Дом архитектора Соловьёва или Готический особняк Маргариты в Малом Ржевском
Всего 47 фото
Давно я хотел сделать ряд репортажей о готических особняках района Арбата и Патриарших прудов, которые «булгаковеды» причисляют к возможным адресам проживания небезызвестной героини романа «Мастер и Маргарита»… Кстати, у меня всегда вызывает жуткую тоску — необходимость просто и банально описывать архитектуру Старой Москвы, отмечая лишь имена архитекторов, даты, прежних и нынешних владельцев и то, что было утрачено в советское время) Всегда хочется найти веский и любопытный повод прикоснуться к тайнам, легендам и преданиям Старой Москвы, прочувствовать их. Бессмертное произведение Михаила Булгакова подарило нам одну из таких ярких возможностей. И, хотя, наиболее вероятный адрес «особняка Маргариты» у дотошных исследователей давно уже определен, я, все же, не могу не использовать существующие и лелеемые почитателями Булгакова версии для погружения в контекст этого таинственного, мистично-иронично-сатирического и захватывающего художественного произведения Мастера. Ранее я не рассказывал об этих особняках, но когда-то же надо начинать!) Так, что первым кандидатом, согласно народной молве, у нас будет Дом архитектора С.У. Соловьёва по адресу Малый Ржевский переулок, дом 6.
Дом Соловьёва расположен на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков. Его окружение также крайне примечательно — напротив находятся особняки сибирского золотопромышленника И.И. Некрасова в стиле модерн (на фото слева) и особняк екатеринодарского купца М.А. Тарасова в неорусском стиле по Хлебному переулку, а напротив — под 45 градусов — Российская академия музыки имени Гнесиных с концертным залом внешне видимое как выступающая вперёд левая часть комплекса зданий с парадным входом обрамлённое двумя парами полуколонн с оригинально решёнными композитными капителями в стиле сталинского классицизма… Однако, об особняке Соловьева!
02.
На рубеже XIX-XX веков Москва являлась средоточием проявления как достижений технического мирового прогресса, дававшего небывалый уровень комфорта и ощущения новизны, так и необычайного стремления к красоте во всех областях её проявления. Увлечение всем французским было очень модным и всеобъемлющим явлением. «Новый стиль» (модерн) захватывал всё и вся. Посещение Всемирной Парижской выставки 1900 года всерьёз переменило творческое мировоззрение не только многих русских художников, но и архитекторов, таких как академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьёва, находившегося на взлёте своей творческой карьеры.
03.
Академик архитектуры — Сергей Устинович Соловьёв.
04.
Сергей Устинович и Мария Петровна Соловьёвы. Париж, 1900 (Фотоархив М.В. Золотарёва).
В экспозиции Русского отдела выставки уже фигурировал небольшой павильон-киоск в русском стиле, исполненный (предположительно) по его проекту для московских чаеторговцев Перловых.
05.
Конец XIX столетия ознаменовался ростом популярности идеи индивидуального жилища. Возможно, уже тогда возникла у Соловьёва мечта о собственном доме-особняке, вполне удобном для жилья и работы, насквозь проникнутом духом творчества. На фоне нарастающей урбанизации парадоксальным образом оказывался востребован тип городской виллы, близкий традициям московской городской усадьбы. Разумеется, строительство и обустройство такого домовладения было делом затратным. Поэтому первыми произведениями в этом жанре стали дома представителей наиболее состоятельной части буржуазии – Морозовых, Рябушинских, Кузнецовых, Якунчиковых.
Однако, довольно скоро в Москве появляются собственные дома архитекторов – как отклик на соответствующую европейскую тенденцию. Более скромные по размерам и оформлению, эти постройки, в числе которых следует назвать дом Фёдора Шехтеля в Ермолаевском переулке и особняк Льва Кекушева на Остоженке, в художественном отношении не уступают виллам промышленников и банкиров. Современник, петербургский архитектор и критик Борис Николаев, не без сарказма констатировал в начале 1900-х: «Волна новых художественных идей в Европе… отразилась и здесь, и вылилась в весьма своеобразную форму. Особенно – особняки…». Это можно всецело отнести и к собственному дому архитектора Соловьёва, выстроенному на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков в 1901-1902 годах.
06.07.
08.
С. Соловьёв. Проект собственного дома, 1901. Фасады.
09.
С. Соловьёв. Проект собственного дома, 1901. Фасады.
Как мы сейчас видим, красивейшее четырехчастное окно фасада здания выходящего в Хлебный переулок, скорее всего уничтожено…
Оно и крайнее правое окно особняка закрыто уродливыми металлическими жалюзи.
С уверенностью в облике московской постройки опознаются черты двух знаковых произведений раннего франко-бельгийского модерна – дом-студия архитектора Поля Анкара в Брюсселе и доходный дом «Кастель Беранже» Гектора Гимара в Париже. Московская постройка напоминает парижскую щипцовым завершением фасада, «ползущими» по диагонали окнами, которые выдают в экстерьере местоположение лестницы, интригующим сочетанием гладко оштукатуренных поверхностей (имитирующих каменные детали) с фактурой облицовочного кирпича и пластичными металлическими элементами. Что же касается брюссельского прототипа дома Соловьёва, то здесь стоит говорить о прямом цитировании фасадной композиции ателье Анкара.
10.
Московский зодчий изящно «вплетает» её в свой проект, усиливая романтический флёр посредством скульптурного декора, выполненного Николаем Андреевым. Его «Лев» (скульптурный горизонтальный рельеф справа от парадного входа) «в стиле модерн» акцентирует личную, индивидуальную независимость, и спектр значений этого образа становится гораздо шире – в интерпретации знаменитого скульптора — это гибкий стремительный хищник.11.
Слева от парадного входа – отверстие для корреспонденции сбоку от входной двери – оно оформлено в виде стилизованной летучей мыши, расправившей крылья.
12.
13.
14.
В замысловатых узорах круглых медальонов под нависающим карнизом заключены даты строительства дома — частично арабскими, частично римскими цифрами: «1-9-0-1» и «MD-CC-CC-II» («1902»).
15.
Майоликовые медальоны.
16.
17.
18.
Автоматические ворота особняка.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Изящные кованые кронштейны, поддерживающие вынос кровли особняка.
25.
26.
Трехчастное окно особняка Соловьёва, выходящее на Малый Ожевский переулок.
Внушительное трёхчастное окно по бокам украшено волютами…,
27.
28.
…а под ним — значительным по площади панно, выложенных майоликовой зелёно-аквамариновой рельефной плиткой с растительным рисунком…
29.
На фасаде по Малому Ржевскому переулку преобладают арочные окна. Вот одно из них — с венчающей арку химерой.
30.
31.
32.
33.
а на фасаде по Хлебному переулку разворачивается целая сюита символических образов, намекающих на атмосферу творчества и красоты, царящую в стенах особняка.
34.
Авторство же керамических деталей достоверно не установлено, хотя можно не сомневаться в том, что их изготовителем был завод «Абрамцево» за Бутырской заставой, названный его владельцем, Саввой Мамонтовым, в честь своей прославленной усадьбы. Исследователи предполагают возможность использования в качестве эскизов работ различных живописцев – от Марии Якунчиковой-Вебер и Михаила Врубеля до Виктора Васнецова.
35.
Атрибуция авторства пейзажного панно М. Якунчиковой впервые была сделана В.М. Петровой в её диссертации, посвящённой керамическому убранству архитектуры конца XIX-начала XX в. Альтернативная гипотеза была выдвинута М.В. Нащокиной, которая на основании сходства мотива панно с одной из акварелей М. Врубеля предположила, что автором эскиза мог быть именно этот мастер. Версия о причастности к созданию панно В. Васнецова хранится как семейное предание наследниками С. Соловьёва. Надо признать, что из этих трёх гипотез две последние вызывают наименьшее доверие.
36.
Это керамическое панно с видом античных руин при лунном свете и расположенная ниже барельефная головка Афины Паллады, наглядно покровительствующей искусствам, которые представлены изображениями четырёх «муз» — ваяния, живописи, архитектуры и музыки, — также решённых в майолике.
37.
38.
39.
40.
41.
Интерпретация образа Афины, напоминающей не столько древнюю богиню, сколько олицетворение femme fatal (роковой женщины), чарующей и одновременно пугающей декадентов, фокусирует в себе противоречивость этических и эстетических стремлений эпохи. Однако не стоит забывать про контекст. Появление столь «демонического» лика в сопровождении цветов дурманящего мака и перепончатых крыльев (намекающих на сродство с «почтовой» летучей мышью при входе?) на доме добрейшего семьянина и умеренного в своих артистических дерзаниях московского архитектора было способно вызвать не столько мистический трепет, сколько растроганную улыбку.
Как показывают архивные чертежи, мысль о столь насыщенном художественно-декоративном убранстве дома возникла не сразу. Первоначально на месте керамических панно с пейзажем и олицетворениями искусств предполагались фигурные филёнки, служившие для архитекторов-эклектиков безотказным средством обработки и заполнения фасадной поверхности. Появление изобразительных мотивов не просто оживило облик здания, но и существенно откорректировало его стилистические характеристики, приблизив его к образцам московского модерна, щедро украшавшимся многоцветными керамическими мозаиками. К слову, самый знаменитый из них, отель «Метрополь», также украшен скульптурой вышеупомянутого Николая Андреева – его фриз «Времена года» лентой нескончаемого шествия мужских, женских, детских фигур опоясывает фасады здания.
Планировка дома отразила уклад жизни и специфику занятий домовладельца.
42.
Планы цоколя и 1-го этажа особняка Соловьёва
Входной вестибюль с парадной лестницей, ведущей на первый и второй этажи, вынесены в особую пристройку. На первом этаже главного объёма разместился рабочий кабинет архитектора с библиотекой и печью, облицованной кафелем; наверху – жилые комнаты и светлая чертёжная мастерская, в которой Сергей Устинович работал вместе со своими помощниками.
43.
44.
Интерьеры особняка Соловьёва (не сохранились).
В сентябре 1912 года архитектора не стало. Содержание дома, и прежде выходившее в копеечку, оказалось непосильным бременем для его вдовы с тремя юными дочерьми. Заложенный в Московском кредитном обществе ещё при жизни его строителя особняк было решено продать, а самим снять квартиру в только что возведённом доходном доме Филатовой на Арбате (т.н. «Доме с рыцарями»). К этому времени дом-студия в Малом Ржевском приобрёл репутацию одной из московских достопримечательностей. В частности, составители «Путеводителя по Москве», выпущенного в 1913 году для участников V съезда русских зодчих, сочли целесообразным поместить фото его фасада в числе наиболее значимых приобретений московской архитектуры последних лет.
Новым владельцем дома-студии Соловьёва стал также человек незаурядный, художник-график Павел Яковлевич Павлинов. К этому времени он, выпускник Морского кадетского корпуса, вольнослушателем посещавший классы Академии художеств, сделал окончательный выбор в пользу искусства и, выйдя в отставку, поселился в Москве. С 1914 года Павлинов входит в состав Московского Товарищества художников, а в грозном 1918-м возглавляет его. Дом в Малом Ржевском в этот период не только служит местом проведения художественных вечеров, собраний Товарищества, но и продолжает функционировать как творческая мастерская — только уже не архитектурная, а печатная ксилографическая. В 1920-х Павел Яковлевич снискал известность как мастер книжной иллюстрации и преподаватель ВХУТЕМАСа.
45.
Художник-график Павел Яковлевич Павлинов
Павлиновы прожили в доме до 1921 года, хотя владение столь приметной недвижимостью в Москве стало опасным сразу после прихода к власти большевиков. По данным на 1923 год, по адресу
Дом архитектора Соловьёва или Готический особняк Маргариты в Малом Ржевском
Всего 47 фото
Давно я хотел сделать ряд репортажей о готических особняках района Арбата и Патриарших прудов, которые «булгаковеды» причисляют к возможным адресам проживания небезызвестной героини романа «Мастер и Маргарита»… Кстати, у меня всегда вызывает жуткую тоску — необходимость просто и банально описывать архитектуру Старой Москвы, отмечая лишь имена архитекторов, даты, прежних и нынешних владельцев и то, что было утрачено в советское время) Всегда хочется найти веский и любопытный повод прикоснуться к тайнам, легендам и преданиям Старой Москвы, прочувствовать их. Бессмертное произведение Михаила Булгакова подарило нам одну из таких ярких возможностей. И, хотя, наиболее вероятный адрес «особняка Маргариты» у дотошных исследователей давно уже определен, я, все же, не могу не использовать существующие и лелеемые почитателями Булгакова версии для погружения в контекст этого таинственного, мистично-иронично-сатирического и захватывающего художественного произведения Мастера. Ранее я не рассказывал об этих особняках, но когда-то же надо начинать!) Так, что первым кандидатом, согласно народной молве, у нас будет Дом архитектора С.У. Соловьёва по адресу Малый Ржевский переулок, дом 6.
Дом Соловьёва расположен на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков. Его окружение также крайне примечательно — напротив находятся особняки сибирского золотопромышленника И.И. Некрасова в стиле модерн (на фото слева) и особняк екатеринодарского купца М.А. Тарасова в неорусском стиле по Хлебному переулку, а напротив — под 45 градусов — Российская академия музыки имени Гнесиных с концертным залом внешне видимое как выступающая вперёд левая часть комплекса зданий с парадным входом обрамлённое двумя парами полуколонн с оригинально решёнными композитными капителями в стиле сталинского классицизма… Однако, об особняке Соловьева!
02.
На рубеже XIX-XX веков Москва являлась средоточием проявления как достижений технического мирового прогресса, дававшего небывалый уровень комфорта и ощущения новизны, так и необычайного стремления к красоте во всех областях её проявления. Увлечение всем французским было очень модным и всеобъемлющим явлением. «Новый стиль» (модерн) захватывал всё и вся. Посещение Всемирной Парижской выставки 1900 года всерьёз переменило творческое мировоззрение не только многих русских художников, но и архитекторов, таких как академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьёва, находившегося на взлёте своей творческой карьеры.
03.
Академик архитектуры — Сергей Устинович Соловьёв.
04.
Сергей Устинович и Мария Петровна Соловьёвы. Париж, 1900 (Фотоархив М.В. Золотарёва).
В экспозиции Русского отдела выставки уже фигурировал небольшой павильон-киоск в русском стиле, исполненный (предположительно) по его проекту для московских чаеторговцев Перловых.
05.
Конец XIX столетия ознаменовался ростом популярности идеи индивидуального жилища. Возможно, уже тогда возникла у Соловьёва мечта о собственном доме-особняке, вполне удобном для жилья и работы, насквозь проникнутом духом творчества. На фоне нарастающей урбанизации парадоксальным образом оказывался востребован тип городской виллы, близкий традициям московской городской усадьбы. Разумеется, строительство и обустройство такого домовладения было делом затратным. Поэтому первыми произведениями в этом жанре стали дома представителей наиболее состоятельной части буржуазии – Морозовых, Рябушинских, Кузнецовых, Якунчиковых.Однако, довольно скоро в Москве появляются собственные дома архитекторов – как отклик на соответствующую европейскую тенденцию. Более скромные по размерам и оформлению, эти постройки, в числе которых следует назвать дом Фёдора Шехтеля в Ермолаевском переулке и особняк Льва Кекушева на Остоженке, в художественном отношении не уступают виллам промышленников и банкиров. Современник, петербургский архитектор и критик Борис Николаев, не без сарказма констатировал в начале 1900-х: «Волна новых художественных идей в Европе… отразилась и здесь, и вылилась в весьма своеобразную форму. Особенно – особняки…». Это можно всецело отнести и к собственному дому архитектора Соловьёва, выстроенному на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков в 1901-1902 годах.
07.
08.
С. Соловьёв. Проект собственного дома, 1901. Фасады.
09.
С. Соловьёв. Проект собственного дома, 1901. Фасады.
Как мы сейчас видим, красивейшее четырехчастное окно фасада здания выходящего в Хлебный переулок, скорее всего уничтожено…
Оно и крайнее правое окно особняка закрыто уродливыми металлическими жалюзи.
С уверенностью в облике московской постройки опознаются черты двух знаковых произведений раннего франко-бельгийского модерна – дом-студия архитектора Поля Анкара в Брюсселе и доходный дом «Кастель Беранже» Гектора Гимара в Париже. Московская постройка напоминает парижскую щипцовым завершением фасада, «ползущими» по диагонали окнами, которые выдают в экстерьере местоположение лестницы, интригующим сочетанием гладко оштукатуренных поверхностей (имитирующих каменные детали) с фактурой облицовочного кирпича и пластичными металлическими элементами. Что же касается брюссельского прототипа дома Соловьёва, то здесь стоит говорить о прямом цитировании фасадной композиции ателье Анкара.
10.
Московский зодчий изящно «вплетает» её в свой проект, усиливая романтический флёр посредством скульптурного декора, выполненного Николаем Андреевым. Его «Лев» (скульптурный горизонтальный рельеф справа от парадного входа) «в стиле модерн» акцентирует личную, индивидуальную независимость, и спектр значений этого образа становится гораздо шире – в интерпретации знаменитого скульптора — это гибкий стремительный хищник.11.
Слева от парадного входа – отверстие для корреспонденции сбоку от входной двери – оно оформлено в виде стилизованной летучей мыши, расправившей крылья.
12.
13.
14.
В замысловатых узорах круглых медальонов под нависающим карнизом заключены даты строительства дома — частично арабскими, частично римскими цифрами: «1-9-0-1» и «MD-CC-CC-II» («1902»).
Майоликовые медальоны.
16.
17.
18.
Автоматические ворота особняка.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Изящные кованые кронштейны, поддерживающие вынос кровли особняка.
25.
26.
Трехчастное окно особняка Соловьёва, выходящее на Малый Ожевский переулок.
Внушительное трёхчастное окно по бокам украшено волютами…,
27.
28.
…а под ним — значительным по площади панно, выложенных майоликовой зелёно-аквамариновой рельефной плиткой с растительным рисунком…
29.
На фасаде по Малому Ржевскому переулку преобладают арочные окна. Вот одно из них — с венчающей арку химерой.
30.
31.
32.
33.
а на фасаде по Хлебному переулку разворачивается целая сюита символических образов, намекающих на атмосферу творчества и красоты, царящую в стенах особняка.
34.
Авторство же керамических деталей достоверно не установлено, хотя можно не сомневаться в том, что их изготовителем был завод «Абрамцево» за Бутырской заставой, названный его владельцем, Саввой Мамонтовым, в честь своей прославленной усадьбы. Исследователи предполагают возможность использования в качестве эскизов работ различных живописцев – от Марии Якунчиковой-Вебер и Михаила Врубеля до Виктора Васнецова.
35.
Атрибуция авторства пейзажного панно М. Якунчиковой впервые была сделана В.М. Петровой в её диссертации, посвящённой керамическому убранству архитектуры конца XIX-начала XX в. Альтернативная гипотеза была выдвинута М.В. Нащокиной, которая на основании сходства мотива панно с одной из акварелей М. Врубеля предположила, что автором эскиза мог быть именно этот мастер. Версия о причастности к созданию панно В. Васнецова хранится как семейное предание наследниками С. Соловьёва. Надо признать, что из этих трёх гипотез две последние вызывают наименьшее доверие.
36.
Это керамическое панно с видом античных руин при лунном свете и расположенная ниже барельефная головка Афины Паллады, наглядно покровительствующей искусствам, которые представлены изображениями четырёх «муз» — ваяния, живописи, архитектуры и музыки, — также решённых в майолике.
37.
38.
39.
40.
41.
Интерпретация образа Афины, напоминающей не столько древнюю богиню, сколько олицетворение femme fatal (роковой женщины), чарующей и одновременно пугающей декадентов, фокусирует в себе противоречивость этических и эстетических стремлений эпохи. Однако не стоит забывать про контекст. Появление столь «демонического» лика в сопровождении цветов дурманящего мака и перепончатых крыльев (намекающих на сродство с «почтовой» летучей мышью при входе?) на доме добрейшего семьянина и умеренного в своих
Городские легенды: самые красивые дома Москвы – от готики до модерна
04 августа 2015
Старинные здания столицы, которые нельзя пройти мимо
В архитектурном смысле Москва – редкий сплав самых разнообразных стилей. Найдется все: и мрачная готика, и чистые линии ар-деко, и яркие образцы московского модерна. Просто пройдитесь по центру и его окрестностям, и убедитесь, насколько неповторим облик города. Одни из самых красивых зданий столицы – знаменитые и не самые очевидные – в шорт-листе ELLE.
Российская Ссудная казна
Российская Ссудная казна в Настасьинском переулке, 3
Прогуливаясь по шумной Тверской, непременно сверните в Настасьинский переулок. Не все знают, что именно тут в 1916 году распахнула свои двери Ссудная казна. Ее фасад, несмотря на серьезный статус здания, внешне очень далек от безликих советских учреждений. Выполненная в неорусском стиле по мотивам традиционного зодчества середины 17 века, лицевая часть казны больше напоминает праздничную шкатулку или ларец.
Страховое общество «Россия»
1/3
Здание Страхового общества «Россия», вид со Сретенского бульвара
Старинная открытка с видом на Дом Страхового Общества «Россия»
Те самые «спрятанные» элементы декора
Этот жилой дом невероятен по своему масштабу, красоте отделки и уровню продуманности. «Красавца» можно часами рассматривать сразу с нескольких позиций – Сретенского бульвара, Фролова и Боброва переулков. Строительство началось в 1899 году и длилось три года. Два элитных для того столетия доходных дома уже тогда были оснащены автономными системами отоплением и водоснабжением (на секундочку, с артезианской скважиной!). А жильцов поднимали на этажи электрические лифты. Кстати, стандарты этого здания и сейчас считаются беспрецедентно высокими. Площадь каждой из 148 квартир насчитывала 400 квадратных метров, в апартаментах были установлены вентиляционная система, камины и телефоны. Проживающим предоставлялись услуги прачечной и консьержей, которые выполняли любые поручения. Также в доступе у жильцов был синематограф и аналог современного фитнес-клуба. Сегодня от былой роскоши сохранились лишь исторические свидетельства. Однако восхититься изобретательным декором все еще можно. Его, к слову, еще нужно отыскать. Например, некоторые балкончики украшены лепниной только снизу, и рассмотреть ее можно, встав непосредственно под ними.
Чайный магазин Перлова
1/3
Чайный магазин Перлова, он же магазин «Чай-Кофе»
Так магазин выглядит изнутри
Магазин «Чай-Кофе» на Мясницкой, 19
Самый эффектный дом на Мясницкой, который многие иностранцы принимают за новодел, на самом деле был возведен в 1893 году по проекту знаменитого архитектора Р. Клейна. Позже его ренессансный фасад был переработан Р. Гиппиусом в аутентичном китайском стиле по просьбе самого заказчика – владельца чайной компании С. В. Перлова из знаменитой на весь мир купеческой династии Перловых. Этот «дизайнерский ход» наилучшим образом подчеркивал тесную связь чайной компании с Востоком, где закупался дорогостоящий и на то время весьма экзотичный товар. За два года, которые Гиппиус трудился над своим проектом, «лицо» здания преобразилось до неузнаваемости. На стенах появились ориентальные орнаменты, скульптурные элементы, привезенные прямиком из Китая и даже пагода по центру фасада. Перемены коснулись и внутреннего убранства. В торговых залах появились фарфоровые вазы клуазоне, ковры и прочие китайские «сувениры».
Ажурный дом
1/4
Ажурный дом, Ленинградский проспект, 27
«Кружевные» дома, по замыслу архитекторов, должны были стать типовыми
Ажурные решетки закрывают кухонные лоджии
В 1990-е годы дом был полностью отреставрирован
У этого здания, построенного 75 лет назад на Ленинградском проспекте 27, много имен. Его называют «ажурным», «кружевным» и даже «домом-аккордеоном». Его судьба тоже сложилась не просто. По замыслу советского правительства и архитекторов Блохина и Бурова, дом должен был стать типовым. Но по иронии остался единственным – началась война, и об идее практичных и красивых многоэтажек забыли. По проекту здания должны были полностью собираться из заводских бетонных блоков, а затем декорироваться решетками (они выполнены по эскизам графика Фаворского). Кстати, их легкость и изящество обманчиво – они тоже сделаны из бетона. Что не мешает им работать на благо эстетики: они прикрывают часто неприглядное содержание кухонных лоджий. Увы, проект, который должен был стать «светлым будущим», нынешним жильцам приносит сплошные неудобства: хваленые решетки сильно затемняют пространство. А кухни — заведомо сверхкомпактные (жильцы должны были обедать и ужинать в ресторане на первом этаже) – мало соответствуют ожиданиям современных домохозяек. Надеемся, их утешает тот факт, что живут они в памятнике архитектуры, реставрацию которого в 1990-е годы доверили талантливому архитектору А. Д. Студеникину.
Дом Политехнического общества
1/2
Здание построено в 1905 году по проекту инженера и архитектора А. Кузнецова
Сейчас в здании Политехнического общества расположен Институт машиноведения им. Благонравова
В Малом Харитоньевском переулке можно наткнуться на самый настоящий готический замок – редкий экземпляр для нашей столицы. Мрачноватое здание из темного камня с характерными узкими, вытянутыми окнами, башенками и эркерами был возведен в 1906 году для собраний Московского Политехнического общества, основанного в столице еще в 1878 году. Обе даты – и строительства дома, и основания общества – увековечены на фасаде.
Дом Перцовой
1/5
Доходный Дом Перцовой стоит на пересечении Соймоновского проезда и Пречистенской набережной
Доходный Дом Перцовой
Доходный Дом Перцовой
Доходный Дом Перцовой
Доходный Дом Перцовой
Сложное, затейливое, самобытное, как и все народное искусство и промыслы, это здание в стиле неорусского модерна с ассиметричными окнами, ломанной кровлей и панно из майолики москвичи уже много десятилетий подряд называют «домом-сказкой». Когда-то его владельцем был инженер путей сообщения П.Н. Перцов, искренне любивший живопись и покровительствовавший многим художникам. Не даром построена «сказка» по эскизам С. В. Милютина, создавшего первую матрешку.
Особняк и конюшни Л. А. Манташева
1/4
Особняк и конюшни Л. А. Манташева на Скаковой улице
Недалеко от здания находится знаменитый московский ипподром
Герб с инициалами бывшего владельца здания — Леона Манташева
Величественная барочная арка
Величественное барочное здание с аркой, башенкой и флюгером (ул. Скаковая, 3) ранее служило конюшенным комплексом богатейшего нефтяника и по совместительству коннозаводчика Леона Манташева. К сожалению, два флигеля были утрачены – их, как часто водится в Москве, снесли, даже не получив на то разрешения.
Доходный дом при храме Троицы на Грязех или дом со зверями
1/4
Доходный дом при храме Троицы на Грязех или Дом со зверями
Несколько этажей дома были настроены, и часть барельефов была уничтожена
Раньше лепнина была терракового, а не белого цвета
Мифических животных на стенах здания можно рассматривать часами
Фасад этого здания раз и навсегда врезается в память всем, кто когда-либо был на Чистопрудном бульваре. Белые барельефы (когда-то они были терракотовыми) в виде мифических животных на фоне нежно-голубых стен напоминают кружева на платье. Грифоны, совы, львы и другие фантастические существа, которых отрисовал ученик Васнецова Сергей Вашков, украшают дом на уровне четвертого и третьего этажей.
Усадьба барона Кнопа
1/3
Особняк был построен в 1900 году Карл Густавовичем Трейманом в стиле «тюдоровской» готики
Знаменитая зубчатая башенка усадьбы
В готической замке жил один из сыновей богатого промышленника Кнопа
Еще один замок, на этот раз неоготический, с зубчатой башней и щипцовыми завершениями, расположился в Колпачном переулке (1900 г.). В то время он принадлежал барону А. Л. Кнопу, монополисту текстильной промышленности. Семья Кнопов занималась оснащением российских фабрик английскими паровыми машинами, на чем и сделала колоссальное состояние. Заслуги перед Российском Империей были столь велики, что Александр II даже даровал династии потомственный титул.
Особняк О.А.Листа
1/6
Особняк Листа, вид с Глазовского переулка
Это здание стало одним из первых в столице домов в стиле модерн
Флористические орнаменты панно
Для панно из мозаики Лев Кекушев выбрал символичные сюжеты
Коренастая колона из черного гранита — один из фирменных приемов прославленного архитектора
Пластичные линии, разные по форме оконные проемы, разнообразие отделочных материалов — отличительные черты стиля Кекушева
В Арбатских переулках, среди множества неприметных домов, скрыто несколько прекрасных зданий в стиле модерн. Один из них – особняк московского фабриканта Отто Листа в Глазовском переулке. Дом не поражает воображение грандиозным размером или нарочито пышным декором. Он восхищает тихо – выразительностью деталей, разнообразностью отделки и общей цельностью здания. Архитектурная гармония объясняется просто: когда-то дом строил для себя один из самых выдающихся архитекторов своего времени – Лев Николаевич Кекушев. Неудивительно, что многие критики называют особняк квинтэссенцией «кекушевского» стиля.
Дом Кекушева на Остоженке или Готический особняк Маргариты. V.2.0.
Всего 48 фото
Несомненным украшением улицы Остоженка является Дом Льва Кекушева. Этот готический особняк считается у почитателей Михаила Булгакова «особняком Маргариты», а точнее — одним из наиболее вероятных «претендентов» на эту славную роль… Для себя я решил рассказать обо всех этих претендентах и, надо сказать, что особняк Кекушева на Остоженке является наиболее вероятным с точки зрения его загадочности, романтики и соответствия описанию ряда специфических признаков в романе Мастера. Давайте увидим, как и при каких обстоятельствах появился этот особняк на карте Москвы, и также рассмотрим некоторые детали связанные с именем Маргариты в этом бессмертном романе.
Вообще, как и любое произведение искусства, архитектура всегда несет в себе эманации его автора и творца, особенно если это явно талантливый человек. В образе такого здания вполне возможно уловить также и образ личности, кто его сотворял и его эмоциональный почерк, по которому вполне себе можно представить какие чувства и идеи переполняли зодчего. Пример особняка Кекушева на Остоженке, по моему мнению, является самым классическим — Лев Николаевич находился в момент появления этого особняка-замка на Остоженке на самом пике своего творчества и архитектурные идеи изливались из него в то время как из рога изобилия… И об этом особняке мы и попытаемся узнать много чего любопытного…
Этот особняк, построенный в 1901-1903 годах в стиле московского модерна, вызывает безусловное восхищение работой Льва Кекушева своей самобытностью, возвышенной романтикой, видимым всплеском его радости творчества и глубокого желания наслаждаться жизнью. Это был уже второй особняк Льва Николаевича, который он построил «для себя». Первый – «Особняк Листа», что возвел архитектор в Глазовском переулке опять же «исключительно для себя», — был вскоре, после окончанияего строительства продан фабриканту Отто Листу, который якобы так влюбился в этот дом, что уговорил Кекушева продать особняк и дал за него очень высокую цену, чем и склонил архитектора к продаже его первого детища. Но, как пишет исследователь московского модерна, творчества Льва Кекушева, его биограф – Мария Нащокина, особняк в Глазовском изначально строился на продажу и его среднестатистическая цена для Москвы того времени была заранее озвучена в средствах массовой информации… Так или иначе, вскоре после того как особняк в Глазовском перешел в собственность к Отто Листу, а Лев Кекушев начал строить свой второй особняк, уже на Остоженке и, как своё уютное родовое гнездо….
02.
Проект этого дома, который использовал Лев Кекушев, был им разработан (при участии В.С. Кузнецова) еще в 1899 году для одного из заказанных С.И. Мамонтовым особняков, предполагавшихся к возведению в районе Тверского бульвара его «Северным домостроительным обществом». Тогда из-за банкротства Мамонтова его проект масштабного строительства «элитной» недвижимости в Москве не был реализован, поэтому через два года Кекушев использовал свой наработанный проектный материал в качестве исходного для возведения собственного особняка. Уже зрелый талант Льва Кекушева целиком и полностью проявился в его облике во всем своем великолепии. В этой постройке язык модерна Льва Кекушева предстал уже в своем зрелом прочтении. Все ранее намеченные приемы были здесь доведены до своеобразного совершенства.
03.
Здание было выполнено в изысканном готическом стиле, популярном в то время — оно напоминало средневековый западноевропейский замок — асимметричная композиция, разная высота объемов, романтическая граненая башенка с высоким шатром. Крупная выразительная пластика оконных обрамлений, сложный ритм разнообразных по форме оконных проемов, цветовой и фактурный контраст кирпичной стены с гладкими оштукатуренными поверхностями, сочными вставками орнаментальных рельефов и гранитным основанием, наконец, огромная скульптура льва, помещенная над щипцом главного фасада, уже демонстрировали глубоко индивидуальную — «кекушевскую» трактовку стиля, в которой трудно было выделить образные или формальные заимствования. Фигура явно льва говорила всем об амбициях и успехе архитектора…
04.
Недаром это сооружение было восторженно воспринято современниками и собратьями по профессиональному цеху. Так Б. Николаев писал: «К лучшим постройкам … общеевропейского направления следует отнести произведения инженера-художника Кекушева. У него разбросанность и неясность композиции бросаются в глаза менее, чем у кого-либо, и можно проследить общую идею композиции без особого затруднения. Хотя и он не избег общего увлечения колоссальным единственным окном, но у него эта деталь умело обработана и кажется даже как бы нужною, как бы вытекающею органически из самих условий композиции…».
05.
Архитектор отталкивается здесь от исторических мотивов, стилизуя их в мотивах модерна. Кекушев намеренно утяжелил пропорции своего дома, повторил близкие формы в контрастных масштабах, подчеркнул сочность профилей, глубину ниш и оконных проемов и обогатил стены здания разнообразной изящной лепниной с растительным орнаментом. Лев Николаевич умело использовал пластику материала. Особняк выделяется сочетанием белого и красного цветов в оформлении фасадов, контрастом массивных каменных деталей от гранитного руста основания до скульптурно оформленных вертикалей, определяющих устремленность вверх угловой башни, задающей тон всей композиции.
06.
Не менее стильно было решение интерьеров этого особняка. Великолепная парадная лестница с типичным для модерна Кекушева тонким рисунком ограждающих решеток, характерная прорисовка сохранившихся дверных полотен и рам, перетекающее пространство помещений второго этажа, разделенное стеклянными перегородками хотя и позволяют обнаружить некоторые параллели в работах Виктора Орта, все же, прежде всего, свидетельствуют о сложении собственного почерк мастера в сфере нового стиля.
07.
Интерьер холла в Бюро Военного Аттаже Посольства Египта в особняке Льва Кекушева на Остоженке.
На первых двух этажах дома располагались крупные помещения: зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Интересно, что все эти помещения с трех сторон окружают парадную светлую лестницу, к которой примыкает крыльцо с главным входом. В здании сохранилась первоначальная планировка помещений и элементы отделки – деревянные филёнчатые двери с зеркальными стеклами, оформление парадной лестницы и другие детали.
08.
Первый и второй этаж особняка Льва Кекушева на Остоженке.
Сейчас многие детали внешней отделки особняка утрачены, а уцелевшая лепнина, имевшая ранее темный, контрастирующий со стенами цвет, выбелена. Исчезла и скульптура льва, красовавшаяся над щипцом главного фасада.
09.
20 апреля 1897 года Лев Николаевич женился на дочери отставного штабс-капитана Анне Ионовне Болотовой, очаровательной русоволосой девятнадцатилетней девушке с пухлыми щечками, родом с берегов Днепра, из города Кременчуга Полтавской губернии. Венчание состоялось в церкви свв. Космы и Дамиана в Шубине, расположенной рядом с домом генерал-губернатора Москвы на Тверской площади. Хотя жениху — успешному московскому архитектору, было неполных 35 лет, его избранница, родившаяся в 1877 году, была моложе его на 15 лет… Лев Николаевич был совершенно счастлив…
Вскоре у молодых появились дети — сын Николай, родившийся 29 февраля 1898 года и дочь Татьяна — 1900 года рождения. И после рождения в 1901 году младшей дочери Екатерины, Лев Кекушев с семейством, наконец, переехал в этот самый собственный дом на Остоженке, представлявший, как бы сказали сейчас, «эксклюзивное» элитное жилье — просторный, великолепно меблированный по его чертежам особняк с участком и службами, к тому же один из самых заметных и красивых в Москве 1900-х годов.
Это роскошное семейное гнездо говорило о взлете профессиональной карьеры Кекушева, достигнутом всего за десять лет работы в Москве. Далеко не все московские архитекторы имели в то время свое жилье, особняками же, тем более новыми, выстроенными по авторским проектам, владели единицы. Это была привилегия только наиболее популярных зодчих, активно востребованных в кругах московских толстосумов.
11.
По редким воспоминаниям родственников Лев Николаевич был веселым, добрым человеком, любил розыгрыши, но главной его страстью была архитектура — он вставал по обыкновению в 6 утра и работал в своем кабинете. Как утверждала жена архитектора — Анна Ионовна, строя здания по своим проектам, он часто увлекался, превышал сметы, отпущенные на постройку, и делал многое за свой счет, чтобы увидеть в натуре более точное и качественное воплощение своих идей (из-за этого впоследствии кроме долгов ничего после себя не оставил). Возможно, именно благодаря этому редкому для профессии авторскому бескорыстию, его лучшие постройки обладают таким необычным для Москвы высоким качеством строительства и архитектурным совершенством.
12.
После революции 1905 года общественное мнение отвернулось от роскоши раннего модерна в сторону неоклассики и сдержанного «северного модерна». Кекушев оказался не способным изменить свой стиль, или не пожелал сделать это. Его крупнейший проект — ресторан «Эльдорадо» (1907) — был построен другим архитектором со значительными отступлениями от кекушевских чертежей.
Период же семейного благополучия и достатка у Льва Кекушева продлился недолго. В 1906 году он по каким-то причинам переехал на съемную квартиру, оставив особняк на Остоженке семье. Поскольку эта недвижимость была изначально записана на его жену – в истории Старой Москвы
этот дом так и называют – «Особняком Кекушевой». В 1909 году особняк со львом на фронтоне был продан. На фотографии этого здания, сохранившейся в архиве Кекушева, есть надпись, сделанная рукой архитектора – «Дом Смитского». В некоторых источниках особняк называется именно так. В 1910-е гг. творчество Кекушева быстро угасает, исключая Больницу при Преображенской старообрядческой общине (ныне Противотуберкулёзный диспансер № 8) в Преображенском (1912), его постройки 1910-х годов довольно невыразительны…
Кстати, через два года после окончания строительства особняка Кекушев построил по соседству доходный дом, записанный, к слову, снова на жену архитектора. Здание на Остоженке, 19, стр.1 выполнено в стиле московского модерна. На фото ниже — оно слева от особняка.
13.
Мотивы оформления его фасадов, построенных на глубоко своеобразной, мастерски прорисованной пластике оконных проемов, перекликаются с украшениями особняка. Ассиметричная, резко укрупненная правая часть здания делает его не похожим на типичные доходные дома с монотонной композицией фасада и центральным подъездом. Оконные проемы Кекушев выделил лепными вставками, которые прямо-таки завораживают смотрящего, как будто гипнотизируют своим затейливым рисунком…
14.
15.
Кстати, справа от особняка Кекушева, где сейчас находится невыразительное двухэтажное здание Посольства Хорватии, стояло вот это, что на фото ниже. Кому оно принадлежало ранее мне узнать так и не удалось.
16.
Давайте, немного поразглядываем фасад особняка Маргариты, ведь там есть чего рассмотреть! Каждый фасад представляет собой законченную композицию благодаря крупным штукатурным деталям, которые объединены в группы и выделяются на фоне красных кирпичных стен.
17.
Начнем с парадного крыльца. Массивный свод над входной дверью поддерживается парой невысоких колонн.
18.
Кстати, на втором плане (фото ниже) — купола Собора Рождества Богородицы Зачатьевского монастыря.
Некоторые авторы в сети почему-то их называют куполами храма Христа Спасителя…)
19.
Между прочим, шикарный вид на Зачатьевский монастырь со второго этажа особняка у Маргариты явно был, но упомимнания об этом факте в романе нет (это тот самый аргумент из разряда «против»).
20.
21.
22.
Основание цокольного этажа сложено из крупных каменных блоков, контрастирующих с красным кирпичом особняка.
23.
По центру фасада – забранное решёткой большое окно в полуподвальное помещение, по краям – симметрично
известные здания России и Европы.
Игривое XVIII столетие — век напудренных париков, розовых мужских чулок и огромных кринолинов — еще не успел подойти к концу, но душам европейской аристократии уже хотелось чего-то другого. Буйного, захватывающего и необычного. Так возник романтизм — стиль «для истинных интеллектуалов», полных сильных страстей и любящих дикую, первозданную красоту. А также древнюю историю, ведь древняя история, как известно, сплошь полна сильными страстями и совершенно лишена скуки. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.
Никола Ланкре. Мари Камарго. Ок. 1730. Эрмитаж
Каспар Давид Фридрих. Закат солнца (Братья). 1830–1835. Эрмитаж
Жан Оноре Фрагонар. Украденный поцелуй. 1780-е. Эрмитаж
Средневековье вдруг стало невероятно популярным: каждый писатель, поэт или художник обязательно создавал что-то эдакое, романтичное, средневековое… Архитекторы не отставали, тем более что пример был перед глазами. Ведь по всей Европе возвышалось множество готических зданий, которые в эпоху классицизма считались старомодными, а теперь вдруг стали образцом для подражания. Тон задавали англичане. Так, в 1740–50-е годы родилась неоготика, а в 1780-х она добралась до Российской империи.
Но у нас не было своих величественных соборов и мрачных замков, на которые могли бы оглядываться русские архитекторы. Лишь множество кирпичных церквей и палат да необыкновенное узорочье московского «нарышкинского барокко». Из этого смешения и появилась русская псевдоготика — удивительная стилизация, совместившая черты обоих архитектурных стилей. Сравним готические здания-ровесники в Европе и России, чтобы лучше почувствовать уникальность русского изобретения.
Царицыно и Строберри-Хилл-Хаус
Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно» начали строить в 1776 году по проекту архитектора Василия Баженова для императрицы Екатерины Великой. Считается, что русская псевдоготика началась именно с этого проекта.
Строберри-Хилл-хаус («Дом на Земляничном холме») — это вилла графа Хораса Уолпола, не просто сына премьер-министра Великобритании, но вдобавок и основателя жанра готического романа. Строительство «замка», придуманного писателем, велось с 1749 года до 1770-х. Жилье Уолпола и его книги надолго задали мировую моду на готику.
Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно»
Строберри-Хилл-хаус. Фотография: Chiswick Chap / Wikimedia Commons
Петровский путевой дворец, второй важный образец московской псевдоготики, был также построен по заказу Екатерины Великой. В 1776–1780 годах его возводил Матвей Казаков, который заканчивал Царицыно после Баженова.
Бивер-Касл — с XVI века и до сего дня резиденция герцогов Ратлендов. Старинное здание в конце XVIII века было полностью перестроено в духе модной тогда «кирпичной готики» (в 1801–1832 годах обновлено после пожара). Замок считается одним из лучших образцов этого стиля в эпоху Регентства.
Петровский путевой дворец
Бивер-Касл. Фотография: Craigy / Wikipedia Commons
Придворная Чесменская церковь была заложена в 1777 году по приказу Екатерины II в честь юбилея победы в Чесменском сражении. Архитектором был немец Юрий (Георг Фридрих) Фельтен. Церковь получилась изящной и ни на что не похожей.
Готический домик в Парковом королевстве Дессау-Вёрлиц герцога Ангальт-Дессауского строился в 1773–1813 годах. Само «королевство» — это один из первых английских пейзажных парков не только в Германии, но и вообще в континентальной Европе. Разумеется, он не мог обойтись без павильона в готическом духе, который так понравился ангальтскому герцогу во время визита в Строберри-Хилл-хаус.
Чесменская церковь
Готический дом. Фотография: Heinz Fräßdorf / Wikimedia Commons
Приоратский дворец в Гатчине был построен в 1799 году архитектором Николаем Львовым по заказу императора Павла как резиденция приора Мальтийского ордена, обосновавшегося в России из-за Наполеона. Архитектор в своем проекте ориентировался не на модную тогда стрельчатую готику, а на более скучноватые швейцарские замки и лютеранские кирхи. Неоготических церквей в подобном стиле пока не создавали, в большом количестве они начнут появляться только во 2-й половине XIX века. Приоратский дворец — единственное здание в России, построенное по технологии землебита (из спрессованного суглинка).
Церковь Святого Креста в городе Стейтберг, США, — другое неоготическое здание из землебита. Построенная в 1850–1852 годах на земле легендарного генерала Самтера, она стоит в городе, который был основан в 1783 году в Южной Каролине, одном из самых «аристократических» штатов. Ее автором был известный архитектор Эдвард К. Джонс.
Приоратский дворец
Церковь Святого Креста. Фотография: Pollinator / Wikimedia Commons
Можайский Никольский собор и Мариахильфкирхе
Никольский собор в Можайском кремле был построен в 1802–1814 годах архитектором Алексеем Бакаревым. Любопытно, что при его постройке в первый ярус церкви были включены старинные крепостные ворота XIV века. Как и в других зданиях русской псевдоготики, в его орнаментах находят загадочные знаки, связываемые с масонством.
Мариахильфкирхе (церковь Марии Помощницы Христиан) в Мюнхене была возведена в 1831–1839 годах. В этот период архитекторы уже устали от романтических готических штампов, перестали читать Вальтера Скотта и принялись копировать средневековые храмы в соседних кварталах, а не английские образцы из альбомов и книг.
Можайский собор. Фотография: Ludvig14 / Wikimedia Commons
Мариахильфкирхе. Фотография: AHert / Wikimedia Commons
Никольская башня Московского Кремля была построена в 1491 году Пьетро Антонио Солари, однако до 1806 года она имела лишь один нижний четырехугольный ярус. Привычная нам высокая башня в «белых кружевах» кирпичных узоров была надстроена швейцарцем Луиджи Руской. Любопытно, что в своем проекте он следует примеру московских, а не западных архитекторов. После пожара 1812 года восстановлением башни занимался Осип Бове.
Капелла Блаженной Брониславы в Кракове была построена в 1856–1861 годах по проекту Феликса Ксенжарского. Прежде там находилось средневековое здание, которое было разрушено австрийцами. Снос вызвал большое возмущение, и капеллу пришлось строить заново — на сей раз уже внутри фортификационных линий. В итоге она оказалась встроенной в стену. В эти десятилетия XIX века уже возник историзм, порой с дотошным копированием старинных зданий, и эта неоготическая капелла вполне в духе времени.
Никольская башня. Фотография: Vladimir Tokarev / Wikimedia Commons
Капелла Святой Брониславы. Фотография: Dawid Galus 2 / Wikimedia Commons
Храм Святого Александра Невского («Капелла») в парке Александрия, Петергоф, строился в 1831–1833 годах по заказу Николая I по проекту Карла Шинкеля под присмотром Адама Менеласа. Это здание — уже не узорчатая русская псевдоготика, а настоящая европейская неоготика. Ведь его возводили для образованной немецкой принцессы, императрицы Александры Федоровны, которая обожала Средневековье и даже отделала в этом стиле свои дворцовые покои.
Вестминстерский дворец, в прошлом — резиденция английских королей, а ныне британского парламента, построен на остатках средневекового здания, сгоревшего в 1834 году. Нынешний дворец, созданный архитекторами Чарльзом Бэрри и Огастесом Пьюджином, — это неоготическое упражнение на историческую тему, хотя и чрезвычайно удачное.
Капелла в Петергофе
Вестминстерский дворец. Фотография: Clpo13 / Wikimedia Commons
Муромцево и Нойшванштайн
Усадьба Храповицкого в Муромцево, Владимирская область, — поместье, на территории которого в 1884–1889 годах архитектором Петром Бойцовым был построен настоящий неоготический замок, каких тогда много возводилось по всей Европе. В наши дни роскошная усадьба оказалась в руинах. Недавно она была передана Владимиро-Суздальскому заповеднику, который планирует ее реконструкцию.
Замок Нойшванштайн («Новый лебединый утес»), пожалуй, самая знаменитая крепость неоготики. Она даже вдохновила Диснея на свою заставку. Строил ее в 1869–1886 годах архитектор Кристиан Жанк для безумного баварского короля Людвига II, который мечтал о «сказочном дворце». При всей своей сказочности замок имеет многие реальные архитектурные прототипы.
Муромцево
Нойшванштайн. Фотография: Cezary Piwowarski / Wikimedia Commons
Особняк Морозовой и Дом Асторов
Особняк Зинаиды Морозовой на улице Спиридоновка в Москве — один из самых знаменитых домов архитектора Федора Шехтеля. Он был построен в 1893–1898 годах для супруги миллионера Саввы Морозова и, несмотря на очевидные приметы готического стиля, например стрельчатые окна, уже имеет несомненный привкус царящего вокруг модерна.
Дом Асторов (он же Two Temple Place) — это лондонский особняк, построенный Джоном Лафборо Пирсоном для миллионера Уильяма Уолдорфа Астора. Здесь находились и жилые помещения, и конторы. Архитектор взял за образец дома периода королевы Елизаветы Тюдор, однако получилось типичное «богатое» жилье конца XIX — начала XX века, с избыточным декором. Сегодня в его стенах размещается художественная галерея
Особняк Морозовой
Дом Асторов. Фотография: Paul Farmer / Wikimedia Commons
Здание Театрального музея имени Бахрушина было воздвигнуто по заказу основателя музея в 1896 годах по проекту архитектора Карла Гиппиуса. Фасады здания, вдохновленные образцами английской готики, также напоминают и московские проекты XVIII века. Как и в особняке Шехтеля, ощущается и царящий вокруг модерн с его плавными линиями.
Палаццо Дженовезе (Дворец семьи Дженовезе) на Гран-канале в Венеции было построено в 1892 году по проекту архитектора Эдоардо Тригоми Маттеи. По сути, это пример поздней неоготики XIX века, но автор так тщательно следует историческим образцам, что палаццо совсем не выделяется на фоне средневековой венецианской застройки. Кстати, готика в столь южных широтах внезапно оказывается какой-то «мавританской», недаром есть теория, что крестоносцы подсмотрели многие ее элементы в арабских странах.
Музей Бахрушина. Фотография: Ludvig14 / Wikimedia Commons
Палаццо Дженовезе. Фотография: Wolfgang Moroder / Wikimedia Commons
«Где в Москве можно полюбоваться на готическую архитектуру?» – Яндекс.Знатоки
Москва – как раз один из тех городов, который славится неоготическими зданиями. Многие из них являются символами города, без которых редко можно представить экскурсионный маршрут.
Если средневековую готику в России можно посмотреть только в Новгородской, Калининградской и Ленинградской областях, то Московский регион на первом месте в России по количеству построек в готических формах более поздних эпох . По данным исследования проекта «Готика в России», их насчитывается более 150.
Вот наиболее известные:
· Никольская башня Московского кремля – единственная кремлевская башня, имеющая готический декор. Такой облик башня получила после реконструкции в XIX веке по проекту архитекторов Луиджи Руска и Алексея Бакарева (затем было еще несколько реконструкций).
· Петровский путевой (подъездной) дворец (1775-1780) – одно из первых московских зданий «в готическом вкусе», как говорила сама заказчица – Екатерина II. Построено архитектором Матвеем Казаковым. Москва, Ленинградский пр-т, 40
· Усадьба Царицыно – еще одна готическая достопримечательность екатерининского периода. Строилась с 1776 по 1796 годы сначала архитектором Василием Баженовым, затем Матвеем Казаковым. Это единственный дворцовый комплекс Европы среди монарших резиденций, полностью спроектированный в готическом духе. Имеет более дюжины готических построек, включая Большой дворец, Хлебный дом, кавалерские корпуса, мосты, ворота и др.
· Здание торгового дома Мюр и Мерелиз, которое мы с 1930-х годов знаем как ЦУМ. Построено в 1906-1908 годах архитектором Романом Клейном при участии знаменитого инженера Владимира Шухова. Москва, ул. Петровка, 2.
· Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (1901-1911) – является не только главным (первым по чести) католическим храмом России, но и считается крупнейшим зданием в стране в стиле неоготики. Спроектирован академиком архитектуры Ф.О. Богдановичем-Дворжецким.
· Англиканская церковь Св. Андрея в Вознесенском переулке (1882-1884, арх. Р.Н. Фримен) – единственная церковь в столице, которая относится к этому направлению в протестантизме. На территории храма сохранились неоготические дом пастора и ограда.
· Особняк Зинаиды Морозовой в числе самых ярких творений архитектора Федора Шехтеля. Построен в 1898 году для супруги магната Саввы Морозова. Декоративные панно интерьера на тему Фауста выполнил художник Врубель. Здание считается прообразом дома Маргариты в романе Булгакова. Сейчас – дом приемов МИД России. Москва, ул. Спиридоновка, 17.
· Здание Синодальной типографии – в палатах на месте здания Иван Федоров напечатал первую книгу, а Петр I выпустил первый номер газеты «Ведомости». В старину здание называли «готическим» (в значении «старинное»), но в реальности готический декор и нервюрные своды оно получило только в 1811 году (арх. И.Л. Мироновский, А.Н. Бакарев). Москва, ул. Никольская, 15.
· Городская усадьба А.А. Бахрушина – в здании работы архитектора Карла Гиппиуса (1896) еще при жизни владельца, Алексея Александровича Бахрушина, появился музей с коллекцией театральных редкостей – сегодня он считается крупнейшим в Европе. Москва, ул. Бахрушина, 31/12.
· Аптека В.К. Феррейна (1899, арх. А.Э. Эрихсон) – некогда один из символов и высотная домината Лубянской площади. По ассортименту аптека считалась крупнейшей в Европе. Сегодня здесь находится салон хрусталя. Москва, Никольская ул., 21.
· Доходный дом М.О. Эпштейна в Гусятниковом переулке примечателен наличием гаргулий и полноростовой фигуры рыцаря. Это одно из самых ранних зданий, положивших начало городской легенде о «домах с рыцарями», охраняющими город от невзгод. Архитектор Валентин Дубовской, 1912.
· Ворота Введенского (немецкого) кладбища – одного из самых известных некрополей Москвы – также выполнены в стиле неоготики в 1870-х годах по проекту архитектора А.А. Мейнгарда (северный и южный входы).
· Комплекс Евангелической больницы на Воронцовом поле – был построен к 1914 году по проекту архитектора О.В. фон Дессина. Здесь появился один из первых в городе рентген-аппаратов.
· Особняк купцов Новиковых (дом Свешниковой) по улице Большая Полянка послужил прообразом для рассказа Викентия Вересаева «Проклятый дом». Построен в 1907 году архитектором Сергеем Гончаровым.
· Здание рижского Товарищества русско-французских заводов резиновых и телеграфных производств (арх. Г.П. Евланов, 1915) более известно как МЭЛЗ, Московский электроламповый завод. Предприятие то и дало новое название улице и станции метро – Электрозаводская.
Как видно, московская архитектура в готическом духе представлена очень разнообразно. Это храмы, усадьбы, доходные дома, общественные и административные здания, промышленная архитектура.
Многие горожане ежедневно проезжают мимо московской «готики» по МЦК. На станциях МЦК (бывшая Московская кольцевая ж/д) сохранились водонапорные башни инженера А.Н. Померанцева на ст. Лихоборы и Угрешская (их копии снесены на ст. Черкизово и Андроновке). Обе можно увидеть из окна вагона, проезжая по внешнему радиусу МЦК.
Более того, в Москве также присутствуют здания в т.н. стиле американской «вулвортской готики» (готика небоскребов). К ним можно отнести ЖК Эдельвейс на Славянском бульваре и ЖК Элсинор в районе М. Полежаевская.
Здесь можно найти подборку из 105 готических адресов в Московском регионе, хотя она требует актуализации.
Проекты домов в готическом стиле, фото и цены
Требования к проекту дома в готическом стиле
До того, как вы изберете вид будущего дома, вам придется выбрать тип проекта:
- Готовый эскиз.
- Индивидуальный тип проекта.
К этому направлению в эскизах есть несколько требований: круглые или заостренные к верху арки, колоны, башни могут быть узкие и высокие, массивные стены с маленькими окнами, большое количество разных деталей на богатом фасаде.
- Фасад. Он выполнен из камня с колонами, массивными ступенями и просторными арками.
- Окна. Могут иметь прямоугольную форму или округляться к верху, декоративно украшаться витражами, а также коваными рамами с причудливыми узорами.
- Крыша. Кровля имеет большое количество устремленных вверх шпилей. Она украшена коваными элементами, фигурами птиц, животных.
- Этажи. Здание на два либо три этажа с балконами и многочисленными выступами.
- Внутренняя отделка. Особенно много применяется натуральный камень, дерево, мрамор, металл и так далее. Цветовая гамма состоит из вишневого, пурпурного, серого, иссиня-черного, темно-синего, рубинового и алого оттенков.
Готика нашла поклонников и в наши дни. Она популярна у людей, которые желают иметь необычное, красивое жилье аристократических форм. Здания в этом направлении распространяются у нас также и радуют своим классическим видом. А также стали показателем высокого статуса, материального достатка.
Итог. Прежде чем избрать тип постройки, эскиз, узнайте подробнее об особенностях всех стилей домов. Обратитесь в компанию к нашим специалистам за консультацией, рекомендацией, они все бесплатно расскажут и покажут.
Бесплатные проекты:
Чтобы получить бесплатный эскиз в стиле Готика, приходите в период проведения специальных акций. О сроках, условиях можно прочитать тут.
Выбор, последнее слово по поводу проекта и стиля остается только за вами, а мы можем упростить процесс, помочь и сохранить вам время, деньги.