Маньеризм в интерьере – характерные особенности
Маньеризм в интерьере – это обращение к прошлому и повторение его лучших и запоминающихся достижений. Характерная особенность этого стиля – преобладание в дизайне гротескных орнаментов, фантастических нереальных образов. В целом это направление можно охарактеризовать как доминирование отдельных предметов над общим содержанием.
Красота отдельных деталей и элементов важнее общей красоты, выделяются линии и силуэты, красочные пятна в оформлении. В эпоху маньеризма вылилась эпоха Возрождения, считается, что этот стиль стал переходным к следующему за ним направлению барокко.
О маньеризме впервые начали говорить в период жизни Рафаэля, когда он отказался от ясных средств выражения, характерных для Ренессанса. Рафаэль стал работать в более причудливой манере. Характерные черты нового стиля – это особая удлиненность фигур, напряженность в позах, которая обозначается термином «контропост».
Основные черты
К основным элементам, используемым в стиле маньеризм, относят:
- роспись яркими красками стен и потолков, украшение жилища фресками – псевдолепниной, псевдостатуями, причудливыми картинами;
- перегруженность деталями, отсутствие единого стиля;
- выразительность всех элементов стиля, вычурность красоты;
- отсутствие определенных критериев при организации формы;
- живое и весьма оригинальное применение форм и цвета;
- инкрустации из драгоценных металлов;
- отрицание старых форм.
В целом сущность стиля можно определить как отсутствие определенных стандартов при организации формы. В архитектуре стали широко применять нетрадиционные приемы и иллюзорные элементы – слепые окна, ниши и арки, ложные межкомнатные двери. Для маньеризма также характерно использование причудливых эффектов, которые связаны с освещением, размерами, переходом одного цвета в другой.
С большой пышностью оформляются фасады, используются скульптуры, орнаментальные элементы, золотые и серебряные инкрустации. В картинах искажаются формы, смешиваются в разных пропорциях стили, используется яркая цветовая гамма. В скульптурных композициях, картинах кроме необычных световых эффектов применяется удлинение пропорций тел изображенных людей.
История и персоналии
К первопроходцам маньеризма относится Джамболонья – итальянский скульптор, в произведениях которого изысканная плавность фигур сочетается с причудливостью поз. Также к великим скульпторам, оказавшим влияние на зарождение стиля, можно отнести и Бенвенуто Челлини.
Маньеризм как стиль в архитектуре практически также трудно определить, как и в скульптуре или живописи. Особенности этого стиля можно описать как осознанное презрение к принятым в обществе классическим традициям и устоявшимся правилам.
В декоре интерьера, оформленного в стиле маньеризм, главенствующую роль занимают аллегорические образы, эмблематика и символика. Все это призвано создать образы, близкие духу общества того времени. Маньеризм преподносился как переходный стиль от ранее используемых в эпоху Возрождения классических, монументальных форм к новому стилю барокко, который должен был пропагандировать величие, роскошь, пафос.
Особенности оформления интерьера
В итальянском языке маньеризм означает чрезмерность, вычурность. Особое распространение этот стиль получил в странах Европы примерно в XVI в. Строго говоря, маньеризм нельзя охарактеризовать как стиль. Это определенный этап в постепенном развитии искусства Италии. Новый этап можно считать исходом утраты предшествующих идеалов в искусстве.
Маньеризм часто также связывают с работами художника Италии Вазари, он называл этот стиль утонченным и изысканным. Для маньеризма характерно повышенное внимание к отдельным элементам и деталям, которые иногда и не вписываются в общую картину художественного произведения.
Если маньеризм рассматривать предельно тщательно, то можно выявить, что в чистом виде этот стиль в интерьере практически не используется, полностью соблюсти его практически невозможно. И связано это также с тем, что маньеризм выражался прежде всего в различных формах искусства.
Если вы загорелись идей оформить ваше жилище в направлении маньеризма, то вам необходимо заранее полностью представить общую картину вашего обновленного дома. Чаще всего дизайнеры предлагают развесить на стенах картины, выполненные художниками, приветствующими тот стиль. Имеет маньеризм следующие особенности.
- В оформлении обязательно используются элементы изобразительного искусства. Стены комнат расписываются причудливыми орнаментами, которые изображают аллегорическую направленность, символику либо эмблему.
- Цветовые оттенки в маньеризме яркие, насыщенные, часто практически несочетаемые.
- Используются иллюзорные образы – несуществующие окна, арки, камины, двери.
- Мебель инкрустируется под бронзу, золото, серебро и выглядит вычурно и помпезно.
- Аксессуары должны отражать все богатство хозяина дома, изготавливают их обычно из драгоценных металлов.
Маньеризм сегодня в обычной жизни практически не используется, отдельные его элементы могут применяться только в сочетании с другими правильно подобранными стилями.
Еще статьи по теме:
Маньеризм в живописи: особенности направления
Искусство и развлечения 24 июня 2016Маньеризм в живописи – это направление в изобразительном искусстве XVI–первой половины XVII века. Оно возникло в Италии как реакция на кризис гуманистических идеалов, характерных для эпохи Возрождения. В более широком смысле под данным понятием подразумевают новое культурное течение, которое было характерно также и для литературы, архитектуры, скульптуры, музыки.
Предпосылки возникновения
Маньеризм в живописи появился в то время, когда в искусстве все еще продолжали господствовать принципы высокого Возрождения. Однако в связи с целым рядом кризисных явлений социально-экономического, политического и духовного характера в культуре наблюдался отход от традиционного понимания человека как гармоничного целого духовного и телесного начал. Многие мыслители, ученые, представители интеллигенции разочаровались в гуманистических идеалах. Была утрачена вера в гармонию мира, возможность идеального сосуществования человека мира и природы.
Новый подход
Следствием указанных явлений и стал маньеризм в живописи, для которого было характерен отход от четких классических пропорций, величественных сюжетов, монументальных образов. Теперь художники стали писать совершенно в иной манере. Последнее понятие и стало определяющим для нового направления, поскольку на первый план вышло не идейное содержание полотна и изысканность, утонченность, а изощренность форм.
Этапы
Маньеризм в живописи прошел несколько этапов развития. Первый период припадает на 1520-1540 годы. В это время новый стиль особенно бурно развивался в итальянских, а точнее, в римско-флорентийских кругах (Вазари, Понтормо и других). Художники активно осваивали новый язык и изобразительные приемы, делая акцент на линии, светотени, необычности построения композиции, особой цветовой гамме.
Со второй половины XVI века и примерно до начала следующего столетия новое направление распространилось по континенту, так что в ряде европейских государств возникли его местные школы. Наиболее известной из них было Фонтенбло во Франции. Таким образом, данный стиль получил общеевропейское признание, оказав большое влияние на развитие следующего течения в культуре – барокко.
Особенности
Маньеризм итальянской живописи заложил основу всего течения в целом. Молодые авторы стремились преодолеть стройность и гармоничность, характерную для мастеров Возрождения. Вместо плавных и ровных очертаний они стали изображать ломанные линии, вместо спокойных уравновешенных поз – стремительность и динамику движений фигур, а монументальные величественные образы были заменены довольно сложными композициями.
Художники часто стремились передать внутреннюю напряженность героев. И для этого прибегали к нарушению световой гармонии. Фигуры намеренно делались удлиненными, вытянутыми, чем нарушалась пропорция образа. Авторы использовали холодные цвета в отличие от своих предшественников, которые, стремясь передать душевное умиротворение и внутреннюю гармонию, рисовали теплыми красками.
Влияние
Итак, указанные особенности стиля, маньеризма, позволяют выделить его в отдельный этап развития культуры и искусства. Хотя некоторые исследователи склонны видеть в нем либо одно из проявлений Возрождения, либо начальный этап барокко. Однако большинство специалистов все-таки сходится на том, что этот ни с чем не сравнимый стиль слишком оригинален, что дает основания выделять его как отдельный этап развития. Например, искусствоведы отмечают, что спиритуализм данного течения лег в основу сакрального барокко. Даже в наше время в изобразительном искусстве наблюдается подражание этому стилю. Так что некоторые выделяют современное направление – неоманьеризм.
В других странах
Новое течение получило широкое распространение в европейских странах во многом благодаря тому, что итальянские художники работали в ряде культурных центров на континенте. Но и местные мастера также проявляли немалый интерес к новому художественному языку, приемам, средствам изобразительности. Особенности живописи художников-маньеристов нашли отражение в творчестве Э. Греко.
Причина популярности рассматриваемого стиля заключается в том, что он отличался особенной изящностью и куртуазностью. Не зря в рамках данного направления вновь возродились идеалы рыцарской романтики, темы которой как бы получили вторую жизнь в трудах художников раннего нового времени.
Вместе с тем, этот стиль был понятен и доступен только ограниченным лицам. Он развивался в замкнутых кругах придворной и дворцовой интеллигенции. И не получил такого широкого размаха, как идеи гуманизма, воплощенные в полотнах. Техника исполнения отличалась замысловатостью и вычурностью, которая делала произведения сложными для восприятия. Маньеризм в живописи, особенности которого сильно отличались от почерка представителей Возрождения, хотя и получил широкое распространение, тем не менее не стал таким знаковым явлением в культуре. Творчество знаменитых титанов, значение которых было столь велико, вышло за границы изобразительного искусства и получило широкий общественный резонанс.
Феномен гуманистических идеалов заключается в том, что они имели не только культурное, но общественно-политическое значение. Чего нельзя сказать о маньеризме. Вместе с тем его следует рассматривать как знаковое явление в искусстве, поскольку он знаменовал переход от классического античного стиля к барокко.
Маньеризм — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком[1]. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм» как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.
Общая характеристика стиля[ | ]
Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах.
Стиль был отчасти порождён кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.
Маньеризм в изобразительном искусстве[ | ]
Стилевые особенности[ | ]
Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой цветовой палитры, перегруженность композиции и т. д.
Живопись[ | ]
К живописцам маньеризма относят
Маньерист Википедия

Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком[1]. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм» как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.
Общая характеристика стиля[ | ]
Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах.
Стиль был отчасти порождён кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.