Модерн это – «Чем модерн отличается от постмодерна? Почему такое название?» – Яндекс.Знатоки

МОДЕРН — это… Что такое МОДЕРН?

  • Модерн —         стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн : ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… …   Художественная энциклопедия

  • модерн — moderne adj. 1. Современный, нынешний. Сей человек своим плавным, с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. 1776. М.И. Козловский. // Мастера иск. 6 99. Несмотря на художественные недостатки, сам замысел богат по содержанию …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Модерн — (Ярославль,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Пушкина 5, Ярославль, Рос …   Каталог отелей

  • “Модерн” — Модерн. М.А. Врубель. Демон . 1890. Третьяковская галерея. “МОДЕРН”(французское moderne новейший, современный) (“ар нуво”, “югендстиль”), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 начала 20 вв. Представители “модерна” в …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • «модерн» — (франц. moderne  новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX  начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека  от архитектуры до… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • МОДЕРН — (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Модерн — (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… …   Энциклопедия культурологии

  • Модерн — – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий …   Словарь строителя

  • МОДЕРН — [дэ ]. 1. а, муж. Направление в изобразительном и декоративно прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура… …   Толковый словарь Ожегова

  • модерн — югендстиль, ар нуво, сецессион, модернизм Словарь русских синонимов. модерн сущ., кол во синонимов: 5 • ар нуво (1) • …   Словарь синонимов

  • модерн — это… Что такое модерн?

  • Модерн —         стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн : ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… …   Художественная энциклопедия

  • Модерн — (Ярославль,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Пушкина 5, Ярославль, Рос …   Каталог отелей

  • “Модерн” — Модерн. М.А. Врубель. Демон . 1890. Третьяковская галерея. “МОДЕРН”(французское moderne новейший, современный) (“ар нуво”, “югендстиль”), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 начала 20 вв. Представители “модерна” в …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • «модерн» — (франц. moderne  новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX  начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека  от архитектуры до… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • МОДЕРН — (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Модерн — (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… …   Энциклопедия культурологии

  • МОДЕРН — [дэ], в знач. неизм. прил. (франц. moderne) (книжн.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Модерн — – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий …   Словарь строителя

  • МОДЕРН — [дэ ]. 1. а, муж. Направление в изобразительном и декоративно прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура… …   Толковый словарь Ожегова

  • модерн — югендстиль, ар нуво, сецессион, модернизм Словарь русских синонимов. модерн сущ., кол во синонимов: 5 • ар нуво (1) • …   Словарь синонимов

  • МОДЕРН • Большая российская энциклопедия

    МОДЕ́РН, со­вре­мен­ность (англ. – moderni­ty, нем. – die Moderne, франц. – mo­der­ni­té, от франц. moderne – но­вый, но­вей­ший, со­вре­мен­ный), в со­ци­аль­ных нау­ках (гл. обр. в со­цио­ло­гии), пре­дель­но ши­ро­ко по­ни­мае­мая эпо­ха со­ци­аль­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва, сов­па­даю­щая ис­то­ри­че­ски с Но­вым вре­ме­нем, а так­же обоб­щён­ная ха­рак­те­ри­сти­ка об­ществ со­вре­мен­но­го ти­па в их про­ти­во­пос­тав­ле­нии тра­ди­ци­он­но­му об­ще­ст­ву. Во вто­ром зна­че­нии тер­мин «М.» упот­реб­ля­ет­ся на­ря­ду с бо­лее спе­ци­аль­ны­ми (ин­ду­ст­ри­аль­ное об­ще­ст­во, мас­со­вое об­ще­ст­во, ка­пи­та­лизм и т. п.).

    Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми об­ще­ст­ва М. счи­та­ют­ся: в эко­но­мич. сфе­ре – раз­ви­тие ры­ноч­ных, то­ва­ро­об­мен­ных и де­неж­ных от­но­ше­ний, раз­ло­же­ние са­мо­дос­та­точ­ных ло­каль­ных струк­тур, ос­но­ван­ных на на­ту­раль­ном хо­зяй­ст­ве, и пе­ре­ори­ен­та­ция хо­зяйств. дея­тель­но­сти на рас­ширен­ное вос­про­из­вод­ст­во, вы­тес­не­ние руч­но­го тру­да ма­шин­ным в про­цес­се ин­ду­ст­риа­ли­за­ции, вы­со­кий уро­вень раз­де­ле­ния тру­да и проф. спе­циа­ли­за­ции, что при­во­дит к мас­со­во­му про­из­вод­ст­ву и мас­со­во­му по­треб­ле­нию то­ва­ров; в со­ци­аль­но-по­ли­тич. сфе­ре – ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва, се­тей сво­бод­ных ас­со­циа­ций и объ­е­ди­не­ний гра­ж­дан, пред­ста­ви­тель­ной де­мо­кра­тии и пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва, ус­та­нов­ка на под­кон­троль­ность вла­сти, при­зван­ной вы­ра­жать ин­те­ре­сы мно­го­числ. сло­ёв на­се­ле­ния, уп­разд­не­ние со­слов­ной стра­ти­фи­ка­ции («при­пи­сан­ных ста­ту­сов») и юри­ди­че­ски дек­ла­ри­руе­мое «ра­вен­ст­во воз­мож­но­стей» (ста­ту­сы дос­ти­га­ют­ся), вы­со­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность, ре­гу­ля­ция по­ве­де­ния не че­рез обы­чаи и «нра­вы», а че­рез пра­во­вые и кон­тракт­ные от­но­ше­ния («пи­са­ные» нор­мы) при осо­зна­нии их кон­вен­цио­наль­но­го и по­тен­ци­аль­но из­мен­чи­во­го ха­рак­те­ра. Транс­фор­ми­ру­ет­ся и от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к при­ро­де: при­спо­соб­ле­ние к ней сме­ня­ет­ся в «тех­но­кра­ти­че­ской ци­ви­ли­за­ции» об­ще­ст­ва М. гос­под­ством над ней, ак­тив­ным вме­ша­тель­ст­вом в ход при­род­ных про­цес­сов и рас­ши­ре­ни­ем ис­кусств. сред оби­та­ния (го­ро­да-ме­га­по­ли­сы, ур­ба­низм как «об­раз жиз­ни»). Ве­ду­щей со­цио­куль­тур­ной тен­ден­ци­ей ста­но­вит­ся ра­цио­на­ли­за­ция, она про­яв­ля­ет­ся в се­ку­ля­ри­за­ции, со­про­во­ж­даю­щей­ся при­зна­ни­ем ве­ро­ис­по­ве­да­ния «ча­ст­ным де­лом», в ут­вер­жде­нии ав­то­ри­те­та нау­ки и экс­перт­ных форм зна­ния, в ле­ги­ти­ма­ции су­гу­бо ути­ли­тар­ной ори­ен­та­ции дей­ст­вия, в плю­ра­лиз­ме цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций и свя­зан­ной с этим то­ле­рант­но­сти. Фор­ми­ру­ет­ся мас­со­вая куль­ту­ра, об­ра­зо­ва­ние ста­но­вит­ся дос­туп­ным для ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния, уве­ли­чи­ва­ет­ся ср. про­дол­жи­тель­ность жиз­ни. В со­ци­аль­но-ан­тро­по­ло­гич. сфе­ре из­ме­не­ния свя­за­ны с ус­та­нов­кой на раз­ви­тие ин­ди­ви­ду­аль­ной сво­бо­ды, ини­циа­тив­ной и от­вет­ст­вен­ной лич­но­сти, от­кры­той ин­но­ва­ци­ям. До­ми­ни­ро­ва­ние «пер­вич­ных» групп (се­мьи, об­щи­ны) в опы­те ин­ди­ви­да ус­ту­па­ет ме­сто оп­ре­де­ляю­ще­му влия­нию «вто­рич­ных» струк­тур (ор­га­ни­за­ций) с их мно­же­ст­вом фраг­мен­тар­ных ро­лей и аб­ст­ракт­но-без­лич­ным ха­рак­те­ром от­но­ше­ний (см. От­чу­ж­де­ние). Пат­ри­ар­халь­ная се­мья, ох­ва­ты­ваю­щая неск. по­ко­ле­ний и вы­пол­няю­щая функ­цию про­из­водств. ячей­ки, ут­ра­чи­ва­ет своё зна­че­ние, а ти­пич­ной фор­мой се­мей­но­го сою­за ста­но­вит­ся нук­ле­ар­ная се­мья. Осн. цен­но­стя­ми со­ци­аль­но­го уст­рой­ст­ва об­ществ М., взаи­мо­до­пол­няю­щи­ми друг дру­га, пред­ста­ют кон­ку­рен­ция и со­ли­дар­ность.

    Тра­ди­ци­он­ное и со­вре­мен­ное об­ще­ст­ва не­ред­ко про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся и по ха­рак­те­ру про­цес­сов, в них со­вер­шаю­щих­ся: ис­то­рич. дви­же­ния пер­во­го опи­сы­ва­ют­ся при по­мо­щи ме­та­фор цик­ла (см. Кру­го­во­ро­та ис­то­ри­че­ско­го тео­рии), вто­рое же на­де­ля­ет­ся ка­че­ст­ва­ми по­сто­ян­но­го ди­на­миз­ма, по­сту­па­тель­но­го раз­ви­тия, спо­соб­но­стью пре­одо­ле­вать не­из­беж­но воз­ни­каю­щие при этом кон­флик­ты и про­ти­во­ре­чия.

    В по­зи­ти­ви­ст­ском эво­лю­цио­низ­ме 19 в. (О. Конт, Г. Спен­сер, Г. Т. Бокль, Л. Ф. Уорд) и мар­ксиз­ме, про­дол­жав­ших ли­нию про­све­ти­тель­ских тео­рий про­грес­са (А. Р. Ж. Тюр­го, М. Ж. А. Кон­дор­се) и ге­ге­лев­ской фи­ло­со­фии ис­то­рии, об­ще­ст­во М. рас­смат­ри­ва­лось как не­об­хо­ди­мая ста­дия со­ци­аль­но­го раз­ви­тия, дви­же­ния от «ме­нее со­вер­шен­но­го» к «бо­лее со­вер­шен­но­му», от­ме­чен­но­го в то же вре­мя рос­том сво­бо­ды. Опи­са­ния черт «тра­ди­ци­он­но­го» и «со­вре­мен­но­го» об­ществ в со­цио­ло­гич. мыс­ли обыч­но пред­ста­ва­ли как иде­аль­ные ти­пы, схе­ма­ти­зи­рую­щие эм­пи­рич. раз­но­об­ра­зие кон­крет­ных ис­то­рич. форм со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции, напр. в оп­по­зи­ци­ях «во­ен­но­го» и «про­мыш­лен­но­го» об­ще­ст­ва (Г. Спен­сер), «общ­но­сти» [Gemeinschaft] и «об­ще­ст­ва» [Gesellschaft] (Ф. Тён­нис), ме­ха­ниче­ской и ор­га­ни­че­ской со­ли­дар­но­сти (Э. Дюрк­гейм), ма­те­ри­аль­ной [суб­стан­ци­аль­ной] и фор­маль­ной [ин­ст­ру­мен­таль­ной] ра­цио­наль­но­сти (М. Ве­бер, Г. Зим­мель, В. Зом­барт и др.), за­кры­то­го и от­кры­то­го об­ще­ст­ва (К. Поп­пер), де­ре­вен­ско­го и го­род­ско­го ук­ла­дов жиз­ни (Р. Парк, Л. Вирт) и др.

    В про­стых ста­ди­аль­ных схе­мах все­мир­но-ис­то­рич. про­цес­са но­во­ев­ро­пей­ский «об­ра­зец» М. обыч­но при­зна­вал­ся уни­вер­саль­ным и эта­лон­ным, а дви­же­ние иных об­ществ по пу­ти мо­дер­ни­за­ции, про­ло­жен­но­му зап. стра­на­ми, – за­ко­но­мер­ным и/или же­ла­тель­ным. С др. сто­ро­ны, мн. ав­то­ры, осо­бен­но с нач. 20 в., ука­зы­ва­ли на ис­клю­чи­тель­ность но­во­ев­ро­пей­ско­го опы­та со­ци­аль­ной транс­фор­ма­ции, обу­слов­лен­но­го уни­каль­ной ком­би­на­ци­ей це­ло­го ря­да эко­но­мич., по­ли­тич. и куль­тур­ных ус­ло­вий, от­сут­ст­во­вав­ших в др. эпо­хи и в др. ре­гио­нах ми­ра. Этот под­ход сфор­му­ли­ро­ван М. Ве­бе­ром в его срав­ни­тель­но-со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях по­ли­ти­ко-пра­во­вых и хо­зяй­ст­вен­ных ин­сти­ту­тов, го­род­ских со­об­ществ, эти­ки ми­ро­вых ре­ли­гий. В про­ник­ну­той ис­то­рич. пес­си­миз­мом фи­ло­со­фии О. Шпенг­ле­ра мн. чер­ты за­пад­но­го М. (ра­цио­наль­ный ак­ти­визм, тех­но­кра­тич. мыш­ле­ние, при­ори­тет ма­те­ри­аль­но-прак­тич. ин­те­ре­сов) вы­во­ди­лись из са­мо­быт­ных осо­бен­но­стей за­пад­ной («фау­стов­ской») куль­ту­ры, при­ни­маю­щей в Но­вей­шее вре­мя фор­му «ци­ви­ли­за­ции», и ха­рак­те­ри­зо­ва­лись при этом как при­знак ду­хов­ной де­гра­да­ции. Ан­тро­по­ло­гич. кри­ти­ка М. пред­став­ле­на в кон­цеп­ци­ях «со­ци­аль­ной и куль­тур­ной ди­на­ми­ки» П. А. Со­ро­ки­на, «диа­лек­ти­ки Про­све­ще­ния» М. Хорк­хай­ме­ра и Т. Адор­но, «од­но­мер­но­го че­ло­ве­ка» Г. Мар­ку­зе, «со­ци­аль­но­го ха­рак­те­ра» Э. Фром­ма и Д. Рис­ме­на, а так­же в ра­бо­тах А. И. Гер­це­на, К. Н. Ле­он­ть­е­ва, Н. А. Бер­дяе­ва, М. Ше­ле­ра, Х. Ор­те­ги-и-Гас­се­та, Й. Хёй­зин­ги, Л. Мам­фор­да и др. ев­роп., рос. и амер. мыс­ли­те­лей и пуб­ли­ци­стов 19–20 вв.

    Во 2-й пол. 20 в. бы­ло дос­тиг­ну­то по­ни­ма­ние то­го, что аб­ст­ракт­ная мо­дель М., по­стро­ен­ная на обоб­ще­нии зап.-ев­роп. и се­ве­ро­амер. опы­та пред­ше­ст­вую­щих сто­ле­тий, лишь при­бли­зи­тель­но опи­сы­ва­ет кон­крет­ные реа­лии со­ци­аль­ных сис­тем те­ку­ще­го вре­ме­ни (напр., ха­рак­тер­ная для ав­то­ри­тар­ных и то­та­ли­тар­ных го­су­дарств апел­ля­ция к кол­лек­ти­ви­ст­ским цен­но­стям; ин­ду­ст­риа­лизм, ос­но­ван­ный на пла­но­вом хо­зяй­ст­ве и ди­рек­тив­ном управ­ле­нии, и т. п.). Ана­лиз их струк­тур­но­го и куль­тур­но­го раз­но­об­ра­зия на­шёл от­ра­же­ние в кон­цеп­ции «мно­же­ст­вен­ных мо­дер­нов» (Ш. Эй­зен­штадт).

    Кро­ме то­го, об­раз клас­сич. М. в не­кото­рых со­ци­аль­ных тео­ри­ях счи­та­ет­ся ус­та­рев­шим и не впол­не аде­к­ват­ным сред­ст­вом опи­са­ния имен­но по от­но­ше­нию к но­вей­ше­му опы­ту зап. об­ществ, всту­пив­ших по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны, по мне­нию ря­да ав­то­ров, в прин­ци­пи­аль­но но­вую фа­зу сво­его раз­ви­тия (по­стин­ду­ст­ри­аль­ное об­ще­ст­во, ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ст­во, по­стмо­дерн, об­ще­ст­во по­ст­ма­те­риа­ли­стич. цен­но­стей, ци­ви­ли­за­ция «треть­ей вол­ны»). Во­прос о том, яв­ля­ет­ся ли М. «за­вер­шён­ным про­ек­том» ли­бо про­дол­жа­ет по­сто­ян­но ви­до­из­ме­нять­ся при со­хра­не­нии при­су­щих ему фун­дам. свойств, ос­та­ёт­ся те­мой ост­рых дис­кус­сий в кон. 20 – нач. 21 вв. (Ю. Ха­бер­мас, З. Бау­ман, Э. Гид­денс).

    «Чем модерн отличается от постмодерна? Почему такое название?» – Яндекс.Знатоки

    Под термином Модерн чаще всего понимается исторический период, совпавший с началом Нового времени (будем считать, что это период после Средневековья). Слово «модерн» к этой эпохе применяют потому, что ее главной чертой считается непрерывная модернизация, стремление к новому, к быстрым изменениям — в противовес традиционалистским эпохам с их медленным историческим развитием. Она характеризуется процессами развития общества: индустриализацией, научным прогрессом, победой капитализма, становлением гражданского общества. И развитием вытекающих идей: гуманизм, индивидуализм, рационализация, утверждение прогресса в познании и в различных областях общественной жизни, стремление к системной организации и к централизму в социальной, экономической и политической жизни общества и т.д.

    Постмодерн — понятие новой социокультурной реальности, обладающей определенными признаками, которые были выделены философами второй половины ХХ века Жаком Бодрияром, Жилем Дилезом, Мишелем Фуко, Жаном-Франсуа Лиотаром. Постмодернистское видение мира опирается на позиции герменевтики, т.е. мир – это текст. Подробнее можно прочиать, например, в работах: » Символический обмен и смерть» (1976), «Симулякры и симуляции» (1981), «Ризома» (1976), «Состояние постмодерна» (1979). «Пост» — означает «после», но не разрывает с предыдущей эпохой. То есть между понятием модерна и постмодерна существует тесная связь, в которой философы постмодернисты обнажают проблематику развития эпохи, выделяя такие черты:

    • Плюрализм, отсутствие какого-либо единого начала и универсальных предпосылок. Ни в познании, ни в культуре, ни в человеческом мире нет никаких интегрирующих идей. Всякое единство носит «репрессивный» характер и связано с тоталитаризмом, любая форма которого должна быть отвергнута;
    • Неспособность человека познать и изменить мир и порядок вещей. Любые наши проекты и преобразования действительности обречены на провал;
    • Отказ от попыток привести мир в систему, ибо он не поддается никакой систематизации и не вмещается ни в какие схемы. События всегда идут впереди теории;
    • Отказ от мышления посредством оппозиций и утверждение мышления «вне оппозиций»: субъект – объект, целое – часть, внутреннее – внешнее, центр – периферия, власть – подчинение и т. д.;
    • Распад субъекта как центра познания и утверждение децентрации, то есть отрицание центра как такового;
    • Представление мира и культуры как совокупности текстов. Текст как репрезентация реальности. А поскольку ни одно истолкование текста не может претендовать на признание всеми, то и «истинность» смысла текста быть в принципе не может;

    Модерн это что такое Модерн: определение — Философия.НЭС

    Модерн

    фр. moderne – новый, современный) – течение в искусстве, главным образом в архитектуре и прикладных искусствах к. XIX – нач. XX вв., характеризуется нарочитой причудливостью и надуманностью форм.  

    Оцените определение:

    Источник: Словарь по культурологии

    Модерн

    фр. moderne – новый, новейший, современный) течение в искусстве, главным образом в архитектуре и прикладных искусствах к. XIX – нач. XX вв., характеризуется нарочитой причудливостью и надуманностью форм. стилевое направление в европейском и американском искусстве конца ХIХ – нач. ХХ вв. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

    Оцените определение:

    Источник: Большой толковый словарь по культурологии

    МОДЕРН

    социально-культурная ситуация, для которой характерны конструктивизм как искусственное создание культурных «метадискурсов» человеческого социального бытия; унификация символов и реалий «жизненного мира», основанная на строгом монизме, формализации и однозначности их социально-когнитивных интерпретаций; «расколдовывание мира»; «объективизация» действительности, понимаемая как воплощение в реальном социальном пространстве и времени разнообразных идеальных «проектов»; субъективность, в смысле культа человеческого разума и рациональности как последней инстанции истины и ценностей.

    Оцените определение:

    Источник: Философский глоссарий

    МОДЕРН

    фр. moderne — совр., новый) — рус. наименование стиля в ев-роп. и амер. иск-ве конца XIX — начала XX в. (соответственно «ар нуво»—во Франции и Великобритании, «югенд-стиль» — в Германии, «сецессион» — в Австрии и т. п.). М. представляет собой совокупность попыток сформировать целостный, противостоящий эклектике худож. стиль в архитектуре и декоративном иск-ве. Теоретическим основанием М. были труды Рескина («Семь светочей архитектуры», 1849), первой творческой лабораторией — деятельность Морриса У. и прерафаэлитов в Англии. Представители М.— X. ван де Вельде (Фоль-кванг — музей в Хагене), Ч. Р. Макинтош (школа иск-в в Глазго), Г. Гимар (оформление метрополитена в Париже), А. Гауди (дом Мила и др. постройки в Барселоне), Ф. О. Шехтель (Ярославский вокзал, бывший особняк Рябу-шинского в Москве), В. Орта (отели «Тассель» и «Сольвейг в Брюсселе) и др. М. отличают поэтика символизма, высокая дисциплина композиции, подчеркнутый эстетизм в трактовке утилитарных деталей, декоративный ритм гибких, текучих линий, увлеченность национально-романтическими мотивами, акцент на индивидуальной изобретательности художника. Характерные для мн. мастеров М. рационализм, внимание к функциональ

    Модерн (стиль) — это… Что такое Модерн (стиль)?

    Это статья о стиле в искусстве. Об историческом периоде см. статью Эпоха модерна.

    Моде́рн (от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

    Альфонс Муха.
    Мод Адамс как Жанна д’Арк. Афиша 1909г.

    Общая характеристика

    В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.

    В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (англ.) (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.

    Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».

    Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

    В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.

    Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.

    Архитектура в стиле модерн

    Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

    Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

    Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

    Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

    Чугунное литьё

    Модерн в изобразительном искусстве

    Художники

    • Густав Климт — Австрия;
    • Альфонс Муха — Чехия;
    • Выспяньский, Станислав — Польша;
    • Тороп, Ян (Jan Johannes Theo Toorop) — Голландия;
    • Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан (Edmond-Francois Aman-Jean) — Франция;
    • Ходлер, Фердинанд (Ferdinand Hodler) — Швейцария;
    • Джованни Сегантини (Giovanni Segantini) — Италия;
    • Жорж Леммен (Georges Lemmen), Фернанд Кнопф (Fernand Khnopff) — Бельгия;
    • Жорж де Фер (Georges de Feure) — Голландия;
    • Герда Вегенер — Дания;
    • Наби, Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Levy-Dhurmer) — Франция;
    • М. А. Врубель;
    • А. Н. Бенуа;
    • Васнецов, Виктор Михайлович;
    • Малютин, Сергей Васильевич;
    • Нестеров, Михаил Васильевич;
    • Поленов, Василий Дмитриевич;
    • Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Мир искусства — Россия.

    Скульпторы

    Огюст Роден (Амур и Психея)

    Интерьер в стиле модерн

    Дизайн мебели и предметов интерьера

    • Мажорель, Луи (Louis Majorelle), Галле, Эмиль (Emile Galle), Эмиль Андре (Emile André), Эжен Валлен (Eugène Vallin), Камил Готье (Camille Gauthier), Жак Грубер (Jacques Gruber) — Франция;
    • Рихард Римершмид (Richard Riemerschmid) — Германия;
    • Гюстав Бови (Gustave Serrurier-Bovy), Хенри Ван де Вельде (Henry Van de Velde) — Бельгия;
    • Тонет (Thonet), Коломан Мозер (Koloman Moser) — Австрия;
    • Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;
    • И. А. Фомин — Россия.

    Прикладное и станковое искусство

    Ваза мастерской братьев Дом, Школа Нанси, ок. 1900 года

    Художественное стекло

    Посуда, керамика

    • Тед Сикорский (Tade Sikorski & Zsolnay Vilmos (ZSOLNAY ART POTTERY) — Венгрия;
    • Огюст Делаэрш (Auguste Delaherche), Клеман Массье (Clement Massier), Александр Биго (Alexandre Bigot) — Франция;
    • VILLEROY & BOCH — Германия.

    Витражные конструкции

    Ювелирное дело, металл, гравировка

    Книжное дело

    Афиши, литографии, рекламный плакат

    Книжная иллюстрация и графика

    • Бердслей, Обри Винсент (Aubrey Beardsley) — Великобритания;
    • Генри Ван де Вельде (Van de Velde) — Бельгия;
    • Теофил Александр Стейнлан (Theophile Alexandre Steinlen) — Швейцария;
    • Йохан Торн Прайккер (Johan Thorn Prikker) — Голландия.

    Библиография

    • Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992
    • Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
    • Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990
    • Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. «Вопросы искусствознания» 2-3/94, М., 1994
    • Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992
    • Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1т., 1993.
    • Кириченко Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала ХХ вв. М., 1989
    • Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. М., 1988.
    • Миллер, Джудит. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005 ISBN 5-17-028689-9
    • Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — М.: Жираф, 1998. — 315 с. — 500 экз. — ISBN 5-89832-006-7
    • Нащокина М. В. Московский модерн. М., изд. Жираф, 2005 ISBN 5-89832-042-3
    • Нащокина М. В. Московский модерн. Проблема западноевропейских влияний. М., 1999
    • Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000
    • Неизвестный Фаберже… Каталог. М., 2003 ISBN 5-901772-08-3
    • Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.
    • Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001
    • Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980
    • Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. М., 1984
    • Фар-Беккер, Г. Искусство модерна. Konemann, 2004 ISBN 3-8331-1250-6
    • Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект. «Вопросы философии», № 4, 1992
    • Эстетика Морриса и современность. Под ред. В. П. Шестакова. М., 1987

    См. также

    • Логотип Викисклада Медиафайлы по теме Модерн в изобразительном искусстве с Викисклада.

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *