Понятие архитектура: Архитектура — это… Что такое Архитектура? – Архитектура

Содержание

Понятие архитектуры (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение

1. Понятие и сущность архитектуры

2. Эпохи и стили архитектуры

3. Архитектура как памятник культуры и истории

Заключение

Список литературы


Введение

Как известно, сформулированный в свое время Г. Гегелем закон неравномерности развития, видов искусства проявляется в том, что иерархия видов искусства весьма подвижна и часто слабо связана с изменениями в социально-политических и экономических аспектах общественной жизни. В результате в культурном поле появляется доминирующий вид искусства, который в той или иной мере «настраивает» художественную деятельность в целом, накладывая на нее отпечаток своей специфики.

Выдвижение определенного вида искусства на вершину иерархии, видимо, связано с его способностью наиболее полно и адекватно представить господствующую в обществе картину мира. Так, например, средневековой картине мира с ослабленной временной координатой полнее всего отвечают пространственные виды искусства — храмы, украшенные скульптурой. Доминирующее положение в картине мира современного человека фактора времени приводит к выдвижению на первый план временных и пространственно-временных видов искусства.

Но в каждый момент времени художественная культура представляет собой динамичную и самосогласованную систему с взаимодействующими между собой элементами. В результате появления новых элементов — например, видов искусства, основанных на достижениях научно технического прогресса — меняется структура системы культуры и функции отдельных ее элементов, но в том или ином виде все элементы культуры, включая и самые архаичные, все же сохраняются, хотя, может быть, и в измененном виде.

Цель данной работы – рассмотреть один из пространственных видов искусства – архитектуру.

Задачи:

— выявить понятие и сущность архитектуры;

— рассмотреть развитие архитектуры в различные исторические периоды;

— изучить вопросы архитектуры как культурного памятника.


1. Понятие и сущность архитектуры

Архитектура — художественно-образная организация пространства на основе строительных конструкций. Следует отличать утилитарное строительство и соответствующее этой технической деятельности понятие конструкции от архитектуры как художественного творчества в камне, дереве и глине. Архитектор оперирует понятием композиция и использует выразительные (композиционные) средства: метр и ритм, симметрию и асимметрию, отношения величин и пропорции. Этим средствам соответствуют приемы акцентирования, уравновешивания, пропорционирования.

Архитектуру относят к бифункциональным (двойственным) искусствам, в композиции которых соединяются утилитарная и художественная функции. Их сочетание и взаимодействие определяются жанром архитектурного творчества (сакральная, или храмовая, архитектура, дворцовые, жилые здания, технические сооружения).

Архитектуру также относят к пространственным видам искусства, точнее было бы сказать — к пространственно-временным, поскольку архитектор организует массы, объемы, линии, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции зрителем. Только в движении, то есть во времени и направленности разворачивания композиции в пространстве, при меняющихся в определенной последовательности точках зрения, прохождении зрителем вдоль, вокруг и внутрь здания, раскрывается замысел, идея и художественный образ архитектурной композиции. В этом смысле, как отмечал теоретик архитектуры А. И. Некрасов, не камень или дерево, а пространство и время являются композиционным материалом, главным же художественным средством — организация движения[1].

Соответственно этому все архитектурные композиции можно разделить на два типа: «пребывания в пространстве» и «продвижения в пространстве». К первому типу относят центрические и зальные композиции, ко второму — аллеи, галереи, анфилады, аркады. Отнесение архитектуры к «неизобразительным искусствам» весьма спорно. В сравнении с живописью, скульптурой, графикой архитектор действительно (за исключением декоративных деталей) не изображает конкретные предметы. Зато архитектура способна не только выражать, но и изображать абстрактные, возвышенные идеи и образы: вознесения, возвышения духа, полета души, силы, мощи, спокойствия, уверенности. Такие образы передать непосредственно, минуя эзопов язык аллегорий, не может ни живописец, ни скульптор. Поэтому Б. Р. Виппер называл архитектуру «в высшей степени изобразительным искусством»[2]. Художественный смысл искусства архитектуры заключается, таким образом, в преображении утилитарной строительной конструкции в композицию. К примеру, опорный столб, выдерживающий тяжесть перекрытия, представляет собой оптимальную, прочную и надежную строительную конструкцию, а колонна, выражающая идею духовного сопротивления тяжести и вознесения к небу, есть архитектурный образ, композиция.

Внешне эти формы выглядят почти одинаково, но содержание их различно. Это различие определяется в теории архитектуры понятием ордера. Здесь и проходят границы архитектуры как художественного творчества. Отсюда также традиционные сравнения архитектуры с космосом, возникающим из хаоса, «очеловеченной материей», каменной книгой человечества, застывшей музыкой.

2. Эпохи и стили архитектуры

Итальянское Возрождение – переломная эпоха в развитии искусства конца XV — начала XVI в. В архитектуре ознаменовалась обращением к античному наследию и переосмыслением архитектурных композиций Древнего Рима, в первую очередь ордерной системы. Архитектура Итальянского Возрождения включает два основных периода: флорентийский (вторая половина XV в., или кватроченто, — «четырехсотые годы») и римский (начало XVI в., или чинквеченто, — «пятисотые годы»). Французское название эпохи — Ренессанс. Флорентийский период, или тосканское Возрождение, отмечен влияниями средневековых традиций и новаторской деятельностью Ф.Брунеллески, впервые в итальянской архитектуре соединившего римскую арку с арабским приемом опоры арок непосредственно на капители колонн. Крупнейшим теоретиком архитектуры был Л. Б. Альберти. Римский период начался с деятельности Д. Браманте — автора первого проекта храма Св. Петра в Риме.

В архитектуре Итальянского Возрождения разработаны новые типы зданий: палаццо (городской дворец), центрический храм, загородная вилла, а также композиционные приемы. По-особенному складывалось развитие архитектуры в других городах Италии, например в Венеции. Благодаря творчеству Д. Браманте, Рафаэля, А. Палладио в XVI в. в Италии были созданы основы архитектуры Классицизма, но уже с середины XVI в., прежде всего в творчестве Микеланджело, формируется стиль Барокко, другие зодчие склоняются к Маньеризму[3]. Итальянское Возрождение включает в себя различные традиции, тенденции развития, художественные направления и стили. Следовательно, словосочетание «Итальянское Возрождение» не является названием стиля, а только обозначает определенную историческую эпоху.

Классицизм – художественное направление, ориентированное на рациональное композиционное мышление, нормы ясности, целостности, простоты, уравновешенности, тектоничности, статичности и замкнутости формы. В большинстве случаев в качестве образца выбирается искусство античной классики. В истории архитектуры нормы Классицизма сложились в эпоху Высокого Возрождения в Италии (начало XVI в.), программно в качестве художественного направления были оформлены в искусстве Франции второй половины XVII в. Поэтому западноевропейская архитектура классицизма второй половины XVIII в. («вторая волна» Классицизма) называется Неоклассицизмом. В Италии, Франции, Германии, России художественное направление Классицизма порождало в различные исторические периоды разные историко-региональные художественные стили классицистической архитектуры[4].

Неоклассицизм – историко-региональный стиль классицизма, получивший распространение в Италии и Франции во второй половине XVIII в. (в этих странах классицистический стиль возникал не впервые, отсюда название). В русской архитектуре этот же период принято именовать Классицизмом (неоклассическое течение в России сформировалось в начале XX в).

Готика — художественный стиль западноевропейской архитектуры XIII-XV вв. Связан в первую очередь с изменениями композиции средневековых кафедральных соборов. Название возникло позднее, в эпоху Итальянского Возрождения (готами древние римляне называли германские племена «к северу от Альп»). Новшества готического стиля связаны с деятельностью аббата Сюжера в церкви Сен-Дени к северу от Парижа (1136-1140), строительством собора в Дареме, Англия (ок. 1133), собора Нотр-Дам (Парижской Богоматери). Стремительный рост населения европейских городов в XII- XIII вв. требовал возведения больших кафедральных соборов (чтобы под их сводами смогло собраться на воскресную мессу все население города). Однако простое увеличение размеров приводило к обрушению тяжелых каменных сводов из-за усиления бокового распора, действующего на стены. Требовалась новая конструкция.

Постепенно, опытным путем, облегчая своды введением каркаса из нервюр (франц. — ребро), системы наружных опор из контрфорсов (франц. – «противосила») и аркбутанов (франц. — арка + связка, крайняя опора), удалось значительно ослабить боковой распор. Тяжесть сводов передавалась с помощью аркбутанов (в форме полуарки) на контрфорсы — ряды опорных столбов, вынесенных за пределы объема здания. Это позволило значительно увеличить пространство храма, а внутренние опоры превратить в тонкие пучки колонн. Стены освобождались от нагрузки, появилась возможность прорезать их большими окнами — так возникли готические витражи. Пространство стало легким и светлым. 150-метровая длина собора, высота сводов 40-50 м, высота башен 80 м становились нормой. Каменные своды неимоверной тяжестью давили вниз, но человек, находящийся внутри, видел только уносящиеся вверх тонкие пучки колонн, теряющиеся в вышине нервюры, яркие потоки света, льющиеся сквозь цветные стекла витражей. Так возникал художественный образ вознесения души к небу — образ, противоположный прозаическому действию строительной конструкции, уравновешивающей силы, направленной сверху вниз. Поэтому готический стиль — яркий пример метафизики искусства архитектуры, художественного преображения строительной конструкции.

Открытая архитектура — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Открытая архитектура — тип архитектуры компьютера или архитектуры программного обеспечения, предназначенной для простого добавления, обновления или замены компонентов[1]. Примерами такой архитектуры являются компьютеры IBM PC[2][3], Amiga 500[4] и Apple II, позволяющие устанавливать платы расширения. Для этого системы с открытой архитектурой могут использовать системную шину, являющуюся либо открытым стандартом, например S-100, PCI или ISA, либо проприетарным стандартом, таким как шина Apple II[5]. Системная шина может содержать более десяти слотов расширения, позволяющих сторонним производителям оборудования создавать устройства расширения, а пользователям свободно устанавливать их. Системы с закрытыми архитектурами, если они в принципе допускают расширение, имеют один или два «порта расширения» с проприетарным разъёмом, за использование которого с производителя могут взиматься лицензионные отчисления, а установка расширений может требовать специальных инструментов и производиться специально обученными специалистами.

Компьютерные платформы могут включать системы как с открытыми, так и закрытыми архитектурами. Архитектуры компьютеров Mac mini и Compact Macintosh являются закрытыми, а Macintosh II и Power Macintosh G5 — открытыми. Большинство настольных компьютеров имеют открытую архитектуру, хотя архитектуры неттопов обычно закрытые.

Такой же подход применим к программной архитектуре. Открытая программная архитектура — это архитектура, в которой дополнительные программные модули могут быть добавлены к базовому программному каркасу (фреймворку), предоставляемому архитектурой. Открытые API (программные интерфейсы приложений) к основным программным продуктам — это способ изменения или расширения базовой функциональности таких продуктов. Примерами являются Google APIs. Второй тип открытой программной архитектуры — это система с обменом сообщениями между компьютерными системами. Эти сообщения имеют стандартную структуру, которая может быть изменена или расширена в соответствии с соглашениями между компьютерными системами. Примером является Distributed Data Management Architecture фирмы IBM.

Открытая архитектура позволяет потенциальным пользователям видеть её всю, либо её части без каких-либо проприетарных ограничений[6]. Как правило, для открытой архитектуры публикуется полное описание или описание тех частей, которыми хочет поделиться разработчик или интегратор. Для открытых бизнес-процессов, связанных с открытой архитектурой, могут потребоваться некоторые лицензионные соглашения между организациями, совместно использующими информацию об архитектуре. Открытые архитектуры были успешно внедрены во многих различных областях, включая ВМС США[7].

Архитектура предприятия — это… Что такое Архитектура предприятия?

Архитектура предприятия

Архитектура предприятия — это наиболее общее и всестороннее представление предприятия, как хозяйствующего субъекта, имеющего краткосрочные и долгосрочные цели ведения своей основной деятельности, определенные миссией на региональном и мировом рынке, и стратегией развития, внешние и внутренние ресурсы, необходимые для выполнения миссии и достижения поставленных целей, а также сложившиеся правила ведения основной деятельности (бизнеса).

Элементы архитектуры предприятия

Для целей системного анализа архитектура предприятия может рассматриваться в двух аспектах:

  • статическом — по состоянию банка в некоторый фиксированный момент времени;
  • динамическом — как процесс перехода (миграции) банка от текущего состояния к некоторому желаемому состоянию в будущем.

Рассматриваемая в статике архитектура предприятия состоит из следующих элементов:

Рассматриваемая в динамике архитектура предприятия — это логически связанный цельный план действий и скоординированных проектов, необходимых для преобразования сложившейся архитектуры организации к состоянию, определенному как долгосрочная цель, базирующийся на текущих и планируемых бизнес-целях и бизнес-процессах организации.

Таким образом, архитектура предприятия в общем случае описывается следующими последовательно зависимыми разделами (см. рис. 1 и рис. 2):

Файл:VGPic1.jpg

Рис. 1. Циклическое развитие архитектуры предприятия

  • сформулированные миссия и стратегия банка, стратегические цели и задачи;
  • бизнес-архитектура в текущем (as is) и планируемом (to be) состоянии,
  • системная архитектура в текущем (as is) и планируемом (to be) состоянии;
  • планы мероприятий и проектов по переходу из текущего состояния в планируемое.

На рис. 1 показано, что выполнение плана миграции не означает замораживания развития бизнес- и системной архитектуры. Таким образом, планируемая системная архитектура является архитектурой «to be» только на определенном витке развития предприятия. Одновременно возврат к стратегическому уровню миссии и стратегических целей и задач не означает необходимость пересмотра миссии и стратегии. Но в конце каждого цикла обязательно проводится анализ эффективности разработанных и осуществленных мероприятий, при необходимости при второй итерации корректируются бизнес-архитектура, системная архитектура, реализуются новые планы миграции. В каждый момент времени может быть несколько циклов, каждый такой цикл не обязательно затрагивает все предприятие в целом, цикл может затрагивать отдельные направления, отдельные вопросы бизнеса и может быть зафиксирован в виде отдельного проекта.

Файл:VGPic2.jpg

Рис. 2. Взаимозависимости и последовательности этапов разработки архитектуры предприятия

При поэтапном плане миграции для фиксации достигнутых результатов возможно построение промежуточных (миграционных) одной или нескольких архитектур.

Миссия, стратегия и бизнес-цели определяют направления развития банка и ставят долгосрочные цели и задачи.

Слои архитектуры предприятия

В архитектуре предприятия следует выделять следующие слои:

  1. Фронт-офис (Front-Office)
  2. Мидл-офис (Middle-office)
  3. Бэк-офис (Back-office)
  4. Учёт (Accounting)
  5. Информационное хранилище (DWH)
  6. Отчётность (Reporting)

См. также

Ссылки

Теория архитектуры — это… Что такое Теория архитектуры?

Строительный словарь[1] определяет теорию архитектуры как науку о природе и специфике архитектуры и о её общих закономерностях.

Теория архитектуры охватывает разработку фундаментальных проблем архитектуры:

  • ее социальных и социально-функциональных аспектов, формо- и стилеобразования, семантики, эстетики и художественной образности, а также конструктивно-технической, экономической, социально-культурной и экологической обусловленности архитектурной деятельности, этнокультурных и региональных особенностей, сохранения историко-культурных ценностей, архитектурного наследия, взаимоотношений традиций и новаторства, творческого освоения исторического опыта;
  • выявление и изучение памятников архитектуры и градостроительства, закономерностей и особенностей процесса развития профессионального мастерства с древних времен до современности, роли и места российской архитектуры в мировом архитектурном процессе творчества мастеров архитектуры
    [2]
    .

Предмет теории архитектуры

Каждая научная дисциплина имеет свой предмет и объект познания[3]. Теория архитектуры рассматривает архитектуру как искусство проектировать и строить здания и сооружения, создавать материально организованную среду.
Вместе с тем изучением архитектуры занимаются и другие науки, например, история архитектуры, философия, социология, культурология, эстетика. Каждая из них изучает архитектуру под определённым углом зрения, рассматривает лишь ту или иную её сторону, аспект.
Основа предмета теории архитектуры — общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.
Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий).

Метод теории архитектуры

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания[4]. Все методы теории архитектуры в зависимости от степени их распространенности можно привести в следующую систему.

  1. Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику и диалектику (материалистическую и идеалистическую).
  2. Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.
  3. Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией архитектуры научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

Соотношение теории архитектуры и истории архитектуры

Взаимосвязь и взаимодействие теории архитектуры и истории архитектуры проявляются, в частности, в том, что при проведении теоретических исследований невозможно обойтись без конкретного исторического материала, без знания основных исторических событий и процессов, без понимания того, что процесс развития архитектуры изучается в рамках истории архитектуры под иным углом зрения и в хронологическом порядке.
В то же время эта взаимосвязь и взаимодействие заключаются в том, что история архитектуры в процессе познания не может зачастую обойтись без выводов и обобщений, сделанных в рамках теории архитектуры.

Категории архитектуры

Как и всякая наука, теория архитектуры обладает своим понятийно-категориальным аппаратом. Категориями называются основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны действительности или отдельные явления, связи и отношения предметов. Только совокупность всех категорий даёт нам возможность представить предмет в целом, логику его построения, законы его развития

[5].

  • Композиция (как действие, процесс) — сочинение, составление, разработка[5].
  • Архитектурная композиция — такое расположение частей и форм здания или комплекса и соотношение их между собой и с целым, которое:
  1. определяется в первую очередь многообразным содержанием архитектуры, а также окружающими условиями;
  2. строится на законах науки и искусства;
  3. служит целям создания реалистического произведения, отвечающего одновременно функциональным, технико-экономическим и идейно-эстетическим требованиям;
  4. отличается гармоничностью, органическим единством, согласованностью частей и целого во всех их связях и взаимоотношениях[5].
  • Функция — назначение помещения, здания, пространства, отражающееся в большей или меньшей степени на его форме.
  • Форма:
  1. Форма (философия) — понятие, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи;
  2. Форма (предмета) — взаимное расположение границ (контуров) предмета.
  • Структура — внутреннее устройство предмета, скрытое внешней формой. Внутреннее устройство связано с категориями целого и его частей.
  • Конструкция — инженерное решение архитектурного объекта относительно структуры, плана и взаимного расположения.
  • Архитектоника (тектоника) — выражение в архитектурной форме принципа работы конструкции.
  • Среда
  • Объём — замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне.
  • Пространство — часть среды, воспринимаемая изнутри.
  • Архетип — первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.
  • Симметрия — в широком смысле — неизменность при каких-либо преобразованиях.
  • Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии.
  • Пропорциональность — соразмерность, определённое соотношение отдельных частей предмета между собой. В античности основывалось на понятии золотого сечения.
  • Масштабность (соразмерность) — отношение размеров элементов архитектурной формы к размерам человека[5].
  • Масштаб — отношение размеров элементов архитектурной формы к размерам целого архитектурного объекта, а также отношение размеров объекта к элементам окружающей среды.[5]
  • Метр — равномерное повторение одного или нескольких элементов[5].
  • Ритм — неравномерное, но закономерное повторение одного или нескольких элементов[5].
  • Модуль — предварительно заданная величина, размер, кратным которому принимаются остальные размеры при разработке проекта здания или при оценке существующего.

Разделы общей теории архитектуры

Теория архитектурной композиции

Наука, занимающаяся изучением элементов и средств архитектурной композиции, приёмов, принципов и закономерностей её построения, носит название теории архитектурной композиции и составляет часть общей теории архитектуры[5].

Авторские суждения о сущности архитектуры

«Чтобы понять, чем действительно является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет — полстолетия…»
Отделов же самой архитектуры три: зодчество (лат. aedificatio), гномоника (лат. gnomonice) и механика (лат. machinatio). Зодчество, в свою очередь, разделяется на два отдела, из которых один – это возведение городских стен и общественных зданий в публичных местах, другой – устройство частных домов.

— Марк Витрувий Поллион. Десять книг об архитектуре.[7] Книга I

Архитектура основывается на трёх началах: лат. firmitasпрочность, лат. utilitasпольза и лат. venustasкрасота

— Марк Витрувий Поллион. Десять книг об архитектуре.[7] Книга I

Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.

— Философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг[8]

Архитектура — это упорядочение света.

— Антони Гауди[6]

Первая задача архитектуры в эпоху обновления — произвести переоценку ценностей, переоценку составных элементов дома. Серия основана на анализе и эксперименте.

— Ле Корбюзье[6]

Архитектура создает произведения, которые своей массой, обработкой, формой, тектоникой, цветом, игрой света должны достичь не только требуемой практической цели (если такая есть), но и искусного выражения идейной составляющей. От своего появления архитектура развивалась так же, как экономическо-политическая и культурная среда, к поддержанию и усилению правящего слоя и выделению ведущего класса в нём.

— Bohuslav Syrový[9]

Архитектор организует не только пространство, но и человеческую психику.

— Иван Владиславович Жолтовский[6]

Архитектура заключается в том, чтобы превратить дешевый камень в камень из чистого золота.

— Алвар Аалто[6]

Пространство, а не камень – материал архитектуры.

— Николай Александрович Ладовский[6]

Имея дело с прозаическими сторонами жизни, приближаясь к мастеру и конструктору, архитектор неизбежно должен заразиться от них их методом работы … Архитектор почувствует тогда себя не декоратором жизни, а ее организатором.

— Моисей Яковлевич Гинзбург[6]

Я верю в то, что архитектура – разумный способ организации пространства. Она должна быть создана так, чтобы конструкция и пространство проявлялись в ней самой. Выбор конструкции должен учитывать организацию света. Структура обслуживающих помещений должна дополнить структуру обслуживаемых. Одна – грубая, брутальная, другая – ажурная, полная света.

— Луис Кан[6]

Архитектура всякий раз предстает перед нами как пространство, организованное человеком и для человека.

— Алексей Эльбрусович Гутнов[6]

Архитектура — это сотворение пространства для жизни человека в атмосфере воодушевления и значимости.

— Ричард Мейер[6]

Архитектура исчезает. Я создаю не здание, а пейзаж, среду, открытую для жизни, для общения.

— Доминик Перро[6]

Архитектура имеет очень древнюю историю и обладает глубочайшей памятью. Эта память становится тяжелым бременем, когда архитектор пытается сказать что-то новое в современном мире.

— Рем Колхас[6]

Архитектура как искусство адресована – «счастливому меньшинству», озабоченному выработкой тонких оригинальностей…

— Чарльз Дженкс[6]

Архитектура — это кров с символами на нем. (Архитектура — это кров с декорацией на нем).

— Роберт Вентури[6]

Архитектура не является ни технологией, ни инженерией, ни социологией, ни социализмом, ни коммунизмом, ни политикой. Архитектура — это искусство.

— Филип Джонсон[6]

Я могу сказать, чем архитектура не является. Это не жилье и не функциональность.

— Питер Айзенман[6]

» » » »

См. также

Примечания

  1. Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  2. Паспорт специальности 18.00.01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
  3. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учеб. пособие / М.Н. Марченко. — 2-е изд., доп.. — М.: Норма, 2009. — 384 с. — ISBN 978-5-468-00092-2 (в пер.)
  4. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К. В. Теория государства и права. Элементарный курс. — 4-е изд.. — М.: КноРус, 2011. — ISBN 978-5-406-01165-2
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 Очерки теории архитектурной композиции / Гл. ред. А.И. Гегелло. — М.: Гос. изд-во лит-ры по стр-ву, архитектуре и стр. материалам, 1960.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Проектирование и строительство гражданских зданий. Сайт Александра Прокуратова. Архитектура или революция
  7. 1 2 Витрувий Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
  8. Aphorism.ru. Афоризмы, мысли, фразы. Архитектура
  9. Doc. Ing. arch. Dr. Bohuslav Syrový, CSc. Architektura. — Praha: SNTL — Nakladatelství technické literatury, 1972. — С. 328.  (чешск.)

Литература

Некрасов А.И. Теория Архитектуры. — М.: Стройиздат, 1994. — 480 с. ISBN 5-274-01219-1

Различные аспекты понятие архитектуры ис

Архитектура ИС обычно определяется как набор ответов на следующие вопросы:

  • что делает система

  • на какие части она разделяется

  • как эти части взаимодействуют

  • где эти части размещены

Архитектура ИС — системная архитектура (архитектура систем — SystemArchitecture) или программная архитектура (архитектура программного обеспечения -SoftwareArchitecture)

Определение архитектуры ис

Архитектура систем — концепция, определяющая модель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов ИС.

В книге «Архитектура ПО на практике, 2-е издание» Басс, Клементс и Казман дают следующее определение

Архитектура программной или вычислительной системы — это структура или структуры системы, включающие программные элементы, видимые извне свойства этих элементов и взаимоотношения между ними. Архитектура касается внешней части интерфейсов, внутренние детали элементов — детали, относящиеся исключительно к внутренней реализации — не являются архитектурными.

Архитектура ис как совокупность архитектур.

Применительно к организации обычно используют понятие корпоративная архитектура, при этом выделяются следующие типы архитектур.

  • Бизнесс-архитектура.

  • ИТ-архитектура

  • Архитектура данных

  • Архитектура приложения или программная архитектура

  • Техническая архитектура

Совокупность архитектур данных и архитектуры приложений называется архитектурой ИС

Бизнес-архитектура

Бизнес-архитектура или архитектура уровня бизнес-процессов определяет бизнес-стратегии, управление , организацию, ключевые бизнес-процессы в масштабе предприятия, причем не все бизнес-процессы реализуются средствами ИТ-технологий.

Основу бизнес-архитектуры составляют:

Бизнес-стратегии — собрание целевых установок, планов, руководящих, принципов, политик, стандартов и процедур, поддерживающих реализацию этой стратегии.

Архитектура бизнес-процессов — определяет основные функциональные возможности организации.

Показатели эффективности

Бизнес-архитектура отображается на ИТ-архитектуру.

Ит-архитектура

Рассматривается в трех аспектах:

  • достижение бизнес-целей посредством использования программной инфраструктуры, ориентированной на реализацию наиболее важных бизнес-приложений

  • как среда, обеспечивающая реализацию бизнес-приложений

  • совокупность программных и аппаратных средств, составляющая информационную систему организации и включающая, в частности, базы данных и промежуточное программное обеспечение.

Архитектура данных…

Архитектура данныхорганизации включает логические и физические хранилища данных и средства управления данными

Программная архитектураотображает совокупность программных приложений.

  • Архитектура приложения— это описание отдельного приложения, работающего в составе ИТ-системы, включая его программные интерфейсы.

Техническая архитектурахарактеризует аппаратные средства и включает такие элементы, как процессор, память, жесткие диски, периферийные устройства, элементы для их соединения, а также сетевые средства.

Платформенные архитектуры информационных систем

Централизованная архитектура

70-е годы. Эпоха мейнфреймов — больших централизованных ЭВМ.

Основные особенности:

Все базовые функции приложения реализуются в одном месте

Все пользователи работают одновременно на одном компьютере

Плюсы:

  • Нулевое администрирование рабочих мест пользователей

  • Централизованная разработка и обслуживание системы

Минусы:

  • Дорогая аппаратура оправдана только для больших систем

  • Взаимная зависимость пользователей на программном уровне

  • Пользователь не может настроить рабочую среду под свои потребности

Персональный компьютер

Начало 80-х — пк

Архитектура «Файл-сервер»

Появились локальные сети. Файлы начали передавать по сети. Сначала были одноранговые сети — все компьютеры равноправны.

Потом возникла идея хранения всех общедоступных файлов на выделенном компьютере в сети — файл-сервере.

Основные особенности:

Функция хранения данных вынесена на выделенный компьютер — файл-сервер

Поддержка многопользовательской работы.

Плюсы:

  • Многопользовательский режим работы с данными

  • удобство централизованного управления доступом

  • низка стоимость разработки

  • невысокая стоимость обновления и изменения ПО

Минусы

  • проблема многопользовательской работы с данными: последовательный доступ, отсутствие гарантий целостности

  • Низка производительность

  • плохая возможность подключения новых клиентов

  • ненадежность системы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *