Примеры архитектурных сооружений барокко: Стиль барокко в архитектуре Европы простыми словами

Содержание

Топ 10 самых известных архитектурных сооружений в стиле барокко

Барокко – причудливый и роскошный стиль – нашел свое отражение во многих видах искусства. Наш топ 10 самых известных архитектурных сооружений в стиле барокко расскажет о десятке великолепных старинных зданий.

10Собор в Сакатекасе

Этот собор находится в Мексике, в старинном городе Сакатекас. Данную достопримечательность нередко называют «2394 квадратных метра красоты». Современное здание собора было построено в 1612-1625 годах на руинах прежней церкви. Проект разрабатывал архитектор Ф. Хименес. На протяжении еще 3 столетий внешний вид собора видоизменялся: достраивались новые помещения, переделывались уже существующие, проводились реконструкции. В 1904 году строительство было официально завершено благодаря архитектору Дамасо Мунетону.

9Церковь Святого Спаса

Этот действующий католический собор находится в Польше, в городе Варшава, во Вроцлаве. Церковь была основана в 1901 году, и спустя 26 лет ее освятили. Во время Второй мировой войны собор оказался почти полностью разрушен, но затем его полностью восстановили. Восьмилетняя реконструкция позволила достичь первоначального вида церкви. В своей архитектуре она сочетает барокко и нотки ренессанса.

8Собор Святого Павла

St. Pauls Cathedral at dusk

Этот собор находится в Великобритании, в Лондоне. Причем, данная достопримечательность представляет из себя уже пятый вариант церкви, возведенной на одном и том же месте. Предшественников Собора Святого Павла уничтожили пожары и разрушения. На то, чтобы создать пятый собор, ушло 35 лет, что во многом объясняется его впечатляющими размерами. Как в XVIII веке, так и сейчас Собор Святого Павла величественно возвышается, как будто касаясь куполом неба.

7Государственный Дом Инвалидов

Эта достопримечательность находится во Франции, в Париже. Основание Государственного Дома Инвалидов относится к 1670 году, когда Людовик XIV утвердил план строительства здания, где могли бы получить достойный уход отставные воины. Разработкой проекта занимался Либераль Брюан, который в то время был придворным архитектором. Строительство комплекса завершили в 1676 году. Позже Государственный Дом Инвалидов стал музеем.

6Базилика Санта-Кроче

Эта францисканская церковь находится в Италии, во Флоренции. Здание было возведено еще в XIII веке на площади Санта-Кроче. В базилике расположено свыше 300 гробниц известных людей родом из Флоренции. Среди них: Микеланджело Буонаротти и Галилео Галилей. Особенно интересны для туристов 16 капелл базилики и разнообразные фрески, выполненные знаменитыми художниками.

5Замок Ховард

Этот фамильный особняк, включающий в себя 145 комнат, находится в Великобритании, в Северном Йоркшире, в 24 км от города Йорк. Большая часть замка была возведена в 1699-1712 годах. Он находится недалеко от места, где ранее располагался замок Хендерскельф, не сохранившийся до наших дней. Очень интересен парк замка Ховард, ведь в нем французский парк постепенно перетекает в английский ландшафтный, что выглядит довольно необычно.

4Аничков дворец

Этот дворец находится в России, в Санкт-Петербурге. Первый дворец на Невском проспекта появился в 1741 году. Позже он не раз менял владельцев, которые раз за разом обращались к архитекторам, чтобы дополнить его внешний вид. Именно поэтому дворец выглядит столь интересно, ведь вобрал таланты множества мастеров. Сейчас в Аничковом дворце находится Дворец творчества для детей.

3Дворец Шенбрунн

Этот дворец находится в Австрии, в Вене. Архитектором этого здания является Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. В дворцовом комплексе интересен не только дворец, но и Пальмовый домик, павильон Глориетты, роскошный парк с лабиринтом, а также старинный зоопарк. В самом дворце для посещения открыто несколько залов и 40 комнат.

2Королевский дворец Мадрида

Этот дворец находится в Испании, в Мадриде. Он был построен в 1738-1764 годах. Процессом руководили двое итальянских архитекторов: Сабатини и Сакетти. С тех пор Королевский дворец (его также называют Восточным дворцом) является официальной резиденцией королей Испании. Правда, в наши дни он используется только для торжественных церемоний и в качестве музея.

1Версальский дворец

Этот дворец является популярной французской достопримечательностью. Его история началась с покупки Людовиком XIV скромного охотничьего домика в Версале, пригороде Парижа. Вскоре там начали возводить восхитительный дворец. Для этого осушили свыше 800 га болот, на месте которых расположились сады, аллеи, клумбы, озера, фонтаны и, конечно же, сам Версальский дворец. В нем могло расположиться 6000 придворных.

Построенные века назад, эти здания до сих пор впечатляют своей изысканной красотой.

Готика, барокко, модерн: где смотреть лучшие образцы архитектуры в мире :: Дизайн :: РБК Недвижимость

Изучать архитектуру интересно не только по книгам, но и на практике. Романские соборы в Германии, барочные дворцы во Франции, модернистские дома в Израиле. Рассказываем, куда ехать для усвоения теории

Фото:  Antonia Felipe/Unsplash

Фото: Antonia Felipe/Unsplash

Защитить архитектурные памятники от времени, климатических обстоятельств, а иногда и человеческой халатности не всегда удается. Простоявший несколько веков Нотр-Дам-де-Пари сгорел от невнимательности рабочих. Так что увидеть историческую архитектуру вживую иногда дорогого стоит.

Романский стиль

Архитектурный стиль XI–XIII веков, который в XIX столетии стали именовать романским, был распространен в Западной Европе. До этого всю средневековую архитектуру называли готикой. Сохранившиеся образцы романского стиля — замки, соборы и монастыри — можно узнать по толстым стенам с узкими стрельчатыми окнами, башням с шатровыми крышами и массивности облика. Средневековье — период постоянных междоусобных войн, поэтому толщина стен была не модой, а защитой от нападения. Романский стиль снова вошел в моду в XIX веке: в Канаде и США много зданий, которые построены по образу средневековых.

Фото: Priscilla Fraire/Unsplash

Фото: Priscilla Fraire/Unsplash

Где смотреть: Даремский собор (Дарем, Великобритания), кафедральный собор Лиссабона (Лиссабон, Португалия), имперский собор в Вормсе (Вормс, Германия), замок Данноттар (восточное побережье Шотландии), Нотр-Дам-ля-Гранд (Пуатье, Франция).

В противовес романским готические соборы вытягиваются вверх за счет шпилевидных башен и арок, их стены тоньше, а фасады украшены тысячами скульптур, статуй и лепниной. Главной особенностью периода были витражи. Один из самых впечатляющих примеров витражного искусства можно увидеть в парижской Святой капелле. Каменные храмы центральной Европы выглядят аскетично и, кажется, были такими с момента постройки. Но на примере Амьенского собора во Франции выяснилось, что это не так. В 1993 году фасад здания очистили лазером и увидели, что много веков назад он был раскрашен в яркие цвета. Теперь по праздникам собор подсвечивается теми же цветами.

Фото: Colin Viessmann/Unsplash

Фото: Colin Viessmann/Unsplash

Где смотреть: Кельнский собор (Кельн, Германия), Реймский собор (Франция), собор Святого Стефана (Австрия), собор Антверпенской Богоматери (Бельгия), собор Святого Вита (Чехия), Вестминстерское аббатство (Англия).

Период Ренессанса — это возвращение к канонам античной архитектуры Греции и Рима. Формы и линии зданий упрощаются, а у проектов появляются авторы, которые документируют все этапы работы на бумаге. Именно поэтому имена великих архитекторов Ренессанса общеизвестны. Один из основателей стиля — Филиппо Брунеллески — работал во Флоренции. В этом итальянском городе можно увидеть главные постройки эпохи: базилика Сан-Лоренцо, Санта-Мария-дель-Фьоре, галерея Уффици. Одним из главных примеров позднего Ренессанса, когда стиль начал терять строгость формы, но все еще доминировал в архитектуре, стал собор Святого Петра в Риме.

Фото: Jonathan Korner/Unsplash

Фото: Jonathan Korner/Unsplash

Где смотреть: собор Санта-Мария-дель-Фьоре, палаццо Питти, палаццо Медичи-Риккарди (Флоренция, Италия), палаццо делла Канчеллерия (Рим, Италия), палаццо Каносса (Верона, Италия).

Барокко в архитектуре ввело в моду излишества. Одним из самых известных архитекторов этого стиля считается Лоренцо Бернини, автор колоннады на площади перед собором св. Петра в Риме. Знаменитая «Скала реджа», которая ведет в главный зал Апостольского дворца в Ватикане, — пример барочного стиля в интерьере. Правда, обычные туристы могут увидеть ее лишь на фото, вход туда открыт только для высокопоставленных гостей. В период барокко европейские монархи отстраивали дворцовые комплексы с прилегающими парками, которые демонстрировали их богатство и власть. Сицилия обзавелась собственным стилем благодаря извержению вулкана Этна, которое вызвало там землетрясение в 1693 году. Многие церкви и дворцы пришлось восстанавливать заново, и местные архитекторы привнесли в классическое барокко местный колорит. Так появилось сицилийское барокко.

Фото: Serguei Fomine/Global Look Press

Фото: Serguei Fomine/Global Look Press

Где смотреть: Зимний дворец, Строгановский дворец (Санкт-Петербург, Россия), Версаль (Париж, Франция), церковь Святого Иоанна Непомука (Мюнхен, Германия), Королевский дворец (Мадрид, Испания).

Архитектура классицизма в очередной раз обозначила возвращение к образцам античной архитектуры, где главным принципом была геометричность форм и пропорция. Узнать этот стиль можно по портикам с колоннадой, которые использовались практически при любом проектировании дома. В Великобритании стиль сформировался более четко. Изучив наследие итальянского архитектора Андреа Палладио, британские архитекторы выводят неоклассический стиль, который стал распространяться в Старом и Новом свете. Например, восточный фасад Лувра, выполненный по проекту Клода Перро (брата известного писателя Шарля Перро), чистый образец стиля во Франции.

Фото: Sergey Kovalev/Global Look Press

Фото: Sergey Kovalev/Global Look Press

Где смотреть: Пантеон (Париж, Франция), Большой театр (Варшава, Польша), дом Пашкова, Большой театр (Москва, Россия), Борисоглебский монастырь (Торжок, Россия).

Стиль конца XIX — начала XX веков в разных странах называли по разному: ар-нуво — во Франции, Бельгии, Голландии, Англии и США, югендштиль — в Германии, либерти — в Италии, модерн — в России. Он развился в самостоятельный архитектурный стиль из декоративного искусства. Дома этого периода богато украшены орнаментами, мозаикой, витражами с растительными мотивами как снаружи, так и внутри. Богатые русские купцы и промышленники были главными заказчиками жилых домов в эпоху модерна, а архитекторы пытались превзойти друг друга вычурностью фасадов и внутренних интерьеров. Правда, современники не всегда понимали эту причудливую красоту и считали некоторые особняки уродством.

Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press

Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press

Где смотреть: особняк Рябушинского, особняк Морозова, особняк Носова (Москва, Россия), дом Бальо (Барселона, Испания), дом Сецессиона (Вена, Австрия), Национальный театр (Хельсинки, Финляндия).

Модернизм объединяет несколько направлений в архитектуре, которые назывались по-разному, но преследовали общую задачу — подчинить архитектуру функциональности. Так, в Германии зародился баухаус, а в России — конструктивизм. Движение баухаус началось в Веймаре, где работали теоретики новой архитектуры. В середине 1930-х годов баухаус активно развивался в Палестине, куда эмигрировали из Германии архитекторы-евреи, поэтому в Тель-Авиве сохранились целые улицы в стиле баухаус. В 2019 году исполняется 100 лет со дня основания направления, для которого в Дессау построили музей. Архитектура СССР развилась в другое направление и служила инструментом поли­тической пропаганды. Один из памятников той эпохи — дом Наркомфина в Москве — в ближайшие годы получит вторую жизнь. В 2017 году внук архитектора и автора проекта Моисея Гинзбурга начал реставрационные работы по восстановлению здания.

Фото: Joel Filipe/Unsplash

Фото: Joel Filipe/Unsplash

Где смотреть: Дом Мельникова, дом Наркомфина, ДК Зуева (Москва, Россия), комплекс Баухауса в Дессау (Германия), Баухаус-архив (Берлин, Германия), музей Баухаус (Тель-Авив, Израиль).

Барокко в архитектуре

В конце эпохи Возрождения зародился новый стиль – барокко – эмоциональный, витиеватый, с большим количеством декоративных элементов. Название появилось не сразу и формулировалось на основании наблюдений за развитием нового стиля. Барокко в архитектуре характеризовали странность, причудливость, вычурность, излишество. Именно такое впечатление складывалось у людей того времени.


Фонтан Треви. Рим
_

Новый на тот момент стиль проявлялся постепенно, начиная с Италии, и в течение двух столетий завоевал всю европейскую часть, даже обосновался в архитектуре Центральной и Южной Америки. А возник он с лёгкой руки Лоренцо Бернини (1598–1680), итальянского архитектора, который был очень разносторонней личностью, увлекался многими видами искусств, что и нашло отражение в барокко.

Дома больших размеров, украшенные колоннами, изобилие декоративных элементов, статуй… На публику, привыкшую к строгим чертам позднего Возрождения, барокко производило неожиданное и сильное впечатление. Возникнув в конце XVI, в течение двух веков – с XVII по XVIII – барокко в архитектуре захватил добрую половину мира.


Церковь Иль-Джезу в Ватикане
_

Пышная отделка, внезапная смена геометрических элементов, использование световых эффектов были сродни революции в архитектуре. Одним из ярких примеров служит церковь Иль-Джезу в Ватикане, построенная Джакомо Бароцци да Виньола. Большой вклад в развитие стиля внёс и знаменитый Микеланджело Буонаротти, на исходе своей карьеры приняв участие в постройке Ватикана вместе с Виньола.

Отличительные черты стиля: большое количество скульптур, орнаментов, массивные колонны и глубокие тона золотого, розового и голубого оттенков. Эти принципы украшения использовались внутри и снаружи зданий, как в интерьере, так и в экстерьере. Впервые появились широкие улицы и проспекты, пришедшие на смену тесным средневековым переулкам. На стенах стали использоваться большие и яркие живописные панно, вместо тусклых гобеленов, украшавших холодные стены замков.

Барокко в ландшафтном дизайне

Одним из самых знаменитых зданий, построенных в стиле барокко во Франции, стал Версальский дворец с его знаменитым парковым комплексом. Сложные очертания и изобилие геометрических элементов использовались и в ландшафтном дизайне – при организации садов и скверов, потайных уголков для пикантных свиданий и встреч. Августейшие особы всего мира вдохновлялись Версалем, следуя моде, с воодушевлением брались за реорганизацию своих резиденций и постройку новых дворцов.

Пышное и непредсказуемое барокко, однако же, характеризовалось единством архитектуры и прилегающих территорий, в данном случае парков. Они логически продолжают друг друга и немыслимы по отдельности. Парковые ансамбли изобиловали фонтанами и водоёмами, здесь же осуществлялись театральные постановки на открытом воздухе, запускались великолепные фейерверки, атмосфера играла яркими красками, унося зрителей в мир фантазий, чему немало способствовала окружающая архитектура и причудливо оформленные деревья.

Разновидности стиля барокко

В каждой покорённой стране этот стиль преобразовывался в нечто новое и самобытное, порождая вариации с дополнениями, к примеру, в виде ярко окрашенных стен и новых, ещё более неожиданных архитектурных элементов. Самыми крупными ответвлениями позднего барокко стали Сицилийское, Московское, Казацкое, Виленское, Сарматское.


Петергоф
_

С распространением барокко в архитектуре в каждом из городов появлялись и новые черты, присущие конкретному месту, которые становились опознавательными знаками – как отпечатки пальцев у человека, хотя архитектура в целом сохраняла стилевое единство. Одним из таких знаковых архитектурных объектов того времени у нас стал Петергоф, а самой знаменитой фигурой – Франческо Растрелли.

В конце концов, после множества трансформаций, барокко плавно перетекло в более утончённую версию, получившую название «стиль рококо».

Мировые архитектурные шедевры в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петров
Мировые архитектурные шедевры в ЭТНОМИРе
_

Выставка макетов «Мировые архитектурные шедевры» представляет гостям этнографического парка миниатюрные копии зданий, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Экспозиция расположена на втором этаже павильона Улицы Мира «Вокруг Света», над площадью Дружбы народов. Здесь вы можете полюбоваться пирамидами Гизы и японским дворцом Химэдзи, китайским «запретным городом» Гугун и ацтекской пирамидой Солнца, баварским замком Нойшванштайн и французским Шато-Шамбор, индийским храмом Махабодхи и римским Пантеоном, лондонским Тауэром и Московским Кремлём. Миниатюрные макеты сделаны из высококачественного полимерного материала китайскими мастерами по специальному заказу ЭТНОМИРа.

Приезжайте знакомиться с миром в ЭТНОМИР!

Архитектура барокко — Википедия

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Истоки архитектуры барокко

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый, действительно большой и величественный ансамбль создан в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом). Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) был небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре привьёт Микеланджело. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.

Маньеризм и барокко

Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).

Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)

От маньеризма барокко унаследовало также влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т. п.) Ещё большим влечением к необычному обозначенные коллекции — гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов с первыми музейными коллекциями.

Архитектура барокко в Италии

Следующее поколение архитекторов барокко воспитает великого итальянского архитектора Борромини.

Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектуры Микеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.

Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).

Многие мастера Италии, не находили на родине ни заказов, ни применение своим знаниям. Известно участие мастеров Италии ещё в построении готических соборов Франции. В XVII веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе.

Барокко в Священной Римской империи

Барокко в переводе означает: жемчужина неправильной формы. В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительное влияние оказали победа над Турцией и высвобождение европейских территорий от не европейской культуры, поскольку Турция и её культура тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединение промышленных территорий[неизвестный термин] в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался «строительный бум» — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург возник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Наиболее одаренным среди первого поколения мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, спроектировавший колоссальный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.

Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко — Фарный костёл в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони по образцу Иль-Джезу. В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна (арх. Карло Мадерна, 1603). Однако на протяжении XVII века польские шляхтичи ценили вовсе не характерные для барокко грузные, упрощённые архитектурные формы, получившие название сарматского стиля. Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в польско-литовских провинциях.

Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, Бердичев). Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. Только в самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костёл. К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке, дворец Сангушек в Изяславе, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра во Львове, загородная резиденция митрополитов в Оброшине.

В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь. Крупнейший мастер позднего барокко на землях великого княжества Литовского — Ян Кристоф Глаубиц — создал особый тип двухбашенного барочного костёла, получивший название виленского. Архитектура Левобережной Украины, отделившейся от Речи Посполитой после восстания Хмельницкого, пошла своим путём. Местные зодчие творчески перерабатывали структуру православных храмов домонгольской эпохи в русле народного деревянного зодчества, обогащая её барочной декорировкой. Повсеместное распространение получили многосрубные храмы с грушевидными главами. Местная архитектурная школа известна под названием украинского барокко.

Барокко в России

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века[1]. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение[2].

Придворная церковь в Петергофе

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили) , «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени[3].

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».

Примечания

Источники

  • сборник «Барокко в России», М., 1926
  • сборник «Барокко в славянских странах», М., «Наука», 1982
  • Виппер Б. Р. «Архитектура русского барокко», М., «Наука», 1978
  • «История русского искусства», т. 5, М., изд. АН СССР, 1960
  • «Декоративное искусство СССР», № 3, 1986 (статья В. Локтева «О втором призвании зодчества»)
  • «Архитектура СССР», № 9, 1982 (статья В. Локтева «Этот непонятный отец барокко»)
  • Барокко в архитектуре, статья на RDH.ru http://rdh.ru/site/entsiklopediya/19864-barokko/

Архитектура барокко

Происхождение стиля

Стиль барокко родился в Италии в последней трети XVI в. и стал ведущим в искусстве Западной и Центральной Европы XVII – первой половине XVIII столетия. Он наиболее полно выразил новое мироощущение, пришедшее на смену ренессансному. В конце XVII в. стиль барокко пришел в Россию, где обрел большую популярность. Проник он и на американский континент.

Замечание 1

Сам термин «барокко» возник лишь в XVIII в. и переводится как «причудливый, странный».

Стиль барокко необычайно многогранен, порой противоречив. Сложность, драматичность и противоречивость бытия, его изменчивая подвижность, новые учения о бесконечности Вселенной – все это нашло прямое или косвенное выражение в искусстве барокко. Он стал одним из наиболее универсальных и всеобъемлющих стилей. В XVII в. сама философская концепция барокко являлась господствующей. В силу разнообразия тем, интересов, приемов этот стиль демонстрирует достаточное количество вариаций.

Особенности стиля

К основным характерным особенностям стиля относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

  • динамичные композиции;
  • подвижные силуэты;
  • контрастная игра света и тени;
  • эмоциональная яркость;
  • напряженность образов, зачастую – яркое драматическое начало.
  • пышный декор, обилие деталей;
  • контрастные и насыщенные цветовые сочетания;
  • сложное, динамично построенное пространство;
  • смелые планировочные решения.

Барокко любит играть со зрителем, будь то имитация какого-либо материала, различные «обманки», сложные оптические эффекты.

Барокко любит криволинейные силуэты и планы, сложные, нередко асимметричные формы деталей декора. Декор обычно обилен и динамичен. Здания активно взаимодействует с прилегающим пространством; их стены словно оживают, изгибаются, то активно сопротивляясь натиску прилегающего пространства, то будто вбирая его в себя. Ниши с глубокими тенями и выступы (ризалиты) также разнообразят поверхности стен, разрушают их гладкую строгую плоскость, четко замыкающую здания в своих границах.

Элементы ордерной системы сохраняются, но часто используются в достаточно произвольном порядке. В первую очередь они призваны выразить эмоциональную составляющую образа. Колонны и пилястры могут собираться в тесные группы, антаблементы – увеличиваться в высоту и покрываться большим количеством горизонтальных тяг. Все детали наделяются повышенной пластичностью. Они создают богатую игру светотени. Отдельные части здания стремятся к взаимодействию и даже слиянию: колонны большого ордера объединяют два этажа здания, завитки волют связывают барабан купола с постройкой, антаблемент изгибается, горизонтальные линии нарушают элементы декора, входят в моду разорванные фронтоны.

Барокко в Европе

Фасад церкви Санта-Сусанна (изображение 1) имеет в качестве прототипа своего недавнего предшественника – церковь ордена иезуитов в Риме – Иль Джезу, ставшую образцом для многих церквей эпохи барокко, но композиция ее главного фасада обретает большую динамику. Ниши, заполненные статуями, кажется, с трудом втиснуты между боковыми колоннами. Движение нарастает от краев фасада к центру, где колонны в нижнем ярусе, а пилястры в верхнем поставлены попарно. Упруго изгибающиеся волюты связывают нижнюю часть фасада с верхней.

Рисунок 1. Церковь Санта-Сусанна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важнейшим градостроительным проектом в Италии XVII в. стало строительство площади перед фасадом собора Св. Петра в Риме – главного храма всего католического мира. Автором проекта стал Лоренцо Бернини – один из ведущий архитектор стиля барокко в Италии и один из самых гениальных европейских мастеров XVII в. Ее грандиозное пространство служило торжественным подходом к главному фасаду; здесь проходили различные важные церемонии.

Площадь Навона – один из самых прославленных барочных ансамблей Рима. Форма площади в виде узкого вытянутого овала объясняется тем, что в античном Риме на этом месте находился цирк для конных состязаний. Барочные мастера, отдававшие предпочтение криволинейным формам, гениально обыграли ее пространство. Строго по центру одной из продольных сторон площади поставлена церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, которая была перестроена по проекту одного из ведущих зодчих итальянского барокко – Ф.Борромини.

Еще один знаменитый ансамбль Рима – церковь Санта Тринита-деи-Монти (изображение 2) и Испанская лестница, спускающаяся к площади Испании, – складывался в течение гораздо более длительного времени. Над строительством храма трудился Дж. делла Порта – один из тех, кто стоял у истоков стиля барокко, а Испанскую лестницу Спекки и де Санктис проектировали уже в XVIII в.

Рисунок 2. Церковь Санта Тринита-деи-Монти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Фасад церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане – классический пример зрелого барокко в интерпретации Ф. Борромини. Его стиль – более беспокойный и вычурный, нежели стиль Л. Бернини, наделенный торжественной патетикой.

Ведущее место в светской архитектуре барокко занимают дворцовые здания. Если в церковной архитектуре преобладали драматическое и спиритуалистическое начало, взволнованная патетика образа, то во дворцовой главенствует желание создать приподнятое, праздничное настроение. Пышное богатое убранство должно было подчеркнуть социальный статус владельца. В планировке дворцов и дворцово-парковых ансамблей появлялись новые решения. Как и в городских ансамблях, мастера стремились связать друг с другом не только отдельные звенья внутри здания, но и дворец в целом с прилегающим к нему пространством. Парадный вестибюль и главную лестницу стремятся разместить на центральной оси здания, от которой открывается вид на главную парковую перспективу. Отделка внутренних помещений поражает воображение своей пышностью и великолепием.

Замечание 2

В Испании барокко проявилось в основном в оформлении фасадов и интерьеров и редко затрагивало структуру здания, остававшуюся традиционной: либо форма латинского креста, разделенного на нефы, либо просторный зал, обрамленный боковыми капеллами.

Как и в случае с платереском, пышный декор украшал фасад, порталы и контрастировал с гладкими стенами остальных частей здания. В ряде случаев фасады получали криволинейные очертания. Архитектура барокко в Испании оказала влияние на архитектуру ее заокеанских колоний.

Барокко в России

Проникновение форм барокко в русскую архитектуру началось еще в XVII в. Искусствоведы архитектуры выделяют в истории существования барокко в России несколько периодов, а точнее, несколько его разновидностей: нарышкинское барокко, петровское барокко, аннинское и елизаветинское. Три последних названы по именам правивших Россией государей и соответственно связаны с эпохой их правления.

На самом деле стиль барокко продолжал существовать и при Екатерине II и даже при Павле, проявляясь в отдельных композиционных решениях и деталях декора. Барокко можно назвать ведущим стилем в русском искусстве первой половины – середины XVIII в, но не единственным. На каждом из этапов процентное соотношение барокко с другими стилями было разным, как и характер самого барокко.

Примеры архитектурных сооружений в стиле барокко

Яркие примеры архитектуры барокко:

  • Церковь Санта-Сусанна в Риме, Италия, архитектор – К. Мадерна, 1596-1603 гг;
  • Площадь перед собором Святого Петра в Риме, Италия, 1657-1663 гг;
  • Площадь Навона в Риме, Италия;
  • Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме, Италия;
  • Палаццо Барберини, Рим, Италия, 1625-1663 гг, архитектор – К. Мадерна, Л. Бернини, Ф Борромини, П. да Кортона;
  • Архиепископский дворец в Вюрцбурге, Германия, 1719-1753 гг., архитектор – Б.Нёйман;
  • Собор в Мурсии, Испания;
  • Петропавловская крепость в С-П, Россия;
  • Кунсткамера, С-П, Россия;
  • Дворцово-парковый ансамбль Петергоф, Большой дворец, Дворец Марли, Россия;
  • Фонтаны Петергофа, Россия;
  • Екатерининский дворец в Царском Селе, Россия;
  • Павильон Грот, Москва, Россия;
  • Собор Смольного монастыря, С-П, Россия

стиль и архитектура эпохи барокко. Русское барокко

Барокко — стиль в европейской архитектуре и искусстве XVII–XVIII веков. Название стиля совпадает с названием эпохи, которая пришла на смену Ренессансу — эпохе Возрождения.

Считается, что словом barocco португальские рыбаки называли жемчужины неправильной искривленной формы. В XVI столетии словечко появляется в разговорном итальянском для обозначения чего-то грубоватого, вычурного, неуклюжего.

Стиль и эпоха барокко: черты и особенности

Стиль барокко зародился благодаря кризису идеалов эпохи Возрождения. В этот период человечество сделало массу научных и географических открытий: было положено начало книгопечатанию, совершено кругосветное путешествие, открыты движение Земли вокруг Солнца и знание, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Это шло вразрез со зрительным впечатлением, при котором планета выглядит плоской и неподвижной.

Depositphotos

Эти противоречия между видимостью и знанием постепенно отразились и в искусстве: чем неправдоподобнее произведение и чем сильнее оно отличается от вещей, которые можно наблюдать в жизни, тем оно интереснее и привлекательнее.

Барокко, тяготевшее к торжественности, помпезности и гротеску, отражало представления современников об изменчивости и сложности окружающего мира.

Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо, Рим. Источник: Википедия

Основными чертами барокко, которые отличают его от других стилей, являются:

  • пышность, помпезность, роскошность;

  • массивность, граничащая с гигантизмом;

  • обилие мелких деталей;

  • слияние скульптуры, архитектуры и живописи — заметно в оформлениях парковых ансамблей, которые стали популярны;

  • обилие украшений, лепнины, зеркал, позолоты, скульптур.

Монастырь Святого Мартина Брагского, Португалия. Источник: Википедия

Эпоха порождает много новых развлечений: балы-маскарады, прогулки на лошадях, театр, фейерверки. Вместо икон в интерьерах все чаще используют пейзажи и портреты, духовную музыку постепенно вытесняет светская.

Отныне всякая естественность отвергается человеком как проявление дикости и невежества — все должно быть максимально приукрашено, усовершенствовано. В моду входят каблуки, пудра, обилие косметики и высокие прически.

Для живописи характерны контрастность, выраженные светотени, пышность форм.

«Самсон и Далила», Питер Пауль Рубенс. Getty Images

«Ужин в Эммаусе», Караваджо. Getty Images

Барокко в архитектуре

Для архитектуры эпохи типичны размах, асимметрия, наличие куполов, колонн, балконов и башен. В моду входят сочетание белого с золотым, красный, голубой с желтым, использование богатой палитры от бордового до изумрудного.

Убранство собора Святого Петра в Риме. Getty Images

Родиной стиля считается Италия. В тот период страна теряет экономическое и политическое могущество. Чтобы развеять слухи о кризисе и подчеркнуть влияние папы Римского, Рим начинают застраивать богато оформленными зданиями.

Фонтан Треви в Риме. Getty Images

Образцом итальянского барокко становится собор Святого Петра в Риме.

Собор Святого Петра в Риме. Getty Images

Русское барокко

Вызывающий архитектурный стиль, популярный в Европе, прижился и в России, но с местными особенностями. В России архитектура барокко прошла через три этапа:

  • Московское барокко — стиль, содержащий как барочные элементы, так и детали древнерусской архитектуры;

Храм Воскресения Христова в Кадашах – образец московского барокко. Depositphotos

  • Петровское барокко — стиль, одобренный Петром I и подражающий образцам немецкой, шведской и голландской архитектуры того времени;

Кикины палаты, Санкт-Петербург. Образец петровского барокко. Википедия

  • Елизаветинское барокко — гибрид московского и петровского барокко с элементами итальянского, популярный во времена Елизаветы Петровны.

Дворец Апраксина-Трубецких в Москве. Елизаветинское барокко. Depositphotos

Характеристики архитектуры барокко — WorldAtlas

Кимутай Гилберт, 13 июня 2019 г., Общество

Peterhof Palace in Petergof is an excellent example of Baroque Architecture. Петергофский дворец в Петергофе — прекрасный образец архитектуры барокко.

Архитектура барокко — это стиль строительства, начавшийся в 16 веке в эпоху барокко. Этот тип строительства принял римский стиль архитектуры, но вместо этого модернизировал его по новой моде с целью показать мощь римско-католической церкви. Архитектура барокко использовалась для обозначения богатства и могущества католической церкви.

Выдающиеся черты архитектуры барокко

Широкие нефы : В церквях характерны широкие нефы (центральная часть церкви, где проводятся службы) овальной формы.

Кредит редакции: Стефано Валери / Shutterstock.ком.

Незавершенные элементы : Известный элемент архитектуры барокко — это преднамеренно незаконченные архитектурные элементы, которые придают дизайну уникальность.

Освещение : Еще одна отличительная черта этого архитектурного сооружения — это использование световых эффектов, поскольку для создания контраста используется интенсивный или затемненный свет.

Изысканная отделка : Потолочные фрески в этом типе архитектуры обычно крупномасштабны. Одной из общих черт архитектуры барокко является использование украшений, штукатурки или мрамора, которые придают ей декоративный вид.

Источник: Антон Иванов / Shutterstock.ком.

Барокко и его связь с колониализмом

Возникновение архитектуры барокко совпало с европейским колониализмом. В этот период было вложено много денег в развитие. Например, Испания контролировала большое количество колониальных богатств, и это причина того, что стиль барокко получил широкое развитие в Испании.

Во Франции колониальные деньги привели к строительству дворцов и монархий могущественными людьми, что привело к экономической индустриализации.Индустриализация привела к появлению архитектурных построек в стиле барокко.

Рим в Италии известен своей историей как дом церквей. Одним из первых построек в Риме была церковь Санта-Сусанна, выполненная в архитектурном стиле барокко. Дворец Казерта был самым большим зданием, построенным в XVIII веке в Европе, и последним сооружением в стиле барокко в Италии.

На Мальте архитектура барокко появилась в 17 веке. В этот период были построены первые постройки в стиле барокко. Орнаментальные элементы, которые часто использовались для украшения (например, арка Вингнакур), были одними из первых архитектурных произведений в стиле барокко. После проектирования церкви иезуитов на Мальте, архитектура в стиле барокко стала популярной, и в результате многие церкви были построены в этом стиле.

В Португалии церковь Санта-Энграсия была первой церковью, построенной в стиле барокко. Эта церковь была основана в Лиссабоне по проекту архитектора Жоао Антунеса. К 18 веку архитекторы из северной части Португалии переняли концепцию итальянского барокко, чтобы в полной мере использовать пластичность гранита, который использовался при строительстве высоких зданий.

Первым зданием в стиле барокко в Венгерском королевстве была иезуитская церковь Трвана, которая была построена по образцу церкви Джезу в Риме.

В русской суверенности архитектура барокко прошла три этапа. То есть первое московское барокко, которое предполагало использование белого декора на кирпичных стенах, которое было красным, обычным для строительства древних церквей, второе было развитым петровским барокко, которое было принесено из малых стран, и последним этапом было Растрельское барокко.

,

Искусство и архитектура барокко | Британника

Искусство и архитектура барокко , изобразительное искусство, проектирование и строительство зданий, появившиеся в эпоху истории западного искусства, которая примерно совпадает с 17 веком. Самые ранние проявления, которые произошли в Италии, относятся к последним десятилетиям 16-го века, тогда как в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, некоторые кульминационные достижения барокко не произошли до 18-го века.Произведение, отличающее период барокко, стилистически сложное, даже противоречивое. В целом, однако, в основе его проявлений лежит желание вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, жизненная сила, движение, напряжение, эмоциональная яркость и тенденция к стиранию различий между различными искусствами.

Популярные вопросы

Откуда появился термин Барокко ?

Термин Baroque , вероятно, происходит от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике.Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или инволютивный процесс мышления. Другой возможный источник — португальское слово barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчужины несовершенной формы. В художественной критике слово Baroque пришло для обозначения чего-либо необычного, причудливого или иным образом отклоняющегося от правил и пропорций, установленных в эпоху Возрождения. До конца 19-го века этот термин всегда подразумевал странное, преувеличенное и чрезмерно украшенное.Только в новаторском исследовании Генриха Вельфлина Renaissance und Barock (1888) этот термин использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Каковы особенности искусства и архитектуры барокко?

Произведение, выделяющее период барокко, стилистически сложное и даже противоречивое. Например, течения натурализма и классицизма сосуществовали и смешивались с типичным стилем барокко.В целом, однако, в основе его проявлений лежит желание вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, динамизм, движение, напряжение, эмоциональная яркость и тенденция к стиранию различий между различными искусствами.

Как возникли искусство и архитектура барокко?

Три широких течения оказали влияние на искусство барокко, первой из которых была Контрреформация.Борясь с распространением протестантской Реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545–1563 гг.) Приняла пропагандистскую программу, в которой искусство должно было служить средством стимулирования веры общественности в церковь. Возникший стиль барокко был одновременно чувственным и духовным. В то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать преданность и передать великолепие божественного.Вторая тенденция заключалась в консолидации абсолютных монархий: дворцы в стиле барокко были построены в монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать мощь централизованного государства, явление, которое лучше всего было продемонстрировано в Версале. Третья тенденция заключалась в расширении интеллектуальных горизонтов человека, чему способствовали развитие науки и исследования земного шара. Это породило новое ощущение человеческого ничтожества (особенно чему способствовало коперниковское смещение Земли из центра вселенной) и бесконечности природного мира.Пейзажные картины, на которых люди изображены в виде крошечных фигур на обширном пространстве, свидетельствовали об этом меняющемся осознании условий жизни человека.

Какие художники ассоциируются со стилем барокко?

Аннибале Карраччи и Караваджо были двумя итальянскими художниками, которые помогли открыть барокко и чьи стили представляют, соответственно, классицизм и реалистичность. Художница Артемизия Джентилески была признана в 20 веке за свои технические навыки и амбициозные исторические картины.Джан Лоренцо Бернини, чьи достижения включали дизайн колоннады перед базиликой Святого Петра в Риме, был величайшим из скульпторов-архитекторов эпохи барокко. Упорядоченные картины Николя Пуссена и сдержанная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара показывают, что импульс барокко во Франции был более сдержанным и классическим. В Испании художник Диего Веласкес использовал мрачный, но мощный натуралистический подход, который имел лишь некоторое отношение к мейнстриму барочной живописи.Тем временем этот стиль в ограниченных масштабах проник в северную Европу, особенно на территорию нынешней Бельгии. Величайшим мастером этого испанского в основном римско-католического региона был художник Питер Пауль Рубенс, чьи бурные диагональные композиции и полнокровные фигуры являются воплощением живописи в стиле барокко. Однако искусство в Нидерландах более сложное. Обусловленные реалистическими вкусами покровителей из среднего класса, такие выдающиеся мастера, как Рембрандт, Франс Хальс и Иоганнес Вермеер, оставались в значительной степени независимыми от барокко в важных отношениях, но многие художественные тексты, тем не менее, приравнивают их к стилю.Однако барокко оказало заметное влияние на Англию, особенно на архитектуру сэра Кристофера Рена.

Чем стиль рококо отличался от барокко?

Стиль рококо зародился в Париже около 1700 года и вскоре был принят по всей Франции, а затем и в других странах, в основном в Германии и Австрии. Как и стиль барокко, рококо использовалось в декоративном искусстве, дизайне интерьера, живописи, архитектуре и скульптуре. Его часто называют завершающей фазой барокко, но стиль отличается от своего предшественника интимным масштабом, асимметрией, легкостью, элегантностью и обильным использованием изогнутых естественных форм в орнаменте.Живопись в стиле рококо во Франции, например, началась с изящных, мягко-меланхоличных картин Антуана Ватто, завершилась игривыми и чувственными обнаженными фигурами Франсуа Буше и закончилась свободно написанными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара. Живопись французского рококо в целом характеризовалась беззаботным, беззаботным подходом к мифологическим темам и темам ухаживания, представлением семьи как предмета, богатой и тонкой манерой письма, относительно легкой тональной тональностью и чувственной окраской.

Происхождение термина

Термин «барокко», вероятно, в конечном итоге произошел от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или инволютивный процесс мышления. Другой возможный источник — португальское слово barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчужины неправильной или несовершенной формы, и это употребление до сих пор сохранилось в названии ювелира жемчужина барокко .

В художественной критике слово «барокко» стало использоваться для описания чего-либо необычного, причудливого или иным образом отклоняющегося от установленных правил и пропорций. Этот предвзятый взгляд на стили искусства 17-го века с небольшими изменениями поддерживался критиками, от Иоганна Винкельмана до Джона Раскина и Якоба Буркхардта, и до конца 19-го века этот термин всегда подразумевал странный, гротескный, преувеличенный и чрезмерно украшенный. Только с пионерским исследованием Генриха Вельфлина Renaissance und Barock (1888) термин барокко использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Три основные тенденции эпохи

Три более широкие культурные и интеллектуальные тенденции оказали глубокое влияние на искусство барокко, а также на музыку барокко. Первым из них было появление Контрреформации и расширение ее владений как в территориальном, так и в интеллектуальном плане. К последним десятилетиям XVI века изысканный придворный стиль, известный как маньеризм, перестал быть эффективным средством выражения, и его непригодность для религиозного искусства все больше ощущалась в художественных кругах.Чтобы противостоять набегам Реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545–1563 гг.) Заняла пропагандистскую позицию, в которой искусство должно было служить средством расширения и стимулирования общественной веры в церковь. С этой целью церковь приняла сознательную художественную программу, произведения искусства которой будут вызывать у верующих откровенно эмоциональный и чувственный призыв. Стиль барокко, возникший из этой программы, парадоксальным образом был одновременно чувственным и духовным; в то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались для стимулирования благочестия и преданности и создания впечатления о великолепии божественного.Таким образом, церковные потолки в стиле барокко растворились в живописных сценах, которые представляли наблюдателю яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.

Кессонный потолок в стиле барокко купола церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Риме по проекту Франческо Борромини, 1638–1641 гг. © LivioAndronico Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

Вторая тенденция заключалась в консолидации абсолютных монархий, сопровождающейся одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль в покровительстве искусству.Дворцы в стиле барокко были построены в расширенном и монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать мощь и величие централизованного государства, явление, которое лучше всего демонстрируется в королевском дворце и садах Версаля. Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его стремление к реализму можно увидеть в работах братьев Ленена и Жоржа де Ла Тур во Франции и в различных школах голландской живописи 17-го века. (Подробное обсуждение этого явления, , см. Рембрандт ван Рейн.)

Оплакивание святого Себастьяна , холст, масло Жоржа де Ла Тура, 1645; в Staatliche Museen Preussischer Kulturbesitz, Берлин. 1,6 × 1,3 м. Предоставлено Государственным музеем Берлина — Preussischer Kulturbesitz

Третья тенденция заключалась в новом интересе к природе и общем расширении интеллектуальных горизонтов человека, вызванном развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение как человеческой незначительности (особенно чему способствовало смещение Земли по Копернику из центра вселенной), так и неожиданной сложности и бесконечности природного мира.Развитие пейзажной живописи 17-го века, в которой люди часто изображаются в виде крошечных фигур в обширном естественном окружении, свидетельствует об этом меняющемся осознании условий жизни человека.

,

Архитектура барокко: определение, история, характеристики

Характерный образец итальянского барокко Дизайн Борромини — это небольшая церковь S. Carlo alle Quattro Fontane . Примечательно, что план этой крохотной церкви сложен овальными формами. Использовалась центрально спланированная церковь круглой формы или греческого креста. архитекторами раннего и высокого Возрождения, чтобы выразить свой идеал совершенного ясность и порядок.Овал, производящий прямо противоположный эффект, смятения и неуверенности, и прежде всего движения, находились в одном Кстати излюбленный мотив архитекторов эпохи барокко. Эффект от интерьера представляет собой полное пластическое единство; здание могло быть вырезано из одного каменного блока, потому что нет смысла его строить из отдельных элементов. То же самое и с фасадом, построенным из продуманное и тонкое сочетание выпуклых и вогнутых форм, которые опять же не имеют конструктивной цели.

Многие идеи Борромини были приняты Гуарини, с добавлением математического и технического фактора, который имело большое значение само по себе — но еще больше из-за его влияния об архитекторах в стиле барокко за пределами Италии, особенно в Германии.

Французское барокко Архитектура

Индивидуальные вариации, итальянское барокко можно сказать, что оно почти полностью соответствует описанным нормам.Чего нельзя сказать о Франции, которая, тем не менее, производила период барокко преемственность прекрасных архитекторов, еще более многочисленная чем в Италии: Salomon de Brosse , Francois Mansart (1598-1666), Луи Ле Вау (1612-70), Жак Лемерсье и, самое большое из них, Жюля Хардуэн Мансар (1646-1708). Но во Франции личности было меньше по своему влиянию, то «школа», в которую архитекторы могли можно сказать, что принадлежат.Попытка французского двора ввести итальянский Барокко во Франции, вызвав Бернини в 1665 году в Париж и введя в эксплуатацию ему на проектирование реконструкции королевского дворца — Лувра — было обречены с самого начала. Как справедливо заметил критик, речь шла о кардинальная разница темпераментов. Для французов, итальянское изобилие граничило с неприличным, если не сказать своеволием и безвкусицей. Скорее, чем как художники, французские архитекторы считали себя профессионалами, посвященный службе и прославлению своего короля.В суде Roi Soleil был разработан стиль барокко, который был более сдержаннее итальянского: планы были менее сложными, а фасады более суровый, с большим уважением к деталям и пропорциям традиционные архитектурные порядки, жестокие эффекты и вопиющие капризы были воздержаны. Учебный пример и величайшее достижение французского языка Барокко было Версальского дворца , королевский дворец, построенный для Людовика XIV под Парижем: огромная U-образная масса с двумя длинными крыльями, которых почти не тревожат маленькие низкие аркады на главном фасаде с видом на сады.

Для оформления интерьеров в стиле барокко эпоху см .: Французское декоративное искусство. Для меблировки см .: Французская мебель. (1640-1792). Для художников и мастеров см .: французский Конструкторы.

Однако не в архитектуре можно было найти великую славу французского барокко, но в искусстве пейзажа садоводство . До эпохи барокко сады принадлежали «итальянским» типа, небольшие парки с растениями и клумбами, выложенными геометрически схем. Андре Ле Нотр , блестящий ландшафтный архитектор, создал новую перспективную форму сада, вытеснив ее «Французский» сад, прототипом которого должен был стать парк в Версале. и шедевр. В центре стоял дворец; с одной стороны был подход подъезд, ворота, широкая гравийная площадка для вагонов; а с другой были газоны и партеры, или цветочные клумбы геометрической формы, фонтаны, каналы и широкие водные просторы, и, кроме всего этого, темная линия леса, пронизанного длинными, широкими и прямыми проспектами, которые соединялись круговые поляны.

Созданная внушительная и строгая архитектура во Франции, с ее балансом между тенденциями барокко и классическими традициями, постепенно стал культурной моделью для прогрессивной Европы. когда Сэр Кристофер Рен во второй половине семнадцатого века решил он должен актуализировать свои идеи, он не в Италии поехал, как обычно, но в Париж. Архитектура барокко Бельгии и Нидерландов также несет на себе отпечаток французского вдохновения.

Немецкое барокко Архитектура

Ближе к итальянской модели оказалась немецкая Искусство барокко в Австрии и Германии. Однако так было только в узком смысле. Влияние барокко пришло к немецкой государства, которые в первой половине семнадцатого века были разорены Тридцатилетней войной. Однако после акклиматизации он претерпел замечательные изменения. рост как по количеству, так и по качеству.Великие архитекторы того времени практиковались в относительно позднее время, в конце семнадцатого и начало восемнадцатого века; однако их было много, исключительно опытный и благословленный восторженным покровительством со стороны несколько королевских, герцогских и епископских дворов Германии. Все посетили Рим, и прошли обучение по итальянским традициям: Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах , Иоганн Лукас фон Хильдебрандт и его более одаренные ученик Иоганн Бальтазар Нойман ; к ним необходимо добавить Matthaus Poppelmann и Francis de Cuvillies — француз, но чей деятельность почти полностью ограничивалась Германией.

Следует помнить, что стиль барокко в архитектуре — как в барокко скульптура — была пропагандистской: во дворцах она производила впечатление зритель важность абсолютного монарха; в церквях это было в служение контрреформации, особенно в католической и абсолютистской страны. Поэтому в католических государствах Южной Германии такие как Бавария и Австрия , где самые величественные барокко можно найти архитектуру — такую ​​же великолепную, как и все в Италии. Величайшим архитектором южногерманского барокко был Бальтазар Нойман (1687-1753), создавший чудо дворца. архитектура в Wurzburg Residenz ; это шло рука об руку с строительство монастырей и церквей; для епископов и игуменов, не меньше чем князья, претендовали на мирское значение. Нойман оказался перед лицом конфликта: в случае гениально спроектированного крыла монастыря Банз на Брюль, из-за необходимости вставить в здание лестничную клетку. возведен Шлауном в 1725-28 гг.Здесь мы видим в высшей степени его уникальные способности. для создания эффекта неограниченного пространства с помощью оптической иллюзии включение живописных видов и хитростями освещения. В подъезде колодца и банкетные залы Schloss Bruchsal он произвел то, что по согласованности, дизайну, великолепию и освещению — один из лучших шедевры немецкой архитектуры. В церковной архитектуре его самое впечатляющее Созданием была Vierzehnheiligen (Четырнадцать Святых) около Бамберга.Входя в здание, вы попадаете в поток света. Все двигается; интерьер кажется заключенным в кружащиеся, волнообразные формы: даже на первоначальном плане он кажется полностью разрушенным. Четный когда нет особых обстоятельств, как в церкви Четырнадцати Святые, мы видим, что обычный план барочной церкви почти полностью отменили прямую линию, и даже фасады изогнуты.В отличие от фасадов церквей итальянского барокко, немецкие церкви обычно сохранили свои башни. Именно в убранстве этих церквей что это вихревое сочетание форм достигло своего апогея. В церквях в котором сотрудничали братья Асам, как, например, монастырь церковь в Айнзидельне и церковь кармелитов в Регенсбурге и выше всего, церковь Св. Иоанна Непомука , в Мюнхене, они достигли пределы возможного в сочетании реальности и иллюзии.Последствия скрытого освещения, включение фрески живопись в лепных украшениях, и все возможные иллюзионисты уловка, сделать эти церкви похожими на помпезный оперный театр в стиле барокко, теперь как сцена рококо, импровизированная для фестиваля, совершенно без тихая торжественность и благочестие, которые связаны с концепцией Романский или готический искусство.

Стиль барокко, созданный Германом архитекторы распространились на Польшу , страны Балтии , и в конечном итоге на номер Россия .Он имел большое сходство с итальянским барокко, с добавление еще большей тенденции к пышному декору, особенно интерьера; он также отличался от итальянских форм тем, что избегал резких контрастов света и тьмы в пользу более рассеянного и безмятежное сияние. Две особенности также предвещали рококо. стиль, который должен был его сменить, стиль, который нашел свое самое широкое применение в этих странах и иногда были работой одних и тех же архитекторов, например Поппельманн, Нейман и Кувиллис.В двух основных формах строительства, церквей и дворцов, барокко немецкоязычных страны довольно последовательно придерживались нескольких основных дизайнов. О церквях устройство двух боковых башен, с которыми экспериментировал Борромини был принят повсеместно. Иногда это доходило до того, что расстраивала генеральный план, как это сделал Фишер фон Эрлах в Вена на своем Karlskirche . На этом центрально запланированном здании, чтобы включая башни, которые он добавил, как отдельно стоящие, пустые конструкции на по обе стороны от основного корпуса церкви.Все здание является примером театральная концепция в большом стиле, ее форма подчеркнута двумя колонны, напоминающие колонну Траяна в Риме, которые стоят рядом башни. Между тем в дизайне дворцов образцом был Версаль; но Германские архитекторы вообще показали себя способными превзойти этот пример. при артикуляции больших масс кладки, акцентируя центральную часть здания, а иногда и боковые части.

Испанский и Архитектура португальского барокко

Одновременно с распространением его влияния к северу от Альп итальянское барокко также утвердилось в Испании и Португалии. В этих странах не было препятствий для его успеха, но и здесь разработан полностью индивидуальный стиль. Его характерная черта, действительно единственная, Характерной чертой было обилие декора. Какой бы ни была форма здания это казалось просто предлогом для украшения, инкрустирующего его.Этому результату способствовали многие факторы, главными из которых были мавританские традиции, все еще живые на Пиренейском полуострове, и влияние доколумбовское искусство Америки, с его фантастический декоративный словарь. Этот особый стиль, известный как « Churrigueresque » от фамилии, Churriguera , из династии испанских архитекторов которые были особенно тесно связаны с ней, доминировали в Испании и Португалия на два столетия перешла в их южноамериканские колонии, где декоративный аспект был, по возможности, усилен до безумия орнамента.Его ценность, возможно, спорна, но как стиль она безусловно узнаваем, в своей подчиненности все убранству.

Градостроительство

Выходя за рамки внешнего вида человека зданий, ряд более общих тем также был типичен для барокко. стиль архитектуры. Во-первых, архитекторы в стиле барокко первыми практически вплотную подошли к градостроительной задаче. чем в теории.В основном они разобрались с этим с точки зрения цирка и прямая дорога . В ткань города врезаются цирки, в каждом из них преобладает какое-то строение, церковь, дворец, фонтан и затем соединил эти точки с сетью длинных прямых улиц, так сказать, у этих структур. Это было не идеальное решение, но оно был гениальным для того времени. Действительно, впервые была разработана система для планирования или перепланировки города, делая его более красивым, театральным, а главное понятнее, потому что подчиняется правилу.Через использование таких схем для градостроительства, которые аналогичны схемам Французский тип сада, задуманный по тому же принципу, развился здесь. великие монументальные фонтаны, в которых архитектура, скульптура и вода объединяется, чтобы сформировать идеальный центральный элемент и выразить барокко чувство сценографии и движения. Не случайно Рим, город, который больше, чем любой другой, был спланирован по новым нормам XVII века — это преимущественно город фонтанов.

внутренний Дизайн интерьера

Рассмотрены две другие характерные темы архитекторами эпохи барокко касались внутренних внутренних конструкций: комплекс великие лестницы , которые стали появляться во всех аристократических постройках начиная с семнадцатого века, иногда становясь доминирующим характерная черта; и галерея, изначально широкий, украшенный коридор, и еще один экспонат, из которых Galerie des Glaces в Версаль выдающийся пример.Часто галерея, как и многие другие помещения в период барокко, был бы написан иллюзионистскими сценами, передающими реалистичное расширение во всех направлениях самой галереи, которое часто фактически вторгаются в архитектуру, сводя ее к второстепенному роль.

Барокко — это, по сути, искусство иллюзия , в которой все уловки рисования сцены, ложная перспектива и trompe-l’oeil , используются без колебаний для достижения общего эффект.Это был также первый шаг назад к концепции, которую Средние века знали, но что заброшено Высокое Возрождение, подчинение живописи и скульптуры пластическому единству здания они должны были украсить алтарь эпохи Возрождения или статуя задумывалась как изолированная вещь сама по себе, без особого отношения к своему окружению; Барокко роспись или резьба являются неотъемлемой частью его установки, и в случае удаления от него теряет почти весь свой эффект.

Изящное искусство девятнадцатого века, необарокко Revival
Модель Beaux-Arts является частью непреходящего наследия искусства барокко. стиль архитектуры. Сочетание неоренессанса и необарокко конструкции, архитектура Beaux-Arts появилась в 19 веке, и была продвинута выпускниками Ecole des Beaux-Arts в Париже. В Соединенных Штатах стиль Beaux-Arts был представлен Ричардом. Моррис Хант (1827-95) и Касс Гилберт (1859-1934).Подробнее о влиянии 17 века проекты современных зданий, см .: Архитектура 19 век.

Дополнительные ресурсы

Для подробностей о величайших архитекторов стиля барокко по всей Европе см .:

ИТАЛИЯ
Художники итальянского барокко.
ИСПАНИЯ
Испанское барокко и испанский язык Художники барокко.
ФРАНЦИЯ
Художники французского барокко.
ФЛАНДЕРЫ
Фламандское барокко Art.
НИДЕРЛАНДЫ
Голландское барокко Art.
ГЕРМАНИЯ
Художники немецкого барокко.
РОССИЯ
Архитектура русского барокко в России, начавшаяся до время петровского искусства в Петербурге (1686-1725), полагались почти исключительно на иностранных архитекторов, в том числе: Бартоломео Растрелли (1700-71), Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Готфрид Шадель, Леблон, Микетти и Матарнови. Среди российских архитекторов только Михаил Земцов. (1688-1743) играл ведущую роль.

.

10 шедевров архитектуры барокко

Архитектура барокко процветала в период с конца 16 до середины 18 века. Архитектурный стиль, возникший в Италии, вскоре распространился на остальную Европу, и к 17 веку испанский стиль барокко (также известный как Churrigueresque) достиг Латинской Америки. Первоначально использовавшийся для выражения триумфа Римско-католической церкви над протестантской Реформацией, архитектурный стиль позже также стал использоваться в качестве визуальной демонстрации абсолютистского режима в виде великолепных дворцов.Ниже перечислены 10 шедевров архитектуры барокко, как религиозных, так и светских.

San Carlo alle Quattro Fontane, Рим

San Carlo alle Quattro Fontane

Спроектированный одним из ведущих архитекторов эпохи барокко Франческо Борромини (1599–1667), Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане (также известный как церковь Святого Карла у Четырех фонтанов) является одним из лучших образцов архитектуры барокко. Римско-католическая церковь была построена между 1638 и 1646 годами, когда она была освящена, а фасад был завершен в 1670-х годах племянником Борромини Бернардо.

Площадь Святого Петра, Ватикан

St. Peter

Площадь Святого Петра и ее внушительные колоннады со 140 статуями святых — это работа Джан Лоренцо Бернини (1598–1680), который был рядом с Франческо Борромини, одним из самых выдающихся архитекторов эпохи барокко. Он также построил левый фонтан, в значительной степени следуя дизайну более раннего фонтана Карло Мадерно (справа), чтобы создать симметрию. В центре площади возвышается древнеегипетский обелиск, воздвигнутый на нынешнем месте в 1586 году Доменико Фонтаной.

Les Invalides, Париж

Les Invalides

Дом Инвалидов — один из величайших шедевров архитектуры французского барокко. Большая часть комплекса была построена французским архитектором Либералом Брюаном (1635–1697), а впечатляющий купол часовни был завершен Жюлем Ардуэном Мансартом (1644–1708). Построенный как дом престарелых и госпиталь для ветеранов в период с 1671 по 1678 год, Дом Инвалидов сегодня является домом для музея французской армии, музея военных моделей и музея современной истории.Но это также место последнего упокоения нескольких французских национальных героев, включая Наполеона Бонапарта.

Версальский дворец, Версаль

Palace of Versailles

Версальский дворец, один из величайших когда-либо построенных дворцов, является прекрасным образцом светской архитектуры в стиле барокко. По заказу Людовика XIV (1643-1715) в 1660-х годах большая часть дворца, включая впечатляющий Зеркальный зал, была спроектирована архитектором Жюлем Ардуэном Мансартом. Преемники Короля-Солнца внесли некоторые изменения, но великолепный дворец и его сады так же впечатляют, как и во времена Людовика XIV.С 1837 года Версальский дворец открыт для публики как музей.

Karlskirche, Вена

Karlskirche

Красивая церковь в стиле барокко — одно из самых восхитительных зданий Вены. Он был построен по заказу императора Священной Римской империи Карла VI (1685-1740), который пообещал построить церковь после последней крупной вспышки чумы в начале 18 века. Карлскирхе была построена между 1716 и 1737 годами по проекту австрийского архитектора Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха (1656-1723), который выиграл конкурс на проект церкви.Он умер до завершения своего шедевра, который был завершен его сыном Джозефом Эмануэлем.

Дворец Шенбрунн, Вена

Schönbrunn Palace

Дворец Шенбрунн — это бывшая летняя резиденция монархов Габсбургов, построенная в стиле позднего барокко. Как и Карлскирхе, австрийская версия Версальского дворца — это работа архитектора Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, хотя позже она претерпела некоторые изменения. После распада Австро-Венгрии и падения Габсбургов в 1918 году дворец перешел в собственность Австрийской Республики и в конечном итоге был открыт для публики как музей.

Собор Святого Павла, Лондон

St Paul

Построенный на месте более ранней церкви, которая сильно пострадала во время Великого лондонского пожара в 1666 году, собор Святого Павла считается одним из лучших образцов архитектуры английского барокко. Проект разработан знаменитым английским архитектором сэром Кристофером Реном (1632-1723), которому также было поручено восстановить более 50 церквей, пострадавших в результате Великого пожара, и многие известные светские здания по всей Англии.С 1710 года до 1962 года собор Святого Павла был самым высоким зданием в Лондоне.

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Winter Palace

Зимний дворец был построен как резиденция Петра Великого (1672-1725) в Санкт-Петербурге и служил официальной резиденцией монархов Романовых с 1732 года до русской революции 1917 года. Петровский дворец, спроектированный швейцарским итальянским архитектором Доменико Однако Трезини в стиле так называемого петровского барокко был значительно изменен его преемниками.Большая часть его нынешнего вида относится к концу 1830-х годов, когда он был восстановлен из-за повреждений, вызванных пожаром. Зимний дворец также сильно пострадал во время блокады Ленинграда (1941-44), но позже был восстановлен в своем былом величии.

Собор Сантьяго-де-Компостела, западный фасад

Cathedral of Santiago de Compostela

Один из самых известных соборов Испании и место паломничества со времен средневековья, собор Сантьяго-де-Компостела представляет собой романское здание. Но позже добавленный западный фасад Обрадойро считается одним из самых красивых примеров испанского барокко или чурригереска (названного в честь испанского архитектора Хосе Бенито де Чурригера).Фасад был построен в 18 веке архитектором Фернандо де Касас Новоа.

Собор Сакатекаса, Сакатекас

Zacatecas Cathedral

Собор Сакатекаса в городе Сакатекас, Мексика, считается одним из лучших образцов архитектуры мексиканского барокко. Соборная базилика была построена между 1730 и 1760 годами неизвестным архитектором на месте церкви 16 века. В дополнение к отражению влияния испанского чурригереска, собор также отражает включение местных декоративных элементов.В 1993 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть исторического центра Сакатекаса.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *