Оттенки синего в живописи: подборка из 30 прекрасных картин
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку классических картин в палитре оттенков синего цвета. Подборка, конечно, слишком субъективная. Синий настолько многообразен и очень любим художниками, поэтому картин очень много. Здесь лишь небольшая подборка женских образов.
Я тоже люблю синий цвет. Глубокий синий. Может быть, это связано с тем, что, когда я была маленькой, мне подарили мишку именно синего цвета, может, это связано с чем-то другим. Надеюсь, вам понравится подборка.
Tom Edwin Mostyn
An enchanted evening, Venice
William Merritt Chase
Making Her Toilet
Harriette Bowdoin[
Morning Shadow and Sunlight
Charles Camoin
Portrait de femme au chapeau
Enrico della Leonessa
LADY WITH A ROSE
Ulisse Caputo
Die Klavierspielerin
Frederick C Frieseke
Venetian Blind
Fontana Fortunato
Donna in maschera
Фешин Николай
Портрет женщины в голубом
Rogelio de Egusquiza
OSEFA DE OCHOA
LUCIEN LÉVY-DHURMER
YOUNG MOTHER AND HER DAUGHTER
Darío de Regoyos y Valdés
The Concha, Night-time
William Russell Flint
Frederick C Frieseke
Luks George
TEAPARTY
Jessie Edwards
The pet
Frank Bramley
When the blue evening slowly falls
Paolo Ghiglia
Виноградов Сергей Арсеньевич
Дама на балконе
Thomas Edward Mostyn
A Viennese Memory
Miloslava Vrbova-Štefková
DANCER
Danish school, c. 1920
Romance under the full moon
Lucien Lévy-Dhurmer
Minerva
Arthur J. Lyons
Pierrette
Lawton Silas Parker
AUTUMN SUNLIGHT
Aleardo Terzi
Summer Morning
Julius LeBlanc Stewart
Le Kimono Blue
Paul Cesar Helleu
Parisian Elegant
Jacqueline Williams
Vermeers lady with letter
Arthur Ventnor
The Angel of Hope looking over the Face of the World
Вдохновенный синий: гармония цвета в картинах художников прошлого и современности
Синий цвет — специфический оттенок, если рассматривать его с точки зрения оформления интерьеров. Не каждый отважится привнести его в свой дом, ведь он потребует от вас долгой и кропотливой работы с продумыванием всех возможных нюансов обстановки. А вот с деталями этого дерзкого цвета дело обстоит уже проще, да и психологическая нагрузка на нас будет значительно меньше. И нагрузка ли?
Речь пойдет о картинах — бессменных атрибутах каждого уважающего себя дома. Как часто они выручают нас после долгих напряженных будней, являясь отдохновением и радостью для глаз. В психологии насыщенный синий цвет, как ни странно, считается универсальным средством для снятия стресса и успокоения сознания. Его созерцание, словно некое эфемерное охлаждение, замедляет сердцебиение и стабилизирует кровяное давление. Главное, выбрать ту синеву, которая придется по душе. Для кого-то это будет простор цветущего василькового луга, а кому-то ближе неспешное течение венецианского времени.
Полотно в ярких синих тонах может также стать стильным декором, привлекающем внимание и говорящем о безупречности вкуса. Так, повесив все лишь одну картину на светлую стену рабочего кабинета, можно сделать ее точкой отсчета всего интерьера. Такое решение будет не только источником красоты, но и, возвращаясь к психологии, ясности мыслей, чистоты сознания и прилива новых сил и энергии.
Итак, для кого-то оттенок ультрамарина по-прежнему останется неприемлемым и невозможным для соседства. А кто-то взглянет на него по-новому и создаст свой собственный «синий уголок», черпая в нем необходимое. Важно найти меру и гармонию в таком непростом, но бесконечно прекрасном цвете.
Синий цвет в живописи
СИНИЙ ЦВЕТ (др.русск. синь; др.инд. cyamás — «черный, темный»; финск. sini — «синий»; родственно — «сиять, си́вый») — один из семи основных тонов спектра, или хроматического ряда.
Синий является холодным тоном и одним из трех основных цветов, так называемой «трехцветки» (красный, желтый, синий). Дополнительным к синему является желто-оранжевый полутон.
Синий — один из самых любимых цветов в искусстве, отличается многообразной символикой. Это цвет неба, небесной лазури. В отличие от голубого синий тон обладает предельной насыщенностью и пространственностью (глубиной). Поэтому созерцание синего в вышине неба рождает необычайные ощущения. Живописец П. Сезанн говорил, что синий цвет «создает вибрацию». Относительно музыкальной шкалы тонов синий обычно сопоставляют с нотой «ля«, а в каббалистике — со звуком, который дает буква «у» (долгое).
В Средневековье синий цвет считали символом любви и верности. Синий цвет неба в сочетании с красным цветом крови дает фиолетовый — «цвет молитвы». Синий настраивает на глубокие размышления (зеленый успокаивает, красный возбуждает, а желтый раздражает). Мадонну чаще всего изображают в плаще синего цвета.
Наиболее полно символика синего проявилась в конце XIX — начале XX в., в поэзии и живописи. Синий, как и фиолетовый, — цвет романтиков, влюбленных в неведомое. Это цвет таинственной «Души мира».
Ван Симэн. Горы и реки на тысячу ли (Шелк)
Эль Греко. Мария Магдалина
Хе́ндрик А́веркамп. Рыбаки в лунном свете
Ян Вермеер. Молодая женщина с кувшином воды
Клод Моне. Впечатление
Odilon Redon. The Beacon
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь
Константин Сомов. Дама в голубом
Поль Сезанн. Натюрморт с голубой вазой
Франц Марк. Башня Синего коня
Микало́юс Чюрлёнис. Сотворение мира
Фридрих Карл Фриске. В синем платье
Марк Шарал. Художник в Луна
Николай Рерих. Дзонг-Капа
Тама́ра де Лемпи́цка. Синий шарф
Александр Дейнека. Парашютист над морем
Чжао Чжицян. Натюрморт
Myoe Win Aung
Джулия Брайт. Лето
Энн Мортимер. Натюрморт
David Lobenberg
Larry P. Preston. Lemon with China
Кристиан Гранью. Синий велосипед
Борис Щербаков. Тишина. Заонежье
Любовь Лесохина. Синий цвет
Статья взята отсюда. Картины — из интернета.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ПодписатьсяВсе оттенки синего – цвет символ в искусстве: vakin — LiveJournal
Всякий цвет хорош, особенно если его использует мастер. И, хотя присутствие в живописи богатой палитры кажется естественным, однако так было далеко не всегда, и в иконографии прекрасный синий занял почетное место относительно недавно. Что ж, рассмотрим всю гамму оттенков синего с точки зрения символики.
Пабло Пикассо. Голубая обнаженная. 1902.
А был ли синий?
Возлюбленная большинством эстетов синева неба и воды не всегда была в фаворе: древние греки и римляне ее не особо различали. Так полагали филологи XVIII века, отметив, что синие тона относительно редко встречаются в искусстве античности, а главное — в лексике древнегреческого и латинского языков. Более того, как свидетельствуют источники, у римлян синий ассоциировался с варварскими племенами кельтов и германцев, раскрашивающих тело синей краской для устрашения врага. Вероятно, именно поэтому в Риме синюю одежду не любили, к тому же она символизировала траур.
Римский мозаичист «Подготовка театрального представления, или репетиция сатиры», ок. 62−79, Неаполь, Национальный археологический музей
Фрески Виллы Мистерий, одной из помпейских вилл, наиболее сохранившихся при извержении Везувия в 79 г. Заказчики предпочитали красный, впоследствие получивший название «помпейский»
«И горний ангелов полет…»
Истинные художники обойтись без синего цвета все же не могли: и в раннехристианской мозаике, да и на миниатюрах он использовался достаточно часто, хотя до XII века его еще не воспринимали на равных с красным, белым и черным.
Четыре всадника Апокалипсис из Сен-Севера. 1028 г. Париж, Национальная библиотека.
Преображение. Византийская икона XII века из собрания Государственного Эрмитажа
В XIII веке все изменилось: художники, наконец, научились получать синюю краску из лазурита, кобальта и индиго. Синий вошел в моду, и аристократия уже не могла без него жить. Красильщики с усердием принялись изобретать различные оттенки синего, и он занял почетное место в искусстве Средневековья. Если раньше небеса были черными или белыми, то теперь стали синими, а прежде зеленое море на гравюрах тоже набрало синевы.
Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа (Сцены жития Христова).
1304, 200×185 см
Созерцание «божественных» и «царственных» цветов возвышало дух средневекового человека, внушая ему благочестивый строй мыслей. И тут все осознали, что бездонная синева неба — не что иное, как обиталище высших сил, символ иного вечного мира, неразрывно связанный с откровением, Божественной непостижимостью.
Джотто ди Бондоне. Вход Господень в Иерусалим, деталь
1304
Постепенно из тусклого и угрюмого, каким синий оставался долгие столетия, цвет на кистях художников начал светлеть и превратился в ясный и жизнерадостный. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнились небесной синевой. Даже Богоматерь уже изображалась в синих одеждах. И потому, что она вознеслась на небеса, и потому, что синий считался предшественником черного, цвета траура. Голубой соединил в себе и земное, и небесное, воплотил духовную чистоту и целомудрие Божией Матери.
Фра Беато Анджелико. Страшный суд
1431, 210×105 см
Фра Беато Анджелико. Коронование Марии со сценами из жизни св. Доминика
211×213 см
Роскошь ультрамарина
Натуральный ультрамарин стали использовать в западноевропейской масляной живописи сравнительно поздно, на рубеже XIV—XV вв. Но Мадонна достойна лучшего! И одеяния Богоматери отныне полагалось рисовать, используя только драгоценный ультрамарин. Правда, художники использовали его только в тех картинах, которые выполняли на заказ. Недаром многие картины XV—XVI вв. оплачивались по количеству изображенных фигур, и заранее — отдельно за количество ультрамарина необходимого художнику.
Алтарь Девы Марии, Дрезденский триптих, правая створка: св. Екатерина Александрийская, оборотная сторона: Благовещение Предложить название
1437, 8×27 см. Масло, Дерево
Ян ван Эйк. Благовещение
Масло, Холст
Ян ван Эйк. Мадонна у фонтана
Мадонна у фонтана
Ян ван Эйк. Дева
У Микеланджело, например, есть картина, не законченная потому, что у заказчика не хватило денег на ляпис лазурь для одеяния Богоматери. Выполняя условие контракта, Микеланджело выстроил всю цветовую композицию вокруг пронзительно синей фигуры Богоматери, и когда оказалось, что ее нечем писать — мастер бросил картину.
Синюю краску в основном добывали из индигоносных растений, но она не была стойкой и не давала нужного цвета и оттенка, который так ценился священнослужителями. Наилучший результат давала ляпис лазурь (природный ультрамарин). Лазоревый камень можно было обменять на золото 1:1. После обработки из 100 грамм камня получали лишь 3 грамма красочного пигмента.
Ультрамарин низкого качества использовался и в византийских рукописях уже в VII в., и, конечно, в работах средневековых миниатюристов. Манускрипты XV — начала XVI столетия производили впечатление подлинной драгоценности во многом благодаря пигментам, изготовлявшимся на основе драгоценных и полудрагоценных минералов. Для изображения неба, например, использовалась водяная краска на основе ляпис-лазури.
Братья Лимбург. Астрологическая анатомия человека. Великолепный часослов герцога Беррийского. 1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Доставление Христа в преторию. Великолепный часослов герцога Беррийского. 1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Времена года. Май
Братья Лимбург. Времена года. Апрель
Братья Лимбург. Времена года. Июнь
В средневековых Франции и Италии употребление синей краски контролировалось государством. В Германии была популярна не такая дорогая «немецкая синяя», изготавливаемая из менее дорогого материала — азурита. Но этот цвет был более холодным. Поэтому во Флоренции в XIV употребление в алтарных образах «немецкой синей» было запрещено. Нужен был только ультрамарин, который не выходил из фавора еще не одно столетие.
Сандро Боттичелли
Мадонна с поющими ангелами Предложить название
1477. Темпера, Дерево
Во Флоренции в XIV в. употребление в алтарных образах «немецкой синей» было запрещено.
Драгоценный пигмент любил использовать представитель «золотой плеяды» голландцев — Ян Вермеер (1632−1675). Еще в начале карьеры художник осознал, что, добавляя ультрамарин даже в черный, он может добиться уникальной передачи дневного света на холсте. В этом ему не было равных.
Ян Вермеер. Молочница
1660-е , 45.5×41 см. Масло, Холст
Дама, стоящая у вирджиналя Предложить название
1670-е , 51.7×45.2 см. Масло, Холст
Мятежная палитра
Со временем цвет утратил символику, но не утратил своего значения как способ выражения художником и своего внутреннего состояния, а также эмоций своих героев.
Эмоциональную силу всех оттенков синего активно использовал испанский художник XVI века Эль Греко (1541−1614). Художник предпочитал пронзительный голубовато-стальной тон, посредством которого выражал взволнованные чувства героев, создавал атмосферу мистицизма на полотнах.
Эль Греко (Доменико Теотокопули). Вид Толедо
1599, 121.3×108.6 см
Использование экспрессивного свойства синего цвета стало отличительной особенностью палитры голландца Винсента ван Гога (1853—1890). Чувство тревоги и смятения переполняют все его работы, будь то портрет, пейзаж, натюрморт или жанровые сцена. В картине «Звёздная ночь» контрастом желтого и синего, сгущенного до черного, живописец выразил свое душевное смятение, страх, граничащий с криком отчаяния.
Винсент Ван Гог. Звездная ночь
Июнь 1889, 73.1×92.1 см
Еще один безумный гений был увлечен темно-синими красками — Михаил Врубель. От его погруженного в синь Демона веет одиночеством и безысходностью.
Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий
1890, 213.8×116.5 см
Голубой одиночества и печали закрепился в истории мировой культуры творчеством Пабло Пикассо в его, так называемом «Голубом периоде» (1901 — 1904). Мастером завладели темы старости и смерти, меланхолии и печали. В полотнах этого периода доминирует пронзительный по своему эмоциональному настрою голубой цвет. Его переполняли горечь потери, чувство вины, ощущение близости смерти. Депрессивные мотивы возникли в его творчестве после самоубийства друга — художника Карлоса Касагемаса. Позже Пикассо говорил: «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв».
Пабло Пикассо. Две сестры
Пабло Пикассо. Сидящая женщина в голубом
Пабло Пикассо. Материнская любовь
Пабло Пикассо. Мать с ребенком на берегу реки
1902, 60×82 см
Вдали от мирской суеты
Определеннно, цвета влияют на наше подсознание. Тёмно-синий может вызывать беспокойство, чувство безысходности и печали. Однако, становясь светлее, — передает покой. Именно за это свойство голубой и полюбили символисты, для которых он ассоциировался с водными гладями и бесконечностью небес, находящимися за пределами мирской суеты. Так на сцене русской художественной жизни начала XX века появилось объединение «Голубая роза». (П. Кузнецов и М. Сарьян, Н. Сапунов и С. Судейкин, П. Уткин и Н. Крымов, А. Фонвизин и др.).
Павел Варфоломеевич Кузнецов. Голубой фонтан
1905, 131×127 см. Темпера, Холст
Павел Варфоломеевич Кузнецов. Мираж в степи
1912, 103×95 см. Масло, Холст
Мартирос Сергеевич Сарьян. Озеро фей
1905, 24×24 см
Сергей Юрьевич Судейкин. Натюрморт с фарфоровыми фигурками и розами
1909, 53×44 см
Навстречу эпохе Великой Духовности
Еще со времен немецкого романтизма синий считался символом духовных стремлений человека, духа в целом. В преддверии Первой мировой войны Василий Кандинский и Франц Марк с энтузиазмом надеялись на грядущую «эпоху Великой Духовности», которая объединит все виды искусства и культуры. Носителем такого универсального смысла для них стал «Синий всадник», изображенный на обложке альманаха (1911), давшему название группе. Марк разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл — синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало.
Франц Марк. Башня из синих коней
9×14 см
Франц Марк. Косуля в лесу
81×110 см
В поисках идеала
Прекрасный синий не давал покоя художникам ХХ столетия. Найти абсолютный, идеальный цвет, который бы стал воплощением духовности и бесконечности вознамерился художник Ив Кляйн. Как он сам признавался, на поиски его вдохновило небо на картинах Джотто и именно через цвет он и познал нематериальное…
Свои изыскания он начал в конце пятидесятых. В 1957 году в Милане: одиннадцать синих картин одинакового размера. Это был знаменитый «Синий Ива Кляйна» («Международный Синий Цвет Кляйна» — англ. International Klein Blue или IKB), формулу которого художник запатентовал в 1960 году.
То ли античный бог, то ли мессия в божественном сиянии. Портрет коллеги-художника из группы «Новых реалистов», сплошь покрашенный IKB.
Ив Кляйн. «Арман» (1962) Центр Помпиду. Париж
Впрочем, «неофициальная» палитра, свободная от патентованных территорий и доступная для использования без оглядки, от этого беднее не стала. Ведь у синего — бесконечное множество оттенков.
Автор Елена Настюк
Источник — Артхив
Айвазовский и цветовые палитры — Стильные заметки, блог о стиле и моде — LiveJournal
Давно у нас не было цветовых палитр. В Москве сейчас проходит выставка известного мариниста, Ивана Айвазовского. Айвазовский прожил долгую жизнь и его работы пользовались успехом еще при его жизни не только в России, но и во многих других странах мира. И на его картинах мы найдем все оттенки синего, голубого, бирюзового, морской волны, а также их сочетания с сиреневым, розовым, зеленым, желтым и фиолетовым. А значит, пост снова для любителей синих и голубых цветов 🙂Картины художников — отличный способ тренировки видения цветов. Раскладываем картину на отдельные цвета и удивляемся тому, что действительно на полотне такое количество оттенков, тонов, переливов и неожиданных сочетаний. Как правило, они даже уже подобраны по температуре и яркости, из-за чего и возникает ощущение гармонии.
И надеюсь, они вдохновят вас на подборку сочетаний в одежде.
Мне очень нравится сочетание темно-синих и сине-зеленых цветов. Особенно на осень это всегда благородный и стильный вариант. В блогах пишут, что, возможно, в следующем году в тренде будут как раз такие сине-зеленые оттенки и цвета морской волны. Очень на это надеюсь и жду, мне их не хватает в шкафу 🙂
Тона на следующей картине универсальны и идут очень многим цветовым типажам, что делает их базовыми и позволяет использовать практически в любых цветовых комбинациях.
Синие и голубые тона хорошо сочетаются с желтыми, позволяют создавать контрастные сочетания из оттенков, которые лежат друг напротив друга на цветовом круге. Айвазовский часто пользуется таким приемом, хотя многие его картины созданы, конечно, в одной цветовой гамме, в синих тонах.
Синие тона могут быть как яркими, так и приглушенными, насыщенными яркими и спокойными мягкими, глубокими и чистыми. На следующей картине Айвазовский использовал огромное количество синих оттенков, смешал бесконечное количество нюансов. Я хорошо представляю себе палитру с красками к этой работе.
Светлые голубые и бирюзовые оттенки отлично подходят для весенне-летнего гардероба и здорово гармонируют с мятными и фисташковыми тонами.
Нежное сочетание голубых и модных сейчас розовых тонов:
Любуюсь фотографией просто:
Цвета грозы подойдут холодным контрастным типажам: фиолетовые, синие, серые, насыщенные зеленые оттенки.
И для примера теплые голубые и синие в сочетании с охрой.
Идеальная гамма для летнего отпускного гардероба, хотя сама картина немного о другом 🙂
Спокойные базовые тона для холодных контрастных и приглушенных цветотипов:
И снова более теплая палитра:
А какая у вас любимая палитра на картинах Айвазовского? Подходит под ваш цветовой типаж?
© Stilouette, 2016
Живопись в синих тонах | Журнал Ярмарки Мастеров
В рамках недели синего цвета на Ярмарке Мастеров, хотелось бы совершить эдакое путешествие назад во времени:) Лет на 150 назад. Я бы хотела представить вам небольшую подборку работ художников — импрессионистов.
Вы знаете что раньше небеса были черными или белыми. А море на гравюрах зеленым? Синие природные красители считались наиболее редкими. В средние века эта ситуация немного улучшилась — был синтезирован ультрамарин, а также завезен индиго из Америки. И вот в 18 веке живопись преобразилась — художники научились получать синий пигмент из кобальта и лазурита. А в конце 19 века были синтезированны анилиновые красители. Определенный толчок к возникновению импрессионизма был продиктован такими научными открытиями того времени, как изобретение фотографии, теории «цветового круга» (теории о наличии трех базовых цветов – красном, желтом и синем, а остальных цветах как результата смешения базовых), а также изобретение тюбиков для красок, предоставивших художникам мобильность. Художники-импрессионисты использовали новые подходы и методы живописи. В своем большинстве они работали на открытом воздухе и следовали принципу «писать только то, что видишь». Одним из важнейших предметов их творчества стало отражение изменения тона и цвета объекта в изменяющейся среде.
Давайте окунемся в безграничную синеву….
Клод Моне «Здание парламента в Лондоне»
Клод Моне «Восход солнца. Впечатление»
Клод Моне. «Большой канал»
Клод Моне. «Водяные лилии»
Следующим моим нежно любимым художником будет Эдгар Дега
«Голубые танцовщицы»
Эдгар Дега. «Туалет танцовщицы»
В процессе поиска материалов для публикации мне повезло открыть для себя работы Гюстава Кайботта 🙂
«Камиль Дюарель в парке»
Гюстав Кайботт. «Европейский мост»
Гюстав Кайботт. «Портрет мадам Х»
А также:
Поль Синьяк. «Венецианская лагуна»
Поль Синьяк. «Вид Сены»
Анри де Тулуз-Лотрек. «Танцующая Жанна Авриль»
Анри де Тулуз-Лотрек. «Женщина за туалетом»
Джеймс Уистлер. «Ноктюрн в голубом и серебряном. Челси»
Джеймс Уистлер. «Голубая девочка»
Напоследок немного Ван Гога 🙂 Синий цвет в его картинах лучше всего передают слова Кандинского: «Склонность синего цвета к глубине настолько велика, что он становится интенсивнее именно в более глубоких тонах и действует «характернее», проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца».
Винсент Ван Гог. «Звездная ночь»
Винсент Ван Гог. «Звездная ночь над Роной»
Психологи считают, что синий цвет способствует восстановлению нервной системы. Поэтому я надеюсь, что просмотр моей небольшой подборки привнесет в вашу жизнь немного умиротворения и душевного спокойствия 🙂 Давайте сегодня вечером тоже посмотрим за звездное небо!
Синие картины — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 января 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 января 2018; проверки требуют 2 правки.Синие картины (яп. 【藍摺】, あいずり, «айдзури»; 【藍絵】, あいえ, «ай-э»; 【藍摺絵】, あいずりえ, айдзури-э) — разновидность японских гравюр укиё-э конца XVIII — середины XIX веков. Печатались, обычно, монохромными, в сине-белых тонах, с использованием красителей индиго. Мастерами этого стиля были Хокусай, Утагава Кунисада и другие. В средневековье термином «айдзури» обозначали технику нанесения синих узоров, в частности на одежду. Термин «ай-э» касался узоров синего цвета на керамике. Другие названия — «синие росписи», «синие узоры», «синие гравюры» и другие.
Белый ястреб на сосне (Савва Секкё, XIX в.)
-
Kinryuzan Temple in Asakusa from the series Famous Places in the Eastern Capital by Hiroshige II
- Синие картины // 新村出編 «広辞苑» [Большой сад слов]. — 第5版. — 東京: 岩波書店, 1998.
- 日本大辞典刊行会編 『日本国語大辞典』(第1巻) 小学館、1987年
- 吉田漱 『浮世絵の基礎知識』 大修館書店、1987年
- 稲垣進一編 『図説浮世絵入門』〈『ふくろうの本』〉 河出書房出版、1990年
- 『日本歴史大事典』(第1巻) 小学館、2000年 ※「藍摺」の項