Неоклассицизм это – что это такое, неоклассицизм в архитектуре, живописи, музыке, сталинский стиль

Содержание

Неоклассицизм

Неоклассицизм – это эстетическое направление в искусстве и архитектуре, которое господствовало в Европе в конце XVIII – начале XIX века, и которому  присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения иликлассицизма.

Общая характеристика стиля Неоклассицизм
Неоклассицизм, как эстетическое направление и архитектурный стиль, определяется обращением к античности, которое им было воспринято от предшествующего ему классицизма. Одним словом, неоклассицизм – это современное по тем временам завершение классицизма.
Отличительными чертами неоклассицизма являются изящность, легкость, а также прямолинейность. Неоклассицизм – это антитеза стилю модерн, который был слишком насыщен декоративными элементами.

Основные черты стиля  Неоклассицизм:

  • изящность, легкость, прямолинейность;
  • опора на классику и античную ордерную систему;
  • строгость пропорций, минимум декора, стремление к утонченной цветовой гамме;
  • внедрение в архитектуру и декор египетских мотивов;
  • соблюдение классических пропорций, стремление к уюту и гармонии;
  • лёгкая, изящная мебель;
  • цветовая гамма: светлые нежные оттенки: золотой, голубой, бежевый, коричневый;
  • благородный, но не чрезмерный декор;
  • уход от консервативности классицизма.

История стиля Неоклассицизм

Неоклассицизм – направление Европейского искусства конца 18 – начала 19 века

Возник во второй половине XVIII века. Пришел на смену Рококо. Опора на строгость пропорций, минимум декора, стремление к утонченной цветовой гамме. Имел продолжение в начале XIX века в стиле Ампир, возникшем по объективным историческим причинам, отметающим все чрезмерно роскошное, излишнее украшательство, поддерживая свежие либеральные веяния и предвосхищая создание новой империи Наполеона. Совпал по времени с походом в Египет и характерен широким внедрением в архитектуру и декор египетских мотивов.

Наиболее выдающимися архитекторами неоклассицизма в Британии были Роберт Адам, Джон Нэш и Джон Соун. Хотя их работы и напоминали здания, строившиеся в Хельсинки, Санкт-Петербурге, Берлине, Париже и Риме, эти мастера прославились своим необычным и оригинальным подходом. Роберт Адам (1728–92) был одним из пионеров неоклассицизма в Великобритании, искавшим вдохновение в древних архитектурных ансамблях Рима, Помпей и Этрурии. Он занимался отделкой и дизайном интерьеров, привнося в них лёгкость и изящество. Адам уделял внимание каждой детали интерьера, от отделки потолка, каминов, дверей и даже дверных ручек до цвета стен и узора ковров. Он был не только архитектором, но и одним из первых интерьерных дизайнеров.

Один из первых архитекторов неоклассицизма во Франции был Клод Никола Леду (1736–1806), чьи работы, хотя и созданы под влиянием античности, были модернистскими в своём упрощении структуры. Подобный подход просматривается во многих зданиях неоклассицизма, построенных во Франции после того, как жизнь в стране вошла в спокойное русло после революции 1789 г.

В Германии самым знаменитым зодчим неоклассицизма считается Карл Фридрих Шинкель (1781 -1841), советник прусского короля по архитектуре. Свободные от излишних украшений, его здания, выполненные в греческом стиле, представляют собой творческую интерпретацию классицизма и функционально соответствуют поставленным перед архитектором задачам. Два типичных здания Шинкеля в Берлине — Новая караульня (1816) и Старый музей (1823–30).
Во Франции в рамках Неоклассицизма возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии – стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.

Особенности стиля Неоклассицизм

Хоть стиль неоклассицизм был создан на основе классицизма, он все-таки имеет ряд отличий от своего предшественника. Итак, отличительными чертами неоклассицизма являются изящность, легкость, а также прямолинейность. Следует также отметить, что неоклассицизм – это антитеза стилю модерн, который был слишком насыщен декоративными элементами и выглядел роскошно, но чуть вычурно. Классика – это опора нового стиля, получившего название неоклассицизм. А также неоклассицизм опирался на античную ордерную систему и в нем видно строгое соблюдение древнейшего правила, по которому, следует отметить, были построены египетские пирамиды, золотого сечения.

Для него присуще обращение к античности, с его легкими, изящными прямыми линиями.  Характерные украшения – листья, раковины, архитектурные фронтоны.
Мебель в неоклассицизме лёгкая, изящная и с прямыми линиями. Для мебели очень характерны прямые формы, чуть зауженные к низу ножки. Отличительной чертой мебели, выполненной в стиле неоклассицизм, является легкость, великолепно сочетающаяся с нежными тонами и создающая гармоничную картину со всем декором комнаты. Следует отметить, что при наполнении помещений, выполненных в стиле неоклассицизм, выбирается только самое необходимое из мебели. Благодаря этому, не создается ощущения громоздкости и массивности, а, наоборот, помещение наполняется легкостью, утонченностью и атмосферой тепла и уюта. Следует отметить, что кажущаяся недостаточность предметов интерьера компенсируется их высокой функциональностью. Кроме того, все предметы интерьера легки при эксплуатации. Наиболее часто используемые предметы мебели в стиле неоклассицизм – это маленькие журнальные столики, кресла, диваны, буфеты со стеклянными и зеркальными витражами.  Великолепно вписываются в дизайн интерьера секретеры или бюро-цилиндры. Изготавливалась мебель из ценных пород дерева светлых тонов, лучше всего – благородное красное дерево с фарфоровыми вставками.

Неоклассицизм – это торжественность и роскошь, а посредством стеклянных и зеркальных витражей создается визуальное ощущение величия и расширения пространства помещения. В интерьере почти всегда присутствуют огромные зеркала арочной формы, украшенные позолотой в виде цветочных гирлянд. Высокие зеркала, начинающиеся практически от пола, создавали иллюзию лабиринта, учитывая также и то, что в них отражались изысканное убранство комнат. При наполнении помещений мастера данного стиля старались отойти от массивного, перенасыщенного оформления предметов интерьера, стремясь отразить все те же античные формы, но более легко и непринужденно, порой просто в двухмерном виде или в слабовыраженном (неглубоком) рельефе, что придавало интерьеру в целом утонченный, изысканный вид.

Стены в неоклассицизме либо окрашивались в пастельные тона, либо оклеивались обоями со строгим классическим рисунком. Интересно также использование ткани для отделки стен – в моде была отделка с драпировкой на манер римских и греческих одежд. Зеркальные и стеклянные витражи создают зрительное расширение пространства, роскошного и торжественного.

Напольным покрытием в стиле неоклассицизм служит паркет из натурального дерева, создающий еще большее ощущение тепла, уюта и комфорта. Как и в стиле Ампир, паркет в стиле неоклассицизма – это не просто некое напольное покрытие, а настоящее произведение искусства. В нем используются редкие породы дерева. Это, прежде всего, дуб, палисандр, эбеновое дерево, красное дерево и многие другие. Их везли издалека. Допускался ковер на полу в качестве украшения.

Лепнина служит декором высокого потолка, переносящая посетителей этого помещения на несколько столетий назад в роскошные залы дворцов, в которых проходили императорские приемы и балы.
В цветовой гамме неоклассицизма преобладают светлые нежные оттенки: золотой, голубой, бежевый, коричневый.  Для украшения углов, ручек, замков используется изящная бронзовая отделка. Широко используется древесина, предпочтительно красное дерево с фарфоровыми вставками.

В дизайне штор стиля неоклассицизм основной деталью считается полукруглый ламбрекен, задрапированный складками, в сочетании с жабо (двумя выкроенными по косой кусками ткани со скошенными или ступенчатым нижним краем). Шторы шьют из тяжелых плотных шелковых тканей прямоугольной формы. Карнизы украшают строгой резьбой.

Небольшие бронзовые скульптуры в качестве украшения – также примета неоклассицизма. Бронзовые изделия часто золотили, и их блеск перекликался с тусклым сиянием позолоченных рам, развешенных по стенам картины. Живопись предпочтительнее на античные и прочие монументальные сюжеты, например сцены сражений.
Поскольку античность открыла для нас такой материал, как мрамор, неоклассицизм тоже приветствует этот материал в интерьере. Конечно, не в виде мраморных колонн, как в древнегреческих храмах (хотя это скорее вопрос имеющегося пространства), а, скажем, мраморной скульптуры. Совершенно роскошный вариант – создание мраморного камина в гостиной, украшенного позолоченными фигурками из бронзы или каминными часами.

А завершением всего интерьера в стиле неоклассицизм являются превосходные торшеры с великолепными абажурами. Следует отметить, что абажуры выполняются из великолепной ткани нежных пастельных цветов, благодаря чему помещение наполняется атмосферой тепла, уюта и благородной роскоши. Люстры для помещений в стиле неоклассицизм наиболее часто выполняются из хрусталя. Такие люстры создают ощущение торжественности и величия. А все вместе взятые предметы – это превосходный ансамбль, наполняющий помещение атмосферой тепла, уюта, благородной роскоши, превосходства, великолепия и торжественности.

В интерьере в стиле неоклассицизм соблюдены все классические пропорции – мебель располагается вдоль стен, центр комнаты занимает приметная деталь, будь то журнальный столик или деревянная подставка для цветов. Любые растения удачно сочетаются с таким дизайном интерьера.

В орнаменталистике неоклассицизма завиток снова становится мощным и развитым. Присущий барокко и рококо гребень исчезает, зато активно применяются различные скульптурные формы – акантовые листья, пальметы, лавровые венки, различные литые розетки и рельефы. Завиток вполне активно участвует в композиции рисунка, но замысловатость соединений, присущая ренессансу, барокко и рококо – отсутствует. Завиток иногда становится прямоугольным – созвучно меандру, а иногда меандр становится округлым, состоящим из ряда завитков – созвучно другим завиткам композиции. Рисунок неоклассицизма отличается четкостью и относительной простотой геометрии, наличием хорошей амплитуды толщин элементов, т. е. сочетания активных толстых и изящных тонких линий, включением в композицию большого количества рельефных скульптурных форм. Военная атрибутика почти не встречается. Постепенно тенденция развития простоты рисунка и ясности геометрических линий приводит к появлению ампира.

Заключение
Неоклассицизм – ностальгический взгляд в сторону классических, античных форм в архитектуре и дизайне – ставший популярным в 20 веке архитектурный стиль, который не теряет своей актуальности и в 21 веке. Неоклассика удобно ложится на традиционные квартиры в «старом фонде» или новые, современные апартаменты и дома, с высокими потолками, комнатами внушительных размеров и нередко широкими лестницами. В такое пространство прекрасно вписываются интерьеры в стиле неоклассицизма с их стремлением подчеркнуть достоинства классической, античной архитектуры – чистые линии, симметрия, простые формы, сдержанная геометрия, благородный, но не чрезмерный декор. В то же время, неоклассицизм – стремление использовать современные элементы и предметы интерьера, уход от пыльной консервативности классицизма.

Неоклассика в архитектуре и дизайне близка любителям минимализма и светлых пространств.

источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Неоклассицизм — это… Что такое Неоклассицизм?

Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и первой четверти XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.[1]

Неоклассицизм в архитектуре

Путаница в терминах. Классицизм и неоклассицизм

Путаница возникла из-за того, что во Франции классицизмом называют стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV). Под неоклассицизмом же понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI) — то, что в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом, период (1762—1840). Неоклассицизмом же в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века, «отличавшийся от „старого доброго“ русского классицизма и материалами (не белые оштукатуренные колонны, а естественный камень), и подчёркнуто выразительной прорисовкой классических форм и деталей, а иногда сокращением деталей и смешением классических и ренессансных мотивов».[2]

Аналоги неоклассицизма в зарубежной практике — американский ренессанс и колониальное возрождение в США (1876—1914).

Кризис стиля модерн

В конце XIX века сформировался новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Но он не смог утолить назревшую потребность в большом монументальном стиле. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии.

Параллельно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала ХХ в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. «Открытие» заново ценностей классицистического зодчества ускорило разочарование в архитектурных новациях и закат «мимолетного» стиля. Неоклассицизм и «неорусский стиль» сначала повлияли на лексикон модерна, а после 1910 г. оттеснили его на дальний план.

Новый взгляд на архитектуру старого Петербурга

Еще в начале 1900-х гг. художник и критик Александр Бенуа одним из первых заговорил о неповторимой красоте старого Петербурга. Его статьи словно открыли глаза современникам, сумевшим по достоинству оценить преданное было забвению классицистическое наследие. С этого момента и начал своё восхождение неоклассицизм.

Это движение охватывало обе российские столицы, а потом и провинцию. Естественно, неоклассицизм имел близкие параллели в европейской архитектуре того времени. И всё же это явление было специфически петербургским. Сторонники его исходили из собственных традиций, апеллируя к «золотому веку» зодчества невской столицы. В отличие от модерна и большинства неостилей XIX в., это было возвращение к своим корням. Поэтому неоклассицизм правомочно назвать петербургским возрождением, олицетворявшим историческую причастность города к общеевропейской классической культуре.

Ретроспективисты

Ретроспективное направление опиралось прежде всего на русский классицизм и ампир, отчасти — барокко. Изначально оно ориентировалось на конкретный контекст классицистических ансамблей (постройки В. Ф. Свиньина и Е. С. Воротилова). Юбилейные торжества к 200-летию Петербурга пробудили общий интерес к его ранней истории и содействовали появлению необарочного течения (А. И. Дмитриев, Л. А. Ильин, Н. Е. Лансере). Лидером неоклассицизма выдвинулся И. А. Фомин — страстный приверженец русского зодчества конца XVIII — начала XIX в. Затем сторонники традиционалистского пути стали всё чаще обращаться к первоисточникам русского классицизма — итальянскому ренессансу и в особенности — палладианству. Ведущими представителями неоренессансного направления выступали В. А. Щуко, А. Е. Белогруд, М. М. Перетяткович, М. С. Лялевич.

В идеале ретроспективисты стремились к полной реконструкции исторического стиля, даже к иллюзии старины. На практике мотивы ретростилей, как правило, наслаивались на современные функционально-планировочные структуры, и приобретали явный оттенок модернизации. Одними из первых на путь модернизованной неоклассики вступили Ф. И. Лидваль и Р. Ф. Мельцер. Новаторским примером трансформации и упрощения классицистических форм предстало Германское посольство немецкого архитектора Петера Беренса.

В свете ретроспективных установок желательными для Петербурга считались все оттенки неоклассики, включая и необарокко. И, наоборот, неуместным — национальное направление, как не соответствующее историческому контексту города. Поэтому «Русский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского, А. П. Аплаксина. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе модерна.

Цели и задачи неоклассицизма

Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить её развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины. Это содействовало подъему градостроительных идей, носивших преимущественно историческую окраску. В таком характере были выдержаны грандиозный план жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль) и конкурсные проекты монументального ансамбля общественных зданий на Тучковом буяне (И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов). «Проект преобразования С.-Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый с генеральным планом, предусматривал всестороннюю реконструкцию города и его инфраструктуры с прокладкой новых улиц и транспортных артерий. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война.

Здание управления Свердловской железной дороги (1925—1928) — редкий пример неоклассицизма 1920-х годов

В начале XX века были почти полностью заново застроены вся Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект — «экспозиция» лучших произведений модерна и неоклассицизма. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «Петербургского сити». Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Но революционные потрясения трагически разломили его судьбу.

Неоклассицизм — по сути дела, первое в истории Петербургской архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии — перешагнул через рубеж 1917 г. и продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х гг., когда ненадолго уступил место конструктивизму. Уроки неоклассики начала столетия оказались чрезвычайно плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х гг.; они вновь обрели актуальность в настоящее время.

Неоклассицизм в изобразительном искусстве

Неоклассицизм предвосхищался уже в творчестве прерафаэлитов с середины XIX века, однако он окончательно сложился к концу 1870-х гг. в Германии. «Неоидеалисты» (А. Фейербах, Х. фон Маре и др.) стремились возродить монументальность и пластичную чёткость классического искусства. Большое распространение неоклассицизм получил в конце XIX — начале XX веков, явившись одной из разновидностей реакции на импрессионизм. Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемические тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (в основном периода архаики), реже — искусства Возрождения (в основном Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой модерна.

Неоклассицизм (или его элементы) в той или иной мере присутствует в творчестве таких мастеров конца 19 — 1-й половины 20 вв., как скульпторы А. Майоль, Э. А. Бурдель, Г. Вигеланд, И. Мештрович, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров, живописцы Ф. Ходлер, П. Пюви де Шаванн, М. Дени, Л. С. Бакст, В. А. Серов, А. Е. Яковлев, К. С. Петров-Водкин. Причастность к неоклассицизму обнаруживают и течения в изобразительном искусстве 20—30-х годов, возникшие как реакция на новые течения (экспрессионизм, футуризм, кубизм и др.).[1]

Неоклассицизм в литературе

Неоклассицизм в музыке

Примечания

  1. 1 2 БСЭ
  2. Костылев Р.П., Пересторонина Г.Ф. Модернизированные ретростили // Петербургские архитектурные стили. (XVIII — начало XX века). — Доп. тираж. — СПб.: Паритет, 2007. — С. 210—219. — 256 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-93437-127-3

Ссылки

  • Трыков В. П. Неоклассицизм. Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Архивировано из первоисточника 19 мая 2012. Проверено 3 декабря 2011.

неоклассицизм — это… Что такое неоклассицизм?

НЕОКЛАССИЦИЗМ — неопределенный термин, употребляемый для обозначения течений в новой и новейшей литературе, связываемых с возрождением стремлений и приемов классицизма (см.).

Неоклассицизмом иногда называют эклектическое направление, возникающее после романтических и реально-бытовых настроений и побед, как признание, что в отвергнутом классицизме была какая то своя художественная правда, соответствующая каким-то вечным началам человеческой души. Возвращение к классицизму помимо этого психологического мотива, намечается у некоторых писателей в результате обновленных изучений и неожиданных достижений в познании классических литератур. Так, у нас писатели-символисты проявили не малый интерес к классическим мотивам, формам и приемам вплоть до писания трагедий в греческом стиле и условном французском классическом (Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский). Приэтом довольно определенно наметилось внимание к так называемым дионисическим началам человеческой души и творчества. Они также жили в классической древности, особенно в греко азиатских культах, как и аполлонические начала, но вторые особенно привлекли к себе внимание французско-итальянского классицизма, как единственно ценная сущность поэзии и духовной жизни классического мира. Неоклассицизм можно усмотреть, в противоположность старому классицизму греко-римлян и подражательному «лже-классицизму» французов, в том новом периоде русской словесности, когда были переработаны сентиментальные и романтические начала и приемы в поэзии Пушкина и Лермонтова в связи с реально-бытовыми, и когда она, в литературной теории, казалось, могла выступить во всеоружии полноты, законченности, строгости и простоты приемов и психологической верности, т. е. определенно с теми чертами гармонической целостности, какие признаны за поэзией классической древности.

У Пушкина, прошедшего строгую школу французского классицизма, у Майкова, у Алексея Толстого, Фета, отчасти Тютчева, у Щербины, воскрешавшего греческие мотивы, и у других можно отметить, при отсутствии иногда внешних условностей классицизма и его терминологии, черты типа творчества аполлоновски спокойного, пластически скульптурного, строго простого в средствах, что сближает в некоторых отношениях их произведения с классической древностью. Но все это было лишь отдаленным отголоском классических веяний. В наши дни неоклассиками называет себя небольшая и расплывчатая группа поэтов, которые после ряда лет русского символизма и новейших кратковременных течений, как акмеизм, футуризм и пр., признают необходимым возврат к началам, заповеданным Пушкиным. Так как широким настроениям модернизма последних двух-трех десятилетий давалось не без оснований название неоромантизма (см.), то, повидимому, надо признать эту повторяемость борьбы классических и романтических стремлений и настроений общепсихологическою чертою вообще творческих художественных устремлений, иногда совпадающих в своих комбинациях с социально-психологическими колебаниями настроений у разных групп, иногда нет: так в литературном отношении великая французская революция была определенно классична, романтическая Германия с ее реставрацией монархических и мистических идей, определенно консервативна, а романтическая Франция 30-х годов с Виктором Гюго революционна, при певце ее Беранже — классике, но демократе и социалисте.

В. Ч. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

НЕОКЛАССИЦИЗМ — это… Что такое НЕОКЛАССИЦИЗМ?

        (др. назв. — неоклассика)         направление в европ. худож. культуре, сложившееся в к. 19 — нач.20 в. и отличавшееся постоянным обращением к античной культуре как смысловому пространству своего самоосуществления.         В отличие от классицизма как большого стиля 18-19 вв. или “классицизма” эпохи Возрождения, Н. рассматривает античность не как культурный идеал или стилевой эталон, но как материал для символизации ассоциативных вариаций и деконструкций при отражении сугубо совр. социокультурных и интеллектуальных проблем. Сюжеты и герои античных мифов, архитектурные и пластич. формы античного искусства, обобщенные представления об античной культуре и цивилизации в контексте мировой истории выступают в Н. как условный код совр. культурных рефлексий, архетипич. “каркас” художественно-филос. аллюзий 20 в., культурно-истор. “фон” (контекст) решения “вечных” проблем в стремительно и трагедийно меняющемся мире совр. культуры и цивилизации.         Н. можно рассматривать как дань европ. культуры 20 в. обобщенному “гуманитарному образу” греч. классики, веками выступавшей как непреходящий образец для последующих худож. направлений и культурных эпох. Интерес к античности активизировался обычно в периоды, когда на первый план в культуре выходило тяготение к мере и типизации, свойственное классич. мировосприятию как проявление неких всеобщих объективных законов, “схваченных” художниками и мыслителями. Разл. эпохи искали и находили в античной культуре нечто близкое собственному мировосприятию, пытаясь т.о. глубже вникнуть в свои тайны. Однако только в 20 в. реалии совр. культуры находились в таком вопиющем противоречии всем представлениям о мере и типичности, что их парадоксальное сопоставление с античностью не могло не обретать смысла трагич. иронии, гротеска, оксюморонности (ср. Улисс у Джойса, Дионис у Ницше и его последователей, Эдип у Фрейда, Сизиф у Камю, Орфей у Маркузе, кентавр у Апдайка и т.д.).         В 20 в. традиц. отношение к античности как к идеалу лишь частично возрождается. Интересно сравнить модификацию этого идеала, напр., в сознании Т. Манна с концепциями нем. классицизма. Если для Лессинга, Гёте, Шиллера и других Эллада была тайной всего человечества, выражением общепланетарной, даже вселенской “природы” и “сущности”, пришедшей к самой себе (Шиллер), то для поколения Т. Манна уже само собой разумеется, что Эллада — это тайна Европы (или, точнее, “Запада”). То, что было “детством человечества” для просветителей, в 20 в. стало “молодостью Европы”, маленькой части раздвинувшего свои границы света. Универсализм и обобщенность восприятия античности, этого “чужого прошлого” локализуется и дифференцируется. “Европа” Т. Манна представляет собой “традицию либерального гуманизма, взирающего на демокр. Афины как на свою прародину”. Не случайно античная мифология в художественно-филос. рефлексиях 20 в. причудливо переплетается с библейской, вост., афр., амер. и новоевропейской (Т. Манн, Г. Гессе, Ф. Кафка, У. Фолкнер, Г. Миллер, Н. Саррот, Акутагава Рюноскэ, Кобо Абэ, X. Борхес, X. Кортасар, Гарсия Маркес, Л. Мештерхази и др.). В этом плюралистич. культурном контексте античность лишалась ореола единственности, а классич. узнаваемые формы культурного эталона размывались и переосмыслялись в новом смысловом контексте.

        Обращение к античности создавало возможность Н. реализовать идею интегрального стиля культуры и мировоззренч. универсализма; при этом античные образы, сюжеты, мотивы, как и сама воссоздаваемая атмосфера античности (“дионисийство”, “аполлонийство” и т.п.) выступали как условные коды культуры, транспонировавшие современность и вечность. Таковы реинтерпретации античных образов, сюжетов, идей в пьесах Ж. Жироду, Ж. Ануя, Сартра, в художественно-филос., мифопоэтич. мышлении Ницше и Хайдеггера, Валери и Камю, в поэтич. творчестве Рильке, Сен-Жон Перса, Д. Томаса.

        Худож. направлением перв. четв. 20 в., когда элементы “гуманитарного разума” (термин B.C. Библера) проявились наиболее отчетливо и последовательно, явился Н. Несмотря на то что большая часть призывов и деклараций его осталась “гласом вопиющего в пустыне”, почву для всякого рода медитаций и рефлексий культур философски настроенным умам давали, в основном, неоклассич. произведения, хотя предпосылки для такой интерпретации исторически удаленных культур дал символизм. В разных формах данное течение затронуло нац. культуры всех стран Европы. В Германии, Франции, Италии, России Н. имел свои индивид. особенности, нередко ярко-своеобразные и в художе-ственно-эстетич., и в философско-интеллектуальном плане. Общим же для разл. нац. традиций в феномене Н. было то, что античная культура становится тем метафизич. и метаистор. пространством, в к-ром воплощается пафос одновременности разновременных этапов, диалог культурных эпох, традиций и стилей. Культура понимается ее творцами как общение культур, в том числе исторически удаленных друг от друга. При этом в Н. мы находим лишь отголоски классич. мировосприятия и его сознат. модернизацию (оно само становится мифом). Это связано с тем, что Н. формируется не без влияния модернизма, в к-ром главное — переосмысление классики, полемич., подчас демонстративное отталкивание от нее. И с категорией Красоты (в классич. ее понимании), и с классич. античностью, и с ближайшей классикой 19 в. модернизм связан по принципу отрицания (пересмотра традиций, реинтерпретации наследия, демонстративного новаторства). Н. во многом усваивает дискурс модернизма, делая акцент на утверждение классики (хотя и в переосмысленном, реинтерпретированном виде).

        Диапазон античных реминисценций в Н. чрезвычайно широк. Он простирался от моды на “греч.” хитоны и прически до гипноза соответствующих идей (увлечение неоплатонизмом и обращение к жанру трагедии, жажда синтеза искусств и аллюзии мифол. сюжетов, персонажей, мотивов); от хореографии А. Дункан до метроритмич. поисков в стихосложении. При разработке античных сюжетов Вяч. Иванова привлекала трагедия титанич. начала; Брюсова, Анненского и Цветаеву — возможности психологизации и аффектации, скрытые в архетипах античной мифопоэтики. Свои трактовки Н. в рус. культуре представляли Врубель и Скрябин, М. Кузмин и Мандельштам, Н. Гумилев и Ахматова.

        В 20 в. мы сталкиваемся с интенсивной “ремифологизацией” всей культуры, причем идущей параллельно на нескольких уровнях (худож. творчество, наука, этнография и т.д.). Такие художники, как Джойс, Кафка, Лоуренс, Йитс, Элиот, О’Нил, Кокто, Т. Манн, Маркес, Камю, сознательно обращаются к мифологии — либо как к инструменту худож. организации материала (для Камю и Джойса “миф как прием” особенно характерен), либо как к средству выражения “вечных” ценностей и психол. начал (архетипов).         Уже в эстетике символизма ведущую роль играли ритуальные формы искусства. В театре Анненского, Брюсова, Вяч. Иванова, Ф. Сологуба воссоздаются “жреческие просодии”, “музыкально-пластич. эволюции хора”, завораживающий “заклинательный ритм” магич. сцен, “вакхич. опьянения” и “дионисийные пляски”; все эти характерные черты античного театра — не просто внешняя стилизация др.-греч. культуры или буквальная реставрация формы античной трагедии (конкр. античные формы символисты весьма свободно переосмыливали), а худож. средства, через воздействие на эмоц. состояние зрителей и читателей добивающиеся преодоления границ реальности, экстатич. освобождения духа. В “новом театре мистич. драмы” (Г. Чулков) Вяч. Иванов ставил целью достижение эстетич. катарсиса — соборного “очищения страстей” публики (олицетворяющей человечество) посредством переживания ею аффектов, аналогичных тем, что вызывала quasi-греч. драма, ее образно-символич. язык. “Свет античности” изменял смысл лирики, эпич. жанров, философско-культурологич. эссе, публицистики символистов, исподволь способствуя становлению феномена Н., тяготеющего к совмещению прошлого и будущего в бесконечности настоящего, к синхронизации, пространств, истолкованию времени и истории (Л. Баткин). В искусстве 20 в. возникает иллюзия, будто творч. ум преодолевает истор., линейное время. Античность, трактуемая как культурное пространство, в к-ром самоосуществяются искусство, философия, обществ. мысль нач. 20 в., становилась мощным фактором метаистор. мышления, к к-рому тяготели уже символисты. Общий интерес к античному искусству и мифологии в этот период так возрос, что это дало основание говорить об “античном буме рубежа веков”.         В начале 20 в. в европейском (в том числе русском) Н. поляризуются два направления в восприятии и культурных рецепциях античного: ритуально-мифологическое и эстетическое, или, используя терминологию Ницше, весьма популярную в то время, — дионисииское и аполлоновское. Обе взаимоисключающие, на первый взгляд, линии сосуществуют параллельно, что особенно наглядно проявляется в рус. культуре начала века. Первое направление реализуется собственно в символизме, второе — в неоклассицистских стилях искусства. М.Л. Гаспаров дифференцирует эти две тенденции в рус. модернизме 20 в. как “парнасскую строгость” и “символистскую зыбкость”. Первая из названных тенденций восходит к “светскому” пониманию символики как “многозначного иносказания”, как риторич. приема, применимого к любому материалу; другая апеллирует к “духовному” пониманию символики, прочно связанному с религ. тематикой — “как земной знак несказуемых небесных истин”. “Парнасская” линия предвосхищает и знаменует Н. (Брюсов, Бальмонт, позднее Гумилев и Мандельштам); религиозно-философская — свойственна собственно символизму {Мережковский, Гиппиус, Вяч. Иванов, А. Белый, Блок).

        Художники, ориентированные на Н., придерживались иной линии. Для них античность, переведенная в эстетич. план “чистого искусства”, была “золотым веком”, в к-ром охотно усматривались черты гармоничности, цельности и совершенства. Журн. “Аполлон” пропагандировал эллинский культ совершенной формы; в драматургии Анненского и Цветаевой заметен процесс интеллектуализации и модернизации др.-греч. мифа. Подобные тенденции можно усмотреть и в творчестве других художников — Гумилева, Мандельштама, Ахматовой (прежде всего в лирике); в музыке — у Танеева, Скрябина, Стравинского, в живописи и графике — у В. Серова, Бакста, Врубеля, в скульптуре — у Трубецкого, Коненкова, А. Матвеева, в архитектуре —уф. Лидваля, М. Лялевича, И. Фомина, И. Жолтовского.

        К эстетизирующей линии Н. примыкают не только произведения искусства на античную тему, но и такие культурологич. концепции, как теория Вольфа и Петер-сена, изложенная ими в книге “Судьба музыки с древности до современности”, в исследованиях Ф. Зелинского и др. филологов начала века.

        Если эстетизирующая тенденция Н. концентрирует внимание на “худож. грамматике” Греции, то мифологическая, тяготеющая к сакрализации и проявлениям пракультурного начала, стремится к выявлению хтонич. сущности первобытно-архаич. искусства и архетипов “коллективного бессознательного” (Юнг). Е.М. Меле-тинский объясняет эту тенденцию социальными потрясениями, к-рые поддерживали у многих представителей интеллигенции убеждение в том, что под тонким слоем культуры действуют вечные разрушит, или созидат. силы, прямо вытекающие из природы человека, из об-щечеловеч. психол. и метафизич. начал. Это убеждение непосредственно восходит к античной мифологии с ее категориями рока, судьбы, представлениями об амбивалентности мировых сил, то помогающих, то мешающих человеку.

        Именно в противоречивой разноликости “античных” устремлений лит-ры, эстетики, драматургии и театра, философии и религ. исканий серебряного века яснее всего обнаруживаются духовные импульсы, питающие символистский “ренессанс” Н. Так, христ. идеи в интерпретации Вяч. Иванова и А. Белого логично входят в контекст символистски преломленной античности; получила распространение и обратная тенденция: греч. мифы и трагедии нередко интерпретируются как интуитивные предвестия христианства. Античные сюжеты и образы, филос. идеи и теории, мифы и их культурные рецепции, будучи изначально общечеловеческими по своему смыслу и значению и универсальными по форме воплощения, потенциально содержали в себе множество впоследствии далеко разошедшихся культурных традиций, т.е. обладали огромным и несравнимым с иными культурами потенциалом духовного, художественно-филос. синтеза. Потому на почве античной культуры оказалось возможным примирение и соединение самых разл. и даже полемически отталкивающихся друг от друга культурных тенденций. Так, напр., обе продуктивные тенденции понимания античности в европ. и отеч. культуре — ритуально-мифол., символистская, и неоклассицистская — органично соединились в Н. у Стравинского (“Царь Эдип”). Подобные примеры синтеза стилей модерна и неоклассицизма можно проследить на материале других искусств и явлений культуры.         Потребность в универсализме, объединении культурных усилий человечества обращали деятелей европ. культуры 20 в. — “неоклассиков” — к разнообр. формам, принципам и идеям античной культуры в качестве эталонов классич. совершенства и гармонии, высоты человеч. духа перед страшными испытаниями судьбы, масштабности и вечности созданий мировой культуры. И тогда отд. культуры и частные их явления начинали жить в “большом времени” всемирной истории (М. Бахтин).

Лит.: Бакст Л.С. Пути классицизма в искусстве // Аполлон. 1909. № 3; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976; 1995; Аверинцев С.С. Образ античности в зап.-европ. культуре XX в. Нек-рые замечания // Новое в совр-й классич. филологии. М., 1979; Порфирьева А. “Неоклассицизм” Стравинского // Эволюционные процессы муз. мышления. Л., 1986; Она же. Вячеслав Иванов и нек-рые тенденции развития условного театра в 1905-15 годы // Рус. театр и драматургия 1907-17 годов. Л., 1988; Мандельштам О.Э. Слово и культура: Статьи. М., 1987; Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991; Левая Т.Н. Рус. музыка нач. XX века в худож. контексте эпохи. М., 1991; Сарабьянов Д.В. История рус. искусства к. XIX — нач. XX в. М., 1993; Гаспаров М.Л. Избр. статьи. М., 1995.

Ю. В. Корж

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

неоклассицизм — это… Что такое неоклассицизм?

НЕОКЛАССИЦИ́ЗМ (франц. neo-classicisme), общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) и классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). В 1870—80-х гг. немецкие «неоидеалисты» — живописцы Х. Маре (см. МАРЕ Ханс фон), А. Фейербах (см. ФЕЙЕРБАХ Ансельм (живописец)), скульптор А. Хильдебранд (см. ХИЛЬДЕБРАНД Адольф фон) — противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре (см. ПЕРРЕ Огюст) во Франции, П. Беренс (см. БЕРЕНС Петер) в Германии, И. В. Жолтовский (см. ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович), И. А. Фомин (см. ФОМИН Иван Александрович) в России; скульпторы А. Майоль (см. МАЙОЛЬ Аристид) во Франции, А. Т. Матвеев (см. МАТВЕЕВ Александр Терентьевич) в России). Связанные с неоклассицизмом течения «новая вещественность» (см. НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ) в Германии, «метафизическая живопись» (см. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ) в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910—20-х гг. (Э. Лаченс (см. ЛАЧЕНС Эдвин) ) и США 1950—60-х гг. (Э. Стоун), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм (см. РЕГИОНАЛИЗМ)). Неоклассицизмом часто называют также классицизм (см. КЛАССИЦИЗМ) 18 — нач. 19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Литературный неоклассицизм («романская школа» французских поэтов 20 в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчеркнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов кон. 19 — нач. 20 вв. Он проявился в творчестве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского. Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизме с обновлением музыкального языка.

Неоклассицизм — Википедия

Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода[1].

Неоклассицизм в архитектуре

Путаница в терминах. Классицизм и неоклассицизм

Путаница возникла из-за того, что во Франции классицизмом называют стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV). Под неоклассицизмом же понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI) — то, что в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом (период 1762—1840).

Неоклассицизмом же в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века, «отличавшийся от „старого доброго“ русского классицизма и материалами (не белые оштукатуренные колонны, а естественный камень), и подчёркнуто выразительной прорисовкой классических форм и деталей, а иногда сокращением деталей и смешением классических и ренессансных мотивов»[2].

Аналоги неоклассицизма в зарубежной практике — американский ренессанс[en] и колониальное возрождение[en] в США (1876—1914).

Кризис стиля модерн

В конце XIX века сформировался новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Но он не смог утолить назревшую потребность в большом монументальном стиле. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии.

Параллельно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала XX в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. «Открытие» заново ценностей классицистического зодчества ускорило разочарование в архитектурных новациях и закат «мимолетного» стиля. Неоклассицизм и «неорусский стиль» сначала повлияли на лексикон модерна, а после 1910 г. оттеснили его на дальний план.

Новый взгляд на архитектуру старого Петербурга

Ещё в начале 1900-х гг. художник и критик Александр Бенуа одним из первых заговорил о неповторимой красоте старого Петербурга. Его статьи словно открыли глаза современникам, сумевшим по достоинству оценить преданное было забвению классицистическое наследие. С этого момента и начал своё восхождение неоклассицизм.

Это движение охватывало обе российские столицы, а потом и провинцию. Естественно, неоклассицизм имел близкие параллели в европейской архитектуре того времени. И всё же это явление было специфически петербургским. Сторонники его исходили из собственных традиций, апеллируя к «золотому веку» зодчества невской столицы. В отличие от модерна и большинства неостилей XIX в., это было возвращение к своим корням. Поэтому неоклассицизм правомочно назвать петербургским возрождением, олицетворявшим историческую причастность города к общеевропейской классической культуре.

Ретроспективисты

Ретроспективное направление опиралось прежде всего на русский классицизм и ампир, отчасти — барокко. Изначально оно ориентировалось на конкретный контекст классицистических ансамблей (постройки В. Ф. Свиньина и Е. С. Воротилова). Юбилейные торжества к 200-летию Петербурга пробудили общий интерес к его ранней истории и содействовали появлению необарочного течения (А. И. Дмитриев, Л. А. Ильин, Н. Е. Лансере). Лидером неоклассицизма выдвинулся И. А. Фомин — страстный приверженец русского зодчества конца XVIII — начала XIX в. Затем сторонники традиционалистского пути стали всё чаще обращаться к первоисточникам русского классицизма — итальянскому ренессансу и в особенности — палладианству. Ведущими представителями неоренессансного направления выступали В. А. Щуко, А. Е. Белогруд, М. М. Перетяткович, М. С. Лялевич.

В идеале ретроспективисты стремились к полной реконструкции исторического стиля, даже к иллюзии старины. На практике мотивы ретростилей, как правило, наслаивались на современные функционально-планировочные структуры и приобретали явный оттенок модернизации. Одними из первых на путь модернизованной неоклассики вступили Ф. И. Лидваль и Р. Ф. Мельцер. Новаторским примером трансформации и упрощения классицистических форм предстало Германское посольство немецкого архитектора Петера Беренса.

В свете ретроспективных установок желательными для Петербурга считались все оттенки неоклассики, включая и необарокко. И, наоборот, неуместным — национальное направление, как не соответствующее историческому контексту города. Поэтому «Русский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского, А. П. Аплаксина. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе модерна.

Цели и задачи неоклассицизма

Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить её развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины. Это содействовало подъёму градостроительных идей, носивших преимущественно историческую окраску. В таком характере выдержаны грандиозный план жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль) и конкурсные проекты монументального ансамбля общественных зданий на Тучковом буяне (И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов). «Проект преобразования С.-Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый с генеральным планом, предусматривал всестороннюю реконструкцию города и его инфраструктуры с прокладкой новых улиц и транспортных артерий. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война.

Здание управления Свердловской железной дороги (1925—1928) — редкий пример неоклассицизма 1920-х годов

В начале XX века почти полностью заново застроены вся Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект — «экспозиция» лучших произведений модерна и неоклассицизма. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «Петербургского сити». Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Но революционные потрясения трагически разломили его судьбу.

Неоклассицизм — по сути дела, первое в истории Петербургской архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии — перешагнул через рубеж 1917 года и продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х годов, когда ненадолго уступил место конструктивизму. Уроки неоклассики начала столетия оказались чрезвычайно плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х годов; они вновь обрели актуальность в настоящее время.

Неоклассицизм в изобразительном искусстве

Юность (Голос любви), Вильям Бугро, 1893. Пример французский неоклассической живописи

Неоклассицизм предвосхищался уже в творчестве прерафаэлитов с середины XIX века, однако он окончательно сложился к концу 1870-х годов в Германии «Неоидеалисты» (А. Фейербах, Х. фон Маре и др.) стремились возродить монументальность и пластичную чёткость классического искусства. Большое распространение неоклассицизм получил в конце XIX — начале XX веков, явившись одной из разновидностей реакции на импрессионизм. Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемические тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (в основном периода архаики), реже — искусства Возрождения (в основном Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой модерна.

Неоклассицизм (или его элементы) в той или иной мере присутствует в творчестве таких мастеров конца XIX — 1-й половины XX вв., как скульпторы А. Майоль, Э. А. Бурдель, Г. Вигеланд, И. Мештрович, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров, живописцы Ф. Ходлер, П. Пюви де Шаванн, М. Дени, Л. С. Бакст, В. А. Серов, А. Е. Яковлев, К. С. Петров-Водкин. Причастность к неоклассицизму обнаруживают и течения в изобразительном искусстве 20—30-х годов, возникшие как реакция на новые течения (экспрессионизм, футуризм, кубизм и др.)[1].

Неоклассицизм в литературе

В XX веке движения, идентифицировавшие себя с неоклассицизмом, выступили в украинской («Неоклассики») и русской («Неоклассики» и др.) литературе, прежде всего в поэзии. Если на Украине неоклассики (Николай Зеров, Максим Рыльский и другие) стали одним из центральных движений «расстрелянного возрождения», то русские поэты позднего Серебряного века (1918—1920-е), назвавшиеся этим именем, не имели в своих рядах крупных творческих индивидуальностей.

Неоклассицизм в музыке

Примечания

  1. 1 2 БСЭ
  2. Костылев, Р. П., Пересторонина, Г. Ф. Модернизированные ретростили // Петербургские архитектурные стили. (XVIII — начало XX века). — Доп. тираж. — СПб.: Паритет, 2007. — С. 210—219. — 256 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-93437-127-3.

Литература

Ссылки

Неоклассицизм Википедия

Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода[1].

Неоклассицизм в архитектуре[ | ]

Разночтение терминов: Классицизм и неоклассицизм[ | ]

В странах Западной Европы и в России исторически сложились различные коннотации в употреблении этих терминов. Русское искусство по причине внутренних и внешних геополитических условий не прошло эпохи Возрождения в том качестве, которое пережили художники Запада (гуманистическая направленность и персонализация творчества, самоопределение и формирование светских жанров в изобразительном искусстве). Поэтому в Италии уже в начале XVI в. благодаря творчеству Д. Браманте и Рафаэля Санти складывается так называемый римский классицизм. Во Франции во второй половине XVII века, в эпоху Короля-Солнце Людовика XIV сформировался «Большой стиль» (Grand Maniere), или стиль Людовика XIV (Louis XIV), — уникальное соединение элементов классицизма и барокко. Поэтому во второй половине XVIII века, после стиля французского Регентства и рококо, наступает «вторая волна классицизма», именуемая стилем Людовика XVI (Louis XVI), или неоклассицизмом (во французской историографии многие авторы разделяют эти понятия: стилем короля Людовика считают стиль исключительно придворного искусства, а понятие неоклассицизма — более широким). В России (как и в Германии) классицистические тенденции утверждались в искусстве много позднее, впервые с середины XVIII столетия, соответственно этот периода называют просто периодом классицизма.

Неоклассицизмом в России и в Германии именуют ретроспективный стиль начала XX века, «отличавшийся от „старого доброго“ русского классицизма главным образом тем, что эстетическим образцом и предметом стилизаций являлся не обобщенный образ прекрасной античной и ренессансной архитектуры, как было ранее в Италии и во Франции, а конкретные образцы, которые, благодаря успехам научного изучения древности, стали различать по иконографическим источникам и стилям [2]. Отсюда различные наименования отдельных стилевых течений: неогрек, помпейский, этрусский, италийский стили [3]. В истории отечественного искусствознания известны попытки упростить интерпретацию этого многостороннего процесса, сводя его лишь к новациям в материалах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *