Композиция — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)
· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·
Искусство цвета
Иоханнес Иттен
Оглавление:
Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, симультанные связи, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом.
Тема цветовой композиции настолько многообразна, что здесь возможно отразить только некоторые из ее основных положений.
В разделе, посвященном цветовым созвучиям, уже говорилось о возможностях создания гармоничной композиции. При рассмотрении выразительных свойств цвета мы установили необходимые конкретные условия и отношения, которые могли бы выявить в каждом цвете характерную для него выразительность.
Характер и воздействие цвета определяются его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспри-нимается в окружении других цветов.
Чем дальше по цветовому кругу один цвет удален от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом. Однако ценность и значение каждого цвета в картине определяется не только окружающими его цветами. Качество и размеры цветовых плоскостей также чрезвычайно важны для впечатления, производимого тем или иным цветом.
В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветовых пятен. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжел, в верхней же кажется легким. Темно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжелого, неминуемого и грозного, а в нижней — он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Желтый в верхней части произведения производит впечатление легкости и невесомости, в нижней же — он бунтует словно в заточении.
Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры, так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны которой распределяется «вес» цветовых масс.
Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства картины — горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл. «Горизонтальное» — подчеркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. «Вертикальное» является полной противоположностью «горизонтальному» и выражает легкость, высоту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости.
«Диагональные» направления создают движение и развивают пространство картины в глубину. В «Воскресении» Грюневальда диагональное расположение одеяний отрывает наш взгляд от горизонтально построенного переднего плана и уводит его вверх, погружая в созерцание сияющего торжества.
Живописцы эпохи барокко с помощью диагоналей добивались в своих фресках иллюзий глубокой перспективы. Эль Греко, Лисе и Маульпертш, используя в своих работах контрасты направлений в движении цвета и форм и отдавая предпочтение диагональным мотивам, достигали особой экспрессивной выразительности.
Китайские живописцы наряду с вертикальными осями сознательно использовали и движение по диагонали, чтобы уводить взор зрителя в глубины ландшафта, причем эти диагонали часто терялись в заоблачных далях.
Кубисты использовали диагональные ориентации и треугольники с совершенно иными целями усиления впечатления рельефной глубины работ.
Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать свое внимание и одновременно вызывает ощущение движения.
Превосходным примером кругового движения может служить композиционное решение облаков в картине Альтдорфера «Победа Александра», которое повторяет и усиливает динамику батальной сцены.
Тициан во многих своих картинах использовал контрасты светлых и темных тонов как в горизонтальных, так и в вертикальных направлениях. В связи с чем этот его прием стал называться «формулой Тициана». С этой же целью он размещал в композиции фигуры в диагональном или круговом движении.
Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении темных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций. На основе этих подобий в глазах зрителя при рассматривании произведения образуется своеобразная «конфигурация», свой образ. Его можно считать «симультанным», ибо этот образ возникает на основе умозрительного объединения зафиксированных подобий и не имеет материальной выраженности. Симультанные формы могут возникать даже при обозрении двух участков различного цвета и размера.
С другой стороны, глаз, склонный видеть одинаковые цвета вместе, в ситуации сложного колорита может порождать сразу несколько симультанных образов. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции. Все возникающие симультанные формы должны занимать по отношению друг к другу свое определенное положение. Тот факт, что тождества создают свои симультанные формы, означает появление в картине еще и дополнительных систем порядка и разграничения. То есть совершенно так же, как человеческое сообщество объединяетлюдей по принципу родства крови, мировоззрениям или общественному положению, так и родственные тождества в картине определяют ее собственный внутренний порядок.
Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счет организации холодных и теплых, светлых и темных цветовых групп в четко определенные пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и четкое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы.
Когда цвет используется как масса или пятно, он может быть усилен посредством так называемых «перемещений». Красный и зеленый цвет образуют две массы, которые могут быть внедрены одна в другую, и если часть красного перемещается на зеленый, то и часть зеленого должна войти в красное. Главное, чтобы эти перемещения масс и пятен не разрушали ни друг друга, ни основного замысла.
Столь же важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей. Так, одна форма может свободно парить в пространстве и не быть ничем связанной. Подобная же форма может быть «прикрепленной» слева и справа к краям картины, или к верхнему, или нижнему ее краю, или сразу к обоим. Это «прикрепление» называется «растяжением» цвета или формы. В настенной живописи этот прием имеет важное значение для стабилизации композиции. И это особенно заметно во фресках Джотто.
Та же самая устойчивость может быть достигнута и за счет подчеркивания вертикалей или горизонталей внутри любой свободной формы. Эти акценты, благодаря их параллельности краям картины, также обеспечивают чувство устойчивости. Построенные по такому принципу картины кажутся замкнутыми в себе мирами. В тех же случаях, когда подобное отчуждение нежелательно и картина должна быть объединена с окружающим миром и бесконечностью его форм и цвета, границы произведения не акцентируются и картина компонуется по возможности без акцентирования четко выраженной направленности ограничивающих линий.
Здесь было перечислено много способов создания цветовых композиций. Однако при реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда не столь однозначны.
Цветовая композиция: виды и принципы, правила
Из красного, синего и желтого каждый художник может получить большое количество разнообразных оттенков. И, казалось бы, в современном мире можно создать миллионы вариаций. Но все же вопрос о том, как грамотно составить цветовую композицию, волнует многих. И это не удивительно. Комбинировать оттенки — это значит подобрать два или более варианта так, чтобы их сочетание было максимально выразительным.
История цветовой композиции
Каждый художник знает имя человека, который разработал современную теорию цвета — это Иоганнес Иттен. Во главе своей системы он поставил физиологическое восприятие оттенков. Чтобы понять весь смысл его заключения, можно провести такое упражнение с цветовым кругом: продолжительное время необходимо смотреть на звездочку, а затем убрать ее из поля зрения, и на месте, где была фигура, появится изображение другого оттенка.
Особенность длительного восприятия заключается в том, что наша нервная система старается компенсировать действие цвета таким образом, чтобы в итоге получился нейтральный серый цвет. Именно данный оттенок не раздражает глаза — вот в этом и заключается главная особенность цветовой композиции.
Правило нейтральности
Сочетание оттенков является гармоничным, если при смешении двух и более красок художник получает серый, темно-серый или черный цвета. Кроме этого важного вывода, следует отметить, что сочетание любого цвета с серым, белым и черным является априори гармоничным. То есть если художник возьмем любой цвет, то он будет идеально смотреться с нейтральными оттенками. Это происходит потому, что если, например, смешать розовый цвет с черным, то в итоге получится все тот же черный цвет. С серым оттенком дела обстоят немного иначе. Добавив к нему, например, зеленую краску, чистый цвет не получим, при этом нейтральный цвет все же остается.
На этом факте основано главное правило и модельеров, и фотографов, и стилистов. Например, черный и белый костюмы с яркими цветными аксессуарами смотрятся великолепно. Причем не важно, что это будет — зеленые серьги или алые бусы. Самое главное, чтобы при подборе аксессуаров был использован или один оттенок, или, опять же, цветовая композиция.
Три категории в искусстве
Согласно теории оттенков, существует три первичных краски, которые нельзя получить никаким смешиванием — это красная, желтая и синяя. Если смешать все эти три цвета, то у художника получится темно-серый или черный оттенок, в зависимости от пропорций. То есть по итогу выйдут нейтральные серые цвета. Если человек смешает первичные цвета между собой, например красный с желтым, то получится вторичный цвет — оранжевый. А если художник смешивает синий с красным, то он получит фиолетовый. Стоит заметить, что именно от пропорции будет зависеть конечный оттенок, поэтому не стоит дополнительно разбавлять краску белым или черным цветом.
А уже при смешивании первичных и вторичных оттенков художник получает третичные — это зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и красно-оранжевый. В конечном результате должно получиться 12 цветов в круге.
Именно он выдает максимальное количество насыщенных оттенков. Это и называется спектральными цветовыми пятнами композиции. Используя их, художник может составить гармоничное сочетание.
Треугольник композиции
Итак, первый пункт на котором стоит остановиться — это контраст сопоставлений. Это самый простой пример того, как можно создать цветовую композицию, и его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в полученном выше круге. Как черный и белый образует самый сильный контраст, так и желтый, красный, синий образуют самое яркое сочетание. При создании гармоничных цветовых сопоставлений необходимо использовать те оттенки, которые находятся в равном удалении друг от друга.
Если художник построит равносторонний треугольник, углы этой фигуры и будут ему показывать гармоничное сочетание композиции цветовой гаммы. Его можно вращать как угодно, и в любом случае углы будут указывать на триаду из гармоничных цветов.
Оттенки красок
Равнобедренная фигура будет показывать на цвета, сочетание которых является гармоничным. Но стоит учесть, что все вышесказанное относится и к ярким, и к менее насыщенным цветам. То есть если художник добавит композицию цветового круга и решит каждый из оттенков затемнить, то краски, которые он получит, тоже будут гармонично сочетаться между собой, и триада сохранится.
Точно так же будет, если творец начнет использовать цвета немного светлее изначальных, сочетание останется гармоничным.
Можно получать цветовые сочетания, которые также будут гармоничными, и другими способами. Главное, чтобы смесь этих красок друг с другом давала в итоге серый или черный оттенок.
Цвет и цветовая композиция
Гармоничное составление активно начало использоваться художниками в XX веке. Просматривая великие картины, можно заметить, что цветовые слайды активно используется в одежде. Например, на всех знаменитых картинах Анри Матисса, где женщины одеты, гармония красок подобрана идеально. Контраст цветовых сопоставлений хорошо прослеживается также и в декоративно-прикладном искусстве.
В народном искусстве цветовое решение в композиции позволяет создать такое сочетание, которое делает изделия очень яркими, наполняя их жизнерадостью. Особенно это заметно на жостовской росписи: красный, желтый, синий отлично гармонируют между собой. А использование такого сочетания, как желтый и красный, представляет тандем из теплых и холодных оттенков. Именно данная комбинация всегда сочетается.
Два цветовых полюса
Деление цветов на теплые и холодные основано на восприятие людей. Считается, что самые теплые цвета — это те, что приближаются к оранжевому. А холодные — это оттенки, которые стремятся к синему. Так, например, зеленый противостоит красному, при этом вместе они смотрятся очень даже гармонично.
Условно можно разделить цветовой круг на две части, и тогда в одной части будут холодные цвета, а в другой — теплые. При создании контрастных сочетаний двух полюсов желательно, чтобы они были одной светлоты, то есть одинаково светлыми или одинаково темными на спектре. Как правило, сочетание холодного и теплого пространства делает картину живой и дышащей.
Для примера можно рассмотреть сине-зеленый, фиолетовый и оранжевый оттенки. Данные цвета по своей светлоте близки друг другу, но по температуре — нет. Именно за счет такого дисбаланса и создается движение картинки по цвету.
В декоративном искусстве тоже используется этот контраст холодного с теплым, при этом работы становятся более спокойными, не такими яркими и более умиротворенными.
Дополнительный способ
Следующие цветовые контрасты в композиции — это сочетание дополнительных оттенков. Их тоже можно получить с помощью оттеночного круга. Как уже было сказано выше, диаметрально противоположные цвета в круге при смешивании дают серый или черный цвета и являются дополнительными друг для друга. Поэтому и сочетание из двух красок тоже является гармоничным. То есть если мы соединим всего пару цветов по диаметру, то получим то, что и требуется. Это, например, сочетание красного и зеленого или сочетание фиолетового и желтого. В данном способе можно использовать и дополнительные цвета. Для этого необходимо нарисовать уже не треугольник, а прямоугольник. Вращая эту фигуру по кругу, художник будет получать сочетание дополнительных цветов. Таким способом можно создать не только четыре цвета, но также и шесть, и восемь.
Это более сложное сочетание оттенков, но оно тоже имеет место. И, пожалуй, самым ярким примером использования этих сочетание опять же будет являться жостовская роспись.
Изделие, которое будет выполнено с помощью такой техники, получится ярким, и в нем можно будет встретить практически все цвета оттеночного круга.
Порядковые краски
И последнее правило, на котором хотелось бы остановиться — это гармония аналогичных цветов. Если художник возьмет стоящие рядом друг с другом оттенки, то он получит гармонию аналогичных красок.
Три цвета рядом друг с другом, например желтый, желто-зеленый и зеленый, дадут художнику идеальную композицию. Аналогичных цветов для еще одного примера здесь нет, потому как все цвета, близкие друг другу, создают отличное сочетание.
Упражнения для закрепления материала
Чтобы усвоить любую теорию, ее необходимо как можно раньше применить на практике. Цветовая композиция не является исключением, поэтому вот ряд заданий, которые помогут любому творцу быстрее разобраться с идеальными сочетаниями:
- Создание своего круга. В современном мире есть большое количество цветов и оттенков, поэтому нет никакой необходимости создавать все самим. Но, несмотря на это, чтобы создать максимально точное сочетание, лучше составить свой круг. Для этого потребуется взять три краски: красную, желтую и синюю. Основываясь на представленном выше примере, необходимо смешивать оттенки различными пропорциями. Это позволит создать индивидуальный круг, на который можно будет в дальнейшем опираться.
- Создание натюрмортов. Данный жанр является одним из самых легких в создании потому, что не нужно брать картину из головы, и модель совершенно неподвижна. Необходимо написать натюрморт из теплых цветов, а после — из холодных. И только потом художник может приступать к третьей картине, к созданию гармоничного сочетания.
- Времена года. Лучше всего просматриваются идеальные композиции в самой природе. Творцу только остается подобрать правильный оттенок при создании картин на тему: осень, зима, весна и лето.
Не стоит думать, что данные упражнения помогут только художникам. На самом деле, такая работа облегчит дальнейшее творчество и архитектору при создании интерьера, и фотографу при обработке снимков, и даже дизайнеру при проектировке любого здания.
Композиция в живописи. Цвет
29 марта 2018
Основы рисованияОдин из самых сложных вопросов композиции — это композиция цвета в картине. Говоря о композиции линий, мы говорим о силуэте и линиях, его очерчивающих. Но кроме контура силуэт имеет также и площадь, фигуру, которая залита цветом. Чем он интенсивнее (например, красный), тем сильнее он действует на глаз, и такой силуэт воспринимается как яркое пятно. Это дает возможность компоновать различные оттенки, создавая тем самым произведения колоритные, а не просто раскрашенные под фотографию.
В картине «Портрет инфанты Маргариты» работы великого испанского художника Веласкеса красные банты в волосах и на груди инфанты своей формой и цветом выделяют лицо, обращая на него основное внимание, подчеркивая его бледность, хрупкость, прозрачность по контрасту с яркими пятнами красного.
Очень интересно проследить этот закон композиции в работах М. А. Врубеля. Красный цвет платья девочки («Девочка на фоне персидского ковра») то там, то здесь появляется на полотне. Это красный разных оттенков, насыщенности — от темно-вишневого до нежного бледно-розового.
Девочка на фоне персидского ковра. М. Врубель, 1886. Холст, маслоРазличные школы живописи по-разному решали вопросы цветовой композиции, и разные мастера понимали их каждый по-своему. Вообще в вопросах колорита чрезвычайно сильно сказываются индивидуальные склонности художников, личный вкус и ощущения, воспитание, исторические условия, национальные традиции, даже физическое строение глаза. Однако среди этого моря разнообразия можно отыскать общие принципы.
Композиция цвета основывается на гармонии, на определенной гамме красок, на подчиненности общему тону. Общий цветовой тон, как некая доминанта, влияет на все, связывает и пронизывает все цвета, образуя тем самым определенный красочный строй. Все многообразие, все богатство оттенков, борьба контрастов, лепка объемов должны заключаться внутри этого доминирующего общего строя.
Это вы можете видеть и на древнерусских иконах (например, иконы Дионисия) и на произведениях Рембрандта, Коро, Милле и многих других.
В портрете Ренуара «Девушка с веером», например, тени не просто черные. Каждая тень имеет свой цвет, в то же время родственный целому. В результате тени не дробят общую форму, а сохраняют цельность ее силуэта.
Также интересно вспомнить портрет герцогини де Бофор работы английского художника Т. Гейнсборо. Здесь во всем звучит голубой цвет, который как бы проникает всюду, отбрасывая рефлексы и на лицо и на плечи.
Портрет герцогини де Бофор (Дама в голубом). Т. Гейнсборо, около 1780. Холст, маслоХочется напомнить еще раз, что хотя пятна света и тени образуют единый цветовой силуэт, изменения, происходящие в тенях и полутенях, это не просто утемнения за счет увеличения содержания коричневого или черного цвета, а качественно иные цветовые пятна.
Посмотрите автопортрет П. П. Кончаловского в желтой рубашке.
Автопортрет (в желтой рубашке). П. Кончаловский, 1943. Холст, маслоЖивописец лепит форму не светлым и темным, а цветом. Особенно важно это понимать при изображении тени. Тень имеет свой декоративный силуэт, она должна быть прозрачной и звучной. В тени все сближено и слито по тону, тень не выносит пестроты. Но ничто не требует такой большой работы, как изображение тени.
Над тенями нужно работать все время. Чем больше художник к ним возвращается, тем они становятся глубже и красивее. Об этом писал Ченнино Ченнини. Недаром и Делакруа говорил, что тот художник, который напишет хорошо тень, — напишет все! Большим мастером лепки живописной формы светом и тенью был Рембрандт.
Саския ван Эйленбюрх. Рембрант, 1633. Дуб, маслоКартина Делакруа «Свобода на баррикадах» выдержана в более темной гамме, однако национальное трехцветное знамя в руках Свободы горит ярким пламенем, красные и голубые отсветы от него можно видеть на фигурах героев, лежащих у ног молодой женщины.
Свобода, ведущая народ. Делакруа, 1830. Холст, маслоВ картине «Боярыня Морозова» Суриков передает не только общую цветовую гамму московского зимнего пейзажа с голубыми рефлексами на снегу и голубой дымкой вдали.
Боярыня Морозова. В. Суриков, 1884-1887. МаслоКостюмы московских людей, плотно поставленных в ряд, образуют как бы сплошную красочную ткань: красная шубка Урусовой, темно-малиновый узорчатый платок старухи, желтый платок боярышни и красивый, как самоцвет, синий цвет ее шубки. Недаром картину сравнивали с восточным ковром. Чередование чистых красок вносит ритм, красочная гармония в известной степени «снимает» безысходность трагедии, которая свершается на наших глазах. И в этом сказывается значение колорита в композиции холста.
В картине Врубеля «Сирень» роль цвета особенно велика. Куст сирени превращается у него в таинственный костер, горящий синим и лиловым пламенем.
В картине наглядно передано, как женская фигура рождается из лилового тумана, из поэтической мечты художника. Вместе с тем мелкая кружевная узорчатая сирень кристаллизуется, вибрирующие краски превращаются в драгоценные самоцветы. Нежные оттенки лилового строят картину Врубеля.
Великое дело — умение лепить форму цветом. Однако если это умение ограничивается лепкой ради лепки и дробит силуэты, рушит композиционную цельность, тогда оно оборачивается дурной стороной — картина становится, как это ни странно, в общем серой или черной, несмотря на присутствие многокрасочных и пестрых частей и деталей.
Композиция цвета — тончайшая вещь. Глубокое владение ее тонкостями и позволяло великим художникам творить чудеса. Например, Веласкес сочетал серые, серо-розовые, серо-зеленые, серо-голубые и черные тона, сдерживая яркие, подчиняя их суровой, строгой гамме, и при этом добивался величайших живописных эффектов, которые по праву считаются подлинным живописным волшебством. Стало быть, многое зависит от цветовых отношений. Конечно, у Веласкеса хорошо не только это. У него великолепно все: и рисунок, и сама манера письма — легкая, изящная и очень простая, не говоря уже о шекспировском проникновении в характер и знании глубины человеческой психологии, способности к разоблачению сильных мира сего — королей, придворных, низведении их до шутов человеческой истории и в то же время умении наделить карликов, шутов, блаженных и несчастных, физически уродливых людей человеческим достоинством и величием души.
Начинающему художнику не сразу удается овладеть искусством композиции. Он невольно впадает в одну из двух крайностей. Либо прибегает к одряхлевшим, академическим схемам, главный предмет ставит в центре картины, по сторонам от него две кулисы, или композиция у него тянется фризом с однообразным назойливым ритмом. Либо наоборот, композиция вовсе исчезает, в картине побеждает случайность, при отсутствии пластического мотива она рассыпается на куски, бесформенна и похожа на кадр, наобум снятый фотоаппаратом.
Цвет в композиции | Информация для студентов
- Что такое цвет?
- Физика цвета
- Основные цвета
- Цветовой тон, яркость, насыщенность, светлота
- Теплые и холодные цвета
- Психология цвета, значение цвета
Что такое цвет?
Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения (см. физика цвета).
Цвет доступен не всем животным на Земле. Полное цветное зрение есть у птиц и приматов, остальные в лучшем случае различают некоторые оттенки, в основном красный.
Появление цветного зрения связано с образом питания. Считается, что у приматов оно появилось в процессе поиска съедобных листьев и зрелых плодов. В дальнейшей эволюции цвет стал помогать человеку определять опасность, запоминать местность, различать растения, определять по цвету облаков надвигающуюся погоду.
Цвет, как носитель информации, в жизни человека стал играть огромную роль.
Цвет – как символ. Информация о предметах или явлениях, окрашенных в определенный цвет, объединились в образ, который сделал из цвета символ. Этот символ меняет свое значение от ситуации, но всегда понятен (он может быть не осознан, но принят подсознанием).
Пример: красный в «сердечке» — символ люби. Красный цвет светофора – предупреждение об опасности.
С помощью цветовых образов можно донести до читателя больше информации. Это лингвистическое понимание цвета.
Пример: Надел я черный цвет,
В душе надежды нет,
Постыл мне белый свет.
Цвет вызывает эстетическое удовольствие или неудовольствие.
Пример: Эстетика выражается в искусстве, хоть оно состоит не только из цвета, но и формы и сюжета. Вы, не зная почему, скажете, что это красиво, а это искусством назвать нельзя.
Цвет влияет на нашу нервную систему, заставляет учащается или замедляться сердцебиение, влияет на обмен веществ и т. д.
Например: в комнате, выкрашенной в синий цвет кажется прохладней, чем есть на самом деле. Потому что, синий замедляет наше сердцебиение, погружает нас в покой.
С каждым столетием цвет все больше и больше несет для нас информации, и теперь есть такое понятие как «цвет культуры», цвет в политических движении и обществ. [1]
Физика цвета
Как такового цвета в природе не существует. Цвет — продукт умственной переработки информации, которая поступает через глаз в виде световой волны.
Человек может отличить до 100 000 оттенков: волны от 400 до 700 миллимикрон. Вне различимых спектрах лежат инфракрасный ( с длинной волны более 700 н/м) и ультрафиолет (с длинной волны меньше 400 н/м).
В 1676 г И. Ньютон провел эксперимент по расщеплению светового луча с помощью призмы. В результате он получил 7 явно различимых цветов спектра.
Цвет | Длина волны в н/м |
Красный | 800-650 |
Оранжевый | 640-590 |
Желтый | 580-550 |
Зеленый | 530-490 |
Голубой | 480-460 |
Синий | 450-440 |
Фиолетовый | 430-390 |
Эти цвета часто сокращают до 3 основных (см. основные цвета)
Волны имеют не только длину, но и частоту колебаний. Эти величины взаимосвязаны, поэтому задать определенную волну можно либо длиной, либо частотой колебаний.
Получив непрерывный спектр, Ньютон пропустил его через собирающую линзу и получил белый цвет. Тем самым доказав:
1 Белый цвет состоит из всех цветов.
2 Для цветовых волн действует принцип сложения
3 Отсутствие света ведет к отсутствию цвета.
4 Черный – это полное отсутствие цвета.
В ходе экспериментов было выяснено, что сами предметы цвета не имеют. Освещенные светом, они отражают часть световых волн, а часть поглощают, в зависимости от своих физических свойств. Отраженные световые волны и будут цветом предмета.
(Например, если на синюю кружку посветить светом, пропущенным через красный фильтр, то мы увидим, что кружка черная, потому что синие волны блокируются красным фильтром, а кружка может отражать только синие волны)
Получается, что ценность краски в ее физических свойствах, но если вы решите смешать синий, желтый и красный (потому что остальные цвета можно получить из комбинации основных цветов (см. основные цвета) ), то получите не белый цвет (как если бы вы смешали волны), а неопределенно темный цвет, так как в данном случае действует принцип вычитания.
Принцип вычитания говорит: любое смешивание ведет к отражению волны с меньшей длиной.
Если смешать желтый и красный, то получится оранжевый, длина волны которого меньше длины волны красного. При смешивании красного, желтого и синего получается неопределенно темный цвет – отражение, стремящееся к минимальной воспринимаемой волне.
Этим свойством объясняется маркость белого цвета. Белый цвет – отражение всех цветовых волн, нанесение любого вещества ведет к уменьшению отражения, и цвет становится не чисто белым.
Черный же цвет наоборот. Чтобы выделиться на нем, нужно повысить длину волны и количество отражений, а смешивание ведет на понижение волны. [1]
Основные цвета
Основные цвета – это цвета, с помощью которых можно получить все остальные.
Это КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ
Если смешать между собой красные, синие и желтые цветовые волны, то получится белый цвет.
Если же смешать красную, желтую и синюю краски, то получится темно-неопределенный цвет (см. физика цвета).
Эти цвета разные по светлоте, в которой яркость на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите контраст.
Сложно представить себе яркий темно — желтый цвет, как яркий светло — красный. За счет яркости в разных диапазонах светлоты создается огромная гамма промежуточных ярких цветов.
КРАСНЫЙ+ЖЕЛТЫЙ=ОРАНЖЕВЫЙ
ЖЕЛТЫЙ+СИНИЙ=ЗЕЛЕНЫЙ
СИНИЙ+КРАСНЫЙ=ФИОЛЕТОВЫЙ [1]
Цветовой тон, яркость, насыщенность, светлота
Тон – это основная характеристика, по которой называют цвета.
Например, красный или желтый. Существует обширная палитра цветов, основой которой являются 3 цвета (синий, желтый и красный), они, в свою очередь, являются сокращением от 7 основных цветов радуги (потому что, смешивая основные цвета можно получить недостающие 4)
Тона получают смешиванием в разных пропорциях основных цветов.
Тона и оттенки – синонимы.
Полутонами называется незначительное, но уловимое глазом изменение в цвете.
Яркость — характеристика восприятия. Она определяется нашей скоростью выделения одного цвета на фоне других.
Яркими считается «чистые» цвета, без примеси белого или черного. У каждого тона максимальная яркость наблюдается при разной светлоте: тон/светлота.
Это утверждение верно в том случае, если рассматривать линейку оттенков одного цвета.
Если же выделять наиболее яркий оттенок среди других тонов, то более яркими будут цвет как можно больше разнящийся по светлоте с остальными.
Насыщенность (интенсивность) – это степень выраженности определенного тона. Понятие действует в переделе одного тона, где степень насыщенности измеряется степенью отличия от серого: насыщенность/светлота
Это понятие так же связано с яркостью, так как самый насыщенный тон в своей линейке будет самым ярким.
По шкале светлоты видно, что чем больше насыщенность, тем светлее тон.
Светлота – это степень отличия цвета от белого и черного. Если разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым, значит цвет светлый. Если наоборот – темный. Если разница между черным и белым равны, то цвет средний по светлоте.
Для более удобного определения светлоты цвета, без отвлечения на тон, можно перевести цвета в черно-белый вариант:
Светлота важное свойство цвета. Определение темного и светлого очень древний механизм, он наблюдается у простейших одноклеточных животных, для различения света и темноты. Именно эволюция этой способности привела к цветному зрению, но до сих пор глаз охотнее зацепляется за контраст светлого и темного, чем за какой-нибудь другой.
Теплые и холодные цвета
Теплые и холодные цвета связанны с атрибутами времен года. Холодными называют оттенки присущие зиме, а теплые — лету.
Это то «неопределенное», что лежит на поверхности при первом столкновении с понятием. Оно верно, но действительный принцип разделения лежит гораздо глубже.
Разделение на холодные и теплые идет по длине волны. Чем короче волна, тем холоднее цвет, чем длиннее волна, тем теплее цвет.
Зеленый является пограничным цветом: оттенки зеленого могут быть холодными и теплыми, но при этом они в своих свойствах сохраняют серединное положение.
Зеленый спектр самый комфортный для глаза. Наибольшее количество оттенков мы различаем именно в этом цвете.
Цвет | Длина волны в н/м |
Красный | 800-650 |
Оранжевый | 640-590 |
Желтый | 580-550 |
Зеленый | 530-490 |
Голубой | 480-460 |
Синий | 450-440 |
Фиолетовый | 430-390 |
Почему именно такое разделение: на холодные и теплые? Ведь волны не имеют температуры.
Сначала деление было интуитивно, потому что действие коротковолновых спектров успокаивает. Чувство вялости напоминает состояние человека зимой. Длинноволновые спектры, наоборот, способствовали активности, что похоже на состояние летом. (см. психологию цвета)
С основными цветами понятно. Но есть множество сложных оттенков, которые также относят к холодным или теплым.
Влияние светлоты на температуру цвета.
Для начала определим: холодными или теплыми являются черный и белый цвета?
Белый цвет – это присутствие всех цветов одновременно, это значит, что он наиболее сбалансирован и нейтрален по температуре. По своим свойствам к нему стремится зеленый. (мы можем различить огромное количество белых оттенков)
Черный цвет – отсутствие цветов. Чем короче волна, тем холоднее цвет. Черный достиг апогея – его длина волны – 0, но в связи с отсутствием волн, его также можно причислить в разряд нейтральных.
К примеру, возьмем красный цвет, который является определенно теплым, рассмотрим его светлые и темные оттенки.
Самым теплым будет «чистоволновый», насыщенный, яркий красный цвет (который посередине).
Как получается более темный оттенок красного?
Красный смешивается с черным — перенимает часть его свойств. Точнее, в данном случае, нейтральный смешивается с теплым и остужает его. Чем выше степень «разбавления» красного черным, тем температура бордового ближе к черному.
Как получается более светлый оттенок красного (розовый)?
Белый своей нейтральностью разбавляет теплый красный цвет. За счет этого красный теряет «количество» тепла, в зависимости от пропорции смешивания.
Цвета, разбавленные черным или белым, никогда не перейдут из категории теплых в холодные: они лишь приблизятся к нейтральным свойствам.
Цвета нейтральные по температуре
Нейтральными по температуре можно назвать цвета, имеющие холодный и теплый оттенок в одной светлоте. Например: тон/светлота
[1]
Цветовые контрасты
При соотношении двух противоположностей, по какому либо качеству, свойства каждого из группы приумножается. Так, например, длинная полоска кажется еще длиннее рядом с короткой.
При помощи 7 контрастов можно подчеркнуть в цвете то или иное качество.
Существует 7 контрастов:
1 Контраст по тону построен на разнице между цветами. Он представляет собой комбинирование цветов, приближенных к определенным спектрам.
Этот контраст влияет на подсознание. Если рассматривать цвет, как источник информации об окружающем мире, то такое сочетание будет нести информационное послание. ( а в некоторых случаях вызывать эпилепсию).
2 Контраст светлого и темного. Самым выразительным примером является сочетание белого и черного.
Прекрасно подойдет для достижения эффекта определенности.
Как уже говорилось в статье о светлоте цвета: разницу между светлым и темным увидеть проще, чем соотнести оттенки. За счет этого контраста можно достичь объемности и реалистичности изображения.
3 Контраст холодного и теплого основан на разнице «тормозящих» и возбуждающих цветов. Для создания теплового контраста цвета, в чистом виде, цвета берутся одинаковые по светлоте.
Этот контраст хорош для создания образов с разной активностью: от «снежной королевы» до «борца за справедливость».
4 Контраст дополнительных цветов. Дополнительными называют цвета, при смешивании которых получается серый цвет. Если смешивать спектры дополнительных цветов, то получается белый цвет.
В круге Иттена, эти цвета стоят напротив друг друга.
Это наиболее сбалансированный контраст, так как вместе дополнительные цвета достигают «золотой середины» (белого), но проблема заключается в том, что они не могут создать ни движения, ни достижения цели. Поэтому эти сочетания редко используется в повседневности, так как создают впечатление накала страстей, а в таком состоянии тяжело находиться долго.
А вот в живописи этот инструмент весьма уместен.
5 Симультанный контраст – его не существует вне нашего восприятия. Этот контраст более других подтверждает стремление нашего сознания к золотой середине.
Симультанный контраст – это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.
Более всего это проявляется в сочетание черного или серого с ароматичными (отличным от черно-белого) цветами.
Если сосредоточенно смотреть на каждый серый прямоугольник по очереди, дожидаясь, когда глаз устанет, то серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону.
На оранжевом, серый примет синеватый оттенок,
На красном – зеленоватый,
На фиолетовом – желтоватый оттенок.
Этот контраст скорее вреден, чем полезен. Для его погашения следует в изменяемый цвет добавить оттенок основного. Точнее, если в серый цвет добавить желтизны и определить его на оранжевый фон, то симультанный контраст сведется к нулю.
6 Контраст по насыщенности. С понятием насыщенности можно ознакомиться здесь.
Добавлю, что к ненасыщенным цветам могут также относиться затемненные, засветленные, сложные не яркие цвета.
Чистый контраст по насыщенности строится на основе разницы между ярким и не ярким цветами в одной светлоте.
Этот контраст дает ощущение выдвижения вперед ярких оттенков на фоне не ярких. С помощью контраста по насыщенности можно подчеркнуть деталь гардероба, расставить акценты.
7 Контраст по размеру цветовых пятен. Основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики.
Замечено, что для достижения гармонии светлого должно быть меньше, чем темного.
Чем светлее пятно на темном фоне, тем меньше для равновесия оно занимает пространства.
При цветах равных по светлоте пространство, занимаемое пятнами, равно. [1]
Цветовые сочетания
Гармония цвета
Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. При подборе гармоничных сочетаний легче пользоваться акварельными красками, а имея определенные навыки подбора тонов на красках, нетрудно будет справиться и с нитками.
Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра.
На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета — красный, желтый, зеленый, синий. Говоря о «чистом цвете», подразумевают, что он не содержит в себе оттенков других, соседних с ним в спектре цветов (например, красный цвет, в котором не замечается ни желтого, ни синего оттенков).
Далее на круге между чистыми цветами располагают промежуточные или переходные цвета, которые получают, смешивая попарно в различных пропорциях соседние чистые цвета (например, смешав зеленый с желтым, получают несколько оттенков зеленого цвета). В каждом спектре можно расположить по 2 или 4 промежуточных цвета.
Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета, например, синий, голубой, темно-синий и т. д. Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные — с внешней. Заполнив цветовой круг, можно заметить, что в одной половине круга расположены теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), а в другой половине — холодные (синий, голубой, фиолетовый).
Зеленый цвет может быть теплым, если в нем есть примесь желтого, или холодным — с примесью синего. Красный цвет также может быть теплым — с желтоватым оттенком и холодным — с синим оттенком. Гармоничное сочетание цветов заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в согласованности различных цветов и оттенков между собой. Наиболее простым способом определения гармоничных сочетаний цветов является нахождение этих цветов на цветовом круге.
Выделяют 4 группы цветовых сочетаний.
Монохромные — цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.
Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3-4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый.
Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми), декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени.
Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.
Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый).
Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.
Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.
Контрастные цвета. Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.
Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При соприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их.[2]
Поделиться ссылкой:
Похожее
Искусство создания цветовых композиций в интерьере
Создать красивый интерьер мечтает каждый. Однако подобрать обои и мебель бывает недостаточно и хочется внести изюминку в дизайн своего дома, квартиры, кабинета. Интерьер становится оригинальным, стильным и уютным, когда вы правильно подобрали аксессуары: шторы, картины, покрывала, салфетки и другие предметы декора. Сегодня хочу рассказать о искусстве цветовых сочетаний, которые применяют дизайнеры интерьеров и другие люди творческих профессий. Эти простые правила помогут вам стать дизайнером-художником собственного дома или квартиры.
Создание цветовых композиций базируется на правилах, придуманных художником Иоганнесом Иттеном. Именно он разработал цветовой круг и описал правила создания композиций. Вы можете видеть это круг на рисунке ниже и всегда использовать его для создания новых цветовых комбинаций. Он поможет, когда вы подбираете декор в интерьере, создаете праздничную атмосферу дома или просто думаете о том какой выбрать цвет…
Начнем разбирать основные правила построения цветовых композиций. Цвета, которые Вы видите в круге сочетаются между собой. Когда я говорю цвета, то имею ввиду весь спектр оттенков радуги от светло-желтого до темно-фиолетового. Однако оттенки белого, серого и черного не являются цветами, их называют ахромами, и их можно добавлять к любой выбранной вами цветовой композиции.
Рассмотрим 5 основных правил:
Первое правило называется аналоговая цветовая гармония. Цвета, которые находятся в круге рядом друг с другом, а также цвета в одном спектре разные по тональности – сочетаются между собой. Выглядит оно так:
Несколько примеров этого сочетания в дизайне интерьера:
Следующее цветовое сочетание называется – контрастное. Цвета, которые находятся друг на против друга в круге создают контрастную композицию. Такое сочетание зачастую выглядят ярко, насыщено и подходят для тех, кто хочет оживить интерьер и сделать его более красочным и живописным.
Следующее правило — триадное сочетание цветов или проще говоря правило равнобедренного треугольника. Создается следующим образом: три цвета равноудаленные друг от друга в круге — образуют цветовую гармонию. Такие композиции оживляют интерьер. Добавив яркие предметы декора: картины, подушечки, салфетки, подсвечники, комната заиграет и станет стильной и необычной.
Для любителей сложных сочетаний и ярких интерьеров осталось два интересных правила.
Двойная, разделенная контрастная гармония или правило квадрата. Цветовое сочетание выглядит таким образом, когда четыре равноудаленных цвета в круге комбинируют между собой. Такие сочетания выглядят очень стильно и тщательно продуманно, как будто создавал дизайнер с очень тонким и креативным вкусом.
Двойная разделенная контрастная цветовая гармония или правило прямоугольника. Оно создается таким образом, сочетая два подобных цвета на одной стороне круга и два подобных цвета расположенных на другой стороне круга.
Хочу заметить, что, используя сложные цветовые сочетания, Вы можете использовать не полную гармонию, а только ее часть. Например, из четырех цветов оставить три подходящих вам цвета, а один не использовать.
Желаю новых творческих успехов, уюта и красоты в Вашем доме.
Наука о цвете и живопись — А. С. Зайцев
Цветовая композиция
Комбинация цветовых пятен, построенная с учетом всех рассмотренных закономерностей цветовой гармонии, будет все же ограничена в ее эстетической значимости и эмоциональной содержательности, если она не подчинена творческой задаче более высокого порядка, если не служит раскрытию образного содержания. Орнамент, равно как и абстрактная картина, может привлекать нас своей декоративностью, быть приятным для глаза. Но сочетание цветов, например, в древнерусской иконе, подчиненное, помимо того, требованиям иконографии и церковной символики, отражающее идеалы народной эстетики, будет по содержанию неизмеримо богаче простого орнаментального сочетания красочных пятен.
Еще более сложной будет роль, смысл и выразительность цветовых сочетаний в живописи, например, Рембрандта, Веласкеса, Сурикова и других мастеров, у которых цвет подчинен принципам светотени, обладает пространственно-фактурными качествами. И если мы будем дальше рассматривать влияние на цветовую гармонию светотени, фактуры, пространства, предметной формы и т. д., то мы все больше и больше будем удаляться от цветовой гармонии в ее чистом виде. Однако за этими средствами художественной выразительности гармония не утрачивается совсем, а приобретает новое качество или новый уровень, который мы называем цветовой композицией.
Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важных для понимания образного содержания картины местах, участвовать в организации пространства, определять последовательность зрительного восприятия. Если цветовая гармония может рассматриваться как преимущественно формальная категория, касающаяся внешней привлекательности сочетания красочных пятен, то цветовая композиция есть организация цвета в первую очередь соответственно логике изображаемых предметов, смыслу образного содержания.
Очень существенна и важна для построения цветового изображения в целом способность цветовой композиции создавать за счет светлоты, цветового тона и насыщенности собственный рисунок. На таблице 30 приведены образцы, состоящие из набора одинаковых цветных квадратов. На верхнем образце квадраты расположены в таком порядке, что одни из них, будучи более темными, образуют фигуру в виде буквы «О», воспринимаемую как бы на фоне остальных квадратов. На нижнем образце эти же квадраты расположены в ином порядке, и мы уже не воспринимаем рисунка. Этот принцип цветовой композиции важную роль играет в мозаике.
Для качества цветовой гармонии не имеет значения, соответствуют или нет ее отдельные цвета предметному содержанию. Можно написать натюрморт, в котором будет малинового цвета огурец, оранжевый кочан капусты и т. д., и при этом будет вполне возможным гармоническое сочетание цветов. Но композиционная функция цвета окажется здесь, по существу, снятой; цветовая гармония будет оторвана от предметной формы и затруднит сюжетное прочтение мотива — правда, это будет иметь место только в случае с предметами, обладающими устойчивой предметной, естественной окраской, где цвет имеет значение для смыслового прочтения сюжета.
Таблица 30. Выявление формы средствами цветаОчень существенна и важна для построения цветового изображения в целом способность цветовой композиции создавать за счет светлоты, цветового тона и насыщенности собственный рисунок. На таблице приведены образцы, состоящие из набора одинаковых цветных квадратов. На верхнем образце квадраты расположены в таком порядке, что одни из них, будучи более темными, образую фигуру в виде буквы «О», воспринимаемую как бы на фоне остальных квадратов. На нижнем образце эти же квадраты расположены в ином порядке, и мы уже не воспринимаем рисунка.
Цвет неба, например, в изображении может быть любого цветового тона — от бело-молочного до черного и от киноварно-красного до бирюзово-зеленого, и все-таки мы более привыкли к небу голубому или серому, такому, каким оно чаще всего и бывает. Яблоко в зависимости от сорта и степени зрелости также может иметь самый различный цвет, и все же в обычном представлении цвет яблока желто-зеленый или краснооранжевый. Что касается предметов искусственной окраски, то их цвет может быть еще более случайным, и здесь от художника также требуется продумать вопрос о том, какой цвет лучше придать тому или иному предмету как части композиции. Этот вопрос не возникает при работе с натуры, но при сочинении композиции он играет важную роль.
Цветовая композиция особенно важна при работе над натюрмортом, где художник, исходя из цвета, составляет в некое единство предметы, подчиняя их принципам цветовой гармонии и логике художественной формы. Как показывают приводимые таблицы, даже в пределах четырех данных цветов возможна их различная композиционная организация. Схематически на таблицах изображены: пирамида, куб, горизонтальная поверхность, на которой стоят предметы, расположенная за ними вертикальная плоскость стены с проемом и висящим на ней круглым предметом. С точки зрения качества цветовой гармонии все четыре образца, очевидно, мало чем отличаются друг от друга. Но в интересах более глубокого решения образной задачи небезразлично, какой цвет придать стене, какой пирамиде и т. д. От этого, как мы видим, зависит пространственность изображения, последовательность восприятия, узнаваемость предмета, а в конечном итоге — образно-содержательная ценность произведения.
Цветовая композиция требует и соответствующей ритмичной организации цветовых пятен на плоскости. Бессистемное нагромождение большого числа красок, даже с учетом их взаимодополнительности, создает пестроту и затрудняет восприятие основной мысли художественного произведения. Можно условно выделить два основных типа расположения цветовых пятен: по принципу субординации и по принципу равнозначности.
В первом случае картина представляет собой плоскость, содержащую два-три или несколько крупных цветовых пятен, которые по их положению в круге образуют большие и средние интервалы, например: красный и зеленый, синий и желтый.
Эти цветовые пятна не соответствуют по своим очертаниям какой-либо предметной форме. Внутри этих пятен имеет место дифференциация цвета соответственно малым интервалам — так, например, в пределах красного пятна могут быть оранжевый, алый красный, малиновый красный, фиолетовый; в пределах зеленого — желто-зеленый, изумрудно-зеленый. Эта дифференциация в малых интервалах не будет нарушать, однако, общего впечатления красного и зеленого. Систему можно развивать и дальше, развертывая каждый из цветов в гаммы — так, желто-зеленый, например, непрерывно переходит в чистозеленый, оранжевый в красный. Дифференциация в пределах больших и средних интервалов возможна не только по цветовому тону, но также по светлости и насыщенности.
С построением цветовой композиции по принципу субординации мы встречаемся почти всегда в классической живописи. Возьмем для примера картину Рафаэля «Мадонна в зелени». В ней четко воспринимается пять основных цветовых зон: красная и синяя (одежда), охристо-зеленая (растительность), желтая (цвет тела), голубая (небо и дали). Сочетание этих цветовых зон образует большие и средние интервалы, которые сразу овладевают вниманием зрителя. Градации по цветовому тону, светлоте и насыщенности, как и изменения в пределах малых интервалов, воспринимаются уже во вторую очередь как подчиненные. Благодаря такой организации цвета картина приобретает ясную, четко воспринимаемую цветовую композицию.
Таблица 31. Различные решения цветовой композицииКомпозиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важных для понимания образного содержания картины местах, участвовать в организации пространства, определять последовательность зрительного восприятия. Если цветовая гармония может рассматриваться как преимущественно формальная категория, касающаяся внешней привлекательности сочетания красочных пятен, то цветовая композиция есть организация цвета в первую очередь соответственно логике изображаемых предметов, смыслу образного содержания.
На таблице 31 приведены образцы, состоящие из набора одинаковых цветных квадратов. На верхнем образце квадраты расположены в таком порядке, что одни из них, будучи более темными, образуют фигуру в виде буквы «О», воспринимаемую как бы на фоне остальных квадратов. На нижнем образце эти же квадраты расположены в ином порядке, и мы уже не воспринимаем рисунка. Этот принцип цветовой композиции важную роль играет в мозаике.
Таблица 32. Палитра, основанная на смешении цветов по кругу и черно-белой осиТаблица 33. Палитра Ван Гога, основанная на смешивании взаимодополнительных цветов и их разбела утемнениемПодобная принципиальная система смешения красок или палитра была господствующей в течение довольно длительного времени, и ею пользовались многие художники еще и в XIX веке. Особо рациональное отношение к палитре было свойственно Эжену Делакруа. В основе его системы лежит полутон, понимаемый им как предметный цвет, который подвергается различным модификациям под воздействием света, тени и рефлексов. Он коллекционировал и классифицировал постоянно наблюдаемые им в натуре полутона и выражал их через соответствующие красочные смеси.
Как противоположный тип цветовой композиции можно рассмотреть пример, когда основные зоны цвета слабо контрастируют между собой по цветовому тону, содержат внутри себя отношения малых интервалов. В качестве примера можно привести пейзаж К. Коро «Воз сена», в котором отсутствуют большие интервалы и все полотно заполнено отношениями в пределах малых интервалов. Такая цветовая композиция хорошо передает в пейзаже состояние, насыщенность воздухом, она в большей мере связана с живописной трактовкой цвета.
Рассмотренные выше два типа цветовой композиции представляют лишь крайние варианты, между которыми возможны еще и промежуточные.
Советы для флористов и не только…
Добрый день дорогие мастера и гости нашей любимой площадки.
Как и многие мастера занимающиеся дизайном, декором, флористикой и другим творчеством использующих цветы в своей работе, иногда сталкиваюсь с трудностью сочетания цветовой гаммы и цветовой композиции при разработке дизайна своих работ.
Очень большое количество информации просмотрела в нашей глобальной сети в этом направлении и вот собрала самое интересное и полезное, надеюсь кому то пригодится тоже!
Правильно составить букет — занятие непростое. Выбирая букет, немногие из нас разбираются, что он означает, ведь языком цветов сегодня владеют лишь избранные. И, хотя сегодня чаще всего цвет букета и его форма выбирается на вкус и предпочтение дарителя, все-таки во многих ситуациях символическое значение букета цветов продолжает сохранять своё значение. Для правильного составления букета, соответствующего определенному событию или поводу очень важно учитывать сочетание различных видов цветов, их цвет, форму, символическое значение и количество.
В современной флористике букеты подразделяются на группы по самым разным признакам:
- по видам праздников, к которым они предназначены: букеты к 8 Марта, букеты ко дню Святого Валентина, букеты и корзины к 23 февраля, букеты ко Дню Победы, пасхальные букеты и композиции, букеты к выпускному вечеру, букеты к 1 сентября, новогодние композиции ;
- по типу сборки и внешнему виду: букет – бидермейер, структурный букет, круглый букет, каскадный (ниспадающий) букет, букет – шар, букет – гламелия, букет – паук, букет из цветов на своих стеблях, букет на проволоке (тейпированный), букет в портбукетнице;
- по получателю: букет для девушки (женщине), букет для мужчины, бизнес – букет, детский букет;
- по количеству цветов: букет из одного цветка, букет из нескольких цветов;
- по характеристике материалов, из которых он создан: букет из живых цветов, композиция из сухоцветов, букет или композиция из искусственных цветов и др.
При составлении цветочной композиции нужно придерживаться нескольких правил.
— Цветы в вазе размещайте свободно, но приблизительно в одной плоскости. Если высота цветов немного отличается, они смотрятся более естественно.
— Декоративные дополнения, которые вы используете для букета, должны гармонировать с цветами или цветущими ветками. Не стоит включать в композицию много декоративной зелени, чтобы основные компоненты не потерялись за ней. Крупные листья и цветы тёмных оттенков размещают в нижней части букета, цветы светлых тонов, ветки и бутоны – в верхней. Если не получаются букеты со сложной композицией, попробуйте делать маленькие экспозиции. Их преимущество – в индивидуальности, интимности. Этот букет будет особенно дорог тому, кому подарен, если в сочетании цветов проявится ваша фантазия.
— Помните, что при составлении любых букетов принято использовать нечётное количество цветов. Чаще всего в композиции 3, 5 или 9 цветов.
— пропорции — казалось бы, о каких пропорциях может идти речь, если цветочная композиция это полет фантазии мастера? Но все же стоит соблюдать пропорции между размерами листьев и бутонами цветов, высотой композиции и сосуда, в котором она находится, габаритами и т.д.
Определить верные пропорции поможет правило «золотого сечения»: всю высоту будущей композиции делят на 8 частей, 5 из них – высота цветов, а 3 – высота сосуда.
Соотношение размеров букета и вазы должно быть примерно следующим: если ваза высокая, цветы должны быть на треть выше её длины, если низкая – на треть выше ширины.
— фокус — любая цветочная композиция должна обладать центральной точкой, привлекающей внимание – фокусной точкой. Это могут быть мелкие соцветия или цветок с крупным бутоном. Фокус располагают не обязательно в центре композиции, это может быть ее вершина, край или основание.
— цветовая гамма — одна из основных характеристик любой цветочной композиции, т.к. именно этот фактор моментально бросается в глаза. мастера при подборе необходимых цветов пользуются цветовым кругом: внутри него все цвета условно делятся на 2 группы (холодные и теплые цвета). Теплые оттенки придают композиции живого, красочного настроения, в то время как холодные – придают уравновешенности и спокойного вида.
Существует четыре основных способа гармоничного сочетания цветовой гаммы.
1.В контрастных (или дополнительных) сочетаниях — используются противоположные в цветовом круге цвета. В современных композициях часто стремятся обыграть окраску цветка и поэтому используют чистые цвета — синие ирисы с оранжевой герберой и т.п. Контрастные сочетания всегда оптимистичны, но не следует делать их слишком яркими. Попробуйте сочетать светлые оттенки нужных цветов и создать композицию в пастельных тонах — розовое с приглушенным голубым, желтовато-коричневое с лиловым. Таким образом можно добиться приглушенного контраста цветов, как в аналогичном сочетании. Можно также использовать сочетание светлого оттенка одного цвета с темным оттенком контрастного цвета.
2. В аналогичных (соседних) сочетаниях- используют два, три или четыре цвета, расположенных на цветовом круге рядом. Такой композиции отчасти свойственно сдержанное очарование. Не обязательно использовать только чистые цвета — здесь важны оттенки, благодаря которым композиция приобретает особую изысканность. Аналогичные сочетания в синих и лиловых тонах могут быть приглушенными и сдержанными, в красных и фиолетовых — жизнерадостными. Белый материал-наполнитель оживит композицию в пастельных тонах. Не нужно брать равное количество каждого цвета — пусть один из них доминирует. В композиции на фотографии оттенки оранжевого и коричневого доминируют над желтым.
3. Монохроматические сочетания — если в букете преобладает один вид цветов, одна окраска с различными оттенками, степенью интенсивности и очертанием их, то такая гармония называется монохроматической; например, когда составляют букет от бледно-розовых к темно-розовым тонам. Фон для такого букета, составленный в переходной гамме одной тональности, должен быть или нейтральным, или с оттенком основной краски букета. Лучше, когда задний фон будет темнее и тусклее для ярких цветов и светлее и ярче для темных.
Важно не забывать, что ограниченный выбор цвета предъявляет большие требования к форме композиции — старайтесь использовать растительный материал разной формы, размера, текстуры и т.п.
4. В полихроматических (или радужных) сочетаниях используют цвета из всех или из разных частей цветового круга. Летом иногда собирают цветы и объединяют их в многоцветную, как радуга, композицию. Результат сочетания красного и лилового, желтого и синего, оранжевого и фиолетового не всегда бывает удачным. Прежде всего такое сочетание может оказаться кричащим, поэтому обычно разумнее подбирать более бледные оттенки цветов. Во-вторых, композиция может выглядеть пятнистой — избегайте равномерного распределения цветов в букете. Выберите несколько основных цветов, а другие используйте как подчиненные — пусть в них будет окрашен материал-наполнитель, который создает переходы между основными элементами композиции.
несколько советов для составления цветочных композиций под интерьер
Для гостиной подойдут букеты круглой формы, такие букеты романтичны и шикарны. Но не забывайте, что в таком случае букет должен быть объемным, не многоцветным и симметричным. Идеально подойдут лилии, розы, пионы.
Их можно поставить в невысокие объемные вазы на стол, полку или подоконник. Кроме шарообразных букетов весьма недурно будут смотреться высокие композиции из классических цветов и декоративных веток. Можно к ним добавить пару не пышных перьев. Цвет букета зависит от стиля гостиной или столовой. Синий, красный – для стиля хай-тек, красный, оранжевый – для викторианского или африканского стиля и т.д.
Для спальни лучше подойдут букеты нежных оттенков, чтобы подчеркнуть умиротворяющую обстановку комнаты. Например, розовые, белые, сиренево-розовые, голубые или нежно-желтые цветы.
Для кухни выберите букеты полевых цветов или свисающие растения. Такие композиции сделают кухню более уютной.
Для ванной и прихожей подберите цветы из материалов, которым не страшна влага. Ванная сама по себе комната с высокой влажностью, прихожая – это место, где оседает пыль и грязь, поэтому ополаскивать цветы придется часто.
Цветочные композиции по стилю
Классический стиль — выбирайте симметричные букеты, в единой цветовой гамме или гамме одной цветовой палитры (например теплые цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, холодные — голубой, синий, фиолетовый. Белый цвет — нейтральный и т.д.)
Однако помните, что слишком резкие контрасты утомляют и раздражают глаза.
Букет в стиле винтаж.
Для того, чтобы получить интерьер в винтажном стиле используйте чуть увядшие розы, пастельных оттенков.
в прованском стиле
выбирайте простые полевые цветы
в стиле минимализма — отдайте предпочтение орхидеям.
Вдохновляйтесь и творите с любовью в сердце…….
С уважением, «Фея Цветов»