Нюанс в архитектуре – Принципы нюанса и контраста в решении реконструкции историко-архитектурных градостроительных объектов.

Тождество, контраста, нюанса в архитектуре

Тождество, контраста, нюанса в архитектуре

Контраст – это максимальное изменение качеств изобразительных средств, нюанс – минимальное, то тождество – повторение этих качеств. Для того чтобы контраст или нюанс «заработал» как средство гармонизации, нужно составить ему пару – тогда появится возможность для сравнения. Например, контраст большого и малого элемента, круглого и квадратного, черного и белого, зеленого и красного, гладкого и шероховатого и т. д. Как только появилось это сравнение, появилось и соотношение количества белого и черного, зеленого и красного, малого и большого. Поэтому в создании гармоничной композиции очень важен момент соотношения. Характеризуя одно произведение, мы говорим, что в нем основную композиционную задачу выполнил контраст тона, в другом же художественный образ может быть решен за счет богатства колорита, его нюансной проработанности.

Ш. де Терн. Дворцово-парковый ансамбль в усадьбе Архангельское. Конец XVIII в.

Создавая дворцовые ансамбли и добиваясь композиционного единства произведений искусства и окружающей среды, архитекторы не могли обойтись без этих средств.

На примере усадьбы Архангельское рассмотрим применение контраста, нюанса и тождества как средств для создания гармоничной композиции. Проанализируем композицию архитектурного ансамбля. Сам дворец, его объемно-пространственное построение, в основе которого лежит симметрия, контрастирует с лесным массивом. Но автор ввел нюанс, подчиняя существующей пластике ландшафта основную композиционную идею всего ансамбля, и тем самым создал композиционное единство. От реки постепенно начинают нарастать высоты малых архитектурных форм, подчиняясь подъему берега и заканчиваясь центральным объемом дворца. Можно проследить и другое движение – доминирующий цельновоспринимаемый объем дворца переходит в колоннады, как бы растворяясь в стволах деревьев. Это нюанс. Однако архитектурный объем явно контрастирует своей цельностью, колористическим и фактурным решением с природой. Но в то же время автором были найдены удачные нюансные отношения и даже применено тождество. В частности, колоннада, образующая два крыла и организующая внутренний дворик, балюстрада, ступени, вазоны, скульптура – то есть малые архитектурные формы, связанные одновременно и с дворцом, и с окружающей природой.

 

Ш. де Герн. Стена нижней террасы в усадьбе Архангельское. Конец XVIII в.

Из приведенного выше примера можно сделать несколько выводов.

Вывод первый. Контраст, нюанс, тождество – это композиционные средства, помогающие организовать уравновешенную, единую и соподчиненную композицию. То есть композицию, гармоничную во всех отношениях.

Вывод второй. Контраст, нюанс, тождество – это средства, которые дают возможность создавать художественные образы. В зависимости от доминирования одного средства над другим возникают различные ассоциации и художественные образы, создается эмоциональный настрой всего произведения.

Вывод третий. Контраст и нюанс – взаимодополняющие средства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Гармония – это сочетание противоположностей, их равновесие.

26. Что такое контраст и нюанс в архитектуре?

Контраст – это противопоставление, резко выраженное различие свойств. Низкое может противопоставляться высокому, легкое тяжелому, светлое – темному, сложное – простому и т. д. Противопоставление двух начал в композиции делает форму заметной и выделяет ее среди других. Контрастные отношения раскрываются сразу, и в зависимости от умения использовать это средство они вызывают соответствующую реакцию восприятия.

Нюанс предполагает небольшое различие свойств. Обычно он применяется для дополнения контраста. Это средство композиции относится к области художественного осмысления формы, материала, цвета и в значительной мере зависит от индивидуальности художника конструктора.

27. Назовите контрастную и нюансную закономерности в архитектуре и дайте примеры их использования

Использование контраста как средства композиции имеет свои особенности. В одних случаях применение его предопределяет сама конструкция. В других, если этих объективных условий нет, контраст может привлекаться искусственно. Использование контраста активизирует форму, но еще не гарантирует гармонии. Роль контраста в композиции различных изделий неодинакова. В тех случаях, когда контраст обусловлен объективно, он может стать главным средством организации формы. Если же применение его необязательно, он привлекается лишь как вспомогательное средство.

Использование нюанса обычно обусловливается наличием контраста и необходимостью его смягчения. Нюанс как средство композиции особенно важен при конструировании изделий бытового назначения. Велика его роль при работе над композицией малых форм. Необходим нюанс и при проектировании крупных технических изделий. Нюанс является самым тонким из всех средств композиции, использование его требует от художника-конструктора высокой квалификации.

28. Что такое архитектурный орнамент, монументальная живопись, декоративная скульптура как средство архитектурной композиции?

Орнамент – ритмично повторяющийся рисунок, основанный на симметричной композиции его элементов и выражаемый линией, цветом или рельефом.

Монументальная живопись – разновидность монументального искусства, живопись (вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок поверхность) на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.

Монументально-декоративная: скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается, прежде всего, в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками.

29. Что такое цвет как средство архитектурной композиции?

Цвет в архитектурных композициях – свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

Access to the site is allowed only for human.

Вы используете прокси или другую странную штуку.
Подтвердите что вы человек.
Отвечать нужно быстро

You are using a proxy or other strange thing.
Confirm that you are a person.

12. Тождество, нюанс и контраст

Понятие тождества, нюанса и контраста. Слова контр­аст и нюанс не являются специфи­ческими архитектурными термина­ми, они общезначимы и применя­ются тогда, когда нужно опреде­лить степень различия между ка­кими-либо предметами или явлени­ями1.Исходным состоянием при от­счете различия является состояние полного сходства, совпадения, оди­наковости, идентичности, т.е. тож­дества. Обозначение меры разли­чия .между формами, величинами или цветовыми тонами с помощью понятий контрастности и нюансно- сти принято в тех областях челове­ческой деятельности, где основную роль в оценке явлений действитель­ности играет живое восприятие, не­посредственная реакция человека, в искусстве в первую очередь.

Контрастным считают такое отно­шение между сравниваемыми объ­ектами, в которых явно преоблада-, ет различие, нюансным — когда явно преобладает сходство при не­значительном различии.

Тождество, нюанс и контраст так же, как и масштабность, явля­ются категориями архитектурной композиции и в то же время ее средствами, с помощью которых ре­шаются многие композиционные задачи.

Контраст (франц. contraste) — противо­положность в каком-либо отношении. Нюанс (франц. nuance) — оттенок, тонкое различие в чем-либо (По словарю Ушакова).

венных изменений в различии форм и перехода их в новое качест­во. Это относится в одинаковой ме­ре к простым объектам и сложным, например, к элементарным геомет­рическим фигурам и к трехмерным объектам. На рис. 118- можно про­следить процесс нарастания количе­ственных изменений в форме и ка­чественное перерождение характера различия между формами в резуль­тате изменения величины и разви­тия по вертикали.

Тождество, нюанс и контраст как композиционные средства иг­рают формирующую, регулирую­щую роль в создании целостной ар­хитектурной композиции, опреде­ляя меру отношений между други­ми средствами композиции. Воз­можности проявления этих трех ти­пов отношений достаточно

широки и используются главным образом для упорядочения пространствен­ной структуры архитектурной фор­мы, часто решающим образом из­меняя ее облик, что и составляет основу вариантного проектирова­ния — поиска оптимальных реше­ний. Контрастно-нюансные отноше­ния определяют взаимодействие между композицией и окружаю­щим пространством (или формой и фоном), между двумя или несколь­кими композициями, между частя­ми одной и той же композиции, между композицией и ее деталями. Тождество, нюанс и контраст при­сутствуют в каждом объекте архи­тектуры, однако заметно проявля­ются в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает рольведущего отношения в структуре формы.

Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы. Нюансные различия между размерностью отдельных элементов и в интервале между ними служат основой построения ритмических рядов, в том случае, если эти различия нарастают или убывают равномерно. Этот процесс можно проследить на примере одной из работ голландского художника-гра- фика Маурица Корнелиса Эсхера — композиции, названной им ’’Небо и вода”, в которой еле заметные из­менения величины и формы изо­бражений, направленно возрастая, приводят к полному преображению вида и смысла фигур, показанных на композиции

’’Рождение” ритмического ряда в результате нюансных изменений, происходящих в его элементах, хо­рошо заметно в рисунке одной из разновидностей сложных спиралей. Более простым способом обнаруже­ния является рассматривание любо­го метрического ряда (колоннады или шеренги фонарных столбов) в перспективе. Более близкими к ар­хитектуре и весьма выразительны­ми примерами возникновения и

I. 3. Средства архитектурной композиции

Предыдущий раздел был посвящен свойствам объемно-пространственных форм. В этом разделе приводятся элементарные сведения о принципах эстетической организации этих форм (и их свойств) в единую систему. Эти принципы носят названия «средств композиции». Средства композиции, создающие систему композиционных отношений между элементами, призваны обеспечить «целостность композиции» — т. е. восприятие ее как единого целого, состоящего из согласованных между собой по определенным правилам частей. К средствам композиции относятся:

— группировка;

— тождество, контраст и нюанс;

— симметрия, дисимметрия, асимметрия

и антисимметрия;

— ритм и метр;

— пропорции;

— масштаб и масштабность;

— архитектоника.

Однако средства композиции опираются на ряд более простых пространственных операций, которые мы будем называть «Базовыми операциями формообразования». Основные сведения об этих операциях приведены в одном из нижеследующих разделах. Но прежде необходимо рассмотреть два противоположных по смыслу основных принципа работы с объемно-пространственными формами, которые мы будем называть «конструктивным» и «деструктивным».

«Конструктивный» и «деструктивный» принципы работы с объемно-пространственными формами

Исходная ситуация композиционной работы в пространстве может рассматриваться в двух основных вариантах:

— наличие нескольких исходных элементов;

— наличие одного исходного элемента.

В зависимости от исходных условий и следует выбирать способы начала работы.

В первом случае мы имеем дело с заданным некими внешними условиями существующим наборе (или, возможно, мы сами по некоторым условиям создали этот набор). Тогда работа по организации ОПК состоит в расположении этих элементов в заданном пространстве, в соответствии с композиционной идеей. В подобном случае мы будем говорить о «конструктивном» подходе к композиции (см. рис. I.3). Введеный нами термин не следует смешивать с архитектурным течением «конструктивизм», поскольку эти понятия не вполне совпадают.

«Деструктивный» подход (не путать с «деконструктивизмом») противоположен предыдущему. Он связан с разделением исходного элемента на части (поэтому данный метод иногда именуют «членением»). Далее эти части могут быть сохранены, частично удалены, смещены, развернуты и т.п. (см. рис. 7-а и 11). Родоначальником такого подхода, по всей видимости, следует считать советского архитектора К. С. Мельникова,

впервые применившего его при создании композиции «Молния Перуна». Впоследствии к этому способу не раз

Рис.I.3. Пример «конструктивного подхода» -композиция «сложена» из различных элементов (проект жилого дома, арх. П. Эйзенман).

обращались западные архитекторы. В частности, Й. Утцон утверждал, что работа над проектом сиднейской оперы началась с мысленного разрезания апельсина и сдвижки его ломтиков (в ходе работы над проектом эта идея заметно трансформировалась – см. рис. I.4.). К настоящему времени оба эти подхода вошли в общепринятый арсенал формотворческих приемов современной архитектуры, в котором существуют на равных.

Рис. I.4. «Деструктивный подход» в композиции: оперный театр в Сиднее, арх. Й.Утцон, и супермаркет «Бэст», арх.фирма «Сайт», Таусон, шт. Мериленд, США.

1.7. Тождество, контраст, нюанс

Пропорциональность и масштабность определяются соотношениями отдельных частей композиции, но говоря о соотношениях, необходимо учитывать такие категории, как тождество, контраст и нюанс.

Тождество– отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи, составляющие стену, бревна, из которых сложена изба. Тождественные элементы композиции часто создают множество, образуют фон.

Контраст– резкое отличие элементов композиции – мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, выражает энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты – показатель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; использование контрастных решений в интерьере офиса способствует переключению внимания при рутинной работе; на контрастном фоне текст заметнее. Контраст – проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противоположностей, он подчеркивается не только формой, цветом, текстурой, но и общей идеей, сюжетом композиции.

Из контрастных форм можно создавать единый образ, главное, чтобы зрительно не разрушалась общая композиция.

Важную роль в композиции играет нюанс, сущность которого составляет плавный переход характеристик. Нюанс – такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначительные различия. В нюансе нет четко выраженных противоречий, он играет роль оттенка, помогая избежать монотонности.

1.8. Ритм

Ритм– закономерное чередование или изменение элементов, свойств, явлений во времени и пространстве. Ритм – элемент самой жизни: дыхание, пластика тела, чередование дня и ночи. Определенный ритм создает напряжение дизайнерской работы и в то же время упрощает видение. Он связывает отдельные линии, плоскости, формы, управляет движением взгляда зрителя по объекту или изображению, помогает целостному восприятию группы объектов.

Ритму подчинен порядок, вязь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться. Три-четыре повтор настраивают ритм, создают эффект ожидания.

Ритм может быть явным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы дома, геометрический орнамент) или приглушенным, скрытым (горная цепь, складки одежды, поворот голов людей, стоящих группой).

В изобразительном искусстве ритм редко бывает математически правильным, пожалуй, только тогда, кода вся композиция должна передавать ощущение стабильности, четкости, строгости. В этом случае ритм является главным средством выразительности. Как правило, ритм в графическом дизайне более сложный, он придает особую выразительность, “многомерность”, внутреннюю динамичность композиции.

Ритм определяет не только размерность, но и направление композиции. Ритмическое развитие может идти по горизонтали или по вертикали, по квадрату, кругу, по плавной кривой. Интересные результаты дает ритмическое движение по радиусам, по спирали, по сетке – решений множество, но если к основному направлению добавить деталь, расположенную под другим углом, – строй рушится, композиция разваливается.

Метр– повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков. Это частный случай ритма. Визуальный метрический ряд характеризуется тем, что элементы размещаются через равные интервалы. С его помощью достигается строгость и уравновешенность. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее более четкой и ясной, но при большой протяженности формы метрический ряд может выглядеть монотонным. Примером метрического ряда служит линейный орнамент из простых элементов.

Наиболее характерные приемы построения ритма:

  • изменение величин, составляющих ряд (нарастающие и убывающие ряды). Ритм определятся изменением формы;

  • изменение интервалов между элементами (сужающиеся или расширяющиеся ряды). Ритм замедляется или ускоряется.

Ритму могут быть подчинены не только изменения форм, но и цвет, пластика и другие изобразительные свойства. Различные свойства могут меняться параллельно (например, одновременное возрастание величины и яркости элементов) или встречно (когда величина объектов взрастает, а яркость падает). При параллельном развитии различных свойств ритм композиции подчеркнуто активный, стремительный, при встречном изменении – более сложный для восприятия.

В любом случае, композиция не должна быть монотонной, скучной, поэтому тождество метрических рядов может нарушаться нюансом или контрастом. Контраст может выражаться в форме, цвете, тоне. Пользоваться этими средствами нужно осторожно: слишком сильный контраст разрушает форму.

Ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься. В архитектуре Древней Греции для этого сокращали расстояние между крайними колоннами сторон перистиля или периптера. Такой прием помогал воспринимать громоздкое архитектурное сооружение более компактным, здание “не расползалось”. Для остановки ритма можно использовать необычное решение крайних элементов.

Казахская головная архитектурно-строительная академия колледж

Дисциплина: «Архитектурная композиция »

Отделение: Архитектура

Кредиты – 1 (лекционные – 1)

Кафедра: ОАП

Лекция №6 Тождество, нюанс и контраст — 1 час

Семестр: первый

Преподаватель: Балыкбаев Байжан Тулеуханович

Академический год: 2010-2011 уч. год

Конспект лекционных занятий

Тема лекции № 6: Тождество, нюанс и контраст

Понятие тождества, нюанса и контраста. Слова контраст и нюанс не являются специфическими архитектурными терминами, они общезначимы и применяются тогда, когда нужно определить степень различия между какими-либо предметами или явлениями. Контраст (франц. сontrastе) – противоположность в каком-либо отношении. Нюанс (франц. nuance) — оттенок, тонкое различие в чем-либо. Исходным состоянием при отсчете различия является состояние полного сходства, совпадения, одинаковости, идентичности, т.е. тождества.

Контрастным считают такое отношение между сравниваемыми объектами, в которых явно преобладает различие, нюансным – когда явно преобладает сходство при незначительном различии.

Тождество, нюанс и контраст так же, как и масштабность, являются категориями архитектурной композиции и в тоже время ее средствами, с помощью которых решаются многие композиционные задачи. Они играют формирующую и регулирующую роль в создании целостной архитектурной композиции, определяя меру отношений между другими средствами композиции.

Тождество, нюанс и контраст присутствуют в каждом объекте архитектуры, однако заметно проявляются в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает роль ведущего отношения в структуре формы.

Тождество как принцип полного сходства элементов в архитектурной композиции. Принцип тождества является самым древним законом взаимодействия элементов, из которых когда-либо возводились обитаемые сооружения. Тождественные (практически) элементы в виде стволов деревьев издавна служили материалом для ограждения обитаемых пространств разного рода. Тождественны по форме и величине блоки из естественного искусственного камня, а также кирпичи.

Однако какова роль тождества в построении композиционно целостной архитектурной формы? В некоторых странах этот принцип, на основе которого построены размерные модули, является существенной частью национальной культуры. Вспомним татами — японское жилище построено по этому принципу. Тем не менее, тождество в построении композиции играет лишь определенную роль и имеет определенные ограниченные возможности. Поэтому формы, построенные на основе повторяющихся элементов, как правило, содержат дополнения, включения, отличающиеся от основного материала, фона или закономерности.

Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы. Нюансные различия между размерностью отдельных элементов и в интервале между ними служат основой построения ритмических рядов, в том случае, если эти различия нарастают или убывают равномерно. Простой способ обнаружения «рождения» ритмического ряда является рассматривание любого метрического ряда (колоннады или шеренги фонарных столбов) в перспективе. Нюанс как количественное отношение величин служит мерой в формировании целостной архитектурной формы и участвует в сложной совместной «работе» всех средств архитектурной композиции, формирующих все состояния формы: легкость и тяжесть, массивность и пространственность и т. п.

Следует, однако, заметить, что в ряде случаев к нюансным различиям в форме нужно относиться внимательно и избегать их в работе, считая прямыми ошибками. К ошибкам такого рода относятся так называемые «плохие углы» — тупые или острые по отношению к прямому, но оцениваемые глазом как уродливый, искаженный, неполноценный прямой угол. Отклонение вертикальной линии от строгой вертикали или горизонтальной – от горизонтали в незначительной степени, даже в весьма малой, остро воспринимается глазом как некий беспорядок и связано с ведущей ролью вертикали и горизонтали как направлений, определяющих ориентацию человека в пространстве.

Вряд ли можно считать нюансные различные достаточной основой для построения целостной композиции, но это возможно осуществить, если поставить целью создание спокойной уравновешенной формы, лишенной, однако, почти всякой динамичности, но тем не менее гармоничной.

Контраст как проявление различий в свойствах объемно-пространственных форм. Применение такого композиционного средства, как контраст, является одним из основных путей в процессе поиска выразительной и динамичной архитектурной формы. Трудности, возникшие при попытке построения целостной композиции с помощью лишь нюансных различий в форме и ее элементах, объясняются главным образом тем, что в восприятии человека быстрее и активнее фиксируются элементы окружения, выделяющиеся среди остальных своей величиной, геометрической формой или положением в пространстве. Именно поэтому представление о контрасте в архитектурной композиции связывается прежде всего с акцентными узлами, доминантами, а также элементами, играющими в композиции особую роль, а поэтому требующими специальных срдств для выявления этой роли и обеспечивающих повышенную информативность.

Принцип контрастного различия может быть использован в сопоставлении формы с окружающим пространством. Степень взаимодействия доминантного элемента композиции со средой, в которую он включен, может изменяться и в пределах контрастной характеристики. Арсенал возможностей контрастных противопоставлений практически неисчерпаем. Некоторые примеры контрастов в объемно-пространственной композиции необходимо дополнить нюансировкой, без которой они оказываются резкими, грубыми. Если форма, лишенная контраста, маловыразительна, то форма, не дополненная тонкими нюансными отношениями, неизбежно окажется грубой. Так мощная колоннада, подчеркнутая сильными тенями, лежащими в глубине, гармонично дополняются тонкой пластикой изящного фриза, игрой рефлексов и сложных теней ее капителей. Всегда следует помнить о мере контрастности сравниваемых элементов – слишком сильный контраст способен разрушить форму. Может быть прав был Гераклит Эфесский, утверждавший, что скрытая гармония сильнее явной?

Контрольные вопросы:

1. Какова основная роль контраста, нюанса и тождества как средств формирования целостной композиции в архитектуре?

2. К каким ошибкам может привести недооценка знания особенностей использования этих средств архитектурной композиции?

3. Может ли быть достигнута требуемая степень выразительности архитектурной формы с помощью нюансных или тождественных отношений между ее элементами?

Глоссарий

русский

казахский

английский

1.

тождество

тепе-теңдік

identity

2.

нюанс

әр түрлі өзгеріс

nuance

3.

контраст

қарама-қарсылық

contrast

4.

образ

бейне

image

Задание на СРС:

Изучить рекомендованную литературу в библиотеке КазГАСА по теме лекции.

Написать конспект [1.1 с.91-103; 1.2 с.58-60; 2.1 с. 109-110; 2.2 с.118-125].

Литература:

1. Основная

1. Объемно-пространственная композиция. Под редакцией А.В. Степанова М.: Архитектура, 2004

2. Основы архитектурной композиции. Иконников А.В. Степанов Г.П. М.: Искусство, 1971

2. Дополнительная

1. Архитектурная композиция. Араухо И. М.: Высшая школа, 1982

2. Теория композиции в советской архитектуре. Кириллова Л. И. М.: Стройиздат, 1986

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *