Конструктивное искусство: Конструктивизм (искусство) — Википедия – Конструктивизм

Конструкция (искусство) — Википедия

Эта статья о конструкции в области искусства. Статьи о других значениях этого термина можно посмотреть здесь.

Констру́кция (от лат. constructio — «построение, сборка воедино») — мультидисциплинарный термин, обозначающий в произведениях искусства системное построение художественного целого, способ связей его отдельных частей между собой, а также взаимосвязь образных и образующих элементов в зависимости от их функции и назначения.

Краткая характеристика

Термин конструкция происходит от лат. constructio, что в дословном переводе означает: лат. con — вместе (или воедино) и лат. structio — составлять или строить. В применении к предметам искусства и эстетическим понятиям под понятием конструкция подразумевается полный комплекс внутренних взаимосвязей между отдельными частями и элементами художественного целого в прямой зависимости от их общей и местной функции (или назначения).

[1]

Всё сущее, так или иначе, имеет свою конструкцию, в противном случае оно попросту не смогло бы существовать. Именно по этой причине термин конструкция примерно равным образом имеет отношение ко всем видам искусств, начиная от изобразительных и заканчивая прикладными, а также музыкой и танцем. Каждое из упомянутых искусств в свою очередь имеет — свою вполне определённую конструкцию. Однако для каждого из искусств назначение конструкции имеет свою специфику и конкретные особенности построения: от предельно конкретных технологичных расчётов и дисциплин (как например, это имеет место в архитектуре или некоторых видах конструктивной или массивной скульптуры) — и до вполне умозрительных, почти фантазийных построений (в живописи или музыке).

Безусловно, самым «конструктивным» из искусств (в силу своей утилитарности) является архитектура. Именно в ней комплекс внутренних взаимосвязей отдельных частей и элементов художественного целого в зависимости от их общей и местной функции имеет предельно конкретное, а временами — и вполне прикладное (и даже бытовое) значение.

В любом из искусств движение, опора или равновесие (как художественная и технологическая задача) — влечёт за собой и соответствующую решаемой задаче конструкцию.[1] В архитектуре это прежде всего — строительная конструкция, имеющая своей целью обеспечить прочность и долговечность здания, а также его удобство для конкретного использования. Однако, кроме строительной конструкции каждое здание несёт (и внутри, и на поверхности) также и некий целостный художественный образ, имеющий свою творческую конструкцию, совершенно отдельную от технической.

Конструкция в живописи, графике или скульптуре — это комплекс внутренних связей, при посредстве которых достигается образная целостность, а также некая «зримая прочность» (единство) предмета или изображения. Конструкция в зрительных видах искусства прежде всего прочего обеспечивает — связность и равновесие произведения.

[1]

Конструкция в музыке и танце — это сугубо умозрительный (или спекулятивный) способ построения звуковой (или пластической) ткани, принятый (или новаторский) в данное время в определённой профессиональной среде. Таким же образом конструкция служит и подчинена цели создания целостного и сбалансированного по внутренним соотношениям (так или иначе, «гармоничного» в рамках отдельно взятой эстетики) произведения.

В литературе, будь то художественная, научная или популярная, конструкция проявляет себя также в полной мере: от схематической формы целого произведения (или даже творчества данного автора) — и до «конструирования» стилистики языка и отдельных фраз. Отдельным образом понятие конструкции существует в лингвистике, обозначая языковые и словесные конструкции, характерные для отдельно взятого индивидуума, случая, языка или языковой группы.

В каждом из упомянутых искусств конструкция так или иначе существует в виде отдельной формализованной дисциплины и преподаётся под тем или иным названием (в каждом случае оно может быть различным).

Понятие конструкции в искусстве не следует путать с композицией, которая по природе своей имеет более глубокие цели, устанавливая смысловые (и художественно-образные) связи тех же самых элементов внутри произведения. Именно поэтому композиция является значительно более высоким и более содержательным уровнем организации художественного произведения, чем конструкция. Однако, любая композиция в любом случае включает в себя конструкцию, как технический и функциональный способ формообразования и организации материала — в художественное целое.[1]

Взаимосвязь между конструкцией и композицией неоднократно рассматривал в своих в своих теоретических трудах и лекциях Владимир Фаворский (отчасти, полемизируя с современными ему деятелями конструктивизма).[2] При этом Фаворский почти буквально исходил из основных тезисов философии Павла Флоренского, однако всякий раз ограничивая себя рамками обсуждения вопросов сугубо художественных, профессиональных. В результате,

«…культурно-исторический аспект разрабатываемых вопросов пространственно-временны́х начал композиции никогда не вытеснялся у Фаворского какими-либо внеизобразительными построениями»[3].

«Конструкция — говорил Фаворский, — это организация пространства во времени через движение. Архитектура, особенно функциональная, не может обойтись без такой организации движения, это первейшая её задача», …а архитектуру он считал изобразительным искусством. Если модерн Фаворский отрицал за его неорганичность, то конструктивизм он не принимал за игнорирование важнейшего тезиса о синтезе искусств.[3].

Категории и понятия, до некоторой степени противоположные конструкции — это деструкция в искусстве и деконструкция в философии и эстетике. Однако данный вопрос является строго полемическим и имеет ряд различных, но равно правомерных решений (в рамках психологии и философии).

Примечания

  1. 1 2 3 4 Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб.: Икар, 1993. — С. 109.
  2. ↑ В. А. Фаворский: «Анализ зрения. Изобразительная плоскость. Определение конструкции и композиции», «О перспективе и возможности композиции при перспективном изображении», методические записки к «Курсу композиции» и др. (1921—1926)
  3. 1 2 Г. К. Вагнер. Владимир Андреевич Фаворский — теоретик искусства. — Владимир Андреевич Фаворский. Литературно-теоретическое наследие. Москва: изд.Советский художник. 1988.

См. также

Ссылки

Конструктивизм — это… Что такое Конструктивизм?

    КОНСТРУКТИВИЗМ (construo — строю) — возникшее в двадцатые годы нынешнего века направление, которое провозглашает целью всякого творчества — устроение жизни, преобразование общественного быта.

    В современном конструктивизме заметны два течения: одно — отрицающее искусство, как автономную деятельность человеческого духа; другое — не отрицающее искусства.

    Основное положение первого гласит: искусство неразрывно связано с теологией, метафизикой и мистикой — смерть искусству! Мастера искусства призываются прочь от искусства — к общественному материальному производству, связанному с наукой и техникой. Обоснование этой теории, возникшей в 1920 году, среди левых живописцев России — в книге А. Гана: «Конструктивизм». Тверь. 1922 г.

    Конструктивизм в этом своем виде не может рассматриваться как направление в искусстве: он его отрицает, следовательно, лежит за его пределами.

    Второе течение конструктивизма не отрицает искусства: оно лишь ищет новых путей для художественной деятельности. В таком своем виде конструктивизм проник во все ее области. На Западе он провозглашен французским журналом „L’esprit nouveau“ (ред. Озаноран и Жаннэрэ), утверждающим, что есть новый дух в искусстве, и это — дух конструкции; американский журнал „La vida Americana“ объявил превосходство нового конструктивного начала над старым — декоративным; голландский журнал „De Stijl“ усматривает в искусстве новый коллективный стиль, основанный на началах конструктивизма.

    На Западе же существует и русский боевой орган конструктивизма — журнал «Вещь». Он издается под редакцией Эл. Лисицкого и Ильи Эренбурга — в Берлине. 1-й № вышел в марте — апреле 1922 года. В нем помещен манифест этого направления.

    Манифест конструктивистов провозглашает интернациональность искусства («при всей локальности частных симптомов и черт») — как неизбежное следствие «возмужалости человечества».

    Второй усматриваемой в искусстве чертою служит ее неразрывная связь с современностью. В современности же с очевидностью проступает торжество конструктивного метода («и в новой экономике, и в развитии индустрии, и в психологии современников»). Во всех областях жизни проявляется организующее жизнь начало.

    Связанное с современностью, искусство не может миновать эту ее особенность. Следовательно, конструктивный метод должен неминуемо восторжествовать и в искусстве.

    Конструктивное искусство призвано организовать жизнь, а не украшать ее: произведение искусства воздействует на жизнь не извне, со стороны, — но входит в нее целиком, как предмет общественного быта, как вещь.

    Но конструктивизм не есть утилитаризм, он не ограничивает творчества художника производством утилитарных вещей: он, наряду с автомобилем или аэропланом (в которых, впрочем, видит также подлинное искусство), признает право на существование и за картиной, за стихотворением, за статуей.

    Точно так же конструктивизм не разрушает старого искусства, признавая закономерность в смене художественных форм. У Пушкина конструктивисты готовы учиться экономии художественных средств, хотя самое искусство его в целом для конатруктивистов мертво.

    Но главный учитель конструктивизма — современность во всех ее проявлениях («наука, политика, техника, быт и пр.»). Конструктивисты зовут к изучению индустрии, новых изобретений, газетного языка, спорта и пр.

    Несмотря на органическую связь свою с созиданием новых общественных форм, конструктивизм — проблема искусства, а не политики, но искусства, служащего жизни.

    Таковы основные положения, провозглашенные манифестом конструктивистов.

    Пока новые теоретики защищают мысль, что искусство должно организовывать жизнь — они высказывают старое положение, общепринятое.

    Но конструктивизм, приписывающий искусству роль в строении внешнего общественного быта, ставящий ему практические задания, отчетливо выражает идею тенденциозного искусства (см.). Мир практической деятельности и мир, создаваемый в искусстве, — миры разные. Тенденция может связать два этих мира, но не может подменить один другим. В пределах же своего мира искусство характеризуется не тенденцией, но художественными особеностями произведения. Художественные же особенности в большей мере определяются мироощущением поэта, чем его миросозерцанием, которое есть лишь одна сторона мироощущения. Идея не создает еще направления в литературе, не создает школы (не только общественная идея, но и всякая иная): она их создает тогда, когда соединяется с особыми приемами художественной выразительности: так, идея платонизма создала новую литературную школу только тогда, когда символисты стали отображать ее с помощью новых приемов поэтического творчества, создали новый ритм, новый словарь, новый стиль, новую трактовку образа.

    Орган конструктивистов «Вещь» печатает на своих страницах произведения самых разнообразных литературных стилей: в списке сотрудников и В. Маяковский, и С. Есенин, и Шарль Вильдрак, и Б. Пастернак… Есть и В. Шкловский. Последнее имя устанавливает связь конструктивизма с «формальным методом» (см. Формальная школа). Действительно, конструктивизм расPܐБ‘ؐҐАՑ художественную деятельность в плане деятельности технической: рассматривает произведение искусства, как ряд художественных приемов. Эти приемы, на взгляд конструктивистов, аналогичны тем, которые применяются при создании вещей, машин в особенности: «Для нас машина — вещь. Мы не хотим ни делать ее портреты, ни слагать ей мадригалы. Для нас она — урок. Ведь учились же наши дедушки у листьев — форме, у соловья — гамме». В машине проявляется та же присущая всему человечеству потребность, которая родила искусство: потребность порядка. Поэтому, изучая машину, приближаемся к тайне искусства: ибо в искусстве, в технике, в жизни проявляется одна неизменная деятельность человека — организующая деятельность: мы знаем теперь «как сделана жизнь, и как сделан Дон-Кихот, и как сделан автомобиль…» Этот производственный взгляд на искусство не оправдывается даже индустриальными параллелями: знать, как сделан автомобиль, достаточно для того, чтобы сделать еще один автомобиль, но этого мало для того, чтобы изобрести аэроплан. Всякое поэтическое произведение есть изобретение: ни одно не повторяет целиком другого. И если удержать сравнение с фабрикой автомобилей, то с нею можно сравнить разве лишь типографию: она воспроизводит (производит), подобно тому, как фабрика — автомобили, уже изобретенные поэмы, написанные книги.

    Практика конструктивизма основана на той же «вещности» искусства. И от этой вещности, прежде всего, преобладающая роль типографских эффектов: новые написанные слова, по мысли Николая Бодуэн, обращаются не только к слуху, но и к зрению, откуда законность нового расположения букв, посредством образного осуществления лирических идеографий, ведущих к чисто графической поэзии. Конструктивизм заимствует типографский стиль рекламы: он достигает выразительности при помощи необычных абзацев, умелого расположения комбинированных шрифтов и проч. Из газет заимствует вопросительные и восклицательные знаки, поставленные — на полях или в тексте — самостоятельно, без сопровождаемых слов. Все это обладает своим художественным смыслом, но конструктивизм ничего нового не прибавляет к тому, что находим в рекламе или газете.

    Та же вещность проявляется и в словаре. Прежде всего примечательно обилие терминов. Их употребление — осознанный прием: наше время, по мысли конструктивистов, требует не разумного, а сверх-умного языка: не глоссалий индивидуализма, а слов-терминов, коллективного обихода.

    Отсюда — такая близость к газетному стилю, к стилю техники, промышленности: конструктивисты рекомендуют заимствовать истинный литературный стиль современности из книг техников, тех, кто пишет о машинах, ремеслах, из торговых объявлений и проч. Это на практике отражается прежде всего в словаре. Так, поэма Маяковского «Это вам» в 7-ми с лишним десятках строк дает десятка два подобных терминов, среди них: «Роста», «Пролеткульцы», «Академический паек». Французская поэма Андрэ Салмон’а носит название Prikaz (Приказ), где терминологический характер слова еще более подчеркивается иностранным для французского поэта языком. В этой поэме сочетание будничного языка коллективного быта с революционной фразеологией.

    Сверх-индивидуальный (вернее абстрактный) подход к языку сказался и в том, что конструктивисты, уступая принципу интернационализма в искусстве, проявляют этот интернационализм и в языке: на страницах «Вещи» смешение языков — русского, французского, немецкого.

    Конструктивизм вряд ли может быть признан самостоятельной поэтической школой: тяготение к вещи, к машине, склонность к типографским эффектам, к газетному языку, к словарю терминов, — все это характеризует собою и футуристов (см. слово «футуризм»). Чем конструктивизм привлек в свои ряды и представителей других литературных школ? Это случилось не благодаря новой художественной идее, а благодаря тому, что в нем сведены во-едино или те завоевания футуризма, которые стали законными и признанными в обще-поэтическом языке, или же его особенности, которые роднят футуризм с другими поэтическими школами (со школой научной поэзии, с имажинистами и проч.).

    Валентина Дынник.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.

Конкретное искусство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Конкретное искусство (нем. Konkrete Kunst, англ. Concrete art, фр. Art concret) — одно из центральных направлений европейского авангардистского искусства, появившееся в первой половине XX столетия и нашедшее своё выражение в живописи, скульптуре, фотографии, а также в поэзии.

Понятие конкретное искусство было прокламировано нидерландским художником Тео ван Дусбургом в 1924 году, и в 1930-м было введено в программу в том же году образованной арт-группы Art concret. Предусматривалось, что в идеальном случае чисто конкретное искусство должно основываться на исключительно математических и геометрических параметрах. Оно не является абстрактным в прямом смысле этого слова, так как не абстрагирует материальную реальность, но скорее материализирует идеальные, духовные начала. Конкретное искусство не обладает каким-либо собственным символическим значением, оно скорее порождает чисто геометрические, умозрительные для мастера конструкции. Рихард Лозе видел в конкретном искусстве одну из разновидностей конструктивизма.

Целью конкретного искусства швейцарский художник и скульптор Макс Билл в 1949 году выразил так: «Конкретное искусство ставит перед собой задачу по созданию готовых к потреблению духовных ценностей точно так же, как человек создаёт для того же материальные предметы. Произведения конкретного искусства на своей заключительной стадии исполнения являются чистейшим эталоном меры и порядка гармоничности. Оно упорядочивает системы и художественными средствами вдыхает в это упорядочение жизнь.».

От абстракционизма и конструктивизма конкретное искусство отличается главным образом тем, что оно развивается за счёт изучения законов математики и научного мышления (в первую очередь — гармонии геометрических фигур), концентрации на взаимодействии формы и цвета в рисунке, исследованиях возможностей передачи цвета. Согласно представлениям художников этого направления, художественное произведение сперва должно было полностью «созреть» в воображении мастера, и лишь затем переноситься на полотно. Оно должно быть ограждено от влияний природы, чувств и рассудка: на процесс творчества не должны повлиять лирика и трагизм сиюминутных событий, символизм и т. п. Картина должна создаваться исключительно из формальных пластических элементов. Ни один из этих элементов изображения не должен иметь самостоятельного значения.

Приблизительно в 1903 году в европейском изобразительном искусстве намечаются крупные перемены. В живописи, графике и скульптуре замечено всё более чёткое удаление от фигуративности и реализма изображения. Анри Матисс указывает на то, что при обозрении картины необходимо совершенно забыть, что она изображает. Начинается эпоха искусства, всё более отделяющего форму, цвет и содержание картины от привычной зрителю предметности. Это направление, не желающее отображать видимый повседневно мир вещей, получает название абстракционизма.

С 1910 года появляются новые художественные течения, всё более развивающие абстрактную живопись. Любая форма изображения предметов или фигур ими отклоняется. Василий Кандинский утверждает, что искусство следует путём, проложенным исключительно его внутренними законами. И что это искусство — чистейшей беспредметности.

Одним из самостоятельных направлений конкретного искусства стала конкретная поэзия.

Избранные представители[править | править код]

Среди наиболее известных представителей течения конкретное искусство следует выделить таких мастеров, как К.-Х. Адлер, Й. Альберс, Ганс Арп, Тео ван Дусбург, О. Бертлинг, М. Билл, С. Делоне, О. Эрбен, Р. Лозе, П. Мондриан, А. Певзнер, Ж. Вантонгерло, Э. Рейнхардт, Ф. Фордемберге-Гильдеварт, С. Тойбер-Арп, Р. Гейгерт, А. Мартин, Р. Мортенсен, Б. Марден, Р. Якобсен, Р. Риман, У. Рюкрим.

  • Dietmar Guderian: Mathematik in der Kunst der letzten dreißig Jahre. Bannstein-Verlag, Ebringen i.Br. 1990, ISBN 3-9802180-1-5.
  • Willy Rotzler: Konstruktive Konzepte: Eine Geschichte der konstruktiven Kunst vom Kubismus bis heute. 3. Auflage. Zürich 1995, ISBN 385504113X.
  • Dietmar Guderian, Marlene Lauter, Serge Lemoine, Beate Reese, Hella Nocke-Schrepper, Margit Weinberg Staber: Konkrete Kunst in Europa nach 1945. Hatje Cantz Verlag, Ostfildern 2002, ISBN 3-7757-1191-0.
  • Jäger Gottfried, Rolf H. Krauss, Beate Reese: Concrete Photography: Konkrete Fotografie. Kerber Verlag, Bielefeld 2005, ISBN 3-936646-74-0.
  • Тео ван Досбург Sac à Main (1929)

  • Макс Билл Тройная колонна

  • Обложка программы группы Art concret (1930)

  • Фридрих Фордемберге-Гильдеварт Композиция № 15 (1925)

  • Г. Хонеггер Кулур

Презентация по изобразительному искусству «Архитектура и дизайн

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству «Архитектура и дизайн — конструктивные виды искусства в ряду пространственных искусств.» (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд  ХУДОЖНИК- ДИЗАЙН - АРХИТЕКТУРА Описание слайда:

ХУДОЖНИК- ДИЗАЙН — АРХИТЕКТУРА

2 слайд АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН – КОНСТРУКТИВНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ Описание слайда:

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН – КОНСТРУКТИВНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ ВИДЫ ИСКУССТВА ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА ВРЕМЕННЫЕ ИСКУССТВА: ТАНЕЦ МУЗЫКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОПИСЬ ГРАФИКА СКУЛЬПТУРА КОНСТРУКТИВНЫЕ АРХИТЕКТУРА ДИЗАЙН СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА: КИНО ТЕАТР ТЕЛЕВИДЕНИЕ

3 слайд АРХИТЕКТУРА ХРАНИТ И ОТРАЖАЕТ ВРЕМЯ Описание слайда:

АРХИТЕКТУРА ХРАНИТ И ОТРАЖАЕТ ВРЕМЯ

4 слайд АРХИТЕКТУРА ВЫРАЖАЕТ ИДЕАЛЫ КРАСОТЫ РАЗНЫХ ЭПОХ Описание слайда:

АРХИТЕКТУРА ВЫРАЖАЕТ ИДЕАЛЫ КРАСОТЫ РАЗНЫХ ЭПОХ

5 слайд  ИСКУССТВО СОЧИНЕНИЯ ЗДАНИЙ И САМИ ЗДАНИЯ ВОКРУГ НАС АРХИТЕКТУРА- Описание слайда:

ИСКУССТВО СОЧИНЕНИЯ ЗДАНИЙ И САМИ ЗДАНИЯ ВОКРУГ НАС АРХИТЕКТУРА-

6 слайд  ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ ОБЛИКА ВЕЩЕЙ, ИХ ФОРМЫ ДИЗАЙН - Описание слайда:

ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ ОБЛИКА ВЕЩЕЙ, ИХ ФОРМЫ ДИЗАЙН —

7 слайд ВЕЩЬ – ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКО Описание слайда:

ВЕЩЬ – ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

8 слайд ВЕЩЬ – ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКО Описание слайда: 9 слайд ВЕЩЬ – ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКО Описание слайда: 10 слайд КОМПОЗИЦИЯ - КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ, СОЕДИНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ В ЦЕЛОЕ, Р Описание слайда:

КОМПОЗИЦИЯ — КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ, СОЕДИНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ В ЦЕЛОЕ, РАСПОЛОЖЕННОЕ НА ПЛОСКОСТИ ИЛИ В ПРОСТРАНСТВЕ. ГАРМОНИЯ (СОГЛАСОВАННОСТЬ И УПОРЯДОЧЕННОСТЬ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЦЕЛОЕ),КОНТРАСТ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ — СУТЬ КОМПОЗИЦИИ

11 слайд Композиционный центр Описание слайда:

Композиционный центр

12 слайд ВНЕСЕМ ПОРЯДОК В ХАОС! ГАРМОНИЯ МАСС ЧЕРНОГО И БЕЛОГО Описание слайда:

ВНЕСЕМ ПОРЯДОК В ХАОС! ГАРМОНИЯ МАСС ЧЕРНОГО И БЕЛОГО

13 слайд СИММЕТРИЯ Описание слайда:

СИММЕТРИЯ

14 слайд АССИМЕТРИЯ ПРИСУТСТВУЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, НАПРЯЖЕНИЕ ВАЖНЫЙ ЭТАП -дос Описание слайда:

АССИМЕТРИЯ ПРИСУТСТВУЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, НАПРЯЖЕНИЕ ВАЖНЫЙ ЭТАП -достижение равновесия в ассиметричной композиции

15 слайд  ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ГЛУБИННАЯ КОМПОЗИЦИЯ Описание слайда:

ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ГЛУБИННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

16 слайд ДВИЖЕНИЕ И СТАТИКА Описание слайда:

ДВИЖЕНИЕ И СТАТИКА

17 слайд РИТМ Описание слайда:

РИТМ

18 слайд ЗАДАНИЕ: Уравновесить черный прямоугольник с белым фоном листа (А4) Выполнить Описание слайда:

ЗАДАНИЕ: Уравновесить черный прямоугольник с белым фоном листа (А4) Выполнить глубинную и фронтальную композиции из 3-4 прямоугольников разной формы (А5). Добейтесь зрительной гармонии путем сгущенности или разреженности элементов — кругов или точек (А5).

ЗАДАНИЕ: Уравновесить черный прямоугольник с белым фоном листа (А4) Выполнить

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

ЗАДАНИЕ: Уравновесить черный прямоугольник с белым фоном листа (А4) Выполнить

Курс повышения квалификации

ЗАДАНИЕ: Уравновесить черный прямоугольник с белым фоном листа (А4) Выполнить

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-278331

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Урок 6. художественный язык конструктивных искусств — Изобразительное искусство — 7 класс


Перед Вами на экране находятся 2 изображения: фото корзины с хлебом и рисунок аналогичной корзины. При рассмотрении этих двух изображений, легко определяются их различия. Одно из них – это наличие реального объема у корзины на фотографии, и визуального объема у рисунка. Всё дело в том, что корзина на фото находится в пространстве, и имеет три измерения: длину, высоту и ширину. Корзина же на рисунке имеет только два измерения: длину и высоту. А о её ширине мы можем судить лишь по косвенным признакам – благодаря приёму перспективы.
Перспективой в изобразительном искусстве называют технику изображения объёма и размерности предмета с помощью изменения его пропорций и формы, а также с помощью светотеневых отношений по аналогии с визуальным восприятием реального предмета.
Но если перед созданием объекта архитектор или дизайнер будут использовать лишь рисунок с перспективой, то это не даст полного понимания соотношения размеров объекта и его формы. Поэтому прежде чем создать трёхмерный объект, необходимо нарисовать чертёж.
Чертёж начинается с составления трёх проекций предмета. Проекция – это контурный рисунок предмета, напоминающий её тень. Чтобы получить полное представление о предмете, создаются множество его проекций. Основные из них: вид сверху и снизу, вид спереди и сзади, вид с боков. Одинаковые проекции одного предмета обычно рисуют только один раз.
Чтобы проекция превратилась в чертёж, необходимо внутри контура нарисовать и описать в цифрах и условных обозначениях все линии и детали.
Впрочем, автомобиль, на примере которого мы рассмотрели проекции и чертежи, – довольно сложный объект для конструирования. Вы же можете попробовать составить проекции более простых предметов: болта, лампочки, тарелки.

Основы композиции в конструктивных искусствах

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Основы композиции в конструктивных искусствах

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Основы композиции в конструктивных искусствах Искусство композиции – основа д Описание слайда:

Основы композиции в конструктивных искусствах Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

2 слайд  Описание слайда: 3 слайд  Описание слайда: 4 слайд В дизайне и архитектуре КОМПОЗИЦИЯ – это конструирование объектов, т.е соедин Описание слайда:

В дизайне и архитектуре КОМПОЗИЦИЯ – это конструирование объектов, т.е соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости ГАРМОНИЯ – это согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое

5 слайд  Описание слайда: 6 слайд Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции или «Внесём поряд Описание слайда:

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции или «Внесём порядок в хаос!»

7 слайд  Описание слайда: 8 слайд Достижение гармоничного расположение элементов по отношению друг к другу и их Описание слайда:

Достижение гармоничного расположение элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ Суметь уравновесить массы белого и чёрного значит решить важнейшую композиционную задачу

9 слайд  Описание слайда: 10 слайд Симметрия Такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению Описание слайда:

Симметрия Такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой-либо другой оси, называется симметрией, а сама композиция – симметричной

11 слайд  Описание слайда: 12 слайд  Асимметрия и динамическое равновесие Описание слайда:

Асимметрия и динамическое равновесие

13 слайд Композиция, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям Описание слайда:

Композиция, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля, называется фронтальной

14 слайд Динамика и статика. Ритм Статичная композиция Динамичная композиция Усиление Описание слайда:

Динамика и статика. Ритм Статичная композиция Динамичная композиция Усиление движения Противостояние движению, его остановка

15 слайд Композиция, в которой прямоугольники расположены под углом к краям поля и ка Описание слайда:

Композиция, в которой прямоугольники расположены под углом к краям поля и как бы уходят в глубину пространства, называется глубинной А В С

16 слайд Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, с Описание слайда:

Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущенность и разреженность – это РИТМ

17 слайд Добавлением новых элементов можно замкнуть движение в пространстве листа или Описание слайда:

Добавлением новых элементов можно замкнуть движение в пространстве листа или как бы разомкнуть рамки поля, открыть его. Первую композицию можно определить как замкнутую, закрытую, а вторую – как открытую, или разомкнутую

18 слайд Казимир Малевич Супрематические композиции Описание слайда:

Казимир Малевич Супрематические композиции

19 слайд  Описание слайда: 20 слайд Прямые линии и организация пространства Описание слайда:

Прямые линии и организация пространства

21 слайд  Описание слайда: 22 слайд Цвет – элемент композиционного творчества Описание слайда:

Цвет – элемент композиционного творчества

23 слайд Хроматические цвета Ахроматические цвета Описание слайда:

Хроматические цвета Ахроматические цвета

24 слайд Тёплая цветовая гамма Холодная цветовая гамма Описание слайда:

Тёплая цветовая гамма Холодная цветовая гамма

25 слайд  Описание слайда: 26 слайд Свободные формы: линии и тоновые пятна Описание слайда:

Свободные формы: линии и тоновые пятна

27 слайд Джексон Поллок. Pollock Lavender Mist- Number 1 Описание слайда:

Джексон Поллок. Pollock Lavender Mist- Number 1

28 слайд Джексон Поллок. Pollock Number 8 Описание слайда:

Джексон Поллок. Pollock Number 8

29 слайд Джексон Поллок. Pollock Number 5 Описание слайда:

Джексон Поллок. Pollock Number 5

30 слайд Джексон Поллок. Pollock The key Описание слайда:

Джексон Поллок. Pollock The key

31 слайд Виктор Вазарелли. Композиция в сером Описание слайда:

Виктор Вазарелли. Композиция в сером

32 слайд  Описание слайда: 33 слайд  Описание слайда: 34 слайд  Описание слайда: 35 слайд Василий Кандинский. Композиция Описание слайда:

Василий Кандинский. Композиция

36 слайд Василий Кандинский. Композиция Описание слайда:

Василий Кандинский. Композиция

37 слайд  Описание слайда: 38 слайд  Описание слайда: 39 слайд  Описание слайда: 40 слайд  Описание слайда: 41 слайд  Описание слайда: 42 слайд  Описание слайда: 43 слайд Закат Описание слайда:

Закат

44 слайд За чертой Описание слайда:

За чертой

45 слайд Болезнь Описание слайда:

Болезнь

46 слайд Прочь Описание слайда:

Прочь

47 слайд Красные облака Описание слайда:

Красные облака

48 слайд  Описание слайда: 49 слайд  Описание слайда: 50 слайд 2 слайд usznkorkino.ru 5 слайд www.free-lance.ru 18, 29 слайды http://arttow Описание слайда:

2 слайд usznkorkino.ru 5 слайд www.free-lance.ru 18, 29 слайды http://arttower.ru/forum/index.php?showtopic=18874

2 слайд usznkorkino.ru 5 слайд www.free-lance.ru 18, 29 слайды http://arttow

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

2 слайд usznkorkino.ru 5 слайд www.free-lance.ru 18, 29 слайды http://arttow

Курс повышения квалификации

2 слайд usznkorkino.ru 5 слайд www.free-lance.ru 18, 29 слайды http://arttow

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Краткое описание документа:

     Презентация «Основы композиции в конструктивных искусствах» выполнена по первой главе учебника изобразительного искусства «Дизайн и архитектура в жизни человека» для 7 класса СОШ по программе Б.М. Неменского.

     Презентация охватывает все разделы первой главы и рассматривает такие темы и понятия, как:

  1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции (включает симметрию, асимметрию, динамическое равновесие, движение и статику, ритм).
  2. Прямые линии и организация пространства.
  3. Цвет — элемент композиционного творчества.
  4. Свободные формы: линии и тоновые пятна.

     Некоторые слайды презентации дают возможность демонстрации примера выполнения заданий.

 

Общая информация

Номер материала: 405131

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

«Художественный язык конструктивных искусств»

ТЕМА: «Художественный язык конструктивных искусств»

Цель: Познакомить учащихся с темой конструктивное искусство, расширить знания уч-ся об искусстве изображения предметов и переноси их в объемные макеты

Образовательные: познакомить уч-ся с искусством переноса плоского изображения в объёмное, учить понимать особенности строения объёмных форм и умение располагать их на плоскости.

Развивающие: творческие способности уч-ся, художественно-пространственное мышление, пространственное представление.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, эстетическое отношения к архитектуре.

Оборудование:

— для педагога: фотослайды, методические разработки, наглядные пособия

— для учащихся: учебник, тетрадь, бумага, ножницы, клей.

Тип занятия: комбинированный.

План урока.

1.Организационный момент: проверка готовности к занятию.

2.Актуализация знаний. Вводная беседа, сообщение темы урока.

3. Беседа

4.Итог урока

5. Домашнее задание

Приветствие. Проверка готовность к уроку

Приветствие

Сообщение темы. Цели и задачи урока. Актуализация знаний.

Кто знает, как работает архитектор? На каком языке он решает задачи? Что такое конструктивное искусство?

(1 слайд) Тема сегодняшнего урока — это Художественный язык конструктивных искусств. Так же мы с вами сегодня будем учиться делать макет здания. Рассмотрим на хорошо известных вам примерах.

(видео ролик Буратино)

(2 слайд) В произведении Алексея Николаевича Толстова, Буратино ужасно хотел есть. Поэтому он подбежал к очагу и сунул нос в кипящий на огне котелок. И его длинный нос проткнул насквозь котелок, потому что и красивый очаг, и огонь, и дым и сам котелок были ненастоящие, а нарисованные бедным папой Карло на куске старого холста.

Почему Буратино перепутал реальный предмет с его изображение? В чем разница между ними?

(3 слайд) Если сравним любой предмет, будь то очаг, кубик или ваза с его изображением, то увидим, что предметы объёмны (складываю кубик) внутреннее пространство и будет объемом так же предметы трехмерны (т.е. у них есть длинна, высота и ширина), а их изображения плоски и двухмерны (т.е. у них лишь высота и ширина).

Так что же такое Объем?

Давайте запишем

(4 слайд)

Объём — количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными размерами. С понятием объёма тесно связано понятие вместимость, то есть объём внутреннего пространства сосуда и т.п.

Т.е. Если взять лист бумаги и сложить из него кубик, то (показываю) внутреннее пространство и будет объемом. Давайте просмотрим следующий отрывок.

(видео ролик Чиполино)

(5 слайд)

Кум Тыква построил дом, но он был очень маленький, потому что не было рассчитано внутреннее пространство помещения. И пропорции постройки ведь первое и главное мерило всему в архитектуре и дизайне является человек. Давайте посмотрим дальше

(видео ролик Три поросенка)

(6 слайд)

У трех поросят дома были построены из разных материалов, соответственно и техника, и стиль строительства различна. От материалов из которых построено то или иное сооружение, а также техники строительства зависит как долго здание будет служить.

По стилю строительства можно определить к какой эпохе относится сооружение.

Что такое стиль?

(7 слайд)

В эпоху Возрождения архитекторы пользовались различными стилями для строительства зданий.

(8слайд) Но в основе лежали античные ордеры. Дорический, ионический и коринфский. Так же использовали различные техники и материалы.

(9 слайд) Но прежде чем приступить к строительству архитектору нужно было разработать чертеж не только фасада, но и внутреннего устройства здания. А так же сделать макет будущей постройки.

Здание должно гармонично вписываться в общий вид города.

( 10 слайд)И так сегодня мы начнем делать макет здания с элементами того или иного стиля. А что бы вам было легче давайте посмотрим, чем отличается один стиль от другого.

(11слайд) Античный стиль

форма постройки параллелепипед, Колоннады, двух видов ионические, дорические. Фронтон треугольной формы.

(12 слайд) Романский стиль

Конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. Полуциркульные арки, не большие окна.

(13 слайд) Готический стиль

Форма постройки параллелепипед, стрельчатая форма крыши, арочная форма окон.

Берем лист бумаги и складываем его пополам чтобы наше здание получилось симметричным со стороны сгиба рисуем половинку будущего здания начнем с фасада, окна можно просто нарисовать или так же вырезать. Потом вырезаем то что у нас получилось по контуру, который нарисовали, разворачиваем вот наш фасад, тоже самое делаем чтобы изготовить остальные части будущего здания. После того как все заготовки будут готовы собираем наше здание, приклеиваем его на лист картона или плотной бумаги.

И так архитекторы для создания сооружений создавали не только чертежи фасадов и внутреннего устройства, но и изготавливали макеты будущих построек.

Для чего нужен макет?

1.От чего зависит прочность сооружения?

2.В эпоху Возрождения художники пользовались различными стилями, но что лежало в основе?

3.Что бы приступить к строительству здания что должен был сделать архитектор?

Системное построение художественного целого, способ связей его отдельных частей между собой.

Он не понимал разницы между реальным предметом и его изображением. У реальных предметов есть объем и их можно потрогать. У изображения предмета нет объема, и оно изображено на плоскости.

Объём-количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными размерами. С понятием объёма тесно связано понятие вместимость, то есть объём внутреннего пространства сосуда и т.п.

Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.

Что бы видеть как будет выглядеть будущая постройка.

1.От техники строительства и материалов.

2.Античные ордера

3. Архитектору нужно было разработать чертеж фасада, внутреннего устройства здания и макет.

Домашнее задание

Закончить макет сооружения, учебник стр.47-53 читать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *