МОДЕРН — это… Что такое МОДЕРН?
Модерн — стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн : ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… … Художественная энциклопедия
модерн — moderne adj. 1. Современный, нынешний. Сей человек своим плавным, с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. 1776. М.И. Козловский. // Мастера иск. 6 99. Несмотря на художественные недостатки, сам замысел богат по содержанию … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Модерн — (Ярославль,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Пушкина 5, Ярославль, Рос … Каталог отелей
“Модерн” — Модерн. М.А. Врубель. Демон . 1890. Третьяковская галерея. “МОДЕРН”(французское moderne новейший, современный) (“ар нуво”, “югендстиль”), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 начала 20 вв. Представители “модерна” в … Иллюстрированный энциклопедический словарь
«модерн» — (франц. moderne новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека от архитектуры до… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
МОДЕРН — (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… … Словарь иностранных слов русского языка
Модерн — (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… … Энциклопедия культурологии
Модерн — – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий … Словарь строителя
МОДЕРН — [дэ ]. 1. а, муж. Направление в изобразительном и декоративно прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура… … Толковый словарь Ожегова
модерн — югендстиль, ар нуво, сецессион, модернизм Словарь русских синонимов. модерн сущ., кол во синонимов: 5 • ар нуво (1) • … Словарь синонимов
модерн — это… Что такое модерн?
Модерн — стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн : ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… … Художественная энциклопедия
Модерн — (Ярославль,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Пушкина 5, Ярославль, Рос … Каталог отелей
“Модерн” — Модерн. М.А. Врубель. Демон . 1890. Третьяковская галерея. “МОДЕРН”(французское moderne новейший, современный) (“ар нуво”, “югендстиль”), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 начала 20 вв. Представители “модерна” в … Иллюстрированный энциклопедический словарь
«модерн» — (франц. moderne новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека от архитектуры до… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
МОДЕРН — (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… … Словарь иностранных слов русского языка
Модерн — (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… … Энциклопедия культурологии
МОДЕРН — [дэ], в знач. неизм. прил. (франц. moderne) (книжн.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Модерн — – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий … Словарь строителя
МОДЕРН — [дэ ]. 1. а, муж. Направление в изобразительном и декоративно прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура… … Толковый словарь Ожегова
модерн — югендстиль, ар нуво, сецессион, модернизм Словарь русских синонимов. модерн сущ., кол во синонимов: 5 • ар нуво (1) • … Словарь синонимов
МОДЕРН • Большая российская энциклопедия
МОДЕ́РН, современность (англ. – modernity, нем. – die Moderne, франц. – modernité, от франц. moderne – новый, новейший, современный), в социальных науках (гл. обр. в социологии), предельно широко понимаемая эпоха социального развития человечества, совпадающая исторически с Новым временем, а также обобщённая характеристика обществ современного типа в их противопоставлении традиционному обществу. Во втором значении термин «М.» употребляется наряду с более специальными (индустриальное общество, массовое общество, капитализм и т. п.).
Характерными чертами общества М. считаются: в экономич. сфере – развитие рыночных, товарообменных и денежных отношений, разложение самодостаточных локальных структур, основанных на натуральном хозяйстве, и переориентация хозяйств. деятельности на расширенное воспроизводство, вытеснение ручного труда машинным в процессе индустриализации, высокий уровень разделения труда и проф. специализации, что приводит к массовому производству и массовому потреблению товаров; в социально-политич. сфере – становление и развитие гражданского общества, сетей свободных ассоциаций и объединений граждан, представительной демократии и правового государства, установка на подконтрольность власти, призванной выражать интересы многочисл. слоёв населения, упразднение сословной стратификации («приписанных статусов») и юридически декларируемое «равенство возможностей» (статусы достигаются), высокая социальная мобильность, регуляция поведения не через обычаи и «нравы», а через правовые и контрактные отношения («писаные» нормы) при осознании их конвенционального и потенциально изменчивого характера. Трансформируется и отношение человека к природе: приспособление к ней сменяется в «технократической цивилизации» общества М. господством над ней, активным вмешательством в ход природных процессов и расширением искусств. сред обитания (города-мегаполисы, урбанизм как «образ жизни»). Ведущей социокультурной тенденцией становится рационализация, она проявляется в секуляризации, сопровождающейся признанием вероисповедания «частным делом», в утверждении авторитета науки и экспертных форм знания, в легитимации сугубо утилитарной ориентации действия, в плюрализме ценностных ориентаций и связанной с этим толерантности. Формируется массовая культура, образование становится доступным для широких слоёв населения, увеличивается ср. продолжительность жизни. В социально-антропологич. сфере изменения связаны с установкой на развитие индивидуальной свободы, инициативной и ответственной личности, открытой инновациям. Доминирование «первичных» групп (семьи, общины) в опыте индивида уступает место определяющему влиянию «вторичных» структур (организаций) с их множеством фрагментарных ролей и абстрактно-безличным характером отношений (см. Отчуждение). Патриархальная семья, охватывающая неск. поколений и выполняющая функцию производств. ячейки, утрачивает своё значение, а типичной формой семейного союза становится нуклеарная семья. Осн. ценностями социального устройства обществ М., взаимодополняющими друг друга, предстают конкуренция и солидарность.
Традиционное и современное общества нередко противопоставляются и по характеру процессов, в них совершающихся: историч. движения первого описываются при помощи метафор цикла (см. Круговорота исторического теории), второе же наделяется качествами постоянного динамизма, поступательного развития, способностью преодолевать неизбежно возникающие при этом конфликты и противоречия.
В позитивистском эволюционизме 19 в. (О. Конт, Г. Спенсер, Г. Т. Бокль, Л. Ф. Уорд) и марксизме, продолжавших линию просветительских теорий прогресса (А. Р. Ж. Тюрго, М. Ж. А. Кондорсе) и гегелевской философии истории, общество М. рассматривалось как необходимая стадия социального развития, движения от «менее совершенного» к «более совершенному», отмеченного в то же время ростом свободы. Описания черт «традиционного» и «современного» обществ в социологич. мысли обычно представали как идеальные типы, схематизирующие эмпирич. разнообразие конкретных историч. форм социальной организации, напр. в оппозициях «военного» и «промышленного» общества (Г. Спенсер), «общности» [Gemeinschaft] и «общества» [Gesellschaft] (Ф. Тённис), механической и органической солидарности (Э. Дюркгейм), материальной [субстанциальной] и формальной [инструментальной] рациональности (М. Вебер, Г. Зиммель, В. Зомбарт и др.), закрытого и открытого общества (К. Поппер), деревенского и городского укладов жизни (Р. Парк, Л. Вирт) и др.
В простых стадиальных схемах всемирно-историч. процесса новоевропейский «образец» М. обычно признавался универсальным и эталонным, а движение иных обществ по пути модернизации, проложенному зап. странами, – закономерным и/или желательным. С др. стороны, мн. авторы, особенно с нач. 20 в., указывали на исключительность новоевропейского опыта социальной трансформации, обусловленного уникальной комбинацией целого ряда экономич., политич. и культурных условий, отсутствовавших в др. эпохи и в др. регионах мира. Этот подход сформулирован М. Вебером в его сравнительно-социологич. исследованиях политико-правовых и хозяйственных институтов, городских сообществ, этики мировых религий. В проникнутой историч. пессимизмом философии О. Шпенглера мн. черты западного М. (рациональный активизм, технократич. мышление, приоритет материально-практич. интересов) выводились из самобытных особенностей западной («фаустовской») культуры, принимающей в Новейшее время форму «цивилизации», и характеризовались при этом как признак духовной деградации. Антропологич. критика М. представлена в концепциях «социальной и культурной динамики» П. А. Сорокина, «диалектики Просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно, «одномерного человека» Г. Маркузе, «социального характера» Э. Фромма и Д. Рисмена, а также в работах А. И. Герцена, К. Н. Леонтьева, Н. А. Бердяева, М. Шелера, Х. Ортеги-и-Гассета, Й. Хёйзинги, Л. Мамфорда и др. европ., рос. и амер. мыслителей и публицистов 19–20 вв.
Во 2-й пол. 20 в. было достигнуто понимание того, что абстрактная модель М., построенная на обобщении зап.-европ. и североамер. опыта предшествующих столетий, лишь приблизительно описывает конкретные реалии социальных систем текущего времени (напр., характерная для авторитарных и тоталитарных государств апелляция к коллективистским ценностям; индустриализм, основанный на плановом хозяйстве и директивном управлении, и т. п.). Анализ их структурного и культурного разнообразия нашёл отражение в концепции «множественных модернов» (Ш. Эйзенштадт).
Кроме того, образ классич. М. в некоторых социальных теориях считается устаревшим и не вполне адекватным средством описания именно по отношению к новейшему опыту зап. обществ, вступивших после 2-й мировой войны, по мнению ряда авторов, в принципиально новую фазу своего развития (постиндустриальное общество, информационное общество, постмодерн, общество постматериалистич. ценностей, цивилизация «третьей волны»). Вопрос о том, является ли М. «завершённым проектом» либо продолжает постоянно видоизменяться при сохранении присущих ему фундам. свойств, остаётся темой острых дискуссий в кон. 20 – нач. 21 вв. (Ю. Хабермас, З. Бауман, Э. Гидденс).
«Чем модерн отличается от постмодерна? Почему такое название?» – Яндекс.Знатоки
Под термином Модерн чаще всего понимается исторический период, совпавший с началом Нового времени (будем считать, что это период после Средневековья). Слово «модерн» к этой эпохе применяют потому, что ее главной чертой считается непрерывная модернизация, стремление к новому, к быстрым изменениям — в противовес традиционалистским эпохам с их медленным историческим развитием. Она характеризуется процессами развития общества: индустриализацией, научным прогрессом, победой капитализма, становлением гражданского общества. И развитием вытекающих идей: гуманизм, индивидуализм, рационализация, утверждение прогресса в познании и в различных областях общественной жизни, стремление к системной организации и к централизму в социальной, экономической и политической жизни общества и т.д.
Постмодерн — понятие новой социокультурной реальности, обладающей определенными признаками, которые были выделены философами второй половины ХХ века Жаком Бодрияром, Жилем Дилезом, Мишелем Фуко, Жаном-Франсуа Лиотаром. Постмодернистское видение мира опирается на позиции герменевтики, т.е. мир – это текст. Подробнее можно прочиать, например, в работах: » Символический обмен и смерть» (1976), «Симулякры и симуляции» (1981), «Ризома» (1976), «Состояние постмодерна» (1979). «Пост» — означает «после», но не разрывает с предыдущей эпохой. То есть между понятием модерна и постмодерна существует тесная связь, в которой философы постмодернисты обнажают проблематику развития эпохи, выделяя такие черты:
- Плюрализм, отсутствие какого-либо единого начала и универсальных предпосылок. Ни в познании, ни в культуре, ни в человеческом мире нет никаких интегрирующих идей. Всякое единство носит «репрессивный» характер и связано с тоталитаризмом, любая форма которого должна быть отвергнута;
- Неспособность человека познать и изменить мир и порядок вещей. Любые наши проекты и преобразования действительности обречены на провал;
- Отказ от попыток привести мир в систему, ибо он не поддается никакой систематизации и не вмещается ни в какие схемы. События всегда идут впереди теории;
- Отказ от мышления посредством оппозиций и утверждение мышления «вне оппозиций»: субъект – объект, целое – часть, внутреннее – внешнее, центр – периферия, власть – подчинение и т. д.;
- Распад субъекта как центра познания и утверждение децентрации, то есть отрицание центра как такового;
- Представление мира и культуры как совокупности текстов. Текст как репрезентация реальности. А поскольку ни одно истолкование текста не может претендовать на признание всеми, то и «истинность» смысла текста быть в принципе не может;
Модерн это что такое Модерн: определение — Философия.НЭС
Модерн
фр. moderne – новый, современный) – течение в искусстве, главным образом в архитектуре и прикладных искусствах к. XIX – нач. XX вв., характеризуется нарочитой причудливостью и надуманностью форм.
Оцените определение:
Источник: Словарь по культурологии
Модерн
фр. moderne – новый, новейший, современный) течение в искусстве, главным образом в архитектуре и прикладных искусствах к. XIX – нач. XX вв., характеризуется нарочитой причудливостью и надуманностью форм. стилевое направление в европейском и американском искусстве конца ХIХ – нач. ХХ вв. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
Оцените определение:
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
МОДЕРН
социально-культурная ситуация, для которой характерны конструктивизм как искусственное создание культурных «метадискурсов» человеческого социального бытия; унификация символов и реалий «жизненного мира», основанная на строгом монизме, формализации и однозначности их социально-когнитивных интерпретаций; «расколдовывание мира»; «объективизация» действительности, понимаемая как воплощение в реальном социальном пространстве и времени разнообразных идеальных «проектов»; субъективность, в смысле культа человеческого разума и рациональности как последней инстанции истины и ценностей.
Оцените определение:
Источник: Философский глоссарий
МОДЕРН
фр. moderne — совр., новый) — рус. наименование стиля в ев-роп. и амер. иск-ве конца XIX — начала XX в. (соответственно «ар нуво»—во Франции и Великобритании, «югенд-стиль» — в Германии, «сецессион» — в Австрии и т. п.). М. представляет собой совокупность попыток сформировать целостный, противостоящий эклектике худож. стиль в архитектуре и декоративном иск-ве. Теоретическим основанием М. были труды Рескина («Семь светочей архитектуры», 1849), первой творческой лабораторией — деятельность Морриса У. и прерафаэлитов в Англии. Представители М.— X. ван де Вельде (Фоль-кванг — музей в Хагене), Ч. Р. Макинтош (школа иск-в в Глазго), Г. Гимар (оформление метрополитена в Париже), А. Гауди (дом Мила и др. постройки в Барселоне), Ф. О. Шехтель (Ярославский вокзал, бывший особняк Рябу-шинского в Москве), В. Орта (отели «Тассель» и «Сольвейг в Брюсселе) и др. М. отличают поэтика символизма, высокая дисциплина композиции, подчеркнутый эстетизм в трактовке утилитарных деталей, декоративный ритм гибких, текучих линий, увлеченность национально-романтическими мотивами, акцент на индивидуальной изобретательности художника. Характерные для мн. мастеров М. рационализм, внимание к функциональ
Модерн (стиль) — это… Что такое Модерн (стиль)?
- Это статья о стиле в искусстве. Об историческом периоде см. статью Эпоха модерна.
Моде́рн (от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Альфонс Муха.
Мод Адамс как Жанна д’Арк. Афиша 1909г.
Общая характеристика
В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (англ.) (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.
Архитектура в стиле модерн
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Чугунное литьё
Модерн в изобразительном искусстве
Художники
- Густав Климт — Австрия;
- Альфонс Муха — Чехия;
- Выспяньский, Станислав — Польша;
- Тороп, Ян (Jan Johannes Theo Toorop) — Голландия;
- Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан (Edmond-Francois Aman-Jean) — Франция;
- Ходлер, Фердинанд (Ferdinand Hodler) — Швейцария;
- Джованни Сегантини (Giovanni Segantini) — Италия;
- Жорж Леммен (Georges Lemmen), Фернанд Кнопф (Fernand Khnopff) — Бельгия;
- Жорж де Фер (Georges de Feure) — Голландия;
- Герда Вегенер — Дания;
- Наби, Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Levy-Dhurmer) — Франция;
- М. А. Врубель;
- А. Н. Бенуа;
- Васнецов, Виктор Михайлович;
- Малютин, Сергей Васильевич;
- Нестеров, Михаил Васильевич;
- Поленов, Василий Дмитриевич;
- Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Мир искусства — Россия.
Скульпторы
Огюст Роден (Амур и Психея)
Интерьер в стиле модерн
Дизайн мебели и предметов интерьера
- Мажорель, Луи (Louis Majorelle), Галле, Эмиль (Emile Galle), Эмиль Андре (Emile André), Эжен Валлен (Eugène Vallin), Камил Готье (Camille Gauthier), Жак Грубер (Jacques Gruber) — Франция;
- Рихард Римершмид (Richard Riemerschmid) — Германия;
- Гюстав Бови (Gustave Serrurier-Bovy), Хенри Ван де Вельде (Henry Van de Velde) — Бельгия;
- Тонет (Thonet), Коломан Мозер (Koloman Moser) — Австрия;
- Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;
- И. А. Фомин — Россия.
Прикладное и станковое искусство
Ваза мастерской братьев Дом, Школа Нанси, ок. 1900 года
Художественное стекло
Посуда, керамика
- Тед Сикорский (Tade Sikorski & Zsolnay Vilmos (ZSOLNAY ART POTTERY) — Венгрия;
- Огюст Делаэрш (Auguste Delaherche), Клеман Массье (Clement Massier), Александр Биго (Alexandre Bigot) — Франция;
- VILLEROY & BOCH — Германия.
Витражные конструкции
Ювелирное дело, металл, гравировка
Книжное дело
Афиши, литографии, рекламный плакат
Книжная иллюстрация и графика
- Бердслей, Обри Винсент (Aubrey Beardsley) — Великобритания;
- Генри Ван де Вельде (Van de Velde) — Бельгия;
- Теофил Александр Стейнлан (Theophile Alexandre Steinlen) — Швейцария;
- Йохан Торн Прайккер (Johan Thorn Prikker) — Голландия.
Библиография
- Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992
- Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990
- Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. «Вопросы искусствознания» 2-3/94, М., 1994
- Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992
- Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1т., 1993.
- Кириченко Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала ХХ вв. М., 1989
- Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. М., 1988.
- Миллер, Джудит. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005 ISBN 5-17-028689-9
- Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — М.: Жираф, 1998. — 315 с. — 500 экз. — ISBN 5-89832-006-7
- Нащокина М. В. Московский модерн. М., изд. Жираф, 2005 ISBN 5-89832-042-3
- Нащокина М. В. Московский модерн. Проблема западноевропейских влияний. М., 1999
- Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000
- Неизвестный Фаберже… Каталог. М., 2003 ISBN 5-901772-08-3
- Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.
- Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001
- Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. М., 1984
- Фар-Беккер, Г. Искусство модерна. Konemann, 2004 ISBN 3-8331-1250-6
- Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект. «Вопросы философии», № 4, 1992
- Эстетика Морриса и современность. Под ред. В. П. Шестакова. М., 1987
См. также
- Медиафайлы по теме Модерн в изобразительном искусстве с Викисклада.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.