Окно роза – Роза, в архитектуре — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Содержание

Роза (архитектура) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Роза (англ. rose window) — большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом[1].

Изредка встречается в церквях романского стиля (например в церкви XX века Санта-Мария в Помпозе, Италия), обыкновенно на фасаде главного, продольного нефа, а иногда и на обоих фасадах трансепта, помещаясь довольно высоко над входными дверьми и доставляя внутренности храма обильное освещение.

В начале романской эпохи разделка розы была довольно простая: она состояла преимущественно из тонких колонок, опирающихся своими базами в кружок, занимающий середину окна, и поддерживающих своими вершинами полосу арочек, идущую по его окружности. Впоследствии, с развитием романского стиля и перехода его в готический, рисунок этой разделки все более и более усложнялся и в последнюю пору готики сделался чрезвычайно затейливым. Самые красивые оконные розы встречаются во французских соборах, например, Собор Парижской Богоматери, Амьенский собор, Шартрский собор, Руанский собор, Орлеанский собор, Собор Бове и др.

  1. ↑ Роза // Архитектура. Краткий справочник / М. В. Адамчик. — Минск: «Харвест», 2004. — С. 421. — 624 с. — ISBN 985-13-1842-6.

«Окно-роза» в готике — Любовь к жизни — LiveJournal

    Впервые словосочетание «окно-роза» появилось в XVII веке и имело отношение к готическому круглому окну, часто встречающемуся на фасадах готических и романских храмов. Такое название этот архитектурный прием получил благодаря схожести «многолепесткового» и симметричного витража с английской розой, под которой, особенно в то время, подразумевался цветок шиповника.

    Готическая роза в архитектуре особенно характерна для готического стиля, однако не ограничена им. Круглые окна наблюдались в строении храмов, церквей и других сооружений с античных времен, на протяжении Средневековья и особенно в период неоготики. Именно поэтому большое окно округлой формы встречается по всему миру в зданиях различных назначений, возрастов и стилей.

    Корни готической розы восходят к римскому окулюсу – большому круглому отверстию, призванному впускать не только свет, но и воздух в помещение. Самый знаменитый окулюс расположен в Римском Пантеоне, на самой вершине купола. В ранней христианской и византийской архитектуре круглые окулюсы использовались либо на вершинах куполов, либо на низких фронтонах. Круглое окно с каменной рамой появилось тоже еще в античности, но редкие варианты сохранились до наших времен. Что касается геометрического узора роз, он был чрезвычайно развит в римской мозаике.

    Изначально окна были небольшого размера и плавно перешли из романского стиля в готический. Со временем готическая роза стала занимать все больше места на фасадах зданий, придавая легкости каменным сооружениям. После завершения строительства Собора Парижской Богоматери эти окна стали практически неотъемлемой частью архитектурного стиля, практически так же, как колонны, стрельчатые окна и аркбутаны. Однако по сравнению с дальнейшим развитием этого вида окон знаменитая роза Собора Парижской Богоматери – не такое уж и большое окно, особенно по сравнению с фасадами Шартра или Сен-Дени.


    Во времена готики предметом изображения витража-розы чаще всего становился Судный день. Готическую розу помещали в арке над западным входом в храм, что могло послужить причиной выбора тематики, поскольку именно западная стена обычно посвящалась теме Страшного Суда.

    Со временем розы стали появляться на нефах, где как минимум одна из них была посвящена Деве Марии. Связь готической розы с символом Матери Христа поддерживается еще и тем, что Марию часто называют «Мистической розой» и приписывают ей символ – цветок шиповника. Однако такая символика появилась задолго до того, как окно стали называть розой.

    Источник: Архитектура Средневековья

“Готической розой” называется большое круглое витражное окно готического собора над  входом . Витражные окна – это отдельная мощная отрасль готического искусства.

Vitraux – Cathédrale Notre-Dame de Reims

 Роза — большое круглое окно, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками. Встречается в церквях романского и готического стилей, обыкновенно на фасаде главного, продольного нефа, а иногда и на обоих фасадах трансепта, помещаясь довольно высоко над входными дверьми и доставляя внутренности храма обильное освещение.


Романская роза
Роза церкви Сан-Педро (Святого-Петра) в Авиле

В начале романской эпохи разделка розы была довольно простая: она состояла преимущественно из тонких колонок, опирающихся своими базами в кружок, занимающий середину окна, и поддерживающих своими вершинами полосу арочек, идущую по его окружности. Впоследствии, с развитием романского стиля и перехода его в готический, рисунок этой разделки все более и более усложнялся и в последнюю пору готики сделался чрезвычайно затейливым. Самые красивые оконные розы встречаются во французских соборах, например, Собор Парижской Богоматери, Амьенский собор, Шартрский собор, Руанский собор, Орлеанский собор, Собор Бове.

из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Париж. Собор Нотр Дам.Около 1268 г

   

Rose Window, Cathedrale Notre-Dame, Paris

Cathédrale Notre Dame. Rouen. Seine-Maritime. Haute-Normandie

Роза Руанского собора

Здесь роза диаметром 14 метров. Окно-роза, по мнению французского философа и знатока готической архитектуры соборов Франции, позаимствована из кельтской мифологии. Кельты — загадочный народ, населявший юго-запад Европы и безжалостно истреблённый Римской Империей, оставил множество загадочных артефактов на территории Франции, Германии, Испании. Но о кельтах нужно говорить особо. Вернёмся же к розе. Так вот, у кельтов роза была символом удачи, Колесо Фортуны одна из интерпретаций розы. На портале Руанского собора находится так называемая «Северная роза», многие элементы которой встречаются в готике соборов, построенных между 1100 и 1400 годами на территории.http://djanga.ru/

Собор в Реймсе- в центре не одна роза, как обычно, а две

Роза на порталах соборов Франции, в частности, на примере Реймсского собора, это сложная геометрическая матрица в которой заложены основные теологические принципы католицизма. Но если присмотреться повнимательней, то можно увидеть определённые числовые пропорции, открытые гораздо позже, в эпоху Возрождения. Золотое сечение, закономерность Фибоначчи, вот лишь некоторые из них. Довольно часто розу на главном нефе соборов называют теологической картой мира в средневековье.

Бернар де Суассон, знаменитый архитектор средневековья, именно ему принадлежит потрясающее по красоте окно-роза на западном портале собора в Реймсе. Это тоже одна из вариаций Северной розы, но в узорах лучистых лепестков уже чувствуется влияние традиционных кельтских орнаментов Юга Франции.

http://djanga.ru/

  
Notre-Dame Cathedral of Reims – Light Show for 800th Anniversary
Это необычное фото запечатлело световое шоу, проводимое к 800 летию собора

Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах.

В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенина), из которых составляли орнамент.

Rose Window-Exterior of the St. Vitus Cathedral – Prague

Основной декор собора сосредотачивался на его фасаде, в центре которого, обычно, находится круглое витражное окно – «готическая роза». Это символ Богоматери – “розы без шипов”, символ вечной любви без преград и границ, побеждающей смерть. На фасаде роза – геометрическая фигура, а из храма она воспринимается бесплотным светом, озаряющим души пришедших к Богу.

Roses, nave of Reims Cathedral.

Широко известен своими потрясающими витражами собор в Шартре ( Франция) .

Первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии, Шартрский собор Нотр Дам (Notre Dame – буквально ‘Нашей дорогой госпоже’) – одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья.

Шартрский собор

Шартрский собор явился предтечей многих готических соборов Франции той эпохи. Его украшают характерные для этого стиля башенки, шпили, стрельчатые арки, пересекающиеся контрфорсы, берущие на себя вес крыши, а также превосходные витражные окна. Впервые готическая архитектура создала светлое, внушающее благоговейный ужас огромное внутреннее пространство, позволившее зодчим совместить божественную геометрию и символы, известные в те далекие времена лишь немногим посвященным.

Появление новой готической архитектуры удивительным образом совпадает с периодом после второго крестового похода в середине XII века и потому расценивается многими как свидетельство возвращения крестоносцев, принесших новые идеи и архитектурные веяния с экзотического Востока. Другим это представляется результатом тайных геометрических и архитектурных изысканий, сделанных тамплиерами в Иерусалиме.

Каково бы ни было происхождение западноевропейской готики, ее величие усиливалось религиозной и светской живописью и символизмом, которым готика в буквальном смысле пронизана, будь то скульптурные и резные, деревянные изображения и картины. Помимо очевидного, зримого своего назначения в роли произведений изобразительного искусства и архитектуры, композиции и элементы декора таили в себе некий скрытый смысл и тайное знание.

Воздвигнутый в честь Девы Марии собор как бы воплощает в своих конструкивных особенностях женскую сущность. Арочный вход и окно-розетка уподоблены строению женского тела, словно приглашая посетителя войти внутрь.  Под сводами храма находится огромное количество женских скульптурных и живописных изображений. Статую царицы Савской почему-то украшает борода. На витражных окнах можно увидеть самое древнее изображение Марии Магдалины. Здесь показана ее жизнь во Франции, куда она перебралась после того, как Иисус принял смерть на кресте.http://www.bibliotekar.ru/ 

Notre-Dame de Chartres- Interior of the South Stone Rose Window.

Роза южного трансепта (10,5 м в диаметре, сделанный c.1225-30) посвящена Христу, который изображён в центре  с   рукой, поднятой  в благословении, в окружении восхваляющих его ангелов.

Роза Франции

Многие мотивы витражей Шартрского собора сопряжены с культом Девы Марии. Окно-роза было заказано в ее честь королем Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской, и украшено гербами Франции и Кастилии. Оно вошло в историю искусства под названием ‘Роза Франции’. Многовековая традиция почитания Девы Марии как Богоматери заступницы, что в милосердии своем замаливает перед Господом все людские прегрешения, породила множество символов.

Наряду с миндальным деревом и терновой ветвью здесь встречаются яблоко и лимон. Лилия выступает символом непорочности, фиалка обозначает смирение Пресвятой Девы, Из ‘Песни песен’ Соломона и из представлений о вечной девственности Богородицы выводятся такие образы, как ‘запертый сад’, ‘запечатанный источник’, ‘замкнутые врата’.

Она Царица Небесная, но она же – благодаря нехитрой игре слов – становится и Звездою Морей (Stella Maris). Очень часто образ Девы Марии ассоциируется с розой. Средневековое искусство нередко изображает ее в розовом саду, вместо четок у нее гирлянда из роз. Поскольку непорочное зачатие есть знак ее абсолютной безгрешности, Деву Марию называют также Розой без шипов.

C точки зрения алхимии: 

“В Средние века центральная Роза, расположенная на портале, называлась Rota, колесо, Rota – это алхимический символ времени, необходимого для выплавки философского камня и символ самой плавки. Постоянно поддерживаемый во время этой операции огонь получил название огонь колеса (feu de roue). Но, помимо теплоты, необходим ещё один агент, тайный и ли философский огонь. Именно этот огонь, вызванный обычным теплом, крутит колесо, производя различные алхимические реакции”.

Фулканелли. “Тайны готических соборов”. Стр. 48.

” Как в механике древом называют железную или деревянную ось колеса, так и алхимическое древо и мировое древо есть первое – ось, вокруг которой вращается огонь колеса Великого Делания , духовный или вещественный, второе – ось, вокруг которой неотвратимо свершается великое циклическое вращение. Фулканелли объяснил смысл огня колеса вслед за Иренеем Филалетом , о тождествляющим его с тайной серой и вращательным порывом огненого начала.

http://blogs.privet.ru/community/cvetok/

То же самое немного другими словами))

Северная роза, она расположена на фасаде левого трансепта, никогда не освещается солнцем. Другая роза сверкает под его лучами; это южная роза, расположенная на краю правого трансепта, своим размером и сиянием она превосходит боковые. На фронтонах готических соборов представлены все цвета Творчества, следующие в круговом процессе, идущим от тьмы, представленной отсутствием света и черным цветом; к законченности красного цвета, проходя через белый, который представлен как средний между черным и красным.

В Средние Века центральная роза, расположенная на портале, называлась Rota, колесо. Rota — это алхимический символ времени, необходимого для выплавки материи философского камня и символ самой плавки. Символ колеса говорит о цикличности, о переменчивости мира. Единственное место, остающееся неизменным – центр колеса, ось.Алхимический символ готической розы – движение материи и её трансформация под действием тайного огня, огня философского камня.

Готическая роза – символ божественной красоты. Её лепестки – бесконечное множество миров. Разрозненные элементы мира собраны в ней воедино. Она подобна восточной мандале – символу Вселенной.

http://art-talk.ru/topic/10839/

поделиться

Готическая роза в архитектуре

Окно роза чаще всего относится к общему термину, объединяющему такой архитектурный феномен, как круглое окно. Чаще всего его украшает витраж. Особенно известен термин «готическая роза», поскольку особенно популярен этот прием был в период готического стиля в архитектуре.

Краткое описание

Впервые словосочетание «окно-роза» появилось в XVII веке и имело отношение к готическому круглому окну, часто встречающемуся на фасадах готических и романских храмов. Такое название этот архитектурный прием получил благодаря схожести «многолепесткового» и симметричного витража с английской розой, под которой, особенно в то время, подразумевался цветок шиповника.

готическая роза

Готическая роза в архитектуре особенно характерна для готического стиля, однако не ограничена им. Круглые окна наблюдались в строении храмов, церквей и других сооружений с античных времен, на протяжении Средневековья и особенно в период неоготики. Именно поэтому большое окно округлой формы встречается по всему миру в зданиях различных назначений, возрастов и стилей.

Происхождение

Корни готической розы восходят к римскому окулюсу – большому круглому отверстию, призванному впускать не только свет, но и воздух в помещение. Самый знаменитый окулюс расположен в Римском Пантеоне, на самой вершине купола. В ранней христианской и византийской архитектуре круглые окулюсы использовались либо на вершинах куполов, либо на низких фронтонах. Круглое окно с каменной рамой появилось тоже еще в античности, но редкие варианты сохранились до наших времен. Что касается геометрического узора роз, он был чрезвычайно развит в римской мозаике.

готический витраж роза

Стили и виды

Окно-роза бывает нескольких разновидностей, среди которых можно выделить четыре основных:

  • Окулюс – самое простое круглое окно без фигурного переплета. Пример: Римский Пантеон.
  • Простая роза – круг в центре, по краям которого расположены арки в виде лепестков. Пример: «Глаз Настоятеля» в Линкольнском соборе.
окно роза
  • Колесо – круглое окно с симметричными спицами. Называется также Екатерининской розой в честь Св. Екатерины, которая подверглась пытке на колесе. Пример: кафедральный собор Лучеры, Италия.
  • Готическая роза – круглое окно со сложным дизайном, часто украшенное витражом. По виду напоминает распустившуюся розу. Пример: Собор Парижской Богоматери.

Конечно, со временем появились и некоторые другие виды готических роз, например, овальные и эллиптические окна стиля барокко, однако вышеперечисленные виды являются самыми часто используемыми.

Размер окон

Изначально окна были небольшого размера и плавно перешли из романского стиля в готический. Со временем готическая роза стала занимать все больше места на фасадах зданий, придавая легкости каменным сооружениям. После завершения строительства Собора Парижской Богоматери эти окна стали практически неотъемлемой частью архитектурного стиля, практически так же, как колонны, стрельчатые окна и аркбутаны. Однако по сравнению с дальнейшим развитием этого вида окон знаменитая роза Собора Парижской Богоматери – не такое уж и большое окно, особенно по сравнению с фасадами Шартра или Сен-Дени.

большое окно

История и развитие готической розы

Несмотря на то что истоки окна-розы уходят глубоко в древность, свою современную форму и популярность оно получило именно благодаря готической архитектуре, поэтому имеет смысл проследить за развитием этой формы, начиная с периода ранней готики и заканчивая современностью.

  • Ранняя готика характеризуется сравнительно простой формой розы, в основном используется структура колеса и четкие геометрические формы: круги, треугольники и квадраты. Именно этот стиль получил наибольшую популярность во время неоготики, вероятно, благодаря своей простоте и эффектности.
  • Высокая готика характеризуется более сложным дизайном с большим количеством стоек и делений, со сложными формами и комплексной витражной композицией. Кроме того, стал увеличиваться и размер роз, им стали отводиться целые арки поперечных нефов.
  • Пламенеющая готика характеризуется витиеватыми узорами, напоминающими языки пламени, отсюда и название. Эта тенденция нашла яркое отражение в круглых окнах периода становления стиля. Узоры, напоминающие плетущиеся ветви лиан и закругления латинской S, украшают готический витраж. Роза в остальном мало отличается своими формами и размерами.готическая роза в архитектуре
  • Ренессанс отличался своим стремлением стряхнуть «серость» темных веков, поэтому практически все готические элементы перестали активно использоваться, уступив место классике. Однако роза нашла продолжение в форме простых окулюсов, изредка украшавших фасады и купола зданий периода Возрождения.
  • Стиль барокко рискнул изменить форму розы, склоняясь к овальным окнам с простым незамысловатым дизайном, зачастую совсем без витража.

В современной архитектуре используется чаще всего простой и незамысловатый стиль окулюса. За исключением неоготики, в период модерна готическая роза стала архитектурной роскошью и редкостью.

Символизм

Во времена готики предметом изображения витража-розы чаще всего становился Судный день. Готическую розу помещали в арке над западным входом в храм, что могло послужить причиной выбора тематики, поскольку именно западная стена обычно посвящалась теме Страшного Суда.

готическая роза в архитектуре

Со временем розы стали появляться на нефах, где как минимум одна из них была посвящена Деве Марии. Связь готической розы с символом Матери Христа поддерживается еще и тем, что Марию часто называют «Мистической розой» и приписывают ей символ – цветок шиповника. Однако такая символика появилась задолго до того, как окно стали называть розой.

Роза в архитектуре — это… Что такое Роза в архитектуре?


Роза в архитектуре
— большое круглое окно, расчлененное фигурным переплетом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками. Является в церквах романского и готического стилей, обыкновенно на фасаде главного, продольного нефа, а иногда и на обоих фасадах трансепта, помещаясь довольно высоко над входными дверьми и доставляя внутренности храма обильное освещение. В начале романской эпохи разделка Р. была довольно простая: она состояла преимущественно из тонких колонок, опирающихся своими базами в кружок, занимающий середину окна, и поддерживающих своими вершинами полосу арочек, идущую по его окружности. Впоследствии, с развитием романского стиля и перехода его в готический, рисунок этой разделки все более и более усложнялся и в последнюю пору готики сделался чрезвычайно затейливым. Самые красивые оконные Р. встречаются во французских соборах, каковы, например, амьенский, шартрский, руанский, орлеанский, Бове и др.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Роза Сальваторе
  • Апсида

Смотреть что такое «Роза в архитектуре» в других словарях:

  • РОЗА (в архитектуре) — РОЗА, круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в центре фасада романских и готических построек 12 15 вв …   Энциклопедический словарь

  • Роза, в архитектуре — большое круглое окно, расчлененное фигурным переплетом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками. Является в церквах романского и готического стилей, обыкновенно на фасаде главного, продольного нефа …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Роза в этнографии литературе и искусстве — занимает видное место в литературе и фольклоре южно и западноевропейских народов. Египет фараонов, древнейшие памятники евреев и ассиро вавилонян не знают еще этого цветка. Родиной Р. считают древний Иран и Закавказье. Оттуда Р. распространилась… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Роза, в этнографии, литературе и искусстве — занимает видное место в литературе и фольклоре южно и западноевропейских народов. Египет фараонов, древнейшие памятники евреев и ассиро вавилонян не знают еще этого цветка. Родиной Р. считают древний Иран и Закавказье. Оттуда Р. распространилась… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Роза (значения) — В Викисловаре есть статья «роза» В Викисловаре есть статья « …   Википедия

  • Роза — I ж. 1. Кустарниковое растение семейства розовых с крупными душистыми цветками красных, розовых, белых или жёлтых тонов и со стеблями, обычно покрытыми шипами. 2. Цветок такого растения. 3. Запах цветка такого растения. 4. Употребляется как… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Роза — I ж. 1. Кустарниковое растение семейства розовых с крупными душистыми цветками красных, розовых, белых или жёлтых тонов и со стеблями, обычно покрытыми шипами. 2. Цветок такого растения. 3. Запах цветка такого растения. 4. Употребляется как… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • РОЗА — в архитектуре круглое окно с кам. переплётом (в виде радиальных лучей, исходящих из центра, или сложного узора из кругов, ромбов и т. д.) в сооружениях романского стиля и гл. обр. готики. Иногда Р. достигают огромных размеров (св. 10 м в… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Шиповник — собачий (Rosa canina) …   Википедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Черная роза, Анатолий Рогов. В книге Анатолия Рогова рассказывается о сегодняшнем дне и истории художественных промыслов в Палехе, Городце, Хохломе и других традиционных центрах. Автор пишет об архитектуре, лубке,… Подробнее  Купить за 160 руб
  • Черная роза, Анатолий Рогов. В книге Анатолия Рогова рассказывается о сегодняшнем дне и истории художественных промыслов в Палехе, Городце, Хохломе и других традиционных центрах. Автор пишет об архитектуре, лубке,… Подробнее  Купить за 150 руб

Витражи Нотр-Дам-де-Пари | Paris10.ru: все про Париж!

Неделю назад значительно пострадал и чуть не погиб в огне мировой памятник архитектуры, собор Парижской Богоматери. Самыми уязвимыми в страшной катастрофе на тот момент казались средневековые витражи Нотр-Дама. Удивительно, но хрупкое стекло, которому почти 800 лет, выдержало жар огня. Крыша над средокрестием проломлена падающим шпилем, но уцелел самый ценный витраж собора — Южная роза дю Миди, сопровождающий «открыточный» вид на Нотр-Дам-де-Пари со стороны Сены. Многие фрагменты розы были подлинными и сохранились с XIII века.

Немногие знают, что на крыше ризницы Нотр-Дама, прямо за каменной вязью, с 2013 года стоят пчелиные ульи. Тысячи насекомых несколько лет подряд собирали нектар в самом центре Парижа. Их домики находились в 30 метрах от эпицентра пожара, и пчелиная семья чудом выжила после катастрофы.

Пчелы в Нотр-Дам

Давайте вспомним историю бесценных творений из стекла и камня и посмотрим по-новому на их красоту.

Как появились витражи в готических храмах

Готической архитектуре предшествовала романская эпоха. Стены храмов в то время были толстые, несущие, на них опиралась вся конструкция здания. Чтобы не ослаблять ее, окна приходилось делать маленькими. В XII веке придумали каркасную основу, состоящую из колонн, стрельчатых арок и внешних «подпорок» — контрфорсов и аркбутанов. Стены уже не служили опорой, их превратили в легкую оболочку, а пространство между каркасом стали заполнять огромными витражными окнами.

Готические витражи

Таким образом, витражи сделались неотъемлемой частью готических соборов, они заменяли настенную живопись и вызывали трепетные эмоции. Словно Святой дух спускался на верующих, проникая волшебным лучом света через цветные стекла…

Средневековое искусство витража

Никогда еще искусство создания сюжетных картин из цветного стекла не достигало такого расцвета, как в готической архитектуре. Их называли «библией для неграмотных» — Священное писание в визуальном воплощении становилось доступным для тысяч прихожан. Впрочем, «читать» витражи тоже надо было уметь, поэтому, прежде всего их назначение — создавать волшебное впечатление и хотя бы в мыслях своих помочь возвыситься над мирским.

Витраж в Нотр-Дам

Технология изготовления витражных картин в Средние века сложна и трудоемка, но настолько совершенна, что стала основой современных техник:

  • Эскиз полотна переносили на деревянную панель.
  • Варили стекло и отливали из него плоский лист. Его разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом.
  • Кусочки укладывали на деревянную заготовку и окрашивали, прорабатывая мельчайшие детали.
  • Затем следовал обжиг, закрепляющий краску на стекле. Его выполняли в несколько последовательных этапов.
  • Фрагменты витража соединяли между собой и фиксировали тонким свинцовым профилем. Начиная с XV века, их начали спаивать.
  • Готовую картину помещали в металлическую раму и устанавливали на место.

Дефекты стекла средневековые мастера умудрялись обращать себе на пользу. Воздушные пузырьки, неравномерная окраска и толщина использовались для подчеркивания фактуры и объемности картины, усиливали игру света.

Витражи Нотр-Дам-де-Пари

Источником дневного света в соборе Парижской богоматери служат 110 витражных окон. Большая часть из них воссоздана заново в ходе реставраций XIX и XX века. Оригинальными, сохранившимися со Средневековья, являются только 3 больших круглых окна над входами — так называемые розы, созданные в XIII веке при Людовике Святом. Архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтрей спроектировали окна-розетки небывалых доселе размеров. Имена мастеров-стекольщиков до нас не дошли.

Витражи Нотр-Дама

Основу розы составляет симметричный переплет из резного камня. Он состоит из центрального венчика и затейливых лепестков, разделенных перемычками. В символике готических сооружений окно-роза олицетворяла цикличность событий и круговорот времени.

Западная роза

Западная роза над главным порталом — старейший витраж собора, его диаметр равен 9,6 м. С внутренней стороны западное окно частично закрывает соборный орган.

Орган Нотр-Дам

Сюжет стеклянных картин над главным входом посвящен человеческой природе Христа. В центре восседает Дева Мария с младенцем на руках. Ее окружает центральный круг лепестков с изображениями королевской лилии. Следующие по порядку медальоны показывают библейских пророков, 12 знаков зодиака и 12 пороков. Внешний круг лепестков содержит 12 добродетелей и 12 времен года — излюбленный сюжет средневековых мастеров, отражающий сезонные крестьянские работы каждого месяца.

Во время Французской революции и последующего забвения многие витражи розы серьезно пострадали, их пришлось переделывать с нуля. Тем не менее, 10 витражных панно считаются подлинными.

Южная роза

Южная Роза Нотр-Дама

Диаметр окна-розы над южным входом — 12,9 м, а если считать всю прямоугольную площадь остекления, то его высота доходит до 19 м. Каменный каркас южной розы укрепили в XIX веке, и сейчас она уже не выглядит настолько тонкой и ажурной, какой была при создании.

Тема южной розы — Новый завет, всего в ней 84 витражных панно, объединенных центральным венчиком. Посередине — Христос с мечом в устах, а вот последующие лепестки перемешались между собой в ходе многочисленных реставраций и несколько потеряли изначальный смысл. 12 апостолов здесь соседствуют со святыми, ангелами, мучениками и мудрыми девами; можно рассмотреть сцены из Нового и Ветхого завета. Нижний фриз с прямоугольными витражами полностью обновлен в XIX веке и изображает 16 ветхозаветных пророков и четырех евангелистов.

Подлинной средневековой работой считается 12 медальонов.

В 2013 году отчеканили памятную медаль, посвященную 850-летию собора Парижской богоматери. На одной стороне медали изображен фасад собора со стороны Сены, а реверс выполнен в виде южного окна-розы. Сейчас новую партию медалей выпускают повторно, а вырученные средства будут направлены на реконструкцию.

Северная роза

Северная Роза Нотр-Дама

Северная роза, выходящая на теневой фасад собора, сохранилась лучше других. Ее размеры совпадают с размерами южной розы, а сюжеты посвящены Ветхому завету и долгому ожиданию Спасителя. В центральном венчике изображена Богоматерь с младенцем; среди прочих персонажей — иудейские цари, патриархи и первосвященники.

Чудеса реставрации

Парижский Нотр-Дам за свою долгую жизнь не раз приходил в упадок, а затем восстанавливался. Совершенствовалось искусство мастеров-витражистов. Во время великой реставрации, которая произошла в XIX веке под началом Виолле-ле-Дюка, ризница собора пополнилась свежими окнами-витражам. Они содержали 18 сцен жизни Святой Женевьевы, покровительницы Парижа.

Совершенно новый ансамбль из 24 высоких окон создал художник Жак де Шевалье в 1966 году взамен утраченных. Более ста лет на их месте стояли простые прозрачные стекла, и вот он — момент истины! Смогут ли современные тона конкурировать с оттенками средневековья и оставаться с ним в гармонии? На удивление, новые витражи успешно интегрировались в архитектуру собора. Некоторые даже путали воссозданные окна с произведениями XIII века.

Будем надеяться, что через несколько лет Нотр-Дам-де-Пари предстанет перед нами во всем своем прежнем великолепии. Ведь, как показывает практика, собор умеет возрождаться!

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Терновый венец — христианская реликвия Нотр-Дам-де-Пари

 

Автор: Ольга Костромичева

Роза (круглое окно) — это… Что такое Роза (круглое окно)?


Роза (круглое окно)
Роза, круглое окно в романских и главным образом готических постройках 12≈15 вв., имеющее каменный переплёт в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка. ═ Р. назывались также аналогичного вида декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий. ═ Лит.: Dow Н. J., The rose-window, «Journal of the Warburg and Courtauld Institutes», 1957, v. 20, № 3≈4, p. 248≈97.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Рожье Шарль Латур
  • Роза (раст. сем. розоцветных)

Смотреть что такое «Роза (круглое окно)» в других словарях:

  • Роза —         круглое окно в романских и готических постройках XII XV вв. с каменным переплётом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка. Розой называется также аналогичный декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических… …   Художественная энциклопедия

  • РОЗА — круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в центре фасада романских и готических построек 12 15 вв …   Большой Энциклопедический словарь

  • Роза —    круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в центре фасада романских и готических построек 12 15 вв.    * * *    тип круглого окна.    (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)    * * *    Большое круглое окно со сложным …   Архитектурный словарь

  • РОЗА (в архитектуре) — РОЗА, круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в центре фасада романских и готических построек 12 15 вв …   Энциклопедический словарь

  • Роза — круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в центре фасада романских и готических построек 12 15 вв. Источник: Архитектурный словарь …   Строительный словарь

  • роза — ы; ж. [лат. rosa] 1. Декоративный кустарник с крупными ароматными цветками разнообразной окраски и со стеблями, покрытыми шипами; цветки этого растения. Алая, белая, чайная р. Букет роз. Чей л. путь усыпан розами (о том, чья жизнь легка,… …   Энциклопедический словарь

  • Роза (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Роза (значения). Роза в Страсбургском соборе …   Википедия

  • Роза (значения) — В Викисловаре есть статья «роза» В Викисловаре есть статья « …   Википедия

  • Окно — У этого термина существуют и другие значения, см. Окно (значения). Окно  вид снаружи Окно (окóнный проём) или витраж  специально задуманная в конструкции здания архитектурная деталь строительства: проём в стене, служащий …   Википедия

  • Роза — I Роза (Rosa)         Сальваторе (Сальватор) (20.6. или 21.7.1615, Аренелла, Кампания, 15.3.1673, Рим), итальянский живописец, гравёр и поэт. Работал в Неаполе, Флоренции и Риме. Творчество Р., проникнутое элементами своеобразного романтического… …   Большая советская энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *