Культура китч: это массовая культура. Китч: примеры :: SYL.ru

Содержание

Китч: стиль, безвкусица или ругательство?

«Какой китч!» — фраза, эквивалентная «Фу, блин!», только применительно к дизайну и предметам искусства. Кому-то, в лучшем случае, вспомнится при слове «китч» Леди Гага, кому-то – слащавые штампованные поделки из тех, что можно получить в офисе в подарок на Новый год.

Но что же на самом деле такое китч, откуда взялось это слово? Всегда ли оно было оскорблением и не стало ли, случайно, похвалой в последние годы? Рассказываем.

«Официально понятие «китч» (нем. kitsch) вошло в обиход в 60-х годах XIX века, и использовалось как синоним слов «пошлость», «дешёвка» или «безвкусица» — для предметов массового производства и сомнительной художественной ценности. Слово восходит к двум немецким глаголам: kitschen — «халтурить» и verkitschen — «впаривать». Собственно, эти два слова дают исчерпывающее описание того, как и зачем создавались предметы в стиле китч.

Если подумать, то убранство квартиры среднего советского гражданина состояло из китча чуть более чем полностью. Фарфоровые аляповатые сервизы и хрустальные конфетницы, пастушки и слоники в витринах, люстры с «дворцовыми» подвесками на потолках высотой 2.5 метра – блеск и нищета советских интерьеров заставили бы упасть в обморок целую роту денди. Но у жителей СССР было хотя бы относительное оправдание: достать что-либо другое было сложно, дореволюционные интерьеры считались скорее антипримером (и объектом фрейдистской зависти), а уюта – и тем более статуса – хотелось. У жителей Германии XIX века такого оправдания не было.

У быдла есть особенность:
Оно — всегда не ты.
И это восхищает.
Г. Л. Олди

Феномен возникновения китча хорошо описал американский арт-критик Клемент Гринберг в своей работе «Авангард и китч»[1]. По его мнению, китч – это продукт урбанизации общества и ликвидации неграмотности. Если раньше культура в её «высоком» смысле была доступна только умеющим читать и писать, и сама по себе задавала порог вхождения – то с переселением сельских жителей в города и обучением их письму и чтению она «опопсилась».

Видя, как всё устроено у богатых, но не совсем понимая, зачем это нужно, общество ответило китчем: предметами, существующими больше для статуса и «чтобы не хуже чем у соседа» (а то и у дочери миллионера Вандербильта!). Как выразился сам Гринберг:

«Для того чтобы удовлетворить спрос нового рынка, был изобретен новый товар – эрзац-культура, китч, предназначенный для тех, кто, оставаясь безразличным и бесчувственным к ценностям подлинной культуры, все же испытывал духовный голод…».

Если у вас получилось прочесть эту фразу без брезгливых интонаций – возьмите себе конфетку (надеюсь, не из хрустальной конфетницы). У меня не вышло.

Здесь нам открывается другая – и очень важная! – сторона китча: возможность деятелей искусства причислять себя к «не таким». Назвать работы конкурента по цеху китчем стало оскорблением, сравнимым с проклятием семьи до седьмого колена и любимой собачки. Очень скоро не осталось практически никого, чьи работы не назвали бы китчем хоть раз. Модернисты крыли приверженцев академического стиля, авангардисты – романтиков, и даже сам Вильям Бугро, профессор французской Высшей школы изящных искусств, не избежал этой участи.

Этот круговорот, в свою очередь, породил сонм творческих личностей, которые компенсировали недостаток таланта попытками уйти от определения китча как можно дальше. Они избегали понятных сюжетов (в идеале – сюжетов вообще), излишней сентиментальности и однозначно распознаваемых эмоций – гордясь не уровнем своих работ, а тем, что они ничем не напоминают массовое искусство. При этом такие личности неукоснительно следовали главному правилу китча: принесение художественной ценности в жертву статусу (в данном случае статусу того, кого в современном Интернете называют «небыдло» [2]).

В своей диссертации «Китч как социокультурный феномен»

[3] Н. А. Конрадова очень удачно подводит итог: не существует однозначных критериев китча – и бывали случаи, когда отношение к одному и тому же произведению колебалось по синусоиде от «попса» до «шедевр». Китч – это понятие, которое слишком зависит от моды, мнения популярных критиков и того, что сегодня считается пошлым, а что – элитарным. Даже если Вселенная сжалится над человечеством и большинству начнут нравиться произведения «высокого» искусства – всё равно найдутся те, кто назовут это китчем и создадут элитарную контркультуру. Потому что могут.

«На мизинце левой руки красовалось огромное кольцо; на последнем же суставе безымянного […] настоящее золотое с припаянными к нему железными звездочками. Но, чтобы выставить напоказ и другие драгоценности, он обнажил до самого плеча правую руку…» [4]
Петроний, «Сатирикон».
І век н.э. Хотя казалось бы…

Описанию вольноотпущенника Тримальхиона не хватает только малинового пиджака для полноты образа. Но несмотря на наличие массивных перстней, браслетов (и таки малинового плаща!) Тримальхион не «новый русский» — он «новый римлянин». Однако на своём пиру, красочно описанном в «Сатириконе», он вытворяет такое, что хватило бы на целый сборник анекдотов из девяностых. Его дом и образ жизни – это идеальное описание китча по-древнеримски, которое Петроний – прозванный современниками «арбитром изящества» — высмеивает в каждом его аспекте.

Название китчу могли придумать и в XIX веке, но его описания встречаются на протяжении всей истории, начиная от античности. И, как видим, в них мало что меняется. В эпоху буржуазных революций появился термин «нувориш» (от фр. «новый богач») – за которым прочно закрепилась слава Тримальхиона и, позже, любовь к китчу. Неизвестно, была ли это месть обиженной аристократии, или разбогатевших буржуа действительно тянуло на фарфоровых пастушек и бесконечные тарелки – но слово «нувориш» стало почти синонимом безвкусицы.

Теперь рынок откликался на новый запрос, и китч обрел «второе дыхание». Привыкшие к дешёвому масс-маркету потребители получили новый статус. И чтобы подчеркнуть этот статус, они хотели тот же масс-маркет, но в золоте и с камнями. Именитые ювелиры и художники плакали, кололись, но брали заказы, под которыми и подписываться-то было стыдно.

Бесконечные амуры, херувимы, лепнина и позолота по принципу «чем больше — тем лучше» воспроизводили дворцовый стиль по букве – но по духу они были ближе к заклеенной постерами комнате подростка, чем к Лувру. Увы, явление не только не сошло на нет, но и достигло кое-где терминальной стадии в виде золотых батонов, портретов в облачении Цезаря и шубохранилищ.

Технически, под определение китча – как дешёвых товаров низкого качества, не несущих художественной ценности – это уже не подпадает. Ведь практически всё в таких интерьерах является штучной работой, на которую бессмысленно и беспощадно убиты сотни и тысячи человекочасов. И тем не менее, всё вместе отлично имитирует китч. Если какая-то часть деятелей искусства пытается отойти как можно дальше от массовой культуры, то другая половина сдаётся – и начинает повторять её, но уровнем выше, для новой элиты. Для завершения этого кольца страданий не хватало только оформления китча как самостоятельного стиля…

«Почему художественная критика относилась к нему с пренебрежением, не так просто объяснить. Возможно, потому что Кинкейд выдавал китч, хотя даже арт-критикам трудно отделить китч от искусства».
Д. Томпсон. Супермодель и фанерный ящик.

«Не можешь победить — возглавь». Истории неизвестно, кто первый устал от того, что его работы обзывают китчем, и решил возвести оный в ранг стиля – но факт остаётся фактом: теперь «быть не таким как все» значит – быть таким как все, но лучше чем все. Китч как стиль – это воплощённый сарказм, ирония (если не прямая издёвка) над «естественными» его проявлениями.


«быть не таким как все» значит – быть таким как все, но лучше чем все


Как и у любого другого стиля, у китча сформировалось несколько основных направлений. Одно из них – люмпенский китч: агрессивный, яркий, с граффити, покрывающими голые стены, занавесками из полиэтилена и дешёвой пластиковой мебелью (которая может выглядеть, словно только что с помойки, но стоить как средняя столичная зарплата). Общее впечатление заставляет проверить кошелёк и вспомнить, точно ли ты с того района.

Бунтарскому настрою люмпенского китча противостоит китч романтичный. Смертельно опасные для аллергиков и астматиков, комнаты в стиле романтического китча полны розового, пушистого, кружевного и вышитого. Стили кантри, прованс и домика Барби смешиваются в нём в таких неестественных пропорциях, что создают эффект, который не снился и Лавкрафту. Сложно поверить, что под слоями ковриков с Hello Kitty не спрятана пентаграмма – уж слишком наигранно выглядит вся эта невинность.

Разумеется, не обошли вниманием и псевдороскошь. Неискушённому глазу сложно определить: дизайнерская ли это ирония, или просто владельцы квартиры недавно получили назначение на новую должность в администрации – но сведущие люди говорят, что критерии существуют. Главным из них считается чувство комфорта. Если вы не склонны разводить страусов на заднем дворе, но вам приятно находиться в таком интерьере – скорее всего, тут «постарался» не плохой вкус владельцев, а хороший – их дизайнеров.

Главный принцип создания интерьера в стиле китч – «всё лучшее сразу». Можно зарисовать все стены граффити и заклеить постерами – а можно передать привет фарфоровым пастушкам и устроить интерьер в стиле люмпеновского китча, «во дворе перевернулся грузовик с дефицитом». Можно параноидально следовать классическому стилю, с лепниной даже в туалете (тем более – в туалете!), или сочетать неоновые лампы с китайскими вазами и леопардовой шкурой для создания эффекта «дорого-богато». Можно следовать хоть какой-то логике кукольного домика, собирая, например, только розовое – или просто тащить домой всё «няшное» в неограниченных количествах.

Если вам удастся создать интерьер, в котором вы не заработаете мигрень за час и желание немедленно сбежать оттуда за сутки – поздравляю, вы выполнили высшую фигуру дизайнерского пилотажа: освоили китч и со вкусом поиронизировали над отсутствием вкуса. Теперь у прекрасного в этом мире немного больше шансов на выживание.

Текст: Дарья Цепкова


Источники и ссылки:

[1] Авангард и китч. Клемент Гринберг. 1939
[2] Небыдло. Луркмор.
[3] Китч как социокультурный феномен. Н. А. Конрадова. Москва. 2001
[4] Античная литература. Б. А. Гиленсон
[5] Супермодель и фанерный ящик. Шокирующие истории и причудливая экономика современного искусства. Дональд Томпсон.

span { width: 5px; height: 5px; background-color: #5b5b5b; }#mp_form_below_post2{background: #ffffff;color: #313131;}#mp_form_below_post2 .mailpoet_paragraph.last {margin-bottom: 0}@media (max-width: 500px) {#mp_form_below_post2 {background: #ffffff;}}]]>

Кич и его проявление в современной культуре — Студопедия

Китч (нем. Kitsch), кич — термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.

Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством. Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни» Клемент Гринберг, «Авангард и китч», 1939


«Кич есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова; кич исключает из своего поля зрения все, что в человеческом существовании по сути своей неприемлемо» Милан Кундера, «Невыносимая лёгкость бытия», 1984 (в переводе Нины Шульгиной)

«Китч — страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство — решающий критерий качества… Китч служит самой жизни и обращается к индивидууму» Одд Нердрум, «Китч — трудный выбор», 1998 Китч – продукт промышленной революции, которая урбанизировала массы Западной Европы и Америки и создала то, что называют всеобщей грамотностью.

До того единственный рынок формальной, отличной от народной культуры, составляли те, кто, помимо способности читать и писать, мог располагать досугом и комфортом, которые всегда идут рука об руку с известной культурностью. А это до определенного момента в прошлом было нерасторжимо связано с грамотностью. Но с приходом всеобщей грамотности способность читать и писать стала несущественным навыком, чем-то вроде умения водить автомобиль и перестала служить особенностью, отличающей культурные склонности индивидуума, поскольку более не являлась исключительным следствием рафинированного вкуса.


Крестьяне, поселившиеся в больших городах в качестве пролетариев и мелкой буржуазии, научились читать и писать ради повышения собственной эффективности, но не обрели досуга и комфорта, необходимых для наслаждения традиционной городской культурой. Теряя, тем не менее, вкус к народной культуре, почвой которой была сельская местность и сельская жизнь, и, в то же самое время, открывая для себя новую способность скучать, новые городские массы стали оказывать давление на общество, требуя, чтобы их обеспечили своеобразной культурой, пригодной для потребления. Для того чтобы удовлетворить спрос нового рынка, был изобретен новый товар – эрзац-культура, китч, предназначенный для тех, кто, оставаясь безразличным и бесчувственным к ценностям подлинной культуры, все же испытывал духовный голод, томился по тому отвлечению, какое могла дать только культура определенного рода. Используя в качестве сырья обесцененные, испорченные и академизированные симулякры подлинной культуры, китч приветствует эту бесчувственность и культивирует ее. Она – источник прибылей китча. Китч механистичен и действует по формулам. Китч – это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остается равным себе. Китч – воплощение всего несущественного в современной жизни. Китч как будто не требует от своих потребителей ничего, кроме денег; он не требует от своих потребителей даже времени.

Предпосылкой существования китча, условием, без которого китч был бы невозможен, является наличие и доступность находящейся рядом вполне зрелой культурной традиции, открытиями, приобретениями и совершенным самосознанием которой китч пользуется в собственных целях. Китч заимствует из этой культурной традиции приемы, уловки, хитрости, основные правила, темы, преобразует все это в некую систему и отбрасывает остальное. Можно сказать, что китч берет свою кровь из этого резервуара накопленного опыта. Действительно, именно это имеют в виду, когда говорят о том, что массовое искусство и массовая литература сегодняшнего дня когда-то в прошлом были дерзновенными, эзотерическими искусством и литературой. Разумеется, это не так. Имеется в виду, что по прошествии достаточного долгого времени новое подвергается разграблению: из него выдергивают новые «вывихи», которые затем разбавляют и подают в качестве китча. Самоочевидно, китч насквозь академичен; и, наоборот, все академичное является китчем. Ибо то, что называют академичным, как таковое более не имеет независимого существования, превратившись в крахмальную манишку для китча. Индустриальные методы производства вытесняют ремесла.

Поскольку китч можно производить механически, он превратился в неотъемлемую часть нашей производственной системы, причем это сделано таким образом, каким подлинную культуру никогда, за исключением редких случайностей, невозможно было интегрировать в производственную систему. Китч капитализирует огромные вложения, которые должны принести соразмерные прибыли; он также вынужден расширяться, чтобы поддерживать свои рынки. Хотя китч, в сущности, сам себе продавец, тем не менее, для него создан огромный аппарат сбыта, который оказывает давление на каждого члена общества. Ловушки расставлены даже в тех уголках, которые, так сказать, являются заповедниками подлинной культуры. Сегодня в стране вроде нашей недостаточно иметь расположенность к настоящей культуре; человеку надо питать к настоящей культуре истинную страсть, которая даст ему силу противостоять подделкам, окружающим его и давящим на него с того самого момента, как он становится достаточно взрослым, чтобы рассматривать забавные картинки. Китч вводит в заблуждение. У него много разных уровней, и некоторые из этих уровней достаточно высоки для того, чтобы быть опасными для наивного искателя истинного света. Журнал вроде New Yorker’а, который в основе своей является высококлассным китчем для торговли предметами роскоши, превращает и разбавляет огромное количество авангардного материала для своих собственных нужд. Не следует думать, будто любой образчик китча совершенно лишен ценности. Время от времени китч производит нечто достойное, нечто, обладающее подлинным ароматом народности; и эти случайные и разрозненные примеры обманывают людей, которым следовало бы понимать происходящее лучше.

Огромные прибыли, пожинаемые китчем, служат источником соблазна для самого авангарда, представители которого не всегда противятся этому соблазну. Честолюбивые писатели и художники под давлением китча модифицируют свою работу, а то и полностью подчинятся китчу. И тогда возникают озадачивающие пограничные случаи вроде книг популярного романиста Сименона во Франции и Стейнбека в США. В любом случае, чистый результат всегда идет во вред истинной культуре.

Китч не ограничивается городами, в которых он родился, но выплескивается в сельскую местность, сметая народную культуру. Не обнаруживает китч и уважения к географическим и национально-культурным границам. Еще один массовый продукт западной промышленной системы, китч идет триумфальным маршем по миру, в одной колониальной империи за другой стирая различия туземных культур и лишая эти культуры приверженцев, так что ныне китч становится универсальной культурой, первой в истории универсальной культурой. Сегодня уроженцы Китая, как и южноамериканские индейцы, индусы или полинезийцы, стали предпочитать предметам собственного национального искусства обложки журналов, календари с девушками и эстампы. Как объяснить эту вирулентность, заразность китча, его неодолимую притягательность? Естественно, произведенный машинами китч дешевле сделанных вручную туземных изделий, и этому способствует престиж Запада; но почему китч как предмет экспорта гораздо выгоднее Рембрандта? В конце концов, и то, и другое можно воспроизводить одинаково дешево.

В своей последней статье о советском кинематографе, опубликованной в Partisan Review, Дуайт Макдоналд указывает на то, что за последние десять лет китч стал в Советской России господствующей культурой. Вину за это Макдональд возлагает на политический режим, который он осуждает не только за то, что китч является официальной культурой, но и за то, что китч стал фактически господствующей, наиболее популярной культурой. Макдоналд приводит цитату из книги Курта Лондона «Семь советских искусств»: «возможно, отношение масс к стилям старого и нового искусства, по-прежнему в сущности зависит от природы образования, которое им дают соответствующие государства». Макдоналд продолжает эту мысль: «Почему, в конце концов, невежественные крестьяне должны отдавать предпочтение Репину (ведущему представителю академического китча в русской живописи), а не Пикассо, чья абстрактная техника имеет, по меньшей мере, такую же связь с их собственным примитивным народным искусством? Нет, если массы заполняют Третьяковку (московский музей современного русского искусства – китча), то, главным образом, потому, что их сформировали, запрограммировали таким образом, что они шарахаются от «формализма» и восхищаются «социалистическим реализмом».

Прежде всего, это не вопрос выбора между просто старым и просто новым, как, по-видимому, полагает Лондон, но выбора между плохим, обновленным старым и подлинно новым. Альтернативой Пикассо выступает не Микеланджело, а китч. Во-вторых, ни в отсталой России, ни на передовом Западе массы отдают предпочтение китчу не просто потому, что их правительства так их сформировали. Там, где государственные системы образования стараются упоминать об искусстве, людей призывают уважать старых мастеров, а не китч; однако люди продолжают вешать на стены репродукции полотен не Рембрандта и Микеланджело, а Максфилда Пэрриша или эквиваленты его творчества. Более того, как указывает сам Макдоналд, примерно в 1925 г., когда советский режим поощрял авангардный кинематограф, российские массы продолжали отдавать предпочтение голливудским фильмам. Нет, «формирование» не объясняет могущество китча.

Все ценности, в искусстве и в других сферах, являются человеческими, относительными ценностями. И все же среди просвещенной части человечества на протяжении веков существует, по-видимому, общее согласие относительно того, что есть хорошее искусство и что есть плохое искусство. Вкусы изменились, но это изменение не вышло за некоторые пределы; современные ценители искусства согласны с японцами, жившими в XVIII веке и считавшими Хокусая одним из величайших художников того времени; мы даже согласны с древними египтянами в том, что искусство эпохи Третьей и Четвертой династий наиболее достойно того, чтобы потомки избрали его в качестве образца для подражания. Возможно, мы предпочитаем Джотто Рафаэлю, но все-таки не отрицаем того, что Рафаэль был одним из лучших живописцев своего времени. Прежде существовало согласие, и оно, по моему убеждению, зиждется на вполне постоянном различии между ценностями, которые можно найти только в искусстве, и ценностями, которые можно найти в других сферах. Посредством рационализированного, присущего науке и промышленности метода китч на практике стер это различие.

Посмотрим, например, что происходит, когда невежественный русский крестьянин вроде упомянутого Макдоналдом, стоя перед двумя полотнами, одно из которых написано Пикассо, а другое – Репиным, сталкивается с гипотетической свободой выбора. На первом полотне этот крестьянин видит, скажем, игру линий, красок и пространств – игру, которая представляет женщину. Если принять предположение Макдоналда, в правильности которого я склонен усомниться, то абстрактная техника отчасти напоминает крестьянину оставшиеся в деревне иконы, и крестьянин испытывает притяжение к знакомому. Мы даже предположим, что крестьянин смутно догадывается о каких-то ценностях великого искусства, обнаруживаемых людьми просвещенными в работах Пикассо. Затем крестьянин поворачивается к полотну Репина и видит батальную сцену. Метод художника не так знаком. Но для крестьянина это имеет весьма малое значение, ибо он внезапно открывает для себя в полотне Репина то, что кажется ему намного более важным, чем ценности, которые он привык находить в иконописи; и сама неизвестность обнаруженного оказывается одним из источников этих ценностей – живой узнаваемости, чудесности и сочувственности. В картине Репина крестьянин узнает и видит предметы так, как он узнает и видит их вне живописи. Исчезает разрыв между искусством и жизнью, исчезает необходимость принимать условность и говорить себе, что икона изображает Христа потому, что по замыслу она изображает Христа, даже если иконописное изображение вообще не слишком напоминает мне человека. То, что Репин может писать столь реалистично, что идентификации самоочевидны, мгновенны и не требуют от зрителя каких-либо усилий, чудесно. Крестьянину также нравится богатство самоочевидных смыслов, обнаруживаемых им в картине: «она повествует». По сравнению с картинами Репина картины Пикассо так скупы и скудны. Более того, Репин возвышает реальность и делает ее драматичной: закат, разрывы снарядов, бегущие и падающие люди. О Пикассо или иконах нет больше и речи. Репин – это то, что хочет крестьянин, который не хочет ничего, кроме Репина. Впрочем, к счастью для Репина, русский крестьянин защищен от продуктов американского капитализма – в противном случае он не устоял бы перед созданной Норманом Рокуэллом обложкой Saturday Evening Post.

В конечном счете, можно сказать, что культурный, развитой зритель извлекает из Пикассо те же самые ценности, какие крестьянин извлекает из картин Репина, поскольку то, чем крестьянин наслаждается в живописи Репина, – в известном смысле тоже искусство, только чуть более низкого уровня, а смотреть картины крестьянина побуждают те же инстинкты, что побуждают смотреть живопись и культурного зрителя. Но конечные ценности, получаемые развитым в культурном отношении зрителем из картин Пикассо, обретаются во втором отдалении, в результате размышления над впечатлениями, непосредственно остающимися от художественных форм. Только тогда появляются узнаваемое, чудесное и вызывающее сопереживание. Эти свойства присутствуют в живописи Пикассо непосредственно или явно, но зритель, достаточно чувствительный для того, чтобы достаточным образом реагировать на художественные качества, должен спроецировать эти свойства в живопись Пикассо. Эти свойства относятся к «рефлексивному» эффекту. С другой стороны, у Репина «рефлексивный» эффект уже включен в картины и пригоден для лишенного рефлексии удовольствия зрителя. Там, где Пикассо рисует причины, Репин рисует следствие. Репин переваривает искусство за зрителя и избавляет его от усилия, обеспечивает ему короткий путь к удовольствию, избегая того, что по необходимости трудно в подлинном искусстве. Репин (или китч) – синтетическое искусство.То же самое можно сказать и относительно китчевой литературы: она обеспечивает бесчувственным людям поддельные переживания с гораздо большей непосредственностью, чем это может надеяться сделать серьезная литература. И Эдди Гест и «Индийская любовная лирика» оказываются поэтичнее Т. С. Элиота и Шекспира.

Китч — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка») — одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры, характеризующееся серийным производством и статусным значением. Ориентирован на потребности обыденного сознания[1].

Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.

История

Понятие «китч» возникло в Германии в 1860 году для обозначения художественных предметов, которые производились для американских покупателей и продавались на европейских вернисажах. Происхождение слова восходит к двум немецким глаголам: kitschen (делать кое-как) и verkitschen (продавать совсем не то, что заказано). Эти предметы обладали низкой стоимостью и низким художественным качеством. Китч сразу же стал оппозицией дорогому, высокому, аристократическому искусству. Поскольку китч имеет негативный смысл («дешёвка»), то у него отсутствует устойчивый и бесспорный денотат[2] (образец). Чаще всего он проявлялся в статуэтках, открытках[3] и картинах, которые приобретались «для уюта». Китч исполнялся профессиональными мастерами, однако был ориентирован на стандартизированный усреднённый вкус. Иногда примером китча могут называть сувениры[4].

So nimm denn meine Hände Kitschfigur.jpg

Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро». Китч стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. Китч считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса.

В китче красивость подменяет собой красоту, а все настоящие чувства заменяют фальшивая сентиментальность и наигранная мелодраматичность[5].

Цитаты

  • «Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни»[6].
  • Понт Кич — имя одного из отрицательных персонажей пьесы В. Маяковского «Баня».

Использование в культуре

— Часто используется как сокращение от KITCHen ресторанами и кафе.

— Современные художники называют Китчем свои выставки.

— Несколько музыкальных групп постсоветского пространства присваивали себе имя Китч.

Примечания

Литература

на русском языке
  • Бодрийяр Ж. Китч // Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Республика, 2006. — С. 144—146. — ISBN 5-250-01894-7
  • Гринберг К. Авангард и китч // «Художественный журнал», № 60, декабрь 2005.
  • Ильин А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры): Монография. – Омск : «Амфора», 2010. – 376 с. ISBN 978-5-904947-15-6
  • Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура : Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. — 2-е изд., дораб. и доп. — М. : Политиздат, 1985. — 397 с.
  • Нердрум О. Отрывки из выступлений // Журнал «ARTnews», октябрь 1999.
  • Мезенцев Д. Ю. Основные категории китча, анализ
  • Китч / Назарова О. А. // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  • Кич // Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997. — ISBN 5-7784-0034-9
  • Эко У. Чужое безобразное, китч и кэмп // История уродства / Под ред. У. Эко. М., 2007.
  • Яковлева А. М. Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 252-263. — ISBN 5-89329-442-4
на других языках
  • Adorno, Theodor (2001). The Culture Industry. Routledge. ISBN 0-415-25380-2
  • Botz-Bornstein, Thorsten (2008). «Wabi and Kitsch: Two Japanese Paradigms» in Æ: Canadian Aesthetics Journal 15.
  • Braungart, Wolfgang (2002). «Kitsch. Faszination und Herausforderung des Banalen und Trivialen». Max Niemeyer Verlag (нем.)русск.. ISBN 3-484-32112-1/0083-4564.
  • Cheetham, Mark A (2001). «Kant, Art and Art History: moments of discipline». Cambridge University Press. ISBN 0-521-80018-8.
  • Dorfles, Gillo (1969, translated from the 1968 Italian version, Il Kitsch). Kitsch: The World of Bad Taste, Universe Books. LCCN 78-93950
  • Elias, Norbert. (1998[1935]) «The Kitsch Style and the Age of Kitsch,» in J. Goudsblom and S. Mennell (eds) The Norbert Elias Reader. Oxford: Blackwell (англ.)русск..
  • Gelfert, Hans-Dieter (2000). «Was ist Kitsch?». Vandenhoeck & Ruprecht (англ.)русск. in Göttingen. ISBN 3-525-34024-9.
  • Giesz, Ludwig (1971). Phänomenologie des Kitsches. 2. vermehrte und verbesserte Auflage München: Wilhelm Fink Verlag (нем.)русск.. [Partially translated into English in Dorfles (1969)]. Reprint (1994): Ungekürzte Ausgabe. Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag. ISBN 3-596-12034-9 / ISBN 978-3-596-12034-5.
  • Gorelik, Boris (2013). Incredible Tretchikoff: Life of an artist and adventurer. Art / Books, London. ISBN 978-1-908970-08-4
  • Greenberg, Clement (1978). Art and Culture. Beacon Press (англ.)русск.. ISBN 0-8070-6681-8
  • Holliday, Ruth and Potts, Tracey (2012) Kitsch! Cultural Politics and Taste, Manchester University Press. ISBN 978-0-7190-6616-0
  • Karpfen, Fritz (1925). «Kitsch. Eine Studie über die Entartung der Kunst». Weltbund-Verlag, Hamburg.
  • Kristeller, Paul Oskar (1990). «The Modern System of the Arts» (In «Renaissance Thought and the Arts»). Princeton University Press. ISBN 978-0-691-02010-5
  • Kulka, Tomas (1996). Kitsch and Art. Pennsylvania State University Press (англ.)русск.. ISBN 0-271-01594-2
  • Moles, Abraham (nouvelle édition 1977). Psychologie du Kitsch: L’art du Bonheur, Denoël-Gonthier
  • Nerdrum, Odd (Editor) (2001). On Kitsch. Distributed Art Publishers (англ.)русск.. ISBN 82-489-0123-8
  • Olalquiaga, Celeste (2002). The Artificial Kingdom: On the Kitsch Experience. University of Minnesota ISBN 0-8166-4117-X
  • Reimann, Hans (1936). «Das Buch vom Kitsch». Piper Verlag (англ.)русск., München.
  • Richter, Gerd, (1972). Kitsch-Lexicon, Bertelsmann. ISBN 3-570-03148-9
  • Shiner, Larry (2001). «The Invention of Art». University of Chicago Press (англ.)русск.. ISBN 0-226-75342-5.
  • Thuller, Gabrielle (2006 and 2007). «Kunst und Kitsch. Wie erkenne ich?», ISBN 3-7630-2463-8. «Kitsch. Balsam für Herz und Seele», ISBN 978-3-7630-2493-3. (Both on Belser-Verlag, Stuttgart.)
  • Ward, Peter (1994). Kitsch in Sync: A Consumer’s Guide to Bad Taste, Plexus Publishing (англ.)русск.. ISBN 0-85965-152-5
  • «Kitsch. Texte und Theorien», (2007). Reclam (англ.)русск.. ISBN 978-3-15-018476-9. (Includes classic texts of kitsch criticism from authors like Theodor Adorno, Ferdinand Avenarius, Edward Koelwel, Walter Benjamin, Ernst Bloch, Hermann Broch, Richard Egenter, etc.).

Ссылки


Китч как составляющая современного искусства / Новости культуры / Tvkultura.ru

Этимология слова «китч» точно не определена. По одной из версий, оно произошло от немецкого глагола «опошлять». Так в 60-е годы позапрошлого века на художественных базарах Мюнхена называли дешёвые картины, которые скупали нувориши, мечтая приблизиться к культурной элите. Действительно, грань между элитарным и массовым тонка. И профессиональный художник, и изготовитель рыночных ковриков с лебедями создают прекрасное. В своём понимании и с учётом вкусов потребителя. Взаимоотношения китча и современного искусства исследует новый выставочный проект Третьяковской галереи – «Украшение красивого». В залах на Крымском валу побывали корреспонденты «Новостей культуры».

Что для одних признак дурного вкуса, для других – почти что нравственный и эстетический идеал. Вот главный хит всего Интернета – кошечки, а это – любимые страной настенные ковры – неизменный фон для семейных фотоснимков. Актуальные художники охотно тиражируют избитые образы, сгущают краски, экспериментируют. Делают свои работы яркими, порой кричащими, привлекательными с коммерческой точки зрения – а это и есть один из признаков китча.

В выставочных залах представлена серия работ художника Валерия Кошлякова «Украшение красивого». Так же называется и сама выставка. Художник, что называется, добавил цвета черно-белым фотографиям. Подобным занимался каждый из нас – в возрасте, примерно, от трех до семи. Только детей за это часто ругают и даже наказывают, а взрослым современным художникам платят большие деньги и даже называют их эксперименты – подлинным искусством.

ХХ век называют эпохой мутаций. Актуальное искусство – авангардом помноженным на китч. Этот термин возник в середине XIX века, но само явление китча – халтуры, дешевки – существовало всегда, как некий спутник подлинного искусства. Правда, что считать безвкусицей, а что высокохудожественным произведением всегда вызывало бурные дискуссии. На этой выставке ответов решили не давать, предлагают их отыскать зрителям.

«Было бы очень неправильно тыкнуть зрителя и сказать: вот это – красиво, а это – пошло, – считает куратор выставки Кирилл Алексеев. – Это было бы непрофессионально и очень раздражало бы зрителя, нельзя считать его за идиота, именно зритель делает этот эффект времени».

Для этого произведения классиков и актуальных художников в экспозиции перемешали, а сами работы оставили без каких-либо аннотаций.

«Это соединение разных работ в пространстве вновь и вновь нас заставляет посмотреть таким взглядом сегодняшнего дня на эту проблему, – говорит директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – Потому что китч в нашей жизни превалирует даже и разговор о нем нам кажется очень актуальным».
Вкусы и мода – у каждой эпохи свои. И это еще один камень преткновения в вечных спорах о подлинном искусстве. Даже признанных мастеров разных эпох, как, например, Караваджо, Руссо и Моне в чем только не обвиняли, а со временем вознесли на пьедестал. Так что еще один посыл этой выставки – смотреть на искусство шире, как бы тяжело и мучительно это ни было.

«Ряд вещей, которые мы здесь видим, это уже шедевры живописи сейчас, – отмечает куратор выставки, заведующий отделом новейших течений ГТГ Кирилл Светляков. – Потому что когда живописная традиция сходит на нет – это очевидно сейчас, и совеем недавно люди 60-х говорили, что ковры с лебедями – это дурной вкус, а сейчас смотрят и говорят – это шедевры, вы с ума сошли?»

Изобразительное искусство XXI века еще только формируется, и одной из составляющих, как утверждают специалисты, является все же китч. А еще художники, как и прежде, вступают в диалог со своими предшественниками. И это заметно по экспозиции. Кстати, самые цитируемые в этом пространстве произведения – это «Черный квадрат» и «Утро в сосновом лесу».

Читайте также:
«Украшение красивого» в Третьяковской галерее>>>

Новости культуры
 

Китч! Китч! Китч! Стиль

Китч — так называют всё самое яркое, блестящее, кричащее, навязчивое и нарочито вульгарное. Китч (от нем. kitsch — «халтура», «дешёвка») вошёл в нашу жизнь не вчера и не позавчера. Во все времена были горе-художники, которые бойко торговали незатейливыми осенними пейзажами или сценками из жизни беззаботных пастушек и пышнотелых купальщиц, на задворках оперных театров пели и плясали скоморохи, бессовестные графоманы усердно снабжали читающую публику опусами под названиями «Кошмарная смерть» и «Роковая любовь».

Истинные ценители прекрасного ко всяким низкопробным поделкам относились пренебрежительно. Искусство для аристократов и развлечения для плебеев существовали порознь, почти не пересекаясь — разве что в России баре обожали приглашать к себе на именины цыганские ансамбли. Ситуация кардинально изменилась лишь в ХХ веке — в развитых странах установились демократические порядки, исчезло сословное неравенство, множился и процветал средний класс.

Поколение, выросшее уже после Второй мировой войны, оказалось гордым, дерзким, бесстрашным, нигилистским и эгоистичным. Ужасов войны оно не помнило, родители холили и лелеяли своих чад, ни в чём им не отказывали. Неблагодарные детишки жаждали хлеба и зрелищ и при этом открыто презирали своих отцов — якобы за их конформизм, ханжество и ретроградство.

После того как Сальвадор Дали подрисовал Джоконде свои фирменные усы-завитушки, а Энди Уорхол представил цикл натюрмортов с консервными банками и фотопортреты Мэрилин Монро, раскрашенные всеми цветами радуги, китч стал полноправным жанром искусства — и одновременно его могильщиком. Появились понятия масскульта и поп-арта. Началась эпоха потребления и агрессивной рекламы, эпоха, в которой искусство окончательно и бесповоротно было поставлено на коммерческий поток, а любые авторские изыскания непримиримых гениев в самые кратчайшие сроки становились модным ширпотребом. Многие талантливые деятели культуры стали упрощать и подгонять свои произведения под вкус толпы — не только и не столько ради наживы, а чтобы просто расширить аудиторию.

Отрицание приличий и условностей, сочетаемость несочетаемого — вот основные принципы китча. Как самостоятельный стиль, китч быстро проник во все сферы культуры и искусства — в живопись (Одд Нердрум, Владимир Третчиков), дизайн (тот же Уорхол), литературу (Жорж Сименон, Франсуаза Саган), поэзию (Е. Евтушенко), музыку («Иисус Христос — Суперзвезда» Э.-Л. Веббера), кинематограф («Барбарелла» Роже Вадима). Кто-то вёл более тонкую игру — с помощью обманчиво грубых форм обличал и высмеивал бульварщину и безвкусицу (писатель Умберто Эко, кинорежиссёр Ежи Гофман). Мол, китч китчем вышибают. Китчевая эстетика 60-х остроумно обыграна и в недавней кинотрилогии об Остине Пауэрсе.

Отдельная песня — китч и фэшн-индустрия.

На рубеже 60-х и 70-х в мире стремительно набирало обороты движение хиппи. «Дети солнца» ратовали за смычку с природой и окрашивали свою одежду с помощью естественных, экологически чистых красителей, позаимствованных у латиноамериканских индейцев и жителей Китая, Индии и Юго-Восточной Азии. В результате их одеяния запестрили яркими, «кислотными» оттенками, сливающимися в причудливые узоры.

Имидж хиппи охотно примерили на себя и их заклятые антагонисты — яппи. Наиболее отчётливо китч проявился в мужской моде, обычно неброской и консервативной. Мужчины щеголяли в брюках клёш и цветастых рубашечках с кружевными манжетами, зачем-то загибали воротники сорочек поверх пиджаков и даже позволяли себе носить строгие деловые костюмы вместе с кроссовками.

Впитав в себя хулиганствующий, провокационный и напрочь лишённый гендерных различий панк, китч плавно перетёк в 80-е — годы повальной феминизации мужчин, когда представители сильного пола стали не только носить девчачьи слаксы-бананы с огромными карманами и повязывать галстуки кроваво-красного цвета, но и начёсывать волосы и даже накладывать макияж.

Тогда же, в 80-е, расцвёл и женский китч. Рейтузы-лосины лимонного, салатового, лазоревого и малинового цветов под проклёпанными мини-юбками, карнавальные блёстки на губах и щеках, густо подведённые глаза и золотые крестики в ушах… Нынешний великосветский гламур с его дурацкими стразами и однообразными розовыми кофточками — просто блёклая унылость по сравнению с разудалой народной модой двадцати- и тридцатилетней давности.

В России по давней традиции чаще употреблялось слово «лубок» или «мещанские безделушки». Аляповатые матрёшки с отсутствующими выражениями лиц, копеечные «палехские» шкатулки и кондовая «гжель», деревянные медведи, обнимающие бутылку водки, — вся эта дребедень до сих пор пользуется неизменным успехом у иностранных туристов. Так же, как у россиян — западные садовые гномики, фоторамки а-ля рококо или гипсовые фигурки писающих мальчиков и молящихся ангелочков.

Был у нас и свой уникальный китч — сугубо для внутреннего пользования. В конце 50-х на улицу высыпали легендарные стиляги. В 60-х попугайские стиляжьи «прикиды» сменились суровыми хемингуэевскими свитерами с воротом до подбородка, зато воцарился культ кукурузы — о ней слагали песни, снимали фильмы, её даже вешали на ёлку в виде новогодней игрушки. А ещё на самые разнообразные предметы — от точилок и будильников до пылесосов и магнитофонов — наносили изображения космических ракет и небесных тел (прежде всего Сатурна, он с колечком, прикольный).

В 70-х по электричкам слонялись подозрительные типы, все как один глухонемые (ой ли?) и предлагали самопальные календарики с портретами Высоцкого, Мирей Матье и товарища Сталина — странноватая компания, но китч всегда хаотичен и парадоксален. А у дворовых шалопаев высшим шиком считалось прилепить на мопед или на гитару переводную картинку с какой-нибудь неизвестной гэдээровской фройляйн, не слишком симпатичной и вполне одетой, но, как считалось, «страшно сексуальной».

В 80-е младшие братья тех самых шалопаев облачились в собственноручно сваренные и безжалостно изорванные джинсы, футболки с черепушками и куртки-косухи. В 90-х они нацепили перстни-гайки и малиновые пиджаки, в нулевых запрыгнули в «Бентли» и «Майбахи» и укатили «учиться» в Англию или «поправлять здоровье» в Куршевель — на зависть простым смертным, мечтающим хоть мизинцем прикоснуться к миру богатых и знаменитых и урвать пусть маленький и пустяшный, но всё же атрибутик земного рая.

В XXI веке китч никуда не пропал, не стал лишь милой винтажной забавой. В литературе неприятное словцо заменили красивым и загадочно-бессмысленным термином «постмодернизм», и не каждый читатель догадывается, что «гламурная» Лена Ленина и «антигламурный» Сергей Минаев, «примитивная» Дарья Донцова и «интеллектуальный» Борис Акунин, «таинственный» Дэн Браун и «сумеречная» Стефани Майер — одного поля ягоды. Фильмы Квентина Тарантино, особенно «Криминальное чтиво» — чистой воды китч. Эпатажные перформансы «Человека-собаки» Олега Кулика и фрика Андрея Бартенева — самый что ни есть махровый китч, скрывающийся под личиной авангарда. Эстрадная певица Леди ГаГа — главная икона современного китча. Отрадно, когда поставщики китча к своему творчеству относятся с изрядной долей самоиронии — пожалуй, в этом кроется главное отличие китча от претендующей на серьёзность попсы.

Как бы ни ругали китч высоколобые эстеты, сколько бы ни рассуждали они о падении нравов и оболванивании масс — без буйства красок, без фальшивой, но общедоступной роскоши, без ощущения причастности к чему-то великому и шедевральному, без сладостных грёз о весёлом и безмятежном будущем наша жизнь, наверное, была бы пресной и скучной.

Китч — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка») — одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры, характеризующееся серийным производством и статусным значением. Ориентирован на потребности обыденного сознания[1].

Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.

История

Понятие «китч» возникло в Германии в 1860 году для обозначения художественных предметов, которые производились для американских покупателей и продавались на европейских вернисажах. Происхождение слова восходит к двум немецким глаголам: kitschen (делать кое-как) и verkitschen (продавать совсем не то, что заказано). Эти предметы обладали низкой стоимостью и низким художественным качеством. Китч сразу же стал оппозицией дорогому, высокому, аристократическому искусству. Поскольку китч имеет негативный смысл («дешёвка»), то у него отсутствует устойчивый и бесспорный денотат[2] (образец). Чаще всего он проявлялся в статуэтках, открытках[3] и картинах, которые приобретались «для уюта». Китч исполнялся профессиональными мастерами, однако был ориентирован на стандартизированный усреднённый вкус. Иногда примером китча могут называть сувениры[4].

So nimm denn meine Hände Kitschfigur.jpg

Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро». Китч стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. Китч считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса.

В китче красивость подменяет собой красоту, а все настоящие чувства заменяют фальшивая сентиментальность и наигранная мелодраматичность[5].

Цитаты

  • «Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни»[6].
  • Понт Кич — имя одного из отрицательных персонажей пьесы В. Маяковского «Баня».

Использование в культуре

— Часто используется как сокращение от KITCHen ресторанами и кафе.

— Современные художники называют Китчем свои выставки.

— Несколько музыкальных групп постсоветского пространства присваивали себе имя Китч.

Примечания

Литература

на русском языке
  • Бодрийяр Ж. Китч // Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Республика, 2006. — С. 144—146. — ISBN 5-250-01894-7
  • Гринберг К. Авангард и китч // «Художественный журнал», № 60, декабрь 2005.
  • Ильин А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры): Монография. – Омск : «Амфора», 2010. – 376 с. ISBN 978-5-904947-15-6
  • Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура : Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. — 2-е изд., дораб. и доп. — М. : Политиздат, 1985. — 397 с.
  • Нердрум О. Отрывки из выступлений // Журнал «ARTnews», октябрь 1999.
  • Мезенцев Д. Ю. Основные категории китча, анализ
  • Китч / Назарова О. А. // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  • Кич // Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997. — ISBN 5-7784-0034-9
  • Эко У. Чужое безобразное, китч и кэмп // История уродства / Под ред. У. Эко. М., 2007.
  • Яковлева А. М. Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 252-263. — ISBN 5-89329-442-4
на других языках
  • Adorno, Theodor (2001). The Culture Industry. Routledge. ISBN 0-415-25380-2
  • Botz-Bornstein, Thorsten (2008). «Wabi and Kitsch: Two Japanese Paradigms» in Æ: Canadian Aesthetics Journal 15.
  • Braungart, Wolfgang (2002). «Kitsch. Faszination und Herausforderung des Banalen und Trivialen». Max Niemeyer Verlag (нем.)русск.. ISBN 3-484-32112-1/0083-4564.
  • Cheetham, Mark A (2001). «Kant, Art and Art History: moments of discipline». Cambridge University Press. ISBN 0-521-80018-8.
  • Dorfles, Gillo (1969, translated from the 1968 Italian version, Il Kitsch). Kitsch: The World of Bad Taste, Universe Books. LCCN 78-93950
  • Elias, Norbert. (1998[1935]) «The Kitsch Style and the Age of Kitsch,» in J. Goudsblom and S. Mennell (eds) The Norbert Elias Reader. Oxford: Blackwell (англ.)русск..
  • Gelfert, Hans-Dieter (2000). «Was ist Kitsch?». Vandenhoeck & Ruprecht (англ.)русск. in Göttingen. ISBN 3-525-34024-9.
  • Giesz, Ludwig (1971). Phänomenologie des Kitsches. 2. vermehrte und verbesserte Auflage München: Wilhelm Fink Verlag (нем.)русск.. [Partially translated into English in Dorfles (1969)]. Reprint (1994): Ungekürzte Ausgabe. Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag. ISBN 3-596-12034-9 / ISBN 978-3-596-12034-5.
  • Gorelik, Boris (2013). Incredible Tretchikoff: Life of an artist and adventurer. Art / Books, London. ISBN 978-1-908970-08-4
  • Greenberg, Clement (1978). Art and Culture. Beacon Press (англ.)русск.. ISBN 0-8070-6681-8
  • Holliday, Ruth and Potts, Tracey (2012) Kitsch! Cultural Politics and Taste, Manchester University Press. ISBN 978-0-7190-6616-0
  • Karpfen, Fritz (1925). «Kitsch. Eine Studie über die Entartung der Kunst». Weltbund-Verlag, Hamburg.
  • Kristeller, Paul Oskar (1990). «The Modern System of the Arts» (In «Renaissance Thought and the Arts»). Princeton University Press. ISBN 978-0-691-02010-5
  • Kulka, Tomas (1996). Kitsch and Art. Pennsylvania State University Press (англ.)русск.. ISBN 0-271-01594-2
  • Moles, Abraham (nouvelle édition 1977). Psychologie du Kitsch: L’art du Bonheur, Denoël-Gonthier
  • Nerdrum, Odd (Editor) (2001). On Kitsch. Distributed Art Publishers (англ.)русск.. ISBN 82-489-0123-8
  • Olalquiaga, Celeste (2002). The Artificial Kingdom: On the Kitsch Experience. University of Minnesota ISBN 0-8166-4117-X
  • Reimann, Hans (1936). «Das Buch vom Kitsch». Piper Verlag (англ.)русск., München.
  • Richter, Gerd, (1972). Kitsch-Lexicon, Bertelsmann. ISBN 3-570-03148-9
  • Shiner, Larry (2001). «The Invention of Art». University of Chicago Press (англ.)русск.. ISBN 0-226-75342-5.
  • Thuller, Gabrielle (2006 and 2007). «Kunst und Kitsch. Wie erkenne ich?», ISBN 3-7630-2463-8. «Kitsch. Balsam für Herz und Seele», ISBN 978-3-7630-2493-3. (Both on Belser-Verlag, Stuttgart.)
  • Ward, Peter (1994). Kitsch in Sync: A Consumer’s Guide to Bad Taste, Plexus Publishing (англ.)русск.. ISBN 0-85965-152-5
  • «Kitsch. Texte und Theorien», (2007). Reclam (англ.)русск.. ISBN 978-3-15-018476-9. (Includes classic texts of kitsch criticism from authors like Theodor Adorno, Ferdinand Avenarius, Edward Koelwel, Walter Benjamin, Ernst Bloch, Hermann Broch, Richard Egenter, etc.).

Ссылки


Китч как массовое эстетическое явление современной культуры Компас целей

Китч – один из наиболее часто употребляемых терминов для характеристики современного искусства, архитектуры и дизайна наряду с эклектикой.

Однако если феномен эклектики поддается относительно четкому определению и пониманию (смешение элементов разных стилей и культур как основа формообразования), то китч – явление системное и более сложное. На сегодняшний день китч – это и оценка (в значении «дурновкусие»), и стиль (микс на основе соединения несоединимого), и отсутствие стиля (перерождение какой бы то ни было стилевой системы), и художественный прием (ироническое прочтение исторического стиля).

Китч в культуре и искусстве второй половины XIX века

Собственно, слово sketch немецкого происхождения. Оно впервые было применено в Мюнхене в 1860-1870х годах для обозначения подновления старой мебели с целью подделки под новую и выгодной продажи. Близкий оттенок имело аналогичное слово в Англии, где sketch обозначал «набросок». Он изготавливался с ценного объекта искусства для клиента, не имеющего достаточных средств на приобретение подлинника. Таким образом, изначально продукты китча были ориентированы на коммерческую выгоду в качестве подделки под уникальный и ценный художественный объект.

Рождение и тотальное распространение китча относится ко второй половине XIX века – периоду второго промышленного переворота. В это время появляется новый тип потребителей и, соответственно, новый тип товаров – товары массового потребления, выполненные машинным способом. Именно эта категория товаров стилистически и может быть названа китчем. Один из стилей промышленного дизайна именовался именно таким образом – «художественный китч» (в значении машинная имитация ручных изделий).

Жан Бодрийяр в своем исследовании «Общество потребления. Его мифы и структуры» характеризует китч как «псевдообъект, то есть как симуляция, копия, искусственный объект, стереотип; для него характерна как бедность в том, что касается реального значения, так и чрезмерное изобилие знаков, аллегорических референций, разнородных коннотаций, экзальтация в деталях и насыщенность деталями» [Бодрийяр, 2006, 144].

Китч всегда возникает там, где формируется потребность в продукте с претензией на роскошь. Именно такого рода продукт имеет большой спрос в современном обществе потребления. Продукция китча – это доступный способ самодемонстрации человеком своего статуса не через уникальные вещи, а исключительно через знаки богатства и роскоши.

Ж. Бодрийяр выделяет следующие причины широкого распространения китча:

— серийный выпуск вещей, изготовленных машинным способом,
— вульгарное прочтение исторических стилей и заимствование их элементов,
— использование готовых элементов как знаков роскоши и высокого стиля.

Если рассматривать китч именно как «присоединение к культуре, формам, нравам и знакам высшего класса» [там же, 146] представителей среднего класса, тогда проявления китча можно наблюдать на протяжении практически всей истории человечества. Это и прорастание аристократической стилистики барокко XVIII в. в народную и мещанскую среды, и стирание различий между аристократизмом и буржуазностью, элитарностью и мещанством в эклектике XIX в.

Кроме того, «вкусовщина», она же китч, может появляться в культуре и искусстве в связи с крушением господствующей художественно-эстетической системы, ее кризисом и перерождением. Вот лишь некоторые примеры:

— эклектичный Древний Рим, доведший архитектуру до практически барочной экзальтированности;
подражание итальянских маньеристов стилю Рафаэля в XVI в.;
— перерождение классических норм и принципов в академизме XIX в.;
— избыточная чувственность и паразитирование позднего романтизма середины XIX в. на классических формах и символах.

В целом, китч характеризуется целым рядом признаков, позволяющим распознать его:

— массовость и, как следствие, популярность, вульгарность;
— использование готовых образцов – символов элитарной культуры;
— некоторая слащавость, т.е. чувственность и техническая безупречность;
— практичность, комфорт и вследствие этого ориентированность на коммерческий успех;
— противоположность элитарной культуре и вкусам гурманов.

Китч в культуре и искусстве ХХ века

Двадцатый век и демократизация культуры стали мощным импульсом к усилению, развитию и усложнению китча. Из кризисного и социального явления он постепенно превратился в самостоятельную художественно-эстетическую систему.

Клемент Гринберг в исследовании «Авангард и китч» объясняет усиление китча именно демократизацией культуры, подчеркивая, что он приобретает тотальный характер в странах с тоталитарным режимом. Он пишет: «Китч – культура масс этих стран. Поощрение китча – всего лишь еще один из недорогих способов, которыми тоталитарные режимы стремятся снискать расположение своих подданных. Поскольку эти режимы не могут повысить культурный уровень масс (даже если бы захотели сделать это) чем-либо, кроме капитуляции перед международным социализмом, они продолжают льстить массам, низводя к их уровню всю культуру» [Гринберг, 1939, www].

В качестве антитезы китчу К. Гринберг рассматривает авангард и модернизм первой половины ХХ века, подчеркивая разный механизм эстетического

воздействия. В случае с авангардом и вообще элитарным искусством он говорит о включенности зрителя в осмысление произведения искусства, в случае китча осмысление не требуется. Мы имеем яркий пример простого потребления художественного продукта, в который уже заложено то, удовольствие, которое должен получить зритель. «Если авангард, – пишет К. Гринберг, – имитирует процессы искусства, то китч, как мы теперь видим, имитирует воздействие искусства» [там же].

Китч, как мы уже говорили, – явление системное. Он может значительно меняться, приобретать разные формы и качества. Но в каком бы он ни был обличье, китч всегда манипулирует уже готовыми формами, понимая их как клише, не требующее и не терпящее изменений. В этом смысле китч гораздо ближе к ремеслу, нежели к искусству. Именно ремесло строилось на повторении уже существующих форм и достижении совершенного владения техникой исполнения, тогда как искусство развивается по принципу улучшения качества и углубления смысла. Искусство создает эстетические ценности, а ремесло – ценности материальные. Китч нацелен на совмещение обеих позиций, ориентируясь на вкус и коммерческие возможности массы.

Актуальность китча становится неоспоримой в обществе потребления. Несомненным лидером китча являются США. Начиная с середины 1950х годов, китч становится стилевой основой большей части художественной продукции этой страны. К концу столетия (середина 1980х – 2000е годы) под влияние западного китча подпала и Россия.

Первыми, кто узаконили китч в качестве стилевого приема, были попарт-овцы – Р. Раушенберг, Д. Розенквист, Р. Лихтенстайн, Э. Уорхол и К. Ольденбург. Попарт и китч объединяет ряд черт, составляющих концептуальное зерно этих явлений в культуре и искусстве:

— заимствование уже готовых признанных образцов, являющихся символом хорошего стиля;
— их компоновка в одном пространстве наряду с объектами современной массовой культуры – комиксы, реклама, образы СМИ, телевидения и т.д.;
— массовость, достигаемая узнаваемостью, банальностью объектов;
— коммерческий интерес.

В 1970-х годах эпатажность попарта была подхвачена анти и радикальным дизайном, став стартовой площадкой постмодернизма второй половины ХХ века. Банальность попарта сменяется иронией трансавангарда – именно так именует постмодернизм В. Турчин. В исследовании «По лабиринтам авангарда» он дает следующую характеристику этому явлению: «Элитарное по сути своей такое искусство смыкается с китчем (возникает даже понятие «Кэмп»)» [Турчин, 1993, 234].

Китч становится ведущим приемом постмодернизма. Однако теперь китч проявляется не в подделке под устоявшиеся образцы и не в обращении к объектам массовой культуры. Китч постмодернизма заключается в столкновении нарочито противоположных объектов, их свойств и качеств. В результате рождается предмет или среда, в которой легко прочитываются уже известные объекты или приемы, однако они поданы в непривычном контексте. Именно наличие этого контекста, несоответствующего ситуации, рождает тот шок, на который и нацелен постмодернизм. Так, история постановок «Гамлета» в конце XX века включает «и классическое творение Питера Брука, и несравненный «Гамлет» Э. Някрошюса, и историю у гроба Т. Остермайера, и гротекснейшая история Колядатеатра, и современную постановку Г. Дорана с Д. Теннантом – и Гамлетовженщин (в первую очередь А. Уинклер в спектакле П. Задека)» [Сердечная, Лисина, 2012, 24].

Своего рода девизом постмодернизма можно считать высказывание его апологета Ф. Джонсона: «Я всегда стоял за принцип отсутствия принципов» [там же, 349].

Постмодернизм допускает как прямое цитирование, так и переработку исторически сложившихся форм и приемов. Диапазон постмодернистской интерпретации огромен, но наиболее типичные приемы – это эклектика, пародия, издевка, доходящие до откровенного китча. При этом постмодернизм не ставит своей задачей реконструировать исторические стили. Это образец открытой манипуляции вырванными из контекста первоэлементами, узнаваемыми, а потому любимыми большей массой потребителей. Сам принцип, вне зависимости от достигаемого эффекта, уже сближает постмодернизм и китч.

Методы компоновки могут быть разными: с соблюдениями принципов высокого стиля или без таковых, приближенность к архетипу или его ироничное обыгрывание вплоть до символического запечатления самого общего представления об образе. В.Турчин увидел в этой свободе и манипулировании нео-версию маньеризма, что также свидетельствует о скрытом или явном обращении к китчу в рамках культуры постмодернизма.

Китч становится неотъемлемой частью современной культуры. Главной причиной изменений такого рода является не просто демократизация культуры, а ее трансформация в середине ХХ века в культуру потребления. Всеядность при слабой эстетической культуре масс и порождает такое явление современности, как китч.

В связи с этим можно говорить о кризисе современной культуры и искусства и о китче как ведущей тенденции эпохи кризиса. Преодоление болезни китча станет началом нового периода в мировой истории, рождением нового гипер-стиля.

Библиография

  1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция; Республика, 2006. – 269 с.
  2. Варакина Г.В. Русская художественная культура на рубеже XIX и XX веков: между Дионисом и Аполлоном // Обсерватория культуры. – 2008. – № 6. – С. 8691.
  3. Гринберг К. Авангард и китч // Partisan Review. – 1939. – VI. – № 5. – P. 3449. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kitschmuseum.ru/ articles/kg.
  4. Сердечная В.В., Лисина Е.А. Связующая нить: «Гамлет» шекспировский и современный // Язык. Словесность. Культура. – 2012. – № 4. – С. 838.
  5. Соловьев Н.К. История современного интерьера. – М.: Сварог и К, 2004. – 400 с.
  6. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: МГУ, 1993. – 248 с.

Варакина Г.В.

Китч как норма современной культуры.

Культура и цивилизация. – 2014. – № 5. – С. 1019.

Китч — Art Term | Тейт

Jeff Koons, ‘Winter Bears’ 1988 Jeff Koons, ‘Winter Bears’ 1988 Джефф Кунс
Зимние медведи 1988
КОМНАТЫ ХУДОЖНИКОВ Тейт и национальные галереи Шотландии
© Джефф Кунс

Слово китч стало применяться к этому типу популярной и коммерческой культуры где-то в 1920-х годах.В 1939 году американский искусствовед Клемент Гринберг дал определение китчу в своем знаменитом эссе « Avant-Garde» и «Kitsch » и исследовал его связь с традициями высокого искусства, продолженными в двадцатом веке авангардом.

Там, где есть авангард, обычно бывает и арьергард. Действительно, одновременно с приходом авангарда на индустриальном Западе возник второй новый культурный феномен: то, что немцы называют Китчем: популярное, коммерческое искусство и литература с их хромотипами, обложками журналов и т. Д. иллюстрации, реклама, художественная литература и криминальное чтиво, комиксы, музыка Tin Pan Alley, чечетка, голливудские фильмы и т. д. и т. д.

Некоторые более современные примеры китча могут включать пластиковые или фарфоровые модели покойной Дианы, принцессы Уэльской, японские комиксы манга и ассортимент товаров Hello Kitty, многие компьютерные игры, весь Лас-Вегас и Диснейленд. и глянцевая мягкая порно из Playboy журнала.

Гринберг считал китч противоположностью высокого искусства, но примерно с 1950 года художники начали проявлять серьезный интерес к поп-культуре, что привело к взрыву поп-арта в 1960-х годах.

,

Kitsch — Wikipédia

Si ce bandeau n Si ce bandeau n Определенная информация, указанная в данной статье или в этом разделе, относящемся к другим источникам, упомянутым в разделах «Bibliographie», «Sources» или «Liens externes» (2019 .

Améliorez sa vérifiabilité en les associant par des références à l’aide d’appels de notes.

Si ce bandeau n Si ce bandeau n Encriers et ramure de cerf pour porte-plume (версия 1920 г.).

Le kitch or kitch est l’accumulation et l’usage hétéroclite, dans un produit culturel, de traits considéréscom triviaux, démodés ou populaires.

Son emploi implique donc nécessairement un jugement de valeur et la norme qui le conditionne.

D’après l’encyclopédie Larousse,

«[kitsch] se dit d’un objet, d’un décor, d’une œuvre d’art dont le mauvais got, voire la franche vulgarité, voulus ou non, réjouissent les uns, dégoûtent les autres [1] , »

Le terme «kitsch», Introduction de manière plutôt accidentelle vers 1860, presente une étymologie in suree.On recourt généralement à trois hypothèses différentes pour exploer son origine.

  • На relie parfois les sources du mot «kitsch» au verbe allemand verkitschen , qui signifie «brader», «vendre en dessous du prix» или на бис «vendre quelque выбрал à la place de ce qui avait été requireé».
  • On fait également remonter son origine au verbe allemand kitschen , qui signifie «ramasser des déchets dans la rue».
  • Finalement, on voit parfois dans le mot anglais sketch, prononcé à l’allemande, l’origine possible du terme «kitsch».

Уильям Стайрон, индексы исходного идиша де ce mot dans son roman Le Choix de Sophie .

Le concept apparaît vers 1860-1870, en Bavière, sous le maniérisme de Louis II .

Il est intimement lié à l’idée de l’inauthentique, de la extracharge et du mauvais goût. Désignant au départ la «production artistique et Industrielle d’objets bon marché» (Legrand), le concept est unissocible de l’industrie de consomation de masse.

Dans le langage courant, le kitsch désigne des objets de mauvais goût, agrémentés de décorations superflues, qui copient le plus souvent des œuvres recnues com des classiques. Le kitsch, produit de changes sociaux et Historiques, émerge au Cours de deux périodes précises.

Première période [модификатор | модификатор кода файла]

La première phase du kitsch est amenée, au milieu du XIX e siècle, par l’industrialisation et l’urbanisation.

En Europe et en Amérique du Nord, ceux qui profient des Positions предлагает par l’industrie forment une nouvelle classe moyenne. Ces travailleurs, удовлетворяет autrefois par l’art сельского и традиционного искусства, ont maintenant accès à de nouveaux produits culturels. Новые классы классифицируются как современные. Ces dernières se contentent donc de ce que, Clement Greenberg appelle un «succédané de culture […] destiné à une Population Innsensible aux valeurs culturelles authentiques, mais néanmoins avide de ce divertissement que seule la culture, sous une forme ou une autre, peut offrir.»

Les loisirs permettent entre autres aux classes moyennes de développer un goût pour les imitations à bon marché du grand art Traditionalnel. Les Manufactures et le commerce au détail leur permettent ainsi d’acquérir facilement des produits culturels distribués à grande échelle.

В религиозном домене, развивающемся в эпоху мемов, предметах бондажа, основных элементах жизни в католическом культе.

Deuxième période [модификатор | модификатор кода файла]

Au milieu du XX e siècle, lorsque se développe la second phase du kitsch, ce dernier devient un cible Privilégiée для критика культуры масс.Les intellectuels de gauche utilisent le kitsch pour condamner la culture de la nouvelle société de consomtivation. Cette fois, on ne reproche pas au kitsch d’éroder la culture d’élite, on l’accuse plutôt d’être un outil privilégié для манипулятора масс:

«Rabaissant les adoles en enfants, le nouveau kitsch rend les masses плюс легкие манипуляторы и редуизирующие услуги, созданные с использованием культурных ценностей и удовольствия, легкое предложение» par les dessins animés de Disney, la littérature pulp (bon marché), et les romans à l ‘розовая вода [2]

— Сэм Бинкли [3]

Политическое видение [модификатор | модификатор кода файла]

Pour specific penseurs des années 1950, le kitsch, dans la mesure où il поощрение истощения масс, разоблачающих авторитет, опер де ла même manière dans le context capitaliste américain qu’il a opéré chez les fasistes et les communistes.

Ainsi, Милан Kundera développe dans son roman L’Insoutenable Légèreté de l’être le rapport entretenu, par le régime communiste d’après-guerre de Tchécoslovaquie, entre les valeursitesites chez le citoyen.Selon lui, это предварительная демаркация индивидов по раппорту в режиме pensée de la masse est rejetée par le kitsch communiste.

Si ce bandeau n Магазин сувениров в Италии. Si ce bandeau n Des lunettes non correctors de vue, kitschs.

Параллельно с прогрессивной глобализацией маршей и изменением продуктов, китчем есть непроизвольными стилями и стилями, а также повторением в мире по переходу на совместное производство. Le Terme se situe entre péjoratif etffectif («mauvais» goût assumé); le kitsch d’un objet est surtout corollaire des goûts de son observateur.Ainsi, l’art rococo, les nappes napolitaines, la boule à neige, les nains de jardin et les horloges bavaroises ou la pendule à coucou sont souvent taxés de «kitsch», parfois avec condescendance, ou avec юмор.

В соответствии с оценкой эстетики постмодернизма, тщательнейшимся наблюдением за историческими кадрами и большим обновлением понятия китча.

Dans les arts plastiques [модификатор | модификатор кода файла]

Dans les années 1980, Le Plasticien Jeff Koons delibérément développé son œuvre au sein de l’esthétique kitsch [4] , продан на рынок изображений ресурсов для создания потенциала.On retrouve une démarche similaire chez Pierre et Gilles.

Au Japon, манга о культуре и стиль kawaii (mignon) onté les vecteurs d’incalculables [réf. nécessaire] продакшн китч: Такаши Мураками в детективе, придавая ему оттенок, когда он продакшен в этом сезоне.

Le peintre norvégien Odd Nerdrum, qui a publié On Kitsch , revendique que sa peinture relève du kitsch.

Dans les Arts du Spectre [модификатор | модификатор кода файла]

Aux États-Unis, des séries Com les deux séries Dynastie (1981 и 2017), разработавшая эстетический китч.

En France, Jérôme Deschamps et Macha Makeïeff ont repris dans leur série télévisée Les Deschiens les code vestimentaires du kitsch.

Sur les autres projets Wikimedia:

Библиография [модификатор | модификатор кода файла]

Si ce bandeau n Si ce bandeau n Определенная информация указана в данной статье или в отдельном разделе, кроме упомянутых источников в разделах «Библиография», «Источники» или «Внешние права» ().

Améliorez sa vérifiabilité en les associant par des références à l’aide d’appels de notes.

  • (en) Клемент Гринберг, « Авангард и Китч », Партизанский обзор , (lire en ligne, consulté le 3 octobre 2016)
  • Hans Haug, «Китч» в Formes et couleurs (Lausanne) de janvier-
  • Abraham Moles, Psychologie du Kitsch, l’art du bonheur , Maison Mame, Париж, 1971
  • Gillo Dorfles, Le Kitsch: un catalogue raisonné du mauvais goût , trad.де Поль Александр, Брюссель / Париж, Éditions Complexe / Presses Universitaires de France, 1978,
  • Паскаль Казанова, «Мировая фантастика», дан Revue de littérature générale , II , 1996
  • Лионель Суке, «Le Kitsch dans El beso de la mujer araña de M. Puig» (и анимация из одного стола в Puig), «Rencontre autour de la pièce Le Baiser de la femme araignée de M. Puig », Organisée à Charleroi en , par Christine Defoin, Société Belge des Professeurs d’Espagnol, в Пуэнте, Bulletin de la S.B.P.E., специальный Manuel Puig, n o 98, , p. 26-35
  • Херманн Брох, Quelques remarques à Propos du kitsch , Париж, Аллия, 2001
  • Lionel Souquet, «Manuel Puig: un auteur marginal et anticonformiste entre la communauté de destin homosexuelle et la famille intellectuelle du Kitsch», La Question de l’Auteur , actes du XXX e congrès de la SHF (Soci des hispanistes français), Брест, 18-19- , Университет Западной Бретани, Брест, 2002 г., с. 348-361
  • Anne Beyaert-Geslin, « Kitsch et avant-garde: de l’objet à la stratégie culturelle », sur Actes Sémiotiques, (см. 3 октября 2016 г.)
  • Валери Арро, L’Empire du kitsch , Éditions Klincksieck, Париж, 2010
  • Christophe Génin, Kitsch dans l’âme , Vrin, «Matière étrangère», 2010 г.
  • Изабель Барбери, арт. «Китч», в Словник насилия , созданный Микелой Марцано, PUF, 2011
  • «Kitsch et théâtralité.Эффекты и аффекты », дириже Изабель Барбери и Мари Пекорари, Университеты Дижона, 2012 г.
  • Frédérik Detue, « À l’heure fatale de l’art, la критика китча au XX e siècle », Texto! , об. XVII, n os 1-2, (lire en ligne [PDF] , обратитесь к 11 октября 2016 г.)
  • Этьен Дюмон, « Pour l’historien Hermann Broch, Wagner est le summum du kitsch », sur bilan.ch, (см. 11 октября 2016 г.)
  • Djéhanne Gani, « Des enjeux éthiques et politiques dans l’œuvre d’Hermann Broch (1886-1951) », Trajectoires , n o 1, (lire en ligne, consulté le 11 октября 2016)

Статьи коннексов [модификатор | модификатор кода файла]

Liens externes [модификатор | модификатор кода файла]

,

китч — Викисловарь

Английский [править]

Этимология [править]

От немецкого Kitsch , от диалектного kitschen («покрывать, мазать») это слово и концепция были популяризированы в 1930-х годах несколькими критиками, которые противопоставляли его авангардному искусству.

Произношение [править]

Существительное [править]

китч ( обычно неисчислимое , множественное китч )

  1. Предметы искусства, декорации и другие формы изображения, имеющие сомнительную художественную или эстетическую ценность; изображение, которое является чрезмерно сентиментальным, преувеличенным или вульгарным.
    • 1939 , Клемент Гринберг, «Авангард и Китч», Партизанское обозрение ,
      Поскольку он может быть получен механически, китч стал неотъемлемой частью нашей производственной системы в том смысле, в котором настоящая культура никогда не могла бы быть, кроме как случайно.
Синонимы [править]
Производные термины [править]
Переводы [править]

Прилагательное [править]

китч ( сравнительный китчер или еще китч , превосходный китчест или самый китч )

  1. Искусство и декор: эстетическая ценность сомнительная; чрезмерно сентиментальный, преувеличенный или пошлый.
    • 1989 , Graham Greene, Yours etc: Letters to the Press 1945-1989 , → ISBN, p. 243,
      […] изображение детей с глазами лемура из тех, что можно увидеть в китчере в итальянском ресторане […]
    • 1996 , Роберт Зильберман, «Искусство: Джуди Онофрио», American Craft , июнь / июль 1996 г., стр. 40-45,
      Эйб Линкольн, Пол Баньян и китч сувенирные кокосовые головы считаются символами мужественности.
    • 2005 , Рональд Фрейм, «Критическая паранойя», Michigan Quarterly Review , весна 2005 г., стр. 285,
      Я сразу узнал ее, хотя на ней не было твидового охотничьего костюма и головного убора kitsch .
Примечания по использованию [править]
  • Хотя формы kitscher и kitschest аттестованы, формы, сформированные на kitscher , являются более распространенными, особенно для сравнительных.
Синонимы [править]
Переводы [править]

сомнительной эстетической ценности

Анаграммы [править]


итальянский [править]

Этимология [править]

Заимствовано у немца Kitsch .

Произношение [править]

Прилагательное [править]

китч ( неизменяемый )

  1. китч
    Синоним: pacchiano

Существительное [править]

китч м ( бесчисленное количество )

  1. китч

Дополнительная литература [править]

  • китч в Треккани.это — Vocabolario Treccani на линии , Istituto dell’Enciclopedia Italiana

португальский [править]

Этимология [править]

Заимствовано у немца Kitsch .

Прилагательное [править]

китч ( множественное число китч , сопоставимо )

  1. китч; китчи (сомнительная эстетическая ценность)

Существительное [править]

китч м ( бесчисленное количество )

  1. китч (искусство сомнительной эстетической ценности)

Дополнительная литература [править]

  • «китч» в Dicionário Priberam da Língua Portuguesa .

Испанский [править]

Этимология [править]

Заимствовано у немца Kitsch .

Существительное [править]

китч м ( бесчисленное количество )

  1. китч

Прилагательное [править]

китч ( неизменяемый )

  1. китчевый
    Синонимы: cursi, hortera

Дополнительная литература [править]


Шведский [править]

Этимология [править]

Заимствовано у немца Kitsch .

Произношение [править]

Существительное [править]

китч c ( бесчисленное количество )

  1. китч
    Минимум ручного труда и эльфийки китч .
    Раскрашенная вручную статуя Мадонны из слоновой кости моей тети — это настоящий китч.
Производные термины [править]

Дополнительная литература [править]

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *