Менеджеров.

Современная архитектура фото, Лиссабон Загрузка…

15. Произведения архитектуры как объекты авторского права

В соответствии с законодательством РФ объектом авторского права является результат творческой деятельности – произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства независимо от его назначения и достоинства, а также способа его выражения.

Авторское право на произведения архитектуры регулируется также Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 169ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (гл. 4 «Авторское право на произведения архитек туры»).

Произведение архитектуры объективно существует в форме двухмерного изображения(рисунок, план, чертеж ит.д.) или в трехмерной объемнопространственной форме(модель, макет, сооружение и т. д.).

Основными объектами авторского права , в которых выражен результат творческой архитектурной деятельности, являются:

1) архитектурный проект — комплекс изографических, текстовых и других материалов, архитектурная часть документации для строительства, содержащая авторские архитектурные объемно-пространственные и планировочные проектные решения в объеме, необходимом для разработки документации для строительства архитектурного объекта. В состав архитектурного проекта также могут входить трехмерные изображения: макет, модель, трехмерное компьютерное изображение;

2) документация для строительства– комплекс чертежей, технических условий и других материалов, необходимых для ведения строительно-монтажных работ, разработанный на основе архитектурного проекта. Отдельные результаты творческой деятельности архитектора (эскизы, рисунки, чертежи, макеты и др.), не составляющие комплекса проектных материалов, обеспечивающего возможность использовать их для разработки документации для строительства и возведения объекта, в зависимости от их характера являются произведениями графического, изобразительного или декоративно-прикладного искусства и могут рассматриваться как произведения, относящиеся к архитектуре;

3) архитектурный объект — объект творческой архитектурной деятельности, созданный на основе архитектурного проекта. Архитектурный объект в процессе строительства также является объектом авторского права.

Основным способом использования архитектурного проекта является его практическая реализация в процессе разработки документации для строительства (возведения) архитектурного объекта. Личные неимущественные права в случае создания произведения архитектуры в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежат его автору.

16. Производные и составные произведения как объекты авторского права

К объектам авторского права относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и искусства), составные произведения (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производными произведениями являются произведения, которые представляют собой переработку другого произведения.Составные произведения — произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Такие производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

К переводу произведения относится перевод произведения с одного языка на другой (например, с английского на русский), в то м числе на языки не вербального общения.Обработка произведения — процесс, результатом которого является вторичное произведение, созданное в информационных или справочных целях.Аннотация — краткое произведение, вкотором автор отображает краткую характеристику содержания произведения, его концепцию и суть.Реферат — краткое изложение вписьменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы.Резюме — краткое заключительное изложение речи, статьи, доклада, сообщения или иного литературного произведения.

Обзор — произведение, где характеристики других произведений включены в связный текст, выстроенный по общему замыслу обозревателя в той или иной системе.Инсценировка — переработка повествовательного, прозаического или поэтического произведения для театра или кино.Аранжировка — переложение музыкального произведения для исполнения его инструментами или голосами, для которых оно не было предназначено в оригинале.

Энциклопедия — справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.Антология– непериодический сборник, включающий избранные (стихотворные) литературно-художественные произведения или извлечения из них.База данных — совокупность связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимая от прикладных программ.

Архитектура в художественной литературе

Архитектура в художественной литературе

Художественная литература богата приемами, образами и различными средствами выразительности. Архитектура при этом играет в художественной литературе немаловажную роль. Именно благодаря описанию архитектуры места действия читатель может лучше понять образы в произведении, вникнуть в его реальность, прочувствовать настроение персонажей. Например, в поэзии С. А. Есенина архитектура вокруг его лирического героя была, в основном, деревенская: церквушки, образа, бревенчатые избы. В стихотворениях же Анны Ахматовой архитектура составляла часть характеристики описываемого города — Петербурга. Здесь присутствуют и холодные каменные стены, и гранит, и памятники. Все это является одной из ключевых частей художественной литературы.

Итак, рассмотрим следующие типы архитектуры и их значение в художественной литературе:

  1. Деревенская архитектура. Этот тип характерен для писателей и поэтов конца девятнадцатого века, а также «новокрестьянских поэтов» начала двадцатого. Столетие назад вся Россия была практически деревней, что и отразилось в произведениях. Такие произведения, как лирические, так и прозаические, пропитаны патриотизмом, любовью к родине, к ее красоте и природе. Значение данного архитектурного пейзажа состояло в том, что автор актуализировал благодаря ему проблемы деревень и людей там проживающих.
  2. Городская архитектура, городской пейзаж и здания. Данный архитектурный пейзаж относится преимущественно к литературе двадцатого века, однако, в произведениях авторов конца девятнадцатого века также можно его встретить (например, в произведениях Н. Некрасова и Ф. Достоевского). Так, городской пейзаж практически всегда наполнен грязью и духовным падением, что связано с низким развитием инфраструктуры городов в то время. Редко, но в художественной литературе все же присутствует и радостный городской пейзаж (например, в произведениях А. Ахматовой и В. Маяковского). Значение городского пейзажа состоит в том, что город всегда отражает чувства и мысли главного героя, а также является не просто фоном, а отдельным персонажем, образом, благодаря которому читатель может лучше понять идейный замысел произведения.

Так, мы рассмотрели два основных типа архитектуры, присутствующих в художественной литературе. Разумеется, существуют и другие: например, в фантастической или исторической литературе, однако, они мало распространены.

Замечание 1

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что архитектура в художественной литературе играет достаточно большую роль. Городской, деревенский пейзажи могут быть не только фоном для всего произведения — они могут влиять на мысли и поступки героя, а также определять характер всего произведения. Также, мы выяснили, что деревенский пейзаж куда красочнее и радостнее городского, что вызвано, вероятно, уровнем индустриального развития городов.

Примеры архитектуры в художественной литературе

Как в русской, так и в зарубежной литературе существует множество описаний архитектуры. Причем, будь то городской или же деревенский образ — они играют весьма важную роль. Их значение меняется в зависимости от идейного замысла произведения. Рассмотрим некоторые примеры описания архитектуры в художественной литературе:

  • Произведение В. Набокова «Лолита». Пыльные города, летнее солнце и жара отражают и достаточно легкомысленный характер произведения. Также они являются отражением самой Лолиты — одного из главных героев этого произведения.
  • Стихотворение С. А. Есенина. Все они пропитаны любовью к родине, патриотизмом. В них присутствует образ деревни — родной для поэта. Есенин относился к числу новокрестьянских поэтов, что и обуславливает наличие образа деревни в его творчестве. Здесь деревенский пейзаж имеет скорее радостные краски: «малиновая лебеда», «с белых яблонь дым».
  • Произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении присутствует городской пейзаж. Причем, образ Петербурга в нем является не просто фоном, а отдельным персонажем, который влияет на поступки героев и является отражением их мрачных и тяжёлых мыслей. Так, городской пейзаж является определяющим, носящим смысловой характер произведения.
  • Лирика А. С. Пушкина. В этой лирике (например, в произведении «Медный всадник») присутствует городские пейзажи. Однако, практически все они отражают тоску, тяжесть дум лирического героя. Петербург предстает достаточно тоскливым городом, но величественным и прекрасным. Это создаёт противоречивый образ города.
  • Лирика Анны Ахматовой. В ее произведениях присутствуют как образы деревни, так и образы города — в частности, Петербурга. Петербург у Ахматовой величественный, солнечный, насыщен жизнью и яркостью. Деревни же, напротив, имеют оттенок переживаний. Возможно, это связано с тем, что ее стихи – личные, и в большинстве случаев главным лирическим героем в них является сама поэтесса.
  • Произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении также присутствуют как деревенский образ, так и городской. Городским персонажем тут является Москва накануне войны 1812 года. Город у Толстого насыщен жизнью, развлечениями, в то время как деревня — это оплот спокойствия и надежности. Это характеризует деревенскую архитектуру как более близкую людям того времени, более родную.

Таким образом, мы рассмотрели архитектуру в художественной литературе на примере нескольких произведений.

Значение архитектурных образов в художественной литературе, как мы видим, может меняться. Оно может быть как фоновым, так и образным — то есть архитектурные пейзажи могут быть как фоном произведения, так и отдельным персонажем (пример — произведение Н. В. Гоголя «Нос»).

Основным значением, пожалуй, все-таки является патриотическое. Все произведения, содержащие образ деревень, а также и городов, так или иначе пересекаются с темой патриотизма, темой любви к родине. Здесь отличным примером могут служить произведения Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого.

Объекты авторского права на произведения архитектуры

Действующее законодательство среди различных объектов авторского права называет и произведения архитектуры. Пункт 1 статьи 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» относит к объектам авторского права произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Пункт 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» определяет как объекты авторского права на произведения архитектуры архитектурный проект, разработанную на его основе документацию для строительства и архитектурный объект. Часть четвертая статьи 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» детализирует перечень архитектурных объектов, относя к ним здания, сооружения, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

Очевидно, что законодательство относит к числу объектов авторского права самые различные произведения. Одни из них являются результатом художественного творчества, другие же возникают в результате не только художественного, но и технического творчества.

Можно сказать, что произведением архитектуры следует считать любое произведение в сфере архитектурной деятельности независимо от его назначения и достоинства, если оно является результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме.

Архитектурный проект

Специфика архитектурной деятельности состоит в том, что идеи и решения архитектора не сразу воплощаются в зданиях и сооружениях, а вначале объективируются (материализуются) в проекте. Х. А. Пизуке выделяет в проекте его архитектурную часть, то есть объективированные (материализованные) идеи и решения архитектора о функциональной, конструктивной и художественной сторонах будущего здания или сооружения. Кроме этого, выделяется практическая часть — технические и организационные решения о методах осуществления архитектурных идей и решений в натуре. Признается же объектом авторского права не весь проект, а лишь его архитектурная часть. Далее автор приходит к выводу, что охраняемую часть архитектурного проекта составляют произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, планы, схемы, разрезы, фасады, перспективы, рисунки, макеты и модели.

Похожее определение понятия архитектурного проекта как произведения архитектуры в смысле объекта авторского права дает А. А. Заславский. По его мнению, произведение архитектуры, именуемое архитектурным проектом, есть результат творческой самореализации личности в архитектурном искусстве, представляющий собой воплощенную в объектах материального мира оригинальную совокупность графических и текстовых знаков и символов, а также условных объемно-пространственных структур, отображающих композиционное построение архитектурного объекта, художественное оформление его внешнего и внутреннего облика.

С точкой зрения Х. А. Пизуке можно согласиться. Действительно, творческий характер имеет только та часть проекта, которую он называет архитектурной частью. «Практическая» его часть имеет техническое содержание и не требует при создании творческого подхода. Эту точку зрения с некоторыми изменениями, продиктованными действующим законодательством, следует поддержать. А вот с определением понятия архитектурного проекта как объекта авторского права, данным А. А. Заславским, можно согласиться только с точки зрения теории архитектуры, но не науки и практики авторского права. Определение A. A. Заславского не конкретизирует четко, что же является объектом авторского права: весь архитектурный проект или его часть. К тому же не понятно, что представляет собой архитектурный проект с правовой точки зрения.

Действующее законодательство по-разному определяет понятие архитектурного проекта. Статья 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» называет архитектурным проектом архитектурную часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащую архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.

Другим нормативным актом, регламентирующим процесс архитектурной деятельности, является принятая постановлением Минстроя Российской Федерации от 30.06.95 № 18-64 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений — СНиП 11-01-95 [К+=299599 Эксперт]. Пункт 4.1 СНиП 11-01-95 перечисляет разделы, из которых состоит проект на строительство. Это — общая пояснительная записка; генеральный план и транспорт; технологические решения; организация и условия труда работников; архитектурно-строительные решения; инженерное оборудование, сети и системы; организация строительства; охрана окружающей среды; инженерно-технические мероприятия гражданской обороны; сметная документация; эффективность инвестиций.

Раздел «Архитектурно-строительные решения» в соответствии с пунктом 4.1.5 СНиП 11-01-95 состоит из сведений об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства; описания и обоснования архитектурно строительных решений; мероприятий по электро-, взрыво- и пожаро-безопасности; мероприятий по защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии; основных чертежей — планов, разрезов и фасадов основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций.

Представляется, что из перечисленных составляющих проекта на строительство произведением архитектуры как объектом авторского права можно считать только архитектурные решения (основные чертежи и т. д.) раздела «Архитектурно-строительные решения». Ведь только они создаются творческим трудом в полном смысле этого слова. Все остальные составляющие проекта, будь то технологические решения, сметная документация и прочее, не требуют творческого подхода в процессе своего создания.

Статья 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» дает определение архитектурного решения. Это авторский замысел архитектурного объекта, его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства. Таким образом, архитектурным проектом как объектом авторского права можно считать только его архитектурную часть, называемую архитектурным решением, выраженную в рисунках, эскизах, чертежах, планах, разрезах, схемах, моделях и т. д.

В современной правоприменительной практике встречаются попытки признать задание на проектирование результатом творческого труда и на этом основании признать лицо, выдавшее техническое задание на проектирование, соавтором архитектурного произведения.

Так, например, ООО «Сора» обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО «Рубеж» в защиту авторских прав на архитектурный проект (дело № А56-27782/02).

Ответчик возражал против заявленных требований, считая себя правомочным обладателем авторских прав на архитектурный проект. Его позиция основывалась на том, что ООО «Рубеж» при заключении договора с ООО «Сора» на создание архитектурного проекта передало последнему задание на проектирование. Задание на проектирование подготовили сотрудники ООО «Рубеж», соответственно, они являются соавторами архитектурного проекта, а так как задание на проектирование создавалось как служебное задание, то оно является служебным произведением, и потому права на использование архитектурного проекта принадлежат работодателю, то есть ООО «Рубеж».

Такая позиция не соответствует ни действующему законодательству, ни доктрине авторского права. Несмотря на то что техническое задание на проектирование входит в состав проекта на строительство (приложение А и Б к СНиП 11-01-95), оно не является частью архитектурного проекта или архитектурного решения. Задание на проектирование представляет собой всего лишь приложение к проекту и не имеет отношения к архитектурному проекту или архитектурному решению как объекту авторского права. Конечно, выдаваемое заказчиком задание на проектирование способно оказать существенное влияние на творческий процесс создания архитектурного проекта. Заказчик исходя из экономических и иных интересов может установить достаточно узкие рамки для творческой деятельности архитектора. Но, даже если архитектурный проект выйдет за рамки задания на проектирование и заказчик откажется принять такой архитектурный проект, ничто не помешает признать этот архитектурный проект объектом авторского права. Очевидно, что на осно
вании одного и того же технического задания разные авторы своим творческим трудом создадут разные архитектурные произведения. Таким образом, техническое задание следует отнести к технической части архитектурного проекта или архитектурного решения и не признавать его частью объекта авторского права.

Понятно, что разные определение и наименование в действующем законодательстве одного и того же объекта авторского права — архитектурный проект по Закону РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и архитектурное решение по СНиП 11-01-95 — не способствуют единообразному толкованию и применению норм права. В связи с этим, наверное, было бы целесообразно внести надлежащие изменения в законодательство, а именно в Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». СНиП 11-01-95 более логично и точно выделяет разделы в проекте на строительство, обосновывает содержание этих разделов и выделяет из всего содержания проекта именно творческую его часть. Поэтому было бы правильнее обозначить один из объектов авторского права на произведение архитектуры не как «архитектурный проект», а как «архитектурное решение». Тем более что определение понятия «архитектурное решение» уже дано в статье 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и требует лишь
небольшой корректировки.

Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» впервые назвал одним из объектов авторского права на произведения архитектуры документацию для строительства, разработанную на основе архитектурного проекта.

Существует мнение, что документация для строительства, разработанная на основе архитектурного проекта, является результатом реализации архитектурного проекта и именно поэтому должна охраняться авторским правом. Думается, что это мнение является лишь повторением содержания пункта 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Между тем указание законодателя на этот объект авторского права не раскрывает его содержания. В то же время другой нормативный акт, регламентирующий архитектурную деятельность, а именно СНиП 11-01-95, называет этот объект авторского права по-другому.

СНиП 11-01-95 содержит пункт 4.3, который называется «Рабочий проект». Рабочий проект является сокращенным по объему и составу проектом на строительство, и в состав рабочего проекта включается рабочая документация. Какие разделы проекта на строительство исключены из рабочего проекта в СНиП 11-01-95, не указано. Представляется, что исключены следующие разделы — общая пояснительная записка, охрана окружающей среды, мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций, сметная документация, эффективность инвестиций. Несомненно, что в рабочем проекте оставлены такие разделы, как архитектурно-строительные решения, технологические решения, решения по инженерному оборудованию. Таким образом, составляющей частью рабочего проекта являются и архитектурные решения.

Назначение рабочего проекта — способствовать практической реализации проекта на строительство. Поэтому, по моему мнению, понятие «документация для строительства, разработанная на основе архитектурного проекта» (пункт 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»), и понятие «рабочий проект» (пункт 4.3 СНиП 11-01-95) имеют одно значение.

Поскольку документация для строительства, разработанная на основе архитектурного проекта, или, иными словами, рабочий проект, является сокращенным по объему и содержанию проектом на строительство и в нее в обязательном порядке входит архитектурный проект, или, иными словами, архитектурное решение, охраняемый авторским правом, то именно поэтому и сама документация для строительства охраняется авторским правом. Недаром пункт 3 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» признает именно за автором архитектурного проекта авторское право на разработанную на основе архитектурного проекта документацию для строительства.

Таким образом, следующим объектом авторского права на произведение архитектуры является документация для строительства, разработанная на основе архитектурного проекта, которая представляет собой сокращенный по объему и составу проект на строительство, или рабочий проект.

Документация для строительства

Архитектурный объект

Пункт 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» называет среди объектов авторского права на произведения архитектуры архитектурный объект. В соответствии со статьей 2 этого же Закона архитектурным объектом является здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

До принятия Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» отношение к вопросу принадлежности архитектурного объекта, прежде всего здания (сооружения), к объектам авторского права было самым разным. Дореволюционные авторы однозначно относили отстроенные здания и прочие архитектурные объекты к объектам авторского права. Например, А. Н. Гейне считал само собой разумеющимся, что «к категории подлежащих охранению правом авторским архитектурных произведений следует относить не только здания, дворцы, церкви… но и триумфальные арки, гробницы, памятники» с «придаточной орнаментикой». М. Г. Диканский не сомневался, что отстроенное здание является предметом авторской собственности.

Советская наука авторского права долгое время не признавала здания и сооружения, иными словами, архитектурные объекты, объектами авторского права. Так считали В. И. Серебровский, Б. С. Антимонов и Е. А.Флейшиц.

Кроме перечисленных двух мнений существует и третье: авторское право должно охранять не любое возведенное здание и сооружение, не типовое строение, а здание, обладающее «художественностью или архитектурностью».

После принятия Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», который прямо назвал архитектурный объект, то есть готовые здания и сооружения, объектом авторского права, большинство авторов согласилось с тем, что готовое, «отстроенное» здание является объектом авторского права. Действительно, нет никакого сомнения, что архитектурный объект, то есть здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений и т. д., является охраноспособным объектом авторского права.

Во-первых, построенное здание является воплощением творческой идеи автора. Это воплощение идеи автора архитектурного проекта даже можно назвать более полным и наглядным по сравнению с проектом или документацией для строительства. М. Г. Диканский точно заметил: «Если бы законодатель… хотел бы признать готовое здание лишенным защиты, он, конечно, не стал бы охранять и чертежи, — это было бы совершенно бесполезно».

Во-вторых, архитектурный объект следует считать объектом авторского права хотя бы потому, что он появился в результате творческого труда архитектора и выражен в объективной форме.

Трудно согласиться с мнением некоторых авторов, что типовые здания не являются объектом авторского права. Во-первых, все типовые здания построены по конкретным архитектурным проектам, являющимся объектами авторского права, и, во-вторых, авторское право охраняет все произведения независимо от их назначения и достоинства.

Действующее законодательство относит к архитектурным объектам как объектам авторского права интерьеры помещений. Зачастую бывает очень сложно отграничить интерьер помещений от произведений дизайна. На этом основании случается, что авторам интерьера помещений отказывают в защите прав, предоставленных авторам произведений архитектуры.

Так, например, ООО «Кром» обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Северо-Западному таможенному управлению (СЗТУ) об обязании ответчика предоставить возможность провести фото- и видеосъемку интерьеров помещения СЗТУ (дело № А56-11221/98 ). Истец основывал свои требования на том, что ему, как организации, выполнившей работы по проектированию и воссозданию интерьеров помещений, занимаемых СЗТУ, принадлежит такое право в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Ответчик возражал против заявленных требований, считая, что истец является автором произведения дизайна, а не произведения архитектуры, и потому не обладает правом, предоставленным автору произведения архитектуры.

Такая позиция представляется неверной. И дизайн помещения, и интерьер помещения являются фактически одними и теми же произведениями, объектами авторского права. В обоих случаях произведения создаются в целях удовлетворения эстетических и бытовых потребностей собственников или пользователей зданий, строений или помещений. Право доступа предоставлено автору произведения дизайна как произведения изобразительного искусства так же, как право требовать предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку предоставлено автору интерьера как произведения архитектуры. Эти авторские правомочия практически идентичны.

Таким образом, можно предположить, что никакого принципиального различия между произведениями графики, дизайна и произведениями архитектуры (архитектурный проект, интерьер) нет. Эти произведения схожи и в своей неразрывной связи с материальными носителями, и в объективной форме своего выражения, и в своем практическом применении, и даже в дополнительных правах, предоставленных авторам этих произведений. А потому только сам автор произведения вправе определять, чем оно является: произведением дизайна или произведением архитектуры.

Таким образом, объектами авторского права в архитектуре являются:

  1. архитектурный проект, а именно часть проекта на строительство, называемая архитектурным решением;
  2. разработанная на основе архитектурного проекта документация для строительства, а именно рабочий проект как сокращенный по объему и содержанию проект на строительство;
  3. архитектурный объект, то есть любое построенное здание, сооружение и т. д. как воплощенный в объемно-пространственной форме архитектурный проект.

А. М. Люкшин, адвокат Ленинградской областной коллегии адвокатов, соискатель научной степени кандидата юридических наук (кафедра гражданского права СПбГУ)

Предложения со словосочетанием ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Произведения архитектуры поражают нас или гармониею своих частей, образующих собою грациозное целое, или громадностию и грандиозностию своих форм, восторгая с собою дух наш к небу, в котором исчезают их остроконечные шпицы. Пространственно-временной, неизобразительный характер произведений архитектуры говорит о её родстве с временными искусствами (например, с музыкой; иногда архитектуру даже называют музыкой, запечатлённой в камне). Все они внедрены в обстановку и ремонт музея писателя, книгоиздание архивов и редких документов, реставрацию произведений архитектуры, экспонаты связанные с именем именитого симбирца… Настало время для своеобразной реставрации (не цензуры) и восполнения фрагментов недописанных им картин во имя пожеланий самого автора. Наверное, каждый россиянин знает, как называется этот храм, но лишь немногие люди задумываются о том, почему одному из самых красивых произведений архитектуры дано это имя. Так, во-первых, вопросы создания и охраны архитектурных проектов и иных произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства являются сферой регулирования авторского права и регламентируются гл.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ресничный (прилагательное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Произведения архитектуры различны: конечно, это прежде всего здания бытового и общественного назначения, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. Лица, оказывающие автору произведения архитектуры техническую, консультационную или организационную помощь либо осуществляющие организацию проектирования и строительства, контроль за выполнением указанных работ, не могут быть признаны соавторами. Произведения архитектуры подчиняются немногим общим и даже механическим правилам. Массивного вида, с совершенными пропорциями, украшенная великолепными колоннами, мрамором и мозаикой, она стала одним из прекраснейших произведений архитектуры западного христианского мира. Каждому селу предшествовали мусульманские кладбища, где любая могила — произведение архитектуры, своеобразный мавзолей с полумесяцем, выложенным на стенке. Из всех различных языков, рассказывающих прошлое, произведения искусства, в особенности произведения архитектуры, — ещё самые понятные. По своей пропорциональной красоте и стройности силуэта колокольня принадлежит к лучшим произведениям архитектуры XVIII века. Свободное использование указанными выше способами применимо только в отношении фотографических произведений, произведений архитектуры и произведений изобразительного искусства. Что же послужило толчком к появлению первых в истории произведений архитектуры? В этом и кроется магия рождения произведения архитектуры, и именно это позволяет даже неподготовленному стороннему наблюдателю легко отличить здание, несущее в себе результат этой сложной работы мозга, от объекта, рождённого без вспыхивания этой искры. Для некоторых дом представлял интерес и как произведение архитектуры. Даже на лестницу посмотрел иначе, сейчас это не приспособление, чтобы взбегать наверх, а произведение архитектуры, если не вовсе искусства: посреди мраморных ступеней пролегает красная дорожка, перила широкие, тоже мраморные, балясины вычурно резные, на каждом пролёте массивные вазы из тёмной меди. Сущность религиозного туризма, а точнее, туризма с религиозным содержанием, заключается в организации туров к святым местам, в храмы, монастыри, культовые музеи с целью ознакомления туристов с историей религии, её местом в истории и хозяйственном строительстве государства, произведениями архитектуры, скульптуры, духовной живописи. Не является выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры. Огромный пласт необходимой для правильного понимания истории информации дают и многочисленные произведения архитектуры, скульптуры, изобразительного и прикладного искусства, которыми человечество окружает себя с самых ранних пор своего развития. К сожалению, созданные тогда произведения архитектуры, как, впрочем, и другие относящиеся к арабам вещи, сохранились в небольшом количестве. Образ райского сада оказал огромное влияние на поэзию и искусство мусульманского мира, отразился в произведениях архитектуры и художественного ремесла, определил изобразительный строй миниатюры. Теперь я напомню вам о понимании города как артефакта, как произведения архитектуры или инженерии, растущего во времени; это одна из самых надёжных гипотез, которую мы можем развить. Употреблённое в данных монологах словосочетание «архитектурная соляристика» — это рассказ не о законченных произведениях архитектуры и дизайна, а именно об архитектурно-дизайнерских задумках. Но сегодня утром я примирился с этим произведением архитектуры. Именно от владения технологией, инженерией зависит совершенство абсолютных идей, коими и являются произведения архитектуры. Несколько часов назад, в темноте, я не мог по достоинству оценить это произведение архитектуры, но теперь… Произведение архитектуры — это воплощённая мечта, усовершенствованная. Открытость и динамизм барокко соотносятся с возникновением нового научного сознания: замена осязаемого зримым означает, что теперь на первый план выдвигается субъективный момент и внимание перемещается с сущности (the essence, l’essere) на видимые формы (the appearance, l’apparenza) произведений архитектуры и живописи. Можно представить, как действовало на людей это величественное произведение архитектуры и искусства тогда. Они доказывают, подобно циклопическим постройкам, египетским пирамидам и гигантским пагодам индусов, что самые крупные произведения архитектуры — не только индивидуальные, сколько коллективные создания, создания скорее целых, пришедших в состояние брожения, народов, чем отдельных гениальных людей, что они представляют собою завещания целых наций, агломерацию веков, осадок последовательных испарений целых человеческих обществ, что они, словом, представляют собою целые формации. — Я архитектор, — ответил я любопытному гражданину, — гостиница представляет интерес как произведение архитектуры начала нашего века. Допускается свободное использование путём воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места. Между тем долина начинала мало-помалу расширяться, исчезла цепь арабских гор, и на горизонте показалось поразительное произведение архитектуры — пилоны, скорее похожие на массивы огромных гор, чем на произведение рук человеческих. Баня, доложу вам, снаружи ничего особенного, но внутри, конечно, произведение архитектуры: стиль модерн, под старину. Здания выглядели гораздо старше своего истинного возраста и казались некими заброшенными осколками какого-то давно забытого тысячелетия — ещё до появления человека, — поскольку все эти тени, углы, проёмы и пустоты отнюдь не походили на произведения архитектуры. Они гораздо интереснее произведений архитектуры, живописи. Немало подобных произведений архитектуры я увидел и в нынешнем главном городе мира. Однако страх перед возможной потерей великолепного произведения архитектуры и искусства, становился всё сильнее. Башня, стоящая в центре города, является не только узнаваемым всюду белокаменным произведением архитектуры, но и неприступным домом для правителя этой страны. Пока же он посвящает себя поистине безграничному произведению архитектуры: он намерен переустроить мир, с тем чтобы придать ему совершенство истинной красоты.

Неточные совпадения

Гармония в музыке, «золотое сечение» в архитектуре и прикладном искусстве, соотношение ритмов в литературном произведении, выражение ритмообразования в танце, традиции религиозной обрядовой практики — аргументировано ритмообразующими законами, которые широко раздвигают понятие композиции, делают её особым методом построения или обогащения любой материальной структуры с целью создания художественной формы. Поставив в заголовке «Записки», я ровно ничего не обещал и пишу, не стесняясь никаким стилем, нарушая все принципы архитектуры, не руководствуясь никакими правилами, рамками, формами литературного произведения… Витраж относится к произведениям монументально-декоративного искусства, но он, в отличие от росписи или мозаики, повторяющих свойства поверхности, на которой они находятся, лишь опосредованно связан с архитектурой, поскольку выступает как самостоятельный элемент, заключённый в окно. Оно уже потому не могло и быть таковым, что чисто славянского, совершенно своеобразного (настолько своеобразного и полного, например, как прежняя английская конституция, как готическая архитектура, как французские моды и обычаи, как китайские мануфактурные произведения, как мусульманизм аравитян и турок) — ничего до сих пор у славян и не было. Артефакты включают зримые продукты группы, такие как: архитектура её материального окружения; её язык; технология и продукты деятельности; её художественные произведения и стиль, воплощаемый в одежде, манере общения, эмоциональной атмосфере, мифах и историях, связанных с организацией; описание принятых ценностей; внешние ритуалы и церемонии. Остальные размеры храма были ещё меньше по сравнению с этим высочайшим произведением современной архитектуры. История костюма и моды оказалась запечатлённой и в произведениях изобразительного искусства, архитектуры. Однако произведения искусства всецело — и по форме и по их внутреннему содержанию — подчинены архитектуре, в обстановке которой мы их находим. Стиль присутствует во всех видах искусства: стиль архитектуры, стиль исполнения музыкального произведения, стиль руководства и стиль плавания. Изучение произведений русских зодчих за рубежом несомненно очень важно для формирования более полной и объективной истории отечественной архитектуры, для расширения типологических и географических границ российского зодчества, а также для переоценки его вклада в мировую культуру. Если эстетика возьмёт за основание одни идеи и их диалектическое развитие, оставив в стороне верования и историю, — то по ней выйдет, может быть, что произведения греческого искусства прекрасны, а индийского и египетского не имеют ничего общего с творчеством и суть порождения невежества и дикости; готическая архитектура — воплощённое безвкусие и безобразие; французская литература хороша, а немецкая — вздор или наоборот, смотря по тому, от какого начала отправится эстетика. Непосредственными объектами этой группы общественного продукта становятся знания, опыт, культурные ценности, результаты научного производства, литература, музыкальные произведения и архитектура. По размаху композиционного замысла мало что можно сравнить с этим произведением не только в русской, но и в европейской архитектуре классицизма. В определённом смысле это очень хорошо, ведь благодаря мечтателям созданы величественные памятники архитектуры и прекрасные произведения искусства. Кудрявцева позволили увидеть религиозно-философское содержание в произведениях древнерусского искусства — в иконописи, в храмовой архитектуре, в градостроительстве. Оба этих корпуса историки архитектуры причисляют к лучшим произведениям петербургского модерна. Примерами связанной информации являются информация генетического аппарата клетки или информация, зафиксированная в техническом устройстве в виде определённого сочетания его конструктивных элементов, а также эстетическая информация, которую несут в себе произведения скульптуры, живописи, архитектуры. Эти подвижные подробности отвлекают читательское внимание от «торжественной архитектуры идей» произведения, напоминающего живой строящийся муравейник. Наконец, изменилось отношение к надгробию как художественному произведению, сочетающему выразительные средства архитектуры, скульптуры, геральдики, эпитафии. И хотя развитие моды как социального института, регулирующего потребление, начиналось именно с одежды, в настоящее время мода регулирует практически всю систему потребления от автомобильной промышленности, туристической сферы, рынка произведений искусства и архитектуры до производства продуктов питания и медицинских услуг. АНСАМБЛИ — чётко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединённых памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи (ст. Там возникали новые приёмы создания произведений живописи, скульптуры, архитектуры, складывалась новая художественная терминология. Это великолепное произведение искусства, архитектура, рельефы, статуи, сливающиеся в прекрасной гармонии. Применение цвета и различных декоративных элементов, сочетание архитектурных форм со скульптурой, живописью и произведениями декоративно-прикладного искусства обуславливают связь архитектуры с другими искусствами (см. Но если в архитектуре даже по небольшим сохранившимся сквозь все перестройки, пожары и разрушения фрагментам фундамента и стен можно установить первоначальный замысел архитектора, то в литературе тем более возможно приблизиться к изначальному звучанию произведения, выявляя круг значений и смыслов, тождественных времени его появления. Когда стрелка циферблата, указывающего миллионы дней, дошла до нуля, я замедлил движение машины и различил знакомые мне мелкие произведения нашей архитектуры; тысячная стрелка побежала к своей исходной точке; ночи всё медленнее и медленнее сменяли дни. В борьбе протестантов с католиками, которых первоначально поддерживали власти, погибло множество редчайших книг, произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

Предложения со словосочетанием ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Произведения архитектуры поражают нас или гармониею своих частей, образующих собою грациозное целое, или громадностию и грандиозностию своих форм, восторгая с собою дух наш к небу, в котором исчезают их остроконечные шпицы. Пространственно-временной, неизобразительный характер произведений архитектуры говорит о её родстве с временными искусствами (например, с музыкой; иногда архитектуру даже называют музыкой, запечатлённой в камне). Все они внедрены в обстановку и ремонт музея писателя, книгоиздание архивов и редких документов, реставрацию произведений архитектуры, экспонаты связанные с именем именитого симбирца… Настало время для своеобразной реставрации (не цензуры) и восполнения фрагментов недописанных им картин во имя пожеланий самого автора. Наверное, каждый россиянин знает, как называется этот храм, но лишь немногие люди задумываются о том, почему одному из самых красивых произведений архитектуры дано это имя. Так, во-первых, вопросы создания и охраны архитектурных проектов и иных произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства являются сферой регулирования авторского права и регламентируются гл.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: иносказательность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Произведения архитектуры различны: конечно, это прежде всего здания бытового и общественного назначения, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. Лица, оказывающие автору произведения архитектуры техническую, консультационную или организационную помощь либо осуществляющие организацию проектирования и строительства, контроль за выполнением указанных работ, не могут быть признаны соавторами. Произведения архитектуры подчиняются немногим общим и даже механическим правилам. Массивного вида, с совершенными пропорциями, украшенная великолепными колоннами, мрамором и мозаикой, она стала одним из прекраснейших произведений архитектуры западного христианского мира. Каждому селу предшествовали мусульманские кладбища, где любая могила — произведение архитектуры, своеобразный мавзолей с полумесяцем, выложенным на стенке. Из всех различных языков, рассказывающих прошлое, произведения искусства, в особенности произведения архитектуры, — ещё самые понятные. По своей пропорциональной красоте и стройности силуэта колокольня принадлежит к лучшим произведениям архитектуры XVIII века. Свободное использование указанными выше способами применимо только в отношении фотографических произведений, произведений архитектуры и произведений изобразительного искусства. Что же послужило толчком к появлению первых в истории произведений архитектуры? В этом и кроется магия рождения произведения архитектуры, и именно это позволяет даже неподготовленному стороннему наблюдателю легко отличить здание, несущее в себе результат этой сложной работы мозга, от объекта, рождённого без вспыхивания этой искры. Для некоторых дом представлял интерес и как произведение архитектуры. Даже на лестницу посмотрел иначе, сейчас это не приспособление, чтобы взбегать наверх, а произведение архитектуры, если не вовсе искусства: посреди мраморных ступеней пролегает красная дорожка, перила широкие, тоже мраморные, балясины вычурно резные, на каждом пролёте массивные вазы из тёмной меди. Сущность религиозного туризма, а точнее, туризма с религиозным содержанием, заключается в организации туров к святым местам, в храмы, монастыри, культовые музеи с целью ознакомления туристов с историей религии, её местом в истории и хозяйственном строительстве государства, произведениями архитектуры, скульптуры, духовной живописи. Не является выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры. Огромный пласт необходимой для правильного понимания истории информации дают и многочисленные произведения архитектуры, скульптуры, изобразительного и прикладного искусства, которыми человечество окружает себя с самых ранних пор своего развития. К сожалению, созданные тогда произведения архитектуры, как, впрочем, и другие относящиеся к арабам вещи, сохранились в небольшом количестве. Образ райского сада оказал огромное влияние на поэзию и искусство мусульманского мира, отразился в произведениях архитектуры и художественного ремесла, определил изобразительный строй миниатюры. Теперь я напомню вам о понимании города как артефакта, как произведения архитектуры или инженерии, растущего во времени; это одна из самых надёжных гипотез, которую мы можем развить. Употреблённое в данных монологах словосочетание «архитектурная соляристика» — это рассказ не о законченных произведениях архитектуры и дизайна, а именно об архитектурно-дизайнерских задумках. Но сегодня утром я примирился с этим произведением архитектуры. Именно от владения технологией, инженерией зависит совершенство абсолютных идей, коими и являются произведения архитектуры. Несколько часов назад, в темноте, я не мог по достоинству оценить это произведение архитектуры, но теперь… Произведение архитектуры — это воплощённая мечта, усовершенствованная. Открытость и динамизм барокко соотносятся с возникновением нового научного сознания: замена осязаемого зримым означает, что теперь на первый план выдвигается субъективный момент и внимание перемещается с сущности (the essence, l’essere) на видимые формы (the appearance, l’apparenza) произведений архитектуры и живописи. Можно представить, как действовало на людей это величественное произведение архитектуры и искусства тогда. Они доказывают, подобно циклопическим постройкам, египетским пирамидам и гигантским пагодам индусов, что самые крупные произведения архитектуры — не только индивидуальные, сколько коллективные создания, создания скорее целых, пришедших в состояние брожения, народов, чем отдельных гениальных людей, что они представляют собою завещания целых наций, агломерацию веков, осадок последовательных испарений целых человеческих обществ, что они, словом, представляют собою целые формации. — Я архитектор, — ответил я любопытному гражданину, — гостиница представляет интерес как произведение архитектуры начала нашего века. Допускается свободное использование путём воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места. Между тем долина начинала мало-помалу расширяться, исчезла цепь арабских гор, и на горизонте показалось поразительное произведение архитектуры — пилоны, скорее похожие на массивы огромных гор, чем на произведение рук человеческих. Баня, доложу вам, снаружи ничего особенного, но внутри, конечно, произведение архитектуры: стиль модерн, под старину. Здания выглядели гораздо старше своего истинного возраста и казались некими заброшенными осколками какого-то давно забытого тысячелетия — ещё до появления человека, — поскольку все эти тени, углы, проёмы и пустоты отнюдь не походили на произведения архитектуры. Они гораздо интереснее произведений архитектуры, живописи. Немало подобных произведений архитектуры я увидел и в нынешнем главном городе мира. Однако страх перед возможной потерей великолепного произведения архитектуры и искусства, становился всё сильнее. Башня, стоящая в центре города, является не только узнаваемым всюду белокаменным произведением архитектуры, но и неприступным домом для правителя этой страны. Пока же он посвящает себя поистине безграничному произведению архитектуры: он намерен переустроить мир, с тем чтобы придать ему совершенство истинной красоты.

Неточные совпадения

Гармония в музыке, «золотое сечение» в архитектуре и прикладном искусстве, соотношение ритмов в литературном произведении, выражение ритмообразования в танце, традиции религиозной обрядовой практики — аргументировано ритмообразующими законами, которые широко раздвигают понятие композиции, делают её особым методом построения или обогащения любой материальной структуры с целью создания художественной формы. Поставив в заголовке «Записки», я ровно ничего не обещал и пишу, не стесняясь никаким стилем, нарушая все принципы архитектуры, не руководствуясь никакими правилами, рамками, формами литературного произведения… Витраж относится к произведениям монументально-декоративного искусства, но он, в отличие от росписи или мозаики, повторяющих свойства поверхности, на которой они находятся, лишь опосредованно связан с архитектурой, поскольку выступает как самостоятельный элемент, заключённый в окно. Оно уже потому не могло и быть таковым, что чисто славянского, совершенно своеобразного (настолько своеобразного и полного, например, как прежняя английская конституция, как готическая архитектура, как французские моды и обычаи, как китайские мануфактурные произведения, как мусульманизм аравитян и турок) — ничего до сих пор у славян и не было. Артефакты включают зримые продукты группы, такие как: архитектура её материального окружения; её язык; технология и продукты деятельности; её художественные произведения и стиль, воплощаемый в одежде, манере общения, эмоциональной атмосфере, мифах и историях, связанных с организацией; описание принятых ценностей; внешние ритуалы и церемонии. Остальные размеры храма были ещё меньше по сравнению с этим высочайшим произведением современной архитектуры. История костюма и моды оказалась запечатлённой и в произведениях изобразительного искусства, архитектуры. Однако произведения искусства всецело — и по форме и по их внутреннему содержанию — подчинены архитектуре, в обстановке которой мы их находим. Стиль присутствует во всех видах искусства: стиль архитектуры, стиль исполнения музыкального произведения, стиль руководства и стиль плавания. Изучение произведений русских зодчих за рубежом несомненно очень важно для формирования более полной и объективной истории отечественной архитектуры, для расширения типологических и географических границ российского зодчества, а также для переоценки его вклада в мировую культуру. Если эстетика возьмёт за основание одни идеи и их диалектическое развитие, оставив в стороне верования и историю, — то по ней выйдет, может быть, что произведения греческого искусства прекрасны, а индийского и египетского не имеют ничего общего с творчеством и суть порождения невежества и дикости; готическая архитектура — воплощённое безвкусие и безобразие; французская литература хороша, а немецкая — вздор или наоборот, смотря по тому, от какого начала отправится эстетика. Непосредственными объектами этой группы общественного продукта становятся знания, опыт, культурные ценности, результаты научного производства, литература, музыкальные произведения и архитектура. По размаху композиционного замысла мало что можно сравнить с этим произведением не только в русской, но и в европейской архитектуре классицизма. В определённом смысле это очень хорошо, ведь благодаря мечтателям созданы величественные памятники архитектуры и прекрасные произведения искусства. Кудрявцева позволили увидеть религиозно-философское содержание в произведениях древнерусского искусства — в иконописи, в храмовой архитектуре, в градостроительстве. Оба этих корпуса историки архитектуры причисляют к лучшим произведениям петербургского модерна. Примерами связанной информации являются информация генетического аппарата клетки или информация, зафиксированная в техническом устройстве в виде определённого сочетания его конструктивных элементов, а также эстетическая информация, которую несут в себе произведения скульптуры, живописи, архитектуры. Эти подвижные подробности отвлекают читательское внимание от «торжественной архитектуры идей» произведения, напоминающего живой строящийся муравейник. Наконец, изменилось отношение к надгробию как художественному произведению, сочетающему выразительные средства архитектуры, скульптуры, геральдики, эпитафии. И хотя развитие моды как социального института, регулирующего потребление, начиналось именно с одежды, в настоящее время мода регулирует практически всю систему потребления от автомобильной промышленности, туристической сферы, рынка произведений искусства и архитектуры до производства продуктов питания и медицинских услуг. АНСАМБЛИ — чётко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединённых памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи (ст. Там возникали новые приёмы создания произведений живописи, скульптуры, архитектуры, складывалась новая художественная терминология. Это великолепное произведение искусства, архитектура, рельефы, статуи, сливающиеся в прекрасной гармонии. Применение цвета и различных декоративных элементов, сочетание архитектурных форм со скульптурой, живописью и произведениями декоративно-прикладного искусства обуславливают связь архитектуры с другими искусствами (см. Но если в архитектуре даже по небольшим сохранившимся сквозь все перестройки, пожары и разрушения фрагментам фундамента и стен можно установить первоначальный замысел архитектора, то в литературе тем более возможно приблизиться к изначальному звучанию произведения, выявляя круг значений и смыслов, тождественных времени его появления. Когда стрелка циферблата, указывающего миллионы дней, дошла до нуля, я замедлил движение машины и различил знакомые мне мелкие произведения нашей архитектуры; тысячная стрелка побежала к своей исходной точке; ночи всё медленнее и медленнее сменяли дни. В борьбе протестантов с католиками, которых первоначально поддерживали власти, погибло множество редчайших книг, произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

Десять книг об архитектуре — Википедия

«Де́сять книг об архитекту́ре» (лат. De architectura libri decem) — трактат об архитектуре прославившегося этой работой римского архитектора Марка Витрувия Поллиона. Трактат является единственной сохранившейся античной работой об архитектуре и одной из первых на латыни. По свидетельству самого Витрувия на момент написания трактата на латыни было всего четыре книги об архитектуре: Фуфиция, Теренция Варрона и две — Публия Септимия. Книга посвящена императору Августу как знак благодарности за оказанную им помощь[1][2][3][4].

Витрувий описал шесть основополагающих принципов науки (лат. scientia) архитектура[5].

  1. Ordinatio (систематичность, порядок, ордер) — описаны общие принципы архитектуры, основы формирования объёма (quantitas), основы пропорций, основы соотношений размеров (modulus). Здесь приведена знаменитая триада Витрувия: три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота)[6].
  2. Dispositio (диспозиция, расположение, основа) — описаны основы организации пространства, основы проекта и отображение их в трёх основных чертежах: ichnografia (план этажа), ortografia (чертёж) и skenografia (перспективный вид).
  3. Eurythmia (эвритмия) — определяет красивые пропорции, изучается композиция.
  4. Symetria (симметрия) — под этой категорией скрывается сильный антропоморфизм. Акцентируется модуль, основанный на частях человеческого тела (нос, голова).
  5. Decor (декор) — эта категория не ограничивается только декорацией и описывает ордерную систематичность.
  6. Distributio — категория описывает способ использования объекта экономически[3][7].

В I книге Витрувий изъясняет науку архитектора, которая состоит из теории и практики. Он обращает внимание на необходимость геометрии и рисования для занятий архитектурой, а также на знания в области философии, права, медицины и астрономии.

Во II книге содержится описание строительных материалов: кирпича (лат. laterum), песка, извести и камня.

В III книге описан Витрувианский человек c его пропорциями (лицо занимает десятую часть тела, а пупок центр композиции).

В IV книге рассказывается о храмах и положениях алтарей.

V книга посвящена устройству форумов, базилик, театров, бань и верфей.

VI книга посвящена устройству помещений (атриумов) и их фундаментов.

В VII книге он описывает приготовление красок (белой, красной, чёрной, зелёной, синей и охры) и штукатурки.

В VIII книге он описывает гидротехнические сооружения (колодцы, водопроводы).

В IX книге он описывает устройство солнечных и водяных часов.

В X книге он противопоставил машины (сочетание частей для перемещения тяжестей) и орудия (лат. organa), а также описал разнообразные механизмы, такие как водяные мельницы, баллисты и катапульты.

Одно из изданий трактата

Автор обобщил в трактате опыт греческого и римского зодчества, рассмотрел комплекс сопутствующих градостроительных, инженерно-технических вопросов и принципов художественного восприятия[7].

За исключением нескольких свидетельств (Фронтин, Фавентин, Плиний Старший) труд Витрувия нашёл только очень небольшой отклик среди современников. Этому наверняка способствовала ограниченность темы, интересной тогда узкому кругу специалистов[3].

Витрувий первый из теоретиков архитектуры высказал теорию о возникновении архитектуры. Он поставил проблему золотой середины между теорией и практикой, описал основные понятия эстетики, описал соответствие масштабов здания масштабу человека. Это теория более-менее удержалась до XIX века[1][2][4][4].

Средние века[править | править код]

Трактат был известен в Средние века, существует более 80 средневековых манускриптов с текстом трактата на различных языках. Самый старый найденный датируется 996 годом и находится в Британском музее (Harley 2767). Однако, наибольшую популярность работа приобрела в эпоху Ренессанса[3][4].

Часто указывается, что с открытия этой работы началось итальянское возрождение. Без сомнения «10 книг» очень повлияли на развитие возрождения, но не могли быть причиной (были хорошо известны в средневековье). Скорее наоборот, в период возрастающего интереса к античности единственный сохранившийся античный автор не мог быть оставлен без внимания, даже при определенной несистематичности своего повествования[8]. В 1486—1492 гг. гуманист Поджо Браччолини осуществляет первое печатное издание трактата в Италии[1][2][4][7].

«10 книг об архитектуре» изучались архитекторами с XV вплоть до XIX века[3][4].

Издание 1936 года[править | править код]
Витрувий. «Десять книг об архитектуре». / Пер. Ф. А. Петровского. Т. 1. М., Изд-во Всес. Академии архитектуры. (Серия «Классики теории архитектуры»). 1936. 331 стр. 6000 экз[7].
Переиздание 2003 года[править | править код]
Марк Витрувий Поллион. «Об архитектуре». / Пер. Ф. А. Петровского. (Серия «Из истории архитектурной мысли»). М., Едиториал УРСС. 2003. 320 стр. 960 экз. ISBN 5-354-00366-0[3]
Переиздание 2006 года[править | править код]
Витрувий. «Десять книг об архитектуре» Издательство: Архитектура-С 2006 г., Твердый переплет, 328 стр., 2000 экз. ISBN 5-9647-0107-8
Другие издания трактата[править | править код]
Манускрипт Витрувия, датированный приблизительно 1390 годом
London, British Museum, Harl. 2767 (8th cent.).
Selestad, Bibl. 1153 (10th cent.).
Wolfenbuttel, Bibl. 132 (10th cent.).
Wolfenbuttel, Bibl. 69 (11th cent.).
London, B.M., Harl. 3859 (11th cent.).
Oxford, St. John’s Coll. 66 В (1316.).
Escorial, 2. 5 (15th cent.).
London, В. М., Harl. 2760 (15th cent.).
Paris, Bibl. Nat. 7227 (11th cent.).
Escorial, 3. 19 (11th or 12th cent.).
Eton College, MSS. 137 (15th cent.).
Rome, Vatican Codd. Urbin. Lat. 3. 1360 (15th cent.).
Paris, Bibl. Nat. 7382 (15th cent.).
Paris, Bibl. Nat. 7228 (15th cent.).
Oxford, Bodleian, F. V. 7 (15th cent.).
Rome, Vatican Codd. Urbin. Lat. 1. 293 (15th cent.).
Sulpitius, Rome, 1486.
Fra Giocondo, Florence, Junta, 1522.
Philander, Rome, 1544.
Laet, Amsterdam, 1649.
Perrault, Paris, 1673.
Schneider, Leipzig, 1807—1808.
Lorentzen, Gotha (Books 1-5), 1857.
Rose, Leipzig, 1867, 1899.
Krohn, Leipzig, 1912.

В 1547 году в Париже издаётся французский перевод трактата (перевод Жана Мартена).

В серии «Loeb classical library» сочинение издано в 2 томах в пер. Грейнджера (под № 251, 280).

В серии «Collection Budé» сочинение издано в 10 отдельных книгах (издание завершено в 2009 году).

Русские переводы[править | править код]

  • Перро К. «Сокращенный Витрувий, или Совершенный архитектор». М., 1789.
  • Баженов В. «Марка Витрувия Поллиона об архитектуре» С примеч. г. Перро. / Пер. с фр. и прим. В. . СПб, 1790—1797.
  • Кн. 1-2. 1790. 230 стр. Кн. 3. 1792. 136 стр. Кн. 4. 1793. 122 стр. Кн. 5. 1794. 159 стр. Кн. 6. 1794. 96 стр. Кн. 7. 1795. 86 стр. Кн. 8. 1796. 75 стр. Кн. 9. 1797. 79 стр. Кн. 10. 1797. 208 стр.
  • Лебедева Г. С. Новейший комментарий к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре». — М.: УРСС, 2003. — 160 стр. — 650 экз.
  • Михайлов Б. П. Витрувий и Эллада: Основы античной теории архитектуры. — М.: Стройиздат, 1967. — 280 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *