Стиль или стилевое направление — Alian Company
Многим покажется, что стиль и стилевое направление – это одно и то же понятие, но на самом деле они обозначают совершенно разные явления. Разберемся с каждым понятием.
Барокко в интерьере и мебели: каждая деталь, цвет, форма — всё выдаёт свою причастность к этому стилюСтиль
Стиль массово проявляется во всех сферах жизни человека и оставляет след в его культурной, ремесленной деятельности. Это и архитектура, интерьер, мебель, одежда, обувь, украшения, музыка, литература и многие другие виды деятельности. Что формирует стиль? Конечно же, совокупность разных факторов – таких, как:
- Идеология (религия, местные устои)
- Понятие о красоте
- Материалы, технологии, инструменты, оборудование (или уровень научно-технического развития)
- Различные внешние факторы (география, политика, экономика)
К стилям можно отнести: античный, готика (стиль Средневековья), ренессанс (стиль эпохи Возрождения), барокко, классицизм, эклектика, модерн (стиль Нового времени) и некоторые другие.
Можно проследить некоторое сходство стилей во времени, и в этом нет ничего удивительного. Все новое – это, как говорится, хорошо забытое старое. Так, ренессанс, барокко и классицизм базировались на античном стиле; готика – была следствием камерного, жесткого восприятия себя европейскими народами, а модерн знаменовал крушение устоявшихся принципов, идеологии.
Понятие о стиле приходит спустя некоторое время, когда человечество, оглядываясь назад, делает соответствующие выводы, понимает, что определенная веха его развития пройдена и завершена. Именно тогда она и получает свое название.
Интерьер в скандинавском стиле (стилевом направлении)Стилевое направление
Стилевое направление, в отличие от стиля, проявляется в одной или нескольких сфер деятельности человечества. Так, например, ампир и рококо – это направления, которые появились внутри стиля барокко. Например, ампир, или «имперский стиль», проявил себя в архитектуре, интерьере, мебели и одежде.
К стилевым направлениям относятся: неоготика, лофт, хай-тек, минимализм, поп-арт, кантри, стимпанк, этника (этнический стиль), постмодернизм, минимализм, функционализм, кубизм, бохо и другие.
Минимализм в интерьере: минимум форм, всё сосредоточено на игре цвета и геометрии, а акцент, главное — это «воздух» и «пространство»Мы живем в эпоху, когда нет единого стиля – мы окружены многочисленными стилевыми направлениями и стилями прошлого. Правда, с развитием новых технологий, появлением новых материалов и оборудования у нас появилась возможность создать несколько новых стилевых направлений, которые потом могут стать стилем. Но об этом мы расскажем гораздо-гораздо позже…
Стиль лофт изначально появился в Штатах, когда представители богемы стали выкупать промышленные здания (заводы, фабрики) и обустраивать их под жилье и творческие мастерскиеСтиль фьюжн (fusion) в интерьере идеален для творческих личностей, ведь он позволяет комбинировать разные между собой по стилю и цвету объектыВид на Кёльнский собор в Германии (справа). Стиль — готикаПоделиться ссылкой:
Похожее
Стили и направления моды. | Журнал Ярмарки Мастеров
С изменением образа жизни человека меняется и мода. Пройдя сквозь века, она превратилась из мелкого ремесла через высокое искусство в целую науку. И как подобает любой науке, мода выработала свою терминологию. И если слова «классика» и «романтика» более или менее понятны, то для понимания слов кежуэл, нью-эйдж и гламур нужен как минимум словарь.
Все эти словечки обозначают названия стилей, которые сформировались за множество лет. А мода ХХ и ХХІ столетий пока единственный пример в истории костюма, когда моделирование выработало такое их разнообразие.
Основные стили
В своеобразной системе моды выделяют четыре основных стиля (классический, романтический, фольклорный и спортивный), каждый из которых имеет свои разновидности.
Классический стиль уже давно шагает по подиумам под девизом «Все есть и ничего лишнего» и сдавать свои позиции не собирается. Классика предполагает отсутствие нефункциональных деталей, украшений ради украшений, ярких цветов. Изменения моды касаются в основном тканей и цветовой гаммы. Типичные представители классики: английский костюм из твида или джерси, прямые со стрелками брюки, прямая не длинная и не короткая юбка, белая без лишних деталей блуза, туфли-лодочки и в тон сумка средних размеров, обязательно из натуральной кожи. Классический стиль всегда ассоциируют с Chanel. Туфли с мысом другого цвета, контрастирующего с основным, и стеганая сумка-конверт с ремешком-цепочкой от Chanel стали символом классики. Сегодня классический стиль плавно перешел в деловой, и обычно его выбирают женщины, активно занимающиеся бизнесом или политикой.
Романтический стиль, в отличие от классического, вобрал в себя весь арсенал украшений и деталей: цветы и драпировки, изящные вышивки и кружева, оборки и банты, рюши и воланы. Этот стиль предполагает сложные конструкции, необычные фактуры, яркие цвета. Романтика очень разнообразна. Яркий представитель этого направления «Е:го Величество» гламур (от англ. glamour — обаяние, шарм). Основные признаки: роскошные ткани и украшения, узкие и прилегающие силуэты, декольте, открытые туфли на высоких каблуках некоторая манерность или жеманность. Предшественником гламура можно считать стиль new look, который характеризует одежду конца 40-х начало 50-х годов и который обычно связывают с творчеством Кристиана Диора. New look появился взамен надоевшей простой одежды военного времени. Он отличался гиперженственностью: покатые узкие плечи, акцентированная грудь, осиная талия и широкие бедра, создаваемые многочисленными нижними юбками. Начало ХХІ века смело можно назвать временем гламура. Не обошел этот стиль и новый сезон осень-зима 2006. Дизайнеры не сомневаются, что ключевым цветом нового сезона станет коронный цвет гламура — золотой. Он подойдет как для вечерних туалетов (платья от Ralph Lauren, Victor & Rolf, Gucci), так и для повседневной одежды (жакет от Pacco Rabanne, свитер от Cacharel).
Представителем романтики является и бельевой стиль, использующий элементы, декор и цветовую гамму женского нижнего белья. Существует этот стиль еще со времен чеховских героинь, которые носили белые летние платья из батиста, льна и муслина, с кружевом и вышивкой «белым по белому». Сегодня одежда, похожая на нижнее белье, регулярно появляется на подиумах. В своей новой коллекции Alexander McQueen представил многослойное белое платье с завышенной талией с верхним слоем из черного кружева и к нему сапоги на шпильке с рисунком, имитирующим кружево.
Вамп и baby doll — стили, противоположные по своей сути, — превратились в целые женские образы. Стиль вамп отличается мистической сексуальностью — черный цвет, контраст фактур (бархат и кружево, кожа и шелк), демонстрация форм с помощью глубоких декольте и разрезов. Дополняют образ красные губы и длинные ярко-красные ногти. Стиль появился в 30-е годы в Голливуде. Достаточно вспомнить актрис Гретту Гарбо, Марлен Дитрих, Мэй Уэст. Женщины в стиле baby doll носят одежду, похожую на наряды маленьких девочек: платья с завышенной талией ярких расцветок, рукава-фонарики, многочисленные оборки и рюши.
Развитие в конце 70-х клубной культуры дало начало стилю диско. Его атрибуты: яркие крупные металлические украшения, блестки и стразы, топы и джинсы, расшитые бисером, крупные печатные рисунки.
В 20-х годах большой популярностью пользовался стиль гарсон (от фр. garson — мальчик). Он характеризовался мужскими элементами одежды и аксессуаров, короткой стрижкой и плоской мальчишеской фигурой. Женщины носили мужские смокинги и жакеты, брюки-гольф, узкие платья с декольтированной спиной и чулки из искусственного шелка. Позже гарсон плавно перешел в
Фольклорный или этнический стиль подразумевает придание современной одежде черт национального и традиционного костюма. Использование в дизайне одежды, обуви и аксессуаров традиционной культуры Индии, Китая или Японии отличает ориентальный стиль. Стиль гаучо основан на традиционном костюме пастухов Латинской Америки. Типичные вещи: брюки-гаучо (широкие до колен или чуть ниже, украшенные по низу тесьмой, бахромой или вышивкой) и пончо. Основные детали стиля кантри: джинсы, сапоги-казаки, кожаные и замшевые куртки с бахромой на рукавах. В этом сезоне дизайнеры использовали элементы традиционного костюма двух стран. Вещи в клетку-шотландку, гордость англичан, есть в коллекциях чуть ли не всех дизайнеров: юбки-килты у Moschino Cheap & Chic, ансамбли в стиле шотландских костюмов ХIХ века у Alexander McQueen, вечернее платье у Ralph Lauren, пальто у Marc Jacobs‚ MaxMara, Burberry. Не обошли дизайнеры и национальный украинский костюм. На показе Givenchy модели с прическами а-ля Юлия Тимошенко дефилировали в белых блузах, имитирующих украинские вышиванки.
Спортивный стиль изначально складывался на основе одежды для профессионального спорта, экипировки одежды, униформ, а потом постепенно трансформировался в стиль кежуэл (от англ. casual — случайный, небрежный). Зародился стиль в 30-х годах, хотя термин появился позже, в 60-х. В основе кежуэл лежит одежда для свободного отдыха, прогулок и занятий спортом. Ассортимент стиля включает практически все виды неформальной одежды: куртки, джинсы, майки, комбинезоны, различной формы брюки, кепки, ботинки, кроссовки, мокасины. Одежда обычно шьется из недорогих тканей ярких расцветок. Характерно большое использование молний, крючков, липучек. Кежуэл стал основным направлением для демократичных марок (Benetton, Gap и др.), хотя и именитые дизайнеры уделяют ему достаточно внимания. В сезоне осень-зима 2006 на пике тенденций снова окажутся куртки на пуху и не только в качестве экипировки для зимнего отдыха. Фасоны самые разнообразные — от элегантного пальто, как у Victor & Rolf, до приталенных, в форме пиджака с поясом как у Just Cavalli.
С большой периодичностью на подиумах появляется одежда в стиле милитари. Этот стиль использует военную атрибутику (прежде всего форму) разных стран в гражданской одежде. Появился он еще в ХIХ веке, когда в военное время, на волне патриотизма дамы украшали свои туалеты аксельбантами, стилизовали шляпки под гусарские головные уборы и офицерские треуголки.
Морской стиль, появляющийся практически в каждой летней коллекции, основан на униформе моряков, использует морские цвета и морскую атрибутику. Законодательницей этого стиля стала сама Коко Шанель, одевшая женщин в блузы с матросским воротником и юбки в складку.
Антимодные стили
К антимоде обычно относят все неформальные стили, которые изначально идут вразрез с основной модой. Обычно впоследствии эти стили избавляются от приставки «анти-» и становятся просто модными тенденциями. Типичным представителем антимоды является стиль хиппи, возникший в середине 60-х. Молодые люди, протестуя против общепринятой моды, одевались в рваные джинсы, длинные юбки, романтические струящиеся блузы с этническими мотивами. Однако очень скоро из антимоды этот стиль превратился в моду. Даже самые благополучные предпочитали носить длинные джинсовые юбки и украшать себя африканскими бусами и браслетами из Индии.
В конце 70-х на смену хиппи пришел стиль панк. Этот стиль соединил в себе анархические настроения и желание шокировать общество. Ключевое слово для понимания этого стиля — «помойка». Отличительными признаками стиля стали рваные и старые вещи, несколько слоев одежды, использование металлических цепей и заклепок в качестве аксессуаров. Образ панка дополняли яркий грим, пирсинг и знаменитая прическа ирокез. Авторство стиля панк приписывают дизайнеру Вивьен Вествуд, которая не изменяет этому стилю и сегодня.
В конце 80-х под влиянием творчества группы «Nirvana» сформировался стиль гранж. Надевая старые рваные вещи, одну на другую и часто неподходящего размера, музыканты и их поклонники демонстрировали полное равнодушие к устоявшимся нормам и приличиям. В 1993 году дизайнер Марк Джакобс вывел стиль гранж на подиум. Манекенщицы были одеты в огромные рубахи из фланели, вытянувшиеся свитера и массивные армейские ботинки, и все это в сочетании с тонкими платьями в цветочек, стилизованными под старье с блошиного рынка. В Британии и на улицах, и на подиуме стиль гранж соединился со стилем нью-эйдж, который предполагает свободное смешение мотивов разных культур и стилей в рамках одного костюма. Новый сезон осень-зима 2006 не обошелся без антимодных элементов. Не изменяя своим традициям, Джон Гальяно одел на манекенщиц массивные цепи с крестами, черные очки в поллица, черные повязки.
Сегодня отношение к моде выражается скорее в устранении границ между стилями и создании своих собственных. Если в авторской вечерней моде царят золото, вышивки и шлейфы, то в варианте гардероба для ночного клуба соединяются элементы спортивной одежды, стилей диско и панк, а для работы в офисе выбирается классика. Единственное условие — чувство меры.
Стили изобразительного искусства
Как развивалась мировая живопись? Каковы основные стили изобразительного искусства? В чем разница между Рафаэлем и Пикассо?
За последние пять веков изобразительное искусство несколько раз кардинально менялось. Оно прошло путь от подражания иконам и привязанности к религиозным сюжетам до сумасшедших экспериментов с формой и цветом и бешеных фантазий.
Хронологически основные стили живописи можно разделить следующим образом.
1) Ренессанс (Возрождение) — господствующее течение в Европе XV-XVI вв. Порывало со Средневековьем, опиралось на греческие и римские образцы, культивировало человеческое тело, гармонию природы. К этому стилю относят Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело – их имена дадут позже черепашкам Ниндзя.
2) Барокко – живопись XVI-XVII вв. периода рассвета европейской цивилизации. Отличается пышностью, броской цветистостью, динамичностью. Яркие представители – Рубенс, Караваджо, Рембрандт.
3) Рококо – жанр XVIII века, логическое продолжение барокко. Этот стиль отказывается от изобилия, тяжеловесности и перегруженности барокко, стремясь к легкости и изяществу. Насыщенность цвета сменяется легкими белыми и розовыми оттенками. Представители – Буше, Ватто, Тьеполо.
4) Классицизм – господствующее течение в Европе XVII-XIX вв. Выросло из Ренессанса, опиралось на античные образцы, культивировало стройность, упорядоченность, создавало систему правил и табу. К классицизму относят картины Пуссена, Менгса, Лебрена.
5) Романтизм. На смену строгим формам и правилам в начале XIX века пришел романтизм. Стали важны не устоявшиеся идеалы, а индивидуальные переживания, мир грез, раскованность и эмоции. Делакруа, Тернер, Гойя, Гро, Айвазовский – их картины заставляют биться сердце даже неискушённого зрителя.
6) Неоклассицизм – в XIX веке не все согласились порывать с традициями. Жак-Луи Давид и Энгр вновь обратились к античности за источниками вдохновения.
7) Импрессионизм – в середине XIX века французские художники вовсе отказались от какой-либо ясности и четкости в живописи. Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей – каждый из них по-своему выступил против академизма предыдущих школ, обогатив живопись новой техникой.
8) Постимпрессионизм – к концу XIX века живописцы зашли еще дальше, став извращать реальность на свой вкус. Ван Гог, Гоген, Тулуз Лотрек, Сёра перестали гнаться за какой-либо правдоподобностью и представили мир таким, каким его видели.
9) Модернизм – к началу XX вв. модернисты окончательно порвали с реальностью и стали рисовать невообразимые картины, плоды своих фантазий. Каждый художник рождал целое течение: Пикассо — кубизм, Дали — сюрреализм, Мунк — экспрессионизм, Кандинский и Малевич – абстракционизм. Многие из них также породили отдельные направления живописи (супрематизм, фовизм, дадаизм), но все они уживаются под определением модернизма.
Основные стилевые направления: классический стиль
Третье из основных стилевых направлений, которое мы рассмотрим, несёт в себе ощущение чёткости, правильности, сдержанности, лаконичности и спокойствия. Это классический стиль, самый строгий, консервативный — и самый элегантный.
Статьи по основным стилевым направлениям я пишу по материалам вводного видеокурса Школы образных решений IDEA-Class с разрешения авторов курса. Все иллюстрации взяты из материалов курса.
В отличие от бурных страстей драматического стиля и позитивных эмоций наивной романтики, мы не найдём эмоционального окраса в одежде «классиков» (буду периодически использовать сленг стилистов, привыкайте 🙂 «Драматик», «наивный романтист», «классик» — представители основных стилевых типажей). Классический костюм устанавливает границы, структурирует возможности взаимодействия с его обладателем, формализует такое взаимодействие. Мы чувствуем некоторый холодок и дистанцию. Иерархию. Нам может даже показаться, что перед нами — элемент системы в первую очередь, и лишь затем — личность. Но вместе с тем мы ощущаем покой, уверенность, стабильность и безопасность, которые не сможем ощутить рядом с провокативной дерзостью драматика или ребяческим озорством наивного романтика. И, несмотря на лаконичность кроя и отсутствие роскоши, элегантность классического стиля ассоциируется у нас с аристократизмом королевской семьи.
Основные цвета классического стиля — это серый, сдержанный синий, бежевый, бордовый, белый, светло-жёлтый (оттенок шампанского, белого вина), чёрный (в небольших пропорциях). Также здесь можно встретить все оттенки с серым пигментом: серо-сиреневые, серо-зеленые, серо-синие и т.д.
Классический стиль строится на простых, даже аскетичных формах. Симметричность, пропорциональность вещей в комплекте и деталей каждой вещи очень важна. Здесь не может быть заметного декора. Крой использует геометрическое детали, четкие складки, отстрочки. Вещи, которые мы сразу отнесём к классическому стилю — это костюмы «двойки», «тройки», простые платья-футляры, юбки плиссе, брюки со стрелками. Костюмы в стиле Шанель — Коко Шанель, кстати, можно назвать основоположницей современного классического стиля в женском гардеробе. Тут же следует сказать, что все заимствования из мужского гардероба — брюки, жилеты, галстуки, наручные часы, фуражки и кепи, а также мужские стрижки — несут печать классического стиля (в большей или меньшей степени — зависит от цвета, фактуры и рисунка конкретной вещи; розовые пластмассовые наручные часики с медвежонком на циферблате к классическому стилю мы отнести уже не сможем, несмотря на исторические корни этого аксессуара).
Фактуры — в первую очередь гладкие, матовые, непрозрачные. Допустим лёгкий сатиновый блеск. Может быть костюмная шерсть, как на жакетах Шанель. Гладкий трикотаж, твид, матовый шёлк, кашемир тоже широко используются в этом стилевом направлении.
Хотя в классической одежде преобладают однотонные ткани, есть несколько принтов, которые прочно ассоциируются у нас с классикой: клетка, «ёлочка», не широкая и не слишком контрастная полоска, «куриная лапка» (пье-де-пуль), мелкая крапинка, твидовый рисунок.
Чтобы лучше прочувствовать атмосферу классического стиля, узнать о его предшественниках в крупные исторические эпохи, посмотреть больше примеров подиумных образов и сеты от профессиональных стилистов, рекомендую оформить подписку на бесплатные видеолекции курса «7 волшебных нот стиля». А потом, для закрепления полученных знаний, предлагаю сделать свой коллаж или мудборд по классическому стилю (например, тут) и поделиться ссылкой в комментариях. С удовольствием отвечу на ваши вопросы 🙂
Основные стилевые направления/Натуральный (естественный, спортивный) стиль
4. Натуральный (естественный, спортивный) стильЭто спортивный, компанейский, самостоятельный человек. Он энергичен, общителен, ведёт активный образ жизни.
Женщина естественного типа все успевает, может одновременно варить суп, помогать ребенку с уроками, отвечать по телефону на расспросы свекрови и утешать лучшую подругу.
Она принимает быстрые решения, которые поражают своей простотой и всегда оказываются правильными.
Спорт – часть ее жизни. Здоровое питание, чистый воздух, витамины – вот что заботит ее. Внешне она подтянута, моложава, раскованна, демократична.
Мужчина естественного типа, как и традиционалист, консервативен, но в своем роде.
Он прост в общении, “свой парень”, терпеть не может галстуки и официоз. Для него самая оптимальная одежда – джинсы и свитер.
Футболки и толстовки, трикотажные фуфайки, ветровки и свободные брюки с накладными карманами – весь его арсенал.
Любимая обувь – кроссовки или ботинки на мягкой подошве.
Когда требуется выглядеть более официально, он, вероятно, наденет свободный пиджак из шерсти или букле с водолазкой либо с трикотажным джемпером.
Этот мужчина носит короткую стрижку и гладко бреется.
Из аксессуаров предпочитает спортивные часы с таймером и компасом на пластиковом или кожаном ремешке, большую, вместительную сумку, рюкзак.
Женщина любит простые в уходе стрижки, часто короткие, не нуждающиеся в средствах для укладки, не приемлет лака для волос.
Цвет волос обычно естественный, с выгоревшим эффектом, но возможны и более модные нюансы.
Она не жалует декоративную косметику, для нее главное – здоровый цвет лица и хорошее состояние кожи.
Если приходится делать макияж, то она слегка подкрасит ресницы и губы (блеском или помадой натурального тона).
Основные критерии в выборе одежды – удобство, практичность, комфорт, функциональность.
Ткани преимущественно натуральные, иногда с небольшим содержанием искусственных и эластичных волокон.
Во всём облике такой женщины чувствуются непринуждённость, простота, лёгкая небрежность.
Большинство вещей – в стиле unisex или в духе американизированной молодежной моды.
Цветовая гамма обширна – от ярких до натуральных, “экологических” цветов.
Фаворит в одежде – брюки разных видов, особенно джинсы (и вообще джинсовый стиль).
Много трикотажа: всевозможные футболки, свитеры, джемперы, свободные рубашки, толстовки.
Любимая верхняя одежда – ветровка и куртка. На всех вещах множество карманов, молний, липучек.
Женщинам этого типа нравятся большие свитеры ручной вязки в скандинавском стиле, лыжные комплекты (вязаные шарф и шапочка).
Юбки – простые, прямой или трапециевидной формы, как правило, короткие, однако носятся редко.
Для деловой обстановки женщина выберет спортивного стиля пиджак (без жёстких прокладок, с накладными карманами), надетый на трикотажную майку или рубашку мужского типа, либо трикотажный комплект с длинной юбкой или брюками.
Обувь – комфортная, мягкая, без каблука либо на устойчивом каблуке: замшевые полузакрытые туфли, спортивные ботинки, кроссовки.
Вечерний туалет для неё всегда проблема. Возможны брючный костюм с нарядным топом или простое облегающее платье-майка и серьги.
Сумки – мягкие, объёмистые; в центре внимания – рюкзак.
Эта женщина носит мужские кепки, бейсболки, спортивные шапочки, часы спортивного стиля – с таймером, компасом, водонепроницаемые.
Ей не чужды этнические украшения.
“Ловушка” стиля – опасность выглядеть небрежно. Имея невыразительный вид, легко затеряться в толпе. Вы рискуете прослыть человеком без особой фантазии, без “изюминки”. Дополните естественный стиль романтическим, и ваш образ обретёт элегантность и лёгкий шарм.
Фирмы, выпускающие одежду естественного стиля: Benetton, Lacoste, Gap, Calvin Klein и др.