Особенности стиля модерн – Стиль Модерн

Содержание

Стиль Модерн

Стиль МодернМодерн (фр. moderne — современный) — художественное направление в искусстве, архитектуре и дизайне, возникшее во второй половине XIX века — начале XX века в Европе как объединяющий различные направления передового искусства.

Общая характеристика стиля Модерн

Отличительными особенностями стиля Модерн являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Стиль Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Основной принцип стиля Модерн – динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах. Мебель в стиле Модерн  проста и функциональна. Корпусная мебель различного назначения – шкафы, комоды, полки – могла быть прямоугольной, но с обязательным “эстетством”: матовым остеклением, изящной фурнитурой. В изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели также прослеживался намек на гнутые линии, зачастую каркасы повторяли переплетение ветвей растений, формы тел животных или насекомых.
Отделочные материалы декора – обои, текстиль, щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, птиц, насекомых.

История стиля Модерн

Почвой для появления стиля Модерн  послужила полная неразбериха в стилях в Европе конца 19 века, которая свалила в один котел подражание старым стилям (так называемый “историзм”) и эклектику. Также стоит отметить скачок технологий и начала перехода производства от ремесла к массовому производству.

Первые шаги Модерн как стиль начинает с живописи и графики. Основным орнаментом и формой декора нового стиля становится изогнутая линия, похожая на локон волос или изгиб стебля растения. Интерьер стиля носит четко выраженный декоративно-прикладной характер ориентированный на подражание природным формам.

Стиль МодернК концу 19го, началу 20го века стиль Модерн  как направление получает международное распространение.

В Австрии стиль Модерн  получает название Сецессион. В 1898 году из Мюнхенского выставочного объединения “Glasplast” выходит группа художников и декораторов в знак протеста против академического искусства и начинает творить в стиле Модерн. От латинского слова secessio (отделение, уход) образуется австрийский вариант названия стиля Модерн. В Германии приверженцы стиля Модерн группировались вокруг журнала “Jugend”, по названию которого немецкий модерн стал называться Jugendstil (Молодой стиль). Во Франции Модерн получил название Art nouveau (Арт-нуво, дословно “новый стиль”). Имя свое стиль получил по названию магазина, который был открыт в Париже в 1895 году Самуэлем Бингом. Для оформления магазина был приглашен еще тогда малоизвестный бельгийский архитектор Анри Ван де Вельде, который спроектировал интерьер четырех торговых залов магазина в стиле Модерна. Магазин не дал хорошей прибыли Самуэлю Бингу и вскоре был закрыт, но стиль Модерн во Франции стал называться Art nouveau. Английский стиль Модерн отличается от общеевропейского более сдержанными формами. Общие, консервативные, взгляды английского общества способствовали тому, что большее признание Английский Модерн получил в континентальной Европе, нежели на родине. В России стиль Модерн наиболее ярко проявился в архитектуре.

Закат стиля Модерн как всеобщего стиля в интерьере, архитектуре и живописи приходиться на 1910е года. Обусловлено это очень ярко выраженным декоративно-прикладным характером, что как и любое ярко выраженное явление имело не только своих сторонников, но и противников, а также тем, что технически изготовление предметов интерьера в стиле Модерн было сложным и дорогим. Появление технической возможности ставить на поток массовые дешевые изделия пошатнули позиции стиля Модерн. Последний удар по уже затухающему стилю нанесла начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, окончательно низложив стиль Модерн.

Особенности стиля Модерн

Стиль Модерн (столовая)Характерные черты стиля Модерн – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Стилистический диапазон искусства Модерна широк, в нем можно видеть смешение элементов разных стилей. Новые сочетания в декоре необычных материалов и техник – дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж.

Интерьер стиля Модерн строится на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрываются не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорируются, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся более красочными, занавеси – более светлыми. Печать кажущегося произвола лежит и на формах мебели, окон, дверей. Стилизованный растительный орнамент в декоре Модерна доминирует в декоративном убранстве стульев и кресел, шкафов, витрин, остекленных гнутым стеклом, стеклянных абажуров, напоминающих формой чашечку цветка. В мебели стиля Модерн параллельно развиваются две линии: декоративная (капризные формы и контуры) и конструктивная (прямолинейность, ясное построение), причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Это направление полнее всего представлено в творчестве мебельных мастеров Римершмида и Панкока.

Стиль Модерн (спальня)Перед стилем Модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык, зрительно объединявший целые произведения и их части. Ярким примером синтетичности стиля Модерн может служить любой особняк, в котором начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов целого, решено в одном ключе. Основной выразительной формой и мотивом стиля Модерн стала линия, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотворенная. Язык искусства стиля Модерна – это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие.

В интерьерах часто встречается свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Один из принципов работы над интерьером – импровизация на выбранную тему. Стены помещений покрываются причудливыми, ассиметричными, капризно извивающимися линиями; становятся красочными, потом часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент Модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков.

Вычурные цветы (самыми популярные ирисы, водяные лилии) и насекомые (стрекозы, кузнечики, жуки) украшали не только ткани, но и обои, витражи окон (популярны большие окна-эркеры, а также стрельчатые окна, имитирующие готику).

Стиль Модерн в интерьере помещения поможет раскрыть утонченность и яркую индивидуальность владельца. Линии в Модерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент; ему присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала.

Мебель в стиле Модерн  отличается простотой форм и высокой функциональностью. Оригинальные мебельные решения легко вписываются в интерьер современного жилища, это может быть, например, кресло, сделанное из растянутой на металлическом каркасе кожи или ткани. Однако, развиваясь в разных странах, Модерн приобрел и другое направление в дизайне мебели. Здесь в мебели, как и в самом стиле Модерн, широко применяются растительные мотивы и плавные линии. Простой стул, например, может быть по форме похож на бутон цветка.

Стиль Модерн прекрасно применим и для современных интерьеров, их декора. Популярная сегодня корпусная мебель является прямым потомком конструктивных немецких и английских решений для мебели в стиле Модерн. Также стиль Модерн хорошо сочетается с использованием разнообразных материалов в отделке – сочетание металла, дерева, пластика и стекла – именно к этому стремились дизайнеры начала века.

Заключение

Современный стиль Модерн серьезно обогатился новыми материалами и текстурами, что делает его еще более разнообразным, но главное при создании интерьера в стиле Модерн – это не забыть о первоначальной тенденции к плавности линий и использовании природных мотивов, а также о гармонии всех дизайнерских элементов для создания законченной картины. Фантазию здесь ограничивать не стоит, но думать нужно в одном избранном направлении, тогда интерьер в стиле Модерн будет долго радовать глаз и наполнять ваш дом светом и легкостью.

Источник: homy.com.ua

www.my-article.net

Стиль модерн в интерьере. Описание и особенности стиля модерн в интерьере

Интерьер можно оформить в разных классических стилях. Это зависит от вкуса, финансовой стороны и желания. Есть несколько направлений в стилях, но бесспорно самой большой популярностью и универсальностью пользуется стиль Модерн.

Он практичен во всем. Каждый элемент интерьера может подчеркнуть данный стиль, и это не зависимо от стоимости мебели, строительных материалов, применяемых для оформления дизайна. Данный стиль может подчеркнуть малейшая мелкая деталь.

К примеру, недорогостоящий декоративный подсвечник сыграет роль намного важнее, чем огромных размеров статуи или бесценные картины. Во всех этих тонких деталях и есть вся суть стиля Модерн в интерьере.

Благодаря современным материалам для отделочных работ удается добиться грандиозных расширений полетов фантазий и творческих мыслей. Важно лишь одно – четко придерживаться главных принципов Модерна, которые характеризуются плавными линиями и природными мотивами.

Описание и особенности стиля модерн в интерьере

Появление этого стиля приходится на XIX век. Впервые о нем узнали в Европе. Это было время полной неразберихи в стилях оформления. Развивался стиль благодаря новым технологиям и их развитию. В начале XX столетия об этом направлении уже знал весь мир.

Прошло некоторое время и из-за некоторых проблем в изготовлении предметов интерьера в данном стиле он начал постепенно выходить из моды. Его закату послужили события Первой мировой войны.

Интересно то, что изначально при появлении этого стиля он считался отклонением от норм, характеризующим безвкусие и дурной тон. Только яркие натуры, которым очень хотелось выделиться из серой толпы могли позволить себе оформление интерьера в стиле Модерн.

В разных странах Модерн называется по-разному, но наиболее популярное его второе название у французов, они называют его Арт-нуво. В чем же суть стиля современного Модерна в интерьере?

В нем полностью отсутствуют угловатые линии. Естественные и плавные изгибы во всем, как в мебели, так и в декоре – вот, что предлагает этот стиль.

Стиль Модерн в интерьере на фото можно определить по изящным аркам вместо привычных прямоугольных дверных проемов и округлых верхних частей окон. Лестницы на верхний этаж плавно изгибаются, имеют непростую конструкцию и одновременно с этим кажутся легкими и изящными.

 

Потолки в стиле модерн имеют несколько уровней. Они прекрасно впишутся в дизайн, если стены будут высокими. Модерн можно узнать по асимметрии, которая приветствуется во всем.

Округлые и плавные изгибы в современном стиле Модерн не полностью вытесняют прямые углы. Он допускает наличии угловых линий, но в самом минимальном их проявлении.

Что касается цветовой гаммы, применяемой для стиля Модерн в интерьере квартиры, то она достаточно разнообразна. Но предпочтение все же от дается красному, серому, зеленому и коричневому тонам.

Одним из самых часто применяемых оттенков является цвет чайных роз, дыма и не слишком насыщенный красный. Можно встретить в Модерне и пепельно-розовые тона. Нередко дизайнерам удается прекрасно совместить два ярких цвета.

К примеру, у отделанной бежевой стены оригинально смотрится кресло сиреневого цвета или ярко красные подушки прекрасно подходят для дивана с серой обивкой.

Основные цвета, применяемые в стиле модерн

Дизайн интерьера в стиле Модерн хорош тем, что в него прекрасно вписывается вся современная техника. Такое же преимущество есть еще в одном направлении – Хай-Теке.

Разница между ними в том, что в Хай-Теке акцентируется внимание на современных акустических системах или домашних кинотеатрах, в Модерне же дизайнеры стараются добиться гармоничного вписывания аппаратуры в интерьер, без всякого акцента на ней.

Модерну присущ мотив, включающий в себя растительный мир. Стебли растений, цветы на обоях, жуки, бабочки, птицы на обивке или стул в форме цветка – все это Модерн.

Важную роль в дизайне помещения в стиле Модерн играет декор. Раньше это характеризовалось лепниной на потолках, которая в настоящее время заменила себя конструкциями из гипсокартона, пластика и полимера.

Для межкомнатных дверей применяются витражи. Текстиль, фарфоровая посуда, бронзовые статуэтки, кафель – все это идеальные украшения для стиля Модерн.

Мебель в стиле Модерн имеет некоторые отличия от других стилей. Она закругленных форм и с не совсем обычными изогнутыми ножками. Все в ней монохромно.

Бывают смелые сочетания черной мебели с белыми стеклами, диванов и кресел самых обычных размеров с одновременной пышностью и объемом форм. В обивке мебели, шторах и обоях должно быть идеальное сочетание.

Распознать стиль Модерн можно по свободному пространству интерьере. Цель дизайнера, создающего этот стиль – расположить мебель с максимальным удобством и обеспечить побольше свободного места.

Но самое главное внимание уделяется красоте. Все в интерьере должно быть комфортно и радостно для взора. Скучность, банальность и стиль Модерн – это два совершенно разных понятия, которые никогда не пересекаются.

Кухни в стиле Модерн

Плавность, изогнутость форм и ассиметричность линий являются основным признаком кухонь в стиле Модерн. Обычную угловую кухню можно преобразить, закруглив угол не только внутрь, но и наружу.

Больше всего такой вариант подойдет для комнат небольших размеров. Что касается фактуры, то поверхность должны быть гладкой и с блеском. Этого можно достичь с помощью эмали, лака, пленки или акрила.

Интерьер кухни в стиле Модерн принято оформлять, используя многие материалы. Но самыми распространенными из них считаются пластик и дерево. Многими дизайнерами принято создавать контраст между натуральным деревом и искусственными формами и материалами.

Присутствие глянцевого металла, например, нержавеющей стали – это одна из характерных черт Модерна. Причем применяться металл может где угодно – на люстре или ножках стульев.

 

Для того, чтобы создать ровные поверхности применяется стекло и пластик. Для пола приемлемо линолеумное покрытие, керамическая плитка или ламинат. Прекрасно впишутся в такой интерьер и наливные полы.

Стоит заметить, что если изначальной целью данного стиля было использование дорогих материалов для отделочных работ и общего интерьера, то в настоящее время это не настолько актуально, как раньше. Все должно быть удобным, комфортным и функциональным – акцент стиля Модерн именно на этом.

В цветовой гамме наблюдается преобладание мягких тонов. В большинстве случаев преобладает белый, серый, пастельный и кремовый цвет. Но скучно в такой кухне быть не должно.

Все эти спокойные краски плавно разбавляются красным, зеленым и синим оттенками. Причем желательно, чтобы они были естественными. Обычно такими жизнерадостными и живыми расцветками отличаются обои или шторы на кухне в стиле Модерн.

 

В идеале, конечно же, является кухня белого цвета. Но чрезмерная «стерильность» все же чаще всего разбавляется иными тонами, обычно, кроме белого их еще несколько.

 

По поводу освещения можно сказать, что предпочтения, которые были изначально несколько отличаются от настоящих. Если раньше свет был приглушенным, создавал уют и комфорт в стиле Модерн, то сейчас предпочтительнее хорошая освещенность.

Одной люстры на потолке будет недостаточно. С помощью точечного освещения можно добиться мягкого и ровного освещения всей кухни. В люстрах и других источниках освещения не должно быть каких-то витиеватостей. Они должны быть строгими и геометрически правильными.

Мебель для кухни тоже подбирается строгой и простой формы, с полным отсутствием кричащих деталей. Неплохо и гармонично вписываются в интерьер пластиковые стулья. В цвете мебели может преобладать белые или яркие тона.

В покрытии кухонных гарнитуров преобладают пластик или МДФ с глянцевой поверхностью. Ручки в кухонной мебели для стиля Модерн в частых случаях вообще отсутствуют. Все открывается путем нажатия на дверцу.

Для кухонного фартука подходит пластик или стекло такого же цвета, как и столешница. В декоре кухни главные сдержанность и стильность.

Гостиные в стиле Модерн

Интерьер гостиной в стиле Модерн включает в себя тонкие линии, сложную графику, орнаменты растительности и темы, характеризующие человека с природой. Главное – в гостиных должна отсутствовать загроможденность. К камню и глине присоединились ажурная чугунная ковка, стекло, полудрагоценные камни и тонкая резьба по дереву.

В гостиной в стиле Модерн преобладают белые и коричневые тона. Кричащих цветов быть не должно. Удачным и привычным дополнением в интерьере с таким стилем является камин, от которого в помещении становится не только уютно, но и тепло.

Для отделки стен отлично подойдет дерево. Деревянные панели – отличное решение данного вопроса. Кроме этого стены можно окрасить в пастельные тона с преобладанием золотистого, бежевого или белого цвета.

Можно оклеить стены обоями с фактурой ткани. Прекрасно смотрится в гостиной роспись или лепнина. Более сложно, но идеально подчеркнут всю красоту стиля стены, обтянутые тканями с рисунками растительности.

Дополнить интерьер можно картинами или фотографиями о природе. Пол может быть паркетный, покрытый ламинатом, ковролином или ковром. Потолок в большинстве случаев остается белого цвета. Его можно украсить гипсом, мрамором, природным камнем, хрусталем, стеклом, керамикой или натуральным деревом.

Мебель для гостиной подходит легкая и функциональная. Основное место занимает диван, который создан для отдыха и комфорта. У кресел необычные формы и яркие оттенки – красные, малиновые, желтые или оранжевые.

Огромное окно в гостиной поможет в дневное время создать максимальное освещение, а также подчеркнет в ней простор. В вечернее время отлично с этим справится большая люстра, несколько бра на стенах и торшер на полу. Декор можно создать с помощью комнатных растений, ковра под травку, полочек с декоративной посудой и легких штор с цветами на них.

Спальня в стиле Модерн

В спальне в стиле Модерн преобладает оригинальность, утонченность и современность. Интересные дизайнерские идеи, придуманные изначально, дополненные актуальными и красивыми в настоящем времени помогают создать в спальне нереально красивый и одновременно оригинальный, неповторимый климат.

Стиль не отрицает любой идеи. Важно, чтобы она была подана оригинально и сочеталась со всем дизайном. При этом в формах должна быть простота и строгость, помещение должно быть использовано рационально, покрытия должны быть гладкими и без пышностей.

В спальне такого стиля приветствуется использование новых технологий и необычных сочетаний с привычным простым и практичным домашним уютом. В спальне в стиле Модерн разрешено сочетание любых тонов, строительных материалов, элементов дизайна интерьера. При этом приемлема только удобная и комфортная мебель.

Благодаря стилю Модерн можно обустроить спальню по своему желанию. При этом совершенно не важен бюджет, что является большим преимуществом данного стиля. Стиль Модерн подходит людям с нестандартным мышлением и любителям экспериментов.

Из цветовой гаммы самым распространенным считается вариант черно-белой спальни с присутствием одного ярко-выраженного цветового пятна. Прекрасно впишется в такой интерьер потолок, состоящий из нескольких уровней. Он поможет визуально расширить пространство.

Излишество декора в таких спальнях не приветствуется. Добиться хорошего освещения можно благодаря большому окну. Или, если нет такого сделать это при помощи искусственного света.

Большим преимуществом данного стиля в спальне является сочетание ранее, казалось бы, не сочетаемых материалов. В этом и лежит вся эстетическая суть таких интерьеров. Смешанные керамика с деревом, декоративная мозаика с бронзой прекрасно помогут в этом.

Из мебели в спальне достаточно, чтобы была кровать, комод, прикроватная тумба с зеркалом и шкаф. Можно дополнить интерьер красивым светильником в форме животного, растения, картиной.

В комнате не должно быть ничего лишнего. Она должна быть уютным местом, в которое хочется постоянно возвращаться после трудного рабочего дня за новой позитивной энергетикой.

Ванная в стиле Модерн

Такая ванная в наше время, пожалуй, самое частое явление. Это не зависит от того, какой достаток у людей. Данный стиль приемлем, как для богатых людей, так и тех, у кого средний достаток.

По советам дизайнеров этот стиль подходит для маленьких помещений. С помощью некоторых приемов можно визуально увеличить объем и добиться просторности и свободы в пространстве. Мягкость, нейтральность и спокойствие в линиях – основной акцент Модерна в ванной комнате. Из цветов оптимально сочетание белого и черного цветов.

В отделке приемлемы в большей степени натуральные материалы. Светлое дерево придает ванной комнате благородность и изысканность. В большинстве случаев в таких ванных преобладают светлые, спокойные, нежные тона, состоящие из бежевого, золотого, оливкового, сиреневого, белого, серого, коричневого цветов.

На стенах приемлемы светлые рисунки, пол и потолок в основном светлый, однотонный. В оттенках должно быть все естественно, более приближенно к природным палитрам. Можно использовать для этого светлый и темный оттенок коричневого цвета. Важно не перегружать комнату ненужными деталями.

Что касается мебели в ванной комнате в стиле Модерн, то у нее в первую очередь должны отсутствовать острые углы. Ее линии должны быть плавными. У шкафов тоже должны быть закругленные углы.

Мебели должно быть по минимуму, лишь то, что необходимо. Зеркало не должно быть с острыми углами, лучше всего подойдет овальное или другой непривычной формы.

Акцентируется внимание на большом окне в ванной комнате и светлой сантехнике. Если невозможно добиться хорошего естественного освещения, то необходимо позаботиться о наличие светильников, которые будут освещать помещение неярко и мягко. Лампы могут быть подвесными и встроенными.

Все трубы должны быть хорошо спрятаны. Коврик из пушистого материала в виде травки – оптимальный вариант. Можно украсить стены лепниной из гипса и оснастить потолок, состоящий из двух ярусов хорошим освещением. Прекрасно поможет в этом использование светодиодной лампы. От ее теплого, желтого света в ванной комнате станет романтично и уютно.

Оформить стены можно с помощью самых различных строительных материалов. Прекрасно подойдут для этого плитка, пластиковые и настенные панели, которым не страшна влага.

На стенах можно применить орнамент из цветов или другой растительности. Для потолка и пола лучше придерживаться однотонных цветов. Или же наоборот, имея узоры на потолке или на полу стены желательно сделать однотонными.

Что касается пола, то он может быть наливным или выложенным плиткой. Потолки бывают подвесными или сделанными из потолочных панелей. С таким подвесным потолком отлично сочетаются стеклообои. В паре они смотрятся не только дорого, но и безумно элегантно.

Бывает, что пол и потолок сделаны из досок. Без стеклянной душевой кабинки, олицетворению легкости, в этом случае трудно будет обойтись. Идеально дополнит всю эту картинку акриловая ванная.

Приемлемо использование дополнительных аксессуаров. Потолок можно украсить лепниной. Прекрасно впишется в общий интерьер напольная ваза для цветов.

Без крючков для одежды, занавески для ванной и занавески или тюли на окно трудно обойтись. Панно какого-нибудь легкого растения сделает интерьер легким, нежным и фантастическим.

 

zastpoyka.ru

Особенности стиля модерн | Журнал Ярмарки Мастеров

Конец столетия полон новых тенденций. И повторений моды времён минувших. Французская революция отмечает столетний юбилей. И в честь этого события появляется Эйфелева башня (1889). И это событие напоминает моде о бурном XVIII в.. В 1892 волна ампира, в 1893 модны кружева, турецкий пейсли вдохновляет модельеров и художников.

Реформы отвергают корсет! Женщины желают плавных ниспадающих линий. Начало века отмечено притягательностью греческих и римских тенденций. Ну, а в конце настоящий бум увлечений Критом и Японией. Искусство прерафаэлитов нынче в моде. И модели напоминают не хитоны, а японские кимоно.

Для женской моды предлагают правила. Которые Ван де Велде, бельгийский архитектор и художник, формулирует в виде трёх правил. И женщина обязана их придерживаться.

1. Рекомендации по поводу поиска своей индивидуальности в домашней одежде.

Особенности стиля модерн, фото № 1

2. Для выхода на улицу костюм должен быть унифицированным и напоминать мужской.

Особенности стиля модерн, фото № 2

Эмиль Вернон. «Из Парижа с любовью»

3. Но для торжественных случаев женщины, как и мужчины, должны носить одежду, предписанную правилами.

Особенности стиля модерн, фото № 3Особенности стиля модерн, фото № 4Особенности стиля модерн, фото № 5

Особенности стиля модерн, фото № 6

Но над Ван де Велде одержал победу знаменитый коллекционер французской живописи — портной Дусе.

Особенности стиля модерн, фото № 7Особенности стиля модерн, фото № 8Особенности стиля модерн, фото № 9Особенности стиля модерн, фото № 10

В моде конца XIXв. господствуют великие модные салоны: Жак Дусе (вариации из произведений Ватто, Фрагонара, Латура), Пакен, английская фирма Редферн (костюмы), сыновья Форта Жан Филипп и Гастон, сёстры Калло (кружева, ткань ламэ) и др.. Все они имеют неподражаемый свой стиль. На Всемирной выставке 1900г. французская мода победила по всем статьям. Никто из иностранцев не отважился показать свои экспонаты рядом с ними.

В моде конца XVIIIв. отражались политические и эстетические тенденции времени. В моде XIXв. два направления: одно — это спорт, другое — модные салоны. Преобладание функциональности и декораций. Консервативная мода требовала стилизованную женщину, женщину — цветок, женщину салонов, театров, вечерних развлечений. Но это ещё женщина, стянутая корсетом!! Однако сторонники запрета на корсет уже вовсю говорили о его вредности и стремились запретить его ношение.

Особенности стиля модерн, фото № 11

Особенности стиля модерн, фото № 12Особенности стиля модерн, фото № 13Особенности стиля модерн, фото № 14Особенности стиля модерн, фото № 15Особенности стиля модерн, фото № 16Особенности стиля модерн, фото № 17
Особенности стиля модерн, фото № 18Особенности стиля модерн, фото № 19Особенности стиля модерн, фото № 20Особенности стиля модерн, фото № 21Особенности стиля модерн, фото № 22Особенности стиля модерн, фото № 23
Особенности стиля модерн, фото № 24Особенности стиля модерн, фото № 25

В конце XIXв. мода создаёт новый тип одежды с юбкой клёш и «ветчинообразными» рукавами, придающей фигуре «S»-образную форму, когда верхняя часть фигуры была слегка наклонена вперед («голубиная грудь»), живот втянут. Нижняя часть корпуса как бы немного «отставала» от верхней и платье имело узкий лиф. Этот стиль подходил и для спортивной и для вечерней одежды в стиле модерн (см. выше).

Как сказал Сальвадор Дали: » Искусство, строительство и мода — всё было ко столу».

В 1903г. Айседора Дункан танцует в свободном, просвечивающемся платье, без корсета. Постепенно чёрные платья сменились блестящими красками фовистов. Около 1900г. краски востока овладевают Парижем окончательно.В этом же году в Париже выступает с русским балетом

Сергей Дягилев, костюмы и декорации к которому создаёт Леон Бакст. Молодой модельер напоминает больше портного, нежели художника. Так появляются сочные живые модели, напоминающие туники, пеплос и кимоно, пёстрый батик, персидская вышивка, восточные тюрбаны с мехом и парчой. Суть модерна заключалась в чувственных линиях, тонком свете, плавных изгибах женских фигур, свободных платьях и отношениях, вьющихся волосах, кривых растительных линиях, волнах, мимолётном дыме, геометрических деталях, красочных новых формах.

Особенности стиля модерн, фото № 26Особенности стиля модерн, фото № 27

Особенности стиля модерн, фото № 28Особенности стиля модерн, фото № 29Особенности стиля модерн, фото № 30

Модерн сохранял свои тенденции в моде вплоть до 1930-х г., постепенно упрощая свои формы и декор, укорачивая длину…

Приятного просмотра!!

Особенности стиля модерн, фото № 31Особенности стиля модерн, фото № 32

Особенности стиля модерн, фото № 33Особенности стиля модерн, фото № 34Особенности стиля модерн, фото № 35Особенности стиля модерн, фото № 36Особенности стиля модерн, фото № 37Особенности стиля модерн, фото № 38
Особенности стиля модерн, фото № 39Особенности стиля модерн, фото № 40

Особенности стиля модерн, фото № 41Особенности стиля модерн, фото № 42Особенности стиля модерн, фото № 43Особенности стиля модерн, фото № 44

Особенности стиля модерн, фото № 45Особенности стиля модерн, фото № 46Особенности стиля модерн, фото № 47Особенности стиля модерн, фото № 48Особенности стиля модерн, фото № 49Особенности стиля модерн, фото № 50Особенности стиля модерн, фото № 51Особенности стиля модерн, фото № 52Особенности стиля модерн, фото № 53Особенности стиля модерн, фото № 54Особенности стиля модерн, фото № 55Особенности стиля модерн, фото № 56Особенности стиля модерн, фото № 57Особенности стиля модерн, фото № 58Особенности стиля модерн, фото № 59Особенности стиля модерн, фото № 60

Особенности стиля модерн, фото № 61Особенности стиля модерн, фото № 62Особенности стиля модерн, фото № 63Особенности стиля модерн, фото № 64Особенности стиля модерн, фото № 65Особенности стиля модерн, фото № 66

Продолжение следует…

Текст составлен по материалам книг по искусству и по моде из личной библиотеки.

www.livemaster.ru

характерные особенности и элементы интерьера

История стиля модерн

Распространение стиля модерн в Европе началось в конце девятнадцатого века. В это же время он появился и в России. Наибольшей популярностью стиль стал пользоваться в аристократических кругах Москвы и Петербурга. В салонах аристократов в то время царила атмосфера символизма и декадентства. Этот период получил название Серебряного века. Желание достичь гармонии и изящества во всем отразилось и на интерьере помещений.

Дизайн интерьера в стиле модерн

На смену классическому стилю с его прямыми линиями пришел стиль с плавными и мягкими изгибами. Французы назвали его Ар-Нуво. Во всех странах его называют по-разному. Стиль модерн прослеживался не только в интерьере помещений. Популярность его была настолько велика, что начали проявляться дома в стиле модерн, картины, ювелирные изделия и даже в одежда.

Читайте так же:Строим дом вместе с компанией Артель «Русский дом» в Саратове

Стиль модерн в интерьере

Характеристика стиля модерн в интерьере

Плавность и изящество линий характерно для этого стиля. Прослеживается изогнутая линия во всех деталях интерьера. Окна, двери, мебель изготовлялись с чувством стиля и утонченности.

Мебель в стиле модерн

Материалы для изготовления мебели и предметов декора только натуральные. Дерево светлых тонов в основном служило для производства мебели. Изделия, выполненные из кованого железа, были воздушны и легки. Первооткрывателем изготовления кованых изделий был Гауди. Он явился вдохновителем для многих мастеров. Методом художественной ковки были выполнены каминные решетки, элементы лестницы, дверные ручки и многое другое. Было широко распространено применение природного камня для отделки.

Как выполнить интерьер в стиле модерн?

Витражи в интерьере

Витражи – популярные элементы стиля модерн. Они служили украшением окон, дверей, мебели. Всевозможные мотивы с использованием плавных линий были изображены на них. Для стиля модерн характерны рисунки с изображением растений и животных. Многие изображения были символичны. Довольно часто встречалось изображение бутона, который символизировал начало новой жизни. Птицы и насекомые тоже часто появлялись на рисунках. Эти мотивы можно было увидеть на витражах, вазах и на других предметах интерьера.

Витражные окна в стиле модерн

Цветное стекло было популярно для изготовления элементов декора. Известен своими дизайнерскими работами по стеклу Луис Комфорт Тиффани. Поэтому стиль модерн называется в Америке стилем Тиффани.

Читайте так же: Эффектный декор при помощи стеклянного козырька

Витражные арки в интерьере

Характерно для этого стиля и использование мягких натуральных цветов. Очень популярны были оттенки серебристого и золотого цветов. Используются все приближенные к натуральному цвету. Романтическая обстановка достигалась использованием приглушенного света. Поэтому светильники были сделаны из цветного и матового стекла.

Витражи в интерьере дома

Обязательным условием для создания стиля считалось использование большого пространства. Полы могли быть разного уровня. Часто использовались подиумы. Для изготовления пола применялся фигурный паркет. Узор этого паркета напоминал изгиб морской волны. Потолки украшались гипсовой лепниной. Потолок мог иметь несколько уровней с плавными переходами.

Модерн и современность

В современном мире стиль модерн снова стал пользоваться популярностью. Так же как и раньше чаще всего его применяют люди творческих профессий. Популярен он у любителей и знатоков Серебряного века. Современный вариант стиля модерн несколько отличается от классического.

Современная архитектура в стиле модерн

Большие пространства и широкие окна предпочтительны для использования в этом стиле. Просторные помещения позволяют произвести свободную расстановку мебели, что характерно для того времени. Допускается на потолке не делать рельефных узоров. Потолок может быть одного уровня. На полу использование подиума тоже необязательно. Хотя при желании возможно.

Модерн в архитектуре

Использование цвета в помещении более сдержанное. Применяется в основном комбинация трех цветов. Черный, белый и серый – основные цвета интерьера. Украшаются узорами и орнаментом только отдельные элементы. Цветочная обивка мягкой мебели, абстрактная картина на стене. Все это подчеркивает стиль. Настольная лампа с рисунком на стекле добавит романтичности.

Дом в стиле модерн

Модерн — Особенности стиля

Основной отличительный признак стиля модерн – это плавность и изящество линий. Он сохраняется и в современном варианте стиля. Чтобы сгладить прямые сочетания и углы, которые неизбежны в современных планировках, подходят светильники разнообразных видов. Они должны иметь плавную изогнутую форму.

Мебель в стиле модерн

Мебель служит для придания интерьеру необходимой плавности и изысканности. Диваны, софы и пуфики должны иметь округлые формы. Мягкое кресло с изогнутыми подлокотниками идеально впишется в стиль.

Модерн — Особенности стиля

В современном варианте стиля модерн необязательно использовать только натуральные материалы. Применяется искусственный полированный камень, пластик и стекло. Комбинируются материалы иногда очень неожиданно.

Стиль модерн постоянно обновляется и совершенствуется. В этом секрет его всевозрастающей популярности.

pokter.ru

Стиль модерн


Модерн

Модерн (фр. Art Nouveau — новое искусство, нем. Jugendstil — молодежный стиль, англ. Stile Liberty — стиль свободы) — международное движение и стиль в искусстве, архитектуре и особенно декоративно-прикладном искусстве, который достиг пика своей популярности на рубеже 20-го века (1890-1905)

Само название стиля «модерн» во многих странах разное. Русскоязычное название «Модерн» в других языках не встречается. На Западе самым распространенным названием стиля можно считать «Ар-Нуво» (Art Nouveau). Так же широко известны названия стиля — «Тиффани» в США, «Югендстиль» в Германии, «Сецессион» в Автсрии, «Модерн Стайл» в Британии.

 

 

Стиль Модерн имел несколько основных направлений:

  • Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и других стилей.
  • Неоклассицизм
  • Рационализм, направление с преобладанием более простых форм
  • Иррационализм
  • Кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича.
  • Модерн венский, берлинский, парижский, в России и Восточной Европе — московский, петербургский, рижский, провинциальный и так далее.

История возникновения стиля модерн

Предшественником стиля модерн был стиль эклектики (цитирования и смешения предыдущих стилей). В такой ситуации возникновение нового стиля было просто необходимо. Одним из толчков к возникновению нового художественного направления стало влияние искусства Японии эпохи Мэйдзи, а так же искусство Древнего Египта и других древних цивилизаций.

Большое влияние на развитие архитектурного стиля модерн имели работы знаменитых художников и скульпторов этой эпохи, таких как Густав Климт, Альфонс Муха, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, скульпторов, таких как Огюст Роден, Камилла Клодель и другие.

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.

Знаменитые архитектурные сооружения стиля модерн:

Основные признаки модерна

Отличительными чертами этого красивого пластичного стиля можно назвать отказ от прямых линий и углов в пользу естественных природных изогнутых плавных линий, широкое использование прикладного искусства, применение новых технологий (например, сложные железобетонные конструкции), использование металла, стекла.

Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Преобладающие и модные цвета

Приглушенные цвета — цвет увядшей розы и табачные, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона

Линии стиля модерн

Отказ от прямых линий, плавность, текучесть линий, подражание природным формам растений. Часто отказ от симметрии

Формы модерна

Плавность и текучесть форм, отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую

Характерные элементы интерьера модерна

Сочетание плоскостей, гнутая мебель. Мозаика, эмаль, золотой фон, расчеканенная медь и латунь

Конструкции стиля модерн

Часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас)

Окна стиля модерн

Прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин.

Двери стиля модерн

Прямоугольные, часто арочные. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные

Архитекторы модерна

Виктор Орта (Victor Horta 1861—1947 гг.) бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре. Четыре брюссельских дома работы Орта включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Антонио Гауди (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet 1852—1926 гг.). Всемирно известный каталонский архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне. Наиболее известные работы — Церковь Святого Семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства, кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família), Дворец Гуэля (Palau Güell). Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Анри Клеманс Ван де Вельде (1863—1957 гг.) бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн.

Йозеф Мария Ольбрих (1867—1907 гг.) австрийский архитектор, мастер модерна, автор знаменитого выставочного здания Венского сецессиона в Вене. C 1900 г. жил и работал в Германии, в Дармштадте.

Городецький Владислав Владиславович (1863—1930 гг.) — украинский и польский архитектор, автор Дома с химерами и Собора Св. Николая в Киеве.

Виктор Александрович Шретер (1839—1901 гг.) русский архитектор немецкого происхождения. Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады, без штукатурки, обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем («кирпичный стиль»), он принимал большое участие в сооружении дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых), создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе и православной церкви в Киссингене, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в 1880-х, соорудил вокзал в Одессе. Именно его авторству принадлежит проект Оперного театра в Киеве (Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко).

В Москве работал целый ряд знаменитых архитекторов модерна: Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., Щусев А. В., Тон К. А., которые и создали ответвление стиля, называемое «Московским модерном».

Типы сооружений стиля модерн

Появление принципа построения зданий «изнутри-наружу» и в связи с этим раскрытость композиций и многообразие формы объектов, огромное внимание, уделяемое интерьеру, поскольку именно он образует ядро, определяющее наружный облик здания. Рационализация планировки. Модерн отказывается от коридорной планировки в пользу своеобразно понятой центрической. Разрабатывается новый тип плана, тяготеющего к квадрату, с такими же преимущественно квадратными комнатами, группирующимися вокруг холла. Жесткость, с которой выдерживается этот принцип, не исключает свободы приемов, асимметрии, геометрической неправильности рисунка плана. Но исходный принцип компактной центричной композиции выдерживается неукоснительно.

Модерну принадлежит заслуга создания свободного плана.

Возвышенность, устремленность в надзвездные выси, с одной стороны, высокий уровень бытового комфорта, функциональность, с другой, — качества слитые в модерне воедино. Больше того, утилитарность, функциональные достоинства поставлены на службу создания поэтического настроения. Одухотворенность, поэтичность входят непременной частью в понятие комфорта, комфорта духовного, отождествляемого как с чувством покоя и удовлетворенности и удобствами и уютом, так и с удовлетворенностью обстановкой, в которой сознаешь себя приобщенным к высшим духовным ценностям и красоте. В модерне происходит чудо преобразования — поэтизация обыденного.

Модерн в интерьере

Что касается организации интерьерной среды стиля модерн, то для нее были характерны элегантность и стильность, а также особый разреженный ритм всех элементов. И большую роль в этом сыграло увлечение японским искусством.

Возрожденный манерами модерна (Ар-Нуво) витраж приобрел новое звучание. Флореальный или геометрический орнамент, яркие цветные стекла в металлических переплетах придавали интерьеру изысканный декоративизм. Известный американский художник Л.К.Тиффани изобрел особый ручной метод изготовления стеклянных предметов. Их образовывало, покрывая слой за слоем (до 15), жидкое разноцветное стекло с примесями металлов. Будучи учеником не менее известного мастера — художника школы «Нанси» Э.Галле, Тиффани использовал в росписи флореальные мотивы. И сами его предметы, как у Галле, имели текучие, уподобленные природным формы.

Вообще стекло было излюбленным материалом художников стиля модерн. Впрочем, создавались также эскизы изделий из фарфора. Здесь тоже доминировали растительные мотивы, но были и исключения. Например, серовато-голубой датский фарфор славился своими строгими геометризованными формами и пользовался большим спросом.

Много работ выполнялось и в металле. Бронза и медь использовались для изготовления осветительных приборов. Мастера стиля увлеклись разработкой различных светильников, дизайном столового серебра, ювелирных изделий.

Теперь мебельным дизайном занимались такие художники как Макинтош или Годуин. Последний стал пропагандистом японской мебели. Светлые, легкие предметы Годуина изготовлялись из дерева, покрытого белой или серой краской.

В связи с интересом модерна к японскому искусству в моду вновь, как и в XVIII столетии, вошли ширмы. Поскольку художники, занимающиеся мебелью, столь же успешно работали в стекле, художественном текстиле, книжной графике, разносторонность их дарований не могла не проявиться в мебельном дизайне. Так мастера школы Нанси предпочитали черное дерево и придавали предметам флореальные очертания и орнаментику. Резные панно кресел-бержер, стульев, диванов имели формы гибких ветвей, цветков ирисов. Ножки были волнообразными. Столы в виде двух тумб, соединенных волнообразной доской, напоминали причудливые природные образования.

Мебель по эскизам Ч.Р.Макинтоша и его коллег из Глазго (Шотландия) отличается удлиненными формами. Кресла-троны этого дизайнера сочетают вытянутую спинку с короткими ножками.

Обои, выполненные в стиле модерн, вобрали в себя и элементы щпалер и росписи, носившей символический характер. Популярны растительные, нежные цветочные орнаменты, вязь. Особенно популярной в это время становится стеклянная, керамическая и из других материалов мозаика. Из мозаики выкладывались превосходные картины, служащие украшением стен и полов комнат и других помещений. Особенно ценится в модерне то, что в этом стиле отлично гармонируют между собой совершенно разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и стекло, роспись и обои.

Основными цветами этого стиля являются естественные природные оттенки, придающие интерьеру легкость и романтичность.

Освещение в помещениях, выполненных в стиле модерн, стараются выполнять нежно приглушенным, которое создает атмосферу романтики и уюта.

  • < Назад
  • Вперёд >

stilys.com

история, описание и современные особенности

Само понятие «Модерн» уходит своими корнями в XIX-XX веке, когда в Европе появился принципиально новый вид искусства, объединяющий в себе многие элементы различных направлений того времени.

Одной из главных особенностей стиля модерн являются мягкие изгибы и линии, отказ по возможности от прямых углов и предпочтений более естественным узорам, которые характерны природным объектам.

Примечание: Данное направление обычно пытается гармонично сочетать художественные и утилитарные начала во всем, с чем приходится работать. Большинство элементов интерьера, выполненных в этом стиле, имеют гибкую и утонченную форму.

А корпусная мебель отличается отличной функциональностью и броской простотой, но с обязательными вкраплениями своеобразных «изюминок» (необычная фурнитура, остекление или узоры на каркасах или фасадах). Что касается отдельных отделочных материалов, то здесь также преобладают «природные» веяния. Так, это и стилизованные листья, цветы, птицы или насекомые.

История стиля

Можно сказать, что главным фактором, способствующим появлению нового стиля, послужило большое нагромождение различных направлений в оформлении помещений под конец XIX века. В одном котле перемешались старые консервативные стили и направления, пропагандирующие новомодные веяния. Также, своеобразным толчком можно считать знаменательный на то время переход от ремесел к массовым производствам.

Примечание: Впервые Модерн показал себя в графике и живописи, а основным элементом декора являлась изогнутая линия, которая могла напоминать стебель растения или локон волос. Интерьер же был с четким декоративно-прикладным характером, который изначально ориентировался на подражание формам, напоминающим природные.

Ну, а по всему миру, данный стиль уже распространился к началу XX века.

В различных странах Модерн находил разных почитателей и, соответственно, именовался тоже по-разному. Так, в Австрии его называли Сецессион (название дала группа художников, которые тогда были не согласны с академическими канонами и начинали творить и пробовать новые стили), в Германии – Jugendstil (по названию журнала «Jugend», освещавшего тогда Модернистские направления в декоре и живописи), во Франции – Artnouveau (в честь магазина, построенного в Париже и полностью спроектированного в соответствии с основными канонами Модерна).

Интересно заметить, что на Английском континенте новобытный стиль не получил столь широкого распространения, как в других европейских странах. Во многом этому способствовали консервативные взгляды большинства английского общества того времени. В России же Модерн наиболее проявил себя в архитектурном деле.

Спад популярности Модерна, как всеобщего направления в интерьере, живописи и архитектуре приходится на период 1910-х годов.

Своей яркостью и декоративно-прикладной направленностью этот стиль завоевал не только множество поклонников, но и противников данного направления. К тому же необычные элементы мебели или декора были достаточно дороги в изготовлении, а на рынок уже вовсю поступали массовые дешевые изделия, сделанные на производственных конвейерах. Окончательно затух Модерн в 1914 году, когда началась Первая мировая война.

Особенности стиля

Итак, уже было сказано, что основной элемент модерна – изгибающаяся линия, которая присутствует и в различных конструктивных элементах и в самом декоре, визуально сливаясь и создавая неповторимую композицию. Отделка же может быть самой разнообразной (плитка, дерево, бронза, камень, мозаика), но при этом должна иметь четкую стилизованную направленность на растения или природные формы, превращая даже металлические предметы в буйную растительность.

Само оформление интерьера призвано отрицать прежние консервативные принципы. Стены покрываются удивительными узорами из изгибающихся линий, потолки украшаются плоскими гипсовыми рельефами, стенам добавляют красок, а занавески искусственно делают светлее. Та же «природная» тематика доминирует и в формах мебели. Здесь в основном, выделяют два основных направления развития: декоративное (причудливые, изогнутые формы) и конструктивное (прямолинейность и четкость).

Стоит заметить, что второй тип мебели более характерен для производства Англии и Германии. Модерн в состоянии раскрыть яркую и неординарную натуру владельца помещения. А использование в его основе синтеза различных направлений искусства и по сей день оставляет данный стиль востребованным и широко применяемым по всему миру.

Современный Модерн

Современный Модерн богат абсолютно новыми и уникальными текстурами и материалами, что делает его разнообразие еще большим. Главное, о чем не стоит забывать – это истоки появления стиля. А именно, плавные линии и изгибы, мотивы природы и гармоническое объединение всех элементов, образующих интерьер. Наша фантазия не имеет ограничений, а если еще и придерживаться основных канонов, то интерьер в этом стиле сделает ваше жилье легким и светлым, а также способным еще очень долго радовать взгляд.

Видео: интересные факты о стиле модерн

plitki.com

Стиль модерн в искусстве

Модерн в искусстве — это художественное направление, процветавшее в период между 1890 и 1910 годами по всей Европе и США. Для него характерно использование длинной, извилистой линии. Чаще всего элементы этого стиля использовались в архитектуре, проектах интерьера, ювелирных изделиях и дизайне стекла, плакатах и ​​иллюстрациях. Это была целенаправленная попытка создать новый стиль, свободный от подражательного историзма, который доминировал в большей части искусства и дизайна 19-го века.

Название

Как утверждает история искусств, модерн появился сначала в Англии и вскоре распространился на европейский континент. Там он был известен под разными названиями: югендштиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezessionstil) в Австрии, флорель или либерти (Floreale или Liberty) в Италии и модернизмо или модерниста (Modernismo или Modernista) в Испании, во Франции он получил название ар-нуво (art nouveau). Термин «модерн» был придуман галереей в Париже, которая выставляла большую часть работ этого направления.

В Англии непосредственными предшественниками стиля стали эстетизм иллюстратора Обри Бердсли, который много внимания уделял выразительным качествам органичных линий и движения, представленным в работе «Искусство и ремесло» Уильяма Морриса, который установил важность жизненного стиля в прикладном искусстве. На европейском континенте на развитие стиля модерн также влияли эксперименты с выразительностью линий художников Пола Гогена и Анри де Тулуз-Лотрека. Частично развитие этого направления было вдохновлено модой на японские гравюры укие-э.

орнамент в стиле модерн

Известные представители

Было много художников и дизайнеров, которые представляли стиль модерн в европейском искусстве и искусстве Америки. Среди наиболее известных был шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош. Он специализировался преимущественно на геометрической линии и особенно повлиял на австрийский модерн. Бельгийские архитекторы Генри ван де Вельде и Виктор Орта своими чрезвычайно извилистыми и деликатными структурами оказали влияние на французского архитектора Гектора Гимара, еще одну важную фигуру в этом художественном направлении.

К этому списку стоит добавить американского производителя стекла Луиса Комфорта Тиффани, производителя французской мебели и дизайнера металлоконструкций Луи Мажореля, чешского графического дизайнера-художника Альфонс Муху, французского дизайнера стекла Рене Лалика, американского архитектора Луиса Генри Салливана, который использовал изделия ар-нуво, чтобы украсить свои традиционно структурированные здания, испанского архитектора и скульптора Антонио Гауди, возможно, самого оригинального художника, который вышел за рамки привычного, чтобы превратить здания в извилистые, ярко окрашенные органичные конструкции.

Дальнейшее развитие

После 1910 года модерн в искусстве 20 века казался старомодным и ограниченным и, как правило, использовался как декоративный стиль. Однако в 1960-х годах его реабилитировали, в частности, благодаря крупным выставкам, организованным в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1959 г.) и в Национальном музее современного искусства (1960 г.), масштабной ретроспективе Бердсли, проведенной в Музее Виктории и Альберта в Лондоне в 1966 году.

Выставки повысили статус этого художественного направления, которое часто рассматривалось критиками как проходящая тенденция, до уровня других крупных направлений современного искусства конца XIX века. Затем направление возродились в стилях поп-арт и оп-арт. Цветочные органичные линии в стиле модерн были возрождены как новый психоделический стиль в моде и в типографии, его использовали на обложках альбомов рок- и поп-музыкантов и в коммерческой рекламе.

лампа в стиле модерн

Создание направления

Этот современный стиль считался попыткой создать международное направление в искусстве, основанное на декоративных элементах. Как направление в искусстве, модерн был разработан энергичным и блестящим поколением дизайнеров и художников, которые стремились создать художественную форму, соответствующую современности.

Во многих отношениях это был ответ на промышленную революцию. Технологический прогресс был встречен художниками, которые освоили эстетические возможности использования новых материалов в их произведениях. Впервые стиль модерн в искусстве появился в 1893 году, когда Виктор Орта в качестве декоративного элемента в домах буржуа в Брюсселе представил железо и литье.

Художники, работавшие в этом направлении, разделяли убеждение, что все искусства должны работать в гармонии, чтобы создать «общее произведение»: здания, текстиль, мебель, ювелирные изделия, одежда — все должно соответствовать принципам модерна.

интерьер в стиле модерн

Что отличает ар-нуво от других стилей

Как направление в искусстве, модерн характеризуется использованием извилистых, длинных органических линий наряду с умеренными и темными цветами. Наиболее часто используемые цвета – желтый, горчичный, темно-красный, оливковый, коричневый и некоторые фиолетовые и синие оттенки.

Другие особенности представлены гиперболами, параболами и обычными лепными украшениями, которые как будто оживают и вырастают в форме растений. Украшение как структурный символ считается частью растущей силы природы. Художники создают органичный и прозрачный мир с цветочными элементами, включая тюльпаны, подсолнухи, васильки и т. д. в сочетании с линиями и простыми волнистыми поверхностями.

Основные области, в которых проявился стиль ар-нуво

Стиль модерн в искусстве считался «тотальным», это означает, что он включает в себя иерархию различных видов, таких как:

  • Архитектура.
  • Дизайн интерьера.
  • Декоративное искусство, включая мебель.
  • Текстиль.
  • Ювелирные изделия.
  • Серебро.
  • Освещение и другие предметы интерьера.
  • Различные виды изобразительного искусства.
  • Плакаты и иллюстрации.

Архитектура

В архитектуре стиль модерн в первую очередь демонстрирует синтез орнамента и структуры. Этот тип характеризовался либеральным сочетанием материалов, таких как стекло, железо, керамика и кирпичная кладка. Как особый стиль искусства модерн в архитектуре использовался в создании интерьеров, в которых колонны становились толстыми лозами с расширяющимися усиками, а окна — отверстиями, которые пропускали воздух и свет, дополняя цельный образ. Этот подход был прямо противоположным традиционным архитектурным ценностям и ясности структуры.

Здания в стиле модерн имеют следующие особенности: асимметричные формы, изогнутое стекло, широкое использование арки и изогнутых форм, мозаика, растительные украшения, витражи и японские мотивы.

Классическим примером является Casa Mila — жилой дом, построенный Гауди для семьи Мила (1905-1907), показывающий, как разные части органически связаны с базовым планом.

Одним из высших качеств архитектуры в стиле модерн является использование теории структуры для раскрытия строительных элементов здания. Очень часто железо становится видимым элементом фасада, чаще всего выполняя декоративную функцию.

Стекло в основном используется в сочетании с железом. Стеклянная стена также получила значительное независимое развитие в эпоху модерна. Большое предпочтение оказывалось и лестницам. Стеклянные и железные, их все чаще использовали в проектах знаменитые архитекторы.

Дизайнеры в стиле модерн выбрали и модернизировали некоторые абстрактные элементы стиля рококо, а также выступали за использование очень стилизованных органических форм в качестве источника вдохновения в своих произведениях. Таким образом, в архитектуре появились многочисленные элементы в форме травы, насекомых, водорослей и тому подобного.

здание А. Гауди

Печать в стиле модерн

Типографские изделия являются ключевыми в понимании этого направления искусства. Например, литография «Тропон» Анри ван де Вельде (1898) показывает отличительные цветовые варианты печати в стиле ар-нуво: сочетание бледно зеленого цвета, яркой охры и оранжевого. Цвета были объединены с буквами слова «тропон». Простая композиция сочетает в себе новый стиль выбора цвета с извилистыми линиями.

Двухмерные элементы в стиле модерн использовались в различных популярных формах, таких как плакаты, рекламные объявления, этикетки и журналы. Стиль считался экстравагантным благодаря использованию изогнутых линий («удар кнутом») и часто цветочным мотивом. Но, возможно, коммерческое применение стиля придавало ему особую привлекательность.

Многие прекрасные плакаты в стиле модерн сохранились до сегодняшнего дня, потому что их часто использовали в качестве объектов коллекционирования. Технологический прогресс в литографической печати позволил широко использовать цветную печать. Это, в свою очередь, сделало графический стиль модерна широкодоступным. Рекламные плакаты издавались большими тиражами, чтобы можно было продавать больше копий коллекционерам.

Тенденции в живописи

В попытке проанализировать роль, которую играет ар-нуво в эволюции живописи, следует начать с заявления о том, что его появление явилось реакцией, направленной против импрессионизма (за исключением немецкой культуры). По сути, этот стиль представлял собой протест против развития поверхности и линии. В изобразительном искусстве модерн, фактически, означал конец иллюзионистской концепции формы.

Изображения имеют большое значение для контекста посредством того, как линии передают атмосферу картины или отражают значимость декоративных элементов. Это течение можно также воспринимать как предшественника экспрессионизма. В то же время в стиле ар-нуво подчеркивается не только декоративная сторона, но и уникальная ценность в живописи в целом.

Г. Климт. Женщина в золотом

Изделия из стекла

Модерн в декоративном искусстве представлен в разных областях. Стекольное производство было одной из тех областей, где он нашел большую возможность для выражения. В качестве примера можно представить работы Луиса Комфорта Тиффани в Нью-Йорке, Эмиля Галле и братьев Даума в Нанси, Франция, Чарльза Ренни Макинтоша в Глазго.

Ювелирные изделия периода ар-нуво

Основным источником вдохновения для ювелирных изделий в стиле ар-нуво была природа. Работы были дополнены новыми уровнями виртуозности в эмалировании и внедрением новых материалов, таких как полудрагоценные камни и опалы.

Художники-ювелиры также нашли вдохновение в японском искусстве, они продемонстрировали более специализированный подход в использовании японских навыков металлообработки, создали новые темы и по-новому подошли к изображению орнамента.

украшения в стиле модерн

Влияние на современный дизайн

Хотя это художественное направление стремительно теряло свою популярность (после 1910 года эпоха модерна в искусстве завершилась), его значение в прикладном искусстве и архитектуре остается весьма значимым. Можно сказать, что этот стиль имеет полное право занимать особое место в истории искусства.

Движение в стиле модерн оказало большое влияние на иллюстраторов, художников и развитие торговли печатными изданиями в Соединенных Штатах, включая период возрождения этого художественного направления во время послевоенного движения хиппи 1960-х годов. Даже сегодня некоторые из лучших образцов того времени, выполненных в этом стиле, можно увидеть практически во всей индустрии визуальных коммуникаций — например, портрет Мэрилин Монро для Visages De Renom от нью-йоркского иллюстратора Ле Каца или работы Милтона Глейзера и его студии Push-Pin.

За последние двадцать лет в стиле модерн в искусстве наблюдалось некоторое оживление, обусловленное развитием постмодернизма. Художники во всем мире используют его элементы для вдохновения. Они включают извилистые линии, цветочные элементы, природные особенности и характерные цвета.

Россия

В Российской империи модерн в современном искусстве, пожалуй, был одним из самых влиятельных художественных и архитектурных направлений, которое сформировало появление некоторых городов в том виде, в котором мы привыкли их видеть: Петербурга и, в меньшей степени, Москвы, Нижнего Новгорода и многих других.

В русской архитектуре это направление было первым буржуазным стилем, в большей степени даже купеческим, появившимся на рубеже XIX-XX веков. В этот период такое направление в архитектуре в ходе своего формирования и развития как бы повторяет эволюцию архитектуры России: от барокко, вдохновлявшегося древнерусской архитектурой, до классицизма, преодолевая романтизм и достигая высот классики Возрождения именно в XIX веке, получившем название Золотого века русской культуры.

М. Врубель. Демон сидящий

Первым объединением художников, занимавшимся развитием модерна в русской культуре, стал «Мир искусства». Его представители стремились к модерну и символизму и отдавали приоритет эстетическому началу в искусстве, противопоставляя его остросоциальной направленности, свойственной передвижникам. В разное время это объединение было представлено художниками А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, Н. К. Рерихом, М. В. Добужинским, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой, К. А. Сомовым и другими. Близкими им по духу были И. Я. Билибин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. Ф. Юон и другие.

Если направленность творчества некоторых художников, представлявших объединение «Мир искусства», можно рассматривать как чистый эстетизм, то основой творчества Серова, Левитана, Серебряковой была природа. Они стремились выявлять ее красоту, внося ее в жизнь человека. Такого же рода эстетика была свойственна и А. П. Чехову. Архитектора Ф. О. Шехтеля считали одним из самых выдающихся представителей модерна в русском искусстве. Он, как и Левитан, был выпускником Училища живописи, ваяния и зодчества. Именно в это же время шло формирование выдающегося русского писателя, который в то время был студентом медицинского факультета Московского университета.

В ту эпоху появилось много выдающихся деятелей русского искусства. Шехтель занимался строительством частных особняков, одним из самых ярких примеров этого является особняк С. П. Рябушинского в Москве (1900-1902), включая все его внутреннее убранство. Также архитектор занимался возведением доходных домов, зданий торговых фирм, вокзалов, театров, кинематографов. Искусство модерна в России, в том виде, каком оно проявило себя в Москве, называют еще неорусским стилем. Примером этого могут быть фасад Третьяковской галереи, который выполнялся по проекту В. М. Васнецова, выполненный в том же стиле Ярославский вокзал, автором которого был Шехтель, или Казанский вокзал, проект которого создал архитектор А. В. Щусев. Для русского модерна в Петербурге был характерен очевидный поворот в сторону неоклассицизма, что позже отмечалось также и в архитектуре Москвы. Здание Азовско-Донского банка, автором проекта которого был Ф. И. Лидваль, похоже на итальянский дворец эпохи Возрождения. В аналогичном стиле был спроектирован и построен особняк Г. А. Тарасова в Москве на Спиридоновке, который построил архитектор И. В. Жолтовский.

Модерн в русской живописи стал эпохой появления великолепных произведений. Это направление в России в первую очередь было своего рода умонастроением. Новое веяние привело к обновлению выразительных средств, которые использовали такие выдающиеся художники, как Левитан, Серов, Врубель, а в литературе — Чехов, объединивший в своем творчестве классику и модерн. Художники, объединившиеся в «Мир искусства», отходя от передвижничества, стали представителями этого стиля в его самый поэтический период.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *