Барокко — это… Что такое Барокко?
Барокко — (итал. barocco, букв. причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным… … Художественная энциклопедия
Барокко — (от итал. barocco, фр. baroque, странный, неправильный) литературный стиль Европы конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «Б.» перешел в науку о литературе из искусствознания; основанием для такого перенесения термина является общее сходство… … Литературная энциклопедия
Барокко — Барокко ♦ Baroque Искусство максимализма или стремления к максима лизму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным… … Философский словарь Спонвиля
БАРОККО — (итал. barocco букв. странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному большому стилю , в то же время отразило прогрессивные представления о… … Большой Энциклопедический словарь
БАРОККО — (порт. barroco неправильно овальный жемчуг, отсюда франц. barroque неправильный, бесформенный). Странное, неправильное, своеобразное в искусстве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРОККО порт.… … Словарь иностранных слов русского языка
барокко — барокко, общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего барокко в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
БАРОККО — 1. нескл., ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве 1718 вв. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура б. | прил. барочный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БАРОККО — нескл., итал., ·худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное; чудимый, дикообразность. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
барокко — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Барокко — общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего Б. в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования:… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Барокко что это? Значение слова Барокко
Значение слова Барокко по Ефремовой:
Отличающийся обилием декоративных деталей, вычурностью и причудливостью форм (о стиле в искусстве).
Значение слова Барокко по Ожегову:
Барокко — Вычурный и пышный стиль в искусстве 16-18 вв
Барокко Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле
Барокко в Энциклопедическом словаре:
Барокко — (итал. barocco — букв. — странный, причудливый), одно из главныхстилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 — сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же времяотразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, ксовмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские идворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория).одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л.Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерныпространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычнокриволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А.ван Дейк во Фландрии) — эффектные декоративные композиции, парадныепортреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В.Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А.Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Разнообразнынациональные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран).
Значение слова Барокко по словарю Даля:
Барокко
несклон. итал. худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное. чудимый, дикообразность.
Значение слова Барокко по словарю Брокгауза и Ефрона:
Барокко — архитектурный стиль, господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова Б. остается невыясненным: одни производят его от португальского «barroco», названия неотделанных, имеющих неправильную форму жемчужин, другие — от слова «roc», скала. Главные особенности этого стиля, распространившегося в разных странах в разное время, состоят в чрезмерном развитии и выступе вперед всех несущих на себе тяжесть частей сооружения, в превращении прямых линий в капризно-изломанные, изогнутые и прерывающиеся, в избытке затейливых украшений и вообще в причудливом нарушении принципов классической архитектуры. Стиль этот производил иногда очень изящные сооружения, но доходил и до безвкусной вычурности. Название Б. перешло от архитектуры и к прочим отраслям искусства — к скульптуре, орнаментике и живописи одного с нею времени, принявшим такое же, как и она, направление.
Барокко — стиль, см. ст. Архитектура и ст. Стиль Возрождения.
Определение слова «Барокко» по БСЭ:
Барокко (предположительно: от португ. perola barroca — жемчужина причудливой формы или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике)
главенствующий стиль в европейском искусстве конца 16 — середины 18 вв. Более широкое понимание Б. включает в него внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философского и научного изложения, рассматривая Б. как общее явление культуры (подобно Готике и Ренессансу). Б. отразило кризис феодализма в эпоху первоначального накопления и колониальной экспансии, нарастающие противоречия в религиозном и социальном сознании. Б. широко использовалось Контрреформацией в храмовом зодчестве, отличавшемся особой пышностью (постройки иезуитов. архитектура «ультрабарокко» в Латинской Америке).
Однако Б. получило широкое распространение не только в католических, но и в протестантских странах, а позднее странах православного круга. Ограничивать Б. рамками Контрреформации и феодальной реакции неосновательно. Наряду с придворным и церковным Б. развиваются формы
В архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве Б. было одним из основных стилевых направлений с конца 16 до середины 18 вв. Б. утвердилось в эпоху интенсивного складывания наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий), расцвета мануфактурного производства и одновременного усиления феодально-католической реакции. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство Б. было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии.
Для искусства Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувства, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Виды искусства образуют торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное развивающееся в пространстве целое, многообразно раскрывающееся перед зрителем при его движении. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, слитности как бы текучих форм, сложным криволинейным планам и очертаниям приобретают живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создаёт иллюзию разверзшихся сводов.
В изобразительном искусстве Б. преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в них с бурной динамикой, неожиданными композициями и оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто — непринуждённая свобода мазка, в скульптуре — живописная текучесть формы, ощущение изменчивости, становления образа, богатство аспектов и впечатлений.
Великолепие и пышность Б. получили своеобразное истолкование в Австрии (архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах и Л. Хильдебрандт, живописец Ф. А. Маульберч) и абсолютистских государствах Германии (архитектор Б. Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, братья Азам, семья Динценхофер), в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. стал Классицизм, Б. оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма они сливаются в единый помпезный стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрёна). В странах интенсивного буржуазного развития — Англии и Голландии — влияние Б. было лишь частичным.
В России развитие искусства Б., отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, падает на 1-ю половину 18 в. При общей для Б. сословной природе, русское Б. было свободно от экзальтации и мистицизма (характерных для католических стран) и обладало рядом национальных особенностей, обусловленных чувством гордости за успехи государства и народа. Русская архитектура Б., достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитектор М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский). изобразительного искусства, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля (скульптура Б. К. Растрелли и др.). В России, как и в других странах, эпоха Б. отмечена подъёмом декоративных искусств, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й половине 18 в. Б. повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля Рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.
Понятие «Б.» нередко распространяется на всю художественную культуру 17 в., в том числе на явления, далёкие от Б. по содержанию и стилю (например, «нарышкинское Б., или «московское Б., в русском зодчестве конца 17 в.).
Литература. Термин «Б.» применялся к литературе уже с середины 19 в. (Дж. Кардуччи, 1860, Порембович, 1893). в 20-х гг. 20 в. возник ряд проникнутых субъективностью толкований Б. у экспрессионистов и представителей духовно-исторической школы. Б. часто служит для обозначения прециозной литературы во Франции, Гонгоризма в Испании, маринизма в Италии,
«метафизической поэзии» в Англии, придворно-схоластической поэзии в России. Однако эти явления не покрывают всего объёма термина. более широко Б. рассматривают как общий стиль, исторически закономерный для европейского литературного развития. Выдвигается представление о
«низовом Б., отвечающем потребностям бюргерства и народных масс. Различные проявления умственного брожения, связанные с социально-утопическими движениями и чаяниями, также обращались к формам литературного Б. (Я. Бёме, К. Кульман, Амос Коменский). Для литературного Б. характерны риторичность и сложный метафоризм, основанный на
«принципе остроумия» (консептизма), требовавшем неожиданного и поражающего воображения сочетания «далёких» идей, образов и представлений. Б. отличается стремлением к резким контрастам, экзальтацией и живописностью. питает пристрастие к полигисторству, экзотике и гротеску. Ведущие жанры: трагедия, изобилующая ужасами, кровавыми сценами и взрывами страстей, и сатира (не лишённая книжности). Чувство неустойчивости и беспокойства, вызванное войнами и социальными потрясениями, выдвинуло тему превратности и тщетности бытия
(«Vanitas»), подхваченную Контрреформацией. В низшем слое Б. эта тема отражает реальные перепитии жизни, то вздымающие, то бросающие в бездну человека, который чувствует себя «щепкой» в водовороте жизни, что отвечает судьбам «солдат Фортуны»,
ландскнехтов и авантюристов эпохи. Низовое Б. усваивало готовые риторические формулы, мотивы и сюжетные схемы галантного и прециозного романа, сатирически переосмысляя и перерабатывая их и используя для построения новой большой формы народного романа
(«Симплициссимус» Гриммельсхаузена). Проза Б. часто аморфна, наполнена тяжеловесной учёностью и дидактикой. Большое значение приобретают периферийные жанры: путешествия, литературные сборники, где смешан новеллистический и учёно-энциклопедический материал. Литература Б. представлена в Испании поэзией Гонгоры, трагедиями П. Кальдерона, драмой Тирсо де Молины, отчасти плутовским романом: в Италии поэзией Т. Тассо и Дж. Марино. в Англии драмами У. Уэбстера. в Германии трагедиями А. Грифиуса и Лоэнштейна, сатирой И. Мошероша и Гриммельсхаузена. во Франции д Обинье. в Хорватии эпической поэмой Гундулича, драмами И. Джорджича и др. Некоторые исследователи усматривают черты Б. или относят к нему позднюю драму У. Шекспира
(«Буря»), произведения Мильтона, Вондела, Корнеля и мн. др. В России возникновение Б. тесно связано с укреплением церковной проповеди и школьной драмы. оно представлено поэзией С. Полоцкого и С. Медведева. В «Жизнеописании» Аввакума усматривают черты Б. — антиномичность, трагический характер повествования, ломку традиционных жанров и др. С конца 17 в. Б. охватывает в России церковную проповедь (С. Яворский, Ф. Прокопович), школьный театр, панегирическую поэзию петровских «триумфов».
Дальнейшая секуляризация тем и мотивов, перемена системы стихосложения видоизменили и затушевали связь новой русской поэзии с этой традицией. Однако бурный слог, напряжённый метафоризм, разительная образность и живописность, риторика, работа в области изобразительного искусства (мозаика, иллюминации) позволяют видеть в творчестве М. В. Ломоносова новый этап развития Б. в России.
Музыка. В зарубежном музыкознании термин «Б.» стал применяться с начала 20 в. Эпохой музыкального Б. считается весь период развития музыкальной культуры в европейских странах, соответствующий периоду Б. в архитектуре и изобразительном искусстве. Основанием для выделения эпохи музыкального Б. служили прежде всего некоторые общие черты в области композиционной техники. Так, период конца 16 — середины 18 вв. ознаменовался утверждением генерал-баса, становлением мажоро-минорной системы, осознанием гармонической
«вертикали» и функциональных соотношений созвучий, а также сильных и слабых долей (с чем связано введение тактовой черты), появлением некоторых новых музыкальных жанров и форм — партиты, сонаты, ричеркара, фуги и в особенности концерта. О слабых сторонах этой концепции свидетельствует то, что в эпохе музыкального Б. объединяются различные, порой противоречивые музыкальные явления — от мадригалистов рубежа 16-17 вв. до творчества Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. Советские исследователи полагают, что в музыкальном искусстве европейских стран этого периода наряду со стилем Б. проявлялся, взаимодействуя с ним, и стиль классицизма, поэтому они отказываются от выделения целостной эпохи музыкального Б. Согласно воззрениям советских музыковедов, творчество крупнейших композиторов этого периода — Генделя и Баха — не укладывается в рамки какого-либо одного стиля.
В стиле музыкального Б. советские музыковеды считают ведущими не формально-технические моменты, но определенный тип образов, характер музыкальной выразительности — величие, пышность, декоративность, выражение сильных аффектов и т.п. Стиль Б. в музыке отличает, с одной стороны, стремление к. глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств — (опера, оратория, кантата, пассионы), с другой — к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). Стиль музыкального Б. наиболее ярко проявился в итальянской музыке (монументальные вокально-инструментальные произведения композиторов венецианской школы во главе с Дж. Габриели, оперные сочинения М. А. Чести, органное творчество Дж. Фрескобальди и др.), несколько позднее — в немецкой музыке (оперы Р. Кейзера, органное творчество Д. Букстехуде, клавирные произведения И. Кунау и др.).
Лит.: Вельфлин Г., Ренессанс и барокко, пер. с нем., СПБ, 1918. его же, Основные понятия истории искусства, пер. с нем., М., 1930. Смирнов А., Шекспир, ренессанс и барокко, «Вестник ЛГУ», 1946, № 1. История русского искусства, т. 5, М., 1960. Ливанова Т.Н., На пути от Возрождения к Просвещению XVIII века, в сборнике: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963. Всеобщая история искусств, т 4, М., 1963. История эстетики. Эстетические учения 17-18 в., т. 2, М., 1964. Ренессанс. Барокко. Классицизм, М., 1966. Морозов А., Проблемы европейского барокко,
«Вопросы литературы», 1968, № 12. его же, «Маньеризм» и «барокко», как термины литературоведения, «Русская литература», 1966, №3. его же, Ломоносов и барокко, там же, 1965, №2. Лихачев Д. С., Барокко и его русский вариант XVII века,
«Русская литература», 1969, №2. Weisbach W., Die Kunst des Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien, 2 Aufl., B., 1929. Retorica e barocco, Roma, 1955. Die Kunstformen des Barockzeitalters, hrsg. von R. Stamm, Bern-Munch., 1956. Tapie V.-L., Baroque et classicisme. P., [1957]. Angyal A., Die slawische Barockwelt, Lpz., 1961. В lume F., Begriff und Grenze des Barock in der Musik,
«Svensk Tidskrift for Musikforskning», 1961, Bd 43: Manierismo, Barocco, Rococo. Concetti e termini, Roma, 1962. Le baroque musicale. Les congres et colloques de lUniversite de Liege, Liege, 1964. Windfuhr M., Die Barocke Bildlichkeit und ihre Kritiker, Stuttg., 1966.
А. А. Морозов (введение, литература), В. Н. Брянцева (музыка), А. М. Кантор (архитектура, изобразительное и декоративное искусство).
Барокко. Л. Бернини. Скала Реджа (Королевская лестница) в Ватикане в Риме. 1663-66.
Барокко. Ф. Борромини. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца в Риме. 1642-60.
Барокко. А. Спекки, Ф. Де Санктис. Лестница на Пьяцца ди Спанья в Риме. 1725
Барокко. Церковь Санта-Мария де Окотлан близ Тласкалы. Мексика. Ок. 1745-60.
Барокко. Б. Нёйман. Епископская резиденция в Вюрцбурге. ФРГ. 1719-53. Центральный павильон.
Барокко. В. В. Растрелли, И. Ф. Мичурин. Андреевский собор в Киеве. 1748-67.
Барокко. Н. Томе. Алтарная композиция Транспаренте в соборе в Толедо. Испания. 1732.
Барокко. К. И. Динценхофер. Алтарная часть церкви св. Микулаша на Мала-Стране в Праге. 1737-51. Интерьер.
Барокко. И. К. Глаубиц. Ворота базилианского монастыря в Вильнюсе. 1761.
Барокко. К. И. Динценхофер. Портал костёла св. Ядвиги в Легницке-Поле. Польша. 1727-32.
Барокко. Л. Бернини. Аполлон и Дафна». Мрамор. 1622-25. Музей и галерея Боргезе. Рим.
Барокко. Пьетро да Кортона. Плафон в Палаццо Барберини в Риме. 1633-39.
Барокко. Гверчино. «Похороны св. Петрониллы». 1621. Капитолийские музеи. Рим.
Барокко. Караваджо. «Положение во гроб». Ок. 1602-04. Ватиканская пинакотека. Рим.
Барокко. Г. Фернандес. «Оплакивание Христа». Дерево. 1616. Национальный музей религиозной скульптуры. Вальядолид.
Барокко. П. Пюже. «Милон Кротонский». Мрамор. 1672-82. Лувр. Париж.
Барокко. П. П. Рубенс. «Поклонение волхвов». 1624. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.
Барокко. И. Н. Никитин. Портрет С. Г. Строганова. 1726. Русский музей. Ленинград.
Барокко. Б. К. Растрелли. Бюст неизвестного. Бронза. 1732.Третьяковская галерея. Москва.
Барокко. Скульптор Г. Р. Доннер, архитектор Л. Хильдебрандт. Фрагмент лестницы дворца Мирабель в Зальцбурге. Австрия, 1726.
Пьяцца ди Спанья (площадь Испании) в Риме. Лестница. 1725. Архитекторы А. Спекки, Ф. Де Санктис. План.
М.Ф. ди Араужу. Церковь Носса сеньора ду Розариу в Ору-Прету (Бразилия). 1785. План.
Л. Хильдебрандт. Дворец Верхний Бельведер в Вене. 1721-22. План.
Дворцово-парковый комплекс в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Дворец перестроен в 1752-57. Архитектор В. В. Растрелли. План.
БАРОККО — это… Что такое БАРОККО?
Барокко — (итал. barocco, букв. причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным… … Художественная энциклопедия
Барокко — (от итал. barocco, фр. baroque, странный, неправильный) литературный стиль Европы конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «Б.» перешел в науку о литературе из искусствознания; основанием для такого перенесения термина является общее сходство… … Литературная энциклопедия
Барокко — Барокко ♦ Baroque Искусство максимализма или стремления к максима лизму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным… … Философский словарь Спонвиля
БАРОККО — (итал. barocco букв. странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному большому стилю , в то же время отразило прогрессивные представления о… … Большой Энциклопедический словарь
БАРОККО — (порт. barroco неправильно овальный жемчуг, отсюда франц. barroque неправильный, бесформенный). Странное, неправильное, своеобразное в искусстве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРОККО порт.… … Словарь иностранных слов русского языка
барокко — барокко, общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего барокко в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Барокко — (итал. barocco странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к… … Энциклопедия культурологии
БАРОККО — 1. нескл., ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве 1718 вв. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура б. | прил. барочный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БАРОККО — нескл., итал., ·худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное; чудимый, дикообразность. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
барокко — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Барокко — общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего Б. в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования:… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Барокко — это… Что такое Барокко?
Барокко — (итал. barocco, букв. причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным… … Художественная энциклопедия
Барокко — Барокко ♦ Baroque Искусство максимализма или стремления к максима лизму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным… … Философский словарь Спонвиля
БАРОККО — (итал. barocco букв. странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному большому стилю , в то же время отразило прогрессивные представления о… … Большой Энциклопедический словарь
БАРОККО — (порт. barroco неправильно овальный жемчуг, отсюда франц. barroque неправильный, бесформенный). Странное, неправильное, своеобразное в искусстве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРОККО порт.… … Словарь иностранных слов русского языка
барокко — барокко, общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего барокко в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Барокко — (итал. barocco странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к… … Энциклопедия культурологии
БАРОККО — 1. нескл., ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве 1718 вв. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура б. | прил. барочный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БАРОККО — нескл., итал., ·худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное; чудимый, дикообразность. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
барокко — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Барокко — общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего Б. в 1700 30 е гг. разрабатывались новые принципы градообразования:… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Определение барокко общее значение и понятие. Что это такое барокко
Барокко это термин, который происходит от французского барокко и который позволяет назвать культурное движение и художественный стиль, развитый в период с семнадцатого до середины восемнадцатого века . Барокко достигло различных дисциплин ( архитектура, живопись, музыка, литература и т. Д.) И характеризовалось чрезмерным орнаментом.
Барокко как преобладающий стиль произошло с эпохой Возрождения и предшествовало неоклассицизму . Он стал популярным в Италии, а затем распространился на остальную часть Европы . Понятие барокко было придумано его критиками и использовалось в принципе с уничижительным смыслом, чтобы назвать диспропорцию и иррациональность некоторых художников .
Джан Лоренцо Бернини в скульптуре и архитектуре, Караваджо в живописи, Франсиско Кеведо и Луис де Гонгора в литературе, Антонио Вивальди и Иоганн Себастьян Бах в музыке являются одними из величайших представителей барокко.
Здания в стиле барокко раньше строились из бедных материалов, но подчеркивали величие и монументальность работы. Есть несколько дворцов и церквей, которые в настоящее время все еще демонстрируют основные характеристики этого движения, такие как собор Успения Вальядолида .
В области живописи стиль барокко ассоциируется с абсолютизмом и католическим ренессансом, поскольку на общем уровне барокко было реакцией Церкви на развитие науки . «Лас Менинас» Диего Веласкеса — одна из самых известных картин барокко.
В настоящее время этот термин используется как прилагательное для обозначения чего-либо, что является богато украшенным . Например: «Мне нравятся барочные пальто с множеством карманов, булавок и бахром» .
Кастраты
В области музыки барокко родилось в семнадцатом веке вместе с первой оперой, и считается, что оно закончилось смертью Иоганна Себастьяна Баха в 1750 году. В то время, когда общество показало заметную разницу между богатыми и бедными, первые использовали музыку, чтобы показать свой превосходящий статус .
Во время барокко музыка стала важным элементом в различных аспектах повседневной жизни: например, дворяне стали нанимать инструменталистов и композиторов в качестве части своего рабства. На этом этапе также появились кастраты, люди, которые были кастрированы перед тем, как сменить голос, и обучались в определенных консерваториях, надеясь, что они станут великими певцами.
Кастраты представляют собой очень жестокую страницу в истории человечества, но в которой сосуществуют злодеяние и чрезвычайная красота. Те немногие, кто добился известности, среди кото
Определение барокко общее значение и понятие. Что это такое барокко
Барокко это термин, который происходит от французского барокко и который позволяет назвать культурное движение и художественный стиль, развитый в период с семнадцатого до середины восемнадцатого века . Барокко достигло различных дисциплин ( архитектура, живопись, музыка, литература и т. Д.) И характеризовалось чрезмерным орнаментом.
Барокко как преобладающий стиль произошло с эпохой Возрождения и предшествовало неоклассицизму . Он стал популярным в Италии, а затем распространился на остальную часть Европы . Понятие барокко было придумано его критиками и использовалось в принципе с уничижительным смыслом, чтобы назвать диспропорцию и иррациональность некоторых художников .
Джан Лоренцо Бернини в скульптуре и архитектуре, Караваджо в живописи, Франсиско Кеведо и Луис де Гонгора в литературе, Антонио Вивальди и Иоганн Себастьян Бах в музыке являются одними из величайших представителей барокко.
Здания в стиле барокко раньше строились из бедных материалов, но подчеркивали величие и монументальность работы. Есть несколько дворцов и церквей, которые в настоящее время все еще демонстрируют основные характеристики этого движения, такие как собор Успения Вальядолида .
В области живописи стиль барокко ассоциируется с абсолютизмом и католическим ренессансом, поскольку на общем уровне барокко было реакцией Церкви на развитие науки . «Лас Менинас» Диего Веласкеса — одна из самых известных картин барокко.
В настоящее время этот термин используется как прилагательное для обозначения чего-либо, что является богато украшенным . Например: «Мне нравятся барочные пальто с множеством карманов, булавок и бахром» .
Кастраты
В области музыки барокко родилось в семнадцатом веке вместе с первой оперой, и считается, что оно закончилось смертью Иоганна Себастьяна Баха в 1750 году. В то время, когда общество показало заметную разницу между богатыми и бедными, первые использовали музыку, чтобы показать свой превосходящий статус .
Во время барокко музыка стала важным элементом в различных аспектах повседневной жизни: например, дворяне стали нанимать инструменталистов и композиторов в качестве части своего рабства. На этом этапе также появились кастраты, люди, которые были кастрированы перед тем, как сменить голос, и обучались в определенных консерваториях, надеясь, что они станут великими певцами.
Кастраты представляют собой очень жестокую страницу в истории человечества, но в которой сосуществуют злодеяние и чрезвычайная красота. Те немногие, кто добился известности, среди которых часто упоминаются Фаринелли и Сенезино, видели, как взрыв его мужественности противопоставлялся голосам из этого мира. Однако вполне вероятно, что ничто так и не компенсировало физические и психологические расстройства, которые пришлось перенести в результате кастрации.
На первый взгляд может показаться, что это были мужчины с женскими голосами; но его таланты скрывали ряд ресурсов, немыслимых для любого нормального человека. Во-первых, учитывая их легкие возможности, превосходящие женские, они могут сталкиваться с длинными и декоративными пассажами без необходимости делать много пауз. Более того, большая легкость дыхания перевела не только в более доступный воздух, но та
Нарышкинское барокко — это… Что такое Нарышкинское барокко?
Нарышкинский стиль (также Нарышкинское или Московское барокко) является условным названием специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, прозападноориентированному боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.
Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко), возводимого в европейском духе Санкт-Петербурга[1]. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.
Название
Успенский собор на Покровке, в Москве
Название «нарышскинский» закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Церкви Покрова, построенной в принадлежащих в конце XVII в. Нарышкиным Филях[2]. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинским», а также, учитывая основной район распространения этого явления, «московским барокко». Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что стадиально соответствуя раннему возрождению, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. В связи с этим предпочтительнее использовать имеющий длительную традицию употребления в научной литературе термин «нарышкинский стиль»[3].
Предпосылки к возникновению
В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение, выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской культуры.
В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности. Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд светски нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов.
Однако влияние светской культуры на русское зодчество продолжало усиливаться, в него также фрагментарно проникали некоторые западноевропейские элементы. Однако после заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приобрело больший размах: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие по культуре, православные украинский и белорусский народы, и часть культуры, в том числе и сугубо национальных элементов, заимствовалась от них[4]. Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления — нарышкинского стиля.
Особенности
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва
Нарышкинскоий стиль сочетает в себе черты русской архитектуры с элементами центральноевропейского, прежде всего, украинского барокко, элементами «больших» европейских стилей, таких как ренессанс и маньеризм, чертами белорусских ремесленных промыслов, прежде всего, израцового дела. Основным источником заимствований служила расположенная за западными рубежами России Речь Посполитая[5]. Таким образом, на российской почве возник достаточно самобытный стиль, который, будучи основанным в значительной степени на национальных традициях зодчества, органично вписывался в местную архитектуру того времени, привнеся в то же время в строительное искусство России новые черты. Стиль стал весьма произвольной адаптацией барокко для России, в отличие от построек петровского барокко.
Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами[6] — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера, обозначившими тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре[7]. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.
Построенные в нарышкинском стиле здания нельзя назвать подлинно барочными в западноевропейском понимании[8]. Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной композиции — оставался русским, и только отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. Так, композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной — отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходя друг в друга, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. Иностранцами, равно как и многими россиянами, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко, нарышкинский стиль воспринимался как исконно русское архитектурное явление.
Постройки
Одни из первых построек в новом стиле появились в московских и подмосковных имениях боярской семьи Нарышкиных (из рода, которых происходила мать Петра I, Наталья Нарышкина), в которых были возведены светски-нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами (яркие примеры: Церковь Покрова в Филях, 1690—93 гг., церковь Троицы в Троице-Лыкове, 1698—1704 гг.), которым свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки.
«Церковь Покрова в Филях… — лёгкая кружевная сказка… чисто московская, а не европейская красота… Оттого-то стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко западноевропейским, оттого он так неразрывно спаян со всем искусством, непосредственно ему на Москве предшествовавшим, и оттого для каждого иностранца так неуловимы барочные черты… Покрова в Филях или Успения на Маросейке, кажущихся ему совершенно такими же русскими, как и Василий Блаженный».
Игорь Грабарь, русский искусствовед
Церковь Покрова в Филях построена по принципам формосложения, типичным для русской архитектура XVII в., представляя собой ярусный пятиглавый храм, в котором жёстко разграниченный объёмы колокольни и церкви расположены на одной вертикальной оси, так называемый восьмерик на четверике. Четверик, окружённый полукружиями апсид — собственно сама церковь Покрова, а расположенный выше, на следующем ярусе, восьмерик — церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмилотковым сводом[9]. На нём возвышается ярус звона, выполненный в форме восьмигранного барабана и увенчанный ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой, в то время как оставшиеся четыре главы завершают апсиды церкви. У основания церкви расположены гульбища, окружающие церковь просторные открытые галереи. В настоящее время стены храма выкрашены в розовый цвет, подчёркивающий белоснежные декоративные элементы постройки.
Аналогичные черты имеет полностью белоснежная церковь Троицы, расположенная в другой усадьбе Нарышкиных, Троице-Лыково, и возведенная Яковом Бухвостовым. С именем это крепостного по происхождению зодчего связаны и многие другие постройки в нарышкинском стиле[10]. Показательно, что в постройках Бухвостова присутствуют элементы намеренно введённого западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется и в подрядной документации), однако применение им ордерных элементов отличается от принятого в европейской традиции: главным несущим элементом, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие из виду среди многочисленных элементов декора.
Ещё одним выдающимся строением в нарышкинском стиле являлась построенная крепостным зодчим Петром Потаповым для купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (1696—99 гг.)[11], которой восхищался Бартоломео Расстрелли-мл., а Василий Баженов ставил её в один ряд с храмом Василия Блаженного. Церковь была настолько живописна, что даже Наполеон, распорядившийся взорвать Кремль, выставил возле неё специальную охрану, дабы она не была поражена начавшимся в Москве пожаром[12]. До настоящего времени церковь не дошла, поскольку была разобрана в 1935—36 гг. под предлогом расширения тротуара.
Меншикова башня возле Чистых прудов
В традициях нарышкинского стиля были перестроены многие церкви и монастыри, что отразилось, в частности, на ансамблях Новодевичего[13] и Донского монастырей, Крутицкого подворья в Москве. В 2004 г. комплекс Новодевичего монастыря был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе, в качестве «выдающегося образца так называемого „московского барокко“» (критерий I), а также как «выдающийся пример исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса, детально отображающий „московское барокко“, архитектурный стиль конца XVII в.» (критерий IV)[14]. В монастыре сохранены стены и ряд церквей, построенных либо перестроенных в нарышкинском стиле.
В архитектуре Петербурга начала XVIII в. нарышкинский стиль не получил дальнейшего развития. Однако между нарышкинской архитектурой и петровским барокко Петербурга первой четверти XVIII в. существует определенная преемственность, характерными примерами которой являются здания служившей для светских нужд Сухаревской башни (1692—1701 гг.) и церкви Архангела Гавриила или Меншиковой башни (1701—07 гг.) в Москве[15]. В основу композиции Меншиковой башни, построенной зодчим Иваном Зарудным на Чистых прудах в Москве для ближайшего сподвижника Петра I, князя Александра Меншикова, положена традиционная схема, заимствованная из украинской деревянной архитектуры — несколько уменьшающихся кверху поставленных друг на друга ярусных восьмигранников.
Нельзя не отметить, что создании архитектуры нарышкинского барокко, в отличие от петровского, отметились в основном русские мастера, что, безусловно, и определило специфичный характер построенных зданий — они представляли собой в большой степени древнерусские по характеру конструкции здания с заимствованными из западноевропейского зодчества деталями, как правило, носившими лишь декоративный характер.
Значение для русской архитектуры
Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем, елизаветинском периоде: в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как храм Святого Климента (1762—69 гг., арх. Пьетро Антони Трезини либо Алексей Евлашев), Красные ворота (1742 г., арх. Дмитрий Ухтомский) также видны черты нарышкинской архитектуры, прежде всего, характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен.
Позднее, уже в конце XIX в. нарышкинская архитектура, многими воспринимая к тому времени, как типично русское явление, оказала определённое влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.
Список построек
В данном списке в хронологическом порядке перечислены наиболее известные постройки, созданные в нарышкинском стиле.
Дата постройки | Постройка | Архитектор | Местонахождение |
1686 | Борисоглебский собор | предположительно Яков Бухвостов | Рязанская область, г. Рязань, Трубежная ул., 9 |
ок. 1688 | Церковь Бориса и Глеба в Зюзине | — | Москва, Перекопская ул., 7 |
1685—87 | Церковь Успения Богородицы в Новодевичьем монастыре | — | Москва, Новодевичий пр., 1С1 |
1683—88 | Покрова Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре | — | Москва, Новодевичий пр., 1С1 |
1688—89 | Церковь Святого Духа в Солотчинском монастыре | предположительно Яков Бухвостов | Рязанская обл., Рязанский район, пос. Солотча |
1691 | Церковь Знамения на Шереметьевом дворе | — | Москва, Романов пер., 2 (во дворе) |
1691 | Церковь Смоленской иконы Богоматери в Софрине | — | Московская область, Пушкинский район, село Софрино. |
1693 | Церковь Св. Сергия в Могутове | — | Московская область, Наро-Фоминский район, село Могутово. |
1692—95, разр. в 1934 | Сухаревская башня | Михаил Чоглоков | Москва, в районе перекрестка Сухаревской пл. и проспекта Мира |
1690—96 | Покровская надвратная церковь в Высоко-Петровском монастыре | — | Москва, ул. Петровка, 28 |
1693—96 | Церковь Покрова в Филях | — | Москва, Новозаводская ул., 6 |
1696 | Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах | — | Москва, Хохловский пер., 12 |
1696 | Церковь Михаила Архангела в Станиславле | — | Московская область, Ленинский район, село Станиславль. |
1690—97, разр. в 1941 | Надвратный храм Новоиерусалимского монастыря | Яков Бухвостов | Московская область, Истринский район, г. Истра, на территории сегодняшнего «Историко-архитектурного и художественного музея „Новый Иерусалим“» |
1694—97 | Спасская церковь в Уборах | Пётр Шереметев, Кузьма Бакров, Яков Бухвостов[16] | Московская область, Одинцовский район |
1684-98 | Большой собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре | — | Москва, Донская пл., 1 |
1698 | Надвратная церковь Иоанна Предтечи в Солотчинском монастыре | — | Рязанская обл., Рязанский район, пос. Солотча |
1693—99 | Успенский собор Рязанского кремля | Яков Бухвостов | Рязанская область, г. Рязань, Кремль, «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник» |
1696—99, разр. в 1935—36 | Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке | Пётр Потапов | Москва, ул. Покровка, рядом с д. 5 (бывший дом причта церкви) |
1702 | Церковь Троицы в Конобееве | — | Московская область, Воскресенский район, село Конобеево. |
1693—1703 | Церковь Архангела Михаила в Тропарёве | — | Москва, просп. Вернадского, 90 |
1698—1704 | Церковь Троицы в Троице-Лыковом | Яков Бухвостов | Москва, Одинцовская ул., 24 |
1705 | Троицкая церковь Ново-Голутвина монастыря | — | Коломна, Ул. Лазарева, 9-11 |
1705—07 | Церковь Архангела Гавриила или Меньшикова башня | Иван Зарудный | Москва, Архангельский пер., 15 |
1703—1708 | Церковь Св. Николая в Озерецком | — | Московская область, Дмитровский район, село Озерецкое. |
1708 | Церковь Смоленской иконы Богоматери в Кривцах | — | Московская область, Раменский район, село Кривцы. |
1703—1710 | Церковь Знамения в Холмах | — | Московская область, Истринский район, село Холмы. |
1713 | Церковь Покрова в Тропарёве | — | Московская область, Можайский район, село Тропарёво. |
Примечания:
- Следует иметь в виду, что в силу невозможности точного определения стилистических границ нарышкинского стиля, отдельные здания из приведённого списка могут рассматриваться некоторыми исследователями как относящиеся к иным стилям русской архитектуры
- Тёмным отмечены здания, являющиеся памятниками истории и культуры федерального значения
- Розовым цветом отмечены здания, внесённые в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
- Серым цветом отмечены утраченные здания
Значительные архитекторы
Интересные факты
- «Стиль московского (нарышкинского) барокко в храмовом зодчестве» согласно примерному содержанию образования по предмету «Православная культура» преподаётся при изучении художественной культуры православия[17].
Примечания
- ↑ Власов В.Г., «Нарышкинский стиль»//«Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства» в 8т., Т.1., СПб., «ЛИТА», 2000
- ↑ Наталья Мерзлютина «Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря» XIV-MMV — 31.08.2005
- ↑ И.Л. Бусева-Давыдова «О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании»
- ↑ Владимир Седов «Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве» XII-MMIV — 14.11.2004
- ↑ Владимир Седов «Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве» XII-MMIV — 14.11.2004
- ↑ Наталья Мерзлютина «Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря» XIV-MMV — 31.08.2005
- ↑ «Нарышкинский стиль»//Большая советская энциклопедия, 3-е изд.
- ↑ Кириллов В. В. «На переломе от Средневековья к Новому времени (русская модель европеизации архитектуры)»
- ↑ Бусева-Давыдова И. Л. «Эволюция внутреннего пространства храмов XVII в. (на примере церквей Троицы в Никитниках и Покрова в Филях)» // Архитектурное наследство. Вып. 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Российская Академия архитектуры и строительных наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф.Гуляницкогою- М.: Стройиздат, 1995.- 400 с.: ил.
- ↑ «Яков Григорьевич Бухвостов (вторая половина XVII — начало XVIII вв.)» Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники/Под ред. С.И. Вавилова — М., Л.:Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры. — 1948
- ↑ Александр Можаев, «Покровка, 5. Дом причта церкви Успения на Покровке» // Москва, которой больше нет
- ↑ Кондратьев И.К., «Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель достопамятностей» — М. Воениздат, 1996
- ↑ «Ensemble of the Novodevichy Convent» (Advisory Body Evaluation) в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
- ↑ Ансамбль Новодевичего монастыря, объект № 1097 в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
- ↑ Власов В.Г., «Нарышкинский стиль»//«Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства» в 8т., Т.1., СПб., «ЛИТА», 2000
- ↑ И. Л. Бусева-Давыдова «О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси в XVII веке» // Архитектурное наследство. 1988. Сб. 36. Русская архитектура / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф. Гуляницкого.- М.: Стройиздат, 1988.- 255 с.: ил.- C. 43-53
- ↑ Письмо Министерства образования РФ от 22 октября 2002 г. N 14-52-876ин/16
См. также
Ссылки
Литература
- «Барокко в России» (Сборник статей), М., 1926
- «Ежегодник Института истории искусств АН СССР», М., 1956
- Власов В. Г., «Нарышкинский стиль»// «Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства» в 8т., Т.1., СПб., «ЛИТА», 2000
- И. Давыдова. «Проблема „нарышкинского стиля“ в русском искусстве второй половины XVII века». Автореферат канд. дисс. М-1978.
Wikimedia Foundation. 2010.