Название архитектура – Словарь архитектурных терминов. Общая терминология архитектуры | Деловой квартал

Архитектурные термины: словарь

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected]. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Словарь архитектурных терминов буква А

Абака — ( в дословном переводе с латинского слова » abacus» означает » доска») — это плита, лежащая в верхней части капители колонны, полуколонны или пилястры. Впервые термин появился в классической древнегреческой архитектуре.

В дорическом, ионическом и тосканском ордерах абака была в форме простого четырехугольника. В коринфском ордере и римском композите абаку украшали резным орнаментом в виде стилизованного изображения цветка.

Существует и второе значение этого слова. Так, абака — это название плит, высеченных из природного мрамора, которые применялись для внутренних облицовочных работ. В данном контексте термин употреблялся во времена Древней Греции и Рима.

 

Абака в конструкции колонны

 

Абацисса — ( в переводе с греческого языка дословно означает » стол» или » полочка») — элемент в конструкции колонны, расположенный между капителью и абакой.

 

Абацисса

 

Аканф ( акант) — 

( в переводе с греческого » колючка» или » тёрн») — скульптурный орнаментальный декор архитектурных элементов колонн, который применялся в коринфском ордере для украшения карнизов, модульонов и фризов. Свое название декоративный элемент получил по аналогии с одноименным растением акантом, имеющим остроконечные листья, похожие на раскрытую медвежью лапу.

 

Аканф колонны

 

Акведук — ( происходит от слияния двух латинских слов » aqua» » вода» и » duco» — » веду», в дословном переводе означает » водовод») — оборудованный специальным образом канал или труба, служащий для подачи воды к населенным пунктам. Также акведуками называются инженерно — технические сооружения в виде мостов, проходящих над дорогами, оврагами или реками.  Самыми известными строителями акведуков в древности были римляне.

 

Древнеримский акведук

 

Акрополь — ( от греческого слова » акрополис» — в дословном переводе означает » верхний город») — укрепленная часть города, находящаяся на возвышенности и предназначенная для обороны города в военное время. Одним из самых известных в мире является Афинский Акрополь — жемчужина древнегреческого зодчества.

 

Афинский Акрополь — выдающийся исторический памятник Греции

 

Акротерий — ( в переводе с греческого » высочайший») — общее название элементов скульптурного декора на остриях и вершинах фронтона здания. Эти украшения могли быть выполнены в виде фигур богов, фантастических животных, вьющихся растений. а также спиралевидных завитков — волют или пальметт — орнамента в виде листа пальмы.

 

Акротерий

 

Алтарь — ( в переводе с греческого означает » жертвенник») — это место жертвоприношений. В православных храмах так называется отгороженная часть внутреннего пространства ( обычно с восточной стороны), где совершаются религиозные таинства, о которых не положено знать простому верующему.

 

Главный алтарь Свято — Троицкого собора Ионинского монастыря

 

Ампир — художественный стиль начала XIX века, нашедший свое воплощение в архитектуре, декоративном искусстве и стилистике оформления интерьеров. Ампир отличается парадностью и декоративностью. Данный стиль стал символом могущества государства и воинской силы.

 

Стиль ампир в архитектуре

 

Амфипростиль — тип храма со сквозной ориентацией на две противоположные стороны, принятый в древнегреческом зодчестве. На обоих фасадах здания четыре колонны были расположены в один ряд. Самым известным образцом амфипростиля считается храм Ники Аптерос в ансамбле Афинского Акрополя.

 

Храм Ники Аптерос — яркий образец амфипростиля

 

Амфитеатр — открытая постройка круглой или овальной формы, которая в эпоху античности служила для проведения массовых зрелищных мероприятий ( травли диких зверей, гладиаторских поединков и так далее). В архитектурной традиции Древней Греции амфитеатр был углублен в землю, тогда как строители Древнего Рима окружали сооружение высокими стенами. 

 

Амфитеатр

 

Антаблемент — верхняя часть колонны в античной архитектуре, на которую приходилась несущая нагрузка. Во всех трех существующих ордерах ( дорическом, ионическом и коринфском) — структура антаблемента имеет значительные различия.

 

Антаблемент на схеме

 

Антефикс — ( или антефикса) — представляет собой вертикально стоящую плиту или пластину, которую прикрепляли на кровле чуть выше карниза. Антефикс делали из различных видов материалов — древесины, керамики, гранита, мрамора и другого камня. Кроме чисто декоративной функции антефикс использовался в качестве рассекателя струй дождевой воды, стекающей с крыши. 

 

Антефикс с маской Медузы Горгоны

 

Анты — ( или ант) — архитектурный термин, обозначающий продольные выступы стен храма, которые обрамляли сооружение с двух сторон и выступали практически на уровне колонн. Кроме этого, анты служили опорой для антаблемента. 

 

В сохранившихся остатках здания сокровищницы Афин в Дельфах четко видны выступы боковых стен, выходящие на уровень колонн.

 

Анфилада — представляет собой ряд расположенных на одной линии и последовательно соединенных между собой пространственных элементов сооружения. Чаще всего имеется в виду ряд помещений ( анфилада комнат), дверные проемы которых расположены на одной оси. Этот прием помогает создавать выразительную сквозную перспективу их интерьеров.

 

Анфилада залов в Екатерининском дворце ( Пушкино).

 

Апсида — прямоугольный, полукруглый или многогранный выступ здания пониженного уровня, зачастую пристроенный к основному объему церковного сооружения. Постройку венчает полукупол или сомкнутый полусвод. В апсиде, как правило, размещался алтарь. 

 

Тройная апсида базилики святой Иулии в Бонате — Сотто

 

Арка — важный элемент в архитектуре, представляющий собой криволинейное перекрытие глухого или сквозного проема в стене, либо пролета между двумя колоннами ( опорами моста). Арки относятся к сводчатому типу конструкций, поэтому их расположение симметрично относительно вертикальной оси. Триумфальная арка представляет отдельный тип самостоятельного сооружения, возведенного в честь какого — либо знаменательного исторического события. 

 

Арка Юбилейная в Брюсселе ( Бельгия).

 

Аркада — архитектурный термин, означающий ряд одинаковых по размеру и форме арок, которые опираются на столбы или колонны. Зачастую аркады используются при сооружении открытых галерей, идущих вдоль фасадной части дома. При этом нагрузка от нависающих стен равномерно распределяется между отдельными опорами при помощи арок.

 

Аркада в конструкции здания

 

Аркатура 

— ( в переводе с французского » arcature» дословно означает » ряд арок») — представляет собой пояс из декоративных ложных арок на стенах внутреннего помещения или на фасаде здания. Аркатура не выполняет каких — либо практических функций, и применяется исключительно в качестве архитектурного украшения. Существуют и другие названия данного декоративного элемента — аркатурный фриз или аркатурный пояс.

 

Аркатура Кафедрального собора Линчёпинга ( Швеция)

 

Аркбутан — ( в дословном переводе с французского » arc — boutant» означает » подпорная арка») —  представляет собой наружную полуарку  из камня, которая передает нагрузку от сводов постройки на опорный столб. Этот архитектурный элемент позволяет значительно уменьшить габариты внутренних опор и тем самым увеличить пространство помещений в здании.

 

Два аркбутана передают нагрузку на один контрфорс

 

Архивольт — ( в переводе с итальянского » archivolto» — » обрамляющая дуга») — фигурное обрамление проема арки, выделяющее арочную дугу над плоскостью стены. Данный декоративный элемент используется для украшения фасадов зданий и в оформлении интерьеров.

 

Архивольты

 

Архитектоника — ( в переводе с древнегреческого означает » строительное искусство») — идея и концепция архитектурной композиции, рассматривающие здания и сооружения в качестве художественных произведений. В понятие архитектоники входит также замысел архитектора, образ и сюжет постройки.

 

Архитектоника здания Каса — Баньо ( автор А. Гауди) гармонично вписывается в окружающую природу.

 

Архитектура — ( от греческого слова » архитектон» — » строитель») — здания, сооружения и их комплексы, создающие материальную организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности. Также архитектура рассматривается как вид монументального искусства.

 

Современная архитектура

 

Архитектурный ансамбль

 — совокупность зданий, сооружений и окружающей среды, объединенных одной общей тематикой и идеей. Ансамбль в архитектуре известен с глубокой древности, и на сегодняшний день существует огромное количество замечательных образцов единого комплексного ансамбля.

 

Ансамбль Исакиевской площади в Санкт — Петербурге

 

Архитрав ( или эпистелион) — это прямоугольная перемычка, которая перекрывает расстояние между колоннами, столбами или другими вертикально стоящими опорами. Также архитрав может перекрывать проемы в стене. Термином » архитрав» называли нижнюю часть антаблемента, опирающуюся на капители колонн.

 

Архитрав фасада базилики Сант — Амброджо в Милане ( Италия).

 

Астрагал — ( в переводе с греческого буквально означает » шейный позвонок») — элемент сложного профиля, выполненный в виде гладкого валика или разделенного на отдельные детали в виде бус, соединяющий ствол колонны с капителью. Астрагал широко применялся в ордерной архитектуре.

 

Астрагал в архитектуре

 

Атриум ( или атрей) — внутренний центральный дворик, имеющий выходы во все остальные помещения и постройки. Изначально использовался в жилых домах древних римлян, а позже нашел свое воплощения в архитектурной традиции Италии.

 

Атриум базилики Сант — Амброджо ( Милан).

 

Аттик — часть декоративной стены над карнизом здания, которая была щедро украшена рельефными изображениями и надписями. В архитектуре Франции XIX столетия аттиком назывался жилой этаж, расположенный под крышей на уровней чердака.

 

Аттик на триумфальной арке Септимия Севера в Риме.

 

design-fly.ru

Краткий словарь архитектурных терминов. Краткий справочник необходимых знаний

Краткий словарь архитектурных терминов

Антаблемент (франц. entablement, от table — стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть — архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Апсида, абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод) — расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане.

Арка (от лат. arcus — дуга, изгиб) — криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима (см. Ползучая арка).

Аркада (от франц. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Аркатура (от нем. arkatur) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс).

Аттик (от греч. attikos — аттический) — стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом, прямоугольное завершение портика.

Балюстрада (франц. balustrade) — ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

Балясины — невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.

Барабан — цилиндрическое или многоранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

Бегунец — декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз.

Бельведер (итал. belvedere, букв. — прекрасный вид) — надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Вазон — декоративное украшение в виде вазы. Характерно для барокко и нарышкинского барокко.

Волюта (лат. и итал. voluta, букв. — завиток, спираль) — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко.

Восьмерик — в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип «восьмерик на четверике»), реже они завершают крестообразный объем.

Галерея (франц. galerie, от итал. galleria) — длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания.

Гирлянда — орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п.

Гирька — фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI–XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов, а также в псевдорусской эклектике.

Глава (главка) — наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Гребни (гребешки) — в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном.

Гульбище — в древнерусской архитектуре наружная галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI–XVII вв., иногда встречались в светских постройках. Если гульбище расположено перед входом в церковь, его также называют папертью.

Дынька — декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII–XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах. Применялась в древнерусской архитектуре и псевдорусской эклектике.

Закомара (от древнерус. комара — свод) — полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень (замок) — клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки. Характерен для классицизма.

Затяжка — горизонтальная или наклонная балка, стягивающая части какой-либо конструкции, обычно стороны свода.

Зубец (мерлон) — выступ крепостной стены или башни, предназначенный для обороны. В русской архитектуре часто применялся зубец особой формы — «ласточкин хвост».

Капитель — верхняя часть колонны или пилястры, форма которой определяется ордером.

Кокошник — в русской церковной архитектуре XVI–XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав. В период узорочья кокошниками также украшались окна.

Колокольня — башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного и палатного типа.

Колонна (франц. colonne, от лат. columna — столб) — архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора с художественно оформленной капителью и базой, стержневой элемент архитектурных ордеров.

Контрфорс (от франц. contre-force — противодействующая сила) — каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.

Коруна — многолучевой кокошник над окном, очертаниями напоминающий корону.

Кубышчатая колонна — опора с плавным расширением в центральной части.

Купол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от сира — бочка) — вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере.

Ласточкин хвост — вид крепостного зубца с раздвоением в верхней части.

Лепнина — рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

Лопатка — плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов.

Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone — большая маска) — декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов. Маскароны использовались в архитектуре классицизма и модерна.

Машикули (франц. machicoulis) — навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора.

Наборная колонка — столбик, обычно декоративный, составленный из мелких резных элементов. Широко применялся в древнерусском зодчестве, особенно в период узорочья.

Наличник — декоративное обрамление оконного проема. Термин «наличник» применяют обычно к русской архитектуре XV — нач. XVIII вв.

Нартекс (притвор) (позднегреч. narthex — ларчик, шкатулка) — входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Ордера архитектурные (от лат. ordo — порядок) — художественно осмысленное сочетание несущих и несомых частей. Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом. Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера — тосканский, коринфского и ионического — композитный). Ордер — важнейший элемент архитектуры классицизма, иногда использовался и в барокко.

Паперть — помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой галереи.

Печура — сводчатое углубление на внутренней стороне крепостной стены для установки орудий.

Пилястра — плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна.

Ползучая арка — арка, опоры которой расположены на разных уровнях.

Поребрик — вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.

Портал (нем. Portal, от лат. porta — вход, ворота) — архитектурно оформленный вход в здание. Для древнерусской архитектуры характерны перспективные порталы.

Портик (от лат. porticus) — характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн (иногда — пилястр), помещенный перед фасадом здания, завершается аттиком или фронтоном.

Придел — в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.

Прясло — участок стены между двумя лопатками или пилястрами. В крепостной архитектуре — участок стены между двумя башнями.

Разорванный фронтон — декоративный фронтон, расположенный над окном, обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах. Характерный элемент нарышкинского барокко.

Рокайль (от франц. rocaille, букв. — мелкий, дробленый камень, раковины) — мотив орнамента в виде стилизованной раковины. Раковины, расположенные в кокошниках, заимствованы из декора Архангельского собора Кремля, характерны для нарышкинского барокко.

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Руст (рустовка, рустик) (от лат. rusticus — простой, грубый) — отделка стен, имитирующая крупную кладку. Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустовка создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы. Характерен для классицизма.

Свод — пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод передает на опоры не только вертикальную нагрузку, но и горизонтальные усилия (распор).

Сухарики (дентикулы) — декоративное украшение в виде ряда направленных вниз зубчиков. В древнерусской архитектуре назывались сухариками, применительно к стилям западного происхождения (например, барокко) используют слово дентикулы.

Тимпан (греч. tympanon) — треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Трапезная (от греч. trapeza — стол, кушанье) — просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры XVII–XVIII вв.

Фасад (франц. facade, от итал. facciata, faccia — лицо) — наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады.

Фриз (франц. frise):

1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым;

2) сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — треугольное (реже лучковое) завершение портика, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

Херувим — декоративное украшение в виде детского лица, иногда с крыльями. Широко применялось в архитектуре барокко.

Четверик — в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью («восьмерик на четверике»).

Шатер (шатровое покрытие) — завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. Кирпичные шатры складывались из наклонных рядов или горизонтальных рядов кирпича с напуском, деревянные — напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданских и военных — дозорной вышкой, флюгером.

Ширинка — декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенная изразцом, лепниной. Характерно для стиля узорочья. Часто здания украшались поясом из ширинок.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *