Позднее барокко – Итальянское Искусство 17 Века. Изобразительное Искусство. Позднее барокко.

Позднее барокко в Италии

Стиль итальянской архитектуры первой половины 18 века определяют как позднее барокко.Хотя в сравнении с блестящим расцветом 17 столетия итальянская архитектура 18 века обнаруживает определенный спад, она дала все же немало интересных решений. Несмотря на сложные  экономические условия  этого столетия итальянцам удалось  сохранить  свойственную им страсть к возведению огромных величественных сооружений, равно как и монументальный язык архитектурных форм. И все же в блеске отдельных прославленных памятников этого времени ощущается скорее своего рода инерция прежнего грандиозного размаха строительной деятельности, нежели органическое соответствие условиям реальной действительности. Эта зависимость от прошлого, выражена в Италии сильнее, чем во многих других национальных художественных школах Европы. Преобладающий здесь стиль барокко очень медленно отступал перед ростками новой классицистической архитектуры.

Тесная, по существу, неразрывная связь с архитектурой 17 в. особенно заметна в памятниках Рима. Римские зодчие первой половины 18 в. сохранили крупный градостроительный масштаб своего мышления. Более скромные, нежели прежде, экономические возможности были использованы ими для создания отдельных крупных сооружений, достойно завершивших ряд известных архитектурных комплексов и ансамблей.

В 18 веке были возведены фасады двух знаменитых раннехристианских базилик Рима — Сан Джованни ин Латерано (1736) и Санта Мария Маджоре (1734—1750), которые занимают господствующее положение в архитектуре прилегающих к ним площадей.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано. Алессандро Галилеи (1691— 1736)

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан-Джованни ин Латерано — кафедральный собор  Рима и место нахождения кафедры римского  епископа (а также папского трона). В католической иерархии эта церковь  стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая и  собора св.Петра, о чём свидетельствует надпись над входом: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава».

Строитель фасада латеранской базилики — Алессандро Галилеи (1691— 1736) в качестве прообраза для него избрал фасад римского собора св. Петра, созданного Карло Мадерной. Но, в отличие от последнего, он дал более артистическое решение сходной темы. Строгость и ясность массивных архитектурных форм в виде прямоугольных арочных проемов и колоссальных ордеров  полуколонн и пилястр  резче оттенена беспокойным движением венчающих фасад огромных статуй.Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви. Несколько выступающий вперед центральный корпус украшен балюстрадой, которая оживляет весь собор, придавая ему ярко выраженную барочную окраску.В церковь ведут пять входов с лоджиями над ними. Последний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только по церковным праздникам.

 

 

 

 

 

 

В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил доставшийся ему по наследству дворец римскому епископу. Папа  Сильвестер I в  324г. освятил вновь построенную  базилику  в честь Христа Спасителя., в X в. её небесным покровителем был объявлен Иоан Предтеча, а ещё через двести лет —Иоан Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.

В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание «золотой базилики»; всё это было утрачено при разграблении Рима в Vвеке вандалами. Главной реликвией храма во все времена считалась «Святая лестница» — лестница, привезённая св.Еленой из Иерусалима,взятая  из дворца Пилата. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос  взошёл на судилище, предшествовавшее распятию. В соборе  над папским алтарем в двух серебряных реликвариях , выполненных в форме бюстов , хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Во время авиньонского пленения базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы поселились  в Ватикане. На месте обветшавшего Латеранского дворца и  древней базилики по повелению папы Сикста V был возведен  храм  более крупный по размерам и богато украшенный. Многие поколения архитекторов оставили след в его архитектуре; ведущая роль среди них принадлежит Доменико Фонтане и Франческо Борромини.. Строительство завершил в 1735г. Алесандро  Галилеи.

Санта Мария Маджоре. Фердинандо Фуга (1699—1781).

Санта Мария Маджоре— папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. Легенда  гласит , что церковь была построена на месте, которое указала Пресвятая Дева Мария, явившись  одновременно во сне папе Либерию  и богатому римлянину Джовани Патрицио. На месте  будущей церкви должен был выпасть снег.И действительно, утром 5августа 352 года на Эсквилинском холме, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. В 440-х гг.по повелению  папы Сикста III  на этом же месте была  построена новая базилика , посвящённая Богоматери. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется    1337 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга (1699—1781).Наружный облик церкви  свидетельствует об облегчении и успокоении барочных архитектурных форм. В базилике похоронены: ПийV,Климент VIII, ПавелV, СикстV, Джованни Бернини , Полина Бонапарт.

 

 

 

 

 

Фуга был также строителем и нарядного палаццо дель Консульта (1737) — образца римской дворцовой архитектуры 18 века.

Палаццо дель Консульта (1737)

 

Фасад церкви Санта Кроче ин Джерузалемме. Архитекторы Пьетро Пассалаква, Доменико Грегорини.

Пьетро Пассалаква, Доменико Грегорини. — Фасад церкви Санта Кроче ин Джерузалемме в Риме

 

Фасад церкви Санта Кроче ин Джерузалемме дает пример ярко индивидуального решения барочного церковного фасада в том аспекте, который еще со времен Джезу увлекал многих итальянских зодчих.В III веке на этом месте находился дворец Елены, матери императора Константина Великого. После смерти матери Константин устроил церковь в одной из частей дворца и поместил в нее священную реликвию, привезенную Еленой из Иерусалима — три части Святого Креста, на котором был распят Иисус. Кроме того, в церкви хранятся и другие ценности: один из гвоздей, которыми тело Иисуса прибивали к кресту; две колючки из тернового венца; крест, на котором был распят добрый разбойник; палец Фомы Неверующего, которым он трогал рану учителя. Все эти сокровища хранятся в капелле справа за алтарем, украшенной мозаикой V века и отреставрированной Мелоццо да Форли. Церковь подверглась реконструкции в XII веке. Тогда интерьер церкви был поделен на три нефа, а рядом была воздвигнута кампанила. В XVIII столетии к церкви пристроили монументальный фасад в стиле барокко и сделали овальный вестибюль, а также отреставрировали потолок.Фасад церкви был оформлен по проекту Ф. Борромини, верх  которого увенчал аттик  украшенный статуями Св. Елены, Св. Луки, Св. Матфея. Св. Иоанна Евангелиста и Константина.

 Лестница Испанской площади в Риме. 1721-1726 гг.

К наиболее захватывающим памятникам Рима принадлежит знаменитая Испанская лестница, сооруженная архитекторами Алессандро Спекки (1668— 1729) и Франческо де Санктисом (ок. 1623—1740). Принцип живописной террасной композиции, разработанный зодчими барокко при создании дворцово-парковых ансамблей, здесь впервые использован в условиях городской застройки. Разбитая по крутому откосу, широкая лестница объединяет в целостный ансамбль расположенную у подножия холма площадь Испании с магистралями, проходящими через площадь, размещенную на вершине этого холма перед двухбашенным фасадом церкви Сан Тринита деи Монти. Грандиозный каскад ступеней, то сливающийся в единый стремительный поток, то разветвляющийся на отдельные марши, которые сбегают сверху вниз по сложному криволинейному руслу, отличается исключительной живописностью и богатством пространственных аспектов.

Суперга.Турин. Архитектор  Филиппо Юварра.

Суперга— католическая базилика, возвышающая  над Турином   на вершине одноимённого холма.

Отсюда в 1706 г. будущий король Виктор Амадей II  и его кузен Евгений Савойский  наблюдали за осадой города французами и испанцами. В благодарность Деве Марии за успешный  исход битвы  Виктор Амадей II  поручил  архитектору  Филиппо Юварра построить базилику на высоком холме над городом. Страительство началось в 1717году. Базилика выполнена в стиле барокко.Венчает строение пышный купол. С террасы  открывается прекрасный вид на Альпы.

В базилике похоронены все пьемонтские короли, начиная с Виктора Амедея.

 

 

 

Похожее

Позднее английское барокко

Одним из создателей нового стиля английской архитектуры был Николас Хоксмор – помощник Кристофера Рена, создавшего раннее английское барокко. Одним из первых примеров зданий, в которых вместе со старым стилем, было использовано позднее английское барокко, стал Гринвичский госпиталь, имевший двойной внутренний дворик и два боковых крыла.

В плане здание основано на двух соединенных дворах, сформированных окружающими их хозяйственными постройками и главным зданием. Архитектор Венбру был автором сооружения.

↑ Касл-Ховард. Йоркшир (1699-1712 гг.)
Военно-морской госпиталь был заказан К. Рену, который занялся его проектированием. В комплекс зданий входит двойной дворик с выходом в город. Госпиталь закончил уже один из последователей Рена.

Гринвичский госпиталь. Лондон (1695 г.) ↑

Одним из ответственных за постройку главных церквей страны был Томас Арчер. В этой церкви были реализованы выпуклые стены и консольные контрфорсы.

↑ Церковь Сент-Филип. Бирмингем (1709-1715 гг.)
Две массивные башни и мощный фронтон делают сооружение похожим на крепость. Впечатление усиливают две пары крупных опоясанных колонн по сторонам от входа.      
Ситон-Делаваль. Нортумберленд (1720-1729 гг.) ↑

Эти колонны сразу бросались в глаза при взгляде на постройку Ванбру. Дорические (большей частью) колонны покрывал узор в виде резьбы по камню. Данный мотив принесен в Англию из Франции и Италии.

 ↑ Опоясанные колонны
Архитектура барокко часто использовала эти камни для привлечения внимания к дверям и окнам. Разные архитекторы применяли различное число камней, по своему усмотрению – от одного и более.                                     

Замковые камни ↑

 

Сохранить

Барокко в Речи Посполитой — Википедия

Серебряный реликварий Св. Войцеха, Снежное, Польша.

Барокко в Речи Посполитой — этап развития польской культуры, охватывающий период с конца XVI века до середины XVIII.

В Польше сложились давние, тесные культурные и религиозные связи с Италией. В XVI веке началось распространение идей гуманизма, поддержанное в Польше сначала Королевским двором в Кракове. В результате изначально Возрождение в Польше получило аристократические черты. Королевская приверженность итальянских мастеров, приглашенных Сигизмундом Старым, распространилась и на магнатов, шляхту и богачей в городах. Среди лучших ренессансных сооружений эпохи — перестройка 1502—1536 готического замка Вавель в ренессансный дворец итальянцем Франческо Фьорентино (Francesco Fiorentino). Как и в Италии, культурный фундамент барокко в Польше составляли:

  • культура позднего Возрождения
  • депрессивный маньеризм.

Мрачный маньеризм имел что-то общее с экзальтацией поздней готики, позиции которой долго сохраняли мощь в культуре Польши в XVI веке.

Так, костёл Святого Андрея бернардинского монастыря во Львове 1600—1630 архитектор Павел Римлянин создал в формах Возрождения. Однако ему не удалось довести до конца строительство — он умер в 1618 году. По преданию, польскому королю Сигизмунду III, который осматривал строительство, первоначальный план Павла Римлянина показался чересчур скромным. В результате ученик и преемник Павла Римлянина, швейцарец Амброзий Благосклонный, провёл достройку здания в ином ключе. Ему принадлежит щит-фронтон усложненной и причудливой формы. Саму постройку Амброзий Благосклонный строил в стиле немецко-голландского маньеризма. Образцом виртуозности и изобретательности маньеризма стала и перестройка (1631—1644) замка Крыжтопор, Опольское воеводство. В пятиугольный двор крепости был вписан необычный план дворца с двумя внутренними дворами — овальным и в виде трапеции. Это было очень необычное сооружение для Речи Посполитой.

В это время на землях Польши уже активно работает первая генерация итальянских архитекторов-иезуитов в стиле раннего барокко (Джакомо Бриано, Джованни де Росси, Джованни Мария Бернардони и т. д.).

Время не отличалась спокойствием, а было насыщено борьбой политических партий, покушениями на короля, военными победами, кризисом в экономике, остановками в строительстве и новыми периодами оживления в архитектуре, фортификации, гравюре.

  • «Покушение на короля Сигизмунда III Вазу», 1620 г.

  • «Апофеоз короля Сигизмунда III Вазы», офорт, 1629 г.

В конце XVI — начале XVII веков Польша увеличила собственные территории в ходе завоевательных войн. Возросла мощь магнатов и шляхты. Формы польского Возрождения со значительными примесями маньеризма уступают стилю барокко. В польском барокко преобладает смесь итальянских, фламандских, позднее, французских влияний. Серди первых барочных построек в Речи Посполитой — Костёл Тела Господня, построенный в резиденции Радзивиллов — городе Несвиж — архитектором-иезуитом Джованни Мария Бернардони (1584—1593) по заказу Николая Радзивилла. Вторая ранняя постройка барокко — костёл Св. Петра и Павла в Кракове (бригада архитекторов-иезуитов: Джузеппе Брицио, Джованни Мария Бернардони, Джованни Баттиста Тревано). За образец берут главный храм иезуитов — церковь Иль-Джезу в Риме, творчески перерабатывая её фасад.

Барочные черты получают и первые светские по назначению сооружения (дворец краковских епископов, Кельце, 1637—1644, архитектор Томаш Пончино) с внутренним двором, открытой лоджией садового фасада, двумя боковыми башнями по углам сооружения, барочными крышами.

Арх. Л. Демерето. Kостел Св. Иосифа в Климонтове, 1643—1650 гг.

Среди архитекторов, работавших на территории страны, преобладали итальянские художники и представители итальянской Швейцарии:

  • Санти Гуччи (Santi Gucci 1530—1600)
  • Джузеппе или Джозеф Брицио (Giuseppe Brizio)
  • Джакомо Бриано (Giacomo Briano 1586—1649)
  • Джованни Мария Бернардони (Giovanni Maria Bernardoni 1541—1605)
  • Джованни де Росси (Giovanni de Rossi)
  • Джованни Баттиста Тревано (Giovanni Battistа Trevano? — 1644)
  • Джованни Баттиста Джизлени (Giovanni Battista Gisleni 1600—1672)
  • Ян Катеначи (J. Catenaci)
  • Маттео Кастелли (Matteo Castelli 1560—1632)
  • Джакомо Родондо (Giacomo Rodondo)
  • Паоло дел Корте (Paolo del Corte)
  • Андреа дель Аква (Andrea del Aqua 1584—1656)
  • Бенедетто Молли (Benedetto Molli)
  • Томаш Пончино (Tommaso Poncino 1590—1659)
  • Лоренцо Сенес, или Демерето (Demereto первая половина 17 в.)
  • П. Феррари (P. Ferrari)
  • Бернардино Каноббио де Джанотис (Carlo Romanus)
  • Якуб Мадлайн (Giacomo Madlaina, первая половина 17 в.)
  • Якуб Фонтана (Giacomo Fontana, Jakub Fontana 1710—1773)
  • Августо Лоцци (Augustyn Wincenty Locci 1640—1732)
  • Джоанне Спаццо (Gиоvanni Spazzio? — 1726)
  • Ю. Белотто (J. Belotti)
  • Паоло Фонтана (Paolo Antonio Domenico Fontana 1696—1765)
  • Юзеф Фонтана (Giuseppe Fontana)
  • Гаэтано Кьявери (Gaetano Chiaveri 1689—1770)
  • Доминико Мерлини (Dominik Merlini 1730—1797)
  • Я. Х. Фалькони (J. Ch. Falconi) (скульптор)
  • Б. Фонтана (B. Fontana) (скульптора)
  • Томмазо Долабелла (Tommaso Dolabella 1570—1650, художник)
  • Микеланджело Паллони (Michelangelo Palloni 1637—1712, художник)

Развитое барокко эпохи Яна III Собеского[править | править код]

Династические войны между представителями рода Ваза на годы приостановили развитие архитектуры в середине XVII в. Лишь в последней трети XVII века (в период правления Яна III Собеского) пришла некоторая политическая стабильность, и в искусстве Речи Посполитой окрепли позиции развитого барокко. Барочная культура сохраняет предварительный характер и влияние итальянских, голландских, немецких образцов — в стране плодотворно работают немецкий скульптор и архитектор Андреас Шлютер, гравер из Голландии Вильям Гондиус, архитектор Тильман Гамерский и ряд итальянских художников. Но растёт мощь Франции, влияние которой уже ощущало тогдашнее польское искусство (архитектура, сад барокко, портретный жанр). Воспитан и ряд национальных кадров — Б. Вонсовский, Войцех Ленартович и др. Древние замки или строят, или добавляют важные части, коренным образом меняют их структуру (Подгорецкий замок, Замковый сад (Жовква) в Жовковском замке, Китайский дворец в Золочевском замке).

С 1678 года Жолковский замок стал королевской резиденцией Яна III Собеского. В конце XVII века была построена новая королевская резиденция — Вилянувский дворец с боковыми башнями, галереями, величественным курдонёром, садом барокко (архитекторы — Августин Лоцци, Джованни Спаццо).

От королевских резиденций мало чем отличаются дворцы или резиденции магнатов — дворец Оссолинских, дворец Красинских, дворец Браницких. Но в провинциях сохранялись позднеренессансные формы. Дома горожан имеют щипцовые завершения с волютами, порталы и фасады украшены лепным декором или скульптурами, межоконные промежутки заполнены гирляндами и виньетками. Застройка бедных районов имеет много общего с сельской архитектурой (деревянные мансардные этажи, небольшие открытые галереи первого этажа). Черты барокко в усадьбах бедной шляхты имеют слишком сдержанный или упрощенный характер.

  • Костел в Глогове, Гостынь

  • Церковь Матери Божьей Неустанной Помощи, Познань.

  • Костёл Св. Казимира, Варшава

  • Базилика Пресвятой Девы Марии, Święta Lipka

Среди светских жанров живописи эпохи барокко в Речи Посполитой главное место занял портретный жанр. Создавали как парадные портреты королевских особ, так и портреты для семейных галерей. Парадные портреты короля Казимира ІІІ Вазы были заказаны и выполнены в мастерской Рубенса. Конный портрет короля наследовал образец реперезентативного конного портрета короля Англии Карла I. Постепенно провинциальные художники отходят от плоского изображения к более объемному и менее статическому. Получили распространение портреты магнатов и зажиточной шляхты в полный рост, в роскошных одеждах, с изображением парадного оружия, гербов, надписей. Окончательно плоскостность и статичность были преодолены только в творчестве художников XVIII века, когда к созданию парадных портретов привлекли ряд иностранных мастеров с высоким образованием и значительным художественным дарованием (Марчелло Бачиарелли, Иоганн Лампи Старший и другие.)

Особая отрасль польского портрета — гробовые портреты. При захоронении гроб ставили на высокий подиум, и изображение умершего выше груди размещали на торце гроба.

Petrus-en-Pauluskerk.jpg Фарный костёл в Познани, фасад.

Не исчезает тип надгробия с фигурой, лежащей на гробу, который утвердился с эпохи Возрождения. Но на традиционный тип оказывают существенное воздействие образцы художественных надгробий Италии, Фландрии, немецких княжеств. Получают распространение архитектурно разработанные надгробия с колоннами и пилястрами, фронтонами и тяжёлыми волютами, с нишами для аллегорических скульптур, с фигурами ангелов, гирляндами, флагами и военной арматурой (надгробие П. Опалинского, 1641—1642 гг, костел в Серакове). Художественную выразительность барочных надгробий усиливают контрастным сочетанием чёрного и белого мраморов, алебастром, гербами благородных семей и т. д. Умершего подают якобы во сне или во время молитвы. Уникальными на территории Польши были металлические надгробия, созданные в Бережанском замке (скульптор Пфистер Ян) и уникальные надгробия Андреаса Шлютера.

Среди других скульпторов Речи Посполитой, которые работали в провинциях — С. Сала, Я. Фалькони, Б. Фотнана, А. Фрончкевич, П. Корнецкий, Я. Мональди.

Стенопись имела место в искусстве Речи Посполитой и раньше. Декоративные фризы были созданы в дворцовых залах замка Вавель ещё в начале XVI в. (дворцовые праздники, парады воинов). Но стенописи сохраняли плоский линейных характер.

В следующую эпоху развитию декоративного искусства способствовал Ян III Собеский. Следуя примеру французского короля Людовика XIV, он способствовал созданию Королевской мастерской живописи (которая позже будет превращена в польскую Академию живописи). В Королевскую мастерскую живописи, в числе прочих, входили Клод Калло и Микеланджело Паллони.

Petrus-en-Pauluskerk.jpg

Историческая живопись в польском искусстве XVI века была представлена в основном гравюрами. В начале XVII века в искусстве Речи Посполитой получает развитие историческая батальная картина европейского образца. Известно, что придворных художников имели как король, так и магнаты. На Ежи Мнишека работал художник Шимон Богушович. Именно Богушович создал портреты Лжедмитрия I и его жены Марины Мнишек, которые ныне хранятся в Историческом музее в Москве. Богушович был и автором батальных картин, среди которых — «Битва при Клушине» (по заказу гетмана Станислава Жолкевского), которая состоялась 24 июня 1610 (Клушино — деревня под Смоленском, которую оккупировали воины Речи Посполитой).

События оккупации Москвы, венчания на русское царство Марины Мнишек воспроизвел итальянский художник Томмазо Долабелла. Среди его работ — картины «Представление пленного царя Василия Шуйского Сенату и Сигизмунду III». Картина имела несколько копий.

«Хотинская битва» — картина, которую создал в 1674 г. гданьский художник Андрей Стех. В батальном жанре работал и Мартино Альтомонте, автор картин «Битва под Парканами» и «Битва под Веной», которые прославили победы короля Яна III Собеского.

В XVII веке часть крепостных укреплений была перестроена в модный дворец в крепости («palazzo in fortezza»). Прилегающая к замку территория используется для создания регулярных садов.

Примером подобной перестройки стал Подгорецкий замок, а земельный участок с севера использован для создания сада итальянского образца. По преданию, сад распланировал садовник из Рима и использовал (как и в Италии) террасы земельного участка на севере. Наименьшая из террас возле замка включала партер с растительным узором. Ступени на вторую террасу поддерживала аркада, которая создавала галерею и служила гротом. В центре стоял фонтан. Несколько партеров украшала мраморная скульптура мастеров Италии.

Третью террасу украшал зелёный массив с просеками, что использовались для прогулок. Рядом заложили виноградник. Сад, созданный по приказу гетмана Станислава Конецпольского, отличался целостным художественным замыслом и в значительной художественной ценностью.

Petrus-en-Pauluskerk.jpg Гобелен с гербом Дмитрия Чалецкого

Построение новых храмов и дворцов стимулировало дальнейшее развитие ремесел, часть из которых принимала национальные формы, часть переходила на заимствованные формы в стиле барокко или, позже, рококо.

Образец резьбы по слоновой кости — бокал со сценами победы польских воинов над турками-османами под Хотином. Бокал венчает миниатюрная фигурка короля Яна III Собеского.

В городе Гданьск (тогда Данциг) было налажено производство мебели. Популярностью пользовались «гданьские» шкафы с цоколем, пилястрами, карнизами, резными деталями.

Особенностью ремесел Речи Посполитой были тканые золотые пояса, так называемые «персидские» из золотых и серебряных нитей. «Пшеворские пояса» украшали медными или серебряными деталями с использованием техники филиграни, чеканки, гравировки. Было налажено производство ковров и гобеленов.

Спросом пользовались изделия из серебра. Известными центрами ювелирного дела в XVII — XVIII веках были города Данциг и Торунь. Особая отрасль декоративно-прикладного искусства — изделия из серебра мастерских Варшавы.

  • Petrus-en-Pauluskerk.jpg

    Три серебряных бокала с портретами польских королей, «Владислав III»

  • Petrus-en-Pauluskerk.jpg

    «Ян ІІ Казимир»

  • Petrus-en-Pauluskerk.jpg

    Мастер А. Макензен старший. Бокал «Владислав II Ягайло»

Интересные образцы резных церковных амвонов создавал Я. Плерш в стиле рококо. Среди произведений искусства той эпохи — миниатюрный конный монумент Августа Сильного из кости и дерева, который создал С. Трогер (1732 г.)

Позднее барокко и саксонское влияние, рококо[править | править код]

После устранения от власти потомков Яна III Собеского, престол Речи Посполитой занял саксонский курфюрст Август Фридрих II. Август II стремился реализовать личную унию и создать унитарное саксонско-польско-литовское государственное объединение, которое поставило бы представителя династии Веттинов в один ряд с ведущими монаршими дворами. Для этого он искал поддержки соседних государств. Пытался присоединить к наследственным саксонским владениям Лифляндию (ныне северная часть Латвии и южная часть Эстонии) и Эстляндию (ныне северная часть Эстонии), а также Трансильванию (ныне в составе Румынии) и Молдавию. В период второго срока его правления польско-литовское государство попало под влияние России. После Полтавской битвы 1709 года и победы Петра I над Карлом XII, Август II восстановил власть над Речью Посполитой. Но постепенное сближение в 20-30-х годах XVIII века интересов окрепшей Российской империи, Австрийской империи и Пруссии относительно Польши готовило делёж польских земель между этими государствами. В последнее десятилетие правления Августа II государством фактически руководила группировка представителей магнатского рода Чарторыйских и его сторонников — так называемая «Фамилия». При их помощи после смерти Августа II польская корона была передана его сыну Фредерику Августу III Саксонскому. На время в официальной культуре Польши стало преобладать саксонское влияние.

В Варшаве и в провинциях работает ряд саксонских художников или немцев по происхождению —

  • Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т 1, М, 1962, с. 212—216
  • Polski Słownik Biograficzny, Locci Augustyn Wincenty, t. XVII s.508 — 510
  • Łoza Stanisław, Architekci i budowniczowie w Polsce, Warszawa, 1954, s.177
  • Biblioteka PAU i PAN w Krakowie, Akta rodziny Loccich, rkps 686, 687

Итальянское Искусство 17 Века. Изобразительное Искусство. Позднее барокко.

С шестидесятых годов 17 века открывается последняя, наиболее длительная фаза развития барочного искусства Италии, так называемое «позднее барокко». Оно характеризуется меньшей строгостью построения композиций, большей легкостью фигур, особенно заметной в женских образах, нарастающими тонкостями колорита и, наконец, дальнейшим усилением декоративности.
Джованни Баттиста Гаули. Главнейшим выразителем новых тенденций живописи является Джованни Баттиста Гаули (1639—1709), известный и как станковист и как художник, создавший ряд фресок. Его искусство тесно примыкает к искусству позднего Бернини. К лучшим работам Гаули принадлежат его ранние, выдержанные в светлых тонах росписи парусов церкви Сант-Аньезе-ин-пьяцца-Навона в Риме (ок. 1665). Вместо евангелистов, наиболее распространенных в этих местах церковной архитектуры, Гаули изобразил отличающиеся легкостью форм аллегорические сцены христианских добродетелей. Особенно привлекательна та, в которой представлены две юные девушки, из которых одна возлагает венок цветов на другую. Произведениями зрелого стиля Гаули являются росписи плафона, купола и конхи абсиды главной церкви иезуитского ордена Иль-Джезу в Риме (1670-е—начало 1680-х гг.). Этот плафон, известный под названием «Поклонение имени Иисуса», очень показателен для стиля позднего барокко. Среди написанной архитектуры, продолжающей реальные формы церкви, представлено уходящее в глубину небесное пространство, заполненное неисчислимыми фигурами, как волны переливающимися от темных к все более светлым группам. Другим видом живописных работ мастера являются его лишенные всяких декоративных прикрас, психологически великолепно охарактеризованные портреты современников («Папа Климент IX», Рим, Галерея св. Луки; «Портрет Бернини», Рим, Галерея Корсини).
Андреа Поццо. Искание иллюзорности архитектонических построений достигает своего высшего развития в творчестве Андреа Поццо (1642—1709). Его капитальнейшее произведение — плафонная фреска церкви Сен-Иньацио в Риме, обозреваемая из центрального нефа, изображенными на ней ярусами террас, аркад, колоннад вздымающихся стен, над которыми среди множества фигур выделяется Игнатий Лойола, — создает иллюзию архитектурного пространства. Подобно другим аналогичным плафонам, стройность и правильность построения сразу же нарушаются, как только зритель отходит от точки, на которую она была рассчитана.
К наиболее известным мастерам декоративной живописи принадлежит также неаполитанец Лука Джордано (1632—1705). Талантливый и чрезвычайно плодовитый мастер, он был все же лишен внутренней силы и оригинальности и нередко подражал другим художникам. К лучшим его работам принадлежит прославляющий род Медичи плафон флорентийского Палаццо Рикарди.
В области станковой живописи из современников названных художников выделяется принадлежащий римской школе конца 17 века Карло Маратта (1625—1713). Он занял место крупнейшего представителя позднего барокко. Его алтарные картины отличаются плавностью линий и величавым спокойствием композиций. Столь же сильным художником он обнаружил себя и в области портрета. Среди его работ выделяется острый по характеристике и великолепный по живописи эрмитажный «Портрет папы Климента IX» (1669). Работавший в Неаполе Франческо Солимена (1657—1749) в своих библейских и аллегорических картинах резкими контрастами света и тени приводит на память приемы Караваджо, но использует их в чисто декоративных композициях. Поздний болонец Джузеппе Мария Креспи (1664—1747), являющийся одним из одареннейших художников рассматриваемого периода, оказал сильное влияние на живопись 18 века. Мастера характеризует сильно выраженная реалистическая направленность. Она проявляется как в религиозных композициях, так еще нагляднее в его бытовых картинах («Кончина святого Иосифа», ок. 1712 г., Эрмитаж; «Серия Таинств», 1710-е гг., Дрезденская галерея).

<<< Итальянское Искусство 17 Века. Изобразительное Искусство. Высокое, или зрелое, барокко.

Фламандское Искусство 17 Века. Фландрия в 17 веке. >>>

Иллюстрации к разделу >>>

Архитектура позднего барокко. — Студопедия.Нет

Барокко и неоклассицизм в Италии XVII- XVIII в.в.

 

Баро́кко (итал. «причудливый», «странный»).

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры, лучковые фронтоны с раскреповкой в середине, волюты. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны. Характерные детали барокко атлант, кариатида, маскарон.

Раннее барокко.

В архитектуре Италии одним из виднейших представителей раннего барокко был Карло Мадерна (15561629), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главные творения в Риме фасадыцерквей Санта-Сусанна (1603г.) и Санта-Мария-делла-Виттория (1620г.), а также главный фасад Собора Святого Петра (1613г.). Для произведений Мадерна характерны применение пышного декора и «большого ордера».

Иллюстрации: 1 — Фасады церквей в Риме. Карло Мадерна;

                      2 — Фасад Собора св.Петра. 1613 год. Карло Мадерна.

 

Зрелое барокко.

Самым крупным представителем зрелого барокко в Италии является ДжованниЛоренцо Бернини (15981680) архитектор и скульптор.

Ему принадлежит проект площади Собора Святого Петра в Риме (1663г.). Зодчий, подчеркнув главную ось композиции, добился ощущения стремительности движения, чем так знаменито барокко. 284 тосканских колонны венчаются 96ю статуями. Колоннада грандиозна. Она словно распахивает объятия и захватывает зрителя, направляя его движение к собору. Образцом для трапециевидной части послужила площадь Капитолия, созданная Микеланджело.

Иллюстрации: 3 — Площадь Собора св.Петра. Вид сверху;

                      4 — Площадь Собора св.Петра. 1667 год;

                      5 — Площадь Собора св.Петра. Фонтан Бернини;

                      6 — Площадь Собора св.Петра. Скульптура коллонады.

 

В Ватикане Бернини создал парадную Королевскую лестницу — «Скала Реджиа» (1666г.), в которой он использовал прием искусственного усиления перспективы. Из-за постепенного сужения марша и уменьшения колонн создается впечатление большей глубины помещения и увеличения размеров самой лестницы. При этом фигура папы, появляющаяся на верхней ступени, кажется огромной. Подобная иллюзорность пространства характерна для барокко.

Иллюстрация 7: Ватикан. Лестница Бернини.1666 год.

 

Лоренцо Бернини вместе с Карло Райнальди и Карло Фонтана построил церкви Санта-Мария-деи-Мираколи (1675г.) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1681г.).Эти храмыблизнецы образуют известнейший архитектурный комплекс Рима Пьяцца-дель-Пополо.  

Иллюстрации: 8 — Рим. Пьяцца дель Пополо;

                      9 — Рим. Пьяцца дель Пополо. Вид сверху.

 

Пала́ццо Барбери́ни (1633г.) строился по заказу Маффео Барберини после того, как тот был избран папой под именем Урбана VIII. В создании дворца участвовали великие зодчие: Лоренцо Бернини, Карло Мадерна и его внучатый племянник Франческо Борромини (15991677). Главный фасад, выходящий на улицу Четырёх фонтанов, оформил Бернини.

Иллюстрации: 10 — Рим. Палаццо Барберини. 1633 год;

                      11 — Рим. Палаццо Барберини. 1633 год. План;

                      12 — Палаццо Барберини. Лестница Бернини;

                      13 — Палаццо Барберини. Лестница Борромини.

 

Церковь Сан-Карло на улице Четырёх фонтанов(1637г.) творение Борромини. Здание в плане образует овал, перекрытый куполом, по сторонам расположены 2 небольшие капеллы. Внутреннее убранство выполнено в белом цвете и считается первым памятником эпохи расцвета римского барокко.

Иллюстрации: 14 — Перекрёсток 4-х фонтанов. 1593 год;

                      14а-Рим. Церковь Сан-Карло на ул.4-х фонтанов. План. Разрез;

                      15 — Рим. Церковь Сан-Карло на ул.4-х фонтанов. План. Разрез;

                      16 — Рим. Церковь Сан-Карло на ул.4-х фонтанов. Купол.

 

Церковь Сант-Иво алла Сапиенца (1662г.) -шедевр римского барокко, яркое творение великого Франческо Борромини. Архитектор должен был встроить храм в существующий комплекс зданий римского университета. Мастер наложил друг на друга два правильных треугольника. В результате церковь в плане напоминает звезду Давида с закруглёнными углами. Вогнутый фасад церкви образует единую пространственную структуру с аркадой университетского двора. Ступенчатый спиральный фонарь над куполом олицетворяет папскую тиару.

Иллюстрации: 17 — Рим. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца. 1662 год;

                      18 — Рим. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца. 1662 год. План;

                      19 — Рим. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца. Чертежи;

                      20 — Рим. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца. Купол.

 

Ещёодна значительная работа Борромини фасад Базилики Святой Агнессы на пьяцца Навона (1657г.). Строительство церкви начинал Джироламо Райнальди.

Иллюстрации: 21 — Базилика св.Агнессы на пьяцца Навона. 1657 год;

                      22 — Пьяцца Навона;

                      23 — Пьяцца Навона. Вид сверху.

 

На пьяцца Навона Лоренцо Бернини создал три фонтана. На концах площади «Нептуна» и «Мавра», в центре «Четырёх рек» (1649г.). Бернини разместил вокруг обелиска Каракаллы статуи, олицетворяющие главные реки мира Нил, Ганг, Дунай и ЛаПлату.

Иллюстрации: 24 — Пьяцца Навона. Фонтан Мавра;

                      25 — Пьяцца Навона. Фонтан 4-х рек. 1649 год;

                      26 — Пьяцца Навона. Фонтан Нептуна.

 

 

Помимо упомянутых зодчих, значительный вклад в зрелое римское барокко внесли Карло Ломбарди, Пьетро да Кортона, Карло Фонтана.

Карло Ломбарди спроектировал фасадцеркви Санта-Франческа Романа (XVIIв.)на Римском форуме.

Иллюстрации: 27- Рим. Церковь Санта-Франческа Романа. XVII век;

                      28 — Рим. Церковь Санта-Франческа Романа. Фасад;

                      29 — Развалины храма Венеры и Ромы.

 

Там же, на Римском форуме, рядом с аркой Септимия Севера Пьетро да Кортонав 1669 годувоздвиг церковь святых Луки и Мартины.

Иллюстрация 30: Рим. Церковь св. Луки и Мартины. 1669 год.

 

Под руководством Карло Фонтана в 1683 годувыполнен причудливо вогнутый фасад из травертинадля римской церкви Сан-Марчелло-аль-Корсо.

Иллюстрация 31: Рим. Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо. 1683 год.

 

Базилика св. Игнатия Лойолы в городе Аспейтиа (Страна Басков) построена Карло Фонтана в XVIII веке на месте рождения основателя ордена иезуитов.

Иллюстрация 32: Страна Басков. Базилика св. Игнатия Лойолы. XVIII век.

 

Помимо Рима великолепные произведения барокко были созданы и в Венеции. Лучшей работой Бальдассаре Лонгена стала церковь Санта-Мария делла Салюте (1631г.) центрическая восьмигранная постройка с куполом, барабан которого поддерживают мощные волюты.

Иллюстрации: 33- Венеция. Санта-Мария делла Салюте. 1631 год;

                      34 — Венеция. Санта-Мария делла Салюте. Панорама;

                      35 — Венеция.Санта-Мария делла Салюте. Интерьер.

Архитектура позднего барокко.

С шестидесятых годов XVII века открывается последняя, наиболее длительная фаза развития барочного искусства Италии, так называемое «позднее барокко».

 

Фонта́н Тре́висамый крупный в Риме.Его высота 26, а ширина 50 м. Фонтан, построенный в 1762 году архитектором Николо Сальви, примыкает к фасаду палаццо династии Поли. Фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое. Из центральной ниши палаццо выезжает Нептун, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и гиппокампы. По сторонам в соседних нишах расположились богини Здоровья и Изобилия. На правом барельефе легендарная девушка по имени Тревия указывает римским солдатам, где находится источник. Ежегодно туристы оставляют в фонтане 1,4 миллиона евро. Существует поверье, что человек, бросивший в него монетку, приедет в Рим ещё раз.

Иллюстрации: 36 — Рим. Фонтан Треви. 1762 год;

                      37 — Рим. Фонтан Треви. 1762 год. Фасад;

                      38 — Рим. Фонтан Треви. Вид сверху;

                      39 — Рим. Фонтан Треви. Барельеф с девушкой и легионерами.

 

В римской архитектуре позднего барокко появилось подлинно прекрасное сооружение лестница на площади Испании (1725г.). Архитекторы АлессандроСпекки и Франческо де Санктис соединили пространство небольшой площади Испании с храмом СантаТринита деи Монти, расположенным на высоком холме. Лестница состоит из 12 пролётов и 138 ступеней. По широким низким ступенькам очень удобно подниматься и спускаться. Лестница зрительно увеличивает размеры площади и помогает почувствовать, как хорош строгий фасад церкви.

Иллюстрации: 40 — Рим. Площадь Испании. 1725 год;

                      41 — Рим. Лестница на площади Испании. 1725 год.

 

О том, кто являлся автором здания церквиСантаТринита деи Монти, нет единого мнения. Принято полагать, что барочный фасад выстроили в 1578 году по проекту Доменико Фонтана (15431607).

Иллюстрации: 42 — Рим. Церковь Санта-Тринита деи Монти. 1578 год;

                      43 — Рим. Церковь Санта-Тринита деи Монти. Интерьер.

 

Неоклассицизм. XVIII век

Постепенно в итальянскую архитектуру проникают веяния неоклассицизма. Особенно очевидно это в облике реконструированной римской раннехристианской базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме.Строительство закончилось в 1735 году, когда архитектор Алессандро Галилей (16911737) пристроил к собору фасад колоссальных пропорций, более подобающий дворцу, чем храму. Итальянский архитектор, родственник Галилео Галилея, был впечатлён идеями палладианства. Работал в Англии, Ирландии, строил виллы в духе «Ротонды» Андреа Палладио.

Иллюстрации: 44 — Рим. Церковь Сан-Джованни ин Латерано. 1735 год;

                      45 — Рим. Церковь Сан-Джованни ин Латерано. Интерьер.

 

Величественный Королевский дворец в Казерте под Неаполем (1780г.) сооружали два талантливых архитектора: Луиджи Ванвителли (17001773) и его ученик Джузеппе Пьермарини (17341808). Он являлся загородным дворцом королей Неаполя. Во дворце 1200 комнат, его площадь 245 тысяч м2. Это самое большое здание, возведённое в Европе в XVIII веке.

Иллюстрации: 46 — Королевский дворец в Казерте. 1780 год;

                      47 — Королевский дворец в Казерте. Фасад;

                      48 — Королевский дворец в Казерте. Главная лестница;

                      49 — Королевский дворец в Казерте. Тронный зал.

 

В 1778 году по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини в Миланебыл построен театр Ла Скала. Здание выдержано в строгом неоклассическом стиле и отличается безукоризненной акустикой. Оно имеет 100 метров в длину и 38 в ширину. Зал выполнен в форме подковы, в нем расположено пять ярусов лож.

Иллюстрации: 50 — Милан. Театр Ла Скала. 1778 год;

                      51 — Милан. Театр Ла Скала. Зрительный зал;

 

Раскопки в Помпеях и Геркулануме и издание в 1764 году в Риме капитального труда «История искусства древности» немецкого теоретика искусства Иоганна Иоахима Винкельмана окончательно склонили зодчих к неоклассицизму. Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первым проложил путь к пониманию культурного значения классического искусства. С его именем связан поворот интереса к античной Греции. До Винкельмана внимание преимущественно уделялось Древнему Риму.

позднего барокко 6 букв

ЭррераИспанский архитектор и учёный, представитель Позднего Возрождения, создатель «неукрашенного» стиля ренессансного зодчества. (фамилия) 6 букв
БаториСемейство венгерских феодалов, которое играло значительную роль в Восточной Европе во времена позднего средневековья 6 букв
ТессинИмя двух шведских архитекторов, выходцев из Померании, отца и сына, которые создали скандинавское барокко 6 букв
Ратуша(Каменец-Подольский) бывшее здание городского магистрата, архитектурный памятник стилей ренессанса и барокко XIV 6 букв
ШтраусНемецкий композитор эпохи позднего романтизма, особенно прославился благодаря своим симфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром. (фамилия) 6 букв
РубенсПлодовитый южнонидерландский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса 6 букв
ГелдерНидерландский живописец XVIII века, ученик Рембрандта. Писал портреты, картины на сюжеты из Ветхого Завета, работая в стиле позднего творчества своего учителя 6 букв
ШлютерНемецкий ваятель и зодчий, наиболее яркий и востребованный представитель раннего барокко в Германии. Директор Берлинской академии художеств в 1702-1704 годах 6 букв

Обсуждение:Барокко — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Однако свет разума ослепляет, барочный человек осознает неотвратимость чуждых ему сил. Особенно сильно это осознают великие драматурги барокко Уильям Шекспир и Жан Расин.» Расин это классицизм в чистом виде, а Шекспир вне эпохи, он, если говорить о рамках, на рубеже барокко и ренессанса, причем больше к ренессансу, а так — свой уникальный стиль. Удалена информация по Растину и Шекспиру! UnderSky 23:23, 19 января 2007 (UTC)

надо написать о барокко въ Россiи, ведь если въ Западной Европе это была эпоха пессимизма после разочарованiя въ идеалах Возърожденiя и осознанiя бренности человека, то въ Россiи наоборот. —Belshazzar 07:17, 12 октября 2007 (UTC)

Формулировка: «джентльмен происходит от слова gentle«, где gentle означает мягкий, не совсем верна. Курица позже яйца:) 93.81.0.140 19:23, 21 октября 2008 (UTC) Пух

Внес изменения в статью Барокко: добавил созданный мной раздел «Происхождение». Добавленные сведения немного противоречат всему тону статьи, так как тема излагается, исходя из того, что Барокко — чисто европейский стиль. Но это не совсем так. Хотя основным создателем является Римская католическая церковь, но заимствован этот стиль скорее всего из мусульманской архитектуры. Таким образом, я оставляю два несущественных противоречия в статье.

  1. Изменение противоречит общему тону статьи (Европейский стиль — готический, не барокко, готический и барокко соотносятся как современные молодежные субкультурные стили Готы и Эмо).
  2. Я расширил объяснение различных теорий происхождения слова «барокко». Появилась небольшая избыточность в пределах 3-5 слов.

К сожалению в данный момент нет времени приводить всю статью к общему знаменателю. Это и не особо существенно, так как большинство людей придерживается точки зрения статьи. Но возможно требуются дальнейшие изменения.

Заранее приношу извинения, я новичок, но дополнение принципиально важно. Моей целью было — исправить ошибки (про Аристотеля тоже ошибка в статье, точнее не совсем ошибка, недостаточно полная интерпретация связи Аристотелевой логики и барокко) и помочь читателям более полно понять смысл этого сложного стиля барокко.
Contemplator 07:27, 22 февраля 2010 (UTC)

И еще одно дополнение. Это касается расшифровки термина барокко в скобках в начале статьи. Термин порок считаю удачной находкой автора, но это аналог, слово «синонимы» надо заменить, и слово «распущенность», как мне кажется, следут вообще убрать. В принципе оно верно, но стилистически совсем не соответствует.
Contemplator 07:45, 22 февраля 2010 (UTC)

«Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.» Ну и как это понимать? Сила пауренджеров? 178.121.84.231 00:14, 22 ноября 2012 (UTC)

Предлагаю внести в статью ссылку на хороший источник[править код]

Внутреннее противоречие в статье[править код]

Господа! Вначале статьи сказано: «Барокко противостояло классицизму и рационализму». Однако в части «Эпоха барокко» написано: «Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения». Не явялется ли это противоречием? Декарт ведь вроде бы относится к философии рационализма. P6 eugeniy 06:14, 4 августа 2013 (UTC)

Нуждадается в правке раздел «Живопись».[править код]

Карраччи не был последователем Караваджо, наоборот, они были основоположниками двух разных направлений, и в целом очевидно, что статья не написана искусствоведом. Последователями Аннибале Карраччи (включая Авгостино и Людовико) были его ученики, более юные Guido Reni, Sisto Badalocchio, Giovanni Lanfranco, Francesco Albani, Domenichino и Guercino, последатели Караваджо — это в первую очередь, Артемизия Джентилески, Караччиоло, де Рибера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *