Конструктивизм в дизайне: Конструктивизм в Интерьере — Стильный привет из СССР – Конструктивизм в интерьере – дизайнерский стиль или образ жизни? (69 фото)

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, например, Александр Родченко.

В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого.

В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды.

Советский конструктивизм в дизайне интерьера.

Термин впервые был использован Казимиром Малевичем для определения творчества Александра Родченко в 1917 году. Официальным термин становится после публикации манифеста Наума Габо в 1920 году.

В прикладном дизайне и дизайне интерьера идея конструктивизма выражалась в создании рассчитанных на массовое производство и использование мебели, посуды и предметов интерьера. Господствующим критерием в конструктивистском дизайне была функциональность и, опять же, четкость линий и геометричность форм.

Начало двадцатого века ознаменовалось бурными и стремительными событиями, новыми открытиями и чудовищными ошибками, безумными проектами дерзкими экспериментами, сокрушительными провалами и оглушающими победами. В эту эпоху с безумной скоростью кардинально менялась жизнь и искусство. Придавалось забвению то, что ранее казалось непоколебимым, на смену приходила новая эстетика, новые стили интерьеров. Упоенные ветром перемен архитекторы бросились реализовывать свои самые смелые идеи, которые были целиком проникнуты духом нового времени. Музой для них стала именно техника, с ее угловатыми контурами и безупречно функционирующими механизмами, именно в эту эпоху зародился конструктивизм.

Характерной особенностью стиля конструктивизм стала рациональность в распределении пространства, в выборе материалов, в цветовом решении, в форме мебели, освещении, именно рациональность сделала популярным конструктивизм. Здания всегда создавались по одному плану — холл или подъезд и множество небольших помещений, каждое со своей функцией. Так строились дома, административные здания, больницы, школы и прочие сооружения. Материалы, которые использует конструктивизм, просты и функциональны, также как и мебель в стиле конструктивизм. Металл, стекло, пластик и другие полимеры, делают стиль конструктивизм экономичным. Конструктивизм не приемлет в интерьере ненужных деталей, предметов обстановки, вычурных материалов и предметов декора. Конструктивизм подстраивается под нужды человека, но не под веяния моды, он всегда понятен, а интерьер в стиле конструктивизм целесообразен и удобен.

Стиль конструктивизм появился в связи с социальными и индустриальными задачами, поставленными новым советским руководством перед архитекторами. Места декору и витиеватым формам не нашлось, и конструктивизм стал символом объединения общества и всеобщей уравниловки. Возникновению нового стиля дизайна способствовало и появление новых материалов и внедрение новых технологий — широкое применение железобетонных сооружений, масштабное остекление SLIDORS, пластмассы и древесно-стружечные плиты в оформление зданий.

Конструктивизм с его абсолютизацией эстетики самой конструкции вещи — идейный родственник развивавшемуся в те годы функционализму, служащему утилитарной принадлежности мебели, ее комфорту. Внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая мебель. Разрабатывается специальная мебель для гостиниц, банков и школ.

Для бывшего СССР идеи конструирования окружающей среды, простота и утилитаризм предметных форм были противопоставлением буржуазности с ее роскошным бытом. Эстетика конструктивизма лежала в основе промышленного производства посуды, ткани, мебели.

Современный стиль конструктивизм, который нередко используется в дизайне интерьеров не так строг и примитивен. Несмотря на сохранившуюся простоту и отсечение лишних деталей, стало больше цвета, света, открытого пространства. Дизайнеры, работающие в стиле конструктивизм, не злоупотребляют делением на комнаты, позволяют себе игру на контрастах, ставят акценты с помощью ярких красок — желтой, синей, красной, черной, белой. При этом мебель в стиле конструктивизм сохраняет правильные геометрические очертания, но дизайнеры изыскивают новые конструкции в рамках разумных решений и доступных фактур. Стиль конструктивизм несложно узнать по отсутствию орнаментов, геометрическим фигурам и правильным прямым и изогнутым линиям, малому количеству оттенков.

Продуманные и функциональные решения, очень компактные объемы с ярко выявленным каркасом — вот что характеризует современный конструктивизм. Использование железобетона, кирпича и стекла, полное отсутствие какого-либо лепного декора, четкость линий, ритмическое чередование элементов, контраст поверхностей.

В последнее время на мебельных выставках и в дизайнерских коллекциях предметы в стиле конструктивизм все более популярны. Устав от чрезмерного увлечения дизайнеров декораторством, потребители вновь обратили свои взгляды в сторону конструктивизма. Прежде всего, это касается внедрения стиля конструктивизм в интерьеры общественных зданий и офисную мебель.

Конструктивизм в обновленном виде использует высокие технологии, технику и атмосферу футуристических мегаполисов. Кроме того, стиль конструктивизм дал начало многим течениям в дизайнерском искусстве — индустриальному стилю, стилю хай тек, техно и многим другим. В рациональности и функциональности простого интерьера, которую воплощает стиль конструктивизм, тоже есть своя эстетика, нужно лишь рассмотреть ее.

Конструктивизм в дизайне интерьера дома

Конструктивизм – это особый стиль дизайна интерьера, которому свойственны функциональность, строгость форм и сдержанность линий.

Особенности стиля

Этот стиль достаточно точный. Ему характерны универсальность общего вида, это значит, что в таком дизайне нет точного разделения на функциональные участки – кухню, гостевую, общую залу, и так далее. Все составляющие этого стиля гармонируют между собой, они представляют единое, нерушимое целое. Здесь находятся только самые необходимые предметы, какие-либо декорации неуместны, и если присутствуют, то не вписываются в общую картинку. Такие четкие правила кажутся скучными и унылыми, но на самом деле это не так, конструктивизм считается одним из самых оригинальных в современное время. «Все простое – гениально!», именно это высказывание точно описывает этот стиль.

Конструктивизм – это идеальный вариант для серьезных людей с хорошим вкусом. Этот стиль может подойти любой семье, потому что не требует особых затрат и времени на его осуществление. Стиль отличается пунктуальностью и четкостью.

Материалы

Если встает сложный выбор при отделке квартиры, то конструктивизм – это хороший вариант. Относительно низкая цена – решение проблемы. Этот стиль славится не богатством мебели и прочих субъектов интерьера, а оригинальностью расположения предметов и умением рационального использования пространства. Для отделки данного стиля могут использоваться самые недорогостоящие материалы, такие как пластик, стекло, металл.

Оттенки, преобладающие в конструктивизме

«Изюминкой» конструктивизма является сочетание цветов и оттенков. В основном, стены имеют холодный однотонный окрас, например, серый или белый. На таком фоне, хорошо заметны яркие выдающиеся фрагменты дизайна. Это может быть любой предмет интерьера, стул, стол, плед или же подушка, абсолютно огромный выбор, но только цвет этого предмета должен лаконично гармонировать с задним фоном общей обстановки.

Мебель

Из мебели могут присутствовать прочные, функциональные предметы. Предпочтения отдаются удобной мебели, желательно имеющей один определенный цвет. Важно, чтобы на ней не было излишних декоративных украшений, иначе конструктивизм теряет свое значение.

Дополнения

Совсем без декораций будет действительно нудно и тошно, поэтому позволительно немного выходить за рамки доступного. Это могут быть шторы любого цвета, но не пестрые, на которых присутствуют геометрические фигуры или ровные вертикальные линии.

Дизайн спальни в стиле конструктивизм: история, описание и фото

Эксперты считают, что конструктивизм зародился в 20 веке, а первопричиной его появления стал наступивший в этот момент упадок модерна. Конструктивизм начал развиваться именно в связи с этим кризисом, и вот почему. Растительные мотивы, более свойственные модерну, уже довольно сильно утомили людей того времени, так как были сложными для восприятия, несмотря на всю свою изысканность. Это привело к началу создания других стилей.

В первые годы столетия кризис начал прогрессировать, так как конструктивизм начал постепенно теснить успевший недавно появиться модерн. Этому течению были свойственны практичность и здравый смысл. Постепенно конструктивизм начал приобретать все большее влияние на культуру стран Европы, отражаясь в разных областях человеческой деятельности – искусстве, промышленном дизайне и так далее.

Умы дизайнеров тех времен сконцентрировались именно на этом течении, ведущими аспектами которого стали рационализм и логичность применения. Стала популярной современная философия утилитарных форм, в которой не нашлось места вычурному декоративизму, характерному для модерна.

Один из исследователей модерна венецианец Адольф Лоос в собственных трудах подвергал критике различные излишества в разных видах дизайна. Для искусства первых лет прошлого столетия характерны «чистые» формы, когда тот или иной предмет воспринимали лишь в плане его функциональных особенностей, а не в эстетическом отношении.

Здание было зданием, а мебель – всего лишь мебелью, пусть удобной и практичной, но имевшей несложные геометрические формы. Не один Лоос оказал влияние на совершенствование конструктивизма, к числу профессионалов, работавших над этим течением, можно отнести Германа Матезиуса, Петера Беренса, Вальтера Гропиуса, Анри ванн де Ведле и других.

Предметы мебели в стиле конструктивизма – это предельно функциональные и простые вещи, имевшие утилитарные формы. Конструктивизму не присущи изысканные нюансы и лишние детали, любые вещи в нем воспринимаются исключительно с практической точки зрения. В кресле человек сидит, в шкафу лежит его одежда, на кровати надлежит спать, никаких декоративных функций.

По сравнению со своими предшественниками – барокко и ампиром – конструктивизм имеет ряд отличительных качеств. Одна из таких черт – в помещениях совсем нет лепнины, зато часто встречается подсветка. Присутствуют и встроенные ниши, которые помогают в создании строгих интерьеров. К числу главных особенностей этого стиля относятся мобильность, практичность и легкость, но иногда встречаются и весьма нестандартные и запоминающиеся решения.

Как раз в те времена, кода расцветал конструктивизм, были заложены основы культуры современного восприятия предметов. Исследователи модерна вели поиски новых художественных принципов и такой предметной среды, которая бы кардинально отличалась от всего уже существующего (в особенности это касается мебельного дизайна). Определенным стопором для прогресса стала Первая мировая война, развитие стилей и творческая жизнь в Старом Свете временно прекратили свой прогресс. Этого хватило для того, чтобы восприятие искусства серьезно изменилось.

В этот период времени начинается активное развитие машиностроения, происходит существенный прогресс в плане оснащения быта в техническом аспекте. Так как значительня часть городов во время войны оказалась серьезно разрушена, появилась потребность в материалах и промышленных технологиях, превосходивших то, что уже имелось в наличии. Также началось создание инновационных методов массового производства и строительства.

Людьми, оказавшими серьезное влияние на создание теории конструктивизма, стали представители высшей школы строительства и художественного конструирования «Баухауз», созданной немцами в 1919 году. Заведение просуществовало до 1933 года, в котором было уничтожено членами фашистских организаций, посчитавшими ее ненужным явлением. Ее возглавляли известные люди – В. Гропиус, Мисс ванн дер Роэ и Х. Мейер.

Самым существенным моментом в конструктивизме считается то, что в элементах декора нет необходимости, независимо от того к какому предмету или постройке они относятся. Конструктивизм – это, в первую очередь, отсутствие любых лишних фрагментов, причем под ними понимаются все те, которые не несут практической пользы или не являются самыми необходимыми.

Этот суровый принцип был провозглашен радикальными теоретиками модерна. Хенри ва де Ведле относится к числу таких людей, попытавшихся в своих работах выразить ценность практичности конструкций и форм вещей. По мнению этого человека, все прекрасное зависит от выразительности формы, декоративные свойства заключены непосредственно в конструкции вещи.

Наиболее значимым выводом, сделанным в результате его исследований и им подобных, заключался в формировании понятия «функций предметов». В дальнейшем оно получило развитие, что было очень важно для проектировщиков и позволяло характеризовать их творчество. Конструктивисты начала прошлого столетия полагали, что нет никакой существенной разницы в том, что они разрабатывают в настоящий момент: бытовые приборы, постройки, предметы быта, разное оборудование и машины.

В их исполнении дизайн пиджака нисколько не отличался от дизайна осветительных приборов или, к примеру, диванов. Дизайнерские эксперименты полностью совпадали у всех течений искусства декораторов.

Для примера приведем разработку голландского архитектора Г. Ритвельда. Он разработал новую вариацию кресла, которая им была названа «прибором для сидения». Наименование это описывало конструкцию довольно точно, так как она напоминала собой своеобразный прибор, сделанный из большого числа функциональных плоскостей и брусьев.

Мастер планировал отказаться от всем привычного понимания мебели, им подобные предметы трактовались как приборы, обладающие определенными функциями. В схожем стиле думал и архитектор Ле Корбюзье, но он мыслил глобальнее, дав имя всему дому целиком – он называл его «машиной для жилья».

Несмотря на то, что конструктивисты в теории придерживались практичности и функциональность для них была превыще всего, на практике в их деятельности присутствовал и творческий подход. Это можно объяснить тем, что без него невозможно существование искусства в целом, независимо от того, к какому из его подвидов себя причисляет творец.

Конструктивисты искали предельно функциональную форму, и это один из наиболее значимых моментов в истории развития искусства, так как их труды дали старт дальнейшим экспериментам в области функциональных особенностей вещей. Они же послужили отправной точкой для ряда экспериментов в создании мебели, и не только. Именно эти исследования послужили толчком к прогрессу в областях физиологии и психологии.

Как считали конструктивисты, конструкция той или иной вещи выражала ее художественную образность. Приверженцы этого течения обращали внимание на то, из какого материала сделан предмет, пробовали найти связь между природной формой вещи и тем, из чего она была изготовлена.

В ходе проведения экспериментов применялись практически те же самые материалы, что используются в наше время для производства стильных современных образцов мебели. Конструктивисты пользовались пиленой, плетеной и гнутой ксилемой, разными типами фанеры, стеклом и сталью, а также различными типами ткани и кожи. Наиболее важными и ценными в сфере развития дизайна мебели стали наработки в области работы над различными материалами при создании подобных предметов быта.

Конструктивизм вступил в эпоху своего расцвета во время начала демократизации европейской жизни. Это течения захватило весь Старый Свет, что в какой-то степени привело к дальнейшему развитию конструктивизма. Он пришелся в самую пору – его способы идеально подходили для работы над строительными задачами, которые устанавливало время.

Наиболее популярен был режим полной экономии, доступность изделий была превыше всего, именно этот подход и оправдывал конструктивизм, пропагандирующий простоту, шаблонный подход к изготовлению компонентов и производство мебели в очень больших масштабах. Все эти причины привели к тому, что он оказался в лидирующей позиции по сравнению с другимитечениями тех времен, а в скором будущем и вовсе оказался безоговорочным лидером в сфере эстетики.

В те времена не хватало жилого пространства, что привело к популярности малогабаритного жилья. Конструктивизм же предполагал уменьшение габаритов вещей, именно тогда появились трансформирующиеся предметы, имевшие сразу много функций. В этих целях в мебельном производстве начали использоваться каркасы из металла(главным образом в стульях), а также разные типы фанеры. Именно тогда начала формироваться детская мебель в современном понимании, обладавшая своими особенностями конструкции и своеобразной формой. Учитывалась потребность ребенка видеть в обычной мебели игрушку, ее практический аспект постепенно сдвигался на второй план.

Наиболее известными и добившимися успеха на этот поприще последователями конструктивизма являются Ле Корбюзье, Г. Рунге и Мисс ванн дер Роэ. Они создали такие модели мебели, которые были воплощением идей последовательного конструктивизма, именно их можно отнести к классическим моделям этого направления.

Эти люди называли любую конструкцию средством создания наибольших удобств, а простота и скорость изготовления вещей ставятся во главу угла. Веление времени требовало не столько выполнения эстетических задач, но достижения комфортабельности мебели. Главная линия конструктивизма даже обзавелась отдельным наименованием в искусстве – функционализм.

Активно работали в этом направлении архитекторы из Финляндии — А. Аалто и Э. Сааринен. Первый из них в трид

Конструктивизм

Быстрая консультация

100