«В чем особенности романского стиля архитектуры? Как его можно можно описать? » – Яндекс.Кью
чудесный вопрос 🙂
К романике принято относить постройки с характерными особенностями, распространенные в Европе в XI – XIII веках. О них я напишу чуть ниже, а сейчас самый изюм!
Именно романский стиль (а его название обозначает – «римский») – наследник архитектуры Рима. И младший брат византийской архитектуры, вспоминаем историю!
Именно поэтому так часто возникает вопрос, а чем же византийский стиль отличается от романского. Многим, но структурно это развитие одной строительной логики.
Если готика принципиально изменила конструкцию здания, то романика (и Византия) развивают типы сооружений, сложившиеся ко времени распада Римской Империи.
Да, Ренессанс попытался «забыть» романский стиль и перепрыгнуть назад, к античности. Но внимательный взгляд не пропустит взаимосвязи между архитектурой Рима, Византии, романским стилем и архитектурой Возрождения…
Самый яркий пример в нашем случае – это храмы. Именно римская базилика стала основой христианских храмов Европы
Итак, как при первом взгляде отличить романский стиль от готики?
Романика – сурова и приземленна, готика – устремлена вверх! Что вполне понятно, так как основной тип романских построек – храмы-крепости, замки-крепости, монастыри. Почитайте Умберто Эко, превосходную книгу «Имя Розы» — художественным языком храмина-библиотека-цитадель описана так, что перед глазами видишь ее облик. Фильм с Шоном Коннери вполне отражает эту атмосферу.
Крепостной характер отразился на внешнем виде: стены всегда массивны, здания очень основательны. Окна узкие — не забываем про оборонную функцию!
Романика любит полуциркульные арки и своды. В готике, напомню, арки стрельчатые.
Если в римской архитектуре потолки базилики часто состояли из кессон (кассет), и были плоскими, то в романской мы видим уже своды, не закрытые перекрытиями.
Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Так форма следует за функцией, или функция за формой: своды требуют мощных стен, а мощные стены нужны для большей защиты.
Основные формы зданий очень просты: куб, цилиндр, призма.
При лаконичности плана и структуры именно романская скульптура стала прообразом готической. Но о скульптуре вам расскажут другие источники 🙂
yandex.ru
«В чем особенности романского стиля архитектуры? Как его можно можно описать? » – Яндекс.Знатоки
чудесный вопрос 🙂
К романике принято относить постройки с характерными особенностями, распространенные в Европе в XI – XIII веках. О них я напишу чуть ниже, а сейчас самый изюм!
Именно романский стиль (а его название обозначает – «римский») – наследник архитектуры Рима. И младший брат византийской архитектуры, вспоминаем историю!
Именно поэтому так часто возникает вопрос, а чем же византийский стиль отличается от романского. Многим, но структурно это развитие одной строительной логики.
Если готика принципиально изменила конструкцию здания, то романика (и Византия) развивают типы сооружений, сложившиеся ко времени распада Римской Империи.
Да, Ренессанс попытался «забыть» романский стиль и перепрыгнуть назад, к античности. Но внимательный взгляд не пропустит взаимосвязи между архитектурой Рима, Византии, романским стилем и архитектурой Возрождения…
Самый яркий пример в нашем случае – это храмы. Именно римская базилика стала основой христианских храмов Европы
Итак, как при первом взгляде отличить романский стиль от готики?
Романика – сурова и приземленна, готика – устремлена вверх! Что вполне понятно, так как основной тип романских построек – храмы-крепости, замки-крепости, монастыри. Почитайте Умберто Эко, превосходную книгу «Имя Розы» — художественным языком храмина-библиотека-цитадель описана так, что перед глазами видишь ее облик. Фильм с Шоном Коннери вполне отражает эту атмосферу.
Крепостной характер отразился на внешнем виде: стены всегда массивны, здания очень основательны. Окна узкие — не забываем про оборонную функцию!
Романика любит полуциркульные арки и своды. В готике, напомню, арки стрельчатые.
Если в римской архитектуре потолки базилики часто состояли из кессон (кассет), и были плоскими, то в романской мы видим уже своды, не закрытые перекрытиями.
Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Так форма следует за функцией, или функция за формой: своды требуют мощных стен, а мощные стены нужны для большей защиты.
Основные формы зданий очень просты: куб, цилиндр, призма.
При лаконичности плана и структуры именно романская скульптура стала прообразом готической. Но о скульптуре вам расскажут другие источники 🙂
yandex.ru
Особенности архитектуры в городах и странах мира
Древнегреческая архитектура
Архитектура современных городов характеризуется многообразием и стремительным развитием, идущим параллельно техническому прогрессу. По построенным в ту или иную эпоху зданиям можно наблюдать изменчивость стилей, ценностей и стремлений человека к удовлетворению собственных потребностей.
Замечание 1
Древние города Греции до сегодняшнего дня считаются шедеврами архитектуры. Это достояние мировой культуры, наследие человечества. Без фундамента, заложенного в древней Греции, современная архитектура Европы существовать не смогла бы.
Выраженная связь архитектуры исторического города с современным городом очевидна. В Древней Греции религиозным, культурным, политическим центром поселения являлся храмовый комплекс, и уже от него расползались проложенные по сетке прямоугольной формы улицы. В Греции античные храмы строились по ордерной системе, что в дальнейшем оказало значительное влияние на историю всей мировой архитектуры. Именно тогда установились правила соотношения конструктивных частей зданий с декоративным оформлением. Это называется ордер. В Греции конструкция, композиция храмов основана на балках и колоннах. Следует отметить, что в архитектуре современных поселений древнегреческая ордерная система преимущественно сохранилась в исторических памятниках, а также застройке старых районов.
Особенности архитектуры городов Европы и Востока
Для европейского средневекового города весьма характерно наличие крепости, которая окружена высокой каменной стеной и рвом с водой, для реализации оборонительной функции. В последующем европейские города строили вокруг зданий главных кафедральных соборов, окруженных ратушей и рыночной площадью. Улицы при этом прокладывались от крепостных ворот к центру.
На Востоке города проектировались аналогично. В центральной части города размещалась мечеть и минареты, а рядом религиозная школа — медресе, дворец правителя, а также караван-сарай. Уже от этих строений расходились дороги и жилые кварталы.
Рисунок 1. Панорама восточного города. Автор24 — интернет-биржа студенческих работАрхитектура Руси и Москвы
Для городов Руси очень характерно:
- вписывание их в окружающий ландшафт;
- окружение сельскими поселениями.
Города преимущественно строились на возвышенности, с которой хорошо просматривались окрестности. Но в эпоху Возрождения стали преобладать иные принципы градостроительства. Улицы стали планировать строго перпендикулярно, а главные из них выходили на главные архитектурные ансамбли, дворцы. Яркий пример этого Санкт-Петербург.
Московская архитектура это целая историческая летопись. Для архитектуры Москвы характерно смешение разных стилей, образов и направлений, происходившее на протяжении многих столетий. Отголосок пятнадцатого века, отголосок каменного зодчества — Успенский собор и Кремль. Эпоха Екатерины Великой оставила образцы классицизма – Большой Театр, Сенат, Дом Пашкова, Царицынский путевой дворец. Напоминание об Отечественной войне 1812 года — заново отстроенная столица и знаменитые здания Исторического музея, дома Игумнова. В двадцатом веке в столицу России приходит модерн, а с ним новые здания: гостиница «Националь», гостиница «Метрополь», здание Ярославского вокзала. Век настоящий подарил Москве ультрасовременную архитектуру с небоскрёбами, фасадами из стекла, многоэтажными офисами.
Рисунок 2. Московский кремль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Американская архитектура
Архитектура США обрела самостоятельность в развитии только через сто лет после появления независимого государства. Изначально с европейскими формами социальной жизни колонисты завезли и связанные с ними определенные типы построек. Это были английские упорядоченные и уравновешенные схемы зданий, сделанные очень добротно. Пристрастие к простым и ясным системам распространялось также на планы большинства американских городов, основой которых стала прямоугольная сетка улиц.
Замечание 2
В ходе развития капитализма в Северной Америке, жилище американца становится вещественным свидетельством принадлежности к определенной социальной группе. На фасадах появляются суховатые и элегантные, графические детали декора.
Независимость от форм фасада здания системы внутренних пространств, перешла от домостроения народного в произведения Джефферсона третьего президента США и самого яркого архитектора того времени. Основным произведением Джефферсона стал университет в Шарлоттсвилле. Ландшафт создан объединением природы и архитектуры и природы в упорядоченную целостность. Смена представлений в профессиональной культуре укрепила в значительной степени представление архитекторов Америки об относительной независимости символов власти и престиж в архитектуре, от решения архитектурой практических проблем. Это вылилось в создание генерального плана Вашингтона – новой столицы Америки. План был разработан в 1791 году, и соединил идею города — произведения искусства с практичностью. На прямоугольную сетку улиц были наложены пучки радиальных авеню, излучаемые главными центрами власти – Белым домом и Капитолием.
Со средины девятнадцатого века в американской архитектуре сумбурность целого начала сочетаться с сухой конкретизацией деталей, при этом в дощатой обшивке деревянных домов был имитирован открытый брусчатый каркас. Такой «символический» каркас превратился в характерную особенность архитектурной моды, которая распространилась далее по всей Америке и была названа «брусчатым стилем». Источником подражаний стали фахверковые готические постройки Западной Европы, и швейцарские народные жилища — прообраз дач и загородных домов в европейских странах.
Архитектура азиатских городов
Шанхай, Пекин, Хошимин и другие азиатские города являются смешением современных небоскребов и зданий, которые построены в колониальном стиле. Токио, после Второй мировой войны, возрождался практически из руин. Архитектурной особенностью этого города стало строительство высотных зданий с учетом инновационных передовых технологий. В Дубаи стремительно взлетают вверх небоскребы и покоряются морские просторы. Здесь многие небоскребы построены на рукотворных насыпных островах. При этом большинство архитектурных проектов выглядит достаточно футуристично и даже фантастично. Самое известное строение подобного рода — башня «Бурдж-Халифа» высотой восемьсот двадцать восемь метров, которую построил архитектор из США Смит.
spravochnick.ru
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЗДАНИЙ | sibac.info
Современная архитектура зарождалась еще в древние времена. Все это время с тех пор архитектура активно развивается и отражает уровень развития человечества. В связи с активным развитием архитектуры появились архитектурные стили. В связи с развитием технологий современная архитектура имеет возможность создавать уникальные сооружения, которые не перестают поражать воображение на протяжении долгого времени.
Современная архитектура – это некая «визитная карточка» эпохи в целом.
Цель работы: рассмотреть развитие современной архитектуры на примере всемирно известных зданий.
Доступность новых материалов таких как железо, сталь, бетон и стекло привела к возникновению новых строительных технологий, ставших частью промышленной революции.
Современная архитектура предлагает новые необычные формы и строительные концепции. При строительстве современных концептуальных зданий обычно используют стекло – для фасада, сталь – для внешних опорных конструкций, и бетон для каркаса и междуэтажных перекрытий.
1. Планарное остекление (остекление на «спайдерах» – «пауках»).
В 80-х годах прошлого века английская компания Pilkington для создания новых областей применения своей продукции открыла производство системы остекления под названием Pilkington Planar [2]. Ее точечная система крепления позволяла создавать прозрачные безрамные конструкции больших площадей и самых разнообразных форм.
Системы получили название «планарное остекление». Иногда аналогичные системы называют структурным остеклением.
«Планарное остекление» это примыкающие друг к другу светопрозрачные элементы, не разделенные рамами или перегородками из непрозрачных материалов. Остекление может быть изогнутым, ступенчатым, или другим в зависимости от формы листов стекла и их взаимного расположения (рис. 1).
Рисунок 1. Здание с планарным остеклением. Конструкции.
В качестве светопрозрачных элементов в планарном остеклении используются различные виды изделий из стекла: закаленное стекло, многослойное стекло, стеклопакеты. К стеклу, в данном случае, предъявляются более высокие требования, чем обычно, так как оно обеспечивает прочность и жесткость конструкции.
Преимуществами планарного остекления являются: низкая теплопроводность следовательно хорошая энергоэффективность; широкий выбор дизайнерских решений не ограничивающих полет фантазии; хорошая устойчивость конструкции к воздействию окружающей среды; долговечность эксплуатации и хорошая износостойкость; быстрая и удобная замена отдельных элементов остекления без необходимости разбора всей конструкции.
2. Купольные дома
Из-за особой формы купольные строения можно смело отнести к разряду произведений искусства. Они выглядят совсем миниатюрными, но это не совсем так. При внешней компактности эти дома очень просторны, они имеют привлекательный внешний вид. Купольные дома по всем параметрам превосходят обычные здания кубического типа (рис. 2) [6]. Сама суть купольного домостроения подразумевает отсутствие потолков и несущих опор. Это дает не только до 30% экономии на материалах стен и перекрытий: конструкция становится легкой и не требует массивного основания.
Рисунок 2. Купольный дом[6].
Изначальная задача этих технологий — реализация объектов быстрого строительства. На сооружение купольных домов уходит не более двух недель (без учета сооружения фундамента и внутреннего обустройства).
Отопление купольного дома в зимний период требует на 20–30% меньше энергоресурсов, по сравнению с обычными зданиями.
В связи с тем, что несущие стены отсутствуют, купольный дом не имеет ограничений в планировке. В нем можно легко совместить гостиную и столовую в одну просторную комнату с высоким потолком. Комната отдыха может занимать хоть половину всего дома. Примечательно, при желании, планировку можно изменить путем переноса быстровозводимых перегородок. Сфера эффективно поглощает звук и в то же время не пропускает шум с улицы.
3. Небоскреб Мэри-Экс в Лондоне (огурец).
Небоскрёб Мэри-Экс или Башня Сент-Мэри Экс, 30 расположен в столице Великобритании, его конструкция исполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием (рис 3) [1].
Строительство начато 2001 г. и закончено в 2003 г. Здание введено в эксплуатацию в 2004г., его высота составляет 180 м (591 фут), количество этажей 40, общая площадь 47950м2, общая стоимость 400 миллионов долларов. Главный архитектор Норман Фостер, а главный подрядчик Компания Skanska.
Рисунок 3. Небоскрёб Мэри-Экс [2]
Мэри-Экс – это первая высотка в мире, претендующая на звание экологического небоскрёба. Норман Фостер в своём проекте использовал естественную вентиляцию и солнечное освещение. Небоскрёб получился весьма экономичным с общим потреблением электроэнергии вдвое меньшим, чем у других подобных строений. [6]
Рисунок 4. Вид изнутри здания.
Во время планирования строительства Мэри-Экс неоднократно возникали дискуссии и споры касательно правильно выбранного места, а также высоты будущего здания.
Руководством страны еще перед началом строительства была поставлена задача реализовать проект таким образом, чтоб здание вписывалось в историческую картину района, а также с высоты его обзора должны просматриваться главные достопримечательности центральной части города, с чем Норман Фостер справился на отлично, за что получил две престижные премии.
4. Музей Гоггенхайма в испанском городе Бильбао
Сеть музеев Гуггенхайма сейчас включает Нью-Йорк, Венецию, Берлин и Бильбао. Именно в испанском Бильбао находится самое впечатляющее по своей архитектуре и формам задание. Музей Гоггенхайма в испанском городе Бильбао спроектировал Американский архитектор Франк Гери. Внутри музей как огромный лабиринт. Светлые изогнутые стены, хромированные детали и огромные витражные окна зрительно расширяют пространство (рис. 6) [3].
Рисунок 6. Музей Гоггенхайма в испанском городе Бильбао[3].
Снаружи здание музея облицовывали тонкими титановыми листами, а сложные кривые изогнутых элементов просчитывались с помощью компьютера. За счет этого зданию был обеспечен такой сложный, но красивый «гнутый» силуэт. Примечательно, что стекла, использовавшиеся при облицовке здания, наоборот, из-за требований технологии оставляли плоскими.
Музей является, по сути, стальным каркасом, который состоит из широких секций трехметровой решетки. Необычайную пластичность конструкции обеспечивает соединение отдельных частей каркаса.
Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает достаточно большую площадь – 24 тысячи квадратных метров. Ни одно помещение в музее не повторяется, интерьер представляет собой постоянно меняющееся пространство, которое соткано из белых плоскостей стен.
5. Здание Медиатеки в Японии
В Японии, в здании Медиатеки, спроектированном Тойо Ито, достигнута гармония между природой и искусственной средой и осуществляется их постоянное взаимодействие (рис. 8) [5].
Рисунок 8. Здание Медиатеки в Японии[5].
Как говорит сам архитектор, медиатека является лишь прозрачной оболочкой для информации. Дизайн объекта включает три основных элемента: трубы, платформы и кожу. Платформы — это этажи, которые нанизаны на 13 колонн, спаянных из труб (рис. 9).
Прямых колонн только пять, которые одновременно являются и опорами, и шахтами для лифтов. Все остальные меняют свое направление и диаметр от одного этажа к другому. А кожа — это оболочка всего сооружения.
Рисунок 9. Колонны здания Медиатеки [5].
Опорами здания стали 13 труб древовидной формы, выполненные в стрежневой конструкции, все 13 опор разные по размерам. Это странное сочетание 13 колонн, где 5 собрались на главном фасаде, создают колонный портал перед входом, где одна башня за пределами стеклянной плоскости фасада.
Заключение.
Современная архитектура направлена на привлечение внимания людей [7], повышение энергоэффективности зданий и сооружений и улучшения условий проживания людей. Из представленного анализа отдельных объектов современной архитектуры видно, что широкое распространение получило планарное остекление, благодаря своей низкой теплопроводности, большому выбору дизайнерских решений, не ограничивающих полет фантазии.
Список литературы:
- Башня Мэри-Экс. Официальный сайт [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: www.30stmaryaxe.com (дата обращения 21.04.2017)
- Небоскрёб Мэри-Экс. // Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%91%D0%B1_%D0%9C%D1%8D%D1%80%D0%B8-%D0%AD%D0%BA%D1%81 (дата обращения 21.04.2017)
- Питерман Александр. Музей Гуггенхайма: почему Apple выбрала именно его? (фоторепортаж) // UiP.me [Электронный ресурс] — 2012 — Режим доступа: — URL: https://uip.me/2012/01/muzej-guggenxajma-pochemu-apple-vybrala-imenno-ego-fotoreportazh/ (дата обращения 21.04.2017)
- Планарное остекление: новые архитектурные формы. // «Вестник строительного комплекса» — 2009 — № 65 [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.vestnik.info/archive/31/article501.html. (дата обращения 21.04.2017)
- Полетаева Александра Медиатека города Сендай — архитектурный памятник и монтажная студия. // Теории и практики. [Электронный ресурс] — 2010 — Режим доступа: — URL: https://theoryandpractice.ru/posts/831-mediateka-goroda-senday—arkhitekturnyy-pamyatnik-i-montazhnaya-studiya (дата обращения 21.04.2017)
- Рыбалтовская Елена. Норман Фостер. Башня Мэри-Экс, 30. // Строительство и недвижимость. [Электронный ресурс] – № 17, 2004 — Режим доступа: — URL: http://www.nestor.minsk.by/sn/2004/17/sn41706.html. (дата обращения 21.04.2017)
- Шедевры современной архитектуры. // Adme.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.adme.ru/arhitektura/shedevry-sovremennoj-arhitektury-566805/ (дата обращения 21.04.2017)
- Шухарт Редрик (Adlynx). Купольные дома. Технология строительства. // Copyright by RMNT.RU — информационная система по строительству, ремонту, недвижимости, дизайну интерьера (c) 2002-2017. [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.rmnt.ru/story/house/646449.htm. (дата обращения 21.04.2017)
sibac.info
1.Общие сведения об архитектуре.
Общие сведения об архитектуре
Особенности архитектуры мостов
Понятие тектоники
обенности архитектуры древнего мира
Особенности архитектуры средневековья
Особенности архитектуры эпохи Возрождения
Особенности архитектуры эпохи классицизма
Особенности архитектуры металлических мостов
Особенности архитектуры железобетонных мостов
Основные средства архитектурной композиции моста
Литература
Все определения, дающие истолкование понятию «архитектура» могут быть сведены в три большие группы. Первая группа определений рассматривает архитектуру как часть искусственной природы и особого рода среду деятельности человека. Вторая основывается на двуедином характере архитектуры и, наконец, третья – трактует архитектуру как совокупность пользы, прочности и красоты.
Первая группа определений обычно используется в градостроительстве и при проектировании крупных комплексов, включающих элементы различного функционального назначения. К крупным архитектурным комплексам, как правило, относят жилой район, зону отдыха, а также транспортные сооружения: вокзалы или сложные транспортно-пешеходные развязки.
Вторая группа определений устанавливает место архитектуры в сфере человеческой деятельности. При этом отмечается, что она расположена как в области материальной, так и в области духовной культуры. Конструкции относят к материальной, а художественные достоинства — к духовной сфере человеческой деятельности.
Третья группа — понимание архитектуры как совокупности пользы, прочности и красоты впервые появилась в книге римского строителя и теоретика архитектуры Марка Полиона Витрувия.
Это определение понятия «архитектура» правомерно и в наши дни.
Согласно Советскому Энциклопедическому Словарю архитектура — это художественно осмысленная конструкция, создаваемая человеком в различных жизненных целях. Таким образом, и здесь обнаруживаются все компоненты триады Витрувия. Со времени, когда художественная и материальная сторона архитектуры выделились в отдельные области человеческой деятельности, вопрос о соотношении пользы и красоты приобрел значительную остроту.
XX веке он ставится как проблема соотношения архитектурной формы сооружения и его функции, а для инженерных сооружений, где функциональное назначение доминирует, понимается как взаимосвязь конструкции и архитектурной формы, тленно в такой постановке этот вопрос существует и в современном мостостроении.
2. Особенности архитектуры мостов
В упрощенном виде вопрос соотношения конструкции и формы может быть поставлен так: может ли художественная выразительность в мостах достигаться только с помощью конструктивных элементов или эстетические достоинства проявляются в них только при дополнительной декоративной обработке его частей. Не указывая на какую-либо позицию как на единственно верную, можно, тем не менее, отметить несколько принципиальных положений современного архитектурного проектирования транспортных сооружений.
1. Габаритные размеры и основные элементы моста должны быть конструктивно целесообразны: улучшение внешнего вида сооружения не должно идти по пути применения усложненных решений.
2. Задача создания художественно полноценных мостов не ограничивается включением в его композицию отдельных архитектурных деталей, пусть даже совершенных с эстетических позиций. Невозможно создать архитектуру моста только установкой перил или фонарей, какими бы достоинствами они не обладали.
3. В мостовых сооружениях основную художественную нагрузку несут важнейшие конструктивные элементы. В этом случав они выступают как главный источник архитектурной формы. Однако, чтобы стать архитектурной композицией, конструкция должка быть переосмыслена с эстетических позиций, в противном случав сооружение останется набором элементов, лишенных художественной выразительности.
4. Указанная выше концепция не является единственным правилом в архитектурном проектировании. Существует и противоположная позиция, которая не предполагает отражения в облике моста его конструктивного решения. При таком подходе фасадная композиция строится на основе закономерностей художественной гармонии не связи с внутренней структурой сооружения. В этом случае конструкция и форма существуют отдельно друг от друга и проектируются независимо.
5. На форму мостов все большее влияние оказывает технология, т.е. условия и способ изготовления и монтажа конструкций. Воздействие технологии особенно существенно тогда, когда источником архитектурной формы является конструкция. В этом случае их соотношение выглядит так: технология — конструкция — форма. Облик моста в большой степени зависит от его конструкции, поэтому для создания полноценного произведения архитектуры необходима совместная работа инженера и архитектора на всех стадиях проектирования.
История развития архитектуры разделяется на периоды, каждый из которых обладает совокупностью специфических черт, свойственных исключительно этому периоду времени. Идейно, художественно и конструктивно обусловленная общность черт, свойственных архитектурным сооружениям определенного исторического этапа и представляющих собой основные отличительные признаки архитектуры этого периода составляют понятие «архитектурный стиль».
Это понятие относится не только к архитектуре, но и к другим видам человеческой деятельности. Говорят о стиле в работе, стиле в одежде и т.д. Архитектурный стиль — это комплекс наиболее характерных, свойственных архитектуре только одного периода времени способов создания облика сооружения.
Стиль каждой эпохи определяется совокупностью существующих эстетических взглядов, строительных конструкций, социальных условий и возможностей строительства. Например, архитектуру готических соборов определило: появление каркасной каменной конструкции, укрепление самостоятельности городов и расширение их строительных возможностей, общий подъем культуры, а также средневековое религиозное мировоззрение, которое пронизывало все европейские средневековые искусства.
В различных странах в рамках единого стиля могут встречаться существенные национальные особенности. Они определяются местными традициями, строительным материалом, климатическими условиями.
До настоящего времени история развития европейской архитектуры насчитывала семь ярко выраженных стилей. Их влияние распространялось не только на архитектуру, но и на другие сферы художественной деятельности. Установлены следующие хронологические рамки каждого стиля:
Античность -VI в. до н.э.;
Романский стиль — IХ-XIII в.в.;
Готика – XIV-XVI вв.;
Ренесанс – XV-XVI вв.;
Барокко – XVI-XVII вв.;
Классицизм – XVII-XIX вв.;
Модерн — XIX (начало XX века).
По зарождение и развитие стилей происходило не одновременно во всех странах. Были периоды истории, когда в Европе параллельно господствовало несколько архитектурных стилей.
При построении пропорций моста соображения конструктивной целесообразности не всегда совпадают с эстетической логикой, поэтому поиск оптимального решения составляет одну из задач архитектурного проектирования мостов. Как показывает опыт архитектурного анализа, наиболее удачным соотношением двух величин является так называемое “золотое сечение”
Его пропорции были известны во времена Древнего Египта. “Золотое сечение” представляет собой прямоугольник, в котором большая относится к меньшей как их сумма относится к большей стороне. Другими словами если большая сторона прямоугольника Y, а меньшая X, то их соотношение выражается как Х\Y=Y\(X+Y).
В мостостроении примером удачно найденных пропорций может служить мост Зоо через р. Рейн в г. Кельне. Размеры пролетов этого моста хорошо согласуются между собой в с высотой балки. Величина наиболее массивной русловой опоры зрительно оправдана ее соответствием самому большому пролету. Пропорции панелей моста согласуются с общими размерами сооружения.
Реальную величину всякого сооружения можно окончательно осознать, только сравнив его размеры с размерами эталона. В архитектуре таким эталоном чаще всего является человек .
Когда говорят о зрительном выражении величины сооружения, пользуются понятием «масштаб». Элементами, ясно характеризующими масштаб сооружения, могут являться двери, оконные проемы, а для мостов — перила, фонари, лестничные сходы. Существенное влияние на масштаб оказывают соотношения частей сооружения между собой и к целому, степень расчлененности архитектурной формы, характер обработки поверхности, пластика и степень деталировки. Выбор величины масштаба зависит от характера использования архитектурного пространства.
С понятием масштаба связано понятие масштабности сооружения. Масштабность характеризуется соотношение размеров, членении и деталей объекта со своим окружением (городская среда, природный ландшафт) и ростом человека. Сомасштабность человеку особенно важна в гражданской архитектуре и в сооружениях, предназначенных для интенсивного пешеходного движения. Например, в жилых районах, на пешеходных улицах либо на пешеходных уровнях в городских транспортных сооружениях.
На общее благоприятное впечатление от моста большое влияние оказывает точно найденное масштабное соотношение сооружения и окружающей застройки. Необходимость в этом возникает при строительстве в районах со сложившейся городской средой и особенно в районах, представляющих историческую ценность. Умелое использование масштаба и масштабности сооружения — необходимое условие для создания эстетически полноценных сооружений.
studfile.net
Экзаменационный билет № 12
12.1. Архитектура как вид искусства. Особенности положения в ряду пространственных искусств.
Архитектура тесно связана с социальной жизнью человека, с его социальными функциями в обществе, а они в свою очередь регламентируются теми идеальными нормами, которые складывались исторически вместе с системой мировоззрения (воззрения на мир, на его устройство), и первоначально вытекали из синкретического мифологического мировоззрения древних. Таким образом, здания, строения были тесно связаны с их функциональным назначением. Поддержание социального порядка, основанное на мифологическом представлении о мироустройстве, требовало устройства культовых сооружений. Безусловно, первые стоечно-балочные сооружения, которые появились в эпоху позднего неолита – мегалитические постройки, дольмены (рис.12.1.) – не жилища, а культовые сооружения, специфическое воздействие человека на природу ее же материалами, создание «искусственной природы» – то есть искусства.
Первоначально искусство древних было синкретическим, несло ряд функций. Особое положение архитектуры в ряду пространственных искусств состоит в том, что в своем культовом значении архитектура формировалась как дом Бога, или дом, где человек может осуществить такую связь с Богом (где Бог или Боги персонифицируют целостное мироздание со всеми его взаимосвязями, жизнью и смертью).
Роль смерти в таких культовых сооружениях очень велика. Поэтому первые памятники архитектур связаны с гробницами, ритуальными захоронениями.
Постепенно человек стал ощущать себя представителем Бога на земле, и стал создавать «культовые строения» для себя. Так постепенно к функциям такого искусства как архитектура прибавилась еще одна функция – обеспечение жилища.
Рис.12.1. | Первобытная архитектура Дольмен Пулнаброн в Ирландии. Около 4000 года до н. э. Простейшая стоечно-балочная система |
Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира2. Искусство призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности (под этим понятием мы понимаем чувственно-интуитивный опыт человека в построении своей социо-культурной, человеческой жизни). Практика искусства многогранна, но есть одна его сущностная цель – социализация человека и утверждение его самоценности. Искусство непринуждённо и непосредственно воздействует на сокровенное и индивидуальное мировосприятие и мироотношение человека, способствует его развитию.
Искусство как мы видели ранее, многофункционально: оно познаёт, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает сверхсмысловое (магия слов, красок, звуков, форм), внушающее, почти гипнотическое влияние и гедонистическое воздействие на людей, а также имеет другие функции. Полифункциональность искусства многое объясняет в его природе. Его специфика, отличающая его от всех других форм человеческой деятельности, в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме, и через полифункциональность, многогранность образа осуществляет связь человека с целым, в этом смысле оно существует во имя людей, и его высшая цель – гуманизм, счастье и полноценная жизнь человека. Поэтому ни в природе, ни в обществе, ни в духовной жизни человека нет таких явлений, которые были бы недоступны искусству или не интересовали его.
Художественная культура представлена определенными видами искусства. Виды искусства — это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические материалы, краски в изобразительном искусстве и т. д.).
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую — входят пространственные или пластические виды искусств, для которых существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа, который не изменяются во времени и воспринимаются зрением (архитектура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн, фотография).
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусства. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция, они воспринимаются зрением и слухом (музыка, литература).
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами (хореография, театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство).
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.
Пространственные виды искусства называют также пластическими, имеют предметный характер, т.е. выполняются путём обработки вещественного материала. Произведения этих видов искусств существуют в реальном пространстве и имеют объективные пространственные характеристики; образ и форма произведения в них не изменяются во времени, не имеют характера процесса, как в музыке.
Задача художественного решения проблемы пространства стоит перед любым творцом, создающим произведение пространственного искусства. Отсюда проистекает образная значимость в пространственном искусстве плоскостного или глубинного восприятия пространства, прямой или какой-либо другой перспективы, линии горизонта и точки зрения, тектоники и архитектоники.
Художник не копирует реальные пространственные объекты, а передает отношения между ними (напр., в уменьшении или в увеличении, на двухмерной плоскости или в трехмерном объеме, в приближении или удалении и т.д.). Художественная деятельность целенаправленно изменяет (перерабатывает) реальные пространственные структуры в соответствии со спецификой и особенностями материала того или иного вида искусства, а также для выявления сути предметов и выражения идей и чувств художника.
Пространственные искусства входят в состав многих синтетических искусств более или менее полноправным элементом. Живописец, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театрального спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств. Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (например, «цветомузыка» композитора А. Н. Скрябина).
Архитекту́ра (греч. αρχη — здесь: основа, происхождение; и лат. tectum — дом, укрытие) — это наука и искусство проектирования и строительства. Архитектура – это система зданий и сооружений, являющая собой художественно организованное пространство. Это «каменная летопись», «музыка в камне».
Специфика архитектуры как вида искусства.
1) двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, так как она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Архитектура складывается из трёх формообразующих факторов: конструктивного, эстетического и эргономического. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.
2) архитектура как вид искусства статична, пространственна.
3) архитектурные постройки обладают двумя «художественными измерениями» — внутренним (интерьер) и внешним (экстерьер, внешний фасад). Их образы связаны друг с другом определенной художественной логикой.
4) архитектура тяготеет к существованию в виде ансамблей. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.
5) архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи как мы сказали первоначально, это идеи выражающие определенное на данном историческом этапе соотношение искусственной природы человека (в том числе ее технических возможностей) к естественной природе.
6) она тесно связана с социальной средой, ярко отражает эпоху и одновременно создает её стиль.
Архитектурный образ отличается от других художественных образов рядом особенностей.
Архитектура не изображает натуру, она изображает идею — идею определенного художественного образа. (Например, античная архитектура – идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм – идея стремления к Богу, к божественному миру). Она не воспроизводит действительность непосредственно, носит не изобразительный, а выразительный характер.
Обобщенно-символический характер архитектурных образов, архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.
Художественный образ создается не изобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.
Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Например, широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)
Архитектура предстает перед нами в различных жанрах и формах:
зодчество – художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;
архитектура малых форм – художественное конструирование предметов, окружающих здания, — фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;
архитектура крупных форм – монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).
Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности.
Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.
studfile.net
Классическая архитектура ПК. Основные особенности архитектуры современных ПК :: SYL.ru
Несмотря на то что современные модели компьютеров представлены на рынке широким спектром брендов, собраны они в рамках небольшого количества архитектур. С чем это связано? Какова специфика архитектуры современных ПК? Какие программные и аппаратные компоненты ее формируют?
Определение архитектуры
Что такое архитектура ПК? Под этим довольно широким термином принято понимать совокупность логических принципов сборки компьютерной системы, а также отличительные особенности технологических решений, внедряемых в нее. Архитектура ПК может быть инструментом стандартизации. То есть компьютеры в рамках нее могут собираться согласно установленным схемам и технологическим подходам. Объединение тех или иных концепций в единую архитектуру облегчает продвижение модели ПК на рынке, позволяет создавать программы, разработанные разными брендами, но гарантированно подходящие для нее. Единая архитектура ПК также позволяет производителям компьютерной техники активно взаимодействовать на предмет совершенствования тех или иных технологических компонентов ПК.

Под рассматриваемым термином может пониматься совокупность подходов к сборке компьютеров или отдельных его компонентов, принятых на уровне конкретного бренда. В этом смысле архитектура, которая разработана производителем, является его интеллектуальной собственностью и используется только им, может выступать конкурентным инструментом на рынке. Но даже в таком случае решения от разных брендов иногда могут быть классифицированы в рамках общей концепции, объединяющей в себе ключевые критерии, которые характеризуют компьютеры различных моделей.
Термин «архитектура ПК» информатика как отрасль знаний может понимать по-разному. Первый вариант трактовки предполагает интерпретацию рассматриваемого понятия как стандартизирующего критерия. В соответствии с другой интерпретацией архитектура — это, скорее, категория, позволяющая одному бренду-производителю стать конкурентным в отношении других.
Интереснейший аспект — то, как соотносятся история и архитектура ПК. В частности, это появление классической логической схемы конструирования компьютеров. Рассмотрим ее особенности.
Классическая архитектура компьютера
Ключевые принципы, в соответствии с которыми предполагалось конструирование ПК по определенной логической схеме, предложил Джон фон Нейман, выдающийся математик. Его идеи были реализованы производителями ПК, относящихся к первым двум поколениям. Концепция, разработанная Джоном фон Нейманом, — это классическая архитектура ПК. Каковы ее особенности? Предполагается, что компьютер должен состоять из следующих основных компонентов:
— арифметического и логического блока;
— устройства для управления;
— блока внешней памяти;
— блока оперативной памяти;
— устройств, предназначенных для ввода и вывода информации.
В рамках данной схемы взаимодействие технологических компонентов должно реализовываться по конкретной последовательности. Так, сначала в память ПК попадают данные из компьютерной программы, которые могут вводиться с помощью внешнего устройства. Затем устройство для управления считывает информацию из памяти компьютера, после чего направляет ее на выполнение. В этом процессе при необходимости задействуются остальные компоненты ПК.
Архитектура современных компьютеров
Рассмотрим, каковы основные особенности архитектуры современных ПК. Она несколько отличается от концепции, которую мы изучили выше, но во многом продолжает ее. Ключевая особенность ПК новейших поколений — арифметический, логический блок, а также то, что устройства для управления объединены в единый технологический компонент — процессор. Во многом это стало возможным благодаря появлению микросхем и дальнейшему их совершенствованию, что позволило уместить в сравнительно небольшой детали компьютера широкий спектр функций.
Архитектура современного ПК также характеризуется тем, что в ней присутствуют контроллеры. Они появились как результат пересмотра концепции, в рамках которой процессор должен был выполнять функцию обмена данными с внешними устройствами. Благодаря возможностям появившихся интегральных схем соответствующий функциональный компонент производители ПК решили отделить от процессора. Так появились различные каналы обмена, а также периферийные микросхемы, которые затем начали называться контроллерами. Соответствующие аппаратные компоненты на современных ПК могут, например, управлять работой дисков.
Устройство и архитектура ПК современных образцов предполагают использование шины. Основное ее назначение — обеспечение коммуникаций между различными аппаратными элементами компьютера. Ее структура может предполагать наличие специализированных модулей, отвечающих за ту или иную функцию.
Архитектура IBM
Компанией IBM была разработана архитектура ПК, ставшая фактически одним из мировых стандартов. Ее отличительная особенность — в открытости. То есть компьютер в рамках нее перестает быть готовым продуктом от бренда. Компания IBM — не монополист рынка, хотя один из его первопроходцев в аспекте разработки соответствующей архитектуры.
Пользователь или компания, собирающие ПК на платформе IBM, могут самостоятельно определять то, какие компоненты будут включены в структуру компьютера. Также возможна замена того или иного электронного компонента на более совершенный. Стремительное развитие компьютерных технологий позволило реализовать принцип открытой архитектуры ПК.
Особенности ПО для компьютеров архитектуры IBM
Важный критерий отнесения ПК к платформе IBM — его совместимость с разными операционными системами. И в этом также прослеживается открытость рассматриваемого типа архитектуры. Компьютеры, относящиеся к IBM-платформе, могут управляться ОС Windows, Linux в большом количестве модификаций, а также иными операционными системами, которые совместимы с аппаратными компонентами ПК рассматриваемой архитектуры. Не считая ПО от крупных брендов, на IBM-платформу можно устанавливать различные авторские программные продукты, выпуск и инсталляция которых обычно не требуют согласования с фирмами-производителями аппаратных элементов.

В числе программных компонентов, которые есть практически в любом компьютере на платформе IBM, базовая система ввода и вывода, называемая также BIOS. Она призвана обеспечивать выполнение основных аппаратных функций ПК вне зависимости от того, какого типа операционная система на нем установлена. И это еще один, по сути, признак открытости архитектуры, о которой идет речь: производители BIOS толерантны к производителям ОС и любого другого ПО. Собственно, тот факт, что BIOS может выпускаться разными брендами — это также критерий открытости. Функционально системы BIOS от разных разработчиков близки.
Если на компьютере не установлена BIOS, то его работа практически невозможна. Не имеет значения, инсталлирована ли на ПК операционная система — необходимо обеспечение взаимодействия между аппаратными компонентами компьютера, и его возможно реализовать только с помощью BIOS. Переустановка BIOS на компьютере требует специальных программно-аппаратных инструментов, в отличие от инсталляции ОС или иного вида ПО, работающего в ней. Данная особенность BIOS предопределяется тем, что ее необходимо защищать от компьютерных вирусов.
С помощью BIOS пользователь может управлять аппаратными компонентами ПК, выставляя те или иные настройки. И это также один из аспектов открытости платформы. В некоторых случаях работа с соответствующими настройкам позволяет обеспечить заметное ускорение работы ПК, более стабильное функционирование отдельных его аппаратных компонентов.
Система BIOS во многих ПК дополнена оболочкой UEFI, как считают многие IT-специалисты, это достаточно полезное и функциональное программное решение. Но базовое назначение UEFI принципиально не отличается от того, что характерно для BIOS. Собственно, это такая же система, но интерфейс в ней несколько ближе к тому, что характерен для операционной системы ПК.
Важнейший вид ПО для компьютеров — драйвер. Он необходим для того, чтобы аппаратный компонент, инсталлируемый в компьютер, корректно функционировал. Драйверы обычно выпускаются производителями компьютерных устройств. При этом соответствующий вид ПО, совместимый с одной операционной системой, например Windows, обычно не подходит для других ОС. Поэтому пользователю часто приходится подбирать драйверы, совместимые с конкретными типами программного обеспечения компьютера. В этом смысле IBM-платформа недостаточно стандартизована. Может получиться так, что устройство, прекрасно работающее под ОС Windows, будет невозможно запустить под Linux из-за того, что пользователь не сможет найти нужный драйвер, или же по причине того, что производитель аппаратного компонента попросту не успел выпустить нужный вид программного обеспечения.
Важно, чтобы решение, которое предполагается включить в структуру компьютера, было совместимо не только с конкретной архитектурой, но также и иными технологическими элементами ПК. Какие компоненты можно менять в современных ПК? В числе ключевых: материнская плата, процессор, оперативная память, видеокарта, жесткие диски. Рассмотрим специфику каждого из компонентов подробнее, определим, от чего зависит их совместимость с иными аппаратными элементами, а также выясним, каким образом наиболее корректно можно реализовать принцип открытой архитектуры ПК на практике.
Материнская плата
Один из ключевых компонентов современного компьютера — материнская, или системная, плата. На ней располагаются контроллеры, шины, мосты и иные элементы, позволяющие объединять между собой различные аппаратные компоненты. Благодаря ей фактически реализуется современная архитектура ПК. Системная плата позволяет эффективно распределить функции компьютера по различным устройствам. Данный компонент размещает на себе большинство остальных, а именно процессор, видеокарту, оперативную память, жесткие диски и т. д. BIOS, важнейший программный компонент ПК, в большинстве случаев прописывается в одной из микросхем материнской платы. Важно, чтобы соответствующие элементы не были повреждены.

Заменяя материнскую плату или выбирая нужную модель в процессе сборки ПК, необходимо удостовериться, что новая ее модель будет совместима с иными аппаратными компонентами. Так, есть платы, поддерживающие процессоры Intel, а есть те, на которые можно устанавливать только микросхемы от AMD. Очень важно убедиться в том, что новая плата поддерживает существующие модули памяти. Что касается видеокарты и жестких дисков, обычно никаких проблем не возникает в силу достаточного высокого уровня стандартизации на соответствующих рынках. Но нежелательно, чтобы новая материнская плата и указанные компоненты слишком сильно различались по уровню технологичности. Иначе менее производительный элемент будет тормозить всю систему.
Процессор
Главная микросхема современного компьютера — процессор. Открытая архитектура ПК позволяет по усмотрению пользователя устанавливать на компьютер более мощный, производительный, технологичный процессор. Однако подобная возможность может предполагать ряд ограничений. Так, заменить процессор Intel на AMD без замены другого компонента — материнской платы — в общем случае невозможно. Также проблематична установка одной микросхемы вместо другой того же бренда, но которая принадлежит к иного типа технологической линейке.

Устанавливая более мощный процессор на ПК, необходимо убедиться, что оперативная память, жесткие диски и видеокарта не сильно отстают от него технологически. Иначе, как мы уже отметили выше, замена микросхемы может не принести ожидаемого результата — компьютер не будет работать быстрее. Основные показатели производительности процессора — тактовая частота, количество ядер, величина кэш-памяти. Чем они больше, тем быстрее работает микросхема.
Оперативная память
Данный компонент также непосредственным образом влияет на производительность ПК. Основные функции ОЗУ в целом те же, что были характерны для компьютеров первых поколений. В этом смысле оперативная память — классический аппаратный компонент. Однако тем самым подчеркивается ее важность: до сих пор производители ПК не придумали ей достойной альтернативы.

Основной критерий производительности памяти — это ее объем. Чем он больше, тем быстрее работает компьютер. Также модули ПК обладают тактовой частотой, как и процессор. Чем она выше, тем более производителен компьютер. Замену ОЗУ следует осуществлять, убедившись, что новые модули совместимы с материнской платой.
Видеокарта
Принципы архитектуры ПК первых серий не предполагали выделения видеокарты в отдельный компонент. То есть данное аппаратное решение — это также один из критериев отнесения компьютера к современным поколениям. Видеокарта отвечает за обработку компьютерной графики — одного из наиболее сложных типов данных, требующих высокой производительности микросхем.

Заменять данный аппаратный компонент следует, соотнося основные его характеристики с мощностью и уровнем технологичности процессора, памяти и материнской платы. Закономерность здесь та же, что мы отметили выше: нежелательно, чтобы соответствующие элементы ПК сильно различались по уровню производительности. Для видеокарты ключевые критерии — это объем встроенной памяти, а также тактовая частота основной ее микросхемы.
Бывает, что модуль, отвечающий за обработку компьютерной графики, встроен в процессор. И это нельзя считать признаком того, что компьютер устаревший, наоборот, подобная схема наблюдается на многих современных ПК. Наибольшую популярность данная концепция приобретает в среде производителей ноутбуков. Это вполне логично: брендам необходимо обеспечивать компактность такого типа компьютеров. Видеокарта — это довольно объемный аппаратный компонент, ее размер чаще всего заметно больше процессора или модуля памяти.
Жесткие диски
Жесткий диск — это также классический компонент компьютера. Относится к категории постоянных запоминающих устройств. Типичен для архитектуры современных ПК. На жестких дисках часто хранится основной объем файлов. Можно отметить, что данный компонент в числе наименее требовательных к специфике материнской платы, процессора, ОЗУ и видеокарты. Но опять же, если жесткий диск характеризуется низкой производительностью, то есть вероятность, что работа компьютера будет медленной, даже если на нем будут установлены иные аппаратные компоненты, относящиеся к самым технологичным.

Основной критерий производительности дисков — скорость оборотов. Важен также и объем, но значимость этого параметра зависит от потребностей пользователя. Если на компьютере установлен небольшой по вместительности жесткий диск с очень высокими оборотами, то ПК будет работать быстрее, чем при высокой емкости и низкой скорости вращения соответствующих элементов устройства.
Материнская плата, процессор, ОЗУ, а также видеокарта — внутренние компоненты ПК. Жесткий диск может быть как внутренним, так и внешним, и в этом случае чаще всего съемным. Основные аналоги жесткого диска — флешки, карты памяти. В ряде случаев они могут полностью его заменить, но по возможности рекомендуется все же оснащать ПК хотя бы одним жестким диском.
Понятие архитектуры ПК открытого типа, конечно же, не ограничивается возможностью замены и выбора указанных пяти компонентов. Есть очень много устройств иного назначения, которые входят в состав компьютера. Это приводы DVD и Blue-ray, звуковые карты, принтеры, сканеры, модемы, сетевые карты, вентиляторы. Набор соответствующих компонентов может предопределять конкретная брендированная архитектура ПК. Системная плата, процессор, ОЗУ, видеокарта и жесткий диск — элементы, без которых современный ПК работать не сможет или его функционирование будет крайне затруднено. Они же главным образом определяют скорость работы. И потому, обеспечив установку на компьютере технологичных и современных компонентов соответствующего типа, пользователь сможет собрать высокопроизводительный и мощный ПК.
Компьютеры Apple
Какие еще есть типы архитектур ПК? В числе тех, которые составляют прямую конкуренцию архитектуре IBM, совсем немного. Например, это компьютеры Macintosh от Apple. Конечно, по многим критериям они схожи с архитектурой IBM — в них также есть процессор, память, видеокарта, материнская плата и жесткие диски.

Однако компьютеры от Apple характеризуются тем, что их платформа закрыта. Пользователь весьма ограничен в установке на ПК компонентов по своему усмотрению. Apple — это единственный бренд, который может легально выпускать компьютеры в соответствующей архитектуре. Аналогично Apple — единственный поставщик функциональных операционных систем, выпускаемых в рамках собственной платформы. Таким образом, те или иные виды архитектуры ПК могут различаться не столько аппаратными составляющими компьютера, сколько подходами брендов-производителей к выпуску соответствующих решений. В зависимости от собственной стратегии развития компания может делать акцент на открытости или же закрытости платформы.
Итак, основные особенности архитектуры современных ПК на примере IBM-платформы: отсутствие монопольного бренда-производителя компьютеров, открытость. Причем как в программном, так и в аппаратном аспекте. Что касается главного конкурента IBM-платформы, компании Apple, основные признаки ПК соответствующей архитектуры — это закрытость, а также выпуск компьютеров единственным брендом.
www.syl.ru