Караваджизм — стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века. Основоположником этого стиля считается Караваджо. Караваджо оказал огромное влияние на развитие европейской реалистической живописи. |
|
Кинетическое искусство — (произошло от греч. kineticos — приводящий в движение) — течение в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся объектов, в основе которого лежит идея движения формы. Под динамикой объекта понимается не просто его физическое перемещение, а любое его изменение, трансформация, словом, любая форма “жизни” произведения в то время как его созерцает зритель. | |
Китч, кич (от нем. kitsch — безвкусица) — термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. По сути, китч — разновидность постмодернизма. Китч — это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к китчу, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет, но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В китче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий и откровений. | |
Классицизм (произошло от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства, как идеальному эстетическому эталону. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное и неизменное. В каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. |
|
Клуазонизм (от фр. cloison — перегородка) — термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Суть данной системы заключается в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в витражах свинцовыми перегородками. Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени. Эта манера письма разработана Эмиль Бернаром и Л.Анкетеном в 1887 г. | |
Концептуальное искусство (концептуализм) (от лат. conceptus — мысль) — направление в модернизме 1970-х, 1980-х годов, целью которого было создание произведений более или менее свободных от материального воплощения «художественных идей». Последователи концептуализма в своих картинах заменяли изображение надписями, диаграммами, схемами и т.п. При этом материальные средства выполняют роль только возбудителя представлений, а предметом созерцания является мысленная форма. Самые известные художники этого направления: Дж.Кошут (основной теоретик), Д.Хюблер, Р.Берри, Я.Вильсон. |
|
Конструктивизм — направление в советском искусстве 20-х гг. ХХ в. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. | |
Космизм (от греч. kosmos — организованный мир, kosma — украшение) — художественно-философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как о гражданине Мира, а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Космизм связан с астрономическими знаниями о Вселенной. Космизм картины |
|
Кубизм |
|
Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, соединившее в себе наработки итальянских футуристов и французских кубистов. |
|
Леттризм (от англ. letter — письмо, послание) — направление в модернизме, основанное в 1946 в Париже. Оно характеризуется использованием в живописи и графике изображений похожих на шрифт, нечитаемый текст, а также композиций на основе букв и текста. Леттризм картины |
|
Лирическая абстракция, лирическо-эмоциональный, психологический абстракционизм — одно из направлений абстрактного искусства, для которого характерны стремление к прямому выражению эмоциональных, психических состояний художника и импровизационность исполнения. Лирическая абстракция является европейской параллелью американского абстрактного экспрессионизма. Другие названия этого течения — бесформенная живопись и ташизм. |
|
Лоуброу арт, поп-сюрреализм (от англ. lowbrow — малообразованный, непритязательный) — направление в изобразительном искусстве, возникшее в Лос-Анджелесе в конце 1970-х годов. На становление лоуброу арта повлияли панк-музыка, поп-искуссство и другие субкультуры. У истоков движения стояли подземные карикатуристы Роберт Уильямс и Гэри Пэнтер, и художники Гэри Байсмэн и Тим Бискуп.) | |
Лубок, лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик — вид графики. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры, литографии и дополнялся раскраской от руки. Сказочный — волшебные, богатырские и житейские сказки; Праздник — изображения святых; Конница — лубки с изображением всадников; Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски. Лубок картины |
|
Лучизм — живописное направление в русском искусстве 1910-х гг. Придумали этот стиль М.Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова. |
|
Маньеризм (от итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь большого мастера или определенной художественной школы. Маньеризм шедевры живописи |
|
Маргинальное искусство — направление в искусстве, вынесенное на периферию общественных интересов, по содержанию и форме далекое от актуальных идей, художественных направлений, течений и стилей эпохи. Как правило, маргинальным искусством называют прежде всего дилетантское творчество любителей, не имеющих специального образования. Маргинальным по сути являются соц-арт и андеграунд (подпольное искусство), авторы которого демонстративно противопоставляют себя общепринятым нормам поведения. |
Картины современных художников: Китч или псевдоискусство.
Китч (нем. Kitsch), кич — термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео, гей-сообществах, в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.Китч — это подделка под что-то ценное. Слово прилетело к нам, видимо, из немецкого: глагол kitschen был введён в обращение около 1860 г. Хотя некоторые относят его к английскому sketch («набросок»). Смысл китча сводится к двум понятиям 1. Что-то дешёвое, низкое, бульварное. 2. Популярное, гламурное, звёздное. Чаще всего мы видим как раз синтез: дешёвый гламур. Есть китч явный и скрытый, который не сразу распознаешь. Явный китч — это, например, шоколадка «Икона», продающаяся, увы, в магазинах при Храме Христа Спасителя от имени фонда этого храма, на обёртке которой напечатан лик Пречистой Девы. У нас на рынке продаются коврики с ликом Спасителя. А около кулинарии каждые выходные стоит тётенька, торгующая посудой, в ассортименте которой есть блюдца, расписанные ликами святых и Богородицы. Примеры подобного безумия, которых сегодня, увы, стало слишком много, свидетельствуют о глубочайшем кризисе культуры, который не обошёл стороной и людей, считающих себя церковными. Ну и — календари с котятами, садовые гномики, пасхальные зайцы, открытки в розочках и бантах. Я бы назвала это уличным китчем.
Неявный китч — это выдавание дешёвого за дорогое, например, в строительстве: пластик вместо дерева или мрамора). Это касается, прежде всего, содержания, но китч бывает связан и с формой. Это примитивизация, упрощение высоких материй, пиар, разные рекламные трюки, методы воздействия на толпу. Представление человека в виде пустышки, потребителя, но не глубокой личности. Вчера была передача, посвящённая памяти Тихонова, и там какая-то дизайнерша (имени не запомнила) показывала подушечки с изображением Штирлица, произнося с придыханием слова о русском Голливуде и великих актёрах, которых она таким образом увековечила. Жан Бодрийяр: «Это распространение китча, которое вытекает из индустриального умножения количества вещей, из вульгаризации на уровне предмета различных знаков, заимствованных из всех областей (прошлое, нео, экзотика, фольклор, футуризм) и из беспорядочной эскалации «готовых» знаков, имеет свою основу, как тип «массовой культуры», в социологической реальности общества потребления.»
Китч против русской классики — «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». М. И. Глинка — LiveJournal
Китч против русской классики
2 июля был день рождения замечательного русского художника, члена Товарищества передвижиков — Маковского Константина Егоровича. Родился он 176 лет назад в 1839 году. В связи с этой памятной датой, я взялась пересматривать картины мастера, воспользовавшись для их поиска гуглом. Среди прекрасных женских образов Маковского я увидела копии-переделки, написанные художником Владиславом Нагорновым. Это современный художник, родился в 1974 году. Он не просто копирует Маковского, а перекраивает героинь по шаблонам современного «гламура». Нагорнов выступает буквально как пластический хирург — уменьшает щеки, корректирует носы, увеличивает губы и глаза. В результате получаются эдакие бездушные красавицы с лицами кукол. Вместе с этим, просторы интернета переполнены хвалебными постами с работами Нагорного. «Вот они, настоящие русские красавицы», «Наша история», «Образы из прошлого»… Сотни комментариев, лайков и так далее. Мало кто узнает в переделках первоисточник, большинство воспринимает картины как творения именно Нагорного. Самое интересное, что г-н Нагорнов не какой-то там любитель, а человек с академическим образование, член Союза художников. Постоянно выставляется на общероссийских выставках и зарубежных аукционах. Выводы делайте сами.
Предлагаю сравнить картины. Слева представлены некоторые работы Маковского, а справа копии-переделки Нагорного:
Какающая женщина. Китч или искусство?
Эта скандальная картина норвежца Одда Нердрума – художника с мировым именем.
Какающие и писающие женщины, гермафродиты, ожившие трупы – каждая его работа шокирует.
Сам Нердрум называет себя «королем китча».
Хотя, вне всякого сомнения, он высококлассный мастер и суперпрофессионал старой школы. Это видно по другим его работам, написанным в стиле Рембрандта и Караваджо.
На родине его осуждают, критикуют, клеймят. Запрещают преподавать в Национальной академии искусств в Осло традиционную фигуративную живопись. Но он борется и побеждает.
Когда-то давно, во время лыжной прогулки, наблюдая потрясающей красоты закат в долине, отчим сказал маленькому Одду: «Это красиво, но если ты станешь художником, никогда не вздумай рисовать подобных картин, иначе тебя не возьмут на Осеннюю Выставку».
Этому совету Нордрум следует всю жизнь. Хотя, на мой взгляд, закаты у него получились бы не хуже…
Этот автопортрет находится в Художественной галерее Рейкявика.
Писающая женщина
Гермафродит
Китч
Китч (нем. Kitsch), кич — термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео, гей-сообществах, в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.
Китч – это подделка под что-то ценное. Слово прилетело к нам, видимо, из немецкого: глагол kitschen был введён в обращение около 1860 г. Хотя некоторые относят его к английскому sketch (”набросок”). Смысл китча сводится к двум понятиям 1. Что-то дешёвое, низкое, бульварное. 2. Популярное, гламурное, звёздное. Чаще всего мы видим как раз синтез: дешёвый гламур. Есть китч явный и скрытый, который не сразу распознаешь. Явный китч — это, например, шоколадка «Икона», продающаяся, увы, в магазинах при Храме Христа Спасителя от имени фонда этого храма, на обёртке которой напечатан лик Пречистой Девы. У нас на рынке продаются коврики с ликом Спасителя. А около кулинарии каждые выходные стоит тётенька, торгующая посудой, в ассортименте которой есть блюдца, расписанные ликами святых и Богородицы. Примеры подобного безумия, которых сегодня, увы, стало слишком много, свидетельствуют о глубочайшем кризисе культуры, который не обошёл стороной и людей, считающих себя церковными. Ну и — календари с котятами, садовые гномики, пасхальные зайцы, открытки в розочках и бантах. Я бы назвала это уличным китчем.
Неявный китч – это выдавание дешёвого за дорогое, например, в строительстве: пластик вместо дерева или мрамора). Это касается, прежде всего, содержания, но китч бывает связан и с формой. Это примитивизация, упрощение высоких материй, пиар, разные рекламные трюки, методы воздействия на толпу. Представление человека в виде пустышки, потребителя, но не глубокой личности. Вчера была передача, посвящённая памяти Тихонова, и там какая-то дизайнерша (имени не запомнила) показывала подушечки с изображением Штирлица, произнося с придыханием слова о русском Голливуде и великих актёрах, которых она таким образом увековечила. Жан Бодрийяр: «Это распространение китча, которое вытекает из индустриального умножения количества вещей, из вульгаризации на уровне предмета различных знаков, заимствованных из всех областей (прошлое, нео, экзотика, фольклор, футуризм) и из беспорядочной эскалации «готовых» знаков, имеет свою основу, как тип «массовой культуры», в социологической реальности общества потребления.»
Источник: http://nadezhdmorozova.livejournal.com/117083.html
Похожие записи
Ольга Несмеянова. «Китч как стиль масскультуры» — Журнал Клаузура
Разговор о китче и его границах в изобразительном и иных видах искусства может быть разговором о будущем искусства. Китч охватывает все больше культурных сфер и простанств, разрастается в течения, явления образа мысли и стиля жизни. Видимо на это есть существенные причины. На такую причину указано в одной из цикла статей В.Глинского о будущем искусства «В поисках термина» (журнал «Клаузура» №5, 2012).
Он пишет, что толчком к творчеству сегодня и в будущем становится т.н. «новая сентиментальность», которой пока еще нет собственного названия, но как явление она все чаще обнаруживается в искусстве, образе мысли, стиле жизни людей, становясь формообразующим фактором в искусстве, а это уже серьезно. И ведь действительно хочется чего-то серьезного в конце концов, потому что этот постмодернизм всех задолбал уже своей иронией, а новое направление, идущее ему на смену ( в котором мне лично видятся все характерные признаки китча), «должно было бы вывести нас из этой зазеркаленной комнаты смеха, по которой устало ковыляет современная литература» (В.Глинский. В поисках термина). Замечу, что везде в этой статье можно слово «литература» заменить на «искусство» вообще, без утраты смысла в целом. Речь о явлении тяготения людей к (условно назовем) «новой сентиментальности», новому культу доброты, позитива в жизни, умиления чувствами, каким-то формам стиля жизни и искусства, стиля жизни и поведения, сходных с проявлениями сентиментализма 18 века и существующими « на фоне определенного готичного романтизма современной культуры, в которой ужастики столь тесно переплетены с гламуром и культом героя» (В. Глинский. В поисках термина). И поскольку по идее В.Глинского, искусство не отражает жизнь зеркально, а возникает ортогонально ей, то должно появится в нашей жизни и искусстве то, чего в ней не хватает, что является дополнением, комплектно ей.
Если жизнь становится все сложнее, нет человеческого в отношениях между людьми, вокруг сплошной негатив и радоваться нечему, то выход в том, чтобы этого не видеть, в искусстве не отражать, там должен быть позитив, красота, любовь( в т.ч и к животным и среди животных), восхищение чувствами,собой в нереально прекрасной жизни. Если наше рыночное время сугубо практично и рационально, то искусство должно стать романтичным, экзотично нереальным, не совпадающим с реальностью. Если искусство постмодернизма все иронично, то на смену ему придет серьезность и возвышенность красивейшего чувства, выросшие при этом(ортогонально!) из стеба и иронии постмодернизма. Но это больше всего похоже именно на китч. Те массы людей, которые сейчас развивают китч в искусстве – а ведь действительно их массы! – они своим творчеством только подтверждают, что нас ждет эпоха китча. К сожалению. Думаю, этот процесс будет набирать обороты, а подлинное искусство в который раз в истории опять займет область элитарного.
Заметно, что в последнее время проблемы китча интересуют или даже волнуют многих. Но невозможно опознать явление вне границ его определения.
Понятие определения и есть по сути выявление пределов или границ. То есть для понимания явления необходимо определить границы, отделяющие китч от других культурных пространств, определить место китча в культуре.
Несомненно «китч является культурной категорией… Он определяется преимущественно как псевдообъект, то есть как симуляция, копия, искусственный объект, стереотип» (Ж.Бодрийяр). И однозначной определенности о нахождении этого объекта именно в творческом пространстве искусства не наблюдается.
Существует разница мнений. Многие исследователи определяют китч как явление , а возможно и стиль массовой культуры. Определение китча в контексте искусства наполнено отрицательным пафосом, оно тожественно художественному суррогату, искусству низкого качества и не рассматривается как самоценное явление.
Суждения в этом случае крайне оценочны («плохой вкус», «дешевка», «фальшь», «слащавость» и т.д.), хотя следует отметить и положительные стороны форм и методов китча (доступность пониманию, реалистичность, пародийность и т.д.). Эта точка зрения имеет под собой основание, если рассматривать китч как искусство.
Но есть ряд авторов, не считающих китч искусством. В этом подходе к пониманию китча его рассматривают как группу предметов культурно-бытового уровня, миметирующих искусство(т.е. изображающих из себя предметы искусства, подражающих им, имеющих визуальное сходство с предметами искусства), не имеющих художественно-эстетической самостоятельной ценности, но выполняющих функцию замещения потребности индивида в прекрасном, в искусстве на доступном для его восприятия и понимания уровне. Так как по этому мнению то, что называется китчем не является искусством, то оно выполняет особые, отличные от художественных функции.
Мне на своем опыте тоже приходилось убеждаться, как поклонники и авторы китчевых работ всерьез, а зачастую агрессивно и с большой уверенностью говорят,что именно их работы – это настоящее искусство, что то, что мы видим в музеях – это «плохое» искусство, специально раскрученное из чьих-то интересов и не представляющее ценности, а вот они знают, понимают и могут представить действительно ценное искусство, наполненное красотой, нежностью, прелестью и добром. Они уверены, что это и есть настоящее искусство, ничуть не стесняются своих убеждений, не сомневаются и уверены, что те,кто не понимает достоинств этих вещей, просто злобно завидуют их таланту и успеху. Что тут скажешь? «Поколения «выскочек» на всех уровнях общества хотят иметь свой набор культуры. Бесполезно поэтому бросать обвинения публике в «вульгарности» или индустриалам в «циничной» тактике, направленной на сбыт всякого хлама. Хотя этот аспект важен, он не может объяснить ракового нароста изобилия «псевдопредметов».(Бодрийяр)… сходно трактует появление китча и Гринберг, разъясняя, как на это влияют процессы урбанизации, растущая грамотность населения, перетекающего из сельской местности в развивающиеся города, утрачивающего при этом связь со своей исконной культурной средой, но не способного в силу ряда причин освоить новое культурное пространство, представляющего себе недостаток культуры, искусства как недостаток, недопоставку необходимого им товара типа эрзац-культуры, китча, предназначенного «…. для тех, кто, оставаясь безразличным и бесчувственным к ценностям подлинной культуры, все же испытывал духовный голод, томился по тому отвлечению, какое могла дать только культура определенного рода.»
Под хлёстким словечком Бодрийяра «выскочки» естественно подразумеваются маргинальные слои населения. Их культура, мировоззрение удивительно схожи во всех странах мира. Необходимая им для замещения культурного вакуума эрзац-культура, подменная культура, китч кроме того, обладает качествами универсальной культуры, пригодной для всех маргиналов, независимо от географич. положения: «…китч идет триумфальным маршем по миру, в одной колониальной империи за другой стирая различия туземных культур и лишая эти культуры приверженцев, так что ныне китч становится универсальной культурой, первой в истории универсальной культурой. Сегодня уроженцы Китая, как и южноамериканские индейцы, индусы или полинезийцы, стали предпочитать предметам собственного национального искусства обложки журналов, календари с девушками и эстампы.»(К.Гринберг) Вообще, бросается в глаза, что Клемент Гринберг в 1939 гроду, когда писалась его работа и не существовало ясного представления о китче, то и дело путает, смешивает китч и массовую культуру, китч и реализм, весьма различные в нынешнем их понимании. И хочется обратить внимание на то, что определяя место китча в культуре и Гринберг, и Бодрийяр, и ряд других авторов не утверждают, что это место – именно искусство. А места в культуре как известно бывают разные. Обработка земли, агротехника – это тоже культура не менее универсальная (к слову).
Есть еще одно существенное свойство китча, уводящее его из искусства в иные культурные пласты. Это свойство – товарная привлекательность предметов китча, их коммерческая успешность.
Теория и философия культуры, эстетика не рассматривают эти качества как достоинства художественного произведения. Эти свойства не рассматриваются, не учитываются, не имеют значения( а если и имеют – то скорее как отрицательное) при оценке художественно-эстетических качеств и принадлежности искусству. В то же время предмет культурно-бытового назначения всегда выступает как товар, его коммерческая привлекательность очень важна для успеха его сбыта и поэтому является чуть ли не главным его положительным качеством. Это роднит с ним китч. Приходится наблюдать, как авторы китчевых работ в ответ на замечания тут же приводят контрдовод, что их изделия активно и охотно раскупаются, пользуются спросом, потому их не волнуют недостатки или художественно-эстетические изъяны их работ. Популярны утверждения , что только спрос является мерилом ценности произведения искусства.Однако, очевидно, что при этом смысл искусства подменяется смыслом товара.
Рыночность и коммерциализированность это , пожалуй, наиболее важные для понимания социального функционирования китча категории. Об экономических и рыночных механизмах произведения китча художниками хорошо написано в статье Виктора Андреева «Записки художника-рыночника» в этом номере нашего журнала
Конечно и искусство существует в коммерческом контексте. Но для искусства рынок не является жизненно важным условием. Более того, новое художественное направление всегда стоит перед выбором между традиционным искусством и новой неосвоенной территорией, коммерчески невыгодной по определению. Для китча же коммерческая ценность (прямо следующая из его массовости и популярности) — неотъемлемый и определяющий фактор. Предметы китча имеют как правило невысокую и художественную, и рыночную ценность, так как всего лишь симулируют подлинное, ценное, роскошное в искусстве, но «…эта незначительная ценность связана с максимальной статистической рентабельностью: целые классы его потребляют» (Бодрийяр). В производстве китча заинтересовано огромное количество как авторов, сбытчиков, так и его потребителей. Эту популярность китча нельзя не учитывать.
Но если придерживаться другой точки зрения и считать китч стилем, особым видом массовой культуры, искусства, то нельзя не отметить, что он имеет ряд свойств, характерных именно для стиля искусства.
Первое и определяющее свойство китча – это его тотальная маргинальность. Это его свойство настолько всеобъемлющее, что можно говорить о нем, как об определяющем эпитете всех его остальных признаков, например о маргинальном мимесисе, маргинальной сентиментальности, маргинальной красоте и т.п.Надо напомнить, что «маргинальность» в данном контексте —официальный культурологический термин, обозначающий оторванность человека или объекта от его естественного окружения и помещённого в новую среду. Таким образом, маргиналами являются, к примеру, деревенские жители в современном мегаполисе; люди, живущие в смешанном браке; представители старшего поколения с «молодой душой»; женщина-мать с ориентацией на карьеру; бисексуалы и т. д.). Исследователь маргинальности Э. Стоунквист еще в 30-е годы прошлого века заметил, что в результате перехода из одной культурной зоны в другую формируются «культурные гибриды», которые объективно оказываются в ситуации периферийности, вторичности по отношению к обеим культурам. В китч оказываются «перетянутыми», искаженными, подмененными, покрытыми глянцем фальши и таким образом лишенными их исконного культурного места стили и направления искусства(Барокко, реализм, академизм, авангард, классицизм, романтизм, сюрреализм и мн. др.), религиозные и светские мифы, факты истории, мода и бульварные новости и мн. др. Здесь можно усматривать нечто похожее на синтетичность постмодерна. Есть и другие признаки, имеющие на первый взгляд в ПМ сходство с китчем.
Нельзя не заметить мимесис (подражание) китча. Но в отличие от реализма, миметирующего жизнь, китч миметирует реализм, Барокко и прочие извлеченные из стилистического контекста, но привлекательные для покупателя стили и жанры.
Для многих очевидная миметичность китча роднит его с реализмом, академизмом и пр. стилями и направлениями, где есть реалистичность, натурализм изображения. Но это всего лишь симуляция, подделка, фальшивка – одно из основополагающих свойств, отличающих китч от подлинного искусства «Эстетике красоты и оригинальности китч противопоставляет свою эстетику симуляции» (Бодрийяр)
Маргинальная красота необходима в китче. Без нее он потеряет одно из главных своих качеств – популярность, коммерческую привлекательность. Красота в китче представлена без чувства меры и зачастую построена на экзотике(что являет ее маргинальность): это фантастические по красоте, яркости, необычности пейзажи, женщины, цветы, виньетки, завитушки, блестки, стразы и прочие предметы, ассоциирующие в представлении зрителя с необычайной красотой. Невероятная, фантастическая, экзотическая красота при реалистичности изображения – это то, что позволяет без ошибки отделить китч от реализма, который как известно изображает обыденное или как говорил Энгельс в своем определении реализма «типичное в типичных обстоятельствах» и актуальности этого определения реализма пока никто не отменял. В то время, как китч как бы оторван от реального мира, уводит зрителя «к далеким мирам», местам, историческим эпохам, социальным классам, жизни современных «олимпийских богов», звезд, идолов, кумиров масскультуры и т.п.
Основное отличие красоты китча от искусства — в том, что китч, не являясь эстетически ценным в элитарном понимании, заменяет истинную красоту на ее знак.
Сентиментальность обильно выражается в китче в самых разнообразных формах: от слащавого умиления до фальшивого пафоса. Ориентация на «красивые» чувства, любовь, умиление, доброта., заложенные в занимательный сюжет – это все на самом деле «нечестное» искусство, акцентирующее зрителя на сочувствии или восторженном умилении вопреки собственно худ.-эстетического восприятия, которое в китче отходит на второй план.
Следует еще раз отметить, что в китче эти эмоциональные проявления представлены крайне серьезно, с большой претензией на подлинность, а нередко и с пафосом, что уводит такие произведения прямехонько в пошлость. Здесь надо отметить различие китча и искусства постмодерна, пропитанное иронией, которая от пошлости его несомненно спасает. Отличие китча от постомодерна еще и в том, что китч сам по себе — «девственный мир, не тронутый рефлексией», в постмодернизме же явно присутствует рефлексия (как правило, ироничная).
Не претендуя на всеобъемлющий анализ такого сложного и пока мало изученного явления укультуры как китч, хочу заметить, что «…среди просвещенной части человечества на протяжении веков существует, по-видимому, общее согласие относительно того, что есть хорошее искусство и что есть плохое искусство.»(К.Гринберг) . Положения китча в культурном пространстве рано или поздно будет определено. Несмотря на всю логику и очевидность некоторых доводов в пользу того, что китч – это не искусство, а предмет культурно-бытового назначении, реальное отделение китча от искусства на современном этапе представляется маловозможным. Для этого требуются многочисленные и высококлассные специалисты, которых, надо признать, нет в наличии. Кроме того, при отделении китча от искусства будут затронуты интересы огромного количества людей, которые все сделают для того, чтобы не потерять выгодное ремесло или рынки сбыта, могущие сильно пострадать и потерять покупателей, которые сейчас, приобретая китч, глубоко уверены в его высокой художественной ценности. И потому гораздо более перспективным представляется дальнейшее изучение китча, как стиля массовой культуры без которой (увы!) трудно представить современную цивилизацию.
Литература:
В.Глинский. В поисках термина. Журнал «Клаузура» №5, 2012
Ж.Бодрийяр. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.,2006, стр.144-146
К.Гринберг. Авангард и китч
Э.Стоунквист. Маргинальный человек
В.Турчин. По лабиринтам авангарда,
а также материалы справочников и энциклопедий
Банальность стоимостью в миллионы долларов — работы Джеффа Кунса
За право разместить его работы в своих залах спорят известнейшие мировые музеи. Расписание его выставок составлено на десяток лет вперёд. Его называют Энди Уорхоллом современности и последним художником поп-поколения. Мнения критиков о нём полярны — для одних он «король китча» и «творец банальностей», для других — гениальный провокатор, мистификатор и величайший художник современности. Он один из самых скандально известных и самых богатых людей искусства наших дней. Он работал билетёром в музее, продавцом газет и сладостей, брокером на Уолл Стрит и был женат на всемирно известной порнозвезде Чиччолине.
Его имя Джефф Кунс (Jeff Koons). Он — певец масскульта, увековечивающий предметы потребления и поп-звёзд, мастер экстравагантности, с этакой ноткой эксгибиционизма, шокирующий публику огромными размерами и нарочитой китчевостью своих скульптур. Он любит экспериментировать с материалами: пластик, живопись, фарфор, фото, стекло, дерево, пылесосы, баскетбольные мячи, растения, детские игрушки — в ход идёт всё, за что зацепится его глаз, лишь бы оно будоражило его буйную фантазию.
Начал Кунс с того, что заключил несколько абсолютно новых пылесосов в прозрачный плексигласовый шкаф, подсветив инсталляцию разноцветными диодами. Не знаю, какие ассоциации возникают у вас при взгляде на эту работу, сам же автор объясняет, что им двигало желание запечатлеть идею вечной девственности, чистоты и невинности новых вещей и намекнуть на фетишизм, присущий современной культуре потребления.
За этим последовала концептуальная работа «Три мяча 50/50 Бак», привлёкшая к Кунсу внимание критиков.
А следом за ней появилась целая серия скульптур, выполненных из фарфора и дерева, названная автором «Banality» («Банальность»). Кстати, это словечко до того пришлось по душе самому Кунсу, что он стал всячески открещиваться от термина китч, предпочитая называть себя любителем банальности. После этой выставки он проснулся знаменитостью — золотая скульптура поп-идола Майкла Джексона, обнимающего свою любимую обезьянку, имела у публики грандиозный успех и Кунс в одночасье обрёл и известность, и популярность среди широких масс.
Во время работы над своими … Банальностями, Кунс прочувствовал и развил золотоносную идею Уорхола: дух времени можно запечатлеть посредством образа или предмета. Кунс пошёл дальше — чем большего размера будет созданный художником образ, тем большее воздействие он окажет на зрительское восприятие. И не важно что испытает при этом публика — восхищение, ужас, отвращение или удивление, важно, что она не останется равнодушной. Это своё «ноу-хау» он и начал тиражировать и эксплуатировать, и, надо сказать, весьма успешно.
В 1992 ему заказывают изготовление скульптуры для выставки в немецком городе Бад-Арользен и Кунс представляет ошарашенным заказчикам 13-метрового стального щенка Puppy — великолепный топиарий, сделанный по образцу садового искусства XVIII века. Это грандиозное творение Кунса произвело фурор и, хотя и было принято весьма неоднозначно, закрепило за ним звание одного из самых неординарных художников современности. Пятью годами позже скульптуру выкупил Музей Гуггенхайма в Бильбао (на чьей террасе она и красуется по сей день).
Тогда же Джефф женился на шикарной Чиччолине, которая вдохновила его (или он её, история об этом умалчивает) на создание серии работ Made In Heaven («Сделано на небесах»). Эпатажные, шокирующие, соединившие китч и порнографию, эти работы взорвали общественность и вызвали бурный ажиотаж. Ведь художник выставил на всеобщее обозрение святая святых — свою спальню, представив весьма реалистичные картины и скульптуры, изображающие его с супругой во время занятия любовью. Разразился грандиозный скандал и многие посчитали этот вопиющий акт эксгибиционизма эпитафией на могильной плите Кунса-художника.
Однако не тут-то было! Во-первых, находчивый и остроумный Джефф намекнул на то, что является последователем Гюстава Курбе с его «Происхождением мира», что добавило к его имиджу нотку элитарности и убедило многих, что его банальности не так уж и банальны. А во-вторых, запретный плод сладок, и, несмотря на поток негодования, выставка пользовалась оглушительным успехом. Так что провокация Кунса удалась, и он, ко всем прочим эпитетам, обзавёлся званием «самый скандальный художник современности».
Самые скромные из экспонатов выставки 🙂
В 90-х годах Кунс буквально влюбился в нержавеющую сталь и начал делать из неё те самые огромные «надувные» скульптуры, сверкающие цветным глянцем, которые в последствии превратили его в миллионера. В 2007 году громадное гламурное «Подвесное сердечко» было продано на аукционе Sotheby’s за 23,6 млн. долларов украинскому миллиардеру Виктору Пинчуку, а в 2008 огромный пурпурный «Цветок из воздушного шарика» ушёл неизвестному коллекционеру за 25,8 млн.
Дальше — больше. В 2012 скульптура «Тюльпаны» куплена за $33,7 млн, а в 2013 знаментитая оранжевая Ballon Dogs, первая из пяти «воздушных» собак, побила все рекорды, принеся своему создателю 58 млн долларов.
Впервые увидев скульптуры собачек из воздушных шариков большинство критиков ехидно фыркнули и нарекли их «самодовольной чушью» и «откровенной бессмыслицей». Однако Джефф был категорически не согласен с таким мнением и гордо изрекал в своих интервью, что стальной щенок — это современная версия троянского коня. Что-то в этих словах безусловно есть, скульптуры Кунса тайно и незаметно воздействуют на устоявшиеся представления об искусстве, разрушая границы восприятия оного. Более того, банальщина, «милота» и «няшки», увеличенные в десятки раз, производят довольно необычное впечатление. Я вот до сих пор задаю себе вопрос — Джефф Кунс маргинал и провокатор, который саркастично высмеивает мир потребления с его целулоидным гламуром и баблгамной бесплодной «няшностью» или же он — квинтэссенция этого мира, его жрец и неистовый служитель?
Ну и напоследок ещё несколько работ никогда неунывающего Джеффа, дважды мужа и обладателя семерых детей (шестеро рождены в счастливом браке со второй супругой Джастин Уиллер), частенько подрабатывающего дизайнером. А что тут такого? Как говорил один небезызвестный персонаж: «Куйте деньги, не отходя от кассы!»
«Балерина Леночка», покорившая Нью-Йорк. Огромная надувная статуя, выставленная около Рокфеллер центра, копия фарфоровой статуэтки «Сидящая балерина» украинки Оксаны Жникруп
Тарелка с трехмерным изображением Balloon Dog, выпущенная мануфактурой Bernardaud тиражем 2 300 экземпляров, стоимостью по 8000 долларов за штуку.
Аппликация Art Car, разработанная Кунсом для тюнингового ателье BMW.
Обложка альбома «Artpop» Леди Гаги. В центре композиции скульптура певицы в натуральную величину, созданная Кунсом ранее для своей серии Gazing Ball.
Коллекция сумок и аксессуаров для французского модного дома Louis Vuitton — картины Да Винчи, Тициана, Ван Гога, Рубенса и других мэтров а-ля Джефф Кунс.
Это далеко не всё, ведь знаменитый художник не гнушается и чехлами для телефонов, так что, паче чаянья, вы заинтересовались этим генератором идей и проектов, предлагаю погуглить 🙂