Кратчайшее введение в литературу постмодерна
ХХ век, время планетарных восторгов и чернейших разочарований, подарил литературе постмодернизм. Читатель с самого начала относился к постмодернистской «разнузданности» по-разному: это совсем не зефир в шоколаде и не новогодняя елка, чтобы всем нравиться. Литература постмодернизма вообще — это тексты свободы, отказа от норм, канонов, установок и законов прошлого, дитя-гот/панк/хиппушка (список продолжите сами) в добропорядочной — «квадратной», как говорили битники, — семье классических художественных текстов. Впрочем, довольно скоро литературному постмодерну стукнет примерно сто лет, и за это время к нему, в общем, привыкли. Он отрастил себе немалую аудиторию поклонников и последователей, переводчики неустанно оттачивают на нем профессиональное мастерство, и мы решили обобщить некоторые ключевые особенности постмодернистских текстов.
На исчерпывающий охват темы эта статья, естественно, не претендует — о постмодернизме в литературе уже сочинены сотни диссертаций; однако опись ящика с инструментами литератора-постмодерниста — вещь, полезная в хозяйстве любого современного читателя.
Литература постмодерна — это не «движение», не «школа» и не «творческое объединение». Это скорее группа текстов, объединенная неприятием догм просветительских и модернистских подходов к литературе. Самыми ранними примерами постмодернистской литературы вообще можно считать «Дон Кихота» (1605–1615) Сервантеса и «Тристрама Шенди» (1759–1767) Лоренса Стерна.
Первое, что приходит в голову, когда мы слышим о постмодернистской литературе, — всепроникающая ирония, иногда понимаемая как «черный юмор». Для постмодернистов мало вещей на свете (если они вообще есть), которые нельзя было бы оборжать. Поэтому постмодернистские тексты так щедры на передразнивание, пародийные выходки и подобные забавы. Вот вам пример — цитата из романа «Уиллард и его кегельбанные призы» (1975) Ричарда Бротигана:
— «Прекрасней», — сказал Боб. — Вот все, что осталось от стихотворения.
— «Он тебе изменяет», — сказал Боб. — «Ломая». «С тобой я все невзгоды позабыл». Вот еще три.
— А вот два просто дивные, — сказал Боб. — «Безмерна моя скорбь, ибо ни на что не годны друзья мои». «Откусывает от огурцов».
— Что скажешь? Тебе нравится? — спросил Боб. Он забыл, что она не может ему ответить. Она кивнула: да, ей нравится.
— Еще хочешь послушать? — спросил Боб.
Он забыл, что у нее во рту кляп. (Пер. А. Гузмана)
Литература постмодерна — это не „движение”, не „школа” и не „творческое объединение”
Весь роман заявлен как пародия на садомазохистскую литературу (большей серьезности мало где сыщешь) и одновременно на детектив. В результате и садомазохизм, и детектив у Бротигана превращаются в пронзительную акварель одиночества и неспособности людей понимать и быть понятыми. Еще один прекрасный пример — культовый роман Майлза на Гапалиня (Флэнна О’Брайена) «Поющие Лазаря» (1941, пер. на рус. 2003), злейшая пародия на ирландский национально-культурный ренессанс рубежа веков, написанная человеком, великолепно говорившим по-ирландски, ирландскую культуру знавшим и любившим, но питавшим глубокое отвращение к тому, как возрождение культуры воплощалось кликушами и бездарями. Непочтительность как естественное следствие иронии — фирменный знак постмодернистов.
Декарт провел чересчур много времени в постели, подверженный навязчивой галлюцинации, будто он мыслит. Вы нездравы подобным же недугом. («Архив Долки», Флэнн О’Брайен, пер. Ш. Мартыновой)
Второе — интертекстуальность и связанные с нею приемы коллажа, пастиша и т.д. Постмодернистский текст — сборный конструктор из того, что было в культуре раньше, и новые смыслы генерируются из уже освоенного и присвоенного. Этот прием у постмодернистов сплошь и рядом, кого ни возьми. Мэтры Джойс и Беккет, модернисты, этим инструментарием, впрочем, тоже пользовались. Тексты Флэнна О’Брайена, неохотного наследника Джойса (it’s complicated, как говорится), — смычка модерна и постмодерна: «Трудная жизнь» (1961) — роман модернистский, а «У Плыли-две-птички» (1939, в русскоязычном издании — «О водоплавающих») еще какой постмодерн. Вот вам один из тысяч возможных примеров — из «Мертвого Отца» Доналда Бартелми:
Дети, сказал он. Без детей я б не стал Отцом. Без детства никакого Отцовства. Сам я никогда его не желал, мне навязали. Дань своего рода, без какой я б мог обойтись, порожденье, а затем воспитанье каждого из тысяч, тысяч и десятков тысяч, вздуванье маленького свертка до большого свертка, за период лет, а затем удостоверенье, что большие свертки, ежли мужескаго полу, носят свои колпаки с бубенцами, а ежли не его, то блюдут принцип jus primae noctis, стыд отсыланья прочь тех, кто нежеланен мне, боль отсыланья тех, кто желанен, в жизнепоток большого города, чтоб никогда не согревали мне холодную тахту, и руководство гусарами, поддержанье общественного порядка, соблюденье почтовых индексов, недопущенье дряни в дренаже, предпочел бы не выходить из своего кабинета, сравнивая издания Клингера, первый оттиск, второй оттиск, третий оттиск и так далее, не распалось ли там на сгибе? […] Но нет, мне приходилось пожирать их, сотнями, тысячами, фифайфофам, иногда и вместе с обувкой, куснешь хорошенько детскую ножку, и тут же, между зубов у тебя, отравленный спортивный тапок. Да и волосы, миллионы фунтов волос исшрамили кишки за годы, ну почему нельзя было просто швырять детей в колодцы, бросать на горных склонах, случайно бить током игрушечных железных дорог? А хуже всего были их синие джинсы, в моих трапезах блюдо за блюдом скверно отстиранные синие джинсы, футболки, сари, «том-маканы». Наверное, можно было б кого-нибудь нанять, чтобы сперва их для меня лущили. (Пер. М. Немцова)
Что такое постмодернизм? Примеры постмодернизма
охохо. тема довольно сложная и замороченная. постмодернизм — это последний (или уже предпоследний) период в культуре и искусстве западного типа общества (мы к нему тоже относимся). вкратце, в искусстве (живопись, кино, литература) характеризуется эклектикой, смешением всех стилей, что были ранее. основой тому служит тот факт, что создать что-то новое в этом плане теоретически уже невозможно. основные понятия постмодернизма — симулякр (копия копии), ризома (рекурсия), и некоторые другие. в кино очень живот представлено это направление у Тарантино, Джармуша. в литературе — Умберто Эко, Хорхе Борхес, Виктор Пелевин. в живописи -пожалуй, добрая часть всего существующего «современного искусства». сюда же можно включить такие виды искусства как акционизм, перформанс, и тд. как посоветовали выше, если действительно интересно, почитайте на луркморе. вкратце я описала)
Пелевин очень яркий пример русского постмодернизма. А высказывания о постмодернизме в его книгах прелестны вдвойне. Фаулза почитайте — классик постмодернизма. «Женщина французского лейтенанта» -занятная и познавательная вещь. Вот <a rel=»nofollow» href=»http://magazines.russ.ru/zvezda/2010/8/st14.html» target=»_blank»>http://magazines.russ.ru/zvezda/2010/8/st14.html</a> занимательная статья о постмодернизме, правда, немного стёбная, но познавательная и оригинальная. Еще очень здорово описан постмодернизм на Луркоморье -смешно, но зло и точно.
Точного ответа, что такое постмодернизм, не существует. Есть различные трактовки этого термина. Я, вообще, не советую пользоваться этим термином.
Постмодернизм — это грибница без корней, разрастающаяся в любую сторону. Есть прекрасный ЕГО пример: Веня Ерофеев «Москва-Петушки».
Постмодернизм является культурой Постмодерна. Постмодерн — это эпоха, а постмодернизм — это культурные веяния внутри Постмодерна. А эпоха Постмодерна — это то, что появилось после Модерна. И если рассматривать Модерн – как созидательную эпоху, то Постмодерн получается как историческое “безвременье”. Очень подробно это разобрано здесь: <a rel=»nofollow» href=»https://holo-system.com/postmodernizm-i-ego-vliyanie-na-zdorove/» target=»_blank»>https://holo-system.com/postmodernizm-i-ego-vliyanie-na-zdorove/</a>. Примеры можно посмотреть здесь: <a rel=»nofollow» href=»https://www.youtube.com/watch?v=TrNQ1OMQaUE» target=»_blank»>https://www.youtube.com/watch?v=TrNQ1OMQaUE</a>Постмодернизм — это… Что такое Постмодернизм?
Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма
История термина
В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре[5].
Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта[5]. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.
Основные трактовки понятия
Постмодернизм в философии
В настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер[6]:
- Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
- В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»[7]).
- Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).
- Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
- По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
- Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (en)).
Отличие постмодернизма от модернизма
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим[8], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна. Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
Сравнительная таблица по Ихабу Хасану; перевод приводится (выборочно) по: Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. — М.: Академический проект, 2004. — С. 394-395. (англ.)русск. | |
---|---|
модернизм | постмодернизм |
Форма (конъюнктивная, закрытая) | Антиформа (дизъюнктивная, открытая) |
Цель, намерение | Игра |
План | Случай |
Иерархия | Анархия |
Мастерство/логос | Исчерпанность/молчание |
Произведение искусства/завершенная работа | Процесс/перфоманс/хэппенинг |
Дистанция | Участие |
Созидание/порождение целостности/синтез | Деструкция/деконструкция/антисинтез |
Присутствие | Отсутствие |
Центрирование | Дисперсия |
Жанр/границы | Текст/интертекст |
Семантика | Риторика |
Парадигма | синтагма |
Метафора | метонимия |
Отбор | Комбинация |
Корни/глубина | Ризома/поверхность |
Интерпретация/прочитывание | Контринтерпретация/неверное прочтение |
Обозначаемое | Обозначающий (субъект) |
Читаемое | Написуемое |
Нарратив/большая история | Антинарратив/малая история |
Код мастерства | Индивидуальные особенности |
Симптом | Желание |
Тип | Мутация |
Генитальность/фалличность | Полиморфизм/андрогенность |
Паранойя | Шизофрения |
Порождение/причина | Отличие-различие/след |
Бог-Отец | Святой дух |
Метафизика | Ирония |
Определённость | Неопределённость |
Трансцендентность | Имманентность |
Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку[9] | |
---|---|
модернизм | постмодернизм |
Скандальность | Конформизм |
Антимещанский пафос | Отсутствие пафоса |
Эмоциональное отрицание предшествущего | Деловое использование предшествующего |
Первичность как позиция | Вторичность как позиция |
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» | Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё» |
Декларируемая элитарность | Недекларируемая демократичность |
Преобладание идеального над материальным | Коммерческий успех |
Вера в высокое искусство | Антиутопичность |
Фактическая культурная преемственность | Отказ от предыдущей культурной парадигмы |
Отчётливость границы искусство-неискусство | Всё может называться искусством |
Постмодернизм в философии
В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»[10]. Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.
Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.
При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.
Постмодернизм в искусстве
Постмодернизм в искусстве
«The Painter Prince» (художник — Paul Salvator Goldengreen)
Роберт Раушенберг, «Велосипеды», Берлин, Германия, 1998
В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.
Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80—90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна.
По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).
Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность», — (Ж. Бодрийяр).
При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек). Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых «ди-джейскими сводками» готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.
Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.
Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.
Таким образом, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм — как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии.
Критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.
Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).
Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.
Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше).
Примечания
См. также
Литература
- Работы классиков постмодернизма
- Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна = La condition postmoderne / Шмако Н.А. (пер.) с фр.. — СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с. — (Gallicinium). — 2000 экз. — ISBN 5-89329-107-7
- Изучение постмодернизма
- На русском языке
- Алейник Р. М. Образ человека во французской постмодернистской литературе // Спектр антропологических учений. — М.: ИФ РАН, 2006. — с. 199—214.
- Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века. — СПб., 2007.
- Берг М. Ю. Литературократия (Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе). — Москва: Новое литературное обозрение, 2000.
- Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998.
- Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с. — (Gallicinium). — 1600 экз. — ISBN 5-89329-237-5
- Можейко М. А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. — Минск, 1999.
- Постмодернизм: приближение к антимиру (Статья С. Е. Юркова из сборника «Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 года», Серия Symposium, выпуск 16.
- Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. — Москва: Флинта, 1999.
- Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна / Перев. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина. Предисловие С. П. Капицы — М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. — 248 с.
- На иностранных языках
- Stanley Trachtenberg, Ed. The Postmodern Moment. A Handbook of Contemporary Innovation in the Arts. — Westport-London., 1985.
- Энциклопедии
Ссылки
Разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе
Ключевое различие между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе заключается в том, что Модернистские авторы сознательно покончили с традиционными стилями письма и сосредоточились на внутреннем я и сознании в своих произведениях, тогда как Постмодернистские авторы сознательно использовали смесь более ранних стилей в своих произведениях.
Модернизм и Постмодернизм — два литературных движения двадцатого века. На оба этих движения большое влияние оказали такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация.
Содержание
- Обзор и основные отличия
- Что такое Модернизм в литературе
- Что такое Постмодернизм в литературе
- Сходство Модернизма и Постмодернизма в литературе
- В чем разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе
- Заключение
Что такое Модернизм в литературе?
Модернизм — литературное движение, которое стало популярным в начале двадцатого века. На этот стиль письма также сильно повлияли такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация. Подобные события заставили людей подвергнуть сомнению основы западного общества и будущее человечества. Таким образом, модернистские авторы начали писать об упадке цивилизации, внутреннего я и сознания. Их работы также отражают чувство разочарования и фрагментации.
Поток сознания (метод повествования, изображающий бесчисленные мысли и чувства, проходящие через разум) был широко используемой техникой в модернистских произведениях. Кроме того, писатели также использовали иронию, сатиру, а также сравнение, чтобы указать на недостатки общества.
Пример Модернистской работы Анны АхматовойПисатели модернизма
- Анна Ахматова (1889—1966)
- Андрей Платонов (1899-1951)
- Эрнест Хемингуэй (1899—1961)
- Герман Гессе (1877-1962)
- Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896—1940)
Что такое Постмодернизм в литературе?
Постмодернистская литература — это форма литературы, делающая упор на повествовательные техники, такие как фрагментация, ненадежный рассказчик, пародия, мрачный юмор и парадокс. Постмодернизм приобрел известность после Второй мировой войны, и его часто рассматривают как ответ или реакцию против модернизма. В результате авторы постмодерна часто подчеркивают возможность множественных значений в одном литературном произведении или полное отсутствие смысла. Вот некоторые распространенные литературные приемы в постмодернизме:
Стилизация — беря различные идеи из предыдущих работ и стилей и склеивая их вместе, чтобы создать новую историю
Временное искажение — нелинейная временная шкала и фрагментарный рассказ
Метапроза — информирование читателей о вымышленном характере текста, который они читают
Интертекстуальность — признание предыдущих литературных произведений в литературном произведении
Магический реализм — включение волшебных или нереальных событий в реалистическую историю
Максимализм — очень подробное, неорганизованное и долгое написание
Минимализм — использование общих и неисключительных символов и событий
Кроме того, авторы постмодерна также использовали такие приемы, как ирония, мрачный юмор, парадокс, пародия, фрагментация и ненадежные рассказчики.
Пример Постмодернистской работы — Жизнь Пи, Янна МартелаНекоторые примеры постмодернистских работ
- «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева
- «Жизнь Пи» Янна Мартела
- «Каннибал» Джона Хоукса
- «Уловка-22» Джозефа Хеллера
- «Химера» Джона Барта
В чем сходство Модернизма и Постмодернизма в литературе?
- Модернизм и Постмодернизм отражают отсутствие безопасности, дезориентацию и фрагментацию 20-го века.
- На них большое влияние оказали такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация.
В чем разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе?
Модернизм — это движение в литературе, которое было доминирующим в 20-м веке, характеризуемое сильным и преднамеренным отходом от традиционных стилей прозы и поэзии. Напротив, Постмодернизм был ответом против модернизма он опирался на повествовательные методы, такие как ненадежный рассказчик, фрагментация, пародия и т.д. Анна Ахматова, Андрей Платонов, Эрнест Хемингуэй, Герман Гессе, Фрэнсис Скотт Фицджеральд — некоторые примеры писателей-модернистов. Томас Пинчон, Джозеф Хеллер, Джон Барт, Владимир Набоков, Умберто Эко, Ричард Калич, Джаннина Браски, Джон Хоукс и Курт Воннегу — вот некоторые примеры авторов Постмодернизма.
Модернистские авторы сознательно оторвались от традиционных стилей письма и сосредоточились на внутреннем я и сознании в своих произведениях. Поток сознания был основной техникой, введенной во время этого движения. Тем не менее, постмодернистские писатели сознательно использовали смесь более ранних стилей. Они также использовали такие методы, как фрагментация, интертекстуальность, ненадежный рассказчик, пародия, черный юмор и парадокс. В этом главное отличие Модернизма от Постмодернизма в литературе.
Заключение — Модернизм против Постмодернизма в литературе
Модернизм и Постмодернизм — два литературных движения двадцатого века. Разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе зависит от их тем и литературных и повествовательных приемов.