Первый европейский: история романского стиля, продолжение
Продолжаем историю романского стиля рассказом о его видоизменениях под воздействием национальных особенностей западноевропейских стран.
Первую часть можно прочитать здесь.
Особенности романского стиля во Франции
Франция, как и в случае с последующими эпохальными стилями, выступила в роли законодательницы нового архитектурного направления. XI век стал временем расцвета новой культурной традиции, активного развития монументального искусства и рождения первого большого европейского средневекового архитектурного стиля. Все постройки (храмы, замки, городские и монастырские стены, мосты) отличаются мощью и монументальностью, суровостью и строгостью, некоторой сумрачностью и скромным убранством.
Самобытным приобретением эпохи стал тип паломнического храма. Святыни выросли на так называемом Пути Святого Иакова, по которому паломники шли в Испанию, в собор Сантьяго-де-Компостела (в результате перестроек сегодня это образец позднебарочного стиля чурригереско). Особенность таких «паломнических храмов» — «обходные» галереи, в которые переходят боковые нефы, они продолжаются за трансептами и огибают алтарные апсиды. Такое архитектурное решение давало возможность поклониться святыне и продолжить паломнический путь, не создавая помех другим верующим.
Базилика Сен-Сернин в Тулузе (Basilique Saint-Sernin de Toulouse)
Апсида (древнейшая часть храма), хор, капеллы, нефы и трансепт были сооружены в период с 1080 по 1180 годы, восьмиугольная башня пристроена в XII веке, шпиль — в XV. Постройка имеет сводчатые потолки и галерею, соединяющую радиальные приделы.
Храм в плане имеет форму креста. В постройке пять нефов, центральный неф значительно шире боковых, широкий трансепт с боковыми проходами, четыре капеллы с восточной стороны и апсида с пятью капеллами. Капеллы — небольшие приделы в честь разных святых — примыкают к апсиде и создают необычный рисунок фасада. Из сквозных галерей над боковыми нефами можно было наблюдать службу. Особенности: протяженные нефы, просторный трансепт, сквозной обход.
Дороманский храм Сен Филибер де Гран-Лье
Романский стиль в Испании
Пиренейский полуостров, практически весь, кроме незначительных горных территорий на севере, с VII века был оккупирован арабскими завоевателями. В период реконкисты происходило не только противостояние культур двух великих народов, но и их взаимодействие, что ярко отразилось в архитектуре. Католические храмы строились здесь по французским образцам, но так или иначе в архитектуру христианских сооружений проникали арабские черты. Здания были проще и однообразнее, чем французские, но строгий силуэт храмов активно дополнялся архитектурными декоративными элементами в мавританской стилистике. Испанские постройки отличаются богатством орнаментальных мотивов (геометрических и растительных узоров), использованием сюжетов из Библии, а также фигур людей, животных и птиц.
Характерной особенностью стали декорированные рельефами клуатры – обходные галереи внутреннего двора или сада (на фото выше — клуатры церкви Санто Доминго де Силос (Santo Domingo de Silos) в Бургосе).
Самая старая церковь Барселоны носит название Сан Пабло дель Кампо (San Pablo Del Campo), и это шедевр романской каталонской архитектуры. После мусульманских набегов от древней постройки сохранились лишь фрагменты основания и колонн, на базе которых в XI-XII вв. и была возведена новая церковь. Архитектура и интерьер очень сдержанные, в купол вмонтированы стрельчатые окна и небольшие витражи. Одна из ярких достопримечательностей – крытая галерея XII века с фонтаном в центре и арками в мавританском стиле.
Собор в Саламанке
Германские особенности романского стиля
Когда во Францию уже пришла готика, в Германии все еще господствовала романская стилистика. В раздробленной средневековой стране существовало множество местных художественных школ (наиболее известными стали рейнская, вестфальская и саксонская), потому и архитектурная стилистика была довольно пестрой и сложной. Очень многие романские здания в Германии подверглись более поздней перестройке и реконструкции. Отличительной чертой германской ветви стало возведение «ступенчатых» башен-близнецов у боковых (торцевых) фасадов церквей и замков. Такие башни есть у соборов Шпейере, Майнце, Вормсе и Лаахе.
Собор Святого Петра (Der Dom St. Peter) в немецком Вормсе (на фото), «представитель» рейнской школы, построен из темно-серого песчаника, он в значительной степени сохранился в первоначальном историческом виде (собор был начат в XI веке, достроен в XII веке, в XIV веке появился лишь богато украшенный южный портал). По своей архитектуре он напоминает крепость с башнями, покрытыми каменными шатрами. Типичны для романского стиля декоративные аркады, скупые узкие окна, правильные геометрические формы, декор – каменные химеры, кобольды и хищные животные.
Замок Вартбург
Романский стиль в Англии
Завоевание норманнами Англии значительно ускорило развитие здесь романского стиля, элементы которого начали появляться еще до прихода «варваров». Постройки, которые в Европе принято называть романскими, здесь получили название норманнских. Несмотря на то, что французский язык с приходом норманнов стал в Англии государственным, и завоеватели активно насаждали французскую архитектурную культуру, в английском «диалекте» романский стиль приобрел яркий самобытный характер (например, скульптура была мене не популярна в декоре фасадов, чем во Франции). В английском искусстве гораздо сложнее, чем в искусстве других европейских стран, провести грань между романской художественной системой и готической. Первые признаки готики здесь появились в начале XII века, но элементы романского стиля сохранялись до XIV века. Английский собор в романском стиле — обычно довольно узкая, вытянутая в длину постройка с тремя нефами, трансепт пересекает здание посередине. Большинство романских церквей здесь подверглись значительным изменениям в готическую эпоху.
Даремский собор (Durham Cathedral) был основан в 1093 году, он подвергся наименьшим переделкам с наступлением готики, хотя в XII веке к храму и была пристроена готическая капелла. Собор воздвигался по подобию церкви во французском Кане, однако в нем ярко выражены и сугубо английские черты: башня, расположенная над средокрестием намного массивнее и выше монументальных фасадных башен, а западная наружная стена имеет аутентичный архитектурный декор. Стрельчатый свод на нервюрах (ребрах каркасного крестового свода) впервые появился именно в этом соборе.
Романский стиль в Италии
Итальянские постройки романского периода представляют собой эклектичное сочетание античного наследия, византийских традиций и мусульманского влияния. В это время здесь возводятся кампанилы – здания, характерные именно для Италии. Кампанилы — отдельно стоящие колокольни, такие как Пизанская башня и башня венецианского Собора Св. Марка. Особенностью итальянского романского стиля становится использование цветного мрамора и мозаик, с таким декором постройки выглядели более изысканно и богато. Арочные колоннады, окна-розы, высокие колокольни – все эти предвестники готического стиля придавали постройкам романского стиля особый шарм и красоту. Постройки Ломбардии в большей степени были близки французской и итальянской традиции, здания же в Тоскане, декорированные мрамором и мозаикой, явно тяготели к византийской стилистике.
Пизанский кафедральный собор (Duomo di Santa Maria Assunta) строился в XI-XIII веках. Он представляет собой яркий пример романского стиля, господствовавшего в Италии в это время, а также демонстрирует типичные черты мавританского (небольшие круглые арки открытой галереи над входом) и византийского (мозаики во внутренней отделке) стилей.
Автор: Елизавета Долгашева
www.abitant.com
Романский стиль в частной архитектуре, фото – Rehouz
Величественные и неприступные, монастырские крепости Западной Европы XI–XII веков являются яркими примерами романского архитектурного стиля. Отличаясь основательностью и монументальностью, они широко используют элементы древнеримского строительства, модифицируя их под запросы того времени и, вместе с тем закладывают свои основы для следующего, готического направления…
История стиля
В эпоху раннего Средневековья, к которой, собственно, и относится романский архитектурный стиль, на европейской территории наблюдалась полнейшая феодальная раздробленность. Как следствие – нестабильность политических отношений. Постоянные военные угрозы послужили причиной тому, что преобладающим видом искусства стала архитектура. Точнее – замково-крепостное строительство.
Любые постройки, имеющие хоть какое-то значение: дома феодалов, храмы, монастыри – возводились в виде своеобразных фортификационных сооружений. На них возлагались задачи не только обеспечить определённое эстетическое восприятие, но и гарантировать максимальную безопасность тех, кто находится внутри.
Благодаря своей практичности и монументальности, романский стиль стал первым архитектурным направлением, распространившимся по всей территории католической Европы.
Концептуальные особенности романского стиля
Романская архитектура: средневековый немецкий монастырь, аббатство Мария Лаах.Для исторических построек в романском стиле характерны следующие черты:
- господство необработанного камня;
- лаконичность внешней отделки;
- строгость архитектурных форм;
- массивные стены;
- узкие оконные проёмы;
- углублённые ступенчатые порталы;
- черепичные крыши сложной конфигурации.
При тщательно продуманном расположении, такие сооружения всегда гармонично вписывались в окружающий ландшафт, создавая впечатление основательности и абсолютной защищённости.
Современная интерпретация романского стиля
Романский стиль в частной архитектуреНесмотря на исторические корни, любой архитектурный стиль в процессе своего развития неизбежно дополняется современными дизайнерскими приёмами, определяющими его соответствие новым стандартам и потребностям.
В наши дни загородный дом в романском стиле, как и прежде, больше напоминает средневековый замок. Это стилистически выдержанное сооружение, гармонично сочетающее в себе новейшие достижения архитектуры с традиционными канонами.
Такой особняк – это своеобразное воплощение в жизнь романтической мечты.
В планировке соответствующих архитектурных композиций отсутствует строгая симметрия. На первое место возводятся величественность, основательность и практичность.
Строительные материалы
Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень. С учётом современных требований, ему на смену закономерно приходит кирпич, зачастую дополненный соответствующей отделкой.
В качестве облицовочного материала обычно используется грубый, рустованный камень или его имитация, вплоть до соответствующей штукатурки. Такой декор может покрывать всю поверхность фасада либо, для придания солидности, выделять наиболее значимые архитектурные фрагменты – цоколь, углы, карнизы, фризы, порталы.
Здания всё так же отличаются массивностью и крупными, объёмными формами. Никаких архитектурных излишеств, декоративные элементы сводятся к минимуму. Они функциональны и уравновешены. Только благородная строгость и лаконичная простота, вселяющая спокойствие и создающая ощущение полной безопасности.
Важные детали
Дома-замки, выполненные в романском стиле, обычно имеют не менее двух этажей, не считая цокольного. Стены всегда толстые, массивные. Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями.
Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. Последние могут играть роль балконов, или выполнять исключительно декоративные функции.
Эффектное дополнение к экстерьеру здания – каменные парапеты с равномерным чередованием высокой и низкой кладки.
Крыша
Одним из узнаваемых элементов романского архитектурного стиля является крыша. Она – многоскатная, всегда имеет сложную форму. В её составе, как правило, присутствуют и конические, и двускатные, и щипцовые элементы. Покрытием обычно служит черепица: классическая керамическая или современная битумная.
Окна и двери
Оконные и дверные проёмы в романских замковых постройках традиционно – прямоугольные, реже – арочные. Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. В качестве декоративного акцента можно использовать кованые решётки или деревянные ставни.
Двери для полного соответствия стилю должны быть крепкими и массивными. Их значимость и солидность подчёркивается архивольтами с несложным растительным орнаментом. Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки.
Центральная входная группа зачастую оформляется колоннами и полуциркульными арочными конструкциями, создающими удобное пространство для организации закрытой террасы.
Цветовое оформление
Цветовая палитра, используемая для отделки домов в романском стиле, максимально приближена к природной. Это ненавязчивые, естественные краски, гармонирующие с окружающим ландшафтом.
Фасад выполняется, как правило, в каменисто-серых или глинисто-бежевых тонах. На крыше чаще можно встретить пепельно-коричневые или серо-зелёные оттенки.
Окружение
Независимо от выбранного архитектурного стиля построек, ни один участок не будет гармонично смотреться без тщательно продуманного ландшафтного окружения. Для современного воспроизведения романского замка идеальным фоном может стать садово-парковая композиция, оформленная в английском стиле.
***
Главным достоинством домов замкового типа является их индивидуальность. Воссоздавая на участке романтическую атмосферу Средневековья, такие проекты никогда не бывают типовыми. Они всегда выполняются в строгом соответствии с запросами заказчика, учитывая его предпочтения и личный взгляд на историю.
rehouz.info
Романский стиль (X — XII вв.): philologist — LiveJournal
Девушка накопала море информации, сумбурно и нелогично местами, но пригодится.
Я почистила немного. Если найдете ошибки — пишите пожалуйста.
http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post159932293/
Романский стиль (лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в Х-ХII веках.
Он стал одним из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Собор, XI в., Трир
Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда было установлено, что архитектура XI-XII веков использовала элементы древнеримской архитектуры, например, такие как полуциркульные арки, своды. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.
Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. XI в. рассматривается обычно как время «раннего», а XII в. — «зрелого» романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть XII в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части XIII в.
«Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства».
Монастырь, XI-XII вв. Ирландия
«Классичнее» всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Cооружения романского стиля весьма разнообразны по типам, конструктивным особенностям и декору. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки.
Культурными центрами этой эпохи оставались монастыри и церкви. В культовой архитектуре воплощалась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа — путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбы и колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков — опору христианского учения.
Постепенно богослужение становилось все более пышным и торжественным. Архитекторы с течением времени изменяли конструкцию храма: стали увеличивать восточную часть храма, в которой находился алтарь. В апсиде — алтарном выступе — обычно находилось изображение Христа или Богоматери, ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.
Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции — в Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии.Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности, такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце XI в. появились артели мирян-каменотёсов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.
Норманнская крепость, X-XI вв. Франция
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Замок-крепость или храм-крепость. «Замок — крепость рыцаря, церковь — крепость бога; Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов — вот характерное создание романского искусства.В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга».
На территории Европы в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, акведуки, крепостные стены, башни, храмы. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый «римский» романский архитектурный стиль: простой и целесообразный.
Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна, по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Камни отёсывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания, некоторую творческую свободу. Отёсанный камень укладывался на место на раствор.
Собор Сен-Пьер, Ангулем, Франция
Собор, Сантьяго-де-Компостела, Испания
Капитель в приходской церкви Анзи ле Дюк
Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне
Тимпан церкви Сен-Мадлен в Везле. XII в.
Орнаментика романского искусства заимствована в основном на Востоке, она основывалась на предельном обобщении, «геометризации и схематизации изобразительного образа. Во всем чувствовалась простота, мощь, сила, ясность. Романская архитектура — характерный пример рационального художественного мышления».
Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь. Рядом с ней помещался внутренний дворик, окружённый открытыми колоннадами — клуатр. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.
Фонтевро. Вид на монастырь сверху. Основан в 1110 г. Франция
Кухня в аббатстве Фонтевро
Кухня в аббатстве Фонтевро. Внутренний вид
Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика — трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.
Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма
Часовня Св. Иоанна, Тауэр, Лондон
3-я церковь в Клюни (Франция), XI-XII вв. План
В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т.е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю , более почётную часть храма. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчёркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества.
Церковь Сен-Этьенн в Невере (Франция). 1063-1097 гг.
Церковь аббатства Сен-Филибер в Турнюсе
Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Ок. 1080 — 1211 гг.
При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции.
Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый на нервюрах, сомкнутый. Схема
Собор в Ле-Пюи (Франция), XI-XII вв. Сводчатое перекрытие центрального нефа
Однако преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поиске других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.
Раньше всего появился, видимо, цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался не только массивными стенами, но и креотовыми сводами в боковых нефах. Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проёмами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.
С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появился ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.
С исчезновением рационалистических основ античного мировоззрения, теряет свое значение ордерная система, хотя название нового стиля происходит от слова «ромус» — римский, так как в основе архитектурной конструкции здесь лежит римская полуциркульная арочная ячейка.
Однако вместо тектоники ордера в романской архитектуре главной становится тектоника мощной стены — наиболее важного конструктивного и художественно- выразительного средства. В основе этой архитектуры лежит принцип соединения отдельных замкнутых и самостоятельных объемов, соподчиненных, но и четко разграниченных, каждый из которых — сам маленькая крепость. Это сооружения с тяжелыми сводами, грузными башнями, прорезанными узкими окнами-бойницами, и массивными выступами стен из тесаного камня. В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.
Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках — так называемого трифорня. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, — редко расположенными арками высоких окон.
Членение стены среднего нефа в церквах: Санкт-Михаэльскирхе в Хильдейсхейме (Германия, 1010 — 1250), Нотр-Дам в Жюмьеже, (Франция, 1018 — 1067), а также собора в Вормсе (Германия, 1170-1240)
Собор в Майнце, Германия
Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т.е. открывающейся в главный неф галереи, размещённой над сводами боковых нефов. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или, чаще, из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.
Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путём искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролётов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно правдивее выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви; снаружи обычно отчётливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Так, столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества.
Аббатство Мария Лаах, Германия
Романские здания в основном покрывались черепицей, известной еще римлянам, и удобной в местностях с дождливым климатом. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный» образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в здании были очень темными. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц — мотивов, также занесенных с Востока. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями, которые, однако, почти не сохранились до нашего времени. Использовалась также мраморная инкрустация мозаики для украшения апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.
В.Власов пишет о том, что для романского искусства «характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских — они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считают, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.
Церковь Сан-Изидоро. Усыпальница королей. Около 1063 — 1100 гг. Леон. Испания.
Фронталес
philologist.livejournal.com
искусство, особенности, скульптура, соборы, примеры, в интерьере, черты, замок, здания
Романский стиль в архитектуре возник в 10-м веке и господствовал на территории Восточной Западной Европы до конца 12-го века. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и междоусобные войны. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Дозорные башни, массивность стен и сводов, световые проемы, походившие на бойницы – эти черты присущи постройкам романского периода.
Происхождение термина
Только в начале 19-го века появилось определение «романский стиль», когда возникла необходимость ввести определенные уточнения в историю искусства Средневековья.
До этого момента архитектурные стили имели общее название и обозначались термином «готика«. Сегодня готическое направление считается более поздним периодом, который приходится на 12-й век. Романский стиль, как термин, появился благодаря французским археологам, которые считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры. На этом фото отчетливо можно просмотреть особенности романского стиля:
Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11-век
Характерные особенности
Характерные особенности романской архитектуры
Романская архитектура основывалась на использовании деталей римского каменного зодчества и их опыта, относящегося к античному стилю. К особенностям стиля относятся:
- Полуциркульные арки.
- Массивные стены.
- Цилиндрические, а также крестовые своды.
В капителях и соборах устанавливались массивные колонны, надежно поддерживающие каменную конструкцию. Иногда колонны заменяли пилонами — мощные столбы (восьмигранные, крестчатые). Пример собора в романском стиле можно увидеть на фото, представленном сбоку. Строения отличались простотой геометрических форм, однако стены украшались всевозможными резными и рельефными скульптурами.
Романский стиль — это не просто общие особенности и определенные характеристики. Это целая эпоха, которую можно подразделить на два основных подвида:
- Замковый — небольшие жилые постройки в несколько этажей, отличающиеся округлыми сегментами.
- Крепостной — боевые крупные крепости квадратной формы, надежно защищающие своих обитателей от вражеского нападения.
Величественные храмы огромных размеров находились на расстоянии колокольного звона. Они выступали в роли крепости для прихожан храма, а порой и для жителей всего города. Дома феодалов, а точнее сказать их замки, являлись настоящей крепостью. Они были окружены стенами внушительной высоты с башнями.
Романский стиль тесно переплетался и взаимодействовал с последующими направлениями в архитектуре — классицизму, готическому.
Этот стиль развивался на основе романского искусства, но существовали отличительные черты готики:
- Благородство изысканных форм.
- Увеличение опорных столбов, а также высота постройки.
- Окна зданий увеличены в размерах.
- Тонкость скульптурной и резной работы.
Британия
Направление романского стиля в архитектуре относилось непосредственно к замкам. Внешняя специфика соответствовала практическим требованиям:
- Минимализм декора. Возведение замка внушительных размеров было непростой задачей в 11-м веке. Это требовало огромных затрат, посему декорированием фасада здания занимались в последнюю очередь.
- Каменная кладка. Аккуратная подгонка камней гарантировала прочность строения, и за неимением кирпичей это был самый надежный вариант.
- Окна небольшого размера. В те времена стекло было дорогостоящим и редким материалом. Выстраивать замки с большими окнами было не только невыгодно, но и не целесообразно — полупрозрачность строения могла снизить его безопасность.
Собор Святого Дэвида
Англия
Становление романской архитектуры в Англии непосредственно связано с нормандским завоеванием, хоть и заметны в работах отблески архитектуры эпохи Возрождения. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.
Донжон — главная башня средневекового замка, стоявшая отдельно в недоступном месте. Играла роль убежища во время нападений врага.
В 1077 годы был воздвигнут знаменитый Тауэр, во время правления Вильгема Завоевателя. Донжон Тауэра — Белая башня.
Отличительной чертой романского направления стало объединение в одном построении двух типов храмов: приходского и монастырского. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания. Это можно наблюдать на примере собора, расположенного в Дареме.
В начале 12-го века возводились башенообразные донжоны: прямоугольные ил многоугольные конструкции. Но к концу века башни приобрели округлую форму.
Английский Тауэр (вид сбоку)
Германия
Вормский собор
Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более низких башен средокрестия. Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.
Лизены — вертикально расположенные плоские выступы на поверхности стены.
Франция
Первоначальные формы романской архитектуры появились к концу 10-го века. Широкое распространение получили паломнические соборы Франции с хором и радикальными капеллами обходной галереи вокруг него. Также использовались трехнефные базилики — в среднем нефе находились своды цилиндрической формы (Сен-Сернен, Тулуза).
Французское зодчество романского периода отмечено невероятным многообразием школ. Бургунская школа Клюни 3 тяготела к особой композиции монументального характера. А церковь Норт-Дам (Пуатье) отличалась красивейшими скульптурами, украшающими строение.
Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11-век
Испания
В романскую эпоху в Испании началось строительство замков-крепостей и городских укреплений . Архитектура храмов и церквей была очень схожа с зодчеством французских строителей, что можно наблюдать на примере кафедрального собора в Саламанке. В целом она определенно отличалась четкостью разграниченных объемов, целостностью завершенных частей и безупречностью форм.
Кафедральный собор в Испании
Италия
Домский собор в Италии
В зодчестве культового направления архитекторы Италии придерживались центрического типа для крещалин и базикального для соборов. Центрами средневекового романского стиля были два города: Тоскана и Ломбардия. В ломбардских храмах особое внимание уделялось фасадам. Скульптурный декор, лизены, выносные крыльца-портики, миниатюрные галереи — все это применялось в убранстве итальянских церквей 11-12 столетия.
Одним из самых интересных архитектурных ансамблей являются колокольни, собор и баптистерий в Парме. Фасад собора украшают портики и аркады, а также миниатюрные галереи. Здание бапсистерия имеет восьмигранную форму и опоясывается 6-ю воздушными галереями.
Скульптура
В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческому византийскому стилю приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.
Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов.
Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах — удлиненные пропорции.
Основной задачей романских художников являлось создание образа вселенной, поэтому они не стремились передать сюжеты реального мира.
Искусство
Изобразительное искусство того времени тесно переплеталось с романской архитектурой. Поэтому главенствующее место в убранстве соборов занимала фреска. Разноцветные росписи ярким ковром покрывали стены нефов, поверхности сводов, аспиды и притвора.
В период 11-12 вв. впервые стали появляться витражи, которые располагались в оконных проемах капелл и аспиды. На ярких витражных картинах изображали сцены из Священного Писания.
Интерьер
Интерьер внутренней планировки соборов отвечал социальным и культурным потребностям. В храмах устанавливалось по три нефы, которые разграничивали пространство для прихожан разных слоев населения.
Византийские аркады стали использоваться и в романской архитектуре. Внутренние колонны имеют цилиндрическую форму, что позднее применялось в готике. Капитель имела форму куба, пересеченного шаром. Но со временем она упрощалась и в итоге приняла канонический вид. Скульптурные фигуры в форме рельефа покрывала поверхности капители и стен.
Пробковая подложка под линолеум — для чего она нужна и в каких случаях применяется.
Чем была отличительна Викторианская эпоха и каковы ее особенности, читайте тут.
Необычный дизайн кухни: http://trendsdesign.ru/home/kitchen/kak-dostich-neobychnogo-dizajna-kuxni.html
С начала 10-го века применяется техника витражей, композиция которых была довольно примитивной. Позднее можно было встретить настоящие картины, выполненные из многоцветных стекол различных цветов. В этот период также появляются стеклянные лампады и сосуды.
Видео-обзор на романский стиль и его особенности
Выводы
Романский стиль оставил за собой массивный отпечаток на дальнейшем развитии интерьера и экстерьера других эпох. Постепенно перетекая в готическое направление, все равно стиль остался основополагающим для готики и других архитектурных эпох мира. Хорошим примером стал маньеризм, как переход с одной исторической эпохи к другой. Если же вы больше приверженец нестандартных форм и хаоса, то вперед читать за авангард, как одну из ветвей искусства XX века.
thewalls.ru
Примеры романского стиля в архитектуре
Европейское Средневековье отличалось замкнутостью собственного быта, что в конечном итоге создало несколько культурных ответвлений, которые не пересекались между собой. В городах, которые встречались не столь часто, появлялись свои обычаи, жили люди, крестьяне занимались сельскохозяйственными делами, а церковь старалась распространять слово божье. Такая картина привела к двум направлением зодчества: готический и романский. Второй тип начал зарождаться в 10 веке. Данный стиль принято считать общеевропейским, что отличает его от других направлений.
Романское искусство
Отличительной особенностью рассматриваемого направления является величественность, а также массивность. Его появление связывают с возрождением церковного зодчества. После завершения упадка, начали образовываться различные ордена, сложные формы литургий, что требовало постройки новых сооружений и усовершенствования самой технологии строительства. Вместе с расцветом раннего христианства в средневековой архитектуре набирал обороты романский стиль. Принято считать, что готический стиль является преемником рассматриваемого. Его появление происходило во Франции в середине XII века. Это направление достаточно скоро полюбилось многим и господствовало в Европе не один десяток лет.
Культовые постройки
Романская архитектура наделена достаточно суровым характером, а ее образцами можно назвать замки, монастыри и крепости, которые располагались на вершинах, что служило дополнительным плюсам в обороне. Рельефы и росписи таких строений обычно рассказывали о божественном могуществе и были заимствованы из фольклора. Также как и остальное искусство того времени, романский образ является отражением застоя многих стран в экономическом и культурном плане. Это связывают с тем, что открытия римлян, касающиеся строительного ремесла были утрачены, а качество исполнения начало сходить на нет. Но с течением времени, по мере того, как развивался феодализм, начали образовываться новые виды построек: базилики, феодальные жилища, которые были укреплены. Первые рассматривались в качестве основы подобного строительства. Такие объекты, это архитектурная композиция с вытянутым пространством, которое делится с помощью колонн на пару нефов. В среднем, который всегда делался шире других и освещался дополнительно, в обязательном порядке находился алтарь.
Обычно здание двора окружали специальными галереями, в которых была размещена чаша для крещения. Базилики святого Павла, расположенные в Риме, это настоящая частика романской архитектуры. Это направление развивалось, что привело к увеличению пространства, начали появляться дополнительные помещения, а нефы делились на несколько ярусов. В XI веку была сформирована традиционная схема, на которую опирались во время строительства подобных объектов.
Приемы романского стиля
Совершенствования, которые применялись в строительстве, были необходимы по нескольким причинам. Деревянные постройки постоянно подвергались пожарам, поэтому было принято решение заменить их более надежные сводчатые конструкции. Над основными нефами возводились своды в виде креста или цилиндра, что привело к необходимости усиливать опоры стен. Такое устройство и стало основой готического зодчества. Особенности романской архитектуры заключаются в том, строители предпочитали ставить вертикальные опоры за пределами наружных стен. С течением времени данный принцип из обычной идеи перерос в обязательное условие.
Обычно в качестве строительного материала брался известняк или иные породы, которая в избытке находилась на территории: кирпич, мрамор, гранит и так далее. В процессе укладки не было ничего сложного: обтесанные каменные заготовки небольших размеров укладывали на раствор. Сухие техники так и не получили должной популярности. Сами же заготовки зачастую отличались по высоте и длине, но при этом обработке подвергали только лицевую сторону.
Примеры стиля: Церковь святой Марии, находящаяся в Германии, замок Дадли и Стерлинг. Многие области в Западной Европе внесли собственный вклад в романское искусство благодаря местным традициям и ритуалам. То есть объекты, находящиеся во Франции и Испании будут отличаться.
Архитектура Франции
Большой вклад этой страны в развитие романского зодчества связывают с планировкой церковных построек, а точнее, той части, где располагался алтарь. Так, возникновение венца капеллы связано с традицией чтения мессы каждый год. Постепенно архитектура приспосабливалась к окружающим условиям и реалиям. Для защиты построек от регулярных набегов, им придавалась устойчивость к огню. Чтобы в храме могло поместиться больше прихожан, все помещения в соборе подверглись перепланировке.
Германия
Здесь романский стиль был разделен на несколько школ: саксонская, вестфальская и рейнская. Первое направление отличается сооружениями типа базилики с перекрытиями плоской формы, что часто встречалось во время раннего христианства. Часто прибегали к наработкам французской церковной архитектуры. Например, в качестве прообраза бралась монастырская церковь, расположенная в Клюни. Они имела плоские перекрытия из дерева и базилианскую форму. Характерной чертой местных интерьеров были простые и покойные пропорции. По сравнению с храмами во Франции, в саксонских объектах не предусматривалось обхода в хоре, а опоры чередовали: между столбами квадратной формы ставили колонны. Примерами подобных сооружений можно назвать собор в Кведлинбурге. Данное размещение опор разделяло пространство на отдельные ячейки, что придавало особый шарм и изюминку.
Саксонская школа привнесла в романскую архитектуру некую простоту и четкость форм. К декору практически не прибегали, отличительной особенностью интерьера была строгость, окна располагались на большой высоте, и их было не много – благодаря этому постройка приобретала вид суровой крепости. Школа Вестфалии занималась возведением церквей зального вида. Это было помещение, которое разделялось на несколько зон каменными сводами. В подобных постройках никогда не устанавливали скульптурные украшения. Рассказывая о романском стиле нельзя обойти стороны последнюю школу. В этом случае основной упор делали на особенности постройки перекрытий. Они возводились по особой системе, которая заключалась в том, что своды с боковых нефов опирались на распоры. Получалось чередование опор: большие столбы были призваны держать своды основного зала, а легкие опоры, являющиеся промежуточными, выдерживали вес боковых. В церквях, которые строились в подобном стиле, также наблюдалось отсутствие богатого декора.
Зачастую снаружи строили декоративные аркады как, к примеру, в Шпейерском соборе, чей внешний вид, несмотря на всю невзрачность, отличается интереснейшими формами. Если говорить проще, то мощь и величие, это именно те критерии, которые были присущи данному архитектурному ответвлению у немцев.
Итальянское градостроительство
Как и с остальным зодчеством в странах, архитектура этой страны отличалась разнообразием. Все зависело от того, как живет регион и каких традиций придерживались. К примеру, в северной части был создан собственный вид, отличительной особенностью которого была монументальность. Его возникновение было обусловлено влиянием романской архитектуры Франции и развитием строительства с применением кирпича. На севере Италии можно было встретить строения, обрамленные мощными фасадами, небольшими галереями, которые располагались под карнизами, порталами. Специалисты в Пизе и Флоренции трудились над созданием самобытного и яркого варианта рассматриваемого стиля. Благодаря тому, что в данных местах было огромное количество камня и мрамора, практически все постройки выполнялись с применением данных материалов. Флорентийское направление стало приемником римской архитектуры, поэтому соборы зачастую декорировались в античном стиле. Если говорить о юге и Риме, то эти области никоим образом не повлияли на развитие архитектурного стиля.
Нормандское зодчество
После того как было принято христианство, Церковью были выработаны жесткие требования, предъявляемые к строительству соборов. Романское строительство, отличалось большими размерами, но викинги, которые никогда не были приверженцами роскоши, старались свести все к минимуму. Строители отказались от больших сводов цилиндрической формы, предпочтя перекрытия стропильного вида. Ярчайшим образцом считаются церкви Санте-Трините и Санте-Этьен. Заслуга нормандской школы заключается в том, что произошло переосмысление схем и конструкций, которые были приняты ранее.
Англия
После завоевания Англии, норманны сменили вектор политического развития. В качестве символа единства ими было разработано два вида здания: церковь и замок. Англичане буквально на лету схватывали основы романского стиля, что привело к увеличению строительной активности. Первым построенным объектом было Вестминстерское аббатство. XI век для страны ознаменовался бумом в плане возведения сооружений. Большинство построек со временем переделывались, но по имеющимся документам и остаткам конструкций, можно сделать вывод о грандиозных размерах.
Норманны были настоящими профессионалами своего дела, а башня «Тауэр» — непосредственное тому доказательство. Данное укрепление было возведено по приказу Вильгельма и стало символом той эпохи. В дальнейшем совмещение оборонительного объекта и жилого помещения стало часто использоваться по всей Европе. Чаще всего в Англии романскую архитектуру называют нормандской из-за того, что строительством занимались викинги, воплощая в жизнь собственные идеи.
Вывод
Таким образом, происходило зарождение романского зодчества. На протяжении целой эпохи происходило независимое развитие различных направлений, что сделало постройки в странах неповторимыми. В Средневековье данное направление оказало существенное влияние на создание целых монастырских комплексов, в которые входили больницы, храмы, библиотеки и множество иных объектов. В свою очередь, данные объекты оказали воздействие на то, где располагались городские постройки, и каковой была их структура. Стиль постепенно перетекал в готическое направление, становясь основополагающим для иных архитектурных эпох по всему миру. Ярким примером считается маньеризм – переход с одной эпохи к другой. Также настоящее развитие городских укреплений стало проводиться в те времена, когда готика переняла пальму первенства у романского стиля. Сегодня напоминаний о том времени осталось не слишком много, но благодаря ним можно приоткрыть завесу прошлого.
superarch.ru
Романская архитектура: характерные черты, особенности, примеры
Романский стиль в архитектуре неразрывно связан с той исторической эпохой, в которой он развивался. В XI-XII веках в Европе были непростые времена: существовало множество небольших феодальных государств, начались набеги кочевых племен, бушевали феодальные войны. Все это требовало массивных крепких зданий, которые не так легко разрушить и захватить.
В крепость превращались как личные жилища феодалов, так и христианские строения, поскольку кочевники нападали как на владельцев земли, так и на монастыри в надежде захватить как можно больше золота и других ценностей. В предыдущих строениях никто уже себя не чувствовал в безопасности.
Влияние религии на стиль
Распространению стиля по Европе поспособствовали монашеские ордены бенедиктинцев и цистерианцев. Они возводили надежные крепости вокруг своих монастырей, как только селились на новых территориях.
Христианская романская архитектура существенно отличалась от античной как внешне, так и целью использования. В Греции и Риме храмы божествам строились для того, чтобы их задобрить. Для этого главный акцент делался именно на почитании бога, а не на комфорте и количестве людей, которые в них находятся.
Романская же архитектура Средневековья делала акцент на вместительности. В храме должно было помещаться максимальное количество людей. При этом значительная его часть отводилась также под библиотеку и вместилище религиозных артефактов и простых богатств. Такое здание должно было быть огромным, мощным, надежным.
Поскольку средневековая культура обращала внимание на античность, то и за основу плана храма брались первые византийские базилики:
- Центральный, боковые и поперечный неф.
- На пересечении нефов — башня.
- Фронкирующие башни на западном фасаде.
- Апсида в восточной части.
И хотя схемы планов монастырей были универсальными, все они немного адаптировались к местным условиям и особенностям использования каждым орденом монахов. Все это стало причиной развития романской архитектуры.
Отличительные черты внутреннего устройства
Романская архитектура Западной Европы имеет два композиционных типа сооружений церкви:
- базилики — прямоугольные простые строения с приставленной апсидой в восточной их части;
- круглые здания с равномерным размещением апсид.
Организация внутреннего пространства и сам объем помещений существенно изменились, особенно у базилик. Появляется новый романский тип, в котором одинаковое пространство нефов, что стало больше похоже на залы. Это обрело особенную популярность в Испании, Германии и Франции на территории между Гаронной и Луарой.
Внутри храмы делятся в основном на квадратные пространственные блоки. Это было новшеством для того периода. Это одна из главных особенностей романской архитектуры.
Важно было также создать условия для воздействия на молящихся самим зданием. Его степень зависела от способа выполнения свода и стен. Существовало несколько способов перекрытия: плоское балочное, купола на парусах и цилиндрический свод. Однако самым популярным было крестообразное без ребер. Это не только украшало и обогащало сам интерьер, но и не портило продольный характер организации пространства.
Романский стиль в архитектуре диктовал четкие геометрические соотношения в плане здания. Главный неф был в два раза шире, чем боковые. Своды держались на пилонах. Между двумя теми, что держат нагрузку и боковых, и главного нефа, обязательно располагался один пилон с нагрузкой только от бокового. Это могло бы создать условия для воплощения архитектурного ритма, где более толстые опоры чередуются с тонкими. Но этот стиль требовал строгости, а значит, все пилоны должны быть одинаковыми. Это же создавало эффект визуального увеличения внутреннего пространства.
Особое внимание уделялось апсиде, которая богато декорировалась. Для этих целей создавались фальшивые глухие арки (часто в несколько ярусов), стены украшались живописью, накладками, разными выступами. Особое внимание в интерьере уделялось декорирования колонн и пилонов.
В орнаментах начинают активно появляться растительные и животные мотивы. Их использованию и развитию романская архитектура Средневековья обязана все тем же кочевым племенам, представители которых часто оседали на здешних землях и ассимилировались с местным населением.
Во внутреннем убранстве храмов активно использовалась и скульптура. Ее еще называли проповедью в камне. Фигуры, изображающие библейских персонажей и мотивы из священной книги, часто устанавливали в порталы. Это оказывало примерно такое же воздействие на прихожан, как и молитва с обычной проповедью.
Экстерьер романских храмов
Внешне романская архитектура — это простые по форме блоки, такие же, как и внутреннее пространство помещений. Для нее характерны небольшие окна. Это делалось потому, что стекла начали использовать значительно позже.
Само здание — это композиция из нескольких объемов, центральное место в которой занимает главный неф с полукруглой апсидой. Он дополняется одним или несколькими поперечными нефами.
Также для этого стиля характерно использование башен, которые располагаются по-разному. Как правило, две из них устанавливались на фасадной стороне и одна на месте пересечения нефов. Наиболее украшенной частью становится задний фасад, на котором размещаются различные архитектурные детали. Чаще всего это порталы со скульптурами. Это достигается за счет большой толщины стен, которые позволяют делать внушительные углубления, в которых с легкостью помещаются сложные скульптуры.
Значительно меньше внимания уделяется боковым фасадам. А вот высота зданий увеличивается по мере развития стиля. На его заре расстояние от пола главного нефа до основания свода достигает двукратной ширины этой архитектурной части здания.
Отличительные черты архитектурного стиля
Главные черты романской архитектуры состоят в том, что этот стиль усовершенствовал классическую деревянную базилику с плоским перекрытием, преобразовав ее в сводчатую. В первую очередь своды начали появляться на небольших пролетах боковых нефов и апсиды. С развитием стиля они появились и над главными нефами.
Часто своды были достаточно толстыми, поэтому и стены, и пилоны должны были выдерживать огромную нагрузку, из-за чего их проектировали с большим запасом прочности. Бывали случаи, когда зодчие ошибались в расчетах и своды заваливались на финальных этапах строительства.
Развитие науки и строительства, а также необходимость в больших площадях перекрытий способствовали тому, что и стены, и своды постепенно начали облегчаться.
Арка и свод
Популярностью свод обязан необходимости перекрывать большие площади. Деревянные балки с этим уже не справлялись. Наиболее простыми по конструкции были именно цилиндрические своды, которые были довольно массивными и давили на стены своим весом, от чего их и делали очень толстыми. Наиболее известный памятник романской архитектуры с таким сводом над центральным нефом — Нотр-Дам дю Пор (г. Клермон-Ферран). Со временем стрельчатая форма арки пришла на смену полукруглой.
Чтобы реализовать возможность возведения круглых сводов, зодчие обратились к традициям античной архитектуры. В Риме строились прямые крестовые своды над квадратными помещениями. Романская архитектура их немного видоизменила: для перекрытия стали использовать два полуцилиндра, которые располагались крестом относительно друг друга. Диагональные ребра пересечения принимают на себя нагрузку свода и передают ее на 4 опоры по углам. Эти ребра пересечения архитекторы строили как арки-подкружала, чтобы облегчить конструкцию. При увеличении высоты цилиндров до такой степени, что линии пересечения становятся не эллиптической, а полукруглой формы, получается повышенный крестовый свод.
Полнотелые своды требовали надежной опоры. Так появился романский составной пилон. Основная его часть добавлялась полуколоннами. Последние играли роль опоры для гуртовых арок, от чего уменьшался распор свода. Жесткое соединение гуртовых арок, пилонов и ребер позволило распределить нагрузку от свода. Это было прорывом в архитектуре. Теперь ребро и арка стали каркасом свода, а пилон — стены.
Позже появились ребристые крестовые своды. Их строили так, что сначала выкладывали торцевые арки и ребра. На пике развития стиля их делали повышенными, от чего диагональная арка становилась остроконечной.
Боковые нефы часто перекрывались не крестовыми, а цилиндрическими сводами. Их также часто использовали и в гражданском строительстве. Все эти особенности архитектурных форм станут основой готики, которая позже их усовершенствует.
Особенности строительства
Основные шедевры романской архитектуры созданы из камня. Известняк, которого было вдоволь вдоль реки Луары, привлекал людей тем, что легко обрабатывался и был относительно легок. Это позволяло перекрывать им небольшие пролеты без использования громоздких подпорок. Его также применяли для наружной облицовки стен, поскольку в нем было легко делать декоративные орнаменты.
В Италии главным отделочным камнем был мрамор. Его цветовые комбинации позволяли создавать впечатляющие декоративные эффекты, что стало главной особенностью романского стиля в этой стране.
Как строительный материал камень использовали в виде отесанных блоков для создания тесовой кладки и бутовый для усиления стен. Его потом облицовывали плитами из тесанного камня, иногда с декоративными элементами. В Средневековье строительные блоки делали намного меньшими, чем в Античности. Это было связано с тем, что так строительный материал проще добывать в каменоломне и доставлять к месту использования.
Не во всех регионах было достаточно камней. В них люди делали сильно обожженные кирпичные блоки, которые были толще и короче современных. Кирпичные памятники архитектуры того периода до наших дней сохранились в Германии, Англии, Италии и Франции.
Светское строительство
Общественная жизнь в средневековой Европе была достаточно замкнутой. Городские поселения образовывались там, где раньше были охранные пограничные лагеря Римской Империи. Многие из них были на значительном удалении друг от друга, а еще обособленно стояли владения феодалов, вокруг которых также начали селиться люди. Из-за невозможности быстро перемещаться между отдаленными поселениями многие из них жили практически изолированно друг от друга. Поэтому в архитектуре разных местностей есть свои особенности. Так, романская архитектура Германии только отдаленно похожа на английскую, как и последняя на итальянскую. Но все же у них у всех есть общие черты.
Как уже говорилось ранее, в те времена было много войн, которые принесли с собой кочевые племена. Также случались и распри между феодалами за право владения той или иной территорией. Поэтому нужны были средства пассивной защиты. Ими стали форты и замки.
Их обустраивали на берегах обрывистых рек, на краю скалы, окружали рвом. Большое значение здесь играли внешние стены. Их делали высокими и толстыми из камня или кирпичных блоков. Вход в крепость был один или несколько, но обязательно все они должны были быстро перекрываться, отрезая путь противнику внутрь.
В центре города или замка располагалась башня феодала — донжон. Она была в несколько этажей, каждый из которых имел свое назначение:
- в подвале — тюрьма;
- на первом — кладовые;
- второй — комнаты владельца и его семьи;
- третий — покои прислуги;
- крыша — место для дозорных.
В романской архитектуре замки играли городообразовывающую роль. В них селились феодалы с родственниками и прислугой. За стенами также обитали и ремесленники, которые снабжали феодала и жителей окрестных селений необходимыми предметами быта. По этой причине, а также потому, что христианство занимало одну из главных позиций в политике того времени в замке был храм или капелла.
У особ царской крови замки были особенно большими и пышными. В них могли жить сотни людей. Во дворе строились десятки хозяйственных помещений. Также характерной особенностью таких укреплений было наличие тайных подземных ходов, которые во время осады позволяли покидать замок и делать вылазки в лагерь врага для разведки или диверсионной работы.
Отличие от готики
Готический стиль появился в Европе позже (примерно в XII веке), когда романская архитектура Средневековья уже выработала свои стилистические особенности. Поскольку готика развилась на основании описываемого нами стиля, то и многие люди их не различают.
На самом деле различия романской и готической архитектуры очевидны. Они отличаются уже по своей эстетической цели. Романские храмы строились с практической целью. Их основным заданием было вместить как можно больше людей и защитить их от военных действий. Получалось, что церковь выступала средоточием защиты, знаний и просвещения.
Готика же хотела показать ничтожность человека перед величием Бога. Поэтому и здания она создавала величественные. В основании плана остается все та же базилика с башнями на переднем фасаде и на пересечении боковых и центрального нефов. Но меняются ее размеры и декоративные составляющие.
Своды вытягиваются вверх еще больше, создавая пики. На фасадах появляются не только маленькие скульптуры, а целые их комплексы. Преобладают образы мифических существ, которые смотрят на человека сверху, как на соборе Нотр-Дам де Пари в Париже.
У храмов появляются огромные окна, закрытые витражным стеклом, которые создают в помещении немного мистические блики. Порталы становятся намного более многослойными, рамы с узорами. Сами же здания стремятся ввысь, показывая, куда нужно тянуться и человеку.
Изобразительное искусство романского стиля
Особенное в этот период и романское искусство. Архитектура диктовала ему свои правила, поскольку требовала дополнительных украшений. Поэтому в храмах часто использовались огромные фрески на всю стену с изображениями сюжетов из Библии.
Активно развивалась и скульптура. Следуя античным традициям, она создавала свои сюжеты с использованием особых новшеств. Главной скульптурной формой этого периода становится горельеф. Капители колонн богато украшались и библейскими фигурами, и мифическими животными, и причудливыми растительными орнаментами. Впервые появляется образ Девы Марии на троне.
К середине XII века начали появляться витражи. На них также главными были сюжеты из Святого Писания. В этот же архитектурный период были и книги, которые богато украшались различными иллюстрациями, а обложки делались с инкрустацией золотом и драгоценными металлами.
Дошедшие до наших дней памятники архитектуры
Во многих странах Старой Европы сохранились примеры романской архитектуры из-за того, что эти сооружения были массивными и мощными. Некоторые из них мы уже упоминали в статье. Поговорим еще о нескольких представителях этой архитектуры.
Собор Нотр-Дам ла Гранд (Пуатье) — это пример французских строений XI-XII веков. Это небольшая церковь с тремя практически равными нефами. Освещения в ней мало, поэтому царит легкий полумрак, который немного разбавлен дневными лучами, поступающими из окон боковых нефов.
Итальянские романские сооружения известны на весь мир. Один из них — это мост Риальто в Венеции. Это пешеходное крытое строение арочного типа. По обеим сторонам моста также расположены арочные проемы с пилонами.
Еще один шедевр романского стиля — это архитектурный ансамбль в Пизе (Италия), более известен многим людям на планете благодаря наклонившейся часовне возле пятинефного собора — Пизанской башне.
В Германии примером этого архитектурного периода можно назвать Вормский собор, в Испании — кафедральный собор в Саламанке, в Англии — Тауер. А в Вильнюсе до наших дней дошли остатки крепостного замка тех времен.
Заключение
Архитектура романского стиля стала продолжением античных традиций и основой для развития других стилей, в частности готического. Простые деревянные базилики из Византии преобразовались в величественные сооружения. Это способствовало поиску новых способов и методов строительства.
Частые войны между феодалами и набеги кочевых племен заставляли людей тех времен создавать себе надежные укрытия в виде замков и охранных башен, которые позволяли длительное время выдерживать осаду врагом с минимальными потерями.
Массивные сооружения романской эпохи много где сохранились, поражая местных жителей и туристов.
И пускай этот стиль был еще немного примитивным, а термины романской архитектуры не сразу всем понятными, он оставил свой отпечаток в архитектурной традиции Западной Европы и повлиял на развитие зодчества в Восточной.
fb.ru
Романский стиль — Архитектура и Архитекторы
Происхождение слова «романский» пошло от латинского romanus — римский. В Англии этот стиль называют «норманнским». Романский стиль развивался в одиннадцатом веке в западноевропейском искусстве. Более полное его выражение произошло в архитектуре.
Монашеские ордера сыграли значительную роль в распространении романского стиля. В то время ордера возникали в больших количествах (бенедиктенский, цистерцианский), строительные артели для них возводили множество сооружений по всей Европе, опыт накапливался.
Важной составляющей общественной жизни были монастыри, романские храмы, кафедральные, монастырские, крепостные, приходские церкви. Это была могущественная хозяйственная и политическая организация, влияющая на развитие культуры.
Городские поселения развивались, возникали на месте римских военных лагерей, становились административными центрами и опорными воинскими пунктами.
Характерны значительно укрепленные жилые дома в виде крепостных башен и крепостей.
В романских постройках сочетались лаконичная наружная отделка и ясный архитектурный силуэт. Строение тщательно вписывалось в окружающий ландшафт, выглядело основательным и прочным. Всему этому способствовали гладкие массивные стены, ступенчатые углубленные порталы, узкие проемы окон.
Основные постройки этого периода – замок-крепость, храм-крепость. Центральным элементом является башня – донжон, рядом с которой располагались другие постройки из простых геометрических форм – цилиндров, призм, кубов.
Архитектуру романского периода характеризует глубокая теологичность. Основой являются форма и единство элементов, порядок и соразмерность. Национальные стили практически отсутствуют, архитектура строга и не имеет излишеств. На первом плане была практичность. Но при всем при этом окна были не только стандартных форм (круглые, прямоугольные), но часто имели форму ушей, глаз, трилистника. Ставни изготавливались из холста.
Приоритетом романского стиля является все громадное и массивное. Здания отображали власть, мощь, силу владельца. Сооружения этого стиля оказывают давящее ощущение, хоть им и присущи рациональность, чувство меры и простота. Новым в храмовой архитектуре романского периода стало преобразование базилики в сводчатую. Толщина свода была значительной, пилоны и стены проектировались толстыми и прочными.
В декоре стен допускаются барельефы, часто раскрашенные. Ковры составляют внутреннее убранство. Повышенное внимание уделяется свету. Один из немногочисленных элементов интерьера – скульптура, но она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение.
Романская архитектура обладает духом средневековья, телесность подавляется душой. В то время появились первые витражи.
www.archandarch.ru