Парковый ландшафт – 10. Понятие природного ландшафта., 11. Понятие антропогенного ландшафта., 12. Понятие садово-паркового ландшафта., 13. Классификация садово-парковых ландшафтов.

ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ - это... Что такое ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ?


ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ
ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ
тип разреженных лесов естественного и искусственного происхождения, расположенных в различных природных зонах (лесотундровое редколесье, тропические саванны и другие). Предназначен для сохранения уникальных природных комплексов и рекреационных целей. Обширный участок природных и культурных ландшафтов.

Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989.

.

  • ПАРК МОРСКОЙ
  • ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ

Смотреть что такое "ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ" в других словарях:

  • парковый ландшафт — Разреженные леса естественного происхождения в различных природных зонах, например, саванны тропиков или лесотундровое редколесье. → Рис. 241 …   Словарь по географии

  • ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ — изреженные леса естественного и искусственного происхождения, встречающиеся в различных зонах …   Словарь ботанических терминов

  • Александрия (дворцово-парковый ансамбль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Александрия (значения). Александрия …   Википедия

  • Усадебно-парковый комплекс — Усадебно парковый комплекс  исторический природно архитектурный ансамбль, включающий в себя усадьбу и парковый ландшафт. Как правило, является непосредственно памятником истории и культуры, либо макетом. Рассматриваться как обязательная и… …   Википедия

  • Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Царицыно.  памятник архитектуры (федеральный) Дворцово парковый ансамбль …   Википедия

  • Петергоф (дворцово-парковый ансамбль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Петергоф (значения). Дворцово парковый ансамбль Петергоф …   Википедия

  • Дворцово-парковый ансамбль — Дворцово парковый ансамбль  произведение садово паркового искусства и архитектуры; масштабный, со значительной переработкой естественного ландшафта архитектурный ансамбль монархической или аристократической загородной резиденции, подчинённый …   Википедия

  • Садово-парковое искусство — Террасный парк Сан Суси …   Википедия

  • Рубцов, Леонид Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рубцов. Леонид Иванович Рубцов Дата рождения: 10 (23) марта 1902(1902 03 23) Место рождения: село Середа (Нерехтский уезд, Костромская губерния, Российская импер …   Википедия

  • Королевские ботанические сады в Кью — Координаты: 51°28′ с. ш. 0°17′ з. д. / 51.474667° с. ш. 0.295467° з. д.  …   Википедия

Парковый ландшафт - Типы садово-паркового ландшафта

В ботанической литературе термин парковый ландшафт применяется большей частью к ландшафтам высокогорных долин или субальпийских лугов с разбросанными по ним группами и отдельными экземплярами деревьев, а также к естественным лесам с сильно разреженным древостоем, развивающимся в определенных климатических условиях (высокогорные березняки, высокогорные кленовники, горные леса из тянь-шаньской ели, леса каменной березы на Камчатке и т. д.).

В садово-парковом строительстве такие переходные от леса в луга ландшафты, состоящие из открытого лугового пространства с живописно разбросанными на нем группами деревьев, свойственны ландшафтным паркам Англии. Тип английского ландшафтного парка перекочевал на континент Европы и получил здесь столь широкое распространение, что слова ландшафтный парк и английский парк сделались для многих садоводов синонимами. Повсеместное устройство парков такого типа привело даже к тому, что ландшафты парка вообще стали представлять лишь такое пространство, где зеленые луга искусно чередуются с отдельными деревьями и группами деревьев.

Однако ландшафтный парк может включать не только ландшафты пасторального типа, сходные с английскими, но и целый ряд других ландшафтов, в основе которых лежат картины природы. Поэтому ландшафты, отражающие ландшафты, связанные с переходами от лесной растительности к луговой, следует выделить в особую серию парковых ландшафтов. Эти ландшафты представлены во многих наших садах и парках и наиболее ярко выражены в районах «Парадного поля» и «Белой березы» Павловского парка. В этом типе ландшафтов деревья обычно представлены свободно стоящими экземплярами, группами и рощами. Кустарника используются в качестве подлеска, опушки массивов и полян и самостоятельных кустарниковых групп.

Свободно стоящее дерево — солитер. Одиноко стоящее дерево может удерживать внимание исключительно долго, так как в нем много интересных деталей: ветви, кора, углубления и узлы на стволе, форма и цвет листьев, цветки, плоды. Мощнее дерево с широко распростертыми сильными ветвями вызывает изумление и раздумье. Форма отдельно стоящих деревьев совершенно отлична от формы деревьев, выросших в сомкнутых насаждениях. Отдельно стоящее дерево должно обладать особой ветроустойчивостью, а с точки зрения гигиенической и эстетической — кроной, дающей большую, хороших очертаний и плотную тень. Поэтому формирование отдельных деревьев должно происходить в совершенно иной обстановке, чем формирование деревьев лесного типа. Здесь деревья с самых первых дней существования должны привыкнуть к простору и яркому полному освещению со всех сторон. Казалось бы, для этого достаточно посадить молодое деревцо там, где по плацу должно стоять одинокое дерево — и задача садовопаркового строителя будет выполнена. Однако это не совсем так.

Выставленное одиноко молодое слабое деревцо первые годы плохо противостоит неблагоприятным климатическим условиям открытого места и страдает от конкуренции окружающей его травянистой растительности даже в тех случаях, когда производится соответствующее рыхление приствольных кругов, что по эстетическим соображениям не всегда является возможным. Долгие годы такое деревцо не дает нормального прироста и своим слабым стволом и слабо сформированной кроной производит неблагоприятное впечатление среди широких газонных пространств. Там, где должно быть в будущем одно дерево, в первый год приходится создавать группу деревьев примерно такого размера, какой будет занимать крона одинокого дерева данной породы в зрелом возрасте. Такой прием посадок позволяет уже в первоначальный период формирования ландшафта лучше оценить соотношение между размерами будущего дерева и открытым пространством и во много раз надежнее обеспечивает сохранение здесь дерева в зрелом возрасте. Путем изреживания группы, постепенной выборки худших экземпляров и усиленного ухода за лучшими экземплярами к зрелому возрасту от группы оставляют только один экземпляр, являющийся но своему развитию лучшим из лучших и по своим формам вполне отвечающий проектным требованиям.

В целях сохранения у деревьев плотной, красивой и устойчивой против ветров низкопосаженной кроны необходимо с самого начала не допускать плотного смыкания деревьев в группе, постоянно поддерживая путем выборки просветы между кронами, но в то же время и не разрежая их чрезмерно, когда их взаимное защитное влияние перестанет сказываться. Это правило особенно строго должно соблюдаться для хвойных пород, деревья которых не могут восстанавливать утерянные вследствие густого стояния ветви. Лучше показать индивидуальную красоту свободно стоящего дерева удается, выбрав соответствующее местоположение, окружение и создав для него наилучшие условия развития путем применения высокого уровня агротехники. Местонахождение для одинокого дерева должно соответствовать его экологическим требованиям и наилучшим образом соответствовать окружающему ландшафту: ива на лугу у воды, пихта и ель на северном склоне, сосна на сухом песчаном бугре. Отдельному дереву необходимо также дать пространство, чтобы оно могло свободно и полностью развивать крону.

Каждое отдельно стоящее дерево имеет свою сферу эстетического и биологического влияния. Эта сфера определяется окружностью с радиусом, равным высоте, достигаемой деревом данного вида в период его полного развития. Вторжение в эту сферу других деревьев и кустарников снижает впечатление от красоты данного экземпляра. Физиономия отдельного дерева является конечным продуктом целого ряда воздействующих на него формообразовательных факторов. Дерево подвергается всевозможным внешним влияниям уже с самых ранних ступеней своего развития. Чем, старше становится дерево, чем дольше и сильнее действуют на него свет, тепло, мороз, влага, ветер и т д., тем рельефнее выступают его индивидуальные черты. При проведении прочисток и прореживаний необходимо подмечать характерные физиономические черты отдельных экземпляров и способствовать развитию наиболее ценных из них.

«Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре», Л.И.Рубцов

Садово-парковое искусство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Садо́во-па́рковое иску́сство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).

Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при различных сооружениях: храмах, дворцах, усадьбах. Планировка садов в Древнем Египте была строго регулярной, поскольку это облегчало орошение растений. В Древней Греции в садах впервые появилась скульптура и архитектурные сооружения — колоннады и алтари для различных церемоний. В древнеримских садах были использованы сложные гидротехнические сооружения — искусственные водоёмы и фонтаны.

В Средние века регулярные сады в арабских странах состояли из двух половин — цветочной (гюлистан) и плодовой (бустан). На Пиренейском полуострове, завоёванном арабами, сложился особый тип небольшого сада в дворике при замке. В отличие от европейских, сады в Японии, Китае и Корее строились по принципу пейзажной композиции, воплощающей идею вечной обновляемости природы.

Первая в истории концепция регулярного сада была разработана лишь в эпоху Возрождения итальянским архитектором Джакомо Виньолой. Настоящая эпоха расцвета паркового строительства связана с господством стилей барокко и особенно классицизма. В это же время сложились и основные принципы паркового строительства. В садах XVI века и регулярных парках XVII—XVIII веков строения и деревья выделялись на фоне насаждений, подстриженных в виде ровных стенок — шпалер.

Позднее на их основе сложились основные типы парков:

Россия[править | править код]

Первые сведения о русских садах относятся к XII веку. Вначале они располагались лишь при княжеских усадьбах, но со временем сады и парки стали разбивать и в монастырях, вокруг храмов, в богатых усадьбах. В XVII веке в Москве был построен Верховой сад Кремлёвского дворца, располагавшийся в верхних этажах зданий и отличавшийся богатым декоративным убранством. Для русских садов всегда было характерно сочетание декоративных садов с утилитарными. В садах устраивались рыбные пруды, для посадок выбирались плодовые деревья (яблони, груши, вишни). Первые в России сады по европейским образцам появились в Петербурге в петровское время с появлением в стране иностранных садовников. В середине XVIII века проектированием парков были заняты крупнейшие архитекторы Б. Растрелли, Ж. Леблон, Ч. Камерон, П. Гонзаго. До нашего времени продолжают эксплуатироваться Висячий сад Малого Эрмитажа и царскосельский сад.

С середины XIX века наряду с частными получают распространение общественные парки. В них обычно сочетались приёмы регулярного и ландшафтного построения.

  • Проблемы садово-парковой архитектуры: Сб / Ред. М. П. Коржев; Секция планировки городов союза сов. архитекторов. — М.: Изд-во Всесоюзн. акад. архитектуры, 1936. — 348 с.
  • Ванин С. И., Ванина С. Е. Типы садов и парков / С. И. Ванин, С. Е. Ванина; Ленинградская лесотехническая академия им. С. М. Кирова. —
    Л.
    : ЛТА, 1947. — 48 с.
  • Рубцов Л. И. Садово-парковый ландшафт. — Киев: Изд-во АН УССР, 1956. — 212 с.
  • Николаевская З. А. Водоёмы в ландшафте парка / Худ. А. С. Александров. — М.: Госстройиздат, 1963. — 196 с. — 1 300 экз. (в пер.)
  • Косаревский И. А. Искусство паркового пейзажа. — М.: Стройиздат, 1977. — 248 с. — 10 000 экз. (обл.)
  • Рубцов Л. И. Проектирование садов и парков. — М.: Стройиздат, 1979. — 188 с.
  • Рандхава М. Сады через века = Mohinder Singh Randhawa. Gardens Through the Ages / Сокр. пер. с англ. Л. Д. Ардашниковой. — М.: Знание, 1981. — 320 с. — 100 000 экз.
  • Ильинская Н. А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. — Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1984. — 152 с. — 8 500 экз.
  • Николаевская З. А. Садово-парковый ландшафт. — М.: Стройиздат, 1989. — 344 с. — ISBN 5-274-00591-8.
  • Теодоронский В. C. Учитель, перед именем твоим…: к 100-летию С. Н. Палентреер / В. С. Теодоронский // Цветоводство. 2001. № 2. — С. 22. — ISSN 0041-4905.
  • Теодоронский В. C. Садово-парковое строительство / Московский государственный университет леса. — М.: Изд-во МГУЛ, 2003. — 336 с. — ISBN 5-8135-0164-9.
  • Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства: Сады и парки мира. — М.: Эксмо, 2007. — 736 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-19502-2. (в пер.)

10. Понятие природного ландшафта., 11. Понятие антропогенного ландшафта., 12. Понятие садово-паркового ландшафта., 13. Классификация садово-парковых ландшафтов.

Природный ландшафт – 1. Не преобразованный человеческой деятельностью, обладающий естественным развитием; - 2. Относительно мало преобразованный ландшафт сельской местности, включающий лес, луг, с/х, постройки, некоторые крупные парки и лесопарки, ботанические сады включают отдельные урочища ландшафта.

Садово-парковый ландшафт – разновидность культурного или природного ландшафта, преобразованного в результате направленной деятельности человека, в пределах которого пространственно организованные природные элементы – растительность, камень, вода – в сочетании с искусственными сооружениями и малыми формами, рационально размещенными, образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство.

Понятие ландшафта. Типы ландшафта. Ландшафтный анализ объекта.

Ландшафт- это территориальный комплекс, в пределах которого основные ландшафтные компоненты, которые его составляют (земная кора, вода, климат, растительность и животный мир) образуют взаимосвязное и взаимообусловленное единство.

Типы ландшафта:1природный(его развитие не тронуто человеком)

2 антропогенный(культурный).

Классификация антропогенных ландшафтов:

1.(по социально-экономическим функциям)-с/х, промышленные, урбанизованные, рекреационные, заповедные. 2.(по степени влияния человека)-слабоизмененные, измененные, сильноизмененные. 3. (по хар-ру воздействия человека)-культурный, акультурный(вследствие нерациональной деятельности человека). 4.(по соотношению процессов саморегуляции)-с преобладанием самовозобнавления, управляющая роль человека преобладает.

5.Садово-парковый ландшафт- (определение появилось в 50-е годы 20 века.)-это организованное пространство, имеющее границы, характеризующие определённым набор элементов, которые отличаются от других ландшафтов функцией и художественной глубиной.

Элементы-некрупные материальные образования. Компоненты – более крупная структура, состоящая из нескольких элементов.

Ландшафты: парковый, лесной, луговой, садовый, альпийский.

Связь: планировочная и композиционная.

Под влиянием хозяйственной де­ятельности человека облик природ­ных ландшафтов может заметно из­мениться. В настоящее время на зем­ной поверхности почти не осталось чисто естественных ландшафтов.

В первую очередь претерпевают изменения наиболее уязвимые ком­поненты — растительность и животныи мир. На месте какой-либо пер­вичной лесной фации могут появить­ся вырубка, луг, пашня и т. д., т. е. участки с новыми природными свой­ствами. Но и другие компоненты су­щественно меняются; так, в ре­зультате развития промышленности меняется качество воздушного бас­сейна, его состав и тепловой баланс, в результате строительства гидроуз­лов изменяется водный режим ланд­шафтов, а разработка земных недр приводит к геологическим наруше­ниям. Соответственно нарушаются и видоизменяются связи между ком­понентами ландшафта, появляются новые комплексы. Все это заставило расширить понятие ландшафта и рас­сматривать его как территориальную систему, в которой взаимосвязаны как природные, так и антропогенно-техногенные компоненты, обуслов­ленные человеческой деятельностью. Для обозначения таких комплексов принят термин антропогенный ланд­шафт, которой хотя и сохраняет есте­ственный характер и подчиняется природным закономерностям, но не­сет и «антропогенное» содержание в виде культурных растений, изме­ненных свойств почвы, режима под­земных и поверхностных вод и т. п. К антропогенным относится боль­шинство современных ландшафтов Земли.

Антропогенные ландшафты явля­ются важными объектами хозяйст­венной деятельности по рациональ­ному использованию природных ре­сурсов и охране природы, так как значительная их часть выполняет ресурсовоспроизводящие (поля, ле­сонасаждения) и средоформирую-щие (населенные пункты) функции. Вместе с тем антропогенные ланд­шафты наряду с природными продол­жают участвовать в формировании экологической среды — газового со­става атмосферы, круговорота воды, в процессах миграции элементов и т. д.

В зависимости от формы и степе­ни вторжения человека в среду естественного ландшафта принято не­сколько классификаций антропоген­ных ландшафтов.

По социально-экономическим

функциям различают ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяй-ственные, промышленные (инже­нерные, техногенные), городские (урбанизированные), рекреацион­ные, заповедные, средозащитные (на­пример, водоохранные). Возможно также одновременное выполнение двух или нескольких функций, на­пример лесохозяйственная и рекреа­ционная.

По степени изменения выделяют группу слабоизмененных, изменен­ных и сильноизмененных (природ­ных) ландшафтов.

Имеются и более сложные класси­фикации.

По характеру последствий разли­чают:

культурный ландшафт — со­знательно измененный хозяйствен­ной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый челове­ком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизвод­ства здоровой среды;

акультурный ландшафт, возни­кающий в результате нерациональ­ной деятельности или неблагопри­ятных воздействий соседних ланд­шафтов, утративших способность вы­полнять функции здоровой среды. Крайними в этом ряду выступают деградированные ландшафты, поте­рявшие способность выполнять ка­кую-либо функцию.

Выделение и картирование гра­ниц ландшафтов и их морфострук-турных единиц составляют основу ландшафтного анализа, который на­правлен на изучение свойств ланд­шафтов, диагноз, определяющий их состояние, прогноз, предсказываю­щий возможные изменения, и разра­ботку рекомендаций по оптимально­му устройству ландшафта.

Рассматривая с позиций ландпервую очередь парков*. Организа­ция этой структуры есть сложный процесс совокупного решения био­лого-экологических, функциональ­ных и эстетических задач, направ­ленный на освоение компонентов естественного ландшафта, включе­ние искусственных сооружений и соз­дание здоровой эстетически и функ­ционально полноценной среды для отдыха. Вместе с этим организация пространства содержит в себе проти­воречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и со­здание единого целого. Выразитель­ность организованного пространства, возникающая в результате разре­шения этого противоречия, является начальным художественным качест­вом ландшафтной архитектуры.

Ландшафтная архитектура и дизайн. Рельеф как компонент садово-паркового ландшафта. - Путешествия и культура

В современном ландшафтном искусстве рельеф имеет особое значение. Именно рельеф, с одной стороны, создает пластическую основу сада или парка, а с другой, является наиболее стабильным, малоподвижным компонентом ландшафта, сохраняя его идеологический смысл. Начнем наш разговор с рассмотрения естественных форм рельефа.

Согласно существующим классификациям рельеф парковых территорий подразделяют на 3 группы: положительных, отрицательных и нейтральных форм. Критерием служит нулевая точка отсчета. Обычно за нулевую точку отсчета принимают относительную высоту той местности, на которой находится город с принадлежащими ему садами и парками.

Первая группа (положительные формы): горы и холмы, их склоны и вершины; если город находится в нижней части долины реки, то террасы и коренной берег этой долины (выше условно установленной точки нулевого отсчета).
Вторая группа (отрицательные формы): склоны и подножья гор, склоны и днища балок и оврагов, амфитеатры, ущелья (тальвеги) и участки межгорных долин (ниже условно установленной точки нулевого отсчета).
Третья группа (нейтральные формы): участки собственно равнинного рельефа с небольшим уклоном (до 5-7 град), широкие межгорные долины и котловины, плато, речные поймы и террасы и горизонтально ровные участки на склонах. Некоторые такие участки могут находиться несколько ниже точки нулевого отсчета, но это именно равнинные участки.

По преобладанию какой-либо определенной группы форм парки подразделяют на группы: парки на равнинном рельефе, парки на оврагах и балках (с сильно расчлененным рельефом), парки на холмах, парки на склонах (гор или берегах крупных рек), парки в горных долинах. Данная группировка несколько условна, поскольку на территориях крупных парков встречаются формы рельефа разных групп. Рассмотрим особенности рельефа как пластическую основу садово-парковых ландшафтов каждой из групп.

Парки на равнинном рельефе. Ровная поверхность обычно монотонна и лишена пластической живописности. Главные вертикальные и объемные акценты в равнинных парках образованы древесной растительностью. Объемно-пространственное разнообразие территории создается чередованием закрытых, полуоткрытых и открытых пространств: рощ, древесно-кустарниковых массивов и боскетов, лент и групп с опушками, полянами, газонами и цветниками, образующими пейзажные картины. Плавно изгибающиеся парковые дорожки или небольшие искусственные сооружения создают новые видовые образы, усиливая динамику впечатлений. Равнинных парков и садов в России много, поэтому можно привести великое множество примеров.

Главный ботанический сад, Москва


Вместе с тем необходимо отметить, что малоподвижный характер плоского рельефа обретает особую роль и выразительность, когда речь идет о величественно спокойных монументальных парковых ландшафтах, минорное или мажорное торжественное настроение которым придает визуальная широта охвата пейзажей. Например, созданные Гонзаго, районы Белая береза и Парадное поле в Павловском парке, СПб, Россия.  

Белая береза                                                           Парадное поле


Другая типичная форма использования – организация массовых спортивных и зрелищных досугово-развлекательных мероприятий в Городских и Детских парках культуры и отдыха. Расчлененность рельефа в этом случае неуместна и может сыграть роль ограничивающего или сдерживающего фактора. Например, парк Сокольники в Москве, Россия.

Сокольники. Типичный пейзаж парка.


Парки на овражно-балочной территории. На территории таких парков находится довольно много оврагов и балок, причем каждый из них имеет разную, но небольшую протяженность, глубину и структуру. Типичная структура оврага: ствол, склоны и откосы (очень крутые, осыпающиеся склоны), днище, вершина, устье, боковые отвершки. Понятно, что большинство оврагов в естественном состоянии непригодно к использованию, поэтому в парках овраги облагорожены: укреплены склоны, выровнены днища, закреплены вершины и устья (для остановки роста оврага), ликвидированы отвершки.
Структура балки более проста и пригодна для садово-паркового использования: относительно широкое и плоское днище, пологие склоны.

Наиболее благоприятные участки – горизонтальные, расположены наверху, на овражно-балочных водоразделах, по днищам (главным образом балок), а также участки в верхних, более пологих частях склонов. Внутренние визуальные связи и обеспечивающие их парковые дорожки проложены по продольным и поперечным осям оврагов и балок. Внешние виды – на верхних, водораздельных участках: у бровки, устьях – местах выхода оврага или балки на равнину или речную долину. Особо ценные видовые точки – мысообразные выступы в местах слияния оврагов и балок. Они обеспечивают широкий охват местности и соответственно обзор многих парковых композиций. Например, Стрыйский парк, Львов, Украина.

Парки на холмах. Центр таких парков обычно размещается на вершине или в верхней части самого высокого холма. Планировка парка бывает центрической с ярко выраженной главной осью или свободной. Часто в таких парках по склону идет серпантинный подъем, иногда, ближе к вершине переходящий в лестничный или спиральный участок. Склон высоких холмов, возможно, террасирован. Внешние виды играют большую роль в эстетике таких парков, поэтому на вершине холма или близ нее, а также вдоль маршрута (по касательной к нему) размещены видовые площадки, с которых открываются виды на нижние участки парка и панораму города. Например, парк Победы на Соколовой горе, Саратов, РФ.

Парки на склонах расположены либо в гористой местности, либо по высоким берегам рек, крупных озер или морей. Как правило, парковые территории вытянуты вдоль береговой линии и часто имеют значительную протяженность. ЦПКиО им. Горького с полосой Ленинских гор в Москве имеет протяженность около 7 км, в Нижнем Новгороде – около 4 км.
Развитие ландшафтных композиций направлено вверх и вниз по склону. При этом композиции верхних частей склона воспринимаются снизу как фронтально развернутые и внутренние, замкнутые. Виды, раскрывающиеся с верхних точек, имеют широкий угол охвата и включают как внутренние пейзажные композиции, простирающиеся вниз по склону, так и внешние – панорамы окружающего ландшафта, в том числе собственно города и прилегающего водоема.

курортный парк в Железноводске, РФ                             парк – дендрарий в Сочи, РФ


Рельеф таких парков часто террасирован. Террасы имеют прямолинейные или свободные очертания (соответствующие направлению горизонталей). В первом случае создается система подпорных стенок, во втором используется сочетание подпорных стен с естественными формами. Внутри парковые дорожки прокладываются по террасам или/и свободно вдоль склона. Между собой эти дорожки соединяются серпантинными дорогами, лестницами или пандусами. В результате парки – ярусная многоступенчатая композиция, в которую включены различные зоны: историко-мемориальная, рекреационная, спортивная, детская, развлекательная и др. Композиционный узел такого сложного парка расположен обычно либо в нижней равнинной его части, либо на одном из нижних ярусов. Более подробно о террасах, пандусах и подпорных стенках в одной из следующих тем.

дворцовый сад на южном склоне                          вилла д Эсте, вид сверху, Рим, Италия

                                Пражского града, Прага, Чехия  

террасный сад в графстве Суррей,                         Нагорный парк в Баку, Азербайджан

                                           Великобритания

      парк Швейцария, Нижний Новгород, РФ             Приокский парк (верхний парк), Нижний Новгород, РФ


Все это позволяет организовывать маршруты большой протяженности, при этом трассировка дорог обеспечивает сочетание/чередование зрительного восприятия внешних и внутренних видов. Это особенно важно, поскольку практически каждый ярус имеет свою особую специализацию и занимает свою собственную нишу в общем калейдоскопе впечатлений. В таких парках серии видовых площадок располагаются вдоль бровок террас, обеспечивая максимальную полноту зрительских восприятий.

Парки в горной долине. Пространство таких паров обычно невелико и ограничено склонами, поэтому горизонтальные плоскости располагаются, главным образом, по днищу долины и, иногда, в отдельных точках нижней части склонов горных хребтов, окружающих долину.

курортный парк Боржоми, Грузия                          парк Раздан, Ереван, Армения


Подводя итог рассмотрению рельефа как компонента садово-парковых ландшафтов можно сделать два важных замечания: первое, чтобы оценить рельеф, место в ландшафтных композициях парка его нужно увидеть! Отсюда роль и значение видовых площадок в структуре любого парка.
Второе, любой сад и парк создается для людей: посетителей, зрителей, поэтому огромное значение имеет ритм смены зрительских впечатлений, создаваемый изменениями ландшафтных композиций, разнообразием используемых насаждений и их соответствием различным формам рельефа. Чем выше степень разнообразия садово-парковых ландшафтов, тем ярче, красочней и интересней будет парк, а значит и наша жизнь.

Следующий раз поговорим об искусственных формах рельефа, которые занимают в садово-парковых ландшафтах достойное место.

Методический материал. Садово-парковый ландшафт

The Nikitsky Botanical Garden

The Nikitsky Botanical Garden, a unique preserve of Crimean nature and a supreme example of park architectural landscaping, is the largest scientific-research establishment in the south of Russia. More than 28,000 species and hybrids of various tropical plants have been collected in this treasury. The trees and shrubs (1,500 species) are planted in individual groups or picturesque clusters that blend into a single artistic design. There is also a wonderful rosarium and a special display of clematis and chrysanthemums.

Hundreds of thousands of visitors from Russia and from abroad come to Nikitsky Botanical Garden every day. It was founded in September 1812 as the Imperial Botanical Garden. For this purpose the site was chosen near Nikita, a village founded by Greek settlers four centuries before. Today, the Nikitsky Garden’s plant collection number more than 28,000 species, varieties and hybrids. Numerous visitors to the Garden show special interest in the great variety of subtropical trees. The Nikitsky arboretum, where more than 1,500 species of ornamental trees and shrubs are collected, covers an area of over 40 hectares and consists of four separate parks: the Upper Park, the Lower, the Maritime Park and the park on Cape Montedor.

A tour of the Nikitsky Garden begins with the Upper Park. It was laid out in typical landscape style during the last century. Here you can see rare species of conifers, ever-green shrubs, a splendid rosarium, a rock garden and displays of chrysanthemums and new varieties of the clematis.

Past the entrance to the Upper Park, in front of the main office building, there is a parterre. Chinese palms grow on the lawns of the parterre, a group of slender pyramidal cypresses and columnar English yews flank the path leading to the office building.

The Nikitsky rosarium is a really marvelous sight to behold. Here you will find various species of roses of native and foreign selection.

Chrysanthemums are the reigning beauty of the park in autumn.

Outstanding amidst the infinite wealth of greenery is the weeping glaucous Atlas cedar, a truly natural wonder whose boughs drop to the very ground. It is native to Algeria’s mountains and can be grown only through grafting. This tree terminates the Upper Park.

Here wide stairs descend to the Lower Park, the oldest section in the Nikitsky Garden. During the first years following its foundation palms and bamboos were imported from abroad. Today, you will find century-old groves of Lebanon cedars with their unusual flat crowns, mighty oaks and silvery olives. These groves have become unique monuments of nature.

Sun-loving plants with thick pulpy leaves and stems are put outdoors in summer.

They are mostly natives of Mexico: agaves, prickly-pears, etc. next to them, at the end of the palm alley, there is a decorative Japanese banana, noted for its large species.

The Nikitsky arboretum wears its green attire all the year round. Even in winter, when the ground is covered with a thin snowy carpet, you can still see flowering shrubs here and there. At all seasons of the year the Nikitsky Botanical Garden is visited by many tourists.

Никитский Ботанический сад

Никитский Ботанический сад, уникальный заповедник Крымской природы и величайший пример парка ландшафтной архитектуры, является крупнейшим научно-исследовательским учреждением на юге России. Более 28 000 видов и гибридов различных тропических растений собрано в этой сокровищнице. Деревья и кустарники (1500 видов) высажены в отдельные группы или живописные пучки, которые сливаются в единый художественный дизайн. А также там есть чудесный розариум и специальная выставка клематисов и хризантем.

Каждый день сотни тысяч посетителей из России и из-за рубежа приезжают в Никитский Ботанический сад. Он был основан в сентябре 1812 года в императорском Ботаническом саду. Для этой цели было выбрано место рядом с Никитским поселком, основанным греческими поселенцами четыре столетия раньше. Сегодня, Никитский сад это коллекция растений насчитывается более 28 000 видов, сортов и гибридов. Многочисленные посетители сада испытывают особый интерес в великом многообразии субтропических деревьев. Никитский дендрарий, где коллекция насчитывает более 1500 видов декоративных деревьев и кустарников, занимает площадь более 40 гектаров и состоит из четырех отдельных парков: Верхний Парк, Нижний, Приморский парк и парк на мысе Монтедор.

Экскурсия по Никитскому саду начинается с верхнего парка. Он был спланирован в типичном пейзажном стиле на протяжении последнего столетия. Здесь вы можете увидеть редкие виды хвойных, вечнозеленых кустарников, прекрасный розарий, альпинарий и выставку из хризантем и новых сортов клематисов.

Пройдя вход в Верхний Парк, перед главным офисным зданием, находится партер. Китайские пальмы растут на партерных лужайках, группа стройных пирамидальных кипарисов и стебельчатых английских тисов расположены вдоль тропинки, ведущей в офисное здание.

Никитский розарий - это действительно чудесное зрелище. Здесь вы найдете различные виды роз отечественной и зарубежной селекции. 

Хризантемы - это царящая красота парка осенью. 
Выдающийся, посреди бесконечного богатства зелени, является плакучий серовато-зелёный кедр, это поистине чудо природы, чьи сучья опускаются до самой земли. Он родом из Алжира и может быть выращен только с помощью прививки. Это дерево завершает Верхний Парк.

Здесь широкие лестницы спускаются в Нижний парк, самая старая часть в Никитском саду. В течение первых лет после основания пальмы и бамбук были импортированы из-за рубежа. Сегодня вы найдете вековые рощи Ливанских кедров со своими необычными плоскими кронами, могучие дубы и серебристые маслины. Эти рощи стали уникальные памятники природы.

Солнцелюбивые растения с толстыми мясистыми листьями и стеблями ставятся на открытом воздухе в летнее время. Они в основном выходцы из Мексики: агавы, колючие-груши и т.д. Рядом с ними, в конце пальмовой аллеи, находиться декоративный японский банан, знаменитый благодаря своему крупному размеру.

Никитский дендропарк сохраняет зеленый наряд в течение всего года. Даже зимой, когда земля покрыта тонким снежным покровом, вы все еще можете увидеть цветущие кустарники здесь и там. В любой сезон года Никитский ботанический сад посещает много туристов.

hello_html_m6ebf4bef.jpg

hello_html_m3f290ca5.jpg

hello_html_5c6b97f6.jpg

hello_html_m3e50c9b.jpg

The Principles of Landscape Design

Landscape design is similar to landscape architecture. But it focuses more on the artistic merits of design, while landscape architecture encompasses the artistic design as well as structural engineering. Landscape design and landscape architecture, both take into account soils, drainage, climate and other issues, because the survival of selected plants depends on those.

Landscape architecture may require a license depending on the country and region. Landscape designers may be required to have a license, depending on the level and detail in the design plan, as well as the location. Landscape design is concerned with small and large scale projects. Landscape design is almost synonymous with garden design.

Garden design is the art and process of designing and creating plans for layout and planting of gardens and landscapes. Garden design may be done by the garden owners themselves, or by professionals of varying levels of experience and expertise.

Elements of garden design include the layout of hard landscape, such as paths, walls, water features, sitting areas and decking; as well as the plants themselves, with consideration for their horticultural requirements, size, speed of growth, and combinations with other plants.

Landscape architecture and landscape design can and should embrace garden design, landscape planning etc.

Landscape planning is a branch of landscape architecture.

Unity should be one of your main goals in your design. Unity can be achieved by the consistency of character of elements in the design. A simple way to create unity in your landscape is by creating themes.  And one of the simplest ways to create themes is by using a little décor. If you’re into butterflies for instance, you could create a theme using plants that attract butterflies. Unity is achieved by repeating objects or elements that are alike. Too many unrelated objects can make the garden look cluttered and unplanned.

There’s a fine line here. It’s possible that too much of one element can make a garden or landscape uninteresting, boring and monotonous.

However, unity can still be created by using several different elements repeatedly.  This keeps the garden interesting.

Принципы ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн похож на ландшафтную архитектуру. Но он больше обращен к художественным достоинствам дизайна, в то время как ландшафтная архитектура охватывает художественный дизайн инженерных сооружений. В ландшафтном дизайне и архитектуре учитываются: почвы, дренаж, климат и другое, потому что выживание выбранных растений зависит от них. Для ландшафтной архитектуры может потребоваться лицензия в зависимости от страны и региона. Ландшафтным дизайнерам может потребоваться наличие лицензии, в зависимости от уровня и сложности в плане разработки участка. Ландшафтный дизайн связан с малыми и крупными объектами. Ландшафтный дизайн является почти синонимом дизайна сада. Дизайн сада это искусство и процесс проектирования и создания планов для планировки и посадки садов и ландшафтов. Дизайн сада может быть сделан самим, или профессионалами различного уровня опыта и знаний сада. Элементы садового дизайна включают компоненты сложного ландшафта, например: дорожек, стен, водных устройств, мест отдыха и патио; а также сами растения, с учетом их природных требований, размер, скорость роста и совместимости с другими растениями. Ландшафтная архитектура и ландшафтный дизайн может и должен охватывать дизайн сада, ландшафтное планирование и т.д.
Ландшафтное планирование является частью ландшафтной архитектуры. Единство должно быть одной из главной целью в вашем дизайне. Единство может быть достигнуто путем согласования характера элементов в конструкции. Простой способ создать единство в ваш ландшафте является создание темы. И один из самых простых способов создания темы заключается в использовании немного декора. Если вы любите бабочек например, можно создать тему, используя растения, которые привлекают бабочек. Единство достигается путем повторения похожих объектов или элементов. Слишком много не связанных объектов может заставить сад выглядеть загроможденным и внеплановых.
Такая тонкая грань здесь. Вполне возможно, что слишком много

одинаковых элементов может сделать сад или пейзаж неинтересным, скучным и монотонным. Тем не менее, единство может все еще быть созданы с многократным использованием различных элементов. Это делает сад интересным.

hello_html_m30b7de56.jpg

hello_html_m606cfb03.jpg

hello_html_m1a4f57e7.jpg

hello_html_m7183f894.jpgBotanical Garden of Moscow State University

The Botanical Garden of the M.V.Lomonosov Moscow State University is one of the oldest botanical institutions of our country (founded in 1706). It is widely known for its scientific and educational activities. During construction of the MSU new premises at the Lenin (now Vorobyovy) Hills, a new University garden was laid out. More than 6000 plant species and varieties were planted in a territory of 40 ha.

Much research is under way at the Garden; its collection provides a practical and training base for the Department of Biology of the Moscow University, and other higher education institutions in Moscow. Besides scientists and students, general visitors also enjoy excursion tours of this remarkable island of live nature. It introduces them to a diverse world of plants. The departments of the Garden at the Vorobyovy Hills (arboretum, plot of mountain plant, plots of useful plants, ornamental plants and orchard) demonstrate their plant diversity to the visitors and show human activities in botany. The arboretum has a collection of species and forms of trees and shrubs running to over 1000. Also the wild herbaceous plants are represented here. A wealth of experience in parkland development has been gained by specialists at the arboretum. The plot of mountain plants was constructed on a geographic basic and contains more than 1000 species of alpine plants from the Carpathians, Crimea, Caucasus, middle Asia and Far East.

The best Russian and foreign fruit plants which were partly bred out by the Garden’s staff, grow in the orchard.

Tropical and subtropical plants can be seen at the hothouses of the Garden Affiliated Societies. These hothouses are located at the exact place of the “chemists’ garden” laid out in 1706 by Peter the Great. The Moscow University acquired its ownership over the garden in 1805. With the building of the new premises for the Moscow State University and the laying out of new Garden, the former Botanical Garden, a historical and cultural monument of Moscow, became its branch. The hothouse collections go back to the late 18th century and are of great scientific value.

Ботанический сад Московского государственного университета

Ботанический сад МГУ имени М.В.Ломоносова является одним из старейших ботанических учреждений нашей страны (основан в 1706). Он широко известен своей научной и образовательной деятельностью. Во время строительства новых помещений МГУ на Ленинских горах(Воробьевых) был заложен новый сад университета. Более 6000 видов и сортов растений были высажены на территории в 40 га .

Много исследований ведутся в саду; его коллекция обеспечивает практическую и учебную базу для кафедры биологии Московского университета и других высших учебных заведений в Москве. Кроме того, ученые и студенты, посетители также наслаждаются экскурсионными турами этого замечательного острова живой природы. Он вводит их в разнообразный мир растений. Кафедра садоводства на Воробьевых горах (дендрарий, участок горных растений, участки полезных растений, декоративных растений и фруктовых садов) демонстрируют своё разнообразие растений для посетителей и показывают деятельность человека в ботанике. Дендрарий имеет коллекцию разных видов и форм деревьев и кустарников, живущих свыше 1000 лет. Также дикие травянистые растения представлены здесь. Богатый опыт в развитии парков был накоплен специалистами в дендрарии. Участок горных растений был сооружён на географической основе и содержит более 1000 видов альпийских растений Карпат, Крыма, Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока. Лучшие русские и зарубежные плодовые растения, которые были частично выведены сотрудниками Ботанического Сада, растут в саду. Тропические и субтропические растения можно увидеть в теплицах Садового филиала. Эти теплицы расположены на месте "аптеки сада", заложенного в 1706 году Петром Великим. Московская университет получил собственность на этот сад в 1805 году. При строительстве новых помещений для Московского государственного университета и заложения нового Сада, бывший Ботанический сад, памятник истории и культуры Москвы, стал его филиалом. Теплица коллекции вернулась в конце 18 века и имеет большое научное значение.

hello_html_3a3dc02d.jpg

hello_html_6a26036c.jpg

hello_html_m715ef57a.jpg

hello_html_m3469bd7c.png

Landscape design

Designers, agronomists, builders, psychologists carry out a landscape project. This collective work comes to the excellent result in a landscape design. There is an exhibition plot of land in Sheremetievo (12 km from Moscow), where customers can view the landscape design created and served by the company. The company provides interior of landscape design for private and corporative customers.

Do you want to have a beautiful landscape design on your plot of land?

Firstly, a landscape project is to carry out. Their specialist will come to your plot to get an order and to form a sketch by hand, then this specialist carries out a landscape project by hand or visualization by computer (AutoCAD, Photo Shop, 3D Max). The next is the realization of landscape design on the plot.

Landscape design is a result of human’s activity on a plot of land for creating beautiful views. Landscape design is a method of providing inside territories with artistic value. Landscape design has some styles.

Landscape style is a style of landscape design based on natural views without geometric figures, with flexible forms of garden constructions: paths and walks, pavilion, pergola, arch, - with flexible forms of garden water features: garden reservoirs, ponds, - with flexible forms of groups of landscape plants: trees, bushes, flowers in flower bed.

The company uses a landscape plants from their nursery that makes the process of greenery very quick and simple. These elements are well based on the hedge and lawn.

Elements of landscape design:

-  stony slope with garden or reservoir;

-  area for the rest with garden pavilion or other constructions between trees;

-  wall of stone with flowers or other rocks in a garden;

-  garden water features: spring, stream and pond or reservoir with garden rocks on the banks and bushes, flowers between them.

Landscape project is an artistic passport of a plot.

It’s important to project out beautiful views and isolate poor details, to take into account the wishes of the plot’s owner and opportunity of maintenance of the landscape project. One can have got not many landscape plants: trees, bushes, flowers – or elements of landscape design in the garden: flower-bed, pavilion, garden reservoir or pond, garden rocks – but everything is to be in harmony with each other.

Ландшафтный дизайн

Дизайнеры, агрономы, строители, психологи выполняют ландшафтные проекты. Эта коллективная работа даёт превосходный результат в ландшафтном дизайне.

В Шереметьево (12 км от Москвы) проходит выставка участков земли, где клиенты могут посмотреть ландшафтный дизайн, который создан и обслуживается компанией. Компания предоставляет интерьер ландшафтного дизайна для частных и корпоративных клиентов. Вы хотите иметь красивый ландшафтный дизайн на своем участке?

Сначала выполняется ландшафтный проект. На ваш участок приедет специалист, получит заказ и оформит эскиз от руки, затем специалист выполнит ландшафтный проект вручную или с помощью компьютерных программ (AutoCAD, PhotoShop, 3DMax). Следующим является реализация ландшафтного дизайна на участке. Ландшафтный дизайн-это результат человеческой деятельности на земельном участке по созданию красивого вида. Ландшафтный дизайн-это способ обеспечения художественной ценности внутри территории. Ландшафтный дизайн имеет несколько стилей. Пейзажный стиль-это стиль ландшафтного дизайна, основанный на естественных чертах природы без геометрических фигур, с гибкими формами садовых сооружений: дорожки и тропинки, беседки, перголы, арки, - с гибкими формами водных элементов сада: садовые бассейны, пруды, - с гибкими формами групп ландшафтных растений: деревья, кустарники, цветы в клумбе. Компания использует ландшафтные растения из своих питомников, что делает процесс озеленения очень быстрым и простым. Эти элементы могут быть основой для изгороди и газона.

Элементы ландшафтного дизайна:

- каменистый склон с садом или водоёмом;

- зона для отдыха с садовой беседкой или другими сооружениями между деревьями;

- стены из камня с цветами или другими породами в саду;

- водные детали сада: родник, ручей ,пруд или водоём с садом камней на берегу с кустарниками и цветами между ними.

Ландшафтный проект является художественным паспортом участка. Важно спроектировать красивый вид и изолировать

неприметные детали, принять во внимание пожелания владельца участка и возможность сохранить имеющийся ландшафт. Можно иметь немного ландшафтных растений: деревья, кустарники, цветы или элементов ландшафтного дизайна в саду: клумбы, беседки, бассейны или пруды, сад камней – но всё должно быть в гармонии друг с другом

hello_html_66170092.jpg

hello_html_m683a4299.jpg

hello_html_m7f43bc5c.jpg

hello_html_3bfb6129.jpg

ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ - это... Что такое ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ?


ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ
— изреженные леса естественного и искусственного происхождения, встречающиеся в различных зонах.

Словарь ботанических терминов. — Киев: Наукова Думка. Под общей редакцией д.б.н. И.А. Дудки. 1984.

Смотреть что такое "ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ" в других словарях:

  • ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ — тип разреженных лесов естественного и искусственного происхождения, расположенных в различных природных зонах (лесотундровое редколесье, тропические саванны и другие). Предназначен для сохранения уникальных природных комплексов и рекреационных… …   Экологический словарь

  • парковый ландшафт — Разреженные леса естественного происхождения в различных природных зонах, например, саванны тропиков или лесотундровое редколесье. → Рис. 241 …   Словарь по географии

  • Александрия (дворцово-парковый ансамбль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Александрия (значения). Александрия …   Википедия

  • Усадебно-парковый комплекс — Усадебно парковый комплекс  исторический природно архитектурный ансамбль, включающий в себя усадьбу и парковый ландшафт. Как правило, является непосредственно памятником истории и культуры, либо макетом. Рассматриваться как обязательная и… …   Википедия

  • Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Царицыно.  памятник архитектуры (федеральный) Дворцово парковый ансамбль …   Википедия

  • Петергоф (дворцово-парковый ансамбль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Петергоф (значения). Дворцово парковый ансамбль Петергоф …   Википедия

  • Дворцово-парковый ансамбль — Дворцово парковый ансамбль  произведение садово паркового искусства и архитектуры; масштабный, со значительной переработкой естественного ландшафта архитектурный ансамбль монархической или аристократической загородной резиденции, подчинённый …   Википедия

  • Садово-парковое искусство — Террасный парк Сан Суси …   Википедия

  • Рубцов, Леонид Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рубцов. Леонид Иванович Рубцов Дата рождения: 10 (23) марта 1902(1902 03 23) Место рождения: село Середа (Нерехтский уезд, Костромская губерния, Российская импер …   Википедия

  • Королевские ботанические сады в Кью — Координаты: 51°28′ с. ш. 0°17′ з. д. / 51.474667° с. ш. 0.295467° з. д.  …   Википедия

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о