Описание предмета в разных стилях – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

стили и типы речи

стили

Научный стиль используют в сфере научной деятельности. Жанры, в которых он реализуется, это написание диссертаций, курсовых, контрольных или дипломных работ, научные статьи, лекции, рефераты, конспекты, тезисы. Основной характеристикой этого стиля речи является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.

Публицистический стиль речи также как и предыдущий относится к книжному стилю и применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей, которых нужно в чем-то убедить или чем-то заинтересовать. Публицистический стиль характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных радио- и телепередач. Такому стилю присущи эмоциональность и выразительность.

Официально-деловой стиль характеризуется несколькими основными свойствами. Это четкость, отсутствие эмоциональности изложения стандартность и консерватизм. Его используют при написании законов, приказов, докладных записок, заявлений, деловых писем и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону. Используются специфическая лексика и морфология.

Литературно-художественный стиль — отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. А так, как литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используется и просторечие, диалекты, жаргонная речь. Также для него характерна эмоциональность. Литературно-художественный стиль применяется в художественной литературе.

Разговорный стиль речи не является книжным. Он используется в повседневном общении людей между собой в различных бытовых ситуациях. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

Пример научного стиля речи

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

Пример публицистического стиля речи №1

Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

Пример публицистического стиля речи №2

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня». Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он, как абсолютно аморальный тип, ушел в глубочайший запой, даже не пытаясь помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого», можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.

Пример художественного стиля речи

Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

Пример делового стиля речи

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

Пример разговорного стиля речи №1

Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

Пример разговорного стиля речи №2

Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

ТИПЫ

Разбор задания.

Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?

1)описание

2) повествование и рассуждение

3) повествование и описание

4) повествование

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Рассуждаем так. С первого по третье предложения излагаются события в хронологической последовательности. Значит, перед нами – повествование. А в предложениях 4-5 представлен портрет отца, то есть это описание. Таким образом, правильным является вариант №3.

Примеры описания в научном и художественном стиле.        

   1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.          

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.     

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

Приведем примеры рассуждения.

  1. Имена двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2,Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Изложения с соединением разных типов речи: «Друг детства»

Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван.

Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?

Я обрадовался. Устроил мишку на диван, чтобы мне удобнее было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный — жёлтый, стеклянный, а другой большой белый — из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе лапы поднял, будто шутил, что даже заранее сдаётся…

Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(По В. Драгунскому)

Задания

  1. Чем интересна композиция (построение) данного текста?

  2. Составьте план.

  3. Напишите подробное изложение. Ответьте на вопрос: «Какое решение, на ваш взгляд, примет мальчик и почему?»

Ответы

  1. Композиция рассказа интересна тем, что в нём соединены различные типы речи. Текст начинается повествованием, потом идёт описание предмета, а затем снова повествование и описание. Последние два предложения представляют собой рассуждение.

  2. План.

    1. Чем не боксёрская груша?

    2. Вот мой старый друг.

    3. Как быть?

  3. Скорее всего, мальчик не станет тренироваться на мишке.

Во-первых, мишка — лучший друг детства.

Во-вторых, мальчику жалко старого друга: у него разные глаза, сам он облезлый, обе лапы поднял, будто сдаётся.

В-третьих, это становится понятно из описания мыслей мальчика: «Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…».

Мальчик, герой рассказа В. Драгунского, совершенно правильно поступил, отказавшись тренироваться на мишке.

Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск… » И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

(М. Булгаков) .

В этом отрывке из романа «Мастер и Маргарита» сочетаются повествование (последовательно описаны действия и состояния персонажа: перестал икать, сердце стукнуло и провалилось, вернулось, охватил страх, оглянулся, побледнел, вытер, подумал) , описание (перечислены признаки увиденной персонажем картины: соткался гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок, ростом в сажень, в плечах узок, худ неимоверно, физиономия глумливая) и рассуждение (даны размышления персонажа, отмеченные своеобразными маркерами рассуждения – риторическим вопросом и вводным словом: Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту…).

studfile.net

описание предмета в разных стилях речи


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Типы речи . Три типа речи описание повествование рассуждение Описание Описание — тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир – предметы, явления, человек. По объекту описания можно выделить описание предмета.описание места, описание состояния, Описание — Что главное в описании? ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДМЕТА, ПРИРОДЫ, МЕСТА ПРИЗНАКИ КАКОЙ? КАКОВЫ? Описание = признак1 + признак2 + признак3… Схема построения текста — описания: 1.Название предмета (явления)2.Изображение деталей, признаков.3.Вывод, общее впечатление о предмете.Описание отвечает на вопрос какой? (предмет, объект речи). Описаниепредмета Подснежник Подснежник — первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой. 1 признак 2 признак 3 признак Предмет таков: Подснежник Подснежник — первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой. Описание Наличие большого кол-ва прилагательных Никаких действий не происходит Можно представить картинку по тексту признаки текста речевые средства Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как гремят семечки. Преобладают существительные и прилагательные Единый видо-временной план глаголов. Преобладают простые предложения. Средства План-схема описания. Общий вид.Описание деталей:1 признак2 признак3 признак.Впечатление от описываемого объекта,авторская оценка. Подснежник Подснежник — первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой. Описаниепредмета в разных стилях речи Сегодня наиболее известна дымковская игрушка. Яркая, броская, вся в цветных пятнах, в ней бьёт через край ощущение детской беззаботности, света и радости жизни. По размеру они небольшие, но привлекают внимание своей особой яркостью. Какие только цвета здесь ни перемешались! Красные, синие, жёлтые, белые, чёрные и даже золотые. Разговорный стиль . Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем — одиночные фигурки, иногда два — три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием. Обычно изображение строится фронтально, причем, поверхность скульптуры более насыщена орнаментом спереди, в расчете на рассматривание игрушки в фас. Они прекрасны уже и до того, как мастер распишет глиняные фигурки. Именно в лепке прежде всего лежит секрет выразительности каргопольской игрушки. Научный стиль Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Художественный

univerfiles.com

Как определить стиль текста в русском языке

Самым быстрым способом передачи информации от одного человека к другому является печатное слово. В зависимости от поставленных задач и целевой аудитории, набор выразительных средств русского языка может значительно изменяться. И читающему, и пишущему человеку важно знать, как определить стиль текста, ведь это даст понимание написанного, а еще позволит очертить целый ряд возможных приемов, с помощью которых до читателя легко донести мысли.

Статьи по теме

Что такое текст

Текстом принято называть любую речь, которая записана на бумаге или в электронном виде, при этом он может быть художественным или публицистическим, в виде документа, письма и т.д. По сути, текст содержит не меньше двух предложений, при этом они обязательно должны быть объединены не только смыслом, но и грамматикой. Описание событий или предметов, судеб или действий в тексте всегда предопределено главной темой, посылом. Вне зависимости от стиля, тематика написанного должна быть очерчена четко.

Текст в книгах, газетах и компьютереТекст в книгах, газетах и компьютере

Как правило, понять, о чем пойдет речь в тексте, не так сложно, ведь авторы выносят тему вверх, делая ее названием. Для удобства используются и промежуточные подзаголовки, которые дают направление, объясняют читателю, что же его ждет в той или иной смысловой части текста. Интересно, что одну и ту же информацию легко получится подать под разным «соусом», для диаметрально противоположных аудиторий или случаев. Итак, как определить правильно стиль текста?

Понятие функционального стиля речи

В различных сферах публицистики, литературы существуют свои разновидности языка. Слово «стиль» имеет множество определений, применяемых в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне (помимо литературы). Если говорить сугубо о литературном значении, то это набор выразительных (художественных и других) элементов, присущих написанию текста. Функциональные стили речи выглядят так:

  1. Повествование – связанное со временем изложение происходящих событий. Последовательность в этом типе текста не всегда соответствует хронологии, но всегда связана с нею. Повествовательный вид требует употребления слов: «в то время как», «после чего», «потом» и т.д. Эти слова маркируют события, привязывая их к определенному участку хронологии.
  2. Описание – изложение качеств объекта обсуждения. Этот тип текста часто использует прилагательные, отражающие отличительные особенности предмета: «красивый», «большой», «широкий», «тонкий», «легкий», «быстрый». Описание может использовать наречия для сравнения с другими объектами этой же категории «длиннее», «быстрее», «меньше», «глубже».
  3. Рассуждение – этот тип текста содержит три обязательных элемента: утверждение, доказательство и вывод. Изначально в рассуждении указывается некий тезис, например : «Существует ли НЛО?». После этого следуют доказательства, разбор правдивости либо неверности данного утверждения и на основании доказательств делается вывод о верности изначального утверждения.

titleРусский язык. Урок №2. Тема: «Текст. Типы текстов»

Какие бывают стили речи

В русском языке выделяют четыре основных языковых стиля, отличающихся друг от друга разными наборами приемов и характеристик и имеющий свои основные признаки текста:

  • официально-деловой;
  • разговорный;
  • художественный;
  • публицистический.

В каждом конкретном случае автор должен знать, как правильно определить стиль текста, какие использовать функциональные стили современного русского языка, чтобы донести его суть до конечной аудитории. К примеру, на вопрос, что такое стиль текста, легко ответить, если знать, что:

  • Для переписки с деловыми партнерами, начальством и подчиненными подходит официально-деловой жанр.
  • А для личного общения и переписки больше подходит разговорный.
  • Описание событий, мест, эмоций и переживаний удается лучше с помощью художественного стиля изложения.
  • Публицистический стиль речи предназначен для донесения мысли через средства массовой информации – журналы, газеты, интернет. Однако тексты СМИ не всегда можно назвать публицистикой, в некоторых случаях используется разговорный или научный жанр.

Публицистический

Публицистический стиль текстаПублицистический стиль текста

В результате этого стиля изложения получается статья, репортаж, интервью или очерк. Грамматика и стилистика жанра предусматривают легкость чтения и восприятия самыми широкими массами целевой аудитории. Публицистический стиль почти всегда не предполагает обращения к читателю, ведь изложение ведется от третьего лица. Примеры такого стиля вы найдете, почитав любую газету.

В отдельный вариант иногда выделяется научно-публицистический стиль. В таком случае в тексте используется рассуждение на научные тематики. Автор в самом начале делает предположение, а на протяжении статьи, очерка или заметки приводит доказательства правдивости или неверности данного тезиса, а в конце делает вывод на основании приведенных доводов. Языковые средства научного стиля предполагают использование точных определений. Примеры публицистического стиля распространены, перепутать их с другими сложно.

Разговорный

Основное применение стиля – устная речь, а экспрессивность и понятность для широких масс делает его популярным и в публицистике. Такой текст использует просторечные выражения и приемлет прямое обращение к читателю, задавая вопросы и провоцируя эмоциональное восприятие написанного. Письменный разговорный стиль отличается от устного, т.к. с помощью текста сложнее передать эмоции, выражаемые мимикой или жестами.

Художественный

Если речь не идет о литературных журналах, этот жанр не используется в периодических изданиях. Что такое художественный текст? Он предполагает пространные рассуждения, описания, диалоги, анализ. Задачей художественного стиля является не передача информации, а максимальное погружение читателя в произведение, возбуждение эмоций, фантазий, воздействие на чувства. Этот жанр предусматривает возможность пространных рассуждений, субъективизм при оценке фактов, событий и явлений. Длина текста для тех, кто использует книжный стиль речи, не ограничивается.

Официально-деловой

Официально-деловой стиль текстаОфициально-деловой стиль текста

Официальный стиль речи предназначен для делового общения как внутри коллектива, так и в переписке со сторонними организациями. Официально-деловой применяется и при устном общении, если речь идет о деловых отношениях. Задачей такого стиля текста является передача максимального количества фактов от одного человека к другому без применений оценочных прилагательных. Широко используются стандартные фразы и повторы, которые в других стилистиках воспринимаются как недостатки или даже ошибки.

Официально-деловой стиль предусматривает сухое перечисление фактов, цифр, установление причинно-следственных связей, определенную систему, определяющую построение написанных предложений. Текст такого типа отличается от всех остальных, он обязательно содержит два элемента:

  • Описательная часть – здесь излагаются свершившиеся факты, возможные последствия.
  • Действие – здесь указывается требование, просьба, предложение для совершения определенных деяний.
Посмотрите видео о стилях речи.

titleВидеоурок по русскому языку «Стили речи»

Примеры текстов разных стилей речи

Несколько моделей использования разных жанров для изложения одной и той же ситуации с использованием текста:

  • Публицистический. «Сегодня утром баба Нюра, выйдя в сарай, чтобы подоить свою корову Зорьку, была немало удивлена. Она обнаружила открытую дверь в подсобное помещение, а животного внутри не оказалось. «Кто увел Зорьку и что мне делать без нее?», –с такими вопросами баба Нюра обратилась к местному участковому Ивану Головину. Ведется расследование».
  • Разговорный. «Захожу я, Степановна, в сарай, а Зорьки-то нету! Я уж звала ее, кричала, к соседу Петровичу сходила – может он чего видел… А он со вчерашнего вечера так набрался, что до сих пор из дому не выходит. Пошла к участковому, он говорит: «Пишите заявление, разберемся.». Ну я и написала. Домой пошла через кладбище, смотрю, а Зорька-то моя на полянке пасется!»
  • Художественный. «Легкая утренняя дымка только начала рассеиваться, и первые солнечные лучи коснулись сочной травы палисадника. Петухи стали орать свои нехитрые утренние позывные, а деревня Гулково начала просыпаться. Легко скрипнула давно не смазанная дверь и на пороге покосившейся деревянной избы появилась Баба Нюра. Она искала свою корову.»
  • Официально-деловой. «17.06.2014 в 9-30 в отделение милиции д. Гулково с заявлением обратилась гражданка РФ Егорова Анна Захаровна. По существу заданных вопросов она пояснила, что 17.06.2014, приблизительно в 4-50, она обнаружила пропажу скота (коровы) на территории собственного придомового хозяйства. Животное находилось в отдельной хозяйственной постройке. Егорова А.З. заявила, что корова не могла уйти сама и потребовала начать расследование в рамках статьи 158 УК РФ. Заявление было зарегистрировано в книге учета преступлений и правонарушений. 17.06.2014 в 16-00 Егорова А.З. снова обратилась к отделение милиции д. Гулково с заявлением о том, что разыскиваемое ею животное нашлось и претензий заявительница ни к кому не имеет.»

Таблица стилей речи

Отличное средство для тех, кто не знает, как определить стиль текста. Предлагаемая таблица содержит основные стилевые черты. С ее помощью вы узнаете, как определить стиль готового текста, какие бывают стили речи в русском языке, стилистическую принадлежность того документа, который необходимо создать:

Художественный

Разговорный

Публицистический

Официально-деловой

Функции стиля

Изобразить, описать

Общение, беседа

Сообщить, доказать точку зрения

Донести информацию

Сфера применения стиля

Литература

Бытовое общение, личное письмо

Общественная деятельность, культурные, политические, экономические отношения

Делопроизводство, законотворчество, создание нормативных документов

Жанры стиля

Стихи, сказка, драма, роман, рассказ

Отсутствуют

Рассуждение-объяснение, сообщение, очерк, газетная статья

Справки, заявления, инструкции, приказы, образцы, законы, планы

Характерные черты стиля

Использование любых видов синтаксических и лексических конструкций во всех возможных сочетаниях

Эмоциональность, упрощение или игнорирование грамматических правил, сленговые слова

Образность, логичность, оценка событий и явлений, доступность широким массам

Точность, обезличенность, стандартность

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Рассказать друзьям:

sovets.net

описание человека, предмета, пространства (пейзаж, интерьер). Возможные речевые ситуации для этих жанров (презентация товара, путеводитель, экскурсия и т. Д.)

Жанры-описания можно отнести к стилю публицистики. По манере изложения и используемой лексике жанры-описания довольно разнообразны. Например, описание человека может быть как описание внешних признаков, так и внутренних качеств. Такие виды описания чаще встречаются в художественной литературе. Характеристика героев включает в себя целостный портрет. Хотя некоторые авторы используют специальные приемы, показывая внутренний мир героя через внешнее описание, и, наоборот, через поступки героев помогают нам представить их внешний вид. Но описание человека может присутствовать не только в художественной литературе, но и в милицейской хронике. Это описание представляет собой нечто другое, чем литературное. Для него существуют определенные параметры, такие как рост человека, его возраст, цвет глаз и волос, особые приметы.

   Описание предмета отличается от описания человека. Оно обладает количественными характеристиками, размером, цветом, расположением в пространстве. В художественной литературе предметы, вещи могут обладать точностной характеристикой. А если описание предмета содержится в деловых бумагах, то оно оформляется в официально-деловом стиле. Обычно это приложение к каким-либо товарам, где указываются их наименование, количество, цвет, размер. Конечно же никаких эпитетов или художественной оценки предмета здесь быть не может.

   Пространства, т. е. пейзажи, интерьеры, также могут быть описаны в различных ключах.

   Пейзаж подразумевает описание природы, окрестного ландшафта. Понятие «интерьер» легче взять в рамки документа, сделав описание помещения, его дизайна. В официальных документах встречается описание пейзажа – это отчет, например, о количестве гектаров земли, числе деревьев.

   Презентация товара – обычно это часть рекламной акции, когда на рынке появляется новый товар, и производители или распространители стараются ознакомить с ним потенциальных покупателей. Подобные презентации содержат все сведения о товаре, его свойствах и качестве. Презентации товара носят позитивный характер, что побуждает покупателей к приобретению.

   Путеводитель и экскурсия. Оба этих понятия несут в себе познавательную функцию, но они различаются по сути.

   Путеводитель – это зачастую брошюра, содержащая исчерпывающую информацию о городе, стране и т. д. Уже это говорит о том, что это письменный текст. Путеводители носят некоторый оттенок рекламы, так как их цель – как можно с более положительной стороны рассказать о предмете своего описания. Обычно там приводятся некоторые статистические данные, например о площади страны, количестве жителей, индустрии и т. д. А это уже официально-деловой стиль. Но в то же время там может присутствовать информация об обычаях, традициях, каких-то особенностях страны, народа и т. д.

   Экскурсия – это разговорный стиль. Она тоже должна нести информацию о предмете рассмотрения, но экскурсия может быть достаточно эмоциональной и образной. К тому же гид (экскурсовод) вносит в рассказ свои личностные качества, что придает ей определенный оттенок.

studfile.net

Художественный стиль: примеры текстов и речевых вариаций

Художественный стиль: примеры текстов

Художественный стиль – это особый стиль речи, который получил широкое распространение как в мировой художественной литературе в целом, так и в копирайтинге в частности. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя и выступает в роли спускового крючка для его фантазии. Итак, сегодня мы подробно и на наглядных примерах рассматриваем художественный стиль текстов и его применение в копирайтинге.

Особенности художественного стиля

Как уже было сказано выше, художественный стиль наиболее часто используется в художественной литературе: романах, новеллах, рассказах, повестях и прочих литературных жанрах. Этому стилю не присущи оценочные суждения, сухость и официальность, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Вместо этого для него характеры повествование и передача мельчайших деталей, чтобы сформировать в воображении читателя филигранную форму передаваемой мысли.

В контексте копирайтинга художественный стиль нашел новое воплощение в гипнотических текстах, которым на этом блоге посвящен целый раздел «Гипнотический копирайтинг». Именно элементы художественного стиля позволяют текстам воздействовать на лимбическую систему головного мозга читателя и запускать необходимые автору механизмы, благодаря которым достигается порой весьма любопытный эффект. Например, читатель не может оторваться от романа или у него возникает сексуальное влечение, а также другие реакции, о которых мы еще будем вести речь в последующих статьях.

Элементы художественного стиля

В любом художественном тексте присутствуют элементы, которые характерны для стиля его изложения. Для художественного стиля наиболее характерны:

  • Детализация
  • Передача чувств и эмоций автора
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Сравнения
  • Аллегория
  • Использование элементов других стилей
  • Инверсия

Рассмотрим все эти элементы более подробно и на примерах.

1. Детализация в художественном тексте

Первое, что можно выделить во всех художественных текстах – это наличие подробностей, причем, практически ко всему.

Пример художественного стиля №1

Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

2. Передача чувств и эмоций автора

Иногда в художественном тексте автор передает свои чувства и эмоции, чтобы сформировать у читателя нужное отношение к тем или иным описываемым объектам. Это отношение может быть как положительным, так и отрицательным.

Пример художественного стиля №2

Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни.

3. Эпитеты

Эпитеты наиболее характерны для художественных текстов, поскольку именно они отвечают за насыщенность лексики. Эпитеты могут быть выражены существительным, прилагательным, наречием или глаголом и чаще всего представляют собой связки слов, одно или несколько из которых дополняют другое.

Примеры эпитетов

  • Несказанно счастлива
  • Люто ненавидеть
  • Гул паровоза
  • Зверский аппетит
  • Волки сыты и т.д.

Пример художественного стиля №3 (с эпитетами)

Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным.

4. Метафоры

Метафоры – это слова или выражения в переносном значении. Нашли широкое распространение среди классиков русской художественной литературы.

Пример художественного стиля №4 (метафоры)

  • Веня готов был лопнуть от смеха.
  • Когда он ее увидел, через его тело прошел мощный электрический разряд.
  • Его грызла совесть, долго и коварно.
  • Когда она увидела цену, ее задушила жаба.
  • Настроение у него было ужасным, и на душе скребли кошки.
5. Сравнения

Художественный стиль не был бы самим собой, если бы в нем не было сравнений. Это один из тех элементов, которые вносят в тексты особый колорит и образуют ассоциативные связи в воображении читателя.

Примеры сравнений

  • Голоден как волк.
  • Неприступен как стена.
  • Прекрасна, словно богиня.
  • Маркиза переполнял душевный подъем, и казалось, он готов тотчас взлететь, словно ракета земля-воздух.
  • Его мучила такая головная боль, будто его голова лежала между молотом и наковальней.
6. Аллегория

Аллегория – это представление чего-то абстрактного с помощью конкретного образа. Используется во многих стилях, но для художественного она особенно характерна.

Примеры аллегорий

  • Смерть – объятия Аида
  • Сон – царство Морфея
  • Неприступность – Форт Нокс
  • Правосудие – Фемида

И так далее. Как правило, аллегории представляют собой устойчивые словосочетания и неразрывно ассоциируются с соответствующими им абстрактными понятиями.

7. Использование элементов других стилей

Наиболее часто этот аспект проявляется в прямой речи, когда автор передает слова того или иного персонажа. В таких случаях, в зависимости от типа, персонаж может использовать любой из стилей речи, однако наиболее популярным в этом случае является разговорный.

Пример художественного стиля №5

Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя:

– Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.
– Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.
– Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.
– Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.
– Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.

С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.

8. Инверсия

Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.

Примеры инверсии

  • Итак, звалась она Татьяной…
  • Мудрости потоки отрокам впитывать пора начать бы
  • Не к месту глупостью тягаться
Выводы

В художественном стиле текстов могут встречаться как все из перечисленных элементов, так и только некоторые из них. Каждый выполняет определенную функцию, но все служат одной цели: насытить текст и наполнить его красками, чтобы максимально вовлечь читателя в передаваемую атмосферу.

Мастера художественного жанра, чьи шедевры люди читают, не отрываясь, используют ряд гипнотических техник, которые более подробно будут раскрыты в последующих статьях. Подпишитесь на RSS или на email рассылку снизу, следуйте за блогом в твиттере, и Вы ни за что их не пропустите.

shard-copywriting.ru

Описание отдельных предметов в научном и художественном стиле 👍

Ноготки. Ноготки (это народное название, а научное – календула) – однолетнее травянистое растение, 30-40 см высотой, с коротким густым опушением зеленых побегов и листьев. Стебель ребристый.

Листья внизу немного удлиненной формы, с длинным черенком, верхние – сидячие, заостренной формы. Цветы золотисто-желтые или оранжевые, соединены большие соцветия – корзинки. Плоды – семянки, кольчато согнуты, шиповатые на спинке.

Цветет с июня до поздней осени, в зависимости от времени посева. Выращиваются всюду в садах, парках, на приусадебных участках. Родина этого растения – Малая Азия, Центральная и Южная Европа.

Когда-то календула была очень модной во Франции и считалась редкой. Ею украшали одежду самые богатые красавицы этой страны, а ее запах заменял любые духи. Название ноготки происходит от названия “ноготь”, так как на ноготь, а скорее на коготь, похожи семена этого растения.

Календула – это латинское название, означающее – первый день месяца. У себя на родине эти цветы цвели на протяжении всего года.

Я слушаю шмеля. Как приятно лежать в траве

и слушать, что происходит кругом. Вот далеко промчалось авто. Где-то вверху на дереве отозвалась синичка: тень-тень!

Будто говорит: “Взгляни, я здесь!” В траве, если лежать и внимательно ее рассматривать, можно увидеть множество разных букашек, жучков, маленьких мотыльков. И вдруг среди молчаливого травяного населения я услышал странный звук. Сперва подумал, что это где-то далеко в высоте летит самолет.

А нет, это где-то рядом! Оглядываюсь и замираю от неожиданности, так как прямо передо мною сел на цветок шмель. Он был еще небольшим, я подумал, наверное, он первый раз вылетел знакомиться с миром.

Шмель сел так близко, что я мог тщательно рассмотреть его со всех сторон.

Он был такой – “качек” – толстый, серьезный, деловой. Черные лапки его быстро охватывали и будто прилипали к лепесткам цветов. Черные глазки поблескивали на его голове, а усики-антенны что-то выискивали в пространстве. И, конечно же, очень красивая мохнатая одежда в черную и желтую полосочку.

Мне показалось, что шмель наслаждался своим приглушенным жужжанием и продолжал из раза в раз перелетать из цветка на цветок. А может, он пел песню и был признательный мне как слушателю. Я лежал в траве и слушал жужжание шмеля.

Грабли – сельскохозяйственное орудие для сгребания сена, соломы, скошенного хлеба, палой листвы и т. п. Также грабли используются для выравнивания грядок в огороде.

Украинцы знали два вида грабель: деревянные и железные. Оба могли быть ручными и конными. Ручные деревянные грабли состояли из валка длиной до 90 см, в который снизу под прямым углом (или немного наискось) забивали зубцы (преимущественно 9-10 штук, на Юге Страны – 20-30) 10-12 см длиной, а сбоку – рукоятка. Последнюю делали из ровного орешника с двойной, а то и с тройной развилкой на конце.

Деревянные грабли из-за их удобства и легкости продолжают использовать и сегодня.

В начале XX ст. появились ручные железные грабли, валок и зубцы, похожие на гвозди стали изготавливаться фабрично. Эти грабли использовались большей частью для использования на грядках.

lit.ukrtvory.ru

Урок развития речи «Описание предмета» (5 класс)

Урок развития речи «Описание предмета» 5 класс

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок обучающего сочинения.

Уровень подготовки класса: высокий.

Цели урока:

Познавательные:

​ повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;

​ познакомить с особенностями описания предмета в научном и художественном стилях;

​ показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;

​ познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле;

​ показать возможные речевые недочеты сочинения-описания предмета.

Практические:

​ совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;

​ формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания;

​ формировать умение отличать художественное описание от научного;

​ учить рецензировать написанное;

​ формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.

Общепредметные:

​ развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;

​ воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Прежде чем садиться, посмотрите минутку вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете. Подумайте, почему так происходит. Садитесь, пожалуйста.

II. Объяснение нового материала:

Организация восприятия темы:

Вопросы к классу

1.​ Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, безобразием, уродством, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п.

2.​ Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс?

3.​ Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления?

4.​ На какой вопрос отвечают описательные тексты?

5.​ Верно. Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?, основным своим содержанием имеют описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания. Скажите, в каких жизненных ситуациях человеку требуется умение подробно, точно описать предмет?

6.​ Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета? Предметов?

7.​ А где можно встретить образное описание отдельного предмета?

Вывод: Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни необходимы ему, чтобы экономить время в быту, в хозяйстве, другие — помогают учиться, третьи — облегчают общение с людьми… Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны, как правило, с какими-либо воспоминаниями и являются своеобразными символами событий, встреч, дорогих сердцу людей, милых душе и глазу мест…

Цель  урока — учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле. Открывайте тетради по развитию речи, записывайте число и тему урока «Сочинение-описание предмета». Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием какого-либо предмета, и на примере анализа таких текстов подготовимся к написанию домашнего сочинения.

Осознание сути нового материала (организуется через метод аналитических наблюдений над готовым текстом):

Задание № 1.

Цель: Вспомним строение описательного текста, т. е. его композицию.

Задание: Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль, подумайте, на сколько частей по содержанию он распадается. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта «На волчьей шубе».

Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками.

Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней»

(По К.Бальмонту.)

Вопросы после прослушивания текста:

1.​ О чем говорится в этом тексте?

2.​ На сколько частей по содержанию он распадается?

3.​ О чем говорится в первой части?

4.​ Во второй?

5.​ В третьей?

С какой основной мыслью описывает автор волчью шубу? (Показать причудливость, необычность этой вещи).

Вывод: Таким образом, мы с вами вспомнили, что описательный текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. При описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит или почему о нем дальше пойдет речь; в основной части описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; конечная часть чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. В ней часто формулируется основная мысль. (По ходу данного обобщения учитель на доске, а дети в тетрадях записывают структуру описательного текста).

Описание предмета

1.​ Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?).

2.​ Основная часть (Какой:. по форме, величине, цвету, материалу, назначению:?)

3.​ Концовка (отношение).

Задание № 2.

Цель: Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях.

Задание: Откройте пособие по развитию речи на с. 54, упр. 123, прочитаем, как описывает часы Э. Успенский, какие признаки этого предмета он отмечает.

Вопросы после чтения текста:

1. Какие признаки часов описывает автор? (в процессе обсуждения этого вопроса учитель на доске, а дети в тетрадях пополняют опорную запись: по форме, по величине, цвету, материалу…).

2. Найдите слова, при помощи которых Э. Успенский говорит о размере, величине часов.

3. Докажите, что эти прилагательные не только характеризуют величину часов, но и показывают, что автор удивлен, поражен их размером.

Вывод: Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью. В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет?

Задание № 3.

Цель: Наша с вами задача — научиться описывать предмет именно в художественном стиле, значит, образно, красочно, с передачей собственных впечатлений о предмете.

Задание: Сравните два текста, описывающих один и тот же предмет — лыжи. Один текст помещен в упр. 134, другой – в упр146

Вопросы после чтения текстов:

1.​ В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком — автор делится своими впечатлениями о нем?

2.​ Найдите в описании В. Солоухина те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему.

3.​ Что именно в устройстве перочинного ножика восхищало автора, когда он был мальчиком?

4.​ Почему таких слов нет во втором тексте?

5.​ Назовите сведения из текста В. Солоухина, которых нет и не может быть во втором описании. Почему?

Вывод: Значит, описание предмета в научном стиле — это точное, однозначное, полное перечисление его существенных признаков, без какой-либо оценки. Описание в художественном стиле предполагает выражение отношения к изображаемому; в таком описании не так важно перечислить все детали предмета, как важно остановиться на самых ярких, позволяющих создать образ предмета. Вот как, например, описывает старинную шарманку А.И. Куприн в повести «Белый пудель».

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествия в Китай» — обе бывшие в моде лет тридцать- сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной — дискантовой — пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор, пока ей вдруг приходило желание замолчать.

(А.И. Куприн.)

Задание № 4.

Послушайте и подумайте, каким приемом создания образности, известным нам по сказкам, пользуется А. Куприн в этом тексте-описании?

Вывод: Верно, приемом олицетворения. Благодаря этому приему шарманка будто оживает, воспринимается живым существом, а описание становится эмоциональным, образным.

Задание № 5.

Цель: Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения. Чтобы успешно справиться с такой задачей, поучимся видеть ошибки в языковом оформлении сочинений и исправлять их.

Задание: Прочитайте фрагменты трех сочинений на карточке № 2, укажите, какие слова мешают воспринимать эти тексты легко, с интересом.

Фрагмент № 1.

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2.

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтал о заводном зайчике (замена — о такой игрушке).

Фрагмент № 3.

Это не заяц, а чудо! Этого зайца мне подарил папа. Заяц похож на белый комочек.

Вопросы:

Какие слова повторяются в этих фрагментах? Устраните повторы, воспользовавшись одним из следующих способов:

а) исключение повторяющегося слова;

б) замена местоимением;

в) замена синонимичным для данного текста словом или словосочетанием.

Вывод: При написании своего сочинения пользуйтесь этими способами устранения неоправданных повторов одних и тех же слов и выражений.

Итоги урока:

Кратко повторим то, о чём вам следует помнить при написании сочинения дома.

Вопросы:

1.​ Из каких частей состоит описание?

2.​ О чём говорится в первой части?

3.​ В основной?

4.​ В конечной?

5.​ Чем художественное описание отличается от научного?

Домашнее задание:

Упр. 296. Вот так же, как здесь в классе, вы должны будете дома внимательно рассмотреть выбранный вами для описания предмет, вспомнить, как и благодаря кому он оказался у вас, чем этот предмет вам или вашей семье особенно дорог, и написать сочинение в художественном стиле на тему «Моя любимая игрушка», «Самый дорогой подарок» и т. п.

Урок окончен! Всем спасибо!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *