Китайский сад камней: Искусство китайского сада, его символика и философия: aleks070565 — LiveJournal – Сад в китайском стиле: особенности создания правильной стилистики

Содержание

Искусство китайского сада, его символика и философия: aleks070565 — LiveJournal

18

Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий – даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, – это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.

Сады в Китае можно смело назвать национальной гордостью. Это самая настоящая отдельная культура и даже отдельное направление в искусстве. Именно в искусстве, потому что творения китайских садоводов можно сравнивать с настоящими произведениями искусства.

Китайские сады и парки были известны задолго до нашей эры. Еще в документах, датированных IV-III вв. до н.э., можно найти научно обоснованные теории, следуя которым садовники создавали удивительные по красоте и смысловому наполнению сады и парки и учили видеть, осознавать и почитать красоту природных ландшафтов.


18


18


Уже в древнейшем китайском каноне – «Книге Песен» – упоминается «радость парка». В 1267 г.заложен императорский парк в Пекине с двумя искусственными озерами. На Северном море (Бэйхай) насыпали остров, ассоциирующийся с мифическим островом Пэнлай в Восточном океане – обителью даосских бессмертных. В XVIII веке сложился ещё один столичный комплекс – парк-дворец Ихэюань (Парк Безмятежного отдыха или Сохранения гармонии), в композиции которого тоже доминировало озеро с искусственной горой. Сочетание «гор» и «вод», напоминавшее о Мировой горе и Мировом океане, осталось в традиции дворцовых парков простейшим и самым устойчивым символом мироздания.


18


Садоводам Китая, в отличие от европейских садоводов, чуждо присутствие четких геометрических форм в устройстве сада. Китайские сады создаются по принципу гармоничного сочетания природы во всем разнообразии ее форм. Для европейцев подобный подход к садоводству был настоящим сюрпризом. И благодаря влиянию очарования китайских садов, с XVIII века в садовом искусстве Англии появился пейзажный стиль. Мода на сады в природном стиле пришлась по вкусу не только англичанам. Она разошлась по всей Европе и до сих пор не утратила своей актуальности.



По своему функциональному назначению объекты ландшафтной архитектуры Китая можно подразделить на семь основных категорий:

императорские сады и парки;

парки императорских погребальных комплексов;

условно благоустроенные ландшафты;

парки на основе природных ландшафтов;

сады и парки храмов и святилищ;

сады и парки жилых резиденций;

городские сады и парки.


Философия китайского сада


Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях – при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.


Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» – стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.


18

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.



Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).


Основные элементы сада в китайском стиле


Атрибуты китайского стиля, которые применяются для создания садов, использовались европейцами еще в 19 веке, но зачастую без понимания их скрытой символики. Рассмотрим главные из них.


18

«Окна в саду» – небольшие проемы на уровне глаз в садовых стенах, которые выполняют ту же роль, что и лунные ворота. Они бывают двух видов: первые – в виде рамы, в которой запечатлена «садовая картина»,


Окна в китайском саду


вторые – сами по себе произведения искусства, имеют кованую или каменную решетку с красивым орнаментом или изображением дерева, сквозь них тоже видны «садовые картины».


Окна в китайском саду


«Лунные ворота» – отверстия различной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, в виде лепестка) в человеческий рост во внутренних стенах, которые делят сад на зоны.


Лунные ворота


Их основное предназначение – открывать перед нами новые виды по мере продвижения по саду. В то же время «лунные ворота» служат необычными рамами для живых картин, приглашают посмотреть на них.


Входные ворота – обычно прямоугольной формы, всегда имеют крышу, часто окрашены в яркие цвета (красный, коричневый). Могут быть достаточно просто и скромно устроены в небольшом саду, но ворота в парки обычно имеют большие размеры, красивую, изогнутую в китайском стиле крышу и богато украшены.


Декоративный водоем – важнейшее украшение и атрибут китайского сада. Вода в виде озер, прудов, ручьев символизирует женское начало. Она представлена огромными озерами в парковых ансамблях и небольшими прудами в центре частных садов. Вокруг таких прудов, часто населенных ярко окрашенными карпами кои, строилась садовая композиция.


Лунные ворота


Камни олицетворяют сильное мужское начало Ян, их наделяют душой. Ландшафт китайского сада определяется двумя главными составляющими – камнями и водой. «Горы» из камней символизируют бессмертие – важный аспект китайской философии.


Лунные ворота


Для китайского сада используется более ста разновидностей камней, особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни.


Лунные ворота



Лунные ворота


Беседки и павильоны – им в китайском саду отводится важная роль. Они выполняются в традиционной манере с изогнутыми крышами из бамбука, часто богато украшены. Размещают беседки и павильоны на берегу или в центре пруда.Они также несут в себе скрытую символику и тесно связаны с окружающим ландшафтом.



Садовые павильоны служат для отдыха, созерцания и медитации.


Лунные ворота


Мосты обычно используют для пересечения водных пространств. Форма мостов самая разнообразная – горбатые мостики для узких каналов, зигзагообразные одноуровневые мосты для пересечения прудов, шаговые мостики из плоских небольших камней. Материалы для мостов – камень, дерево, бамбук.



Китайские фонари, изготовленные из дерева, стекла, металла, бумаги (красного цвета), служат как для украшения сада, так и несут функциональную нагрузку. Чаще всего они размещаются на стенах или внутри беседки под потолком.



Бамбук – одно из любимых растений китайцев и дешевый строительный материал, который широко применяется для изготовления всевозможных ограждений, ворот, беседок, циновок, решеток. Из-за его недолговечности конструкции из бамбука приходится часто обновлять.



Особого мастерства достигли китайцы в создании разнообразных твердых покрытий. Материалом для них обычно служит разноцветная галька, из которой создаются сложные узоры в виде волн, орнаментов, картин, изображающих растения, что подчеркивает связь дорожек с окружающим ландшафтом.




Каменные львы выполняют роль садовой скульптуры, их всегда размещают у входа в дом или сад в паре. Основное предназначение каменных львов – защита владельцев от неприятностей.



Растения – важная составляющая композиций


Один из главных принципов китайского сада: он должен сохранять свою красоту и привлекательность на протяжении всего года. Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), магнолий, граната, а также цветущими декоративными кустарниками – форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных кленов.

Основное растение, присутствующее почти в каждом китайском саду, – сосна. Долго живущие вечнозеленые сосны напоминали китайцам о бесконечности времени. С помощью определенных приемов деревья формируют, понижая их высоту и придавая ветвям определенное расположение. О соснах бережно заботятся из поколения в поколение.


Лунные ворота

Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.


Выращивают в садах лианы (глицинии), некоторые вечнозеленые кустарники (питтоспорум, магония падуболистная и др.), а также древовидные пионы, хризантемы. Бамбук олицетворяет выносливость и стойкость, так как его ветви изгибаются под ветром, но  никогда не ломаются. Эти растения часто используются в садах. Искривленные старые или искусственно состаренные деревья – важный элемент китайского сада.


С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Его прекрасные и нежные лепестки являются символом чистоты души Будды, возвышающейся над материальным земным миром.


В традиционных китайских садах нет газонов, а в качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.


Бонсаи – сформированные определенным образом деревья и кустарники – элемент, также характерный для китайского сада. Особенно эффектно смотрятся небольшие бонсаи из деревьев (около 0,5-1 м), высаженные в контейнеры и обязательно размещенные на подставке. Чаще всего это сосна, вишня или слива, клены, хеномелес и другие.


Лунные ворота

Для поэтов и художников древнего Китая было само собой разумеющимся, что художественное пространство не может сводиться лишь к описанию осязаемого «пространства материальной субстанции», а должно затрагивать тонкую субстанцию чувств.

Точно так же понимали свою задачу и первые китайские ландшафтные дизайнеры, то есть те, кто создавал традиционные китайские сады и парки и особенно парки в усадьбах образованной элиты общества.

Небольшой и неглубокий пруд, лотосы и кувшинки, плавающие на чуть зеленоватой поверхности воды, бамбук, растущий вдоль извилистой линии берега, яркая луна и прохладный ветерок… В классическом китайском саду все эти элементы ландшафта, существующие, на первый взгляд, независимо от воли человека, оказывались связанными в единое целое, то есть создавали единое художественное пространство, объемное в пространстве и во времени.


Лунные ворота

Сад наполнялся ароматом цветов и ароматом поэзии. Простота и элегантность, чистота и свежесть – вот что ценилось более всего.


Создавая сад, древние китайские дизайнеры создавали пространство, которое должно было соответствовать духовным устремлениям владельца сада и стимулировать его духовное очищение и пробуждение. Это было пространство, которое затрагивало самые тонкие эмоциональные струны души обычного посетителя и пробуждало в человеке его лучшие чувства.

Так что, если вы хотите получить настоящее наслаждение от посещения традиционного китайского сада, приготовьтесь к тому, что вам придется разгадать множество художественных загадок, понять символику и расшифровать аллегорию порой самых обычных деталей пейзажа.


Воды и горы

Великий Конфуций писал, что «мудрость находит наслаждение в воде, а доброта обретает счастье в горах», имея в виду, что мудрость – всеобъемлюща, как вода, течение которой бесконечно, а доброта, добросердечие должно быть несокрушимым, как скала.


Лунные ворота


В свете этого изречения стремление создателей китайских садов и парков обязательно разместить даже на самом небольшом пространстве водоем и создать холмистый рельеф приобретает новое, философское объяснение.Это вовсе не отражение любви к окружающей природе и не попытка ей подражать, а попытка выказать стремление к добродетели и мудрости.

Согласно легендам, император Цинь Шихуанди, обустраивая свой дворец в новой столице новой империи в городе Сяньяне, повелел развернуть русло реки Вэйхэ. Так он создал озеро Чан. Потом же император приказал насыпать в центре водоема священную гору Пэнлайшань, чтобы проводить там время в молитвах и благодарениях за предоставленную ему Небесами силу. Подобная практика создания символических островов или священных гор широко использовалась в последующие столетия.



Три острова в озере Тайе в парке дворца Цзяньчжан в Чанъане времен династии Хань (2 век до н.э.), остров Пэнлай в озере Тайе в саду Большого дворца Мин там же в Чанъане, но во времена династии Тан, три острова в озере Куньмин в Летнем дворце периода династии Цин – это далеко не полный перечень подражаний дизайну сада императора Цинь Шихуанди.


Философия растений


Следование советам Конфуция можно увидеть и в том, как подбирались растения для создания традиционных китайских садов. Мощные и стройные сосны, резкий и жесткий бамбук, распускающиеся самой ранней и еще холодной весной цветы сливы – из-за своих природных особенностей все эти растения ассоциировались у древних жителей китайской империи со стойкостью, устремлением ввысь и целомудренностью.


Цветение китайской сливы


Китайские мыслители древности называли сосну, бамбук и цветы сливы «тремя друзьями в период инея» и использовали их образы в качестве аллегорий соответствующих черт характера человека.



Изображения сосны, бамбука и цвета сливы – одни из самых часто встречающихся в китайской поэзии и живописи, а также обязательные элементы в традиционном садово-парковом искусстве.


Лунные ворота


Так, например, в летней усадьбе китайских императоров династии Цин в Чэндэ, провинция Хэбэй, под названием «Горное пристанище от летнего зноя» главная дорога обозначена возвышающимися по ее обочинам соснами и называется «Ущелье сосен, дотрагивающихся до Небес».



Жесткость и устремленность вверх бамбука сделала его любимым растением в частных садах образованной китайской знати в регионе реки Янцзы.

Поэт времен династии Тан Бо Цзюйи не только воспел бамбук в своих стихах, но и засадил им практически все пространство своего сада:

В скалах лишь воющий ветер,

и редкий бамбук зеленеет.

Так обернулся — как смотрит.

Что хочет сказать он, о чем?

Су Ши, известный поэт и эссеист периода династии Сун, написал так: «Может быть обед без мяса, но не может быть жизни без бамбука. Без мяса (на обед) люди становятся худыми, а без бамбука – вульгарными».



Ажурные на срезе корни лотоса кажутся очень хрупкими, но они могут давать побеги даже из небольших своих фрагментов. Кувшинки и водяные лилии растут из озерного ила, но распускаются на поверхности воды прекрасными цветками.

Подобные природные особенности этих растений не могли остаться незамеченными китайскими философами. Лотосы и кувшинки стали еще одними символами в китайской философии жизни, олицетворяя такую добродетель человека, как стойкость в самых сложных жизненных обстоятельствах.


Лунные ворота


В художественном же пространстве традиционного китайского сада лотос и кувшинка стали такими же обязательными элементами, как сосна, бамбук и цветы сливы.



Они не только украшают произведение китайского искусства и пейзажное полотно сада, но и наполняют его глубоким философским содержанием, очищая человеческие сердца и души.



В садово-дворцовом комплексе Совершенной ясности Юаньминъюань (Yuanmingyuan) цветы лотоса покрывали всю поверхность озера, а император Цяньлун с гордостью писал, что «это место, где все мужи – достойные».



Садовники-философы, разбивавшие сад Чжочжэньюань (Сад скромного чиновника) в Сучжоу, в максимально полном виде использовали весь символизм лотоса и кувшинок,  сделав их важнейшими компонентами садово-паркового художественного пространства.



Они высадили лотосы и водяные лилии в озеро, которое создали прямо перед главным дворцом, а дворец назвали (в примерном переводе) «Дворец в облаке тонких ароматов, доносящихся издалека». Действительно, аромат цветущих лилий и кувшинок очень тонок, но распространяется на довольно заметные расстояния, так что по вечерам этот аромат окутывал хозяйские покои.


Лунные ворота


Рядом с искусственным озером, заросшим лотосами и водяными лилиями, построили павильон и назвали его «Павильон неспешного погружения в звуки природы». Тем самым китайские дизайнеры-философы словно процитировали великого китайского поэта поздней Тан Ли Шанъиня, советовавшего «прикоснуться к листьям лотоса, чтобы услышать шум дождя».

Когда лето становится уже частью прошлого, а приближение осени с каждым днем ощущается все сильнее, все, что нужно, это уединиться в садовой беседке в тишине китайского сада и слушать, как капли дождя падают на листья лотоса. 

Сад в китайском стиле: особенности создания правильной стилистики

Искусство Востока привлекает особое внимание ландшафтных дизайнеров своей экзотичностью и неповторимостью. Самобытность китайского стиля объясняется тем, что его формирование происходило в условиях изоляции и под влиянием философских учений. Китайский сад – результат одновременного воздействия буддизма и даосизма. В нем воплощено стремление воспроизвести в миниатюре ландшафты, присущие окружающей природе. Это пейзажный сад, характерной чертой которого является естественная планировка. Общение с природой помогало формированию глубокого внутреннего покоя и умиротворенности, ценность которых проповедовали великие мыслители прошлого Конфуций и Лао-Цзы.


Сады в Китае создавались для того, чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений. В этом обособленном мире должны были отдыхать не только тело, но и душа. Слияние с природой достигалось путем медитаций, прогулок в утренние и вечерние часы, созерцания луны. Такой сад прекрасен в любую погоду.

Три основополагающих принципа, которые используются при создании китайских садов:

  • Сад – воплощение Природы, поэтому спонтанность в нем должна превалировать над очевидностью и геометрической выверенностью форм.
  • Владелец сада воплощает силы Природы, определяя место символических образов в собственной самодостаточной микровселенной.
  • Иллюзия замкнутости микромира достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, когда извилистые тропы и мостики заставляют человека идти от одной части сада к другой дольше, чем необходимо.

Гармония китайского сада достигается взаимной компенсацией воздействия двух стихий: янь (мужской) и инь (женской). Олицетворением янь считается камень, а инь воплощает вода. Камни и вода – обязательные элементы китайского стиля.

Красота китайского сада

Китайский сад даже на ограниченном пространстве может выглядеть целым миром

Китайский сад в снегу

Привлекательность китайского сада не зависит от погоды или сезона

Символизм воды в азиатской культуре

Вода – постоянная спутница жизни китайцев. Как правило, водную гладь от мира людей в Китае не принято отделать высокими берегами или специальными ограждениями. Вода – неотъемлемая часть быта. К ней может вести небольшая дорожка из крупных валунов, погруженных в грунт. Через водоёмы перекидывали небольшие мостики.

Вода - элемент китайского стиля

Вода в саду, выполненном в китайском стиле, олицетворяет женское начало – энергию инь

Да и традиционные беседки часто располагали вблизи воды или на островке посреди неё. Особое устройство крыш в чайных домиках позволяло дождевой воде струиться вниз, создавая подобие водопадов.

Использование камней в китайском саду

Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают, проживают свою жизнь и даже обладают магическими свойствами. Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков.

Камни в китайском саду

Особенно ценными считаются старые камни, долгое время пролежавшие в воде

Энергетическая ценность каждого камня зависит от его формы, размера, расцветки. Взаимодействие с другими валунами способно усилить или ослабить влияние каждого камушка. Их совместное влияние на органы и здоровье человека должно быть благотворным. Посещая свой сад в китайском стиле, его владелец должен обретать бодрость, здоровье, желание жить полной жизнью.

Существуют определенные атрибуты, увидев которые даже незнакомый с китайским стилем человек безошибочно узнает его.

Садовые стены. Для зонирования сада в Китае часто используют невысокие внутренние стены. Несмотря на то, что сложены они из камня, тяжеловесными их назвать нельзя. Светлый тон стен создаёт эффектный фон для растений сада, а проёмы в них помогают направить взгляд посетителя так, чтобы очередной уголок сада предстал перед ним во всей красе.

Внутренняя стена в китайском саду

Белая стена – отличный фон для садовых растений

Садовые окна и «лунные ворота». Окна – небольшие проёмы во внутренних стенах сада, позволяющие увидеть последующую часть сада в виде картины на стене. Окно может служить обрамлением этого живого пейзажа. Нередко окна украшают кованой решеткой. «Лунные ворота» – отверстия в стене в рост человека. Они бывают разной формы и акцентируют взгляд посетителя, помогая ему выбрать наиболее удачный ракурс для наблюдения.

Окна во внутренних стенах сада

Окна могут служить обрамлением “картины” сада, кованые решетки украшают окна

Лунные ворота

“Лунные ворота” позволяют взглянуть на сад в нужном ракурсе

Входные ворота. Этот элемент дизайна тоже традиционен. Деревянные ворота, выкрашенные в коричневый или красный цвет и выполняющие больше символическую функцию, украшены крышей и очень декоративны.

Входные ворота

Красные или коричневые входные ворота выполняют больше декоративную функцию

Водоём. В центре даже небольших садов обязателен пруд. Карпы кои, лотосы в пруду и композиция вокруг него – типичный элемент китайского сада.

Рыбы в пруду китайского сада

Пруд – традиционный элемент китайского сада, а рыбки и лотосы в нем неизменно привлекают внимание

Композиции из камней. Большие каменные нагромождения олицетворяют бессмертие. Но можно ограничиться бонсеки – каменной миниатюрой, которая умещается на подносе, водруженном на специальную подставку рядом со стеной.

Композиции из камней

Композиции из камней могут быть большими и маленькими

Беседки. Изогнутые крыши и богатое украшение беседок не даст усомниться в том, что они – атрибут китайского сада. Используют их для отдыха, чаепития и медитации.

Беседка в китайском стиле

Традиционная китайская беседка – основа стиля

Мостики. Камень, бамбук и древесина – отличный материал для изогнутых мостиков через водное препятствие.

Мостик в китайском стиле

Из бамбука, камня или древесины получаются лаконичные и привлекательные мостики

Китайские фонарики. Кованые или бумажные красные фонарики помещают на стену дома, ими же украшают беседку. Помимо придания особого восточного колорита, они просто участвуют в освещении пространства.

Фонарики

Из бумаги, металла или стекла – фонарики создают настроение

Мощение. Этот прием позволяет органично вписать дорожки в общий ландшафт участка. Часто галькой выкладывают узоры или размещают её волнами.

Замощенная дорожка

Мощение из гальки – традиционный китайский прием

Львы. Парная скульптура каменных львов, замерших на страже у входа в сад, помогает владельцам защитить себя от непрошеных гостей и прочих неприятностей.

Сад - кусочек рая

Китайцы выстраивают свой сад как персональный кусочек рая

Китайцы рассматривали свой сад в качестве уголка рая на земле, а это значит, что он должен быть обособленным и завершенным. Когда есть ощущение, что ни добавить, ни отнять ничего не нужно, наступает состояние защищенности и безмятежности. Тогда одиночество и погружение в собственное мировосприятие воспринимается как благодать.

Парк Юйюань (Yuyuan Shangchang) – сад Радости в Шанхае(Китай): deligent — LiveJournal

Сад Юй Юань не похож на то, что мы привыкли представлять, когда произносится слово “сад”. Мы часто ассоциируем это понятие с сотнями яблонь и груш, а китайский сад может обойтись вообще без растительности. В данном случае больше подошло бы слово “парк”. Если точно выражаться на русском языке, то это архитектурно-ландшафтный комплекс.

Он состоит из строений, прудов и каменных композиций. Здания очень разнообразные, и каждое предназначалось для своей цели. Есть отдельное строение для занятий каллиграфией, для созерцания и успокоения, для игры в го, для приема важных гостей и так далее.
 

Парк Юйюань – чудесный природный комплекс, существующий в Шанхае более 400 лет. Он был построен еще в 1559 году Пань Юньдуанем, богатым сановником, жившим при династии Мин. Пань Юньдуань создавал здесь «Сад радости» (Юйюань), место, где его престарелые родители могли бы проводить время, гулять и наслаждаться жизнью среди прекрасных растений и архитектурных ансамблей.

На создание парка ушло более 20 лет и почти все состояние китайца. Пань Юньдуань выполнил свою задачу, но после того, как семьи не стало, за садом некому было ухаживать. В течение четырех столетий разбитый практически на пустом месте красивый парк приходил в упадок, ветшал и зарастал сорняками.

В 1760 Юйюань выкупили местные купцы и перестроили его под себя. В годы опиумной войны новых хозяев не стало, и парк снова зажил своей одинокой жизнью. В 1853 году один из павильонов, так трепетно когда-то создававшимся заботливым Юньдуанем, стал убежищем для участников тайпинского восстания. 

Счастливые изменения начались в 1956 году. На Юйюань обратили внимание городские власти, и в парке наконец началась качественная реставрация. Около 20 лет потребовалось для того, чтобы максимально приблизить природный комплекс к исходному виду. 

При восстановлении памятного места были сохранены все его особенности: искусственные горки, уютные беседки, многочисленные мостики, арки и террасы. Ни один из элементов архитектурного ансамбля, площадью более 2 гектаров, не повторяет друг друга. 

Весь парк был выстроен создателем по всем правилам фэн-шуй. Сад делится на 6 частей, которые соединены затейливыми переходами. Стены и галереи, отдельные участки – все не случайно. Устройство парка располагает к правильному течению энергии «Ци». На территории Юйюань находятся Сад камней, самый большой из которых достигает 14 метров в высоту, «Павильон расцвета весны», «Башня 10 тысяч цветов», «Скала нефритового изящества».

Внимание путешественника привлекают таинственные пещеры, удивительные гроты, причудливые каменные уступы, множество редких растений – единый ансамбль, когда-то давно созданный человеческим замыслом. 

Желающие могут заглянуть в древнее ярусное здание посреди пруда Лотоса – чайную Хусиньтин, что в переводе означает «Сердце озера». Путь к ней лежит по каменному мосту с девятью поворотами под прямым углом. Они созданы здесь для того, что бы в домик не смогли попасть злые духи, умеющие передвигаться, согласно китайским поверьям, лишь по прямой. 

Одной из достопримечательностей Сада Радости является огромный каменный дракон, у рта которого присела небольшая и причудливая жаба. В древнем Китае под страхом смерти изображения дракона мог использовать только император.

Пань Юньдуань пошел на неслыханную дерзость, расположив легендарного ящера у себя в усадьбе. Но продумав этот момент, хитрый китаец добавил себя рядом…в виде жабы. Дабы показать правителю, что не претендует на высокую должность и признает собственную ничтожность рядом с ним, а также выказывает желание и стремление служить «не жалея живота своего».  

Сад делится на шесть частей. Эти районы разделены при помощи специального забора, называемого “драконьим”. Он действительно напоминает дракона. Забор извилистый по высоте и в конце каждой стены заканчивается головой дракона

. Эти части – зал Сансуи, палата Ванхуа, зал Диянчун, зал Хуиджин, зал Юхуа и Внутренний сад.

Внутри сада находится большое разнообразие павильонов. Среди них — Сад камней (самый большой камень здесь насчитывает в высоту почти 15 метров), «Павильон расцвета весны», «Скала нефритового изящества». Многие посетители говорят, что самым колоритным павильоном им кажется «Зал десяти тысяч цветов», а также зал «Юйхуа». Они сохранили свое средневековое очарование и демонстрируют не только красоты ландшафта, но и произведения китайской живописи и каллиграфии, а также многие предметы быта средневекового Китая.

Самую большую ценность сада Юй Юань представляют именно камни, которых вы увидите сотни. Они имеют причудливую форму, и в Китае в те времена они представляли огромную ценность.
Древний нефритовый камень Курроу

Это “жемчужина” коллекции камней сада Юй Юань. Он один из трех знаменитых “Камней юга от реки Янцзы”. Пань Юньдуань очень гордился именно этим камнем. Зал Юхуа находится напротив, и это строение было построено именно для того, чтобы любоваться этим камнем.

Европейские туристы редко отличают его от остальных.. У этого камня есть удивительные свойства. В нем 72 отверстия. Если зажечь рядом с ним палочку благовоний, то дым пройдет сквозь камень и будет выходить из всех 72 отверстий. Зажигать что-либо на территории Сада Радости запрещено, и посмотреть на этот эффект не получится.

Если сверху на него лить воду, то она будет выливаться из всех отверстий. Этот эффект можно посмотреть, если в момент экскурсии вас застанет дождь. По легенде, этот камень предназначался для императорского сада в Пекине. Он был найден на озере Тай близ города Уси. Долгое время он находился в императорских коллекциях — начиная с династии Сун, то есть, более 1000 лет назад. Перевозившая его лодка затонула недалеко от Шанхая, но позже камень достали, и он оказался в саде Юй Юань. При весе в 5 тонн и высоте почти 3,5 метра не удивительно, что лодка не выдержала.

 Большая каменная композиция

Звучит удивительно, но в богатом русском языке нет слова, которым бы описывалась подобная конструкция. Мы перевели максимально близко как “каменная композиция”. Это конструкция из камней и зданий общей высотой 12 метров. Это настоящее произведение ландшафтного искусства, равному которому в южном Китае нет. Эта часть Сада Радости считается “эксклюзивом”.

Зал Диянчун

Это место служило штабом “Общества Коротких Клинков” в 1853-1855 годах во время Тайпинского восстания. Закончилось это восстание плачевно. Войска империи Цинь взяли штурмом Шанхай и устроили массовую резню. Это место – памятник героическому сопротивлению жителей Шанхая. В зале собраны документы, оружие и другие предметы, которыми пользовались восставшие.

В саде Юй Юань есть залы для каждого из этих занятий. Некоторые палаты и залы предназначались для встреч, приема гостей или переговоров. . В саду Юй Юань очень много древних произведений искусства – барельефы, каллиграфия на камне, скульптуры и живопись.

Сад Радости интересен тем, что это спокойное место в самом центре огромного мегаполиса Шанхай. Не упускайте случая отдохнуть и расслабиться в этом красивом месте.

Источник: http://jj-tours.ru/articles/china-pi-shanghai_Yuyuan_Garden.html

https://visitchina.ru/cities/shankhay_shanghai/shankhay/sight/park_yuyyuan

https://www.kudatotam.ru/pages/2574

http://newpix.ru/park-yujyuan-sad-radosti-yuyuan-garden-shanxaj-kitaj

Все новости от производителя рулонных газонов Evergreen. Китайский сад

Китайский сад – это самобытное явление в мировой садово-парковой культуре, в корне отличающееся от классических европейских стандартов. Его история началась в I тысячелетии до нашей эры, во времена правления династии Чжоу, когда впервые был построен императорский сад. Да построен, а не посажен, сады «сажают» в Европе, а в Поднебесной «строят», потому что китайский сад – это громадный мир в миниатюрной модели, воплотивший философию Конфуция и Лао-цзы, духовные ценности буддизма и даосизма, внутренний мир человека и его гармонию с природой.

О совершенстве и великолепии китайских садов дают представление эти фото.

kitayskiy-sad-evergreen

Кто сажает сад, тот сажает счастье

Издавна китайская мифология олицетворяла сады с раем. В частности, в известном трактате «Хуайнань-цзы» (II в до н.э.) есть упоминание о сяньпу – висячих садах у дворца богини Си-ван-му, обладавшей снадобьем бессмертия. По архаическим представлениям в этом дивном саду всегда тепло, текут ручьи кристальной чистоты и водятся невиданные животные. То есть китайцы олицетворяли сад с уголком рая на земле.

kitayskiy-sad-kamney
С утверждением даосизма с его идеей бессмертия акцент сместился с рая на сад, он стал ассоциироваться с обителью вечной жизни, поэтому появилась пословица, «кто сажает сад, тот сажает счастье».

Основы китайского сада

Основами китайского сада являются воплотившие дуализм всеобщего бытия – инь (вода) и ян (камни). Камни считаются мужским началом – телом, а хребты гор — венами земли. Женским началом – вода. Она олицетворяет жизненный дух и дыхание земли, которая представлялась живым организмом, а дождь считался течением крови в нем.

Камни являются символом позитивных, созидающих сил мироздания, а вода являет безмятежность и мыслительный потенциал.

Водоемы

Китайские сады и парки строятся так, чтобы в центре был пруд, а лучше несколько водоемов. Один – со стоячей водой (символ покоя), другой – с «живой» в виде водопада или ручья (символ вечного движения и текучести).
kitayskiy-vodoem-evergreen
Водоемы никогда не облицовываются и имеют низкие берега, благодаря чему выглядят естественно. К слову, они имеют и практическое назначение: из них берут воду (для хозяйственных целей), прогуливаются на лодках, разводят декоративных рыбок (красных и черных, как символ полярности женского и мужского начал).Кстати, созерцание рыб в Китае считается особым искусством, способствующим развитию чувствительности.

В прудах также водились парчовые карпы (кои), водную гладь укрывали священные лотосы. Они символизируют чистоту и совершенство. Вырастая из грязи, водяные лилии остаются чистыми, как Будда, который считается сердцем лотоса.

Камни в китайском саду

Камни являются главными украшениями китайских садов. В представлениях китайцев они являются живыми существами и обладают магическими способностями.

Особо ценятся камни, которые долго пролежали в воде. Из них предпочтение отдается камням с озера Тайху, подземные ручьи которого пробуравили в них пустоты. Если постучать по этим камням специальными палочками, то каждый из них имеет свое звучание. Цена на них очень высокая, практически такая же, как стоимость античных статуй.

Особое предпочтение китайцы отдают камням с причудливыми формами, считая, что в них заключена жизненная энергия космоса.

kitayskie-kamni-v-sadu
Из камней у водоемов создают насыпные горы (высотой 3 метра и более). В них делают многочисленные гроты и пещеры, которые считались обителями небожителей.

Искусственные горы символизировали сакральное пространство. С целью привлечения бессмертных императорские сады имели террасы со специальными чашами, куда собиралась роса – напиток небожителей.

Китайский сад камней сочетает большие камни и маленькие, которые как дети окружают гору-маму. В каменных нагромождениях китайцы видят бессмертие. Нередко устанавливаются и одиночные глыбы, при этом они могут быть как стоячими, так и опрокинутыми.

Флора и фауна китайского сада

В китайских садах главные деревья — сосны, символизирующие благородство, и чем старее дерево, тем с большим почетом к нему относятся. С уважением китайцы относятся и к бамбуку, воплотившему надежность и стойкость. «Деревьями счастья» считаются персики (их любят все небожители), а также сливы мэйхуа и ивы. Растения китайского сада включат также абрикосы, мандарины, заросли бананов. Отдельная тема – карликовые деревья, китайцы видят в них образы небожителей.

Газоны в китайских садах отсутствуют, землю всегда вымащивают камнем или посыпают галькой. Нередко она выложена волнами или узорами.

kitayskaya-vumoshenaya-zemlya
«Царем цветов» китайцы считают древовидный пион, почитается китайская роза в саду (гибискус), символизирующая счастье и мир. В садах буйство хризантем, нарциссов, гортензий, растет обожаемая китайцами сирень.

Из птиц в садах – журавли, а также аисты как символ бессмертия. В парках-заповедниках в наши дни стали разводить для охоты животных, но это вне эстетических рамок китайских садов.

Архитектурные особенности

Атрибутами китайского сада являются беседки с изогнутыми крышами, дождевая вода по ним ниспадает вниз, создавая иллюзию водопада. В садах множество павильонов, соединяющихся друг с другом длинными галереями. Они применяются для отдыха и чаепития, а также для медитации.

kitayskaya-besedka
Характерной приметой китайских садов являются изогнутые деревянные, бамбуковые и каменные мостики, проложенные над водоемами, дорожки, задающие траекторию движения посетителей.

kitayskiy-most

Императорские сады

Императорские сады отличались грандиозностью и роскошью. Центром планировки была библиотека. Рядом с ней располагался водоем, в который с востока и северо-востока впадали ручьи, а вытекали на запад и юго-запад. Над прудами высились скалы с павильонами, где можно было отдыхать и любоваться солнечным восходом.

В императорских садах было несколько водоемов, объединенных каскадами с переброшенными крутыми мостиками. В буйной зелени прятались уединенные беседки, различные грядки с лечебными травами, десятки клумб, аллеи со статуями, чаши из камня и курильницы.
Императорские китайские сады окружались стенами с каменными львами у входа.Частные сады, понятно, были скромнее.

kitayskiy-lev

Китайские сады в Киеве

Создать китайский сад своими руками можно, но сложно, нужно выдержать стиль сада. А он имеет массу особенностей и нюансов. Ими владеют специалисты столичной студии «Gazon-ua». С их помощью вполне можно построить китайский миниатюрный сад. Но следует помнить, что сад в китайском стиле неповторим, двух одинаковых садов не бывает.

Китайский сад — стиль ландшафтного дизайна, нюансы при создании и оформлении китайского сада

О китайском саде говорят, что он показывает тайный духовный мир садовода. Поэтому при его создании  нет необходимости нанимать специалистов в области ландшафтного дизайна, нужно всего лишь знать некоторые нюансы создания сада в китайском стиле, о которых мы сейчас и поговорим.

С чего нужно начать при создании китайского сада

Пример китайского сада с ручьем, мостиком, бонсай деревьями и минимум цветов.

Китайские садоводы перед созданием своего собственного сада обычно стараются максимально спокойно отдохнуть на фоне естественного природного пейзажа. Еще их очень сильно вдохновляет буддизм, философия которого призывает черпать силы для ума и духа в окружении природы. Поэтому уверенно можно сказать, что китайский сад отражает идеальный ландшафт для садовода.

Такому саду подходят миниатюрные горы, реки, деревья и кустарники. Главное что бы все вливалось в одну гармоничную композицию, которая была бы пропитана энергетикой и внутренним миром создателя.

Так же важно, что бы в китайском саду не встретились кусты идеальной геометрической формы (английский стиль) либо другие элементы, которые явно будут показывать не естественное происхождение сада, потому что, как говорилось раньше, китайский сад – отражение идеальной  естественной природы для садовника.

Еще одним важным моментом, присущим китайскому саду, является сочетание  элементов, которые имеют таинственный философский смысл. К таким элементам относятся: вода, камни, растительный мир. Разберемся, какой элемент что символизирует.

Вода, как символ жизни китайского сада

На фото вода, как символ жизни китайского сада.

Вода обязательно должна присутствовать в китайском садике, потому что миниатюра естественной природы никак не может существовать без жизнетворной  влаги. Для этого создаются небольшие водопады, ручейки, пруды, которые располагают в центре композиции. Не нужно стильно декорировать контуры водоемов, лучше оставить берега голыми, естественными. Что касается течения, оно должно быть тихим и спокойным, как течение жизни. Т.к. вода подобна зеркалу, то с точки зрения буддизма она символизирует истинный совершенный дух. Поэтому будет разумно соорудить на берегу место для отдыха, в виде беседки, которая как реально, так и отражением на поверхности воды, будет участвовать в композиции.

Камни, как символ бессмертия и мужского начала

Камни, как символ бессмертия и мужского начала

Жители Востока свято верят, что камни одухотворены. Так же считается, что камень  воплощает мужское начало – Ян. Поэтому присутствие камня в китайском саду настолько же необходимо, как присутствие воды. Они могут располагаться у берегов ручья, водопада, либо вообще служить как доминирующий элемент сада. Китайские садоводы верят, что необычные камни (с переливом, древним налетом, отверстиями, прожилками) являются символом бессмертия, поэтому если вам встретится такой камень, обязательно включите его в  вашу композицию. Так же с помощью природного камня (например, гранита) можно выложить дорожку, которая эффектно дополнит китайский сад.

Растительный мир китайского сада

Растительный мир китайского сада

Очень главным нюансом китайского сада является его привлекательность, поэтому растительный мир должен подбираться с учетом того, что при отцветании одного вида растений, другие должны доминировать в это время. Так же не стоит забывать про то, что в китайском саду каждый элемент несет свой скрытый смысл и к растениям это тоже относится.

Деревья в китайском саду + 8 фото

Каждое дерево в китайском саду обязательно должно что-то символизировать. Слива либо вишня показывает силу характера. Сосна, которая встречается практически в каждом саду, означает  бесконечность времени. Особенно любят китайские садоводы бамбук, который символизирует стойкость и выносливость (при сильных порывах ветра бамбук гнется, но не ломается). Так же жители Поднебесной любят использовать специальные приемы, для того что бы изменять внешний вид дерева и показывать, снова таки, скрытый смысл. К таким приемам относятся искусственно искривленные или состаренные стволы. Что касается последних, то к многовековым растениям вообще относятся с уважением, как и к пожилым людям. Поэтому нередко старые деревья служат как главный элемент китайского сада.

Цветы в китайском саду + 8 фото примеров

Как и на остальные элементы китайского сада, на цветы так же чувствуется огромное влияние буддизма. Цветы так же обязательно что-то символизируют. Например, лотос – символ чистой души. Китайские садоводы очень любят древовидный пион, который считают царем цветов. Не помешают в китайском саду розы, нарциссы и хризантемы. Так же, следует обратить внимание на то, что у каждого цветка есть свой спутник: у розы – пионы, у сливы – магнолия, у хризантемы – бегония. Что касается газонов, то, как вы заметили, в китайском саду их нет. Вместо них  высаживают травянистые многолетники либо декоративные злаки.  Ну  и напоследок, не забываем про классику жанра – бонсай, который эффектно выглядит в небольших контейнерах, которые размещаются на подставках.

Это, пожалуй, минимальные знания, которыми вы должны обладать при создании своего китайского сада. Не пугайтесь сложности и философского характера композиции, ведь если вы действительно вложите в создание сада всю душу, тогда не будет необходимости что-то добавлять либо менять. И помните, что сад, сделанный своими руками, уже, по сути, неповторимый и уникальный, поэтому наслаждайтесь отдыхом в нем каждый день!

Китайский стиль ландшафтного дизайна. Часть 1.: majorfonskrip — LiveJournal

Т.к. ресурс специфический, чтобы информация не пропала привожу реферат с некоторыми сокращениями здесь. Фото мои.

Традиционный китайский сад — своеобразный феномен культуры. В нем нашло отражение основополагающее для китайской культурной традиции миропонимание, а именно — специфика философско-религиозного, эстетического и этического отношения к действительности. Особенности китайских садов состоят в качественно ином, отличном от европейского, подходе к системе взаимоотношений человека с миром. Это своего рода «наглядное пособие», модель взаимоотношений людей и природы, реализованная китайской культурной традицией.


Китайцы так же, как и европейцы, отделяли естественную среду от культурной, искусственно созданной человеком. Разница состоит в том, каким онтологическим статусом в системе взаимоотношений природы и культуры обладал человек. Поскольку этот статус был довольно специфичным, восприятие мира и отношение к природной среде в Китае обретало множество оригинальных особенностей, поэтому зачастую весьма сложно проводить параллели между реальным содержанием термина «природа» в западной культуре и понятием цзы-жань в китайской философской традиции. Чтобы понять особенности традиционного отношения к естественной среде в садово-парковом искусстве Китая, остановимся подробнее на том, как понималась эта естественная среда и статус самого человека.
Согласно древним китайским представлениям, мир раскладывается на три составляющие (сань-цай) — Небо, Землю и Человека. Они единосущны и обладают равным онтологическим статусом. Высшая функция человека при взаимодействии с природой сводилась к сближению с окружающим миром и самораскрытию его сущности в соответствии с образами, рождаемыми Небом и Землей. Наиболее полно это можно было реализовать в творчестве, одной из самых ярких и значимых сфер которого было искусство. Здесь мы сталкиваемся с феноменом иероглифического мышления, особой ментальной формой человеческого интеллекта, характерной для Китая. Зрительные ассоциации лежащие в основе иероглифического письма, сказались на мироощущении создателей и носителей китайской культуры, породившем специфическое восприятие формы и пространства и не имеющем аналогов в европейских структурах сознания. В индоевропейских культурах акт космогенеза начинается звуком (словом), т.е. основополагающей единицей, формирующей образ в сознании, чаще всего становится звук. В Китае же первостепенной в передаче информации и формировании образа является линия и формируемый ею визуальный знак.

Такое восприятие обусловило необыкновенную емкость зрительного образа и соответственно большее философское осмысление и большую силу воздействия на человека тех сфер творческой деятельности, которые были связаны с визуальными знаками. К ним относятся в первую очередь каллиграфия и живопись. Однако базовые для этих сфер искусства эстетические принципы активно использовались и в других его областях, в том числе и в садово-парковом искусстве.
Садовое искусство, в силу своей специфики, позволяет очень многосторонне взглянуть на многие аспекты взаимоотношений человека с естественной средой. Помимо того, что этот вид искусства предполагает визуальное воплощение образа (особо значимое в китайской традиции), средством его выражения является природная среда, из ее атрибутов моделируется тот тип взаимоотношений человека с окружающим миром (а значит и с космосом), который естественен и даже идеален для культуры такого типа и в то же время демонстрирует ее мировоззренческие основы.
Садово-парковое искусство как модель, отражающая принципы взаимоотношений человека с природой, встречается практически в любой культурной традиции, что дает возможность провести определенные параллели. Цели создания сада и в Европе и в Китае довольно сходны: это попытка поместить естественную природную среду в социокультурную сферу, предварительно придав ей наиболее приемлемый для данного культурного сознания вид. Однако на этом сходство заканчивается, и на передний план выступают различия, обусловленные несходством психических, культурных и иных факторов.

Этико-философское наполнение садово-паркового искусства в Китае было настолько велико, что вполне правомерно поставить его в один ряд с такими традиционно важными видами китайского искусства, как каллиграфия и живопись, где использовались сходные средства выражения и принципы. Можно даже сказать, что некоторые способы пространственного построения ландшафтных композиций были заимствованы из живописи. Многие прославленные художники, которые, кстати, часто достигали немалых успехов и в каллиграфии, создавали значительные произведения в области проектировки садов. Характерны в этом отношении знаменитые сады монаха Ши-тао («Сад десяти тысяч камней» и «Горная обитель слоистых камней»). Возможность полноценного творчества одного человека в различных сферах искусства объяснялась общими принципами и задачами, лежащими в основе этих видов искусства, а также сходной организацией творческого процесса.

1.1. Фен- шуй.

Затрагивая тему китайского сада, мы неизбежно сталкиваемся с таким специфическим явлением китайской культуры, как геомантия, именуемая в Китае «фэн-шуй». До сих пор представление о влиянии геомантии на китайскую культуру не очень ясно. Проблема заключается в том, что геомантию как отдельное явление трудно вычленить из всего пласта культурной жизни Китая. В то же время многие специфические черты китайской традиции обусловлены именно влиянием фэн-шуй, которое настолько глубоко вошло в жизнь китайского общества, что стало формировать особенности его культуры и мировосприятия, что, естественно, отражалось и в искусстве.
В самом общем виде фэн-шуй можно было бы охарактеризовать как учение о влиянии энергии, излучаемой различными ландшафтными формами земной поверхности, на жизнедеятельность человека. Все многообразие их взаимодействия формирует энергетическую конфигурацию пространства, того самого, в котором живет и действует человек и с которым он, согласно мировоззренческим принципам Китая, находится в неразрывной связи. То есть исходными в фэн-шуй являются представления о великой триаде: Небо — Земля — Человек, определявшей специфику взаимоотношений человека и природы в Китае. Поскольку мир в целом виделся как единый живой организм, освоение принципов управления энергетическими особенностями пространства давало возможность воздействия на события отдельной человеческой жизни или общества в целом.

Применительно к садово-парковому искусству фэн-шуй ставил целью выстроить окружающее пространство таким образом, чтобы реализовать потенциал человека как элемента космической триады, определяя структуру и внешний вид сада. Сад как модель космоса вовсе не требовал присутствия человека для реализации этой функции. Это достигалось самим фактом творчества, поскольку кроме геомантической структуры сад одновременно был произведением искусства.
В данном случае мы сталкиваемся с представлениями о том, что творчество человека делало его причастным к природе Неба и Земли, включая в круговорот вселенной (в китайском понятии выраженного биномами тяньди — Небо и Земля). Творческая активность человека сближала его с Небом и Землей. Китайский сад в этом смысле воплощает в себе идею единства мира и человека. Исторические корни этого представления можно найти в глубокой древности. Так уже в древнейшем каноне — «Книге Песен» — имелось упоминание о «радости парка».
С течением времени садовое искусство становилось плодом трансформации древней космологической символики, в результате которой отошла на задний план доисторическая мифология, а на передний — вышла эстетика.

2. Исторические аспекты садово-паркового искусства Китая.

В период династии Чжоу существовали уже два четко выраженных типа сада. К первому относятся императорские ритуальные охотничьи угодья, занимавшие большие территории. Часть пойманных или убитых на охоте животных приносилась в жертву предкам, Небу и Земле.
Второй тип был характерен для царства Чу, располагавшегося на юге Китая. Он представлял собой, по всей видимости, особым образом обустроенную местность, предназначенную для погружения в шаманский транс, составлявший характерный компонент духовной культуры Чу. Подобные сады находились при храмовых территориях.. Наиболее ранние сообщения о парках представляют их атрибутами власти и знаками ее священства. Так, мифические цари Китая, по преданию, держали в прудах своих парков двух драконов. Реальные правители древнекитайских царств населяли дворцовые парки жертвенными животными и редкими зверями. Этот обычай был смутным напоминанием о священных узах, связывающих человека и животный мир в первобытной религии. Весьма древние корни имело и представление о саде как «блаженном месте» — царстве вечного довольства и счастья. Подобный сад-рай древние китайцы наделяли признаками весьма сходными с теми, которыми обладал locus amoenus в античной и средневековой литературе Европы: мягким климатом, изобилием воды и пищи, пышной растительностью, богатой фауной .

Позднее в дворцовых парках правителей древнекитайских империй мы встречаем переплетение мотивов сада-универсума и сада — райской обители. Известно, что в эти парки свозили камни, растения и зверей со всех краев света, не исключая даже Персии, в них имелось «тридцать шесть дворцов и павильонов» (несомненно символическое число) и даже миниатюрные копии реальных озер, гор и дворцов правителей завоеванных стран. При первом императоре Цинь Шихуанди, парк стал осознаваться не только как модель космоса, но и как прообраз Поднебесной. На территории его парков был воссоздан ландшафт Китая, и император управлял всей страной, не выходя из парка, так как считалось, что модель обладала теми же свойствами, что и оригинал. Дворцовые парки, очевидно, рассматривались в древности как микрокосм и необходимый атрибут вселенской власти императора. Недаром животных расселяли в разных частях парка в зависимости от районов их обитания на Земле, а придворный поэт II века до н. э. в своем беллетризованном описании дворца заявлял даже, что реки в императорском парке, как во всем мире, замерзают только в северных пределах. Во времена династии Хань (202 до н.э. — 220 н.э.) императорские парки совмещали в себе уже эзотерическую и социальную программу. Это был период особой популярности даосской алхимии, поисков пилюли бессмертия и культа небожителей сянь, которые, как считалось, были способны помочь в этих поисках. Поэтому в императорских садах воссоздавался ландшафт, способный максимальным образом привлечь небожителей: строились специальные горы — обители сяней, ставились бронзовые зеркала — для сбора лунной росы, пищи для небожителей, по склонам гор высевались «волшебные» грибы линъ-чжи и даже ставились бронзовые статуи небожителей. Иными словами, активно использовались принципы симпатической магии — притяжения подобного к подобному. В это же время обязательной принадлежностью сада стал пруд, расположенный обычно у подножия горы. Возможно, это было отголоском древних представлений о Мировой Горе и Мировом Океане, что, по выражению В.В. Малявина, стало в Китае «простейшим и самым устойчивым символом мироздания».

Зарождение классической эстетики китайского сада следует относить к эпохе раннего средневековья. По времени она совпадает со становлением китайской пейзажной живописи. К V-VI вв. н.э. сложились две устойчивые формы китайского сада: императорские и частные сады. Традиции их создания развивались в тесном взаимодействии друг с другом, что исключает возможность их противопоставления. Они взаимно дополняют друг друга. Эстетика частных садов выросла из заимствования и некоторого переосмысления принципов формирования императорских парков. Примерно таким же образом, по всей видимости, создавались и сады при монастырях.
На севере Китая получили распространение масштабные императорские сады, тогда как традиция шаманских садов государства Чу, ориентированных на внутренний транс, вполне возможно, послужила ступенью для развития так называемых садов сердца. Первый тип представлял собой масштабную картину мира, поражавшую воображение размерами, буйством красок и многообразием форм, а второй — отличался преимущественной монохромностью, меньшими размерами и большой склонностью к деталям и миниатюрным композициям.
В последующие столетия садовое искусство Китая непрерывно совершенствовалось. Немаловажную роль здесь сыграли идеи неоконфуцианства, упор на особое внимание к природе и внутреннее самопознание человека через диалог с природой.

Из сохранившихся до наших дней садов наиболее ранние относятся по времени сооружения к эпохе Мин (1368-1644). С этого периода, они дошли до нас без существенных изменений. Это послужило основанием для довольно распространенного мнения о том, что расцвет садового искусства приходится на период правления династии Мин. Однако образцы искусства последующих эпох являют примеры того, что садово-парковое искусство непрерывно совершенствовалось на протяжении всего своего многовекового развития.
Среди многообразия традиционных китайских садов совершенно четко можно проследить шесть их видов, близких друг к другу по принципам организации. Это:
при императорских дворцах,
при императорских гробницах,
при храмах,
сады естественных пейзажей,
домашние сады,
сады ученых.
В отличие от парковой традиции Европы, где сад предназначался для развлечений и прогулок, в Китае — это всегда место, где живут обычной повседневной жизнью. Сад лишь сообщает новое качество привычному быту, не отделяя от него свое пространство. И вместе с тем это пространство особое, четко выделенное, с фиксированными границами.

Интересную реализацию функций садово-паркового комплекса представляют императорские сады. Архитектурное построение дворцово-храмового комплекса выдает в нем культовое сооружение. Целью пребывания в этом архитектурном ансамбле было общение с Небом. В Гугуне все подчинено одной идее — максимально эффективно распределить поток космической энергии, что должно благотворно повлиять, по представлениям китайцев, на благополучие империи и жизнь императора — сакрализованной персоны, ее олицетворявшей.

Архитектурные объекты Гугуна отличаются крайней симметричностью, правильностью форм и четкой композицией.Бросается в глаза сознательно заданная регулярность его архитектурных объектов. Очевидно, что четко организованное пространство обладает гнетущим воздействием на психику человека. Сады при архитектурном комплексе в этом случае компенсировали подобное влияние, вовлекая посетителя в своего рода психологический диалог, некую игру. Они выполняют, таким образом, компенсаторную функцию, сглаживая влияние регулярности архитектуры. В садах абсолютно отсутствует заданность, предсказуемость, они выстраивались по принципу неожиданности явления, метаморфозы. Следует учитывать и то, что они были частью жилого пространства, связанного с бытом. В отличие от церемониальной ритуальности архитектуры дворцов и храмов сад представлял собой пространство для личной свободы и уединения, поддерживая психический баланс личности.

Мы можем вспомнить о версальских парках, реализованных как часть дворцового комплекса. Но, в отличие от Китая, светский архитектурный комплекс в Европе давно утратил свой сакрально-ритуальный сектор, следовательно, и сад не нес соответствующей нагрузки. Кроме того, европейский сад не ставил целью преобразовать природную среду во что-то иное. Природа здесь зажата в мире человеческого разума, но сохраняет статус среды отличной от социальной, и не используется для подведения зрителя к истине другого порядка. Иное дело сады Китая.
Наиболее характерны в этом смысле частные сады, рассчитанные на то, чтобы подвести зрителя к сосредоточению на переживании своих внутренних эмоций. Трудно сказать, продолжает ли эта традиция ту, что характерна для императорских садов, или она в этом смысле прямо противоположна гигантским ландшафтным паркам. Частные сады миниатюрны и значит способны более лаконичными средствами выразить идею китайского сада. Здесь, как и в дворцовых ансамблях, геометрически правильно оформленная территория с четко ориентированной по сторонам света архитектурой и совершенно особым образом оформленное пространство природной среды. Попадая в природную среду сада, человек не мог предсказать, на какую композицию он выйдет. Китайский сад всегда строился по принципу неожиданно возникающего вида. Анализируя описания садов и парков Китая, молено сделать вывод, что их пейзажи подразделялись на три основных вида:
1) устрашающий;
2) смеющийся;
3) идеалистический, или романтический.
Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей — романтический — навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».

Знатоки садового искусства неизменно подчеркивали, что в устроении садовых ландшафтов «не существует установленных правил» и что их создатель на девять десятых — «господин вещей» и лишь на одну десятую — мастер, повинующийся законам своего ремесла .Это объясняется тем, что человек в китайской триаде имел статус, онтологически равный Земле и Небу, что обязывало его завершить все созданные ими образы. Такой онтологической установки мы не находим больше нигде. Предполагалось, что, доводя до совершенства небесные и земные образы, человек совершенствовал самого себя, выражая тем самым свою внутреннюю природу. Именно поэтому китайский сад — это постоянный диалог культурного и природного начал, он напоминает об онтологии. В нем всегда, независимо от размера, заключена идея всеобщей космической взаимообусловленности. Человек чувствует себя в саду хозяином, он перерабатывает материал природы и, узнавая его, обретает знания о себе.

3. Характеристика китайского сада
Пространство китайского сада очень конкретно, он ограничен. Сад не рассчитан на дали, находящиеся за его пределами, от которых он отгорожен высокой стеной. В этом «пространстве в себе» создается очень высокая локальная активность. Сад постоянно дает вызов зрителю, он требует активного внутреннего и внешнего взаимодействия человека. Композиционно он представляет собой одну целостную зону, которая дробится затем на более мелкие локальные части. В общем, сад — это выделенное пространство, мир в мире, который самодостаточен и поэтому может пребывать где угодно.
Китайские источники затрудняются охарактеризовать, что такое сад вообще. Встречаются попытки толковать его смысл из начертания соответствующего иероглифа как совокупность «земли», «воды», «листьев» и «ограды». В любом случае, это своеобразная условная реальность, композиция и предметы которой несут на себе особую смысловую нагрузку, свидетельствуя о пребывании человеческого творческого начала в мире.

В китайском саду воплощена программа интеллектуальной памяти. Очень распространено было «цитирование» других садов, традиция, роднящая сады с живописью. Речь идет о сооружении элементов садового ландшафта, характерных для садов более древних эпох (прием, который очень часто применялся в садах времен династий Мин и Цин (1644-1912). В настроении, навеваемом садом, можно было вернуться, например, во времена Фу Си и Хуан-ди. Китайский сад может напоминать известные поэмы и литературные сюжеты или представлять собой «картину мира, подобную живописному свитку».Помимо этого в саду ярко выражены элементы личной памяти. Какое-нибудь знаменитое в Китае место могло вдохновить заказчика или создателя сада на определенный сюжет, связанный с общепринятыми ассоциациями или личными воспоминаниями. Древнейшей традицией в Китае было уподобление идеально устроенного мира саду, что также роднило его искусное сотворение с живописью.
Вот как описывается прогулка по классическому китайскому саду: «На первых порах посетители шли по крытой извилистой галерее, огражденной с одной стороны стеной и обсаженной зеленью. Нередко тропинка петляла вдоль ограды, и перед глазами гулявших сменялись маленькие укромные дворики — то тенистые, то залитые светом. Ощущение замкнутого пространства делало шествие по этому узкому проходу своеобразным приготовлением к главному событию рассказа. В нем было что-то от очистительного испытания перед таинством нового рождения. Изредка в окнах галереи возникали, словно проблески солнца в сумерках житейской обыденности, ярко освещенные дворики и широкий простор — своеобразный пролог к явлению райской полноты бытия. А потом перед посетителем внезапно открывался вид на пруд с островками и мостами, архитектурными сооружениями, на разные лады устроенными берегами, красивыми камнями и деревьями. Миновав центральную часть сада, наиболее богатую живописными деталями, посетитель обнаруживал у себя за спиной представшие в новом ракурсе знакомые достопримечательности садового ландшафта. Это был как бы эпилог все того же безмолвного повествования».

3.1. Основные элементы китайского сада
3.1.1 Стены, окна, проходы, галереи

Сад в Китае не разбивается по произволу заказчика, он последовательно выстраивается. Создается определенная зона, отделенная от остального мира высокой стеной. Сад начинается со стены, которая может быть в форме облаков, дракона и т.п. Ее обычно белый цвет служит фоном для всего, что находится в саду. На нее падают лунные тени, она освещается закатными лучами солнца, растворяется с дымкой дождя, напоминая облако, спустившееся с неба. Ее белое пространство служит нейтральным фоном, как белая бумага свитка (недаром сад читается наподобие каллиграфического или живописного свитка). Множество проемов в стене создают определенный ритм, рождая при правильном прочтении сада многочисленные музыкальные ассоциации. Это своего рода «волшебная» зона, представляющая сама по себе отдельный пространственный слой, который резонирует с пространством сада и разделяет его.
Наиболее распространенный тип сквозных проемов — круглый, который имитировал Луну, рождая многочисленные ассоциации с популярным в китайской традиции лунным миром. Такая форма проемов вызывала ассоциации с эликсиром бессмертия, по китайским представлениям изготовляемым на Луне, и с лунным зайцем, толкущим снадобье в ступке. Круглый проем вводил посетителя в особую лунную зону, пространство Луны — мир, который воспевался в новеллах еще с эпохи Тан. В круглых сквозных проемах прослеживается эстетика прохождения сквозь стену, как сквозь особую пространственную зону. Обычно окна павильонов дворика, куда выводил лунный проем, были декорированы белой бумагой, имитировавшей лунный свет.

Важнейшая категория для оценки архитектурных построек сада — это «тун»— тесная взаимосвязь зданий и природной среды. Отдельные участки сада сооружались с учетом того, как они будут выглядеть из оконного проема. В зависимости от этого варьировались форма окна, его обрамление. Часто окно оформлялось таким образом, что видимый из него садовый пейзаж воспринимался как живописный свиток, составлявший единую композицию с декоративными элементами окна.
В этом прослеживается основополагающий принцип китайского сада — совокупность множества отдельно взятых кадров, композиций. Учитывалось то, как архитектурные постройки будут смотреться в саду, как сад будет смотреться из окон этих построек, насколько одно дополняет вид другого. Как свидетельствует Цзи Чэн, знаменитый теоретик садово-паркового искусства Китая, учитывалось даже то, как будет смотреться сад из окна соседнего дома.
Садово-парковая композиция выстраивалась из системы открытых и закрытых видов. Первые сообщались с пространством сада, вторые представляли собой замкнутый ансамбль, видимый лишь с определенной точки зрения, часто из окна, с пролета галереи или через проем в стене. Количество тех и других было определено заранее, продумано относительно взаимного соотношения и общей идеи сада. Соответственно и созерцались эти виды из двух положений, статичного и динамичного. Тщательно разработанная система дорожек, мостиков, галерей властно и вместе с тем ненавязчиво направляла посетителя, открывая ему тот или иной вид, и задавала траекторию движения, создавали кадр, определенную точку зрения.

Основную структуру, составляющую композицию сада, представляли собой вода и камни. Подобно китайскому пейзажу, сад развертывал перед зрителем умозрительную картину мира. Стихии камня и воды являлись воплощением дуальной (инь-янной) структуры бытия.
Идея взаимосвязи воды и камня, точнее воды и горы, вообще свойственна китайской традиции. Пейзаж, представляющий в Китае прообраз космического единства мира, осознавался художниками как «горы — воды».

Теоретики живописи часто приводят слова Конфуция:
«Мудрый радуется воде,
Человеколюбивый радуется горе.
Мудрый [ценит) движение.
Гуманный — покой.
Мудрый [обретает] радость,
Гуманный — долголетие».
(Луньюй. Гл. VI, §21).
В садово-парковом искусстве отразилось живописное понятие юньгэиъ (корень облаков), утверждавшее внутреннее единство мира, как сочетание камня и воды. Только взаимопроникновение и метаморфозы этих двух стихий и связанные с ними представления о единстве души и ритма, органичное слияние «мудрости» и «гуманности», «движения» и «покоя», «радости» и «долголетия» (по терминологии Конфуция) рождают целостность ощущения бытия и создают качество в искусстве.

/div>

Китайский сад — Википедия

Кита́йский сад — стиль ландшафтного сада, который формировался на протяжении трёх тысяч лет. Это понятие включает в себя как огромные сады императорской семьи, разбитые произвести впечатление, так и более интимные сады учёных, поэтов, бывших правительственных чиновников, солдат и купцов, созданные для размышлений и уединения от внешнего мира. Они воспроизводят идеализированные миниатюрные ландшафты, которые выражают гармонию, которая должна существовать между человеком и природой[1].

Типичный китайский сад окружён стенами и включает в себя один или несколько прудов, группы камней, деревья и цветы, различные залы и павильоны, которые соединены извилистыми дорожками и зигзагообразными галереями. Перемещаясь от одного места к другому, посетители могут просматривать ряд тщательно подобранных сцен[2].

История

Уже в древнейшем китайском каноне – «Книге Песен» – упоминается «радость парка»[3]. В 1267 г.заложен императорский парк в Пекине с двумя искусственными озерами. На Северном море (Бэйхай) насыпали остров, ассоциирующийся с мифическим островом Пэнлай в Восточном океане – обителью даосских бессмертных. В XVIII веке сложился ещё один столичный комплекс – парк-дворец Ихэюань (Парк Безмятежного отдыха или Сохранения гармонии), в композиции которого тоже доминировало озеро с искусственной горой. Сочетание «гор» и «вод», напоминавшее о Мировой горе и Мировом океане, осталось в традиции дворцовых парков простейшим и самым устойчивым символом мироздания.

Разделение на императорские и частные сады сложились к V-VI вв. Императорский парк – масштабная картина мира, частный отличался склонностью к деталям и миниатюрным композициям[4]

Устройство классического сада

Классический китайский спроектирован таким образом, что наблюдатель не может охватить взором весь сад. Сад состоит из комплекса обособленных пространств, двориков и «зелёных комнат». Их границы строго определены галереями, павильонами, внутренними садовыми стенами[5]. Перемещаясь по саду, в каждый момент времени посетитель наблюдает новые виды. Например, вид на сад от главного входа закрывался холмом или деревьями. В фольклоре экраны имели магический смысл: служили защитой от злых духов. Приём «заимствование вида» предполагал созерцание сада с разных сторон: надо было учесть, как видит его хозяин, подъезжающие гости и даже соседи.

Сады в искусстве и литературе

При династии Мин садово-парковое искусство стало повальным увлечением. Человек без собственного сада, хотя бы маленького, не считался принадлежащим к элите общества[6]. В садах сосредоточилась культурная жизнь: музицирование, чтение, занятия живописью, встречи литераторов и художников, учёные беседы, игры. Сады выступают местом действия в пьесах и романах. Немало учёных пускались в странствия, чтобы посетить знаменитые сады, прославленные в стихах, романах и картинах. Виды садов были популярной темой в минской живописи, они писались обычно по заказу владельца сада или в память о встречах друзей. В этих картинах сад предстаёт образом гармонии, символом достоинства учёной элиты.

Философия

В садово-парковом искусстве Китая велико этико-философское наполнение. Европейский садовник стремился преобразовать природную среду во что-то иное. В Китае же человек, доводя до совершенства небесные и земные образы, совершенствует самого себя, поэтому сад – диалог культурного и природного начал. Согласно древним китайским представлениям, мир имеет три онтологически равные составляющие: Небо, Землю и Человека. Функция человека наиболее полно реализуется в творчестве, в искусстве. В китайской традиции человек даёт завершение небесной природе: усиливает естественные свойства вещей, придаёт им внятную, символическую форму. Это предполагает фантазию и эксперименты с природными материалами. Например, одним из лучших украшений китайского сада считались «божественные»камни со дна озера Тайху: причудливые валуны с множеством отверстий. Их очертания похожи на священную каллиграфию даосов. «Озёрные» камни не являются природными:каменотёсы делали в них отверстия и опускали в озеро. Через много лет вода стирала следы инструментов и камень воспринимался как дар природы[7] – пример того, как в китайской традиции человек придаёт совершенство продуктам природы.

На китайское искусство сильно влияет иероглифическое мышление. В индоевропейских культурах акт космогенеза начинается словом, а образ в сознании формируется на основе звука. В Китае же образ формируется зрением и развиты виды творчества, связанные с визуальными знаками: каллиграфия, живопись, садово-парковое искусство. Некоторые способы построения ландшафтных композиций заимствованы из живописи, а многие прославленные художники проектировали сады.

Говоря о китайском саде, нельзя не упомянуть фэн-шуй – учение о влиянии энергии ландшафтных форм на человека[8].

При династии Чжоу большие ритуальные охотничьи угодья для жертвенных и редких животных были атрибутами власти и знаками её священства[4]. Сад представлялся «блаженным» местом – царством вечного довольства и счастья. Сад-рай обладал теми же признаками, что и «райский сад» в литературе Европы: мягким климатом, изобилием воды и пищи, богатой растительностью и фауной. Позднее к мотивам рая добавились мотивы сада-универсума. В царские сады свозили камни, растения и зверей со всех краев света, в них имелись миниатюрные копии реальных озёр, гор и дворцов правителей завоёванных стран[9] Уже при первом императоре Цинь Шихуанди парк стал прообразом Поднебесной: был воссоздан её ландшафт, а император управлял страной, не выходя из парка. Считалось, что модель обладала свойствами оригинала[4]. При династии Хань к социальному смыслу парка добавился эзотерический. Это был период поисков пилюли бессмертия и культа бессмертных небожителей сянь, которые могли помочь найти её. В парках сооружали «божественные горы» – обители бессмертных, воздвигали их бронзовые статуи. Склоны засевали «волшебными» травами и грибами, на вершинах устанавливали медные зеркала для сбора росы, которой питались небожители. Их привлекали по закону симпатической магии: подобное тянется к подобному.

Императорские и частные сады развивались во взаимодействии, многие атрибуты царских садов перекочевали в частные: искусственные горы, озёра, камни. Со временем представление о саде как прообразе рая лишилось мифологической значимости и получило чисто художественное воплощение. Сад освободился от необходимости буквальной иллюстрации религиозного идеала, его обустройство стало делом вкуса и воображения, т. е. полноценным искусством. 

Влияние

См. также

Сад Гэюань

Китайский сад в Сингапуре

Примечания

  1. Baridon M. Les Jardins — paysagistes, jardiners, poḕts / Robert Laffont. — 1998. — 1233 p. — ISBN 978-2221067079.
  2. ↑ Records of the 21st conference of the UNESCO World Heritage Committee, describing Classical Chinese garden design and the gardens of Suzhou.
  3. Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени.. — Москва: Астрель, 2003.
  4. 1 2 3 Новикова Е. В. Китайский сад – модель взаимоотношений Человека и Природы // Человек и Природа в духовной культуре Востока.. — 2004.
  5. ↑ Отличия китайского и японского садов (неопр.). Сайт компании «Royal Gardens». Дата обращения 3 сентября 2013.
  6. Фан Сяофэн. Лучшие китайские сады. — Москва: Арт-родник, 2010.
  7. Фан Сяофэн. Лучшие Китайские сады. — Москва: Арт-родник, 2010.
  8. Фан Сяофэн. Лучшие китайские сады.. — Москва: Арт-родник, 2010.
  9. Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. — Москва: Астрель, 2003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *