название стиля | характеристика стиля |
Канонический 4тыс. до н.э. 332 г.н.э. | Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность. Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью. (пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке) |
Классический 8 в до н.э.- 5 век н.э. | Этот стиль выработался в Античности: Греции, Риме. Лёгкая стройная архитектура Др. Греции несёт в своём художественном строе иной дух героики и значимости человека. Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, соразмерность человеческому маштабу практичность, рационализм, торжественность. (Афинский акрополь, римский колизей) |
Романский 11- 12 в.в. | Массивность, тяжеловестность, грузность, крепостной характер, основное выразительное средство — стела с узкими проёмами — крестово -купальная система. Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях и замках. Главным элементом композиции — донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. (Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе) |
Готический 13 — 14 в.в. | Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу. (собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне) |
Древне — русский 9 — 17 в.в. | Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие. (храм Св. Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире) |
Ренессанс 13 — 17 в.в. | Симметрия, гармония, уравновешенность, геометорическая правильность форм. Важным достижением- создание новой архитектурной формы — этажа. Окна трактуются как глаза здания, фасад — как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство. (храм Санта — Мария дель Фьоре, Палаццо Ручелаи, Микеланджело Буонарроти. Купол собора св.Петра. Рим) |
Барокко 17 век | Причудливый, динамичный, неспокойный, богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато укршены лепниной, живописью, скульптурой. (Ансамбль собора Св. Петра в Риме, Царскосельский дворец, Эрмитаж, Борромини. Церковь Сан Карло алле кватро фонтане. Рим) |
Классицизм 17 — 19 в.в. | «Классиус» — образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность. строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений (дворцовый ансамбль Версаля, стрелки Васильевского острова, Казанский собор) |
Рококо 18век | «Рокайль» — раковина. Утончённость, манерность, роскошь, прихотливая декоративность, орнамент в виде раковины. характерно тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. (Овальный зал отеля Субиз, двоцовые интерьеры Зимнего дворца, Смольный собор) |
Ампир 18век | Стиль империи эпохи Наполеона, суховатость, академизм, строгость, чёткость линий, холодное величие. сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов (Шальгрен. Арка Звезды в Париже, здание главного штаба в Петербурге, Лепер и Гондуэн. Вандомская колонна в Париже.) |
Модерн 19 век | Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле (Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди), Викто́р Орта́ Дом Тасселя (1983), дом Сытина, Особняк С.Рябушинского. Ф.Шехтель. Москва.1902 Модерн – к. XIX — начале XX в; характеризуются различными украшениями домов, скруглениями, уходом от правильных геометрических форм. Использование больших, площадей остекления. Облицовочные поверхности выполняются из декоративного кирпича, керамогранита, а также в отдельных случаях – покраска.( в архитектуре Москвы — Ярославский вокзал, ЦУМ, гостиница Метрополь) |
Современный (контруктивизм, органика, ретро) | Использование новых строительных конструкций, новые строительные материалы, абстракция геометрических форм, эстетизация конструкций. Конструктивизм- конструирования окружающей среды, возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. (Московский планетарий, арх. М. Барща, М. Синявского; Эйфелева башня Г. Эйфель Франция) «органическая архитектура»- утверждать необходимость и приятность для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений с природным окружением. (Оперный театр,Йорн Устцон, Австралия, Сидней ) Ретро стиль -просторные формы, веранды. Наружная отделка дома выполняется из современных материалов, но стилизованная под старину. Здесь присутствует контраст темных цветов и светлых, изломы крыш, ендовы, мансардные окна, просторные лестницы. «хай-тек» («хайтек») — максимальная функциональность. Никаких декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека. Порой демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций и другого антуража «века техники» Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусные галереи(«Рейнбоу сентр» в Ниагара-Фоллс, США, 1978 ) |
Материал по истории по теме Художественные стили различных эпох
Художественные стили различных эпох
Примеры произведений
КЛАССИЦИЗМ
Художественный стиль в европейском искусства XVII — начала XIX веков, важной чертой которого является обращение к образам и формам античного искусства, следование классическим образцам. Как целостная художественная система сложился во Франции в XVII веке в период укрепления и расцвета абсолютной монархии. Классицизм основывался на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира; стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов. в воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (эпопея, трагедия, ода, история, мифология, религиозная картина) и «низких» (сатира, комедия, басня, жанровая картина). В литературе классицизма ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы.
Оды М. В. Ломоносова,
трагедии А. П. Сумарокова и
Я. Б. Княжнина.
БАРОККО
Стиль в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII века; в России — с начала XVII до середины XVIII века, проявившийся в архитектуре, изобразительном искусстве и литературе. Барокко характеризуется усложненным метафоризмом, риторичностью, напрряженностью, которые предполагают наличие резких контрастов, красочных образов, гротеска. Для литературы барокко характерны жанры церковной проповеди и школьной драмы; так называемые периферийные жанры (путешествия, различные литературные сборники). Принципы барочного искусства преломились в различных видах сатиры, романа, поэзии.
Вирши Симеона Полоцкого,
произведения Сильвестра Медведева
в стиле церковно-панегирического барокко, с использованием сложных метафор и аллегорий.
РОКОКО
Художественный стиль, получивший распространение в европейском искусстве XVIII века. Пришел на смену барокко и провозгласил культ легкости, грации и изящества. Рококо охватило все виды искусства. В живописи и поэзии преобладали анакрентические мотивы, бездумная радость жизни. В литературе рококо получили развитие анакреонтика, галантная лирика, различные виды «легкой поэзии», эпиграмма и элегия. Типичным жанром рококо была прозаическая, а затем стихотворная волшебная сказка (поэма). зародившаяся в парижских салонах в самом конце XVII века и развивавшаяся под влиянием переведенного Галаном на французский язык сборника восточных сказок «Тысяча и одна ночь», вызвавшего множество подражаний.
Здесь ею счастлив был я раз —
В восторге сладостном погас,
И время самое для нас
Остановилось на минуту.
(А. Пушкин. Надпись к беседке, 1816)
ИМПРЕССИОНИЗМ
Художественный стиль в искусстве последней трети XIX — начала ХХ века, основанный на принципе фиксации художником своих непосредственных ощущений, переживаний, впечатлений от действительности. Сложился во французской живописи (название возникло после выставки К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце»). Представители импрессионизма стремились к изображению естественного и непредвзято запечатленного мира в его подвижности и изменчивости. Они внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение случайных ситуаций и явлений. Импрессионистов привлекает не столько типичное, сколько особенное и даже единичное в окружающем мире. Писатель мог включать в художественную ткань произведения детали, которые были взяты им наугад и самому не всегда понятны, но внутреннее совпадали с его мыслью. Сочетание «случайных» деталей глубже, проявляло смысл, сообщая повествованию особую яркость и свежесть.
Черты импрессионизма в романах
Г. де Мопассана,
пьесах О. Уайльда,
прозе Б. К. Зайцева.
МОДЕРН
Художественный стиль в искусстве ХХ века, по своей сути противоположный реализму и развивающий традиции романтизма: вместо жесткой связи характеров и обстоятельств, свойственных реалистической эстетике, утверждает самоценность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к ряду причин и следствий. В итоге трансформируется традиционная структура художественного произведения: на смену сюжету, предполагающему причинно-следственную соподчиненность событий, приходят лейтмотивы, ассоциативные связи.
Поэзия
А. Белого,
Ф. Сологуба.
Классификация архитектурных стилей
название стиля
характеристика стиля
1
Канонический
4тыс. до н. э.
332 г. н.э.
Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность. Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.
(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)
2
Классический
8 в до н. э.-
5 век н. э.
Этот стиль выработался в Античности: Греции, Риме. Лёгкая стройная архитектура Др. Греции несёт в своём художественном строе иной дух героики и значимости человека. Главное достижение греческих зодчих — создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, соразмерность человеческому маштабу практичность, рационализм, торжественность.
3.
Романский
11- 12 в. в.
Массивность, тяжеловестность, грузность, крепостной характер, основное выразительное средство — стела с узкими проёмами — крестово — купальная система. Толстые стены, узкие окна — бойниц в монастырях и замках.
(Собор в Вормсе)
4.
Готический
13 — 14 в. в.
Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и ппринимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.
(собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, В Кёльне)
5.
Древне — русский
9 — 17 в. в.
Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие.
(храм Св. Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли,
Дмитриевский собор во Владимире)
6.
Ренессанс
13 — 17 в. в.
Симметрия, гармония, уравновешенность, геометорическая правильность форм. Важным достижением — создание новой архитектурной формы — этажа.
(храм Санта — Мария дель Фьоре, Палацои Ручелаи)
7.
Барокко
17 век
Причудливый, динамичный, неспокойный, богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато укршены лепниной, живописью, скульптурой.
(Ансамбль собора Св. Петра в Риме, Царскосельский дворец, Эрмитаж)
8.
Классицизм
17 — 19 в. в.
«Классиус» — образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность.
(дворцовый анчсамбль Версаля, стрелки Васильевского острова, Казанский собор)
9.
Рококо
18век
«Рокайль» — раковина. Утончённость, манерность, роскошь, прихотливая декоративность, орнамент в виде раковины. Стиль оформления внутренних покоев при дворе Людовика 15.
(Овальный зал отеля Сибуз, двоцовые интерьеры Зимнего дворца)
10.
Ампир
18век
Стиль империи эпохи Наполеона, суховатость, академизм, строгость, чёткость линий, холодное величие.
(арка звёзд в Париже, здание главного штаба в Петербурге)
11.
Модерн
19 век
Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгебающиеся линии орнамента, внешняя декоративность.
(дом Сытина, Рябушинского)
12.
Современный
(контруктивизм,
органика,
ретро)
20 век
Использование новых строительных конструкций, новые строительные материалы, абстракция геометрических форм, эстетизация конструкций.
Тема урока: «Классификация архитектурных стилей» Цель урока: Познакомить учащихся с периодами становления архитектуры. Раскрыть художественный образ архитектурных стилей и их взаимосвязь. Развивать мыслительные способности, связную монологическую речь. Воспитывать интерес к достижением мирового искусства. Форма урока: деловая игра Тип урока: урок введения в тему Оборудование: иллюстрации архитектурных сооружений. Ход урока I. Мы сегодня продолжаем изучать « Язык архитектуры». Тема нашего урока «Кассификация архитектурных стилей». Сегодня мы проследим становление архитектуры, которая прошла четыре эпохи: эпоха Древнего мира, эпоха средних веков, эпоха Нового времени, эпоха Новейшего времени. Каждой эпохе соответствуют определённые архитектурные стили. Урок будет проходить в ыорме деловой игры, на которой присутствуют представителижурналов: «Современник», «Машина времени», «Одиссей», «Волшебный лабиринт». Каждый журнал выбрал эпоху, которую буде сегодня освещать. В своих работах вам надо было ответить на следующие вопросы: 1. Как развивалась архитектура, начиная с Древнейших цивилизаций и заканчивая нашим временем? 2. Каковы отличительные особенности становления архитектурных стилей? 3. Назовите архитектурные сооружения, относящиеся к данным стилям. Слово предоставляется корреспондентам журнала «Современник». ( творческие работы чуащихся) После невиданного в истории разгрома Рима, которому подвергали его вандалы, когда все культурные ценности были вывезены, а которые нельзя было увезти с собой уничтожили.Последний римский император низложен во всемирной истории стал концом Древнего мира, концом рабовладельческой, социально политической формции и началом средневекового периода. Периода, где главная роль принадлежит христианской религии. Влияние церкви сказывается в науке, образовании, искусстве. Христианство утверждает иную систему ценностей, которая отрицает вечность мира и признаёт ролб Бога — творца как создателя всего сущего и самого человека. Как развивалась архитектура в Средние века нам расскажут «журналисты» «Волшебного лабиринта» ( творческие работы учащихся) В средние века сосредоточением культуры, в том числе художественной, были феодальный замок, храм и монастырь. Но с течением времени жизнь изменялась, возникали города, в них мануфактуры, развивался торговый обмен. Новые условия жизни породили и новое мышление, в основе которого лежало светское вольномылие, противостоящее господствующему религиозному. Возрождая античные формы, художники утверждали при этом нравственную основу и эстетическую ценность личности, т.е. наступала эпоха нового времени. Что нового, интересного происходило в становлении архитектуры в эпоху Нового времени нам расскажут журналисты «Одиссея». (творческие работы учащихся) Рубеж XIX — XXв.в. был началом преобразований всех сторон жизни — от научного знания до коллективного поведения, от религиозной деятельности до художественного восприятия. Важнейшими установками этого времени являлись — подчёркнутый индивидуализм, космополитизм, изащрённость, изысканность форм. Новые и новые открытия в различных областях естествознания всё больше воздействуют на развитие ведущих отраслей промышленности. Научно — техническая революция являлась следствием высокого уровня развития науки и производства. Так начиналась эпоха Новейшего времени. Слово предоставляется журналу «Машина времени». (творческие работы учащихся) II. Работа с таблицей «Классификация архитектурных стилей» III. Повторение пройденного материала. (письменные ответы учащихся) 1. Система зданий и сооружений организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. 2. Назовите основные виды архитектуры. 3. Назовите основные архитектурные конструкции. 4. Каковы главные «буквы» языка архитектуры. 5. Определённое сочетание несущих и несомых частей стоечно — балочной конструкции, их сруктура и художественная обработка. 6. Назовите класические архитектурные ордера. 7.Общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приёмов, обусловленных единством идейно — художественного содержания. 8.Основные требования к архитектуре. IV. Заключительная часть. Сейчас вы вспомните все, что услышали, просмотрите записи в тетрадях и ответте на вопрос: — Не осталось ли вопросов, на которые вы не получили ответ. Классификация архитектурных стилей
Достарыңызбен бөлісу: |
классификация | Архитектурные стили
Адирондак
13 Август, 2015
Адирондак − красивый фольклорный стиль в архитектуре, появившийся в США, на северо-востоке штата Нью-Йорк в середине XIX века. Свое название стиль получил от гор Адирондак, рядом с которыми он и возник. Данный стиль представляет собой творчески дополненный стиль швейцарского шале.
Постмодернизм
3 Апрель, 2015
Постмодернизм − направление, противопоставившее себя модернизму и претендующее на его замену. Впервые термин «постмодернизм» был использован в 1975 году Ч. Дженксом. Постмодернистское движение в архитектуре началось в Америке в 1960-1970-х годах в связи с неудачами модернистской архитектуры.
Стиль невидимой архитектуры
2 Август, 2018
Любое новое здание, жилое или коммерческое, начинается с его зрительного восприятия, которое первым рисует в своём воображении, как правило, архитектор. Совместно с инженерами-строителями он разрабатывает проект, являющийся как практичным, так и, в определённых случаях, поистине уникальным с эстетической точки зрения.
Отличительный внешний вид зданий, возводимых в стиле невидимой архитектуры (англ.: Invisible architecture), достигается за счёт того, что основное внимание проектировщиков уделяется поиску способов минимизации, как ни странно, именно внешнего вида строящегося сооружения.
Постконструктивизм
11 Июнь, 2019
Постконструктивизм – это переходный архитектурный стиль, существовавший в СССР в 1930-е годы и являвшийся типичным для ранней сталинской архитектуры довоенного периода.
Баухауз
26 Ноябрь, 2013
Баухауз – высшая школа художественного конструирования и строительства, существовавшая в Германии с 1919 по 1933 год. Под этим термином также понимают одно из направлений в архитектуре.
Сибирское барокко
14 Сентябрь, 2015
Архитектурный стиль сибирское барокко используется для общего обозначения храмовой архитектуры Сибири 18 века. Термин «сибирское барокко» был введен в 1924 году Д.А. Болдыревым-Казариным, иркутским краеведом, обратившим внимание на архитектурные особенности храмов Сибири, в строительстве которых принимали участие не только русские мастера, но и буряты.
Органическая архитектура
21 Август, 2013
Органическая архитектура — это одно из течений архитектурной мысли, которое впервые было сформулировано американцем Луисом Генри Салливеном. Он в своих размышлениях опирался на положения эволюционной биологии.
Стиль «Книга сказок»
16 Январь, 2019
«Книга сказок» (англ.: Storybook style architecture) – это причудливый архитектурный стиль, для которого характерны островерхая по примеру деревенского дома крыша, башенки и другие замысловатые элементы.
Крафтсмен
12 Февраль, 2016
Крафтсмен − один из популярнейших в Америке, а в последнее время и в России, архитектурных стилей, используемый при строительстве загородного жилья. Секрет успеха данного стиля кроется в его непритязательности, простоте и лаконичности форм и применении натуральных материалов, в основном древесины.
Ретроспективизм
21 Август, 2013
Ретроспективизм является традиционалистским направлением в архитектуре первой половины XX века, которое было основано на понимании и осмыслении архитектурного наследия прошлых эпох – от древнерусского зодчества и ренессанса до классицизма первой трети девятнадцатого столетия (ампира).