Определение готический стиль – Готический стиль — это… Что такое Готический стиль?

Содержание

Готический стиль Википедия

Го́тика (от итал. gotico) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие[1].

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готик-рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»), и ещё одного музыкального жанра («готик-метал»).

Происхождение термина

ru-wiki.ru

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ — это… Что такое ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ?


ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

(по им. древне-германского народа готов). Своеобразный архитектурный стиль, отличием которого являются стрельчатые своды и остроконечные, легкие, резные, смело уходящие вверх башни; возник во Франции, но готическим презрительно назвали его итальянцы. — Готический шрифт. Печать, подобная средневековому почерку.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

совокупность особенностей, отличающих постройки, — утварь, мебель и художественные вещи эпохи XII и XIII вв. Характерные признаки: узкость и высота, остроконечные украшения стрелки и проч.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

.

  • ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ
  • ГОТЛИБ

Смотреть что такое «ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ» в других словарях:

  • Готический стиль — Готический собор в Кутансе, Франция Готика  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика… …   Википедия

  • Готический стиль (архитектура) — Готический собор в Кутансе, Франция Готика  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика… …   Википедия

  • Готический стиль в архитектуре — Готический собор в Кутансе, Франция Готика  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика… …   Википедия

  • Готический — собор в Кутансе, Франция Готика  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на… …   Википедия

  • готический — I. шрифт немецкий угловатый шрифт, в отличие от антиквы – латинского округлого шрифта (см. также фрактура 2) II. стиль [Словарь иностранных слов русского языка

  • СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — совокупность приемов, направленных на достижение целостной выразительности произведения искусства и образующих устойчивую поэтическую формулу со своими постоянными элементами. По замечанию М. Шапиро, «стиль не есть то, чем обладает искусство,… …   Философская энциклопедия

  • стиль

    — [манера] сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? стиля, чему? стилю, (вижу) что? стиль, чем? стилем, о чём? о стиле; мн. что? стили, (нет) чего? стилей, чему? стилям, (вижу) что? стили, чем? стилями, о чём? о стилях 1. Стилем называют… …   Толковый словарь Дмитриева

  • СТИЛЬ — стиля, м. [греч. stylos, букв. палочка с острым концом для писания на навощенных дощечках]. 1. Совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого н. художника, эпохи или нации. Архитектурные стили. Готический стиль …   Толковый словарь Ушакова

  • СТИЛЬ — основанный на определенных закономерностях способ, образ жизни и действий, особенно если речь идет о способе, играющем в этом отношении значительную роль, способе создающем, обладающем творческой ценностью. В этом смысле говорят о творческих… …   Философская энциклопедия

  • стиль в искусстве — ▲ стиль ↑ (быть) в, искусство ампир. барокко. рококо. готика, готический стиль. мавританский стиль. модерн. стиль мебели: буль. жакоб. ордера: дорический. ионический. коринфский. тосканский. композитный …   Идеографический словарь русского языка


dic.academic.ru

Готика

Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный»

Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

 

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIVвека Европу охватила так называемая интернациональная готика . В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVIвека .

 

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

 

В 1980-е годы термин «готика» начал применяться и для обозначения возникшей в это время субкультуры (

«готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»).

Элементы, определяющие готический стиль

 

Готический стиль имеет довольно четкие элементы, его определяющие. Готический стиль легко узнаваем по определенным приемам, которые тогда применялись. Если выразить это одной фразой, то можно использовать следующую – устремленность ввысь в мир духовного, его религиозном смысле. Свое выражение эта идея получила в:

  • Для готической архитектуры характерны заостренный формы, с резными фасадами и высокими и узкими колонами;
  • Особое положение занимают окна – такие же узкие и заостренные вверху;
  • Каркасная конструкция зданий и окон;
  • Витражи – использование цветного стекла при оформлении окон;
  • Опора не стены зданий, а на колоны и измененная конструкция сводов, которая позволила облегчить конструкцию и строить очень высокие здания.
  • В скульптуре также проявилась основная идея – устремленность ввысь – тела святых на стенах соборов вытянуты. Но это имеет и еще одну цель – визуальный эффект. Более вытянутые тела выглядят естественно, если вы смотрите на них снизу.
  • В живописи готический стиль выражается не только во фресках, но и жанровом портрете. Особое значение имеет цвет. Поздняя готика характеризуется яркими цветами и красками, которые противопоставляются церковным канонам. Развивается техника живописи. Появляются новаторы, такие как Джотто. Именно в его работах появляются изображения людей со спины и в профиль. Краски картин и техника некоторых произведений напоминают современное искусство – почти плакатное. Это ярко видно в произведениях таких мастеров, как Джотто, Andrea da Firenze, Таддео ди Бартоло и других. Одним из явлений, характеризующих готическую живопись, является гротеск. Наиболее известен художник, работающий в этой манере – Босх, но до него именно готические живописцы развивали этот стиль.

  •  Собор Парижской Богоматери ( Notre Dame de Paris), заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет. Римский собор (длина – 150 метров, высота башен – 80 метров) строился с 1211 года до начала XIV века, Миланский собор – до XIX.

    Ключевой момент готической архитектуры – свет, вечно льющийся Божественный свет – символ просветления и мудрости. Поэтому готика – звездный час витражей.


    Готика – первый общеевропейский стиль. По яркости, экспрессивности и парадоксальности ее можно сопоставить разве что с барокко. В ХХ веке готика становиться интернациональным эпитетом. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх изо всех сил воспринимается нами как «готическое»: древнерусские шатровые храмы, экспрессионизм новгородских икон, даже американские небоскребы.
     

Готика — следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Термин «готика» ввели в употребление итальянские гуманисты для обозначения всего, не относящегося к классическим, античным образцам, то есть, по их мнению, уродливого, связанного со сплошным варварством (готы — «варварское» германское племя).

Готический стиль, господствовавший в Западной Европе в XIII — XIV вв., стал высшим художественным синтезом средневековья.

Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие от романского готический собор — городское сооружение, устремленное ввысь, господствующее над всей городской застройкой.

Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь, ее появление связывалось с арабским влиянием.

В готической архитектуре применялся базиликальный тип храма. В основе зданий периода готики лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Центральный неф готического храма обычно был выше боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны — специальные подпружные арки, соединявшие основание свода центрального нефа с контрфорсами ( специальными подпорными столбами) бокового. Такая конструкция позволила значительно облегчить все сооружение и максимально расширить внутреннее пространство здания, почти убрав стены.

Важная деталь готического здания — огромные окна, которые как бы заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами. Все внутреннее пространство благодаря витражам, было насыщено светом, окрашенным в различные цвета.

Снаружи у готического здания обычно две башни на фасаде, а между ними — круглое большое окно, так называемая «готическая роза».

Ощущение легкости подчеркивалось и внутренним декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр; везде, где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками.

Предметы мебели периода готики  были достаточно тяжелыми и неуклюжими, они как правило располагались вдоль стен. На шкафах, кроватях, стульях встречались самые различные элементы церковной архитектуры.

Позже на деревянных изделиях начинает использоваться геометрически точный орнамент , достаточно причудливый и вычурный.

Изделия мебели восходят корнями к церковной обстановке. Мебель украшается ажурным, растительным орнаментом, ленточным плетением. Характерная черта этого периода — стилизованный резной орнамент, представленный на изделиях мебели в виде выгравированного кожаного свитка или имитации фактуры ткани, уложенной причудливыми складками.

Один из основных видов мебели — сундук, выполняющий самые разные функции. Сундуки изготавливались из различных пород дерева и были украшены фигурной лепниной, богатыми металлическими вставками.

Повсеместно использовались скамьи. Они были самых разнообразных видов, например, с нижней частью, похожей на сундук, с высокой спинкой.

Кровать в готическом стиле была снабжена балдахином, а в европейских странах с более мягким климатом его заменила деревянная конструкция, украшенная резьбой, филенками и отделкой разных цветов.

Готический стиль в интерьере

 

«Готический стиль в интерьере

Готический стиль в интерьереГотический стиль в интерьереГотический стиль в интерьереГотический стиль в интерьереГотический стиль в интерьереГотический стиль в интерьере

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

izent.ru

Готический стиль в архитектуре: простыми словами

Готический стиль в архитектуре – это устремлённое ввысь большое и тяжёлое здание, одновременно невесомое и легкое, воздушное и мистическое, залитое необычным светом.

 

Каркасная система в готической архитектуре

Появился данный стиль на базе романских построек с характерными толстыми стенами, небольшими окнами, полукруглыми тяжёлыми дверями, массивными столбами или колоннами и бочкообразными сводами.

каркасная система в готической архитектуреГотическая архитектура появилась благодаря открытию архитекторами принципиально нового метода распределения нагрузки на здание. Когда установили, что масса и нажим каменной кладки вполне могут быть сосредоточены в нескольких высчитанных точках, то другие составляющие строения не обязательно должны быть опорными.

Новый подход в строительстве состоял в том, что цилиндрический свод заменился веерным посредством специальных конструкций: нервюр — выступающих рёбер каркасного свода. Его назвали нервюрным.

нервюрный свод а готической архитектуреНа основе каркасной системы готической архитектуры появилась возможность строительства высочайших зданий с огромным пространством, множеством света, высокими колоннами и башнями, продолговатыми арками и украшенными резьбой фасадами. Стали строить готические храмы, превышающие высоту Хеопской пирамиды, которая в Европе в те времена считалась самым высоким сооружением на земле.

Готический стиль в архитектуре: история

Эволюцию готического стиля в архитектуре можно разделить на три этапа:

  1. ранняя готика -12 век;
  2. высокая (зрелая) с пиком в 13 веке;
  3. пламенеющая (поздняя) с расцветом в 14-15 веках.

Временем рождения готики можно считать 1135 год. Архиепископ города Санса в Бургундии принял решение построить новый храм вместо старого романского, в котором выступающие рёбра свода носили декоративный характер. В новом соборе они стали играть роль опорных конструкций одновременно с арками.

Примерно в это же время началась реконструкция собора Сен-Дени, недалеко от Парижа — усыпальницы французских королей. В работах использовались элементы нового стиля, заимствованные из собора в Сансе. Именно этот факт послужил началом распространения готики, как французского стиля, в соседних регионах (запад и центр Европы), а также в Сирии, на Родосе, на Кипре.

По иронии судьбы, Германия переняла этот стиль позже остальных, хотя своё имя стиль получил от названия племён, проживавших на её территории: готов.

Готический стиль в архитектуре: элементы

Оличить Готику можно по стрельчатым аркам, нервюрам, травеям, контрфорсам, аркбутанам. Всего две минуты на видео покажут, что это за элементы.

Каркасная система готической архитектуры является отличительной особенностью стиля. Его характерные признаки

  • высокие арки и своды, стремящиеся ввысь в форме стрел, дуг и крестов,
  • наружные полуарки, передающие нагрузку за пределы основного здания (аркбутаны),
  • вертикальные конструкции, принимающие на себя эту нагрузку (контрфорсы),
  • узорчатые мозаичные окна.

Готический стиль в архитектуре: элементыНа основе последних французские искусствоведы 19 века пытались классифицировать готические стили. Термин «Районнант» (фр. Rayonnant — излучение) был утверждён для описания излучающих спиц окон в форме розы. Употребляется современными искусствоведами.

Уделите минутку времени, чтобы подробней рассмотреть готический свод на примере башен-ворот Торрес-де-Серранос в Испании (Валенсия):

Строительство

Строительство величественных готических сооружений было невозможно без железных инструментов, пил, блоков, больших колёс для подъёма материалов на высоту. Требовалось наличие свинца, пластины которого покрывали крыши. Все эти условия стали возможны на территории Европы в 12 веке.

Для исполинских сакральных сооружений требовался камень, который часто привозили из дальних карьеров. Процесс возведения готических шедевров длился сотни лет.  Мы его можем рассматривать на картинах средневековых художников Яна ван Эйка и Питера Бригеля-старшего.

Оценка и влияние готики

готический стиль в архитектуре: храм в МиланеДомский Собор в Милане

Восприятие готики было весьма неоднозначным. Основоположники Возрождения Италии Брунеллески и Донателло вдохновлялись этим стилем в своём творчестве. И в то же время, готику воспринимали как искусственную, оторванную от природы, а потому считали её символом тёмного и отсталого.

Мольер называет готические соборы «чудовищами» и «следами невежественных лет». А Винсент Саблон воспевает в поэмах. Восприятие готики в фантастическом ореоле таинственности в период романтизма 18-19 веков привело к переосмыслению философии средневековой архитектуры.

Искусствовед профессор Эрвин Панофский (1892 — 1968) в своей работе «Готическая архитектура и схоластика» даёт подробное объяснение эволюции готики на основе развития европейской средневековой философии, которая концентрировалась вокруг университетских центров и представляла собой синтез католического богословия и логики древнегреческого Аристотеля. Он утверждает, что оба этих направления развивались по принципу: «идея — противоположность — ответ».

Видео — урок:

Читайте статью Готические соборы средневековья, в которой описаны наиболее известные соборы, являющиеся образцом этого стиля.

Готический стиль в архитектуре, по Вашему мнению, это что-то чудовищное? Напишите в комментарии своё мнение. Есть ли рядом с вами архитектурная готика?
Делитесь знаниями с друзьями в социальных сетях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.

arhi1.ru

Коротко о стилях: Готика

Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Происхождение термина

Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).

Три основных периода:
— Раннеготический XII-XIII века.
— Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)
— Поздняя готика — XV век (1420-1500 гг.) часто называют «Пламенеющая»

Got_1

Архитектура

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Got_2

Изобразительное искусство

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Got_4

Живопись. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).

Got_9

Got_8

Мода

Got_5

Got_6

Got_3

 

Интерьер

Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.

Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространённых приемов изготовления мебели была рамочно-филёнчатая вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины — дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке — ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.

Got_7

Что посмотреть?

Got_10

shabby-decor.ru

ГОТИКА это что такое ГОТИКА: определение — История.НЭС

ГОТИКА

фр. gotique — от названия герм. племени готов) — худ. стиль (с XII в.). Характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы, скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

Оцените определение:

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история

Готика

итал. gotico, букв. – готский, от названия германского племени готов) – художественный стиль (между сер. XII и XV – XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Ведущий архитектурный тип в этот период – городской собор, небывалый по высоте и обширности интерьеров, с ажурными башнями, стрельчатыми окнами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом и витражами. Характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

Оцените определение:

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

ГОТИКА

художественный стиль между серединой XII—XVI вв., завершивший развитие средневекового искусства на Западе. Сменившая романский стиль Г. была преимущественно культовой и развивалась в рамках феодально-религиозной идеологии. В нем отразилось и формирование национальных государств, усиление городов и торговли, ремесла. Ведущим архитектурным типом стал городской собор. Каркасная система Г. архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и просторности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражалось высокими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивалось градостроительство, воз водились ратуши, жилые дома, торговые ряды. XV—XVI вв. Г. сменяет Возрождение.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

Готика

готический стиль (от ит. gotico — готский, от названия герм. племени готов) — худож. стиль, преимущественно архитектурный, господствовавший в искусстве средневековой Европы с XII до XV—XVI вв. Расцвет г. приходится на XIII—XIV вв. Стиль возник во Франции; колыбель г. — Иль-де-Франс. Термин введен теоретиками ит. Возрождения. Французы удачно назвали г. «ожившим», «стрельчатым» стилем. Главный феномен г. — кафедральный собор. Готич. храм в плане мало отличается от романского. В основе его длинный «корабль» — неф (высокий, продольный зал, по обеим сторонам которого расположены боковые нефы, более низкие). Центр, неф вместе с боковыми пересечен поперечным залом (трансептом). Главная особенность готич. храма — крестовый нервюрный свод стрельчатой формы. Применение нервюры (стрельчатой дуги) — великолепное инженерное решение Средневековья, позволившее снизить давление свода на стены, за счет чего главное давление распределялось по отдельным опорам — столбам, колоннам и т.д. В силу этого уменьшилась массивность стен. Стрельчатая дуга как бы переместила ось храма: из горизонтальной она превратилась в вертикальную. Готич. храм устремился ввысь, стены его с

interpretive.ru

Готический стиль в архитектуре Средневековья. Архитектурные стили: готический стиль :: SYL.ru

Готический стиль в архитектуре – это уникальное направление искусства, характерное для эпохи Средних Веков.

Возникновение

Романский стиль начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена, имеющие германские корни.

готический стиль в архитектуреЛюди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.

Данное направление некоторое время существовало вместе со старым веянием, поэтому достаточно сложно отделить их разными хронологическими границами. Зато можно выделить черты готического стиля в архитектуре, которые не были похожи на романские.

Когда в двенадцатом веке романское искусство находилось на самом пике своего развития, начало зарождаться новое течение. Даже формы, линии и тематика произведений существенно отличалась от всего, что было ранее.

Готический стиль в архитектуре разделяют на несколько этапов:

  • ранняя готика;

  • высокий, или зрелый, вид оказался на пределе своих возможностей в 13 веке;

  • пламенеющий, или поздний, достиг расцвета в 14-15 веках.

Основное месторасположение стиля

Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви.

готический стиль в архитектуре средневековьяЗародилась она в небольшой французской провинции под названием Иль де Франс. Одновременно ее открыли для себя архитекторы Швейцарии и Бельгии. А вот в Германии, откуда и получило свое название это искусство, оно появилось позже остальных. Там процветали другие архитектурные стили. Готический стиль стал гордостью Германии.

Первая проба

С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов. Так, если посмотреть на аббатство Сен-Дени недалеко от Парижа, можно увидеть необычную арку. Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль в архитектуре западной Европы. Руководил стройкой некий аббат Сугерий.

Церковник приказал убрать при постройке несколько внутренних стен. Аббатство тут же стало казаться более объемным, торжественным и масштабным.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

готический стиль в архитектуре франции и германииГоризонтальный романский стиль оставил место для вертикальных полос готики.

Собор

Средние века всегда отождествляются с развитием христианства. Церковь получила власть не только в религиозной, но и в светской жизни. Она начала управлять государствами, сажать на престол угодных себе монархов.

Обучение грамоте велось по церковным книгам. Единственной литературой была религиозная. Музыка также связывалась напрямую с христианством. Готический стиль в архитектуре Средневековья взаимодействовал со всеми видами искусства.

Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.

Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.

Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.

Характеристика готического стиля в архитектуре

От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.

Здание готического стиля, как правило, состоит из:

  • травея – вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:

  • четырех арок:

  • 4-х столбов;

  • остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;

  • аркбутанов – арок, которые служат для опоры здания;

  • контрфорсов – устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;

  • окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.

готика готическая архитектура В то время как в романском классическом искусстве церковь отделена от окружающего мира, готика стремится к взаимодействию между природой снаружи и жизнью собора внутри.

Светская архитектура по-новому

Учитывая то, что в Темные времена церковь и религия в общем были нераздельны с повседневной жизнью людей того времени, мода на готический стиль в архитектуре средневековья распространилась повсюду.

Вслед за соборами начали строиться ратуши с теми же характерными чертами, а также жилые дома, замки, особняки за городом.

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире — Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

готический стиль в архитектуре западной европыЗдесь укрывались во время революций и войн.

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Германия

Готический стиль в архитектуре был назван в честь племен, проживающих на немецкой территории. Именно в этой стране он пережил свой расцвет. Главными достопримечательностями готической архитектуры в Германии можно назвать:

1. Кельнский собор. Этот храм начал строиться еще в тринадцатом веке. Тем не менее закончили работу над ним лишь в девятнадцатом столетии, в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Его стиль напоминает Амьенский собор.

У башен острые окончания. Средний неф высокий, в то время как остальные четыре приблизительно одних пропорций. Декор для собора очень легкий и изящный.

В то же время заметны скованные сухие пропорции.

характеристика готического стиля в архитектуреЗападное отделение церкви закончили строить в девятнадцатом веке.

2. Собор в Вормсе, построенный в тринадцатом веке по приказу местного управителя.

3. Нотр-Дам в Ульме.

4. Собор в Наумбурге.

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

признаки готического стиля в архитектуреДругие итальянские примеры готического стиля в архитектуре:
  • Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

  • Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *