Конструктивизм стиль интерьера: Конструктивизм в Интерьере — Стильный привет из СССР – Конструктивизм в интерьере – дизайнерский стиль или образ жизни? (69 фото)

Содержание

Конструктивизм в интерьере — фото красивого оформления дизайна

В последнее время наметилась тенденция использовать в создании интерьера простые, но элегантные формы.

Тем, кому удобнее жить в простом, просторном и привлекательном доме стоит остановиться на таком стилистическом решении, как конструктивизм в интерьере.

Особенности конструктивизма, включают в себя лаконичность, строгие геометрические формы и функционализм.

Дизайн интерьера в стиле конструктивизма основывается на целесообразности, а это значит, каждая деталь должна быть нужной и практичной. Так, если в интерьере присутствует диван, то он должен быть тех размеров, которые вам необходимы, в столовой табуреток должно быть столько, сколько человек будет сидеть за столом.

Светильник может, оснащен абажуром только в том случае, если необходим рассеянный свет, ковер стелиться у кровати, чтобы ноги не замерзли.

Кроме того конструктивизм предполагает большое, свободное пространство, именно по этой причине перегородки в помещении нужно убрать, а для уединения можно использовать мобильные модули.

Характерной чертой этого стиля является использование настенных поверхностей в качестве встроенных ниш для хранения нужных вам вещей.

Особенности

В конструктивизме нет места декору и рисункам. Так, ковер должен быть без рисунка органично сочетающиеся с цветовой гаммой помещения. Абажуры на лампе предпочтительнее выбирать белоснежного, матового цвета или полупрозрачного стекла, обстановка и ткань натуральных расцветок.

Зато идеи стиля конструктивизм подразумевают, использование стекла, металлических и бетонных поверхностей. При декорировании помещения можно использовать предметы из природных материалов, таких как древесина, лен, или бамбук.

В качестве напольного покрытия в комнате в стилистическом решении конструктивизма можно использовать керамогранит, а настенные площади и ниши можно украсить искусственными камнями.

Мебель в этом стиле должна иметь правильные линии, прямые поверхности с прямоугольными соединениями, как на фото стиля конструктивизм в интерьере.

Относительно освещения, допустимой является подсветку, но только в качестве дополнительно освещения к центральному освещению.

Цвет

Палитра цветов стиля конструктивизм основывается на том, что есть три основных цвета для фона — это черный, молочный и серый, которые можно дополнить цветом беж или любым оттенком коричневого цвета.

Однако в эту цветовую гамму можно добавить яркие пятна красного, синего, или желтого цвета.

Современный конструктивизм в отличие от более раннего оригинального стиля более мягкий. В современных интерьерах стиля конструктивизма используются в качестве декоративных элементов картины, а также предметы из стекла или камня четкой, лаконичной формы.

Допустимым стало использования сочетаний разных материалов и наличие перегородок.

Гостиная

Обычно гостиную оформляют в стиле конструктивизма люди, которым нравиться простота и практичность. Преимущество создания интерьера в этом стиле является, то, что для этого стиля подходит комнаты любой планировки и любой площади.

Планируя организовать интерьер своей гостиной в стиле конструктивизма в первую очередь нужно определиться с зонированием, сколько зон нужно и для каких функций. Если функциональность комнаты требует перегородки, то не стоит от нее отказываться, главное, чтоб от нее была польза.

Кухня

Конструктивизм в дизайне кухни в первую очередь отражается на кухонном гарнитуре, который должен иметь строгую и лаконичную форму, без каких либо декоративных украшений, фасад у него должен иметь ровную поверхность, рабочая зона должна представлять собой единый комплекс, состоящий из мойки и плиты и рабочего стола.

Все элементы гарнитура должны быть пропорциональны. Цветовая палитра кухонного гарнитура должна быть довольно сдержанной.

Кухонная мебель должна быть максимально функциональной для этого используются встроенные модули, крючочки и полочки на дверцах, выдвижные панели.

Столовую лучше всего обставить мебелью-трансформером, к числу которых относится раздвижной стол и складные табуретки.

Если кухня большая, то можно ее обставить прочной, массивной, устойчивой мебелью. Так, в такой интерьер отлично впишется стол из дуба с хорошо отполированной поверхностью на ровных ножках.

Также при оформлении кухни нужно обратить внимание на материал, так для этого стиля характерны предметы интерьера любые и бытовая техника из металла или стекла, например в такой интерьер отлично впишется индукционная варочная плита или мойка с сенсорным краном.

Поскольку при создании данного стиля не используется декор, в качестве украшения может выступать посуда. Главное условие для выбора посуды в кухню стиля конструктивизма это то, что она должна быть простой формы из качественных материалов, например из керамики, фарфора или из прозрачного стекла.

Сделает кухню более выразительной, может дополнительное диодное освещение или настенные часики футуристической формы.

Кухонный текстиль должен быть натуральных тканей однотонный, допустимой является яркая цветовая гамма.

Стиль конструктивизм в интерьере может быть применен комнате, если вам близки идеи конструктивизма – строгость и лаконичность.

Фото стиля конструктивизм

Стиль конструктивизм в интерьере | ремонт квартир во Владимире

Пестрота нынешних интерьерных фантазий вызывает желание обратиться к простым и изящным формам. Хочется, чтобы помещение было удобным, просторным и красивым? Тогда обратите внимание на стиль конструктивизм в интерьере. Именно он стал основой для большинства функциональных дизайнов, начиная хай-теком и заканчивая контемпорари. Сегодня мы расскажем, как самостоятельно оформить комнату или квартиру в конструктивных и практичных образах.

Особенности стиля конструктивизм

История этого направления началась, примерно, 100 лет назад. В это время в жилом пространстве господствовали романтические и вычурные идеи модерна, с его флористическими изысками и нервными линиями. Искусственно создаваемые излишества вполне ожидаемо утомили художников, архитекторов, да и простым обывателям перестали казаться приятным окружением. Стало несомненным, что деконструкция ведет к хаосу. Появился спрос на уравновешенность форм, правильную геометрию, гармонию линий и пропорция. Для идеологов арт-деко универсальным решением стала волна, которая легла в основу стиля. Западная Европа и Англия более тяготели к законченным формам куба и квадрата. Появление конструктивной композиции, объединяющей все элементы интерьера в одно целое, стало естественным завершением художественных поисков.

Так и появился конструктивизм, с его лаконичностью, строгой геометрией и, доведенным почти до абсолюта, функционалом. 

Каковы базовые правила стиля, которые помогут оформить дом или квартиру в духе конструктивизма?

  • В основе дизайна лежит принцип целесообразности. Каждый элемент оформления должен быть обусловлен практической необходимостью. Если вы запланировали установить диван, то его размеры должны быть рассчитаны, исходя из ваших потребностей, а количество стульев в столовой или кухне – точно соответствовать числу садящихся за трапезу. Светильник имеет абажур только потому, что он позволяет свету рассеиваться и не вредить глазам, а ковер возле кровати лежит только для того, чтобы ногам не было холодно.
  • Архитектура конструктивизма тяготеет к большим, просторным помещениям. Лишние перегородки убираются, а их место занимают передвижные модули, которые можно установить в любом месте, уединившись там, где хочется.
  • Активно устраиваются и используются стеновые ниши. Они исполняют роль шкафов или стеллажей, в них устраиваются уголки отдыха или встроенные места хранения.

  • Декоры и орнаменты не присущи конструктивизму. Мало того, особенно ревностные идеологи и основатели стиля заявляли, что узоры и украшения приравниваются к преступлению против милой их сердцу практичности. То есть, если вы все-таки положили ковер под ноги, то он должен быть однотонный, немаркий и гармонирующий с основным тоном помещения. Абажуры должны быть молочно-белые или полупрозрачные, цвет мебели и текстиля – максимально приближенные к натуральным.
  • В конструктивизме горячо приветствуются все современные материалы и технологии. Стекло, бетон, металл являются фаворитами стиля. Недаром именно этот дизайн стал родоначальником хай-тековских интерьеров. Из традиционных материалов место нашлось натуральным волокнам и тканям. Дерево, лен, джут, бамбук вполне могут быть использованы для оформления комнат и помещений в стиле конструктивизм.

  • Поощряется использование в оформлении современных композитных материалов. Например, на пол можно положить керамогранит, а стену или нишу оформить искусственным камнем.
  • Выбирая предметы обстановки, следует отдавать предпочтение четким линиям, прямым плоскостям и геометрически правильным конструкциям. Прямоугольные соединения особенно характерны для конструктивизма, хотя в этом стиле можно встретить и скругленные линии, например, подлокотники кресел или светильники.
  • Один из узнаваемых элементов стиля – подсветка. Она используется в сугубо практических целях, чтобы дополнить свет потолочной люстры или напольных торшеров. Однако, этот элемент придает совершенно особенное настроение помещению. Сказать, что разноцветные огни нужны лишь с целью осветить пространство, означает, покривить душой. Подсветка стала функциональным украшением интерьеров в стиле конструктивизм. Световой декор помогает смягчить строгий характер дизайна, придать ему больше теплоты и жилого уюта.

  • Цветовая гамма конструктивизма базируется на ахромных цветах. Белый, черный, серый задают тон, который дополняет сдержанная бежево-коричневая гамма природного происхождения. Оживляют впечатление красный, синий, желтый цвета. Их используют в чистом виде, слегка осветляя или, напротив, углубляя. Грязные и сложные оттенки, популярные в других современных образах, для конструктивизма не применяются, так как нарушают концепцию чистоты линий, цветов и пропорций.
  • Современное прочтение конструктивизма более мягкое, по сравнению с оригинальным стилем. Сейчас в этих интерьерах можно встретить картины, стеклянные или каменные декорации, правда, лаконичных и простых форм. Допускается разнообразие отделки, комбинация материалов в одном помещении, оформление стен в разных образах. Не предъявляются жесткие требования и к архитектуре. Конструктивизм может быть реализован и в обычной квартире, с ее обилием перегородок. Их вовсе не обязательно сносить для того, чтобы приблизиться к стилистической достоверности.
  • Если говорить об исторических параллелях, то в истории русского дизайна образы раннего советского периода как раз и несли в себе черты конструктивизма. Достаточно взглянуть на плакаты 20-30-ых годов, чтобы получить представление о ярких образцах стиля.

Стиль конструктивизм в интерьере гостиной

Эта комната, как визитная карточка, много скажет о настроении и характере дома. Поэтому конструктивизм в гостиной часто выбирают натуры собранные, целеустремленные. Они точно знают, какой должна быть их жизнь. Простой, лаконичный и практичный конструктивизм им по душе. Плюс этого стиля и в том, что он подойдет для оформления помещения любого размера и конфигурации. Всему найдется применение, каждый сантиметр пространства будет служить одной-единственной цели – созданию практичного и удобного интерьера. Что необходимо сделать, чтобы оформить гостиную в стиле конструктивизм?

  • Определитесь с архитектурой помещения. Прежде, чем приступать к отделке, распланируйте функциональные зоны, сколько их будет. Как можно чаще задавайте себе вопрос – зачем? Если для лучшего функционала требуется перегородка или стойка, не нужно стесняться. В конструктивизме главным правилом является практическая польза.

  • Есть желание придать комнате больше простора и воздуха? Тогда воспользуйтесь современными наработками и материалами. Стеклянные панели, раздвижные акриловые перегородки, зонирование с помощью вертикальных конструкций – все это поможет расширить границы стандартного восприятия помещения, не противореча базовым принципам стиля.
  • После того, как определитесь с особенностями конструктива пространства, необходимо выбрать цветовое решение. Для небольших помещений со сложной геометрией предпочтительнее будут светлые тона. Вовсе необязательно выбирать белый или серый. Хорошо подойдет серебристый, оттенок зеленоватого стекла, бежевый или молочный металлик. Сразу расставьте световые акценты, запланировав встроенную подсветку. Для маленького помещения это отличный способ зрительно расширить пространство. Оригинально будет выглядеть разнонаправленные светильники. Например, потолочная и напольная подсветка создадут красивый дизайн, который станет настоящей изюминкой комнаты.
  • Допускаются самые разнообразные отделочные материалы, независимо от их цены. Недорогой ламинат также уместен, как и паркетная доска из натурального массива, а искусственный камень выглядит не хуже настоящего. Стены можно красить, оформлять панелями и накладками. Единственное, о чем нужно помнить – о единстве концепции. Конструктивизм означает строгое соотвествие каждого элемента выбранной идее.

  • Стиль требует гладких, ровных фактур. Откажитесь от рыхлых и шершавых материалов, отдавайте предпочтение хорошо отшлифованным и полированным. Возьмите за образец металл, вот к такой гладкости и единству должна стремиться отделка. Тем более, что это делает уборку проще и экономнее.
  • Мебель выбирайте простых, удобных форм. Декор, вычурность, избыточность исключены. Никаких веселеньких расцветок или резных ножек быть не должно. Лаконичные очертания, надежные крепления, долговечность и прочность – вот что такое мебель для гостиной в стиле конструктивизм.
  • Бунтари могут отыграться, остановив свой выбор на необычных расцветках столов, стульев и диванов. Они должны в обязательном порядке гармонировать с окружающей цветовой гаммой, этого достаточно. Так что полукресла алого цвета и угольного оттенка тиковый диван вполне могут составить обстановку гостиной в красно-черных тонах.
  • Постарайтесь, чтобы на поверхностях и плоскостях было как можно меньше деталей. Стеклопакеты не разбиваются импостом, дверные полотна не украшаются фигурными филенками, мебельная фурнитура сдержанная, лаконичная, в идеале – встроенная. Цельнокроеные фасады, интегрированные места хранения – вот особенности оформления пространства вашей конструктивистской гостиной.
  • Часто идут споры о том, можно ли украшать такие интерьеры картинами, фотографиями и прочими художественными излишествами. Современные дизайнеры склоняются к мысли о том, что оригинальный постер или плакат не нарушит идеи стиля. Если он интегрирован, например, в качестве фотообоев, то такое решение и вовсе выглядит практичным и стилистически верным.

Кухня в стиле конструктивизм

Пусть вас не удивляет тот факт, что находится множество желающих применить на кухне базовые принципы конструктивизма. Такой подход позволяет любое по размеру помещение наполнить нужным функционалом, сделать удобным для жизни. Какие приемы помогут придать кухне стилистическую достоверность?

  • Выбирайте современные отделочные материалы для оформления. Если вам нравится керамическая плитка, то пусть она будет крупного формата, гладкой фактуры, с минимальными перепадами высот. Швы лучше сделать скрытыми, чтобы они не нарушали единство.
  • Обратите внимание на скинали из закаленного стекла. Они отлично подходят для оформления рабочей поверхности или функциональных ниш.

  • Кухонный гарнитур должен быть максимально лаконичным. Отсутствие украшений, ровные фасады, единое рабочее пространство, в которое интегрирована мойка и варочная поверхность, пропорциональность частей и сдержанная цветовая гамма отличают кухонный гарнитур выбранного стиля. Ручки лучше сделать в плоскости дверей, а внутреннее пространство сделать функциональным по максимуму. Используйте для этого встроенные модули хранения, задействуйте внутренние поверхности дверей и выдвижные корзины.
  • Обеденная зона может быть снабжена трансформируемой мебелью. Откидной стол, складные стулья, выдвижные элементы вполне согласуются с общей стилистической концепцией. Если же место позволяет, то мебель можно выбрать основательную, прочную, устойчивую. Дубовый стол из тщательно обработанного и полированного дерева, с ровными, прямоугольными ножками и раздвижной столешницей станет хорошим образцом практичного дизайна.

  • Конструктивизм всегда оставался неравнодушен к футуризму, металлическим элементам, современным технологиям. Поэтому любые бытовые приборы из стекла и металла, новинки техники будут очень уместны. Индукционная варочная панель, программируемые приборы, сенсорные краны и единая панель управления приблизят образ кухни к идеалу.
  • Декоры и украшения здесь не нужны от слова совсем. Оживит дизайн простая посуда из качественного фарфора, керамики или стекла, диодная подсветка, настенные часы сложного дизайна.
  • Текстиль следует выбирать из натуральных материалов, узоры и принты нежелательны, а вот цвет ткани может быть весьма насыщенным – бордо, хвойная зелень, жемчужный перламутр. Очень хорошо выглядят элементы натуральных, неброских расцветок. Натуральный лен, беж, шоколадный или серебристый отлично дополнят любой образ стиля.

Стиль конструктивизм в интерьере можно использовать для спальни, детской комнаты, холла, кабинета. Последние несколько сезонов подарили впечатляющие образы ванной комнаты, студии и даже лофта, выполненные в чертах конструктивизма. Это доказывает, что дизайн не собирается сдавать свои позиции, он имеет внутренние ресурсы для развития в современных условиях. Направление успешно выдерживает конкуренцию со многими модными трендами, активно утверждая свои идеи, привлекая новых поклонников четкостью, лаконичностью и силой создаваемых образов.

Конструктивизм в интерьере: особенности, примеры

История появления. Конструктивизм как эстетика целесообразности

Конструктивизм в интерьере – авангардное направление, зародившееся в начале 20 века в Советском Союзе. Этот стиль возник вследствие потребности в практичности и удобстве, став отражением новой политической и экономической обстановки. В основе этого стиля лежит строгость, геометризм, лаконичность, завершенность, монолитность, а также рациональность в распоряжении пространством и предметами обихода, отсутствие лишних деталей.

Этот термин появился в 1922 году благодаря А.М. Гану, который написал книгу «Конструктивизм». Конструктивизм возник как ответ модерну – с его богатым декором и вычурностью. Предшественником конструктивизма стал авангардный стиль.

В 20-30-е годы прошлого века обозначилось стремление к современным отделочным материалам, а приоритет отдавался такому интерьеру, который максимально удобен для комфортной жизнедеятельности человека. Со временем этот стиль приобрел эстетичность.
Поначалу к конструктивизму относились скептически, его называли скучным, но со временем он стал распространенным направлением в интерьере. Конструктивизм приобрел популярность и в СССР, и на Западе.

Стиль конструктивизм в интерьере

Характерные черты конструктивизма в интерьере

Основа конструктивизма – первостепенность формы и прямого назначения, отсутствие излишеств, которые созданы исключительно ради эстетики и не предполагают никакого удобства.

Интерьер лаконичен и прост. Например, подсветки, если и встроены в потолки, то не для эстетики, а ради того, чтобы улучшить освещение. Напольные покрытия отличаются по предназначению. Так, кухня и ванная комната выкладываются преимущественно плиткой, поскольку она обладает водоустойчивостью. Обустройство помещения мебелью минималистично. Светильники расположены близко к потолку, но вместе с тем используется и местная подсветка.

Интерьер отличается строгими прямыми линиями, в нем преобладают нейтральные цвета (полы темных оттенков, стены и потолки – светлых).
Среди украшений предпочтения отдается модульным картинам. Также используются скульптуры или панно. Но самое главное в этом вопросе – из средств декоры выбирается что-то одно.

Конструктивизм призван служить удобству человека, а значит, предполагает большое количество солнечного света в помещении. Поэтому окна, как правило, простираются от пола до потолка. Занавешиваются они портьерами на обычной тесьме.

Конструктивизм, особенности

Используемые материалы

При выборе материалов предпочтение отдается тем, которые потребуют минимальных финансовых затрат, и одновременно с этим имеют длительный срок службы и соответствуют качественным характеристикам удобства и практичности (плитка, дерево, паркет, камень, стекло, металл). Потолок и стены – это, как правило, бетон, штукатурка и краска. Напольные покрытия обычно деревянные. Плитка с узорами не приветствуется, вместо нее используется однотонная.

Игра с пространством

Помещение делится на сегменты с помощью мебели и цветовой гаммы. При этом должно оставаться много свободного пространства, чтобы придать помещению ощущение воздушности, света и минимализма. Сегменты разделены легко передвигаемыми перегородками.

Обустройство отдельных комнат

Гостиная. Должна соответствовать своему целевому назначению – приему гостей. Шкаф в гостиной должен быть вместительным, но не громоздким. Телевизор встраивается в стену.
Кухня или столовая. Зачастую они объединены. Основной принцип обустройства – безопасность и удобство. Текстильное оформление простое.
Спальни и кабинеты. Обустраиваются так, чтобы соответствовать личному удобству человека, который в них работает или отдыхает. В спальнях вместо кровати зачастую можно увидеть модульный диван, вместо шкафа – встроенную мебель. Последняя используется и в кабинетах. Также в них располагается кресло, рабочий стол и светильник над столом.

Ванная и туалет.Выбор оборудования направлен на экономное использование ресурсов.Ванная объединена с душевой.

Мебель

Мебель в конструктивизме монолитна.Она как бы сливается с помещением и не занимает много места. Это достигается с помощью четких прямых линий и использования одного основного цвета. Мебель строго выполняет свои исключительные функции: кровать – только для сна, кресло – только для сидения.

Конструктивизм в интерьере

Дизайн интерьера в стиле конструктивизм

Стиль конструктивизм в интерьере

Конструктивизм в интерьере

Мебель в стиле конструктивизма

Декор

Несмотря на то, что конструктивизм предполагает минимализм, совсем без декора не обойтись. Чтобы сделать цветовую гамму более живой и насыщенной, можно разбавить обстановку сочными цветами. Также можно сделать лаконичные акценты в различных комбинациях.

Освещение

В приоритете – естественный солнечный свет. Именно для этого нужны большие оконные проемы. Для сохранения хорошей точечной освещенности применяются многоуровневые подсветки. Осветительные приборы выполнены из простых материалов и располагаются так, чтобы сделать акцент на определенном сегменте помещения.
Для того, чтобы обеспечить поступление солнечного света в достаточном количестве, окна занавешиваются текстильными изделиями из легких материалов.

Цветовая гамма

То, что конструктивизм предполагает однотонность, не означает, что в интерьере будут отсутствовать яркие и сочные цвета. Здесь приемлемы смелые акценты. Сочные базовые цвета разбавляют спокойные. Чтобы не перегружать интерьер и избежать излишней пестрости, используются 2-3 базовых цвета. Светло-серые и белые цвета обычно сочетают с черными и красными.

Стиль конструктивизм в интерьере квартиры

Конструктивизм в интерьере: тогда и сейчас

Этот стиль, появившийся почти век назад, актуален до сих пор. Более того, сейчас он актуален как никогда, ведь население планеты стремительно растет, и территорий для проживания становится все меньше, а значит, необходимость разумного использования каждого квадратного метра жилплощади крайне важна. С одной стороны, конструктивизм прекрасно подходит для интерьера небольших квартир, а с другой – прекрасно впишется в дома с большой площадью, придаст им особую атмосферу.

В наши дни конструктивизм все еще популярен еще и по той причине, что мы живем в век высоких технологий и избытка информации, поэтому испытываем потребность в спокойных цветах, четких формах и свободном пространстве, потому что это дает возможность расслабиться. В последнее время некоторые предпочитают не конструктивизм в чистом виде, а своеобразный микс из стилей, в основе которых лежит конструктивизм.
Сейчас конструктивизм популярен у молодых людей, ведущих активный образ жизни.
Отдельные элементы конструктивизма изменились: появились навесные потолки, встроенная мебель и плазменные телевизоры. Но сами основы стиля остались прежними.

Конструктивизм: влияние на другие стили

Популярный в 20 веке стиль хай-тек берет свое начало именно от конструктивизма, впитав в себя лаконичность, сдержанный декор и направленность на обеспечение удобства человека. Скандинавский стиль схож с конструктивизмом тем, что полностью игнорирует старинную чрезмерно украшенную мебель, а также светлым цветом стен.

Преимущества конструктивизма

Конструктивизм – это оригинальность в сдержанности. Этот стиль позволяет за относительно небольшие вещи сделать интерьер стильным, и достигается это не за счет дорогого декора, а за счет разумного распределения предметов интерьера в пространстве, игры с цветом. Например, мягкая мебель однотонного желтого цвета разнообразит цветовую гамму комнаты. Интерьер, выполненный в этом стиле, делает пространство светлым, открытым, просторным.

Конструктивизм подойдет и для работы, и для отдыха. Сдержанность этого стиля позволяет одновременно и восстановиться после насыщенных событий трудового дня, и настроиться на кропотливый рабочий процесс.
Еще одно достоинство конструктивизма – небольшие затраты.
Этот стиль подходит для помещений самых разных размеров. Этот стиль создает особую атмосферу, делает помещение «живым», светлым и комфортным.
Предметы обихода легко трансформируются и взаимозаменяются, например, выдвижные столы.

Конструктивизм: так ли он прост?

Несмотря на кажущуюся простоту, создание интерьера в этом стиле требует кропотливого труда и отличного вкуса. Нужно сохранить и простоту, и функциональность, и одновременно с этим позаботиться об акцентах, чтобы сделать помещение эстетически привлекательным. Для этого нужно обладать чувством меры, знанием характеристик материалов, а также нужно уметь распределять вещи в пространстве и грамотно сочетать цвета.

Конструктивизм в интерьере

Конструктивизм (от лат. constructio — построение) — направление в искусстве, дизайне, архитектуре ряда стран Европы начала прошлого века. Встреченный в начале критически, конструктивизм постепенно проник во все области мировой культуры и искусства, оказав огромное влияние на их развитие.


Как следует из названия стиля, основное внимание при его воплощении уделяется не композиционному решению (в дизайне интерьера), а присутствующим в нем конструкциям.

Для России, куда стиль пришел в начале 20-х годов, конструктивизм стал ответом на уют и буржуазность предшествующего ему стиля модерн, с избытком декоративных флореальных элементов и нарочитой роскошью, реакцией на происходящие в стране общественно-политические перемены. Идеи «конструирования» окружающей среды, простота и утилитаризм предметных форм были противопоставлением буржуазности.

Для конструктивизма в искусстве характерны использование пространственных конструкций, коллажей, фотомонтажа, абстрактный геометризм. Конструктивизм был проекцией на искусство эпохи индустриализма, его эстетика лежала в основе промышленного производства предметов быта: посуды, текстиля, мебели.


Для помещений в стиле конструктивизм свойственны открытые пространства с нечетким зонированием (комнатные двери и перегородки убирались), строгая геометрия, прямые четкие линии. Конструктивизм с его абсолютизацией эстетики самой конструкции порождал интерьеры, где на показ могли быть выставлены несущие конструкции самого здания, а перекрытия и несущие элементы — центр всей композиции интерьера.

Выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Главная черта этого направления — утилитарность и функциональность, вот почему быстрей всего стиль проник в интерьеры общественных зданий и офисную мебель.



Конструктивизм не терпит элементов декора и деталей, ничто не задерживает на себе взгляд, все предельно просто, целесообразно, функционально и продумано. От форм до цвета — прямолинейность и минимализм. Формы повторяют геометрические фигуры — прямоугольник, квадрат, треугольник. Монохромные чистые цвета, без оттенков и игры света, чаще всего — белый, красный, синий, желтый. Отсутствие лепного декора, активное использование встроенных ниш и подсветки, обилие стекла и металла.

Для мебели на первый план выходит комфорт и утилитарная принадлежность. Внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая, мобильная мебель.


Конструктивизм «в чистом виде», сводящий композицию к выразительности конструктивной схемы, оказался нежизненным. Современный конструктивизм вернулся в моду во многом благодаря дизайнерам Скандинавии, вдохнувшим в некогда авангардные идеи геометризации пространства новое дыхание, взявшим за основу идеи светлого открытого пространства, простоты форм и функциональности каждого из элементов интерьера. Конструктивизм сегодня — это прежде всего лаконичный и ясный интерьер, не лишенный непредсказуемости и ярких художественных решений.

Стиль конструктивизм в интерьере

Пестрота нынешних интерьерных фантазий вызывает желание обратиться к простым и изящным формам. Хочется, чтобы помещение было удобным, просторным и красивым? Тогда обратите внимание на стиль конструктивизм в интерьере. Именно он стал основой для большинства функциональных дизайнов, начиная хай-теком и заканчивая контемпорари. Сегодня мы расскажем, как самостоятельно оформить комнату или квартиру в конструктивных и практичных образах.

Основные приметы стиля

История этого направления началась, примерно, 100 лет назад. В это время в жилом пространстве господствовали романтические и вычурные идеи модерна, с его флористическими изысками и нервными линиями. Искусственно создаваемые излишества вполне ожидаемо утомили художников, архитекторов, да и простым обывателям перестали казаться приятным окружением. Стало несомненным, что деконструкция ведет к хаосу. Появился спрос на уравновешенность форм, правильную геометрию, гармонию линий и пропорция. Для идеологов арт-деко универсальным решением стала волна, которая легла в основу стиля. Западная Европа и Англия более тяготели к законченным формам куба и квадрата. Появление конструктивной композиции, объединяющей все элементы интерьера в одно целое, стало естественным завершением художественных поисков.

Так и появился конструктивизм, с его лаконичностью, строгой геометрией и, доведенным почти до абсолюта, функционалом. Каковы базовые правила стиля, которые помогут оформить дом или квартиру в духе конструктивизма?

  • В основе дизайна лежит принцип целесообразности. Каждый элемент оформления должен быть обусловлен практической необходимостью. Если вы запланировали установить диван, то его размеры должны быть рассчитаны, исходя из ваших потребностей, а количество стульев в столовой или кухне – точно соответствовать числу садящихся за трапезу. Светильник имеет абажур только потому, что он позволяет свету рассеиваться и не вредить глазам, а ковер возле кровати лежит только для того, чтобы ногам не было холодно.
  • Архитектура конструктивизма тяготеет к большим, просторным помещениям. Лишние перегородки убираются, а их место занимают передвижные модули, которые можно установить в любом месте, уединившись там, где хочется.
  • Активно устраиваются и используются стеновые ниши. Они исполняют роль шкафов или стеллажей, в них устраиваются уголки отдыха или встроенные места хранения.

  • Декоры и орнаменты не присущи конструктивизму. Мало того, особенно ревностные идеологи и основатели стиля заявляли, что узоры и украшения приравниваются к преступлению против милой их сердцу практичности. То есть, если вы все-таки положили ковер под ноги, то он должен быть однотонный, немаркий и гармонирующий с основным тоном помещения. Абажуры должны быть молочно-белые или полупрозрачные, цвет мебели и текстиля – максимально приближенные к натуральным.
  • В конструктивизме горячо приветствуются все современные материалы и технологии. Стекло, бетон, металл являются фаворитами стиля. Недаром именно этот дизайн стал родоначальником хай-тековских интерьеров. Из традиционных материалов место нашлось натуральным волокнам и тканям. Дерево, лен, джут, бамбук вполне могут быть использованы для оформления комнат и помещений в стиле конструктивизм.

  • Поощряется использование в оформлении современных композитных материалов. Например, на пол можно положить керамогранит, а стену или нишу оформить искусственным камнем.
  • Выбирая предметы обстановки, следует отдавать предпочтение четким линиям, прямым плоскостям и геометрически правильным конструкциям. Прямоугольные соединения особенно характерны для конструктивизма, хотя в этом стиле можно встретить и скругленные линии, например, подлокотники кресел или светильники.
  • Один из узнаваемых элементов стиля – подсветка. Она используется в сугубо практических целях, чтобы дополнить свет потолочной люстры или напольных торшеров. Однако, этот элемент придает совершенно особенное настроение помещению. Сказать, что разноцветные огни нужны лишь с целью осветить пространство, означает, покривить душой. Подсветка стала функциональным украшением интерьеров в стиле конструктивизм. Световой декор помогает смягчить строгий характер дизайна, придать ему больше теплоты и жилого уюта.

  • Цветовая гамма конструктивизма базируется на ахромных цветах. Белый, черный, серый задают тон, который дополняет сдержанная бежево-коричневая гамма природного происхождения. Оживляют впечатление красный, синий, желтый цвета. Их используют в чистом виде, слегка осветляя или, напротив, углубляя. Грязные и сложные оттенки, популярные в других современных образах, для конструктивизма не применяются, так как нарушают концепцию чистоты линий, цветов и пропорций.
  • Современное прочтение конструктивизма более мягкое, по сравнению с оригинальным стилем. Сейчас в этих интерьерах можно встретить картины, стеклянные или каменные декорации, правда, лаконичных и простых форм. Допускается разнообразие отделки, комбинация материалов в одном помещении, оформление стен в разных образах. Не предъявляются жесткие требования и к архитектуре. Конструктивизм может быть реализован и в обычной квартире, с ее обилием перегородок. Их вовсе не обязательно сносить для того, чтобы приблизиться к стилистической достоверности.

  • Если говорить об исторических параллелях, то в истории русского дизайна образы раннего советского периода как раз и несли в себе черты конструктивизма. Достаточно взглянуть на плакаты 20-30-ых годов, чтобы получить представление о ярких образцах стиля.

Стиль конструктивизм в интерьере гостиной

Эта комната, как визитная карточка, много скажет о настроении и характере дома. Поэтому конструктивизм в гостиной часто выбирают натуры собранные, целеустремленные. Они точно знают, какой должна быть их жизнь. Простой, лаконичный и практичный конструктивизм им по душе. Плюс этого стиля и в том, что он подойдет для оформления помещения любого размера и конфигурации. Всему найдется применение, каждый сантиметр пространства будет служить одной-единственной цели – созданию практичного и удобного интерьера. Что необходимо сделать, чтобы оформить гостиную в стиле конструктивизм?

  • Определитесь с архитектурой помещения. Прежде, чем приступать к отделке, распланируйте функциональные зоны, сколько их будет. Как можно чаще задавайте себе вопрос – зачем? Если для лучшего функционала требуется перегородка или стойка, не нужно стесняться. В конструктивизме главным правилом является практическая польза.

  • Есть желание придать комнате больше простора и воздуха? Тогда воспользуйтесь современными наработками и материалами. Стеклянные панели, раздвижные акриловые перегородки, зонирование с помощью вертикальных конструкций – все это поможет расширить границы стандартного восприятия помещения, не противореча базовым принципам стиля.
  • После того, как определитесь с особенностями конструктива пространства, необходимо выбрать цветовое решение. Для небольших помещений со сложной геометрией предпочтительнее будут светлые тона. Вовсе необязательно выбирать белый или серый. Хорошо подойдет серебристый, оттенок зеленоватого стекла, бежевый или молочный металлик. Сразу расставьте световые акценты, запланировав встроенную подсветку. Для маленького помещения это отличный способ зрительно расширить пространство. Оригинально будет выглядеть разнонаправленные светильники. Например, потолочная и напольная подсветка создадут красивый дизайн, который станет настоящей изюминкой комнаты.
  • Допускаются самые разнообразные отделочные материалы, независимо от их цены. Недорогой ламинат также уместен, как и паркетная доска из натурального массива, а искусственный камень выглядит не хуже настоящего. Стены можно красить, оформлять панелями и накладками. Единственное, о чем нужно помнить – о единстве концепции. Конструктивизм означает строгое соотвествие каждого элемента выбранной идее.

  • Стиль требует гладких, ровных фактур. Откажитесь от рыхлых и шершавых материалов, отдавайте предпочтение хорошо отшлифованным и полированным. Возьмите за образец металл, вот к такой гладкости и единству должна стремиться отделка. Тем более, что это делает уборку проще и экономнее.
  • Мебель выбирайте простых, удобных форм. Декор, вычурность, избыточность исключены. Никаких веселеньких расцветок или резных ножек быть не должно. Лаконичные очертания, надежные крепления, долговечность и прочность – вот что такое мебель для гостиной в стиле конструктивизм.
  • Бунтари могут отыграться, остановив свой выбор на необычных расцветках столов, стульев и диванов. Они должны в обязательном порядке гармонировать с окружающей цветовой гаммой, этого достаточно. Так что полукресла алого цвета и угольного оттенка тиковый диван вполне могут составить обстановку гостиной в красно-черных тонах.
  • Постарайтесь, чтобы на поверхностях и плоскостях было как можно меньше деталей. Стеклопакеты не разбиваются импостом, дверные полотна не украшаются фигурными филенками, мебельная фурнитура сдержанная, лаконичная, в идеале – встроенная. Цельнокроеные фасады, интегрированные места хранения – вот особенности оформления пространства вашей конструктивистской гостиной.
  • Часто идут споры о том, можно ли украшать такие интерьеры картинами, фотографиями и прочими художественными излишествами. Современные дизайнеры склоняются к мысли о том, что оригинальный постер или плакат не нарушит идеи стиля. Если он интегрирован, например, в качестве фотообоев, то такое решение и вовсе выглядит практичным и стилистически верным.

Кухня в стиле конструктивизм

Пусть вас не удивляет тот факт, что находится множество желающих применить на кухне базовые принципы конструктивизма. Такой подход позволяет любое по размеру помещение наполнить нужным функционалом, сделать удобным для жизни. Какие приемы помогут придать кухне стилистическую достоверность?

  • Выбирайте современные отделочные материалы для оформления. Если вам нравится керамическая плитка, то пусть она будет крупного формата, гладкой фактуры, с минимальными перепадами высот. Швы лучше сделать скрытыми, чтобы они не нарушали единство.
  • Обратите внимание на скинали из закаленного стекла. Они отлично подходят для оформления рабочей поверхности или функциональных ниш.

  • Кухонный гарнитур должен быть максимально лаконичным. Отсутствие украшений, ровные фасады, единое рабочее пространство, в которое интегрирована мойка и варочная поверхность, пропорциональность частей и сдержанная цветовая гамма отличают кухонный гарнитур выбранного стиля. Ручки лучше сделать в плоскости дверей, а внутреннее пространство сделать функциональным по максимуму. Используйте для этого встроенные модули хранения, задействуйте внутренние поверхности дверей и выдвижные корзины.
  • Обеденная зона может быть снабжена трансформируемой мебелью. Откидной стол, складные стулья, выдвижные элементы вполне согласуются с общей стилистической концепцией. Если же место позволяет, то мебель можно выбрать основательную, прочную, устойчивую. Дубовый стол из тщательно обработанного и полированного дерева, с ровными, прямоугольными ножками и раздвижной столешницей станет хорошим образцом практичного дизайна.

  • Конструктивизм всегда оставался неравнодушен к футуризму, металлическим элементам, современным технологиям. Поэтому любые бытовые приборы из стекла и металла, новинки техники будут очень уместны. Индукционная варочная панель, программируемые приборы, сенсорные краны и единая панель управления приблизят образ кухни к идеалу.
  • Декоры и украшения здесь не нужны от слова совсем. Оживит дизайн простая посуда из качественного фарфора, керамики или стекла, диодная подсветка, настенные часы сложного дизайна.
  • Текстиль следует выбирать из натуральных материалов, узоры и принты нежелательны, а вот цвет ткани может быть весьма насыщенным – бордо, хвойная зелень, жемчужный перламутр. Очень хорошо выглядят элементы натуральных, неброских расцветок. Натуральный лен, беж, шоколадный или серебристый отлично дополнят любой образ стиля.

Стиль конструктивизм в интерьере можно использовать для спальни, детской комнаты, холла, кабинета. Последние несколько сезонов подарили впечатляющие образы ванной комнаты, студии и даже лофта, выполненные в чертах конструктивизма. Это доказывает, что дизайн не собирается сдавать свои позиции, он имеет внутренние ресурсы для развития в современных условиях. Направление успешно выдерживает конкуренцию со многими модными трендами, активно утверждая свои идеи, привлекая новых поклонников четкостью, лаконичностью и силой создаваемых образов.


ванная комната, кухня, спальня, детская

Появление конструктивизма датируется XX веком. Он характеризуется простотой, практичностью и функциональностью. Популярность данного направления в дизайне интерьера является заслугой дизайнеров, которые наделили его эстетикой и изяществом.

Если попытаться дать определение конструктивизму одним словом, то это будет рациональность. Он исключает сложные орнаменты и линии, являя собой строгие геометрические формы, практичный подход к подбору материалов и цветов.

Направление станет идеальным решением для людей с активной жизненной позицией, стремящихся ко внутреннему и внешнему порядку и ясности, и предпочитающих интересные решения. Интерьер позволит продемонстрировать богатый внутренний мир жильца.

Интерьер в стиле Конструктивизм

Сдержанность в декоративных элементах

Для того, чтобы добиться эффекта абсолютной простоты и системности, все аксессуары, используемые для декора отличаются сдержанностью. Считается, что именно конструктивизм стал основой для зарождения хай-тек. Мебель характерная данному направлению — функциональная, при этом ее формы не лишаются герметичности и строгости. Такого эффекта позволяет достигнуть новый подход к разработке конструкций.

Естественный свет

Стиль предполагает наличие естественного света, поэтому для его реализации отлично подойдут помещения с высокими потолками и окнами. Говоря об организации искусственного освещения, обязательным аспектом является рациональность и практичность. Осветительные приборы размещаются только в случае их необходимости. Формы, как и у остальных аксессуаров геометрические.

Цветовая гамма

Приемлемой считается однотонная гамма, наличие принтов недопустимо. При этом возможны контрасты цветов, не более трех. Исключено дерево и каменная кладка.

Использование материалов

Основные материалы, используемые в конструктивизме: пластик, металл, стекло. Стиль направлен на рационализм, поэтому материалы не являются затратными, по сравнению с другими. Могут быть использованы хромированные элементы, а также стекло, что придает стилю изюминку.

Конструктивизм (искусство) — Википедия

Украина, Харьков. Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер (1928 г.)

Конструктиви́зм — направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1915 году и существовавшее в течение первой половины 1930 годов в СССР, затем в ряде других стран, прежде всего, в Германии (Баухаус) и Голландии (Де Стейл).[1] В некоторых случаях конструктивизм рассматривают как источник и составляющую часть интернационального стиля и как одно из течений, определивших развитие Нового ви́дения.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически все они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер).

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Башня Татлина, Рабочий и колхозница на марке 2000 года

Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого направления в архитектуре можно рассматривать, например, такие сооружения как Эйфелева башня, которая использовала принцип открытой каркасной структуры и демонстрировала конструктивные элементы во внешних архитектурных формах. Этот принцип обнаружения конструктивных элементов стал одним из важнейших приемов архитектуры XX века и был положен в основу как интернационального стиля, так и конструктивизма[2].

Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

Рождение термина[править | править код]

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».

А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

В 1922—1923 годах в Москве, начавшей восстанавливаться после Гражданской войны, были проведены первые архитектурные конкурсы (на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос»), в которых принимали участие архитекторы, начавшие творческий путь ещё до революции — Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов, Пантелеймон Голосов и др. Многие проекты были наполнены новыми идеями, позднее положенными в основу новых творческих объединений — конструктивистов и рационалистов. Рационалистами было создано объединение «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов), идеологами которого были архитекторы Николай Ладовский и Владимир Кринский. Конструктивисты же объединились в ОСА (Объединение современных архитекторов) во главе с братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом. Ключевым отличием двух течений стал вопрос о восприятии архитектуры человеком: если конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию, то рационалисты считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать прежде всего психологические особенности восприятия[3].

Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания[3].

Ранний конструктивизм[править | править код]

Большое влияние на проектирование конструктивистских общественных зданий оказала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.

Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья Веснины

Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 метров на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни», а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» («СА»). Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимались Алексей Ган, Варвара Степанова и Соломон Телингатер.

Расцвет конструктивизма[править | править код]

Здание газеты «Известия» Студенческое общежитие «Дом-Коммуна»

Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).

На этой волне происходит борьба конструктивистов за «чистоту рядов» и против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Григорий Бархин, создавший Дом «Известий».

В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.

В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов, Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Наиболее распространённым типом общественных зданий, воплотившим в себе основные принципы конструктивизма, стали здания клубов и домов культуры. Примером может служить дома культуры Пролетарского района Москвы, более известного как Дворец культуры ЗИЛа; строительство осуществлялось в 1931—1937 годах по проекту братьев Весниных. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов[3].

Характерным примером воплощения функционального метода стали дома-коммуны, архитектура которых соответствовала принципу, высказанному Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья». Известным примером зданий такого типа является общежитие-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве. Автором проекта, реализованного в 1930—1931 годах, был специализировавшийся преимущественно на промышленной архитектуре Иван Николаев. Идея дома-коммуны предполагала полное обобществление быта. Концепция проекта была предложена самими студентами; функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня студентов. Утром студент просыпался в жилой комнате — спальной кабине размером 2,3 на 2,7 м, вмещавшей только кровати и табуретки — и направлялся в санитарный корпус, где проходил как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса жилец по лестнице или пандусу спускался в низкий общественный корпус, где проходил в столовую, после чего отправлялся в институт или же в другие помещения корпуса — залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотеку, актовый зал. В общественном корпусе находились также ясли для детей до трёх лет, а на крыше была устроена открытая терраса. В результате проведённой в 1960-е годы реконструкции общежития первоначальный замысел строгого распорядка дня был нарушен[3]. Другой известный пример — дом наркомата финансов в Москве. Он интересен как пример дома «переходного типа» от традиционного квартирного жилья к дому-коммуне. Подобных домов было построено шесть — четыре в Москве, по одному Екатеринбурге и Саратове; до настоящего времени сохранились не все[3].

Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова «поэтом и надеждой русского конструктивизма». Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны.

Ленинградский конструктивизм[править | править код]

Ленинградские конструктивисты:

  • Абросимов, Павел Васильевич
  • Вакс, Иосиф Александрович
  • Гегелло, Александр Иванович
  • Гуминер, Яков Моисеевич
  • Демков, Николай Фёдорович
  • Зазерский, Алексей Иванович
  • Каценеленбоген, Тамара Давыдовна
  • Кричевский, Давид Львович
  • Левинсон, Евгений Адольфович
  • Лялин, Олег Леонидович
  • Мендельсон, Эрих
  • Мунц, Владимир Оскарович
  • Никольский, Александр Сергеевич
  • Овсянников, Сергей Осипович
  • Оль, Андрей Андреевич
  • Претро, Ипполит Александрович
  • Симонов, Григорий Александрович
  • Троцкий, Ной Абрамович
  • Фомин, Игорь Иванович
  • Хряков, Александр Фёдорович
  • Чернихов, Яков Георгиевич
  • Явейн, Игорь Георгиевич

Харьковский конструктивизм[править | править код]

Будучи столицей Советской Украины в 1919—1934 годах, Харьков оказался одним из крупнейших центров конструктивистской застройки в Советском Союзе. Общепризнанным символом конструктивизма в Харькове является ансамбль площади Свободы (до 1991 — площадь Дзержинского) с доминирующим зданием Госпрома (Держпрома). Многочисленные здания в конструктивистском стиле занимают район вокруг площади; среди них — дом «Слово», построенный в 1928 году кооперативом литераторов и имеющий в плане символическую форму буквы «С» (слав. «слово»). Яркими конструктивистскими постройками в Харькове являются дом культуры железнодорожников, почтамт, общежитие Харьковского политехнического института «Гигант».

В 1931 году в юго-восточной части города был возведён Харьковский тракторный завод. Соцгород ХТЗ (архитектор П. Алешин) является выдающимся образцом жилой застройки в конструктивистском стиле.

Минский конструктивизм[править | править код]

Дом правительства в Минске

Примером конструктивизма в Минске является дом правительства Республики Беларусь — крупнейшее общественное здание Иосифа Лангбарда, один из лучших памятников конструктивизма, положивший начало формированию нового центра города.

Клуб пищевиков ― здание общественного назначения, построенное в Минске в авангардно-конструктивистском стиле архитектором А. К. Буровым в 1929 году.

Минские конструктивисты:

Горьковский конструктивизм[править | править код]

В Нижнем Новгороде было возведено несколько домов-коммун («Культурная революция», «Дом чекиста») и комплекс соцгорода в районе автозавода.

Свердловский конструктивизм[править | править код]

Гостиница «Исеть» — часть «Городка чекистов» в Екатеринбурге, архитекторы И. П. Антонов, В. Д. Соколов, А. М. Тумбасов (1928—1933)

Екатеринбург (Свердловск), до 1934 бывший центром огромной Уральской области, стал одним из крупнейших центров конструктивистской архитектуры в СССР. В начале 1930-х годов XX века центр города был перестроен в соответствии с планом «Большой Свердловск»; крупные конструктивистские ансамбли разместились вдоль восточной части проспекта Ленина, на площади Труда и площади Парижской Коммуны. В качестве примеров можно назвать жилой комбинат НКВД («Городок чекистов»), Дом связи, дом-коммуну Госпромурала и ряд других зданий. Кроме того, многочисленные конструктивистские здания разбросаны по городскому центру — например, Дом контор, Дом старых большевиков, Дом обороны. С запада проспект Ленина замыкает Медгородок, объединяющий пять медицинских зданий в конструктивистском стиле, а с востока — комплекс Уральского политехнического института (Втузгородок), включающий здания института и комплекс конструктивистских общежитий.

В северной части Екатеринбурга в 1928—1933 годах был построен мощный Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмаш). Соцгород Уралмаш, выстроенный в тридцатые годы, является ярким примером конструктивистского рабочего поселка. Важнейшими конструктивистскими сооружениями Уралмаша считаются ансамбль площади Первой пятилетки и водонапорная башня УЗТМ («Белая башня»).

Свердловские конструктивисты:

  • Соколов, Вениамин Дмитриевич
  • Тумбасов, Арсений Михайлович
  • Антонов, Иван Павлович
  • Горшков, Александр Борисович
  • Коротков, Евгений Николаевич
  • Домбровский, Сигизмунд Владиславович
  • Валенков, Георгий Павлович
  • Парамонов, Валерий Павлович
  • Голубев, Георгий Александрович
  • Жеманов, Николай Иванович
  • Югов, Иван Алексеевич
  • Бабыкин, Константин Трофимович
  • Рейшер, Моисей Вениаминович
  • Шефлер, Бела Михайлович
  • Оранский, Пётр Васильевич
  • Емельянов, Владимир Владимирович

Конструктивизм в дизайне и фотографии[править | править код]

Гостиница «Исеть» — часть «Городка чекистов» в Екатеринбурге, архитекторы И. П. Антонов, В. Д. Соколов, А. М. Тумбасов (1928—1933)

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако он существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.

В графических видах творчества (плакат и пр.) конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого (С. Сенькин). В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды[4][5].

Самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая Лиля Юрьевна Брик[6].

В 1923 рядом манифестов был провозглашён конструктивизм как течение в литературе (прежде всего в поэзии), создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. К 1930 году конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске.

Конструктивизм оказал заметное влияние на музыкальное искусство. Хотя не было композиторов, посвятивших этому направлению свое творчество целиком, однако в отдельных произведениях многих композиторов это направление принесло свои плоды. В первую очередь это было связано с поэтизацией образов заводов и фабрик, с имитацией слуховых впечатлений от звуков машин и механизмов, которые воспринимались музыкантами как особая «музыка машин». Яркие плоды это направление дало в творчестве французских композиторов, составлявших группу «Шестёрка». Сделавшись, по существу, теоретиком и первооткрывателем нового направления, Эрик Сати, который ещё в годы Первой мировой войны изобрёл новый вид звукового искусства, «меблировочную музыку», писал о том, что она «глубоко индустриальна».[7]:437-438 Действительно, конструктивный принцип механической повторности, положенный им в основу своего изобретения, характерен для других произведений этого направления. О подчёркнутой конвейерности или индустриальности говорят и названия некоторых опусов Сати: «Автоматические описания» (1913), «Звуковой плиточный пол» (1917—1918), «Железный коврик для приёма гостей» (1924) и другие. Пример старшего друга и наставника своеобразным образом преломился у некоторых композиторов из французской «Шестёрки». К примеру, у Дариюса Мйио одним из основных произведений конструктивистского стиля стал вокальный цикл для сопрано и семи инструментов «Сельскохозяйственные машины» (1919), а спустя пять лет — балет «Голубой экспресс» (1924), а у Артюра Онеггера — симфоническая картина «Пасифик-231» (1923), изображавшая движение паровоза во главе железнодорожного состава. Эта яркая концертная пьеса принесла ему большую популярность. Напротив того, Жорж Орик категорически не принял авангардное начинание Сати, называя его меблировочную музыку — «назойливой химерой».[7]:415

Важнейшим представителем этого направления в отечественной музыке стал А. Мосолов[8]. Его симфонический эпизод «Завод» из неосуществленного балета «Сталь» стал символом конструктивизма в русской музыке. Конструктивизм также проявил себя в таких произведениях, как фокстрот «Электрификат» (1925), оркестровые «Телескопы» (4 пьесы, 1926—1930) Л. Половинкина; фортепианная пьеса «Рельсы», опера «Лёд и сталь» Вл. Дешевова и др. К конструктивизму принято относить балеты великих советских композиторов «Болт» (1931) Шостаковича и «Стальной скок» (1927) Прокофьева. Однако ни авторы биографий Прокофьева музыковеды И. В. Нестьев, И. И. Мартынов, И. Г. Вишневецкий, ни сам композитор не характеризовали музыку балета «Стальной скок» как конструктивистскую, в то время как конструктивистскими называли декорации к балету Г. Б. Якулова.

Для музыкального языка этого направления характерны особые стилевые приемы — резкие, скрежещущие звучности и внезапные контрасты. Музыка может имитировать звуки машин, в связи с чем важную роль играет прием остинато и даже полиостинато[9]. Характерны поиски новых звучностей, например использование листа железа в «Заводе» Мосолова, «препарированного» фортепиано в произведениях Дешевова. Ярким примером подобного рода стала также «Симфония гудков» Арсения Авраамова — её исполнение в Баку (1922) и в Москве (1923) стало олицетворением идеи о том, что весь город с автомобильными гудками, заводскими сиренами, пушечной пальбой — это гигантский оркестр со своей характерной музыкой.

Произведениях данного направления нередко свойственны индустриальные названия, однако имеются случаи, когда несмотря на названия характерные стилевые черты конструктивизма в самой музыке отсутствуют, как, например, в «Сельскохозяйственной симфонии» А. Кастальского. Нередки также и обратные примеры, когда при наличии характерных приемов и образов отсутствует характерное название, как, например, в «Сюите для большого оркестра» А. Животова (1928).

Ещё во время доминирования конструктивизма, рационализма и других модернистских течений в советской архитектуре работали зодчие, опиравшиеся на архитектурные традиции античности и эпохи Возрождения. Самые известные представители: Иван Фомин (Ленинград) с его «красной дорикой» и Иван Жолтовский (Москва), поклонник Ренессанса.

В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения подвергались резкой критике. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышность и избыточность сталинского неоклассицизма.

По мнению С. О. Хан-Магомедова и А. Н. Селивановой[10], в СССР в 1932—1936 годах имел место переходный стиль, названный условно «постконструктивизм».

Гостиница «Исеть» — часть «Городка чекистов» в Екатеринбурге, архитекторы И. П. Антонов, В. Д. Соколов, А. М. Тумбасов (1928—1933)
  • Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  • Горячева Т. В. Супрематизм и конструктивизм. К истории полемики // Вопросы искусствознания. — 2003. — № 2.
  • Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. — М., 1984.
  • Никонов В. А. Статьи о конструктивистах. — Ульяновск: Стрежень, Отделение Всесоюз. Объедин. Раб.-Кр. Пис. «Перевал», 1928. — 102 с. — 500 экз.
  • Сидорина Е. В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 656 с. — ISBN 978-5-89826-365-2.
  • Сидорина Е. В. Русский конструктивизм: Идеи, истоки, практика. — М.: [Б. и.], 1995. — 240 с.
  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. — М.: Стройиздат, 1996. — 709 с. — ISBN 5-274-02045-3.
  • Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — 576 с. — ISBN 5-274-01554-9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *