Модерн и классицизм – Основные стили и направления европейской архитектуры. Романский, готический стили, ренессанс, барокко, рококо, классицизм (ампир), архитектурная эклектика, модерн, конструктивизм и др.

Содержание

Классицизм и модерн — их роль в искусстве :: «ИМ Обоев и лепнины»

27 мая 2014

Так уж сложилось, история имеет склонность изменяться. Аналогичная ситуация происходит с пристрастиями человека в искусстве. Довольно часто изменяется и капризничает мода в архитектуре. И если ранее на пике популярности были такие роскошные и пышные стили как рококо и барокко, то сейчас это пережиток прошлого.

Поэтому заменить их должно было что-то новое. Вдохновение дали архитектурные ансамбли Древнего Рима. Во время правления Людовика XV можно было заметить проявление древнеримского стиля в убранстве строящихся сооружений. По прошествии ещё нескольких десятилетий, появится направление под названием классицизм.

Его основное положение – получить логическую стройность и идеальные формы эпохи античности. Архитектуру опять подчинили ордерной системе. Архитекторы старались получить «идеальный лаконизм», используя такие приемы, как создание четких объемов комнат и залов, заполняя внутреннее пространство ощущением гладкости и строгими интерьерами.

Данные техники отразились на все виды лепного декора: на арки из лепнины, лепнину на фасаде. В скором времени появился спрос на классицизм. Поэтому в архитектуре того времени он стал универсальным языком. Лепнина в классицизме начала использоваться умереннее по сравнению с рококо или барокко. По лепному декору в стиле рококо можно наглядно заметить, чем отличаются эти стили, какими качествами они обладают.

В классицизме архитекторы постарались выразить симметрию. В этом случае мастера пользовались рамочными обрамлениями и кессонами, колоннами и пилястрами с каннелюрами, выполненными в ионическом и коринфском ордерах. Что касается военной тематики, то она появилась в позднем классицизме, имперском силе ампир. Ампир – наивысшая точка развития классицизма, который появился во Франции.

А уже в 1870 году архитектура и искусство лепного декора пополнились чем-то на самом деле новым. Появился новый стиль под названием модерн. Что характерно для него? Это отсутствие геометрически четких линий, прямолинейности, прямых углов и симметричности. Смотря на архитектурные композиции можно было заметить приближение к природе. Так как больше не нужно было следовать строгому порядку. На самом деле при виде лепнины на фасаде зданий эпохи модерн можно тот час же заметить шаг, произошедший в истории мировой архитектуры. Так, лепнину на стенах, потолочную лепнину наполнили разнообразные элегантные орнаменты, лаконичные линии, максимально приближенные к природе.

барокко, классицизм, модерн, готика, античность.

Стили интерьераСтили интерьера

Добавил(а): Андрей 24 октября

Дизайн интерьеров появился в древние века, когда наиболее богатые граждане украшали свои дома с применением различных материалов в отделке. Именно материалы, которые применяются в отделке, характеризуют направления дизайна интерьеров.

Предлагаем ознакомиться с ведущими стилистическими направлениями.


Античность

Данное направление хорошо известно своими архитектурными и скульптурными памятниками, в особенности Рима и Древней Греции. Эти памятники по сей день вызывают восхищение своей красотой. Колизей, Триумфальные арки, огромные колонны, скульптуры богов, богинь, а также превосходная художественная роспись. Для многих это является эталоном в дизайне интерьеров.


Готика

Готическую архитектуру нечасто используют в дизайне интерьеров, потому что это довольно недешевое удовольствие. Главными отличиями готической архитектуры считается устремленность храмов в направлении верха, а также большие окна в форме стрельчатых арок. Также здесь характерны красивые оклады картин, отделка стен различными тканями, гобелены, позолоченные рамы зеркал.

Барокко

Стиль «барокко» известен уникальным элементом — пластиковой стеной, причем сама стена теряет свою основную своей черту – надежность — и приобретает невероятную динамику. Характерные особенности барокко — нарочитая усложненность, большое количество скругленных углов, множество зеркал, роспись потолков с применением необычного эффекта перетекания пространства, позолоченная лепнина. Стилю «барокко» присущи размах и величие.

Классицизм

Классицизм – это полная противоположность «барокко». Он обращен к идеальным образцам античного искусства. Простота и симметрия — главные отличительные признаки классицизма. Для классицизма характерны четкие ограниченные объемы, не скрывающие общей структуры, гладкая поверхность стен, мягкие цвета — голубой и белый. Классицизм отличается красивыми геометрическими формами, дорогими материалами. Часто применяется скульптура и лепнина.

Модерн

«Назад к природе» — лозунг стиля «модерн». Орнамент основан на сильно стилизованных цветах, лебедях, растениях. Символ модерна — изощренная форма цветка цикломена. В начале 20 века стили интерьера стали включать в себя так называемый «новый модерн» — стиль с полным отказом от имеющихся стилевых форм и поиском новых материалов, таких как стекло и железо.

Еще больше советов по дизайну интерьера на sladkiyson.net

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

От модерна к неоклассицизму. Шауб В. В. Часть 2. Неоклассицизм

27 октября 2016 г.

Сегодня мы высоко ценим художественные открытия эпохи модерна, но тогда его экспериментальный характер не вызывал ощущение большого, определяющего стиля, который дал бы прочную основу эстетическим предпочтениям населения столицы.  Можно сказать, что неоклассика появилась как своеобразная реакция «оригинальничанию» модерна. В основе именно петербургского неоклассицизма лежит ретроспективное утверждение «большого стиля» классики, имеющего для города фундаментальное, если не сказать сакральное, значение, как его стилеобразующей концепции. Неоклассицизм явился самым крупным направлением, основанным на собственном наследии.

В общем ряду многих передовых архитекторов того времени (И.Фомин, Ф.Лидваль, А.Щусев и др.), Шауб также эволюционирует из модерна в неоклассику.

Неполный ещё поворот к неоклассике можно обнаружить в доходном доме М. Верховского, построенном архитектором в 1910 году (кстати, параллельно с главными модерновыми проектами) в соавторстве с И. Претро.

В здании ещё сквозят черты модерна, но в большинстве преобладают элементы возвращающегося классицизма. В основу композиции положена строгая прямолинейность. Чётко центрированная середина здания выдаётся вперёд с акцентированным ризалитом, подчёркнутым пилястрами, которые поддерживают ступенчатый карниз. Эстетически сооружение характеризуется устойчивой пропорциональностью и симметрией. 

Рустованный первый этаж, очерченный фризом со стилизованным греческим орнаментом, декоративные вставки в виде медальонов и венков с лентами  –

это уже типичные черты, становящегося популярным неоклассицизма. 

Но это ещё стилизация, то есть подражание классицизму, которого так боялись апологеты этого стиля и, которая нещадно критиковалась. Творческие поиски архитекторов неоклассики направлялись не на слепое копирование деталей, но на понимание и выявление смысла и духа самой классики в её основах. Стилизация противоречила стилю, а стиль надо было найти.

Более взвешенные решения в поисках стилеобразующих оснований классицизма появляются в последующих работах архитектора.

В доходном доме А. Никольского (1913 г.) скромные и непроявленные элементы классицизма становятся более яркими и определёнными. Смелее архитектором используются академические штрихи, которые, казалось бы, уже забыты за дерзкими экспериментами модерна. 

Здесь уже отчетливее проступает сдержанная холодность классики. Вводится колонный портик, завершающийся треугольным фронтоном с декоративными лентами. Последовательно чередуются классицистические медальоны и венки, окна оформляются прямыми сандриками на кронштейнах или замками. Только полуциркульные эркеры разбавляют строгий тон здания. 

Как уже отмечалось, часто выбор в пользу того или иного стиля решался в соответствие с архитектурной средой определённого района Петербурга. В 1910-х годах Петроградская сторона, в особенности Каменноостровский проспект, становятся своеобразной галереей архитектурной неоклассики. На Большом проспекте пышным и солидным фасадом представлен доходный дом А. Антоновой. 

Менее строгое, чем дом Никольского, здание включает, помимо классицистических деталей, элементы барокко. Причём, исполнено достаточно произвольно, без объединяющей стилевой строгости. Более классицистический центр фасада выдаётся на фоне боковых частей фасада, решённых в необарочном духе. В целом, общая композиция не выдержана, снова наблюдается возврат к эклектике.  

Завершает серию неоклассичекого периода архитектора доходный дом П. Кузьмина и Н. Цвылева, построенный в 1914 году. Именно в этом доме Шауб прожил последние двадцать лет своей жизни.

Здесь снова возврат к утверждающей сдержанности классицизма. Даже цветовое решение согласуется с потребностью в чём-то строгом, прочном. 

По причине того, что дом стоит на Набережной реки Фонтанки и, поэтому необозрим целиком, те элементы, которые обычно располагаются в центре фасада, были смещены на угол. Таким образом, лицевая часть смотрит на нас по направлению улицы, навстречу, из чего складывается впечатление, что дом повёрнут в профиль.  

В последующие годы В. Шауб работал над созданием новейшего типа сооружений – кинотеатров. В частности, ему принадлежит здание кинематографа «Пикадилли» на Невском, ныне известное как «Аврора». Это ещё раз подтверждает, насколько он был гибким и в инженерном, и в художественном плане.

После революции он не примыкает к передовым архитектурным движениям. Работает архитектором преимущественно на заводах и фабриках. Понятно, что здесь уже было не развернуться человеку, столь привыкшему к работе над частными проектами, привыкшему к возможности нести свой почерк и свою индивидуальность. Тем не менее, уже в зрелые годы, он активно работал, давал консультации, участвовал в экспертизах, сотрудничал в различных проектных организациях, в том числе в Ленпроекте. Даже вполне вероятно, что Шауб стал одним из тех людей, которые, подобно мосту, связали архитектурную преемственность и задали тон всему последующему градостроительству, ведь, как было замечено, основы советского авангарда и следующего за ним неоклассицизма заложили именно люди широкого таланта, подобные выдающемуся петербургскому зодчему Василию Шаубу. 

От модерна к неоклассицизму. Шауб В. В. Часть 1. Модерн.

 

основные черты и разные направления

Модернизм в архитектуре — направление, сфокусированное на поиске новых форм зодчества, отказавшееся от традиционных решений. Основными принципами образования стиля становятся рациональный подход и эргономичность.

Модерн

Модернизм в архитектуре — интересное решение.

Возникновение и особенности стиля

Научно-техническая революция и промышленный прогресс послужили катализатором преобразований во всех сферах жизни общества 19 в. С появлением железобетона и технологий каркасного строительства архитектура ставит перед собой новые глобальные задачи.

Идеологи модернизма создают инженерные технологии, позволяющие увеличить скорость и объем работ до индустриальных масштабов. Теоретики школы создают «концепцию жизни», которая направлена на создание нового общества в соответствии с социалистическими воззрениями.

Модерн или модернизм — как разобраться

Обе школы зародились в одно время, по этой причине их часто путают. Также причиной путаницы являются похожие названия.

Общим признаком является обращение к будущему через взаимодействие с новыми строительными технологиями, материалами. Модерн является последним представителем традиционной архитектуры. От академических стилей он перенял присутствие декоративных элементов, индивидуальность образа. Этот стиль архитектуры претендует на элитарность, каждый его памятник ставит перед собой задачу стать центральной фигурой в зодчестве.

Архитектурный модернизм разрывает связь с классической школой, он обращен к массовому сознанию, потреблению. Индивидуализм и пафос отсутствуют.

Направления модернизма в архитектуре

В начале 20 столетия в мире произошло множество социально-политических преобразований, которые кардинально повлияли на архитектуру. Под влиянием протестных настроений модернизм развивался как отдельное направление.

После Октябрьской революции в СССР находят признание конструктивизм и авангард, индустриализация в Европе формирует футуризм и минимализм, в Латинской Америке широкое распространение получили функционализм и техницизм.

Футуризм

Движение зародилось в Италии. Основоположником архитектурного стиля является Антонио Сант-Элиа. Идеолог стиля создал манифест и спроектировал первые эскизы, проектные работы.

Концепция школы представляет собой открытый взгляд на искусство, культивирующий будущее в отрыве от прошлого и текущего времени. Преобладают идеи унификации и урбанизации, отказ от индивидуализации. Ритмика и динамика линий, скорость, присутствие хроматической гаммы характерны для этого стиля.

Абстрактные идеи стиля не были реализованы на ранних этапах развития модернизма, но нашли широкое практическое применение в урбанизме нового времени. Концепция стиля нашла отражение в проектах Ивана Леонидова. Лазарь Лисицкий, вдохновленный эскизами футуристов, изобрел концепцию горизонтального небоскреба, которая стала основополагающей в высотной архитектуре текущего времени.

Примером стиля является оперный театр в Сиднее, Кафедральный собор в Бразилиа, культурный центр в Чанша.

Стиль авангард

Стиль

Стиль авангард в архитектуре.

Радикальные перемены на рубеже веков порождают новое восприятие архитектуры.

Следуя за художественными воззрениями кубизма и футуризма, авангард отказывается от традиционных принципов градостроительства, противопоставляя себя зодчеству, создает архитектуру новой эры.

Утилитарное назначение и функциональность преобладают над художественным замыслом творчества. Строитель становится организатором пространства и уходит от роли декоратора.

Общие черты стиля отражены в лаконичности линий и общей сдержанности образа, при этом создается контраст за счет противопоставления цвету. Главенствующими материалами становятся стекло, металл и дерево.

Ярчайшими примерами архитектуры авангарда стала резиденция Гаса Гомес в Канкуне, мавзолей Ленина в Москве, культурный центр в Мюлузе.

Конструктивизм

Школа появилась и получила широкое распространение в социалистических странах. Пионерами направления были братья Веснины, Иван Леонидов, Моисей Гинсбург. Школа развивает идеи авангарда. Лаконичный образ обрамлен монументальностью. Большое внимание уделяется геометрии сооружения.

В поздний период разрабатывается функциональный метод проектирования, основанный на математическом подходе соотношения каждой плоскости и ее функции. Инженерами направления впервые были спроектированы общественные сооружения нового образца: дома культуры, общежития, фабрики-кухни. Конструктивизм изучает общественные сооружения, производственные объекты, градостроительные комплексы. Стилем заложена концепция урбанистики.

Первым зданием, отразившим принципы течения, стал павильон всемирной выставки в Великобритании. Самым популярным образцом конструктивизма является Эйфелева башня.

Абстрактный стиль, или абстракционизм

Направление зародилось в Европе. В двадцатых годах Казимир Малевич создал эскизные модели архитектурных сооружений — архитектоны, которые стали прообразами трехмерных моделей.

С их помощью автор транслировал организационную систему для любой архитектуры, без привязки к плоскости. Автор представил возможность восприятия построек из любой точки в пространстве.

Работы Малевича изменили мир архитектуры, позволив работать с объемом в асимметрии. Теории мастера смог реализовать его ученик Лазарь Лисицкий. Идеи абстракционизма оказали большое влияние на создание художественных образов современной архитектуры и дизайна.

Наиболее популярными примерами практического исполнения абстракционизма стали аттракцион «Атриум» в Брюсселе, «Дом ста лиц» в Бильбао, скульптура «Облачные врата» в Чикаго.

Функционализм

Течение строго регламентировало соответствие целевого назначения сооружений их внешнему облику.

Направление создало технологические нормативы и методы распределения, планировки. Упорядочило градостроительные строения в кварталы, а сооружения — в секции.

С появлением функционализма формируется стандартизация жилья, индустриализация архитектуры приобретает образ, близкий к современному. Для стиля характерны использование простых монолитных решений, рационализм в создании конструкции.

Функция

Функционализм в архитектуре.

Минимализм

Концепция школы была создана нидерландским обществом художников. Общие термины и принципы архитектуры отражены в рациональном использовании эргономики сооружения, полном отсутствии декоративных элементов, внимании, акцентированном на инженерных функциях сооружения, где геометрия дополняет свет и объем конструкции, здания имеют большие оконные проемы. Каркасом служат металлоконструкции и стекло.

Широкое распространение течение получило в послевоенное время. После изучения аналогичных тенденций на востоке стиль был дополнен в новое время. Минимализм стал одним из самых популярных направлений нового времени.

Брутализм

Направление позднего модернизма, сформированное в послевоенные годы. Родоначальниками стиля были братья Смитсоны.

Разрушенные войной города Великобритании требовали быстрых и недорогих решений жилищного вопроса. Развитие архитектуры их железобетонных сооружений стало ответом на все вызовы времени. Бетон приобретает широкую популярность и становится главным строительным материалом нового времени.

Идеологами движения был создан стиль, соответствующий всем градостроительным тенденциям и требованиям нового времени. Главными признаками брутализма становятся использование грубых материалов, эффектность композиционных решений, монолитность объема и фактуры. Созданные ранее в теориях модернистов идеи урбанизма находят широкое применение в строительных решениях инженеров школы.

Виднейшими представителями школы стали Бэзил Спенс, Эрно Голдфингер, Ле Корбюзье.

Модернизм в архитектуре Голландии, Де Стейл (De Stijl)

Направление неопластицизма было основано голландскими художниками в 1917 г. Основоположниками движения De Stijl стали Тео ван Дусбург, Ян Вилс, Антони Кок. Школа ставит перед собой задачу развития эстетического сознания через радикальное обновление внутреннего мира человека с помощью всех видов искусства.

Художники обращаются к чистому образу и пренебрегают экспрессивными средствами, эмоциями. В зодчестве идеи авторов отразились через поиск строгих геометрических проекций.

Преобладают следующие цвета:

  • красный;
  • синий;
  • желтый.

В принципах создания инженерных решений направление следовало идеям функционализма. Теория неопластицизма повлияла на авангард, баухаус.

Идеи стиля были воплощены в здании школы в Хильверсуме, доме Шредера в Утрехте.

Модернизм в архитектуре Германии, баухаус

модернизм в архитектуре

Модернизм в архитектуре Германии.

Художественное объединение было создано в 1919 г. в стенах высшей школы строительства в Веймаре. Идеолог движения Вальтер Гропиус разработал базовые идеи дизайна.

Он доказал необходимость взаимодействия всех видов искусств и внедрения технологического процесса в творческую деятельность.

Теоретики движения искали универсальные решения, направленные на функциональное и практичное использование пространства, при этом была учтена художественная составляющая образа.

Множество ранних направлений модернизма получило второе рождение, воплотив теорию в идеях баухауса. Идеи конструктивизма, функционализма и футуризма были собраны в общую концепцию урбанизма и воплощены в первых типовых застройках. После внедрения прикладных технологий в строительный процесс архитектура становится индустриальной.

хай-тек, модерн, классика, барокко, итальянский, прованс, ар-деко, лофт, минимализм, рококо, готика; исторические и современные

Уличная кованая лестница. Фото Кузница 37

Лестница является важной частью любого пространства, где необходим подъем на этаж. Конструкция выполняет практическую и декоративную функции. Поэтому так важно тщательно подходит к выбору дизайна строения, а также к его техническим характеристикам.

Общие сведения

Кованые лестницы обладают целым спектром достоинств: оригинальный и презентабельный дизайн, надежность, продолжительный срок эксплуатации, стойкость к механическим и погодным воздействиям и т.д. Кроме всех перечисленных преимуществ клиенты имеют возможность оценить широкое многообразие видов конструкций из металла.

Существует несколько критериев для классификации художественных строений. Наиболее распространенной типологией является деление лестниц по месту их расположения. Конструкции, располагающиеся в доме могут иметь разнообразные формы, все зависит от площади помещения, окружающей обстановки, а также возможностей и пожеланий клиента. Строения, размещаемые на улице, служат для оформления входной зоны, обеспечивают дополнительный доступ в здание, выступают в качестве декоративного элемента фасада.

Независимо от вида лестница может быть выполнена практически в любом стиле. Но определенное направление в основном присуще внутренним строениям. Каждый стиль имеет индивидуальные характеристики, которые наглядно демонстрируются в изделиях. В статье представлены работы современных мастеров кузнечного дела. Важно помнить, что каждый кузнец обладает собственным видением какого-либо конкретного стиля. Именно подобные точки зрения представлены далее.

Важно! Под понятие «кованая лестница» попадают конструкции, полностью выполненные из металла.

Однако, данный материал обладает специфической характеристикой — так называемой холодностью: визуальной и тактильной. Поэтому цельнометаллические лестницы не совсем удачно смотрятся в интерьере. Они могут «лишать» помещение уюта и тепла. Исключением являются винтовые конструкции, отличающиеся неповторимым внешним видом.

Г-образная кованая лестница. Фото Кузнечный двор

Чаще всего, кованые перила дополняют ступени, выполненные из какого-либо другого материала: древесина, мрамор, стекло. Наиболее популярным сочетанием являются деревянные с ковкой лестницы. Строения, выполненные из двух материалов, также именуют лестницами.

Кроме этого, следует сделать акцент на еще одном важном моменте. Некоторые элементы, свойственные каждому отдельному стилю, часто имеют затейливые орнаменты. Из витиеватых линий и форм сложно сделать удобные и комфортные для передвижения металлические ступени. Следовательно, основной частью конструкции, демонстрирующей характеристики определенного стиля, являются перила.

Именно поэтому в статье представлены не только кованые лестницы, но и лестницы с коваными перилами, выполненные в различных стилях.

Стили

Ампир

Ампир сформировался во времена Наполеона I. Кованые лестницы, выполненные в императорском стиле, отличает изобилие геометрических элементов с плавными прямыми линиями и гладких прутьев. Ампиру свойственно помпезность и торжественность в сочетании со строгостью и простотой, а также комбинации меандров с растительными мотивами. Рисунок отличается симметрией. Характерным элементом является волюта вытянутой формы.

Кованые перила и ограждение. Стиль Ампир. Фото Stal In

Ар-деко

Ар-деко — стиль, сложившийся в первой половине 20 века. Направление представляет собой сочетание модерна с неоклассицизмом. Ар-деко отличают строгие вертикальные линии с закругленными углами. В орнаменте присутствуют декоративные зигзаги. Типичными элементами являются абстракции и экспрессия.

Кованые перила в стиле ар-деко. Фото Рейри

Барокко

Барокко свойственно изобилие замысловатых узоров и сложных форм. Большое количество деталей формирует пышность, изящество и торжественность стиля. Листья, спирали, розетки, волюты складываются в композицию непередаваемой красоты, в великолепные сплетения зарослей. Рисунок отличается шиком и помпезностью. В качестве типичного элемента выступает завиток.

Кованые перила на крыльце. Стиль Барокко. Фото Мастерская изящной ковки

Готика

Готический стиль, зародившийся в Средневековье, отличает острота линий и устремленность элементов вверх: острые шипы, пики и стрелы направлены в небо. Кованые лестницы характеризуются устрашающей величественностью. Узкие просветы между прутьев сложного профиля часто образуют просечки, т.е. пересечение отдельных деталей. Типичными элементами являются лилии, розетки и трилистники.

Кованая винтовая лестница в готическом стиле. Фото Алоис

Итальянский (Ренессанс)

Характерным элементом стиля Ренессанс является круглый пруток, из которого формируются спирали и разветвления с листьями и цветами на концах. В местах пересечения прутков образовываются просечки и деталь «восьмерка». Результатом является возникновение прочной и легкой решетки. В качестве декоративных элементов выступают спирали, листья, волюты.

Кованые перила выполнены в стиле Ренессанс. Фото Цитадель

Кантри

Кантри — стиль сельской культуры Англии — зародился в 19 веке. Характерными чертами являются сдержанность и уют. Сочетание и тесное взаимодействие дерева и кованого металла отличает кантри от других направлений.

Кованые перила в стиле кантри. Фото Рейри

Классика

В 18 веке на смену барокко приходит классицизм, который характеризуется лаконичностью и строгостью. В кованых лестницах преобладают четкие формы, уравновешенность и целостность композиции, симметрия. В качестве декоративных элементов выступает виноградная лоза, цветы, копья, меандр.

Кованые перила в стиле классицизм. Фото Мастерская изящной ковки

Колониальный стиль

Стиль зародился в историческую эпоху колониальных завоеваний. В результате направлению свойственен синтез европейской и туземной культур. Детали отличаются экзотикой, богатство форм сочетается с практичностью.

Кованые перила в колониальном стиле. Компания Рейри

Лофт

Лофт представляет собой современный прогрессивный стиль, характеризующийся простотой выражения и минимализмом, художественной грубостью и наличием урбанистических мотивов, отторжением пафоса и гламура.

Кованая винтовая лестница в стиле лофт. Фото Цитадель

Минимализм

Минимализм — современный стиль, обрел наибольшую популярность в конце 20 — начале 21 века. Направлению свойственна лаконичность, отказ от любой сложности, минимальная или отсутствие декоративности.

Кованая лестница в золотом цвете, стиль минимализм. Фото TWO BROTHERS

Модерн

На рубеже 19-20 веков зарождается модерн. Стилю характерны пластичные очертания, лишенные углов, с ярко выраженной асимметрией, изобилие природных форм и растительных мотивов, особенно почитаются ирисы и орхидеи. Модерн полистиличен, т.е. объединяет в себе множество направлений. Типичным элементом является «удар бича» — линия, имитирующая изгиб стебля цветка цикламена.

Кованые перила на крыльце. Стиль модерн. Фото Архи-М

Модерн имеет несколько «имен», в разных странах направление имеет собственное название: югендстиль (Германия), ар-нуво (Франция), модерн стайл (Англия), тиффани (США), либерти (Италия), макинтош (Шотландия), сецессион (Австрия).

Постмодернизм

Во второй половине 20 века формируется постмодернизм — стиль, призванный стать противопоставлением модерну. Направлению характерна полистиличность. Типичным элементом являются аллюзии, т.е фигуры, содержащие намек на всевозможные культурные явления прошлого, настоящего и будущего.

Кованые перила в стиле постмодернизм. Фото Рейри

Прованс

Прованс ярко демонстрирует дух провинциальной Франции. Стилю свойственны яркость, романтика и роскошь, светлые тона, цветочные узоры, изобилие декора.

Кованое лестничное ограждение и перила внутри дома. Забежные ступени. Стиль прованс. Компания Рейри

Рококо

Основой для рококо служит легкомысленная декоративность. Типичными элементами являются тонкие листья и прутья, придающие формам элегантную игривость. Стиль характеризуется асимметрией рисунка, все свободное пространство орнамента занимают завитки, гирлянды, букеты и фестоны.

Кованые перила в стиле рококо. Компания ТехИнКов

Романский стиль

Романский стиль отличается суровой основательностью и массивностью, строгой простотой форм, плотными и симметричными рисунками, полукруглыми арками и волютами.

Русский стиль

Стиль выражает традиции русского народного творчества. Отличительными чертами направления является растительная символика и орнаменты, которые присущи русской национальной культуры. Наиболее часто повторяющийся узор — луковицы с цветком в сердцевине.

Русско-византийский

Русско-византийский стиль сформировался в 19 веке, основой направления является культурно-исторический союз России и Византии. Стиль отличается сложностью и величественностью, изобилием растительных мотивов, симметрией, плотностью и замысловатостью узоров, наполненных мелкими элементами.

Кованые перила в русско-византийском стиле. Компания Рейри

Стимпанк

Современный стиль, вдохновением для которого служит научная фантастика. В основе направления лежит культ машин. Формам свойственна строгость и геометрия.

Кованая винтовая лестница в стиле стимпанк. Фото Цитадель

Фахверк

Фахверк — стиль, зародившийся в 15 веке в Германии. Направление характеризуется наличием сельских и народных элементов декора и присутствием деталей из других стилей.

Кованые перила в стиле фахверк. Компания Рейри

Фьюжн

Стиль, зародившийся в 90-х годах 20 века, сочетает в себе идеи, формы и цвета современных и исторических направлений. Элементы отличаются причудливостью и эмоциональностью.

Кованое лестничное ограждение и перила в стиле фьюжн. Компания Рейри

Хай-тек

Стилю характерны сдержанность, максимальная функциональность, простота и строгость форм, соединение кованого металла с современными материалами и технологиями. Направление является символом прогресса.

Кованая винтовая лестнице в стиле хай-тек. Фото Цитадель

Шале

Стилю характерны элементы сельской культуры альпийских деревень и комфортабельных коттеджей, расположенных там. Кованые изделия сочетают в себе благородство и уютную простоту.

Кованые перила в стиле шале. Компания Рейри

Эклектика

Эклектика представляет собой собирательный стиль, для которого характерно использование элементов разных направлений: старых и новых, исторических и современных.

Кованые перила в стиле эклектика. Фото Мастерская изящной ковки

Справка. Иллюстрации кованых изделий, выполненных в различных стилях, представлены в разделе «Фото лестниц». Некоторые из них представлены в слайдшоу ниже.

Своими руками

При наличии у исполнителя определенных знаний и навыков возможно изготовление кованой лестницы самостоятельно. О том, как сделать своими руками конструкцию любой конфигурации, вы можете узнать, изучив видеообзоры от мастеров кузнечного ремесла.

Для самостоятельного производства конструкции мастеру потребуется эскиз, оборудование и инструмент, элементы кованых лестниц, которые можно изготовить своими руками или купить готовые, специальные покрытия для покраски ковки, крепежные изделия для монтажа.

В зависимости от технологии, в соответствии с которой осуществляется обработка металла, исполнителю потребуется разный набор оснащения и приспособлений. Горячая ковка требует применения горна (для нагрева металлических заготовок), наковальни и молотка.  Холодная ковка выполняется на специальных станках с автоматическим или ручным управлением.

Где заказать, купить

Компании, представленные в разделе «Где заказать кованые лестницы», предлагают широкий ассортимент кованых лестниц. Кроме этого, мастера могут создать оригинальный проект по индивидуальному запросу клиента.

Разделы: Лестницы

Метки: perila kovany`e dlia lestneytcy`, Винтовые лестницы, Деревянные лестницы с ковкой, Лестницы в домах, Уличные лестницы

прованс, арт деко, модерн, классицизм и других

Меблировка кухни — очень ответственное дело. Производители предлагают покупателю несколько сотен моделей стильных обеденных столов, поэтому растеряться может каждый, делая выбор между ними. Попробуем оставить полезный путеводитель по популярным стилям обеденных зон и их особенностям.

Как выбрать стол в прованском стиле и его особенности

Если вы хотите окунуться в атмосферу покоя, уюта, гармонии с миром, выбирайте для меблировки кухни обеденный стол в стиле прованс. Подходит натурам, предпочитающим сельские нотки в интерьере, романтику.

Обеденный стол во французском кантри должен быть легким, простым, изящным. Мебель легко перемещается туда, где она больше всего необходима в этот момент.

Визитная карточка прованса — это натуральность материала. Можно использовать дерево, камень, стекло. Наибольшей популярностью пользуются плетеные стулья в комплекте с массивным деревянным столом, с необработанной текстурой или окрашенным.

Цветовая гамма обеденных зон приближена к природным оттенкам. Лучше выбирать светлые оттенки: белый, светло-коричневый, ярко-желтый, зеленый, небесный.

На небольших кухнях устанавливают прямоугольные или квадратные столы. Иногда роль столешницы выполняет широкий подоконник. Табуретки обивают тканью, на лавочки можно положить мягкие подушки.

Габаритные площади можно меблировать круглыми столами в комплекте с устойчивыми стульями из дерева и металла.

Как выбрать стол в стиле арт деко и его особенности

Подразумевает роскошную атмосферу, нарядную мебель, отделку интерьера. Эффектнее смотрится в гостиных большой площади.

Столы в стиле арт деко используются не только как место для семейных обедов, но и четко разграничивают зоны комнаты. Форма столешница должна быть строго геометрической, не допускаются овальные и круглые линии. В оформлении стола должна присутствовать «рамочность«.

Характерными цветовыми решениями являются сочетания черного и белого, можно использовать нейтральные оттенки: молочный, бежевый, серый. Золотые, коричневые тона используются в светлых и масштабных помещениях.

Обеденный стол лучше выполнить из металла, блестящей хромированной стали, стекла. Если используется камень, то только натуральный. ДСП и МДФ должны имитировать натуральную древесину.

Арт деко любит блеск. Столешница из латуни и бронзы, с хрустальными вставками, покрытая керамикой будет смотреться великолепно.

Как выбрать стол в скандинавском стиле и его особенности

Кому-то скандинавский стиль может показаться скучным, слишком безрадостным. Основными чертами являются:

  • Практичность.
  • Функциональность.
  • Обширное пространство, много света.
  • Минимум декора.
  • Использование натуральных материалов для мебели.

Для столовых в скандинавском стиле используют светлые оттенки. Основным считается белый цвет. Для столешницы можно использовать оттенки белоснежного: кремовый, оттенок  слоновой кости, белого песка. Голубой, светло-зеленый, черный, темно-коричневый используются для акцента на декоре.

Столешница из массива дерева, окрашенная в белый цвет, будет лучшим вариантом для меблировки кухни в северном стиле. Обеденная зона эконом варианта может быть выполнена из ДСП, МДФ. Столешница из камня может быть не однотонной, выбирайте светлый материал и с крапинками.

На маленькой кухне поставьте стол-трансформер из дуба, ясеня, березы. Подойдет компактная барная стойка или стол-полка.

Форма столешницы не имеет значение. Единственное от чего стоит отказаться, это необычные геометрические линии, асимметрии.

Как выбрать стол в стиле классицизм и его особенности

Настроение помещению для сбора всей семьи за ужином задают характерные черты стильной классики интерьера:

  • Применяются натуральные материалы для изготовления мебели.
  • Обилие декора, резных деталей столешницы.
  • Строгие, прямые линии.
  • Антикварные изделия.
  • Ненасыщенная палитра.

Обеденные столы в классическом стиле чаще делают из массива дуба, ольхи, бука. Декорируют ножки и рабочую поверхность резными элементами.

Мебель отличается громоздкостью, строгостью. Размер столешницы должен быть внушительным. Для небольших помещений используют раздвижные, раскладные конструкции прямоугольной или квадратной формы. Они вместительны и функциональны.

Отличным решением меблировки кухни в классическом стиле будет мраморная столешница, украшенная концептуальным декором.

В классическом стиле нет плавности, переходов. Прямоугольные формы, квадратные столы на 4-х ножках придают интерьеру стабильность, атмосферу строгости и педантичности.

Для окрашивания обеденной зоны выбирайте натуральные оттенки, контраст белого, черного.

Как выбрать стол в стиле модерн и его особенности

Модерн — это современная классика в интерьере. Он близок минимализму, техно стилю. Модерн подходит для небольших гостиных в большей степени. Большие гостиные лучше оформлять в классическом стиле или арт декор.

Отличительными особенностями обеденных столов в стиле модерн являются:

  • Смелое сочетание оттенков.
  • Функциональность.
  • Блеск, гладкость поверхностей.
  • Обилие современных материалов.
  • Присутствуют плавные и строгие линии.
  • Отсутствие всего лишнего, в том числе декора и аксессуаров.

Столешницы в стиле модерн выполняются из пластика, металла, стали. Их окрашивают нейтральными оттенками, смело сочетая с яркой полировкой.

Подойдут угловые столы изогнутой формы. Металлические раскладные столы, отполированные до блеска, устанавливают в небольшие гостиные. Они функциональны и строгие на вид одновременно.

Столешницы из прозрачного и окрашенного стекла могут быть прямоугольной, квадратной, овальной формы. Если их установить на хромированную опору и натереть до блеска, то стиль модерн исполнит свою функцию максимально полно.

Не бойтесь экспериментировать с цветом. Разноцветные пластиковые столы отлично сочетаются с однотонным гарнитуром, окрашенным в строгий и холодный белый или черный цвет.

Кантри стол в современной обеденной зоне

Деревенский интерьер в стиле кантри имеет несколько отличительных особенностей:

  • Используется мебель ручной работы.
  • Уместны узоры, цветочные мотивы для декора.
  • Простота, уют, тепло.
  • Налет старины.
  • Натуральные материалы.
  • Использование элементов самобытности. Например, для русского кантри характерны гжель, расписные столешницы, жостковская роспись.

Главная черта кухонной мебели в современном стиле кантри — это простота и легкость. Обеденные столы должны быть среднего размера, рассчитанные на 4-6 персон. Для декорирования поверхности используйте филенку, стеклянные вставки, шпон.

Подойдет раттанговый или стильный кованый стол натурального оттенка. Для окрашивания обеденной зоны минимизируйте использование темных цветов. Черный в кантри вообще неуместен.

Белый замените на кремовый, молочный. Не украшайте столешницу или опоры цветными вставками, завитками, рамками из золота и стали.

Любителям кантри придется отказаться от современных искусственных материалов для изготовления мебели. Это пластик, ДСП, хромированная сталь.

Стильные раздвижные и раскладные столы на дизайнерской кухне кантри сочетают в себе зону для семейного обеда и места для сбора большого количества гостей.  Это могут быть деревянные конструкции, столы из МДФ, антикварные модели.

Стремление к минимализму в обеденной зоне

Минималистичные черты в стиле минимализм зрительно растворяют в пространстве элементы мебели. Кухня выглядит просторной, наполняется воздухом. Минимализм отлично подходит для гостиных в небольших квартирах, студий, объединенных помещений.

Меблировка кухни в стиле минимализм происходит по следующим правилам:

  • Минимум декора.
  • Четкость линий.
  • Лаконичность.
  • Функциональность.
  • Грамотное зонирование.
  • Использование подручных предметов в интерьере.

Обеденный стола в стиле минимализм простой и функциональный. Идеальным вариантом будет стол-трансформер из пластики или металла.

Используйте столешницу прямоугольной формы из искусственного камня и пластика. Черный, серый и белый оттенки впишутся в строгую, аскетичную кухню идеально. Важно соблюдать однотонность предметов интерьера.

В качестве материала можно использовать стекло, металл, МДФ. Оригинально смотрится стеклянная столешница на хромированной опоре. Она смотрится легко, не загромождает пространство.

Главное правило, которым вы должны руководствоваться при выборе обеденного стола любого стиля, это гармония внешнего вида мебели, интерьера и внутреннего состояния хозяев кухни. Выбирайте стильные модели, не бойтесь экспериментировать или показаться чрезмерно оригинальным или скучным.

5. Стиль Модерн в Западной Европе

Модерн — период развития европейского искусства на рубеже XIX-ХХ веков, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество искусству второй половины XIX столетия. Хронологические рамки искусства модерна очень узки: приблизительно 1886-1914 годы. Модерн — это не один какой-либо стиль, а множество различных стилей и течений, составляющих период, может быть, не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI в. Рубеж ХIХ-ХХ веков имел «значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начавшийся еще в античности. Несомненно, то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей. Однако, несомненно, и другое — именно это искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой художественной культуре XX столетия» [21, с. 9]. Период Модерна можно сравнить и с эпохой XVII-XVIII вв., конечно не по объему созданных ценностей, а по логике развития художественных идей. Так же, как и тогда — классицизм, барокко, рококо и снова неоклассицизм, искусство конца XIX в. обобщало опыт всего предыдущего художественного развития.

Если в следующие годы этот период казался только странным, болезненным и упадочным, то уже через несколько десятилетий, в середине XX в., стало понятно, что, именно, тогда происходили важные процессы накопления и осмысления новых художественных идей, поиска форм, сближения различных видов и жанров искусства. Художники модерна своей дерзостью ломали все привычные границы. Их художественное мышление характеризовалось удивительно быстрым ростом. Поэтому, как заметила А. Русакова, немецкое им выражение «Jahrhundertwende» — «поворот столетий» точнее определяет содержание этого переходного периода, чем традиционное французское «fin de siecle» — «конец века» [51, с. 49]. Тенденция к синтезу художественных достижений предшествующих веков объясняет также, почему для искусства Модерна не существовало какого-либо одного исторического источника, как это случилось, к примеру, с Классицизмом, Неоготическим, или неорусским стилем. Модерн стремился впитать в себя все. Но у искусства модерна были свои предтечи. В их числе часто называют У. Морриса, Дж. Рёскина, английских графиков Крэйна и Блейка.

На искусство модерна возлагались большие надежды. После длительного периода эклектики искали его историко-культурное обоснование. В этом уже было противоречие: с одной стороны — стремление к новаторству, а с другой — оглядка назад. Многие тогда видели в «стиле модерн» некий «венец художественного развития» европейской культуры, единый интернациональный стиль. Волнистые линии орнаментики Ар Нуво сравнивали с крито-микенским искусством. «Модерн» находили у этрусков, в итальянском Маньеризме конца XVI в., в стиле интернациональной или «пламенеющей готики». Модерн сравнивали с рококо, не замечая при этом того художественного разлада, которого не было ни в искусстве древности, ни даже в маньеризме или рококо в период их «классического» развития.

Поэтому, термин «модерн» правильнее употреблять по отношению к определенному историческому периоду, а не к стилю, аналогично понятиям «античность», «средневековье», «ренессанс». Не случайно еще в начале века модерн называли не художественным стилем, а «стилем жизни», так как новые веяния пронизывали собой все стороны существования человека. Г.Стернин выдвинул идею, что «модерн как научный термин уместнее ставить в ряд не с чисто стилевыми категориями, а таким историко-культурным понятием, как бидермайер. Можно сказать, что бидермайер и модерн это начало и конец целой исторической фазы романтизма»[58, с. 7]. И действительно, Романтизм был главным содержанием «эпохи модерна», так же как он характеризовал период бидермайера начала XIX столетия. Модерн — это сказочность, миф, мир иллюзий, быть может, чем-то похожий на эпоху Готики. Ведь неоготика была одним из важных стилевых течений искусства модерна. Идеалы модерна не смогли реализоваться в сложную переходную эпоху конца XIX — начала XX вв. Они только отразились по-разному в его многообразных течениях. Эти течения были не только разными, но, подчас, взаимоисключающими, противоречивыми и, тем не менее, переплетающимися между собой: орнаментальное и конструктивное, флореальное и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное.

Среди основных течений искусства модерна обычно выделяют: флореальное искусство или «Ар Нуво», неоромантическое (национально-романтическое), рациональное или геометрическое, «неопластицизм» или «органическую архитектуру», неоклассицизм.

Все эти течения объединяло общее мировоззрение «fin de siecle», отличающееся, с одной стороны растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой — настойчивыми поисками нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством. Это приводило к двояким последствиям. Распространению мещанских вкусов, неимоверной пошлости, проникающей даже в творчество выдающихся художников, и утонченного символизма, мистики, изысканности изобразительных средств, ставших доступными потребителям искусства. Все это удивительным образом соединилось в модерне и в целом выражалось в стремлении ко всему необычному, странному, фантастическому, иногда болезненному и отталкивающему. Модерн называли «последней фазой искусства прошлого века, вздохом умирающего столетия» [60, с. 70]. Но бесспорно, но также и то, что модерн ознаменовал собой начало нового искусства. Поэтому «художникам приходилось расплачиваться за модерн, и преодолевать его, и одновременно благодарить за то, что какие-то пути вперед были намечены» [52, с. 270].

Главной особенностью искусства модерна является то, что новое в нем формировалось, прежде всего, в области архитектуры, декоративного и прикладного искусства, но не столько самими архитекторами, сколько живописцами и графиками. Точно так же в XVIII в.в. эпоху Рококо, творцами нового стиля были живописцы и рисовальщики, подчинившие придуманному ими мотиву рокайля всю архитектуру, скульптуру, мебель. Через полтора столетия новый, но чем-то похожий на все тот же завиток мотив изогнутых линий стал определяющим формальным элементом во всех видах искусства. Первый шаг в этом направлении был английскими графиками и архитекторами (Макмардо Артур; Крэйн Уолтер; Имейдж Селвин), затем бельгийцами, парижскими, венскими и мюнхенскими художниками. Их объединило общее неприятие отбивших академических норм и попыток реанимировать их за счет возрождения старых стилей. Им представлялся тупиковым путь прерафаэлитов, усилия Дж. Рёскина и У. Морриса по возрождению традиций средневекового ручного ремесла. Они обратились не к прошлому искусства и не к будущему, которого еще не видели, а к природе. Отсюда первое, натуралистическое, «флореальное», течение искусства Модерна. В нем копировались природные формы, прежде всего, растительные, с подчеркиванием их динамики, движения, роста — линии вьющихся, волнистых растений: лилий, камыша, цикламенов, ирисов.

В архитектуре изогнутую линию впервые применил бельгиец В. Орта в интерьерах особняка Тассель (1893). В 1895г. ученый-натуралист и художник X. Обрист выполнил гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цветка цикламена. Журналисты окрестили эту характерно изогнутую линию «удар бича». С этих пор она стала главным признаком «нового стиля».

Большое значение имело также давнее знакомство бельгийцев и французов с восточным, в особенности японским искусством. Изысканная пластика линий и декоративность цветовых пятен японских гравюр оказала в свое время воздействие на прерафаэлитов, затем Э. Мане и импрессионистов, постимпрессионистов. А после выхода в свет монографии Э. Гонкура о К. Утамаро (1891) «японизмы» стали всеобщей модой. Любимые мотивы художников модерна — морская волна, лебединая шея, томные женские фигуры с распушенными волнистыми волосами, извивами рук, в развивающихся складках одежд.

С 1881г. в Брюсселе О. Маусом издавался журнал «Современное искусство» («L’Art Moderne»). На его страницах впервые появился термин «новое искусство» («L’Art Nouveau»). В 1894г. этот термин сделал программным в своем творчестве бельгийский живописец, а затем архитектор А. Ван де Велде. Этот выдающийся мастер провозгласил знаменитый лозунг «Назад к природе», ставший одним из основных девизов «нового стиля».

Ван де Велде утверждал, что естественная эволюция художественного мышления, не нарушаемая искусственными попытками повернуть назад, всегда приводит к появлению нового оригинального стиля. Ван де Велде стремился выразить свое ощущение этого стиля целостно, во всем, от живописи и графики до проектирования зданий, оформления интерьера, мебели, светильников, посуды, декоративных панно, книжных переплетов и даже собственноручно им выполненного платья для своей жены, гармонирующего со всей обстановкой дома. В дальнейшем это стало главным принципом искусства модерна. Сообразуясь с орнаментальной эстетикой «нового стиля», архитекторы вынуждены были задумывать и воплощать свои проекты целиком, вплоть до «последнего гвоздя»: дверной ручки, светильника, оконного переплета или вентиляционной решетки, которая неожиданно могла стать главным декоративным акцентом всего ансамбля. Модерн эволюционировал стремительно, что особенно хорошо видно на примере творчества Ван де Велде. Начав с живописи, он затем бросает «бесцельное изобразительное искусство» и весь отдается стихии орнамента «удара бича». Но всего через два-три года, как и другие художники, почти полностью освобождается от орнаментальности, которая, казалось, была неотъемлемым свойством стиля, пытается создавать формы без орнаментальной косметики, сами в себе несущие «флореальное» начало. Потом, еще более неожиданно, изогнутые линии вообще исчезают, уступая место прямым углам, плоскостям, квадратам и кругам.

Во Франции произведения художников «нового стиля» пропагандировались благодаря деятельности С. Бинга, открывшего в 1895г. магазин «Maison de L’Art Nouveau», где, наряду с образцами восточного искусства, можно было увидеть изделия Ван де Велде, Э. Грассе, Р. Лалика. Л. К. Тиффани. Выдающимся художником модерна был Э. Галле.

В Австрии модерн называли «сецессион» (от латинского secessio — отделение, уход), так как движение за новое искусство началось с демонстративного выхода группы молодых художников из состава выставочной организации «Glaspalast» («Хрустальный дворец») в знак протеста против рутины академизма. Основателями венского Сецессиона были живописец Г. Климт и архитектор О. Вагнер (1898).

Близкое польское название: сецесия (secesja).

В Германии «новый стиль» назывался «югендштилъ» (молодой стиль) от имени журнала «Jugend», вокруг которого группировались прогрессивно мыслящие художники. В Италии за модерном утвердилось название «либерти» («Liberty») по имени владельца английской фирмы, насаждавшей в этой стране «новый стиль».

На бельгийский и венский модерн сильное влияние оказало как восточное, японское искусство, рекламировавшееся Бингом, так и новое, рациональное и конструктивное искусство шотландцев, в частности Ч. Макинтоша, выставки которого с огромным успехом прошли в 1901 г. в Вене и в 1902-1903 гг. в Москве. Под воздействием прямых линий мебели Макинтоша даже ярый «флореалист» В.Орта сказал: «Я отошел от цветов и листьев и занялся стеблями и палками».

Стилистически многообразно романтическое мышление проявилось в русском модерне. Гениальным архитектором московского модерна был Ф. Шехтель. Но Настроения модерна, так или иначе, захватили всех русских художников, в том числе и многих живописцев. Наиболее ярким Представителем романтики модерна в живописи был М.Врубель. Характерно, что таланты Шехтеля и Врубеля соединились в Работе над особняком 3.Морозовой в Москве (1893). В этом удивительном здании главная лестница выполнена в романтической стилизации под формы готики, парадный зал — в формах ампира, а гостиная — в стиле рококо (уже четвертого по счету, после периодов «второго» и «третьего рококо» в Европе). Причем эти вымышленные интерьеры обставлялись подлинной музейной мебелью. Это было типично романтическое ретроспективное мышление. Декоративные росписи и витраж Врубеля в особняке Морозовой искусно стилизованы под средневековье. Подобную особенность художественного мышления точнее называть не стилизацией, а историзмом, в котором «готические» формы являются свободными романтическими фантазиями на историческую тему. Врубель был настоящим романтиком, «рыцарем средневековья», ощущавшимся им не как прошлое, а как живое настоящее. Для русского модерна было также характерно тесное переплетение жанров и видов искусства. Врубель много занимался майоликой, а о своей картине «Сирень» он сказал, что не хотел бы, чтобы она попала в музей, потому что «музей — это покойницкая», а желал бы видеть ее «вделанной в стену в жилом доме, чтобы она совершенно слилась со стеной» [61, с.120]. Стремление русских художников к организации целостной «художественно-романтической» среды проявилось в необычайно ярком явлении культуры «fin de siecle» — знаменитых «дягилевских сезонах» в Париже. Балетные постановки С. Дягилева с их соединением театра, музыки, искусства костюма и декорации называли «утонченной стилизацией модерна». Национальные мотивы, стремление к созданию неорусского стиля проявились в деятельности абрамцевского кружка и мастерских Талашкино. Причем характерно, что ретроспективизм «русского стиля», к примеру в графике Е. Поленовой, соединялся с интернациональными приемами стилизации и обобщения формы, выработанными английским модерном У. Крэйна или французским Ар Нуво. Это говорит о том, отдельные течения в искусстве Модерна не существовали изолированно, а тесно взаимодействовали. Общие тенденции сближали творчество столь разных художников, как О. Вагнер и Ф. Шехтель, Г. Климт и М. Врубель, А. Ван де Велде и Л. Бакст. Их соединяло настойчивое стремление к эстетизации отдельных формальных приемов: «органогенности», плоскостности, орнаментальности. Вот почему, наряду с термином «период модерна» возможно использование понятия «стиль модерн», объединяющего в себе то новое, что появилось в те годы в искусстве разных стран.

Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, как это было в период Историзма второй половины XIX в., а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу. Таким началом могло служить все что угодно: исторические и национальные стили, элементы народного и примитивного искусства (Абрамцево, Талашкино), природные формы (флореальное течение), геометрический мотив («Венские Мастерские», И. Хоффманн), новые конструкции и свойства новых материалов — стали, стекла, бетона (конструктивное течение). В каждом случае художники модерна искали целостности, органичности, гармонии ансамблевых решений — изображения и плоскости, отсюда декоративность рельефов и росписей, как бы вырастающих из поверхности стен зданий; орнамента и конструкции — «орнаментализации» конструктивных элементов стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства, интерьера и экстерьера.

В искусстве модерна декорация начала отделяться от конструкции и становиться самоцелью. Отсюда безудержная прихотливость орнамента, нарушающего всякую тектонику вещи, на первых стадиях развития искусства Модерна, общая атектоничность композиции — на втором. В более глубоком смысле следование «новому стилю означало стремление к созданию «нового стиля жизни» — художественного «синтеза окружающей человека среды, пространства и времени, в котором он живет, а это воистину задача «Большого стиля». Вот откуда «фанатизм стиля», характерный для человека «поворота столетий». Это объясняет и пристрастие художников модерна к «вечным философским темам бытия», таинственной, часто мрачной символике, ощущению тайны. Ведь создатели нового декора из стилизованных растительных форм Орта, Ван де Велде придающих ему не только формальное, но и символическое значение. Этот декор лишь внешне, хотя подчас и очень «натурально», изображает растения, но, прежде всего символически преображает самые заурядные конструкции из дерева, железа и бетона, объединяя в единое целое конструкцию, форму и стилизованную поверхность, что и определяет их принципиальную атектоничность, пластицизм. Метод художественной стилизации и вывел искусство модерна в разряд романтического. Так, причудливые «цветы» из металла Э.Гимара у входов в парижское метро совершенно новые формы, лишь ассоциирующиеся, но никак не изображающие реальные растения. И даже, когда романтизм выражен, не столь явно, например, в неоклассическом течении модерна, архитектура этого периода выглядит более задушевной и теплой, чем холодный и чопорный ампир начала XIX столетия.

Особое место занимал в искусстве модерна символизм. В качестве самостоятельного художественного течения символизм получил развитие преимущественно в литературе, в особенности в поэзии начале XX века. В России этот период получил звание «серебряного века», во Франции символизм быстро переродился в сюрреализм. Изобразительное искусство по своей природе менее подходит для выражения символистских образов, туманных и неясных, поэтому живописцы и графики, считавшие себя символистами, как, например. Ф. фон Штук, часто впадали в салонный, но слащавый натурализм с примесью пошловатых аллегорий, с двусмысленной, примитивной эротикой. Однако в архитектуре символизм принес неожиданные плоды. Наиболее фантастические формы символизм модерна приобрел в Испании, в творчестве гениального архитектора-символиста А. Гауди. Его невероятные, с точки зрения здравого смысла, произведения -нечто среднее между реминисценциями средневековья и плодом сюрреалистического воображения, свойственного национальному католическому мистицизму Испании. Стиль Гауди назвали «каталонским модернизмом».

В искусстве модерна с большой силой проявился сентиментализм и пессимизм, недаром в России «стиль модерн» грустно именовали «вообще последним стилем». Трагическое противоречие, «безысходность» Модерна состояла в том, что искусство этого периода разрывалось между идеальными устремлениями стилизации жизни, художественного синтеза, символизмом форм и рационализмом, прагматизмом технического века. Отсюда все несуразности, противоречия, надломленность и даже порочность многих произведений художников модерна.

В последние годы, накануне первой мировой войны, искусство модерна, главным образом архитектура, сменило свою пластичность, «органогенность» на конструктивную ясность, простоту, рациональность, аскетизм. Возникло течение «модерн-классицизм», или модернизированная классика, представленное в Петербурге творчеством Ф. Лидваля, М. Лялевича, А. фон Гогена, Н. Захарова, М. Перетятковича. Это течение близко соприкасалось с возникшим сначала в Швеции и Финляндии, а затем в Петербурге, в рамках национально-романтического движения, «северным модерном». Одновременно появились еще более радикальные течения неоклассицизма и конструктивизма, окончательно противопоставившие себя идеалам раннего Ар Нуво. В архитектуре «чистыми классиками» в это время слыли И. Фомин, А. Таманян, В. Щуко, А. Щусев, И. Жолтовский. В живописи и графике — В. Шухаев и А. Яковлев. Вместе с тем, правы те, кто считает, что модерн нельзя «модернизировать», включая в него позднейшие течения, которые тогда еще только зарождались и выделились из искусства модерна позднее.

Модерн иногда отталкивает натуралистичностью деталей, но в целом это искусство глубоко интеллектуально, поскольку его художники творчески переосмысливают всю историю европейского искусства. Это особенно хорошо видно на примерах рядовой застройки жилых домов петербургского модерна. Их отличает подлинно классическая строгость пропорциональных членений фасадов, но с характерной асимметричностью композиции, полукруглые или многогранные эркеры, майоликовые фризы, сильный вынос кровли на кронштейнах, ассоциирующийся с итальянской архитектурой, мелкая расстекловка окон, часто трапециевидных или с закругленными углами и нарядными наличниками — парафраз северного, «петровского барокко», такого родного для Петербурга. А многочисленные декоративные детали: рельефы и скульптурные маски на «замковых» камнях, «ренессансная» рустовка, декоративные решетки, светильники, обелиски, башни, шпили, как будто, рассказывают о том историческом пути, который прошла вся европейская архитектура).

Таким образом, искусство модерна завершило в начале XX в. свой стилистический цикл развития и, по мнению многих исследователей, вообще «классический» период романтизма европейского искусства. Многие убеждены, что художники модерна так и не смогли решить поставленные ими же грандиозные задачи по созданию нового «большого стиля» и потому модерн так, и остался переходным периодом. Но ведь и художники следующего поколения не смогли создать свой стиль. Их отказ от идей модерна стал отказом вообще от идей художественности и привел к модернизму: конструктивизму, функционализму, абстрактивизму. В этих течениях исчезло человеческое, художественно-образное содержание искусства и прервалась «связь времен». Об этом с горечью писал в 1917г. Н. Бердяев в статье «Кризис искусства»: «То, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще оттого, что не есть уже искусство» [8, с. 3]. Вот почему, несколько парадоксально, мы все же называем искусство модерна «последним большим художественным стилем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *