Минимализм (архитектура) — Википедия
Современный дом в стиле минимализма, Эрфурт У этого термина существуют и другие значения, см. Минимализм.Минимализм в архитектуре (от лат. minimus — наименьший) — направление в архитектуре XX—XXI веков. Архитектура минимализма избегает декора и украшения. Расцвет минимализма произошёл в 60-е годы XX века[1], однако яркие примеры течения появились гораздо раньше — в 1920—30-е годы. Новую популярность минимализм обрёл на рубеже XX—XXI веков. Сейчас стиль минимализм остаётся одним из самых востребованных архитектурных направлений[источник не указан 1993 дня].
Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969) принял девиз «Меньше значит больше», чтобы описать свою эстетику. Его тактика заключалась в том, чтобы организовать необходимые компоненты здания, чтобы создать впечатление предельной простоты: он задействовал каждый элемент и каждую деталь для множества визуальных и функциональных целей; например, проектировал пол в качестве радиатора или массивного камина для размещения ванной комнаты. Дизайнер Бакминстер Фуллер (1895–1983) принял цель инженера «Делать больше с меньшими затратами», но его заботы были направлены скорее на технологии и инженерию, чем на эстетику.
Влияние японской традиции[править | править код]
Сад камней Ry jan-ji. Глиняная стена, приобретшая из-за старости коричневые и оранжевые тона, символизирует «ваби», а каменный сад — «саби», вместе отражая японское мировоззрение или эстетику «ваби-саби»Идея простоты появляется во многих культурах, однако, особенно ярко она выражена в японской традиционной культуре дзенской философии. Японцы манипулируют дзенской культурой в эстетических и дизайнерских элементах своих зданий. Эта идея архитектуры оказала влияние на западное общество, особенно в Америке с середины 18-го века. Более того, он вдохновил минималистскую архитектуру в 19 веке.
Дзенские концепции простоты передают идеи свободы и сущности жизни. Простота — это не только эстетическая ценность, она имеет моральное восприятие, которое смотрит на природу истины и раскрывает внутренние качества и сущность материалов и объектов. Например, сад с песком в храме Рёандзи демонстрирует концепции простоты и необходимости из рассмотренной установки нескольких камней и огромного пустого пространства.
Японский эстетический принцип Ма относится к пустому или открытому пространству. Это удаляет все ненужные внутренние стены и открывает пространство. Пустота пространственного расположения сводит все к самому важному качеству.
Японская эстетика Ваби-саби ценит качество простых и простых предметов. Она ценит отсутствие ненужных функций, ценит спокойную жизнь и стремится раскрыть врожденный характер материалов. Например, японское цветочное искусство, также известное как икебана, имеет центральный принцип, позволяющий цветку выражать себя. Люди срезают ветви, листья и цветы с растений и сохраняют только основную часть растения. Это передает идею существенного качества и врожденного характера в природе.
Тем не менее, Ма не только пространственная концепция, но и присутствует во всех аспектах повседневной жизни японцев, так как она относится ко времени, а также к повседневным задачам.
Архитекторы-минималисты и их работы[править | править код]
Японский минималистский архитектор Тадао Андо передает в своих работах японский традиционный дух и собственное восприятие природы. Его концепции дизайна — это материалы, чистая геометрия и природа. Он обычно использует бетон или натуральное дерево и базовую структурную форму для достижения строгости и лучей света в космосе. Он также устанавливает диалог между местом и природой, чтобы создать отношения и порядок со зданиями. Работы Андо и перевод японских эстетических принципов очень сильно влияют на японскую архитектуру.
Другой японский минималистский архитектор, Кадзуё Сэдзима, работает самостоятельно и вместе с Рюэ Нисидзава в качестве SANAA, возводя культовые японские минималистские здания. Созданный для создания и влияния на определенный жанр японского минимализма, деликатный, интеллектуальный дизайн Sejimas могут использовать белый цвет, тонкие строительные секции и прозрачные элементы, чтобы создать феноменальный тип здания, часто ассоциируемый с минимализмом. Работы включают в себя Новый музей (2010), Нью-Йорк, Маленький дом (2000) Токио, Дом в окружении сливовых деревьев (2003) Токио.
Конференц-центр на кампусе Vitra, Вайль-на-Рейне, 1994В Vitra Conference Pavilion, Вайль-на-Рейне, 1993 г., концепция заключаются в том, чтобы объединить отношения между строительством, движением человека, местом и природой. Что в качестве одного из основных пунктов идеологии минимализма, которые устанавливают диалог между зданием и сайтом. Здание использует простые формы круга и прямоугольника, чтобы противопоставить заполненное и пустое пространство интерьера и природы. В фойе есть большое пейзажное окно, которое выходит наружу. Это позволяет достичь простоты и тишины архитектуры и усиливает свет, ветер, время и природу в пространстве.
Джон Поусон — британский минималистский архитектор; его концепции дизайна — душа, свет и порядок. Он полагает, что, хотя сведение на нет и упрощение интерьера до такой степени, что выходит за рамки идеи существенного качества, вместо пустоты ощущается ясность и богатство простоты. Материалы в его дизайне раскрывают восприятие пространства, поверхности и объема. Кроме того, он любит использовать натуральные материалы из-за их живости, чувства глубины и качества личности. Его также привлекают важные влияния японской философии дзен.
Calvin Klein Madison Avenue, Нью-Йорк, 1995–96, — это бутик, который передает идеи моды Calvin Klein. Концепции дизайна интерьера Джона Поусона для этого проекта заключаются в создании простых, мирных и упорядоченных пространственных решений. Он использовал каменные полы и белые стены, чтобы достичь простоты и гармонии в пространстве. Он также подчеркивает уменьшение и устраняет визуальные искажения, такие как кондиционирование воздуха и лампы, для достижения ощущения чистоты интерьера.
Альберто Кампо Баеза — испанский архитектор и описывает свою работу как основную архитектуру. Он ценит понятия света, идеи и пространства. Свет необходим и обеспечивает связь между жителями и зданием. Идеи должны соответствовать функции и контексту пространства, форм и конструкции. Пространство сформировано минимальными геометрическими формами, чтобы избежать украшения, которое не является существенным.
Гаспер Хаус, Захора, 1992 год — это резиденция, в которой клиент хотел быть независимым. Высокие стены создают закрытое пространство, а каменные полы, используемые в доме и во дворе, показывают непрерывность интерьера и экстерьера. Белый цвет стен раскрывает простоту и единство здания. Особенностью конструкции являются линии, образующие непрерывно горизонтальный дом, поэтому естественное освещение проецируется горизонтально через здание.
- Добрицына И. А. От постмодернизма — к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии. — Directmedia, 2013. — 470 с.
Минимализм в архитектуре на сайте RDH.ru
История минимализма в интерьере
История минимализма в интерьере формируется с начала ХХ века. Этот период характеризуется бурным ростом промышленности, появлением новых технологий. Резко меняется темп жизни — вальяжный, медлительный ХIХ век уступает место стремительному и напористому этапу. Поскольку в социальной жизни общества теперь активно участвуют все слои населения, а не только аристократическая верхушка, стиль жизни в значительной мере упрощается и избавляется от условностей.
История и основные представители минимализма
Минимализм является продолжением идей конструктивизма и функционализма. В дизайне интерьера он характеризуется лаконичностью, простотой, точностью и ясностью композиции. Другими словами, интерьеры лишаются пышного декора. История Европы показывает, что после Первой мировой войны окончательно изжили себя идеи модерна с его декоративностью, так как этот стиль ассоциируется с тем образом жизни общества, идеи которого и привели мир к войне. В противовес этому новое направление с простыми формами и предельной функциональностью каждой детали интерьера стал преподноситься как стиль будущего.
На смену романтики приходит функционализм, начинают ценить свойства предмета, а не его эстетические качества. Минимализм — самый яркий и самый спорный стиль в истории второй половины XX века. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм, нейтральных цветов (черный, серый) и малых объемов.
Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ считается одним из основателей направления. На своей выставке в середине XX века он представил 21 здание, выполненное в стиле минимализм. В качестве строительного материала он использовал преимущественно сталь, что стало настоящим переворотом в европейской архитектуре. Однако в середине XX века такая смелая идея была жестоко осмеяна прессой.
Минимализм входит в моду периодически в различных проявлениях. Одной из самых популярных этнических разновидностей минимализма является японский минимализм. Наиболее яркие представители стиля минимализма: Карим Рашид, Наото Фукасава, Петер Цумтор. Минимализм также выразился в форме художественного течения «минимал-арт», возникшего в Нью-Йорке в 1960-х годах. Искусство включало в себя геометрические формы, очищенные от всякого символизма, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы. К художникам минимал-арта относятся: Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джадд, Роберт Моррис, а также иногда причисляемый к ним Фрэнк Стелла.
Кресла B&B Италия. Проект Наото ФукасаваМинимализм это образ жизни, исторически сложившееся мировоззрение. Не зря в этом стиле оформляют свои жилища люди творческие, неординарные, самодостаточные. Интерьер минималистского жилья скорее напоминает студию — отсутствие перегородок, плавное перетекание одного помещения в другое, четкое зонирование жилой и «служебной» частей квартиры, отсутствие мелких деталей в интерьере. Трудно представить себе в такой квартире большую семью, особенно с маленькими детьми — стиль минимализм не подразумевает множества вещей, которые неизбежно появляются там, где есть дети. Человек, живущий в минималистском интерьере это скорее поэт,архитектор, возможно, редактор глянцевого журнала, который посвящает львиную долю своего времени работе, а дом для него — место успокоения, релаксации, возможность укрыться от суеты и пестроты мира.
Минимализм интерьера в деталях
Минималистский интерьер — это символ свободы. Свободы от лишних вещей, от темных углов, в которых так любит собираться ненужный хлам. Данный стиль приемлет просторные интерьеры с минимумом мебели и деталей, простоту форм и текстуры, однотонность, практическое отсутствие элементов декора. Планировка часто не предполагает деление на комнаты, роль разделителей играет зональная отделка или мебель.
Минимализм в интерьереПри отделке помещений в минимализме используются природные материалы, зачастую даже грубые — кирпич, камень, рельефная штукатурка. Также приветствуются традиционное дерево и пробковое покрытие. Выбирая декор стен, стоит обратить внимание на обои под покраску, различные рельефные штукатурки — они создадут «нескучную», живую поверхность и в то же время не перегрузят интерьер. Как правило, при разработке дизайн-проекта помещения в рассматриваемом стиле за основу берется сочетание двух цветов, которые грамотно разбавляются умеренным количеством контрастного цвета акцентами.
Цветовая палитра интерьеров светлая, основанная на игре полутонов, много белого цвета, часто в контрасте с черным или серым, реже бежевым или коричневым. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла. Минимализм строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты. В больших по площади и высоте помещениях, он смотрится лаконичнее и естественнее.
Особенность минимализма и связь с другими стилями
В своей простоте и четкости минимализм имеет немало общего со стилем хай-тек. Графичность, лаконизм и геометричность присутствуют в обоих стилях. Однако хай-тек в большей степени использует искусственные материалы для оформления, особенно яркий пластик. Минимализму же больше характерно использование природных материалов, которые делятся своей живой энергией с людьми, живущими в этом доме. Неподготовленного человека хай-тек может несколько утомить, огорошить своей напористостью, яркостью, обилием стекла, металла, блестящих поверхностей и четких ломаных линий, тогда как стиль минимализм дарит возможность расслабления и единения с природой.
Минимализм и Хай-текНесмотря на то, что стиль минимализм подразумевает отказ от мелких декоративных элементов, все же определенное количество аксессуаров может оживлять этот нордический пейзаж. Цветовые акценты в таком интерьере можно расставить с помощью текстиля. Например, несмотря на требующуюся для поддержания стиля аскетичность, несколько декоративных подушек, резко контрастирующих с цветом основной обивки мебели не нарушат общий стиль. При сдержанном подходе, можно рискнуть и дозировано привнести в минималистский интерьер элементы поп-арта. Главное — не увлекаться, иначе вместо того, чтобы внести в интерьер «изюминку», дополнить его несколькими изящными штрихами, есть шанс свести на нет все предыдущие усилия и вновь загромоздить пространство.
Что же касается предметов искусства, то подходящие по стилю картины в неброских рамах, одиночные фотографии, лучше черно-белые, или геометрические скульптуры послужат прекрасным дополнением к интерьеру. Главное — не забывать о том, что стиль минимализм достаточно строг, он требует безупречного вкуса и чувства меры.
История минимализма — это путь, к которому приходишь осмысленно. Это состояние души, спокойствие, умиротворенность и красота. И, пожалуй, основное достоинство минималистского интерьера — он не надоедает, а скорее расслабляет и помогает отрешиться от забот.
Минимализм (музыка) — Википедия
Минимали́зм в музыке — метод композиции на основе простейших звуковысотных и ритмических ячеек — «паттернов» (моделей)[1]. В ходе развёртывания композиции эти паттерны многократно повторяются и незначительно варьируются. Пик популярности минимализма в США пришёлся на вторую половину 1960-х гг. и первую половину 1970-х; в западной Европе и России интерес к минимализму отмечается до конца 1980-х гг.
В качестве модели для повторения (англ. pattern) композитор-минималист избирает отдельный звук, интервал, аккорд, мотив (краткую мелодическую фразу). Паттерны зачастую варьируются на протяжении долгого периода времени.
В основе эстетической концепции минимализма — идея статического времени, выдвигаемая в противовес экспрессивно-динамическому, психологическому переживанию времени, присущему европейской академической музыке Нового времени (приблизительно от 1600 г. до начала XX в.). Эта концепция закреплена в ряде высказываний (полутерминов-полуметафор) апологетов минимализма: «вертикальное время» (Джонатан Крамер), «накапливание» (Т. Райли), «постепенный процесс» (С. Райх), «аддитивность» (Ф. Гласс)[2]. Авторское «я» и (традиционная для европейской музыкальной культуры) идея опуса отрицаются. Произведение минималиста благодаря заложенному в композиции алгоритму развёртывания паттерна существует как бы само по себе; звуковые комбинации создаются и множатся как бы без вмешательства и контроля со стороны композитора.
Форма минималистского сочинения сводится к нанизыванию функционально и структурно тождественных разделов. Повторы моделей с незначительными изменениями и перестановками (т.наз. «репетитивность») делают музыку минималистов легко воспринимаемой на слух.
Композиторами-минималистами считаются американцы Т. Райли (например, «In C»), С. Райх («Piano phase»), Ф. Гласс («Музыка в 12 частях») и Дж. Адамс (в сочинениях 1970-х и 1980-х гг., например, «Shaker loops» и «Harmonium»), написавшие много минималистской музыки. Минимализм находят в некоторых сочинениях Л. Андриссена («De Staat», 1976; «Гокет», 1977), А. Пярта («Fratres», 1977)[3], Дж. Шельси («Четыре пьесы на одну ноту», 1959), П. Васкcа и ряда других крупных композиторов XX века, которые использовали технику спорадически, но не считаются композиторами-минималистами.
В России целый ряд сочинений по методу минимализма написал В. И. Мартынов («Листок из альбома», 1976; «Passionslieder», 1977; «Come in!», 1985). Дань минимализму отдали Н. С. Корндорф («Ярило», 1981), А. Рабинович-Бараковский («Музыка печальная, порой трагическая», 1976), а также композиторы более молодого поколения (Антон Батагов, Алексей Айги, Павел Карманов, Михаил Чекалин и др.).
Минималистская музыка может иногда напоминать по звучанию разные формы электронной музыки (например проект Basic Channel), а также «текстурные композиции» таких композиторов, как Лигети[4][5]; зачастую происходит так, что конечные результаты похожи, но концепции реализации разные.
Термин[править | править код]
Термин «минимализм» был введен независимо композиторами-критиками Майклом Найманом и Томом Джонсоном, вызывал разногласия, но стал широко использоваться с середины 1970-х годов. Приложение одноименного термина визуального искусства к музыкальному было опротестовано; однако, и скульптура и музыка в минимализме используют определенную строгую простоту выразительных средств и неприятие декоративной детализации, к тому же многие ранние концерты минималистов происходили одновременно в соединении с выставками минималистического искусства таких мастеров, как Сол Ле Витт и других. Некоторые композиторы, ассоциирующиеся с минималистами, отрекаются от термина, в частности Филип Гласс, который как сообщают заявил, «Это слово должно быть искоренено!»[6]. Ради справедливости следует отметить, что практически во всяком новом течении раздаются голоса, категорически возражающие против его названия. Наиболее курьёзным примером такого рода являлся «главный импрессионист» Клод Дебюсси, который считал сам термин «импрессионизм» чем-то вроде ругательства[7]. Однако, несмотря на отдельные возражения, минимализм вошёл в практику и историю искусства конца XX века именно под этим названием.
И всё же это авангардное направление не настолько молодое, как принято считать. Если присмотреться чуть внимательнее к французскому искусству конца XIX и начала XX века, окажется, что история минимализма в музыке отсчитывает уже вторую сотню лет.
К примеру, Юрий Ханон (исследователь творчества Сати) называет предвосхищением будущего минимализма в музыке так называемую «меблировочную музыку» Эрика Сати, «навязчивые» инструментальные мотивчики, сочинённые специально для звучания в любой бытовой среде: в магазине, на выставке или в светском салоне во время приезда гостей («раздражающие химеры», по выражению Жоржа Орика), которые повторяются десятки, и даже сотни раз без малейшего изменения и передышки[8]:415.
С подобным мнением вполне согласен и один из пионеров американского авангарда 1960-х годов Джон Кейдж. По его признанию (а вслед за ним, и многих других музыкантов-минималистов)[9], первооткрывателем и предтечей современного музыкального минимализма явился эксцентричный французский композитор Эрик Сати, создавший в 1916 году жанр так называемой «меблировочной музыки», которая исполняется «не для того, чтобы её слушали, а для того, чтобы на неё не обращали ни малейшего внимания»[10].
Меблировочная музыка Сати появилась «слишком рано во времена слишком старые». Открытие Сати не было понято и поддержано его современниками (кроме одного из его последователей, члена так называемой «французской шестёрки», композитора Дариюса Мийо)[11]. С подобным мнением, во всяком случае, активно не согласился тот же Джон Кейдж, который сумел увидеть гораздо дальше, открыв в бесконечной повторяемости (или репетитивности, как иногда это называется) одних и тех же мотивчиков возможность дать «выход композиторской индивидуальности и выразить в звуках свободу их существа. Не так уж и важно, даже если Сати не хотел этого сознательно. Во всяком случае теперь считается, что это он открыл дорогу для нас…»[12]. Эта дорога впоследствии была превращена Джоном Кейджем в транс-музыку или репетитивную музыку Стива Райха, Терри Райли и Ла Монт Янга. Этот последний основал «Театр вечной музыки» в 1963 году, том же году, когда Кейдж в первый раз полностью исполнил «Раздражения» Эрика Сати[9].
Из наиболее известных образцов меблировочной музыки Эрика Сати можно назвать «Обои в кабинете префекта» (Париж, Нью-Йорк 1919)[13], «Звуковые плитки» и «Железный коврик для приёма гостей» (Париж, 1923)[8]:438.
Эрик Сати объявил свою новую музыку — типичным порождением промышленного века массового производства и потребления, конвейеров и штамповки, когда даже композиторский труд должен был потерять все черты индивидуальности. Задуманная и сочинённая ещё во время Первой мировой войны, эта музыка впервые была исполнена только после её окончания.
…«Меблировочная Музыка» заимствует промышленные способы организации звука для создания подробной Музыкальной Коммерции. «Меблировочная Музыка» глубоко индустриальна по своей природе и по своей сути. У людей существует обычное правило (способ употребления) — исполнять музыку в тех обстоятельствах, где музыке вообще делать нечего. Когда музыке нет места, тогда играют всякие попурри, «Вальсы», «Фантазии» из опер и другие, тому подобные вещи, написанные совсем для другого случая, а потому совершенно неуместные.
Мы впервые хотим ввести и узаконить музыку, специально созданную для полного удовлетворения «полезных» и «нужных» потребностей. Как совсем нетрудно догадаться, искусство в число таких (первейших) потребностей не входит, её не исполняют даже по малой нужде. «Меблировочная Музыка» создана из простого колебания воздуха; она не имеет никакой иной цели; она выполняет ту же роль, что свет, тепло — & комфорт в его различных проявлениях.[8]:437
— (Эрик Сати, «Важные тезисы для Жана Кокто», 1-е марта 1920 г.)
Ещё более ранним образцом подобного рода музыки считается фортепианная пьеса «Vexations» (или «Раздражения»), написанная Эриком Сати на два десятилетия ранее, в апреле 1893 года в состоянии крайней степени досады[8]:76. Пианисту, исполняющему эту пьесу, автором строго предписывается играть её восемьсот сорок раз подряд и без малейшего перерыва[14]. В общей сложности продолжительность такого исполнения могла бы варьировать в пределах до 24 часов. Переоткрытая много десятилетий спустя Джоном Кейджем, пьеса «Vexations» послужила предметом для нескольких фортепианных марафонов по всему миру, когда многочисленные исполнители пьесы, сменяя друг друга за клавиатурой, пытались точно привести в исполнение директиву автора[9].
Примером более мелкого и дробного применения принципа повторяемости музыкальных ячеек, является последнее произведение Эрика Сати, «Cinema» — музыка для фильма французского режиссёра Рене Клера «Relâche» (или «Антракт»). Написанная в ноябре 1924 года, она представляет собой применение произвольного числа повторов короткой музыкальной фразы для сопровождения немого кино. Этот приём позволил (в исполнении оркестра или большого ансамбля) длить каждую музыкальную тему столько времени, чтобы этого оказалось достаточным для сопровождения соответствующей сцены на экране, при этом смена изображения сразу же приводила к перемене сопровождения[15].
Однако, кроме первого минималиста в музыке, композитора Эрика Сати у этого течения был и ещё один первооткрыватель. Это был его старший друг и земляк (тоже родом из нормандского города Онфлёр) эксцентричный французский писатель-юморист Альфонс Алле, глава авангардной школы фумистов. Альфонс Алле ещё в 1884 году, за девять лет до «Раздражений» Сати, опубликовал и «привёл в исполнение» на третьем «Салоне отвязанных» («Les Arts Incohérents») своё произведение: «Траурный марш для похорон великого глухого», который не содержал ни одной ноты. Только надгробное молчание, в знак уважения к тому правилу, что большие скорби — всегда немы[16]. Партитура этого марша представляла собой пустую страницу нотной бумаги[17]:35. Спустя тринадцать лет «Похоронный марш» Альфонса Алле был ещё раз опубликован в его «Альбоме первоапрелесков»[18].
Таким образом, почти за полвека до предсмертного молчания Эрвина Шульхофа и за шестьдесят лет до известной пьесы «4’33″» Джона Кейджа, представляющей собой «четыре минуты тридцать три секунды молчания» в исполнении произвольных музыкальных инструментов французский писатель и художник, но прежде всего фумист Альфонс Алле создал свою аналогичную пьесу, которая стала первым примером минималистической музыкальной композиции[17]:35. Правда, выставляя в 1882—1884 годах свой «Чёрный почти квадрат» (за тридцать лет до Малевича), Альфонс Алле не пытался выглядеть философом или первооткрывателем[17]:32. Например, свой «Чёрный квадрат» он назвал не «супрематизмом», а просто «Дракой негров в глубокой пещере тёмной ночью»[16]. Так же поступил он и с траурным маршем, не называя своё открытие «силентизмом» или «магической музыкой тишины».
По мере завоевания минимализмом интереса у широкой публики и освоения минималистических техник новым поколением композиторов, сложилось ещё одно музыкальное движение: Постминимализм.
- ↑ Катунян М.И. Минимализм // Большая российская энциклопедия. Т.20. М., 2012, с.371.
- ↑ Под «аддитивностью» Гласс понимал разновидность композиционной техники: «когда мелодическая фигура из 5-6 нот приобретает различные ритмические очертания из-за добавления или убавления одной ноты».
- ↑ Сам Пярт не относит себя к минималистам.
- ↑ Стенограмма интервью Джона Туса с Дьёрдем Лигети
- ↑ Гэвин Томас знакомит с работами Дьёрдя Лигети (англ.)
- ↑ PhilipGlass.com — Music in Twelve Parts (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 марта 2007. Архивировано 31 марта 2007 года.
- ↑ Politoske, Daniel T.; Martin Werner. Music, Fourth Edition (неопр.). — Prentice Hall (англ.)русск., 1988. — С. 419. — ISBN 0-13-607616-5.
- ↑ 1 2 3 4 Эрик Сати, Юрий Ханон. «Воспоминания задним числом». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — 682 с.
- ↑ 1 2 3 Erik Satie. «Ecrits». — Paris: Editions Gerard Lebovici, 1990. — С. 314—316.
- ↑ Darius Milhaud. «Notes sans musique». — Paris, 1949. — С. 138.
- ↑ Erik Satie. «Correspondance presque complete». — Paris: Fayard / Imec, 2000. — С. 395—397.
- ↑ Джон Кейдж, интервью с Х.Шатц для телефильма «Господин бедняк» об Эрике Сати, 1972 г.
- ↑ Erik Satie. «Correspondance presque complete». — Paris: Fayard / Imec, 2000. — С. 529.
- ↑ Erik Satie. «Ecrits». — Paris: Editions Gerard Lebovici, 1990. — С. 285.
- ↑ Эрик Сати, Юрий Ханон. «Воспоминания задним числом». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — С. 626. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8.
- ↑ 1 2 Erik Satie. «Ecrits». — Paris: Editions Gerard Lebovici, 1990. — С. 242.
- ↑ 1 2 3 Юрий Ханон. «Альфонс, которого не было». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2013. — 544 с. — ISBN 978-5-87417-421-7.
- ↑ Alphonse Allais, «Album Primo-Avrilesque». — Paris, Ollendorf, 1897. — pp.23-25
- Поспелов П.Г. Минимализм и репетитивная техника // Музыкальная академия, 1992, №4.
- Strickland E. Minimalism: origins. Bloomington, 1993.
- Lovisa F.R. Minimal music: Entwicklung, Komponisten, Werke. Darmstadt, 1996.
- Катунян М.И. Минимализм // Большая российская энциклопедия. Т.20. М., 2012, с.371.
- Эрик Сати, Юрий Ханон, «Воспоминания задним числом», СПб., ЦСМ & Лики России, 2009 г., 682 стр. ISBN 978-5-87417-338-8
- Юрий Ханон, «Альфонс, которого не было». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2013. — 544 с. — ISBN 978-5-87417-421-7
Минимализм как стиль искусства
Минимализм как стиль искусства зародился в 60-х годах прошлого века. Родиной его стала Америка. Основные черты минимализма—это простота форм выражения, а также буквальный, объективный подход.
Автором термина «минимализм» стал британский философ и искусствовед Ричард Уолхейм. Он выделил это направление, анализируя творчество художников, идущих в своих работах путем наименьшего вмешательства в окружающий мир.
Истоки минимализма лежат в таких течениях, как поп-арт и супрематизм. Повлияло на развитие направление также творчество К. Малевича и тенденции школы Баухаус.
Основные черты
Постепенно минимализм отдалялся от всех прочих стилей живописи. В результате сформировались его главные черты. Это в первую очередь выразительность цветов, а также гладкость и геометричность.
Русский конструктивизм, на волне возросшего к нему интереса, побуждает художников широко использовать промышленные материалы для выражения своего замысла. Живописным работам часто присущи асимметрия, повторение различных геометрических фигур. Пространство картины, как правило, простое и незагруженное.
Цвет в минимализме выполняет задачу зонирования пространства, а не выражения эмоций или передачи настроения. Для течения также характерно отсутствие субъективности и реалистичности: художник стремится к тому, чтобы зритель самостоятельно воспринимал объект.
Отказ от нужного в пользу самого необходимого
Еще одна черта минимализма—стремление к демистификации искусства, с тем чтобы суметь выявить то, что является его фундаментальной основой.
На первом плане у минималистов оказывается форма, с помощью которой они передают глубину цвета. Сюжеты картин наполнены метафорами, символами. Эмоции живописцы передают нестандартным путем: используют для этого линии и различные геометрические формы. Также работы минималистов несут в себе какой-либо подтекст, часто имеют острое социальное значение.
Художники-минималисты
Фрэнк Стелла
Американский художник, мастер постживописной абстракции Фрэнк Стелла (г.р. 1936) жил преимущественно в Нью-Йорке, где начинал как чертежник и оформитель.
В 1959-1960 годах вышла серия работ Стелла «Черные картины». Как ясно из названия, доминирование черных линий было отличительной чертой полотен.
Этот творческий подъем художника, был замечен владельцем нью-йоркской галереи Лео Кастелли, который осознал гениальность мастера и выставил его картины у себя.
За «Черными картинами» последовали «Алюминиевые картины», а потом и «Медные картины». В память о страшных исторических событиях создается цикл работ «Польские деревни».
Фрэнк Стелла: «Ты видишь то, что ты видишь»
В своих работах Стелла предпочитал черный цвет как доминирующий, да и вообще тяготел к монохромности, но иногда он отходил от своих традиций и тогда появлялись на свет работы как в цикле «Концентрические квадраты», в которых появлялась полихромия и рельеф.
Фрэнк Стелла был удостоен Национальной медали США в области искусств и премии Международного центра скульптуры за жизненное достижение.
Эльсуорт Келли
Эльсуорт Келли (1923-2015)— американский художник и скульптор, один из главных представителей минимализма, хард-эдж и живописи цветового поля.
Для творчества Келли характерно исключительная четкость и простота. Четкие абстрактные контуры геометрических поверхностей выполнены интенсивным цветом.
В конце шестидесятых работал как скульптор, позже начал использовать в своих произведениях металл. В творчестве художника есть ряд работ в жанрах поп-арт и сюрреализм.
Эльсуорт Келли: «Я не хочу рисовать людей. Я хочу рисовать то, что я никогда не видел прежде»
Эльсуорт Келли умер 27 декабря 2015 года в возрасте 92 лет. Был награжден Национальной медалью США в области искусств.
Антон Ламасарес
Испанский художник Антон Ламасарес (р.1954) выражал свои мысли в работах в нарочито примитивной форме.
Из-за отсутствия полотенец он использовал дерево, ребристый картон, упаковку и лак. Так выработался его личный художественный стиль привлекший внимание критиков. Первоначально увлекался экспрессионизмом, позже развился до своего рода минимализма.
В 19 лет первый раз участвовал в выставке молодых художников проводимой на площади Праза-да-Принчеса в городе Виго. С тех пор выставки проводились огромное количество раз в разных странах мира.
Работы художника хранятся в многочисленных известных учреждениях культуры, таких как Центр искусств королевы Софии, галисийский Центр Современного искусства, Мадридский Музей Современного искусства и музей Маругами Хираи в Японии, а также во многих частных коллекциях и фондах.
Хосе Эстебан Бассо
Чилийского художника Жозе Бассо можно назвать эталоном минимализма. Сам художник называет свой стиль «ритуальной живописью». Картины его немногословны, сдержанны и лаконичны, позволяют отдохнуть, расслабится, не задумываясь на увиденным. Минимум объектов, чистые цвета, никакой детализации, никакой фактуры, только застывшая бесконечность….
Произведения мастера вызывают только позитивные эмоции, наполняя зрителя светом и теплом и позволяют наслаждаться легкостью и простотой, перед ними можно смело медитировать.
Кроме написания картин, художник также занимается фотографией и компьютерной графикой, и конечно же всем этим работам так же свойственна сдержанность и немногословность.
Эволюция течения
Постепенно развились такие направления минимализма, как нео-минимализм и пост-минимализм. Для первого характерны неточность, расплывчатость, а представители второго отличаются стремлением не столько передать саму идею, сколько сделать акцент на способе такой передачи.
Назначение минимализма
Значение этого направления в искусстве—в борьбе с академизмом и догматизмом, стремлении к простоте, полному отказу от разного рода излишеств в пользу глубины смысла. Для этого художники пересматривают существующие каноны, отказываются от прежних правил в пользу новых идей для передачи цвета, а также используют изображения геометрических форм.
Минимализм сегодня
В наше время идеи минимализма проникли в различные отрасли, например, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и другое. Так же минимализм не обошел стороной и информационные технологии, например, веб-дизайн и программное обеспечение (разработка интерфейсов ПО). Довольно часто мы можем видеть результаты влияния минимализма и при разработки технических решений, например, в автомобилестроении, в бытовой и инженерной технике.
В своих работах по росписи стен наша студия тоже иногда использует принципы минимализма.
Минимализм в графическом дизайне
Минимализм в графическом дизайне это упрощение композиции, акцент на важной детали.
Ничего лишнего и много пустого пространства. В основном работы, выполненные в данном стиле, используют 1-2 цвета и несколько оттенков этих цветов. Понятный шрифт не несет визуальную нагрузку и использует не более 2-3 шрифтовых гарнитур.
«Быстрее, чем вы думаете» (It`s faster than you think)
Оригинальная реклама всемирно известной немецкой компании Bosch говорит нам о том, что её инструменты работают настолько быстро, что даже такое шустрое насекомое как муха не успевает улететь.
Стиль минимализм в архитектуре
Минимализм в архитектуре (от лат. minimus — наименьший) – это сформировавшееся направление, пропагандирующее в своих реализациях простоту и лаконичность форм, чистые текстуры и натуральные (преимущественно светлые) цветовые сочетания.
Несмотря на многообразие стилистических направлений и частое пересечение их черт во многих проектах, основной целью данного обзора является более глубокое погружение в минимализм, изучение его истории, отличительных особенностей и способов реализации на примере архитектуры домов.
История становления стиля минимализм в архитектуре
Первые предпосылки минимализма появились в конструктивизме 1920-х годов. Огромный вклад в данный период внесло общество художников «Де Стейл»(нидерл. «De Stijl», «Стиль»), образованное в Лейдене в 1917 году. Основная идея неопластицизма, направления в котором они работали, выражалась в использования простых форм и воплощении ощущений и структуризации образов. От традиционного, инженерно-технического конструктивизма неопластицизм отличался более философским подходом в осмыслении.
Основателем De Stijl был художник Тео ванн Дусбург. К нему впоследствии примкнули: живописец Пит Мондриан; архитекторы Якоб Ауд и Геррит ванн Ритвельд.
Концепция общества заключалась в стремлении к рациональной функциональности с четкой структурой. Если рассматривать в разрезе архитектуры, то предполагалось, что при создании любого здания нужно добиться получения единого незамкнутого объема с использованием простых форм. Дополняя объемные элементы выступающими плоскостями приверженцы неопластицизма создавали связь строения с окружающим пространством.
Ярким примером архитектуры в стиле неопластицизма является Дом Шредер (Rietveld Schröderhuis) построенный в 1924 году архитектором Герритом Ритвельдом в Утрехте (Нидерланды).
Дом Шредер. Архитектор Геррит ванн РитвельдСформированная неопластицизмом база оказала большое влияние на дальнейшее развитие и распространение минимализма в архитектуре и дизайне. Расцвет минимализма произошел в 60-е годы XX века. В этот период обществу требовались новые архитектурные решения, а идеи модерна с его декоративностью уже не были столь актуальными. На смену плюшевым занавескам, абажурам, фикусам, обилию безделушек пришли гладкие стены, спокойные тона в оформлении, природные и инновационные материалы. Основной целью стало обеспечение максимального комфорта проживающих наиболее доступными и простыми методами.
Американо-немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ считается одним из основателей минимализма. Он получил известность за использование в своих конструкциях композитных материалов. Так проект жилого дома на выставке в Вайсенхофе был первым в Европе, при возведении которого в качестве строительного материала использовалась сталь. Здание было функциональным и логически завершенным, однако в середине XX века такая смелая идея была жестоко осмеяна прессой.
Знаменитое высказывание Людвиг Мис ван дер Роэ: «меньше — значит больше» стало принципом архитектурного минимализма. Его наработки использовали в своих проектах такие архитекторы как Джон Паусон, Тадао Андо, Марио Бота, Ханс Холляйн, Акира Сакамото, Заха Хадид.
Одними из известных проектов архитектора Мис ван дер Роэ считаются вилла Тугендгат и дом доктора Эдит Фарнсуорт в городе Плано, штат Иллинойс. Последний был построен в 1951 году и был одним из самых идеальных минималистских строений того времени. Дом представлял собой стальной каркас простой формы со стеклянными стенами, что создавало эффект размытого перехода между интерьером и экстерьером.
Дом Фарнсуорт (Стеклянный дом)Новую популярность минимализм обрел на рубеже XX-XXI веков. И до настоящего времени он остается одним из самых востребованных архитектурных направлений.
Современный минимализм в архитектуре
Развиваясь, современный минимализм, помимо оттачивания индивидуальных черт, также разнообразился интеграцией с хай-теком и лофтом. И иногда бывает трудно отнести архитектуру конкретного дома к определенному стилю, так как во всех упомянутых выше направлениях имеется общее:
- Преобладание прямых строгих линий и правильных форм.
- Лаконичность в отделке.
- Большая площадь остекления.
- Сдержанная цветовая гамма.
- Просторная внутренняя планировка.
Отходя от объединяющих минимализм, хай-тек, лофт (и иные схожие направления) черт, можно отметить, что присутствие в минималистском архитектурном проекте специфических черт хай-тека (или лофта) при правильном применении допустимо. Главное, чтобы данные интеграции четко вписывались в общую концепцию, гармонировали и не создавали эффект чужеродности. Углубление в данные тонкости не входит в цели данного обзора, поэтому далее будут рассмотрены только особенности минимализма.
Современный минимализм в архитектуреЧерты и особенности минимализма
Основная идея минимализма — стремление к уютной простоте и функциональности. Все это выражается в:
- Преобладании больших пространств, избавленных от ненужных деталей (декора). Украшения и иные, не несущие на себе нагрузки, элементы исключены.
- Четких геометрических линиях и использовании природных фактур.
- Максимизации использования дневного света.
- Продуманном до мелочей зонировании помещений и прилегающих территорий.
Проектируя дом в стиле минимализм, следует выделить важные элементы и стремиться придерживаться правил их формирования. К данным элементам можно отнести:
- Формы и линии. Для задания контура форм и получения объема используются такие фигуры, как круг, прямоугольник, квадрат. При формировании проекта практически всегда используются прямые линии. Допустимо дозированное использование плавных изгибов.
- Базовые цвета. Их количество должно быть минимальным и ограничиваться светлыми, нейтральными оттенками природных материалов. Распространенная гамма — белый, оттенки серого и коричневого (зеленого). Особая роль в минимализме уделяется черному цвету. Он идеально подчеркивает геометрию прямых форм.
- Свет как искусственный, так и естественный — это базовый элемент в архитектурной концепции минимализма. Он наполняет жилище теплом, придает объему легкость и выгодно подчеркивает фактуры отделочных материалов. Особая роль уделяется естественному освещению, и по этому дома в стиле минимализм имеют максимально большие оконные проемы, а внутреннее пространство планируется с минимумом межкомнатных перегородок.
Строительные материалы в архитектуре минимализм
Выделяя материалы, используемые при строительстве домов в стиле минимализм, стоит выделить основные участки (элементы). Так, стоит отдельно рассматривать фундамент, материалы несущих стен, отделку фасада, конструкцию крыши, окна и двери.
Фундамент в концепции минимализма
Домам в стиле минимализм характерен низкий цоколь (или его полное отсутствие в плане выделения на общем фоне). То есть, низкая лента цокольной части фундамента если и присутствует, то имеет схожую с основным фасадом однотонную отделку.
Фундамент в минимализмеВ некоторых проектах отделка фундамент может отличаться от цвета и текстуры фасада. Это допустимо при сложном рельефе (сваи, массивные ленточные выступы) или, к примеру, когда фундамент трансформируется в большую террасу.
Конструктивно для минимализма приемлемы плитные и ленточные монолитные фундаменты. Сваи, если они необходимы, рекомендуется использовать железобетонные. Более простые конструкции свай можно использовать для устройства легких террас.
Свайный фундамент в минимализмеСтены в минимализме
Анализируя проекты домов в стиле минимализм, можно отметить, что чаще представлены монолитные варианты, в основе конструкций которых преобладает бетон и стекло.
Также прослеживается тенденция малоэтажной застройки, когда минималистичные дома состоят из одного, реже двух этажей. Поэтому в роли конструктивных материалов вполне могут быть использованы газобетонные (керамзитобетонные) блоки или кирпич. Данное решение значительно ускоряет, упрощает процесс строительства, и в то же время позволяет сохранить жесткость строений и чистоту линий.
Каркасный дом в стиле минимализмДопустимой для домов в стиле минимализм является и каркасная технология. В этом случае материалом для строительства могут выступать как метал в комбинации со стеновыми панелями, так и дерево (выдержанное в требуемой стилистике).
Минималистская отделка фасада
Для отделки фасадов домов в стиле минимализм используются преимущественно натуральные материалы. Это может быть каменная плитка, мрамор, дерево, стекло. Органично в сочетаниях будет смотреться:
- Клинкерная плитка и натуральная деревянная доска.
- Бетон, композитные панели и натуральная древесина.
При отделке наружных стен также распространена не вычурная штукатурка, окрашенная в нейтральную гамму. В сочетаниях используются оттенки белого, бежевого, коричневого, серого.
Окна и двери в минимализме
Лаконичные геометрические формы минимализма требуют соответствующего, преимущественно прямоугольного, оформления оконных проемов и дверей.
Особое внимание в стиле уделяется максимизации использования естественного света. Поэтому окна в таких домах имеют большие размеры и занимают практически всю стену. С другой стороны, значительная площадь остекления, создавая эффект перспективы и глубины, помогает визуально расширить жилое пространство.
Форма проемов в минимализме всегда прямоугольная. Не допускается использования фигурных деталей, арочных конструкций и витражных вставок. Отделка оконных и дверных рам в соответствии с проектом может быть металлической (под хром или алюминий). Иная цветовая гамма отделки рам — белый, бежевый, коричневый, серый.
Конструкция крыши в стиле минимализм
Дома в стиле минимализм могут иметь скатную конструкцию. Но наиболее распространенными являются плоские крыши, на которых можно смонтировать световые люки, солнечные батареи, обустроить террасу, смотровые площадки и зоны зеленой инверсионной кровли.
Плоская крыша в стиле минимализмВ качестве заключения — несколько слов о декоре. Несмотря на всю лаконичность и неприемлемость вычурных решений, в архитектуре минимализма допускается умеренное использование мелких декоративных деталей, преимущественно выполненных из натуральных материалов. Это могут быть дверные ручки, неброские элементы ковки, элементы ландшафтного освещения.