Роза (архитектура) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Роза (англ. rose window) — большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом[1].Расположена над входом в собор.
Изредка встречается в церквях романского стиля (например в церкви XX века Санта-Мария в Помпозе, Италия), обыкновенно на фасаде главного, продольного нефа, а иногда и на обоих фасадах трансепта, помещаясь довольно высоко над входными дверьми и доставляя внутренности храма обильное освещение.
В начале романской эпохи разделка розы была довольно простая: она состояла преимущественно из тонких колонок, опирающихся своими базами в кружок, занимающий середину окна, и поддерживающих своими вершинами полосу арочек, идущую по его окружности. Впоследствии, с развитием романского стиля и перехода его в готический, рисунок этой разделки все более и более усложнялся и в последнюю пору готики сделался чрезвычайно затейливым. Самые красивые оконные розы встречаются во французских соборах, например, Собор Парижской Богоматери, Амьенский собор, Шартрский собор, Руанский собор, Орлеанский собор, Собор Бове и др.
Примечания
- ↑ Роза // Архитектура. Краткий справочник / М. В. Адамчик. — Минск: «Харвест», 2004. — С. 421. — 624 с. — ISBN 985-13-1842-6.
Литература
Собор Трои, Апулия (Troia_Cathedral, Apulia): uchitelj — LiveJournal
Собор Трои (Апулия) посвящен Успению Пресвятой Девы Марии. Построенный в первой четверти XII века, он считается шедевром апулийской романской архитектуры и особенно известен окном-розой и бронзовыми дверями — западными и южными.На этом месте ранее стояла византийская церковь, построенная по-видимому, в основном из остатков римских зданий. Работа над новым собором началась в последней четверти XI века. Часто указывается 1073 год, но точная дата начала строительства фактически не подтверждена. Существует предположение, что трансепт нынешнего здания был нефом предыдущего. В любом случае несомненно, что основания двух западных столпов средокрестия (?) датируются самой первой фазой строительства и, возможно, служили той же цели в первоначальной церкви. Восточный рукав трансепта по-прежнему содержит более старые материалы на внешних стенах. Настоящая колокольня также частично стоит на стенах XI века.
Церковь получила свой нынешний вид в первой четверти XII века. Ее архитектура соединяет черты тосканской и ломбардской с византийскими элементами.
Западный фасад
Северный фасад
Кладка трансепта с использованием античных сполий
Апсида
Южный фасад с южными бронзовыми дверями
Трансепт с южной стороны
Окно роза на западном фасаде известно как одно из самых красивых в Апулии. Оно состоит из одиннадцати тонких колонн, расходящихся из центрального колеса, промежутки между ними заполнены декоративными резными каменными решетками. Также примечательны резные изображения дуги, нависающей над окном, включающие множество животных и человеческих фигур. Эта дуга поддерживается двойными колоннами на спине львов, одна из колонн сделана из порфира и скорее всего заимствована из прежнего византийского собора.
Тимпан под розой тоже набран из сполий
Западный портал
Двери главного портала были сделаны одним из самых знаменитых мастеров-литейщиков XII в. — Одеризио Беневенто. Согласно надписи, они были закончены в 1119 г. Они содержат 28 панелей. Многие из панелей были заменены в XVI и XVII веках, но четыре в верхнем ряду все еще являются оригиналами. Дверные молотки в пастях львов и маленькие фигуры крылатых драконов — это оригиналы, маленькие шедевры средневековой скульптуры.
Фрагмент южных дверей
Декор западного фасада
Левая сторона
Карниз нижнего яруса западного фасада
Львы по сторонам розы
Декор южного фасада
Декор северного фасада
Античные орнаменты
Окно северного фасада
Северный портал
https://en.wikipedia.org/wiki/Troia_Cathedral
При пожаре в Нотр-Дам-де-Пари уцелели витражи в окнах-розах, орган поврежден водой
Уникальные витражи в окнах-розах собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) не пострадали во время произошедшего в нем сильного пожара, а вот знаменитый орган поврежден водой, об этом сообщил представитель собора Андре Фино.– Из того, что мне удалось увидеть, витражи не пострадали, три прекрасные розы, датированные XII и ХIII веками до сих пор на месте, – цитирует представителя собора издание «Европейские новости» со ссылкой на французский канал BFMTV.
О том, что как минимум одно из знаменитых окон-роз уцелело во время пожара, свидетельствуют и утренние фотографии, сделанные внутри здания.
В тоже время, Андре Фино сообщил, что могли пострадать другие витражи собора, датируемые более поздним временем создания.
– Могли пострадать витражи XIX века, менее важные, но не бесценные сокровища XIII века, это просто чудо, – сказал он.
Представитель собора также сообщил, что огонь не повредил и знаменитый орган, на который, правда, попала вода при тушении пожара.
– Огонь вообще не повредил орган, он получил определенные повреждения от струй воды, – уточнил Андре Фино.
Ранее также стало известно, что не пострадали основные святыни собора Парижской Богоматери – Терновый венец Спасителя, часть Животворящего Креста Господня и Гвоздь из Креста.
Напомним, что возгорание в соборе Парижской Богоматери произошло около 18:50 (19:50 мск) в понедельник 15 апреля. В результате пожара обрушились шпиль, часы собора и большая часть кровли. В тоже время, благодаря усилиям пожарных удалось спасти фасад собора и его башни.
По предварительным данным, одной из причин пожара могли стать проводившиеся в нем реставрационные работы. Сейчас идет расследование происшествия.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) – католический храм в центре Парижа, являющийся одним из символов, как Парижа, так и всей Франции. Он строился с 1163 по 1345 год на месте первой христианской церкви Парижа – базилики святого Стефана.
Смотрите также:
Основные святыни собора Парижской Богоматери спасены
Терновый венец Спасителя. Инфографика
Терновый венец Спасителя
Фото из открытых источников
Витражи базилики Сен-Дени — Песни странствующего подмастерья — ЖЖ
Базилика Сен-Дени названа в честь первого епископа Парижа — святого Дионисия, который пришел из Рима проповедовать христианство сначала в Испанию, затем в Галлию. Он был обезглавлен язычниками на вершине горы Монмартр ( в переводе «гора мучеников»). По легенде святой прошел со своей головой на руках до храма, где его погребла христианка Катулла. Возможно, что по её имени поселение на месте нынешнего предместья Сен-Дени называлось Катуллиак (лат. Catulliacum)В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую базилику. При короле Дагобере 1ом здесь был основан монастырь бенедиктинцев и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.
Нынешняя базилика знаменует в истории архитектуры Франции момент перехода к готике, она была первым сооружением в этом стиле, построенным при аббате Сугерии, или по -французски Сюже, в 1137-1144 годах. Готический стиль знаменит витражами, это искусство получило большое развитие во время готики в виду того, что сами стены храмов превратились в каменные кружева, лишившись мощной тектоники романского периода.
Храм стал примером для следующих церквей эпохи готики.
Сугерий придумал расположение исторических и библейских сцен на витражах и витражную розу — круглое окно над главным входом храма, что стало впоследствии каноном.
Базилика пережила не одно столетие, от витражей времен Сугерия мало , что осталось. От базилики двенадцатого века до нас дошли лишь часть нартекса (две травеи под башнями – оставшаяся часть была перестроена в XIII веке), деамбулаторий с венцом капелл, хранивших витражи двенадцатого века, и западный фасад в сильно измененном состоянии.
Витражи аббатства объединены в циклы с одним сюжетом. В одном из них рассказывается о событиях Первого Крестового похода, в другом — о посещении Святой Земли Карлом Великим.
Дошедшие до нас немногочисленные панно включают тему Иессеева Древа и Детства Христа в осевой капелле (капелла Девы). С левой стороны от осевой находилась капелла со сложными аллегорическими композициями, включающая темы Mедного змия, Квадриги Аминодава, Христа, коронующего Церковь и снимающего покрывало с лица Синагоги, Апостола Павла, перемалывающего зерна Ветхого Завета в муку Нового. Сохранился медальон со сценой из Пророчества Иезекииля – начертание знака Тау на челах верных. Таким образом, три центральные капеллы посвящены христологической теме, и взаимосвязи Ветхого и Нового заветов. В оставшихся боковых капеллах были, по всей видимости, исторические и агиографические циклы.
Даже, если не знать подробности тематики витражей, красота убранства храма захватывает яркостью света из его окон, затейливостью рисунков на витражах.
История строительства базилики также запечатлена в них.
И история христианства, связанная с историей самого храма.
На этом витраже сам Сугерий закладывает храм.
Шартрский собор. Интерьер и витражи.
После того, как мы обошли собор кругом и рассмотрели внимательно скульптуру на фасадах, зайдем внутрь и полюбуемся на витражи собора.Главный неф собора — один из самых широких — 16 метров 40 сантиметров, высота — 37 метров 25 сантиметров.
Обычный план церкви делался в виде креста. Нартекс, алтарь и неф — три части собора символизировали Троицу, триаду человека ( дух, душа и тело ) .Три розы собора, которые можно увидеть одновременно, стоя на средокрестии, тоже символичны.
Тут надо еще вспомнить про шартрскую философскую школу, которая увлекалась античной философией и идеей символики цифр. Цифра 3 обозначала небесное, 4 — квадрат, землю. Круг — идеальная божественная фигура, символ неба. Поэтому вполне объяснимо, что роза собора, в которой видно небо — круглая, окна — арочные, а входная дверь — прямоугольная.
Если перемножить 3 и 4 — то мы получим единство земного и небесного, что является главной идеей церкви, это место, где проходит таинство соединения человека и Бога. Поэтому роза собора разделена на 12 частей. Создана она около 1200 го года.
Композиция изображений на розе напоминает канон росписи византийских и наших православных храмов. В центре Иисус Христос, на парусах 4 евангелиста, несущих, как корабли учение в мир и архангелы.
На розе евангелисты обозначены своими символами : телец, орел, ангел, лев.
Синий цвет, божественный, горячий красный, зеленый, символ надежды , которую принес людям Христос.
Роза красиво сочетается с арочными окнами ниже.
Изготовление витражей было делом недешевым и обычно осуществлялось на деньги донаторов ( теперь их чаще называют спонсорами) . Содержание витража часто задавалось самим жертвователем, что логично, таки проплатил. Чаще всего это было житие какого-то святого, который покровительствовал знатному человеку или цеху. В соборе есть витражи цеховые, есть те, которые заказывали богатые люди.
И , конечно, был основной канон, по которому северная сторона храма отдавалась сюжетам из Ветхого завета, южная — из Нового завета. Западный портал был отдан теме Страшного суда. В апсиде — рождение, страсти, воскресение и вознесение Христа.
Поскольку храм был посвящен Деве и был хранителем реликвий, связанных с Девой Марией, то были витражи,посвященные богородице.
Самый старый из витражей собора, как раз изображает Деву Марию с младенцем Иисусом. Он был еще в старом романском соборе и впоследствии перенесен и заново смонтирован. Голова Марии при этом немного отклонилась от классического фронтального положения.
Фигура Богоматери окружена ангелами и голубями, которые символизировали святой дух.
Так же, как скульптура собора, витражи были наглядным пособием для изучения текстов Библии. Художники, создававшие витражи, проявили выдумку и мастерство в композиционных приемах сюжетов витражей. Несмотря на условность изображения людей, сюжеты вполне прочитываются и есть сцены, в которых закомпановано много людей, что, конечно сложно на маленьком фрагменте.
Вот этот, с охотниками,собаками и лошадьми очень хорош.
Благовещение.
К сожалению, высоко находятся цеховые витражи и плохо различимы глазом их рисунки. Сюжеты витражей рассказывают о жизни 13 века. Витражи хора были даром корпораций суконщиков, виноделов, булочников, менял и многих других.
Среди витражей, есть созданные в разные века, в том числе и в технике гризайли, с красивыми орнаментальными рисунками.
Синий цвет витражей, секрет которого утерян, так и называется «шартрский синий»
Одна из любимых идей католической церкви — идея пути. Подразумевался, разумеется, путь к Богу. Шартрский собор был на дороге паломников в Сантьяго- де Компостела. Торжественное шествие по церкви священников тоже было частью этого пути. Даже сама архитектура католического храма — базиликальная, вытянутая, предполагала возможность такого шествия. В православной церкви прижилась другая идея — предстояния человека перед Богом.
Идея пути выражена в соборе лабиринтом, который появился в 1205 году. Сейчас он заставлен стульями, а когда-то свободный пол с лабиринтом был местом, где любой мог проползти на коленях путь паломника, имитирующий путь в реальности.
У собора есть свои тайны, писатель Луи Шарпантье связывает собор с тамплиерами, в своей книге В своей книге «Тайны Шартрского собора» Шарпантье приходит к выводу, что строители Шартра, и особенно авторы проекта, имели в руках некий текст невероятной научной ценности, который вполне мог быть Таблицами Закона, доставленными из Святой земли рыцарями-тамплиерами. Согласно легенде, передовые познания в архитектуре принесли с Востока первые рыцари-тамплиеры. Девять французских рыцарей, сподвигнутых Бернаром Клервоским, основателем цистерцианского монашеского ордена, отрешились от всего мирского и отправились на поиски «таинств», хранящихся, согласно поверью, в святилище под руинами храма Соломона в Иерусалиме. Подозревали, что во время своего десятилетнего похода рыцари занимались оккультными науками. Когда в 1128 году они вернулись, во Франции распространился слух, будто они нашли Ковчег Завета, в котором якобы хранились тайны Божественного закона, управляющего в том числе числами, весами и мерами, включая так называемое «золотое число» – 1,618.
Так это или нет, но многие исследователи считают, что монахи-цистерианцы были причастны к распространению готики.
Много всяких домыслов связано с собором, например, что карта главных французских соборов повторяет очертания созвездия Девы, в котором самая яркая звезда соответствует собору в Реймсе, где короновались французские короли.
В интерьере собора есть еще красива резная ограда, отделяющая алтарную часть.
Для тех, кто хотел бы подробно рассмотреть витражи и узнать их историю, я могу рекомендовать хороший фильм «Витражи шартрского собора».
Шартрский собор — Википедия
Шартрский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Chartres) — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, начавшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение священной плащаницы от огня было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного здания.
Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.
Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически в первоначальном виде. Он избежал разрушений и ограблений во времена революций и войн.
Наружное устройство[править | править код]
План Шартрского собораТрёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания и позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).
Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.
Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.
Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла[2]. Частично сохранились и более ранние элементы из предыдущих версий Шартрского собора.
Вершина романского искусства ― скульптура западного портала в Шартре. Шартрский собор был посвящён святой Деве и особенно почитался, очевидно, потому, что место, на котором он стоял, было местом паломничества ещё в языческую эпоху. Здесь бил священный источник, он сохранялся в подвалах собора. Как и в других местах, привлекавших паломников, здания разных эпох сменяли друг друга — свято место пусто не бывает. Между 1145 и 1150 гг. началась постройка и декорировка нового фасада ― это и был т. н. «королевский портал», оконченный к 1155 г. В 1194 г. очередной пожар охватил собор ― сохранились лишь паперть, фасад и крипта, имевшая каменные своды. Немедленно началось сооружение нового здания ― уже в готическом духе, но прежний портал сохранился [3]
— Светлана Еремеева. Лекции по истории искусства
.
На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.
Интерьер[править | править код]
Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.
Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2[2]. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево». «Эти огромные круги света, эти огненные колеса, которые мечут молнии, одна из причин красоты Шартрского собора», ― говорил Эмиль Маль. Шартрский собор ― единственный, сохранивший почти в целости свои витражи. В нём царит особая цветовая и световая атмосфера, меняющаяся в зависимости от погоды, времени года и часа дня. Автор специальной работы о витражах Шартра Жан Вийет писал: когда «солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушёванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели. В серую погоду вся церковь наполняется голубоватыми мерцаниями, придающими большую глубину перспективе, сводам ― больше таинственности» [3].
Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян. Изготовление витражей оставалось крайне медленным процессом, оно всегда стоило особенно дорого, а потому витражи проектировались и производились постепенно. Считаясь дорогостоящим даром крупного жертвователя, они давали дарителю исключительное право определять тему изображения. Пожертвования проводились в разное время, потому нельзя было и думать о единстве красочной гармонии, но единство красочной гаммы, может быть и не было столь необходимо, ибо окна расположены достаточно далеко друг от друга и разнообразие могло лишь усилить богатства впечатления[3].
Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают) [4], а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна. Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту — приблизительно 260 метров[5]. В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.
-
Вид на собор с юга
-
Фрагмент королевского портала
-
Окно-роза северного трансепта
-
Резная стена, отделяющая алтарную часть
Лабиринт
-
Астрономические часы
-
Фотография 1910
-
Картина 1830
Вариации витражей собора
Согласно псевдодокументальному фильму «Далёкая синяя высь», рисунки на полу Шартрского собора помогли математикам открыть «гравитационные тоннели».
В Шартрском соборе хорошо сохранились средневековые витражи, в том числе и окно-роза. Общая площадь остекления в соборе- 2044 кв.м. В витражах этого периода преобладают глубокие синий и красные цвета, а светлые оттенки встречаются редко.
- Главный герой рассказа Андре Моруа «Собор»[6] хотел купить картину «Шартрский собор». Правда, в рассказе картина приписана кисти Эдуарда Мане, а не Камилю Коро.
- В романе Ж. К. Гюисманса «Собор» идет речь именно о соборе Шартра.
- В романе «Лабиринт розы» Титании Харди неоднократно упоминается Шартрский собор и лабиринт.
- В романе «Архитектор» Анны Ефименко величие и красота Шартрского собора вдохновляет главного героя на выбор профессии архитектора.
- В романе «Все люди враги» Ричарда Олдингтона главный герой посещает Шартр и собор, после решения изменить свою жизнь.
- В романе «По ком звонит колокол» Эрнеста Хэмингуэя Шартрский собор с его огромными витражами приводится как пример места, где человек испытывает подлинное чувство долга, братства и экстаза.
Романская архитектура: обманчивая суровость камня
Дикие варварские племена будоражили всю Европу в течение нескольких веков. В конце концов они отреклись от язычества в пользу христианства, низвергли Рим и разрушили его. Не имея своих традиций и навыков каменного строительства, бывшие язычники вынуждены были обратиться за римским наследием к величественным руинам.
Романский стиль. Сопротивление римских традиций
На протяжении довольно долгого времени в западной части бывшей Римской империи шли междоусобные войны. Около X века наступил период относительного затишья. Начался романский период европейского Средневековья.
Термин «романский стиль» очень условный. Он появился в первой половине XIX века — когда были обнаружены общие черты у средневековой и римской архитектуры. Но романская архитектура имела более строгий вид, в котором не было места декоративным излишествам.
Замок в Вюртемберге, пример романского стиля в архитектуре
Церковь стала главным заказчиком и произведений искусства, и храмовых сооружений. Ее влияние на духовную жизнь того времени было практически безграничным. Одной из основных задач для архитекторов стало создание каменного, в большей степени монастырского храма. Постройки должны были отвечать всем требованиям церковной службы. Согласно новой христианской идеологии, храму полагалось быть «образом вселенной», символизирующим торжество новой религии.
Наружный вид романского храма очень суровый, простой и ясный. Главным его типом стала базилика. В плане это латинский крест. Суровость и мощь сравнительно небольших романских сооружений была обусловлена прежде всего заботой об их прочности. Строители ограничивались простыми массивными формами из камня, делая оконные и дверные проемы очень узкими. Любопытно, но именно в романскую эпоху появились первые витражи. Со временем храмы увеличивались в размерах, и внутренним помещениям потребовались дополнительные источники света. Для этого стали увеличивать окна и украшать их витражами.
Капитель (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны. Капители романских храмов украшались аллегорическими изображениями добра, зла и нечистой силы. Встречались и различные фантастические персонажи, значение которых остается неразгаданным.
Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если внешне он был скорее мрачным, похожим на крепость, то внутри должен был напоминать о Царстве Божьем. Фресками покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры и колонны, причем особенно прихотливо и разнообразно украшались капители. Здесь можно было увидеть сцены из Священного Писания, Житий святых, персонажей светских литературных произведений. Зло часто изображалось в виде нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом. А подчас, как и в книжных миниатюрах, верхние части колонн украшались причудливыми дролери — гротескными изображениями фантастических существ.
Символика романского храма. По радуге в небо
В романском храме нет ничего случайного. Каждая деталь и каждый конструктивный элемент имеют глубокий смысл. Суровые сооружения были разделены на три части: притвор, или нартекс; корабли, или нефы; алтарь — как предписывала идеология христианства. При этом части храма символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам — или телу, душе и духу.
Восточная — алтарная — часть храма символизировала рай и была посвящена Христу. Западная — ад и предназначалась сценам Страшного Суда. Северная олицетворяла смерть, мрак и зло. А южная была отдана Новому Завету.
Романские капители собора монастыря Сан-Доминго в Силосе, Бургос. Конец XI в.
Символика храма разрабатывалась на основе Священного Писания. В повествовании было сказано, что Христос есть «путь, истина и жизнь». По этой причине проход верующего от западного портала — входа в храм — к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю.
Интересно, что в романских соборах вход, или портал, устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Впрочем, заходя в христианский храм, каждый мог быть уверен, что в какую бы сторону он ни шел, он непременно придет к свету и Богу.
Таким образом, самыми важными пунктами на символическом пути верующего в храме становились начало пути — портал и цель этого пути — престол. Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном, похожим на арку, символизировал землю, перекрытую небом. Арка напоминала радугу, а по средневековым понятиям радуга — мост между землей и небом.
Входной портал символизировал силу и могущество, переход из мирской жизни в священную. Круглое окно на фасаде над порталом, которое назвали розой, появилось уже в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она — «роза без шипов».
Романская архитектура сыграла очень важную роль в развитии западноевропейского искусства. Этот стиль, живший сравнительно короткое время, подготовил переход к следующей, более высокой ступени средневековой художественной культуры — к искусству готики.
Поделиться ссылкой