Ландшафт архитектура: ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история – Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

Понятие ландшафтной архитектуры

Определение 1

Ландшафтная архитектура — архитектура открытых пространств, в формировании которых главная роль отводится природным элементам, а также элементам внешнего благоустройства.

Специфическими материалами ландшафтной архитектуры являются рельеф, различные зеленые насаждения, вода и малые архитектурные формы. Фактически не создавая зданий, ландшафтный архитектор оперирует зданиями как составляющими частями своих пространственных объектов, создает предпосылки их композиционного и функционального решения.

Ландшафтная архитектура является развивающейся областью современной архитектуры, категорией, означающей деятельность по пространственной организации среды обитания человека.

Развитие отрасли ландшафтной архитектуры как архитектуры открытых пространств, расширение спектра ее задач и объектов привели к формированию в ней абсолютно самостоятельных направлений:

  • ландшафтная архитектура;
  • ландшафтное планирование;
  • ландшафтный дизайн.

Ландшафтная архитектура помимо традиционных объектов включает в себя также:

  • формирование среды в масштабе регионов и стран, то есть ландшафтное планирование;
  • организацию окружения человека, синтез природных элементов, художественных форм и деталей благоустройства, то есть ландшафтный дизайн.

Ландшафтная архитектура стала логическим продолжением садово-паркового искусства. Но в отличие от последнего охватывает более широкую область, которая связана с организацией любых открытых пространств и преобразованием природы человеком. На сегодняшний день ландшафтная архитектура включает в себя садово-парковое искусство, предшествовавшее ей исторически.

Рисунок 1. Ландшафтная архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ландшафтное проектирование и ландшафтная архитектура связаны с решением градостроительных, социальных, экологических и множества других проблем. Связаны они также и с рядом других научных дисциплин.

Основные понятия ландшафтной современной архитектуры опираются на понятия фундаментальных наук о Земле, в том числе отрасли географии — ландшафтоведения.

Архитектурный ландшафт представляет собой ландшафт, который сформировался под влиянием целенаправленной архитектурной и градостроительной деятельности. Архитектурный ландшафт представлен зданиями, сооружениями, природными компонентами. Всегда в нем ярко проявляются региональные природные особенности. Облик современных поселений предопределен их расположением в равнинной или гористой местности, наличием водоемов, лесов, климатическими особенностями.

Городские, сельские, мемориальные, рекреационные и иные ландшафты формируют архитектурно-ландшафтную среду.

Задачи, методы, объекты ландшафтной архитектуры

Методологической и теоретической основой развития понятий и представлений о задачах, методах, объектах современного архитектурно-ландшафтного творчества является система в подходе, принципы целостности архитектурно-ландшафтной среды как объекта архитектуры.

Цели ландшафтной архитектуры можно сформулировать следующим образом:

  • функционально-пространственная организация жизненной среды человека;
  • преобразование ландшафтов с охраной их природной индивидуальности;
  • эстетика внешнего благоустройства.

Задачи ландшафтной архитектуры расширяются. На это оказывает значительное влияние развитие экологии. В ландшафтной архитектуре выделяются три группы основных задач по отношению к ландшафтам:

  • охрана;
  • преобразование или формирование;
  • восстановление или рекультивация.

В природоохранной сфере в теории ландшафтной архитектуры актуальной стала разработка базовых основ по управлению преобразованием окружающей среды.

Сегодня ставится задача охранять не только уникальные памятники природы, садово-паркового искусства, но и заложить природоохранные принципы в основу формирования любого архитектурно-ландшафтного объекта. Данные принципы заключаются в следующем:

  • охрана, улучшение начальных природных данных при проектировании ландшафтов;
  • совершенствование архитектурно-ландшафтного объекта в процессе функционирования по определенной программе;
  • учет возможностей динамики связей «объект-среда»;
  • учет изменений общей природно-антропогенной ситуации.

Замечание 1

Можно сделать вывод, что основная цель архитектурного ландшафта — найти некий компромисс между необходимостью преобразовывать и использовать природные ландшафты и максимальным их сохранением.

Рисунок 2. Ландшафтная архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для систематизации архитектурно-ландшафтных задач, определения их иерархии, соподчиненности, затем определения принципов и методов решения данных задач, важно сформулировать обоснованную с научной точки зрения типологию объектов. Типология — это не просто классификация объектов и элементов, а также метод научного познания и изучения закономерностей развития объектов, появления новых типов.

При выделении отдельных элементов пространственной архитектурно-ландшафтной организованной среды, можно говорить об архитектуре зданий, сооружений, городов, сел, зон отдыха и иных объектов. При этом любой объект архитектуры рассматривается не изолированно от природных предпосылок формирования и функционирования.

Новым представлением в ландшафтной типологии стало представление о ландшафтной среде. Она считается целостным объектом архитектуры, системой антропогенных и мало преобразованных природных ландшафтов. Таким образом, при типологии исходят из концепции целостности системы открытых пространств, выступающих объектами ландшафтной архитектуры, а также ландшафтного проектирования.

Исходя из системно-экологических позиций, все элементы окружения должны находиться в поле зрения архитектора, даже не являющиеся объектами ландшафтной архитектуры. Следует учитывать, что они могут стать таковыми и, следовательно, должны учитываться во взаимодействии всей системы.

Объекты архитектурно-ландшафтные имеют два уровня классификации:

  • группа объектов архитектуры и градостроительства, в которой ландшафтные вопросы рассматриваются параллельно экономическим, социальным, планировочным и многим другим, здесь ландшафтный архитектор выступает соавтором;
  • группа объектов, где ландшафтные аспекты являются основными, а ландшафтный архитектор выступает ведущим специалистом, определяющим программу и методы решения данного объекта.

Ландшафтная архитектура. Основные термины, функции и объекты

В современном обществе высокую популярность завоевывает раздел архитектуры, который связан с организацией садов, парков и других открытых пространств, где основным элементом и инструментом для творчества выступает ландшафт и различные растения.

ландшафтная архитектура

Понятие

Ландшафтная архитектура определяется как искусство, основная цель которого – гармонично сопоставить естественную красоту места и деятельность человека. Основными функциями данного направления в архитектуре является:

  • Сохранение естественной красоты местности.
  • Создание системы, где будут сочетаться как природные, так и рукотворные ландшафты.

Исходя из этого, данное понятие также включает в себя область, известную как ландшафтно-парковая архитектура, где природа и деятельность человека гармонично переплетаются друг с другом.

ландшафтный дизайн и ландшафтная архитектура

Основные термины

На сегодняшний момент термины “ландшафтный дизайн” и “ландшафтная архитектура” чаще всего употребляются как взаимозаменяемые слова. Однако между этими понятиями существует определенная разница.

Ландшафтная архитектура подразумевает гармоничное и более легкое внедрение в природную среду, незначительные изменения, где основу продолжает составлять природность и естественность конкретного места.

Что касается ландшафтного дизайна, то данный термин предполагает более глубокое вмешательство в природную среду. Местность в таком случае не просто переорганизовывается или дополняется отдельными рукотворными элементами, а полностью преобразовывается и получает абсолютно новый и уникальный внешний вид. Несмотря на это, при создании дизайна активно используются природные ресурсы конкретной местности: вода, особенности рельефа и типичная растительность.

объекты ландшафтной архитектуры

Некоторые специалисты, однако, считают, что нет смысла разводить два указанных понятия, поскольку оба они имеют отношение к формированию и организации открытого пространства, а также должны создать комфортную среду для пребывания человека.

Функции

Кроме очевидной эстетичной функции, ландшафтная архитектура выполняет ряд других заданий:

  • Охраняет природные особенности конкретной местности.
  • Озеленяет территорию.
  • Делает пространство более экологичным.
  • Вносит в жизнь человека эстетический момент.

Дополнительные задания

Кроме вышеописанных функций, данная отрасль архитектуры также занимается глобальными вопросами, такими как проблема изменения климата, что сказывается на состоянии погоды, водных систем и непосредственно влияет на разнообразие животного и растительного мира. Ландшафтная архитектура позволяет увидеть общую картину и выполнять некую воспитательную функцию в восприятии данной проблемы обычными людьми.

Ландшафтный дизайн предоставляет знания, которые помогают улучшить состояние окружающей среды, а также предлагает варианты решения проблемы сохранения природных ресурсов, бережного отношения к природе и других не менее важных экологических вопросов.

ландшафтно парковая архитектура

Основные объекты ландшафтной архитектуры

Что касается объектов ландшафтной архитектуры и ландшафтного дизайна, то они достаточно разнообразны и имеют комплексную многоуровневую структуру. Их типология определяется в зависимости от конкретных отличительных особенностей или сферы использования. Согласно функциональному критерию, например, различают центр отдыха или заповедник историко-культурного значения. Что касается фактического происхождения, то специалисты выделяют природный парк или же водно-зеленый диаметр человеческого поселения.

Кроме того, при проектировании ландшафтного дизайна или архитектуры важную роль играет масштаб обозначенного объекта, который рассматривается с точки зрения иерархии. В соответствии с этим пунктом выделяют следующие объекты ландшафтного дизайна и ландшафтной архитектуры:

  • Объекты макроуровня. Как видно из термина, данная группа включает в себя достаточно обширные территории. Это могут быть национальные парки, заповедники разного рода, комплексные системы озеленений больших участков современных городов и пригородных зон и др.
  • Объекты мезоуровня. Данная группа включает в себя центры отдыха, которые находятся в непосредственной близости к городу, загородные территории, где массово отдыхают люди, различные исторические и историко-культурные заповедники, парки, которые исполняют многопрофильные функции, специализированные парки, курортные зоны отдыха, участки, которые являют собою памятники садово-паркового искусства и т. д.
  • Объекты микроуровня. Данная группа представлена небольшими территориями и чаще всего включает сады, бульвары, скверы, набережные территории, пляжи, сады на территории школ, предприятий или других подобных учреждений.

Ландшафтная архитектура занимается рядом вопросов, среди которых: гармоничное сочетание природы и деятельности человека, озеленение территории и улучшение экологии.

Глава 1. Ландшафтные основы архитектурного творчества

  1. Основные понятия

Ландшафтная архитектура это архитектура от­крытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Специфические материалы ландшафтной архитектуры — рельеф, зеленые насажде­ния, цветы, вода, малые архитектурные формы. Не со­здавая зданий, ландшафтный архитектор оперирует ими как составляющими своих пространственных объектов и определяет предпосылки их функционального и ком­позиционного решения. Ландшафтная архитектура мо­жет быть определена как развивающаяся область со­временной архитектуры в самом широком ее понима­нии, т.е. как категория, означающая деятельность по про­странственной организации среды обитания общества, включая градостроительство н даже районную плани­ровку в качестве наиболее высокого ее уровня.

Ландшафтное проектирование — один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проек­тирования.

Открытые пространства — преимущественно неза­строенные озелененные и благоустроенные территории населенных мест и межселенные территории, использу­емые для различных видов деятельности под откры­тым небом.

1

Развитие ландшафтной архитектуры в качестве ар­хитектуры открытых пространств, расширение круга ее объектов и задач привели к выделению в ней самосто­ятельных направлений: собственно ландшафтной архи­тектуры, ландшафтного планирования и ландшафтного дизайна. Таким образом, ландшафтная архитектура кро­ме традиционных объектов (парки, сады, открытые про­странства жилой застройки и т.п.) включает еще два уровня проектирования ландшафта:

общее формирование среды в масштабе стран и ре­гионов — ландшафтное планирование;

детальную организацию непосредственного окруже­ния человека, синтез природных элементов, художествен­ных форм и деталей благоустройства — ландшафтный дизайн.

Ландшафтный дизайн — это творческая деятель­ность, направленная на формирование предметно-про­странственной среды приемами и средствами ланд­шафтной архитектуры, художественное конструирова­ние деталей культурного ландшафта. Определяя область ландшафтного дизайна, мы соотносим ее с человеком, выделяя пространства, соизмеримые с человеком, его по­вседневной деятельностью, и поэтому нуждающиеся в тщательной проработке.

Ландшафтная архитектура не возникла на чистом ме­сте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садо­во-паркового искусства. Однако в отличие от него пред­ставляет собой более широкую область, связанную с орга­низацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. Сегодня ландшафт­ная архитектура включает в себя и садово-парковое ис­кусство, которое предшествовало ей исторически.

Ландшафтное искусство — искусство создания ант­ропогенных композиций с использованием природных и искусственных компонентов (деревья, кустарники, тра­вы, цветочные растения, рельеф, вода, парковые соору­жения, малые архитектурные формы, в том числе бесед­ки, мостики, фонтаны, бассейны, вазы, скульптура и др.).

Мастерами ландшафтного искусства прошлого со­здавались прекрасные парки и дворцово-парковые ан­самбли, но социальный заказ при этом был ограничен интересами небольшой привилегированной части обще­ства. Они не занимались пространственной организаци­ей крупных объектов (регионы, населенные места, зоны загородного отдыха, жилые и производственные терри­тории и др.) и тем более не принимали участия в ре­шении задач целенаправленного формирования жизнен­ной среды общества.

Ландшафтная архитектура и ландшафтное проекти­рование связаны с решением социальных, градострои­тельных, экологических и многих других проблем и со­ответственно с рядом других наук и дисциплин. Каж­дая наука вырабатывает свои понятия и терминологию. В этом плане очень важна четкость определения поня­тия «ландшафт». Раньше архитекторы не связывали по­нимание ландшафта с его географической сущностью. «Ландшафт» и «пейзаж» употреблялись как синонимы, как внешняя «физиономическая» характеристика при­роды. И сейчас еще существуют представления, что там, где много зелени, воды, живописный рельеф — ланд­шафт, а там, где все преобразовано, застроено, — не ланд­шафт. Это, безусловно, неверно. Все наше окружение со­ставляют ландшафты, только отличаются они различ­ной степенью преобразованное™, нарушенности или, на­оборот, окультуренности.

Исходные понятия современной ландшафтной ар­хитектуры опираются на систему понятий фундамен­тальных наук о Земле, в частности, географии н ее от­расли ландшафтоведения.

Ландшафт — территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и компонентов более низ­кого таксономического ранга (ГОСТ 17.01 — 86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения).

Природный ландшафт — ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных компонентов и форми-

руюшийся или сформировавшийся под влиянием при­родных процессов (Там же).

Антропогенный ландшафт — ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов, формирующийся под влиянием деятель­ности человека и природных процессов (Там же).

Совокупность ландшафтов, составляющих своеобраз­ную «оболочку» земного шара, в географии называют ландшафтной сферой.

Сегодня трудно назвать ландшафты, которые не ис­пытывают прямого или косвенного воздействия чело­века. Раньше к девственным ландшафтам относили, на­пример, высокогорные и донные океанические. Сегодня с абсолютной достоверностью это утверждать уже нельзя.

По характеру последствий деятельности человека принято различать ландшафты культурные и акуль- турные. Культурный ландшафт, сознательно изме­ненный людьми для удовлетворения своих потребнос­тей, постоянно поддерживаемый в нужном для них со­стоянии, способный одновременно продолжать выпол­нение функций воспроизводства здоровой среды. Про­тивоположностью культурного выступает акулътурный ландшафт, возникающий в результате нерациональной деятельности или неблагоприятных воздействий сосед­них ландшафтов. К акультурным относят ландшафты, утратившие способность воспроизводства здоровой сре­ды (в том числе психофизиологических свойств). Край­ним понятием в этом ряду выступают деградирован­ные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию. Например, отработанные и нере- культивированные карьеры, в зоне которых невозмож­но жить, отдыхать и пр.

Архитектурный ландшафт — это ландшафт, сфор­мировавшийся в процессе целенаправленной архитек­турной, в том числе градостроительной, деятельности. Он трактуется так же, как разновидность антропогенного, культурного ландшафта. Архитектурный ландшафт со­ставляют здания, сооружения, природные компоненты. В нем всегда проявляются региональные природные осо­бенности. Облик городов и сел предопределен располо­жением их в гористой или равнинной местности, нали­чием реки, озера, моря, лесных массивов, особенностями климата и т.д. Понятия «архитектурный ландшафт», «ландшафт города», «ландшафт жилой среды», «ланд­шафт производственной среды» и другие все прочнее входят в теорию и практику современного градострои­тельства.

Различные ландшафты (городские, сельские, рекреа­ционные, мемориальные и пр.) составляют архитектур­но-ландшафтную среду.

Архитектурно-ландшафтная среда — целостный со­вокупный объект ландшафтной архитектуры и соответ­ственно ландшафтного проектирования. С точки зре­ния современных системно-экологических позиций по­нятие окружающая среда получает новое содержание (в самом общем представлении — это все то, что нахо­дится вне данного объекта, или система более высокого порядка): здесь это весь окружающий мир, в котором жизненная среда общества составляет подсистему. В свя­зи с постоянным расширением сферы освоенных чело­веком пространств жизненная среда общества в своих границах приближается к ландшафтной среде (сфере), а архитектурно-ландшафтная среда может быть представ­лена в качестве ее подсистемы, формируемой преимуще­ственно архитектурой, в частности ландшафтной.

При рассмотрении архитектурно-ландшафтных воп­росов, в отличие от других возможных представлений (физических, химических, социальных), среда нами при­нимается как категория пространственная. Если выде­лять еще понятия внешняя и внутренняя среда, то этим будут показаны возможность и необходимость понима­ния среды и как окружения, и как пространственной целостности, в которой протекают (организуются) те или иные социальные процессы. Например, среда города (го­родская среда) или среда парка (парковая среда) мо­гут трактоваться как окружение человека и как про­странство, организуемое для различных жизненных про­цессов, а также как внешнее пространство (окружение) самих этих объектов (города, парка и др.).

Приведенные основные понятия получат развитие и дополнение при дальнейшем рассмотрении объектов ландшафтного проектирования.

  1. Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования

Теоретической и методологической основой разви­тия представлений о задачах, объектах и методах совре­менного архитектурно-ландшафтного творчества явля­ется системный подход, принцип целостности архитек­турно-ландшафтной среды в качестве объекта архитек­туры.

В общем виде цели ландшафтной архитектуры сле­дующие: функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым не­бом, преобразование ландшафтов при охране их при­родных особенностей, эстетика детального внешнего бла­гоустройства.

Для определения объектов и конкретизации задач архитектурно-ландшафтного проектирования необходи­мы как дифференциация, так и интеграция знаний.

Расширение задач ландшафтной архитектуры обус­ловлено развитием, например, экологии (от специаль­ной естественной науки о взаимосвязях и взаимодей­ствиях живых организмов и среды к социальной эколо­гии, которая исследует проблемы взаимодействия обще­ства и среды). Для конкретизации объектов и задач ландшафтной архитектуры важно выяснить также вза­имообусловленность архитектурно-ландшафтной и при­родоохранной деятельности, связь вопросов рациональ­ного преобразования и охраны ландшафтов. В этом от­ношении в ландшафтной архитектуре четко выделяют­ся три группы задач: охрана, преобразование (форми­рование) и восстановление (рекультивация) ландшаф­тов.

В природоохранном плане в теории ландшафтной архитектуры особо актуальной является разработка ос­нов управления преобразованием окружающей среды.

Перед обществом ставится задача охраны не только уникальных памятников природы и садово-паркового искусства. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ланд­шафтного объекта. Они заключаются в охране и улуч­шении исходных природных данных при проектирова­нии ландшафтов, совершенствовании архитектурно­ландшафтного объекта в процессе функционирования по заданной программе, а также учете возможностей ди­намики прямых и обратных связей «объект — среда» и изменений во времени общей природно-антропоген­ной ситуации.

Таким образом, основная цель — найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их. Это легко подтверждается примером развития турист- ско-рекреационной деятельности. Например, именно ре­креационный бум потребовал в 70-80 гг новой оценки природных ресурсов и методов проектирования мест загородного отдыха с целью охраны ландшафтов от чрез­мерных нагрузок. В 90-х годах проблема охраны цен­нейших ландшафтов в ближайшем окружении городов возникла в связи с коттеджно-дачным строительством.

Для того чтобы систематизировать архитектурно­ландшафтные задачи, выявить их иерархию, соподчинен- ность, затем определить принципы и методы решения этих задач, важно иметь научно обоснованную типоло­гию объектов. Типология — это не только классифика­ция каких-либо объектов, элементов, но и метод научно­го познания, изучения закономерностей развития объек­тов, возникновения новых их типов.

Выделяя отдельные элементы пространственной ар- хитектурно-ландшафтно организованной среды, мы мо­жем говорить об архитектуре зданий и сооружений, го­родов и сел, зон отдыха, парков и др. Однако какой бы объект архитектуры ни рассматривался, его нельзя изо­лировать от природных предпосылок создания и функ­ционирования (прямых или опосредованных через со­циально-экономические факторы).

Новым в ландшафтной типологии явилось представ­ление о ландшафтной среде как целостном объекте ар­хитектуры — системе антропогенных и малопреобразо- ванных природных ландшафтов. В результате при ти­пологии мы исходим не из того, какие объекты нам нуж­ны (парки, лесопарки и пр.), а из концепции целостно­сти системы открытых пространств, которые выступа­ют объектами ландшафтной архитектуры и ландшафт­ного проектирования.

С современных системно-экологических позиций ни один из элементов окружения не должен выпадать из поля зрения профессиональной деятельности архитек­тора, в том числе и те, которые в определенный момент не являются объектами ландшафтной архитектуры. Но могут стать таковыми и поэтому должны учитываться во взаимодействии системы в целом. Хотя, на первый взгляд, за основу типологии принимается сплошное ар­хитектурно-ландшафтное территориальное зонирование, на практике оно не является ведущим. Так, одна и та же территория (например, территория республики) может быть объектом комплексной районной планировки, где архитектурно-ландшафтные вопросы связаны с эконо­мическими, градостроительными, композиционными и многими другими, и в то же время — объектом специ­ального архитектурно-ландшафтного проектирования, если разрабатывается схема особо охраняемых ланд­шафтов республики или республиканская схема отды­ха и туризма. То же мы можем сказать про город — сложнейшую социально-пространственную и ландшафт­ную систему, вычленяя из которой определенную подси­стему, например водно-зеленую, мы более пристально ее изучаем и проектируем в качестве самостоятельного объекта.

Для типологии объектов и систематизации архи­тектурно-ландшафтных задач необходимо выявить два уровня классификации: 1) группы объектов архитекту­ры, градостроительства, где ландшафтные вопросы сто­ят в общем ряду с экономическими, социальными, пла­нировочными и многими другими и где ландшафт­ный архитектор лишь соавтор; 2) группы объектов, в которых ландшафтные аспекты превалируют и ланд­шафтный архитектор в коллективе специалистов вы­ступает как ведущий, определяющий программу и мето­ды решения этого объекта.

К первой группе объектов-элементов среды — отно­сятся территория страны, республики, района (комплекс­ные и отраслевые схемы и проекты районной плани­ровки)2, населенные места, гражданские и промышлен­ные градостроительные комплексы (генпланы, проекты детальной планировки и др.).

Архитектурно-ландшафтные вопросы, входящие в со­став комплексных градостроительных задач для назван­ных выше объектов, можно сформулировать следующим образом: решение проблемы взаимодействия народно­хозяйственного комплекса и ландшафтной среды; оп­ределение отношения среды к размещению различных функций; детальная ландшафтная оценка и зонирова­ние, прогноз изменения ландшафтов в результате пла­нируемой деятельности и соответствующих преобразо­ваний; архитектурно-ландшафтная организация про­странства исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств сре­ды; гармоничная взаимосвязь застройки и ландшафта.

Объекты собственно архитектурно-ландшафтной де­ятельности имеют более развитую типологию (табл. 1).

Ландшафтные задачи формирования перечисленных в таблице N° 1 объектов подразделяются как по их ти­пам, так и по этапам работы с ними (разработка про­граммы, предпроектные исследования, проектирование, реализация проекта, поддержание во время функциони­рования). Однако здесь они не называются, так как в той или иной степени будут раскрываться по группам объектов в последующих разделах пособия.

Системно-ландшафтный метод — ведущий в ланд­шафтной архитектуре — эффективен также и для архи­тектурного творчества в целом. Сущность этого метода заключается в проектировании, строительстве и поддер­жании во время функционирования не изолированных объектов, а фрагментов (подсистем) архитектурно-ланд-

Ландшафтная архитектура — это… Что такое Ландшафтная архитектура?

Ландша́фтная архитекту́ра — это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Подобно архитектуре и градостроительству ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.[1]

Формирование комфортной и эстетически полноценной среды осуществляется с помощью природных материалов (рельеф, вода, растительность и т.д.) и архитектурных сооружений, при этом предполагается сохранение существующих и создание искусственных пейзажей, проектирование систем озеленения и рекреационных зон. В отличие от садово-паркового искусства сфера ландшафтной архитектуры значительно шире, она состоит в организации многих компонентов пространственной среды жизнедеятельности человека.

Вид Центрального парка в Нью-Йорке

Ландшафтная архитектура в России

Лучшими образцами ландшафтной архитектуры в России являются:

  • Архангельское — Государственный музей-усадьба Архангельское, Красногорский район Московской области.[2]
  • Кусково — Московский музей-усадьба Кусково.[3]
  • Петергоф — дворцово-парковый ансамбль Петергоф. [4]
Вид Центрального парка в Нью-Йорке Кусково, вид на Дворец и церковь с колокольней

Панорама Нижнего парка от Большого Петергофского дворца

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

  • Ожегов, С. История ландшафтной архитектуры – М. : Архитектура-С, 2003. – 232 с.

Ландшафтная архитектура

Главная — Статьи — Ландшафтная архитектура

Впервые такое понятие, как «ландшафтная архитектура» появился в США в девятнадцатом веке для того, чтобы обозначать сей вида деятельности, в эру организации на территории Америки национальных общедоступных ландшафтных парков, в которых сохранились уникальные памятники природы.

На рисунке показаны уникальные работающие часы, которые сделаны из мелких цветов. Эти часы можно лицезреть на одном из центральных улиц Лондона.

Понятие современной практики ландшафтная архитектура это создание и разработка искусственных композиций, которыми повторяются или воспроизводятся естественные формы в природе. Пейзажная, или ландшафтная архитектура в современной практике проектирования городских населенных мест и сельских, приобрела всё большую самостоятельность и уже стала специфической отраслью в архитектурном проектировании. В роли ландшафтной архитектуры входит разрешение важной проблемой формирования среды обитания людей, в условиях урбанизируемой все более быстрыми темпами государственной территории. По сути дела ландшафтная архитектура в наши дни все больше является основой среды человеческого обитания, в которую должны «встраиваться» такие здания и сооружения, как жилые, производственные, общественные и, инженерная и транспортная и инфраструктура. В современной практике, к сожалению, ландшафтная архитектура, скорее всего, вписывается в уже застроенные территории и пытается исправить «глюки», следы и отрицательное воздействие издержек урбанизации.

Основный материал, с которым имеет дело архитектор-ландшафтник при создании своих шедевров, это естественная растительность и естественный рельеф региона, которые дополняет художник архитектурными элементами и инженерными мероприятиями. Также он разрабатывает дендрологические композиции, в целом создавая так называемый урбанизированный пейзаж, который улучшен и исправлен средствами озеленения и инженерного обустройства.

В качестве палитры архитектора-ландшафтника выступают малые архитектурные формы, различные породы и разновидности древесных и кустарниковых пород, цветов, трав. Все вышеперечисленные «материалы», благодаря своим характерным особенностям (таким, как цвет, размеры, форма) применяются для того, чтобы в композиции достичь большей художественной выразительности.

В ландшафтных архитектурных композициях в роли средств формирования выступают вертикальная планировка территорий, её устройство транспортных, пешеходных и визуальных коммуникаций, которые спроектированы с учетом художественной образности проекта и её инженерное оборудование.

Архитекторы-ландшафтники при решении практических задач базируются на ландшафтоведение, которое есть важная научная отрасль. Она  изучает природные (то есть естественные) и антропогенные (то бишь искусственные) ландшафты, их свойства, особенности, для развития потенциальные возможности, способности к эволюционированию.

Дендрология как наука также является неотъемлемым и важным резервом знаний, которые необходимы для решения задач в ландшафтном проектировании. Как показывает практика, архитектору-ландшафтнику лишь знание тонкостей дендрологии помогает разрабатывать и проектировать оптимальные проекты озеленения с учётом таких качеств, как художественные, экологические и экономические.

Обладание знаний законов художественной и архитектурной композиции представляют собой необходимую базу для эффективного воплощения идей архитектора-ландшафтника, ибо в создаваемой композиции эстетика и художественный образ – «на выходе» и является главным результатом работы специалистов. И видно, таким образом, что архитектор-ландшафтник, который посвящает себя ландшафтной архитектуре, всегда должен быть рад и готов к обогащению своего опыта знаниями из области наук перечисленных выше, и к проведению множества практических опытов с природными материалами. В XXI веке очевидно ландшафтная архитектура приобретёт все большее значение как одно важнейших средств формирования новой среды обитания людей (качественно новой). Будет особое внимание уделяться в ландшафтной архитектуре её художественному уровню. Еще в минувшем, двадцатом веке, такая профессия, как «ландшафтный архитектор» (то есть архитектор-пейзажист) была занесена в каталог МОТ — Международной организации труда, при ООН. В наши дни в российских вузах ведутся работы по подготовке архитекторов-ландшафтников, однако это лишь на уровне специализации в архитектурном образовании, что, конечно, качество подготовки будущих проектировщиков-разработчиков окружающей среды снижает. А между тем в двадцать первом веке профессия «ландшафтный архитектор» будет остро востребована еще и в связи с тем, что на неё возлагается тонкая и деликатная задача сохранения естественных, исторических и культурных ландшафтов на территории России. Причем, должна данная задача будет решаться не только пределами границ населенных мест, но и межселенными территориями. Следовательно, современная ландшафтная архитектура с одной стороны является формой организации общегосударственного пространства, которая направлена на сохранение и развитие традиционной культуры и этногенеза, сбережение истощающихся резервов природных богатств. В то же время это является средством проектирования конкретной среды человеческого обитания на уровне микрорайона, населенного пункта, квартала.

На рисунке изображён весьма красивый постриженный зеленый слон, который сделан из специальной породы дерева.

У современной ландшафтной архитектуры имеется свою особенность. Она заключается в том, что важнейшую роль принадлежит художественному началу в творческом процессе, в котором неизменно учтены инженерные, мелиоративные мероприятия и, разумеется, дендрология и законы экологии. Если основываться на современные тенденции в развитии архитектурного творчества, то следует полагать, что в двадцать первом веке мы можем стать свидетелями нового этапа в витке развития ландшафтной архитектуры, искусстве дизайна окружающей среды и садово-паркового искусства.

Аналогично тому, который место имел в европейских государствах в семнадцатом-восемнадцатом веках, а в восемнадцатом–девятнадцатом веках и в Российской империи. Далее, в те исторические промежутки основными «заказчиками», а затем и владельцами уникальных и эксклюзивных памятников садово-паркового искусства становились царствующие дома.

Ну а в нынешних условиях «заказчиками» и владельцами садово-парковых ансамблей должны уже стать такие органы, как муниципалитеты, юридические и физические лица. И следовательно, количество должно значительно возрасти произведений архитектурного пейзажа. Художественно и изысканный тонкий архитектурный ландшафт по идее должен стать одним из самых распространенных «средств, предметов потребления». Уверенно можем прогнозировать, что двадцать первый век в развитии садово-паркового искусства в РФ может стать «золотым» веком.

Ландшафтная архитектура · Дизайн + Искусство

Содержание статьи

  1. Что такое ландшафтная архитектура?
  2. История ландшафтной архитектуры
  3. Цели и задачи ландшафтной архитектуры
  4. Как стать ландшафтным архитектором?

Деятельность архитектора и дизайнера ландшафта – трендовое искусство или жизненная необходимость? Человек всегда стремился благоустроить, украсить место, где он находится. Именно ландшафтная архитектура направлена на организацию окружающей среды с эстетической, функциональной и технико-экономической точек зрения. Это одновременно и сложная наука с определённым набором законов, благодаря которым учитываются требования к проектированию участка, и вид искусства. Продуманное до мелочей оформление пространства поражает гармонией и завораживает.

Что такое ландшафтная архитектура?

В словаре терминов «Ландшафтный дизайн» дано ёмкое определение:

«Ландшафтная архитектура – архитектура открытых пространств, отрасль градостроительства, цель которой – формирование благоприятной внешней среды для жизнедеятельности и отдыха в городах, пригородных и курортных зонах, сельской местности. Специфика отрасли в том, что она имеет дело в основном с природными материалами и объектами – рельефом земной поверхности, растительным покровом, водоемами при проектировании парков, садов, скверов, лесопарков, загородных зон массового отдыха».

Ландшафтная архитектура появилась не сама по себе. Толчок к её развитию дало садово-парковое искусство. Оно преобразовалось в более широкое понятие, и сейчас архитектурно-ландшафтная сфера включает в себя создание не только садов, парков, но и других озеленяемых территорий.

1.Основные понятия архитектурного и ландшафтного проектирования. Объекты ландшафтного проектирования. Понятие стиля в архитектуре и садово-парковом искусстве.

Ландшафтное проектирование– комплекс архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений для разработки методов художественного оформления открытого пространства.

Ландшафтная архитектура– архитектура открытых пространств.

Сфера деятельности:

— садово-парковое искусство,

— озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, с/х предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий.

Ландшафтное проектирование должно опираться на такие качества как:

— функциональность (удобство, польза),

— конструктивность (прочность, экономичность),

— эстетичность,

— долговечность.

Основные понятия, используемые в ландшафтном проектировании:

Композиция– расположение различных форм в пространстве в сочетании друг с другом, при котором создается единое целое.

Виды композиции:

фронтальные— основные элементы декора расположены на одной линии в ширину и хорошо просматриваются с первого взгляда, при этом не в глубину участка, ни в высоту композиция не продлевается.

объемные— элементы дизайна представлены во всех трех плоскостях.

глубинно-пространственные-во всей композиции присутствует глубокая перспектива, то есть внешний вид ландшафта изменяется по ходу движения по участку.

К основным приемам формирования композицииотносятся: симметрия и асимметрия, нюанс (тонкий переход от одних форм и красок к другим) и контраст, ритм.

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия. К ним относятся:

Закон линейной перспективы.Как правило предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом.

Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу.

Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт.

Закон воздушной перспективыимеет большое значение для ландшафтного дизайна.

Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства — это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Основные понятия архитектурного проектирования:

Социальный заказ– конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определённой его части.

Пространство– арена действий, общий контейнер для рассматриваемых объектов, сущность некоторой системы.

Функция – принцип работы и задача того или иного элемента, помещения, здания, пространства, отражающиеся в большей или меньшей степени на его форме.Архитектурные формы– первоэлементы, отражающие в себе все особенности архитектуры: функцию, конструкцию, эстетическую выразительность.

Основные компоненты ландшафтного проектирования:

— здания – формируют центр ландшафтного проекта, основная цель ландшафтного дизайна здесь: сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны.

— газонное покрытие — придаёт завершённость облику сада.

— зелёные насаждения: отдельные деревья, кустарники, цветы, их комбинаций и ансамбли (сад, клумба, рабатка и тд)

— различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, камни, МАФ).

Стиль– это единство морфологических особенностей, отличающее искусство одной эпохи, цивилизации и т.д. от другой.

В ландшафтной архитектуре выделяют 2 направления:

Регулярный стиль сада, которому присуща симметрия, строгость и четкость геометрических форм. Здесь мы можем увидеть прямые дорожки, встречающиеся в центре участка, чаще возле дома. Деревья и кустарники обычно подстрижены, так как именно этому стилю присуще топиарное искусство. Характерными чертами регулярного стиля планировки так же считаются парадные цветники и большие площади газонов. Можно обнаружить газонный, цветочный и кружевной партер. (сады Версаля, С-Петербурга)

Пейзажный стильобладает бОльшей свободой и изысканностью. Здесь главными чертами является асимметрия, плавность и изогнутость линий. Данный стиль не делает дом центром притяжения, а гармонично встраивает его в окружающий пейзаж. Озеленение максимально приближено к естественному. (Англ-е усадьбы, построенные в старину).

Архитектурный стильсоздается совокупностью признаков, типичных для искусства определенной эпохи. Можно выделить:

Романский стиль – (10-13 вв.) Главную роль играют монастыри, церкви и замки. Для него характерны массивные стены и тяжеловесные башни с узкими проемами бойниц. В декоре используется несложный геометрический орнамент, стилизованные изображения растений или животных.

Готический стиль– (12-16 вв.) Ведущий тип здания – собор. Для стиля характерны такие черты как устремленность вверх, сложные ажурные конструкции, стрельчатые арки, развитой декор с широким использованием скульптуры.

Возрождение (ренессанс) – (Западная и Центр. Европа. Италия. 14-16 вв) Этот стиль является переходным от средневековой культуры к культуре нового времени. Главным трендом становится возрождение античности. Ведущую роль стали играть не церковные, а светские сооружения. Ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады и другие формы античного зодчества придают величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

Барокко– (Европа: кон. 16 – сер. 18 в, Россия: 18 в). Ему характерна упругость криволинейных форм. Трансформированная ордерная система здесь сочетается с обилием декоративных деталей, со скульптурной лепкой и резьбой. Русское барокко 1ой трети 18 в., которое сформировалось в процессе строительства Петербурга, называютпетровским барокко. Так же для русской архитектуры характерен такой термин как инарышкинское барокко – (кон 17 – нач 18 вв) которое характеризуется симметричностью композиции, свободной трактовкой ордера, заимствованной из западноевропейской архитектуры, пышный белокаменный декор (гребни, разорванные фронтоны).

Рококо – (Европа 1-я пол. 18 в). Стиль с утонченным, изящным и усложненным декором; резными и лепными узорами, завитками, разорванными картушами, рокайлями (раковинами). В России распространен в сер. 18 в. В качестве отделки дворцовых зданий, преимущественно интерьеров эпохи барокко.

Классицизм – (Европа: 17 – нач. 19 вв; Россия: с 60-х 18 в. по 40-е 19 в). Характерно творческое заимствование форм античности и итальянского Возрождения, уравновешенность симметричных композиций, использование ордерной системы, в пропорциях и формах более близких античности.

Ампир – (1 треть 19 в). в рамках позднего классицизма. Ориентируется также на античность, но включает наследие архаичной Греции, императорского Рима и Др. Египта, мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы, формы массивных портиков (дорического и тосканского ордеров).Характерна военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре, большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и тп.

Эклектика – (сер 19 – нач. 20 в.) – это соединение разностилевых элементов или стилизация в духе архитектуры прошлого. В России выделяются: русско-византийский стиль (сер 19 в) и русский стиль (преобладание элементов древнерусской архитектуры 17 в).

Для обобщенного названия ретроспективно ориентальных стилистических направлений сер. 19 – нач 20 вв. применяют термины историзм или ретроспективизм.

Неоклассицизм – (кон. 19 – 1 пол 20 вв.) — обращение к античности, классицизму или Ренессансу (неоренесансу). При доминировании форм ампира его можно назвать как неоампир. Характерна парадная представительность и подчеркнутая монументальность сооружений.

Модерн – (кон 19 – нач 20 вв). Создаются новые формы (эркеры, фонари верхнего света, карнизы-козырьки), используются новые отделочные материалы (керамика, большие площади остекления), свободная планировка для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий.

Конструктивизм – (1920 – нач 30-х,) “конструирование” окружающей среды. Создание форм с четкими геометрическими контурами, обнажение конструкций, подчеркивание функций частей здания. В градостроительстве – принципы функционального зонирования, свободная планировка, обилие зелени и спорт сооруженийй.

Постмодерн – (посл. четв 20 – нач. 21 в),возник как отрицание функционализма. Характерныконтекстуализм – подчинение зданий сложившемуся контексту места,аллюзия– введение в композицию исторических ассоциаций,орнаментализм– декорация со смысловым значением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *