Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир – Представьте характеристику архитектурного стиля ампир (время распространения, идейное наполнение, художественные приёмы, известные мастера, их постройки) .

История развития и особенности стиля ампир

Название стиля ампир произошло от французского слова empire, что значит империя, и возник он во время правления Наполеона. Интересным фактом является то, что это целиком искусственный стиль, он получил свое рождение не путем долгого естественного развития художественного вкуса, а насаждался искусственно по приказу императора.

Основой этого направления в дизайне, послужило античное искусство, из которого в свое время родились такие стили как классика и неоклассицизм. Но в отличие от последних, ампир не перенимает античные черты, преобразуя их под нужды человека, а напрямую копирует, воссоздавая холодное и отстраненное величие древних образцов.

Рождение и расцвет стиля ампир пришелся всего на одно десятилетие в период 1804 по 1813 год, а после свержения императора он был и вовсе забыт во всех европейских странах.

Наша страна, несмотря на войну с Наполеоном, начала активно перенимать это направление дизайнерского искусства. Самое удивительное, что ампир в России продолжал существовать и после прихода к власти революционеров. Именно к этому направлению относятся величественные и монументальные здания, построенные в советское время, и интерьеры дворцов (в тот период их массово называли домами культуры, дворцами пионеров и т. п., но сути это не меняло), которые поражали своим пафосом и отстраненной красотой.

Расцвет ампира в России пришелся на время правления Сталина (сталинский ампир), видимо это и есть отражение этого направления – где присутствует власть одного человека, там и приживается этот стиль.

В настоящее время стиль ампир выбирают сильные и уверенные в себе, стремящиеся к власти люди, как правило, крупные бизнесмены и чиновники. И, разумеется, это, прежде всего выбор обеспеченных людей, ведь такая отделка помещения стоит довольно дорого, и всем свои видом она должна подчеркивать высокий статус и финансовое благополучие владельца. Но не стоит думать что ампир – это только пышность, богатство и величие. Сегодня это направление в оформлении интерьеров, видоизменилось и упростилось – такой ампир в домашнем стиле называют бидермеером.

Особенности стиля стиля ампир

Для интерьеров в стиле ампир характерна торжественность обстановки, симметрия, а также некоторая вычурная театральность. Типичной особенностью можно назвать стремление спрятать окна и двери, как правило, они маскируются шторами и драпировками, иногда двери прячут за мебелью или оформляют в цвет стен, реже делают их более заметными и декорируют статуями животных, иногда мифологических, таких как львы и грифоны.

Стены можно оформить по-разному – использовать обои со строгим рисунком, драпировки, панорамные изображения на различных материалах и т. п. В качестве дополнительных аксессуаров часто применяют символы власти и воинской доблести: холодное оружие, венки, щиты и другие подобные предметы.

Цветовая гамма изобилует множеством ярких, даже кричащих красок (пурпур, ярко зеленый, золотистый, розовый, синий), которые немного смягчаются обилием белого цвета в интерьере. Обязательным является наличие множества зеркал, как больших во всю стену, так и маленьких, расположенных в самых разных местах.

Отдельно стоит сказать о мебели – в основном это дорогие и изящные вещи из ценных пород дерева, в которых удобство и комфорт были принесены в жертву красоте. Они отличаются очень тонкой работой по дереву (ножки делают в виде лап животных или небольших статуэток), а также обилием позолоченных элементов.

Ампир, несмотря на всю свою претенциозность, очень целостный стиль, поэтому все вещи и отделка в интерьере должны хорошо сочетаться между собой, и тогда эффект от подобного оформления помещения будет просто ошеломляющим.

www.stroypraym.ru

что это такое, сталинский стиль в архитектуре, русский в интерьере, имперский классицизм, императорский барокко, чем отличается

“Ампир” в переводе с французского языка обозначает «имперский стиль». Он представляет собой движение эпохи Высокого классицизма в области архитектуры и прикладного искусства. Ампир зародился во Франции в годы правления Наполеона I Бонапарта. Активное развитие ампирного стиля наблюдалось в начале 19-го столетия, но после 30-х годов ему на смену пришел стиль эклектика. Цель ампира – воплощение идеологии могущественного государства и представителей власти, акцентирование на силе непобедимой армии.

Особенности

Театральность в интерьере и конструктивной организации зданий относит ампирское направление к «королевским стилям». Главной особенностью построек этого времени является наличие различных классических деталей – пилястров, лепных карнизов, высоких колонн и т.д. Кроме того, в ампире присутствуют репродукции монументов периода античности – лапы львов, мифические сфинксы и прочие композиции этого направления.

В ампире соблюдается симметричность и равновесие форм, все элементы декора распределяются в строгой упорядоченности. Для него характерно декорирование дорогостоящими деталями, присутствие элементов на военную тематику, а также скульптурные и выразительные композиции.

История возникновения

В мире

Ампирский стиль считается последним и завершающим этапом эпохи классицизма, который возник во 2-й половине 18-го столетия. Во Франции начался процесс возрождения классицизма в период правления императора Бонапарта. Отличительной чертой возродившегося движения стал официальный стиль, суть которого отобразилась в его официальном названии.

Ампир получил довольно широкое распространение в странах Европы и развивался в течение первых 30-ти лет 19-го века.

Во Франции имперский стиль отразился в дворцовых интерьерах и мемориальных архитектурных строениях. Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Самые известные французские зодчие, трудившиеся при дворе императора:

  • Пьер Фонтен.
  • Шарль Персье.

Классицизм в архитектуре Европы

Классицизм в архитектуре Европы

В России

Русский ампир появился во времена правления Александра I Павловича. Тогда было очень модно приглашать иностранных архитекторов, тем более что в начале 19-го столетия в России наблюдалось активное увлечение французской модой и культурой.

Одним из основоположников ампира в русской архитектуре считается Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана. Французский зодчий был приглашен в Россию для строительства крупнейшего православного храма в Санкт-Петербурге – Исаакиевского собора.

Стиль ампир в архитектуре подразделялся на два направления:

  • Московское.
  • Петербургское.

Это деление определилось не только по территориальному признаку. Оно также отличалось по степени отрыва от направления классицизма – московское направление стояло к нему значительно ближе.

Эрмитаж, Санкт-Петербург, РоссияЭрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Самый популярный деятель ампирского направления в Петербурге – Карл Росси. Не менее талантливыми зодчими этой эпохи были:

  • Андрей Воронихин.
  • Доменико Жилярди.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Остап Бове.

Среди скульпторов имели высокую популярность:

  • Феодосий Щедрин.
  • Иван Матрос.

Стиль ампир в российской скульптуре и архитектуре господствовал всего 10 лет (1830-40 гг). Но в период 1930-50 гг. в Советском Союзе это движение возродилось в несколько перерожденных формах и получило название «сталинский ампир».

На фото представлен Михайловский дворец, спроектированный архитектором Карлом Ивановичем Росси.

Читайте также про стиль Рококо в России.

ампир, сталинский ампир, платье +в стиле ампир, ампир +в архитектуре, стиль ампир +в архитектуре,ампир, сталинский ампир, платье +в стиле ампир, ампир +в архитектуре, стиль ампир +в архитектуре,

Михайловский дворец, Карл Иванович Росси

Сталинский ампир

Стиль русского ампира занимал главенствующие позиции в монументальном и архитектурном искусстве Советского Союза 1940-50 годов. В декоре различных помещений преобладает деревянная мебель массивных форм, бронзовые статуэтки, светильники, а также лепнина под потолками значительной высоты.

Сталинские высотки, расположенные в столице, являют собой символ эпохи сталинского ампира и в частности архитектуры. В Москве к концу 1950-х годов было возведено 7 самых высоких строений того времени.

Стиль сталинского ампира объединяет в себе дизайн интерьера барокко, образы наполеоновской эпохи, классицизма (позднего) и орнаменты ар-деко.

Ярчайшим примером внутреннего интерьера, организованного в этом направлении, является банкетный зал, расположенный в помещении Центрального Московского ипподрома. На фото четко видны строгие черты ампирского стиля в архитектуре здания.

Центральный московский ипподром Центральный московский ипподром

Центральный Московский ипподром

При оформлении интерьера мебели используется резьба. На поверхности шкафов и тумб можно наблюдать рельефы в виде пятиконечных звезд, колосьев и лавровых венков.

Важную роль в сталинском ампире играли люстры, которые не только освещали комнаты, но и отличались представительностью торжественного вида. Их изготавливали из бронзы и украшали подвесками из хрусталя. Для организации декора различных помещений использовались материалы исключительно натурального происхождения – мрамор, бронза, хрусталь, керамика, дерево.

Интерьер

Интерьер в стиле ампир характеризуется четкими линиями форм необычными решениями в вопросе отделки поверхностей. Для него присущи настенные ковры древних мастеров, многочисленные украшения из металла и картины в позолоченных рамах. К главным чертам ампирического направления относятся:

  • Строгие линии.
  • Торжественность форм.
  • Парадность композиций.

Внутреннее оформление зданий в стиле ампир отличается насыщенной цветовой гаммой. Используются яркие оттенки: золотой, синий, голубой, белый или красный. Бронзовые и золотые вкрапления превосходно сочетаются в этой палитре.

предмет мебели в стиле Ампир

предмет мебели в стиле Ампир

К аксессуарам интерьера относятся детали снаряжения военных древнеримской армии:

  • Знаки легионеров, на которых изображены орлы.
  • Стрелы, собранные в пучках.
  • Связки копий, щиты с рельефами.
  • Топоры.

Мебель в стиле ампир

Мебель в стиле ампир

Скульптурное разнообразие наблюдается в гармоничном совмещении мифологических композиций и изображений античности: богиня победы, сфинксы, кариатиды или грифоны.

Мебель

Мебель в стиле ампир характеризуется, как классический рационализм в течении архитектурных и интерьерных веяний. Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. На них изображаются мотивы на военную тематику – шлемы, щиты, скрещенные копья или мечи, венки из лавровых листьев. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. Стоит отметить, что мебельные гарнитуры эпохи ампира не отличаются комфортабельностью – особое предпочтение отдается внешней пышности и красоте композиций как и в готике.

Софа в стиле ампир

Софа в стиле ампир

Ампирная мода

Формирование ампирной моды началось еще в дореволюционной Франции, а популяризация и активное развитие наблюдалось при Бонапарте. Ампир характеризовался повышенным интересом к идеалам античной эпохи. После 20-х годов 19-го столетия ампир в модных тенденциях плавно перешел в новый викторианский стиль.

Особенности стиля в одежде

ампирская мода

ампирская модаЗаконодательницами женской моды в Париже были:
  • Жозефина Богарне.
  • Тереза Тальен.
  • Мадмуазель Ланж.

Благодаря Терезе Тальен в моду вошли платья в ампирном стиле, которые открывали для посторонних глаз женские ноги от элегантных туфелек и до самых ягодиц. Такая мода получила характерное название «аля-соваж», что в переводе с французского означает «нагая».

Популяризацией этого движения в Англии занималась Эмма Гамильтон – любовница адмирала Британии Нельсона Горацио.

После того как Наполеон взошел на имперский престол, дамские наряды стали более закрытыми, но общий силуэт платья сохранился. В эпоху наполеоновской империи появились громоздкие античные орнаменты, бархат, тяжелый шелк, а длинные шлейфы украшались рельефами золотого шитья. Идея золотого шитья на дамских нарядах была разработана в координации императора.

платья в стиле ампир

платья в стиле ампир

В пошиве платьев использовались хлопчатобумажные и льняные материалы: батист, фуляр, тюль, муслин, креп, кисея или кружево.

Свидетельством высокого положения в обществе были платья светлых цветов. В это время освоили технику отбеливания тканевых материалов.

Женские платья по внешнему виду напоминали рубахи. Над высокой талией под самой грудью красовался пояс в виде широкой ленты. Руки и шея оставались открытыми. Низ платья расшивался узорами из серебряных и золотых нитей, пестрил блесками, синелью и пайетками. Платья для танцев и визитов дополняли буфы на коротких рукавах.

платье в ампирском стиле

платье в ампирском стилеПод наряды, походившие на туники, надевали трико или рубашку телесного цвета (шмиз). Сквозь тонки материи хорошо просматривались упругие женские формы. Ткань иногда смачивали водой, чтобы она соприкасалась с телом. Широкое декольте максимально глубоко открывало шею и грудь.

Глубокий вырез было принято прикрывать, если женщина выходила на улицу. Поверх тонких нарядов надевалось манто с кружевами, застегивающееся спереди одним крючком. В холодное время года использовались рединготы (шерстяное пальто) и спенсеры (теплый короткий жакет).

Неотъемлемым и дорогостоящим аксессуаром была шаль с разноцветными кистями. Декольте прикрывали треугольной или сложенной пополам прямоугольной прозрачной косынкой (фишю). Боа из густых перьев, а также короткие меховые шарфы наблюдались в нарядах замужних женщин.

Носились чулки с декоративной вышивкой (листы дуба и лавра) и стрелками из серебряных нитей. На руки надевали длинные перчатки светлого оттенка (выше локтя).

Обувь шили на плоской подошве, в форме “лодочки” с длинными носами. Для изготовления дамских туфель использовали атлас (голубой, белый или розовый), а также ленты, которые по примеру античных образов обвязывали вокруг ног.

Мужская одежда в стиле ампир особыми излишествами не отличалась. Костюм изготавливался преимущественно в темном цвете и состоял из фрака с воротничком-стойкой, жилета, белой рубашки и светлых панталон. Значительную популярность получили рединготы, высокие шляпы, а также сюртуки.

Особенности стиля в прическах

В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок. Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов.

прически в стиле ампир

прически в стиле ампир

Белорусская плитка Домино: все о производителе, предлагаемой продукции и стоимости.

Дизайн прихожей в хрущевке: какие нужно знать нюансы при проектировании и ремонте вы узнаете в этой статье.

Стиль кантри в интерьере: https://trendsdesign.ru/home/liv/gostinaya-v-stile-kantri.html

Особенности королевского стиля

Выводы

Ампир стал переходным этапом от ренессансной эпохи Возрождения к новым течениям эклектики. В этот период наблюдаются значительные трансформации женских нарядов, которые открывали тело и выставляли напоказ упругие формы. Ампирский стиль затронул область архитектуры и монументального искусства – возводились новые здания, характерной чертой которых было объединение нескольких исторических стилей в общей композиции.

Современные дизайнеры используют за основу идеи гениальных творцов эпохи ампира, создавая уникальные интерьеры в жилых помещениях и зданиях коммерческого направления.

trendsdesign.ru

Ампир — это… Что такое Ампир?

Ампи́р (от фр. empire style — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.

История

Зарождение

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возникшего во второй половине XVIII века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire — «империя»). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века.

В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном[1].

В России

В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев на Руси было частым явлением, поскольку среди титулованых особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой. Для возведения Исакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира».

Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма — московский стоял к нему ближе. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина[1][2]. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг.

Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Данное направление ампира также известно как «сталинский ампир»[3].

Особенности стиля

Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и даже Древнего Египта, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии[1][3].

См. также

Примечания

Литература

dic.academic.ru

Стиль ампир — Имперский стиль в моде и архитектуры.

Вслед за классицизмом в Европе в начале XIX века в моду вошёл стиль ампир. В истории вслед за Древней Грецией могущественным и влиятельным становится Древний Рим, точно также и классицизм сменяется стилем ампир. Классицизм в большей степени был связан с влиянием Древней Греции, а стиль ампир был подвержен влиянию искусства Древнего Рима, а именно Рима периода империи.


 
Эпоха стиля ампир – 1800-1825 годы. Ампир означает имперский, зарождается он во Франции, во времена Наполеона, а именно во времена его успехов, его побед. Ведь ампир – это стиль империи, стиль триумфальных арок, арок, возводимых в честь побед, как в Древнем Риме, так теперь и в Париже.

 
Ампир появится и в ХХ веке, так называемый сталинский ампир. Здания и целые архитектурные ансамбли в стиле сталинского ампира можно найти в Киеве, Москве и Минске. Так в Минске весь проспект Независимости от вокзала до здания БНТУ выдержан в духе сталинского ампира, стиля империи.

 
Казанский Собор построен в стиле ампир, а также сталинская высотка в стиле сталинский ампир.
 

 
Стиль ампир всегда отличается большой пышностью, блеском, помпезностью.
 
Но вернёмся в начало XIX века. Как и в архитектуре, так и в моде стиль ампир получает распространение.

Силуэт костюма эпохи ампир имеет цилиндрическую форму, стремясь к цилиндрическим очертаниям стройной и высокой колонны. Используются однотонная рельефная вышивка, симметричная декоративная отделка, плотные блестящие ткани.

 
В мужской одежде распространённым становится появившийся ещё в эпоху классицизма фрак – шерстяной с высоким воротником-стойкой, обязательно тёмных тонов – чёрный, синий, серый, коричневый.
 
Носили такой фрак со светлым жилетом и такими же светлыми панталонами.
 
Верхний одеждой оставался также появившийся ранее редингот или сюртук. Сюртук постепенно становится основным элементом в мужском деловом костюме. А осенью и зимой носили редингот с двойным, а то и тройным воротником или же пелериной.
 
Причёски – в основном короткие, на головах – шляпы с небольшими и загнутыми по бокам полями.
 
Обувь – туфли и сапоги.

Но особенно сильным было влияние стиля ампир на женскую одежду. Яркой особенностью стиля ампир в женской одежде становится высокая талия, которая делит фигуру в соотношении 1 : 7 и 1 : 6, плюс прямая длинная юбка и узкий лиф.


 
Корсеты столь популярные во времена барокко и вышедшие из моды в эпоху классицизма в период ампира вновь возвращаются. На смену мягким и лёгким тканям приходят плотные, к примеру, плотный шёлк, впрочем, также используются и тонкие прозрачные ткани, но обязательно на плотной, чаще шёлковой подкладке.
 


 
В женском костюме появляется и всё больше и больше декоративных элементов — рюши, оборки, кружева, вышивки. Вышивки часто выполнены однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками.
 

Для самих платьев в стиле ампир также были характерны: шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете.

 
В верхней женской одежде в начале XIX века появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из хлопчатобумажных, а также шерстяных тканей, отделанные бархатом, атласом (а зимой — подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, форму и покрой деталей платья.
 

Головные уборы – капоры самых разнообразных фасонов, а иногда и с вуалью, шляпы типа ток.
 

 
Тока – головной убор, который как раз таки появляется именно в эпоху Наполеона. Это была чёрная бархатная шляпа, украшенная перьями. Такая шляпа изображалась … на гербах, а именно на гербовом щите. Цвет околыша и количество перьев менялось в зависимости от титула хозяина герба. Так, к примеру, тока, изображённая на гербе дворян, имела зелёный околыш и одно перо.

Вскоре такой головной убор без полей и округлой формы стали носить и женщины.


 
 
Именно в начале XIX века, как и в эпоху барокко, большое внимание уделяется причёскам и головным уборам, а именно их пышности и нарядности.
 
Также используются перчатки: длинные лайковые, иногда без пальцев, так называемые митенки.
 
Обувь – туфли, плоские и открытые, кожаные и на низком каблуке.

 
Украшениями к платьям в стиле ампир служили жемчуг (как искусственный, так и натуральный), камеи, диадемы, колье, ожерелья, которые оборачивались вокруг шеи по несколько раз, на руках – браслеты, перстни, браслеты также носились и на ногах, серьги с подвесками.

 

 

Неизменной законодательницей моды в стиле ампир в начале XIX века была супруга Наполеона Бонапарта Жозефина.


 

Сегодня стиль ампир в одежде в основном представлен в платьях и сарафанах. Очень красивы свадебные платья. А вот особенности стиля ампир сегодня такие же, как и в начале XIX века: завышенная линия талии, наличие обязательной ленточки под грудью, а также струящийся силуэт и ощущение лёгкости. Длина также может быть до пят, как и вначале XIX, но может быть и короткой.

 

 
 
Платья в стиле ампир с укороченными юбками придают образу определённую женственность и даже кукольность, наивность. Из-за этой кукольности появилось и название стиля для подобных платьев – стиль baby doll.
 
Свадебные платья в стиле ампир шьются, как и из традиционного для ампира шёлка, та и из шифона. Обувью к таким свадебным платьям служат либо сандалии на плоской подошве, либо туфли на высоком каблуке. Волосы разбиваются на прямой пробор, гладко причёсаны, а на лоб спадают локоны. Если же волосы длинные, то их заплетают в две косы и укладывают в сеточку на затылке.


Плюсом платьев в стиле ампир является то, что они подходят практически всем. Так полным девушкам они помогут подчеркнуть грудь и скрыть полноту, девушкам с мальчишеской фигурой придадут женственности. А низким девушкам, платья в стиле ампир позволят выглядеть более высокими и статными.
 
Вероника Д.   http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post230294527/
http://mylitta.ru/510-empire-style.html
http://fashiony.ru/page.php?id_n=12556
http://commons.wikimedia.org

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

art.mirtesen.ru

ампир в интерьере. Оригинальные статьи по дизайну интерьеров.

Временные рамки, предпосылки возникновения стиля

Ампир (в переводе с французского — empire style — имперский стиль. Этот стиль возник в период правления императора Наполеона I во Франции. Своё развитие получил в течение первых 30 лет 19 века. Ампир-последний из этапов классицизма.

Архитектура, здания

Самые известные архитектурные постройки в стиле ампир — Арка на площади Каррузель в Париже, в России это стрелка Васильевского острова с Биржей, Адмиралтейство, здание Горного института в Санкт-Петербурге. А известные интерьеры, выполненные в этом стиле — принадлежат дворцам Мальмезон, Фонтенбло, где мотивы египетских рельефов, греческого и римского декоров, помпейских росписей сочетаются с мебелью в стиле ампир выполненной мастером Жакобом Ф. О.

Черты интерьера, мебель

Ампир один из «королевских стилей», который отличается театральностью и стремлению к демонстрации величия в архитектуре и интерьерах. В архитектуре это всегда колонны, пилястры, лепнина, карнизы, мотивы, копирующие практически без изменений античные образцы скульптуры, грифоны, сфинксы, львиные лапы, военная атрибутика-доспехи, лавровые венки. Эти элементы располагались всегда симметрично и упорядоченно. Не обходилось и без фресок. Позолоты на массивной мебели из красного дерева. Ампир — это стиль с богатым декорированием, подчёркивал идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии. Преимущественно этот стиль опирался на историю древней Греции и Рима, также в нем прослеживаются некоторые древнеегипетские мотивы.

На данный момент интерьеры в стиле ампир очень востребованы. В таком стиле выполняются интерьеры в театрах, дворцах бракосочетания, ресторанах и отелях, также часто он используется в смелом сочетании с другими стилями, создавая при этом новые, современные стили такие как Фьюжн и эклектика. Но все-таки этот стиль требует высоких потолков и больших помещений.

Если Вы еще не определились в каком стиле Вы хотите видеть интерьер своей квартиры, посмотрите новинки дизайна с мебельных выставок и другие стили интерьера.

designer-pro.ru

Ампир / Стили / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения

Происхождение:

1. Франция (правление Наполеона I — 1804 –1815 гг)

Периоды проявления:

1. Наполеоновская Франция.

2. Россия: правление Александра I, сталинский Ампир, неоклассицизм СССР.

3. Кайзеровская Германия, фашистская Германия.

4. Английский стиль регентства (1810-30). Эдвардианская Англия (1901-1910)

Основные черты: 

1. Спокойная уравновешенность форм. Формы простые и элегантные.  Изогнутые линии сочетаются с прямыми.

2. Симметричные формы. Монументальность. Соединение античности и рационализма. Холодная торжественность.

3. Базовые геометрические фигуры: круг, квадрат.

4. Чистые, насыщенные цвета, дерзкие цветовые контрасты.

5. Статичная композиция, элементы античной и воинской символики.

6. Геометрически выверенная орнаментальность. Декор служит для прославления Империи.

7. Дорогостоящие материалы: древесина светлых  или красных пород, бронза, полированный камень. 

Основные характеристики:

1. Стиль воспевал величие власти.

2. Отражение через искусство значимости военных побед и мощи Империи.

3. Этические мотивы: искусство позднего Рима, древних Греции и Египта.

Символы  или константы стиля:

1. Торжественность и парадность (насыщенные цвета, венки, тяжелая    драпировка, позолота, гильош).

2. Имитации античной архитектуры: Арка, колонна, бордюры. 

3. Воинская символика, сцены баталий (щиты, шлемы, копья, мечи, фасции).

4. Образы античности (человеческие образы, миандр, пальметта, акант, кариатиды, лавры, мифические животные: сфинксы, орлы, грифоны, львы, змеи).

 

Ампир (от французского — империя), стиль в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах, завершающая фаза неоклассицизма. Возник во время правления императора Наполеона I (1804 –1815 гг.) и активно развивался в первой трети XIX века.   

www.roskosh-jewel.ru

Стиль ампир в архитектуре

 

Постройка стиле ампир — церковь Сен-Мадлен (l’église de laMadeleine) — церковь Святой Марии. 1807-1842 гг. Франция, Париж. Архитекторы Б.Виньон, Ж.Ж.Бове.

Стиль ампир в архитектуре появился во Франции в конце 18 — 19 века, после Французской революции, в период правления Наполеона. Название стиля произошло от французского слова «empire» — империя. Основной целью этого направления искусства стало восхваление имперской власти  и самого императора, военные успехи и завоевания. Возвеличивание личности Наполеона  и его побед проявилось в строительстве триумфальных арок, обелисков и колонн.

Французский искусствовед Пьер Верле (Pierre Verlet, 1908-1987 гг.) называл ампир  «затвердевшим стилем Людовика XVI», обращая внимание на его холодность и жесткость. И. Грабарь (Грабарь Игорь Эммануилович. 1871–1960 гг. русский художник, историк искусства, музейный деятель) в подтверждение этих слов писал: «развитие классицизма во Франции было прервано холодной диктатурой ампира».

Историк художественных стилей В. Курбатов (Курбатов Владимир Яковлевич 1878-1957гг.) подчеркивал: «Появление стиля ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».

Ампир, продолжая классическую традицию зодчества и дополняя ее новыми элементами, тем не менее, по мнению искусствоведов, больше напоминал декорации, чем художественный стиль.

Истоки стиля ампир в архитектуре

Считается, что начало стилю ампир положил живописец Жак Луи Давид (Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец. 1748—1825гг.) Художник писал картины, возвеличивающие Наполеона, поклонником которого являлся, делал специальную мебель для императорского дворца.

Египетские орнаменты появились в декоре после военной компании Наполеона в Египте(1798-1799). Участие в египетском походе принимала и археологическая экспедиция под руководством Д.- В. Денона, который в 1802г. выпустил издание «Описания Египта» с большим количество иллюстраций.

В результате, во Франции египетские мотивы стали частью патриотической символики и использовались при строительстве объектов, восславляющих Бонапарта (Париж «Фонтан Феллаха», «Фонтан Победы», «Фонтан Мира»).

Стиль  ампир в архитектуре ориентируется на образцы зодчества времен Древнего Рима. Они служили примером для создания сюжетов и мотивов, воплощающих идею величия и мощи воинской силы и славы.

Стиль заимствовал элементы римского зодчества:  мощные портики, фронтоны с барельефами. Из декора ампир перенял рельефные изображения орлов, львов, копья, щиты, топоры, венки. Вместе с тем, в ампире присутствовали и элементы романтизма, они выражались в древнеегипетских мотивах, которые украсили архитектурные элементы строений.

Интерес к Египту должен был показать Францию как преемницу древних цивилизаций и империй, укрепить государственную идеологию.

Римские мотивы и египетский декор объединились в ампире, не нарушая единства стиля. Египетское искусство было модным и  в среде римских патрициев, поэтому ампир, сочетающий эти два направления, не стал эклектичным стилем. Искусство Древнего Египта времен Рамзеса и Древнего Рима прочно соединились в амбициозном наполеоновском ампире.

Сфинксы  Фонтана  Победы на площади Шатле в Париже. 1858 г. Архитектор Франсуа Жан Бралль.

Ампир начала 19 века, Франция

Временные рамки существования оригинального французского стиля ампир ограничены: 1804 -1814(1815) гг. Где 1804 г. — конец правления Директории (годом коронации Наполеона) , а 1814 (1815) гг. – начало реставрации власти Бурбонов (1814-1815гг.).

В этот период, под непосредственным присмотром Наполеона,  архитекторы Шарль Персье (Percier, Charles. 1764–1838)  и Пьер Фонтен (Fontaine, Pierre.1762–1853) — французские архитекторы и дизайнеры, творившие вместе, основоположники стиля ампир, работали над оформлением  дворцов Наполеона I:

—  Мальмезон (Malmaison) — резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне  в 20 км от Парижа – перестроена из дворца, созданного в 1610 г.,

Тюильри.  После объявления Наполеоном Тюильри в 1799 году официальной резиденцией, у главного входа во дворец была воздвигнута Триумфальная арка (на площади Карузель).

Триумфальная арка на площади Карузель. Париж. 1803-1833 гг. Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен. 

 

Перикл (Perikles) — 490—429 гг. до н. э.) Век Перикла — период наивысшего подъема демократических Афин и искусства древнегреческой классики середины V в. до н. э.

Пафосные монументы должны были провести параллель между величием наполеоновской и римской империей. Наполеон сравнивал себя с римскими правителями, поэтому художникам и зодчим французской империи указывали, что за основу образцы архитектуры Древнего Рима, в то время, как классицизм был ориентирован на архитектуру Древних Афин века Перикла.

Здания в стиле ампир имели характерные для античности Древнего Рима архитектурные формы. Например, архитектор Пьер Виньон (1762-1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к форме периптера. Здание замыкает улицу Руаяль, идущую от площади Согласия.

Периптер — прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окружённое колоннадой.

Строительство церкви Мадлен начато в 1764 г. (арх. Констан д`Ирви). В период революции строительство прервано. В 1806 г. Наполеон поручает архитектору Виньону сделать из здания храм Военной славы в ознаменование великих побед. Перестройка завершилась только в 1842 году, уж после падения Наполеона.

Здание несколько раз перестраивалось разными архитекторами: Контан Дэ Иври планировал крестообразное сооружение с куполом, после его смерти арх. Кутюр создал новый проект, подобный Пантеону. В 1806 г. Наполеон планировал сделать из церкви Зал Славы, и все было снесено и перестроено. Только в 1842 г. здание было окончательно отдано под храм.

В российской моде в тот время было все французское. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. французские зодчие Персье и Фонтен посылали российскому императору Александру I альбомы с видами новых парижских строений (это делалось с позволения самого императора Наполеона, а передавали альбомы через французского посла в Петербурге).

Известно, что и сам Наполеон слал Александру I письма с описаниями и рисунками, сделанными во время итальянского и египетского военных походов. Уже после войны в Париже в 1814 г. император Александр I встретился с П. Фонтеном, чтобы получить от него альбом с архитектурными проектами в стиле ампир. В дальнейшем эти альбомы стали основой для распространения «русского ампира».

Все архитектурные элементы в  стиле ампир располагаются упорядоченно, с соблюдением симметрии и равновесия. Для архитектурного стиля ампир характерны: массивные геометрические объемы; прямолинейные очертания; контраст больших плоскостей стен и узких декоративных поясов; контрастные цвета и концентрированный плотный орнамент; наличие колонн, пилястров, лепнины.

Архитектурный стиль ампир представлял собой отражение притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство и насильственно насаждался в завоеванных странах. Однако, в Германии и Австрии в эту эпоху развивался другой стиль — бидермайер, даже несмотря на то, что французы пытались внедрить ампир в искусство этих стран. Только другая огромная империя – Россия – стиль приняла и активно использовала в разных областях искусства.

Если во Франции этот стиль был связан непосредственно с личностью Наполеона и  существовал там только во времена его правления, оставив не очень большое количество архитектурных памятников, то, прижившись в России, он отразил имперские амбиции не одного поколения царей, и оставил большой след в архитектуре страны. В статье «Русский ампир в архитектуре» вы можете более подробно ознакомится с этим интереснейшим направлением.

 

 

Автор: Марина Калабухова

www.facade-project.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *