Китч — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка») — одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры, характеризующееся серийным производством и статусным значением. Ориентирован на потребности обыденного сознания[1].
Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.
Понятие «китч» возникло в Германии в 1860 году для обозначения художественных предметов, которые производились для американских покупателей и продавались на европейских вернисажах. Происхождение слова восходит к двум немецким глаголам: kitschen (делать кое-как) и verkitschen (продавать совсем не то, что заказано). Эти предметы обладали низкой стоимостью и низким художественным качеством. Китч сразу же стал оппозицией дорогому, высокому, аристократическому искусству. Поскольку китч имеет негативный смысл («дешёвка»), то у него отсутствует устойчивый и бесспорный денотат[2] (образец). Чаще всего он проявлялся в статуэтках, открытках[3] и картинах, которые приобретались «для уюта». Китч исполнялся профессиональными мастерами, однако был ориентирован на стандартизированный усреднённый вкус. Иногда примером китча могут называть сувениры [4].
Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро». Китч стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. Китч считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса.
В китче красивость подменяет собой красоту, а все настоящие чувства заменяют фальшивая сентиментальность и наигранная мелодраматичность[5].
- «Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни»
- Понт Кич — имя одного из отрицательных персонажей пьесы В. Маяковского «Баня».
- Современные художники называют Китчем свои выставки.
- Несколько музыкальных групп постсоветского пространства присваивали себе имя Китч.
- На русском языке
- Бодрийяр Ж. Китч // Общество потребления. Его мифы и структуры. — М. : Республика, 2006. — С. 144—146. — ISBN 5-250-01894-7.
- Гринберг К. Авангард и китч // «Художественный журнал». — 2005. — № 60 (декабрь).
- Ильин А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры). — Омск : «Амфора», 2010. — 376 с.
- Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура : Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес.. — 2-е изд., дораб. и доп. — М. : Политиздат, 1985. — 397 с.
- Алексей Курбановский. Реализм без Реального. Аспекты китча // Искусствознание. — М. : ГИИ, 2017. — № 3. — С. 54–89. — ISSN 2073-316X.
- Нердрум О. Отрывки из выступлений // Журнал «ARTnews», октябрь 1999.
- Мезенцев Д. Ю. Основные категории китча, анализ
- Китч / Назарова О. А. // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
- Руднев В. П. Кич // Словарь культуры XX века : [арх. 1 мая 2007]. — М. : Аграф, 1997. — ISBN 5-7784-0034-9.
- Эко У. Чужое безобразное, китч и кэмп // История уродства / Под ред. У. Эко. — М., 2007.
- Яковлева А. М. Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. —
- На других языках
- Adorno, Theodor. The Culture Industry : [англ.]. — Routledge, 2001. — ISBN 0-415-25380-2.
- Botz-Bornstein, Thorsten. Wabi and Kitsch: Two Japanese Paradigms : [англ.] // Æ: Canadian Aesthetics Journal. — 2008. — Vol. 15.
- Braungart, Wolfgang. Kitsch. Faszination und Herausforderung des Banalen und Trivialen : [нем.]. — Max Niemeyer Verlag, 2002. — ISBN 3-484-32112-1.
- Cheetham, Mark A. Kant, Art and Art History : moments of discipline : [англ.]. — Cambridge University Press, 2001. — ISBN 0-521-80018-8..
- Dorfles, Gillo. Kitsch: The World of Bad Taste : [англ.]. — Universe Books, 1969. — LCCN 78—93950.
- Elias, Norbert. The Kitsch Style and the Age of Kitsch // The Norbert Elias Reader : [англ.] / J. Goudsblom and S. Mennell, eds. — Oxford : Wiley-Blackwell, 1998..
- Gelfert, Hans-Dieter. Was ist Kitsch? : [нем.]. — Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 2000. — ISBN 3-525-34024-9..
- Giesz, Ludwig. Phänomenologie des Kitsches : [нем.]. — 2. vermehrte und verbesserte Auflage. — München : Wilhelm Fink Verlag, 1971.
- Gorelik, Boris. Incredible Tretchikoff : Life of an artist and adventurer : [англ.]. — London : Art / Books, 2013. — ISBN 978-1-908970-08-4.
- Greenberg, Clement. Art and Culture : [англ.]. — Beacon Press, 1978. — ISBN 0-8070-6681-8.
- Holliday, Ruth; Potts, Tracey. Kitsch! Cultural Politics and Taste : [англ.]. — Manchester University Press, 2012. — ISBN 978-0-7190-6616-0.
- Karpfen, Fritz. Kitsch. Eine Studie über die Entartung der Kunst : [нем.]. — Hamburg : Weltbund-Verlag, 1925.
- Kitsch. Texte und Theorien. — Reclam, 2007. — ISBN 978-3-15-018476-9.
- Kristeller, Paul Oskar. The Modern System of the Arts // Renaissance Thought and the Arts : [англ.]. — Princeton University Press, 1990. — ISBN 978-0-691-02010-5.
- Kulka, Tomas. Kitsch and Art : [англ.]. — Pennsylvania State University Press, 1996. — ISBN 0-271-01594-2.
- Moles, Abraham. Psychologie du Kitsch: L’art du Bonheur : [фр.]. — nouvelle édition. — Denoël-Gonthier, 1977.
- On Kitsch : [англ.] / Odd Nerdrum, ed.. — Distributed Art Publishers, 2001. — ISBN 82-489-0123-8.
- Olalquiaga, Celeste. The Artificial Kingdom: On the Kitsch Experience : [англ.]. — University of Minnesota, 2002. — ISBN 0-8166-4117-X.
- Reimann, Hans. Das Buch vom Kitsch. — München : Piper Verlag, 1936.
- Richter, Gerd. Kitsch-Lexicon. — Bertelsmann, 1972. — ISBN 3-570-03148-9.
- Shiner, Larry. The Invention of Art : [англ.]. — University of Chicago Press, 2001. — ISBN 0-226-75342-5..
- Thuller, Gabrielle. Kunst und Kitsch. Wie erkenne ich? : [нем.]. — Stuttgart : Belser-Verlag, 2006. — ISBN 3-7630-2463-8.
- Thuller, Gabrielle. Kitsch. Balsam für Herz und Seele» : [нем.]. — Stuttgart : Belser-Verlag, 2007. — ISBN 978-3-7630-2493-3.
- Ward, Peter. Kitsch in Sync: A Consumer’s Guide to Bad Taste : [англ.]. — Plexus Publishing, 1994. — ISBN 0-85965-152-5.
как китч стал явлением массовой культуры — Платформа — «BE_RS»
5 грудня 2017
Китч, он же «кич». Многие не раз слышали это определение, которое в основном применимо к стилю интерьера или предметам мебели. Предлагаю разобраться в том, что скрывается за китчем, как его отличать и как использовать, и чем простая халтура отличается от распространенного стиля в дизайне.
В наше время китч можно встретить где угодно: на сцене, подиуме, в фильмах и даже на улицах города. Вспомните Леди Гагу и ее стиль. Гламур, блёстки, бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов, кричащие, аляповатые наряды, и даже макияж – ничто иное как китч. Высокая мода также не брезгует обращаться к безвкусице. Например, Джон Гальяно в своих показах использует китч, демонстрируя высший пилотаж применения вульгарности в моде.
От массовой безвкусицы к модному течению
Принято считать, что слово произошло от немецкого «kitsch», что означает пошлость, безвкусица, халтура. Соответственно, вульгарные и нефункциональные предметы массовой культуры, которые имели статусное значение и производились серийно, можно относить к китчу. Но в тоже время они являются привлекательными образцами дизайна и вызывают восхищение у большого количества людей.
Самое широкое распространение китч получил в 1950-х годах. Тогда начали выпускать «бросовые» изделия из пластика, копирующие образцы «высокого» дизайна, недоступные среднему потребителю. Кроме всего прочего, популярность китча можно было объяснить отсутствием у некоторых людей собственного вкуса. За китчем легко скрыть неразвитое эстетическое чувство, наполняя дом вещами, каждая из которых пестрит и назойливо требует внимания.
Китч как явление противопоставляется высокому, аристократическому, дорогому искусству. В книге Клемента Гринберга «Авангард и китч» это понятие очень расширилось и стало включать в себя рекламу, «дешёвую» литературу, музыку, фильмы. Он писал: «…одновременно с появлением авангарда на индустриальном Западе возник и второй культурный феномен, тот самый, которому немцы дали замечательное название «китч»: рассчитанные на массы коммерческие искусство и литература, с присущими им колористикой, журнальными обложками, иллюстрациями, рекламой, чтивом, комиксами, поп-музыкой, танцами под звукозапись, голливудскими фильмами и т.д. и т.п.».
Вместе с развитием постмодернизма китч приобретает вид творческого течения. Его возвышают за его открытость, и он находит поле для реализации в рамках авангарда. Предметы китча стали использоваться в интерьерах для придания особого эффекта именно благодаря их дурному вкусу. Эпатаж, мнимая роскошь и отрицание авторитетов – вот главные козыри китча.
Особенности стиля
1. Отстранение, оторванность объектов от их естественного окружения.
2. Вульгарность. Напыщенность. Банальность. Фальшивость. Если, взглянув на предмет, вам хочется выразиться такими словами, то, скорее всего, перед вами китч.
3. Грубое и преднамеренное смешение разных стилей.
4. Кричащее смешение цветов.
5. Переизбыток декора.
5. Зачастую подделка или простое подражание предметам искусства.
6. Сентиментальность. От фальшивого пафоса – до банального умиления.
Предметы не рождаются «китчевыми», а становятся
Многие предметы в процессе эволюции культуры и общества стали китчем. Примером может послужить пресс для цитрусовых Juicy Salif от Филипа Старка. Созданный в 1990 году, он успел стать классикой дизайна. Алюминиевая тренога так быстро набрала популярность, что встречалась в каждом модном заведении и каждой статье о стиле интерьера. Но мало кто действительно пользовался ей по назначению, а если и пользовался, то не больше двух раз. Будучи непрактичным предметом, Juicy Salif стал просто украшением кухонной столешницы и приобрел статус китча.
Инструмент коммерции
Сегодня китч стал хорошим коммерческим инструментом в медиа-среде, искусстве и дизайне, превратившись в оригинальное явление и привлекая к себе всеобщее внимание. То есть, он не копирует образцы прошлых лет и не опошляет их, а создает нечто новое.
Китч – это ирония над самим собой и яркий образец того, как явление массового распространения дешевых копий стало образцом искусного дизайна, подчеркивая статусность самих потребителей.
А чтобы вы могли лучше отличить китч среди другого дизайна, вот вам несколько примеров его проявления в разных сферах:
-
Китч в архитектуре
-
Китч в архитектуре
-
Обложки журналов в стиле китч
-
Китч в современной живописи
-
Китч в дизайне интерьеров
-
Китч в отдельных предметах
-
Китч в отдельных предметах
Фото: etsy.com, flickr.com/photos/daniel_gies, syndyk.by, southernfinds.wordpress.com, baltimorebrew.com, davidlachapelle.com, flickr.com/photos/nunomurjal.
Китч — это… Что такое Китч?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
Китч (нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешевка»), кич — термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.
Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.
История
Хотя этимология слова достоверно не определена, многие полагают, что оно возникло на художественных базарах Мюнхена в 60-х и 70-х годах XIX века как обозначение дешёвых, быстро распродающихся картин и этюдов и родилось либо из искажённого англ. sketch («скетч», «этюд»), либо как сокращение нем. verkitschen — «опошлять». Китч взывал к грубым чувствам недавно обогатившейся мюнхенской буржуазии, представители которой, как большинство нуворишей, считали, что они могут достигнуть статуса служившей для них предметом зависти культурной элиты, подражая, пусть и неуклюже, наиболее заметным чертам их культурных обычаев.
Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро». Китч стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. Китч считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса.
Цитаты
- «Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни» Клемент Гринберг, «Авангард и китч», 1939
Внешние ссылки
Китч | Страницы Wiki | Fandom
Файл:Gartenzwerg.jpgКитч (нем. Kitsch), кич — термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.[источник?] Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.
Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.
Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро». Китч стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели чем для пробуждения подлинного эстетического чувства. Китч считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса. Одним из самых глобальных проявлений китча, является Indie-культура.
- «Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни» Клемент Гринберг, «Авангард и китч», 1939
- «Кич есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова; кич исключает из своего поля зрения все, что в человеческом существовании по сути своей неприемлемо» Милан Кундера, «Невыносимая лёгкость бытия», 1984 (в переводе Нины Шульгиной)
- «Китч — страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство — решающий критерий качества… Китч служит самой жизни и обращается к индивидууму» Одд Нердрум, «Китч — трудный выбор», 1998
Мастера китча в живописи Править
bg:Кичbr:Kitsch ca:Kitsch cs:Kýč da:Kitsch de:Kitsch el:Κιτς en:Kitsch eo:Kiĉo es:Kitsch fi:Kitsch fr:Kitsch he:קיטש hu:Giccs io:Kitsch it:Kitsch ja:キッチュ lt:Kičas nl:Kitsch no:Kitsch pl:Kicz pt:Kitsch ro:Kitsch sk:Gýč sq:Kiçi sr:Кич sv:Kitsch tr:Kitsch uk:Кітч
КИТЧ • Большая российская энциклопедия
Авторы: О. А. Назарова
КИТЧ, кич (нем. Kitsch; этимология неясна; возможно, либо от диалектного нем. kitschen – пачкать, мазать, либо от англ. sketch – эскиз), обозначение худож. продукции, относящейся к области массовой культуры. Применимо ко всем отраслям последней: архитектуре, изобразительному и прикладному искусствам, музыке, лит-ре, театру, кинематографу и др. Предположительно термин «К.» сформировался на худож. рынках Мюнхена в 1860–70-х гг., где этим понятием обозначали дешёвые произведения живописи, приобретаемые представителями буржуазии, которые имитировали собирание предметов знатоками, стремясь таким образом приблизиться к их статусу. Распространение понятия приходится на 1920–30-е гг., когда К. в трудах Т. Адорно, Г. Броха, амер. критика К. Гринберга осознаётся как противоположность авангардизма. Выделение этого явления связывают с пром. революцией и урбанизацией жизни в Европе и США, благодаря которым сформировался слой потребителей массовой культурной продукции. Это, в свою очередь, привело к стремительному развитию в структуре худож. жизни области, промежуточной между проф. иск-вом и фольклором, частью которой стал К. (сувениры, безделушки, поп-музыка, реклама, комиксы, «бульварная» лит-ра, массовая кинематографич. и полиграфич. продукция и др.). В отличие от проф. иск-ва, К. не индивидуален, в отличие от фольклора – лишён фундам. архетипичности.
Китч. «Портрет четы Арнольфини». Макет по мотивам одноимённой картины Я. ван Эйка (1434, Национальная галерея, Лондон). Раскрашенный воск, ткань, дерево. 20 в. Музей восковых фигур (Буэна-Парк, штат К…
Принципиальной характеристикой К. является подражание высокому иск-ву разл. способами: использование цитат и характерных приёмов из известных произведений, которые К. механически перерабатывает; имитация его воздействия (К. стремится вызвать в зрителе сильные чувства простыми средствами, поэтому его осн. черты – сентиментальность и претенциозность). В совр. обществе К. играет важную роль в культуре потребления; его предметы могут быть дорогостоящими, являясь для владельца средством подтверждения собств. высокого социального статуса.
Практически с момента осознания К. как специфич. культурного явления он стал предметом рефлексии не только критической, но и художественной, темой проф. индивидуального иск-ва, иронизирующего над штампами массового иск-ва (дадаизм, поп-арт и др.). Постмодернизм, стирая границы между «высоким» и «низким» иск-вом, размывает тем самым первоначальное значение понятия «К.» и, реабилитируя его, включает, наряду с др. приёмами, в арсенал совр. худож. средств.
особенности, история, интересные факты и рекомендации
Экстравагантность, гармонирующая с откровенной безвкусицей, сочетание экзотики и нигилизма, яркость цветов и крикливость внешних форм. Так можно охарактеризовать стиль китч – один из самых молодых и ярких. Как создать интерьер в этом стиле? Какие элементы декора можно использовать? Что необходимо для создания модного образа в стиле китч?
Происхождение стиля
Этимология слова «китч» достаточно спорная. Есть минимум три версии его происхождения. Согласно первой, это слово произошло от немецкого музыкального жаргона: kitsch – «халтура». Второй вариант – появление существительного «китч» от немецкого глагола verkitschen, имеющего значение «удешевлять». Еще одна версия – происхождение от английского forthekitchen – «для кухни», при этом подразумевались предметы безвкусные, которым не место в «приличном помещении».
В любом случае у слова «китч» есть негативный подтекст. Поэтому принято употреблять его как противоположность хорошему дизайну.
История стиля китч
Разделились и мнения о том, когда стиль китч был введен в интерьер домов. Одни дизайнеры уверяют, что это произошло в конце XIX века, другие же считают, что этот стиль вошел в дома только в первой половине XX века. Кстати, бытует мнение, что китч существовал всегда, а потому неправильно ограничивать его временными рамками.
Направления китча
Специалисты делят этот эксцентричный стиль на три основных направления:
1. Китч люмпенов. Это направление появилось благодаря бедности! Безрадостность таких помещений разбавляется яркими красками, насыщенностью оттенков и необычными аксессуарами. Особенности: кислотные цвета, граффити, фонарные столбы, дорожные знаки и даже телефонные будки!
2. Псевдороскошный китч: сочетание состоятельности и отсутствия вкуса. Невероятные идеи нуворишей находят свои воплощения именно в этом варианте оформления. Одна комната в стиле китч может совмещать греческие колонны, выкрашенные в неоновые цвета, золотую лепнину и пластиковые стулья.
3. Дизайнерский китч: грамотная пародия на стиль. Только профессиональным дизайнерам под силу создать в доме китч, один взгляд на который даст понять, что это – высмеивание конкретных черт стиля. Главное при этом – не доводить до абсурда.
Основные характеристики
Главные черты этого стиля, отличающие его от остальных направлений – это вульгарность, дешевые материалы, недорогая мебель, ретровещи. Можно сказать, что китч – это смешение классики, футуризма и кантри. Элементы декора нужно подобрать таким образом, чтобы они шокировали, выражали позицию владельца жилья и его отношение к жизни.
Стиль позволяет сочетать совершенно разнородные отделочные материалы: бархат и пластик, мех и хромированные детали уживаются в этом пространстве. При этом все элементы стиля – безвкусные пародии на классику, способные произвести сиюминутный эффект.
Кому подойдет?
Стиль китч отличается экстравагантностью, а потому подходит людям смелым, мыслящим нестандартно. Другие просто не смогут жить в таком ярком и необычном интерьере. Выбирая китч, человек отрицает классику, предпочитая ей постмодернизм. Способны на это оригиналы, любящие эпатировать публику.
Потолок
Оформляя дом в стиле китч, важно помнить одно основное правило: здесь действуют полная свобода и отказ от всех правил! Идеальный вариант для такого интерьера – натяжной потолок. Такое решение позволит сделать комнату объемней. Выбор цвета зависит только от полета фантазии дизайнера. Фиолетовый или зеленый, синий или красный – атмосфера этого стиля позволяет яркие эксперименты. Можно разбавить яркие краски с помощью фотопечати. Внести еще больше красок в интерьер помогут разнообразные обереги, ловцы снов и подвески, которые нужно закрепить на потолке.
Стены
Стиль китч в дизайне интерьера предусматривает весьма экстравагантные варианты для стен. Их можно обшить ламинатом, обклеить яркой плиткой с абстрактными узорами, нарисовать граффити. Еще одно смелое решение – сочетание несочетаемого: обои классического типа и настенные панели, причудливая мозаика и 3D-обои, блестки и пластик.
Пол
Дерево и керамика, мрамор и линолеум – никаких ограничений для покрытия нет! Пол может быть выполнен из одного материала, а может гармонично совмещать островки из разных покрытий. Для стиля китч подойдет имитация неструганых досок, которые изобилуют экстравагантными орнаментами. Особую роль в таком помещении играет ковер – он просто обязан быть максимально ярким и большим. Важно и наличие длинного ворса: на таком ковре можно разложить подушки.
Цветовая гамма
Основные тона, в которых можно создать китч, достаточно агрессивны: салатовый, розовый, красный, фиолетовый. К тому же можно использовать самые нелепые сочетания. Например, лимонный в сочетании с блестящим зеленым, матовый синий с глянцевым фиолетовым. Чем сильнее контраст, тем лучше! Здесь нет ограничений. А еще для создания китча понадобится позолота: ее можно использовать в любых количествах.
Окна и двери
Для стиля китч прекрасно подойдут готические окна. Лучше всего использовать сочетание роскошных бархатных портьер с яркими жалюзи. На подоконниках рекомендуется расставить искусственные растения. Двери подойдут самые простые: чтобы усилить стиль, достаточно просто украсить их репродукциями картин или расписать граффити.
Мебель
Дизайн в стиле китч – это пародия не только на красивую жизнь, но и на кричащую бедность. В интерьере уместна мебель со свалки, занавески из полиэтилена, перегородки ручной работы (к примеру, из обрезков пластиковых труб).
Отличается китч и наличием яркой мебели. Темную поверхность стен разбавят кресла розового, оранжевого и зеленого цвета, шкафы всех оттенков радуги. Для светлой же комнаты идеально подойдет мебель насыщенных темных оттенков: болотного, коричневого или темно-синего.
Если говорить о материалах, то мебель, выполненную из дерева, в интерьере квартиры или дома лучше не использовать – она больше подойдет для кафе. В гостиной или детской комнате стоит использовать прозрачные пластиковые столы. Украсить их можно цветными вазами с искусственными цветами. Превосходно впишется в этот стиль мебель с имитацией позолоты. Кстати, она должна быть не только необычной, но и максимально функциональной. Еще одна особенность: предметы должны быть разных форм, стилей, размеров. В одной комнате могут соседствовать стеклянный стол и старый бабушкин сервант.
Освещение
Единой системы освещения в китче не прослеживается. Лучше всего совмещать несколько источников – классические люстры, бра или даже свечи в канделябрах можно разместить рядом с бумажными фонариками. Важно, чтобы свет был достаточно ярким – каждая деталь должна быть хорошо видна.
Аксессуары
Стиль китч предусматривает избыток романтичных элементов: допустимы мягкие игрушки, бантики, гипюровые рюши, искусственные цветы. Вообще, декораций должно быть максимально много! В числе характерных для китча элементов красочные картины, броские безвкусные вазы, разноцветные торшеры. Цветовое решение тут не главное: цель китча – дисгармония. Квартира в стиле китч призвана создавать эффект роскошного дома. Для этого в ход идут цветастые ковры на стенах, хрустальные люстры, позолоченные псевдоколонны из пенопласта, домашние фонтаны, массивные напольные вазы.
Отдельное внимание следует уделить ковру: он обязательно должен быть большим, мягким и максимально ярким. Лучше всего приобретать изделие, в котором несколько цветов, так как оно впишется абсолютно в любое помещение, при этом придав мебели и аксессуарам совершенно другой вид. Также важно заметить, что ковер должен иметь длинный ворс, ведь зачастую на нем играют дети или сидят взрослые (для этого, кстати, небольшие подушки и кладутся на пол).
Стиль китч в одежде
Любительницам ярких, неординарных решений прекрасно подойдет образ в этом вызывающем стиле. Так же как и в дизайне, здесь необходимо сочетать то, что, на первый взгляд, сочетать нельзя. При создании такого лука безвкусица должна стать осознанным выбором. В моду китч вошел в начале прошлого века, однако его расцвет пришелся на 70-90-е годы. Какая модница тогда не носила облегающие кислотные лосины, расшитые пайетками топы и смелые мини-юбки? Сейчас китч немного сбавил обороты, но по-прежнему позволяет неординарным девушкам проявить свою индивидуальность!
КИЧ — это… Что такое КИЧ?
(нем. Kitsch — от простонародного verkitschen, kitschen — удешевлять) Мировоззренческо-стилистический компонент массовой культуры. Термин «К.» возник во второй половине XIX в. Хотя само явление существовало задолго до его определения, подлинное развитие оно получило лишь с появлением средств массовой коммуникации. Еще Гёте писал, что техника в сочетании с пошлостью — самый страшный враг искусства, что наглядно продемонстрировал К. Захват им различных областей культуры происходил постепенно. Прежде всего он вторгся в литературу, породив чтение такого рода, которое принято называть бульварным. Сегодня это почти все «дамские романы», творчество Жаклин Сьюзен, Гарольда Роббинса, Анны и Сержа Голон и многих многих других. В кон. XIX в. К. предъявил права на эстраду и прикладное искусство. Утонченные увеселения аристократии сменились грубостью, плоскостью буржуазных зрелищ. Их программы подчинилась вкусу нуворишей (Это, только с поправкой на политику, прекрасно показано в известном американском мюзикле Боба Фосси «Кабаре», 1972). Вкус тех же любителей открыток с амурчиками, порхающими над целующейся парой, с полногрудыми дамами, демонстрирующими глубокое декольте и подвязки с розовыми бантиками, верных поклонников кичевого романа. С появлением кинематографа, телевидения, видео этот вкус распространился и на них. К. стал товаром, имеющим постоянный широкий сбыт. Его отличиями стали жизнеподобие в мелочах, мнимая значительность, обманчивая актуальность. В эстетическом же отношении это — нивелировка сюжета, сведение многозначности смысла к тривиальности житейской прописи, замена сложного эмоционального ряда простейшими психофизиологическими актами, эротическим возбуждением, кратковременным нервным шоком, стимуляцией агрессивности. Это и искажение литературной классики в угоду массовому вкусу (фильмы: «Снега Килиманджаро», 1952, «Убийцы», 1964, «Манон-70», «Волшебная гора», 1983 и др.). Сведение биографии великих людей к изложению пикантных подробностей их личной жизни («Генри и Джун», 1990, «Возлюбленный язычник», 1959, «Джексон Поллок: американская сага», 1993 и др.) Увлечение мистикой и ужасами («Изгоняющий дьявола», 1973, «Дракула», 1992, «Хрустальный башмачок и роза», 1976 и др.) А. Моль в книге «Кич, искусство счастья» справедливо утверждал, что К. это не только стиль в литературе и искусстве, но и отношение к нему потребителей. Кичмен жаждет описаний «сладкой» жизни тех, кто не стеснен в средствах: аристократов, дам полусвета, финансовых магнатов, звезд кино, телевидения и эстрады и им подобных, что позволяет давать описания роскошных апартаментов и увеселительных заведений, полный реестр великосветских развлечений, «возвышенные» страсти и диалоги, пристойную дозу эротики или откровенный секс, то есть, всё то, чем зачитывалась несчастная Настя из горьковской пьесы «На дне». На иной основе строятся взаимоотношения современного потребителя и неоки-ча. Если старый К. стремился к красоте, какой она представлялась неразвитому вкусу нуворишей, то есть к пошловатой красивости, то К. сегодняшний сознательно ввел моду на безобразное. Потребитель нередко понимает, что вещь некрасива и нефункциональна (например, чайник в форме кошки или дом в виде башмака) и именно поэтому покупает ее, чтобы идти в ногу со временем, не выглядеть отсталым. Столь тесной связи эстетики с престижностью не знал старый К. Нынешний заказчик и потребитель К. принадлежит к тому слою населения, для которого характерны достаточная материальная обеспеченность, довольство собой и жизнью, тяга к постоянному украшательству ее все новыми и новыми вещами и развлечениями. Погружаясь в иллюзорный мир К., его потребитель обнаруживает сходство своих стремлений, своих представлений о морали, нравственности, эталонах успеха со стремлениями и представлениями героев книг, фильмов и телепередач. Для него важно только одно условие: показанное или написанное должно обладать всеми внешними приметами жизнеподобия. К. апеллирует к инстинктам; теоретическое обоснование этого исследователи находят у 3.Фрейда, поскольку К. нередко делает ставку на спекуляцию сексуальностью и жестокостью. Манипулирование сознанием реципиентов, точный учет психологии восприятия в сочетании с прогрессом технических возможностей распространения К.-продукции — основы как К., так неокича. Одной из разновидностей неокича является кэмп. По мнению С.Зонтаг суть кэмпа — пристрастие ко всему неестественному, искусственному, чрезмерному. Наиболее волнующим зрелищем объявляются те киноленты, которые входят в ежегодно составляемый критиками список десяти самых плохих фильмов. Новым успехом начинает пользоваться старая итальянская киче-вая серия картин с участием феноменального силача Мациста. Кэмпмен приходит в восторг от наиболее безвкусных кичевых украшений. Постмодернизм нередко иронически обыгрывает кэмп, превращая его в элемент художественного фристайла.
Лит.: Карцева Е. Кич, или Торжество пошлости. М., 1977;
Kitsch: The World of Bad Taste. Ed. G.Dorfles. N.Y., 1969;
Moles A. Le Kitsch, L’art du bonheur. Paris, 1971;
Stemberg J. Le Kitsch. P., 1971.
Е.Карцева
Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. В.В.Бычков. 2003.