Китайский сад — Википедия
Кита́йский сад — стиль ландшафтного сада, который формировался на протяжении трёх тысяч лет. Это понятие включает в себя как огромные сады императорской семьи, разбитые произвести впечатление, так и более интимные сады учёных, поэтов, бывших правительственных чиновников, солдат и купцов, созданные для размышлений и уединения от внешнего мира. Они воспроизводят идеализированные миниатюрные ландшафты, которые выражают гармонию, которая должна существовать между человеком и природой[1].
Типичный китайский сад окружён стенами и включает в себя один или несколько прудов, группы камней, деревья и цветы, различные залы и павильоны, которые соединены извилистыми дорожками и зигзагообразными галереями. Перемещаясь от одного места к другому, посетители могут просматривать ряд тщательно подобранных сцен[2].
Уже в древнейшем китайском каноне — «Книге Песен» — упоминается «радость парка».[3] В 1267 г. заложен императорский парк в Пекине с двумя искусственными озерами. На Северном море (Бэйхай) насыпали остров, ассоциирующийся с мифическим островом Пэнлай в Восточном океане — обителью даосских бессмертных. В XVIII веке сложился ещё один столичный комплекс — парк-дворец Ихэюань (Парк Безмятежного отдыха или Сохранения гармонии), в композиции которого тоже доминировало озеро с искусственной горой. Сочетание «гор» и «вод», напоминавшее о Мировой горе и Мировом океане, осталось в традиции дворцовых парков простейшим и самым устойчивым символом мироздания.
Разделение на императорские и частные сады сложились к V−VI вв. Императорский парк — масштабная картина мира, частный отличался склонностью к деталям и миниатюрным композициям.[4]
Классический китайский спроектирован таким образом, что наблюдатель не может охватить взором весь сад. Сад состоит из комплекса обособленных пространств, двориков и «зелёных комнат». Их границы строго определены галереями, павильонами, внутренними садовыми стенами [5]. Перемещаясь по саду, в каждый момент времени посетитель наблюдает новые виды. Например, вид на сад от главного входа закрывался холмом или деревьями. В фольклоре экраны имели магический смысл: служили защитой от злых духов. Приём «заимствование вида» предполагал созерцание сада с разных сторон: надо было учесть, как видит его хозяин, подъезжающие гости и даже соседи.
При династии Мин садово-парковое искусство стало повальным увлечением. Человек без собственного сада, хотя бы маленького, не считался принадлежащим к элите общества[6]. В садах сосредоточилась культурная жизнь: музицирование, чтение, занятия живописью, встречи литераторов и художников, учёные беседы, игры. Сады выступают местом действия в пьесах и романах. Немало учёных пускались в странствия, чтобы посетить знаменитые сады, прославленные в стихах, романах и картинах. Виды садов были популярной темой в минской живописи, они писались обычно по заказу владельца сада или в память о встречах друзей. В этих картинах сад предстаёт образом гармонии, символом достоинства учёной элиты.
В садово-парковом искусстве Китая велико этико-философское наполнение. Европейский садовник стремился преобразовать природную среду во что-то иное. В Китае же человек, доводя до совершенства небесные и земные образы, совершенствует самого себя, поэтому сад – диалог культурного и природного начал. Согласно древним китайским представлениям, мир имеет три онтологически равные составляющие: Небо, Землю и Человека. Функция человека наиболее полно реализуется в творчестве, в искусстве. В китайской традиции человек даёт завершение небесной природе: усиливает естественные свойства вещей, придаёт им внятную, символическую форму. Это предполагает фантазию и эксперименты с природными материалами. Например, одним из лучших украшений китайского сада считались «божественные»камни со дна озера Тайху: причудливые валуны с множеством отверстий. Их очертания похожи на священную каллиграфию даосов. «Озёрные» камни не являются природными:каменотёсы делали в них отверстия и опускали в озеро. Через много лет вода стирала следы инструментов и камень воспринимался как дар природы [7] – пример того, как в китайской традиции человек придаёт совершенство продуктам природы.
На китайское искусство сильно влияет иероглифическое мышление. В индоевропейских культурах акт космогенеза начинается словом, а образ в сознании формируется на основе звука. В Китае же образ формируется зрением и развиты виды творчества, связанные с визуальными знаками: каллиграфия, живопись, садово-парковое искусство. Некоторые способы построения ландшафтных композиций заимствованы из живописи, а многие прославленные художники проектировали сады.
Говоря о китайском саде, нельзя не упомянуть фэн-шуй – учение о влиянии энергии ландшафтных форм на человека[8].
При династии Чжоу большие ритуальные охотничьи угодья для жертвенных и редких животных были атрибутами власти и знаками её священства
Императорские и частные сады развивались во взаимодействии, многие атрибуты царских садов перекочевали в частные: искусственные горы, озёра, камни. Со временем представление о саде как прообразе рая лишилось мифологической значимости и получило чисто художественное воплощение. Сад освободился от необходимости буквальной иллюстрации религиозного идеала, его обустройство стало делом вкуса и воображения, т. е. полноценным искусством.
Сад Гэюань
Китайский сад в Сингапуре
- ↑ Baridon M. Les Jardins — paysagistes, jardiners, poḕts / Robert Laffont. — 1998. — 1233 p. — ISBN 978-2221067079.
- ↑ Records of the 21st conference of the UNESCO World Heritage Committee, describing Classical Chinese garden design and the gardens of Suzhou.
- ↑ Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени.. — Москва: Астрель, 2003.
- ↑ 1 2 3 Новикова Е. В. Китайский сад — модель взаимоотношений Человека и Природы // Человек и Природа в духовной культуре Востока. — 2004.
- ↑ Отличия китайского и японского садов (неопр.). Сайт компании «Royal Gardens». Дата обращения 3 сентября 2013.
- ↑ Фан Сяофэн. Лучшие китайские сады. — Москва: Арт-родник, 2010.
- ↑ Фан Сяофэн. Лучшие Китайские сады. — Москва: Арт-родник, 2010.
- ↑ Фан Сяофэн. Лучшие китайские сады.. — Москва: Арт-родник, 2010.
- ↑ Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. — Москва: Астрель, 2003.
Я устроилась на работу в китайский детский сад и поняла, что он отличается от европейского как небо от земли
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Привет! Меня зовут Анна, я уже 2 года живу в китайской провинции Шаньси и преподаю английский язык в детском саду. Каждый день мне и 2 моим сыновьям, которые тоже ходят в этот садик, приходится сталкиваться с непривычными правилами и традициями.
Я расскажу читателям AdMe.ru, как живется дошколятам в Китае. Иногда им приходится ох как непросто, ведь здесь царит железная дисциплина и иногда приходится прятаться под кровать. А из бонуса к статье вы узнаете, почему моего младшего ребенка ругают из-за слова «пока».
Многие садики работают по системе «все включено»
Каждый родитель стремится сделать максимальный вклад в развитие своего чада. Поэтому частный детский сад — норма для жителей Поднебесной со средним достатком. Это недешевое удовольствие: один год обучения в таком учреждении обойдется примерно в € 1,5–4 тыс. в провинции и € 4–6 тыс. в крупных городах.
За эти деньги дитя попадает в зону «все включено»: 5-разовое питание, доставка на школьном автобусе, форменная одежда, обувь, рюкзак, комплект постельного белья и стопка разноцветных пособий высотой с ребенка. Зайти в детский сад можно только по пластиковой карте и в строго определенные часы. После занятий дети за дополнительную плату могут остаться на лего-конструирование, катание на беговелах, роликах, баскетбол или научные опыты.
Чтобы их ребенок попал в хороший детский сад, родители готовы на любые жертвы. Известны случаи, когда в больших городах Китая жители некоторых районов занимали очередь на регистрацию за несколько дней до ее начала. Просто ставили у здания садика палатки и дежурили в них, пока не начиналась запись в группы.
Кстати, «крутизна» дошкольного учреждения не зависит от его размеров или местоположения. Частный детсад может быть совсем небольшим, а его игровая площадка может находиться чуть ли не на крыше арендуемого здания. К примеру, в нашем садике 60 учеников, по 20 человек в группе. В каждой группе — по 2–3 постоянных воспитателя и нянечка.
Воспитатели — это в основном девушки до 30 лет. У нянечек ограничение по возрасту — 45 лет. Объясняется это тем, что работа тяжелая. К детям нельзя выходить «при параде» — в платье и с прической. Здесь воспитатели больше похожи на старших сестер: у всех одинаковые фирменные толстовки или футболки, черные штаны и кроссовки. Волосы обязательно убраны, за маникюр могут оштрафовать.
В первой половине дня дети занимаются китайским, английским, математикой, музыкой, учатся читать иероглифы и рассказывать стихи. Учителя общаются с воспитанниками на 2 языках — китайском и английском. Каждый месяц дети сдают аттестацию, и если
Раз в месяц дети участвуют в мастер-классах — от приготовления национальных блюд до занятий по гончарному мастерству. Каждый сезон проходит обязательное мероприятие с родителями: поход в банк, на почту, на ферму, в стоматологию, восхождение на гору, веселые старты в парке или пенное шоу прямо во дворе садика.
До сих пор помню, как в моем детстве в один из жарких летних дней воспитательница поливала нас водой из садового шланга. А у китайс
Китайский сад: обязательные элементы ландшафтного дизайна
В предыдущей статье (Уроки китайского. Урок первый: китайская философия сада) мы говорили о принципах, лежащих в основе традиционного для Поднебесной ландшафтного дизайна. Теперь настало время рассмотреть поближе те элементы сада, которые придают ему неповторимый национальный колорит, формируют собственно китайский стиль.
Из каких же элементов складывается китайский сад?
Роль и значение воды в саду
Обязательная принадлежность китайского сада – шум падающей воды, ибо ничто иное так не успокаивает, не помогает достичь внутренней гармонии. Вода – стихия, которая в саду (равно как и в природе) предстает в двух качествах: это и зеркало мира, воплощение покоя, и примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Олицетворением первого качества служит озеро или какой-либо водоем со стоячей водой; второе качество олицетворяют речка, ручей, водопад.В продуманном и сбалансированном саду желательно иметь как «живую» воду (водопад), так и водную гладь (водоем со спокойной, неподвижной водой). Не следует забывать о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, их берега служили местами пикников и прогулок.
Водоемы, особенно рукотворные, не имеют высоких берегов и облицовки. Императорские павильоны на островках строили так, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к размерам самого острова. Таким приемом добивались впечатления, что они «вырастают» прямо из воды.
Спокойная вода — зеркало мира, воплощение покоя
Создается особый мир отражений. Садовые дорожки и тропинки проходят часто над самой водой, а через водяные потоки перекинуты «верблюжьи», или горбатые мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами.
Живая вода – водопады. Их можно создать элементарно – всего лишь правильно организовав сток с крыши. В Китае крыши павильонов делают так, что дождевая вода низвергается с них, как настоящий водопад. А в наших широтах воды слишком много, поэтому мы на нее мало обращаем внимания. Но если вдуматься, мы тоже любим летом сидеть на открытой веранде во время дождя и слушать шум падающей воды. И в наших садах, под нашими крышами всегда можно создать некий водоем, в котором вода будет собираться для полива, выполняя одновременно роль водной глади.
Камни как элемент пейзажа
Камень – сложный материал, сочетающий в себе природные и антропогенные качества: он был создан природой, но поддается обработке человеком. В китайском саду «камень уравновешивает природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения». В их садовой традиции камень — это «чистая энергия неба и земли». Поэтому камню в саду отводится важное место.
Камню в китайском саду отводится важное место
Необходимо найти и принести в сад «правильный» камень. Не менее важно – точно и в нужном месте его расположить. Камень может быть один – большой, но очень красивый; его размещают на подставке или включают в композицию. Может быть и композиция из камней самого разного размера, цвета, фактуры и так далее. Особо ценными считаются камни с переливами, узорами, вкраплениями разнообразных цветов. Они ценны с художественной точки зрения, а с философской и релаксационной рассматриваются как вместилище энергии, предмет, влияющий на чувства человека. Их слушают, их созерцают.
Для выразительности композиций сада используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования растений. Один из китайских философов по этому поводу говорил: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».
Ограждения
Сады в Китае принято огораживать, поскольку они – символ рая на Земле. Ограда выделяет особое пространство сада и делает его «миром в мире». С практической точки зрения это граница усадьбы или земельных владений. Создается же ограда как часть окружающего ландшафта, она всегда строится с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону».
Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим, и практическим целям
Посмотрите на Великую Китайскую стену – и все вопросы отпадут сами собой. С определенной долей воображения можно увидеть в причудливых изгибах стен подобие дракона, защищающего пространство сада, а дракон на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии.
Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим целям, даже если она просто зрительно разграничивает сад. Ограда как таковая сама по себе располагает к «созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь». Нередко на стене оставляют пустое пространство, где друзья или почетные гости могут собственноручно начертать надпись.
Ворота
Ни город, ни сад не может обойтись без ворот. Они всегда богато украшены, имеют символическую надпись. Ворота могут быть даже без стен или ограды, ведь они сами по себе служат символом, знаком.Павильоны
Китайский сад или парк невозможен без архитектурных сооружений, обозначающих человека. Они могут быть самыми разными: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде.
В саду всегда есть архитектурные сооружения
Все подчинено идее созерцания из любой точки сада. Всегда важно, что бы созданное человеком находилось в единении с природой, в соответствии с ней, с пейзажем.
Проходы и окна
В Китае принято придавать проемам и проходам в оградах, калитках, в садовых сооружениях форму круга, овала, шестигранника или восьмиугольника, грушевидную или форму тыквы-горлянки и так далее. Первоначально, учитывая особенности национального быта, закрытых дворов, окна в стенах служили «окном в мир». Во дворцах они чаще всего были нарисованы, чтобы извне никто не мог видеть внутреннюю жизнь. Но далее в садах они трансформировались в знаки космического цикла перемен. Их главнейшая задача – передать связь между внешним и внутренним пространствами.
Дом открывается саду через окно, а сад через окно входит в дом
Окно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду через окно, а сад так же через окно входит в дом. Разная форма проемов и окон – разная энергетика, но и многообразие мира, как внутреннего, так и внешнего.
Надписи, знаки, иероглифы
Куда бы вы ни пришли, в парке или в саду обязательно встретите камни или специально обработанные стволы деревьев с надписями. Этот особое направление в садово-парковом искусстве, связанное и с литературой, и с особым восприятием самого сада — точнее, той или иной его экспозиции. Надписи – непременная принадлежность каждого китайского сада и дома.Часто перед наиболее выразительной частью парка или коллекцией растений стоит камень со стихотворной надписью, которая отражает порыв души поэта, увидевшего красоту цветения. О сиренях – перед сирингарием, о пионах – перед парком пионов, о розах – перед розарием, о лагерстремиях – перед входом в сад лагерстремий и так далее. Если где-то в парке — национальном или природном — вам случилось увидеть такие надписи на камнях, стволах деревьев или прямо на склонах, значит, это такое красивое место, которое просто не может никого оставить равнодушным.
Надписи — непременный элемент каждого китайского сада
Причем вирши могут быть размещены на нескольких камнях, расставленных в разных частях сада, а могут и изречения разных авторов быть расположены рядом. Надписи бывают выбиты на скалах, на камнях и специальных каменных столбах.
Иероглиф, знак в садовом пейзаже дополняет и обогащает чувственное восприятие китайца, выделяет место как значимое, важное. Он может быть начертан не только на камне, но и на стволе дерева, на стене сада (строения). Это символ, и он обязательно должен быть хорошим, добрым, полезным, нести счастье и радость, душевный покой и равновесие.
Растения
Китайский сад всегда насыщен разнообразными растениями. Чем состоятельнее владелец, тем богаче флористический состав его угодий. Он включает большое число красивоцветущих, декоративно-лиственных листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников, а также хвойных растений. Непременно имеются небольшие вкрапления плодовых деревьев, выращиваемых не только ради красивого цветения (персик, слива), но и ради съедобных плодов (хурма, цитрусовые), а также лекарственных растений.
В китайском саду непременно есть и декоративные, и плодовые деревья
Распределять по местам и степени «любви» и предпочтений те или иные культуры в китайском саду – неблагодарная задача. Все зависит от его расположения, благосостояния и общественного положения хозяина, многих других факторов. Но есть некоторые растения-символы, без которых не обходится, пожалуй, ни один сад.
Чаще всего список возглавляют хвойные (сосны, пихты, можжевельники, плосковеточник и другие), олицетворяющие долголетие, вечность, благородство. В китайском саду есть непременные «деревья счастья» (сливы, персики, яблони, вишни, ивы, тополя, магнолии). Древесные растения обязательно формируются.
Особое место в садах отводится розам. Здесь следует еще и вспомнить, что чайно-гибридные розы – это и есть исконно китайские садовые розы («чайные» – от русифицированного английского слова China – Китай и от латинского видового названия chinensis – китайская, то есть, правильнее было бы их называть китайско-гибридные, или гибриды китайской розы). Розы высаживают большими группами, создавая розарии; вдоль дорожек; на шпалерах и так далее.
Травянистые растения – неотъемлемая часть сада. Однолетние и двулетние цветы — чаще всего ноготки, анютины глазки, флоксы — выставляют в горшках либо высаживают в грунт; многолетние размещают большими группами, создающими акцентные пятна, сбалансированные по цветовой гамме, по срокам цветения, по декоративности в осенней расцветке.
Травянистые растения, цветы — неотъемлемая часть сада
Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры из однолетников (временные композиции на газонах), которые создают настроение в саду до распускания листьев на деревьях или цветения древесных (слив, персиков, яблонь). Среди многолетников предпочтение отдается тюльпанам, пионам, георгинам, хризантемам, кардиокринумам, ирисам, флоксам, лилиям. Для водоемов главнейший вид — лотос. Помимо того, что он – буддийский символ, он еще и важное пищевое растение.
В саду обязательно есть уголки, предназначенные для посещения их в разные времена года. Зимой можно любоваться хвойными, весной – персиками, сливами, яблонями, миндалем, летом – буйством и разнообразием растений, осенью – яркими красками кленов, осин, абрикосовых деревьев.
Есть еще одна особенность у китайского сада – он не знает обширных травяных газонов. А дело в том, что формально выделенное пустое пространство чуждо китайским эстетическим принципам. Созерцание в саду благородных растений должно воспитывать благородные ответные чувства.
Назначение рукотворного сада в Китае не исчерпывается показом разнообразия форм и богатства оттенков цветущих растений. Наиболее важное его предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни, а растения — это знаки, определяющие настоящий момент, ситуацию, настроение.
Кирилл Ткаченко, Санкт-Петербург
КИТАЙСКИЙ САД
САД YUYANКитайский сад формировался 3000 лет как стиль ландшафтного дизайна. Это могут быть огромные императорские сады и сады небольшие, принадлежавшие ученым, чиновникам, купцам. Они созданы для размышлений и уединения. Каждый напоминает идеальный миниатюрный природный ландшафт и выражает единство человека и природы.
Обычный китайский сад огорожен стеной, включает пруд, группы камней, деревьев, цветов, залы, павильоны, которые соединяют извилистые дорожки или зигзагообразные галереи. Каждая часть сада – тщательно подобранная сцена. Императорский сад – это масштабная картина мира, а частный – подробно детализирован и включает много миниатюрных композиций. Оба объединяет философия единства.
История китайского сада
QIUXIAПервые упоминания рассказывают о китайских садах в долине реки Хуанхэ во времена династии Шан (1600 — 1046 г. до н. э). Эти сады были большими закрытыми парками, где правители и придворные охотились на дичь или выращивались фрукты и овощи. Надписи того периода говорят о трех видах сада: Йо, Пу и Юань. Первый сад был царственным садом и в нем было много зверей и птиц. Во втором саду выращивались растения. Последний сад, Юань, со временем стал основой для создания китайского сада. Он являл собой замкнутый квадрат, где были стены, пруд и растения.
Царские китайские сады описаны в поэзии того времени. Например, сад-парк Терраса, Пруд и Парк Духа короля Венгвана, созданный на запад от его столицы, города Инь, описан как место, где прогуливается и может наблюдать свободно за тем, как пасутся олени и их оленята, как красивы белые журавли и пруды полны рыбы. В “Записях великого историка” Шиджи описан еще один королевский сад Шаки (Песчаные Дюны), созданный Шан, правившем в 1075 — 1046 г. до н.э. Согласно “Записям…”, в центре была большая смотровая площадка, а во дворце был построен бассейн, по которому свободно могли плавать несколько небольших лодок одновременно. В его центре был насыпан остров, а сам бассейн был наполнен вином. В китайских летописях описано еще много величественных садов, где были роскошные дворцы, озера, лодки в виде драконов.
Большое влияние на стиль китайских садов на протяжении многих веков имела одна легенда о восьми бессмертных, которые проживали на вершине горы Пэнлай. Они жили вечно, в благоденствии в дворцах из серебра и золота. Вокруг росли деревья с драгоценностями. Там не было ни зимы, ни боли, а вино и рис никогда не исчерпывались.
ZHAN YUANОдин из великих правителей раннего Китая – Ин Чжен, вдохновившись легендой о рае на горе, послал воинов найти этот рай и добыть эликсир бессмертия. Но безуспешно. Однако, он недалеко от своей столицы, Саньяна, создал сад с большим озером Ланчи-Гун. В центре его возвели копию горы Пэнлай. В 206 г. до н.э. он умер, а его столица и сад были уничтожены. В хрониках китайских историков, художественных произведениях упоминаются Озеро Высшей Сущности, Сад генерала Лян Цзи и др. большие сады-парки. Однако легенда продолжает вдохновлять китайских садовников создавать у себя маленькие копии острова Бессмертных.
С началом нашей эры в Китай пришел буддизм и при каждом храме устраивали свои сады и садики. Сады стали вдохновлять поэтов на создание сборников стихотворений. Такими примерами стали Сад Золотой долины, Павильон Орхидей. Императоры стали организовывать сады и ставить там спектакли.
Во времена расцвета Китая и сад стал процветать. Во многих, даже самых маленьких садиках, пытались воссоздать все-ту же райскую картину из легенды о Бессмертных и всегда давали им поэтичные названия. Также начали развиваться селекция, одомашнивание диких растений, черенкование, прививка и размножение растений. Создавались трактаты и каталоги растений.
Во времена династии Тан Китай в экономическом плане стал процветать. Это способствовало и процветанию садов. В рукописных источниках описывают огромный сад, построенный Великим Министром Империи Тан Ли Дэю. В нем было больше сотни разных павильонов и сооружений, большая коллекция камней и экзотических растений. Одними императорами создавались сады, другие их разрушали, а некоторые ученые брали плату (чисто символическую) за посещение своих садов.
Почти все древние и давние сады Китая остались лишь в летописях и лишь немногие дожили до нашего времени. Одни сильно видоизменились, другие же сохранили почти исторический вид. Например, сад Павильон Голубой волны в Сучжоу. Он был построен в 1044 г. н.э. поэтом Су Шуньцин или Сад мастера сетей, называемый Рыбацким Приютом. В Сучжоу осталось много примеров давнего садового дизайна.
Каждая династия императоров вносила свой вклад в садовое искусство Китая. Затянувшийся Сад, Сад Юйюань, Сад Совершенствования, Сад Цзичан, Сад Летний Дворец, Сад Кейуан могут наочно продемонстрировать свою красоту. Их строили не только правители, но и ученые, философы, поэты, государственные деятели. Они – роскошны, они вдохновляют и обязательно заставят задуматься о неосязаемом.
Дизайн китайского сада
THE HUMBLE ADMINISTRATORS GARDENКитайский сад раскрывается постепенно. Его нельзя увидеть сразу. Он состоит из каскада пейзажей. Он призван скрыть вульгарное и простое, а показать совершенство. В нем нет четких ровных линий, а есть ассиметрия и плавность. Он всегда окружен стеной и включает в себя пруд, павильон для наблюдения, а растения аккуратно подобраны друг к другу.
Архитектура сада
В китайском саду много архитектурных сооружений: залы, павильоны, храмы, галереи, мосты, беседки и башни.
- Тин – Церемониальный зал для торжеств или церемоний с внутренним двором и находится недалеко от въездных ворот
- Да тинг – Главный павильон принимает гостей и окружен верандой
- Хуа тинг – Павильон цветов располагается рядом с домом и в нем выращиваются растения, и есть альпинарий
- Павильон Сиань с четырьмя дверьми и подвижными стенами, чтобы раскрывать панорамы сада
- Лотосовый павильон строят рядом с прудом
- Павильон Юань Ян Тин – павильон уток мандаринов разделен на две части: северную и южную
Кроме этих достаточно больших сооружений, в китайском саду можно увидеть такого же плана строения, только поменьше. Они предназначены для обеспечения укрытия от солнца и дождя, для осмотра сада и для отдыха. Их располагают там, где можно за чем-то наблюдать, что-то слушать, где красивый вид на пейзаж. Они бывают отдельно стоящие, а бывают частью другого строения. Каждое из этих зданий обязательно имеет свое название, которое выражает смысл его предназначения: Павильон Пикового поклонения, Павильон Луны и Ветра, Павильон слушанья дождя и т. п.
Еще в китайском саду строят смотровые башни (лу или гэ). В некоторых садах возведены каменные павильоны в виде лодки у пруда. Они состоят из беседки, зала в центре и двухэтажного здания, которое смотрит непосредственно на пруд. Есть также небольшие закрытые дворики, устроенные для того, чтобы отдохнуть, помедитировать, порисовать, попить чая.
Важный элемент китайского сада – это галереи (ланг). Эти узкие змеевидные (реже прямые) узкие и крытые коридоры соединяют здания, прячут посетителей от дождя и зноя, и разделяют сад на части. В них сделаны окошки, квадратные, круглые или, иногда, неправильной геометрической формы, для осмотра пейзажа мельком.
Окна и двери в китайском саду – обязательный элемент– бывают округлыми, овальными, шестиугольными, восьмиугольными, иметь форму вазы или фрукта. Они всегда очень красиво оформлены. Мосты и мостики – еще одна характерная черта сада. Формы у них бывают разнообразные: прямые, зигзагообразные, арочные. Предназначение у мостов прямое (для передвижения) либо декоративное (для осмотра сада, как элемент картинки). Их строят из камня или дерева.
RETREA & REFLECTION GARDENЧасто в садах Китая создавались небольшие отдельно стоящие здания для уединения и медитации, а также здания для библиотек или студий (шуфан).
Сад Камней и горы
В каждом китайском саду всегда есть хотя-бы маленький Сад Камней. Гора для китайцев – это символ добродетели, стабильности и выносливости. Об этом говорит конфуцианство и Книга перемен, а также легенда о Бессмертных. В давние времена их создавали большими, каскадами, и строили наверху смотровые павильоны. Во времена династии Цин создавать эпохальные горы и сады камней стало немодно. А сейчас, это один большой камень, символизирующий основную гору и ряд камней помельче для отображения горного массива в Саду Камней. Некоторые небольшие сады внутри двориков состоят из белого песка и камней, расставленных по периметру и внутри. В лунном свете они похожи на настоящие озера. Это такой родоначальник японского сада дзен – “сухой сад”.
Вода
ЗАТЯНУВШИЙСЯ САДЦентральным звеном китайского сада является пруд или озеро. Возле него располагаются основные здания и павильоны. Всегда в пруду растет лотос и плавают рыбки, обычно золотые. Согласно Книге перемен, вода – это легкость и общение, она несет пищу для жизни на своем пути. Вода в саду всегда рядом с горой и представляет собой мечты и бесконечность пространств. Форма у пруда размытая и скрывает от посетителя на другом берегу его берега. Так создается иллюзия бесконечности озера. В большом императорском саду таких водоемов могло быть несколько. В небольшом саду он единственный и окружен садом камней, сооружениями и растениями. В среднем по размеру саду может быть озеро и несколько ручейков с мостами или длинное озеро с каналом и мостом над ним, визуально разделяющим его на две части.
Также вокруг растут растения, стоит каменный сад и построены здания.
Растения
Растения в китайском саду – четвертый важный элемент этого стиля сада. У них такое же важное предназначение, как у сооружений, камня и воды. В нем всегда росли сосна, бамбук, китайская слива. В местном климате эта тройка даже зимой остается зеленой. Сосна – символ долголетия и упорства, постоянства в дружбе. Бамбук – символ мудрого, скромного, всегда учащегося и гибкого человека, не ломающего даже в самый сильный шторм. Слива – возрождения после зимы и прихода весны. Ценится она за розовые и белые цветки, а также за сладкий аромат.
В садах Китая растут персики (символ долголетия и бессмертия), груши (символ справедливости и мудрости, долгой дружбы или романтики), абрикосы (символ пути военного начальника или госчиновника), гранатовые деревья (символ плодовитости), ивы (дружба и радость). Цветы также олицетворяли желания. Пион – символ богатства, орхидея – символ благородства и невозможной любви, а лотос стал символом поиска знаний. Эти три цветка обязательны, как и хризантемы.
MASTER OF THE NEST GARDENВ саду обрезка почти не применялась. Давние китайские ландшафтные дизайнеры пытались сохранять свои растения в природном виде. Особенно ценились вычурные карликовые деревья с искревлеными стволом и ветками для создания миниатюрных пейзажей.
Заимствующий пейзаж (Цзецзин)
Важным аспектом в дизайне китайского сада есть заимствование окружающего сад пейзажа. Цель этого приема в том, чтобы созданный вручную сад был часть этого ландшафта и казался бесконечным.
Для садовода Китая важно, как выглядит его сад во времена года или время суток. Как и в наше время, так и в древности, дизайнеры учитывали как определенные части сада будут выглядеть лучше всего зимой, какие весной, летом и осенью, какие лучше лицезреть днем, а какие ночью.
Скрыть и удивить
Еще один прием, использовавшийся и используемый, это тайное, которое становится неожиданно явным. Помните, вначале писалось о том, что китайский сад состоит из нескольких отдельных самих по себе сцен? Их объединяют с помощью галерей, отделяют стенами сооружений, зарослями”лунными воротами”, экранами из растений, извилистыми дорожками. Гость в таком саду открывает что-то новое лишь тогда, когда доберется до контрольной точки, последнего момента.
Философия сада
Китайский сад предназначен, как и когда-то, для использования и для любования. В нем проводятся всевозможные торжества, учат письму, чтению, музыке. В саду пьют чай и медитируют. Даосизм сделал сад местом для достижения просветления путем созерцания единства творения, где царят гармония и порядок. В нем две противоположности, инь и янь, дополняют друг друга, сокрытое становится явным, а пейзаж никогда не закончится.
CHINESISCHER GARTEN В ГЕРМАНИИКаждый китайский сад – это поиск рая, затерянного мира, утопической вселенной и бессмертия. В этих садах четко видится, как творчество человека может стать частью природы. В них стараются, как можно точнее, имитировать природу и проявить ее во всей ее красоте. .
Влияние сада на мир
Китайский сад повлиял за время своего существования на все стили садов. Очень многое из него перешло в японский сад. Это обмен знаниями, озера и павильоны наподобие китайских, интимные сады для медитации и отдыха, сад камней, церемония чаепития в саду, воссоздание островов бессмертных.
В европейские сады вместе с путешественниками пришла природная линия, отсутствие четкой геометрии, асимметрия, беседки в китайском стиле с крышами-лодочками, маскировка,натурализм, мосты. Он вмешался в строгую геометрию французского сада, английский формальный сад, царский русский сад. К концу ХIX века в Европе не было страны, в которой не было бы мотивов китайского сада.
10 необычных китайских садов | ELLE Decoration
Китайский сад — это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов. В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора — прообраз горного массива Куньлунь. Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой. Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги.
Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».
Карьерный сад
Заброшенный карьер площадью 4,26 га превратился в оазис. Он расположен в Ботаническом саду в Шанхае. Дизайнеры совместно с инженерами изменили рельеф участка, создав секретные сады и петляющие маршруты. Каменные стены карьера оставили нетронутыми, что позволит им «самовосстанавливаться» под дождем и солнцем. Quarry Garden, in Shanghai Botanical Garden. 997 Longwu Rd, Xuhui Qu, Shanghai Shi. www.shbg.org
Сад Чжаньюань В Нанкине
Этому саду 600 лет, и здесь сохранились постройки династии Мин. Обратите внимание на дорожки из камней. Перед тем как поместить в сад, их много лет держали на дне озера Тайху, чтобы вода сточила все лишнее, а затем обрабатывали вручную. Идеальный камень должен был обладать пятью качествами: шоу — узкий, чжоу — морщинистый, лоу — продырявленный, тоу — проникающий, сю — красивый. Zhanyan garden. No. 128, Zhanyuan Road, Qinhuai District. www.njzy.net
Юхэюань — Парк Безмятежного отдыха
Пекинский парк 1750 года также называется «Летний дворец». Охраняется ЮНЕСКО как шедевр китайского ландшафтного дизайна. Обойти всю территорию за день не получится. Сюда принято возвращаться. Yihe Yuan Summer Palace. 19 Xinjiangongmen Rd, Haidian Qu. www.summerpalace-china.com
Парк Бейхай
Императоры разных династий снаряжали экспедиции на поиски Островов бессмертных, о которых повествуют китайские легенды. Острова не нашли. Но их описание легло в основу создания этого парка в Пекине. Здесь есть знаменитый ресторан императорской кухни, где готовят по рецептам времен династии Цин. 1 Wenjin St, Xicheng Qu. www.beijingtrip.com/attractions/park.htm
Сад Лю Юань
«Сад уединения» в Сучжоу входит в число четырех самых известных садово-парковых ансамблей Китая и охраняется ЮНЕСКО. Композиция классического пейзажного сада состоит из серии видовых точек и маршрутов перемещения между ними. Сад был создан самим хозяином в соответствии с искусством традиционных садов «бэнь юй цзыжань» («произрастая из природы»), согласно которому сначала формируется сад и лишь затем план участка. 338 Liuyuan Road, Gusu Qu, Suzhou Shi, Jiangsu Sheng. www.china.org.cn
Вангшиюань
Еще одно название — «Сад мастера плетения сетей и интриг». Образец классического китайского сада отражает тесную связь между образом жизни владельца и ландшафтом. Участок размером всего около 50 соток кажется в разы больше благодаря хитрой планировке. Из каждой комнаты дома можно без труда попасть в сад. Этот прием совмещения дома и улицы характерен для многих частных садов Сучжоу. Wangshi Yuan. No.11 Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road, Canglang District, Suzhou 215006. www.szwsy.com
Речной парк Хаутан в Шанхае
Парк был создан к выставке Шанхай Экспo 2010 и отражает идею «ландшафта как автономной экосистемы». Участок представляет собой узкую полосу площадью 14 га на реке Хуанпу. Эти земли, загрязненные продуктами нефтепереработки, ранее принадлежали сталелитейному заводу и верфи. Проект, выполненный китайской архитектурной студией Turenscape, призван создать новую «зеленую» территорию, продемонстрировать экологически чистые технологии, а после выставки Expo использовать ее как общественную набережную. Еще одна задача, стоящая перед проектировщиками, заключалась в улучшении контроля за паводками. Чтобы создать новую активную береговую линию как живой организм для лечения загрязненной реки, было разработано болото 1,7 км в длину и 5–30 метров в ширину. Авторы проекта выстроили красивые деревянные мостики, а для поглощения загрязняющих веществ высадили растения, очищающие воду. No.2200 Shibo Avenue, Pudong New Area, Shanghai.
Сад Юй-Юан
Сад был основан в XVI веке во времена империи Мин по указу сына министра в качестве подарка своему отцу. Именно отсюда и пошло название «Сад радости». Оно символизирует счастье, которое младшие дарят старшим. К сожалению, в XIX веке сад сильно пострадал, но был отреставрирован в 1956 году. 218 Anren St, Huangpu Qu, Shanghai Shi, 200010. www.yugarden.com.cn
Ботанический сад Чень Шань в Шанхае
Масштабный пейзажный проект мюнхенского бюро Planungsgruppe Valentien осуществлен в 2010 году. На 206 гектарах насыпной земли в дельте реки Янцзы у подножия горы Чень организован уникальный зеленый ландшафт с автономной экосистемой. В основу проекта легли эстетика и символика традиционного китайского ландшафта, дополненные инновационными техническими решениями. Chenshan Botanical Garden. No.3888 Chenhua Road, Songjiang District, Shanghai 201619. www.csnbgsh.cn
Сад Хе юань в Янчжоу
Сад Хе Юань в Янчжоу являет собой хорошо сохранившийся образец садового искусства времен династии Цин. Одной из главных достопримечательностей является павильон пионов. He Yuan Yangzhou. No.66 Xuningmen Avenue Yangzhou. www.he-garden.net
Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
Детский сад в Китае. Часть1: За высоким забором: helen_i_rebyata — LiveJournal
Детские сады в Китае огорожены высокими заборами, серыми и непримечательными. Проходя мимо такого забора, вы не заметите никаких отличий от прочей невзрачной застройки. Вам будет и невдомек, что за этим ограждением скрывается другой мир, разукрашенный яркими цветами, живущий по своему распорядку и правилам, заполненный музыкой, играми, шумом и детьми.В детский сад дети ходят в период от трех до шести лет. В Китае очень много людей и много детей, государственных детских садов на всех не хватает, поэтому существуют и частные заведения. Но мы заглянем в государственный детский сад. Большинство родителей стремится отдать своего ребенка именно в государственный детский сад по ряду причин. Во-первых, он обходится значительно дешевле, так как субсидируется из бюджета. Во-вторых, он и контролируется жестче, так как подчиняется напрямую государственным инстанциям. Однако попасть туда непросто: слишком много претендентов. Одна из матерей поделилась тем, как она рада, что ее ребенок ходит в этот детский сад. Она рассказала, что родители подают заявки и участвуют в лотерее, чтобы выиграть место. Ей повезло. Думаю, она — везучий человек. Я, например, никогда не выигрывала ни в каких лотереях.
В детском саду нет обязательной формы, но у детей одинаковые рюкзачки, с которыми они приходят в сад утром и уходят вечером домой. По этим рюкзачкам я по утрам вижу, кто идет в тот же самый детсад, что и я. Я улыбаюсь им и приветственно машу рукой. Родители замечают меня и говорят своим детям: «Скажи «хелло» учителю».
1. В детсад
2. В детсад
У дверей детей и родителей торжественно встречает охрана и две женщины в розовых халатах, проверяющие у детей руки и горло. Дети привычно подходят к женщинам, протягивают руки, а затем открывают рот. Затем родители отводят их по классам.
3. Вход
4. Проверка
5. Проверка
Здание детсада прямоугольное длинное. С торцов здания — два входа без дверей, но с большими проемами в стенах, или, лучше сказать, совсем без куска стены. В некоторых корпусах детсада вообще нет внутреннего коридора. Здесь здания представляют собой колодец: двери из классов ведут на коридор-балкон, смотрящий на внутренний дворик. Классы всегда открыты, постоянно проветриваются. А ведь зимой в Чэнду не так уж тепло! Температура может опускаться и до нуля градусов. Некоторые дети и сейчас носят в помещении куртки.
6. Коридор
7. Двери на улицу
8. Здание детсада с классами, выходящими на улицу
9. Девочка в куртке
Понятия «сменка», привычного русскому ребенку, здесь нет. Дети ходят в саду в той же обуви, что и на улице. Разуваются только, когда ложатся спать, и в комнате конструирования. Да это и понятно. Внутренний двор детсада чистый и аккуратный. Земля тут встречается только в клумбах, на грядках, и в песочнице. Все остальное пространство покрыто брусчаткой и искусственной травой. За пределами детсада, на городских улицах тоже все залить бетоном. У детей просто нет шансов зайти в помещение и натоптать в нем, оставляя за собой куски отваливающейся от ботинок глины.
Внутри здания каждый метр стены украшен чем-либо: стенгазетами с фотографиями из жизни детей, поделками, альбомами с детскими рисунками, аппликациями, развивающими играми.
10. Стены в украшениях
11. Поделки
12. Ящички для поделок
13. Вход в класс
14. Игра на стене: с помощью магнита нужно переместить шарики по лабиринту. Моя любимая игра из настенных. Но вообще мне больше всего нравится играть в детский баскетбол в дворе, когда там никого нет. :))
Также как и все пространство внутреннего двора имеет какое-то предназначение: либо это площадка для занятий физкультурой, либо велосипедные дорожки, либо детский городок. Под навесом у здания стоят велосипеды и сложен прочий инвентарь для прогулок. Есть небольшой садик с клумбами, на которых растут овощи, и с маленьким прудиком, где плавают красные рыбки.
Класс представляет собой большую комнату, точнее, даже две комнаты, между которыми нет дверей, а есть большой проем. В одной большой комнате находится все для жизни: кроватки, столы, стулья, принадлежности для игр. Другая комната – это туалеты и умывальники.
15. Класс
16. Сквозной проход в ванную и туалеты без дверей
17. Туалеты и умывальники
18. Уголок с кроватками
19. Класс
График у детей довольно плотный. Полагаю, день у них проносится незаметно. Их приводят в детсад в промежуток между 8:20 и 9:00 утра. Их ожидает завтрак. Затем они выходят на утреннюю разминку во двор, где делают различные упражнения со спортивным инвентарем под музыку, каждая группа со своими воспитателями. Воспитателей в группе три или четыре человека, в зависимости от возраста детей. В младших группах четыре, а в старших и средних – три. Детей в группе много: более 30 человек. После зарядки начинаются занятия, которые длятся до самого обеда в 11:30.
20.Утренняя зарядка
21. Утренняя зарядка
Каждое занятие длится по пол часа. Обязательно чередуется физическая и умственная активность. Если у детей только что был английский, то следующие пол часа они гуляют на улице. Кроме английского у них также есть музыка, рисование, китайский язык, ролевые игры и конструирование. К ролевым играм в саду относятся довольно серьезно. Для этого создают специальные декорации, имитирующие магазин, больницу, дом, ресторан.
22. Декорации для ролевой игры «дом и семья» (у стены)
23. Комната конструирования
24. Декорации для игры «дом и семья»
Отдельным уроком является физкультура. Хоть ее и проводят чаще всего на улице, это — урок, отдельный от обычной прогулки. Физкультуру ведет специальный учитель — единственный мужчина среди работников детсада, не считая двух охранников. Он, так же как и я, — приходящий учитель и тусуется в детсаду с рюкзаком. Физ-ру дети очень любят. Они с большим удовольствием носятся по полю и перепрыгивают через маты и прочие предметы, как им показывает учитель. Мне кажется, по умолчанию они вообще все любят. Когда я захожу к ним в класс, они смотрят на меня так, как будто ожидают от меня нечто волшебное.
25. Учитель физкультуры
26. Физ-ра
27. Физ-ра. Растяжка на траве
После обеда дети отправляются спать на два с половиной часа. «Они, что, и правда, спят?» — спросила я воспитателя. Она ответила утвердительно. В ее группе все спят кроме одной девочки, той, что громче всех просится ответить на моих занятиях. «А что же она делает, когда все спят?»- поинтересовалась я. «Просто лежит и смотрит, чем занимаются воспитатели». Вот это выдержка! Два часа лежать на кровати! Вспоминая себя, могу только добавить, что сама ненавидела этот «тихий час» в саду. Но мы то спали в отдельной комнате и, пока воспитатели за дверью, мы не очень то и спали. Битва подушками – мое любимое воспоминание из детсада. Здесь же дети всегда на виду. Не могу себе представить, что они когда-нибудь тут дрались подушками.
28. Обед в старшей группе
29. Обед в старшей группе
30. Обед в старшей группе
31. Обед в старшей группе
32. Дети собираются спать
После тихого часа с 14:30 до 16:30 – снова занятия и игры, а затем ужин. После ужина детей собирают домой, надевают им рюкзачки. Они усаживаются за столики и листают книжки или рисуют, ожидая своих родителей, которые забирают их в 17:00.
33. Принесли ужин
34. Принесли ужин
35. Ужин
36. Сборы домой в младшей группе
37. В ожидании родителей
38. В ожидании родителей
39. В ожидании родителей
Вот так проходит один обычный день в самом обычном китайском детском саду. В следующих частях я расскажу о том, что находится во дворе детсада и как проходят прогулки. А еще мы заглянем в комнату конструирования, мне она так понравилась, что я сама бы хотела там что-то построить, но дети захватили все строительные материалы. 🙂
Сад дружбы (Санкт-Петербург) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сад | |
Сад дружбы | |
---|---|
Стена девяти драконов | |
Страна | Россия |
Местоположение | Санкт-Петербург |
Автор проекта | Шанхайская садоводческая компания |
Строитель | Шанхайская садоводческая компания |
Строительство | август 2002 — май 2003 |
Медиафайлы на Викискладе |
Сад дру́жбы — сад, расположенный около домов № 15-17 на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге.
Сад был открыт в мае 2003 года в честь празднования трёхсотлетия города как подарок от Шанхая, города-побратима Санкт-Петербурга.[1] Был назван губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым «Садом дружбы». Сад является уменьшенной копией шанхайского сада Юй Юань («Сада Радости»).
Садик занимает территорию более двух тысяч квадратных метров. На его территории расположена «Стена девяти драконов», «Пагода дружбы», каменный мостик над небольшим искусственным водоемом с сооружённым при нём фонтаном. Разнообразные камни, располагающиеся на территории сада, согласно традиции, создают иллюзию миниатюрных горных хребтов. Сад украшен и деревьями — небольшими соснами, ивами и яблонями. Кроме того, в саду растет одно дерево японской сакуры.[2]
Все основные материалы для создания садика были доставлены из Шанхая[3].
Владимир Яковлев вручил строителям садика почётные грамоты, в которых сказано: «Ваши имена включены в почётный список строителей Северной столицы России».[4]
Стена украшена девятью драконами, священными животными Китая, отгоняющими злых духов. Драконы выполнены из керамики и покрыты цветной глазурью.
Пагода предназначена для чайной церемонии и медитации на открытом воздухе. У её входа расположены два льва, выполненных в азиатском стиле и напоминающих ши-цза.
Сад украшают камни «тай ху ши», привезённые с озера Тайху, расположенного в Южном Китае. Деревья в саду, также как и в садах Китая, не подстригаются.
-
Пагода дружбы
-
Сад: камни и мостик
-
Цветущая сакура в саду