39. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАНДШАФТОВ В ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
39. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАНДШАФТОВ В ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ. СТЕПЕНЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛАНДШАФТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
Природные ландшафты — это ландшафты, сформированные под влиянием только природных факторов без вмешательства человека. В предыдущей статье мы уже упоминали, о том, что ландшафт — это природно-территориальный комплекс. Самой крупной единицей природно-территориального комплекса является класс (выделяют по макрорельефу), далее идет тип (определяется по зоне, где расположен ландшафт), затем подтип (идентифицируется по нарастанию или убыванию характерных признаков внутри типа), род/группа (выделяется на геоморфологической основе) и вид (различается по характеру рельефа ландшафта). Антропогенные ландшафты — это ландшафты, возникающие как под целенаправленным воздействием человека, так и в результате преднамеренного для выполнения различных функций, изменения природных ландшафтов.
Антропогенные ландшафты продолжают участвовать в формировании газового свойства атмосферы, сохраняют естественный характер, однако в нем могут присутствовать антропогенные элементы (измененные свойства почвы, растительного покрова, изменение водного и теплового режимов). В целенаправленном создании антропогенного ландшафта сочетаются управление со стороны людей и саморегуляция природно-территориального комплекса.
Городской ландшафт – ландшафт, имеющий максимальную степень хозяйственного освоения территории, один из видов искусственного ландшафта. Он располагается в пределах городской границы, создан по проекту архитекторов и сформирован из зданий, сооружений, элементов благоустройства, инженерного оборудования, искусственного озеленения. Искусственный ландшафт – ландшафт, созданный по разработанной проектной документации, предусматривающей вертикальную планирвку территории, инженерные сооружения, искусственные зелёные насаждения.
Классификация ландшафтов в нашей стране определена ГОСТом 17.8.1.02-88. Цель стандарта – установить классификацию ландшафтов для их рационального использования и охраны. В основе классификации лежит сочетание антропогенных и природных факторов формирования территорий.
На основе социально-экономических функций ландшафты подразделяют на сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, промышленные, ландшафты поселений, рекреационные, заповедные и неиспользуемые. О назначении каждого из перечисленных ландшафтов ясно из названия.
Классификация ландшафтов – ландшафты классифицируются по следующим признакам: по степени хозяйственного освоения территории; по характеру рельефа; по характеру растительности; по климатическим особенностям территории; по особенностям геологического строения поверхности Земли
Все виды ландшафтов могут подразделяться в зависимости от устойчивости к внешним факторам на высоко-, средне-, слабо- и неустойчивые. Также выделяют 4 степени изменённости территорий: неизменённые, изменённые слабо, средне и сильно.
Культурный ландшафт — Википедия
Культу́рный ландша́фт — земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.
Категория используется для характеризации географических зон, признанных в качестве всемирного наследия человечества.
Автором термина «культурный ландшафт» является немецкий географ Отто Шлютер, который понимал его как материальное единство природных и культурных объектов, доступных восприятию человека. Ключевую роль в генезисе культурного ландшафта Шлютер отводил человеку.[1]
Существенный вклад в развитие концепции культурного ландшафта внёс американский физический географ Карл Зауэр, который в книге «Морфология ландшафта» The Morphology of Landscape определяет культурный ландшафт, как пространственное отражение накопленной эволюции культур в определённой местности, своеобразную проекцию культур на природный ландшафт.
«Культура — агент (действующее начало), природный ареал — посредник, культурный ландшафт — результат»[2]
В центре внимания по Зауэру, должны находиться «слепки» образов жизни, оставленные человеком в ландшафте. При этом культура трактуется как целостность человеческого опыта. Культура — основная сила, формирующая рукотворный облик земной поверхности.[3] По мнению российского географа В. Л. Каганского в работах Зауэра чрезвычайно важным было то, что на сходной природной основе разные этнические группы ведут себя совершенно по-разному, применяют разные технологии воздействия на среду, избирают разные угодья, что ведёт к формированию разных культурных ландшафтов на единой природной основе.
Что касается русской научной школы, то основополагающие идеи, приведшие впоследствии к формированию отечественной концепции культурного ландшафта, были высказаны ещё Александром фон Гумбольдтом.[5] В дальнейшем теоретическая основа её была сформулирована в трудах известных отечественных ученых: В. В. Докучаева, Л. С. Берга, А. И. Воейкова, С. С. Неуструева, В. П. Семенова-Тян-Шанского, В. И. Вернадского, Б. Б. Родомана.[6]
Основные подходы к изучению (российская школа)[править | править код]
Характер взаимодействия и взаимовлияния культуры и природы — ключевой момент в определении сущности культурного ландшафта. В современных исследованиях культурного ландшафта этот вопрос решается по-разному. Г. А. Исаченко выделяет три основных подхода: информационно-аксиологический, этнокультурный, феноменологический.
Информационно-аксиологический подход[править | править код]
В отечественной науке информационно-аксиологический подход развивается учёными Института наследия Ю. А. Ведениным, М. Е. Кулешовой. Этот подход предполагает понимание культурного ландшафта как ландшафта, в формировании которого значительную роль играют передаваемые в виде информации от поколения к поколению духовные и интеллектуальные ценности, которые в свою очередь испытывают на себе влияние материальных компонентов ландшафта. [7]
В основе разработки концепции «культурного ландшафта» представителями информационно-аксиологического подхода лежит «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» и «Руководящие указания ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии» (1992 год), согласно которым культурный ландшафт является объектом историко-культурного наследия.[8]
Этнокультурный подход[править | править код]
В рамках данного подхода культурный ландшафт является объектом изучения этнокультурного ландшафтоведения, научного направления, возникшего на стыке ландшафтоведения и этнологии, топонимики, а также других естественных и гуманитарных наук, тесно связанного с антропогеографией.[9]
Основываясь на работах В. П. Семенова-Тян-Шанского, Л. С. Берга и др., этнолого-географический подход формирует представление о ландшафте как о сложном природно-культурном комплексе, базовыми понятиями которого служат «природный ландшафт» и «этнос (сообщество)».
Феноменологический подход[править | править код]
По мнению основоположника этого подхода, Владимира Каганского, «культурный ландшафт — это земное пространство, жизненная среда достаточно большой (самосохраняющейся) группы людей, если это пространство одновременно цельно и дифференцировано, освоено утилитарно, семантически и символически».[11] Таким образом, культурный ландшафт предстает в качестве текста, структурно-семантического образования, наполненного знаками и знаковыми системами. Представителями данного подхода также выступают О. А. Лавренова и В. В. Абашев.
Подходы Шлютера и Зауэра к понятию «культурный ландшафт» определяли развитие этого направления в географии западных академических кругов на протяжении всего XX века. Но они не потеряли своей актуальности и сегодня. Например, Каганский В. Л. увязывает возникновение новых культурных ландшафтов с все возрастающей активностью меньшинств. Он полагает, что за подходом [Зауэра] потенциально немалое будущее — коль скоро будущее за меньшинствами, если идентификация последних идет по этническому типу; вопрос только в том, будут ли программисты, дизайнеры, ретейлеры образовывать эндогамные сообщества (атрибут этнических групп), селиться компактно и формировать собственные хотя бы микроландшафты. [4]
Существует также версия о том, что в будущем культурные ландшафты должны покрыть Землю целиком, разрываемые лишь сетью заповедных территорий, выступающих в качестве экологического каркаса.[6] И в данном случае концепция культурного ландшафта близка идее ноосферы — сферы разума, которая, по мнению В. И. Вернадского должна заменить биосферу, являясь естественным этапом её развития.[12]
В 1992 году Соглашение о Всемирном наследии принятое ЮНЕСКО, стало первым международным правовым инструментом, регулирующим защиту культурных ландшафтов.
Одним из первых критиков морфологической концепции Зауэра о культурном ландшафте был американский географ, основоположник поведенческой географии Ричард Хартсхорн, который вообще исключил понятие ландшафта, обосновывая это необходимостью ухода от путаницы в понятиях в науке. Определение К. Зауэром ландшафта как суммы природных и культурных составляющих, по мнению Хартсхорна, не даёт целостного представления.[14]
Как отмечал Дж. Голд, главный недостаток школы культурного ландшафта К. Зауэра заключается в недостаточно полном рассмотрении отношений человека к тем или иным ландшафтами символических значений, которыми наделяют ландшафт.[15]
Роль в массовой культуре[править | править код]
По мнению современного российского географа В. Л. Каганского, культурный ландшафт в российской массовой культуре совершенно бессвязен и фрагментарен, представлен отдельными разрозненными, бессвязными местами; большая часть поверхности суши буквально является ничем и культурно-семиотически не существует. Он полагает, что места заданы сугубо внешним образом (например, как точки обнаружения старых прялок, местожительство культурных героев, место действия художественных произведений и мифов).
Ландшафт (культурный ландшафт) в массовой культуре — это совокупность точек с небольшими и неясно очерченными окрестностями, притом это представление центрировано по месту постоянного или рекреационного пребывания.[16]
Каганский с одной стороны замечает, что представление о культурном ландшафте в массовой культуре часто поверхностно сакрализовано, то есть во время массовых экскурсий склонны воспринимать окружающую обстановку как нечто действительно «прекрасное». В качестве примеров он приводит сакрализацию «авторского» ландшафта, например, ландшафт Толстого, Достоевского, Чехова, Шишкина. С другой стороны, по мнению Каганского, массовой культурой игнорируются такие обобщенные изображения культурного ландшафта, как, например, в «Котловане» А.Платонова или «Сталкере» А.Тарковского, хотя именно они глубоко и адекватно представляют отечественный ландшафт.
- Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. — М.: Мысль, 1975.
- Берг Л. С. Предмет и задачи географии // Известия ИРГО. — 1915. — Т. 51. — № 9. — С. 463—475.
- Веденин Ю. А. Искусство как один из факторов формирования культурного ландшафта // Известия АН СССР. Сер. геогр. — 1988. — № 1.
- Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Известия АН СССР. Сер. геогр. — 1990. — № 1. — С. 3-17.
- Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. РАН. Сер. геогр. — 2001. — № 1. — С. 7-14.
- Замятин Д. Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. — СПб.: Алетейя, 2003.
- Исаченко А. Г. «Окно в Европу»: история и ландшафты. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
- Исаченко А. Г. О двух трактовках понятия «культурный ландшафт» // Известия РГО. — 2003. — 135. — № 1. — С. 5-16.
- Каганский В. Л. Мир культурного ландшафта // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып. 3. — 1995. — С. 31-46.
- Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. — М.: Новое литературное обозрение, 2001.
- Каганский В. Л. Культурный ландшафт (2) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. — Вып. 5. — М.: Институт Наследия, 2008. — С. 243—246.
- Каганский В. Л. Культурный ландшафт: основные концепции в российской географии // Обсерватория культуры. — 2009. — № 1. — С. 62-70.
- Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. — М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.
- Калуцков В. Н., Красовская Т. М. Представления о культурном ландшафте: от профессионального до мировоззренческого // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 5. География. — 2000. — № 4. — С. 3-6.
- Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследований. — М. — Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.
- Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. Третий юбилейный выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт» // Отв. ред. В. Н. Калуцков, Т. М. Красовская. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
- Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
- Лавренова О. А. Пространства и смыслы: Семантика культурного ландшафта. — М.: Институт Наследия, 2010. — 330 с.
- Мильков Ф. Н. Словарь-справочник по физической географии. — М.: Географгиз, 1960.
- Подорога В. А. Метафизика ландшафта. — М.: Наука, 1993.
- Родоман Б. Б. Культурный ландшафт (1) (Материалы к словарю гуманитарной географии) // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Сост., отв. ред. Д. Н. Замятин; авт. Абдулова И., Амоголонова Д., Герасименко Т. и др. — Вып. 4. — М.: Институт Наследия, 2007. — С. 306—307.
- Саушкин Ю. Г. Культурный ландшафт // Вопросы географии. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1946. — С. 97-106.
- Сухова Н. Г. Развитие представлений о природном территориальном комплексе в русской географии. — Л.: Наука, 1981.
- Топоров В. Н. Аптекарский остров как городское урочище (общий взгляд) // Ноосфера и художественное творчество. — М.: Наука, 1991. — С. 200—280.
- Туровский Р. Ф. Культурный ландшафт (3) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. — Вып. 5. — М.: Институт Наследия, 2008. — С. 247—249.
- Fowler P. J. World Heritage Cultural Landscapes 1992—2002 // World Heritage Papers 6. UNESCO World Heritage Center, 2003.
- Sauer K. Morphology of Landscape // University of California. — Publications in Geography. — 1925. — Vol. II. — № 2. — P. 19-53.
- ↑ Стрелецкий В. Н. Культурно-ландшафтные исследования в Германии: традиции и современность // Культурный ландшафт: теоретические и региональные исследования. // М.: Изд-во МГУ. — 2003. — С. 42.
- ↑ «Carl+Ortwin+Sauer»&hl=ru&sa=X&ei=JnkNT_SHOcOUOr3rqLYH&ved=0CDEQ6AEwAA#v=onepage&q&f=true Land and Life: A Selection from the Writings of Carl Ortwin Sauer — Carl Ortwin Sauer, John Leighly — Репринт наиболее значительных трудов (неопр.).
- ↑ М. В. Рагулина. Классическая концепция культурного ландшафта Карла Зауэра: история и современность // Известия Иркутского государственного университета. — 2013. — Т. 6, № 1. — С. 177. Архивировано 12 августа 2013 года.
- ↑ 1 2 КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ГЕОГРАФИИ » ИНТЕЛРОС (неопр.). www.intelros.ru. Дата обращения 15 октября 2015.
- ↑ Дирин Д. А. Влияние идей А. Гумбольдта на формирование и развитие географии культуры и концепции культурного ландшафта // Гумбольдтовские чтения: материалы международной науч-но-практической конференции. // Барнаул: Изд-во АлтГТУ. — 2005. — С. 16-25.
- ↑ 1 2 Дирин Д. А. [elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2006_02_1/pdf/169dirin.pdf Теоретико-методологические вопросы концепции культурного ландшафта].
- ↑ Кулешова, М. Е. Культурные ландшафты: общие представления, понятия, подходы к оценке. Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия.. — – М. : Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. — 2000. — С. 37 – 52..
- ↑ Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Париж, 17 октября по 21 ноября 1972 г. (неопр.).
- ↑ Калуцков В.Н. Этнокультурное ландшафтоведение // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 5. География. — 2006. — № 2. — С. 6 – 12.
- ↑ Калуцков В. Н. Исследования культурного ландшафта в России: методология, история вопроса, современная ситуация.
- ↑ Каганский, В. Л. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. — 1997. — № 1. — С. 134 – 145.
- ↑ Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. — Рольф. — Москва, 2002. — 576 с.
- ↑ World Heritage Centre — Cultural Landscapes (англ.). whc.unesco.org. Дата обращения 12 октября 2015.
- ↑ [http://www.geogr.msu.ru/science/mdis/land/publ/kultlandscape4.pdf Культурные ландшафты России и устойчивое развитие Четвертый выпуск научных трудов семинара «Культурный ландшафт»]. — 2009. — С. 81.
- ↑ Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. — М. : Новый хронограф. — 2008. — 320 с.
- ↑ 1 2 КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ГЕОГРАФИИ » ИНТЕЛРОС (неопр.). www.intelros.ru. Дата обращения 12 октября 2015.
Географический ландшафт — это… Что такое Географический ландшафт?
Определение
Географический ландшафт (нем. Landschaft, вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) — одно из фундаментальных понятий географии[1]. Термин имеет около полутра десятков определений, каждое по праву можно назвать классическим[2].
Согласно географическому словарю Института географии Российской Академии наук[1]географический ландшафт представляет собой однородную по происхождению, развитию территорию, с присущими ей специфическими природными ресурсами.
Географический ландшафт имеет
Взаимодействие и обмен веществ между компонентами одного географического ландшафта однотипны и зависят от количества поступающей солнечной энергии и ритма ее поступления. Совокупность данных процессов определяют возобновляемость и производительность природных ресурсов ландшафта. Таким образом, комплексное исследование ландшафта позволит рассчитать его природно-ресурсный потенциал определить все потенциальные возможности и пути его использования человеком, спрогнозировать последствия того или иного метода использования, и в конечном счете разработать план неистощимого рационального природопользования на конкретнной территории.
Географический ландшафт самая малая комплексная природная единица площадью в десятки или несколько сотен км2, которая может своими природными условиями и ресурсами обеспечить расселение, жизнь и труд небольшого человеческого сообщества. Географический ландшафт важнейший объект исследования физической географии для целей решения научных проблем и рационального природопользования.
В широком смысле понятие географический ландшафт употребляется при обозначении территорий с однотипными комплексами и внешним видом: степной, болотный, горный, городской, промышленный, зональный и т. п.
1) характер геопространственной структуры участка земной поверхности; 2) конкретная часть земной поверхности с единой структурой и динамикой.
Научных трактовок термина Существует три трактовки термина «ландшафт»: региональная, типологическая, общая. В соответствии с региональной (или индивидуальной) трактовкой ландшафт понимается как конкретный индивидуальный ПТК, имеющий географическое название и точное положение на карте. Такая точка зрения высказана Л. С. Бергом, А. А. Григорьевым, С. В. Калесником, поддержана Н. А. Солнцевым, А. Г. Исаченко.
По типологической трактовке (Л. С. Берг, Н. А. Гвоздецкий, В. А. Дементьев) ландшафт — это тип или вид природного территориального комплекса. В почвоведении существует понятие о типах и видах почв, в геоморфологии — о типах рельефа, а в ландшафтоведении можно говорить о типах, родах, видах ландшафта. Типологический подход необходим при средне- и мелкомасштабном картографировании ПТК значительных по площади регионов. Общая трактовка термина «ландшафт» содержится в трудах Д. Л. Арманда и Ф. Н. Милькова. В их понимании синонимами ландшафта выступают природный территориальный комплекс, географический комплекс.
Под ландшафтом в географии также понимают повторяющуюся мозаику взаимодействующих местообитаний[3] и организацию рисунка дневной (видимой) поверхности[4][5]. Под ландшафтом в географии обычно подразумевают участки земли и их свойства, обусловленные взаимодействием рельефа, климата, геологической структуры, почв, растительного и животного мира и человеческой деятельности. В то же время употребляются термины «почвенный ландшафт», «ландшафт растительности» и т. д. для обозначения монокомпонентных образований[6]. Размеры ландшафтов составляют от нескольких километров и выше: именовать ландшафтами меньшие территории — нецелесообразно. В то же время в ландшафтной экологии выделяют ландшафты отдельных видов животных, размеры которых зависят от их экологических характеристик: от десятков квадратных метров для насекомых до сотен квадратных километров для крупных млекопитающих и птиц.
Иногда ландшафтом именуют основную единицу физико-географического районирования территории; генетически единый район (неделимый по зональным и азональным признакам) с однотипным рельефом, геологическим строением, климатом, общим характером поверхностных и подземных вод, закономерным сочетанием почв, растительных и животных сообществ. Такое употребление данного термина следует считать устаревшим, так как отсутствуют четкие критерии однотипности и генетической общности характеристик, используемых при выделении таких единиц.
Этимология термина
В отечественную географию термин введен российским ученым Александром Гумбольдтом, который как раз и заимствовал его изнемекого языка.
Существуют различные толкования понятия ландшафт. Один из подходов приравнивает ландшафт к окружающей среде (климатические и географические условия), которая существует независимо от проживающих в ней людей, которая не подвергалась существенным и заметным изменениям человека[7]. Другой подход исходит из культурологической природы ландшафта. Ландшафт — это «система способов репрезентации, структурирования и символизирования окружающей среды»[8]. Инголд трактует «ландшафт, как мир в том виде, в каком он известен и представляется его обитателям». Ландшафт — это образцы активности, трансформировавшиеся в пространственное расположение элементов, внешние формы моделей человеческой деятельности[9].
Термин заимствован из общелитературного языка, где он связывается, как правило, с визуальными впечатлениями от пейзажа, картины природы, местности[10].
Классификация
В зависимости от происхождения различают антропогенные, природные, геохимические, культурные, акультурные, агрикультурные, болотные, географические, элементарные и другие ландшафты.
По В. А. Николаеву
Профессор МГУ Владимир Александрович Николаев предложил классификацию категорий ландшафтов по структурно-генетическому принципу[11].
Таксон | Принцип выделения | Примеры ландшафтов |
---|---|---|
Отдел | Тип контакта и взаимодействие геосфер в структуре ландшафтной оболочки | Водные и наземные |
Система | Энергетическая база ландшафтов, поясно-зональные различия. | Субарктические, бореальные, суббореальные |
Подсистема | Климатические различия, континентальность климата | Умеренно-континентальные, континентальные, резко континентальные |
Класс | Морфоструктуры высшего порядка, тип природной зональности | Равнинные и горные |
Подкласс | Ярусная дифференциация ландшафтов в горах и на равнинах | Низменные, низинные, возвышенные |
Группа | Тип водного режима, степень увлажнения | Гидроморфные и элювиальные |
Тип | Почвенные, биологические и климатические признаки на уровне типов почв и классов растительных формаций | Лесостепные, степные, болотные, луговые |
Подтип | Почвенные, биологические и климатические признаки на уровне подтипов почв и подклассов растительных формаций | Лугово-лесные, лесо-луговые |
Род | Генетический тип рельефа | Мелкосопочные, плоскоравнинные, древнеаллювиальные |
Подрод | Генетические типы поверхностных пород | Лёссово-суглинистые |
Вид | Сходство доминирующих урочищ | Плосковолнистые древнеаллювиальные равнины |
Ландшафты, измененные хозяйственной деятельностью человека, следует подразделять на культурные и природно-антропогенные. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей. Природно-антропогенные ландшафты (ПАЛ) представляют собой комплексы, которые раз возникнув под влиянием человеческой деятельности, в дальнейшем развиваются самостоятельно.
См. также
Источники
Нееф Э. Теоретические основы ландшафтоведения: Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1974. −219 c.
Примечания
- ↑ 1 2 Словарь терминов по физической географии сайта Института географии РАН
- ↑ Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Колбовский — 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 480 с.
- ↑ Forman R.T.T., Godron M. Landscape Ecology. -New York: John Wiley & Sons, 1986
- ↑ Ковальов О. П. Географічний ландшафт: науковий, естетичний і феноменологічний аспекти. -Харків: Екограф, 2005. −388 с.
- ↑ Блог Александра Ковалёва: Landscape and Relief in Geography
- ↑ Zonneveld I. The land unit — a fundamental concept in landscape ecology, and its applications // Landscape Ecology. −1989. -Vol.3, №.2. -P. 67-86
- ↑ Crystal, D. (ed.) 1990. The Cambridge Encyclopedia. Cambridge: Cambridge University Press. P.412
- ↑ Daniels, S. and D.Cosgrove 1988. Introduction: iconography and landscape. In The Iconography of Landscape, S.Daniels and D.Cosgrove (eds), 1-10. P 1.
- ↑ Ingold, T. 1993. The temporality of the landscape. World Archaeology 25, 152-74.P.156
- ↑ Син.: Геохора (по В. И. Вернадскому)
- ↑ Николаев В. А. Ландшафтоведение: Семинарские и практические занятия. — М., 2000. — 94 с.
Виды ландшафтного дизайна,
Ландшафтный дизайн является ничем иным, как сочетанием строительной архитектуры, растениеводства и благоустройства участка. Это вид искусства, основным направлением которого является достижение эстетики и гармонии форм городской и загородной зеленой среды. Достигается это путем применения разного рода строительных и иных видов работ, как выравнивание участка путем проведения соответствующих земельных работ, монтаж ландшафтных архитектурных изделий – фонтанов, скамей, статуй и т. д., работы по озеленению. Как и другие направления дизайна, ландшафтный дизайн имеет также свои стили, которые мы рассмотрим ниже.
Выделяют два основных вида оформления ландшафтного дизайна: регулярный стиль оформления ландшафтного дизайна (классический стиль) и пейзажный стиль.
Особенности регулярного стиля оформления ландшафтного дизайна таковы, что содержат газоны большой площади, тропинки и дорожки оформлены в прямолинейных формах, имеются в наличии парадные цветники, происходит чередование деревьев и кустарников.
Пейзажный стиль оформления ландшафтного дизайна таков, что имитирует природный ландшафт, а значит, зеленые насаждения высажены беспорядочно, тропинки извилистые и большие газоны и цветники целиком и полностью отсутствуют, большое предпочтение отдается водным обьектам, как исскуственные водоемы.
Стили ландшафтного дизайна
Декорирование земельного участка происходит с применением различных материалов, уложенных в определенном положении и последовательности. Ландшафтный декор, его совокупность, в состав которого входит архитектурный ландшафтный декор и зеленый декор, который размещен на земельном участке, в зависимости от его вида и густоты расположения на участке, определяется стилем ландшафтного дизайна.
На сегодняшний день их насчитывается 13 основных, которые применяются при благоустройстве всех видов участков, в том числе благоустройство дворцового участка, благоустройство усадьбы частного дома, благоустройство сада и благоустройства других видов земельных участков. Рассмотрим их:
Стили ландшафтного дизайна отличаются друг от друга многими параметрами, например, в основе элементов для декорирования участка в японском стиле лежат композиции из разных видов природных камней, в то время, как в основе классического и английского стилей лежит лепной декор и архитектурные ландшафтные элементы, как фонтаны и статуи.
В разделе нашего сайта «Ландшафтный дизайн» будут появляться статьи с описаниями каждого вышеперечисленного вида ландшафтного дизайна, а также будет сказано много интересного про материалы для ландшафтного дизайна, зелень для ландшафтного дизайна и т. д.
Ландшафтный дизайн — Википедия
Пример ландшафтного дизайна. Бивертон, штат Орегон, СШАЛандша́фтный дизайн, ландшафтная архитектура — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект) и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии[1]. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.
В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.
Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия — ландшафтного проектирования.
С древних времён сады являлись традиционной формой организации окружающего пространства с помощью зелёных насаждений. Особую популярность они получили при дворах правителей и вельмож стран Востока. Далее садоводство как искусство распространилось практически повсеместно. При этом долгое время важную роль играла утилитарность садоводства (потребление фруктов и селекция фруктовых деревьев), позднее большее внимание получила декоративность цветов. Но ни фруктовые деревья, ни цветы не имеют столь широкого распространения в современном ландшафтном дизайне, особенно в его современной урбанистической форме. Ландшафтный дизайн — понятие собственно XX века. Термин возник в Западной Европе, в первую очередь в густонаселённых и индустриально развитых странах: Великобритания, Германия, где массовая индустриализация и рост пригородов быстро привели к давлению на окружающую среду.
Проектирование и планировка участка[править | править код]
Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть создания набросочного плана, основные правила которого:
- Посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.
- При посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.
Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы:
- Сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.
- Газонное покрытие, формируемое разного рода травами.
- Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников (в этом случае называются солитёры), а также их комбинаций и целых ансамблей (сад, клумба, рабатка и т. д.)
- Различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, фонтан, камни, скульптура).
- Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т. д.)
Зелёные насаждения[править | править код]
Зелёные насаждения — это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определённой территории.
Основа и главный фон[источник не указан 1475 дней] всех насаждений ландшафтного дизайна — газон или газонное покрытие. Различаются:
- Английский газон — составлен из осоки и родственных злаковых трав; имеет правильный, подстриженный, но несколько неестественный вид, быстро «надоедает» глазу, больше подходит для индустриально-деловых и профессионально-спортивных секторов.
- Мавританский газон — в его состав, помимо трав, входят и полевые цветы, имеет асимметричный и довольно яркий, нарядный вид, косится лишь пару раз в год, больше подходит для застроек частного сектора с индивидуальной планировкой для рекреационно-развлекательных целей.
Деревья[править | править код]
Де́рево (лат. árbor) — жизненная форма деревянистых растений с единственной, отчётливо выраженной, многолетней, в разной степени одревесневшей, сохраняющейся в течение всей жизни, разветвлённой (кроме пальм) главной осью — стволом.
Кустарники[править | править код]
Кустарники — это растения средней высоты, обычно не более метра. У них твердые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли. Обычно кустарники растут в засушливых и жарких районах, и поэтому у многих из них мелкие и жесткие листья, из которых не так быстро испаряется влага, и корни, уходящие глубоко в землю, способны добывать воду из самых нижних слоев почвы, где она сохраняется во время засухи.
Вода[править | править код]
Водоёмы[править | править код]
При создании водоёма особое значение играют материалы, из которых он изготовлен. Можно выделить гибкие изоляционные покрытия и жесткие формы, отличающиеся друг от друга сроком службы, технологией установки (укладки) и дальнейшей эксплуатации. В качестве основных материалов для создания водоёмов используют:
Пруды из полиэтилена отлично подходят для создания декоративного водоёма небольшого размера и объёма (130—4200 л). Жесткие формы из пластмассы удобны в установке и устойчивы к вредному воздействию УФ-лучей и низких температур. Срок службы таких прудов более 10 лет. В качестве недостатка выступает неравномерная толщина стенок (неравномерность зависит от применяемой при изготовлении технологии и соблюдения производителем контроля качества готовой продукции).
Пруды из стеклопластика идеально подходят для создания водоёмов небольшого объёма (от 350 до 1200 л). В установке они также просты, как и формы из пластмассы, но они более устойчивы к вредному воздействию окружающей среды. Срок службы таких форм до 30 лет. К достоинствам пруда из стеклопластика можно отнести возможность его ремонта и выбор разных цветов при изготовлении. Встречаются пруды из стеклопластика и большего размера (до 4000 л), но их установка требует высокого уровня профессионализма.
Плёнка из ПВХ отличается тем, что с помощью данного материала можно создать водоём любой формы и любого размера. Для прудов площадью менее 15 кв.м. и глубиной не более 0,7 м используется плёнка толщиной 0,5 мм. Для водоёмов большей площадью и глубиной до 1,5 м используется плёнка толщиной 1 мм. Срок службы — не менее 10 лет, плёнка подлежит ремонту.
Бутилкаучуковая резина (EPDM мембрана) — материал сходен с плёнкой ПВХ, но имеет более высокие показатели по прочности и надёжности. Особенно хорошо подходит для создания водоёмов большого размера. Срок службы 10-30 лет, ремонт осуществляется с помощью специальных лент и клеев. Сейчас стало модно устраивать искусственные водоёмы в саду. Любой, даже небольшой водоём привлекает к себе внимание и делает сад неповторимым. Как правило, водоём украшают естественным камнем. Также вокруг водоёма сажают многолетние растения, которые создают плавный переход от газона к воде. Летом водоём является источником свежести и охлаждающей влажности воздуха. Поэтому он притягивает к себе человека. Чтобы пруд выглядел хорошо, нужно тщательно подобрать растения, которые создадут тень для водоёма, не давая ему перегреваться.
Ручьи и каскады[править | править код]
Ручей — небольшой водоток, обычно шириной от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Обычно длина ручья не превышает несколько километров, а глубина редко превышает 1,5 метра. Скорость ручьёв как правило достаточно велика (несколько метров в секунду).
Фонтаны[править | править код]
Фонтан — (итал. fontana, от лат. fons, fontis — источник, ключ) — сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелёными насаждениями стало одним из средств создания различных решений в архитектуре и садово-парковом искусстве. Фонтаны были излюбленным украшением городских площадей в античных, средневековых западноевропейских городах, в странах Ближнего и Среднего Востока, в Индии. В 16-18 вв. создавались грандиозные системы фонтанов на виллах и дворцово-парковых комплексах. Современным фонтанам придается декоративный характер, который усиливается электрической подсветкой и музыкой в вечерние часы (Барселона).
Садовые аквариумы[править | править код]
Садовый аквариум — это современное решение для ландшафтного дизайна. Садовым аквариумом является небольшой искусственный водоём правильной геометрической формы, предназначенный для выращивания декоративных и промысловых рыб (карпов кои, карасей, осетров и др.) и любования ими. Площадь водного зеркала составляет от 5 до 15 м2, глубина от 150 до 250 см. Дно устраивается с конусным уклоном примерно 5° к месту расположения донного слива. Садовый аквариум может иметь стеклянные грани для наблюдения за рыбами и место для кормления рыбы.
Так как садовый аквариум предназначен для разведения рыб, к качеству воды предъявляются повышенные требования. Необходимо использовать Уф-лампы для обеззараживания воды, прудовые фильтры или полноценные системы фильтрации воды соответствующие размерам водоёма.
Малые архитектурные формы[править | править код]
Понятие малых архитектурных форм (коротко МАФ) возникло давно, и под ним понимают сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы внешнего благоустройства, дополняющие основную застройку населённых мест. К МАФ относят светильники наружного освещения (или как их сейчас модно называть — ландшафтные светильники), садово-парковые сооружения, фонтаны, обелиски, мемориальные доски, городскую уличную мебель, урны и т. д. К современным малым формам при производстве и покупке предъявляются следующие требования:
- Экономичность. Оценивается дешевизна малых архитектурных форм, это требование экономического характера.
- Эстетичность МАФ. Она должна учитывать архитектурные, композиционные, художественные закономерности пространства городской среды.
- Безопасность малых форм, то есть они должны обладать низкой травмоопасностью.
- Функциональность МАФ. Заранее должны быть определены габариты, подобраны материалы, разработаны определённые конструктивные решения с учётом назначения и возможных особенностей использования малых форм.
- Технологичность МАФ. То есть должны быть учтены особенности применяемых материалов и технологии процесса изготовления.
- Ещё можно назвать универсальность малых форм. В них должен быть минимум деталей, чтобы эти изделия могли собрать даже неподготовленные люди.
Организация освещения[править | править код]
Создание ландшафтного освещения начинается с плана участка где указываются все размеры и наносятся: часто посещаемые места (зоны активности), точки привлечения внимания (интенсивно освещённые участки), места которые должны быть подсвечены (дорожки, ступеньки, мосты, лавочки), точки питания электроэнергией.
Существуют несколько основных приёмов ландшафтного освещения:
- подсветка сверху вниз
- подсветка снизу вверх
- подсветка путей (пешеходные дорожки, подъездные пути)
- задняя или контражурная подсветка (используется для создания силуэтов, теней)
- точечное освещение (используется для привлечения внимания)
- подводное освещение
Другие приёмы освещения (например, колыхающиеся «пламя», анимированные проекции) обычно носят декоративный характер, основываются на особенностях ландшафта и ограниченны в использовании.
- Гарнизоненко Т. С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 313 с. — (Строительство и дизайн). — ISBN 5-222-06328-3. — УДК 71(035.3)
- Доронина Н. Ландшафтный дизайн. — Фитон+, 2006. — 144 с. — ISBN 5-93457-088-9.
Классификация географического ландшафта
Природные ландшафты и их классификация
Под классификацией понимается процесс упорядочения множества объектов в классы, группы, роды, виды.
Процесс упорядочения происходит на основании важнейших принципиальных признаков, которые эти объекты характеризуют.
Существуют критерии классификации, первым из которых является степень изменения ландшафтов хозяйственной деятельностью человека.
На основании этого критерия можно выделить:
- ландшафты, не измененные человеком, например, глухие таежные районы, арктические ландшафты, заповедные территории и др.;
- ландшафты, слабо измененные человеком, имеющие возможность к восстановлению исходной структуры – пустынные и степные пастбища после депрессии и др.;
- ландшафты, необратимо измененные человеком, например, карьеры в районах горнодобывающей промышленности.
Второй критерий связан с наличием или отсутствием антропогенной регуляции.
Среди природно-антропогенных ландшафтов, которые человек не регулирует, выделяют:
- ландшафты, предоставленные естественным восстановительным процессам, их стабилизация в окружающей среде – естественное восстановление вырубленного леса;
- непреднамеренно создаваемые природно-антропогенные геосистемы, например, заболоченные берега водохранилища.
Природно-антропогенные ландшафты, которые постоянно используются в хозяйстве, человек может регулировать. К таким ландшафтам относятся промышленные, рекреационные, лесохозяйственные, сельскохозяйственные и др.
Регуляция ландшафта представляет собой комплекс мероприятий с целью поддержания структуры и функционирования в заданном режиме.
Третьим критерием классификации является значимость ландшафтов с социально-экономической функциональной точки зрения. Это означает, насколько значим ландшафт в жизни человека и удовлетворении его потребностей.
Ландшафты имеют свои социально-экономические функции, среди них ресурсовоспроизводящая, природоохранная, средообразующая, воспитательная, информационная. Наиболее ценной информационной функцией обладают заповедники.
Некоторые ландшафты выполняют несколько функций одновременно. Специалисты выделяют два класса природных ландшафтов – условно природные и природно-антропогенные.
Природно-антропогенные, в свою очередь, подразделяются на постоянно используемые ландшафты, ландшафты постхозяйственные, ландшафты природно-антропогенные, непреднамеренно сформированные.
Природные ландшафты, измененные в результате хозяйственной деятельности человека, получили название антропогенных, этот термин был введен Ф. Н. Мильковым. Но, все антропогенные ландшафты включают природную составляющую, поэтому более правильно их называть природно-антропогенными.
Структура ландшафтов
Ландшафты являются одним из видов геосистем и характеризуются относительно однотипными взаимодействиями компонентов.
В этой сложной иерархии геосистем выделяют три главных уровня:
- локальный уровень;
- региональный уровень;
- глобальный уровень.
Формирование геосистем локального уровня связано с местными факторами и с небольшим радиусом действия, допустим, отдельные элементы рельефа. Такая элементарная ландшафтная система и неделимая географическая единица, получила название фации.
Пространство такой системы может занимать от нескольких десятков метров, до сотен метров в поперечнике. Для фаций характерна однородность условий – однородность климата, водного режима, почвы, местоположения.
К фации может относиться, например, один склон, имеющий одинаковый уклон.
Рисунок 1. Фация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Когда происходит группирование фаций в более сложные территориальные системы, то образуется принципиально новый уровень. Такая совокупность фаций образует урочище, например, небольшой овраг, фациями которого являются днище оврага и два его склона разной экспозиции.
Совокупность урочищ образует местность, размеры которой в поперечнике могут быть как несколько тысяч метров, так и десятки километров. Местность обычно соответствует комплексам положительных или отрицательных форм рельефа – равнина, например, возвышенность.
Фация, урочище и местность вместе образуют единицы внутриландшафтного подразделения.
Физико-географические районы, округа, провинции, области, подзоны, зоны образуют региональные системы.
Факторы, которые влияют на формирование региональных систем, имеют более широкий радиус действия. Это распределение по поверхности Земли солнечной радиации, а она распределяется неравномерно, тектонические движения, в результате которых образуются материковые выступы, океанические впадины, горы, равнины и др.
Ландшафтная оболочка охватывает тропосферу, гидросферу, верхние слои атмосферы и биосферу и образует уже глобальный уровень.
Региональный и локальный уровень геосистем являются структурными частями ландшафтной оболочки. Те процессы, которые происходят в фациях и урочищах, т.е. в ландшафтных комплексах низшего ранга интегрируются в пространстве по определенным природным законам.
Результатом этого будут процессы, характерные для крупных систем, таких, как округа, области, провинции, зоны и в целом для географической оболочки.
Замечание 1
Таким образом, чтобы понимать планетарные процессы, важно знать процессы, происходящие в локальных геосистемах.
Классификация естественных ландшафтов
В основе классификации естественных ландшафтов по А.Г. Исаченко лежит сравнение их по различным критериям – структуре, функционированию, генезису, ландшафтообразующим факторам.
К функциональным и очень важным чертам ландшафтов относится влагооборот, продуцирование биомассы, почвообразование, биогенный круговорот веществ, сезонная динамика и другие, которые определяются количеством тепла и влаги.
Основанием для объединения ландшафтов в высшие квалификационные категории – типы ландшафтов, являются их наиболее общие признаки, которые обусловлены сходством соотношений тепла и влаги.
Определенное соответствие должно быть между типами ландшафтов и ландшафтными зонами и секторами.
Смена ландшафтов разных типов происходит постепенно, в местах их контактов образуются переходы. В результате этого следующая классификационная ступень – это подтипы ландшафтов, которые имеют подзональный характер.
На основании гипсометрического фактора, являющегося следующей ступенью классификационного критерия, выделяют классы ландшафтов. Они соответствуют двум главным высотным уровням – горному и равнинному.
В свою очередь классы подразделяются на подклассы, отражающие ярусную дифференциацию ландшафтов более детально. С высотой происходит постепенная трансформация типичных зонально-секторных признаков.
Определяющим критерием ландшафтной классификации на нижних ступенях служит фундамент ландшафта, т.е. структурные особенности, состав горных пород, формы рельефа.
Существенные генетические черты ландшафта раскрываются через его фундамент. С учетом этого критерия можно выделить более дробные классификационные подразделения – виды ландшафтов.
Один вид ландшафтов характеризуется наибольшим числом общих признаков, максимальным сходством в генезисе, характере компонентов, структуре, морфологии.
Видовые признаки очень многообразны. В конечном варианте объектами описания будут объединения видов ландшафтов, условно называемые группами ландшафтов.
Замечание 2
На планете, согласно А. Г. Исаченко существует более 600 групп ландшафтов. Существуют и другие ландшафтные классификации, среди них 12-ступенчатая система В. А. Николаева и классификация Ф. Н. Милькова.
Ландшафт – это природный или антропогенный элемент существования нашей планеты
Нередко читая книгу, газету или просто обращая свое внимание на транслируемые по телевизору события, можно услышать слова, которые кажутся знакомыми, но до конца их смысл остается непонятным. К таким терминам относятся: экзекуция, эскалация, эстрогенный и многие другие. В данной статье мы разберем такое популярное слово, как ландшафт. Режущий слух термин довольно часто можно услышать в беседах и увидеть в статьях разнообразного содержания.
Что такое ландшафт?
Из учебников по географии можно узнать, что ландшафт – это отдельный конкретно взятый участок в определенной зоне земного шара. Этот комплекс имеет свое уникальное название. Природа его происхождения различна. Так же как и непосредственная цель его использования. Каким может быть ландшафт? Это и использование комплекса в аграрных целях (выращивание культурных растений и деревьев), это и строительство разнообразных объектов (населенные пункты, заводы и прочее) и т.д. Поэтому все данные территориальные участки подразделяют по видам.
Виды ландшафтов
В зависимости от места расположения, от цели использования и от природы появления ландшафты подразделяются по видам и подвидам. Так, например, по происхождению данные комплексы дифференцируются на природные и антропогенные. Считается, что именно данные виды участков имеют огромное влияние на экологическую ситуацию в мире.
Природный ландшафт и его подвиды
Природный ландшафт – это земельный комплекс, который был образован в результате естественных процессов и на который никоим образом не влиял человеческий разум. В свою очередь, данный вид подразделяется на три подвида:
- Геохимический ландшафт – это участок, который был выделен в отдельное целое, основываясь на однообразии его состава, а также количестве и характеристиках химических элементов, которые в него входят. При этом одним из показателей устойчивости такого комплекса по отношению к внешнему воздействию является скорость и способ накопления минеральных и органических веществ, а также время, затрачиваемое на самоочищение этой природной единицы.
- Следующим типом ландшафта является элементарный. Если участок имеет сходный тип почвы, флору единого характера, равную глубину залегания грунтовых вод и породы установленного типа, то это и есть названный вид ландшафта.
- Прекрасным примером третьего звена является белорусская Беловежская пуща. Карта ландшафта данного вида характеризуется отсутствием каких-либо искусственных изменений. Запрет (или установление строго регламента) на ведение хозяйственной деятельности любого вида на какой-либо природной территории присоединяет данный участок к группе охраняемых комплексов или ландшафтов.
Однако на сегодняшний день ученые всего мира считают, что по-настоящему сохранившихся на суше природных уголков нет. Тут более преобладают антропогенные участки. Однако последние иногда являются изумительно естественными.
Антропогенные ландшафты и их подвиды
Антропогенный ландшафт – это участок некогда естественного природного происхождения, который с течением времени был подвержен хозяйственному воздействию. Данная группа включает зоны следующего назначения:
- Агрокультурный или же сельскохозяйственный комплекс, на территории которого растительный мир представлен в большей степени культурными растениями и их садовыми товарищами.
- Техногенный ландшафт – тот участок, который имеет следы мощного человеческого воздействия (промышленные выбросы, разрушение или изменение земельного покрова и прочие).
- Городской – это комплекс, включающий в себя территории с постройками, садами, парками и искусственными озерами и др.
Есть еще один вид ландшафта, который гармонично сочетает в себе два данных основных вида – культурный.
В настоящее время все большее развитие набирает создание искусственных комплексов со схожими свойствами находящихся в них элементов. К ним относятся патентный, бизнес, нано и прочие ландшафты.